Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 1, "А"-"АБС")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ААРОН САРУГСКИЙ († ок. 337), прп. (пам. сир. 28 мая). Уроженец М. Армении (совр. Вост. Турция), основатель 2 знаменитых мон-рей близ Мелитины. Житие его, написанное по-сирийски в VII-IX вв., содержит рассказ о призвании и чудесах А., совершенных им во время путешествий в Св. землю и К-поль, где он исцелил дочь имп. Константина Великого. По преданию, прожил 118 лет. Почитался в Сирии. Лит.: Nau F. Les légends syriaques d'Aaron de Saroug, de Maxime et Domece, d'Abraham etc. // PO. T. 5/5; T. 7; AnBoll. 1908. Т. 27. P. 166, 184. М. В. Грацианский |
ААРОН, ФЕОФАНОВ СЫН - инок, новгородский иконописец XV в. Имя его как исполнителя засвидетельствовано в надписи на нижнем поле иконы «Архангел Гавриил» из деисусного чина иконостаса Софийского собора в Новгороде. Надпись содержит дату создания деисусного чина (1438/39) и имя заказчика - Новгородского архиеп. Евфимия II Вяжицкого († 1458). А., Ф. с. отождествляется с героем «Сказания о видении Софийского пономаря Аарона» (помещено в III и IV Новгородских летописях под 1438 и 1439 гг.), события к-рого стали основанием для установления 4 окт. местного празднования святым блгв. кн. Владимиру Ярославичу Новгородскому († 1052) и его матери. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 491; НПЛ. С. 271-272. Лит.: Смирнова Э. С. Иконы 1438 г. в Софийском соборе в Новгороде // ПКНО. 1977. М., 1977. С. 215-216; Филатов В. В. Кто такой инок Аарон? // НиР. 1965. № 9. С. 67-70; он же. Иконостас новгородского Софийского собора // ДРИ. М., 1968. [Вып.:] Художественная культура Новгорода. С. 63-82; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Великого Новгорода: XV век. М., 1982. С. 208-209. Э. А. Гордиенко |
ААРОН ЧУДОТВОРЕЦ [Арон] Чудотво́рец, прп. Египетский (пам. копт. 9 сент.); отшельник и чудотворец, почитаемый в Коптской Церкви. Подробных сведений о нем не сохранилось. Изображения святого часто встречаются в христ. искусстве Египта, в частности в росписях VI-VII вв. копт. церкви в Карнаке, а также на фреске XI в. в кафедральном соборе Фараса. Лит.: BHO, N 1-2; BiblSS. T. 2. P. 467. Иконогр.: Kaster K. G. Aaron Thaumaturgos // LCI. Bd. 5. Sp. 1; AnBoll. 1941. T. 59. P. 307; Michalowski K. Faras, Kathedral aus der Wüstensand. Einsiedeln, 1967. Tf. 46. |
ААРОНА МОГИЛА - предполагаемое место захоронения ветхозаветного первосвященника Аарона на г. Джабаль-Харун (5 км западнее Петры, в Иордании). Уже Иосиф Флавий отождествлял Джабаль-Харун с библейской г. Ор, местом смерти Аарона (Иуд. древн. IV 4. 7), рядом с Петрой Набатейской. В 1999 г. церковный комплекс, связанный с предполагаемой могилой Аарона, изучил фин. археолог Яаакко Фрёсин. Открыты остатки большого мон-ря, трехнефная одноапсидная базилика визант. времени, упомянутая в папирусе VI в. как «дом... Аарона», капелла с остатками постамента и хорошо сохранившейся надписью по-гречески: «ΑΑΡΩΝ». На вершине горы (1336 м над уровнем моря) стояло посвященное Аарону исламское святилище, построенное с использованием разрушенных стен более раннего христ. храма эпохи имп. Юстиниана. Делались также попытки отождествить горы Ор и Мозер (Втор 10. 6), к-рую видели в Джабаль-эль-Медра, в 12-15 км к северо-востоку от г. Кадес-Барни (об этом см. Aхарони). Археологически эта связь пока не подтверждена. Лит.: Aharoni Y. The Land of the Bible. Jerusalem, 1967; Frösen J. La tombe d'Aaron près de Petra? // Le monde de la Bible. P., 1999. Vol. 117. P. 81. Л. А. Беляев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ААРОНОВЩИНА (онуфриевщина), беспоповское старообрядческое согласие (см. Беспоповцы). Образовалось в 60-х гг. XVIII в., выделившись из филипповского согласия, и распространилось на территории Архангельской и Вологодской губерний (филипповские сочинения упоминают наставников А., живших на Сев. Двине в XIX в.). Основателем аароновского согласия филипповские источники называют вологодского мещанина, впосл. переселившегося в Архангельск, Андрея Михайловича Ааронова. Его младшим современником и последователем был инок Онуфрий, уроженец Холмогор Архангельской губ., долгое время проведший в заключении в Петропавловской крепости († после 1840). По версии старообрядческого библиографа Павла Любопытного, аароновское согласие было основано ярославским мещанином, проживавшим в архангельских скитах, Андреем (Аароном) Михайловичем Жуковым (1732-1799). Аароновцы не признавали обязанностей старообрядцев по законам, действовавшим в 1716-1782 гг., при каждой ревизии населения записываться в особые ведомости и платить удвоенную по сравнению с обычной нормой подушную подать, что оказало непосредственное влияние на формирование учения страннического согласия (см. Бегуны). Подобно филипповцам, аароновцы были противниками принятого в поморском согласии с 1739 г. моления за правящего императора и исполнения старообрядцами рекрутской повинности. Аароновцы признавали для старообрядцев возможность брака без совершения венчания. Заметен их вклад в полемику о браке, происходившую внутри беспоповщины: в отличие от др. брачных беспоповцев последователи А. считали возможным совмещать брачную жизнь и пустынножительство. Особенности учения А. отразились в наиболее раннем из дошедших до нас сочинений авторов, принадлежавших к А.,- «Архангелогородских ответах» (60-е гг. XVIII в.). Сведений об а. в XX в. очень мало. Последнее упоминание А. относится к 70-м гг. ХХ в. Лит.: Куандыков Л. К. Филипповские полемические сочинения XIX в. о скитской жизни // Древнерусская рукописная книга и ее бытование в Сибири. Новосиб., 1982. С. 118-124; Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосиб., 1988. С. 101-103; Мальцев А. И. Староверы-странники в XVIII - первой половине XIX в. Новосиб., 1996. С. 42-44, 243. А. И. Мальцев |
ААХЕН - см. Ахен, г. в Германии. |
АБА МАР - – см. Мар Аба. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБАКАНСКАЯ И ХАКАССКАЯ ЕПАРХИЯ - см. Абаканская и Кызыльская епархия. |
АБАКАРАЗУН [эфиоп. ] († 1476), эфиоп. подвижник, член общины стефанитов. Происходил из знатной семьи, жившей в мест. Надир близ Аксума; в молодом возрасте ушел в Кваяцкий мон-рь, где был пострижен в монашество Самуилом Кваяцким. После смерти своего наставника А. стал сторонником его ученика Эстифаноса, к-рый проповедовал монастырское нестяжание, жизнь плодами собственного труда и отрицал авторитет царской власти в решении церковных и религ. вопросов. Став после смерти Эстифаноса главой общины, А. решительно выступил против церковных реформ, к-рые проводил царь Зара Якоб (1434-1468). В ответ царь объявил стефанитов еретиками и начал их преследование. От полного уничтожения монахов спасло сочувствие местных христиан, уважавших их праведный образ жизни. Лучшим доказательством нежелания членов общины отделяться от Эфиопской Церкви является их стремление получать иерейское рукоположение от Эфиопского митрополита. Зара Якоб запретил эфиоп. иерархам рукополагать стефанитов во иереи, и престарелый А. послал в Египет своего ученика Езру с целью убедить копт. Александрийского патриарха давать им священство. Конфликт был в конце концов преодолен, но уже после смерти А. Между тем обвинения в том, что последователи Эстифаноса и А. являются еретиками, «врагами Марии и врагами Креста», долго еще тяготели над общиной стефанитов. Лит.: Conti Rossini C. Acta S. Abakerazun // CSCO. Ser. 2. Aethiop. R., 1910. T. 29; Mordini A. Il convento di Gunde Gundie // Rass. di studi etiopici. 1952. T. 22. P. 49-59; Taddese Tamrat. Some notes on the 14th century Stephanite «heresy» in the Ethiopian Church // Ibid. 1968. T. 38. P. 113-115. С. Б. Чернецов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБАС [арм. Աբաս] († 595/6), первый католикос Албании Кавказской (551/552-595). При нем входившая в юрисдикцию Армянской Церкви Албанская епархия была преобразована в Католикосат с центром в Партаве (совр. Барда, Азербайджан). А., первым принявший титул «католикоса Алуанка, Лпинка и Чола», был убежденным сторонником монофизитской доктрины, принятой на Двинском Соборе (554-555), и ревностно боролся с влиянием правосл. армян-халкидонитов, за что пользовался покровительством противника Византии - сасанидского Ирана. В. А. Арутюнова-Фиданян |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АББАТИСА [лат. abbatissa от abbas], в католич. Церкви название настоятельницы жен. монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис). В изречениях отцов монашества встречается термин «ἄμμας» (мать), обозначающий женщину, хранящую целомудрие, но еще не ставшую предстоятельницей общины монахинь. Понятие духовного материнства отсутствует в Свящ. Писании, греко-рим. верованиях и эллинистических религиях мистерий. блж. Августин называет предстоятельницу praeposita или mater, святые Цезарий Арльский, Григорий Великий и Григорий Турский - mater monasterii или А. Впервые слово «А.» встречается в надгробной надписи из Рима 514 г. Его образование от «аббат» объясняется, по-видимому, тем определяющим влиянием, к-рое оказывало муж. монашество на становление и развитие женского. Слово «А.» подчеркивает схожесть полномочий настоятельницы жен. общины и аббата. По мысли Атто Верчелльского, «сила этого слова выражает глубокое почтение в страхе и любви, в благоговении и привязанности» (Ep. 8 // PL. 134. P. 114). Однако на практике полномочия А. значительно ограничены властью епископа. Согласно СIC cаn. 160-182, выборы А. происходят под председательством епископа или в присутствии его представителя. А. должна иметь 40 лет от роду и 10 лет после принесения обета. Лит.: Molitor R. Religiosi iuris capita selecta. Regensburg, 1909. S. 396-497; Hofmeister Ph. Von den Nonnenklöstern // Archiv für katholisches Kirchenrecht. 1934. Bd. 114. S. 3-96, 353-437; Fontette M. de. Les religieuses à l'âge classique du droit canonique: Recherches sur la structures juridiques des branches féminines des ordres. P., 1967. Н. Ф. Усков |
АББАТСТВО - см. Монастырь католический. |
АББОН ИЗ ФЛЁРИ [лат. Abbo Floriacensis] (940 или 945, Орлеан - 13.11.1004, мон-рь Ла-Реоль, Аквитания), мч. (пам. зап. 13 нояб.). Бенедиктинец, аббат мон-ря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый. После учебы в Париже и Реймсе А. из Ф. приобрел обширные и разносторонние знания, создал труды по математике, агиографии, грамматике, каноническому праву. Наряду со св. Гербертом Аврилакским он был первым на Западе, кто знал сочинения Боэция по логике и создал труд по искусству силлогизма. В 985-987 гг. А. из Ф. по приглашению св. Освальда, архиеп. Йоркского, преподавал в мон-ре Рамси (Англия). В 988 г. стал аббатом Флёри. При нем мон-рь, реформированный еще св. Одо Клюнийским, превратился в один из влиятельных центров реформы, что предопределило конфликты с местным епископом (еп-ство Орлеан) и стоявшим за ним франц. кор. Гуго Капетом. К теме противостояния реформированного монашества и епископата А. из Ф. обратился в своей «Апологетике» (Apologeticus ad Hugonem et Robertum reges Francorum, 994). Сборник канонов, адресованный франц. кор. Роберту II, отличает подчеркнутое уважение к прерогативам королевской власти, в к-рой А. из Ф. видел противовес епископским притязаниям. В 1004 г., стремясь распространить должную дисциплину в мон-ре Ла-Реоль, он переселил туда часть монахов из Флëри. Во время возникшей ссоры и драки между монахами из разных мон-рей А. из Ф. попытался остановить кровопролитие, но был убит. Соч.: PL. 139. Col. 419-570; Carmen acrostichum ad Ottonem imp. // MGH. Poetae. T. 5. P. 469-471; Commentarius in cyclum Victorii // Bull. di bibliografia e di storia di scienzo matematico e fisico. 1871. N 4. P. 443-445; Passio s. Edmundi // Memorials of St. Edmunds Abbey. 1890. P. 3-25; Syllogismorum categoricum et hypotheticorum enodatio / Ed. A. Van de Vyver // Van de Vyver A. Les oeuvres inédites d'Abbo de Fleury // Rome bénédictine. T. 47. P. 125-169; Abbonis Floriacensis Оpera inedita. Brugge, 1966. T. 1. Ист.: Aimoin. Vita Abbonis // PL. 139. Col. 375-414. Лит.: Cousin P. Abbo de Fleury-sur-Loire. P., 1954; Mostert M. The political theology of Abbo of Fleury: A study of the ideas about society and law of the 10th century monastic reform movement // Middeleeuwse Studies en Bronnen. Hilversum, 1987. N 2. Н. Ф. Усков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБД АЛЬ-АХАД [лат. имя Доминик, епископское - Василий] († 1727), еп. Амидский, несторианско-униатский писатель. Ученик Юссефа I, первого патриарха католич. Халдейской Церкви; в 1719 г. составил на араб. языке его биографию в форме жития, подробно описав гонения, к-рые претерпел патриарх-униат от несториан, его болезни и миссионерские труды. С 1714 г. А. А. занимал кафедру Амиды (тур. Диярбакыр) и прославился мудрым правлением. Соч.: Шейхо Л. Хаййа Мар Йусуф ал-Батриарки // ал-Машрик. 1921. Т. 19. P. 124-138. Лит.: Giamil S. Genuinae relationes inter Sedem Apostolicam et Assyriorum Orientalium Chaldaeorum Ecclesiam. R., 1902; Graf. Geschichte. Bd. 4. S. 99-100; Joseph le patriarch des Chaldeens // DTC. T. 11. P. 239. В. В. Василик |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБДАС - см. Авда. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБЕГЯН [арм. Աբեղյյաճ] Манук Хачатурович (5.03.1865, Нахичевань - 25.09.1944, Ереван), арм. филолог, лингвист, литературовед, акад. АН Арм. ССР (1943). В 1876-1885 гг. учился в Эчмиадзинской ДА; продолжил обучение в Йене, Лейпциге, Берлине и Париже (1893-1898). В 1898 г. защитил в Йене докт. дис. «Армянские народные верования». Позднее преподавал в Эчмиадзине, арм. школах Шуши и Тифлиса (1898-1914). В 1923-1925 гг. декан исторического фак-та Ереванского ун-та; основал научно-исследовательский ин-т науки и искусства (1925-1930). Позднее работал в ун-те и научно-исследовательских учреждениях Еревана. Труды А. посвящены проблемам арм. эпоса, языка и лит-ры. Главное его произведение - «История древнеармянской литературы» - наиболее фундаментальное исследование в этой области. Автор задался целью осветить лит. наследие арм. народа, начиная с легенд и сказаний языческой эпохи до зарождения новоарм. лит-ры. Однако замысел не был осуществлен в полном объеме: 1-й том, охватывающий период до XI в., вышел в свет в 1944 г., уже после смерти автора; 2-й том, доведенный до XV в., был издан в 1946 г. по черновикам, подготовленным к печати Ин-том лит-ры АН Армении. Позже вышел в свет рус. перевод (Ереван, 1975). Религиозно-житийные произведения V-X вв. А. называл «литературой церковно-политической борьбы». Большой раздел труда посвящен догматической полемике, где исследованы произведения Тимофея II Элура, Иованнеса Мандакуни, Вртанеса Кертола и др. Лит.: Ганаланян А. Жизнь и творчество М. Абегяна // Сов. литература. 1955. № 12 (на арм. яз.); Арутюнян С. Манук Абегян. Ереван, 1970 (на арм. яз.). В. А. Арутюнова-Фиданян |
Абéль [франц. Abel] Феликс Мари (1878, Сент-Юз, Франция - 1953, Иерусалим), франц. библеист и специалист по географии Палестины. Доминиканец, с 1897 г. послушник мон-ря Сен-Максимен. Образование получил при доминиканской Библейской школе в Иерусалиме (École Biblique), где с 1902 г. начал преподавательскую деятельность, а в 1905 г. стал профессором. Президент Палестинского об-ва исследований Востока (Palestine Oriental Society), с 1940 г. консультант Папской библейской комиссии. Один из основоположников христианской археологии Палестины, А. многие годы руководил исследовательскими экспедициями Библейской школы (в частности, на Синай и в Дамаск), в т. ч. программой раскрытия остатков базилик эпохи Константина Великого в Иерусалиме. Большую роль в развитии науки сыграли работы А. по исторической географии библейских земель: «Плавание по Мертвому морю» ( Une croisière autour de la Mer Morte . P., 1911); ставшая классической «География Палестины» (Géographie de la Palestine . P., 1933-1938), 1-й том к-рой (Géographie physique et historique. P., 1933) посвящен физической и исторической географии региона и содержит карты системы рек Палестины, а 2-й (Géographie politique: Les villes. P., 1938) - политической географии (в нем же приведен список библейских городов и др. пунктов со ссылками на отчеты о результатах археологических исследований). Сохраняют значение подробные сводки письменных и археологических источников по памятникам Иерусалима (Jérusalem nouvelle. P., 1914-1926. 2 vol.), Вифлеема (Bethléem: Le Sanctuaire de la Nativité. P., 1914), Хеврона (Hébron: Le Haram el-Khalil. P., 1923), Эммауса (Emmaüs: Sa basilique et son histoire. P., 1932) и др. палестинских святынь (составлены совместно с Л. Венсаном). Соч.: кроме указанных в тексте трудов: Grammaire du grec biblique. P., 19272; Guides bleus: Syrie et Palestine. P., 1932; Les Livres des Macchabées. P., 1949; La prétendu caverne des Sidoniens et la localisation de la ville de «Ara» // RВ. 1951. Janvier. P. 47-53; Histoire de la Palestine depuis la conquête d'Alexandre jusqu'à l'invasion arabe. P., 1952. T. 1: De la conquête d'Alexandre jusqu'à la guerre juive; T. 2: De la guerre juive à l'invasion arabe. Лит.: Dussaud R . Le R. P. Félix-Marie Abel (1878-1953) // Syria. 1953. Т. 30. Р. 374-375; Weidner E . Félix-Marie Abel // Archiv für Orientforschung. 1953. Bd. 16. S. 400-401. Л. А. Беляев, В. В. Писляков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБИАТАР [Авиафар Мцхетский; груз. აბიათარი] (1-я пол. IV в.), св. Грузинской Православной Церкви (пам. 1 окт.). Мцхетский иудей, раввин, прямой потомок уроженца Мцхеты Элиоза, свидетеля Распятия Христова. Согласно преданию Мокцеваи Картлисай (Обращение Картли), Элиозу по жребию достался хитон Господа Иисуса Христа (см. Хитон Господень), к-рый он привез с собой в Мцхету и укрыл в надежном месте. А. вместе со своей дочерью св. Сидонией и всем семейством был в числе первых христиан, обращенных св. равноап. Ниной. Будучи хранителем тайны местонахождения святыни, А. указал на него св. Нине. В Мокцеваи Картлиса включено Житие св. равноап. Нины, где А. приписывается авторство 12-й главы. Ист.: Мокцеваи Картлисай // ПДГФЛ / ი. აბულამის რედაჟციით. თბილისი, 1963. Т. 1. С. 81-163. М. К. Сургуладзе |
АБИД († нач. IV в.), сщмч. (пам. 18 февр.), еп.- см. Иасдафа и А. |
АБИЯ ЭГЗИЭ [эфиоп. - великий у Бога], аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава. Житие святого (изд. К. Конти Россини) написано через полвека после его смерти и, как и его жизнь, не изобилует внешними событиями, но богато подвигами благочестия. Еще в юном возрасте А. Э. был столь богобоязнен, что простодушно отдавал все, что бы у него ни попросили именем Божиим. Окончив учебу, он был рукоположен во священника, но душа его не лежала ни к миру, ни к общежительному монашеству. Говоря «лучше умереть в пустыне, чем жить в монастырях», он мечтал поселиться в пуст. Вальдебба - известном центре эфиоп. аскетизма. Это желание А. Э. нашло отражение в его житии, согласно к-рому доставленный туда огромным зверем ужасного вида святой хотел остаться там навсегда, но был перенесен обратно на родину арх. Гавриилом. Скудость внешних событий жизненного пути А. Э. привела к тому, что житие его, по выражению Б. А. Тураева, «не столько связная и последовательная биография, сколько ряд отдельных повествований о чудесах святого». Тем не менее оно показывает, как, в то время когда южноэфиоп. монашество вело активную монастырскую колонизацию языческих земель, на давно христианизированном севере местное монашество закладывало основы национальных эфиоп. традиций аскетизма. Эфиопская Церковь почитает А. Э. святым (пам. 19 гэнбота - 14 мая). Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 26, 32-35, 51, 101-111 [изложение жития]; Conti Rossini C. Note di agiografia etiopica («Abiya-Egzi, Arkaledes e Gabra Iyesus») // RStO. 1938. T. 17. P. 409-452. С. Б. Чернецов |
Даниил (кон. 20-х или нач. 30-х гг. XIX в.- после 1888), свящ. в с. Козлове Переяславского у. Полтавской губ. Во 2-й пол. 80-х гг. XIX в. при покровительстве митр. Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) А. предпринял издание «Круга обычного православного церковного пения», первого подобного издания в Киеве. Из объявленных 8 выпусков были опубликованы сыном А. Николаем только 2: «Всенощное бдение, вечерня и утреня и Божественная литургия: св. Иоанна Златоустаго, св. Василия Великаго и Преждеосвященных даров св. Григория Двоеслова» (К., 1887; М., 1888) и «Октоих святыя православныя церкви, или Воскресные службы 8-ми гласов» (К., 18882). Круг строился на местных напевах, употребляемых в южнорус. губерниях, и рассматривался как пособие для псаломщиков, учителей сельских школ и воспитанников духовно-учебных заведений. Положенный на 3 голоса, он, как заметил свящ. М. А. Лисицын, представлял собой необработанную запись исполняемых на клиросе напевов с грубыми мелодическими и гармоническими ошибками. Неумение автора привести собранные напевы в надлежащий вид принесло, по мнению А. В. Преображенского, больше вреда, чем пользы. На этом основании Учебный комитет при Святейшем Синоде не одобрил представленные 2 части «Круга» в качестве пособия. В 1889 г. Н. Абламский, учитель начальных классов, напечатал в Киеве составленное им «Руководство к обучению церковному пению по «Кругу обычного православного церковного пения, положенного на ноты... священником Даниилом Абламским»», к-рое также не получило распространения ввиду непрофессиональности автора. Лит.: Преображенский А. Словарь русского церковного пения. М., 1896. С. 1-2; Лисицын. Обзор. С. 1; Левашев. Нотография. С. 50. А. А. Наумов |
А́бо академия [швед. Åbo Akademi], историческое название ун-та фин. г. Турку (швед. Або), известного собственной богословской школой, сформировавшейся на теологическом фак-те; преподавание и исследования ведутся только на швед. языке. Старейшее высшее учебное заведение Финляндии было основано в 1640 г. в царствование королевы Швеции Кристины. После пожара 1827 г., практически уничтожившего г. Або, академия в статусе ун-та была переведена в Гельсингфорс (Хельсинки), новую столицу Финляндии, вошедшей с 1809 г. в состав Российской империи. Т. о., реальным «наследником» старой А. а. является Хельсинкский ун-т. Спустя год после обретения Финляндией независимости усилиями частных лиц в Турку была создана новая А. а. (1918), чья преемственность по отношению к старейшему ун-ту страны оказалась чисто номинальной. С 1981 г. А. а. перешла в ведение гос-ва. На теологическом фак-те А. а., основанном в 1924 г., ведется изучение не только лютеранства, но и др. христ. конфессий; открыты кафедры экзегетики, церковной истории, систематической теологии, практической теологии, сравнительного религиеведения, экуменизма и социальной этики, а также ин-т иудаики; разрабатываются совместные проекты в области богословского образования и теологических исследований с ун-тами Хельсинкским, Тронхеймским (Норвегия) и Гёттингенским (Германия). Фак-т готовит в основном пасторов и церковных работников для Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии. Лит.: Harri H. The religious communities in Finland. Porvoo, 1984; Åbo Akademi, 1918-1993 / Ed. S. Widén. Åbo, 1993; Чернышова О. Финская Евангелическо-Лютеранская Церковь // Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. С. 62-72. E. С. Сперанская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБОБА - городище первой столицы Болгарии - см. Плиска. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы из Космозерского погоста Олонецкой губ. М. И.- известный в Заонежье крестьянин-иконописец, самоучка, писавший иконы в «поморском» стиле - разновидность т. н. скитского письма, восходящего к древнерус. «северным письмам». Получил начальное обучение ремеслу у одного из последних иконописцев Выговского старообрядческого общежительства - Ивана Аверкиева. М. И. выполнял заказы на исполнение иконостасов и роспись потолков в деревенских часовнях Заонежья, реставрировал иконы. Традиц. для местных умельцев-живописцев была роспись прялок, дуг, филенок и дверей. Вероятно, М. И. также занимался переписыванием книг для староверов. Ок. 1860 г. он исполнил большую тябловую икону (см. Тябло) «Деисус» с 9 предстоящими, изображенными в рост. В 1899 г. М. И. совершил паломничество в Соловецкий мон-рь. Образы Соловецких чудотворцев были излюбленным сюжетом иконописца. М. И. вместе с сыном расписывал церкви в дер. Великая Нива и предположительно в с. Козелье (?). Последняя его работа - роспись часовни в Космозерском погосте, для к-рой им же был сработан деревянный иконостас. И. М., сын М. И., иконописец, иконному делу выучился у отца, помогая ему с 12 лет. Среди заметных работ - создание в 1914 г. иконостаса в церкви дер. Уница. Он же расписывал «небеса» часовен в деревнях Медведево и Косельга. И. М. занимался перепиской старинных книг, к-рые украшал заставками и собственноручно переплетал в доски и кожу. В 20-х гг. XX в. в доме И. М. располагалась небольшая иконописная мастерская, в к-рой он работал с учениками. А. имели свои особенности в традиц. технологии иконного дела. Так, напр., доски для икон делали из местной хвойной древесины (березу не использовали), как с ковчегом, так и без него; пигменты в основном покупали. М. И. замешивал краски только на желтке; применял для окрашивания фонов самодельные масляные краски. А. придерживались старых (древнерус.) канонов в иконописи, но могли писать и в новом стиле, образцами к-рого служили иконы петербургских мастерских. Для иконографических справок пользовались неиллюстрированным иконописным подлинником. Контуры изображений переносили на левкас с помощью прориси, что позволяло А. оставаться верными классическим образцам древнерус. иконописи, однако живопись в целом была эклектичной и упрощенной. Лит.: Искусство Севера Заонежья: Сб. Л., 1927. Вып. 1. С. 57-59; З[аволоко И. Н.] Иконописное дело в Советской России // Родная старина. Рига, 1928. № 5/6; М., 1997р. С. 146, 149; Народное декоративное искусство РСФСР: Сб. М., 1957. С. 139; Художники народов СССР: Библиогр. слов. М., 1970. С. 31. Г. В. Маркелов |
Абрáсакс [Абраксас; греч. ̓Αβράσαξ, лат. Abraxas], гностический термин, имеющий символическое значение. Согласно греч. буквенному обозначению чисел, он предполагает число 365 (α´ = 1; β´ = 2; ρ´ = 100; α´ = 1; σ´ = 200; α´ = 1; ξ´ = 60). В системе гностика Василида этим термином обозначался архонт (глава) низших эонов (эманаций высшего божества), создавших 365 небес (по числу дней в году). А. И. Сидоров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АБРОСИМ [Еворес], св. (пам. 10 нояб.), ученик сщмч. Милия - см. Милий, еп. Персидский. |
АБРЭХА И АЦБЭХА [эфиоп. ], легендарные цари Эфиопии, правление к-рых было ознаменовано обращением страны в христианство. Согласно позднему эфиоп. преданию, братья занимали трон, когда рукоположенный во епископа св. Фрументий прибыл распространять христианство в их царстве. Оба брата крестились от него и содействовали обращению в новую веру своих подданных. Однако, по эпиграфическим данным, принятие христианства в качестве офиц. религии Эфиопии приходится на царствование Эзаны (сер. IV в.), к-рый не имел соправителей. Послание имп. Констанция II владыкам Аксума братьям Эзане и Сазане (S. Athanasü. Apologia ad Const., 31) побудило нек-рых исследователей отождествить их с А. и Ац., но эта гипотеза представляется весьма шаткой. Более обоснованным является предположение о том, что реальными прототипами А. и Ац. были аксумский царь Калеб, носивший тронное имя Элла Ацбэха, и его полководец Абраха, чьи имена стали необычайно популярными среди эфиопов благодаря победам над гонителем христиан химьяритским царем иудеем Йосефом Асаром Ясаром в сер. 20-х гг. VI в. и последующему утверждению на химьяритском престоле христ. эфиоп. династии. Когда же после упадка Аксума память о подлинной истории этого периода была почти полностью утрачена, А. и Ац. оказались связаны в народном сознании с Крещением Эфиопии. Пространное эфиоп. житие святых братьев, уникальная рукопись к-рого найдена в Гемаде (пров. Тыграй) в посвященной им церкви, остается неизданным. Память святых братьев-царей чтится в Эфиопской Церкви 4 тэкэмта (1 или 2 окт.; см. Календарь эфиопский). Ист.: Эфиопский синаксарь (Мацхафа сэнкэса р) на 1-ю пол. года (Ркп. РНБ Эфиоп. н. с. 23. Л. 35об.); Wallis Budge E. A. The Book of the Saints of the Ethiopian Church. Camb., 1928. Vol. 1. P. 112; Vol. 4. P. 1165. Лит.: Болотов. Лекции. T. 2. С. 272-273; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 19, 54, 61 (прим.), 87; Ullendorff E. Note on the Introduction of Christianity into Ethiopia // Africa. 1949. T. 19. P. 61-62; Hable Selassie S. The Problem of Gudit // J. of Ethiopian studies. 1972. T. 10. N 1. P. 113, n. 2; DEB. Vol. 1. P. 7, 26-27, 65, 148; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinb., 1991. P. 11, 13, 110, 156, 159, 205-206. С. А. Французов |
Дмитрий Степанович (наст. фам. Яковлев) (18.10.1796, с. Кейкино Ямбургского у. С.-Петербургской губ.- 21.04.1860, С.-Петербург), прот. Закончил СПбДС. В 1820 г. рукоположен во диакона, с 1823 г. иерей, с 1824 г. протоиерей в г. Кексгольме. С 1831 г. законоучитель Горного корпуса в С.-Петербурге. Получил известность как проповедник, обладавший даром выразительной и простой речи. Составитель известных в сер. XIX в. учебников по истории ВЗ и НЗ, считавшихся лучшими и пользовавшихся успехом из-за их краткости и понятности. Соч.: Уроки из Священной истории Ветхого Завета. СПб., 1841; История земной жизни Христа Спасителя, Божественного Основателя новозаветной Церкви. СПб., 18542; История Церкви ветхозаветной. СПб., 18542; Слова и речи (произнесенные преимущественно к воспитанникам Горного корпуса с 1831 по 1857 г.). СПб., 1859. Лит.: Архангельский М., свящ. Отзыв о словах и речах // Странник. 1860. № 3; Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 23-24. Б. К. Кнорре |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |