Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 3, "АВД"-"АВК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 3, "АВД"-"АВК")

АВДАЛЬД

АВДАЛЬД - св.- см. Аманд, Луций, Александр.

АВДАТ

АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу. Известен с III в. до Р. Х.; в кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. один из центров правления царей набатейского дома (название города происходит от имени погребенного здесь царя Ободы, 30-9 гг. до Р. Х.). Наивысший расцвет А. пережил в визант. эпоху. Его хорошо сохранившиеся остатки раскапывают с XIX в., особенно успешно с 20-х гг. ХХ в. Кроме укреплений, форума и городских кварталов изучено кладбище (многочисленные надгробия с греч. эпитафиями VI-VII вв.) и 2 трехнефные христ. базилики. Хорошо сохранился полукруглый баптистерий Северной ц. с крестообразным бассейном и вырубленной в камне емкостью для масла.

Лит.: Negev A. Eboda // EaeHL. Vol. 1. С. 345-355; Canby C., Kocybala A. A Guide to the Archaeological Sites of Israel, Egypt and North Africa. N. Y.; Oxf.; Sydney, 1990. P. 19-20.

Л. А. Беляев

АВДЕЕВ Владимир Александрович

Владимир Александрович (1862-16.01.1914), автор духовно-муз. сочинений. Получил юридическое образование в С.-Петербургском ун-те (окончил в 1886) и вокальное - в С.-Петербургской консерватории по классу проф. С. И. Габеля (1885-1890). При выборе профессиональной деятельности отдал предпочтение юриспруденции, однако не оставил муз. занятий: и в период службы в Министерстве юстиции, и после избрания в мировые судьи (по С.-Петербургу) давал уроки пения и фортепианной игры. В его доме собирались любители хорового пения для исполнения духовной музыки. Был в дружеских отношениях с композитором А. К. Лядовым. В 1909 г. А. издал в С.-Петербурге (на собственные средства) в количестве 100 экз. сб. «Восемь священных песнопений» для смешанного хора («Святый Боже», Херувимская № 1, Херувимская № 2, «Милость мира», «Тебе поем», «Достойно есть», «Блажени, яже избрал», «Сердце чисто»), посвященный Д. Н. Соловьёву.

А. А. Наумов

АВДЕЙ ЭДЕССКИЙ

АВДЕЙ ЭДЕССКИЙ [Авдий, Удо; сир. АВДЕЙ ЭДЕССКИЙ , греч. Αὐδαίας] († ок. 372), основатель секты авдиан (или антропоморфитов). После Всел. I Собора в Никее (325) архидиакон из Эдессы А. Э., не признавший соборных решений по вопросу о дне празднования Пасхи, вместе со своими единомышленниками откололся от Церкви, создав характерную своей крайне ригористической аскетикой монашескую секту. Позднее А. Э. самовольно провозгласил себя «епископом»; деятельность секты была ограничена обл. Сирии и Месопотамии. Есть сведения, что еще при имп. Константине Великом он был сослан в провинцию Скифия, где до самой смерти ревностно распространял христианство среди готов.

Основанная им секта вскоре исчезла, хотя свидетельства о ней сохранялись до V в. Ее деятельность подробно описана в «Панарионе» свт. Епифания. А. Э. был автором неск. апокрифических «апокалипсисов», имевших внутри его секты статус «священного писания». В этих текстах заметно влияние гностицизма и астрологии, сближающее их с сочинениями Бардесана Эдесского. Нек-рые ученые считают А. Э. создателем особой гностической системы, сочетавшей в себе дуализм с учением о телесности и даже антропоморфности Бога, о чем свидетельствуют фрагменты его трудов (в целом утраченных), сохранившиеся у несторианского ересиолога IX в. Феодора бар Кевани (Liber scholiorum. II 219-220). Существует даже гипотеза (недостаточно, впрочем, обоснованная), согласно к-рой вульгарно-антропоморфные воззрения А. Э. оказали влияние на определенные круги в среде егип. монашества.

Ист.: Феодорит. Церк. ист. IV 10; Theodoretus. Haer. fab. comp. IV 11; Сократ. Церк. ист. V 23; Епифаний. Панарион. 70; Ефрем Сирин. Против ересей. 24; Augustinus. De hacresibus. 50; Agapius Mabbugensis. Hist. T. 2. P. 106 sq.

Лит.: ПБЭ. Т. 1. С. 127; Baumstark. Geschichte. S. 15-16; Régnier A. Audée // DHGE. T. 5. Col. 299-300; Schmidt K. D. Die Bekehrung der Germanen zum Christentum. Gött., 1939. Bd. 1. S. 228 f.; Jarry J. Une semi-héresie syro-égyptienne, l'audianisme // Bull. de l'inst. franç. d'archéologie orientale. Cairo, 1965. T. 63. P. 169-195.

А. В. Муравьев

АВДЕЛАЙ ПРЕСВИТЕР

АВДЕЛАЙ ПРЕСВИТЕР - сщмч. (пам. 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский

АВДЕНАГО

АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки.

АВДИЕС

Авдиéс [Авдишо, Авдиисус; лат. Abdiesus, греч. ̓Αβδιησοῦς из сир. АВДИЕС  - слуга Иисуса], сщмч. Персидский - см. Авда и Авдиес.

АВДИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВДИКИЙ ДИАКОН

АВДИКИЙ ДИАКОН - сщмч. Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, Азадан и А., мученики Персидские.

АВДИФАКС

АВДИФАКС - мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Марин, Марфа и др., мученики Римские.

АВДИШО

Авди́шо [сир. АВДИЕС  - раб Иисуса, араб. АВДИШО  АВДИШО ], распространитель христианства в Сев.-Вост. Аравии (IV в.). Род. в сел. Арфалуна в обл. Месена (Майшан, Юж. Месопотамия). Его учителем был известный сир. подвижник Мар Авда из мон-ря Дайр-Куни. Там А. прославился как чудотворец, но вернулся на родину и основал там свой первый мон-рь.

После того как А. учредил еще 2 обители, Персидский Католикос Тумарса (363-371) рукоположил его во епископа; центр его епархии находился в месенском г. Дайр-Махрак (арам. Дима, сасанидский Шад-Шапур). Из-за конфликта с местными жителями А. оставил кафедру и отправился на о-в Рамас, расположенный у арав. побережья Персидского зал. рядом с Бахрейном и аль-Ямамой (возможно, совр. о-в Абу-Али). Там он проповедовал христианство, крестил жителей и также основал мон-рь. Следуя указанию свыше, А. покинул остров и заложил еще один мон-рь в окрестностях Эль-Хиры, куда вскоре стали стекаться паломники из соседних земель. Незадолго до кончины А. вернулся в первую основанную им обитель, где и упокоился. Почитается как святой персид. несторианами.

Ист.: Histoire nestorienne: (Chronique de Séert), 1 / Publ. Mgr. Addaï Scher; trad. P. Dib // PO. T. 5. P. 198-200.

Лит.: King G. R. D. A Nestorian Monastic Settlement on the Island of SАВДИШО r Ban YaАВДИШО s, Abu Dhabi // Bull. of the School of Oriental and African Studies. 1997. T. 60. P. 233-234.

С. А. Французов

АВДИШО БАР БАХРИЗ

Авди́шо Бар Бахри́з [сир. АВДИШО БАР БАХРИЗ АВДИШО БАР БАХРИЗ  АВДИЕС , араб. АВДИШО АВДИШО АВДИШО БАР БАХРИЗ АВДИШО БАР БАХРИЗ ], митр. Мосульский (XI в.), несторианский сироязычный писатель и церковный деятель. До избрания на кафедру Мосула (Сев. Ирак) был настоятелем мон-ря св. Илии в этом городе. В 1028 г. выдвигался одним из кандидатов на выборах несторианского патриарха-католикоса, когда был избран Илия I. Известен гл. обр. как канонист, собиратель и систематизатор церковных правил и постановлений Соборов. Ему приписывают также юридический трактат о порядке наследования и литургические комментарии. Его упоминает в своем «Каталоге» Авдишо бар Бриха.

Соч.: ‘Abdišo‘ Bar Bahriz. Ordnung der Ehe und der Erbschaften sowie Entscheidung von Rechtsfällen / Hrsg., übers., komm. W. Selb. W.; Köln; Graz, 1970.

Лит.: Parisot J. Abdiésu de Mossul // DTC. T. 1. Col. 27; Köbert R. Abdisho‘ bar Bahriz Einleitung zu einem Traktat über Ehe und Erbrecht // OCP. 1971. T. 37. S. 437-440; Garon R. A new Nestorian source // Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1972. T. 40. S. 263-276; HChr. P., 1993. T. 4. P. 450.

Свящ. Олег Давыденков

АВДИШО БАР БРИХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВДОН

АВДОН - мч. Римский (пам. 30 июля), князь Персидский - см. Полихроний еп. и др., мученики Римские.

АВДУЛМАСИХ

АВДУЛМАСИХ [Авда д-Машиха; сир. АВДУЛМАСИХ , АВДУЛМАСИХ АВДУЛМАСИХ - раб Христов] († ок. 390), мч. Сингарский (пам. вост. 27 июля). Отрок Аскер бен Леви, сын богатого еврея из г. Сингара (Месопотамия), пас стада своего отца вместе с друзьями, среди к-рых были как персы-огнепоклонники, так и христиане. Обратившись в веру Христову, он был крещен и наречен именем А., после чего получил причастие от одного из епископов, посетивших эту область. Узнав об этом, его отец пришел в ярость и убил 11-летнего сына на месте Крещения 27 таммуза 701 г. «эры Александра» (27 июля 390 г. по Р. Х.). На могиле мученика совершалось множество чудес, побудивших перейти в христианство всю его семью. Житие А., написанное по-сир., сохранилось в рукописи, к-рая находится в Британском музее (Lond. syr. add. 12 174, 1197 г.), а также в ряде др. манускриптов (фрагментарно). Известны его араб. и арм. версии.

Ист.: Bedjan. Acta. T. 1. P. 173-201; Corluy J. Acta Sancti Mar Abdu'l Masich // AnBoll. 1886. T. 5. P. 9-52 [сир. житие]; AnBoll. 1926. T. 44. P. 270-341 [арм. и араб. версии].

Лит.: Vailhé S. Abdul Masich (Saint) // DHGE. T. 1. Col. 67; Ortiz de Urbina. PS. P. 183.

М. В. Грацианский

АВДУСИН Даниил Антонович

Даниил Антонович (20.08.1918, г. Сычёвка Смоленской губ.- 3.06.1994, Москва), проф. кафедры археологии исторического фак-та МГУ (с 1971). Ученик А. В. Арциховского, специалист по начальному периоду истории древнерус. гос-ва, в т. ч. русско-сканд. связям. Педагог, автор учебников по археологии. Исследователь поселения и могильника Гнёздово, где им была открыта одна из древнейших кириллических надписей-граффито; с 1949 г. организатор и руководитель Смоленской археологической экспедиции (раскопки церквей XII - нач. XIII в.; усадеб XI-XV вв.; открытие берестяных грамот XII-XIII вв.- см. Смоленск).

Соч.: Полевая археология СССР. М., 1980; Основы археологии. М., 1989.

Лит.: Некролог. Список трудов // Рос. Арх. 1995. № 1.

Л. А. Беляев

АВЕЛ

Авéл [Авель, Абел; евр. АВЕЛ (АВЕЛ ), АВЕЛ  - речная долина, ручей, канал (точное значение спорно)], составной элемент нек-рых библейских географических названий.

1. А.-Беф-Мааха (в 2 Пар16. 4 - Авелмаим), израильский город на севере Палестины, к-рый осадил военачальник царя Давида Иоав, когда преследовал Савея (2 Цар 20. 14-22). Разрушен сир. царем Венададом (3 Цар 15. 20; 2 Пар 16. 4) в нач. IX в. до Р. Х.; в 734 г. до Р. Х. окончательно присоединен Тиглатпаласаром III к Ассирии (4 Цар15. 29).

2. А.-Керамим, место, где израильский судья Иеффай нанес поражение аммонитянам (Суд 11. 33); точное местоположение неизвестно, согласно Евсевию (Oномастикон 32. 14-16), оно находилось в 6-7 рим. милях от Филадельфии.

3. А.-Мехола, город, упомянутый в связи с бегством мадианитян, разбитых израильским судьей Гедеоном (Суд 7. 22); родина прор. Елисея (3 Цар19. 16), южнее г. Беф-Сана на зап. берегу Иордана.

4. А.-Мицраим, место в Вост. Иордании, точное местоположение к-рого неизвестно. В Быт 50. 11 это название понимается как «Плач Египтян» и объясняется участием египтян в оплакивании Иосифом своего отца Иакова.

АВЕЛИТЫ

АВЕЛИТЫ [авелониты], еретики, появившиеся в Сев. Африке в сер.- 2-й пол. IV в.; секта, имеющая гностические или манихейские корни и сходство с сектой энкратитов. Основной источник сведений об А.- соч. блж. Августина «О ересях». Адепты секты считали себя подражателями чистой и целомудренной жизни праотца Авеля (отсюда и название). Они должны были иметь семьи, но в то же время им были запрещены плотские супружеские отношения (считалось, что Авель был девственником, поскольку от него не осталось потомства). Для того чтобы число членов секты восполнялось, в каждую семью принимались на воспитание двое детей, мальчик и девочка. Дети должны были жить с приемными родителями до их смерти, после чего они замещали их и брали на воспитание следующее поколение детей. Согласно энкратитской идее девственного брака, в каждом доме должны были находиться мужчина и женщина. По свидетельству блж. Августина, местные жители доброжелательно относились к А. и охотно отдавали детей им на воспитание. Тем не менее секта довольно быстро распалась и уже к 20-30-м гг. V в. прекратила свое существование.

Ист.: Augustinus Hipponiensis. De haeresibus. 87 // PL. 42. Сol. 17.

Лит.: Ermoni V. Abelites // DHGE. T. 1. Col. 92-93.

В. В. Василик

АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ

АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ [лат. Collectio Avellana], название рукописного сборника из собрания мон-ря св. Креста в Фонте-Авеллана (Италия), ныне хранящегося в Ватиканской б-ке (Vat. Lat. 4616). В нем содержатся послания, указы и мандаты императоров, пап, церковных иерархов, касающиеся церковных дел в период с 367 по 553 г. Более 200 документов уникальны, т. к. содержатся только в этом сборнике. А. c., составленное, вероятно, частным лицом во время понтификата папы Вигилия (537-555), является основным источником по истории т. н. Акакианской схизмы 484-519 гг. (послания пап, послание имп. Юстина I, документы, отражающие колебания папы Вигилия в споре о «Трех главах»).

Изд.: Epistulae imperatorum, pontificum, aliorum inde ab a. CCCLXVII usque ad a. DLIII datae: Avellana quae dicitur collectio / Ed. O. Günther. W., 1895-1898. T. 1-2. (CSEL; 35/1-2).

Лит.: Beck. Geschichte der orthodoxen Kirche. Bd. 1. S. 7-32; Charanis P. Church and State in the later Roman Empire. Thessal., 1974; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden, 1982. Hbbd. 2. S. 297, N 124.

И. С. Чичуров

АВЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ (Васильев Василий)

АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ (Васильев Василий) (Васильев Василий; до 7.03.1757, с. Акулово Алексинского у. Тульской губ.- 29.11.1831, г. Суздаль Владимирской губ.), мон., автор рукописных книг. Как рассказывается в его автобиографии («Житие и страдания отца и монаха Авеля»), А. П. был сыном крепостного крестьянина, в 1774 г. женился «против воли», в 1776 г. начал странствовать, через 9 лет поселился в Валаамском мон-ре под началом игум. Назария (Кондратьева), где обрел дар предвидения, затем перешел в Бабаевский Николаевский мон-рь Костромской епархии. В 1796 г. предсказал кончину императрицы Екатерины II и был заключен в каземат Петропавловской крепости, после беседы с имп. Павлом I был освобожден и возвратился в мон-рь. Вскоре предрек время и подробности кончины имп. Павла, был посажен в Шлиссельбургскую крепость, но, поскольку предсказание снова сбылось, выпущен на свободу имп.

Александром I. Спустя неск. лет предсказал Отечественную войну 1812 г. и сожжение Москвы, снова попал в заключение, на этот раз в Соловецкий мон-рь, вскоре был освобожден благодаря покровительству кн. А. Н. Голицына. Скитался по мон-рям, 23 окт. 1823 г. поступил в Высоцкий Серпуховской мон-рь, где предрек скорую кончину имп. Александра I, восстание 14 дек. 1825 г., восшествие на престол имп. Николая I и то, что он «проживет тридцать лет» (Давыдов. С. 482). Опасаясь преследования, в июне 1826 г. покинул Высоцкий мон-рь, был задержан в Тульской губ. и заключен в Евфимиев суздальский мон-рь, где и скончался; погребен за алтарем ц. свт. Николая.

Свои видения и мысли, а также своеобразные переложения библейских сказаний, сопровождаемые собственными толкованиями, А. П. записывал в маленьких тетрадках, к-рых, по словам И. П. Сахарова, «очень много по свету гуляет». Интерес к личности А. П. в годы, когда он жил на свободе, проявляли многие представители рус. интеллигенции (М. Я. Мудров, П. И. Страхов) и знати (в т. ч. гр. П. А. Потёмкин, кн. А. Н. Голицын), покровительством к-рых пользовался этот «простонародный мистик».

Соч.: Житие и страдания отца и монаха Авеля (отрывки) / Публ. М. И. Семевского // РС. 1875. № 2; Книга Бытия (отрывки) // Там же.

Лит.: Ильин-Томич А. А. Васильев В. // Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 394; ЖПодв. Ноябрь. С. 738-740; Давыдов Д. Соч. М., 1962; Записки И. П. Сахарова // РА. 1873. Кн. 1. Стб. 959; Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812-1826 гг. // РС. 1875. № 4; Прорицатель Авель // РА. 1878. № 7; Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995; Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 225-228.

Н. Н. Крашенинникова

АВЕН-ЕЗРА

АВЕН-ЕЗРА - см. Ибн Эзра Авраам.

АВЕНИР

АВЕНИР [евр. АВЕНИР , АВЕНИР  - отец света; отец есть свет], сын Нира, двоюродный брат и военачальник царя Саула (1 Цар 14. 50). Как высший чиновник А. имел право сидеть рядом с царем и его сыновьями. Участвовал в битве с филистимлянами в Сокхофе (1 Цар 17. 55). Командовал войском Саула во время преследования им Давида и подвергся упрекам последнего, когда дал ему возможность безнаказанно войти ночью в шатер царя Саула (1 Цар 26. 14-16). После гибели Саула А. возвел на престол оставшегося в живых царского сына Иевосфея в Маханаиме, новой столице царства (2 Цар 2. 8-10). Под властью царя Давида осталось только Иудино колено со столицей в Хевроне (2 Цар 2. 1). С целью преодолеть разделение царства Саула и решить вопрос о правах на него в Гаваоне произошло сражение между 12 воинами из войска Иевосфея, к-рым командовал А., и из войска Давида, находившегося под командованием Иоава. Сражение избранных не решило вопроса, тогда развернулась ожесточенная битва между войсками, в к-рой А. был побежден. Тогда же он убил преследовавшего его племянника Давидова Асаила (2 Цар 2. 12-23). Вскоре Иевосфей обвинил А. в притязаниях на царство, т. к. узнал о его связи с Рицпой, одной из наложниц Саула. Разгневавшись на царя, А. послал вестников к Давиду с предложением заключить с ним мир, обещая объединить весь Израиль под властью Давида (2 Цар 3. 7-21). Царь Давид принял его предложение, но Иоав, брат Асаила, не доверял А. Желая отомстить за смерть брата, он тайком от Давида умертвил А. (2 Цар 3. 22-27). Когда Давид узнал об этом, он проклял потомков Иоава. «Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ» (2 Цар 3. 28-39).

Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884; Van der Kam J. C. Davidic complicity in the deaths of Abner and Eshbaal // JBL. 1980. Vol. 99. P. 521-539; Cryer F. H. David's rise to power and the death of Abner // VT. 1985. Vol. 35. P. 385-394.

Г. В. Рудницкий

АВЕНТИН

АВЕНТИН [лат. Aventinus] († 528), свт. (пам. зап. 4 февр.), еп. Шартрский. Род. в г. Шатодён (Франция). Когда в соседнем Шартре освободилась епископская кафедра, а св. Солемн уклонился от избрания, епископом стал А., местный архидиакон. В 511 г. присутствовал на Соборе в Аврелиане (совр. Орлеан). В 1853 г. состоялось перенесение его мощей в Шатодён.

Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. Col. 483-485.

Лит.: Gallia christiana. P., 1744. T. 8. Col. 1095; DHGE. T. 5. Сol. 1025; Duchesne L. Fastes. P., 1910. T. 2. P. 423-426; Delaporte Y. Les principaux saints du diocése de Chartres. Chartres, 1924.

П. Б. М.

АВЕРИН

Сщмч. Григорий Аверин

Сщмч. Григорий Аверин

Григорий Иванович (24.01.1889, с. Покров Юрьевецкого у. Костромской губ.- 20.09.1937, Сибирский ИТЛ, Кемеровская обл.), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ивановских святых), свящ. Род. в крестьянской семье. По окончании учительской семинарии с 1910 г. преподавал в двухклассной церковноприходской школе в г. Кологриве Костромской губ. В 1918 г. после крестьянского восстания А. был арестован как член партии эсеров. 4 месяца он находился в застенках ЧК, где ему угрожали расстрелом. В тюрьме окрепла его вера и созрело решение выйти из партии эсеров. ЧК не удалось доказать причастность А. к восстанию, и он был освобожден. В кон. 1920 г. архиеп. Костромским Севастианом (Вести) А. был рукоположен во священника. Служил в Костроме, затем в храме с. Ильинского, рядом с Макариевым Унженским мон-рем, среди прихожан был известен как опытный духовный наставник. В 1929 г. А. был арестован по обвинению в антисоветской агитации, в 1930 г. приговорен к 5 годам заключения в лагере. После освобождения служил в с. Симеон Пучежского р-на Ивановской обл. В сент. 1935 г. снова был арестован, приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен на рудник близ г. Темиртау Кемеровской обл. В лагере пользовался уважением у заключенных как глубоко верующий, свободный и независимый пастырь. В 1937 г. против А. было начато новое дело. Через 10 дней тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 306-325.

Игум. Дамаскин (Орловский)

АВЕРИНЦЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕРКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕРКИЙ РЫЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕРКИЯ (ИЕРАПОЛЬСКОГО) ЭПИТАФИЯ

Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)

Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана)

самая ранняя идентифицированная христ. надпись. В житии св. Аверкия, еп. Иерапольского (Acta Abercii, ок. 375-400), есть рассказ о совершенном им чуде: бесы похвалялись заставить святого совершить путешествие в языческий Рим и внушили имп. Марку Аврелию вызвать Аверкия для исцеления одержимой бесом дочери. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию.

Ее текст, с явными признаками лит. сочинения, приводится в житии, где сообщено, что он списан с подлинного камня у гробницы. Содержание эпитафии позволяет говорить о еп. Аверкии как о стороннике единства Церкви и противнике сектантства, в ней сообщается о единых для всех христиан, от Евфрата до Рима, обрядах; оно свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери. Наука воспринимала текст как лит. сочинение IV-V вв., но в 1883 г. У. Рамсей нашел южнее Иераполя, в Синнаде, 2 фрагмента эпитафии из 22 метрических строк с описанием трудов и путешествия Аверкия, почти полностью совпадавшим с приведенным в житии (на камне, очень похожем на жертвенник II в. Музеи Ватикана). Текст сходен с фригийскими надгробными надписями нач. III в. Время создания близко к предполагаемой дате смерти Аверкия - ок. 167, 190 или 195 г. Попытки связать этот памятник с культом Аттиса отвергнуты исторической наукой (Ф. Дёльгер, Ф. М. Абель и др.).

Лит.: Помяловский И. В. Надгробие св. Аверкия // ВВ. 1896. Т. 3. С. 317-336; Ramsay W. M. The Sities and Bishoprics of Phrigia. Oxf., 1897. Vol. 2. P. 709-715. N. Y., 1976R; Calder W. H. The Epitaph of Avircius Marcellus // J. of Roman Studies. L., 1939. Vol. 29. P. 1-4; Wischmeyer. Die Aberkios Inschrift als Grabepegramm // JAC. 1980. Bd. 23. S. 22-47; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1991. Р. 138-140 [библиогр.].

Л. А. Беляев

АВЕРРОЭС

АВЕРРОЭС - см. Ибн Рушд.

АВЕССАЛОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЕСТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВЗОНИЙ

АВЗОНИЙ [лат. Ausonius от Ausones - племя в Др. Италии] (III в.), сщмч. (пам. зап. 22 мая), еп. Ангулемский. Считается учеником св. Марциала Лиможского; проповедовал Евангелие в г. Энголизмий (Ангулем, Юго-Зап. Франция), где позже стал первым епископом и претерпел мученичество; с X в. существовали посвященные ему храм и мон-рь, разоренные в 1568 г. кальвинистами.

Лит.: BHL, N 827-828; ActaSS. Maii. T. 5. P. 131-141.

А. Р. Фокин

АВИАФАР

АВИАФАР [евр. АВИАФАР , АВИАФАР  - отец дает с избытком], иудейский первосвященник из рода Илия, сын Ахимелеха, служивший вместе со своим отцом священником в г. Номве, недалеко от Иерусалима. Когда царь Саул узнал, что Ахимелех оказал помощь преследуемому им Давиду, он приказал умертвить 85 священников Номвы и всех жителей города. А. бежал к Давиду в г. Кеиль, взяв с собой первосвященнический ефод (1 Цар 22.

20-23; 23. 6, 9), и оставался с Давидом в течение всего времени, пока тот скрывался от Саула. После воцарения Давида А. осуществлял первосвященническое служение вместе с Садоком, поставленным на эту должность еще Саулом (2 Цар 15. 24, 35; 1 Пар 15. 11; 3 Цар 4. 4). Когда началось восстание Авессалома, А. и Садок вынесли из Иерусалима Ковчег завета, собираясь бежать из города вместе с Давидом, но царь приказал им остаться в Иерусалиме и вместе с Хусием Архитянином сообщать ему о всем происходившем в городе, куда уже входил отряд Авессалома. Связными должны были служить сыновья обоих первосвященников (2 Цар 15. 24-37).

Когда Давид состарился, А. вместе с военачальником Иоавом поддержал заговор его сына Адонии (3 Цар 1. 7). После разоблачения и гибели Адонии царь Соломон оставил в живых А. за особые заслуги перед своим отцом Давидом, но удалил его от священства (3 Цар 2. 26-27). А. был последним первосвященником из рода Илия, и т. о. исполнилось пророчество о том, что первосвященство будет отнято от дома Илия и возвращено роду Елеазара, к к-рому принадлежал Садок (1 Цар 2. 30-35).

Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884; Евангелие от Марка // Лопухин. Толковая Библия. Т. 9. С. 17-99; Gunn D. The fate of king Saul. Sheffield, 1980.

Свящ. Афанасий Гумеров

АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ

АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ - св. Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар.

АВИВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИД

АВИД - мч. (пам. 5 сент.) - см. Авда, сщмч. Персидский.

АВИДЬЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИ-ЙОНА

Ави́-Йонá Михаэль (1904, Львов - 1974, Израиль), археолог, историк искусства, один из основоположников археологических исследований Палестины античного и визант. периодов, исследователь топографии Иерусалима эпохи Второго храма. Учился в Лондонском ун-те (1925-1928). В эпоху «британского мандата» (1931-1948) был хранителем архива полевых исследований Департамента древностей Палестины, а позже - Департамента древностей Израиля (до 1953). Преподавал в Еврейском ун-те Иерусалима, возглавлял раскопки небольших античных памятников в Геразе и др. местах. В 1932-1950 гг. редактор 2 основных журналов по археологии Палестины: Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine (QDAP, все 14 номеров) и Israel Exploration Journal (IEJ). Автор атласов, словарей, пособий и популярных книг по археологии и исторической географии Палестины.

Соч.: Concise Bibliography of Excavations in Palestine // QDAP. 1932. Vol. 1. P. 86-94, 139-149, 163-199; Map of Roman Palestine. Jerusalem, 1940; The Holy Land from the Persian to the Arab Conquest, 536 BC - 640 AD: A Hist. Geography. Grand Rapids, 1966; Gazetter of Roman Palestine // Quedem. Jerusalem, 1976. Vol. 5; The Jews of Palestine: A Рolitical History from the Bar Cokhba War to the Arab Conquest. Oxf., 1976; The Macmillian Bible Atlas. N. Y., 1977 (совм. с Aharoni Y.).

Лит.: Bibliography of M. Avi-Yonah // Bull. of the Israel Еxploration Society. 1954. Vol. 18. P. 113-120 [иврит]; Salzmann M. C. Bibliography of M. Avi-Yonah // IEJ. 1974. Vol. 24. P. 287-315; 1984. Vol. 34. P. 184-186.

Л. А. Беляев

АВИЛА

АВИЛА [греч. ̓Αβίλα], древний город, центр тетрархии Авилинеи. Его остатки идентифицируют с урочищем Куэйльба, в 15 км к северо-востоку от Ирбида в 29 км к северо-западу от Дамаска, по пути в Иераполь. Название, по мусульм. преданию, произошло от якобы погребенного близ руин А. праотца Авеля. А. стала городом Десятиградия, видимо, еще до правления Александра Великого и расцвела в эпоху Селевкидов. Ее захватил вместе с др. городами Десятиградия - Пеллой и Гадарой - сир. царь Антиох III Великий. Упоминается во многих древних источниках, начиная с Полибия (II в. до Р. Х.) (История. V 69-70). Евсевий Кесарийский включил ее в список городов Десятиградия (Onomasticon.

XXXII 16). Тождество древней А. с урочищем подтверждают 2 найденные там греч. надписи нач. I в. по Р. Х. и араб. топонимическая традиция, зафиксированная в нач. XIX в. (G. Schumacher, 1889). Видимые на поверхности руины А. обследовали У. Й. Зетцен (1806) и Г. Шумахер (1888). Раскопки руин А. в Куэйльбе ведутся с 1987 г. (под руководством Г. У. Маре). Урочище состоит из 2 теллей: сев. Телль-Абила и юж. Телль-Умм-эль-Амад. Поселение существовало с эпохи неолита и бронзового века, но вплоть до эпохи эллинизма занимало в основном сев. холм Телль-Абила. В рим., визант. и араб. периоды оно распространилось на оба холма. Раскопками на Телль-Абиле открыта большая трехапсидная базиликальная церковь VI в. (19´

34,5 м) с хорошо сохранившимися рядами колонн и мозаичными полами, стоявшая на руинах более ранней (возможно, христ.) базилики IV-V вв. Достаточно близкая типологически трехапсидная базилика VII в. открыта и на Телль-Умм-эль-Амаде (20´

40 м). Между двумя теллями изучен городской центр рим. и визант. периодов (остатки театра, дворца, площади, бань, акведуков и улиц). Здесь же открыта крестообразная базилика (32´

30 м) с базальтовыми колоннами и ионическими капителями. Вне города изучены кладбища позднеэллинистической, рим. и визант. эпох, но также и более ранние (железного века, средне- и позднебронзового периода), инвентарь погребений указывает на богатство города.

Лит.: Schumacher G. Abila of Decapolis. L., 1889; Kraeling E. G. Bible Atlas. 1956. (A5, XIV-XVI); Yamauchi E. The Stones and the Scriptures: An Introd. to Biblical Archaeology. Grand Rapids, 1981; Mare W. H. Abila of the Decapolis // ABD. Vol. 1; ibid. Abila // NEAEHL. Vol. 1. P. 1-3 [библиогр.]; ibid. Abila // OEANE. Vol. 1. P. 5-7.

Л. А. Беляев

АВИЛИЙ

АВИЛИЙ [греч. ̓Αβίλιος, ̓Αμέλιος, Αἰμίλιος, лат. Abylius, Avilius, Emilius, Melias, Sabellius] (ок. 84 - 22.02.95 или 98), свт. (пам. греч. 22 февр.; копт. 29 авг.), еп. (Патриарх) Александрийский. Согласно Евсевию Кесарийскому, был третьим епископом Александрии после св. ап. Марка Аниана и возглавлял кафедру 13 лет, с 4-го года правления имп. Домициана по 1-й год Траяна. «Хроника» Петра ибн Рахиба сообщает, что А. (Мелий) был избран через нек-рое время после смерти Аниана, был епископом 9 лет 286 дней и умер 29 авг.; после трехлетнего вдовства кафедра была замещена Кердоном в 1-й год правления Траяна. Иная хронология приведена в «Истории коптских патриархов Александрии» и в «Истории патриархов», изд. М. Эветтсом: А. занимает престол на 15-й год правления Домициана и остается епископом в течение 12 лет, причем в последней летописи отсутствует упоминание о вдовстве кафедры перед Кедроном.

Во всех этих текстах кончина А. датируется 29 авг., эта же дата стоит в копт. синаксаре. Наиболее древним является краткое сообщение Евсевия, пользовавшегося, вероятно, епископскими списками Юлия Африкана. Более поздние источники добавляют, что при А. Египетская Церковь наслаждалась спокойствием и умножилось число христиан в Ливии и Пентаполе. Из Евсевия сведения об А. попадают в «Хронографию» Георгия Синкелла и «Краткую хронику» Патриарха Никифора, а также в «Анналы» Патриарха Евтихия. По утверждению Апостольских правил, А. принял хиротонию от самого св. евангелиста Луки.

Ист.: Евсевий. Церк. ист. III 14, 21; ActaSS. Febr. T. 3. 1658. P. 284-285; Apr. T. 3. 1675. P. 349; Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale / Ed. P. Cheikho // CSCO. Ser. 3. Arab. T. 1. 1903. Р. 111; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Еd. M. Evetts // PO. T. 2. Р. 149; Le synaxaire arabe jacobite / Еd. R. Basset // Ibid. Р. 226; Annales Eutychii // PG. 111. Сol. 985; Schöne A. Eusebii chronicorum canonum quae supersunt. B., 1866. S. 160-161; Didascalia et Constitutiones apostolorum / Еd. F. X. Funk. Paderborn, 1905. Т. 1. Р. 452.

Лит.: Harnack. Chronologie. Т. 1. Passim; DHGE. T. 1. Col. 122-123.

М. В. Грацианский

АВИЛИНЕЯ

АВИЛИНЕЯ [греч. ̓Αβιληνή], территория в юж. части Антиливана, главным городом к-рой была Авила. Изначально А.- часть тетрархии Итурея, управляемой Птолемеем Менеем (ок. 85-40 до Р. Х.), позже оказалась во владениях царицы Клеопатры и была передана имп. Августом правителю Иудеи Ироду Великому (20 до Р. Х.). В 37-40 гг. ею владел Ирод Агриппа I, а с 53 г.- Ирод Агриппа II, при к-ром А. оставалась частью провинции Сирия. В новозаветное время А., видимо, владел тетрарх Лисаний II (Лк 3. 1). Иосиф Флавий (Иуд. война. II 11. 5; Иуд. древн. XVII 6. 10) связывает А. и Авилу с Лисанием осторожно, а Птолемей (География. V 14) говорит о 2 Авилах, одной из к-рых владел Лисаний (к западу от Дамаска).

Лит.: Bruce F. F. New Testament History. N. Y., 1971; Pattengale J. A. Abilene // ABD. Vol. 1.

Л. А. Беляев

АВИМЕЛЕХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИНЬОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИНЬОНСКОЕ ПЛЕНЕНИЕ ПАП

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИП

АВИП [Абиппа, Авив; греч. ̓Αβίππας, ̓Αβήπας, ̓Αβίβος], мч. Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики, 26.

АВИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН

АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН - мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня). По свидетельствам древних зап. мартирологов, в т. ч. Иеронимова, из числа пострадавших в Никомидии 77 христиан.

Лит.: MartHieron. P. 81; ActaSS. Jun. 1707. T. 4. Col. 471.

А. Ю. Виноградов

АВИТ ПЕРИГОРСКИЙ

АВИТ ПЕРИГОРСКИЙ († 518 или 570), прп. (пам. зап. 22 марта, 17 июня). Происходил из знатной семьи, жившей близ г. Перигё (Центр. Франция), получил хорошее образование. Занимал высокую должность в армии кор. франков Хлодвига во время войны с вестготами; в разгар кампании неожиданно покинул войско и обратился к монашеской жизни. По др. версии жития, А. П. воевал на стороне вестготов, после разгрома к-рых в битве при Вуйе (507) попал в плен и оказался в Париже, но, заплатив выкуп, был отпущен и стал монахом. Жил сначала на родине, позже близ Орлеана, где сотворил множество чудес.

Ист.: ActaSS. Jun. T. 4. P. 291-295.

Лит.: Belmon C. Avit (9) // DHGE. T. 5. Col. 1203.

П. Б. Михайлов

АВИТ ЭПАРХИЙ

АВИТ ЭПАРХИЙ [лат. Avitus Eparchius] (между 395 и 400 - после 456), имп. Зап. Римской империи (9.07.455-17.10.456). Происходил из сенаторского рода Галлии, был хорошо образован. А. Э. пользовался большим влиянием при дворе вестготского кор. Теодориха I в Тулузе (см. Готы). В 439 г. он был назначен префектом претории Галлии. При поддержке вестготов и галльской знати в 455 г. стал императором, не будучи, однако, признан Вост. Римской империей. А. Э. привлек вестготов к борьбе с вторжением гуннов на территорию империи и вернул под власть Рима Паннонию. Пребывая в Италии, А. Э. поручил вестготскому кор. Теодориху II бороться в Испании против свевов, в результате чего большая часть Пиренейского п-ова оказалась под властью вестготов. Против него поднял мятеж в Италии полководец Рекимер, по происхождению свев. В битве при Плаценции (совр. Пьяченца) войска А. Э. были разбиты, а сам он вскоре был низложен Рекимером. Потерпев неудачу в политической карьере, А. Э. остался в Плаценции, вернулся к занятиям наукой и вскоре стал епископом этого города.

Лит.: Карсавин Л. П. Из истории духовной культуры падающей Римской империи // ЖМНП. 1908. Н. С. Ч. 13. Янв.-февр. С. 285-336; Der kleine Pauly: Lexikon der Antike. Stuttg.; Münch., 1964. Bd. 1. S. 789-790; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 475-476.

Н. Ф. Усков

АВИУД

АВИУД - см. Аарон; Родословие Иисуса Христа.

АВИЦЕННА

АВИЦЕННА - см. Ибн Сина.

АВИШСКИЙ ОРДЕН СВЯТОЙ МАРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВИЯ

А́вия [евр. АВИЯ , АВИЯ  - Господь мой отец], второй царь Иудеи после разделения царств, сын и преемник Ровоама от Маахи (3 Цар 15.1-2), царствовавший 3 года (913-911 до Р. Х.), согласно Септуагинте - 6 лет. Об А. сообщается, что он жил во грехе, но боролся за укрепление династии потомков Давида (3 Цар 15. 3-4). Единственное событие царствования А.- война с Иеровоамом, царем Израильского царства (3 Цар 15. 6-7), целью к-рой было объединение обоих царств под властью потомков царя Давида. Решающее сражение произошло близ Ефремовых гор. Перед битвой А. обратился с вершины г. Цемараимской к израильским воинам со словами обличения. Он напомнил им о божественном освящении династии Давида, обличил отступничество и идолопоклонство Израильского царства. В решающей битве Господь дал победу воинам А., несмотря на то что они оказались окруженными войском Иеровоама, вдвое превосходившим их по численности. В результате этой победы территория Иудеи была расширена за счет юж. части Ефремовых гор, включая важный религ. центр Израильского царства г. Вефиль (2 Пар 13. 2-19). Упомянут в Родословии Иисуса Христа (Мф 1. 7).

Лит.: Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. СПб., 1890. Т. 2; Williamson H. G. M. Israel in the Books of Chronicles. Camb., 1977; Miller J. M., Hayes J. H. A History of Аncient Israel and Judah. Phil., 1986; Whitelam K. W. Abija, King of Judah // ABD. 1992. Vol. 1.

Свящ. Афанасий Гумеров

АВКСЕНТИЙ

АВКСЕНТИЙ [греч. Αὐξέντιος - приумноженный], сщмч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест

АВКСЕНТИЙ I

АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин. Происходил из Каппадокии. В 343 г. арианин Георгий, еп. Александрийский, рукоположил А. во пресвитера, а затем и во епископа. В 355 г. имп. Констанций II назначил его на кафедру Медиолана (где находилась одна из имп. резиденций) вместо изгнанного правосл. еп. Дионисия. А. руководил арианской партией на Соборе 359 г. в Аримине (см. Аримино-Селевкийский Собор); в 360 г. отлучен от Церкви правосл. епископами на Парижском Соборе. После смерти Констанция была предпринята попытка свергнуть А., но имп. Валентиниан I оказал ему личное покровительство. Свт. Иларий Пиктавийский выдвинул против А. обвинение в ереси; на публичном диспуте, состоявшемся в 364/65 г., А., хотя и в двусмысленной формулировке, исповедал божество Бога-Слова. Император, находившийся под влиянием своей супруги Юстины, удовлетворился этим и приказал Иларию покинуть Медиолан. В 370 г. свт. Афанасий Александрийский в послании к папе Дамасу I настаивал на низложении А. В 372 г. по инициативе Евагрия Антиохийского, Евсевия Верцелльского и др. был созван Собор, рассмотревший воззрения А. и низложивший его как еретика. Впрочем, это решение не помешало ему благополучно оставаться на кафедре до самой смерти.

Ист.: Ambrosius. De Spiritu Sancto. III 10 // PL. 16. Сol. 789-792; Hilarius Pictaviensis. Liber contra Arianos vel Auxentium // PL. 10. Сol. 609-614.

Лит.: Болотов. Лекции. Т. 3. С. 260; Savio. Lombardia. T. 1. P. 122-127, 839-855; Castiglioni C. Aussenzio // EC. 1949. Т. 2. Col. 419-420.

В. В. Василик

АВКСЕНТИЙ II

АВКСЕНТИЙ II [серб. Аксентиjе] (Йованович-Паликуча; † 1763), митр. Герцеговинский Печского Патриархата (1751-1760). Род. в с. Мостач близ г. Требине. Принял постриг в Тврдошском мон-ре Успения Пресв. Богородицы. Позднее был рукоположен в сан диакона, затем пресвитера митр. Захумско-Герцеговинским Авксентием I. Был экзархом митр. Дабро-Боснийского Гавриила III (Михича), буд. Патриарха Печского. 26 июля 1751 г. по указу Патриарха Печского Афанасия II (Гавриловича) поставлен митр. Герцеговинским.

Лит.: Иларион (Руварац), архим. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до године 1766. Мостар, 1901. С. 30; Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске православне цркве. Београд, 1991. Т. 1. С. 431; Српски jерарси. С. 10.

Савва, еп. Шумадийский

АВКСЕНТИЙ III

АВКСЕНТИЙ III - митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский.

АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ

АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ - преподобные (пам. в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых). Предположительно иноки Соловецкого Преображенского мон-ря, подвизались и скончались в XVII в. в пределах Кашкаранского прихода Архангельской епархии. Сохранение в приходе устной памяти Ав., Ак., Т. к нач. ХХ в. позволяет предположить, что им было установлено местное храмовое празднование, к-рое пришло в забвение, но письменных данных об этом нет (подробнее см. в ст. Кашкаранские преподобные). Местное почитание Ав., Ак., Т. подтверждено включением их имен в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II.

Лит.: Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 102; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901. С. 136-137; Соловецкий православный церковный календарь / Изд. Соловецкой обители. М., 1999; Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск, 2007.

Игум. Андроник (Трубачев)

АВКСЕНТИЙ ВИФИНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВКСЕНТИЙ ДИАКОН

АВКСЕНТИЙ ДИАКОН [греч. Αὐξέντιος ὁ διάκονος], известный греч. проповедник XVIII в. Род. на о-ве Андрос; был рукоположен во диакона, затем переехал в К-поль, где служил в одном из храмов Галаты. Позже А. Д. начал проповедовать в Катирли близ Никомидии, куда к нему приходили тысячи верующих, иереи и архиереи, среди к-рых бывали и Патриархи (Кирилл IV и Паисий II К-польские, Матфей Александрийский). Проповеди А. Д., в к-рых он призывал перекрещивать католиков и армян, вызвали смуту в К-польском Патриархате. Патриарх Паисий II в 1752 г. потребовал, чтобы А. Д. прекратил свои нападки на инославных. Когда тот не подчинился, к нему для уговоров был послан преподаватель Патриаршей академии Николай Критий, но фанатичные почитатели А. Д. забили его камнями. Тогда в конфликт вмешался султан, через своего телохранителя пригласивший А. Д. в столицу. Когда проповедник взошел на присланный за ним корабль, моряки схватили его и бросили за борт. Правда, Кесарий Дапонтес считал, что А. Д. благополучно доехал до К-поля, снова не подчинился Патриарху и вернулся в Катирли, где и умер в кон. XVIII в.

Лит.: Κεσάριος Δαπόντες. ῾Ιστορικὸς κατάλογος ἀνδρῶν ἐπισήμων // Σάθας. ΜΒ. Σ. 129-131; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 332.

И. В. Т.

АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ

АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV - нач. XVI в.), преподобные, местночтимые (пам. 12 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). Краткие сведения об их житии сообщает «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII - XVIII в.), где сказано, что «преподобнии отцы Авксентий и Онуфрий, иже в Перцове пустыне, быша в лето 7000» (1492), в нек-рых списках указана дата: «в лето 7007» (1499). Предполагается, что в 1499 г. А. и О. П. основали Троице-Перцевскую [Персову] пуст. (близ с. Слобода Грязовецкого р-на Вологодской обл.). В 1588 г. обитель была приписана к Корнилиеву Комельскому мон-рю. В 1764 г. пустынь была упразднена, а Троицкий храм, где под спудом почивали мощи святых, обращен в приходскую церковь. Время отдельной местной канонизации святых неизвестно, в 1841 г. они вошли в Собор Вологодских святых, установленный еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), имена А. и О. П. включены в 3-й тропарь 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 464). Пам. 12 июня совершается ради тезоименитства О. П. с прп. Онуфрием Великим. Ныне Троицкий храм бывш. Перцевской пуст. разрушен, но в летнее время около храма служатся молебны А. и О. П. В 1999 г. праздновалось 500-летие основания пустыни, праздничный молебен в день памяти преподобных - 12 июня служил настоятель Спасо-Прилуцкого мон-ря иером. Дионисий (Воздвиженский).

Ист.: Описание о российских святых. С. 128-129.

Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 517; СИСПРЦ. С. 190; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 1; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 365; Никодим [Кононов], архим. Вологодские святые: Библиогр. сведения о них // Вологодские ЕВ. 1902. № 19. Приб. С. 578.

К. О. Козлов

АВКСЕНТИЙ ИСПОВЕДНИК

АВКСЕНТИЙ ИСПОВЕДНИК - прп. (пам. 18 апр.) - см. Косма, еп. Халкидонский.

АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ

АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ [Авксуфений, греч. Αὐξουθένιος] Чудотворец, прп. Кипрский (пам. кипр. 28 сент.). Он и его сподвижники, «300 кипрских аламанов», почитаются Кипрской Церковью. А. Ч. происходил из Германии и был предводителем воинского отряда из 300 своих соплеменников. Он убедил своих подчиненных оставить военное дело и стать отшельниками. Как повествует легенда, они покинули гарнизон и вышли к морю, где им встретился корабль, к-рый перевез их на Кипр. Здесь отряд разошелся в разные стороны. А. Ч. выбрал возвышенность Карпас (близ совр. с. Коми-Кебир), где стал вести жизнь отшельника. После смерти А. Ч. его мощи были обнаружены жителями соседних селений, к-рые поспорили, где должно покоиться тело святого. Чтобы разрешить спор, мощи положили в повозку, запряженную 2 быками, по одному от каждого селения, и предоставили животным выбрать направление движения. Быки остановились у храма св. Мавры близ Коми-Кебира. Позже на этом месте была построена гробница, почитаемая и в наст. время. Одни исследователи относят время жизни А. Ч. к 1-му крестовому походу (1096-1099), др. указывают на эпоху арабских завоеваний в кон. VII в., когда отряды отступавших визант. войск могли оказаться на Кипре.

Есть служба А. Ч. вместе со свт. Харитоном Исповедником, память к-рого отмечается в тот же день.

Ист.: BHG, N 2050; Sathas C. Vies de saints allemands de Chypre // Archives de l'Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 16-28.

Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. T. 26. P. 249-251, 253; Disdier M. Th. Auxence (6) // DHGE. T. 5. Col. 934-935; Cobham C. D. The Churches and Saints of Cyprus. L., 1910; Λεοντίου Μαχαιρᾶ. Χρονικόν Κύπρου / Dawkins K. M. Oxf., 1932. T. 1. P. 28-32; Gunnis R. Historic Cyprus. L., 1936. P. 281-282; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 63; ѲΗΕ. Τ. 3. Σ. 473.

П. Б. Михайлов

Предыдущая страница Следующая страница