Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АВИВ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АВИВ

АВИВ [груз. აბიბოს] (приблизительно 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преподобных сир. отцов (пам. 7 мая), основателей груз. монашества, прибывших в Грузию вместе со своим наставником св. Иоанном Зедазнийским с целью распространения и укрепления христианства. А. служил диаконом в основанном учителем Зедазенском монастыре. По просьбе Католикоса Евлале рукоположен во епископа на Некресскую кафедру. А. занимался миссионерской деятельностью среди горцев, проживавших в Арагвийском ущелье и по левому берегу р. Алазани, а также среди персов, пытавшихся обратить в зороастризм население Вост. Грузии. Недалеко от Некресской ц. А. потушил водой священный огонь, к-рому поклонялись зороастрийцы. Персид. марзпан (наместник), чья резиденция находилась в мест.

Рехи (близ г. Гори), встревоженный успешной проповедью святителя и его решительными действиями, приказал доставить проповедника к нему. Предвидя свою кончину, А. простился со своими сподвижниками - преподобными Зеноном Икалтойским и Шио Мгвимским. В Рехи А. был посажен в тюрьму по обвинению в том, что, погасив огонь, он «убил бога». В полемике с марзпаном А. изобличал несостоятельность зороастризма, приводя в качестве доказательства пример бессилия огня перед др. стихиями природы. После тщетных попыток сломить А. марзпан приказал его казнить. А. подвергся бичеванию и пыткам, после чего мученически скончался, забитый камнями, и тело его было оставлено на съедение диким животным. Ночью братия обители Самтависи тайно погребла тело мученика в своем храме. Мощи святого, прославленные исцелениями, при правителе Картли Степанозе (639-663) по желанию Католикоса Фавора были перенесены в мцхетский Самтаврский храм (см. Мцхета) и положены под престолом, где и почивают под спудом. Католикос Арсен Сапарский (IX в.), используя древнюю версию «Мученичества Авива», написанную в VI-VII вв., создал новую редакцию, к-рая в XI в. подверглась переработке Католикосом Мцхетским Арсеном II, но сохранила древние пласты текста.

Ист.: ასურელ მოღვაწეთა ცხოვრების წიგნთა მველი რედაჟციები / აბულამის ილ. გამოცემა. თბილისი, 1955. С. 188-196; Памятники древнегрузинской агиографической литературы / Под ред. акад. К. С. Кекелидзе. Тбилиси, 1956; მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები / ე. გაბიმაშვილის გამოცემა. თბილისი, ჴ968. Т. 4. С. 392-393.

Лит.: კეკელიმე კ. ცხოვრება ასურელ მამათა // ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 157-163; он же. საკითხი სირიელ მოღვაწეთა ჟართლში მოსვლის შესახებ // ეტიუდები. თბილისი, 1956. Т. 1. С. 18-50; ნუცუბუმე შ. იდეოლოგიური წინააღმდეგობანი ფეოდალიზმის საწყისი ხანის ჟართულ ფილოსოფიაში // ჟართული ფილოსოფიის ისტორია. თბილისი, 1956. Т. 1. С. 265-279; გაბიმაშვილი ე. XVII-XVIII საუკუნეების სვინაჟსარული ცხოვრებანი, წამება(?)ბულლეტ აბიბოს ნეკრესელისა(?)ბულლეტ // მველი ჟართული აგიოგრაფიული ლიტერატურის მეგლები. თბილისი, 1979. Т. 4. С. 188-196; მერკვილამე დ. ასურელ მამათა ჟართლში მოსვლის დრო. თბილისი, 1996.

М. К. Сургуладзе

В начало энциклопедии