Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 26, "АРА"-"АРИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 26, "АРА"-"АРИ")

АРАРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАТ

АРАТ - мч. (пам. 18 янв.) - см. в ст. «Египетские мученики, 10».

АРАТОР

Аратор. Стихотворения и поэма "О деяниях апостолов". Предисловие. Итал. Рукопись. XIV в. (РНБ. Lat. O. v. XIV, 8)

Аратор. Стихотворения и поэма "О деяниях апостолов". Предисловие. Итал. Рукопись. XIV в. (РНБ. Lat. O. v. XIV, 8)

Ара́тор [лат. Arator] (ок. 480, Медиолан (совр. Милан) - после 550, Рим), лат. христ. поэт. Род. в знатной лигурийской семье, воспитывался под опекой приемного отца, еп. Медиоланского Лаврентия, и поэта Эннодия, буд. еп. Павии. Служил при дворе гот. кор. Аталариха (526-534) в Равенне, занимая должность комита (лат. comes domesticorum). Отказавшись от придворной карьеры, в 540 г. стал иподиаконом в Риме у папы Вигилия. Автор изложения «Деяний апостолов» в форме эпическо-дидактической поэмы в 2 кн. (De actibus аpostolorum). Написанное в подражание классическим рим. поэтам, сочинение отличалось изысканностью стиля и сложностью символического толкования евангельского текста. Поэма была посвящена папе и прочитана А. в рим. храме Сан-Пьетро ин Винколи в присутствии понтифика и при большом стечении народа (544). Сохранились также 3 элегии А. в форме писем к аббату Флориану, папе Вигилию и другу Партению по случаю отправки им экземпляров поэмы. В ср. века наряду с Седулием и Пруденцием А. считался одним из известнейших христ. поэтов.

Соч.: PL. 68. Р. 45-252; De actibus apostolorum: Arator's On the Acts of the Apostles / Ed. by R. J. Schrader et al. Atlanta, 1987.

Лит.: Schrödinger J. Das Epos des Arators in seinem Verhältnis zu Vergil. Weiden, 1911; Ansorge A. De Aratore veterum poëtarum latinorum imitatore. Breslau, 1915; Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 246-248; Brunhölzl F. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1975. Bd. 1. S. 46f; Deproost P.-A. L'apôtre Pierre dans une épopée du VIe siècle: l'Historia apostolica d'Arator. P., 1990;

Hillier R. Arator on the Acts of the Apostles: A Baptismal Comment. Oxf.; N. Y., 1993.

Е. В. Казбекова

АРБАНАСИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРБАНАССКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРБАНАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРБОГАСТ

АРБОГАСТ [Арбоаст, Арибо; Arbogastus, Aribo] (Ɨ кон. V в. или ок. 679), свт. (пам. зап. 21 июля), еп. Страсбургский. Источники дают противоречивые сведения о времени и обстоятельствах жизни святого. Согласно житию, приписываемому еп. Уто III (950-965), А. подвизался в глухом лесу в 30 км от Страсбурга (совр. Страсбур, Франция), близ совр. г. Гаггенау (Германия). Впосл. основал мон-рь Сюрбур, в правление франк. кор. Дагоберта II (674-679) занял епископскую кафедру Страсбурга. Однако, согласно древним спискам, А. был 6-м страсбургским епископом, т. е. его предстоятельство должно приходиться на 2-ю пол. VI в. Мощи святого покоятся в мон-ре Сюрбур.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 5. P. 168-179; Postina A. Ein ungedruckter Text der Vita des hl. Arbogast, Bischofs von Strassburg // RQS. 1898. Bd. 12. S. 299-305.

Лит.: Chevalier U. Répertoire des sources historiques du Moyen Âge: Bio-bibliogr. P., 1907. Vol. 1. P. 300; Wentzke P. Regesten der Bischöfe von Strassburg. Innsbruk, 1908. Bd. 1. S. 215-217; Allmang G. Arbogaste (2) // DHGE. T. 3. Col. 1463-1464.

АРБОРЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРВАД

Арва́д [евр. АРВАД , АРВАД , финик.- убежище], могущественный островной финик. город, изначально принадлежавший ханаанским племенам т. н. арвадитов (Быт 10. 18). Основан в 1-й пол. III тыс. до Р. Х., во II тыс. до Р. Х. самый сев. из крупных финик. городов-гос-в. Известен по текстам из Эблы; отождествляется с 'a-r-du егип. текстов и ar-wa-da амарнских писем, сообщающих о моряках из А., посещавших Египет; упоминается в клинописных текстах Ассирии и Вавилона, касающихся Сирии кон.

II - нач. I тыс. до Р. Х. Ок. 1100 г. до Р. Х. А. уплатил дань ассирийскому царю Тиглатпаласару I при его появлении в Сирии. Вместе с Тиром принял участие в войне сиро-палестинских гос-в против Салманасара III, выставив 200 воинов в битве при Каркаре в 853 г. до Р. Х. (ср.: Иез 27. 8, 11). В 734 г. после долгого перерыва вновь подчинился Ассирии. Цари А. упоминаются в числе придворных Навуходоносора II (605-562). Документы Ассирии именуют А. городом «среди моря» (qabal tamtim; см. Wiseman D. J.). Флот А. участвовал в персид. войнах против Греции, и в сер. II в. до Р. Х. город был достаточно независим от Селевкидов, чтобы поддерживать сношения с Римом. Назван в списке городов, в к-рые консул Рима направил письма с сообщением о своем союзе с Симоном Маккавеем против Антиоха VII (1 Макк 15. 23).

Лит.: Wiseman D. J. Two Historical Inscriptions from Nimrud // Iraq. 1951. Vol. 13. P. 21-26; Klengel H. Geschichte Syriens im 2. Jahrtausend v. u. Z. Tl. 2: Mittel- und Südsyrien. B., 1969. S. 206 (Deutsche Akad. der Wiss. zu Berlin. Inst. für Orientforschung. Veröff.; 70); Katzenstein H. J. The History of Tyre: From the Beginning of the Second Millennium B.C.E. until the Fall of the Neo-Babylonian Empire in 538 B. C. E. Jerusalem, 1973. P. 42, 156; Hess R. S. Arvad // ABD. P. 468; Barde L. Arwad // OEANE. 1997. Vol. I. P. 218-219.

Л. А. Беляев

АРВИТ

АРВИТ (аравит) - см. в ст. «Иудейское богослужение».

АРГЕНТИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРГЕНТИНСКАЯ И ЮЖНОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРГЕНТИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Алеутской и Североамериканской епархии, образовано решением Свящ. Синода РПЦ в кон. окт. 1943 г. 22 июня 1941 г. настоятель первого в Аргентине правосл. Свято-Троицкого храма прот. Константин Изразцов, возглавлявший созданную им в 1926 г. раскольническую «Русскую православную общину», обратился к пастве со словами одобрения действий нем. войск, вторгшихся на территорию СССР, и отслужил молебен о даровании победы нем. оружию. Это антипатриотическое выступление вынудило мн. прихожан покинуть храм. Часть их уклонилась в сектантство, др. обратилась к экзарху Сев. и Юж. Америки митр. Алеутскому и Североамериканскому Вениамину (Федченкову) с просьбой о создании в Аргентине приходов в юрисдикции Московской Патриархии. По ходатайству митр. Вениамина Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) и Свящ.

Синод приняли решение об учреждении в Алеутской и Североамериканской епархии А. в. «для управления православными приходами в Южной Америке» и назначили викарным епископом Аргентинским игум. Феодора (Текучёва), одного из ближайших сподвижников митр. Вениамина. 12 дек. 1943 г. в США митр. Вениамином (Федченковым), еп. Американско-Канадским Дионисием (Миливоевичем) (Сербская Православная Церковь) и еп. Чикагским Герасимом (К-польский Патриархат) Феодор (Текучёв) был хиротонисан во епископа Аргентинского, однако продолжал жить в США, поскольку аргентинские власти не дали согласия на его въезд в страну. Рус. прихожане, покинувшие Свято-Троицкий храм, в 1942-1946 гг. объединились в храме во имя вмч. Георгия Победоносца в Буэнос-Айресе (Антиохийский Патриархат), настоятель к-рого архим. Игнатий (Абуррус), выпускник рус. ДА, с любовью принял рус. эмигрантов, совершал для них богослужения на церковнослав. языке. В ответ на просьбу рус. правосл. прихожан в Аргентине Свящ. Синод РПЦ 29 июня 1946 г. постановил преобразовать А. в. в Аргентинскую и Южноамериканскую епархию в составе Алеутского и Североамериканского экзархата. 7 апр. следующего года еп. Феодор прибыл в Буэнос-Айрес.

Лит.: В Священном Синоде при Патриархе Московском и всея Руси // ЖМП. 1943. № 3. С. 12; Васько А. Г. Русская Православная Церковь в Аргентине // Там же. 1966. № 1. С. 20-22; К 50-летию служения в священном сане еп. Феодора (Текучева) // Там же. 1981. № 7. С. 9.

А. С. Буевский

АРГЕНТОВ Андрей Иванович

Андрей Иванович (1816 - после 1887), свящ., миссионер, член-сотрудник Сибирского отд-ния имп. Рус. географического об-ва. В 1842-1857 гг. вел миссионерскую, духовно-просветительскую и научную деятельность в Колымском округе: в Нижнеколымске, Анюйской (Островной) крепости, на Чаун-Чукотке. Сделал первую перепись чаунских чукчей. В 1843 г. предложил образовать приход, куда могли бы войти кроме чукчей юкагиры чуванских родов. Заручившись согласием влиятельных чукотских старшин-эрэмов и материальной поддержкой нижнеколымского купца В. И. Трифонова, выстроил в 1848 г. при устье р. Раучуа деревянную ц. во имя свт. Николая Мирликийского. Содержал приход на собственные скудные средства. В 1850-1853 гг. крестил 380 чаунских оленеводов, в 1853 г. Якутское духовное правление отметило миссионерские заслуги А. золотым наперсным крестом. Хорошо овладев языком своих прихожан, А. составил первый «Чукотский словарь», зафиксировавший особенности говора чукчей Чаун-Чукотки сер. XIX в. «Чукотский словарь» и статьи А. «В приполярной полосе Якутской области» (неопубл.) в 1879 г. были отмечены серебряной медалью имп. Рус. географического об-ва. В дек. 1857 г. указом архиеп. Камчатского свт. Иннокентия (Вениаминова) А. перевели в Олёкминск с единовременным наградным пособием в 1500 р. «по вниманию к долговременной и отлично усердной службе... в Чукотской земле».

Соч.: Описание Николаевского Чаунского прихода // Зап. Сиб. отд. РГО. 1857. Кн. 3; Путевые записки священника-миссионера Андрея Аргентова в приполярной местности // Там же. 1857. Кн. 4; Нижнеколымский край // Изв. РГО. 1879. Т. 15. Вып. 6; Пятнадцать лет в Нижнеколымском крае (из восп. миссионера) // Сибирский вестн. 1887. № 58.

Лит.: История полувековой деятельности Имп. Русского Географического общества (1845-1895). СПб., 1896; Учреждение Чукотской миссии и образование Чаунского прихода // Правосл. Благовестник. 1909. № 15, 21, 24; Венгеров. Словарь. Пг., 1915. Т. 1; ИДРДВ. Т. 2. Ч. 2.

А. И. Ткалич

АРГИРА

АРГИРА [греч. ̓Αργύρη] (1688, г. Пруса, М. Азия - 5.04.1721, К-поль), нмц. (пам. греч. 30 апр.). Вскоре после того как юная А. вышла замуж за христианина, ее увидел и стал преследовать некий турок. Получив отказ, он оклеветал ее перед городским судьей, сказав, что она собиралась принять ислам. А. опровергла его слова, и против нее было возбуждено судебное разбирательство. По ходатайству супруга А. оно было перенесено в К-поль, где турок вновь лжесвидетельствовал против А. Святая открыто исповедала Христа, за что была заключена в тюрьму. Там она провела 17 лет и скончалась в жестоких мучениях 5 апр. 1721 г., не отступив от христ. веры. 30 апр. 1725 г. было совершено перенесение ее мощей в храм св. Параскевы в пригороде К-поля. Житие А. написано Кесарием Дапонтесом.

Гимнография

А. особо почиталась в Греции, ей было составлено последование, списки к-рого попали в Россию (РНБ. Греч. 631, 1862; РГБ. Сев. греч. 98, 1862). Первое печатное издание службы А. было осуществлено в К-поле в 1912 г. (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 14). В совр. печатную афинскую Минею последование не вошло, хотя память А. значится в месяцесловах РПЦ и греч. Церквей (Δίπτυχα. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 121; Православный календарь. СПб., 2001. С. 54).

Лит.: Σάθας. ΜΒ. Τ. 3. Σ. 608; ̓Αργύρη // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 68; Περαντώνης. Λεξικόν. Τ. 1. Σ. 78-79; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53.

О. Е. Петрунина, А. Ю. Н.

АРГИРИС

АРГИРИС [Аргирос; греч. ̓Αργύρης, ̓Αργυρός] (1788, г. Апаноми, Македония - 1806), нмч. (пам. греч. 11 мая). С детства работал в портняжной мастерской в Фессалонике. Когда А. было 18 лет, в кофейне он пристыдил человека, отрекшегося от христ. веры; тот покаялся и вернулся в лоно правосл. Церкви. За это святой был схвачен янычарами и заключен в тюрьму. Несмотря на все ухищрения судьи, принуждавшего А. к отречению от христианства, святой был непоколебим; повешен в местечке, называемом

Кабани.

Лит.: Νικοδήμος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 32; Παπαδόπουλος. Νεομάρτυρες. Σ. 65; Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 162; Ματθαίος. ΜΣ. Τ. 5. Σ. 245; Μικρόν Ευχολόγιον. Σ. 444, 457; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 68; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 80; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53; Новомученики балканские: Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения Константинополя. М., 1999. С. 121-125.

О. Е. Петрунина

АРГИРОПУЛ ИОАНН

АРГИРОПУЛ ИОАНН - греч. филолог, богослов, XV в.- см. Иоанн Аргиропул.

АРГОЛИДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРГУНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРДАЛИОН

АРДАЛИОН [греч. ̓Αρδαλίων] (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.). Согласно греч. краткому синаксарному житию, в разгар гонений имп. Диоклетиана актер А. исполнял в некоем городе (видимо, на востоке Римской империи) роль христианина, подвешенного на дыбе. Публика была в восторге от его игры, но вдруг А. приказал зрителям замолчать и во всеуслышание исповедал веру во Христа. Присутствовавший на представлении префект попытался обратить все в шутку, но А. потребовал признать его христианином, после чего подвергся пыткам и был сожжен на костре. Блж. Феодорит (Graec. affect. cur. VIII) приводит много примеров подобного обращения к вере лицедеев, изображавших таинство Крещения или мучения за Христа; схожий сюжет известен также из житий мч. Геласия (27 февр.), мч.

Порфирия (15 сент.) и др.

Память А. отмечается 14 апр. в большинстве визант. календарей и в зап. мартирологах; 17 апр. память А. указывается в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 268) и в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 407-408); 18 апр.- в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 612).

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. из Минология Василия II, включенный под 17 апр. в нестишной Пролог. В отличие от греч. оригинала слав. житие говорит о мученической кончине А. на раскаленной железной сковороде (РГАДА. Тип. № 177. Л. 58-58об., нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и помещено под 14 апр. (древнейший список - ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.). В ВМЧ под 14 апр. помещены жития А. из Стишного Пролога, под 17 апр.- из нестишного Пролога (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 79, 81 (2-я паг.)).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, 14 апр., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. ̓Απρίλιος. Σ. 101).

Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 213; PG. 117. Col. 407-408; SynCP. Col. 612; ЖСв. Апрель. С. 219.

Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 4. P. 421; Agrain R. Ardalion // DHGE. T. 3. Col. 1600; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 77; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53-54.

П. Б. Михайлов

АРДАЛИОНА УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ (Игнатова Анна Андреевна)

АРДАЛИОНА УСТЬ-МЕДВЕДИЦКАЯ (Игнатова Анна Андреевна) (Игнатова Анна Андреевна; 30.01.1816, хутор Завязинский (Завязка) Хопёрского округа земли Войска Донского - 17.08.1864, Усть-Медведицкий мон-рь), схим. Род. в семье священника, в к-рой было еще четверо детей. В 7 лет потеряла отца, дети остались на попечении деда, свящ. Димитрия, вскоре мать отдала Анну на воспитание и обучение грамоте своей сестре, дворянке Краснушкиной. Еще в детском возрасте в Анне проснулась любовь к чтению духовной лит-ры. В 1834 г., придя на богомолье в Усть-Медведицкий Межигорский мон-рь, поступила туда послушницей. Проходила послушания чернорабочей, на огороде, на покосе, золотошвейкой, на клиросе, затем благочинной. Усердное чтение и подвижническая жизнь развили в Анне дары духовного рассуждения и истолкования святоотеческих творений, благодаря чему около нее образовался небольшой кружок инокинь, к-рые в дальнейшем стали ее ученицами и келейницами.

В 1855 г. Анна приняла монашеский постриг с именем Алевтина, в 1859 г.- постриг в схиму с именем Ардалиона. Совершила паломничества в Киев (1852), в харьковские мон-ри, Воронеж, Усмань (1860). Несла подвиг старчества. Непрестанно молилась и читала Свящ. Писание, вела напряженную духовную жизнь, что зачастую вызывало непонимание и даже гонения со стороны нек-рых сестер. В 1862 г. мон. Арсения (Серебрякова), духовная дочь А. У.-М., была назначена казначеей обители и А. У.-М. ушла в затвор. 3 янв. 1864 г. мон. Арсения стала игуменией обители, и А. У.-М. на время отказалась от безмолвия, помогая ей вести монастырские дела. А. У.-М. отличалась смирением, терпением, человеколюбием, приходившим к ней помогала молитвой и духовным советом. Тихо скончалась после долгой болезни. Погребена в Усть-Медведицком мон-ре. В 1874 г. при постройке собора во имя Казанской иконы Божией Матери могила А. У.-М. была помещена в подвальном этаже храма. Мн. болящие, приходя в обитель, служили на могиле А. У.-М. панихиды, возлагали на себя ее схиму и получали исцеление.

Лит.: ЖПодв. Август. С. 307-345; Путь немечтательного делания: игум. Арсения и схим. Ардалиона. М., 1999.

Игум. Андроник (Трубачёв)

АРДАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРДАТОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Ульяновской (Симбирской) епархии, учреждено в 1922 г., титулярное. Названо по г. Ардатову (на рубеже Мордовии и Чувашии, следует отличать от одноименного города в Нижегородской обл.). Одно из мн. вик-ств, возникших в 20-х гг. XX в. и призванных поддерживать правящего архиерея во времена гонений и церковных расколов. Первый еп. Ардатовский (с авг. 1922) Ювеналий (Машковский) вскоре уклонился в обновленческий раскол. В 1924 г. (по др. сведениям, в 1925) на А. в. был назначен еп. Поликарп (Тихонов). Митр. Мануил (Лемешевский) называет др. фамилию еп. Поликарпа: Тихомиров или Тихонравов. Еп. Поликарп оставался епископом Ардатовским до 1927 г. После него епископы Ардатовские неизвестны.

Лит.: Губонин М. Е. История русской иерархии / ПСТБИ. Ч. 1. Ркп.; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965.

П. Н. Г.

АРДЖЕШСКАЯ ЕПИСКОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕАЛЬД, КАРИЛЛ И ОДЕРИК

АРЕАЛЬД, КАРИЛЛ И ОДЕРИК [лат. Arealdus, Carillus, Odericus] († 576), мученики (пам. зап. 1 сент.). А. и его сыновья К. и О. претерпели мученическую кончину в г. Бриксия (совр. Брешиа, Сев. Италия) от вождя лангобардов арианина Алоизия. В 1305 г. мощи святых были перенесены в г. Кремона в часовню, построенную в епископской резиденции. Позже на этом месте был воздвигнут собор.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 246.

Лит.: DHGE. T. 3. Col. 1631-1632.

П. Б. М.

АРЕГИЙ

АРЕГИЙ [Агрикий, Аргий; лат. Aregius, Agricius, Argius, франц. Arège, Arey] († 558), свт. (пам. зап. 16 авг.), еп. Неверна (совр. Невер, Центр. Франция). Принимал участие в Орлеанском (ок. 549) и Парижском (552) церковных Соборах. Прославился чудотворениями и добродетельной жизнью. Особо почитается в г. Десиз, где находились его мощи вплоть до уничтожения в 1793 г.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 295-297.

Лит.: Dival J. M. Aregius ou Argius (1) // DHGE. T. 3. Col. 1638; Gallia christiana. T. 12. Col. 626.

П. Б. М.

АРЕДИЙ

АРЕДИЙ [Аридий; лат. Aredius, Aridius, франц. Yriez, Yrieix] († 591), прп. (пам. зап. 25 авг.), аббат Аттанский. Основные сведения о нем содержатся в сочинениях Григория Турского «История франков» и «О чудесах святого Мартина». Житие А. составлено ок. 800 г. и известно в краткой и пространной редакциях. Согласно «Истории франков», А. род. в г. Лемовики (совр. Лимож, Центр. Франция) в знатной и богатой семье. В отрочестве был отдан «в число придворных детей» ко двору кор. Австразии Теодоберта I (534-548) в г. Августа Треверов (совр. Трир, Германия), где получил прекрасное образование. Свт. Никита (Ницетий), занимавший тогда Треверскую кафедру, обратил внимание на юношу и, обучив его основам христ. веры, постриг в монахи. Григорий Турский описывает чудесное знамение, к-рое получил А.: во время пения псалмов из-под церковного свода слетел голубь и сел ему на голову.

Юноша безуспешно пытался отогнать его. Это чудо повторялось в течение неск. дней (Ист. франков. X 29). Вскоре в связи со смертью отца А. пришлось вернуться на родину. Святой тяготился житейскими заботами и, возложив обязанность управления обширными владениями на свою мать Пелагию, стал вести строгую аскетическую жизнь и активно заниматься строительством церквей, поиском мощей святых. Он основал мон-рь в Аттане, куда переселились мн. его слуги, приняв постриг. В уставе обители преподобный сочетал уставы прп. Иоанна Кассиана и свт. Василия Великого. Пелагия обеспечивала братию мон-ря одеждой и пищей. А. сотворил множество чудес, исцеляя возложением рук приходящих к нему больных. После того как мон-рь достиг процветания, А. совершил ряд паломничеств к мощам святых, по дороге проповедуя и совершая исцеления. Последним было путешествие к мощам свт. Мартина Турского, во время к-рого А. предсказал время своей смерти. Путешествуя, он был свидетелем мн. чудес от мощей св. Мартина и мч. Иулиана. Его рассказы были записаны Григорием Турским и вошли в кн. «О чудесах святого Мартина». Вернувшись в Аттан, преподобный, как и предсказывал, скончался, заболев дизентерией. В завещании он отписал свое состояние «святым Мартину и Иларию Пиктавийскому». Вскоре после смерти А. начали происходить чудеса от его мощей. 17 марта 1081 г. произошло второе их обретение.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 5. P. 178-194; MGH. Scr. Mer. t. 1. p. 457-458; t. 3. p. 576-581; Григ. Тур. Ист. франков. VIII 15, 27, X 29.

Лит.: Histoire littéraire de la France. P., 1735. t. 3. p. 364-366, 498-500; Arbellot, l'abbé. Vie de saint Yrieix, ses miracles et son culte. Limoges, 1900; DHGE. T. 3. Col. 1632-1636.

П. Б. Михайлов

АРЕЛАТ

АРЕЛАТ - см. Арль.

АРЕЛАТСКИЕ СОБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕНСКИЙ

А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК)

А. С. Аренский. Фотография с автографом Л. В. Собинову. 1902 г. (ГЦММК)

Антон Степанович (30.06.1861, Новгород - 12.02.1906, Перкярви близ Териок, Финляндия (ныне г. Зеленогорск Ленинградской обл.)), рус. композитор, дирижер, педагог. Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция). С 1882 г. преподаватель Московской консерватории, с 1889 г.- профессор по классу свободного сочинения. В 1888-1895 гг. дирижер Русского хорового об-ва. В 1895-1901 гг.- управляющий Придворной певч. капеллой. Способствовал повышению художественного уровня капеллы, включая в ее репертуар хоровые сочинения П. И. Чайковского, Римского-Корсакова, С. И. Танеева.

Фактура духовных песнопений А. детально разработана: развиты партии всех голосов, часто применяется divisi, большое значение имеют имитационные построения, особенно в начале строк или строф песнопения. В мелодике ощутимы ариозные и романсовые интонации. Прот. Михаил Лисицын, признавая достоинства церковных сочинений А., в т. ч. внимательное отношение к тексту, находил их стиль западноевроп., не церковным. Он считал, что А. как директор капеллы должен поддержать новое направление в рус. духовной музыке, основанное на использовании древнерус. распевов.

Муз. соч.: Op. 40: Херувимская песнь (в т. ч. вариант для 3-голосного хора), «Тебе поем», «Отче наш», «Хвалите Господа с небес». 1897; «Христос воскресе». М., 1897; Херувимская песнь № 2. М., 1897; Херувимская песнь № 3. М., 1903.

Лит.: Лисицын М. А., прот. А. Аренский как духовный композитор // РМГ. 1898. № 5/6. С. 455-459; он же. Обзор. С. 23-25; А. С. Аренский - С. И. Танееву [переписка], 1891-1905 // П. И. Чайковский. С. И. Танеев. Письма. М., 1951. С. 448-477; Государственная академическая капелла им. М. И. Глинки. Л., 1957. С. 68-69.

Н. Ю. Плотникова

АРЕОПАГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АРЕОПАГИТИКИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕТИУ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕФА

АРЕФА [Арефий] Акимович Насонов (24.10.1888, с. Должик Житомирского у. Волынской губ. - 10.01.1938, окрестности Рязани), сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых), свящ. Род. в крестьянской семье, окончил двухклассное училище Министерства народного просвещения, сдал экзамены на звание учителя. В 1913-1914 г. служил учителем в родном селе. Окончил Житомирскую ДС. 1 авг. 1914 г. рукоположен во священника к единоверческой церкви с. Должик. После рукоположения А. продолжал преподавать, вести миссионерскую работу. В 1916 г. переведён в ц. с. Голышево Ровенского у. Волынской губ., однако в том же году из-за военных действий эвакуировался в Пензенскую губ., где служил в ц. с. Андреевки Чембарского у. (по другим данным служил в ц. с. Ершова того же уезда). В июне 1927 г. А. был арестован по обвинению в «антисоветской деятельности» вместе с еп. Пензенским Филиппом (Перовым) и шестью священниками Чембарского у. 27 июня 1928 г. дело в отношении А. было прекращено, вместе с другими священниками он был освобождён и вернулся к месту служения. В 1931 г. арестован без предъявления обвинения, допрошен не был и, проведя в тюрьме две недели, освобождён. В том же году А. назначен настоятелем ц. во имя святых праведных Иоакима и Анны в г. Можайске Московской обл. 3 сент. 1932 г. А. был арестован по обвинению в «агитации против мероприятий советской власти», а также в том, что «будучи священником, проживал в 3-х километровой зоне военсклада… систематически обрабатывал в антисоветском духе граждан, посещавших церковь». А. признал, что констатировал снижение жизненного уровня, возникшее в результате политики сплошной коллективизации; обвинения в «антисоветской агитации» он отверг. 11 сент. 1932 г А. был приговорён Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. к 3 годам ссылки в Казахстан. Через 8 месяцев бежал из ссылки, скрывался в Средневолжском крае (с 1935 г. - Куйбышевский край). В 1936 г. А. был назначен в Космодамиановскую ц. в с. Бычки Сараевского р-на Рязанской обл. 19 дек. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации, агитации против выборов в Верховный Совет», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Рязанской обл. от 31 дек. 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г.

Арх.: ГАРО. Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 11577.

Лит.: Были верны до смерти…: Кн. Памяти новомучеников и исповедников Рязанских. Рязань, 2002. Т. 1; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 1. С. 284-285.

АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ

АРЕФА ВЕРХОТУРСКИЙ (1865, Малоархангельский у. Орловской губ.- 15.05.1903, г. Верхотурье Пермской губ.), прп. (пам. 15 мая, в Соборе Сибирских святых, в Соборе Валаамских святых). Род. в большой крестьянской семье, неск. сестер А. В. были монахинями в елецком Знаменском мон-ре. В 1889 г. А. В. поступил в Валаамский мон-рь. Еще будучи послушником, стал известен строгой подвижнической жизнью. В нояб. 1893 г. пострижен в монашество с именем Арефа и переведен в верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь вместе с иером. Иовом, назначенным туда настоятелем. В дек. 1893 г. в Екатеринбурге А. В. был рукоположен во иеродиакона, в окт. 1898 г.- во иеромонаха. Нес послушание свечника и заведовал монастырской б-кой. Благочестием и ревностью к монашескому деланию А.

В. завоевал любовь братии.

После того как архим. Иов ушел на покой в Валаамский мон-рь, А. В. был избран настоятелем, 6 мая 1900 г. возведен в сан архимандрита. Строгое соблюдение устава и старчество были основой духовной жизни мон-ря. При А. В. были построены 2 каменных жилых здания, много хозяйственных построек, каменная стена, гостиницы для паломников, начата постройка каменного здания церковноприходской школы для детей беднейших родителей и школы для глухонемых детей. Значительно расширилась книжная и иконная торговля, за распространение синодальных изданий в 1902 г. А. В. был награжден Святейшим Синодом Библией на церковнослав. языке. По распоряжению настоятеля на письма, поступавшие в обитель со всех концов России с просьбой молитв, обязательно отвечали, часто это делал сам А. В. Он следил за преподаванием в школе, особенно Закона Божия, большое внимание уделял монастырской б-ке; архив мон-ря, в к-ром хранились дела с 1762 г., был приведен в порядок. Было начато подробное описание обители к предстоявшим в 1904 г. юбилейным торжествам: 300-летию со времени основания Верхотурского мон-ря и 200-летию перенесения мощей св. прав. Симеона Верхотурского с места их явления - из с. Меркушина - в Верхотурский мон-рь. Однако до этих торжеств А. В. не дожил. Свою кончину он предсказал за неск. дней, почил в полном сознании, перекрестившись и сложив крестообразно руки, погребен на братском кладбище Верхотурского мон-ря. Местная канонизация А. В. в Соборе Сибирских святых состоялась в 1984 г. В 1994 г. в возрожденной Верхотурской обители были обретены мощи преподобного.

Ист.: Архимандрит Арефа: [Некролог] // Рус. паломник. 1903. № 27. С. 462; [Баранов В. С.] Архимандрит Арефа // Там же. 1903. № 29. С. 511.

Лит.: ЖПодв. Май. С. 94-95; Жития Сибирских святых: Сибирский патерик. Новосиб., 1999. С. 281-282; Собор Валаамских святых. СПб., 1999. С. 13-15.

Игум. Андроник (Трубачёв)

АРЕФА ЗАТВОРНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЕФИЙ

Аре́фий [Арефа] Петрович Ерёмкин (1884, с. Красивка Наровчатского у. Пензенской губ. (совр. Торбеевский р-н Республики Мордовия) - 10.08. 1937), мч. (пам. 28 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). Род. в крестьянской семье. Образования не получил, крестьянствовал, имел 5 сыновей. В 1937 г. арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности, обвинен в том, что «под видом религиозных бесед систематически проводил нелегальные сборища, на которых распространял провокационные слухи о падении советской власти, агитировал единоличников не вступать в колхоз». Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки при НКВД МАССР от 5 авг. 1937 г. Реабилитирован 13 марта 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: Архив ЦНЦ.

АРЕФЬЕВ

Стефан, московский (?) иконописец кон. XVI - нач. XVII в., работавший по заказам «именитых людей» Строгановых. В 1600-1601 гг. вместе с Феодором Савиным руководил артелью мастеров, выполнивших стенопись в Благовещенском соборе Сольвычегодска. Упоминается в документах Оружейной палаты под 1615 г. Сохранилось неск. икон, выполненных в традиц. стилистике строгановской иконописи с именем А. в надписях на тыльной стороне («Писмо Стефаново», «Писмо Стефана Арефьева»): икона «Спас Нерукотворный и «Не рыдай Мене, Мати», с избранными святыми на полях» нач. XVII в. (ГРМ), происходящая из Благовещенского собора Сольвычегодска; «Успение Богородицы» кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ), «Сотворение мира» нач. XVII в. (ГТГ), «Сошествие Святого Духа» ок. 1610 г. (ПГХГ).

Лит.: Викторов А. Описание записных книг и бумаг старинных дворцовых приказов 1613-1715 гг. М., 1878. Вып. 1. С. 129; Савваитов П. Строгановские вклады в Сольвычегодский Благовещенский собор по надписям на них. СПб., 1886. С. 6; Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца XVII в. СПб., 1903. С. 158; Kondakov N. P. The Russian Icon. Oxf., 1927. P. 167; Каргер М. К. Материалы для словаря рус. иконописцев: Мат-лы по истории рус. искусства. Л., 1928. Ч. 1. С. 13; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 2. № 777; Искусство строгановских мастеров в собрании ГРМ: Кат. выст. Л., 1987. С. 91. Кат. 1, 2; Искусство строгановских мастеров. Реставрация, исследования, проблемы: Кат. выст. М., 1991. С. 18, 97. Кат. 53.

И. Д. Соловьёва

АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ (НОВОДЕВИЧИЙ), ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЗАМАССКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЗАМАССКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Горьковской (Нижегородской) епархии, учреждено в 1920 г. В отличие от большинства вик-ств 20-30-х гг. XX в. не было титулярным. Последовательность епископов почти не прерывалась в течение 17 лет - в 1920-1937 гг. Как и др. вик-ства того времени, А. в. имело большое значение в противостоянии усиливавшемуся гонению на Церковь и обновленчеству. Арзамасские архиереи: епископы Михаил (Кудрявцев; 1920-1928), Дометиан (Горохов; 1928-1932), Софроний (Старков; 1932), Серапион (Шевалеевский; 1933-1934), Венедикт (Алентов; 1934-1935), архиеп. Стефан (Андриашенко; 1935). Последний Арзамасский архиерей, архиеп. Митрофан (Гринёв), был арестован в 1937 г. и расстрелян в нач. следующего года, после чего вик-ство прекратило существование.

Лит.: Губонин М. Е. История русской иерархии / ПСТБИ. Ч. 1. Ркп.; За Христа пострадавшие. Кн. 1; Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в. // База данных ПСТБИ.

П. Н. Г.

АРЗГИРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Ставропольской епархии, учреждено в 1923 г., титулярное, названо по с. Арзгир (к востоку от Ставрополя). 28 авг. 1923 г. Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном во епископа Арзгирского был хиротонисан Гервасий (Малинин), 7 окт. 1923 г. назначенный епископом Рыбинским, викарием Ярославской епархии. Др. Арзгирские архиереи неизвестны.

Лит.: Губонин М. Е. История русской иерархии / ПСТБИ. Ч. 1. Ркп.

П. Н. Г.

АРИАДНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИАН

АРИАН - мч. Антинойский (пам. 14 дек.) - см. Филимон, Аполлоний, А. и Феотих, мученики Антинойские.

АРИАНСКИЙ БАПТИСТЕРИЙ В РАВЕННЕ

АРИАНСКИЙ БАПТИСТЕРИЙ В РАВЕННЕ - см. в ст. «Равенна».

АРИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИБО

АРИ́БО [лат. Aribo, Arbeo, Arippo] († 4.05.783), свт. (пам. зап. 4 мая), еп. Фрайзингенский. Обучался, вероятно, в Сев. Италии, был учеником св. Корбиниана. В 763 г. стал первым настоятелем бенедиктинского мон-ря Шарниц (Сев. Тироль), с 764 г.- еп. Фрайзингенский. При нем в 764-769 гг. был осуществлен перевод с лат. на древневерхненем. язык собрания синонимов Свящ. Писания, т. н. Аброганс (лат. Abrogans: Glossae ex novo et vetere testamento), составленного в Боббио ок. 700 г. Этот труд считается первым латинско-нем. словарем. Также А. составил жизнеописания святых Эммерама и Корбиниана. Останки последнего по его приказу были перенесены из Майса (Юж. Тироль) во Фрайзинг (между 765 и 768).

Соч.: Arbeonis episcopi Frisingensis Vitae sanctorum Haimhrammi et Corbiniani / Hrsg. v. B. Krusch // MGH. Script. Rer. Germ. 1920. Bd. 13; Vita Haimhrammi // MGH. Scr. Mer. 1902. T. 4. Sp. 452ff.; Vita Corbiniani // Ibid. 1913. T. 6. Sp. 479ff.

Лит.: Skiles J. W. D. The Latinity of Arbeo's Vita sancti Corbiniani and of the revised Vita et actus beati Corbiniani episcopi Frigisingensis ecclesiae. Chicago, 1938; Fischer J. A. Bischof Arbeo als Begründer des geistigen Freising // Frigisinga. 1956. Bd. 39. N 10, 12; Sturm J. Die Anfänge des Hauses Preysing // Zschr. f. bayerische Landesgeschichte. Münch., 1956. Bd. 19. S. 568-572.

А. С. Небольсин

АРИЙ

АРИЙ - мч. Египетский (пам. 5 июня) - см. в ст. «Египетские мученики, 10».

АРИЙЦЫ

АРИЙЦЫ - см. Индоарии.

АРИЛЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

АРИЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ - см. Жичская епархия.

АРИМАФЕЯ

АРИМАФЕЯ - г. в Иудее - см. Рама.

АРИМИНО-СЕЛЕВКИЙСКИЙ СОБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИНЗЕ

Кард. Фрэнсис Аринзе

Кард. Фрэнсис Аринзе

[англ. Arinze] Фрэнсис (род. 1.11.1932, Эзиовелле, Нигерия), кард., католич. церковный деятель. Род. в семье вождя одного из племен исторической пров. Ибо, придерживавшихся традиц. африкан. верований. Крещен в возрасте 9 лет. Учился в семинарии в Энугу (Bigard Memorial Seminary), с 1955 г.- в Папском богословском ун-те в Риме (Pontificia Università Urbaniana). Принял сан священника в 1958 г., в 1965 г. рукоположен во епископа Фиссианы, в 1967 г. назначен архиепископом Оничи.

В 1979 г. был избран президентом Конференции епископов Нигерии. С 1985 г. кардинал и президент Папского совета по диалогу между религиями. Член Конгрегаций по делам Вост. Церквей, вероучения, канонизации святых, евангелизации народов, а также различных папских советов и комитетов.

Соч.: Sacrifice in Ibo Religion. Ibadan, 1970; The Christian and Politics. [Onitsha], 1982; Answering God's Call. L., 1983; Progress in Christian-Muslim Relations Worldwide. Jos (Plateau State), 1988; Africans and Christianity. Nsukka, 1990; The Church in Dialogue: Walking with other Religions. San Francisco, 1990; Gospel to Society. Nsukka, 1990; Motherhood and Family Life: The Blessed Virgin Mary, Christian in Christ. Nsukka, 1990; Spreading the Faith. Nsukka, 1990; Work and Pray for Perfection. Nsukka, 1990; Christian-Muslim Relations in the 21th Century. Wash., 1998; Meeting other Believers: The Risks and Rewards of Interreligious Dialogue. Huntington, 1998.

Лит.: Un Africain peut-il succeder à Jean-Paul II? 1978-1998: bilan d'un pontificat bien rempli // L'Autre Afrique. P., 1998. N 59. Sept. 16-22. P. 10-17; Stanley A. Cardinals Campaign, Very Delicately, for Pope // New York Times. 2001. May 20. P. 1, 6; An. Pont. 1999. С. 37-38; http://www-sul.stanford.edu/depts/ssrg/africa/nigeria/arinze.html [Электр. ресурс].

Е. В. Калиниченко

АРИС

А́РИС [греч. ̀ρδβλθυοτεΑρης], прп. Египетский (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших; пам. греч. 13 дек.). Один из отцов, подвизавшихся в егип. пустыне, чьи изречения приводятся в сб. «Apophthegmata Patrum», а также в собрании апофтегм прп. Павла Аморийского. Изречения А. дают представление о постнической практике егип. пустынников. Память А. под 13 дек. содержится в греч. стишных синаксарях (напр., ГИМ. Син. греч. 354. Л. 161, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 530).

Гимнография. А. упоминается в 4-м тропаре 1-й песни канона утрени субботы сырной седмицы. 13 дек. в печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 182).

Ист.: BHG, N 1450s; Достопамятные сказания. С. 41-42.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 383 (1-я паг.), 530 (2-я паг.); ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 115; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 54.

О. В. Л., О. В. В.

АРИСТАКЕС

АРИСТАКЕС [арм. Արիստակես], еп. (католикос) Вел. Армении (315-333/34), младший сын и преемник св. Григория Просветителя. Род. в Кесарии Каппадокийской, там же получил образование и стал священником. Нек-рое время был отшельником, но потом, призванный отцом, был возведен в сан епископа и помогал свт. Григорию в руководстве Армянской Церковью. По преданию, содержащемуся в соч. «Агафангел», А. вместе с отцом сопровождал царя Армении Трдата III (298-330), объявившего христианство религией арм. гос-ва, в его путешествии в Рим к имп. Константину I Великому. В 315 г. свт. Григорий оставил свою кафедру сыну и удалился в пустыню, но время от времени возвращался в мир.

В 325 г. А. был послан царем Трдатом в Никею на Всел. I Собор и привез в Армению соборные правила, вошедшие в состав «Армянской книги канонов». После кончины св. Григория (ок. 325) А. управлял Армянской Церковью еще 7 лет. Ок. 333 г. А. был убит Архелаем, правившим в Зап. Армении, к-рого он, будучи суровым аскетом, неоднократно осуждал за распутную жизнь. Похоронен в Тиле.

Ист.: La version grecque ancienne du livre arménien d'Agathange / Éd. Z. Lafontaine. Louvain, 1873. § 805, 837-862, 876, 884-885; Agathangelos. History of Armenians / Transl. and comment. by R. W. Thomson. Albany, 1976. P. 415-417; The Epic Historics Attributed to Pawstos Buzand (Buzandaran Patmut‘unk‘) / Transl. and comment. by N. G. Garsoian. Camb. (Mass.), 1989. P. 79; Moses Khorenatsi. History of the Armenians / Transl. and comment. by R. W. Thomson. Camb.; L., 1978. P. 244-249, 255.

Лит.: Grousset R. Histoire de l'Arménie des origines à 1071. P., 1947, 1973r. P. 127-128; Toumanoff C. The Third-Century Armenian Arsacids: a Chronol. and Genealogical Comment. // REArm. 1969. T. 6. P. 168-269; Chaumont M.-L. Une visite du roi d'Arménie Tiridate III à l'empereur Constantin à Rome? // L'Arménie et Byzance. P., 1996. P. 56; Shirinian M. E., Muradian G. The Armenian Collection of the Ecclesiastical Canons // ХВ. 1999. Вып. 1 (7). С. 125-127.

П. И. Жаворонков

АРИСТАКЕС ЛАСТИВЕРТЦИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТАРХ (Яцурин Владимир Петрович)

АРИСТАРХ (Яцурин Владимир Петрович) (Яцурин Владимир Петрович; род. 16. 10. 1965, г. Загорск (ныне Сергиев Посад), еп. Николаевский викарий Хабаровской епархии.

Отец - Алексий (Яцурин Петр Иванович), иером., насельник Свято-Смоленской Зосимовой муж. пустыни; мать - Феофания (Яцурина Дина Гавриловна; 1938 - 2011), мон.

В 1982 г. А. закончил среднюю школу в г. Ногинске. В 1982-1985 гг. учился в Новогиреевском медицинском училище, после получения диплома работал на скорой и неотложной помощи в г. Москве. В 1985-1987 гг. служил в армии.

В 1987-1991 гг. обучался в Московской ДС.

19 дек. 1991 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры наместником обители архим. Феогностом (Гузиковым)пострижен в монашество с именем Аристарх в честь апостола от 70-ти Аристарха, епископа Апамейского.

21 июня 1992 г. рукоположен во иеродиакона. 12 сент 1993 г. рукоположен во иеромонаха.

С сент. 1993 г. по дек. 1995 г. служил на московское подворье Троице-Сергиевой лавры.

15 янв. 1996 г. направлен в штат Хабаровской епархии, 29 янв. назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Христова г. Хабаровска. 25 февр. возведен в сан игумена с возложением наперсного креста. 8 апр. 1996 г. назначен благочинным 1-го Хабаровского округа. С 14 февр. 2000 г. по 31 марта 2003 г. служил настоятелем прихода св. ап. Иакова г. Биробиджан ЕАО. 29 мая 2003 г. назначен настоятелем прихода св. Георгия Победоносца пгт. Эльбан Амурского района Хабаровского края.

Решением Свящ. Синода от 5-6 окт. 2011 г. избран епископом Амурским и Чегдомынским. 30 окт. возведен в сан архимантдита. Решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. азначен епископом Николаевским, викарием Хабаровской епархии. 31 дек. в Тронном зале Храма Христа Спасителя наречен, 25 янв. 2012 г. . за Божественной литургией в храме св. мц. Татианы при МГУ Москве хиротонисан во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев).

Лит.: Наречение и хиротония архиминдрита Аристарха (Яцурина) во епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии //ЖМП. 2012. № 3. С. 14-25.

А. В. Гаврилин

АРИСТЕЙ ЭКЗЕГЕТ

Евр. писатель, автор фрагментарно сохранившегося соч. «О евреях» [греч. Περὶ ̓Ιουδαίων], посвященного библейскому Иову. А. Э. следует отличать от автора «Послания Аристея к Филократу» (см. «Аристея послание к Филократу»). Фрагменты сочинения А. Э. известны по цитатам из Евсевия Кесарийского (Praep. Evang. IX 25. 1-4), к-рый в свою очередь ссылается на Александра Полиистора (ок. 105-30 до Р. Х.). Эти отсылки позволяют датировать фрагменты временем не позднее сер. I в. до Р. Х. Наиболее распространенная датировка - сер. II - сер.

I в. до Р. Х.

Как и евр. неканоническая традиция (Таргум Псевдо-Йонатана на Быт 36. 11), А. Э. относит события жизни Иова, к-рого он считает потомком Исава, ко времени ветхозаветных патриархов и отождествляет Иова с Иовавом, одним из идумейских царей, упомянутых в Быт 36. 31-39. По мнению А. Э., Иов (также в Иов 1. 1 (LXX)) жил в местности Аустис, рядом с Едомом и Аравией. Изображения Иова у А. Э. и в LXX имеют ряд совпадений в порядке описания его страданий и в используемой лексике (Иов 1. 3а; Praep. Evang. IX 25. 2) - три друга, пришедшие утешать Иова, названы «царями» (но не в евр. тексте Иов 2. 11). Эти совпадения могут отражать как зависимость одного источника от др., так и наличие общей традиции. Образ Иова во фрагментах отличается от известного по канонической Книге Иова тем, что Иов представлен А. Э. только страдальцем, а черты вопрошающего Иова, к-рый пытается понять проблему страдания праведника, отсутствуют (Р. Доран).

Лит.: Walter N. Fragmente jüdisch-hellenistischer Exegeten: Aristobulos, Demetrios, Aristeas // Jüdische Schriften aus hellenistisch-römischer Zeit. Gütersloh, 1975. Bd. 3: Unterweisung in lehrhafter Form / Hrsg. W. G. Kümmel, H. Lichtenberger. S. 257-300; Holladay C. R. Aristeas // Fragments from Hellenistic Jewish Authors. Chico, 1983. Vol. 1. P. 261-275; Doran R. Aristeas the Exegete // The Old Testament Pseudoepigrapha / Ed. J. H. Charlesworth. N. Y., 1985. Vol. 2. P. 855-858.

АРИСТЕНИТА

АРИСТЕНИТА - см. в ст. «Ираклийские мученицы, 40».

"АРИСТЕЯ ПОСЛАНИЕ К ФИЛОКРАТУ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТИН

АРИСТИН - мч. Византийский - см. в ст. «Ваптисий и др. мученики».

Предыдущая страница Следующая страница