Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 3, "АВД"-"АВК")
АВДАЛЬД - св.- см. Аманд, Луций, Александр. |
АВДАТ [Эбода], город-крепость в пустыне Негев (Палестина), на караванном пути из Петры в Газу. Известен с III в. до Р. Х.; в кон. I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х. один из центров правления царей набатейского дома (название города происходит от имени погребенного здесь царя Ободы, 30-9 гг. до Р. Х.). Наивысший расцвет А. пережил в визант. эпоху. Его хорошо сохранившиеся остатки раскапывают с XIX в., особенно успешно с 20-х гг. ХХ в. Кроме укреплений, форума и городских кварталов изучено кладбище (многочисленные надгробия с греч. эпитафиями VI-VII вв.) и 2 трехнефные христ. базилики. Хорошо сохранился полукруглый баптистерий Северной ц. с крестообразным бассейном и вырубленной в камне емкостью для масла. Лит.: Negev A. Eboda // EaeHL. Vol. 1. С. 345-355; Canby C., Kocybala A. A Guide to the Archaeological Sites of Israel, Egypt and North Africa. N. Y.; Oxf.; Sydney, 1990. P. 19-20. Л. А. Беляев |
Владимир Александрович (1862-16.01.1914), автор духовно-муз. сочинений. Получил юридическое образование в С.-Петербургском ун-те (окончил в 1886) и вокальное - в С.-Петербургской консерватории по классу проф. С. И. Габеля (1885-1890). При выборе профессиональной деятельности отдал предпочтение юриспруденции, однако не оставил муз. занятий: и в период службы в Министерстве юстиции, и после избрания в мировые судьи (по С.-Петербургу) давал уроки пения и фортепианной игры. В его доме собирались любители хорового пения для исполнения духовной музыки. Был в дружеских отношениях с композитором А. К. Лядовым. В 1909 г. А. издал в С.-Петербурге (на собственные средства) в количестве 100 экз. сб. «Восемь священных песнопений» для смешанного хора («Святый Боже», Херувимская № 1, Херувимская № 2, «Милость мира», «Тебе поем», «Достойно есть», «Блажени, яже избрал», «Сердце чисто»), посвященный Д. Н. Соловьёву. А. А. Наумов |
АВДЕЛАЙ ПРЕСВИТЕР - сщмч. (пам. 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский |
АВДЕНАГО - см. Вавилонские отроки. |
Авдиéс [Авдишо, Авдиисус; лат. Abdiesus, греч. ̓Αβδιησοῦς из сир. - слуга Иисуса], сщмч. Персидский - см. Авда и Авдиес. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВДИКИЙ ДИАКОН - сщмч. Персидский (пам. 10 апр.) - см. Иаков, Азадан и А., мученики Персидские. |
АВДИФАКС - мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Марин, Марфа и др., мученики Римские. |
Авди́шо Бар Бахри́з [сир. , араб. ], митр. Мосульский (XI в.), несторианский сироязычный писатель и церковный деятель. До избрания на кафедру Мосула (Сев. Ирак) был настоятелем мон-ря св. Илии в этом городе. В 1028 г. выдвигался одним из кандидатов на выборах несторианского патриарха-католикоса, когда был избран Илия I. Известен гл. обр. как канонист, собиратель и систематизатор церковных правил и постановлений Соборов. Ему приписывают также юридический трактат о порядке наследования и литургические комментарии. Его упоминает в своем «Каталоге» Авдишо бар Бриха. Соч.: ‘Abdišo‘ Bar Bahriz. Ordnung der Ehe und der Erbschaften sowie Entscheidung von Rechtsfällen / Hrsg., übers., komm. W. Selb. W.; Köln; Graz, 1970. Лит.: Parisot J. Abdiésu de Mossul // DTC. T. 1. Col. 27; Köbert R. Abdisho‘ bar Bahriz Einleitung zu einem Traktat über Ehe und Erbrecht // OCP. 1971. T. 37. S. 437-440; Garon R. A new Nestorian source // Tijdschrift voor Rechtsgeschiedenis. 1972. T. 40. S. 263-276; HChr. P., 1993. T. 4. P. 450. Свящ. Олег Давыденков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВДОН - мч. Римский (пам. 30 июля), князь Персидский - см. Полихроний еп. и др., мученики Римские. |
Даниил Антонович (20.08.1918, г. Сычёвка Смоленской губ.- 3.06.1994, Москва), проф. кафедры археологии исторического фак-та МГУ (с 1971). Ученик А. В. Арциховского, специалист по начальному периоду истории древнерус. гос-ва, в т. ч. русско-сканд. связям. Педагог, автор учебников по археологии. Исследователь поселения и могильника Гнёздово, где им была открыта одна из древнейших кириллических надписей-граффито; с 1949 г. организатор и руководитель Смоленской археологической экспедиции (раскопки церквей XII - нач. XIII в.; усадеб XI-XV вв.; открытие берестяных грамот XII-XIII вв.- см. Смоленск). Соч.: Полевая археология СССР. М., 1980; Основы археологии. М., 1989. Лит.: Некролог. Список трудов // Рос. Арх. 1995. № 1. Л. А. Беляев |
Авéл [Авель, Абел; евр. ( ), - речная долина, ручей, канал (точное значение спорно)], составной элемент нек-рых библейских географических названий. 1. А.-Беф-Мааха (в 2 Пар16. 4 - Авелмаим), израильский город на севере Палестины, к-рый осадил военачальник царя Давида Иоав, когда преследовал Савея (2 Цар 20. 14-22). Разрушен сир. царем Венададом (3 Цар 15. 20; 2 Пар 16. 4) в нач. IX в. до Р. Х.; в 734 г. до Р. Х. окончательно присоединен Тиглатпаласаром III к Ассирии (4 Цар15. 29). 2. А.-Керамим, место, где израильский судья Иеффай нанес поражение аммонитянам (Суд 11. 33); точное местоположение неизвестно, согласно Евсевию (Oномастикон 32. 14-16), оно находилось в 6-7 рим. милях от Филадельфии. 3. А.-Мехола, город, упомянутый в связи с бегством мадианитян, разбитых израильским судьей Гедеоном (Суд 7. 22); родина прор. Елисея (3 Цар19. 16), южнее г. Беф-Сана на зап. берегу Иордана. 4. А.-Мицраим, место в Вост. Иордании, точное местоположение к-рого неизвестно. В Быт 50. 11 это название понимается как «Плач Египтян» и объясняется участием египтян в оплакивании Иосифом своего отца Иакова. |
АВЕЛИТЫ [авелониты], еретики, появившиеся в Сев. Африке в сер.- 2-й пол. IV в.; секта, имеющая гностические или манихейские корни и сходство с сектой энкратитов. Основной источник сведений об А.- соч. блж. Августина «О ересях». Адепты секты считали себя подражателями чистой и целомудренной жизни праотца Авеля (отсюда и название). Они должны были иметь семьи, но в то же время им были запрещены плотские супружеские отношения (считалось, что Авель был девственником, поскольку от него не осталось потомства). Для того чтобы число членов секты восполнялось, в каждую семью принимались на воспитание двое детей, мальчик и девочка. Дети должны были жить с приемными родителями до их смерти, после чего они замещали их и брали на воспитание следующее поколение детей. Согласно энкратитской идее девственного брака, в каждом доме должны были находиться мужчина и женщина. По свидетельству блж. Августина, местные жители доброжелательно относились к А. и охотно отдавали детей им на воспитание. Тем не менее секта довольно быстро распалась и уже к 20-30-м гг. V в. прекратила свое существование. Ист.: Augustinus Hipponiensis. De haeresibus. 87 // PL. 42. Сol. 17. Лит.: Ermoni V. Abelites // DHGE. T. 1. Col. 92-93. В. В. Василик |
АВЕЛЛАНОВО СОБРАНИЕ [лат. Collectio Avellana], название рукописного сборника из собрания мон-ря св. Креста в Фонте-Авеллана (Италия), ныне хранящегося в Ватиканской б-ке (Vat. Lat. 4616). В нем содержатся послания, указы и мандаты императоров, пап, церковных иерархов, касающиеся церковных дел в период с 367 по 553 г. Более 200 документов уникальны, т. к. содержатся только в этом сборнике. А. c., составленное, вероятно, частным лицом во время понтификата папы Вигилия (537-555), является основным источником по истории т. н. Акакианской схизмы 484-519 гг. (послания пап, послание имп. Юстина I, документы, отражающие колебания папы Вигилия в споре о «Трех главах»). Изд.: Epistulae imperatorum, pontificum, aliorum inde ab a. CCCLXVII usque ad a. DLIII datae: Avellana quae dicitur collectio / Ed. O. Günther. W., 1895-1898. T. 1-2. (CSEL; 35/1-2). Лит.: Beck. Geschichte der orthodoxen Kirche. Bd. 1. S. 7-32; Charanis P. Church and State in the later Roman Empire. Thessal., 1974; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz. Wiesbaden, 1982. Hbbd. 2. S. 297, N 124. И. С. Чичуров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВЕЛЬ ПРОРИЦАТЕЛЬ (Васильев Василий) (Васильев Василий; до 7.03.1757, с. Акулово Алексинского у. Тульской губ.- 29.11.1831, г. Суздаль Владимирской губ.), мон., автор рукописных книг. Как рассказывается в его автобиографии («Житие и страдания отца и монаха Авеля»), А. П. был сыном крепостного крестьянина, в 1774 г. женился «против воли», в 1776 г. начал странствовать, через 9 лет поселился в Валаамском мон-ре под началом игум. Назария (Кондратьева), где обрел дар предвидения, затем перешел в Бабаевский Николаевский мон-рь Костромской епархии. В 1796 г. предсказал кончину императрицы Екатерины II и был заключен в каземат Петропавловской крепости, после беседы с имп. Павлом I был освобожден и возвратился в мон-рь. Вскоре предрек время и подробности кончины имп. Павла, был посажен в Шлиссельбургскую крепость, но, поскольку предсказание снова сбылось, выпущен на свободу имп. Александром I. Спустя неск. лет предсказал Отечественную войну 1812 г. и сожжение Москвы, снова попал в заключение, на этот раз в Соловецкий мон-рь, вскоре был освобожден благодаря покровительству кн. А. Н. Голицына. Скитался по мон-рям, 23 окт. 1823 г. поступил в Высоцкий Серпуховской мон-рь, где предрек скорую кончину имп. Александра I, восстание 14 дек. 1825 г., восшествие на престол имп. Николая I и то, что он «проживет тридцать лет» (Давыдов. С. 482). Опасаясь преследования, в июне 1826 г. покинул Высоцкий мон-рь, был задержан в Тульской губ. и заключен в Евфимиев суздальский мон-рь, где и скончался; погребен за алтарем ц. свт. Николая. Свои видения и мысли, а также своеобразные переложения библейских сказаний, сопровождаемые собственными толкованиями, А. П. записывал в маленьких тетрадках, к-рых, по словам И. П. Сахарова, «очень много по свету гуляет». Интерес к личности А. П. в годы, когда он жил на свободе, проявляли многие представители рус. интеллигенции (М. Я. Мудров, П. И. Страхов) и знати (в т. ч. гр. П. А. Потёмкин, кн. А. Н. Голицын), покровительством к-рых пользовался этот «простонародный мистик». Соч.: Житие и страдания отца и монаха Авеля (отрывки) / Публ. М. И. Семевского // РС. 1875. № 2; Книга Бытия (отрывки) // Там же. Лит.: Ильин-Томич А. А. Васильев В. // Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 394; ЖПодв. Ноябрь. С. 738-740; Давыдов Д. Соч. М., 1962; Записки И. П. Сахарова // РА. 1873. Кн. 1. Стб. 959; Розанов Н. П. Предсказатель монах Авель в 1812-1826 гг. // РС. 1875. № 4; Прорицатель Авель // РА. 1878. № 7; Житие преподобного Авеля прорицателя. Коломна, 1995; Толстой М. В. Хранилище моей памяти. М., 1995. С. 225-228. Н. Н. Крашенинникова |
АВЕН-ЕЗРА - см. Ибн Эзра Авраам. |
АВЕНТИН [лат. Aventinus] († 528), свт. (пам. зап. 4 февр.), еп. Шартрский. Род. в г. Шатодён (Франция). Когда в соседнем Шартре освободилась епископская кафедра, а св. Солемн уклонился от избрания, епископом стал А., местный архидиакон. В 511 г. присутствовал на Соборе в Аврелиане (совр. Орлеан). В 1853 г. состоялось перенесение его мощей в Шатодён. Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. Col. 483-485. Лит.: Gallia christiana. P., 1744. T. 8. Col. 1095; DHGE. T. 5. Сol. 1025; Duchesne L. Fastes. P., 1910. T. 2. P. 423-426; Delaporte Y. Les principaux saints du diocése de Chartres. Chartres, 1924. П. Б. М. |
Сщмч. Григорий Аверин Григорий Иванович (24.01.1889, с. Покров Юрьевецкого у. Костромской губ.- 20.09.1937, Сибирский ИТЛ, Кемеровская обл.), сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и Соборе Ивановских святых), свящ. Род. в крестьянской семье. По окончании учительской семинарии с 1910 г. преподавал в двухклассной церковноприходской школе в г. Кологриве Костромской губ. В 1918 г. после крестьянского восстания А. был арестован как член партии эсеров. 4 месяца он находился в застенках ЧК, где ему угрожали расстрелом. В тюрьме окрепла его вера и созрело решение выйти из партии эсеров. ЧК не удалось доказать причастность А. к восстанию, и он был освобожден. В кон. 1920 г. архиеп. Костромским Севастианом (Вести) А. был рукоположен во священника. Служил в Костроме, затем в храме с. Ильинского, рядом с Макариевым Унженским мон-рем, среди прихожан был известен как опытный духовный наставник. В 1929 г. А. был арестован по обвинению в антисоветской агитации, в 1930 г. приговорен к 5 годам заключения в лагере. После освобождения служил в с. Симеон Пучежского р-на Ивановской обл. В сент. 1935 г. снова был арестован, приговорен к 3 годам ИТЛ и отправлен на рудник близ г. Темиртау Кемеровской обл. В лагере пользовался уважением у заключенных как глубоко верующий, свободный и независимый пастырь. В 1937 г. против А. было начато новое дело. Через 10 дней тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 306-325. Игум. Дамаскин (Орловский) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Фрагмент надгробия св. Аверкия Иерапольского (Музеи Ватикана) самая ранняя идентифицированная христ. надпись. В житии св. Аверкия, еп. Иерапольского (Acta Abercii, ок. 375-400), есть рассказ о совершенном им чуде: бесы похвалялись заставить святого совершить путешествие в языческий Рим и внушили имп. Марку Аврелию вызвать Аверкия для исцеления одержимой бесом дочери. Епископ избавил девушку от беса и велел тому перенести в Иераполь каменный языческий жертвенник, на к-ром высек себе эпитафию. Ее текст, с явными признаками лит. сочинения, приводится в житии, где сообщено, что он списан с подлинного камня у гробницы. Содержание эпитафии позволяет говорить о еп. Аверкии как о стороннике единства Церкви и противнике сектантства, в ней сообщается о единых для всех христиан, от Евфрата до Рима, обрядах; оно свидетельствует о существовании в Церкви во II в. важнейших догматов о Крещении, Евхаристии и приснодевстве Богоматери. Наука воспринимала текст как лит. сочинение IV-V вв., но в 1883 г. У. Рамсей нашел южнее Иераполя, в Синнаде, 2 фрагмента эпитафии из 22 метрических строк с описанием трудов и путешествия Аверкия, почти полностью совпадавшим с приведенным в житии (на камне, очень похожем на жертвенник II в. Музеи Ватикана). Текст сходен с фригийскими надгробными надписями нач. III в. Время создания близко к предполагаемой дате смерти Аверкия - ок. 167, 190 или 195 г. Попытки связать этот памятник с культом Аттиса отвергнуты исторической наукой (Ф. Дёльгер, Ф. М. Абель и др.). Лит.: Помяловский И. В. Надгробие св. Аверкия // ВВ. 1896. Т. 3. С. 317-336; Ramsay W. M. The Sities and Bishoprics of Phrigia. Oxf., 1897. Vol. 2. P. 709-715. N. Y., 1976R; Calder W. H. The Epitaph of Avircius Marcellus // J. of Roman Studies. L., 1939. Vol. 29. P. 1-4; Wischmeyer. Die Aberkios Inschrift als Grabepegramm // JAC. 1980. Bd. 23. S. 22-47; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Mercer, 1991. Р. 138-140 [библиогр.]. Л. А. Беляев |
АВЕРРОЭС - см. Ибн Рушд. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВЗОНИЙ [лат. Ausonius от Ausones - племя в Др. Италии] (III в.), сщмч. (пам. зап. 22 мая), еп. Ангулемский. Считается учеником св. Марциала Лиможского; проповедовал Евангелие в г. Энголизмий (Ангулем, Юго-Зап. Франция), где позже стал первым епископом и претерпел мученичество; с X в. существовали посвященные ему храм и мон-рь, разоренные в 1568 г. кальвинистами. Лит.: BHL, N 827-828; ActaSS. Maii. T. 5. P. 131-141. А. Р. Фокин |
АВИАФАР [евр. , - отец дает с избытком], иудейский первосвященник из рода Илия, сын Ахимелеха, служивший вместе со своим отцом священником в г. Номве, недалеко от Иерусалима. Когда царь Саул узнал, что Ахимелех оказал помощь преследуемому им Давиду, он приказал умертвить 85 священников Номвы и всех жителей города. А. бежал к Давиду в г. Кеиль, взяв с собой первосвященнический ефод (1 Цар 22. 20-23; 23. 6, 9), и оставался с Давидом в течение всего времени, пока тот скрывался от Саула. После воцарения Давида А. осуществлял первосвященническое служение вместе с Садоком, поставленным на эту должность еще Саулом (2 Цар 15. 24, 35; 1 Пар 15. 11; 3 Цар 4. 4). Когда началось восстание Авессалома, А. и Садок вынесли из Иерусалима Ковчег завета, собираясь бежать из города вместе с Давидом, но царь приказал им остаться в Иерусалиме и вместе с Хусием Архитянином сообщать ему о всем происходившем в городе, куда уже входил отряд Авессалома. Связными должны были служить сыновья обоих первосвященников (2 Цар 15. 24-37). Когда Давид состарился, А. вместе с военачальником Иоавом поддержал заговор его сына Адонии (3 Цар 1. 7). После разоблачения и гибели Адонии царь Соломон оставил в живых А. за особые заслуги перед своим отцом Давидом, но удалил его от священства (3 Цар 2. 26-27). А. был последним первосвященником из рода Илия, и т. о. исполнилось пророчество о том, что первосвященство будет отнято от дома Илия и возвращено роду Елеазара, к к-рому принадлежал Садок (1 Цар 2. 30-35). Лит.: Богородский Я. А. Еврейские цари. Каз., 1884; Евангелие от Марка // Лопухин. Толковая Библия. Т. 9. С. 17-99; Gunn D. The fate of king Saul. Sheffield, 1980. Свящ. Афанасий Гумеров |
АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ - св. Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВИД - мч. (пам. 5 сент.) - см. Авда, сщмч. Персидский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Ави́-Йонá Михаэль (1904, Львов - 1974, Израиль), археолог, историк искусства, один из основоположников археологических исследований Палестины античного и визант. периодов, исследователь топографии Иерусалима эпохи Второго храма. Учился в Лондонском ун-те (1925-1928). В эпоху «британского мандата» (1931-1948) был хранителем архива полевых исследований Департамента древностей Палестины, а позже - Департамента древностей Израиля (до 1953). Преподавал в Еврейском ун-те Иерусалима, возглавлял раскопки небольших античных памятников в Геразе и др. местах. В 1932-1950 гг. редактор 2 основных журналов по археологии Палестины: Quarterly of the Department of Antiquities of Palestine (QDAP, все 14 номеров) и Israel Exploration Journal (IEJ). Автор атласов, словарей, пособий и популярных книг по археологии и исторической географии Палестины. Соч.: Concise Bibliography of Excavations in Palestine // QDAP. 1932. Vol. 1. P. 86-94, 139-149, 163-199; Map of Roman Palestine. Jerusalem, 1940; The Holy Land from the Persian to the Arab Conquest, 536 BC - 640 AD: A Hist. Geography. Grand Rapids, 1966; Gazetter of Roman Palestine // Quedem. Jerusalem, 1976. Vol. 5; The Jews of Palestine: A Рolitical History from the Bar Cokhba War to the Arab Conquest. Oxf., 1976; The Macmillian Bible Atlas. N. Y., 1977 (совм. с Aharoni Y.). Лит.: Bibliography of M. Avi-Yonah // Bull. of the Israel Еxploration Society. 1954. Vol. 18. P. 113-120 [иврит]; Salzmann M. C. Bibliography of M. Avi-Yonah // IEJ. 1974. Vol. 24. P. 287-315; 1984. Vol. 34. P. 184-186. Л. А. Беляев |
АВИЛА [греч. ̓Αβίλα], древний город, центр тетрархии Авилинеи. Его остатки идентифицируют с урочищем Куэйльба, в 15 км к северо-востоку от Ирбида в 29 км к северо-западу от Дамаска, по пути в Иераполь. Название, по мусульм. преданию, произошло от якобы погребенного близ руин А. праотца Авеля. А. стала городом Десятиградия, видимо, еще до правления Александра Великого и расцвела в эпоху Селевкидов. Ее захватил вместе с др. городами Десятиградия - Пеллой и Гадарой - сир. царь Антиох III Великий. Упоминается во многих древних источниках, начиная с Полибия (II в. до Р. Х.) (История. V 69-70). Евсевий Кесарийский включил ее в список городов Десятиградия (Onomasticon. XXXII 16). Тождество древней А. с урочищем подтверждают 2 найденные там греч. надписи нач. I в. по Р. Х. и араб. топонимическая традиция, зафиксированная в нач. XIX в. (G. Schumacher, 1889). Видимые на поверхности руины А. обследовали У. Й. Зетцен (1806) и Г. Шумахер (1888). Раскопки руин А. в Куэйльбе ведутся с 1987 г. (под руководством Г. У. Маре). Урочище состоит из 2 теллей: сев. Телль-Абила и юж. Телль-Умм-эль-Амад. Поселение существовало с эпохи неолита и бронзового века, но вплоть до эпохи эллинизма занимало в основном сев. холм Телль-Абила. В рим., визант. и араб. периоды оно распространилось на оба холма. Раскопками на Телль-Абиле открыта большая трехапсидная базиликальная церковь VI в. (19´ 34,5 м) с хорошо сохранившимися рядами колонн и мозаичными полами, стоявшая на руинах более ранней (возможно, христ.) базилики IV-V вв. Достаточно близкая типологически трехапсидная базилика VII в. открыта и на Телль-Умм-эль-Амаде (20´ 40 м). Между двумя теллями изучен городской центр рим. и визант. периодов (остатки театра, дворца, площади, бань, акведуков и улиц). Здесь же открыта крестообразная базилика (32´ 30 м) с базальтовыми колоннами и ионическими капителями. Вне города изучены кладбища позднеэллинистической, рим. и визант. эпох, но также и более ранние (железного века, средне- и позднебронзового периода), инвентарь погребений указывает на богатство города. Лит.: Schumacher G. Abila of Decapolis. L., 1889; Kraeling E. G. Bible Atlas. 1956. (A5, XIV-XVI); Yamauchi E. The Stones and the Scriptures: An Introd. to Biblical Archaeology. Grand Rapids, 1981; Mare W. H. Abila of the Decapolis // ABD. Vol. 1; ibid. Abila // NEAEHL. Vol. 1. P. 1-3 [библиогр.]; ibid. Abila // OEANE. Vol. 1. P. 5-7. Л. А. Беляев |
АВИЛИЙ [греч. ̓Αβίλιος, ̓Αμέλιος, Αἰμίλιος, лат. Abylius, Avilius, Emilius, Melias, Sabellius] (ок. 84 - 22.02.95 или 98), свт. (пам. греч. 22 февр.; копт. 29 авг.), еп. (Патриарх) Александрийский. Согласно Евсевию Кесарийскому, был третьим епископом Александрии после св. ап. Марка Аниана и возглавлял кафедру 13 лет, с 4-го года правления имп. Домициана по 1-й год Траяна. «Хроника» Петра ибн Рахиба сообщает, что А. (Мелий) был избран через нек-рое время после смерти Аниана, был епископом 9 лет 286 дней и умер 29 авг.; после трехлетнего вдовства кафедра была замещена Кердоном в 1-й год правления Траяна. Иная хронология приведена в «Истории коптских патриархов Александрии» и в «Истории патриархов», изд. М. Эветтсом: А. занимает престол на 15-й год правления Домициана и остается епископом в течение 12 лет, причем в последней летописи отсутствует упоминание о вдовстве кафедры перед Кедроном. Во всех этих текстах кончина А. датируется 29 авг., эта же дата стоит в копт. синаксаре. Наиболее древним является краткое сообщение Евсевия, пользовавшегося, вероятно, епископскими списками Юлия Африкана. Более поздние источники добавляют, что при А. Египетская Церковь наслаждалась спокойствием и умножилось число христиан в Ливии и Пентаполе. Из Евсевия сведения об А. попадают в «Хронографию» Георгия Синкелла и «Краткую хронику» Патриарха Никифора, а также в «Анналы» Патриарха Евтихия. По утверждению Апостольских правил, А. принял хиротонию от самого св. евангелиста Луки. Ист.: Евсевий. Церк. ист. III 14, 21; ActaSS. Febr. T. 3. 1658. P. 284-285; Apr. T. 3. 1675. P. 349; Petrus ibn Rahib. Chronicon orientale / Ed. P. Cheikho // CSCO. Ser. 3. Arab. T. 1. 1903. Р. 111; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Еd. M. Evetts // PO. T. 2. Р. 149; Le synaxaire arabe jacobite / Еd. R. Basset // Ibid. Р. 226; Annales Eutychii // PG. 111. Сol. 985; Schöne A. Eusebii chronicorum canonum quae supersunt. B., 1866. S. 160-161; Didascalia et Constitutiones apostolorum / Еd. F. X. Funk. Paderborn, 1905. Т. 1. Р. 452. Лит.: Harnack. Chronologie. Т. 1. Passim; DHGE. T. 1. Col. 122-123. М. В. Грацианский |
АВИЛИНЕЯ [греч. ̓Αβιληνή], территория в юж. части Антиливана, главным городом к-рой была Авила. Изначально А.- часть тетрархии Итурея, управляемой Птолемеем Менеем (ок. 85-40 до Р. Х.), позже оказалась во владениях царицы Клеопатры и была передана имп. Августом правителю Иудеи Ироду Великому (20 до Р. Х.). В 37-40 гг. ею владел Ирод Агриппа I, а с 53 г.- Ирод Агриппа II, при к-ром А. оставалась частью провинции Сирия. В новозаветное время А., видимо, владел тетрарх Лисаний II (Лк 3. 1). Иосиф Флавий (Иуд. война. II 11. 5; Иуд. древн. XVII 6. 10) связывает А. и Авилу с Лисанием осторожно, а Птолемей (География. V 14) говорит о 2 Авилах, одной из к-рых владел Лисаний (к западу от Дамаска). Лит.: Bruce F. F. New Testament History. N. Y., 1971; Pattengale J. A. Abilene // ABD. Vol. 1. Л. А. Беляев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВИП [Абиппа, Авив; греч. ̓Αβίππας, ̓Αβήπας, ̓Αβίβος], мч. Готский (пам. 26 марта) - см. Готские мученики, 26. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВИТ, КИННАНК, АРТЕМОН, ЕРЕМИТ, АЛИК, КАПИТОН - мученики Никомидийские (пам. зап. 23 июня). По свидетельствам древних зап. мартирологов, в т. ч. Иеронимова, из числа пострадавших в Никомидии 77 христиан. Лит.: MartHieron. P. 81; ActaSS. Jun. 1707. T. 4. Col. 471. А. Ю. Виноградов |
АВИТ ПЕРИГОРСКИЙ († 518 или 570), прп. (пам. зап. 22 марта, 17 июня). Происходил из знатной семьи, жившей близ г. Перигё (Центр. Франция), получил хорошее образование. Занимал высокую должность в армии кор. франков Хлодвига во время войны с вестготами; в разгар кампании неожиданно покинул войско и обратился к монашеской жизни. По др. версии жития, А. П. воевал на стороне вестготов, после разгрома к-рых в битве при Вуйе (507) попал в плен и оказался в Париже, но, заплатив выкуп, был отпущен и стал монахом. Жил сначала на родине, позже близ Орлеана, где сотворил множество чудес. Ист.: ActaSS. Jun. T. 4. P. 291-295. Лит.: Belmon C. Avit (9) // DHGE. T. 5. Col. 1203. П. Б. Михайлов |
АВИТ ЭПАРХИЙ [лат. Avitus Eparchius] (между 395 и 400 - после 456), имп. Зап. Римской империи (9.07.455-17.10.456). Происходил из сенаторского рода Галлии, был хорошо образован. А. Э. пользовался большим влиянием при дворе вестготского кор. Теодориха I в Тулузе (см. Готы). В 439 г. он был назначен префектом претории Галлии. При поддержке вестготов и галльской знати в 455 г. стал императором, не будучи, однако, признан Вост. Римской империей. А. Э. привлек вестготов к борьбе с вторжением гуннов на территорию империи и вернул под власть Рима Паннонию. Пребывая в Италии, А. Э. поручил вестготскому кор. Теодориху II бороться в Испании против свевов, в результате чего большая часть Пиренейского п-ова оказалась под властью вестготов. Против него поднял мятеж в Италии полководец Рекимер, по происхождению свев. В битве при Плаценции (совр. Пьяченца) войска А. Э. были разбиты, а сам он вскоре был низложен Рекимером. Потерпев неудачу в политической карьере, А. Э. остался в Плаценции, вернулся к занятиям наукой и вскоре стал епископом этого города. Лит.: Карсавин Л. П. Из истории духовной культуры падающей Римской империи // ЖМНП. 1908. Н. С. Ч. 13. Янв.-февр. С. 285-336; Der kleine Pauly: Lexikon der Antike. Stuttg.; Münch., 1964. Bd. 1. S. 789-790; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 475-476. Н. Ф. Усков |
АВИУД - см. Аарон; Родословие Иисуса Христа. |
АВИЦЕННА - см. Ибн Сина. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
А́вия [евр. , - Господь мой отец], второй царь Иудеи после разделения царств, сын и преемник Ровоама от Маахи (3 Цар 15.1-2), царствовавший 3 года (913-911 до Р. Х.), согласно Септуагинте - 6 лет. Об А. сообщается, что он жил во грехе, но боролся за укрепление династии потомков Давида (3 Цар 15. 3-4). Единственное событие царствования А.- война с Иеровоамом, царем Израильского царства (3 Цар 15. 6-7), целью к-рой было объединение обоих царств под властью потомков царя Давида. Решающее сражение произошло близ Ефремовых гор. Перед битвой А. обратился с вершины г. Цемараимской к израильским воинам со словами обличения. Он напомнил им о божественном освящении династии Давида, обличил отступничество и идолопоклонство Израильского царства. В решающей битве Господь дал победу воинам А., несмотря на то что они оказались окруженными войском Иеровоама, вдвое превосходившим их по численности. В результате этой победы территория Иудеи была расширена за счет юж. части Ефремовых гор, включая важный религ. центр Израильского царства г. Вефиль (2 Пар 13. 2-19). Упомянут в Родословии Иисуса Христа (Мф 1. 7). Лит.: Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. СПб., 1890. Т. 2; Williamson H. G. M. Israel in the Books of Chronicles. Camb., 1977; Miller J. M., Hayes J. H. A History of Аncient Israel and Judah. Phil., 1986; Whitelam K. W. Abija, King of Judah // ABD. 1992. Vol. 1. Свящ. Афанасий Гумеров |
АВКСЕНТИЙ [греч. Αὐξέντιος - приумноженный], сщмч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест |
АВКСЕНТИЙ I († 374), еп. Медиоланский, предшественник свт. Амвросия на кафедре Медиолана (Милана), арианин. Происходил из Каппадокии. В 343 г. арианин Георгий, еп. Александрийский, рукоположил А. во пресвитера, а затем и во епископа. В 355 г. имп. Констанций II назначил его на кафедру Медиолана (где находилась одна из имп. резиденций) вместо изгнанного правосл. еп. Дионисия. А. руководил арианской партией на Соборе 359 г. в Аримине (см. Аримино-Селевкийский Собор); в 360 г. отлучен от Церкви правосл. епископами на Парижском Соборе. После смерти Констанция была предпринята попытка свергнуть А., но имп. Валентиниан I оказал ему личное покровительство. Свт. Иларий Пиктавийский выдвинул против А. обвинение в ереси; на публичном диспуте, состоявшемся в 364/65 г., А., хотя и в двусмысленной формулировке, исповедал божество Бога-Слова. Император, находившийся под влиянием своей супруги Юстины, удовлетворился этим и приказал Иларию покинуть Медиолан. В 370 г. свт. Афанасий Александрийский в послании к папе Дамасу I настаивал на низложении А. В 372 г. по инициативе Евагрия Антиохийского, Евсевия Верцелльского и др. был созван Собор, рассмотревший воззрения А. и низложивший его как еретика. Впрочем, это решение не помешало ему благополучно оставаться на кафедре до самой смерти. Ист.: Ambrosius. De Spiritu Sancto. III 10 // PL. 16. Сol. 789-792; Hilarius Pictaviensis. Liber contra Arianos vel Auxentium // PL. 10. Сol. 609-614. Лит.: Болотов. Лекции. Т. 3. С. 260; Savio. Lombardia. T. 1. P. 122-127, 839-855; Castiglioni C. Aussenzio // EC. 1949. Т. 2. Col. 419-420. В. В. Василик |
АВКСЕНТИЙ II [серб. Аксентиjе] (Йованович-Паликуча; † 1763), митр. Герцеговинский Печского Патриархата (1751-1760). Род. в с. Мостач близ г. Требине. Принял постриг в Тврдошском мон-ре Успения Пресв. Богородицы. Позднее был рукоположен в сан диакона, затем пресвитера митр. Захумско-Герцеговинским Авксентием I. Был экзархом митр. Дабро-Боснийского Гавриила III (Михича), буд. Патриарха Печского. 26 июля 1751 г. по указу Патриарха Печского Афанасия II (Гавриловича) поставлен митр. Герцеговинским. Лит.: Иларион (Руварац), архим. О хумским епископима и херцеговачким митрополитима до године 1766. Мостар, 1901. С. 30; Слиjепчевић Ђ. Историjа Српске православне цркве. Београд, 1991. Т. 1. С. 431; Српски jерарси. С. 10. Савва, еп. Шумадийский |
АВКСЕНТИЙ III - митр. Герцеговинский - см. Авксентий, митр. Велесский. |
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ - преподобные (пам. в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых). Предположительно иноки Соловецкого Преображенского мон-ря, подвизались и скончались в XVII в. в пределах Кашкаранского прихода Архангельской епархии. Сохранение в приходе устной памяти Ав., Ак., Т. к нач. ХХ в. позволяет предположить, что им было установлено местное храмовое празднование, к-рое пришло в забвение, но письменных данных об этом нет (подробнее см. в ст. Кашкаранские преподобные). Местное почитание Ав., Ак., Т. подтверждено включением их имен в Собор Соловецких святых, установленный в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Лит.: Никодим [Кононов], иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиологические очерки. СПб., 1900. С. 102; он же. Архангельский патерик: Ист. очерки о жизни и подвигах русских святых и некоторых приснопамятных мужей, подвизавшихся в пределах Архангельской епархии. СПб., 1901. С. 136-137; Соловецкий православный церковный календарь / Изд. Соловецкой обители. М., 1999; Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря. Мурманск, 2007. Игум. Андроник (Трубачев) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АВКСЕНТИЙ ДИАКОН [греч. Αὐξέντιος ὁ διάκονος], известный греч. проповедник XVIII в. Род. на о-ве Андрос; был рукоположен во диакона, затем переехал в К-поль, где служил в одном из храмов Галаты. Позже А. Д. начал проповедовать в Катирли близ Никомидии, куда к нему приходили тысячи верующих, иереи и архиереи, среди к-рых бывали и Патриархи (Кирилл IV и Паисий II К-польские, Матфей Александрийский). Проповеди А. Д., в к-рых он призывал перекрещивать католиков и армян, вызвали смуту в К-польском Патриархате. Патриарх Паисий II в 1752 г. потребовал, чтобы А. Д. прекратил свои нападки на инославных. Когда тот не подчинился, к нему для уговоров был послан преподаватель Патриаршей академии Николай Критий, но фанатичные почитатели А. Д. забили его камнями. Тогда в конфликт вмешался султан, через своего телохранителя пригласивший А. Д. в столицу. Когда проповедник взошел на присланный за ним корабль, моряки схватили его и бросили за борт. Правда, Кесарий Дапонтес считал, что А. Д. благополучно доехал до К-поля, снова не подчинился Патриарху и вернулся в Катирли, где и умер в кон. XVIII в. Лит.: Κεσάριος Δαπόντες. ῾Ιστορικὸς κατάλογος ἀνδρῶν ἐπισήμων // Σάθας. ΜΒ. Σ. 129-131; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 332. И. В. Т. |
АВКСЕНТИЙ И ОНУФРИЙ ПЕРЦЕВСКИЕ (кон. XV - нач. XVI в.), преподобные, местночтимые (пам. 12 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). Краткие сведения об их житии сообщает «Описание о российских святых» (известно в списках кон. XVII - XVIII в.), где сказано, что «преподобнии отцы Авксентий и Онуфрий, иже в Перцове пустыне, быша в лето 7000» (1492), в нек-рых списках указана дата: «в лето 7007» (1499). Предполагается, что в 1499 г. А. и О. П. основали Троице-Перцевскую [Персову] пуст. (близ с. Слобода Грязовецкого р-на Вологодской обл.). В 1588 г. обитель была приписана к Корнилиеву Комельскому мон-рю. В 1764 г. пустынь была упразднена, а Троицкий храм, где под спудом почивали мощи святых, обращен в приходскую церковь. Время отдельной местной канонизации святых неизвестно, в 1841 г. они вошли в Собор Вологодских святых, установленный еп. Вологодским Иннокентием (Борисовым), имена А. и О. П. включены в 3-й тропарь 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 464). Пам. 12 июня совершается ради тезоименитства О. П. с прп. Онуфрием Великим. Ныне Троицкий храм бывш. Перцевской пуст. разрушен, но в летнее время около храма служатся молебны А. и О. П. В 1999 г. праздновалось 500-летие основания пустыни, праздничный молебен в день памяти преподобных - 12 июня служил настоятель Спасо-Прилуцкого мон-ря иером. Дионисий (Воздвиженский). Ист.: Описание о российских святых. С. 128-129. Лит.: ИРИ. Т. 5. С. 517; СИСПРЦ. С. 190; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 1; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 365; Никодим [Кононов], архим. Вологодские святые: Библиогр. сведения о них // Вологодские ЕВ. 1902. № 19. Приб. С. 578. К. О. Козлов |
АВКСЕНТИЙ ИСПОВЕДНИК - прп. (пам. 18 апр.) - см. Косма, еп. Халкидонский. |
АВКСЕНТИЙ ЧУДОТВОРЕЦ [Авксуфений, греч. Αὐξουθένιος] Чудотворец, прп. Кипрский (пам. кипр. 28 сент.). Он и его сподвижники, «300 кипрских аламанов», почитаются Кипрской Церковью. А. Ч. происходил из Германии и был предводителем воинского отряда из 300 своих соплеменников. Он убедил своих подчиненных оставить военное дело и стать отшельниками. Как повествует легенда, они покинули гарнизон и вышли к морю, где им встретился корабль, к-рый перевез их на Кипр. Здесь отряд разошелся в разные стороны. А. Ч. выбрал возвышенность Карпас (близ совр. с. Коми-Кебир), где стал вести жизнь отшельника. После смерти А. Ч. его мощи были обнаружены жителями соседних селений, к-рые поспорили, где должно покоиться тело святого. Чтобы разрешить спор, мощи положили в повозку, запряженную 2 быками, по одному от каждого селения, и предоставили животным выбрать направление движения. Быки остановились у храма св. Мавры близ Коми-Кебира. Позже на этом месте была построена гробница, почитаемая и в наст. время. Одни исследователи относят время жизни А. Ч. к 1-му крестовому походу (1096-1099), др. указывают на эпоху арабских завоеваний в кон. VII в., когда отряды отступавших визант. войск могли оказаться на Кипре. Есть служба А. Ч. вместе со свт. Харитоном Исповедником, память к-рого отмечается в тот же день. Ист.: BHG, N 2050; Sathas C. Vies de saints allemands de Chypre // Archives de l'Orient latin. P., 1884. T. 2. P. 16-28. Лит.: Delehaye H. Saints de Chypre // AnBoll. T. 26. P. 249-251, 253; Disdier M. Th. Auxence (6) // DHGE. T. 5. Col. 934-935; Cobham C. D. The Churches and Saints of Cyprus. L., 1910; Λεοντίου Μαχαιρᾶ. Χρονικόν Κύπρου / Dawkins K. M. Oxf., 1932. T. 1. P. 28-32; Gunnis R. Historic Cyprus. L., 1936. P. 281-282; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 63; ѲΗΕ. Τ. 3. Σ. 473. П. Б. Михайлов |