Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 22, "АНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 22, "АНТ")

АНТИЛИЯ

АНТИЛИЯ [лат. Antilia] († сер. IV в.), мц. (пам. зап. 15 февр.). Согласно поздним актам, А. была дочерью имп. Феодосия I и его второй жены Галлы. В юности страдала беснованием и была исцелена св. Донатом, еп. Ареццо (Тоскана, Италия). Выздоровев, А. последовала за ним в Ареццо, где решила посвятить себя Богу, дав обет безбрачия. Была предана смерти префектом Тосканы за то, что отказалась выйти за него замуж. Акты, сообщающие об А., содержат явные анахронизмы, поскольку св. Донат умер (362) задолго до того, как имп. Феодосий взял Галлу в жены (386 или 387). Возможно, было две Антилии: одна - дочь императора, а др.- ученица св. Доната. Глава св. мученицы покоится в кафедральном соборе г. Монтепульчано (Тоскана, Италия).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 7. P. 162-166.

Лит.: Holweck. P. 185; DHGE. T. 3. Col. 549.

П. Б. Михайлов

АНТИМ ИВИРЯНУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АНТИМ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [румын. Antim] действующий в Бухарестской архиепископии Мунтенийской и Добруджийской митрополии Румынской Православной Церкви. Находится в Бухаресте и носит имя его основателя сщмч. митр. Унгро-Влахийского Антима Ивиряну. Настоятель мон-ря - архим. Софиан (Богиу), подвизается 15 монашествующих. Построен в 1713-1715 гг. в традиц. барочном стиле Брынковяну на месте небольшой деревянной церкви. С 1797 г. в мон-ре размещалась школа по подготовке священников, в 1836-1840 гг.- ДС Унгро-Влахийской митрополии. В 1860 г. А. м. был перестроен, но в первоначальном виде сохранились здания келий с портиком на 2 каменных колоннах и часовня. Нек-рые кельи были предназначены митр. Антимом для типографии, переведенной сюда из Тырговиште. В кон. 1945 г. в А. м. образовался религ. кружок, в к-рый вошли насельники мон-ря и представители интеллигенции. В 1950 г. он был распущен, а его участники арестованы. В 60-х гг. ХХ в. стараниями Патриарха Юстиниана (Марина) А. м. был отреставрирован. В центре находится собор во имя Всех святых. Каменный иконостас собора украшен скульптурами работы митр. Антима. Росписи выполнены в 1860-1863 гг. румын. худож. Петре Александреску. В мон-ре открыт Музей церковного искусства, отдельная экспозиция посвящена жизни и деятельности митр. Антима.

Лит.: Ionescu G. Bucureşti: Oraşul şi monumentele sale. Bucureşti, 1956; Drăguţ V. Dicţionar enciclopedic de artă medievală românească. Bucureşti, 1976.

АНТИМАРИАНЕ

АНТИМАРИАНЕ [антикомариане, антидикомарианиты], последователи ряда еретических учений, отрицавших приснодевство Богоматери. Первыми среди них были эбиониты (I в.), утверждавшие, что Иисус Христос был плотским сыном Иосифа Обручника и Марии. Позднее появились и другие, к-рые в отличие от эбионитов хотя и допускали девственное рождение Христа, зачатого Пресв. Богородицей от Св. Духа, но своевольно перетолковывали евангельское изречение о «братьях Иисуса». Они учили, что после рождения Христа Иосиф и Мария состояли в брачном общении, ссылаясь на то, что так считал Тертуллиан (в известных сочинениях Тертуллиана подтверждений этому мнению не находится; ср., напр.: De carne Christ. 23 - «non Virgo quantum a partu»). Противниками приснодевства Богородицы стали ариане Евдоксий Германикийский и Евномий Кизический (IV в.).

К кон. IV в. существовал целый ряд приверженцев данного лжеучения, среди них известны Гелвидий, Иовиниан и Боноз; в Аравии возникла секта, о к-рой подробно сообщает св. Епифаний Кипрский в своем сочинении против ересей («Adversus Haereses»). Ее адепты богохульно учили, что якобы после рождения Христа Пресв. Богородица рождала детей Иосифу. Данное мнение разбирают и опровергают святые Епифаний (Haer. 78, 1033), Иоанн Златоуст (In Matth. V 3), Иоанн Дамаскин (De fide orth. IV 14). На Поместных Соборах в Риме под председательством папы Сириция (384-399) и в Медиолане под председательством свт. Амвросия Медиоланского (330 или 339-397) лжеучение А. было осуждено.

Лит.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. С. 71-75; Филарет (Гумилевский). Учение. С. 147; Сильвестр [Малеванский], еп. Богословие. Т. 4. Ч. 1. С. 96-101.

Свящ. Владимир Шмалий

АНТИМАРКИОНОВСКИЕ ПРОЛОГИ

АНТИМАРКИОНОВСКИЕ ПРОЛОГИ - краткие анонимные предисловия к Евангелиям от Марка, Луки и Иоанна (пролог к Евангелию от Матфея считается утерянным); один из ранних источников, отражающих традиц. т. зр. на авторство канонических Евангелий, обстоятельства и цели их написания. Не исключено, что изначально были написаны на греч. языке, но сохранились только в ряде лат. библейских рукописей (сер. V-XI в.), на греч.- только к Евангелию от Луки в единственной рукописи (Athen. Bibl. Nat. 91, X/XII в.). Название «А. п.» этим текстам было дано в 1928 г. Д. де Брюйном, к-рый, проанализировав рукописи, пришел к заключению, что А. п. возникли в Риме во 2-й пол. II в. по Р. Х. (до Иринея Лионского, ок. 160-180) и были написаны одним автором для опровержения ереси Маркиона, к-рый издал сокращенный канон НЗ.

Кроме того, утверждалась зависимость др. группы анонимных предисловий к Евангелиям, т. н. монархианских прологов (аргументов) (ок. IV в.), от лат. перевода А. п. С выводами, сделанными де Брюйном, согласились многие ученые (напр., А. Гарнак, Х. Лицман и др.). В результате А. п. как «древнейшие свидетельства о синоптических Евангелиях» были внесены в синопсисы, изданные A. Хуком - Х. Лицманом (Synopse der drei ersten Evangelien. Tüb., 195010. S. VII-VIII) и К. Аландом (Synopsis Quattuor Evangeliorum. Stuttg., 19631, 199615. Р. 548-549).

В более поздних исследованиях эта т. зр. подверглась критике: был отвергнут вывод об антимаркионовской направленности А. п. (за исключением пролога к Евангелию от Иоанна, в к-ром утверждается, что ап. Иоанн диктовал свое Евангелие Папию (впосл. еп. Иерапольскому) и осуждал Маркиона), их лит. целостности и датировке 2-й пол. II в.; согласно этому мнению, А. п. возникли во 2-й пол. IV в. и зависят от монархианских прологов (R. G. Heard, E. Haenchen, особенно J. Regul). С уверенностью можно говорить, что пролог к Евангелию от Луки существовал независимо от других, что следует из упоминания в нем Евангелия и Откровения ап. Иоанна Богослова и др. писаний. Кроме того, он отличается по стилю и объему от прологов к Евангелиям от Марка и от Иоанна.

Лит.: Bruyne D. de. Les Plus Anciens Prologues latin des Évangiles // RB. 1928. T. 40. P. 193-214; Harnack A. von. Die ältesten Evangelien-Prologe und die Bildung des Neuen Testaments. Münch., 1928. P. 320-341. (SBA; 24); Grant R. M. The Oldest Gospel Prologues // AnglTR. 1941. Vol. 23. P. 231-245; Gutwenger E. The Anti-Marcionite Prologues // Theol. Studies. 1946. Vol. 7. P. 193-409; Heard R. G. The Old Gospel Prologues // JThSt. 1955. Vol. 5. P. 1-16; Haenchen E. Die Apostelgeschichte. Gött., 1957; Regul J. Die Antimarcionitischen Evangelienprologe. Freiburg, 1969; Bruce F. F. The canon of scripture. Glasgow, 1988; McDonald L. M. Anti-Marcionite (Gospel) Prologues // ABD. Vol. 1.

Э. П. П.

АНТИМИНС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИНОМИЗМ

АНТИНОМИЗМ - см. Агрикола Иоганн.

АНТИНОМИСТСКИЙ СПОР

АНТИНОМИСТСКИЙ СПОР - богословская полемика эпохи Реформации о значении проповеди ветхозаветного Закона для христиан и ее соотношения с евангельской. 1-й этап спора относится к 1527 г., когда были опубликованы тезисы Филиппа Меланхтона об упорядочении визитации церковных общин (Unterricht der Visitatoren an die Pfarren im Kurfurstentum Sachsen, 1527). Меланхтон писал, что проповедь Закона должна предшествовать проповеди Евангелия, т. к. подлинная вера невозможна без покаяния, а значит, без проповеди страха Божия и Закона. Против него выступил Иоганн Агрикола, заявивший, что Закон после проповеди Иисуса Христа более не действителен и заменен заповедью любви, а утверждение Меланхтона является возвращением к католицизму. 26-28 нояб. 1527 г. в Торгау состоялся публичный диспут между Агриколой и Меланхтоном, где в качестве третейского судьи присутствовал Мартин Лютер, под влиянием к-рого оппоненты примирились. Однако в 1537 г. Агрикола возобновил А. с., и Лютер решительно встал на сторону Меланхтона, заявив, что нельзя проповедовать ни Закона без Евангелия, ни Евангелия без Закона.

2-й этап А. с. начался после смерти Лютера (1546) и велся группой антиномистски настроенных богословов (А. Поах, А. Отто, М. Неандер, А. Мускулус), к-рые противопоставили Закону тезис sola gratia (только благодать), удостоверяющий суверенное действие Бога в христианине, что ставит его выше Закона. Однако их т. зр. не нашла поддержки, и в 1580 г. «Формула согласия» утвердила как официально признанное учение Меланхтона.

Лит.: Joest W. Gesetz und Freiheit. Gött., 1951; Hermann R. Zum Streit um die Überwindung des Gesetzes: Erörterungen zu Luthers Antinomerthesen. Weimar, 1958; Исаев С. А. Ереси и расколы в раннем лютеранстве. СПб., 2000.

Э. П. П.

АНТИНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХ

АНТИОХ [Андеол; лат. Antiochus, франц. Andéol, Anduel] (кон. IV - нач. V в.), свт. (пам. зап. 15 и 16 окт.), еп. Лионский. Во всех списках Лионских епископов занимает 16-е место после св. Мартина. Когда предшественник А. свт. Иуст оставил свою паству и отправился в Египет, чтобы вести монашеский образ жизни, жители Лиона отправили к нему делегацию, к-рую возглавил А., тогда еще пресвитер. А. не удалось убедить Иуста вернуться, и он подвизался в Египте вместе с Иустом до смерти святого. Вернувшись, А. занял епископскую кафедру Лиона. О епископстве А. никаких сведений не сохранилось. Однако вскоре после смерти он стал почитаться как святой: многие церкви Лионского диоцеза были посвящены св. Андеолу (одна из форм имени А.). Мощи А. покоились в базилике Маккавеев до 1652 г., когда они вместе с мощами др. святых были уничтожены гугенотами.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 7. P. 17-18.

Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 163.

П. Б. Михайлов

АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ

АНТИОХ III ВЕЛИКИЙ [греч. ̓Αντίοχος ὁ Μέγας] (241-187 до Р. Х.), царь сир. державы Селевкидов (223-187 до Р. Х.). Унаследовал царство после смерти брата Селевка III Сотера. Продолжил начатую его предшественниками Селевкидами войну с царями Египта Птолемеями за Юж. Сирию. В 217 г. до Р. Х. потерпел поражение в битве при Рафии от Птолемея IV Филопатора в ходе очередной войны с Птолемеями. В 198 г. до Р. Х. А. В. одержал победу при Панеасе (егип. название Кесарии Филипповой) и захватил подвластную им Палестину, причем жители Иерусалима перешли на сторону А. В. и помогли ему изгнать из города егип. гарнизон. За это А. В. пожертвовал иерусалимскому храму животных, вино, елей, благовония, помог окончанию строительства храма. Также А. В. предоставил иудеям ряд налоговых льгот (Иуд. древн. XII 3. 3-4). В результате вост. похода (212-205 до Р. Х.) он раздвинул границы своей державы до берегов Инда, принял титульное имя персид. царей Ахеменид и получил прозвание Великий. Вторжение А. В. в М. Азию и Грецию привело его к войне с Римом (192-188 до Р. Х.). Потерпев поражение от рим. армии в битве при г. Магнесии (189 до Р. Х.), А. В. был вынужден подписать в 188 г. до Р. Х. Апамейский договор, согласно к-рому он терял владения в Европе и Азии к северу от Тавра. Война А. В. с Римом упоминается в 1 Мак 8. 6. Стремясь пополнить опустевшую после войны казну, А. В. в 187 г. до Р. Х. попытался ограбить храм Зевса в Элимаиде и был убит горожанами. Престол унаследовал его сын Селевк IV Филопатор. Свт. Ипполит Римский относил к А. В. пророчество о «северном царе» из Книги пророка Даниила (11. 13-19).

Лит.: Ипполит Римский, сщмч. Творения. Каз., 1898. Вып. 1: Толкование на книгу пророка Даниила. Кн. 2. Гл. 42; Bevan E. R. The House of Seleucus. L., 1902. 2 vol.; Tcherikover V. Hellenistic Civilization and the Jews. Phil., 1959; Russell D. S. The Jews from Alexander to Herod. Oxf., 1967; Whitehorne J. Antiohus // ABD. Vol. 1.

А. А. Немировский

АНТИОХ IV ЕПИФАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХ V ЕВПАТОР

АНТИОХ V ЕВПАТОР [греч. ̓Αντίοχος Εὐπάτωρ], сын Антиоха IV, номинальный царь державы Селевкидов (163-162 до Р. Х.). К власти пришел в 9-летнем возрасте, регентом при нем был евнух Лисий. В 162 г. до Р. Х. Лисий и А. Е. с огромным войском двинулись на Иудею на выручку осажденным в Акре (см. Акко) сторонникам проводимой первосвященником Менелаем политики эллинизации. Пройдя через Идумею, они победили Иуду Маккавея при Вефсахаре и осадили Иерусалим. Начавшаяся в тылу междоусобица вынудила их заключить мир с Хасмонеями. Но, войдя в город, вопреки мирному соглашению они разрушили стены иерусалимского храма и тогда, чтобы добиться мира с Иудеей, казнили Менелая. В 162 г. до Р. Х. А. Е. и Лисий погибли в междоусобной борьбе (1 Макк 6-7; Иуд. древн. XII 9. 4-6).

А. А. Н.

АНТИОХ VII СИДЕТ

АНТИОХ VII СИДЕТ [греч. ̓Αντίοχος Σιδήτης], царь гос-ва Селевкидов (138-129 до Р. Х.). Пытаясь восстановить свое могущество, подорванное событиями 1-й пол.- сер. II в. до Р. Х., А. С. столкнулся с иудейским гос-вом династии Хасмонеев. В 137 г. до Р. Х. он вторгся в Иудею, желая вернуть захваченные Симоном Маккавеем Иоппию (Яффу) и Гезер. Однако войска А. С. были разбиты Иоанном Гирканом в битве при Кедроне. В 132 г. до Р. Х., после смерти Симона, А. С. вторгся в Иудею, где в это время Гиркан уже был правителем, и осадил Иерусалим, но послал осажденным жертвенные дары к празднику кущей, в к-ром принял участие вместе со своим войском, продемонстрировав т. о. уважение к иудейскому культу. А. С. добился капитуляции Гиркана, и Иудея признала зависимость от Селевкидов, вернула им Иоппию, Гезер и гавани на побережье (Ямния и др.), обязавшись платить дань. Однако вскоре А. С. погиб в войне с Парфией, восстановленное им господство Селевкидов над Иудеей оказалось недолгим (1 Макк 15-16; Иуд. древн. XIII 8. 2, 3).

А. А. Н.

АНТИОХ И НИКОСТРАТ

АНТИОХ И НИКОСТРАТ († 303), мученики (пам. греч. 20 мая, 8 июля), пострадали при имп. Диоклетиане в Кесарии Палестинской. По сведениям синаксарей, А. и Н. были военными трибунами; обезглавлены вместе с вмч. Прокопием. В греч. календарях память мучеников отмечается 20 мая - в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 710) и Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 151), а также 8 июля, в день памяти вмч. Прокопия. На Руси в 1-й пол. XII в. был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый под 20 мая была включена их память без жития (ГИМ. Син. 240, 1400 г.). В составе Стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне), память мучеников указывается 8 июля (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.), в ВМЧ - 20 мая и 8 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 175, 304 (2-я паг.)).

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 919; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 46.

АНТИОХ СИРИЙСКИЙ

АНТИОХ СИРИЙСКИЙ - прп. (пам. 23 февр.) - см. Иоанн, Антиох, Антонин, Моисей и др.

АНТИОХ СТРАТИГИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г

Антиохийская икона Божией Матери. Литография. 1865 г

(празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на нек-рых гравюрах. Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему.

Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя А. и. близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем А. и. могла почитаться др. икона, напр. Сайднайская, на к-рой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней А. и. Кондаков был склонен считать неск. образов Богоматери с полулежащим младенцем визант. времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из мон-ря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в. (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику кон. XIII в. в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итал. копии.

Лит.: Роспись святым иконам разным явлениям Пресв. Владычицы нашея Богородицы // ЧОИДР. 1893. Кн. 1. Разд. 5. С. 8-13; Поселянин Е. Богоматерь. С. 325; Богоматерь Владимирская: Сб. С. 166-167. Кат. № 50; Кондаков. Иконография Богоматери. М., 1998. Т. 2. С. 250-260; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. Ярославль, 1998. С. 171.

О. Е. Этингоф

АНТИОХИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША

АНТИОХИЙСКАЯ ЧАША - литургический сосуд, найденный, согласно сообщениям торговцев древностями, в 1910 г. в Антиохии (совр. Антакья, Турция), к-рая считается местом его производства. После реставрации (Леон Андре, Франция) была представлена на Всемирной выставке в Чикаго (1933) как чаша Тайной вечери, куда была собрана кровь Господа по Распятии (см. Грааль). С 1950 г. хранится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Чаша. Антиохия (?). 500-550 гг. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк)

Чаша. Антиохия (?).

500-550 гг. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк)

А. ч.- небольшой (высота - 19,7 см, диаметр - 18,1 см) серебряный кубок овоидной формы на низкой круглой ножке. Имеет золоченую внешнюю ажурную оболочку с изображением в низком рельефе Иисуса Христа и апостолов (всего 12 фигур) со свитками в руках, сидящих в креслах с высокими спинками, среди виноградных лоз, в окружении птиц и животных. Предполагалось, что оболочка была выполнена в I в. по Р. Х. как специальное украшение для «чаши Грааля».

В наст. время А. ч. датируется 500-550 гг. по Р. Х., ее трактовка как Грааля отвергнута, но местом изготовления по-прежнему считается Антиохия. Форма и декор позволяют сопоставлять А. ч. не столько с чашами для Евхаристии (потирами), сколько с известными в V в. стационарными светильниками (лампадами). В этом случае символика и иконография предмета могут быть связаны с представлением о Христе как об источнике света (Ин 8. 12). А. ч. могла входить в состав клада церковного серебра, найденного в 1908 г. в г. Капер-Караон (к юго-востоку от Антиохии), и принадлежать ц. св. Сергия этого города.

Лит.: Eisen G. The Great Chalice of Antioch. N. Y., 1923; The Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, III-VII Cent. N. Y., 1979. P. 606-608, N 542; Mango M. M. Silver from Early Byzantium: The Kaper Karaon and Related Treasures. Baltimore, 1986. P. 183-187, N 40; Effenberger A. Bemerkungen zum «Kaper-Karaon Schatz» // Tesserae: Festschrift f. J. Engemann. Müster, 1991. S. 241-277. (JAC: Ergbd.; 18); Kondoleon Ch. Antioch: The Lost Ancient City. Princeton, 2000. P. 214-215.

Л. А. Беляев

АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА

АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА - см. Богословские школы древней Церкви.

АНТИОХИЙСКАЯ ЭРА

АНТИОХИЙСКАЯ ЭРА - см. Летосчисление.

АНТИОХИЙСКИЕ СОБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХИЙСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИОХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПА

АНТИПА (Кириллов Антон Петрович, 3.08.1870, с. Братки Борисоглебского у. Тамбовской губ. - 7.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 22 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Рязанских святых), иером. Род. в крестьянской семье, окончил церковноприходскую школу. В 1898 г. поступил в один из афонских мон-рей. В 1912 г. причислен к братии Новоспасского мон-ря в Москве. Пострижен в монашество на Афоне или в Новоспасском мон-ре. В 1917 г. вернулся в родное село, служил псаломщиком в местной церкви. В 1929 г. рукоположен во священника к Боголюбской ц. с. Елань-Козловка Борисоглебского р-на Тамбовской обл. В 1931 г. переведён в Крестовоздвиженскую ц. с. Татаринцева Бронницкого р-на Московской обл. А. был арестован 16 февр. 1938 г. по обвинению в «контрреволюционной агитации, оскорбительных высказываниях о сталинской конституции, клевете на советскую власть»; виновном себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 27 февр. того же года. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2002 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 23027.

Лит.: Монастыри и храмы Московской епархии. М., 1999; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 1. С. 85-89; ЖНИР. Февр. С. 373-376.

АНТИПА ВАЛААМСКИЙ (Лукиан Александр Георгиевич)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПА ИРОД

АНТИПА ИРОД - библ.- см. Ирод Антипа.

АНТИПАПА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПАСХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПАТР

АНТИПАТР [греч. ̓Αντίπατρος], свт. (пам. греч. и пам. зап. 13 июня). Стал епископом БострыАравийской вскоре после Всел. IV Собора (451). Был близко знаком с прп. Евфимием Великим († 473). Визант. имп. Лев I попросил А. в числе др. выдающихся клириков высказать мнение об этом Соборе, но его ответ императору не сохранился. А. является автором «Опровержения» (греч. ̓Αντίρρησις), где подвергнута критике апология учения Оригена, присущая воззрениямЕвсевия Кесарийского (начало сочинения сохранилось в Актах Всел. VII Собора (787), отрывки - в трудах прп. Иоанна Дамаскина и Леонтия Византийского). Им написаны гомилии, из к-рых сохранились полностью «На Богоявление» и «На начало Великого поста» (не опубликованы), нек-рые во фрагментах (в Актах VII Всел. Собора и у Анастасия Синаита), «На Успение Пресвятой Богородицы» в лат., «На Рождество Христово» в арм. переводах. На слав. языке гомилии «На Богоявление» и «На Рождество Иоанна Предтечи» переведены во 2-й пол. XIV в. в Болгарии в окружении тырновского Патриарха св. Евфимия в составе т. н. студийской коллекции («студийского торжественника»); сохранились во многих южнослав. списках кон. XIV-XVII в.

Соч.: CPG, N 6680-6698; Mansi. T. 13. Col. 14; PG. 85. Col. 1763 sq., 1792-1796; 86/2. Col. 2045, 2053, 2077; 96. Col. 468, 488-505 [фрагменты].

Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 685; idem. T. 3. P. 179.

Лит.: Laurès B. Antipater de Bosra // DHGE. T. 3. Col. 713-714; Hannick Ch. Maximos Helobolas in der kirchenslavische homiletischen literatur. W., 1981. S. 174, 223, 260; De Nicola A. Antipater of Bostra // EEC. Vol. 1. P. 52.

И. Г. Коновалова

АНТИПИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИПЬЕВ

Никита, иконописец 2-й пол. XVII в., житель Огородной слободы в Москве. Состоял в штате Оружейной палаты в качестве кормового иконописца. Привлекался к живописным работам в Саввин Сторожевском в честь Рождества Богородицы мон-ре (1668, декоративные росписи больничной палаты). Участвовал в создании росписи над юж. порталом Успенского собораМосковского Кремля (1673), в ц. свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских (Гостунского) (1673), в стенописных работах в кремлевской дворцовой ц. Спаса Нерукотворного (1676-1677, 1679), писал для той же церкви иконы, в частности «Предста Царица» и неск. на медных досках. Был среди художников, расписывавших в кремлевском дворце новое каменное крыльцо и переходы, а также выполнявших композицию «Видение царя Константина» в Грановитой палате (1678). Принимал участие в починке икон из дворцовых кремлевских храмов прп. Евдокии (1674) и св. Иоанна Белоградского (1676). Привлекался к письму иконостаса для ц. Тихвинской иконы Божией Матери в подмосковном с. Алексеевском (1676-1677), Богоявленского собора Ниловой Столобенской Богоявленской пуст. (1677). Участвовал в письме икон праотеческого ряда Покровского собора в Измайлове (1679). Реставрировал стенопись в Смоленском соборе московского Новодевичьего мон-ря (1684).

Лит.: Ровинский Д. А. История русских иконописных школ до кон. XVII в. М., 1856. С. 130; Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов, 1613-1725 гг. М., 1883. Вып. 2. С. 451; Токмаков И. Московская губерния и ее святыни. М., 1889. Вып. 2. С. 21-22; Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1893. Т. 1. Вып. 2. С. 191; Успенский А. И. Церкви села Измайлова. М., 1904. С. 3; он же. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1913. Т. 1. С. 190; 1910. Т. 2. С. 12-13.

Н. И. Комашко

"АНТИРЕЛИГИОЗНИК"

"АНТИРЕЛИГИОЗНИК" - ежемесячный атеистический журнал, орган Центрального совета Союза воинствующих безбожников СССР (СВБ), издавался в Москве с янв. 1926 по июнь 1941 г. Редактор издания - Е. М.Ярославский, статьи к-рого во многом определяли идейное направление журнала. «А.» являлся «научно-методическим» изданием СВБ, в к-ром разрабатывались идеологические основы массовой атеистической пропаганды, направленной в первую очередь против РПЦ и осуществлявшейся через низовые орг-ции (ячейки) СВБ. «А.» имел объем ок. 130 с., состоял из авторских статей и рубрик «Антирелигиозное воспитание в школе», «Письма с мест», «Хроника», «Методика антирелигиозной пропаганды», «Критика и библиография». Среди авторов журнала были В. Д. Бонч-Бруевич, Н. К. Крупская, А. Т. Лукачевский (зам. редактора), активисты СВБ. Особое место в статьях «А.» уделялось «научному» обоснованию атеизма. В рубрике «Хроника» содержалась подробная информация о деятельности СВБ в различных областях СССР. В рубрике «Критика и библиография» печатались рецензии на книги антирелиг. содержания (издательств «Атеист», «Безбожник» и др.), давались обзоры текущих публикаций на атеистические темы. На страницах «А.» публиковались также статьи и заметки, направленные против католичества и протестантизма. Особенно агрессивной антирелиг. деятельность журнала стала начиная с 1929 г., после утверждения 24 янв. указа ЦК ВКП (б) «О мерах усиления антирелигиозной работы». Издание «А.» прекратилось с началом Великой Отечественной войны.

О. Э. Петруня

АНТИСТИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИТАКТЫ

АНТИТАКТЫ [греч. ἀντιτάκται - противящиеся], гностическая секта II в., о к-рой сообщают Климент Александрийский (Strom. III 4) и блж. Феодорит (Haer. fab. I 16 / PG. 83. Col. 368). Согласно этим кратким сведениям, А. признавали благого Бога Отца - Творца мира и низшего злого демиурга, «всеивающего плевелы» в Его творение. К демиургу А. относили нравственный закон ВЗ и учили, что, для того чтобы вернуться к благому Отцу, необходимо сознательное нарушение этого закона. «Другие,- пишет Климент,- кого мы называем антитактами, говорят, что Бог всяческих - наш Отец по естеству и все сотворенное Им - благо; некто же из подчиненных Ему засеял плевелы, породив природу пороков, коими нас всех окружил, восстановив против (ἀντιτάξας) Отца. Посему-то мы и противимся (ἀντιτασσόμεθα) ему для отмщения за Отца, когда выступаем против воли этого. Раз он сказал «не прелюбодействуй», то мы, говорят они, станем прелюбодействовать для ниспровержения его заповеди»; исказив смысл фразы пророка Малахии (в переводе LXX): «Сопротивишася Богови и спасошася» (Мал 3. 15), они воспринимают это как повеление и «спасением для себя почитают сопротивление (τὸ ἀνθίστασθαι) демиургу» (Strom. III. 34-35). О том же пишет Феодорит: А. называют некоего «великого неизвестного Бога своим отцом», «благим и Богом-Создателем», и при этом «сочетают богохульства с развратом» (Haer. fab. I 16 // PG. 83. Col. 368).

А. Г. Алексанян, Ю. В. Максимов

АНТИТИПЫ

АНТИТИПЫ [греч. (τὰ) ἀντίτυπα ] - см. Вместообразная.

АНТИТРИНИТАРИАНСТВО

АНТИТРИНИТАРИАНСТВО - см. Монархианство.

АНТИТРИНИТАРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИФОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИФОНАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИХРИСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОН

Фрязин [Онтон вязин], итал. мастер, архит., инженер, упоминаемый рус. летописями в связи со строительством Московского Кремля в кон. XV в. Прибыл в Москву предположительно в 1485 г. В том же году строил стрельницу с тайником у Чешковых ворот, в 1488 г.- стрельницу с тайником «вверх по Москве-реке, где стояла Свиблова стрельница». Отождествление с Антонио Джисланди, также упоминаемым в источниках, не имеет достаточных оснований.

Ист.: ПСРЛ т. 4. ч. 1. Вып. 2. С. 525; т. 6. c. 36, 278; т. 8. c. 216-217; т. 12. c. 216, 219; т. 18. c. 271-272; т. 22. c. 503, 505; т. 24. c. 205; т. 26. c. 277, 279; т. 27. c. 159, 287-288, 358-359; т. 28. c. 153.

Лит.: Тихомиров М. Н. Российское государство XV-XVII вв. М., 1973. C. 346; Флоря Б. Н. Русские посольства в Италию и начало строительства Московского Кремля // ГММК. Мат-лы и исслед. М., 1980. Т. 3. С. 12-18; Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников // Реставрация и архитектурная археология: Новые мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 1]. С. 226.

Л. А. Беляев

АНТОНЕЛЛИ

АНТОНЕЛЛИ [итал. Antonelli] Джакомо (2.04.1806, Соннино, Италия - 6.11.1876, Рим), кард. (с 1847), католич. церковно-политический деятель периода объединения Италии, сторонник сильной папской власти. Окончил Римскую семинарию (1823) и юридический фак-т Папского ун-та «Sapienza» (1827). В 1834 г. по рекомендации кард. Луиджи Ламбрускини был принят в Верховный суд Апостольской Сигнатуры на должность секретаря-референдария. В течение ряда лет был папским управляющим в различных итал. городах: Орвието (1835), Витербо (1837), Мачерате (1839). В 1845 г. стал генеральным казначеем папского гос-ва, при папе Пие IX - консультантом по экономическим и финансовым вопросам, пользовавшимся особым доверием со стороны понтифика. Будучи только диаконом, в 1847 г. он был возведен в кардиналы-пресвитеры с титулом «Сант-Агата ин Субурра». В этом сане он возглавил деятельность Гос. совета, выработавшего законы, по к-рым папское гос-во становилось конституционным (утверждены 13 марта 1848). Однако от должности гос. секретаря А. отказался, выразив несогласие с позицией папы, выступившего против объявления войны Австрии и т. о. не поддержавшего идею национального объединения Италии. Но после убийства герцога Росси (май 1848), когда папа вынужден был перенести свою резиденцию в г. Гаэта, А. взял на себя выполнение функций гос. секретаря (до 1850). С 1850 г., после возвращения папы в Рим, А. фактически стал главой правительства папского гос-ва и провел ряд реформ (реорганизована система управления провинциями, урегулированы денежные курсы, проведены таможенные реформы и реформа почты, с соседними гос-вами были заключены договоры, урегулировавшие навигацию по р. По). После образования Итальянского королевства основной политической задачей А. стало сохранение светской власти пап (см. Римский вопрос). А. был одним из инициаторов провозглашения на Ватиканском I Соборе догмата о непогрешимости папы. Известна дипломатическая переписка А. с канцлером России кн. А. М. Горчаковым в 1856 г.: 2 ноты по вопросу о положении католич. Церкви в Российской империи.

Лит.: Richard P. Antonelli // DHGE. Vol. 3. Col. 832-837; Castille H. Le cardinal Antonelli. P., 1959; Gabriele M. Il carteggio Antonelli - Sacconi. R., 1962; Pierantozzi L. I cattolici nella storia d'ltalia. Mil., 1970. vol. 1. p. 11, 13-15, 55, 66, 94-96; Meneguzzi Rostagni C. II carteggio Antonelli - Barili. R., 1973; Falconi С. II cardinale Antonelli: Vita e carriera del Richelieu Italiano nella chiesa di Pio IX. Mil., 1983; Coppa F. J. Cardinal Giacomo Antonelli and Papal Politics in european Affairs. N. Y., 1990; Серова О. В. Горчаков, Кавур и объединение Италии. М., 1997. C. 57-60, 305-308.

Н. Н. Поташинская

АНТОНЕНКО Георгий Карпович

Георгий Карпович (12.04.1879, с. Кислово Царёвского у. Астраханской губ.- 27.11.1958, Москва), архидиак. Святейших Патриархов Московских и всея Руси Сергия (Страгородского) и Алексия I (Симанского). Род. в крестьянской семье, с 8 лет читал и пел в храме, впосл. пел в церковных хорах. С 1 окт. 1900 г. работал делопроизводителем в Астраханской дирекции народных уч-щ, с 1 мая 1916 г.- помощником кассира в банке. 1 февр. 1920 г. рукоположен во диакона к кафедральному собору Астрахани, где прослужил до 1 мая 1924 г. Гонения на Церковь со стороны обновленцев (см. Обновленчество) в Астраханской епархии в нач. 20-х гг. ХХ в. вынудили А., как и мн. др. клириков, покинуть родные места, в 1924 г. А. приехал в Москву. Возможно, первым местом служения в Москве была небольшая Введенская ц. в Зельевом пер. в Черкизове, где настоятелем был сщмч. Иоанн Артоболевский, а 2-м священником - прот. Вячеслав Соллертинский, вероятно знакомый А. по Астрахани, где Соллертинский служил до 1919 г. При Введенской ц. А. состоял, видимо, до ее закрытия в 1933 г., затем служил в разных храмах Москвы. В 1940 г. он был приглашен для служения при Московской Патриархии. В годы Великой Отечественной войны А. вместе с др. клириками Московской Патриархии временно переехал в Ульяновск, где в янв. 1942 г. был награжден камилавкой, в окт. 1943 г., уже вернувшись в Москву, возведен в сан архидиакона. Ни одно церковное торжество Москвы не совершалось без участия А. Служил в Богоявленском патриаршем соборе, сопровождал Святейшего Патриарха Алексия I в поездках в Болгарию (1946), Румынию (1947), митр. Николая (Ярушевича) в Чехословакию (1951), Грузию (1952).

Отпевал А. Святейший Патриарх Алексий I. А. похоронен перед апсидой Преображенского храма патриаршего подворья в Переделкино.

Арх.: Клировые ведомости Введенской церкви // ЦГАМО. Ф. 4570. № 1. Д. 2. Л. 44, 71, 96; Д. 57. Л. 20.

Лит.: Рожков В. Некролог // ЖМП. 1959. № 1. с. 15.

Протодиак. Сергий Голубцов

АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЕВ ЛЕОХНОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЕВ СИЙСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЕВА БАШНЯ

Макет Антониевой башни

Макет Антониевой башни

[греч. ἡ ̓Αντωνία, лат. turris Antonia], название крепости в Иерусалиме, построенной при Ироде Великом ок. 36 г. до Р. Х. на месте крепости Барис (от евр. АНТОНИЕВА БАШНЯ - замок, крепость), принадлежавшей времени правления Иоанна Гиркана I (135-105 до Р. Х.), к-рая в свою очередь появилась на месте еще более ранней постройки - башни Mеа (евр.- сотни), входившей в стену Неемии (Иуд. древн. 15. 11. 4; Неем 3. 1). Была выстроена с дворцовой роскошью и названа Иродом в честь триумвира Марка Антония (Тацит. История 5. 11; Иуд. война I 21. 1; Иуд. древн. XV 11. 4), к-рому он был обязан властью над Иудеей. Согласно описанию Иосифа Флавия, прямоугольная крепость, высотой 40 локтей, стояла у северо-зап. угла иерусалимского храма, на скале, возвышавшейся на 50 локтей, и имела по 3 углам (кроме юго-вост.) башни, каждая высотой в 50 локтей. Главная башня, высотой 70 локтей, была обращена к храму, с нее просматривался весь внутренний двор, и Ирод мог легко контролировать весь храм силами своего гарнизона (Иуд. война V 5. 8 ; I 21. 1). Такая выгодная стратегическая позиция А. б. была использована римлянами, к-рые также держали в ней гарнизон (Тацит. Ист. 5. 11-12). В 70-х гг. по Р. Х. при осаде имп. Титом Иерусалима крепость уничтожили рим. легионы (Иуд. война V 11. 4 ; VI 2. 1 ). В эпоху имп. Адриана на ее руинах и на участке, где стоял храм, расположился форум Элия Капитолины (сохранившиеся остатки стены, вероятно, принадлежат эпохе Адриана, хотя это не подтверждено данными археологических раскопок). Согласно христ. традиции, в А. б. могла помещаться претория - резиденция прокуратора Рима (Ин 18. 28) и ряд др. пунктов, связанных с историей Крестного пути Спасителя (см. также Лифостротон), поэтому здесь расположены первые остановки католич. Крестного пути (Via Dolorosa) - «Стена крепости Антония» и «Капелла Бичевания» (см. Стациональное богослужение), а также др. христ. храмы и святыни (см. Иерусалим, архитектура).

Лит.: Benoit P. Pretoire, Lithostroton et Gabbatha // RB. 1952. Т. 59. P. 531-550; idem. The Archaeological Reconstruction of the Antonia Fortress // Jerusalem Revealed / Ed. Y. Yadin. New Haven, 1976. P. 87-89; Paton L. B. Jerusalem in Bible Times. N. Y., 1908, 1977r; Святая Земля: Ист. путев. М., 2000. С. 32.

Л. А. Беляев

АНТОНИЕВА ЧЕРНОЕЗЕРСКАЯ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Находилась на вост. берегу Чёрного оз., в 1,5 км от дер. Анисимово Череповецкого у. Новгородской губ. (ныне Шекснинский р-н Вологодской обл.). Первоначально относилась к Вологодской епархии, с 1778 г.- к Новгородской. Основана в кон. XVI в. прп. Антонием Черноезерским, построившим ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы. Поляки дважды разоряли А. Ч. п.: в 1585 и 1610 гг., когда пустынь была сожжена, впосл. восстановлена. В XVII в. над гробом преподобного построили деревянную часовню, на месте к-рой в 1875 г. возвели деревянную ц. Рождества Богородицы, в к-рой под спудом за правым клиросом покоились мощи прп. Антония. В 1764 г. А. Ч. п. была упразднена, в 1841 г. приписана к Чуровскому приходу, по штату в ней служили священник, диакон и пономарь.

В 1911 г. по инициативе архиеп. Новгородского Арсения (Стадницкого) А. Ч. п. была возобновлена с целью осуществления правосл. миссии среди старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия, имевших в Череповецком у. жен. скиты. 7 июня состоялось торжественное открытие пустыни, на к-ром архиеп. Арсений совершил чин освящения мраморного креста. Начальное управление А. Ч. п. было поручено игум. Леушинского мон-ря прп. Таисии (Солоповой), первая настоятельница А. Ч. п.- игум. Маргарита была также из насельниц Леушинского мон-ря. На миссионерские цели пустыни в 1914 г. было назначено ежегодное пособие в размере 380 р.

В кон. 30-х гг. XX в. А. Ч. п. была закрыта, насельницы репрессированы. К 2001 г. на территории обители находились руины недостроенного (начат в 1916) каменного собора и приходское кладбище. Сохранился фундамент Рождественской ц.

Лит.: ИРИ. Ч. 3. С. 103-104; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 17; Зверинский. Т. 3. № 1375; Таисия [Солопова], игум. Торжество восстановления древней Антониево-Черноезерской пустынной обители // Новгородские ЕВ. 1911. № 26. Ч. неофиц. С. 861-863; В пустынях старообрядцев-беспоповцев Спасова согласия // Там же. 1914. № 7. С. 216-219; Хрусталев М. Из истории Ягановской волости // Череповец: Альманах. Вологда, 2001. Вып. 3.

М. Ю. Хрусталёв

АНТОНИЕВСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР

АНТОНИЕВСКИЙ НАРОДНЫЙ ХОР - из числа рабочих Выборгской стороны C.-Петербурга и членов их семей. Создан в 1888 г. при соборе прп. Сампсония (Сампсона) Странноприимца (где с 1874 действовало благотворительное об-во, с 1906 - братство, занимавшееся также миссионерской и др. церковно-общественной деятельностью). Первоначально именовался Сампсониевским, с 1905 г.- Антониевским по имени своего основателя - офицера морского ведомства Антона Фердинандовича Путвинского, руководившего хором вплоть до революции 1917 г. (в 1905 управлял прот. М. Лисицын). К 1904 г. состав хора вырос от 20 до 150 певцов. С 1894 г. коллектив выступал во время лекций петербургского проповедника свящ. Григория Спиридонова, с 1895 г. давал общедоступные концерты, состоявшие из духовных и светских произведений рус. композиторов и народных песен, в храме и на концертах духовной музыки исполнялись сочинения авторов петербургской школы (Е. С. Азеева, А. А.Архангельского, М. А.Балакирева, Н. И. Бахметева, прот. М. Лисицына, А. Ф. Львова, прот. П. Турчанинова и др.), а также произведения П. И. Чайковского. С 1905 г. хор приглашают для выступлений в концертах с участием симфонических оркестров и известных солистов. Критики отмечали прекрасный подбор голосов, техническое мастерство и идеальную дисциплину хора.

Лит.: С. Д. Х. [Хитрово С. Д.]. Антониевский (Сампсониевский) народный хор. СПб., 1908; Разные известия // РМГ. 1915. № 4. Ст. 102; Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга: Ист.-церк. энциклопедия: В 3 т. Т. 1. СПб., 1994. С. 122.

С. Г. Зверева

АНТОНИЙ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ I КАССИМАТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ II

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ II КАВЛЕЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ III СТУДИТ

АНТОНИЙ III СТУДИТ [греч. ̓Αντώνιος Στουδίτης] († 983, К-поль), Патриарх К-польский (на кафедре с 974 до апр. 979). С юных лет стал монахом Студийского мон-ря, затем его игуменом и синкеллом К-польского Патриарха. На Патриаршем престоле А. С. в 974 г. сменил сосланного имп. Иоанном I Цимисхием Патриарха Василия I. А. С. послал своего синкелла Стефана, митр. Никомидийского, к поднявшему мятеж в М. Азии полководцу Варде Склиру для мирных переговоров, однако миссия Стефана была безрезультатна. В 979 г. А. С. отрекся от Патриаршества, возможно, из-за своих связей с партией Варды Склира, потерпевшей поражение в междоусобной войне с имп. Василием II, и удалился в Студийский мон-рь. А. С. отличался аскетическим образом жизни, милосердием и ученостью, историк Лев Диакон назвал его «мужем божественным и ангелоподобным» (Leonis Diaconi Historia.

X 3).

Для студийских монахов А. С. написал проповедь «Поощрение к исповеди» о необходимости частого откровения помыслов и достижения этим смирения, кротости и единения братии. Именем А. С. подписаны многие гимнографические произведения, скорее всего автор этих произведений и А. С.- одно и то же лицо. Известен также Патриарший документ, в к-ром налагался строжайший запрет на избыточные доходы клира собора Св. Софии. А. С. дал ряд указаний о порядке совершения службы праздника Благовещения Пресв. Богородицы в дни Великого поста, Страстной седмицы и на Пасху, на к-рых основаны благовещенские главы многих Типиконов - Евергетидского 1-й пол. XII в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 442) и др.

Соч.: Παποδόπουλος-Κεραμεύς Α. Προτροπὴ εἰς ἐξαγόρευσιν: ̓Αντώνιος Στουδίτης καί τινα σύμμικτα // Νέα Σιών.

1905. T.

2. Σ. 807-815.

Лит.: Γεδεών. Πίνακες. Σ. 310-313. Janin R. Antoine (III) Paché // DHGE. T. 3. Col. 796-797; RegPatr, N 228-229; Fliche, Martin. HE. Vol. 7. P. 132.

Иером. Дионисий (Шлёнов)

АНТОНИЙ IV

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ

АНТОНИЙ (АВРААМИЙ) КОЖЕЕЗЕРСКИЙ (†

1634), прп. (пам. местн. 27 июня, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых). Сведения о святом содержатся в «Сказании о зачале места святые обители Кожеозерского монастыря и о житии блаженных создателей и предивных строителей пустыни сея священноинока Нифонта и инока Серапиона» (В. О.Ключевский датировал «Сказание» 1613) и в житии прп. Никодима Кожеезерского (пространная редакция составлена в 1649-1677 кожеезерским иеромонахом; сказание и житие известны по списку: РНБ. Сол. № 552/182, 1741 г.).

Желая иноческой жизни, А. К. пришел в мон-рь к прп. Серапиону Кожеезерскому (мон-рь, видимо, был основан ок. 1559). Прп. Серапион постриг А. К. в монашество с именем Авраамий. Вместе они ходили в Москву по делам обители.

Св. Патриарх Иов назначил прп. Серапиона строителем мон-ря, Авраамия рукоположил во иеромонаха и благословил освятить первый построенный в обители храм в честь Богоявления Господня. В 1608 г. митр. Новгородский Исидор поставил Авраамия во игумена обители, т. к. прп. Серапион последние 3 года жизни провел в строгом затворе († 27 июня 1611). По просьбе Авраамия мон-рю была пожалована р. Кожа от озера до впадения в р. Онегу, что значительно облегчило существование мон-ря, в к-ром братия нередко голодала. Авраамий сам часто бывал на полевых работах, духовное укрепление он получал от бесед с прп. Никодимом Кожеезерским, жившим недалеко от мон-ря на р. Хозьюге. Перед кончиной Авраамий принял, по преданию, схиму с именем Антоний, погребен рядом с прп. Серапионом.

Время местной канонизации А. К. неизвестно, но «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) свидетельствует о почитании прп. Серапиона и А. К. как «новых чудотворцев». Возможно, их местная канонизация совершилась в 1648-1652 гг. при Новгородском митр. (впосл. Патриарх) Никоне, к-рый в 1634-1646 гг. жил в Кожеезерском мон-ре и 3 года был его игуменом. А. К. упоминается под 27 июня в Кайдаловских святцах кон. XVII в.

Ист.: Описание о российских святых. С. 179-180; Житие прп. Никодима, Кожеезерского чудотворца // ПС. 1865. Т. 1. С. 214-238.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 334; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44-45; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 10. Июнь. С. 49, 266-267; Никодим (Кононов), иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-85; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 549.

Игум. Андроник (Трубачёв)

АНТОНИЙ АРДАТОВСКИЙ

АНТОНИЙ АРДАТОВСКИЙ (в схиме Арсений; 1762, дер. Вощиха Судогодского у. Владимирской пров.- 15.08.1861, г. Ардатов Нижегородской губ.), схим., старец. Поступил в Саровскую пуст. вместе с послушником Прохором (впосл. прп. Серафим Саровский). В 1785 г. сподвижники были посланы собирать средства на построение храма во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких в Сарове. Возле с. Дальнее Давыдово (Горбатовского у. Нижегородской губ.) они водрузили крест на том месте, где позднее, в 1858 г., по пророчеству прп. Серафима была основана Николаевская дальнедавыдовская жен. община, впосл. преобразованная в мон-рь. Вернувшись в Саров, А. А. и прп. Серафим временами жили в одной келье. В 1826-1827 гг. по совету прп. Серафима А. А. посетил в Воронеже свт. Антония (Смирницкого), к-рый благословил А. А. на паломничество в Киев в чугунной шапке свт. Питирима Тамбовского в качестве особого подвига, после 2-го паломнического посещения Киева А. А. ослеп от тяжести шапки.

В 1827-1828 гг. А. А. поселился близ муромского в честь Преображения Господня мон-ря в келье, построенной в саду некоего купца. Принял подвиг старчества, его духовной дочерью была подвижница мон. Мария Ардатовская. В 1850-1851 гг., взяв из Мурома икону Божией Матери «Утоли моя печали», А. А. переехал в Ардатов и жил во флигеле при доме дворянки Лихутиной. Принял тайный постриг в схиму с именем Арсений. Отличался даром прозорливости, был усердным молитвенником и постником, носил вериги, обладал даром исцеления. Погребен в ардатовском в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ре.

Лит.: ЖПодв. Февр. С. 181, 317-318; Июль. С. 448-449; Никодим [Преображенский], еп. Житие преподобного Серафима Саровского. М., 1904. С. 374-378; Ардатовский Покровский жен. мон-рь. Н. Новг., 1905; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. Н. Новг., 1905. С. 168; Епанчин А. А. Забытые святые и святыни Мурома // Муромский сб. Муром, 1993. С. 80-81.

Н. Н. Крашенинникова

АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТОНИЙ ЗАОНИКИЕВСКИЙ

АНТОНИЙ ЗАОНИКИЕВСКИЙ (XVII в.), прп. (пам. 23 июня и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых). В «Описании о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.) А. З. назван пустынником; в «Списке святых Вологодской епархии», составленном в 1811 г. еп. Вологодским и Устюжским Евгением (Болховитиновым) на основе рукописи из б-ки вологодского Софийского собора и разысканий в местных архивах, А. З. назван учеником прп. Иосифа († ок. 1612, пам. также 23 июня) - основателя Владимирской Заоникиевской пуст. (находилась в 12 верстах от Вологды, основана ок. 1588). Возможно, после преставления прп. Иосифа А. З. был настоятелем обители. Из-за частых пожаров в мон-ре не сохранилось никаких письменных свидетельств о преподобном. Местное почитание А. З. началось, видимо, сразу после его преставления.

Память А. З. и прп. Иоанникия отмечена под 9 сент. в Кайдаловских святцах кон. XVII в. Можно предположить, что канонизация А. З. была совершена Вологодским еп. Павлом (вскоре после его хиротонии в янв. 1716) одновременно с местной канонизацией прп. Иосифа. Местная канонизация А. З. подтверждена в 1841 г. включением его имени в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова). Имя А. З. упоминается во 2-м тропаре 9-й песни канона службы всем святым земли Вологодской. На иконах изображается вместе с преподобными Иосифом и Иоанникием. Мощи А. З. находились под спудом в юго-зап. углу Троицкого (юж.) придела Владимирского храма вместе с мощами прп. Иоанникия. В 2001 г. храм находился в полуразрушенном состоянии, в Троицком приделе размещалась кочегарка.

Ист.: Описание о российских святых. С. 134; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 464.

Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Краткое сведение об угодниках Божиих, в пределах Вологодской епархии почивающих, прославленных церковию, и местно чтимых // Вологодские ЕВ. 1864. № 1. С. 12; Верюжский И. П. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской епархии, прославляемых всею Церковью и местночтимых. Вологда, 1880. С. 607-608; Голубинский. Канонизация святых. С. 136-137; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 44; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С.189; Суворов Н. Н. Владимирская Заоникиева пустынь. Вологда, 1912.

К. О. Козлов

Предыдущая страница Следующая страница