Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АВРААМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АВРААМ

АВРААМ [евр. АВРААМ , АВРААМ  - отец множества (библ. этимология), отец высоты; греч. ̓Αβραάμ; первоначально Аврам, евр. АВРААМ , АВРААМ  - великий отец], ветхозаветный патриарх (пам. 9 окт., в Неделю праотец), родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных араб. племен. Данное А. Богом благословение, универсально понимаемое в НЗ, делает его «отцом всех верующих» (Рим 4. 11; Гал 3. 6-8). Родословие А. восходит к Симу (Быт 11. 10-26), его отцом был Фарра, у к-рого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт 11. 26). С А. начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с А. (ср. Быт 11. 4 и Быт 12. 2). кн. Деяний св. апостолов говорит о том, что Бог явился А. еще в Месопотамии, прежде переселения в Харран (Деян 7. 2). Вместе со своим отцом Фаррой, племянником Лотом и женой Сарой он вышел из крупного по тем временам нижнемесопотамского города Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаан (Быт 11. 31). Фарра, к-рый, как и отцы Израилевы, служил иным богам (Нав 24. 2), не дошел до Ханаанской земли и умер в Харране (Быт 11. 32). 75-летнего же А. Господь призывает идти дальше: «...пойди из земли твоей, от родства твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» - и дает ему обетование о великом потомстве и благословении: «И Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое; и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные» (Быт 12.

1-3).

Путь Авраама

Путь Авраама

Переселившись в Ханаан, А. дошел до Сихема. Там данное ему обетование было дополнено: Господь обещает отдать потомству А. эту землю (Быт 12. 7) (см. Земля обетованная). А. поселился в достаточно густо населенной по тем временам части Ханаана. В местах явления Господа А. строит Ему жертвенники, ставшие впосл. святынями (Быт 12. 7 - в Сихеме; 12. 8 - в Вефиле; 13. 8 - в дубраве Мамре близ Хеврона). Из-за начавшегося в Палестине голода А. со своими людьми переходит в Египет. Здесь он выдал Сару за свою сестру, чтобы египтяне, увидев красоту Сары, не убили его. Целомудрие Сары было сохранено Богом, поразившим фараона и дом его; А. же с семейством вернулся в Ханаан, получив большие дары от фараона (Быт 12. 10-20). Между пастухами А. и Лота, имевшими большие стада, возникли споры, к-рые привели к разделу их территорий: Лот избрал себе землю в нижнем течении Иордана, А. же оставил за собой землю Ханаанскую. После этого Господь повторил обетование отдать А. и его потомству навсегда всю землю Ханаанскую и умножить потомство А. как «песок земной» (Быт 13. 14-17). Во главе вооруженного отряда А. нанес поражение эламскому царю и его союзникам, напавшим на царей долины Сиддим и захватившим его племянника Лота (Быт 14. 13-16). В этом рассказе об А. впервые в ВЗ появляется слово «еврей» (Быт 14. 30). По возвращении с войны произошла встреча А. и Мелхиседека, царя салимского (см. Иерусалим), священника Бога Всевышнего, к-рый вынес А. хлеб и вино и благословил его, А. же, в свою очередь, выделил Мелхиседеку десятину от добычи (Быт 14. 17-24) (о типологическом толковании событий истории А. в христ. традиции см. ниже). Бездетному, состарившемуся А., готовому уже назначить наследником своего управляющего Елиезера, Бог дает обетование о наследнике и умножении потомства, к-рое будет столь же многочисленно, как звезды на небе (Быт 15. 5). А. поверил в это обетование (см. Вера), и Господь вменил это ему в праведность. Господь заключил с А. завет, к-рый сопровождался жертвоприношением, предсказал ему судьбы его потомков, вплоть до их возвращения в Ханаан из егип. рабства, и определил границы буд. израильского гос-ва - «от реки Египетской до великой реки Евфрата...» (Быт 15. 7-21). Тем временем престарелая Сара, согласно существовавшему обычаю, предложила А. «войти» к ее служанке Агари, чтобы Сара могла «иметь детей от нее»; так у А. родился сын Измаил (Быт 16). Господь вновь явился А. и сообщил ему требование, относящееся ко всей его жизни: «Ходи предо Мною и будь непорочен» (Быт 17. 1). Он заключил с А. «завет вечный», дав обетование о том, что тот станет отцом множества народов, а Господь будет Богом А. и его потомкам, рожденным от Сары (Быт 17. 8). Вступление в вечный завет сопровождалось изменением имен Аврам (отец высок) и Сара на Авраам (т. е. отец множества народов - Быт 17. 5) и Сарра. Кроме того, как знамение завета Бог установил обрезание всякого младенца муж. пола (ст. 9-14) и благословил Сарру, предсказав, что наследником завета будет именно ее сын Исаак, а не сын Агари Измаил, к-рый однако также получил благословение (ст. 16-21). Бог еще раз явился А. в виде трех странников (Быт 18), к-рых А. и Сарра гостеприимно встретили. Господь вновь обещает А., что Сарра родит сына. От А. путники отправились покарать нечестивые города Содом и Гоморру. А. же ходатайствует пред Господом о помиловании города, в к-ром найдутся хотя бы 10 праведников (Быт 18. 22-33). Во исполнение обетования о сыне у девяностолетней Сарры и столетнего А. родился Исаак (Быт 21. 5), затем последовало удаление Измаила и Агари (Быт 21. 9-21). Тяжелейшим испытанием веры А. явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: «Возьми сына твоего единственного, которого ты возлюбил, Исаака, и пойди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения» (Быт 22. 2). А. повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность А. Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени А. всех народов земли (Быт 22. 15-18). После смерти Сарры А. женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт 25. 1-4). Умер А. в возрасте 175 лет, «в доброй седине, престарелый и насыщенный [жизнью]» и был погребен в пещере Махпела - месте погребения Сарры (Быт 25. 7-10).

Более поздние библейские авторы и межзаветная литература, восстанавливая в евреях веру (Ис 51. 2), напоминает о любви Бога к А. (А.- «друг Божий»: 2 Пар 20. 7; ср. Ис 41. 8) и клятвенном обетовании Господа, что Он даст потомству А. землю (Исх 32. 13; 33. 1; Втор 1. 8; 6. 10; 7. 2 и др.), об избрании А. (Неем 9. 7-8). Для эллинизированных иудеев А. остается примером покорности Господним заповедям (Сир 44. 20; 1 Макк 2. 52; Юб 6. 19; 4 Макк 16. 20 и др.), воплощением эллинистического идеала добродетели (Прем 10. 5; 4 Макк 16. 20; Philo. De Abrahamo. 52-54) (подробнее о евр. традиции см. ниже).

Авраам и Лот. Мозаика ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. V в.

Авраам и Лот. Мозаика ц. Санта-Мария-Маджоре в Риме. V в.

В НЗ А. вместе с Моисеем наиболее часто упоминаемые праведники ВЗ. Авторы НЗ признают значение А. в истории спасения Израиля (Мф 8. 11; Мк 12. 26; Лк 16. 22-24; 19. 9; отец Иоанна Предтечи Захария и Богородица восхваляли в своих гимнах обетование и завет Бога с А.: Лк 1. 55, 73) и то, что Израиль есть семя А. (Лк 13. 16; 16. 24; 19. 9 и др.), но эта причастность к детям А. отвергается как условие, достаточное для спасения, на что надеялись иудеи (Ин 8. 33; Мф 3. 9; Лк 3. 8), ибо Господь Иисус больше А. (Ин 8. 52-59). Подчеркивается недостаточность быть только потомком А. по плоти («семя Авраама», Ин 8. 33, 37), только верующие во Христа, те, кто совершают дела А., суть подлинные дети А. Благословение А. и завет с ним исполнились в Иисусе Христе (Деян 3. 25). Евангелист Матфей начинает родословие Иисуса с А. (Мф 1. 2), чтобы показать, что Мессия Иисус не только сын царя Давида, но и истинный потомок А. (Мф 1. 1), на к-ром сбылись пророчества ВЗ. Евангелист Лука упоминает А. не только как одну из фигур в родословии, восходящем к Адаму (Лк 3. 34), но и как выдающуюся личность в истории Израиля (Деян 3. 13; 7. 32; 13. 26; ср. 7. 2-8, 16-17). Ап. Павел подчеркивает исторические привилегии Израиля также с помощью выражения «семя Авраама» (Рим 9. 7; 11. 1; 2 Кор 11. 22;), однако настоящее эсхатологическое сыновство признает только за детьми обетования (Рим 9. 7-9; Гал 4. 22-31), т. е. за теми, кто принял веру. Именно вера А. имеет решающее значение для решения вопроса о соблюдении ветхозаветного Закона. А.- прототип верующего, доказательство того, что не только иудеи, но и язычники могут достигнуть спасения, уверовав во Христа (Рим 4). Св. ап. Павел подчеркивает именно обетование А. и его веру: еще необрезанный А. оправдан благодаря своей вере и в силу данного по благодати обетования (Рим 4. 13-15). Согласно Гал 3, благословение А. народам понимается как весть об оправдании язычников (Гал 3. 7-9): только те, кто верят во Христа, суть семя А. и наследники обетования (Гал 3. 29). Подчеркивается спасительное преимущество обетования А. перед Законом Моисея (Гал 3. 17-18), ибо обетование А. рассматривается как «завет о Христе», а под «семенем» ап. Павел понимает Самого Христа (Гал 3. 16), но тем самым и всех верующих во Христа, являющихся членами единого Тела Христова (1 Кор 6. 15; 12. 27). Иак 2. 21-24 называет А., получившего оправдание по его делам, образцом покорности воле Бога (ср. Ин 8. 39-40).

Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.

Явление Св. Троицы Аврааму. Жертвоприношение Авраама. Мозаика ц. Сан-Витале в Равенне. VI в.

В последующей христ. традиции идеи новозаветного богословия нашли свое развитие: ветхозаветные патриархи познали тайну Закона, заключающуюся в том, что обетование А. исполнилось во Христе (Passio Clementis 2. 1ff.), и христиане т. о. вправе называть А. своим отцом, а себя - избранным народом (Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 25. 1-2; IV 5. 5; Иустин Философ, св. Диалог с Трифоном иудеем. 119. 5). Отцы Церкви и христ. писатели использовали историю А. для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства. Вера в то, что в событиях жизни патриархов предвещалось буд. таинство Христово, выражена и в богослужебных песнопениях: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Седален по 1-й кафизме в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 127об.). По мнению церковных писателей, Бог призвал А. благодаря его личному благочестию, засвидетельствованному прежде в борьбе с халдейским идолопоклонством (Hieronymus. Questiones hebraicae in Genesim. XI 528), А. при этом должен был стать охранителем и учителем веры и нравственности среди окружающих язычников (Иоанн Златоуст, св. Беседы на книгу Бытия // Творения. Т. 2. С. 201 след.; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег // Творения. Ч. 1. С. 33-34). завет с А. не исключал прежних заветов с родом человеческим, и язычники, т. о., не были лишены участия в завете Божием (Александров. 1901. С. 21-24). Обетование об умножении потомства и благословении всех племен земных (Быт 12) относится ко всему человечеству, на к-рое через Потомка патриархов должно снизойти благословение Божие (Августин, блж. О Граде Божием. XVI 15). Описание пути А. из Харрана в землю обетованную (Быт 12) давало материал для аллегорического истолкования его как указания на путь, по к-рому должен идти человек в познании Бога (Григорий Нисский, св. Опровержение Евномия // Творения. Ч. 6. С. 300-302), и как восхождения падшей души человека на путь добродетели (Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo // PL. 14. Col. 438-524, ср.: Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » - Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299). В 318 домочадцах А. (Быт 14. 14) святые отцы - составители богослужебного чина правосл. Церкви усматривали прообраз числа участников Всел. I Собора - указанный отрывок читается в день памяти Собора (Триодь Цветная. Л. 201об.). в хлебе и вине, поднесенных Мелхиседеком А. (Быт 14), многие видели прообраз Евхаристии (Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 35 и др. // Творения. Ч. 2. С. 290-291; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 65 // Творения. Ч. 1. С. 64; Августин, блж. О Граде Божием. XIV 22; Епифаний Кипрский, св. На 80 ересей Панарий, или Ковчег. LV и др. // Творения. Ч. 2 и др.). В согласии с учением ап. Павла святые отцы в своих комментариях к Посланию к Римлянам понимают веру А. как прообраз новозаветной веры в искупительное событие спасения во Христе (Рим 4. 22-25). В богослужении Господь Иисус Христос, как потомок А. по плоти, сопоставляется с христианами как потомками А. по вере: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 7-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132). оправдание (необрезанного) А. верою остается постоянным аргументом в полемике с иудеями с целью доказать превосходство христ. веры над обрядовым законом Моисея (Ириней Лионский,св. Против ересей. II 190; Кирилл Александрийский,св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 116; ср.: Августин, блж. О Граде Божием. XVI 23; Иоанн Златоуст,св. Беседы на Послание к Римлянам. Гл. 4. Беседа 8. С. 155 след; Толкование на Послание к Галатам. Гл. 3. С. 95-121. М., 1842). В назидательной проповеди вера А., его покорность Богу и готовность пройти испытание веры остаются образцом для подражания (Иустин Мученик, св. Апология. I 46. 3; 63. 17; Климент Александрийский. Строматы. I 32. 2; Hippolytus. Commentarium in Danielem. II 37, 5). Прообраз новозаветного таинства Крещения усматривался нек-рыми толкователями в обрезании А. (Кирилл Александрийский, св. Искусные объяснения на избранные места из книги Бытия // Творения. Т. 4. С. 138-139; Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. II 11. 79). В явлении А. трех странников (Быт 18) многие видели тайну откровения всей Св. Троицы в ВЗ (Ambrosius Mediolanensis. De Abrahamo. I 5. 33; De Spiritu Sancto II; Athanasius Alexandrinus. De Trinitate. 3); «Видите ли... Авраам встречает трех, а поклоняется единому?.. Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедовал Единого Бога в трех Лицах» (Augustin. De tempore. Serm. 67, n. 2; 70, n. 4; ср.: Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1. С. 169); такое понимание этого события отразилось и в православных богослужебных текстах: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 5-й песни канона в Неделю св. праотцев // Минея (СТ). Декабрь. Л. 79об.), «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 1-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 128об.). Нужно, однако, заметить, что многие отцы и учители Церкви считали, что у дубравы Мамре А. явились Господь, а именно Второе Лицо Троицы, и два сопровождавших Его ангела (Иустин Мученик, св. Разговор с Трифоном иудеем; Тертуллиан. Против Маркиона. III 2. 27; 5. 9; О плоти Христа. 17; Против иудеев. 9; Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 23; Евсевий Кесарийский. Церк. ист. I 2; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 42 и др.); о явлении А. Сына Божия говорится в визант. гимнографии: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 8-й песни канона Божией Матери в воскресенье 4-го гласа // Октоих. Т. 1. С. 523). Преимущественно зап. отцы видели в трех странниках явление ангелов, в к-рых присутствовал и был познан Бог, как в своих пророках (Августин, блж. О Граде Божием. XVI 29; Contra Maximin. III 27; О Троице. II 11. 12 и др.; Hieronymus. Commentarium in epistula ad Galatas. II 4 и др.), нек-рые богослужебные тексты правосл. Церкви поддерживают это толкование: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ  [т. е. угостив.- Ред.] АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 3-й песни Великого канона Андрея Критского // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 299), «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 7-й песни канона в день св. архистратига Михаила и прочих Сил бесплотных, 8 ноября // Минея (СТ). Ноябрь. Л. 62). Прообразовательный смысл усматривался в сцене приношения в жертву Исаака (Быт 22). Уже для св. Мелитона Сардийского (Fr. in Genesim. Cap. 1 // PG. 5. Col. 1216) овен прообразует Христа, освобожденный от цепей Исаак - искупленное человечество. Древо символизирует Крест, место жертвоприношения сравнивается с Иерусалимом. Исаак, идущий на жертвоприношение,- это также прообраз Христа и его страданий. Св. Ириней Лионский (Против ересей. IV 5. 4) сравнивает А., готового принести сына в жертву, с Богом-Отцом, к-рый посылает Христа для искупления человечества. Это толкование Исаака как прообраза Христа становится общим мнением отцов (см. Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке // Творения. Ч. 4. С. 342; Песнопение на Рождество Христово. 6 // Творения. Ч. 8. С. 350; Толкование на Книгу Бытия. 22 // Творения. Ч. 8; Августин, блж. О Граде Божием. XVI 32; Григорий Нисский, свт. Слово на день Светов // Творения. Ч. 8. С. 27-28; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Книгу Бытия. Беседа 47 и др. // Творения. Ч. 3. С. 122; Феодорит Кирский, блж. Толкования на Книгу Бытия. Вопрос 74 // Творения. Ч. 1. и др.). По мнению святых отцов, Сам Господь засвидетельствовал прообразовательное значение жертвоприношения Исаака в отношении к голгофской Жертве, когда сказал: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин 8. 5-6) (Ириней Лионский, св. Против ересей. IV 5; Иоанн Златоуст, св. Беседы на Евангелие от Иоанна. VIII 56 // Творения. Ч. 2. С. 258; Ефрем Сирин, св. Слово об Аврааме и Исааке; Феофилакт Болгарский, блж. Благовестник. Толкование на св. Евангелие от Иоанна. VIII 56. Ч. 4. С. 229). О прообразовательном значении этой жертвы свидетельствуют песнопения правосл. богослужения: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Икос кондака сщмч. Игнатия Богоносца, 20 дек. // Минея (СТ). Декабрь. Л. 144об.), «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 8-й песни канона в Неделю св. отец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 132об.), «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 6-й песни канона в Неделю св. праотец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 80). Жертва А. часто трактуется как прообраз Евхаристической жертвы в анафорах литургий Востока и Запада - напр., литургии ап. Марка (Cuming G. The Liturgy of St. Mark. R., 1990. P. 31-32. (OCA; 234); СДЛ. Т. 3. С. 35), римской мессе (Чин мессы. Пессано, 1993. С. 38, 120; СДЛ. С. 131).

В христ. евхологических и гимнографических текстах встречается образ «лона», или «недр», А. как синоним рая (ср. Мф 8. 11; Лк 16. 22-26): «Помяни, Господи… православных… Сам упокой их… в Царстве Твоем, в наслаждении райском, в недрах Авраама, Исаака и Иакова…» (анафора литургии ап. Иакова: СДЛ. Т. 1. С. 182), «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Тропарь 9-й песни канона святых 40 мучеников Севастийских. 9 марта // Минея (СТ). Март. Л. 38) и др. Имя А. часто употребляется в иудейских и христ. молитвах как составная часть обращения к Богу («Боже Авраамов», «Боже Авраама, Исаака и Иакова», «Боже Авраамов и Израилев» и т. д.) - ср. начало молитвы Манассии: «АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ АВРААМ » (Часослов. С. 199), и т. д. (см. Lodi. Enchiridion. P. 21, 63, 664-665, 1044, 1115; Cabrol F. Abraham dans la liturgie // DACL. T. 1. Col. 121-127).

Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Фрагмент

Явление Св. Троицы Аврааму. Роспись собора Св. Софии в Киеве. Сер. XI в. Фрагмент

Зап. исследователями XIX в. библейские повествования об А. были подвергнуты рационалистической оценке. Согласно историко-эволюционной схеме Ю. Велльгаузена, все рассказы об А. представляют собой проекцию исторических реалий из жизни Израиля периода плена на древность. Критическая традиция, отвергавшая в основном историчность библейского рассказа об А., продолжала развиваться представителями лит. критики (Г. Гункель) и школы анализа жанровых форм, последователями А. Альта и М. Нота, уделявшими большое внимание сложной истории возникновения текста кн. Бытия и предшествовавшей ей устной традиции, длившейся многие столетия. Наряду с этим в апологетической традиции XIX-XX вв., защищавшей свидетельства Свящ. Писания от возражений отрицательной критики, зап. и правосл. ученые приводили аргументы в пользу историчности повествований о ветхозаветных патриархах (Юнгеров. С. 2-3; Зыков. С. 197-199). У историков в большинстве случаев не вызывает сомнения историчность персон ветхозаветных патриархов. В пользу историчности А. говорит то, что имя А. не вымышленное имя мифического персонажа и не эпоним этнической группы, но встречающееся и в др. внебиблейских источниках личное имя (см. Зыков. С. 174-175). Имя Аврам (от Быт 11. 26 до Быт 17. 5), вероятно, краткая форма имени Авирам (евр. АВРААМ , АВРААМ  - [мой] отец высок, возвышен) и встречается в Цар 16. 34, по своему значению, возможно, является теофорным эпитетом, подчеркивающим величие Господа. Имя А.- диалектный вариант к Аврам, к-рый встречается в егип. текстах XVIII в. до Р. Х. в форме Aburahana. Имя А. сравнивали с аккад. личными именами: напр., Aba(m) rama (времен первой вавилонской династии) или ассир. Aba-rama (люби отца; VII в. до Р. Х.) - имя невестки царя Синахериба. Согласно У. Олбрайту (Albright W. Names. P. 193 ff.), значение имени А.- «он велик в том, что касается его отца» (т. е. имя указывает на знатное происхождение его носителя). Теофорное значение западносемит. имени А. подчеркивал М. Нот (Personennamen. S. 67ff., 145): «[мой] Отец (т. е. Бог покровитель) возвышен». Исторический анализ библейских рассказов о религии ветхозаветных патриархов (с привлечением археологического и эпиграфического материала) показал, что библейские сообщения о ней отражают древнейшую догосударственную традицию Израиля и, след., в случае ветхозаветных патриархов речь идет о реальных исторических личностях, независимо от того, как конкретные историки представляют себе их образ и связь с последующей историей Израиля. Археологические открытия 2-й пол. XX в. (особенно в Нузи и Мари) показали, что предание о ветхозаветных патриархах отразило исторические реалии среднебронзового века (1-й пол. II тыс. до Р. Х.) и обнаруживает определенные параллели с обычаями, нравами и правовыми представлениями древневост. культур этого времени (H. Weidmann. 1968. S. 11ff.) и т. о. подтверждают сообщения Библии (W. Albright). Попытки ученых точно датировать время ветхозаветных патриархов с использованием данных археологии не приводят, однако, к единому мнению, предлагаются даты: XX/XXI в. до Р. Х. (N. Glueck, 1955); между XX и XVI вв. (J. Bright, 1960); XIX/XVIII в. (R. de Vaux, 1971; H. Cazelles, 1966).

Ист.: Origenes. Homiliae in Genesim 3-11 // GCS Origenes. Bd. 6. S. 39-100; Григорий Богослов, св. Слово о Боге Сыне // Творения. Ч. 3. М., 1843; Григорий Нисский, св. О Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму // Творения. Ч. 4. М., 1862; Ambrosius Mediolanensis. In epistula ad Rom. Cap. 4 // PL. 17. Col. 91; Prudentius. Psychomachia. Praefatio // PL. 60. Col. 11-20; Vita Barlaam et Joasaph // PG. 96. Col. 909; Petrus Comestor. Historia Scholastica // PL. 198. Col. 1091-1109;

Лит.: Щеглов Д. Призвание Авраама и историческое значение этого события. К., 1874; Протопопов В. Библейские ветхозаветные факты по толкованиям святых отцов и учителей церкви. Каз., 1897. С. 71-88; Александров Н., свящ. История еврейских патриархов (Авраама, Исаака и Иакова) по творениям св. отцов и других писателей. Каз., 1901. С. 14-146; Лопухин. Толковая Библия. Т. 1. С. 85-150; ibid. Библейская история при свете новейших исследований и открытий: Ветхий Завет. СПб., 1889, 1998р. Т. 1. С. 231-351; Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам: библ.-ист. апологет. очерк. Пг., 1914; Noth M. Die israelitischen Personnennamen im Rahmen der gemeinsemitischen Namengebung. B., 1928; Jeremias J. Abraam // ThWNT. Bd. 1. S. 7-9; Wooley L. Abraham: Recent Discoveries and Hebrew Origins. L., 1935; Albright W. F. The Names Shaddai and Abram // JBL. 1935. Vol. 54. P. 173-204; ibid. Abram the Hebrew: A New Archeological Interpretation // BASOR. 1961. Vol. 163. S. 36-54; Lerch D. Isaaks Opferung christlich gedeutet: Eine auslegungsgesch. Untersuchung. B., 1950. (BHTh; 12); Glueck N. The Age of Abraham in the Negeb // BA. 1955. Vol. 18. P. 1-9; Bright J. The History of Israel. L., 1960; Vaux R. de. Die hebräischen Patriarchen und die modernen Entdeckungen. Münch., 1961; ibid. Histoire ancienne d'Israel. P., 1971. T. 1: Des origenes à l'installation en Canaan; Μπρατσιώτης Π. Ι. ̓Αβραάμ // ΘΗΕ. Τ. ῾. Στλ. 59-62; Cazelles H. Patriarches // DBS. 1966. T. 7. P. 81-156; Weidmann H. Die Patriarchen und ihre Religion im Lichte der Forschung seit J. Wellhausen. Gött., 1968. (FRLANT; 98); Lord J. R. Abraham: A Study in Ancient Jewish and Christian Interpretation. Duke, 1968; Clements R. Abraham // ThWAT. Bd. 1. S. 53-62; Светлов Э. [Мень А.] Магизм и единобожие. Брюссель, 1971. Т. 2. С. 171-193; Thompson T. L. Historisity of the Patriarchal Narratives: The Quest for the Historical Abraham. B.; N.Y., 1974. (BZAW; 133); Martin-Achard R. Abraham I: Im Alten Testament // TRE. Bd. 1. S. 364-372 [библиогр.]; Berger K. Abraham II: Im Frühjudentum und Neuen Testament // Idem. S. 372-382 [библиогр.]; Leineweber W. Die Patriarchen im Licht der archäologischen Entdeckungen: Die krit. Darstellung einer Forschungsrichtung. B., 1980; Betz O. Abraam // EWNT. Bd. 1; Roldanus J. L'héritage d'Abraham d'après Irénée // Text and Testimony: Essays on New Testament and Apocryphal literature in honour of A. F. J. Klijn / Ed. Baarda T., Hilhorst A., et al. Kampen, 1988. P. 212-224; Berton R. Abraham est'il un modèle? L'opinion des Pères dans les premiers siècles de l'Èglise // Bull. de littérature ecclésiastique. 1996. T. 97. P. 349-373; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 1: Gen 22, 1-19 im Alten Testament, im Frühjudentum und im Neuen Testament. (WMANT; 78) [библиогр.]; Joest Chr. Abraham als Glaubensvorbild in den Pachomianerschriften // ZAW. 1999. Bd. 90, 1/2. S. 98-122; Müller P. Unser Vater Abraham: Die Abrahamrezeption im Neuen Testament - im Spiegel der neueren Literatur // Berliner theol. Ztschr. 1999. Bd. 16. S. 132-143.

Э. Н. П.

Иконография

Жертвоприношение Авраама. Мозаика собора в г. Монреале. 1180-1190 гг.

Жертвоприношение Авраама. Мозаика собора в г. Монреале. 1180-1190 гг.

Сюжет жертвоприношения А. (Быт 22), символизирующий новозаветную жертву, получил широкое распространение в раннехрист. искусстве; одно из наиболее ранних изображений находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Этот сюжет встречается в росписях катакомб (Присциллы, II в.; Каллиста, 1-я пол. III в.; Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.), рельефах саркофагов, украшает евхаристические сосуды. Иногда А. изображается безбородым юношей в короткой тунике (напр., стеклянная чаша IV в., найденная в 1888 г. в Булонь-сюр-Мер (LCI. Bd. 1. Ill. 1)), но обычно А.- муж с бородой, в тунике и паллиуме (в Дура-Европос - с темными волосами; в росписях катакомб, мозаиках Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440 гг.,- с короткими седыми). Среди вариантов изображения жертвоприношения А. чаще всего встречается композиция, где А. левой рукой держит за волосы коленопреклоненного Исаака, в правой руке - занесенный нож; слева от А. у дерева - овен, в небесном сегменте - десница Божия. Иногда позади А. изображен ангел (рельеф саркофага Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана) - ангел представлен в виде юноши без крыльев). Этот тип иконографии удержался в визант. и в древнерус. искусстве. С IX в. А. начинает изображаться с нимбом (Гомилии Григория Назианзина. 880-882 гг. Paris. Gr. 510; Христианская топография Косьмы Индикоплова. Посл. четв. IX в. Vat. Gr. 699). Вместо десницы Божией в небесном сегменте или около него чаще помещается ангел (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Син. Греч. № 129. Л. 105об.); фреска собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в., мозаики Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в., и кафедрального собора в Монреале (Юж. Италия), 1180-1190 гг.; роспись в жертвеннике ц. Рождества Богородицы Снетогорского мон-ря в Пскове, 1313 г.). С XII в. А., как правило, изображается старцем с длинными седыми волосами. С XVI в. сцена жертвоприношения А. в русских рукописях помимо иллюстраций Псалтирей известна в миниатюрах Палеи, Хронографов, Лицевого Летописного свода. Библии (Псковская Палея. 1477 г.: миниатюры сер. XVI в. ГИМ. Син. Греч. № 210. Л. 91); и в клеймах икон (напр. Св. Троица с деянием, сер. XVI в. (ГРМ); Св. Троица в бытии, 1580-1590 гг. (СИХМ) и др.).

Др. сюжет - Явление трех ангелов А., или Гостеприимство А. (см. Св. Троица). Самое раннее из дошедших до нас изображений сохранилось в катакомбах на Виа-Латина, IV в.: к сидящему под деревом А. подходят трое юношей в туниках с клавами и паллиумах; около А.- телец. В мозаиках нефа Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-440 гг., где подробно иллюстрируется история А., явление ангелов и трапеза изображены в 2 сценах. В Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г., Гостеприимство А. и жертвоприношение объединены в одну композицию, расположенную на стене вимы напротив жертвоприношения Авеля и Мелхиседека, т. о. подчеркнуто символическое значение события как прообраза евхаристии. Тот же смысл имеют гостеприимство и жертвоприношение А. во фресках ц. Св. Софии в Охриде, 50-е гг. XI в., и собора Св. Софии в Киеве, сер. XI в. Различные эпизоды из жизни А. представлены в миниатюрах рукописей (Венский Генезис (VI в. Vien. gr. 31); Коттон Генезис (Кон. V - нач. VI в. London. Otho. B. VI); Пятикнижие Ашбурнхама (VII в. Paris. nouv. acq. lat. 2334) и др.), а также в иллюстрациях Псалтирей IX-XVII вв. В ряду сцен библейского цикла явление ангелов и трапеза представлены в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, 1143-1146 гг., собора в Монреале, 1180-1190 гг., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. ХIII в. С XVI в. ветхозаветные события, в т. ч. история А., изображаются в рус. монументальных росписях (ц. Св. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.), а также в клеймах икон Св. Троицы с деянием.

Наряду с ветхозаветными сценами в визант. искусстве разрабатывается иконография, основанная на евангельской притче о богаче и бедном Лазаре (Лк 16. 22), получившая название «Лоно Авраамово». Самое раннее из известных изображений - миниатюра Гомилий Григория Назианзина (880-882 гг. Paris. Gr. 510. Fol. 149), где сидящий на престоле А. держит на коленях фигурку Лазаря, символизирующую его душу. В Псалтири Барберини (1092 г. Vat. Gr. 372. Fol. 39) А. с фигуркой в руках сидит под деревьями. В иллюстрациях Псалтирей встречаются многочисленные изображения А., иллюстрирующие различные тексты о праведниках, рае, праведной жертве. Композиция «Лоно Авраамово», символизирующая рай, входит как один из элементов в цикл «Страшного Суда» (Евангелие. XI в. Paris. Gr. 74). Вместе с А. в раю изображаются сидящие на престоле ветхозаветные патриархи Исаак и Иаков, за пазухами к-рых находятся детские фигурки - души праведных (напр., фрески Дмитриевского собора во Владимире, кон. XII в.). В XVI в. в рус. храмовых росписях «Лоно Авраамово» помещается в диаконнике (Архангельский собор Московского Кремля, ц. Св. Троицы в Вязёмах), что связано с традицией совершения здесь заупокойных служб (Стоглав. Гл. 13). В палеологовском искусстве изображение А. в числе ветхозаветных праведников встречается в храмовых росписях мон-ря Хора (Кахрие-джами) в К-поле, 1316-1321 гг., ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-е гг. XIVв.

Лит.: Lucchesi Palli E. // LCI. Bd. 1. Sp. 20-35; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии. СПб., 1892. С. 216, 221; Ainalov D. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, 1961. P. 94-100; Speyart van Woerden I. The Iconographie of the Sacrifice of Abraham // VChr. 1961. Vol. 15. Р. 214-255.

Н. В. Квливидзе

Праотец Авраам. Икона из Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в.

Праотец Авраам. Икона из Смоленского собора московского Новодевичьего мон-ря. Кон. XVI - нач. XVII в.

Как в дохрист. евр. традиции, так и в более поздней подчеркивается исключительное достоинство А. среди праотцев. Один из наиболее ярких примеров этому - в трактате Бамидбар Рабба 2, где появление А. «после двадцати поколений, от которых не было никакой пользы», сравнивается с тем, как на пути странника в пустыне встречается плодоносное и раскидистое дерево с источником. Здесь же отмечены и основные заслуги А., к-рые практически очерчивают всю тематику аггадических повествований об А.: А. самоотверженно служил Господу (выдержал испытание, будучи брошен в огненную печь); отличался особым гостеприимством (содержал гостиницу, где давал пропитание всякому путнику); А.- наставник истинной веры («приводил людей под крылья Шехины»); возвещал славу Господа всему миру. Сообщается, что А. вырос среди идолопоклонников (на основании Нав 24. 2). Его отец Фарра зарабатывал на жизнь изготовлением и продажей идолов (Берешит Рабба 38 : 5). Созерцая земные и небесные явления, смену светил, А. самостоятельно пришел к пониманию истинного, Единого Бога, Творца и Управителя вселенной. В видении Бог Сам открыл Себя новообращенному А. (Юб; АпокАвр 8 след.; ср. Philo. De Abrahamo. 70; Маасе Авраам; Берешит Рабба 39. 1 и др.). Придя к истинной вере, А. стал проповедовать Единого Бога и бороться с идолослужением. Поначалу он пытался убедить отца, братьев и покупателей идолов в бессмысленности поклонения им, затем разбил и сжег изготовленные отцом идолы (Юб 11-12; 20-22; Сэдер Элияху Рабба 5). За это он был схвачен (Баба Батра 91a) и брошен в огненную печь (Берешит Рабба 38 : 13), из к-рой его спас Сам Бог. Испытание огнем - одно из 10 испытаний (бесплодие Сары, война с царями, обрезание, жертвоприношение Исаака и др.), выпавших на долю А. (Пирке Авот 5 : 3, ср. Пирке Рабби Натан 33; МидПс 18 : 25; Пирке Рабби Элиезер 26).

Особая праведность А. заключалась в том, что он соблюдал все заповеди и установления Торы еще до того, как они были даны на горе Синай (Киддушин 4 : 14; Йома 28б и др.). При обращении А. получил от Бога кн. Закона (Юб 25. 5; 36. 9) и установил порядок произнесения утренней молитвы и нек-рые правила (Берахот 26б). Особая близость А. к Богу («друг Божий», Юб 19; Менахот 53б; Сифре Бамидбар 42) отражена и в том, что он - Его «первый пророк» (Берешит Рабба 44 : 12). В апокалиптической лит-ре рассказывается о том, что А. довелось увидеть многие тайны, в т.ч. и загробные (ЗавАвр, АпокАвр). Ангел Божий научает А. ивриту, чтобы тот мог разгадать секреты всех древних книг (Юб 11, ср. Берешит Рабба 42). Иосиф Флавий и др. указывают на широту и разнообразие познаний А.: он сведущ в астрономии и арифметике (Иосиф Флавий. Иуд. древн. I 7. 8, ср. Бама Батра 16б); А. приписывается авторство «Книги Творения» (АВРААМ АВРААМ ), возможно, на основании Берешит Рабба 43 : 7, где говорится, что А. благословляется так, «будто участвовал со Мной в творении мира». А.- первый прозелит и прототип всех прозелитов (Philo. De Mutatione Niminum 16), лично обративший многих к истинной вере (Берешит Рабба 39 : 14). В День искупления (Йом-Киппур) Бог смотрит на кровь обрезания А., ради к-рой Он прощает грехи Израиля (Пирке Рабби Элиезер 29). А. и праотцы считались гарантами спасения их потомков, т. к. Бог заключил с А. завет, к-рый будет существовать вечно (Liber Antiquitatum Biblicarum 4. 11; 30. 7), поэтому в конце времен Он дарует Израилю спасение (ЗавАвр 7. 7). Не только завет с А., но и его праведность считается гарантией спасения его потомков (Иосиф Флавий. Иуд. древн. XI 169; ЗавЛеви 15 : 4). Благодаря заслугам А. Израиль существует перед Богом (Берешит Рабба 4 : 6; Шемот Рабба 28 : 1), искупляются грехи Израиля (Шемот Рабба 44 : 4 и др.).

Ист: Талмуд. Мишна и Тосефта / Пер. Н. Переферковича. СПб., 1899-1904. Т. 1-6; Смирнов А. Книга Юбилеев, или Малое Бытие. Каз., 1895; Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей / Пер. С. Г. Фруга. Берлин, 1922. М.,1993р; Завещания двенадцати патриархов, сыновей Иакова // Апокрифические апокалипсисы: (Античное христианство: источники). СПб., 2000. С. 46-128; Завещание Авраама // Там же. С. 156-184.

Лит.: Beer B. Das Leben Abrahams nach der Auffassung der jüdischen Sage. Lpz., 1859; Порфирьев И. Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях. Каз., 1873; Корсунский И. Иудейское толкование Ветхого Завета. М., 1882; Buber M. Zur Erzählung von Abraham // Monatsschr. f. Geschichte u. Wissenschaft des Judentums. Breslau, 1939. Bd. 83. S. 47-65; Botte B. Abraham dans la liturgie // Cah. Sion. 1951. T. 5/2. P. 88-95; Menasce P. J. Traditions juives sur Abraham // Idem. 1951. T. 5/2. P. 96-103; Glatzer N. N. The Judaic Tradition. Boston, 1969 [ind.]; Urbach E. E. The Sages - Their Concepts and Beliefs. Jerusalem, 1969 [ind.]; Sandmel S. Philo's Place in Judaism - A Study of Conceptions of Abraham in Jewish Literature. N. Y., 1971; Schmitz R. P. Abraham III: Im Judentum // TRE. Bd. 1. S. 382-385 [библиогр.]; Billerbeck P. Kommentar. Bd. 3. S. 186-201; Bd. 4. S. 1231 [Reg.]; Kundert L. Die Opferung/Bindung Isaaks. Neukirchen-Vluyn, 1998. Bd. 2: Gen 22, 1-19 in frühen rabbibnischen Texten. (WMANT; 79); Gellman J. The figure of Abraham in Hasidic literature // HThR. 1998. Vol. 91. P. 279-300.

А. К. Лявданский

Арабы, как и евреи, считают А. родоначальником их народа. Предания об А. были распространены среди арабов задолго до проповеди Мухаммада. В мусульм. традиции он именуется «халил Аллах» (друг Бога), «имам» (предводитель), «ханиф» (исповедующий единобожие). Коран говорит об особом к нему благоволении Аллаха, «Мы избрали его уже в ближнем мире, а в будущем, он, конечно, среди праведников» (Коран 2. 124). Мусульмане считают его вместе с Исмаилом строителем их главной святыни - Каабы (Коран 2. 119-121; 3. 90-91). А. считается учредителем хаджа. Центральное место в мусульм. традиции занимает представление о «религии Авраама» (миллат Ибрахим), собственно наименование Ислама. Согласно этому представлению, А. исповедовал первоначальную, наиболее чистую форму единобожия (Коран III 58, 60-61). Последующие пророки появились именно для того, чтобы исправить те искажения, к-рые привнесли люди в религию. Именно первоначальную религию А. возрождал Мухаммад, т. о., «религия Авраама», с т. зр. мусульман, явилась источником трех богооткровенных религий: иудаизма, христианства и ислама.

Лит.: Машанов М. Очерк быта арабов в эпоху Мухаммеда как введение к изучению ислама. Каз., 1885; Wensinck A. J. Ibrahim // EI. Leyden; L., 1913-1914. Vol. 2. P. 458-460; Beck E. Die Gestalt des Abraham am Wendepunkt der Entwicklung Muhammeds // Muséon. 1952. T. 65. P. 73-94; Moubarac Y. Abraham dans le Coran. P., 1958 [библиогр.]; Schützinger H. Ursprung und Entwicklung der arabischen Abraham-Nimrod-Legende. Bonn, 1961; Hjärpe J. Abraham IV: Religionsgeschichtlich // TRE. Bd. 1. S. 385-387 [библиогр.]; Пиотровский М. Ибрахим // Ислам: Энцикл. словарь. М., 1991. С. 87-88.

Р. М. Шукуров

В начало энциклопедии