Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 2, "АБС"-"АВД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АБС"-"АВД")

АБСОЛЮТИЗМ

АБСОЛЮТИЗМ - см. Монархия.

АБСОЛЮТНАЯ НЕСПОСОБНОСТЬ К СВЯЩЕНСТВУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТНОЕ РУКОПОЛОЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА

АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА [араб.АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА , в южноарав. эпиграфике 'bkrb/bn/gblt; греч. ̓Αβοχάραβος] (1-я пол. VI в.), араб-христианин из династии Гассанидов, глава крупного племенного союза в Сев.-Зап. Аравии, брат аль-Хариса ибн Джабалы.

Приверженец монофизитства. В кон. 30-х - нач. 40-х гг. VI в. передал в дар имп. Юстиниану I большой оазис финиковых пальм - Финикон (ὁ Θοινικών); впрочем, контроль Византии над этой отдаленной территорией мог быть лишь номинальным. Император назначил А. К. «филархом сарацин Палестины», передав ему в управление провинцию Палестину III; влияние его распространялось и на север Хиджаза (северо-запад совр. Саудовской Аравии). Талантливый военачальник и энергичный правитель, А. К. подчинил себе важнейший участок древнего торгового пути вдоль вост. побережья Красного м., существенно потеснив киндитов. К кон. 40-х гг. VI в. он стал одним из сильнейших властителей Аравии: в 548 г. его посланники наряду с послами Аксума, Византии и Ирана были приняты царем Химьяра Абрахой. Благодаря деятельности А. К. могущество Гассанидов, покровительствовавших монофизитству, существенно возросло.

Ист.: CIH 541 // CIS. Pars 4: Inscriptiones Himyariticas et Sabaeas. P., 1911. T. 2. P. 278-296 (переизд. с рус. пер.: Лундин А. Г. Южноаравийская историческая надпись VI в. н. э. из Мариба // Эпиграфика Востока. М.; Л., 1954. Вып. 9. С. 3-24); Прокопий. Войны, I 19, 8-16. С. 62.

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию: Из истории торговли Византии с Востоком в IV-VI вв. М.; Л., 1951. С. 322-323; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 100, 118, 140, 148, 162, 172-174; Shahîd I. Byzantium and the Semitic Orient before the Rise of Islam. L., 1988. T. 1. P. 46; T. 2. P. 375-380; T. 4. P. 70-71.

С. А. Французов

АБУ НУХ

АБУ НУХ - несторианский писатель VIII в., ученик Авраама бар Дашандада и секретарь католикоса Тимофея. Написал апологетическую работу против мусульман и книгу «против еретиков», прежде всего монофизитов. Им также написано Житие Иоанна Дайломайского.

Ист.: Thomas de Marga. Liber superiorum seu historia monastica, liber fundatorum monasteriorum in regno Persarum et Arabia / Еd. F. Bedjan. Lipsiae, 1901. Т. 2. Р. 23.

Лит.: Baumstark. Geschichte. S. 218; Duval R. La littérature syriaque. P., 1907. Р. 381.

В. В. Василик

АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ

АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ [араб. АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ АБУ КАРИБ ИБН ДЖАБАЛА АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ ; известен также как Садид ибн Яна], монофизитский копт. арабоязычный канонист, автор большого компендиума по церковному праву. В предисловии автор говорит о необходимости послушания церковным законоположениям и вреде новшеств, ведущих к искажению традиции. Свод, состоящий из 48 разд. и охватывающий область действующего права, составлен на основании псевдоапостольских документов и канонических постановлений Соборов: первых трех Вселенских и т. н. «Разбойничьего» Эфесского (449), с учетом копт. источников. В собрании книг мон. Макария имелась рукопись этого труда, датируемая 1028 г., что позволяет считать наиболее поздним временем его редактирования нач. XI в.

Лит.: Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 320-321.

Свящ. Олег Давыденков

АБУ ХАНИФА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ-ГОШ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУКАРА

АБУКАРА - см. Феодор Абу Курра.

АБУКИР

АБУКИР - г. в Египте - см. Каноп.

АБУЛАДЗЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ-ЛЬ-БАРАКАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ-ЛЬ-МАКАРИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ

АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ - ар-Рашид [араб. АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ  АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ АБУ СУЛХ ЮНУС ИБН АБДАЛЛАХ АБУ-ЛЬ-ХАЙР ИБН АТ-ТАЙИБ ] (кон. XII - нач.

XIII в.), копт. свящ. и врач. С его деятельности начинается «золотой век» копто-араб. лит-ры. Вероятно, нек-рое время он служил при Таки ад-Дине, везире айюбидского султана Усмана Имад ад-Дина (1193-1198), к-рого в одном из трудов он упоминает как своего «господина и повелителя». А. Т. известен в первую очередь догматическим соч. «Противоядие для умов» (Тирйак аль-укуль), направленным, как сказано в предисловии, «против нападок мусульман». В 24 главах автор рассматривает основные положения христ. учения (в монофизитской интерпретации), описывает и защищает христ. образ жизни, подчеркивая превосходство своей веры над язычеством, иудейством и зороастризмом. В приложении даются выписки из нехрист. авторов: иудейского философа Маймонида (ум. 1204) и мусульм. ар-Рази (ум. 1209). Рукопись 1-й части этого сочинения хранится в С.-Петербургском филиале Ин-та востоковедения РАН. А. Т. сотрудничал с Абу Исхаком ибн аль-Ассалем в работе над трудом «Свод основ веры». Существуют также 2 сочинения, приписываемые в ватиканских рукописях А. Т., а в манускриптах из собрания Павла Сбата - Абу-ль-Баракату: «Свод положений христианской веры и опровержение заблуждений народов ислама и иудеев на основании их собственных воззрений и учений» и Послание (рисала) в 2 частях, опровергающее идею предопределения и ересь о творении во времени Божественной природы Христа. Вопрос об их авторстве остается открытым.

Лит.: EC. T. 1. P. 152-153; Graf. Geschichte. Bd. 2. S. 344-348.

Н. Г. Головнина

АБУ-ЛЬ-ХАСАН ИБН БАХЛУЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУ-МАКАР МОНАСТЫРЬ

АБУ-МАКАР МОНАСТЫРЬ - см. Египет.

АБУ-МИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБУНА

Абýна [араб. АБУНА  - отец наш], почтительное обращение к священнослужителю (не архиерею) у арабоязычных христиан, соответствующее рус. «отец, батюшка». Этимологически восходит к общесемитской основе ab - отец, как и арам. АБУНА  (откуда греч. ἀββᾶς - авва). Этот термин употребляется также в именах собственных, где обозначает церковное почитание человека как святого; в этом случае оно примерно соответствует сир. maАБУНА r - господин, святой.

В Эфиопии это слово разделилось на 2 термина - «абуна» и «абун». Первый (АБУНА ) является обращением и приложением к имени любого духовного наставника, начиная с игумена (для монахов его мон-ря) или святого (для верующих, особенно чтущих его память) до высших церковных иерархов, таких, как митрополит Эфиопский или копт. патриарх Александрийский. Таким же образом появился и др. термин - «абун» (АБУНА ), к-рый уже не был ни обращением, ни эпитетом: так называли в третьем лице митрополита, а после обретения Эфиопской Церковью автокефалии (1948) - как митрополитов, так и патриарха Эфиопии.

А. В. Муравьев, С. Б. Чернецов

АБХАЗСКАЯ ЕПАРХИЯ ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА

АБХАЗСКАЯ ЕПАРХИЯ ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА - см. Сухумо-Абхазская епархия.

АБХАЗСКИЙ (ЗАПАДНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБХИДХАРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АБХИНАВАГУПТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВ

АВ - месяц - см. Календарь.

АВАДДОН

АВАДДОН - одно из названий обители мертвых в ВЗ. Первоначально, возможно, было именем божества царства мертвых, а впосл. перенесено на само царство мертвых (ср. греч. Аид). Слово «А.» 6 раз употреблено в ВЗ, встречается в текстах Кумрана (II в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.), а так же в более поздней раввинистической лит-ре. В НЗ встречается лишь один раз. В Прит 15. 11; 27. 20 и в Иов

26. 6 слово «А.» - поэтический параллелизм к понятию «шеол» (царство мертвых). Подчеркивается, что, хотя А. незрим для человеческого ока, он не сокрыт для Бога (ср. Пс 138. 8). В Иов 28. 22 А.- параллелизм к слову «смерть». При этом поэтическая метафора наделяет А. и смерть способностью говорить, что впосл. могло послужить одним из оснований для осмысления А. как ангела преисподней.

В Пс 87. 12 А.- параллелизм к слову «могила». Из Иов 31. 12, где слово «А.» не имеет параллели и означает, вероятно, «место погибели»: «[прелюбодеяние] это огонь, поядающий до истребления (Аваддона)». В кумран. текстах А. встречается в значении «шеол» (1QH 3. 16-19), «бездна» (4Q504), «гибель» (1QGenAp 12. 17). В Откр 9. 11 саранча «царем над собой... имела ангела бездны, имя ему по-еврейски Аваддон (Άβαδδών) , а по-гречески он имеет имя Аполлион (Άπολλύν)». Перевод слова «А.» как «Аполлион», возможно, подсказан греч. словом άπώλεια- последним в Септуагинте переводятся рассмотренные выше случаи употребления слова «А.». Кроме того, у греч. читателей Откровения св. Иоанна Богослова неизбежно должна была возникать ассоциация с Аполлоном (Άπόλλων), персонажем греч. мифов, к-рый нередко играл роль губителя. В раввинистической лит-ре А.-второе из 7 названий геенны (Эрувин 19а, со ссылкой на Пс 87. 11), место наказания грешников. В Мидраш Конен А.- собственно второе отд-ние геенны.

Лит.: Heidel G. The Gilgamesh Epic and the Old Testament Parallels. L., 1949 2; Tromp U. J. Primitive Conceptions of Death and the Netherworld in the Old Testament. L., 1969. P. 80-81 (Biblica et orientalia; 21); Тексты Кумрана. СПб., 1996. Вып. 2. (Памятники культуры Востока; 7).

А. И. Шмаина-Великанова

АВАЛОКИТЕШВАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАНА

Аванá [евр. АВАНА  АВАНА - твердая, каменистая], река, берущая начало в горах Антиливана и протекающая в окрестностях Дамаска. О ней вспоминал страдавший проказой сир. военачальник Нееман, посланный прор. Елисеем на омовение в Иордане (4 Цар 5. 12). Греч. географ Страбон называл ее Хрисорроас (греч. Χρυσορρόας - золотой поток) (География. XVI 2). Традиционно отождествляется с р. Барада (араб. - холодная).

Лит: Abel F.-M. Géographie de la Palestine. P., 1933.

Свящ. Афанасий Гумеров

АВАРИМ

АВАРИМ [евр.АВАРИМ АВАРИМ , АВАРИМ  - переходы, переправы], горный хребет, лежащий к востоку от устья р. Иордан, где при исходе из Египта располагалась одна из последних стоянок Израиля перед завоеванием Ханаана (Числ 33. 47-48). С одной из вершин А., горы Нево, Моисей смог увидеть обетованную землю (Числ 37. 12; Втор 34. 1-4). Хотя большинство библейских атласов относят А. к нагорью к северу от р. Арнон, т. е. нек-рые исследователи (Ф. М. Абель, Дж. Симонс) на основании Иер 22. 20 полагают, что в А. также входили горы к востоку от юж. оконечности Мёртвого моря.

Лит.: Елеонский Н. А., прот. Очерки из библейской географии. СПб., 1896. Т. 1: Горы, равнины, долины, пустыни, воды, климат, геологические особенности и растительность Св. земли. С. 86-103; Abel F. M. Géographie de la Palestine. P., 1933. 2 vol.; Simons J. J. The geographical and topographical texts of the Old Testament. Leiden, 1959.

Свящ. Афанасий Гумеров

АВАРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАСИОТ

АВАСИОТ [Васиот; греч. ̓Αβασιώτης (Βασιώτης)] Николай, визант. мелург нач. XIV в. Муз. кодекс афонского мон-ря вмч. Пантелеимона № 938 (кон. XV - нач. XVI в.) на листе 125 содержит его имя - Николай. Свидетельства рукописей (напр., Матиматарий - Athen. Cpolit. Metoch. S. Sep. Gr. № 727. Fol. 94v) о том, что св. Иоанн Кукузель (ок. 1270 - ок. 1340) «разукрасил» (καλλωπίζει) сочинение А.- самогласен 2-го плагального (6-го) гласа «АВАСИОТ АВАСИОТ АВАСИОТ АВАСИОТ » (Σήμερον ὁ τοῖς νοεροῖς - Стихира на «Господи воззвах» праздника Рождества Богородицы 8 сент.), определенно относят жизнь и творчество А. к нач. XIV в. Известна также его стихира, содержащая кратиму (мелодию, распеваемую на слоги «терирем» - τεριρεμ).

Лит.: Στάθης Γ. Θ. Οἱ ἀναγραμματισμοί καί τά μαθήματα τῆς βυζαντινῆς μελοποιίας. ̓Αθῆναι, 19943. Σ. 76, 167. (̀λδβλθυοτεΙδρυμα Βυζαντινῆς Μουσικολογίας. Μελέται; 3.)

Г. Статис

АВАСУ

АВАСУ [греч. ̓Αβάσου], мон-рь Успения Богородицы - см. Эпир (Греция).

АВАТАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВВАКИР

АВВАКИР [греч. ̓Αββακῦρος] (VII в.), прп. (пам. в субботу сырную). По рассказу прп. Иоанна Лествичника, А. был от природы неск. невоздержан на язык, и за это в течение 17 лет монахи обижали его, а служители ежедневно выгоняли с трапезы, так что А. часто уходил спать голодным. Святой необыкновенно кротко сносил обиды, искренне считая, что окружающие т. о. испытывали, может ли он быть монахом. Перед смертью А. поблагодарил братию за то, что они искушали его, освободив от бесовских искушений. По повелению настоятеля он был погребен рядом со святыми.

Ист.: Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1994р. Слово IV. Гл. 29-30. C. 32-33.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 530.

М. В. Б.

АВВАКУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВВАКУМ ДИАКОН

АВВАКУМ ДИАКОН [серб. Авакум Ђакон] (1794, Кнез-Поле, Босния - 1814, Белград), прмч. Сербской Православной Церкви (пам. серб. 17 дек). Оставил семью в юном возрасте и поступил в Миштаницкий мон-рь, где обучился чтению и Закону Божию и нес послушание под началом духовника свящ. Геннадия Шувака, принял постриг и был рукоположен во диакона. В результате поражения антиосманского выступления Йована Янчича Сарайлии (1809) А. Д. вместе со своей матерью, свящ. Геннадием, к-рый был одним из организаторов восстания, и его сыном Стояном покинул обитель и поступил в Трновский Благовещенский мон-рь. В 1814 г. за участие в антиосманском восстании Хаджи Продана они вместе с игум. Трновского мон-ря Паисием (Ристовичем) были схвачены турками и доставлены в Белград. Игум. Паисий, твердо отказавшийся принять ислам, был казнен первым. Геннадий и его сын приняли магометанство и были освобождены. А. Д., несмотря на увещевания матери, не отрекся от веры и предпочел мучительную смерть на колу отказу от Христа. По пути к месту казни сам нес кол и пел: «Нема вере боље од хришђанска!» (Милићевић. С. 27). Бесстрашие А. Д. произвело на турок большое впечатление, и один из них, желая облегчить кончину мученика, заколол его кинжалом. После этого тело А. Д. было посажено на кол. А. Д. был канонизирован на Архиерейском Соборе Сербской Православной Церкви 14 июня 1962 г. Изображения святого находятся в часовне Клисурского мон-ря (1950, худож. Й. Кратина по заказу митр. Сконского Иосифа (Цвийовича), администратора Жичской епархии), в ц. Ружицы в Белграде (икона с житийными клеймами) и ц. св. Петки (1975-1982, мозаика худож. Д. Радуловича) (см. Белград).

Лит.: Милићевић М. Авакум ђакон // Поменик знаменитих људи у српског народа новиjeг доба. Београд, 1868; Српска књижевна задруга. Београд, 1959. Тетр. 52. Књ. 349-350. С. 26-28; Протић Д. М. Книга о ђакону Авакуму. Београд, 1968.

И. И. Калиганов

АВВАКУМОВЩИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГАРЯ ПЛАТ

АВГАРЯ ПЛАТ - см. Спас Нерукотворный.

АВГЕН

АВГЕН [Евген] - см. Евгений [Мар Авгин (Авген, Евген)].

АВГУЛ

АВГУЛ [лат. Augulus] († нач. IV в.?), сщмч. (пам. зап. 7 февр.), еп. Британский. В мартирологе Иеронима упоминается как епископ, пострадавший в брит. г. Авгурия («Brittania civi. Auguria epc. et mar.»). Этот город обычно отождествляют с совр. Лондоном (мартиролог Узуарда называет его «Augusta, cui nunc Londini nomen»). Вероятнее всего, А. претерпел мученичество в гонение Диоклетиана.

Лит.: ActaSS. Febr. 1658. T. 2. Col. 16-17; MartHieron. P. 18; Sempels V. // DHGE. T. 5. Col. 410-411.

АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ

АВГУРИЙ, ИУЛИЙ, ИУЛИАН, ВИНЦЕНТИЙ И ЭКЛОДИЙ [Авгур; Augurius от лат. augur - жрец-птицегадатель], мученики Испанские (пам. зап. 21 авг.); упоминаются в мартирологе Иеронима.

Лит.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 424; MartHieron. P. 108.

АВГУСТ

АВГУСТ [лат. Augustus], мч. Италийский (пам. зап. 9 апр.); упоминается в мартирологе Иеронима, пострадал в г. Бонония (Болонья) или Перузия (Перуджа), Италия.

Лит.: ActaSS. Apr. 1675. T. 3. P. 613; MartHieron. P. 51.

АВГУСТ ОКТАВИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна)

АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна) (Защук Лидия Васильевна; 1871, Санкт-Петербург - 8.01.1938, Тульская обл.), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), схим. Род. в дворянской семье, владела шестью иностранными языками, обладала литературным дарованием, занималась журналистикой в Санкт-Петербурге. А. глубоко почитала преп. иером. Нектария (Тихонова). После закрытия Оптиной пустыни А. основала одноимённый музей, став его заведующей; в музее работали многие бывшие насельники обители. 10 авг. 1927 г. в г. Козельске Калужской губ. с А. была взята подписка о невыезде в связи со следствием по групповому «делу иеромонаха Никона (Беляева) и др.». 19 дек. того же года А. была приговорена к высылке на 3 года с запрещением проживания в семи крупных городах СССР. По окончании срока высылки жила в Туле, а после переезда прмч. архим. Исаакия (Бобрикова) в г. Белёв А. переселилась туда же. Вскоре она приняла схиму с именем Августа, с 1934 г. была игуменией тайного женского мон-ря в Белёве. 16 дек. 1937 по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован архим. Исаакий, а вместе с ним и А. как «игумения подпольного монастыря «тихоновской ориентации»». Во время допроса, продолжавшегося 16 суток, А. была подвергнута пыткам. По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. А. была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г.

Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953; Архив УФСБ по Калужской обл. Д. П-16298.

Лит.: Цветочки Оптиной пустыни. М., 1995; Оптина Пустынь в судьбе Н. А. Павловича // Троицкое слово. 1993. № 8. С. 9, 11; Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С.111-113; За Христа пострадавшие. Кн. 1. М., 1997. С. 26.

АВГУСТА КУРСКАЯ

АВГУСТА КУРСКАЯ († 1849), игум. Род. в купеческой семье. Ок. 1792 г. поступила послушницей в один из тульских мон-рей. Спустя 10 лет была переведена в Борисовский Тихвинский мон-рь Курской губ. Несла послушание на клиросе, была искусна в чтении и пении, умела шить золотом и писать иконы. В 1805 г. пострижена в монашество. В 1814 г. назначена игуменией Борисовского мон-ря. Заботами А. в мон-ре было окончено строительство колокольни и ограды, заложена первая каменная ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери, введен строгий пустынножительный устав. В 1822 г. уволилась на покой, 27 лет провела в уединении и молитве.

Лит.: Леонид [Кавелин], архим. Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни // ЧОИДР. 1872. Кн. 1. Отд. V; То же. [Б. м.], 1884n. С. 141-144, 174, 200; Беляев И. С. Богородицкий Тихвинский монастырь Курской губернии. М., 1914. С. 141-157.

Н. Н. Крашенинникова

АВГУСТАМНИКА

Августамни́ка [лат. Augustamnica, греч. Αὐγουσταμνική], епархия Александрийского Патриархата; территориально охватывала одноименную рим. провинцию в Н. Египте. Во время адм. реформ имп. Диоклетиана (284-305) в вост. части Н. Египта была образована пров. Геркулия, с 341 г. известная как А. Ок. 386 г. ее юж. часть была преобразована в пров. Аркадия. При Юстиниане I (в 560 г.) А. разделилась на 2 части: А. Первую в сев. части Дельты (до Кинополя на юге и Синайского п-ова на востоке) и А. Вторую к юго-востоку (приблизительно до Вавилона на юге и Клисмы на востоке). Митрополичья кафедра А. Первой находилась в адм. центре провинции в г. Пелусий, расположенном в устье самого вост. рукава Нила и являвшемся стратегически важным укреплением на пути из Египта в Азию. Столицей А. Второй был г. Леонтополь на юге Дельты. Под названием Стамника обе епархии упоминаются в сочинении историка Нила Доксопатра (жившего в XII в., но использовавшего более ранние источники); он указывает, что в подчинении каждой из них находилось по неск. епископий.

Ист.: Acta CO. T. I/1/2. P. 11, 25-29; Афанасий Великий, свт. Защитительное слово против ариан. П. 56 // Творения. Т. 1. С. 357; Hieroclis Synecdemus et Notitiae Graecae episcopatuum, accedunt Nili Doxopatri Notitiae patriarchatuum et locorum nomina immutata / Ed. G. Parthey. B., 1867. Amsterdam, 1967r. P. 275.

Лит.: Фихман И. Ф. Введение в документальную папирологию. М., 1987. С. 208-209; Atlas d'histoire de l'Église / Sous la dir. de J. Martin et H. Jedin. P., 1990. Tab. 10В, С.

И. Г. Коновалова

АВГУСТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА

АВГУСТИН И ЕГО МАТЬ ФЕЛИЦИТА († ок. 255), мученики (пам. зап. 15 нояб.). Происходили из Африки; заключены в тюрьму в гонение имп. Деция. Им в темницу адресовано одно из писем свт. Киприана Карфагенского. Позже, в правление имп. Валериана, мученики были казнены в Капуе (Юж. Италия). Мощи перенесены в Беневент (совр. Беневенто). Католич. служба составлена в 1887 г.

АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА

АВГУСТИН, САНКЦИАН, ЕГО СЕСТРА БЕАТА - и др. († 273 или 274), мученики Санские (пам. зап. 6 сент.). Обезглавлены в правление имп. Аврелиана в Галлии, близ г. Санс (Центр. Франция). В память о них там была построена часовня, где хранились их мощи (в наст. время в ц. св. Петра в Сансе).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 2. P. 668.

Лит.: Palanque J.-R. Augustin (3) // DHGE. T. 5. Col. 419.

П. Б. М.

АВГУСТИНА УСТАВ

АВГУСТИНА УСТАВ [лат. Regula Sancti Augustini], один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников. Под этим названием известно 4 текста, приписываемых блж. Августину: Praeceptum, или Regula ad servos Dei (Предписание, или Правило для рабов Божиих) - устав для муж. монашеской общины (древнейшая ркп.- Paris. lat. 12634, VI-VII вв.); Regularis Informatio (Изложение правила) - устав для жен. общины, по своему содержанию сходный с Praeceptum; ему предпослано письмо блж. Августина «Obiurgatio» (Порицание - Ep. 211); Ordo monasterii, или Disciplina monasterii (Уложение монастырское, или Дисциплина монастырская), а также Regula secunda (Второе правило) - краткое описание повседневной жизни в мон-ре; Regula consensoria (Согласованное правило), небольшое анонимное произведение, ложно приписываемое блж.

Августину, появившееся в Испании во 2-й пол. VII в. Первые 3 текста известны по меньшей мере в 9 вариантах. Самая часто используемая форма А. у.- Regula recepta (Общепризнанное правило - PL. 32. Col. 1377-1384) - представляет собой комбинацию Praeceptum и первого предложения из Ordo monasterii. Еще в 1-й пол. XX в. господствующим оставалось мнение Эразма Роттердамского и Р. Беллармина о том, что Praeceptum являлось версией Regularis Informatio, переработанной для муж. общины. Благодаря фундаментальному исследованию Л. Ферхейена доказаны аутентичность и первенство Praeceptum, предположительно написанного блж. Августином ок. 397 г. для основанной им обители клириков. По поводу датировки и авторства Ordo monasterii и Regularis Informatio ведутся дискуссии.

Хотя состав А. у., по-видимому, не был четко определен, он оказал влияние на древнейшие монашеские уставы Зап. Европы, в т. ч. на Устав св. Венедикта Нурсийского. Особую популярность А. у. обрел лишь в сер. XI-XII в. в движении регулярных каноников, получивших поэтому имя «августинцев». В отличие от Устава св. Венедикта, в к-ром монашеский подвиг был неотделим от пребывания в затворе, А. у., выделявший лишь самые общие и основные нормы монашеской жизни и ориентировавший прежде всего на глубокую внутреннюю работу, позволял соединить монашескую аскезу с активным пастырским служением в миру, что отвечало религ. запросам европ. об-ва в XII-XIII вв. Акцент на христ. понятии любви, важном для развивавшейся с XII в. мистики, немало способствовал успеху А. у., к-рый лег в основу орденов премонстрантов, доминиканцев, августинцев-еремитов, многочисленных жен. общин - августинок и др.

Лит.: Verheijen L. La Règle de saint Augustin. P., 1967. Vol. 1. P. 148-152, 417-437; Vol. 2. P. 221-239; idem. Nouvelle approche de la Règle de saint Augustin. Bégrolles-en-Mauges, 1980. Vol. 1; Louvain, 1988. Vol. 2; Zumkeller A. Das Mönchtum des hl. Augustinus. Würzburg, 19682; Lawless G. Augustine of Hippo and his Monastic Rule. Oxf., 1987.

Н. Ф. Усков

АВГУСТИНА-СЕРАФИМА САРОВСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АВГУСТИНА-СЕРАФИМА САРОВСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [греч. ῾Αγίου Αὐγουστίνου - Σεραφεῖμ τοῦ Σαρώφ], в митрополии Фокиды (Элладская Церковь). Расположен близ с. Трикорфо, в 15 км от г. Навпакта (Нафпактос, Зап. Греция). Основан в янв. 1991 г. архим. Нектарием (Мулациотисом) и освящен в честь блж. Августина, т. к. устроен на месте, где с 1985 г. проводились правосл. летние студенческие лагеря, получившие имя покровителя молодежи блж. Августина. Соборный храм (кафоликон) мон-ря - визант. типа; после чудесного заступничества прп. Серафима Саровского один из престолов был освящен в его честь. В мон-ре хранятся мощи блж. Августина и матери его св. Моники, а также Иоанна Предтечи, святых Нектария, Ефрема Нового Макриса, мучеников Пенделийских и Хозевитских, преподобных Феодосия и Саввы Освященного, святых Христофора Папулакоса, Филомена Иерусалимского, Серафима Фанарского и Макария Агианнанита. В мон-ре действуют иконописные мастерские и издательство; летом размещается детский правосл. лагерь. Престольные праздники: блж. Августина (15 июня) и прп. Серафима (19 июля). Игумен - архим. Нектарий (Мулациотис) (1999).

Лит.: Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικὰ Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 67-68; Τὰ Μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 1. Σ. 258-259.

А. Ю. Никифорова

АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ

АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы.

АВГУСТИНЦЫ

АВГУСТИНЦЫ - в католич. Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блж. Августина (см. Августина устав). Его придерживаются ордена доминиканцев, госпитальеров, премонстрантов, тринитариев, сервитов, мерцендариев, алексиан и др. Наименование А. сохраняют в своих офиц. названиях августинцы-еремиты и августинцы-каноники (см. Регулярные каноники).

Лит.: см. в статьях об упомянутых орденах.

АВГУСТИНЦЫ-ЕРЕМИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВГУСТИНЦЫ-КАНОНИКИ

АВГУСТИНЦЫ-КАНОНИКИ - см. Регулярные каноники.

АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО

АВГУСТОВСКОЕ [СЕЙНЕНСКОЕ] КАТОЛИЧЕСКОЕ ЕПИСКОПСТВО - адм. единица католич. Церкви, созданная на польско-литов. пограничье после включения Царства Польского в состав Российской империи. Границы еп-ства соответствовали территории Августовской (с 1867 - Сувалкской) губ. (совр. Сев.-Вост. Польша). Существовало в 1818-1925 гг. А. к. е. включало 120 приходов, имело 230 священников и 361 тыс. верующих. Папской буллой 1818 г. центром А. к. е. был объявлен г. Сейны. Правительство Царства Польского прилагало усилия к тому, чтобы перенести центр еп-ства в Сувалки, дав ему название Сувалкского; костелу св. Александра в Сувалках был присвоен статус кафедрального. Но папская булла, подтверждавшая перенос столицы, не была обнародована, и Сейны остались центром А. к. е., а ц. Благовещения - кафедральным собором.

Кроме польск. населения на территории еп-ства проживали литовцы, до 1875 г. в его пределах находилось 8 греко-католич. приходов. Организационно А. к. е. принадлежало к Варшавской католич. митрополии. На территории еп-ства действовали ДС и 9 мон-рей, принадлежавших различным католич. орденам. После указа о ликвидации мон-рей в 1864 г. в А. к. е. сохранились мон-ри капуцинов, бенедиктинок и мариан. В 1869 г. после польск. восстания российское правительство намеревалось упразднить А. к. е., однако эти планы не были реализованы. В 1921 г. по польско-литов. договору еп-ство было разделено между Польшей и Литвой. К Литве отошли 11 деканатов, 86 приходов с 387 тыс. мирян, а к Польше - 12 деканатов, 104 прихода, 1 муж. и 3 жен. мон-ря, 69 священников и 396 тыс. мирян.

Епископы: Ян Клеменс Голашевский (1818-1820), Игнаций Станислав Чижевский (1820-1823), Павел Страшиньский (1836-1847), Константин Ириней Лубеньский (1862-1869), Петр Павел Вержбовский (1872-1893), Антон Барановский (1897-1902), Антоний Карась (1910-1925, с 1921 - в Литве).

Лит.: Воudоu А. Lе Saint-Siège еt la Russie. P., 1922-1925. T. 1-2; Jemielity W. Diecezja sejneńska w latach 1872-1893. Lublin, 1963; idem. Diecezja augustowska czyli sejneńska w latach 1818-1872. Lublin, 1972.

Л. И. Сальникова

АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ

АВГУСТЫ МОНАСТЫРЬ [греч. τῆς Αὐγούστης] монастырь в К-поле, основан имп. Юстином I (518-527) и его супругой августой Евфимией - см. Константинополь.

АВДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АВДА И АВДИЕС

А́вда и Авдиéс (IV в.), мученики Персидские (пам. 9 апр., греч. 14, 16 или 17 мая; 28 окт.), епископы. В гонение при шаханшахе Шапуре II (309-379) в Бет-Кашкаре (Вавилония) по доносу собственного племянника был схвачен как рим. соглядатай еп. Авдиес; сатрап Адиабены Ардашир препроводил его в Бет-Лапат на суд брата шаханшаха; вместе с ним были схвачены 38 членов клира: 16 пресвитеров, 9 диаконов, 6 монахов и 7 дев. Все они, оставшись верны вере Христовой, подверглись жестоким мукам, после чего были брошены в темницу, где некая жена кормила их хлебом и водой. Позже к ним присоединились Кашкарский еп. А., свящ. Абдаллах и др. мученики, в т. ч. миряне, среди к-рых были 2 местных христианина, Бархадбешабба и Самуил. Все вместе они подверглись казни через отсечение глав.

Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно вновь переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. включено под 16 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 170).

Гимнография

Память этим святым встречается в Типиконе Великой ц. (Х-XI в.), Минологии Василия II (Х в.), Петровом синаксаре (XI в.). По рукописным Минеям (Ath. Laur. Δ 45. Fol. 78v - 79v, XI в.) известна греч. служба Авдиесу и А. с каноном (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) Георгия (имя автора вписано в богородичны) с алфавитным акростихом (Ταμεῖον. Σ. 201). В греч. печатных афинских служебных Минеях осталось лишь упоминание об этих святых под 16 мая после 6-й песни канона утрени.

Ист.: Bedjan. Acta. P. 325-347.

Лит.: Labourt. Christianisme dans l'empire perse. P. 80; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 145.

М. В. Грацианский, А. Ю. Никифорова

АВДА И САВА

АВДА И САВА - мученики Кесарие-Палестинские (пам. греч. 8 июля). А. упомянут в греч. Минеях и в «Синаксаристе» Никодима Святогорца; из приведенного там двустишия следует, что он погиб от меча. Наряду с ним в нек-рых вариантах Миней (изд. И.Делеэ) упоминается мч. Сава. Судя по именам, они происходили из Палестины, Сирии или Месопотамии. Преосв. Софроний Евстратиадис считает, что они пострадали вместе с Прокопием, вмч. Кесарие-Палестинским, чья память отмечается в тот же день. Краткое житие святого переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. память святого внесена под 8 июля в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 303).

Ист.: ActaSS. Iulii. T. 2. Col. 578.

Лит.: Labourt J. Abdas (2) // DHGE. T. 1. Col. 62; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 62.

М. В. Грацианский

АВДАКТА

АВДАКТА [Audacta, от лат. audax - смелый, дерзкий], мц. Кесарийская (пам. зап. 28 марта). Ее память содержится лишь в мартирологе Иеронима, где сообщается, что она пострадала в г. Кесария (вероятно, в Мавритании) вместе с мучениками Рогатом, Александром и Дорофеей (в нек-рых рукописях названы Рогат, Сукцесс и Дорофея).

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 709.

Лит.: Bardy G. Audacta // DHGE. T. 5. Col. 295.

А. Ю. В.

Предыдущая страница Следующая страница