Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕЛ"-"БЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 5, "БЕЛ"-"БЕН")

БЕЛОВ

Николай Николаевич (кон. XIX - нач. XX в.), учитель пения, регент, автор песнопений. Содержал церковный хор в С.-Петербурге. Издал на личные средства 51 духовно-муз. сочинение для разных составов хоров: «Да исправится молитва моя» и херувимская вышли в С.-Петербурге в 1892 г., № 3-5 - в 1902 г., № 6-8 - в 1904 г., № 9-18 - в 1905 г., остальные 33 номера - во 2-й пол. 1900-х гг. Среди сочинений Б.: ««Господи, спаси благочестивыя»... Трисвятое» (№ 1-3), херувимские (№ 1-6), «Тебе поем» (№ 1-2), «Достойно есть» (№ 1-2), «Ныне отпущаеши» (№ 1-2), «Хвалите имя Господне» (№ 1-2), стихиры на литии на разные праздники. Информацию о сочинениях Б. публиковал петербургский ж. «Музыка и пение» (1905/06. № 6 и др.), поскольку они печатались в литографии П. К. Селиверстова, издателя журнала.

А. А. Наумов

БЕЛОВОДЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОГО МОНАСТЫРЯ ЕВХОЛОГИЙ

БЕЛОГО МОНАСТЫРЯ ЕВХОЛОГИЙ - копт. литургическая рукопись предположительно X-XI вв. Первоначально состояла по крайней мере из 15 тетрадей (248 листов), сохранилась в виде 4 разрозненных частей в б-ках Парижа, Ватикана, Лондона и Каира (Paris. 12920; Vat. Borg. 109 (100); Lond. Brit. Lib. 152; Cair. 9260). Э. Ланн показал, что эти единицы хранения являются частями одной рукописи, происходящей из Белого мон-ря (Египет). Текст написан на пергамене копт. литургическим унциалом в 2 цвета (черный и красный); размер - ок. 29×23 см; число строк на странице - от 27 до 33 (всего ок. 800 символов). Язык рукописи - саидский диалект копт., со множеством грецизмов, что указывает на то, что текст является переводом с греч. Издание Б. м. Е. осуществил Ланн в 1958 г.

Содержание сохранившихся частей Б. м. Е.: молитва на преломление Св. Хлеба (предположительно из сир. литургии, приписываемой Тимофею Александрийскому); молитвы до и после «Отче наш»; фрагмент разрешительной молитвы; фрагмент копт. анафоры, носящей имя свт. Григория Богослова; intercessio из копт. анафоры свт. Кирилла Александрийского; intercessio из неизвестной анафоры; фрагмент зап.-сир. анафоры Иоанна из Бостры; славословие некой молитвы (анафоры?); фрагмент анафоры александрийского типа, приписываемой ап. Фоме; фрагменты зап.-сир. анафоры Севира Антиохийского; фрагменты неизвестной анафоры зап.-сир. типа; окончание неизвестной анафоры; анафора зап.-сир. типа, надписанная именем ап. Матфея; начальная часть анафоры, названной именем ап. Иакова; 2 различные молитвы на преломление Св. Хлеба; 3 частично сохранившиеся благодарственные молитвы; фрагменты 2 главопреклонных молитв; заключительная часть предположительно анафоры свт. Василия Великого; фрагменты 3 молитв на преломление Св. Хлеба; молитвы из чинопоследования таинства Брака. Мн. молитвы из Б. м. Е. сир. происхождения, что говорит о влиянии сир. Яковитской Церкви на Коптскую; встречается ряд параллелей с текстами, сохранившимися только в эфиоп. традиции. Б. м. Е., содержащий целый ряд молитв (в первую очередь анафор), неизвестных из др. памятников, является важным источником как по истории богослужения Коптской Церкви, так и христ. богослужения вообще.

Ист. и лит.: Lanne E. Le Grand Euchologe du Monastère Blanc. P., 1958. (PO; 28. Fasc. 2). [Копт. текст; франц. пер.; коммент.; библиогр.].

БЕЛОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОГОРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОГРАДСКОЕ И БЕНДЕРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Молдо-Влахийского Экзархата РПЦ, учреждено 22 дек. 1789 г. в Молдавии, во время русско-тур. войны 1787-1791 гг., названо по г. Аккерману (в переводе на рус. язык - Белый город). 26 дек. 1791 г. во епископа Белоградского и Бендерского в Яссах хиротонисан Гавриил (Банулеско-Бодони), бывш. ректор Екатеринославской ДС. После заключения соглашения между Россией и Турцией Молдавия и Валахия должны были перейти в юрисдикцию К-польского Патриархата. В связи с этим архиеп. Екатеринославский Амвросий (Серебренников) сложил полномочия Местоблюстителя Молдо-Влахийского Экзархата, а еп. Гавриил 11 февр. 1792 г. возведен в сан митрополита Молдо-Влахийского.

Лит.: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 16; Мануил. Русские иерархи, 992-1892. Ч. 2. С. 145.

"БЕЛОЕ БРАТСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОКОПЫТОВА

Александра Евгеньевна (урожд. Якошкина; 1820, Вяземский у. Смоленской губ.- 7.02.1883, с. Петропавловское Мосальского у. Калужской губ.), основательница Боголюбивого в честь Казанской иконы Божией Матери мон-ря. Род. в семье небогатых дворян, в 7 лет осталась сиротой, воспитывалась родным дядей Лыкошиным. В 1836 г. вышла замуж за отставного полковника И. Г. Белокопытова, 60-летнего вдовца, проживавшего в своем имении в с. Петропавловском. В 1841 г. муж Б. скончался, завещав все имущество супруге. Вдова находилась под духовным руководством прп. Макария Оптинского, а после его кончины - иером. Гавриила Оптинского, а также свящ. Андрея Щёголева (см. Авраамий Белокопытовский).

По их совету Б. в нач. 60-х гг. XIX в. приступила к устройству жен. общины. В 1865 г. она обратилась с прошением к еп. Калужскому Григорию (Миткевичу) об открытии жен. общины в с. Петропавловском и определении к ней для богослужения священника. Свое имение (485 дес. пахотной и сенокосной земли, водяную мельницу, хозяйственные постройки, большой деревянный дом) Б. передала обители. Указом Святейшего Синода в 1868 г. Боголюбивая в честь Казанской иконы Божией Матери община была открыта (к тому времени насчитывалось ок. 30 сестер). В большой зале барского дома была устроена ц. в честь Казанской иконы Божией Матери, особо почитавшейся в семье Якошкиных. Постоянным священником в общину был назначен иером. Гавриил. Как ранее предсказывал схим. Авраамий, Б. по смирению отказалась от настоятельства и на эту должность была избрана мон. Феодосия (Синельникова). После кончины иером. Гавриила духовниками общины стали настоятель Тихоновой пуст. архим. Моисей и переехавший в общину в 1869 г. свящ. Андрей Щёголев. В 1880-1888 гг. в общине был построен большой каменный пятиглавый Казанский храм с приделами в честь Животворящего Креста Господня и арх. Гавриила. Одновременно строились келейные корпуса, жен. уч-ще, больница и приюты, житницы и др. хозяйственные постройки. К 1890 г. в общине было до 54 зданий, окруженных оградой. 29 мая 1892 г. по представлению еп. Виталия (Иосифова) указом Синода община была преобразована в мон-рь с игуменским управлением, закрытый в 20-х гг. XX в.

Лит.: ЖПодв. Нояб. С. 417-458.

Игум. Андроник (Трубачёв)

БЕЛОКРИНИЦКАЯ ИЕРАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОКУРОВ Сергей Алексеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОПЕСОЦКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОПОЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЛЮБСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Белопольский в честь Боголюбской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 1996 г.

Белопольский в честь Боголюбской иконы Божией Матери мон-рь. Фотография. 1996 г.

(Сумской и Ахтырской епархии), в г. Белополье Сумской обл. Организован в 1992 г. как жен. при храме апостолов Петра и Павла (сер. XIX в.) по благословению архиеп. Сумского Никанора (Юхимюка) настоятелем прихода игум. Геронтием (Хованским), впосл. перешедшим в раскольническую группировку Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП), в наст. время - «епископ Винницкий и Брацлавский» (УПЦ КП). Первой настоятельницей Б. м. была назначена мон. Иоиля (Костюк), духовное чадо глинских старцев, возведенная в сан игумении.

27 авг. 1996 г. Б. м. был официально зарегистрирован, но уставная жизнь в новообразованной обители не сложилась, возможно в связи с отсутствием опытного духовника. 25 февр. 1997 г. мон-рь реорганизован в муж., а насельницы направлены в жен. обители соседних епархий. Настоятелем и священноархимандритом является еп. Сумской Иов (Смакоуз), братии 10 чел., большинство из к-рых несут педагогическое послушание или учатся в Сумском пастырско-богословском ДУ. В Петропавловском соборе мон-ря 2 придела: в честь Св. Духа и Боголюбской иконы Божией Матери. В храме находится чтимая Боголюбская икона Божией Матери (XVIII в.). Строятся монастырские корпуса, на монастырском кладбище находится часовня во имя прп. Серафима Саровского.

Арх.: Арх. ЦНЦ.

БЕЛОРУССКИЙ ЭКЗАРХАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОСТОКСКАЯ ОДИГИТРИЯ

БЕЛОСТОКСКАЯ ОДИГИТРИЯ - см. ст. Одигитрия.

БЕЛОСТОКСКО-ГДАНЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОСТОКСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Гродненской епархии, учреждено указом Святейшего Синода РПЦ 18 мая 1907 г. Названо по г. Белостоку Гродненской губ. 3 июня 1907 г. во епископа Белостокского в Александро-Невской лавре С.-Петербурга хиротонисан Владимир (Тихоницкий), до этого настоятель Супрасльского Благовещенского муж. мон-ря. Во время первой мировой войны в авг. 1915 г. еп. Владимир из-за наступления нем. войск эвакуирован в Москву, где до 1918 г. жил в московском Чудовом муж. мон-ре. Вместе с ним отправлены мощи мч. Гавриила Белостокского (Заблудовского), чудотворная икона Божией Матери Колочской (впосл. исчезла), наиболее ценное церковное имущество и документы.

В сент. 1918 г. еп. Владимир возвратился в Гродно и в отсутствие Гродненского правящего архиерея по благословению Патриарха Московского свт. Тихона вступил в управление Гродненской епархией, сохраняя титул епископа Белостокского. В 1921 г. Гродненская епархия стала частью автономной Православной Церкви в Польше, признанной указом Патриарха свт. Тихона от 27 сент. 1921 г. Б. в. фактически прекратило существование в янв. 1923 г., после насильственного помещения еп. Владимира в Дерманский во имя Св. Троицы мон-рь за его отказ признать автокефалию Польской Православной Церкви, провозглашенную в июне 1922 г.

Лит.: Шелутинский Н. А. Справочная книга Гродненской епархии на 1905 г. Гродно, 1905; Митрополит Владимир - святитель-молитвенник. П., 1965; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1997п; Дорош Н. И. Православный Гродно. Гродно, 2000; Черепица В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000.

Г. Н. Шейкин

БЕЛОУСОВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ И БОГУСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОЦЕРКОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Киевской епархии, учреждено в 1921 г. Единственным епископом Белоцерковским был Димитрий (Вербицкий), до этого епископ Уманский, викарий Киевской епархии. В 1923 г. еп. Димитрий арестован вместе с митр. Киевским Михаилом (Ермаковым) и еп. Каневским Василием (Богдашевским), в апр.-июне 1923 г. находился в московской Бутырской тюрьме, с июня 1923 г.- в ссылке в Коми (Зырянской) АО, в 1924 г. вновь назначен епископом Уманским.

Параллельно с Б. в. существовала «Белоцерковская церковная округа» - епархия раскольников («самосвятов») «Украинской автокефальной (соборноправной) православной церкви». В 1921-1924 гг. округу возглавлял Владимир Бржосновский, в 1925-1931 гг.- Юрий (Георгий) Тесленко. В составе обновленческой «Украинской автокефальной (синодальной) церкви», возглавляемой Пименом (Пеговым), также была Белоцерковская епархия, на к-рую назначались Павел Циприанович (1924-1926, вторично 1928-1934), Владимир Дубчук (1926), Иов Сахновский (1926-1928).

Лит.: Акты свт. Тихона. С. 913-914, 971; Блажейовський Д. Iерархiя Киiвськой Церкви (861-1996). Львiв, 1996; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 374; Власовський I. Нарис iсторiï Украïнськоï Православноï Церкви. К., 1998. Т. 4. Ч. 1. С. 359-361.

В. И. Петрушко

БЕЛУ

Бéлу [португ. Belo] Карлуш Фелипе Шимениш (род. 3 февр. 1948, дер. Вайлакама, окр. Баукау, Вост. Тимор), католич. еп., апостольский администратор Дили. Сын школьного учителя, с 1973 г. учился в семинарии в Лиссабоне, в 1980 г. был рукоположен во пресвитера, в 1983 г. назначен апостольским администратором Дили (тогда адм. центр пров. Восточный Тимор, Индонезия). С 21 марта 1988 г. титулярный епископ Лориума (обл. Лацио, Италия). В окт. 1996 г. Б. вместе с Ж. Р. Ортой, одним из лидеров национально-освободительного движения народа Восточного Тимора, оккупированного Индонезией с 1976 г., получили Нобелевскую премию мира за «непрестанные усилия по предотвращению угнетения малых народов» с тем, что эта награда будет способствовать «нахождению мирного разрешения конфликта на Восточном Тиморе, на основе права народов на самоопределение» (независимость страны была провозглашена 20 мая 2002 г.). Свою часть премии Б. разделил между Папской комиссией «Справедливость и мир», еп-ством Дили и ун-том Дили, а также выделил часть средств на помощь бедным.

Лит.: Сашин Н. Восточный Тимор вчера и сегодня // Азия и Африка сегодня. 1996. № 6. С. 18-22; Толмачёв Н. Восточный Тимор: Ускользающая свобода // Новое время. 1999. № 39. С. 28-29; La Documentation Catholique. 1996. 17 déc. P. 98; 1997. 19 jan. P. 98; Smythe P. The Role of Church in East Timor: Resistance and Reconciliation // Studies in Languages and Culture of East Timor. Sydney, 1999. Vol. 2. P. 99-120.

Н. А. Толмачёв

БЕЛЫЙ

БЕЛЫЙ [Белой] Василий, серебряных дел мастер, работал в Москве в XVI в. В артели мастеров делал по указу царя Иоанна Васильевича серебряную чеканную золоченую раку для мощей прп. Сергия Радонежского (в наст. время скрыта поздним ограждением), к-рую установили в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры в 1585 г. В работе над созданием раки принимали также участие рус. серебряники: Астафьев Третьяк, Гость и Степан Дмитриевы, Булгак и Иван Лисицины, Никита Макаров, Сидор и Федор Никитины, Иван Островенский, Дмитрий Петров, Григорий Романов, Роман Степанов, Василий Юрьев. Рака богато украшена рельефным чеканным орнаментом, клеймами с надписями вязью из Жития прп. Сергия. На крышке (не сохранилась) был чеканный образ прп. Сергия с позолоченным изображением Св. Троицы над головой.

Лит.: Забелин И. Е. О металлическом производстве в России до XVII ст. СПб., 1853. С. 114; Олсуфьев Ю. А. Опись древнего серебра Троице-Сергиевой лавры (до XVIII в.). Серг. П., 1926. С. 23, 256-259; Николаева Т. В. Древнерусская живопись Загорского музея. М., 1977. С. 137.

В. В. Игошев

БЕЛЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЫЙ КЛОБУК

БЕЛЫЙ КЛОБУК - см. ст. Повесть о белом клобуке.

БЕЛЫЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЫНИЧСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЫНИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЬГИЙСКОЕ ИСПОВЕДАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЬГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЬСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Бельская икона Божией Матери

Бельская икона Божией Матери

(празд. вместе с Иверской иконой Божией Матери 12 февр., 13 окт. и во вторник Светлой седмицы), чудотворный образ, согласно преданию привезенный в 1472 г. в Московское гос-во из Италии наследницей последних визант. императоров Софьей Палеолог вместе с Виленской иконой Божией Матери. В 1495 г. эти иконы сопровождали вел. кнг. Елену, дочь Ивана III, в путешествии из Москвы в Вильну для заключения брака с вел. кн. литовским Александром Ягеллоном (впосл. польск. кор.). Вел. кнг. Елена была основательницей и попечительницей построенного в 1497 г. храма в замке в данном ей в удел г. Бельске, куда в 1497 или 1498 г. была торжественно перенесена Б. и.

Белорусско-литов. летописи свидетельствуют о том, что, когда в Бельском замке 22 июля 1564 г. при участии короля проходил сейм ВКЛ, посвященный гос. и имущественной унии Княжества и Короны, а также обсуждению редакции II Статута Литовского, от иконы сошла огненная молния, спалившая верхний и нижний замок. Происшедшее было воспринято как знак немилости и предупреждение о каре Божией за реформирование или отречение от веры предков. Впосл. Бельск не принял участия в заключении Люблинской унии.

В наст. время Б. и. находится в г. Бельск-Подляски (Польша).

Лит.: Хронiка Марцiна Бельскага. Варшава, 1764; Mironowicz A. Podlaskie ośodki i organizacje prawosławne w XVI i XVII wieku. Białystok, 1991. S. 104-122; Бельская iкона Багародзiцы // Над Бугам i Нарваю. 1994. № 5. С. 20-22.

Е. А. Яскевич

БЕЛЬСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА

БЕЛЬСКАЯ ИКОНОПИСНАЯ ШКОЛА - создана в 1991 г. в г. Бельск-Подляски (Польша). Основателем и первым директором стал свящ. Леонтий Тофилюк, настоятель ц. арх. Михаила. Б. и. ш. образовалась из кружка иконописи, к-рый организовал в 1983 г. свящ. Леонтий, изучавший иконописание в Финляндии. До наст. времени Мин-во культуры Польши оказывало содействие работе единственной в стране школы по обучению правосл. иконописанию в традиции монастырских мастерских. Продолжительность обучения 4 года, в программу обучения входят: Свящ. Писание, богословие иконы, история Церкви, литургика, архитектура, живопись, рисунок, иностранные языки; проводятся практические занятия по реставрации икон и золочению. Учащиеся посещают богослужения, соблюдают посты и совершают молитвенное правило. Выпускники школы после 5 лет работы имеют право на соискание степени магистра иконографии.

БЕЛЬСКИЙ

Лазарь Иванов, живописец Оружейной палаты кон. XVII в. Основатель художнической династии Бельских, представители к-рой активно работали в жанре декоративной живописи в XVIII в. По одной версии - поляк, по др.- армянин, выходец из Персии. В Москву прибыл в 1668 г., первоначально служил на Печатном дворе. В Оружейную палату поступил в 1678 г., был учеником Богдана Салтанова. Участвовал в декоративных работах по украшению придворных храмов во имя Спаса Нерукотворного (1678), вмц. Евдокии (1678), Покровского собора в Измайлове (1679). Золотил и расписывал резные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля и ц. царевича Иоасафа в Измайлове (1679). Принимал участие в создании живописных композиций на холсте на сюжеты притч, апостольских деяний для царских дворцов и храмов (1679). Писал с др. мастерами иконы на стекле, атласе, холсте для царских покоев (1682). В 1685 г. расписал стены в помещении Голгофы при дворцовых храмах. С дек. 1693 г. числился в постельных истопниках при дворце.

Лит.: Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1913. Т. 1. С. 224, 226; Т. 2. М., 1910. С. 41-43; Молева Н. М. О художниках Бельских // ВОН. 1974. № 8. С. 38-52; Машнина В. С. Из истории создания декоративного оформления иконостаса Архангельского собора // Материалы и исследования / ГММК. М., 1989. Вып. 6. С. 88; Павленко А. А. Живописное и иконописное дело в Оружейной палате во 2-й пол. XVII в. // Новодевичий мон-рь в рус. культуре. М., 1997. С. 188-205. (Тр. ГИМ; Вып. 99).

Н. И. Комашко

БЕЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Кишинёвской епархии, учреждено определением Свящ. Синода РПЦ от 20 июля 1990 г. Титулярное, названо по г. Бельцы Молдавской ССР (впосл. Республика Молдова). 1 сент. 1990 г. во епископа Бельского хиротонисан Петр (Пэдурару), к-рый 5 окт. 1992 г. запрещен в священнослужении. Новых назначений на Б. в. не последовало.

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1990. № 10. С. 5; Наречение и хиротония архим. Петра (Пэдурару) во еп. Бельского // Там же. 1991. № 9. С. 33-35.

БЕЛЬТИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЯЕВ Александр Дмитриевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЯНСКИЙ

Петр († 29.08. 1798), греко-католич. еп. Львовско-Галицкий. О жизни и деятельности Б. до возведения в епископский сан неизвестно. При поддержке имп. Марии Терезии он был назначен епископом Львовско-Галицким 30 окт. 1779 г., но интронизация состоялась лишь 23 сент. 1781 г. Назначение Б. было оспорено членами василианского ордена (см. ст. Василиане). Несмотря на вступление в орден, Б. впосл. так и не получил его поддержки.

Главной задачей Б. считал сохранение униатской Церкви на территории Львовской епархии, часть к-рой отошла после 2-го раздела земель Речи Посполитой к России. Он часто совершал визитации приходов, объяснял греко-католич. духовенству его обязанности, с целью повысить образовательный уровень клира учредил в 1783 г. семинарию для греко-католич. духовенства во Львове. Реорганизовал управление епархией, разделив еп-ство на деканаты и создав консистории в городах Бар и Каменец-Подольский. В Каменце-Подольском построил при ц. св. Иоанна епископский дворец. Неск. раз обращался к папе Пию VI и австр. имп. Францу II с просьбами оказать давление на Россию, с тем чтобы затормозить добровольные возвращения униатов в правосл. Церковь. В 1794 г. после смерти еп. Перемышльского Максимилиана (Рылло) Б. был назначен администратором этой епархии.

Б.- автор посланий и наставлений: «Обязанности приходских священников и предписания» (Obowiązki parochów i rozporządzenia. Lviv, 1781); «Послание, предписывающее духовенству Каменецкой епархии прилежно наставлять народ» (List okólny, zalecający duchoweсstwu diecezji Kamienieckiej pilne nauczanie ludu. Lviv, 1790); «Пастырское послание духовенству и народу львовской и перемышльской епархий» (List pastoralny do duchowieństwa i ludu diecezyj lwowskiej i przemyskiej. Lviv, 1795).

Ист.: Epistolae Metropolitarum: In 8 vol. R., 1956-1965. Vol. 8. P. 247; Блажейовський Д. Iерархiя Киïвскоï Церкви. Львiв, 1996. С. 270.

Лит.: Pełesz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. Würzburg; W., 1881; Chotkowski Wł. Historia polityczna kościoѳa w Galicyi za rządów Maryi Teresy. Kraków, 1909.

Н. Ю. Морозова

БЁМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНГЕЛЬ

БЕНГЕЛЬ [нем. Bengel] Иоганн Альбрехт (24.07.1687, Винненден - 2.11.1752, Штутгарт), нем. лютеран. теолог и библеист, основатель швабского пиетизма; известен критическими толкованиями НЗ. Получив образование в Тюбингене, Б. в 1713 г. был назначен профессором семинарии в Денкендорфе, где издал свои ранние работы по НЗ. С 1741 г.- прелат в Хербрехтингене, с 1749 г.- в Альпирсбахе. Занимался гл. обр. текстологическими исследованиями новозаветных разночтений и созданием критического текста, придерживаясь принципа «следует отдавать предпочтение более трудному чтению». Б. утверждал, что ученый не должен искать в Свящ. Писании того, чего там нет, но должен из него воспринять все, что действительно в нем присутствует, так, чтобы ничего не оставалось скрытым. Работы Б. включают Novum Testamentum Graecum (Tubingae, 1734), греч. текст НЗ с полным критическим приложением и экзегетический комментарий Gnomon Novi Testamenti (Tubingae, 1742. B., 1952).

Соч.: Welt-Alter, darinnen die schriftgemäßige Zeiten-Linie bewiesen und die 70 Wochen samt andern wichtigen Texten u. heilsamen Lehren erörtert werden. Esslin, 1746; Offenbarungsgedanken / Hrsg. v. S. Limbach. Zürich, 1922; Vom hl. Heimweh: (Worte Bengels auf alle Tage) / Hrsg. v. K. Hermann. Stuttg., 1924; Von göttlichen Dingen: Drei Aufsätze über Bibel u. Gebet / Hrsg. v. W. Keller. Stuttg., 1937; Die sieben Sendschreiben: (Reden über Offb 1-3) / Hrsg. v. W. Keller. Stuttg., 1937; Du, Wort des Vaters, rede du! / Hrsg. u. mit Einf. u. Anm. vers. v. J. Rössle. Metzingen, 1962; In der Gegenwart Gottes: (Werke, Ausz.): Bekenntnisse u. Zeugnisse. Metzingen, 1964. (Zeugnisse der Schwabenväter; Bd. 7).

Лит.: Burk J. Dr. J. A. Bengels Leben u. Wirken. Stuttg., 1831; Rösslle J. Von Bengel bis Blumhardt: Gestalten u. Bilder aus der Gesch. des schwäbishen Pietismus. Stuttg., 1959; 300 Jahre J. A. Bengel / Hrsg. H. Metzger. Stuttg., 1987.

Прот. Михаил Дронов

БЕНДАСЮК Семен Юрьевич

Семен Юрьевич (1877-1965, Львов), публицист, историк, журналист, правосл. общественный деятель. Род. в крестьянской семье в Галиции (Австро-Венгрия). Закончил гимназию в Коломые и юридический фак-т Львовского ун-та. В марте 1912 г. за участие в подготовке журнала для правосл. галичан вместе со священниками сщмч. Максимом Сандовичем и Игнатием Гудимой, студентом В. А. Колдрой арестован австр. властями по обвинению в гос. измене. Судебный процесс, получивший известность как «процесс Сандовича-Бендасюка», происходил на волне массовых гос. репрессий против тех, кто в Галиции исповедовал Православие и идею общеслав. национально-культурного единства. После 2 лет и 3 месяцев тюремного заключения Б. и его товарищи были отпущены на свободу.

В июле 1914 г., накануне первой мировой войны, Б. уехал в Россию и тем самым избежал повторного ареста, жил в Ростове-на-Дону, после установления советской власти эмигрировал в США, где был главным редактором газ. «Прикарпатская Русь». В 1927 г. вернулся во Львов (в то время территория Польши, с 1939 - СССР), работал в архиве Ставропигийного ин-та (научный центр галицко-рус. движения, закрыт в 1939), активно сотрудничал с львовским правосл. братством (с 1936 член правления) и его печатным органом ж. «Воскресение» (№ 1 вышел 15 мая 1928). С июня 1945 г. был старостой львовского правосл. храма во имя вмч. Георгия Победоносца. Похоронен на львовском Лычаковском кладбище.

Соч.: Грамматика русского языка. Львов, 1909; Н. В. Гоголь. Львов, 1909; А. В. Кольцов. Львов, 1910; И. С. Никитин. Львов, 1910; Л. Н. Толстой. Львов, 1911; О. А. Мончаловский. Львов, 1929; Первые памятники русской переписки Д. И. Зубрицкого. Львов, 1932; Общерусский первопечатник Иван Федоров и основанная им братская ставропигийная печатня во Львове. Львов, 1934; Единство Руси. Львов, 1935; Памяти о. Максима Сандовича // Воскресение. 1935. № 1, 2; 1936. № 1, 2.

Лит.: Ваврик В. Р. За что судили 25 лет тому назад?: (О процессе С. Ю. Бендасюка и тов.) // Русский голос [Львов]. 1939. № 185; он же. Краткий очерк истории галицко-русской письменности. Лувен, 1973. С. 63.

К. А. Фролов

БЕНДЕРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Кишинёвской епархии. Названо по г. Бендеры Бессарабской губ. (впосл. Молдавская ССР, Республика Молдова). Б. в. (Бендерское и Аккерманское) учреждено 17 апр. 1811 г. в составе Молдо-Влахийского Экзархата. 16 июля 1811 г. во епископа Бендерского и Аккерманского хиротонисан Димитрий (Сулима). В авг. 1813 г. учреждена Кишинёвская епархия, в к-рую включено Б. в. 18 июня 1821 г. еп. Димитрий назначен архиепископом Кишинёвским, на Б. в. новых назначений не последовало.

Б. в. вновь учреждено определением Свящ. Синода РПЦ от 20 июля 1990 г. 2 сент. 1990 г. во епископа Бендерского, вик. Кишинёвской епархии хиротонисан Викентий (Морарь), с 18 июля 1995 г. еп. Абаканский и Кызылский. После 1995 г. Б. в. не замещалось.

Лит.: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721-1895). СПб., 1896. С. 22; Определения Свящ. Синода // ЖМП. 1990. № 10. С. 5.

БЕНЕВЕНТАНСКИЙ ОБРЯД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕВЕНТО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕВСКИЙ

БЕНЕВСКИЙ (псевдоним - Хорошевич-Терницкий) Василий Дмитриевич (14.08.1864, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 28.11.1930, Ставрополь), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1874 г. окончил Камышинское ДУ, в 1887 г.- Астраханскую ДС. С янв. по май 1887 г. помощник регента архиерейского хора в Астрахани. С 1887 г. преподавал пение в Камышинском ДУ, с 1889 г.- в реальном уч-ще Астрахани. С авг. 1890 г. жил в Ставрополе, преподавал пение в епархиальном уч-ще, ДС (1891-1909), учительской семинарии (1906-1920), учительском (затем педагогическом) ин-те (1912-1920), Ин-те народного образования (1920-1923), муз. техникуме (1923-1929). В 1908 г. председатель Ставропольского церковно-певч. об-ва. С 1888 г. выступал как хоровой дирижер в концертах; 20 марта 1903 г. был исполнен «Реквием» Л. Керубини с участием хора А. А. Кошица. Духовно-муз. переложения Б. просты по гармонии и фактуре, написаны в традициях обиходного пения, нек-рые - в концертном стиле. Остались неизданными: «Духовно-музыкальные переложения из всенощного бдения» (50 номеров), «Ирмосы праздничные разных распевов с задостойниками греческого распева для однородного хора», «Пение в Св. Четыредесятницу для однородного хора», «Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора», а также его учебное пособие «Церковник: Уроки церковного пения для начальных школ» (Музыкальные соч. и переложения В. Д. Беневского. С. 23-25, 27). В сер. 50-х гг. XX в. О. И. Кудрявцева подготовила материалы для книги о Б., к-рая осталась неизданной (материалы хранятся в архиве Б.- ГЦММК. Ф. 400).

Соч.: Духовно-муз. соч.: [Вып. 1: Для смешанного хора:] «Ныне отпущаеши» № 1, «Хвалите имя Господне», «Милость мира», «Ныне отпущаеши» № 2. М., 1888; [Вып. 2: Песнопения литургии для однородного хора, 21 номер]. М., 1896 (изд. П. И. Юргенсона); [Вып. 3: 5 номеров. 1901]; [Вып. 4: Для смешанного хора:] «Ныне отпущаеши» № 3, Кондак Архистратигу Михаилу (с припевами), «Ныне отпущаеши» № 4, «Хвалите имя Господне» № 2, «Тебе Бога хвалим» (обычного напева), М., 1912; Ирмосы воскресные (для жен. или муж. хора). М., 1893; Ирмосы воскресные. [1901]; Церковное осмогласие. Вып. 1: Стихиры воскресны на «Господи, воззвах» с запевами, богородичными и стихиры на стиховне Киевского и обычного распевов; Вып. 2: Тропари воскресны на «Бог Господь» с богородичными разных распевов. [1901].

Лит.: Лисицын М., прот. Краткий обзор новейшей духовно-муз. лит-ры: Беневский // Народное образование. 1898. № 4. С. 153-157; он же. Обзор. С. 41-48; Музыкальные соч. и переложения В. Д. Беневского (Хорошевич-Терницкого). Ставрополь, 19146; Кошиць О. Листи до друга, 1904-1931 / Упоряд., комент., вступ. ст.

Л. О. Пархоменко. К., 1998.

Н. Ю. Плотникова

БЕНЕДЕТТИ

Яков - см. Якопо да Тоди.

БЕНЕДИКТ I

Бенедикт I, папа Римский (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Бенедикт I, папа Римский (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

[лат. Benedictus, Bonosus; греч. Βόνοσ(σ)ος] († 30.07. 579, Рим), папа Римский (2 июня 575 - 30 июля 579). Согласно Liber pontificalis, отца Б., римлянина по происхождению, звали Бонифацием. Греч. церковные историки Евагрий Схоластик и затем Никифор Каллист называют его Вонозом (Evagrius.

Hist. eccl. V 16 // PG. 86. Col. 2826; Niceph. Callist. Eccl. hist. // PG. 147. Col. 314). Понтификат Б. пришелся на время наступления лангобардов на италийские земли, за 20 лет до этого завоеванные Византией. В Liber pontificalis упоминается об активной пастырской деятельности Б., посвятившего в сан 3 диаконов, 15 пресвитеров, 21 епископа, а также архиепископа Равенны (нояб. 578), где в то время находилась резиденция визант. экзарха. В конце своего понтификата Б., по-видимому, вызвал из мон-ря буд. папу свт. Григория I Великого и рукоположил его в диакона. В Liber pontificalis и у Павла Диакона (Paulus Diaconus. Historia Langobardorum. 2. 10) Б. назван «мужем святейшим» (vir sanctissimus). Летом 579 г. лангобарды предприняли осаду Рима, вызвавшую страшный голод, во время к-рого Б. скончался. Сочинения Б. не сохранились; подлинность приписываемого ему небольшого фрагмента послания к Патриарху Аквилеи - Градо (PL. 72. Col. 683), сохранившегося в Декрете Грациана, вызывает споры ученых. Б. был похоронен в сакристии собора св. Петра в Риме. Хотя в списке Римских епископов в офиц. справочном издании Римской курии Annuario pontificio Б. не указан как святой, память его отмечалась 7 июля.

Соч.: PL. 72. Col. 681-688.

Ист.: LP. Vol. 1. N. 109, 308; Paulus Diaconus. Historia Langobardorum 2. 10, 31, 32; 3. 11, 20 // MGH. Scr. Lang. P. 78, 90-91, 97-98, 103; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 137; Vol. 2. P. 695.

Лит.: Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. 1933. S. 350; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 64-65; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. T. 2. C. 141-142.

В. Л. Задворный

БЕНЕДИКТ II

Бенедикт II, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Бенедикт II, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

(† 8.05.685, Рим), св. (пам. зап. 7 мая), папа Римский (26 июня 684 - 8 мая 685), римлянин. В юности стал клириком и, пройдя все ступени церковной иерархии, в сане пресвитера был избран епископом Рима (папой) после смерти папы Льва II († 683). Однако Б. не был сразу возведен на папский престол и ок. года (3 июля 683 - 26 июня 684) ждал своего утверждения визант. императором, называясь «electus Sanctae Sedis apostolicae» (избранный на святой апостольский престол). Согласно Liber pontificalis, в знак примирения Византии и Рима после монофелитских споров Б. также получил от имп. Константина IV Погоната разрешение посвящать епископа Рима без имп. утверждения, но фактически это означало передачу функции утверждения папы экзарху Равеннскому, светскому правителю визант. территорий в Италии. Также император отказался от выплат, к-рые он получал по случаю избрания папы. Как и его предшественник, Б. способствовал признанию на Западе и особенно в Испании (на Толедских Соборах 684 и 688) канонов Всел. VI Собора (680-681), осудившего ересь монофелитства. На 7-й сессии Собора (7 марта 681) были осуждены, низложены и отосланы в Рим на суд папы монофелиты Патриарх Антиохийский Макарий I и его приверженцы. Б. распределил их по разным мон-рям, а двоих убедил отречься от ереси. Также папа безуспешно пытался добиться восстановления Вильфрида, еп. Йоркского, на его кафедре, от к-рой он был отстранен в результате конфликта с архиеп. Кентерберийским Теодором. При Б. были отреставрированы собор св. Петра и неск. др. рим. церквей. Б. был похоронен в соборе св. Петра. По свидетельству современников, он был человеком смиренным, благочестивым, добродетельным и мягким, проявлял особую заботу о бедном населении Рима.

Соч.: PL. 96. Col. 421-424.

Ист.: LP. Vol. 1. P. 112-113; 363-365, 369; Jaffé. RPR. Vol 1. P. 241-242; Vol. 2. P. 699; ActaSS. Mai. T. 2. P. 194-196.

Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 2. С. 147-148; Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherschaft. Tüb., 1933. Bd. 2. S. 614-617, 674.

В. Л. Задворный

БЕНЕДИКТ III

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ IV

Бенедикт IV, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Бенедикт IV, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

(† авг. 903), папа Римский (янв. или нач. февр. 900 - июль или авг. 903). Согласно Liber pontificalis, сын римлянина Маммола. Рукоположен во пресвитера папой Формозом. Став папой Римским, Б. вслед за Иоанном IX на Соборе в Риме (31 авг. 900) подтвердил легитимность понтификата папы Формоза и сделанных им назначений и рукоположений, а также восстановление на Лангрской кафедре еп.

Аргрина, низложенного папой Стефаном VI, но в 899 г. восстановленного папой Иоанном IX (PL. 131. Col. 39D - 43B). Понтификат Б. пришелся на время политической нестабильности в Италии: династия Каролингов переживала упадок, в Риме началось возвышение консула и сенатора Феофилакта, семья к-рого вскоре захватила почти на 60 лет власть в городе. В февр. 901 г. кор. Прованса Людовик III Дитя (Слепой) был провозглашен Б. императором. В сохранившихся посланиях Б. есть сведения о защите им прав епископов. Б. также подтвердил привилегии мон-ря Фульда (PL. 131. Col. 43C-46B). Эпитафия на его могиле в соборе св. Петра сохранилась только в соч. Флодоарда Реймсского «О триумфе Христа в Италии» (De Christi triumphis apud Italiam. XII, 7), где Б., названный великим, восхваляется за милосердие и заботу о сиротах, вдовах и бедных. Взошедший на папский престол в 904 г. Сергий III, противник папы Формоза, осудив политику Формоза и его сторонников Иоанна IX, Б., Льва V, к-рых он рассматривал как самозванцев, приказал уничтожить надписи в Латеранской базилике, упоминающие их имена.

Соч.: PL. 131. Col. 39-44.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 233; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam // PL. 135. Col. 595-886; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 443-444; Vol. 2. P. 705.

Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P. 718-719, 721, 725, 731, 1360; Fliche, Martin. HE. Vol. 7. P. 28-29; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Graz, 1971. S. 27f; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 117-118.

В. Л. Задворный

БЕНЕДИКТ IX

БЕНЕДИКТ IX († между 18.09. 1055 и 9.02.1056, мон-рь Гроттаферрата, Италия; мирское имя - Теофилакт), папа Римский (окт. 1032 - 1 мая 1045; 8 нояб. 1047 - 17 июля 1048). Племянник папы Бенедикта VIII, происходил из рода графов Тускуланских, к-рые в нач. XI в. захватили власть в Риме (к этому роду принадлежали папы Бенедикт VIII, Иоанн XIX). Б., возведенный в юном возрасте (по разным источникам, ему было от 12 до 25 лет) на папский престол своим отцом Альбериком III, гр. Тускуланским, и по политическим соображениям поддержанный имп. Конрадом II, не был готов к управлению Церковью. Б. вел праздный образ жизни аристократа; в сент. 1044 г. его, обвиненного в разбое, насилии и распущенности, изгнали возмущенные римляне.

Род Кресценциев, оттесненный от власти графами Тускуланскими, попытался извлечь из этого выгоду. Но выдвинутый ими кандидат, кардинал-епископ ц. Сабины Иоанн (антипапа Сильвестр III), не смог удержать власть и после взятия Рима войсками Тускуланских графов бежал. Восстановленный на папском престоле силой оружия Б., видя враждебное отношение рим. духовенства и народа, сложил с себя сан в пользу Иоанна Грациана (впосл. папа Григорий VI), взяв с него денежное вознаграждение. В 1047 г., после смерти папы Климента II, Б. попытался вновь овладеть рим. кафедрой, но его попытка не увенчалась успехом из-за вмешательства герм. имп. Генриха III, поддержавшего своего кандидата на папский престол, буд. Дамаса II. В конце бурной жизни Б. удалился в мон-рь Гроттаферрата (недалеко от Рима) и умер там. Сохранилось неск. его посланий, в т. ч. булла о канонизации св. Симеона Трирского.

Соч.: PL. 141. Col. 1341-1370.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 270-272; Jaffé. RPR. T. 1. P. 519-523; T. 2. P. 709, 748sq.

Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 4. C. 27-55; Duchesne L. Les premiers temps de l'État pontifical. P., 1898. P. 200-206; Messina B. S. Benedetto IX. Catania, 1922; Hermann K. J. Das Tuskulaner Papsttum (1012-1046). Stuttg., 1974.

В. Л. Задворный

БЕНЕДИКТ V

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ VI

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ VII

Бенедикт VII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Бенедикт VII, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

(† 10.07.983), папа Римский (oкт. 974 - 10 июля 983). Римлянин, из рода графов Тускуланских, до избрания папой епископ Сутрийский. После мятежа Кресценция I (см. ст. Кресценции), по приказу к-рого папа Бенедикт VI был заключен в тюрьму (где и скончался в июле 974), положение Римской Церкви было крайне тяжелым: имп. войска заняли Рим и антипапа Бонифаций VII, ставленник Кресценция, бежал в Византию. Настоятель аббатства Клюни св. Майоль, предложенный имп. Оттоном II на папский престол, отказался от Римской кафедры, после чего в присутствии имп. посланника папой был избран Б.

Свой понтификат Б. начал с созыва Собора в Риме, на к-ром осудил антипапу Бонифация VII. Хотя политическая нестабильность в Италии в любой момент могла привести к вооруженным столкновениям противоборствующих партий, Б. стал править твердо и властно, положив начало реорганизации католич. Церкви, опираясь в основном на нем. духовенство. Он активно содействовал клюнийской реформе, выступил против симонии (981), предоставлял привилегии мон-рям. Б. принимал участие в урегулировании вопросов церковной организации в Германии, значительно расширил привилегии архиепископов Трирского и Майнцского (975), подтвердив их право участвовать в выборах нем. короля. В 981 г. расформировал архиеп-ство Мерзебургское, занимавший эту кафедру Гизелер получил паллий архиепископа Магдебургского. Даровал паллий также Виллигизу, архиеп. Майнцскому. Покровительствовал греч. митр. Сергию, к-рый из-за притеснений со стороны арабов бежал из Дамаска в Рим и при поддержке папы основал мон-рь св. Бонифация, став его первым аббатом.

Соч.: PL. 137.Col. 315-358.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 258; Jaffé. RPR. T. 1. P. 479-484; T. 2. P. 707.

Лит.: Schlumberger G. L'épopée byzantine а la fin du Xe siècle. P., 1896. Vol. 1. P. 279, 486-538; Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 318-323; Baix F. Benoît VII // DHGE. T. 8. Col. 43-61; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Graz, 1971. S. 204-222.

В. Л. Задворный

БЕНЕДИКТ VIII

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ X

Бенедикт X, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

Бенедикт X, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitis pontificum. 1626)

(† после 1073, мирское имя - Иоанн Минций), антипапа (5 апр. 1058 - янв. 1059). Будучи кардиналом-епископом Веллетри, сразу же после смерти папы Римского Стефана IX был избран папой при поддержке знати Рима и Кампании во главе с Григорием, гр. Тускуланским, и Герардом из Галерии, в то время как рим. духовенство, согласно предсмертному распоряжению Стефана, отложило избрание нового папы до возвращения из Германии Гильдебранда (буд. Григорий VII). Кардиналы, сторонники реформ, не признали избрания Б., предав его анафеме. В связи с тем, что Петр Дамиани, к-рый как кардинал-епископ Остии имел право посвящать рим. понтификов, отказался провести церемонию, Б. был посвящен не по правилам. Тем не менее, пока сторонники реформ во главе с Гильдебрандом собирали силы, Б. провел на папском престоле более 9 месяцев. Лишь в дек. 1058 г. в Сиене при содействии Гильдебранда папой был избран Николай II. В нач. янв. 1059 г. Николай созвал Собор в Сутри, где при участии имперского канцлера Гвиберта Пармского и герц. Готфрида II Лотарингского, поддерживавших Гильдебранда, Б. был отлучен от Церкви как узурпатор папского престола и клятвопреступник (за нарушение обещания, данного умирающему Стефану IX) и низложен. Когда в янв. 1059 г. Николай II с помощью герц. Готфрида II Лотарингского овладел Римом, Б. укрылся в замке Герарда в Галерии. Чтобы сломить сопротивление Б. и его вооруженных союзников, папа Николай II уполномочил Гильдебранда вступить в переговоры с норманнскими правителями Юж. Италии. В обмен на признание гр. Ричарда Аверского государем Капуи норманнские войска выступили против сторонников Б. в Кампании. Осенью 1059 г. после осады Галерии, длившейся ок. года, они вынудили Герарда капитулировать. Б. вынужден был отказаться от притязаний на папский престол. В 1060 г. на Латеранском Соборе состоялся публичный суд над Б., обвинителем на к-ром выступил Гильдебранд. Несмотря на заявление Б., что папство было ему навязано, он был признан виновным и с почетом низложен и жил в заключении в госпитале св. Агнессы в Риме. Григорий VII (Гильдебранд) похоронил Б. в ц. св. Агнессы (Сант-Аньезе фуори ле Мура).

Ист.: LP. Vol. 2. P. 279, 334-335; Jaffé. RPR. Vol. 1. N 1058-1060.

Лит.: Seppelt. Geschichte. Bd. 3. S. 36ff.; Zimmermann H. Papstabsetzungen des Mittelalters. Graz, 1968. S. 139-147; Schmidt T. Alexander II. (1061-1073) und die römische Reformgruppe seiner Zeit. Stuttg., 1977. S. 72-80.

Н. Д. Прокофьева

БЕНЕДИКТ XI

БЕНЕДИКТ XI (1240, Тревизо - 7.07.1304, Перуджа), папа Римский (22 окт. 1303 - 7 июля 1304). После смерти Бонифация VIII кардиналы единогласно (за исключением отлученных Джакомо и Пьетро Колонна) избрали папой Николá Боккасини, кардинала-епископа Остии, к-рый занял папский престол под именем Бенедикта (в честь мирского имени Бонифация VIII - Бенедетто).

Б. род. в семье небогатого нотария; вступил в юности в доминиканский орден, изучал и преподавал теологию, составил комментарии к псалмам, Книге Иова, Евангелию от Матфея и Откровению св. Иоанна Богослова. В 1286 г. Б. был избран провинциалом Ломбардии, а затем генеральным магистром доминиканского ордена (1296). За оказанную помощь в борьбе с семейством Колонна и францисканцами-спиритуалами папа Бонифаций VIII возвел Б. в кардиналы (1298). В 1301 г. он был послан папой в Венгрию для поддержки Карла I Роберта (Карлоберта) в его претензиях на трон. Б. был рядом с Бонифацием VIII в момент нападения на него людей франц. кор. Филиппа IV Красивого в Ананьи. На папском престоле Б. стремился к всеобщему примирению. Он старался разрешить конфликт с семейством Колонна, сняв с них отлучение, частично возвратив им конфискованное его предшественником имущество и должности. Б. отменил буллу своего предшественника «Super cathedram» (1301), ограничивавшую право нищенствующих монахов проповедовать и принимать исповедь, и буллу «Clericis laicos» (1296), запрещавшую светским властям взимать налоги с духовенства без согласия Рима; продолжил гонения на францисканцев-спиритуалов. Однако основной проблемой оставались отношения с кор. Франции Филиппом Красивым, к-рый требовал созыва собора для осуждения покойного Бонифация VIII. В марте 1304 г. Б. освободил Филиппа IV от отлучения и простил всех участвовавших в нападении на Бонифация VIII в Ананьи, кроме Гийома де Ногаре и Шарра Колонна. Устранив т. о. угрозу немедленного созыва собора, Б. объявил Гийома де Ногаре и его сообщников преступниками и повелел им явиться для суда в Рим. Внезапная болезнь папы помешала осуществлению его планов: Б. умер в Перудже от острой дизентерии (по др. сведениям, был отравлен Ногаре); погребен там же в ц. Сан-Доменико. В 1773 г. причислен Климентом XII к лику блаженных (пам. 7 июля).

Ист.: Potthast A. Regesta pontificum Romanorum: B., 1875. Bd. 2. № 2025-2038, 2134; LP. Vol. 2. P. 471-472; Grandjean C. Les Registres de Benoît XI. P., 1883-1905; De Vita prima et miraculis Beati Benedicti papae XI auctore Bernardo Guidonis // AnBoll. Vol. 19. 1900. P. 14-20.

Лит.: Funke P. Papst Benedikt XI. Münster, 1891; Ferrero A. M. Benedetto XI papa domenicano. R., 1934; Stegmuller F. Repertorium biblicum Medii Aevi. Madrid, 1940-1961. T. 4. N 5687-5691; Seppelt. Geschichte. Bd. 4. S. 56-60.

Н. Д. Прокофьева

БЕНЕДИКТ XII

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ XIII

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ XIV

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ XV

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ XVI

Бенедикт XVI, папа Римский (с 19 апр. 2005 г.) см. Ратцингер Йозеф Алоиз (род. 16 апр. 1927 г.).

БЕНЕДИКТ АНИАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ БИСКОП

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕДИКТ МЕДИОЛАНСКИЙ

БЕНЕДИКТ МЕДИОЛАНСКИЙ [лат. Benedictus Mediolanensis] († 11.03.732), св. (пам. зап. 6 сент.), архиеп. Медиолана (совр. Милан) (685-732). Сведения о его жизни крайне скудны. Беда Достопочтенный (Historia ecclesiastica. V 7) и Павел Диакон (Historia Langobardorum. VI 29) упоминают Б. М. при описании Крещения в Риме и последовавшей за ним внезапной смерти кор. англов Кэдвала и ошибочно называют его Бенедиктом Криспом, автором эпитафии Кэдвалу. Павел Диакон характеризует Б. М. как мужа набожного и активного защитника прав епископов. Приписываемая иногда Б. М. «Carmen medicinale» (Врачебная песнь) на самом деле была создана в XIV в.

Ист.: ActaSS. Mart. Vol. 2. P. 84-85.

Лит.: Brunhölzl F. Benedetto di Milano ed il «Carmen medicinale» di Crispo // Aevum. Vol. 33. 1959. P. 25-67.

Е. В. Казбекова

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙй

БЕНЕДИКТ НУРСИЙСКИЙй - см. Венедикт Нурсийский.

БЕНЕДИКТА РИМСКАЯ

БЕНЕДИКТА РИМСКАЯ [Бенуата; лат. Benedicta, Benuata] (I в.?), мц. и дева (пам. зап. 8 окт.). Согласно мученическим актам, род. в Риме в семье сенатора. Б. Р. последовала в Галлию за сщмч. Лукианом, «апостолом галльского племени белловаков», затем вместе с др. девственницами отправилась из Свессионы (совр. Суасон) в Ориньи и там была обезглавлена, претерпев мучения за веру. Мощи Б. Р. были явлены чудесным образом вместе с ее житием в 665 г. В качестве дополнения к житию сохранилось рифмованное описание ее мученичества. Болландисты относят время жизни Б. Р. к IV в. Ок. 878 г. мощи были перенесены в бенедиктинское аббатство Ориньи-Сен-Бенуа, в 1231 г. положены в драгоценную раку. Позднее возник спор за обладание мощами между аббатствами Рарекур и Ориньи. Через нек-рое время мощи перенесли в г. Сен-Кантен. Мартиролог Усуарда определяет место мученичества Б. Р. в районе совр. Лиона (лат. Lugdunum) или в местечке со схожим звучанием Лан (лат. Laudunum).

Ист.: Acta SS. Oct. T. 4. P. 213-222; Winterfeld P. // MGH. Poet. T. 4. P. 209-231.

Лит.: O'Briain F. Benedicta (2) // DHGE T. 7. Col. 1058.

П. Б. Михайлов

БЕНЕДИКТА УСТАВ

БЕНЕДИКТА УСТАВ - см. ст. Венедикт Нурсийский.

БЕНЕДИКТИНЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕФИЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЕШЕВИЧ Владимир Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЗИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНИГН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНИГСЕН Георгий Михайлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНИСЛАВСКИЙ

БЕНИСЛАВСКИЙ [польск. Benisławski] Ян (16.07.1736, Лифляндия - 25.02.1812, там же), иезуит, католич. еп. Гадаренский и коадъютор Могилёвский. В 1757 г. поступил в иезуитский новициат в Вильно, после окончания к-рого, став членом ордена иезуитов, остался преподавать там математику. В 1770-1773 гг. преподавал философию в Новогрудке. После запрета ордена иезуитов (1773) получил должность виленского каноника и назначен Эдукационной комиссией Речи Посполитой ректором брестских школ. Был представлен фавориту имп. Екатерины II кн. Г. А. Потёмкину, с к-рым впосл. сблизился и сопровождал его в поездке по Юж. России. Способствовал созданию в России Могилёвского католич. архиеп-ства (1774). В 1778 г. переехал в Белоруссию, бывшую в составе Российской империи, где его оставил при себе еп.

Могилёвский С. Богуш-Сестренцевич. В 1782 г. имп. указом Б. назначен коадъютором Могилёвским.

В 1783 г. был послан в Рим с полуофиц. миссией, встречался с папой Пием VI, однако уговорить его признать орден иезуитов в Российской империи не удалось. Существует версия, что Б. сумел добиться от папы устной апробации ордена во время аудиенции 12 марта 1783 г. Эта версия была подтверждена самим Б. под присягой на конгрегации иезуитов в Полоцке 12 июля 1785 г. (Institutum Societatis Iesu. Florence, 1893. T. 2. P. 452), однако при сравнении с офиц. документами Римской курии она была поставлена под сомнение (Zalenski. P. 383-399). папа одобрил создание католич. архиеп-ства в Российской империи, пожаловав Б. сан епископа. 8 февр. 1784 г. папским нунцием в Варшаве Дж. Аркетти Б. был хиротонисан во епископа Гадаренского.

После высылки митр. Богуша-Сестренцевича из С.-Петербурга в Белоруссию (осень 1800) Б. как епископ-коадъютор возглавил Могилёвское католич. архиеп-ство и был назначен президентом римско-католич. духовной коллегии в С.-Петербурге. С возвратом Богуша-Сестренцевича в 1801 г. Б. от должности отказался. Вернулся на родину, где провел последние годы жизни.

Соч.: Institutiones logicae seu brevis tractatus de cultura ingenii. Vilno, 1774; Rozmyślania dla ksie ży świeckich o powinnosćiach chrześćiańskich z listуw i ewangelji wziete. Poѳozk, 1799. Warsz., 1859-18602.

Лит.: Морошкин М. Иезуиты в России с царствования Екатерины II и до нашего времени. Т. 1. СПб., 1863. С. 201-203; Zalenski S. Le jésuits de la Russie blanche. P., 1886. T. 1. P. 367, 381-399, 404-406. T. 2. P. 92-108; Pierling P. La Russie et le Saint Siège: Études diplomatiques. P., 1912. Vol. 5. P. 127-136, 307-312; Rouët de Journel M. J. Un collège de jésuites à St.-Pétersbourg. P., 1922. P. 68-85.

Е. Н. Филатова

БЕННО

БЕННО [лат. Benno] († 940), св. (пам. зап. 3 авг.). Принадлежал к знатной швабской фамилии, в молодости стал каноником в Страсбурге. В 906 г., стремясь к отшельнической жизни, поселился возле могилы св. Майнрада, в его келье. Б. восстановил жилище подвижника и местную часовню, и вскоре вокруг него стали собираться ученики. После смерти в 927 г. Вигериха, еп. Меца (совр. Франция), кор. Генрих I назначил на его место Б. Однако в 929 г. на Соборе в Дуйсбурге Б. обвинили в том, что он занял кафедру по указанию императора, но вопреки канонам, требующим свободного избрания епископа клиром и народом. На Соборе Б. отрекся от епископского сана и вернулся в свою пустынь. Вместе с Эберхардом, настоятелем Страсбургского кафедрального собора, Б. постепенно превращает пустынь в богатый мон-рь, впосл. названный Айнзидельн. Айнзидельнский некрологий называет святого Бенедиктом, по-видимому, его монашеским именем.

Ист.: Аnnales Heremi ad annos 925 et 927 // MGH. SS. T. 3. P. 141; Flodoardus. Annales ad annos 927 et 929 // Ibid. P. 399 sq.

Лит.: Bigelmair A. Benno (1) // DHGE. T. 7. Col. 1361-1362.

Д. В. Зайцев

БЕНСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНТЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНУА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕНЦИНГЕР

БЕНЦИНГЕР [нем. Benzinger] Иммануил (1865, Штутгарт - 1935, Рига), нем. протестант. теолог, один из основателей археологии библейской в Германии. В 1883-1888 гг. учился в Тюбингенском ун-те; с 1895 г. пастор в Нойштадте, с 1898 по 1902 г.- приват-доцент в Берлинском ун-те. Издатель ж. Немецкого Палестинского об-ва (Zeitschrift des Deutschen Palästina-Verein), (1897-1902). 10 лет работал в Палестине, где в 1903 г. сменил Г. Шумахера на раскопках в Мегиддо. Преподавал в ун-тах: в 1912-1915 гг.- в Торонто, в 1915-1918 гг.- в Пенсильвании, в 1921-1935 гг.- в Риге. Опубликовал ряд трудов по Пятикнижию (в к-рых выступал сторонником гипотез Ю. Велльгаузена и панвавилонизма), известный в свое время библейский иллюстрированный атлас (Bilderatlas zur Bibelkunde. Stuttg., 1905. 19122), популярный путеводитель по Палестине и Сирии (Bädekers Palästina und Syrien. Lpz., 18903-19107). Главный его труд «Hebräische Archaeologie» (Еврейская археология) впервые вышел в 1894 г. и был основан на анализе текстов Библии, а не на раскопках; однако в издание 1907 г., подготовленное в Иерусалиме, вошло много археологических данных, следующее издание (1927) содержало обзор сделанных к тому времени открытий.

Соч.: Bücher der Königer. Tüb., 1899; Bücher der Chroniken. Tüb., 1901; Geschichte Israels bis auf die griechischen Zeit. Tüb., 1904, 19242; Jahwist und Elohist in den Königsbüchern. Tüb., 1921.

Лит.: Avi-Yonah M. Benzinger, Immanuel // EJud. 1971. Vol. 4. P. 574 [Библиогр.]; Adamoviès I. Latvijas Universitâtes: Teologijas fakultâte, 1919-1939. Lincoln, 1981.

Л. А. Беляев

Предыдущая страница Следующая страница