Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АБС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АБС")

А

Статья большая, находится на отдельной странице.

ААРОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ААРОН ДИВНЫЙ

ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец; эфиоп. ААРОН ДИВНЫЙ ] (XIV в.), основатель и игум. мон-ря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии. Его житие, изданное Б. А. Тураевым, рисует жизненный путь, вполне характерный для деятелей эфиоп. монастырской колонизации XIV в. Сын благочестивых родителей, А. Д., с юных лет решивший стать монахом и проповедником христианства, прошел школу монашеского общежития у аввы Бацалоты Микаэля, одного из столпов эфиоп. монашества, в мон-ре Дэбрэ-Гол. Затем А. Д. покинул обитель своего учителя и после долгих скитаний по стране, во время к-рых вокруг него собирались ученики и сподвижники, основал «в земле языческой» свой мон-рь, Дэбрэ-Дэрэт, где и умер в глубокой старости, завещав своим ученикам не бояться окружающих варваров: «Живите здесь и не удаляйтесь из монастыря отца вашего до смерти».

Житие объясняет скитания святого гонениями царя Сайфа Арада, к-рого он вместе с др. эфиоп. монахами обличал за многоженство, в то время как придворное духовенство попустительствовало царю. Вполне вероятно, что А. Д. не остался в стороне от протеста ревнителей благочестия, за что и преследовался, но вряд ли только эта причина послужила толчком для его миссионерской деятельности. А. Д. продолжил дело проповеди христианства, к-рую вели его учитель Бацалота Микаэль и наставник последнего Такла Хайманот. Подобно своим предшественникам, А. и др. монахи-миссионеры того времени действовали, не имея поддержки царской власти. Монофизитская Эфиопская Церковь чтит память преподобного исповедника 8 маскарама (5 или 6 сент.- см. Календарь эфиопский).

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 38-39, 130-143 [рус. пер. жития], 146-154; он же. Vita Aaronis Mirabilis (Thaumaturgi) // ЗИФФ. 1902. Ч. 65. Вып. 2. С. 37-72; он же. Vitae sanctorum ingenarum, II: Acta S. Aaronis et. S. Philippi // CSCO, Aethiop. T. 20. R., 1908; Kaplan S. The Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia. Wiesbaden, 1984. P. 37, 49, 71, 89, 93, 98-99.

С. Б. Чернецов

ААРОН САРУГСКИЙ

ААРОН САРУГСКИЙ († ок. 337), прп. (пам. сир. 28 мая). Уроженец М. Армении (совр. Вост. Турция), основатель 2 знаменитых мон-рей близ Мелитины. Житие его, написанное по-сирийски в VII-IX вв., содержит рассказ о призвании и чудесах А., совершенных им во время путешествий в Св. землю и К-поль, где он исцелил дочь имп. Константина Великого. По преданию, прожил 118 лет. Почитался в Сирии.

Лит.: Nau F. Les légends syriaques d'Aaron de Saroug, de Maxime et Domece, d'Abraham etc. // PO. T. 5/5; T. 7; AnBoll. 1908. Т. 27. P. 166, 184.

М. В. Грацианский

ААРОН, ФЕОФАНОВ СЫН

ААРОН, ФЕОФАНОВ СЫН - инок, новгородский иконописец XV в. Имя его как исполнителя засвидетельствовано в надписи на нижнем поле иконы «Архангел Гавриил» из деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде. Надпись содержит дату создания деисусного чина (1438/39) и имя заказчика - Новгородского архиеп. Евфимия II Вяжицкого († 1458). А., Ф. с. отождествляется с героем «Сказания о видении Софийского пономаря Аарона» (помещено в III и IV Новгородских летописях под 1438 и 1439 гг.), события к-рого стали основанием для установления 4 окт. местного празднования святым блгв. кн. Владимиру Ярославичу Новгородскому († 1052) и его матери.

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 491; НПЛ. С. 271-272.

Лит.: Смирнова Э. С. Иконы 1438 г. в Софийском соборе в Новгороде // ПКНО. 1977. М., 1977. С. 215-216; Филатов В. В. Кто такой инок Аарон? // НиР. 1965. № 9. С. 67-70; он же. Иконостас новгородского Софийского собора // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Художественная культура Новгорода. С. 63-82; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 208-209.

Э. А. Гордиенко

ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ

ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ [Арон] Чудотво́рец, прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.); отшельник и чудотворец, почитаемый в Коптской Церкви. Подробных сведений о нем не сохранилось. Изображения святого часто встречаются в христ. искусстве Египта, в частности в росписях VI-VII вв. копт. церкви в Карнаке, а также на фреске XI в. в кафедральном соборе Фараса.

Лит.: BHO, N 1-2; BiblSS. T. 2. P. 467.

Иконогр.: Kaster K. G. Aaron Thaumaturgos // LCI. Bd. 5. Sp. 1; AnBoll. 1941. T. 59. P. 307; Michalowski K. Faras, Kathedral aus der Wüstensand. Einsiedeln, 1967. Tf. 46.

ААРОНА МОГИЛА

ААРОНА МОГИЛА - предполагаемое место захоронения ветхозаветного первосвященника Аарона на г. Джабаль-Харун (5 км западнее Петры, в Иордании). Уже Иосиф Флавий отождествлял Джабаль-Харун с библейской г. Ор, местом смерти Аарона (Иуд. древн. IV 4. 7), рядом с Петрой Набатейской. В 1999 г. церковный комплекс, связанный с предполагаемой могилой Аарона, изучил фин. археолог Яаакко Фрёсин. Открыты остатки большого мон-ря, трехнефная одноапсидная базилика визант. времени, упомянутая в папирусе VI в. как «дом... Аарона», капелла с остатками постамента и хорошо сохранившейся надписью по-гречески: «ΑΑΡΩΝ». На вершине горы (1336 м над уровнем моря) стояло посвященное Аарону исламское святилище, построенное с использованием разрушенных стен более раннего христ. храма эпохи имп. Юстиниана. Делались также попытки отождествить горы Ор и Мозер (Втор 10. 6), к-рую видели в Джабаль-эль-Медра, в 12-15 км к северо-востоку от г. Кадес-Барни (об этом см. Aхарони). Археологически эта связь пока не подтверждена.

Лит.: Aharoni Y. The Land of the Bible. Jerusalem, 1967; Frösen J. La tombe d'Aaron près de Petra? // Le monde de la Bible. P., 1999. Vol. 117. P. 81.

Л. А. Беляев

ААРОНОВ ЖЕЗЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ААРОНОВО БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ААРОНОВЩИНА

ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие (см. Беспоповцы). Образовалось в 60-х гг. XVIII в., выделившись из филипповского согласия, и распространилось на территории Архангельской и Вологодской губерний (филипповские сочинения упоминают наставников А., живших на Сев. Двине в XIX в.). Основателем аароновского согласия филипповские источники называют вологодского мещанина, впосл. переселившегося в Архангельск, Андрея Михайловича Ааронова. Его младшим современником и последователем был инок Онуфрий, уроженец Холмогор Архангельской губ., долгое время проведший в заключении в Петропавловской крепости († после 1840). По версии старообрядческого библиографа Павла Любопытного, аароновское согласие было основано ярославским мещанином, проживавшим в архангельских скитах, Андреем (Аароном) Михайловичем Жуковым (1732-1799).

Аароновцы не признавали обязанностей старообрядцев по законам, действовавшим в 1716-1782 гг., при каждой ревизии населения записываться в особые ведомости и платить удвоенную по сравнению с обычной нормой подушную подать, что оказало непосредственное влияние на формирование учения страннического согласия (см. Бегуны). Подобно филипповцам, аароновцы были противниками принятого в поморском согласии с 1739 г. моления за правящего императора и исполнения старообрядцами рекрутской повинности. Аароновцы признавали для старообрядцев возможность брака без совершения венчания. Заметен их вклад в полемику о браке, происходившую внутри беспоповщины: в отличие от др. брачных беспоповцев последователи А. считали возможным совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Особенности учения А. отразились в наиболее раннем из дошедших до нас сочинений авторов, принадлежавших к А.,- «Архангелогородских ответах» (60-е гг. XVIII в.). Сведений об а. в XX в. очень мало. Последнее упоминание А. относится к 70-м гг. ХХ в.

Лит.: Куандыков Л. К. Филипповские полемические сочинения XIX в. о скитской жизни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 118-124; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 101-103; Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосиб., 1996. С. 42-44, 243.

А. И. Мальцев

ААХЕН

ААХЕН - см. Ахен, г. в Германии.

АБА МАР

АБА МАР - – см. Мар Аба.

АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАГАЗ

АБАГАЗ [эфиоп. АБАГАЗ ], эфиоп. книжник и эрудит 2-й пол. XVIII в., по-видимому, духовное лицо; внес огромный вклад в дело сохранения историографического наследия христ. Эфиопии. Потомок знатного рода, А. еще в юности разочаровался в политике и избрал жизнь духовную. В 1784 г. в мон-ре Махдэра-Марьям он встретил Хайле Микаэля Эшете, аристократа, нашедшего убежище в этой обители после поражения в политической борьбе; они задались целью сохранить летописное наследие христ. Эфиопии, оказавшееся под угрозой уничтожения после пожара в дворцовой б-ке. Средства на это предприятие дал Хайле Микаэль Эшете, а за практическое исполнение взялся А. Он составил огромный летописный свод и в колофоне приписал все заслуги своему другу, сравнив его с древним царем Птолемеем VII, по приказанию к-рого была переведена на греч. язык Книга Иисуса, сына Сирахова, очень популярная у эфиоп. книжников. Из уважения к другу А. написал и вставил в свод особую главу, ему посвященную, «Историю дедж-азмача Хайлю». Последовавший период тяжких смут, в ходе к-рых погибло множество памятников эфиоп. письменности, показал предусмотрительность составителей этого свода, сохранившегося под названием «Свод дедж-азмача Хайлю»; имя же А., непосредственного его составителя, известно лишь немногим специалистам.

Лит.: Kropp M. Die äthiopischen Königschroniken in der Sammlung des Däggazmač Haylu // Heidelberger Orientalische Studien / Hrsg. A. Schall. Fr./M.; Bern; P., 1989. Bd. 13; Эфиопские хроники XVIII в. / Пер., введ., коммент. и послесл. С. Б. Чернецова. М., 1991. С. 264-299.

С. Б. Чернецов

АБАГАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАЗГИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАКАНСКАЯ И КЫЗЫЛСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ

АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ - см. Абаканская и Кызыльская епархия.

АБАКАРАЗУН

АБАКАРАЗУН [эфиоп. АБАКАРАЗУН ] († 1476), эфиоп. подвижник, член общины стефанитов. Происходил из знатной семьи, жившей в мест. Надир близ Аксума; в молодом возрасте ушел в Кваяцкий мон-рь, где был пострижен в монашество Самуилом Кваяцким. После смерти своего наставника А. стал сторонником его ученика Эстифаноса, к-рый проповедовал монастырское нестяжание, жизнь плодами собственного труда и отрицал авторитет царской власти в решении церковных и религ. вопросов. Став после смерти Эстифаноса главой общины, А. решительно выступил против церковных реформ, к-рые проводил царь Зара Якоб (1434-1468). В ответ царь объявил стефанитов еретиками и начал их преследование. От полного уничтожения монахов спасло сочувствие местных христиан, уважавших их праведный образ жизни. Лучшим доказательством нежелания членов общины отделяться от Эфиопской Церкви является их стремление получать иерейское рукоположение от Эфиопского митрополита. Зара Якоб запретил эфиоп. иерархам рукополагать стефанитов во иереи, и престарелый А. послал в Египет своего ученика Езру с целью убедить копт. Александрийского патриарха давать им священство. Конфликт был в конце концов преодолен, но уже после смерти А. Между тем обвинения в том, что последователи Эстифаноса и А. являются еретиками, «врагами Марии и врагами Креста», долго еще тяготели над общиной стефанитов.

Лит.: Conti Rossini C. Acta S. Abakerazun // CSCO. Ser. 2. Aethiop. R., 1910. T. 29; Mordini A. Il convento di Gunde Gundie // Rass. di studi etiopici. 1952. T. 22. P. 49-59; Taddese Tamrat. Some notes on the 14th century Stephanite «heresy» in the Ethiopian Church // Ibid. 1968. T. 38. P. 113-115.

С. Б. Чернецов

АБАЛАКСКАЯ "ЗНАМЕНИЕ" ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБАС

АБАС [арм. Աբաս] († 595/6), первый католикос Албании Кавказской (551/552-595). При нем входившая в юрисдикцию Армянской Церкви Албанская епархия была преобразована в Католикосат с центром в Партаве (совр. Барда, Азербайджан). А., первым принявший титул «католикоса Алуанка, Лпинка и Чола», был убежденным сторонником монофизитской доктрины, принятой на Двинском Соборе (554-555), и ревностно боролся с влиянием правосл. армян-халкидонитов, за что пользовался покровительством противника Византии - сасанидского Ирана.

В. А. Арутюнова-Фиданян

АББАСИДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АББАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АББАТИСА

АББАТИСА [лат. abbatissa от abbas], в католич. Церкви название настоятельницы жен. монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис). В изречениях отцов монашества встречается термин «ἄμμας» (мать), обозначающий женщину, хранящую целомудрие, но еще не ставшую предстоятельницей общины монахинь. Понятие духовного материнства отсутствует в Свящ. Писании, греко-рим. верованиях и эллинистических религиях мистерий. блж. Августин называет предстоятельницу praeposita или mater, святые Цезарий Арльский, Григорий Великий и Григорий Турский - mater monasterii или А. Впервые слово «А.» встречается в надгробной надписи из Рима 514 г. Его образование от «аббат» объясняется, по-видимому, тем определяющим влиянием, к-рое оказывало муж. монашество на становление и развитие женского. Слово «А.» подчеркивает схожесть полномочий настоятельницы жен. общины и аббата. По мысли Атто Верчелльского, «сила этого слова выражает глубокое почтение в страхе и любви, в благоговении и привязанности» (Ep. 8 // PL. 134. P. 114). Однако на практике полномочия А. значительно ограничены властью епископа. Согласно СIC cаn. 160-182, выборы А. происходят под председательством епископа или в присутствии его представителя. А. должна иметь 40 лет от роду и 10 лет после принесения обета.

Лит.: Molitor R. Religiosi iuris capita selecta. Regensburg, 1909. S. 396-497; Hofmeister Ph. Von den Nonnenklöstern // Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1934. Bd. 114. S. 3-96, 353-437; Fontette M. de. Les religieuses à l'âge classique du droit canonique: Recherches sur la structures juridiques des branches féminines des ordres. P., 1967.

Н. Ф. Усков

АББАТСТВО

АББАТСТВО - см. Монастырь католический.

АББОН ИЗ ФЛЁРИ

АББОН ИЗ ФЛЁРИ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда, архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит.

Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp. // MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii // Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi // Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio / Ed. A. Van de Vyver // Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d'Abbo de Fleury // Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Оpera inedita. Brugge, 1966. T. 1.

Ист.: Aimoin. Vita Abbonis // PL. 139. Col. 375-414.

Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement // Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2.

Н. Ф. Усков

АББРЕВИАТУРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБД АЛЬ-АХАД

АБД АЛЬ-АХАД [лат. имя Доминик, епископское - Василий] († 1727), еп. Амидский, несторианско-униатский писатель. Ученик Юссефа I, первого патриарха католич. Халдейской Церкви; в 1719 г. составил на араб. языке его биографию в форме жития, подробно описав гонения, к-рые претерпел патриарх-униат от несториан, его болезни и миссионерские труды. С 1714 г. А. А. занимал кафедру Амиды (тур. Диярбакыр) и прославился мудрым правлением.

Соч.: Шейхо Л. Хаййа Мар Йусуф ал-Батриарки // ал-Машрик. 1921. Т. 19. P. 124-138.

Лит.: Giamil S. Genuinae relationes inter Sedem Apostolicam et Assyriorum Orientalium Chaldaeorum Ecclesiam. R., 1902; Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 99-100; Joseph le patriarch des Chaldeens // DTC. T. 11. P. 239.

В. В. Василик

АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ

АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ [араб. АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ИСРАИЛИ ], арабоязычный христ. писатель XI в., создававший свои произведения с целью обращения ко Христу своих прежних единоверцев иудеев. Источником сведений о нем является заглавие одной из его работ: «Книга доказательств (Китаб аль-истидлал), труд Абд аль-Масиха, израилита из Ракки, ставшего христианином в Каире благодаря лечению Шейха Мансура ибн Сахлана, врача» (вероятно, здесь упомянут известный врач-христианин Абу-ль-Фатх Мансур Сахлан ибн Мукашшир, † нач. XI в.). Цель названного сочинения - доказательство исполнения мессианских пророчеств Писания в лице Иисуса Христа. Эту же тему развивают 2 др. сохранившихся сочинения того же автора: «Опровержение иудеев» и «Сочинение о победе Креста над иудейством и язычеством».

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 319-320.

Н. Г. Головнина

АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-КИНДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ХАБАШИ

АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ХАБАШИ [араб. АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ХАБАШИ АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ХАБАШИ АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ХАБАШИ ] (1907-1973), копт. подвижник. С его именем связано совр. возрождение копт. монашества. Род. в Эритрее (отсюда прозвище «Абиссинец»), где принял постриг. В 1935 г., совершая паломничество в Иерусалим, сделал остановку в Египте и остался там на всю жизнь. А. Х. возродил давно забытую в Коптской Церкви традицию пустынножительства. Подобно егип. подвижникам IV в., он поселился в безлюдной пустыне, имея кельей естественную пещеру, и проводил все время в молитве, строгом посте и др. аскетических подвигах. Его влияние на современников было исключительно велико, за духовным советом к нему обращались даже епископы. Благодаря примеру его подвижнической жизни сотни молодых образованных коптов обратились к глубокому изучению духовной традиции своей Церкви, многие из них посвятили себя церковному служению, приняли монашество. Из круга его учеников вышли Мина Мутаваххид аль-Барамуси (впосл. копт. патриарх Кирилл VI), Антуниус ас-Сурьяни (в наст. время копт. патриарх Шенуда III), известный церковно-общественный деятель и духовный писатель Матта-ль-Маскин и др. Умер А. Х. по дороге в Св. землю, так и не успев завершить прерванное почти 40 лет тому назад путешествие.

Лит.: Meinardus O. Zeitgenössische Gottesnarren in den Wüsten Ägyptens // OS. 1987. Bd. 36/4. S. 301-310; Zanetti U. Tradition et Modernité dans l'Église Copte // Традиции и наследие Христианского Востока. М., 1996. С. 225.

Свящ. Олег Давыденков

АБД АЛЬ-МАСИХ ГИРГИС АЛЬ-МАСУДИ

АБД АЛЬ-МАСИХ ГИРГИС АЛЬ-МАСУДИ [араб. АБД АЛЬ-МАСИХ ГИРГИС АЛЬ-МАСУДИ АБД АЛЬ-МАСИХ АЛЬ-ХАБАШИ АБД АЛЬ-МАСИХ ГИРГИС АЛЬ-МАСУДИ  АБД АЛЬ-МАСИХ ГИРГИС АЛЬ-МАСУДИ  ], копт. богослов XIX в. В связи с усилением в Египте протестант. влияния перед Коптской Церковью встала задача составления полемических сочинений, отстаивающих традиц. основы веры. Вопреки мнению о безграмотности копт. монахов следует отметить, что именно они смогли дать отпор протестант. миссионерам. А., монах мон-ря Барамус, составил «Догматику» в 7 частях, где рассмотрел вопросы о единстве и троичности Бога, о вочеловечении Второго Лица Троицы, Евхаристии, о Крещении как сверхъестественном рождении от Бога. Последняя глава содержит 3 больших фрагмента («свидетельства») из трудов Иоанна Сабы из Дилайты, из кн. Иакова Саругского «О Причастии», а также из творений свт. Иоанна Златоуста. Многие работы А. представляют собой непосредственную полемику с протестантами: в них он касается вопросов мариологии, отстаивая, в частности, правомерность именования Пресв. Девы Богородицей, говорит о необходимости поста, молитвы, исповеди, поминовения усопших.

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 153-154; Meinardus O. Monks and Monasteries of the Egyptian Desert. Cairo, 1961.

Н. Г. Головнина

АБД КУЛАЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДАЛЛАХ ЗАХИР

АБДАЛЛАХ ЗАХИР [Захер; араб. АБДАЛЛАХ ЗАХИР АБДАЛЛАХ ЗАХИР ] (1680 или 1684, Хама, Сирия - 30.08.1748, мон-рь Мар-Ханна), диак., арабо-униатский писатель и церковный деятель. Происходил из семьи прокатолич. ориентации, что определило формирование его мировоззрения. Ок. 1701 г. переселился в Халеб, где сотрудничал с иезуитской миссией, редактируя переводы на араб. язык лат. полемической лит-ры. Первые десятилетия XVIII в. были временем формирования арабо-униатской общины в Антиохийском Патриархате, что сопровождалось острейшей борьбой между правосл. и сторонниками католичества (см. Арабо-униаты). А. З. принял активное участие в богословских спорах, написав в 1720 г. опровержение на сочинение правосл. полемиста Гавриила Филадельфийского; трактат А. З. имел большой успех в католич. кругах и вызвал резкое недовольство Антиохийского Патриарха Афанасия III Даббаса. В нояб. 1722 г. А. З. покинул Халеб и провел остаток жизни в мон-рях Горного Ливана (Мар Ханна, Антура и др.). Эта территория, заселенная маронитами и практически не контролировавшаяся тур. властями, была надежным убежищем униатов и главным очагом католич. пропаганды на Востоке. А. З. вел переписку с иезуитами, занимался лит. деятельностью, участвовал в церковной жизни арабо-униатской общины и избрании иерархов. Одним из главных дел его жизни стало создание книгопечатания у арабо-униатов. Владея профессиональными навыками ювелира, А. З. сам изготовил литеры и др. типографское оборудование. Первые опыты книгопечатания он предпринял в нач. 1726 г., однако регулярная издательская деятельность была налажена лишь с 1734 г. (в мон-ре Мар Ханна, где А. З. и скончался). Типография, существовавшая на средства иезуитов и европ. купцов, печатала богослужебную и полемическую лит-ру зап. и араб. авторов. Перу А. З. принадлежит 14 оригинальных произведений, гл. обр. полемического характера, направленных на пропаганду католич. догматов и опровержение правосл. богословов, в т. ч. его современников Илии Фахра и митр. Софрония (буд. Софрония II К-польского). А. З. написал также комментарии к Евангелию и псалмам и ряд др. работ. Кроме того, он обрабатывал переводы с европ. языков католич. богословской лит-ры и литургических текстов (свыше 34 названий); многие из этих работ были изданы им самим или после его смерти. От А. З. осталось также большое эпистолярное наследие.

Лит.: Bacel P. Abdallah Zakher // EO. 1908. T. 11. P. 218-226, 231-237, 263-272; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 191-201; Nasrallah J. L'imprimerie au Liban. Harissa, 1949. P. 26-35.

К. А. Панченко

АБДАЛЛАХ ИБН АЛЬ-ФАДЛ АНТИОХИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ

Абу-ль-Фа́радж [араб. АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ АБДАЛЛАХ ИБН АТ-ТАЙИБ АЛЬ-ИРАКИ ] († 1043), несторианский иером., философ и врач, видный арабоязычный богослов. Служил секретарем у Католикосов Церкви Востока Иоанна (Юханна ибн Назука, 1012-1022) и Илии I (1028-1049). Явившись одним из первых арабоязычных несторианских экзегетов, А. И. оставил после себя самые пространные сочинения, к.-л. написанные на араб. языке. Опираясь на труды Ишодада Мервского, он создал 3 значительных экзегетических произведения: «Рай христианский» (Фирдаус ан-насранийа), содержащее комментарии почти на все книги ВЗ, «Толкование на псалмы» и «Толкование на Четвероевангелие». Последнее получило широкое распространение среди коптов под названием «Толкования Восточного». Кроме того, А. И. является автором канонического свода «Христианское право», в основе к-рого лежит «Восточный Синодикон», догматических трактатов о единстве и троичности, против учения о том, что Мария родила Бога, нравственно-аскетического трактата о покаянии. Ему приписывают также трактат о браке и разводе. По сообщению Бар Эбрея, А. составлял комментарии к сочинениям Аристотеля и Галена.

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 105-106, 160-176; HChr. P., 1993. T. 4. P. 450-451.

Свящ. Олег Давыденков

АБДАС

АБДАС - см. Авда.

АБДИШО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБДУН

АБДУН [эфиоп. АБДУН ] († ок. 1086), самозваный митр. Эфиопский; явился в Эфиопию, выдавая себя за митр. Кирилла, рукоположенного копт. патриархом Христодулом (1047-1077). Чтобы удостовериться, эфиопы отправили посольство в Александрию, но А. послал своего человека по имени Али аль-Кифти к командующему войсками мамлюкского Египта Бадр аль-Джамалю с просьбой заставить патриарха подтвердить его полномочия. Взамен А. обещал ежегодно высылать в Египет дань и заботиться о положении мусульман в христ. Эфиопии. Бадр аль-Джамаль согласился и вынудил патриарха подтвердить обман, но вскоре Али аль-Кифти попался на новом обмане, связанном на этот раз с митрополитом Нубийским, за что его судили и казнили. Следующий копт. патриарх Кирилл II (1078-1092) отправил в Эфиопию законного митр. Севира. Узнав об этом, А. бежал на о-в Дахлак, но мусульм. правитель острова обобрал его и отправил в Египет, где обманщик был казнен.

Лит.: Renaudot E. Historia Patriarcharum Alexandrinorum. P., 1717. P. 443-454; Conti Rossini C. Storia d'Etiopia. Bergamo, 1928. P. 287-288; Chaine M. La chronologie des temps chrétiens de l'Égypte et de l'Ethiopie. P., 1925. P. 267; Wallis Budge E. A. The Book of the saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 4. P. 994-995; Taddese Tamrat. Church and State in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 47-48.

С. Б. Чернецов

АБЕГЯН

АБЕГЯН [арм. Աբեղյյաճ] Манук Хачатурович (5.03.1865, Нахичевань - 25.09.1944, Ереван), арм. филолог, лингвист, литературовед, акад. АН Арм. ССР (1943). В 1876-1885 гг. учился в Эчмиадзинской ДА; продолжил обучение в Йене, Лейпциге, Берлине и Париже (1893-1898). В 1898 г. защитил в Йене докт. дис. «Армянские народные верования». Позднее преподавал в Эчмиадзине, арм. школах Шуши и Тифлиса (1898-1914). В 1923-1925 гг. декан исторического фак-та Ереванского ун-та; основал научно-исследовательский ин-т науки и искусства (1925-1930). Позднее работал в ун-те и научно-исследовательских учреждениях Еревана. Труды А. посвящены проблемам арм. эпоса, языка и лит-ры. Главное его произведение - «История древнеармянской литературы» - наиболее фундаментальное исследование в этой области. Автор задался целью осветить лит. наследие арм. народа, начиная с легенд и сказаний языческой эпохи до зарождения новоарм. лит-ры. Однако замысел не был осуществлен в полном объеме: 1-й том, охватывающий период до XI в., вышел в свет в 1944 г., уже после смерти автора; 2-й том, доведенный до XV в., был издан в 1946 г. по черновикам, подготовленным к печати Ин-том лит-ры АН Армении. Позже вышел в свет рус. перевод (Ереван, 1975). Религиозно-житийные произведения V-X вв. А. называл «литературой церковно-политической борьбы». Большой раздел труда посвящен догматической полемике, где исследованы произведения Тимофея II Элура, Иованнеса Мандакуни,

Вртанеса Кертола и др.

Лит.: Ганаланян А. Жизнь и творчество М. Абегяна // Сов. литература. 1955. № 12 (на арм. яз.); Арутюнян С. Манук Абегян. Ереван, 1970 (на арм. яз.).

В. А. Арутюнова-Фиданян

АБЕЛЬ

Абéль [франц. Abel] Феликс Мари (1878,

Сент-Юз, Франция - 1953,

Иерусалим), франц. библеист и специалист по географии Палестины. Доминиканец, с 1897 г. послушник мон-ря Сен-Максимен. Образование получил при доминиканской Библейской школе в Иерусалиме (École Biblique), где с 1902 г. начал преподавательскую деятельность, а в 1905 г. стал профессором. Президент Палестинского об-ва исследований Востока (Palestine Oriental Society), с 1940 г. консультант Папской библейской комиссии. Один из основоположников христианской археологии Палестины, А. многие годы руководил исследовательскими экспедициями Библейской школы (в частности, на Синай и в Дамаск), в т. ч. программой раскрытия остатков базилик эпохи Константина Великого в Иерусалиме. Большую роль в развитии науки сыграли работы А. по исторической географии библейских земель: «Плавание по Мертвому морю» (

Une croisière autour de la Mer Morte . P., 1911); ставшая классической «География Палестины» (Géographie de la Palestine . P., 1933-1938), 1-й том к-рой (Géographie physique et historique. P., 1933) посвящен физической и исторической географии региона и содержит карты системы рек Палестины, а 2-й (Géographie politique: Les villes. P., 1938) - политической географии (в нем же приведен список библейских городов и др. пунктов со ссылками на отчеты о результатах археологических исследований). Сохраняют значение подробные сводки письменных и археологических источников по памятникам Иерусалима (Jérusalem nouvelle. P., 1914-1926. 2 vol.), Вифлеема (Bethléem: Le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914), Хеврона (Hébron: Le Haram el-Khalil. P., 1923), Эммауса (Emmaüs: Sa basilique et son histoire. P., 1932) и др. палестинских святынь (составлены совместно с Л. Венсаном).

Соч.: кроме указанных в тексте трудов: Grammaire du grec biblique. P., 19272; Guides bleus: Syrie et Palestine. P., 1932; Les Livres des Macchabées. P., 1949; La prétendu caverne des Sidoniens et la localisation de la ville de «Ara» // RВ. 1951. Janvier. P. 47-53; Histoire de la Palestine depuis la conquête d'Alexandre jusqu'à l'invasion arabe. P., 1952. T. 1: De la conquête d'Alexandre jusqu'à la guerre juive; T. 2: De la guerre juive à l'invasion arabe.

Лит.:

Dussaud R . Le R. P. Félix-Marie Abel (1878-1953) // Syria. 1953.

Т. 30.

Р. 374-375;

Weidner E . Félix-Marie Abel // Archiv für Orientforschung. 1953. Bd. 16. S. 400-401.

Л. А. Беляев, В. В. Писляков

АБЕЛЯР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБЕЦЕДАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБИАТАР

АБИАТАР [Авиафар Мцхетский; груз. აბიათარი] (1-я пол. IV в.), св. Грузинской Православной Церкви (пам. 1 окт.). Мцхетский иудей, раввин, прямой потомок уроженца Мцхеты Элиоза, свидетеля Распятия Христова. Согласно преданию Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли), Элиозу по жребию достался хитон Господа Иисуса Христа (см. Хитон Господень), к-рый он привез с собой в Мцхету и укрыл в надежном месте. А. вместе со своей дочерью св. Сидонией и всем семейством был в числе первых христиан, обращенных св. равноап. Ниной. Будучи хранителем тайны местонахождения святыни, А. указал на него св. Нине. В Мокцеваи Картлиса включено Житие св. равноап. Нины, где А. приписывается авторство 12-й главы.

Ист.: Мокцеваи Картлисай // ПДГФЛ / ი. აბულამის რედაჟციით. თბილისი, 1963. Т. 1. С. 81-163.

М. К. Сургуладзе

АБИД

АБИД († нач. IV в.), сщмч. (пам. 18 февр.), еп.- см. Иасдафа и А.

АБИССИНИЯ

АБИССИНИЯ [араб. АБИССИНИЯ , эфиоп. АБИССИНИЯ ], старое название Эфиопии как страны - общей родины христиан, мусульман и язычников. Свое происхождение слово ведет от южноарав. эпиграфического hbšt/hbšt-n (хабашат) - так в офиц. письменной традиции Сабейского и Химьяритского царств называли подданных царя Аксума, к-рые вместе с собственно аксумитами ('ksm-n) в III в. участвовали в борьбе за гегемонию в Юж. Аравии. В аксумских надписях (RIE 185 I-II, 185 bis I-II) хабашат упоминаются в титулатуре царя Эзаны (сер.

IV в.); вероятно, так обозначались племена, обитавшие в центр. областях Аксумского царства (на востоке совр. эфиоп. пров. Тыграй). В раннее средневековье топоним А. в форме аль-Хабаша утвердился среди арабов, а позднее был заимствован из арабо-мусульманской среды самими эфиопами. До недавнего времени этот термин широко использовался в отечественной и зап. лит-ре, но после 1945 г. стал выходить из употребления.

Ист.: RIE. T. 1. P. 241-250; T. 2. Pl. 99-108 [надписи 185 I-II, 185 bis I-II] (рус. пер.: История Африки. С. 167-169).

Лит.: Крачковский И. Ю. Введение в эфиопскую филологию / Ред., предисл. и примеч. Д. А. Ольдерогге. Л., 1955. С. 32; Drewes A. J. Inscriptions de l'Éthiopie antique. Leiden, 1962. P. 2-3, 90-92; Irvine A. K. Habashat // EI. Vol. 3. P. 9-10; Ullendorff E. Habash, Habasha. I: Arrière-plan historique // Ibid. P. 3-5; Robin Chr. J. La première intervention abyssine en Arabie méridionale (de 200 à 270 de l'ère chrétienne) // Proceedings of the 8th Intern. Conf. of Ethiopian Studies / Ed. by Taddese Beyene. Addis Ababa, 1989. Vol. 2. P. 152-154; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 36; Albert M., Beylot R., Coquin R.-G., Outtier B., Renoux Chr. Christianismes orientaux: Introd. à l'étude des langues et des littératures. P., 1993. P. 221.

С. А. Французов

АБИЯ ЭГЗИЭ

АБИЯ ЭГЗИЭ [эфиоп. АБИЯ ЭГЗИЭ  - великий у Бога], аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава. Житие святого (изд. К. Конти Россини) написано через полвека после его смерти и, как и его жизнь, не изобилует внешними событиями, но богато подвигами благочестия. Еще в юном возрасте А. Э. был столь богобоязнен, что простодушно отдавал все, что бы у него ни попросили именем Божиим. Окончив учебу, он был рукоположен во священника, но душа его не лежала ни к миру, ни к общежительному монашеству. Говоря «лучше умереть в пустыне, чем жить в монастырях», он мечтал поселиться в пуст. Вальдебба - известном центре эфиоп. аскетизма. Это желание А. Э. нашло отражение в его житии, согласно к-рому доставленный туда огромным зверем ужасного вида святой хотел остаться там навсегда, но был перенесен обратно на родину арх. Гавриилом. Скудость внешних событий жизненного пути А. Э. привела к тому, что житие его, по выражению Б. А. Тураева, «не столько связная и последовательная биография, сколько ряд отдельных повествований о чудесах святого». Тем не менее оно показывает, как, в то время когда южноэфиоп. монашество вело активную монастырскую колонизацию языческих земель, на давно христианизированном севере местное монашество закладывало основы национальных эфиоп. традиций аскетизма. Эфиопская Церковь почитает А. Э. святым (пам. 19 гэнбота - 14 мая).

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 26, 32-35, 51, 101-111 [изложение жития]; Conti Rossini C. Note di agiografia etiopica («Abiya-Egzi, Arkaledes e Gabra Iyesus») // RStO. 1938. T. 17. P. 409-452.

С. Б. Чернецов

АБЛАМСКИЙ

Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), свящ. в с. Козлове Переяславского у. Полтавской губ. Во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. при покровительстве митр. Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) А. предпринял издание «Круга обычного православного церковного пения», первого подобного издания в Киеве. Из объявленных 8 выпусков были опубликованы сыном А. Николаем только 2: «Всенощное бдение, вечерня и утреня и Божественная литургия: св. Иоанна Златоустаго, св. Василия Великаго и Преждеосвященных даров св. Григория Двоеслова» (К., 1887; М., 1888) и «Октоих святыя православныя церкви, или Воскресные службы 8-ми гласов» (К., 18882). Круг строился на местных напевах, употребляемых в южнорус. губерниях, и рассматривался как пособие для псаломщиков, учителей сельских школ и воспитанников духовно-учебных заведений. Положенный на 3 голоса, он, как заметил свящ. М. А. Лисицын, представлял собой необработанную запись исполняемых на клиросе напевов с грубыми мелодическими и гармоническими ошибками. Неумение автора привести собранные напевы в надлежащий вид принесло, по мнению А. В. Преображенского, больше вреда, чем пользы. На этом основании Учебный комитет при Святейшем Синоде не одобрил представленные 2 части «Круга» в качестве пособия. В 1889 г. Н. Абламский, учитель начальных классов, напечатал в Киеве составленное им «Руководство к обучению церковному пению по «Кругу обычного православного церковного пения, положенного на ноты... священником Даниилом Абламским»», к-рое также не получило распространения ввиду непрофессиональности автора.

Лит.: Преображенский А. Словарь русского церковного пения. М., 1896. С. 1-2; Лисицын. Обзор. С. 1; Левашев. Нотография. С. 50.

А. А. Наумов

АБО АКАДЕМИЯ

А́бо академия [швед. Åbo Akademi], историческое название ун-та фин. г. Турку (швед. Або), известного собственной богословской школой, сформировавшейся на теологическом фак-те; преподавание и исследования ведутся только на швед. языке. Старейшее высшее учебное заведение Финляндии было основано в 1640 г. в царствование королевы Швеции Кристины. После пожара 1827 г., практически уничтожившего г. Або, академия в статусе ун-та была переведена в Гельсингфорс (Хельсинки), новую столицу Финляндии, вошедшей с 1809 г. в состав Российской империи. Т. о., реальным «наследником» старой А. а. является Хельсинкский ун-т. Спустя год после обретения Финляндией независимости усилиями частных лиц в Турку была создана новая А. а. (1918), чья преемственность по отношению к старейшему ун-ту страны оказалась чисто номинальной. С 1981 г. А. а. перешла в ведение гос-ва. На теологическом фак-те А. а., основанном в 1924 г., ведется изучение не только лютеранства, но и др. христ. конфессий; открыты кафедры экзегетики, церковной истории, систематической теологии, практической теологии, сравнительного религиеведения, экуменизма и социальной этики, а также ин-т иудаики; разрабатываются совместные проекты в области богословского образования и теологических исследований с ун-тами Хельсинкским, Тронхеймским (Норвегия) и Гёттингенским (Германия). Фак-т готовит в основном пасторов и церковных работников для Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии.

Лит.: Harri H. The religious communities in Finland. Porvoo, 1984; Åbo Akademi, 1918-1993 / Ed. S. Widén. Åbo, 1993; Чернышова О. Финская Евангелическо-Лютеранская Церковь // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. С. 62-72.

E. С. Сперанская

АБО ТБИЛИССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБОБА

АБОБА - городище первой столицы Болгарии - см. Плиска.

АБОРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРАМОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРАМОВЫ Михей Иванович и Иван Михеевич

Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы из Космозерского погоста Олонецкой губ.

М. И.- известный в Заонежье крестьянин-иконописец, самоучка, писавший иконы в «поморском» стиле - разновидность т. н. скитского письма, восходящего к древнерус. «северным письмам». Получил начальное обучение ремеслу у одного из последних иконописцев Выговского старообрядческого общежительства - Ивана Аверкиева. М. И. выполнял заказы на исполнение иконостасов и роспись потолков в деревенских часовнях Заонежья, реставрировал иконы. Традиц. для местных умельцев-живописцев была роспись прялок, дуг, филенок и дверей. Вероятно, М. И. также занимался переписыванием книг для староверов. Ок. 1860 г. он исполнил большую тябловую икону (см.

Тябло) «Деисус» с 9 предстоящими, изображенными в рост. В 1899 г. М. И. совершил паломничество в Соловецкий мон-рь. Образы Соловецких чудотворцев были излюбленным сюжетом иконописца. М. И. вместе с сыном расписывал церкви в дер. Великая Нива и предположительно в с. Козелье (?). Последняя его работа - роспись часовни в Космозерском погосте, для к-рой им же был сработан деревянный иконостас.

И. М., сын М. И., иконописец, иконному делу выучился у отца, помогая ему с 12 лет. Среди заметных работ - создание в 1914 г. иконостаса в церкви дер. Уница. Он же расписывал «небеса» часовен в деревнях Медведево и Косельга. И. М. занимался перепиской старинных книг, к-рые украшал заставками и собственноручно переплетал в доски и кожу. В 20-х гг. XX в. в доме И. М. располагалась небольшая иконописная мастерская, в к-рой он работал с учениками.

А. имели свои особенности в традиц. технологии иконного дела. Так, напр., доски для икон делали из местной хвойной древесины (березу не использовали), как с ковчегом, так и без него; пигменты в основном покупали. М. И. замешивал краски только на желтке; применял для окрашивания фонов самодельные масляные краски. А. придерживались старых (древнерус.) канонов в иконописи, но могли писать и в новом стиле, образцами к-рого служили иконы петербургских мастерских. Для иконографических справок пользовались неиллюстрированным иконописным подлинником. Контуры изображений переносили на левкас с помощью прориси, что позволяло А. оставаться верными классическим образцам древнерус. иконописи, однако живопись в целом была эклектичной и упрощенной.

Лит.: Искусство Севера Заонежья: Сб. Л., 1927. Вып. 1. С. 57-59; З[аволоко И. Н.] Иконописное дело в Советской России // Родная старина. Рига, 1928. № 5/6; М., 1997р. С. 146, 149; Народное декоративное искусство РСФСР: Сб. М., 1957. С. 139; Художники народов СССР: Библиогр. слов. М., 1970. С. 31.

Г. В. Маркелов

АБРАСАКС

Абрáсакс [Абраксас; греч. ̓Αβράσαξ, лат. Abraxas], гностический термин, имеющий символическое значение. Согласно греч. буквенному обозначению чисел, он предполагает число 365 (α´ = 1; β´ = 2; ρ´ = 100; α´ = 1; σ´ = 200; α´ = 1; ξ´ = 60). В системе гностика Василида этим термином обозначался архонт (глава) низших эонов (эманаций высшего божества), создавших 365 небес (по числу дней в году).

А. И. Сидоров

АБРАХА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБРОСИМ

АБРОСИМ [Еворес], св. (пам. 10 нояб.), ученик сщмч. Милия - см. Милий, еп. Персидский.

АБРЭХА И АЦБЭХА

АБРЭХА И АЦБЭХА [эфиоп. АБРЭХА И АЦБЭХА ], легендарные цари Эфиопии, правление к-рых было ознаменовано обращением страны в христианство. Согласно позднему эфиоп. преданию, братья занимали трон, когда рукоположенный во епископа св. Фрументий прибыл распространять христианство в их царстве. Оба брата крестились от него и содействовали обращению в новую веру своих подданных. Однако, по эпиграфическим данным, принятие христианства в качестве офиц. религии Эфиопии приходится на царствование Эзаны (сер. IV в.), к-рый не имел соправителей. Послание имп. Констанция II владыкам Аксума братьям Эзане и Сазане (S. Athanasü. Apologia ad Const., 31) побудило нек-рых исследователей отождествить их с А. и Ац., но эта гипотеза представляется весьма шаткой. Более обоснованным является предположение о том, что реальными прототипами А. и Ац. были аксумский царь Калеб, носивший тронное имя Элла Ацбэха, и его полководец Абраха, чьи имена стали необычайно популярными среди эфиопов благодаря победам над гонителем христиан химьяритским царем иудеем Йосефом Асаром Ясаром в сер. 20-х гг. VI в. и последующему утверждению на химьяритском престоле христ. эфиоп. династии. Когда же после упадка Аксума память о подлинной истории этого периода была почти полностью утрачена, А. и Ац. оказались связаны в народном сознании с Крещением Эфиопии. Пространное эфиоп. житие святых братьев, уникальная рукопись к-рого найдена в Гемаде (пров. Тыграй) в посвященной им церкви, остается неизданным. Память святых братьев-царей чтится в Эфиопской Церкви 4 тэкэмта (1 или 2 окт.; см. Календарь эфиопский).

Ист.: Эфиопский синаксарь (Мацхафа сэнкэсаАБРЭХА И АЦБЭХА р) на 1-ю пол. года (Ркп. РНБ Эфиоп. н. с. 23. Л. 35об.); Wallis Budge E. A. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 1. P. 112; Vol. 4. P. 1165.

Лит.: Болотов. Лекции. T. 2. С. 272-273; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 19, 54, 61 (прим.), 87; Ullendorff E. Note on the Introduction of Christianity into Ethiopia // Africa. 1949. T. 19. P. 61-62; Hable Selassie S. The Problem of Gudit // J. of Ethiopian studies. 1972. T. 10. N 1. P. 113, n. 2; DEB. Vol. 1. P. 7, 26-27, 65, 148; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 11, 13, 110, 156, 159, 205-206.

С. А. Французов

АБРЭХАМ

Абрэхáм [эфиоп. АБРЭХАМ ], митр. Эфиопии (IV-V вв.). Согласно эфиоп. церковному преданию (впрочем, довольно противоречивому), так звали третьего митрополита Эфиопской Церкви, о к-ром более ничего неизвестно.

Лит.: Zotenberg H. Catalogue des manuscrits éthiopiens de la Bibliothèque Nationale. P., 1877. P. 263; Guidi I. Le liste dei metropoliti d'Abissinia. R., 1899. P. 8; Chaine M. La chronologie des temps chrétiens de l'Égypte et de l'Ethiopie. P., 1925. P. 266; DEB. Vol. 1. P. 7.

С. Б. Чернецов

АБРЮЦКИЙ

Дмитрий Степанович (наст. фам. Яковлев) (18.10.1796, с. Кейкино Ямбургского у. С.-Петербургской губ.- 21.04.1860, С.-Петербург), прот. Закончил СПбДС. В 1820 г. рукоположен во диакона, с 1823 г. иерей, с 1824 г. протоиерей в г. Кексгольме. С 1831 г. законоучитель Горного корпуса в С.-Петербурге. Получил известность как проповедник, обладавший даром выразительной и простой речи. Составитель известных в сер. XIX в. учебников по истории ВЗ и НЗ, считавшихся лучшими и пользовавшихся успехом из-за их краткости и понятности.

Соч.: Уроки из Священной истории Ветхого Завета. СПб., 1841; История земной жизни Христа Спасителя, Божественного Основателя новозаветной Церкви. СПб., 18542; История Церкви ветхозаветной. СПб., 18542; Слова и речи (произнесенные преимущественно к воспитанникам Горного корпуса с 1831 по 1857 г.). СПб., 1859.

Лит.: Архангельский М., свящ. Отзыв о словах и речах // Странник. 1860. № 3; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 23-24.

Б. К. Кнорре

АБСАДИ

Абсади́ [эфиоп. АБСАДИ ], эфиоп. церковный деятель XIV в., ученик знаменитого Евстафия (1273-1352), к-рый оставил его во главе общины своих сторонников, отправляясь ок. 1338 г. в странствие. Последователям Евстафия, подвергавшимся преследованиям со стороны как царского, так и митрополичьего престола за исповедуемый ими принцип нестяжательства, строгого соблюдения апостольских постановлений, а гл. обр. за соблюдение субботы, пришлось нелегко: А. с братией вынужден был уйти в необжитые места и основать в 1374 г. новый мон-рь Энди-Абуна-Абсади (Дэбрэ Марьям) в исторической обл. Кохайн (ныне Юж. Эритрея). Эфиопский митрополит отказывался рукополагать их последователей; в ответ на это евстафиане отказались принимать в свои общины иереев господствовавшей Церкви и практически впали в беспоповство. Полвека спустя, уже после смерти А., стараниями царя Зара Якоба (1434-1468) раскол был преодолен и А. стал почитаться святым Эфиопской Церкви (пам. 30 маскарама, т. е. 11 окт.).

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 154-203, 295-373; Cerulli E. Gli Atti di Zena-Marqos, monaco etiopico del sec. XIV // ST. 1962. Vol. 219/220. P. 191-212; Taddese Tamrat. Church and state in Ethiopia: 1270-1527. Oxf., 1972. P. 198.

С. Б. Чернецов

АБСАЛОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница