Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 14, "АЛЛ"-"АЛЬ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 14, "АЛЛ"-"АЛЬ")

АЛЛА

АЛЛА [греч. ̀ρδβλθυοτεΑλλας], мц. Готская (пам. 26 марта) - см. Готские мученики.

АЛЛАГМА

АЛЛАГМА [греч. ἄλλαγμα - перемена, изменение, смена], термин визант. муз. творчества, к-рый используется для указания на изменение мелодии песнопения в пределах одного гласа или с переходом в др. глас. Это изменение обозначает развитие мелодии, притом почти всегда в сочетании со сменой голосового регистра. А. обычно вводится указанием: «Другая мелодия» (μέλος ἕτερον - ср. «Ин роспев»). А. встречаются в стихах аниксандария, «Блажен муж», полиелея, антифонов и непорочных. Характерная запись содержится в кодексе 2-й пол. XIV в.: «Начало с Богом Святым великой вечерни хором: содержит аллагмы древние и новые различных мелургов...» (Ath. Cutl. gr. 457. Fol. 1). Еще более характерными являются примеры А. и анафоним в т. н. «полиелее Кукума» (см. Николай Кукум) «АЛЛАГМА АЛЛАГМА » (̓Εξομολογεῖσθε τῷ Κυρίῳ), где чередуются разные мелодии: «Стих левый, мелос тот же, глас 1-й - анафонима правая, анафонима левая - аллагма правая, глас 2-й...» (Athen. Bibl. Nat. gr. 2406. Fol. 144v, 1453 г.).

Лит.: Williams E. The Treatment of the Text in the Kalophonic Chanting of Psalm 2 // Studies in Eastern Chant. Oxf., 1971. Vol. 2. P. 173-193; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 43; Στάθης. ̓Αναγραμματισμοὶ καὶ μαθήματα. Σ. 93-94.

Г . Статис

АЛЛАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛАХА-ЗХА

АЛЛАХА-ЗХА [Аллаха-зеха; сир.АЛЛАХА-ЗХА АЛЛАХА-ЗХА АЛЛАХА-ЗХА , букв.- Бог победил], сир. несторианский церковный историк (VI - нач. VII в.?). Труд А.-З. не сохранился, но на его распространение по крайней мере в Х-XIII вв. указывают ссылки в «Хронографии» Илии бар Шинайи (X-XI вв.) и в «Церковной истории» Бар Эбрея (XIII в.). Судя по тому, что Илия бар Шинайа приводит сведения из «Церковной истории» А.-З., касающиеся событий 594-596 и 606 гг., А.-З. жил в кон. VI - нач. VII в. Нек-рые исследователи отождествляют его с одним из адресатов послания, к-рое несторианский католикос Ишояб III отправил, будучи еще епископом (т. е. до 650).

Лит.: Райт. Очерк. С. 128; Baumstark. Geschichte. S. 207.

Е . Н . Мещерская ;

АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛЕГОРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛЕМАНОВ Дмитрий Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛЕН

АЛЛЕН [англ. Allen] Уильям (1532 - 16.10.1594, Рим), кард. Род. в семье ланкаширского дворянина, учился в Оксфорде (Ориел-колледж, 1547-1554), затем там же преподавал. В 1556-1561 гг. глава колледжа Сент-Мэри-Холл. В 1562 г. эмигрировал из Англии и поселился в Лувене (Лёвен, Бельгия). Читал лекции по теологии в Лувенском ун-те, позднее в Мехелене, в коллегии бенедиктинцев. В 1565 г. принял сан священника. В 1568 г. основал в Дуэ первую англ. семинарию на континенте. С этого времени и до конца жизни А. оставался неофиц. главой англ. католиков. В 1585 г. был отозван в Рим (в связи с подготовкой Армады против Англии). В 1587 г. папа Сикст V сделал его кардиналом. С 1591 г. и до конца жизни папский библиотекарь, участвовал в издании Вульгаты в 1592 г. А. был автором ряда политических памфлетов, посвященных взаимоотношениям католиков с протестант. правительством Англии. Самые известные: «Апология основания двух Английских коллегий» (1581), «Правдивая, искренная и умеренная защита английских католиков» (1584) и «Увещевание знати и народа Англии» (1588).

Соч.: An Apology of the Foundation of the Two English Colleges. Antw., 1581; True, Sincere and Modest Defense of the English Catholics. Reims, 1584; An Admonition to the Nobility and People of England. Antw., 1588; Letters and Memorials / Ed. T. F. Knox. L., 1882.

Лит.: Haile M. An Elizabethan Cardinal. N. Y., 1914; Guilday P. K. The English Catholic Refugees on the Continent, 1558-1795. N. Y., 1914; Mattingly G. William Allen and Catholic Propaganda in England // Travaux d'Humanisme et Renaissance. 1957. Vol. 28. P. 325-329; Duffy E. W. Cardinal Allen, 1534-1594 // Recusant History. L., 1994. N 22. P. 117-129; Williams M. E. William Allen: The 16th century Spanish Connection // Ibid. P. 129-140.

А . Ю . Серёгина

АЛЛИЛУИАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛИЛУИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЛИН Владимир Михайлович

Владимир Михайлович (8.07.1911, с. Ст. Иштебенькино Чистопольского у. Казанской губ. (совр. Эштебенькино Челно-Вершинского р-на Самарской обл.) - 25.02. 1998), свящ., старец (см. Старчество). Род. в семье правосл. благочестивых крестьян Михаила и Евдокии Аллиных, женился, в годы Великой Отечественной войны был на фронте, после демобилизации работал сторожем при церкви в с. Белое Озеро Самарской обл. В 1957 г. рукоположен во священника к Троицкой ц. с. Мушерань, затем ок. 2 лет служил в храме с. Семёновка, в 1964 г. переведен в церковь с. Петьял Марийской АССР.

Нес подвиг старчества, был духовным отцом многих жителей Марийского края. Отличался нищелюбием и нестяжательством, раздавал нуждающимся вещи, еду, деньги. В 1983 г. из-за болезни вышел за штат, продолжал постоянно ходить в храм или просил близких читать ему Псалтирь и Иисусову молитву. Перед кончиной в течение 2 недель вкушал лишь антидор с крещенской водой, тихо скончался.

Арх.: Архив ЦНЦ.

АЛЛИОЛИ

АЛЛИОЛИ [нем. Allioli] Йозеф Франц фон (10.08.1793, Зульцбах, Бавария - 22.05.1873, Аугсбург, Бавария), католич. богослов, переводчик, комментатор и толкователь Библии; автор трудов по библейской археологии; д-р теологии ун-та в Ландсхуте (1816), приват-доцент ун-та по специальности «вост. языки и библейская археология» (1821), ординарный профессор библейского курса (1824), член Мюнхенской королевской академии наук (1830), ректор Мюнхенского ун-та в 1830-1831 гг. В 1816 г. рукоположен во священника. В 1835 г. оставил профессуру из-за болезни и стал членом соборного капитула в Регенсбурге. С 1838 г. до конца жизни священник кафедрального собора в Аугсбурге. А. получил широкую известность благодаря переводу Вульгаты на совр. нем. язык (Übersetzung der Heiligen Schrift des Alten und Neuen Testaments nach der Vulgata. Nürenberg, 1830-1832. 6 Bde). Перевод, опиравшийся на оригинальные библейские тексты и снабженный глубокими богословскими примечаниями, получил поддержку многих австр. и нем. епископов, а в 1838 г.- папы Григория XVI. Это единственный перевод, официально одобренный Ватиканом.

Лит.: Schaden A. Gelehrtes München im Jahre 1834. Münch., 1834. S. 1-2; Neue Deutsche Biographie. B., 1953. Bd. 1. S. 203; Handbuch der Kirchengeschichte / Hrsg. von H. Jedin. Freiburg; Basel; W., 1971. Bd. 6. T. 1. S. 267, 297, 460; 1973. Bd. 6. T. 2. S. 335.

О . Э . Петруня

АЛЛОКУЦИЯ

АЛЛОКУЦИЯ [лат. allocutio - торжественная речь], речь папы на секретном заседании Коллегии кардиналов в Консистории. Традиционно А. произносится понтификом в ходе процедуры открытия и закрытия заседаний. Хотя подобное выступление папы не является официально предписанным, тем не менее именно в А. определяются те вопросы повестки заседаний, к-рым будет уделено особое внимание. А., произносимая папой на закрытии, обычно представляет дальнейшие планы Римской католич. Церкви. Часто А. посвящаются отношениям Римской курии и светских гос-в; выражают т. зр. понтифика на те или иные проблемы. Среди наиболее известных А.- речи Пия VII о нарушениях Наполеоном I договоренностей с Римом в 1802 и 1808 гг., Пия IX и Льва XIII о «Quaestiones Romanae» (см. Римский вопрос), Пия XI об опасностях новой мировой войны в 1937 г. Также А. посвящаются вопросам беатификации и канонизации.

Лит.: Bouix D. Tractatus de curia Romana. P., 1859; Allgemeine Realencyclopädie, oder Conversationslexicon für das katholische Deutschland / Bearb. u. hrsg. v. W. Binder. Regensburg, 1846. Bd. 1. S. 347; Dictionnaire historique de la papauté / Sous la dir. Ph. Levillain. P., 1994. P. 82.

Е. В. Казбекова

АЛЛЯЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛМА-АТИНСКАЯ И СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

АЛМА-АТИНСКАЯ И СЕМИПАЛАТИНСКАЯ ЕПАРХИЯ - см. Астанайская и Алматинская епархия.

АЛМАЗОВ Александр Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛМАХИЙ

АЛМАХИЙ [лат. Almachius] († 391 или 404), мч. Римский, св. (пам. зап. 1 янв.). Зап. мартирологи сообщают о том, что отшельник А., пришедший в Рим с Востока, публично осудил гладиаторские бои в рим. амфитеатре и суеверные языческие обряды, исполнявшиеся на новый год, поскольку они оскорбляли память 8-го дня по Р. Х. За это он был схвачен и затем убит гладиаторами по приказу префекта Алипия (рим. префект по имени Фалтоний Проб Алипий засвидетельствован в источниках в 391). Известны 2 святых со сходными житиями, одним днем памяти и созвучными именами: А. и Телемах. Зап. традиция восходит к тексту мартиролога Иеронима. Сведения об А. встречаются в 2 его манускриптах - из Эхтернаха и Лорша; первый (cod. Epternacensis) не приводит имя мученика, а во втором (т. н. fragmentum Laureshamense) его имя передано как Аламах (Alamachus). Из мартиролога Иеронима рассказ переходит в мартирологи Беды Достопочтенного и Малый Римский (VIII в.), где фигурирует уже А. С др. стороны, блж. Феодорит Кирский в «Церковной истории» писал о неком Телемахе, с обличениями и мученической кончиной к-рого связывается запрещение имп. Гонорием гладиаторских боев в Риме в 404 г. Одни исследователи склонны отождествлять святых А. и Телемаха, др. различают их, считая, что А. обличал языческие новогодние представления, а Телемах позже выступил против гладиаторских боев и был побит камнями на арене цирка, что послужило причиной отмены гладиаторских состязаний.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 31; Феодорит. Церк. ист. V 26.

Лит.: Dom Quentin. Les martyrologes historiques du moyen Âge. P., 1908. P. 110, 326; Kirsch J.-P. Almachius // DHGE. T. 2. Col. 630-631.

А. И. Макаров

АЛМЕЙДА

АЛМЕЙДА [португ. Almeida] Луиш ди (1525, Лиссабон - окт. 1586, Амакуса, Япония), португ. иезуит-миссионер в Японии. Род. в семье крещеных евреев. В Лиссабоне изучал медицинские науки. В 1550 г. отправился на Восток (предположительно в Индию), собираясь заняться коммерцией и практической медициной. Во время морского путешествия познакомился с группой иезуитов-миссионеров, к-рые произвели на него неизгладимое впечатление заботливым попечением о больных согражданах. В 1555 г. коммерческие дела привели его в Японию. Здесь в княжестве Бунго с согласия местного даймё (князя) в г. Фунай (совр. Оита) А. основал приют для детей-сирот. В 1557 г. на собственные средства построил больницу, при к-рой чуть позже был открыт лепрозорий. Тогда же А. вступил в качестве послушника в Общество Иисуса (см. Иезуиты). В 1559 г. открыл и руководил работой больницы для япон. знати, где бесплатно ухаживали за пациентами. За неполный год им было исцелено свыше 200 чел., что сделало больницу знаменитой. С дек. 1561 г. А. стал заведовать хирургической школой в Кагосиме. Тогда же он активно приступил и к собственно катехизаторской деятельности, посетив с этой целью 7 княжеств юж. областей страны. В 1580 г. в Макао А. принял сан священника (по др. источникам - в 1582).

Лит.: Фрэссинэ Э. Первый период христианства в Японии / Пер. с франц. В. Тихомировой; примеч. Л. А. Тихомирова. Серг. П., 1905; Boxer C. R. The Christian century in Japan, 1549-1650. Berkeley, 1951; Cary O. A History of Christianity in Japan: Roman Catholic, Creek Orthodox and Рrotestant Missions. Rutland; Tokyo, 1987. Vol. 1; Kirishitan: Early Christianity in Japan / Ed. John C. Kyoto, 1994. (Japanese Religions; Vol. 19); Texeira M. Luis de Almeida medico, commerciante e missionário // Boletim Ecclesiástico da Diocese de Macau. Macao, 1970. P. 521-582.

О. В. Шаталов

АЛОБЭНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛОГИ

АЛОГИ [от греч. ἄλογοι - отрицающие Логос, ироническое значение - неразумные, бессловесные], еретическая секта, отрицавшая учение о Предвечном Логосе, не принимавшая свидетельства Свящ. Писания и учения Церкви о Христе как Сыне Божием. По описанию Епифания (Haeres. 51. 3), секта А. возникла в результате реакции на распространение во Фригии и Азии учения Монтана (сер. II в.) о наступивших откровениях Св. Духа (А. столь резко отрицали монтанизм, что даже отказывались признавать его сторонников за христиан). Последователи Монтана, как известно, видели своим учителем обетованного Христом Параклита-Утешителя. Но поскольку об Утешителе говорится только в Евангелии от Иоанна, то А. в полемических целях сочли необходимым отказаться от этого Евангелия; они заявили, что и Евангелие, и Откровение св. Иоанна Богослова подложны и написаны Керинфом. Тем самым А. пришлось отказаться и от учения о Логосе. В качестве обоснования такого отказа они заявили, что учение о «Логосе, проповеданном от Иоанна», якобы было неизвестно апостолам. А. также не признавали предвечного бытия Сына Божия, полагая, что в Евангелии сказано лишь о том, что на Иордане на Христа сошел Св. Дух и в это мгновение Иисус был провозглашен «Сыном возлюбленным». Их больше интересовала человеческая природа Христа. Всем Евангелиям они предпочитали Евангелие от Марка.

Лит.: Поснов М. Э. История христианской Церкви (до разделения Церквей - 1054 г.). Брюссель, 1964. С. 148; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 305-306.

В. В. Шмалий

АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА

АЛОИЗИЙ ГОНЗАГА [Луиджи Гонзага; лат. Aloisius Gonzaga] (9.03. 1568, Флоренция - 21.06.1591, Рим), св. католич. Церкви (пам. 21 июня), иезуит. Старший сын и наследник маркиза Кастильоне. Служил при дворе вел. герц. Тосканского Франческо де Медичи, в 1581 г. был отправлен в Испанию в свите эрцгерцогини Марии Австрийской, новой королевы Испании. Разочаровавшись в придворной жизни, по возвращении в Италию в 1584 г. вступил в орден иезуитов. Годы его новициата (1584-1587) проходили в Риме. Здесь же после принесения обетов (1587) А. Г. продолжал работать в госпитале. Во время чумной эпидемии 1591 г. ухаживал за больными. Постоянное перенапряжение сил вызвало лихорадку, от к-рой А. Г. умер. Канонизирован в 1726 г. Культ А. Г. как святого послереформационной эпохи, покровителя молодежи, весьма распространен в католич. Церкви. Изображается, как правило, с крестом, мертвой головой или лилией. Его имя носят 3 сестричества: «Сестры любви», основанное в Ване (Бретань, Зап. Франция) в 1803 г. Марией Луизой де Ламуаньон (существует ответвление в Канаде); в Монахане (Ирландия); в Италии (диоцез Альба).

Соч.: Lettere e Scritti Spirituali. Firenzе, 1926.

Ист.: ActaSS. Iun. Т. 4. Р. 847-1169.

Лит.: Cepari V. Vita di Luigi Gonzaga. R., 1606; Menge G. Innerlichkeit und Weltverachtung des heiligen Aloysio. Paderborn, 1934; Aluffi A. Giovinezza perenne in Luigi Gonzaga. R., 1968; Mostra Iconografica aloisiana, settembre-ottobre 1968 / Catalogo a cura di Mgr. Luigi Bosio. [S. l.], 19683; Blanc P. Saint Louis de Gonzague: Un saint de 23 ans. P., 1977; Aloysius / ed. by C. Stevens and W. H. McNichols. Huntington, 1993.

А. Ю. Серёгина

АЛОНИЙ

АЛОНИЙ [греч. ̓Αλώνιος] (IV-V вв.; пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших), егип. подвижник. Неск. его изречений приводятся как в копт., так и в греч. версиях сб. «Апофтегмата патрум». В одном из них передаются слова преподобного о том, что, «если не скажет человек в сердце своем: двое нас в мире, я и Бог, не найдет себе успокоения», а в др.- что, «если бы я не перевернул всего вверх дном, не смог бы построить здание души моей». Греч. синаксари приводят дату его кончины - 4 июня. Никаких др. следов почитания этого преподобного не сохранилось. Память святому переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 4 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 210).

Ист.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 389-390; Изречения египетских отцов. 135-138. С. 61-62; Достопамятные сказания. С. 42; Аверинцев. Антология. С. 202-203.

Лит.: Quentin H. Alonius // DHGE. T. 2. Col. 668.

М. В. Грацианский

АЛПАТОВ Михаил Владимирович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАЙСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАРНАЯ ЗАВЕСА

АЛТАРНАЯ ЗАВЕСА - см. Завеса церковная.

АЛТАРНАЯ ПРЕГРАДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАРНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТАРНЫЙ ОБРАЗ

АЛТАРНЫЙ ОБРАЗ - см. Образ алтарный.

АЛТАРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛТУЗИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФАВИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ

АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ - см. Исаия (Копинский), митр.

АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ

АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - см. Нотация, Пометы, Сольмизация.

"АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ"

"АЛФАВИТ РОССИЙСКИХ ЧУДОТВОРЦЕВ" - см. Иона (Керженский), старообрядческий писатель.

АЛФАВИТНАЯ СИНТАГМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФАВИТНЫЕ СТИХИРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФАНОВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФЕЙ Анатольевич Корбанский

Анатольевич Корбанский (18.11.1871 (по другим данным 1873), Вологда - 6.08.1937, там же), сщмч. (пам. 24 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), диак. Род. в семье священника, окончил Вологодскую ДС. Служил в Богородской кладбищенской ц. в Вологде. 2 июля 1937 г. был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности, антисоветской агитации, пораженческой террористической агитации, пропаганде фашизма». Во время следствия содержался под стражей в Вологодской тюрьме, где и умер. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2001 г.

Арх.: Архив УФСБ по Вологодской обл. Д. П-11834.

Лит.: Резухин А., прот. Церковная Вологда 1930-1940-х годов // Вологда: Краеведческий альманах. Вып. 3. Вологда, 2000. С. 756-822.

АЛФЕРЬЕВ

Семен Романович (ок. 1560 - ранее 24.11.1610), писатель-агиограф. Из древнего боярского рода Нащокиных-Алферьевых-Безниных, выдвинувшегося во время опричнины. Отец А.- Р. В. Алферьев-Нащокин был печатником и думным дворянином царя Иоанна IV Васильевича Грозного. А., вероятно, входил в состав опричного двора в конце его существования, в 1590-1592 гг. в качестве письменного головы принимал участие в походах против шведов, в 1590-1597 гг. был приставом у иран., груз., австр., тур. посольств, приезжавших в Россию. А. участвовал в земском соборе, избравшем Бориса Феодоровича Годунова на царство и подписался под «Грамотой утвержденной» 1599 г. В 1596-1598 гг. служил воеводой в Монастыревском, в 1599-1600 гг.- в Царёве-Борисове. Летом 1605 г. А. сопровождал бывш. вел. кн. Симеона Бекбулатовича, вызванного ко двору Лжедмитрия I, в 1607 г. участвовал в неудачном для царских войск сражении на Пчельне. В соавторстве с иноком Данилова во имя Св. Троицы переславль-залесского мон-ря Сергием по поручению свт. Иова, Патриарха Московского, А. составил службу св. блгв. кн. Даниилу Александровичу (напр., в списке 1811 г. «Алфавита всем Российским чудотворцам» - ЯМЗ. № 15544. Л. 550-558). Ок. 1605 г. А. и Сергий написали стихиры, каноны и первое житие св. кн. Романа Угличского, пропавшие при разорении Углича в Смутное время.

Изд.: Амфилохий (Сергиевский), архим. Летописные и другие древние сказания о св. благоверном князе Данииле Александровиче. М., 1875. С. 20-38.

Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 316-317; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 146, 467; Солодкин Я. Г. Алферьев-Безнин // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 75-77.

Б. Н. М.

АЛФЕРЬЕВ ЯРОСЛАВЕЦ

АЛФЕРЬЕВ ЯРОСЛАВЕЦ (XVI в.), серебряных дел мастер. В 1577 г. для Спасо-Преображенского собора Соловецкого Зосимо-Савватиевского муж. мон-ря при игум. Варлааме А. Я. с товарищем сделал серебряное кадило (ГММК. Высота 24 см), о чем свидетельствует вкладная надпись, опоясывающая край чаши кадила: «...Сделано быс... в домъ Всемилстваго Спса ... на Соловки повелением игумена Ворлама тоя обители». Корпус подвесного на цепях золоченого шарообразной формы кадила украшен изысканным растительным орнаментом из переплетающихся стеблей трав и цветов; резной узор чередуется с низкорельефным чеканным; кровля кадила увенчана четырехконечным крестом. На приземистом гладком поддоне кадила с нижней стороны вырезана авторская подпись: «Мастеръ с товарыщь Алфрьевъ снъ Ярасловец».

Лит.: Померанцев Н. Н. Русский мастер чеканщик XVI века // Среди коллекционеров. М., 1923. № 6; Игошев В. В. Ярославское художественное серебро XVI-XVIII вв. М., 1997. С. 42, 185.

В. В. Игошев

АЛФИЙ, ФИЛАДЕЛЬФ, КИРИН, ЕРАЗМ, ОНИСИМ И С НИМИ 14

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛФИОНОВ Яков Иванович

Яков Иванович (15.02.1850, Саратов - ?), историк. Род. в семье священника. В 1870 г. закончил Саратовскую ДС, в 1874 г.- КазДА со степенью канд. богословия. С 1874 г. приват-доцент КазДА по кафедре общей древней гражданской истории. После публичной защиты 26 марта 1878 г. магистерской диссертации утвержден в степени магистра. В 1878 г. А. перешел на службу в Мин-во народного просвещения и был назначен преподавателем истории и географии в Оренбургский учительский ин-т; с 1883 г. инспектор Оренбургской муж. гимназии; с 23 янв. 1884 г. директор Пермской классической гимназии, где благодаря его стараниям была приведена в порядок гимназическая б-ка, увеличены именные стипендиальные капиталы, в братстве св. Стефана Великопермского образован денежный фонд для помощи бедным студентам, найдены средства для содержания гимназической церкви.

С нояб. 1885 по янв. 1887 г. редактировал неофиц. часть «Пермских губернских ведомостей». С 5 июля 1888 г. член Пермской ученой архивной комиссии. 8 сент. 1906 г. вышел в отставку.

В кандидатской работе «Хилиазм первых трех веков христианства (ист. очерк)» А. различал 2 вида хилиастических представлений: 1) идеи, сформировавшиеся в иудаизме под влиянием «национальных иудейских представлений мессианского царства» и получившие развитие в иудействующих сектах первых веков христианства (Керинф, эбиониты); эти представления встречаются в Книге Еноха и книгах Сивилл; 2) идеи, возникшие в христ. среде как следствие гонений на христиан и развившиеся в учение о «духовном» 1000-летнем Христовом царстве.

В магистерской дис. «Император Юлиан и его отношение к христианству» А. впервые в отечественной лит-ре представил критический разбор первоисточников и новейших исследований деятельности Юлиана Отступника, анализ предпосылок языческих реформ императора и попыток преобразования им язычества на основе неоплатонизма. А. изложил теологические воззрения Юлиана, особо отметив его стремление трансформировать грубый мифологический политеизм при помощи аллегорического метода экзегезы мифа. Значительное место А. уделил исследованию лит. полемики Юлиана с христианством.

Соч.: Хилиазм первых трех веков христианства. Каз., 1875; Император Юлиан и его отношение к христианству. Каз., 1877.

Лит.: Зверев А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми. Пермь, 1908; Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 347-348.

А . В . Журавский

АЛЬБА

АЛЬБА [лат. (tunica) alba - белая (туника)], длинная белая льняная туника с узкими рукавами, к-рую носят клирики католич. и англикан. Церквей в качестве нижнего из церковных облачений.

Альба

Альба

В визант. обряде А. соответствуют камисий и подризник. А. подпоясывается поясом (лат. cincturа).

А. происходит от рим. tunica talaris, ежедневной одежды, доходившей до колен и украшавшейся каймой по краям и на рукавах; древнегреч. аналог А.- хитон. Возможно, закрепление использования А. в богослужебном обиходе связано также с наличием ветхозаветной параллели - ефода.

После V в., когда под влиянием герм. народов изменился традиц. вид повседневной одежды, священнослужители Римско-католической Церкви продолжали одеваться в традиц. рим. стиле. После VI в. А. становится обязательным облачением при совершении литургии - так, 4-й Толедский Собор (633) наряду с казулой и столой считает А. обязательным облачением для священника, совершающего литургию (27-е прав.). Несмотря на то что интерес к регламентации цвета богослужебных облачений в течение готического периода привел к появлению цветных А. (что является семантическим противоречием, т. к. alba значит «белая»), традиц. для А. оставался белый цвет. В течение XVI в. в связи с развитием кружевного производства появляются А., расшитые кружевами, к-рые впосл. нередко покрывали всю А., что, безусловно, было отступлением от древнего строгого стиля одежды. В ходе литургического движения XX в. Римско-католическая Церковь вернулась к простой льняной А.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 20; Braun J. Die liturgische Gewandung im Occident und Orient. Freiburg, 1907; Norris H. Church Vestments: their origin and development. L., 1949; Roulin E. A. Vestments and Vesture. Westminster, 1950; Mac-Cane M. Alba // NCE. T. 1. P. 245; Κούρκουλα Κ. Τὰ ἱερατικὰ ἄμφια καὶ ὁ συμβολισμὸς αὐτῶν ἐν τῇ ὀρθοδόξῳ ἑλληνικῇ ἐκκλησία. ̓Αθῆναι, 19912. Σ. 19, 26; Shelter J. Roman Catholic Vestments: Alb // http:// www.ghgcorp.com/shelter/catholic/vestments/alb.html [Электр. ресурс].

Э. П. Л.

АЛЬБАН БРИТАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБАН МАЙНЦСКИЙ

АЛЬБАН МАЙНЦСКИЙ [лат. Albanus Mogontiacensis] († ок. 406), сщмч. (пам. зап. 21 июня). Почитание А. распространяется в Зап. Европе только в IX-XI вв. Согласно этим сведениям, А. М. был греч. священником с о-ва Наксос (Эгейское м.), изгнанным арианами. Во времена имп. Феодосия I вместе со странствующим еп. Феонестом и мч. Урсом он посетил Медиолан (совр. Милан). После мученической кончины Урса в Аосте (ок. 385) А. М. и Феонест пришли в Майнц (рим. Могонциак), где начали евангельскую проповедь среди галлов (ок. 404). При взятии города вандалами А. М. был обезглавлен. Почитание А. М. в каролингскую эпоху распространилось далеко за пределы Майнца. В 758 г. часовня, построенная в его честь, упоминается в уставе аббатства Фульда. В кон. VIII в. Майнцский архиеп. Рикульф построил в его честь храм, подчиненный местному бенедиктинскому аббатству - центру религ. и интеллектуальной жизни средневек. Майнца. В память А. М. освящены храмы в Намюре (1047) и Базеле (1083); в 1060-1062 гг. майнцский каноник Гоцвин составил «Страсти святого Альбана», дополненные Майнцским архиеп. Зигфридом. А. М. почитался как целитель, излечивающий эпилепсию, каменную болезнь, грыжу. Исследования позднерим. кладбища в Майнце свидетельствуют о древности местного почитания А. М.

Ист.: BHL, N 200; ActaSS. Iun. T. 4. P. 88-91; T. 5. P. 77-79; MGH. SS. T. 15. P. 985-990; RömMart. S. 154.

Лит.: Allmang G. Alban (2) // DHGE. T. 1. Col. 1365-1366; Kriss R. Volkskunde aus altbayrischen Gnadenstätten. W., 1930. S. 25, 179, 338; LTK. Bd. 1. Sp. 269-270.

А. И. Макаров

АЛЬБАНОВ

Александр Иванович († 1896 ?, Астрахань), автор церковных песнопений, регент архиерейского хора (80-е гг. XIX в.). Окончил Астраханскую ДС. В 1877-1896 гг. преподавал хоровое пение в Астраханской 1-й муж. гимназии.

Соч.: 37 молитв и 30 песен на 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8 звуках, положенных на один, два и три голоса: (Прил. к «Букварю пения по цифрам» для нар. и начальных школ, дет. садов, приютов и гимназий). М., 1877; Букварь пения по нотам церковным и итальянским. М., 1891; Молитвы для букваря пения по нотам церковным и итальянским. М., 1893; Церковное пение в школе и дома: Тетр. 1: «Во всенощной» (3-х гол.). М., 1883. Тетр. 2: «На литургии» (3-х гол.). М., 1883; Тетр. 3: «Великопостное пение» (4-х гол.). М., 1882; Церковное осмогласие по обиходу полному 1786 г. и сокр. 1809 г. Синод. изд. М., 1887. Ч. 1. Киев. росп.: «Господи воззвах» и «Да исправится молитва моя» со стихирой. Прокимны дневные и воскресные разных роспевов; Ч. 2. Греч. росп.: «Бог Господь» с тропарем. Ирмосы разных роспевов; «Благослови, душе моя, Господа» греч. росп. полн. обиход. М., 1889.

Лит.: Остроумов Т. Исторический очерк Астраханской первой мужской гимназии с 1806 по 1914 г. Астрахань, 1916; Лисицын. Обзор. С. 19-23.

Н. Ю. Плотникова

АЛЬБАНЫ

АЛЬБАНЫ [лат. Albani от г. Альба в Пьемонте], в XII-XIII вв. одно из названий итал. ветви средневек. ереси катаров; назывались также «конкорецианы» (итал. concoreziani от г. Конкореццо близ Монцы, Ломбардия), патарены (patareni), «добрые люди» (boni homines). В отличие от франц. катаров не имели разветвленной орг-ции и сектантской сплоченности, поэтому не представляли серьезной опасности для Церкви. Многим еретикам и им сочувствующим удалось проникнуть в структуры управления городов-коммун Cев. и Центр. Италии (Милан, Флоренция, Витербо и др.), и это усложняло борьбу с ересью, т. к. всякие попытки ее искоренения со стороны Римской Церкви и имп. власти воспринимались как вмешательство во внутренние дела свободных городов-гос-в. В XIII в., после разгрома различных еретических движений на юге Франции крестоносцами, А. постепенно пришли в упадок (см. Альбигойцы, Вальденсы, Богомильство, Манихейство).

Лит.: Tocco F. L'eresia nel Medio Evo. Firenze, 1884; Карсавин Л. П. Очерки религ. жизни XII-XIII вв. преимущественно в Италии. СПб., 1912, 19992; Borst A. Die Katharer. Stuttg., 1953; Lambert M. The Cathars. Oxf., 1998.

О. С. Воскобойников

АЛЬБАНЫ САРКОФАГ

АЛЬБАНЫ САРКОФАГ - один из первых (ок. 270) несомненно христ. саркофагов в Европе. Открыт (1923, 1966) на территории аббатства св. Матфея (Трир, Германия) в крипте специально построенной капеллы. Украшен традиц. позднеантичными рельефами (цветочные гирлянды и путти). На двускатной крышке - изображения христианки Альбаны и ее супруга, в т. ч. за погребальной трапезой (рыба и хлеб). В саркофаге были погребены мужчина (ок. 40 лет) и женщина (48-50 лет) высокого социального статуса.

Лит.: Guppers H. Das frühchristliche Gräberfeld von St. Matthias // Trier: Kaiserresidenz und Bischofssitz. Mainz, 1984. S. 205-206; Snyder G. F. «Ante Pacem»: Archaeol. Evidence of Church Life before Constantine. Macon, 1985, 19912. P. 41-42; Die Römer in Rheinland-Pfalz / Hrsg. H. Guppers. Stuttg., 1990; Thiede C. P. The Heritage of the First Christians. Oxf., 1992.

Л. А. Беляев

АЛЬБАТЫ

АЛЬБАТЫ - см. Флагелланты.

АЛЬБЕНДОРФ

АЛЬБЕНДОРФ - см. Вамбежице, место паломничества и поклонения Деве Марии.

АЛЬБЕРИГО

АЛЬБЕРИГО [итал. Alberigo] Джузеппе (21.01.1926, Куассо-аль-Монте-15 июня 2007, Болония), проф. истории Церкви на фак-те политических наук Болонского ун-та. Секретарь Фонда «Иоанн XXIII» (Болонья, прежнее название - Ин-т религ. исследований), руководит 5-томным проектом Фонда «History of Vatican II» (История II Ватиканского Собора, Maryknoll; Louvain, 1995-2000. Т. 1-3; изд. продолжается). Под ред. А. в 1962 г. были изданы «Conciliorum oecumenicorum decreta» (Декреты Вселенских Соборов. Basileae, 1962). Директор ж. «Cristianesimo nella storia». В 1965-1995 гг. член международной редколлегии ж. «Concilium». Почетный д-р экуменического богословия Мюнхенского (1990) и Страсбургского ун-тов (1996).

Соч.: I vescovi italiani al Concilio di Trento. Firenze, 1959; Momenti essenziali nella formazione della dottrina sulla giurisdizione universale dei vescovi. Bologna, 1963; Lo sviluppo della dottrina sui poteri nella chiesa universale: Momenti essenziali tra il XVI e il XIX secolo. R., 1964; Ricerche storiche sul cardinalato. Firenze, 1967; Cardinalato e collegialità: Studi dell'ecclesiologia tra l'XIe е il XIVе secolo. Firеnze, 1969; La Riforma protestante: Origini e cause. Brescia, 1977, 19882; Chiesa conciliare: Identità e significato del conciliarismo. Brescia, 1981; La profezia di Papa Giovanni. Magnano, 1983. R., 1987; La chiesa nella storia. Brescia, 1988; Il cristianesimo in Italia. R., 1989; Nostalgia di unità: Saggi di storia dell'ecumenismo. Genova, 1989; Papa Giovanni, 1881-1963. Bologna, 2000; Dalla laguna al tevere: Angelo Guiseppe Roncalli da San Marco a San Pietro. Bologna, 2000; Breve storia del Concilio Vaticana 2., 1959-1965. Bologna, 2005.

Е. С. Токарева

АЛЬБЕРИХ

АЛЬБЕРИХ [древневерхненем. Alberich - властитель эльфов] († 784), свт. (пам. зап. 4 марта, 21 авг., 14 нояб.), еп. Утрехтский. Сначала настоятель мон-ря св. Мартина в Кёльне, затем преемник еп. Григория на кафедре г. Утрехта (совр. Нидерланды). Во время его епископства произошла окончательная христианизация Фрисландии. А. принадлежал к франк. королевскому роду и был одним из образованнейших людей Запада, находился в дружеских отношениях с Алкуином и Лиутгером.

Ист.: MGH. SS. T. 16. S. 497.

Лит.: Hauck. KGD. Bd. 2. S. 363; LNH. S. 119.

А. С. Н.

АЛЬБЕРТ

АЛЬБЕРТ [нем. Albert, Albrecht v. Brandenburg] (20 или 28.06.1490, Берлин - 24.09.1545, Майнц), курфюрст Бранденбургский, архиеп. Майнцский и Магдебургский, кард., церковный деятель эпохи Реформации. Второй сын бранденбургского курфюрста Иоганна Цицерона. Учился в ун-те Франкфурта-на-Одере. В 1513 г. стал архиепископом Магдебургским и администратором еп-ства Хальберштадт; в 1514 г. был избран архиепископом Майнцским, за совмещение церковных должностей был вынужден заплатить папе Льву X 24 тыс. дукатов. Для уплаты долга Лев X передал А. право на половину доходов от продажи индульгенций в его архиепископствах, что сопровождалось злоупотреблениями. Это породило широкую общественную оппозицию и дало Лютеру повод для обнародования своих «95 тезисов». В 1518 г. А. стал кардиналом. В первые годы Реформации относился к протестантам терпимо. В 1528 г. отказался от власти в гессенских областях своего еп-ства, перешедших в лютеранство, а в 1541 и 1544 гг. за деньги передал еп-ства Магдебург и Хальберштадт сакс. герцогу-протестанту. В 40-х гг. активно способствовал развитию Контрреформации в Германии (Лютер написал против него памфлет «Wider den falschen Abgott zu Halle» (Против фальшивого идола в Галле. 1538)). А. сделал Майнц центром книгопечатания и католич. пропаганды в Германии; первым в Германии предоставил пристанище иезуитам (1543); заботился об улучшении религ. образования детей и о реформировании мон-рей. Вел жизнь светского князя, был покровителем гуманистов и искусств, дружил с У. фон Гуттеном. Сохранились портреты А. кисти А. Дюрера, Грюневальда, Л. Кранаха Старшего.

Лит.: Gredy H. Cardinal Albrecht II. in seinem Verhältnis zu den Glaubensneuerungen. Mainz, 1891; Steffen W. Zur Politik Albrechts II. in den Jahren 1532-1545. Mainz, 1897.

Е. В. Казбекова

АЛЬБЕРТ I

АЛЬБЕРТ I [лат. Albertus] (ок. 1165-17.01.1229), третий еп. Ливонии (с 1199), с 1209 г. первый епископ Риги, вдохновитель и организатор военно-политического наступления католич. Церкви на земли ливов, латгалов, селов, земгалов и эстов (совр. Латвия и Юж. Эстония). Из бременского рода Буксгевден. Возглавлял школу при кафедральном соборе в Бремене. При поддержке герм. знати и готландского купечества, а также заручившись буллой папы Иннокентия III, приравнявшей походы в Прибалтику к крестовым походам в Св. землю, в 1200 г. в сопровождении рыцарей, миссионеров и купцов А. высадился в устье Зап. Двины, где в следующем году была заложена Рижская крепость. В 1202 г. по его инициативе был организован рыцарский Ливонский орден (Орден меченосцев), взаимоотношения А. с к-рым (так же как, впрочем, и с рижским магистратом) после 1210 г. не были лишены соперничества. К постоянной кровавой борьбе с местным населением, яростно сопротивлявшимся завоеванию и насильственному крещению, добавилось противоборство с датчанами, в 1219 г. по призыву самого А. захватившими Сев. Эстонию. Тем не менее в целом деятельность А. была успешна. В 1207 г. от герм. кор. Филиппа он получил Ливонию в качестве имперского лена, а в 1225 г. герм. кор. Генрих признал ее имперской маркой. Военно-дипломатическая борьба с Полоцким княжеством, к-рому платило дань Н. Подвинье, а также с Новгородом и Псковом за раздел даней носила наступательный характер и закончилась в 1224 г. окончательным овладением бывш. полоцкими удельными княжествами Герцике и Кокнесе и основанием Дерптского еп-ства. В 1228 г. был завоеван о-в Сааремаа (Эзель), где А. учредил Эзельское еп-ство. Однако добиться возведения Риги в ранг архиепископии ему так и не удалось (это случилось только в 1255).

Ист.: Liv-, Esth- und Curländische Urkunden-Regesten bis zum Jahre 1300 / Hrsg. F. G. von Bunge. Reval, 1881; Heinrichs Livländische Chronik / Hrsg. L. Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955; Генрих Латвийский. Хроника Ливонии / Введ., пер. и коммент. С. А. Аннинского. М.; Л., 1938.

Лит.: Gnegel-Waitschies G. Bischof Albert von Riga. Hamburg, 1958; Benninghoven F. Der Orden der Schwertbrüder: Fratres militiae Christi de Livonia. Köln; Graz, 1965; Roscher H. Papst Innozenz III. und die Kreuzzüge. Gött., 1969. S. 198-207.

А. В. Назаренко

АЛЬБЕРТ II

АЛЬБЕРТ II [нем. Albert Suerbeer] († 1273), архиеп. Рижский. Род. в Кёльне. Канонист по образованию, А. в 1227 г. стал настоятелем кафедрального собора в Бремене. При замещении Рижской кафедры после смерти в 1229 г. Альберта I столкнулись интересы рижского соборного капитула, поддержанного Римским папой Григорием IX, и архиеп. Гамбургского и Бременского Герхарда II, в результате чего А., чуть было не посвященный Герхардом во епископа Риги и Ливонии, должен был уступить местному кандидату Николаю. В 1240 г. А. стал примасом Ирландии, в 1245 г. участвовал в Лионском I Соборе, где проявил себя горячим сторонником папы Иннокентия IV в его борьбе с имп. Фридрихом II, и был назначен архиепископом Пруссии, Ливонии и Эстляндии, папским легатом на Руси. После смерти в 1253 г. еп. Николая А. стал его преемником на Рижской кафедре, к-рая в 1255 г. папой Александром IV была преобразована в архиепископскую с подчинением ей Пруссии и Ливонии. Деятельность А. в Прибалтике и Вост. Европе не отмечена особыми успехами: сближение с галицко-волынским кн. Даниилом Романовичем оказалось кратковременным, а затянувшийся конфликт архиепископа с магистром Тевтонского ордена Дитрихом привел со временем к падению политического влияния А.

Лит.: Goetze P. von. Albert Suerbeer, Erzbischof von Prеussen, Livland und Estland. St.-Pb., 1854; Forstreuter K. Die Gründung des Erzbistums Riga 1245/46 // Jb. der Albertus-Universität Königsberg in Preussen. 1960. Bd. 10. S. 9-31; idem. Fragen der Mission in Preussen von 1245 bis 1260 // Zschr. f. Ostforschung. 1960. Bd. 9. S. 250-268.

А. В. Назаренко

АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБЕРТИН

АЛЬБЕРТИН - иезуитская миссия и новициат византийско-слав. обряда (см. Неоуния) в Слонимском повете Польши в 1924-1939 гг. (ныне Гродненская обл., Беларусь). Появлению А. предшествовала инициатива католич. еп. Хенрика Пшездецкого по созданию униатских приходов, зависимых от местных католич. епископов. После одобрения папой Пием XI деятельности епископа генерал иезуитов Владимир Ледоховский приступил к созданию особой орг-ции в своем ордене, ориентированной на реализацию планов неоунии. В 1924 г. польск. промышленник В. Пусловский предоставил в распоряжение иезуитов свой дом и др. постройки в А. (усадьба в пригороде Слонима, ныне в черте города). Иезуиты прибыли осенью 1924 г. В А. сразу же появились 2 часовни: одна для униатов, др. для римо-католиков, постепенно возник приход византийско-слав. обряда, насчитывавший ок. 500 верующих. В кон. 1926 г. в А. был организован иезуитский новициат, к-рый насчитывал неск. десятков чел. В его состав входили белорусы, украинцы, поляки, русские, чехи. В новициате преподавали церковнослав., рус., белорус. и лат. языки. Среди местного правосл. населения велась активная пропаганда неоунии, к-рая успеха не имела, и уже к сер. 30-х гг. ХХ в. выявилась ее безрезультатность. В 1934 г. прекратил существование неоуниатский приход в Сынковичах, насчитывавший до 2 тыс. чел., крупнейший среди приходов, организованных иезуитской миссией в А. Во время второй мировой войны миссия в А. была ликвидирована.

Лит.: Kościół katolicki w Rosji. Warsz., 1932. Zesz. 1; Pirożyński M. Zakony męskie w Polsce. Lublin, 1937.

Ю. А. Лабынцев

АЛЬБИГОЙЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬБИН

АЛЬБИН [лат. Albinus, франц. Aubin] († после 549), свт. (пам. зап. 1 марта). Родом из обл. Венеты (совр. Ван, Бретань, Франция); монах, затем настоятель Тинциллаценского мон-ря. С 529 г. епископ Андекавский (совр. Анже, Зап. Франция), участник Соборов в Аурелиануме (совр. Орлеан) 538 и 541 гг.; на Соборе 549 г. его представлял посланный им пресвитер. Умер в возрасте ок. 80 лет. В средневековье часто отождествлялся со святыми Альбаном Британским и Альбаном Майнцским и поэтому почитался также в Германии, Англии и Польше; прославлен чудесами. 30 июня 556 г. состоялось прославление его мощей в базилике А. в Андекавах. Житие составлено св. Венанцием Фортунатом в кон. VI - нач. VII в.

Ист.: Les Canons des conciles mérovingiens VI-VIIe siècles / Éd. J. Gaudemet et B. Basdevant. P., 1989. T. 1. (SC; 353). P. 258, 292; ActaSS. Mart. T. 1. P. 57-60; MGH. AA. T. 4, P. 27sq.; Lobineau G. A. Les Vies des Saints de Bretagne. P., 1838. Vol. 1. P. 139.

А. И. Макаров

АЛЬБИНА

АЛЬБИНА [лат. Albina] († ок. 250), мц. Формийская (пам. зап. 16 дек.). Св. дева, почитавшаяся в г. Формии (совр. Гаэта в Кампании, Юж. Италия). Ее житие сообщает, что А. родилась в Кесарии Палестинской и там же претерпела мученичество при имп. Деции. Ее заставляли отречься от веры, суля многие выгоды. За свою твердость в исповедании Христа святая подверглась мучениям и была обезглавлена. Тело А. было положено в лодку, отданную на волю волн, к-рая чудесным образом причалила у мест. Скаури близ Формии. Мощи А., с древности хранившиеся в Формии, согласно рим. мартирологу, были обретены в 1665 г. и перенесены в местный мон-рь св. Гроба Господня.

Ист.: BHL, N 233.

Лит.: Bibliotheca Casinensis. Montecassino, 1877. T. 3: Florilegium. P. 368-370; Quentin H. Albina (2) // DHGE. T. 1. Col. 1698.

А. И. Макаров

АЛЬБОВ Михаил Павлович

Михаил Павлович (17.08.1844, с. Богоявленье-Раменье Солигаличского у. Костромской губ.- после 1915), прот., богослов. Род. в семье священника. Закончил Костромскую ДС, в 1869 г.- СПбДА. В 1870 г. рукоположен во священника. В 1872 г. защитил магистерскую дис. «Апокрифические евангелия». Преподавал церковное право и психологию в Военно-юридической академии, с 1884 г.- в Павловском военном уч-ще. С 1887 г. профессор богословия в Лесном ин-те С.-Петербурга.

Магистерская диссертация А.- первый на рус. языке обзор апокрифических евангелий (см. Апокрифы новозаветные), в к-ром рассматривались история понятия «апокриф», причины возникновения и распространения новозаветных апокрифов, содержание апокрифических евангелий. По мнению исследователя, апокрифы являются простонародной переработкой евангельских сюжетов и важны как источник по истории раннехрист. благочестия. Анализируя содержание апокрифов и работы исследователей, А. делал выводы о среде и времени возникновения апокрифических текстов - Протоевангелия Иакова, Евангелия Фомы, Евангелия Псевдо-Матфея о рождении Марии, Истории о рождении Марии и детстве Спасителя, араб. Евангелия детства, Истории Иосифа плотника, Евангелия Никодима. А. пришел к заключению, что псевдоевангелия хотя и сохраняют в себе немало исторически достоверных преданий, сообщений о верованиях и обычаях древних христиан, в целом искажают представление о личности Иисуса Христа, Его Божественном учении и чудотворениях. А. считал, что существование апокрифов является дополнительным доказательством Божественного величия и чистоты канонических Евангелий, к-рые не могут быть произведением обыкновенного человеческого пера. Такой вывод был направлен прежде всего против учения нем. теолога Д. Ф. Штрауса о том, что канонические и апокрифические Евангелия являются лишь двумя стадиями одного процесса развития христ. мифов.

В лекциях по основному богословию А. рассматривал теории о происхождении религии, критически оценивая философские концепции XVIII-XIX вв. (Д. Юма, Т. Гоббса, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Й. Шеллинга, Л. Фейербаха и др.); доказывал генетическое развитие религий и понимал христианство как вершину религ. генезиса, особенно подчеркивая его богооткровенную сущность. Исследуя основные идеи христианства (понятие Бога, происхождение мира и человека, бессмертие души и т. д.), он старался дать им философское обоснование. В работах А. содержатся элементы сравнительного религиеведения и философии религии, однако его научная деятельность ограничилась изданием лекционных курсов.

Соч.: Апокрифические евангелия: Магист. дис. CПб., 1872; Краткий курс лекций по церковному праву. СПб., 1882; Лекции по основному богословию. СПб., 1888; Очерк христианской апологетики. СПб., 1902, 19082.

Лит.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 471.

Э. П. Р.

Предыдущая страница Следующая страница