Приглашаем посетить сайт

История (history.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 17, "АМО"-"АНА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 17, "АМО"-"АНА")

АМОР И ВИАТОР

АМОР И ВИАТОР († нач. IV в. ?), мученики (пам. зап. 9 авг., 22 сент.). Почитались в Бургундии (ист. обл. Франш-Конте, Вост. Франция). Согласно позднему легендарному житию (не ранее VIII в.), были воинами Фиваидского легиона рим. армии, как и мч. Маврикий. Оба они отсутствовали в Акауне во время страданий св. Маврикия и дружины; приведенные к имп. Максимиану, А. и Виатор отказались принести жертвы идолам, за что были приговорены к смерти; видя твердость их веры, палачи также обратились в христианство и были казнены вместе с ними. В VI в. мощи мучеников были перенесены франк. кор. Гонтрамном, правившим в Бургундии, в посвященный им храм в местечке, получившем позже название Сент-Амур (ист. обл. Франш-Конте).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 914; aug. T. 2. P. 401.

Лит.: Fournier P. Amour (1) // DHGE. T. 2. Col. 1336.

А . И . Макаров

АМОРАИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМОРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМОРРЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМОРТИЗАЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМПЕЛИЙ

АМПЕЛИЙ [лат. Ampelius] (IV-V вв. ?), прп. (пам. зап. 5 окт.). А. подвизался в одном из мон-рей Фиваиды, занимался кузнечным ремеслом. Однажды перед ним предстал диавол в образе распутной женщины, но А. отогнал его, угрожая раскаленным железом, к-рое схватил голыми руками. С этого момента Господь сделал его нечувствительным к любому огню. Впосл. А. отправился в Италию, выкопал пещеру вблизи г. Бордигеры в Лигурии, поселился в ней и через нек-рое время скончался. Его мощи были перенесены в церковь, где стали совершаться чудеса. В 1140 г. генуэзцы осадили г. Вентимиль, неск. горожан не смогли заплатить выкуп и, чтобы освободиться из плена, показали место, где покоились мощи святого, к-рые были захвачены и перенесены в Сан-Ремо. В 1258 г. архиеп. Генуи Гвальтери (1253-1274) положил их в мон-рь св. Стефана в Генуе. А. особенно почитался как покровитель кузнецов и кузнечного дела. Иногда А. отождествляется с егип. подвижником св. Апеллием, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия и «Истории монахов» Руфина.

Ист.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 362-367.

Лит.: Rossi Fr. Memorie sulla vita, virtù e miracoli del padre degli anacoreti S. Ampelio. Bordighera, 1877; idem. S. Ampelio i sui tempi e la palme, colla loro coltivazione in Bordighera. B., 1892; Palmieri A. Ampelius (4) // DHGE. T. 2. Col. 1342-1343.

П. Б. Михайлов

АМПЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМПУЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМР ИБН АЛЬ-МУНЗИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМРАФЕЛ

АМРАФЕЛ [евр. АМРАФЕЛ , АМРАФЕЛ ], царь Сеннаара (древнеевр. название Вавилонии), в числе др. царей-союзников эламского царя Кедорлаомера совершивший поход в Заиорданье (Быт 14. 1-9). Историческая идентификация А., как и всего сюжета Быт 14, вызывает до наст. времени дискуссии. Единственным вавилонским царем с именем, схожим по звучанию с А., большинство исследователей считают Хаммурапи (аморейское Аммурапи) (1792-1750 до Р. Х.). Окончание имени А. -ел (АМРАФЕЛ ) объясняется как результат уподобления его в поздней евр. передаче стандартным западносемит. именам на -эль (бог) или как устойчивое прозвище - Аммурапи - (божественная) Сила (Аммурапи-эль). Приведенное отождествление оспаривали на том основании, что Хаммурапи якобы никогда не был союзником эламитов, и ни он, ни Элам не действовали к западу от Евфрата (см. м. Astour). Однако сравнительно недавно по архивам Мари было установлено, что в 70-х гг. XVIII в. до Р. Х. Хаммурапи, как и др. цари Месопотамии, признавал власть Элама, а влияние последнего в свою очередь простиралось на Сирию, за Евфрат. В свете этих данных гипотеза, отождествляющая А. с Хаммурапи, получает более твердые основания.

Лит.: Dhorme P. Hammurabi-Amraphel // RB. 1908. Vol. 17. P. 205-26; Astour M. Political and Cosmic Symbolism in Genesis 14 and in Its Babylonian Sources // Biblical Motifs: Origins and Transformations. Camb., 1966. P. 65-112; Görg M. Amraphel // NBL. Bd. 1. 1988. S. 95; Charpin D., Durand J.-M. La suzeraineté de l'empereur (Sukkalmah) d'Elam sur la Mesopotamie // Rencontre Assyriologique Intern., XXXVI. P., 1991. P. 61-73; Немировский А. А. К историческому содержанию Бытия XIV // Вестн. Еврейского ун-та в Москве. 1997. Вып. 2. С. 4-25.

А. А. Немировский

АМСДОРФ

АМСДОРФ [нем. Amsdorf] Николаус фон (3.12.1483, Торгау - 14.05. 1565, Айзенах), проф. теологии Виттенбергского ун-та (с 1511), близкий друг и сотрудник М. Лютера, видный полемист и апологет лютеранства на разных этапах его развития. Сопровождал Лютера на Лейпцигский диспут 1519 г. и на Вормсский рейхстаг 1521 г. Участвовал в лютеровском переводе Библии (см. Библия, переводы).

Николаус фон Амсдорф. Гравюра. 1-я пол. XVI в. (Архив Университета г. Галле)

Николаус фон Амсдорф. Гравюра.

1-я пол. XVI в. (Архив Университета г. Галле)

С 1524 г. суперинтендант в Магдебурге, где провел реформацию. Руководил ее введением также в Госларе (1531), Айнбекке (1534), Шмалькальдене (1537).

В 1542-1546 гг. по воле саксонского курфюрста Лютер поставил А. первым евангелическим епископом в Наумбурге. После кончины Лютера (1546) он стал советником по церковным вопросам у саксонских герцогов эрнестинской линии. Вслед за поражением протестантов Шмалькальденского союза в 1547 г. А. вместе с М. Флакком возглавил непримиримое к отступлениям от ортодоксии течение в лютеранстве (гнезиолютеране), резко выступал против Аугсбургского интерима 1548 г., участвовал в адиафористских спорах, а также синергистских и майористских как оппонент Ф. Меланхтона и его сторонников. А. стал одним из сооснователей Йенского ун-та (1558), участвовал в подготовке йенского издания сочинений Лютера. Основу лит. наследия А. составляют его обширная переписка и множество небольших по объему работ, в т. ч. против различных «адиафористов».

Ист.: Amsdorff N. von. Das Doctor Pomer und Doctor Maior mit ihren Adiaphoristen ergernis und Zurtrennung angericht, und den Kirchen Christi unüberwintlichen schaden gethan haben. Magdeburg, 1551.

Лит.: Reichert E. O. Nikolaus von Amsdorf und das Interim. Halle, 1955; Brunner P. Nikolaus von Amsdorf als Bischof von Naumburg. Gütersloh, 1961; Iserloh E. Geschichte und Theologie der Reformation im Grundriss. Paderborn, 1982.

В. М. Володарский

АМСТЕРДАМСКАЯ АССАМБЛЕЯ ВСЦ

АМСТЕРДАМСКАЯ АССАМБЛЕЯ ВСЦ - см. Всемирный совет церквей, ассамблеи.

АМУАС

АМУАС (совр. Канада-Парк), араб. сел. в 29 км к северо-западу от Иерусалима, возможно древний Эммаус, после рим. завоевания переименованный в Никополис. Отождествлен с Эммаусом не позже нач. IV в. (Euseb. Onomast. 3. 1). К кон. IV в. здесь мог существовать храм, упоминаемый блж. Иеронимом как построенный на основе дома Клеопы (Epist. CVIII). По крайней мере с V в., согласно Созомену, вблизи A. почитался источник, где, по преданию, Иисус Христос с учениками омыли ноги (PG. 67. Col. 1280; для VIII в. см. там же. Col. 710-711). В XI-XII вв. авторы из Зап. Европы (Альберт Аахенский (Historia Hierosalymitana), Фульхерий Шартрский (Fulcherii Carnotensis Historia Hierosalymitana. I 25, 13) и др.), Греции (Иоанн Фока (PG. 83. Col. 960)) и Руси (игум.

Даниил. Хождение - ПЛДР. С. 78-79) обычно указывают А. как Эммаус, но с кон. XII в. последний стали чаще отождествлять с Абу-Гошем. В 1187 г. А. был заброшен и более не восстанавливался. Раскопки в А. были начаты с переходом его территории во владение ордена кармелитов (1875), особенно активно велись в 1924-1930 гг. франц. доминиканской археологической школой. В результате открыто неск. сооружений. Самое раннее - руины рим. виллы, по дошедшим фрагментам напольных мозаик Л. Венсан датировал ее эпохой имп. Септимия Севера (кон. II - нач. III в.). Расположенные на участке виллы трехнефную трехапсидную базилику и меньшую по размерам базилику в сев. части виллы исследователь относил соответственно к III и VI вв., указывая на то, что малая базилика могла быть построена только после разрушения большой. У. Кроуфут датировал виллу не ранее кон. V в., большую базилику - не ранее сер. VI в., малую относил ко времени существования виллы. В комплекс входил также баптистерий с бассейном в форме четырехлистника, куда из специального резервуара подводилась вода. В 1-й пол. XII в. на месте главного нефа трехнефной базилики была выстроена бесстолпная церковь (использовалась кладка стены и часть мозаичного пола виллы). Венсан предполагал, что она принадлежала ордену госпитальеров, совр. исследователи видят в ней сельскую приходскую церковь (Д. Прингл).

Лит.: Vincent L.-H. Autour du groupe monumental d 'Amvas // RB. 1936. T. 45. Р. 403-415; Vincent L.-H., Abel F.-M. Emmaus, sa basilique et son histoire. P., 1932; (рец.: Crowfoot W. // PEQ. 1935. P. 40-47); Watzinger K. Denkmäler Palästinas: Eine Einführung in die Archäologie des Heiligen Landes. Lpz., 1935. Bd. 2; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. S. 63-65, 139-140; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton (N. J.), 1992. P. 289-291; Pringle D. Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1. P. 52-59.

Л. А. Беляев

АМУРСКАЯ ЕПАРХИЯ

АМУРСКАЯ ЕПАРХИЯ - образована решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г. путем выделения из состава Хабаровской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Амурский и Чегдомынский. 6 окт. Синод постановил включить Амурскую епархию в состав новообразованной Приамурской митрополии.

Епархия объединяет приходы в административных границах Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Полины Осипенко, Солнечного и Ульчского районов Хабаровского края. Кафедральный город - Комсомольск-на-Амуре.

Решением Свящ. Синода от 27 дек. 2011 г. епископом Амурским и Чегдомынским избран игум. Николай (Ашимов). 29 дек. управляющим делами Московской Патриархии митр. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) игум. Николай возведен в сан архимандрита. 31 дек. 2011 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве наречен во епископа Амурского и Чегдомынского, 29 янв. 2012 г. за Божественной литургией в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в Москве хиротонисан. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2011. № 11. С. 7.

АМУРСКАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМУСИН Иосиф Давидович

Иосиф Давидович (16.11.1910, Витебск - 12.06.1984, С.-Петербург), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России. Окончил исторический фак-т ЛГУ (1941); д-р исторических наук (с 29 апр. 1965); преподаватель ЛГУ, ЛГПИ им. А. И. Герцена (1945-1950), Ульяновского педагогического ин-та (1950-1954); научный сотрудник Ин-та археологии и Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР (1955-1984). В фундаментальных трудах 60-80-х гг. ХХ в. А. подвел итоги работ зарубежных ученых, дал глубокую текстологическую и историко-религ. интерпретацию текстов «рукописей Мёртвого моря» и заложил основу дальнейшего их анализа. Под его редакцией был выпущен 1-й т. «Текстов Кумрана» (М., 1971). А. показал место общины кумранитов в религ. жизни эллинизованного Ближ. Востока на фоне духовных исканий, политической и социальной жизни кон. I в. до Р. Х.- I в. до Р. Х., обратив особое внимание на взаимосвязь раннего христианства и ессеев. Комментарии «кумранитов» на книги пророков А. исследовал как исторический источник.

Соч.: Рукописи Мертвого моря. М., 1960; К определению идеологической принадлежности кумранской общины // ВДИ. 1961. № 1. С. 3-22; Находки у Мертвого моря. М., 1965; Из кумранской антологии эсхатологических текстов // Краткие сообщ. Ин-та народов Азии. М., 1965. № 86: История и филология Ближ. Востока. С. 56-66; Кумранская община. М., 1983; Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тыс. лет до н. э.) по библейским источникам / РАН, Ин-т востоковедения. М., 1993.

Лит.: Амусин И. Д. // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. С. 122; Некролог // ВДИ. 1984. № 4. С. 220; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

Л. А. Беляев

АМФИАН И ЕДЕСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМФИБАЛ

АМФИБАЛ [лат. Amphibalus] (III-IV вв.), мч. (пам. зап. 22 или 24 июня). Предполагаемое имя сподвижника св. Альбана Британского. В сохранившихся актах говорится, что во время гонений при имп. Диоклетиане св. Альбан укрыл в своем доме обратившего его в христ. веру священника. Они обменялись одеждами, и, когда стражники пришли за священником, Альбан был арестован вместо него и принял мученическую кончину. Англ. хронист и писатель XII в. Гальфрид Монмутский принял слово «amphibalus» (от греч. ἀμφίβαλον - облачение) за личное имя священника, к-рый, как считает традиция, также претерпел мученичество. Мощи А., обретенные 25 июня 1178 г. в Редборне аббатом Симоном, перенесены в аббатство св. Альбана (Сент-Олбанс).

Ист.: BHL, N 395-396; ActaSS. Iun. T. 4. P. 129-148; Гольфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 52.

Лит.: Taylor A. Amphibal (1) // DHGE. T. 2. Col. 1346.

А . И . Макаров

АМФИЛОХИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМФИЛОХИЙ ГЛУШИЦКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМФИЛОХИЙ РЕКОНСКИЙ (Шапошников Андрей Иванович)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМФИОН

АМФИОН [Алерион, Амфитрион; греч. ̓Αμφίων, лат. Amphion, Alerion, Amphitrion] (IV в.), исп. (пам. греч. 12 июня), еп. Епифании Киликийской. Прославился как исповедник в гонение имп. Галерия. Принимал участие в Анкирском, Неокесарийском Соборах (314) и Всел. I Соборе (325). Свт. Афанасий Александрийский в послании к епископам Египта и Ливии подтверждает правосл. характер писаний А. Иногда отождествляется с Амфионом, поставленным епископом Никомидии вместо сосланного Евсевия.

Ист.: PG. 25. Col. 557.

Лит.: Lehaut A. Amphion // DHGE. T. 2. Col. 1348; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 444.

АМФИПОЛЬ

Амфипольский лев. IV в. до Р. Х.

Амфипольский лев. IV в. до Р. Х.

[греч. ̓Αμφίπολις], древний город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, к-рый посетил ап. Павел во время 2-го миссионерского путешествия, двигаясь по Виа Эгнатия из Филипп (ок. 50 км к востоку) к Фессалоникам (Деян 17. 1). Город стоит на холме, с 3 сторон защищен рекой, с четвертой (вост.) - стеной (что может объяснить его название.- Фукидид. История. IV 102). Афины пытались основать в А. свою колонию (497, 476, 465 до Р. Х.) и добились этого в 436 г., но в 424 г. А. освободила Спарта. В 357 г. до Р. Х. город захватил Филипп Македонский; после битвы при Пидне (168 до Р. Х.) А. стал главным городом первого из 4 районов рим. пров. Македония. В визант. эпоху город получил имя Хрисополь. С IV в. А.- епископская кафедра. Известны еп. Наркисс, присутствовавший на Соборе в Сердике (347), и еп. Андрей Амартол. В VI-VII вв. варварские нашествия привели к упадку и исчезновению города. В ходе археологических раскопок открыто неск. гробниц классического периода и эпохи эллинизма, собран нумизматический и эпиграфический материал, обнаружены остатки 4 базилик визант. времени с мозаиками полов. В 1936 г. была восстановлена охранявшая мост через р. Стримон каменная фигура льва (IV в. до Р. Х.), к-рого не мог миновать ап. Павел по пути в А.

Лит.: Stikas E. Les Fouilles d'Amphipolis paleochretienne en Macedoine Orientale // Byzantine Stud. 1985. Vol. 12. P. 351-385; Voutiras E. Victa Macedonia: remarques sur une dedicace d'Amphipolis // BCHell. 1986. T. 110/1. P. 347-355.

Л . А . Беляев

АМФИТЕАТР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМ-ХА-АРЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАБАПТИСТЫ

АНАБАПТИСТЫ [греч. ἀναβαπτίζω - вновь крестить, перекрещивать], радикальное религ. движение XVI в., сформировавшееся в период между 1521 и 1540 гг. в Швейцарии, Германии, Австрии, Моравии и Нидерландах, главной отличительной особенностью к-рого являлось повторное крещение взрослых членов общины, сопровождавшееся публичным покаянием и исповеданием веры во Христа. Термин «А.» не является самоназванием, т. к. члены общины считали крещение младенцев недействительным, а след., крещение взрослых не было, с их т. зр., повторным; сами А. называли себя просто «братья и сестры». Представление о недействительности крещения во младенчестве имело прецеденты в истории и до А.: против него выступали уже нек-рые еретики в III-IV вв., а также вальденсы, альбигойцы и богемские братья в XI-XII вв.

Изучение анабаптизма как религ. движения затрудняет то, что А. не имели единого исповедания веры и руководящего центра, а были представлены большим количеством разнообразных групп, придерживавшихся иногда диаметрально противоположных взглядов. В наст. время существуют 3 религ. движения, являющиеся прямыми наследниками А. XVI в.: амиши, гуттериты и меннониты. См. статьи по истории А.: в Швейцарии - К. Гребель, Ф. Манц, Шлейтгеймское исповедание; в Германии - Г. Гут, Г. Денк, А. Карлштадт, Т. Мюнцер, Цвиккауские пророки; в Австрии и Моравии - Я. Гуттер, П. Марпек; в Нидерландах - М. Гофман, Иоанн Лейденский, Д. Йорис, Симонс Менно.

Лит: Williams G. H. The Radical Reformation. Phil., 1962; Oyer J. S. Lutheran Reformers against Anabaptists. The Hague, 1964; Сlasen Cl.-P. Anabaptism: a Social History, 1525-1618. Ithaca, 1972; Stayer J. M. Anabaptists and the Sword. Lawrence, 1972; Anabaptist Beginning (1523-1533): A Source Book. Nieuwkoop, 1976; The Radical Reformation / Ed. M. G. Baylor. Camb., 1991; Радикальная реформация: История возникновения и развития анабаптизма / Под ред. Дж. Дика. М., 1995.

Е. С. Сперанская

АНАВОЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАГНОСТ

АНАГНОСТ - см. Чтец.

АНАГНОСТ ИОАНН

АНАГНОСТ ИОАНН - см. Иоанн Анагност.

АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ

АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ [от греч. ἀναγογή - возведение], выяснение эсхатологического смысла Свящ. Писания, литургического чина и др. А. т. входит в четверичное число уровней смысла, рассматриваемых герменевтическим учением, впервые сформулированным прп. Иоанном Кассианом Римлянином в его 14-м «Собеседовании» с егип. отцами и воспринятым затем средневек. схоластами (см. Схоластика). В соответствии с этим учением на базе выяснения букв. смысла священного текста следует его аллегорическое толкование с целью выяснения его вероучительного содержания, затем следует тропологическое толкование, имеющее целью нравоучение, и, наконец, наступает очередь А. т., цель к-рого - поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием. Эти 4 смысловых уровня прп. Иоанн Кассиан иллюстрировал примером Иерусалима. На букв. смысловом уровне это евр. столичный город; на аллегорическом - он становится Церковью Христовой; на тропологическом - он уже душа человека; на анагогическом - небесный град (Collationes XIV. 8 // PL. 49, 962ff.; Ibid. // CSEL. 13, 404ff.). В схоластической экзегезе анагогический смысл соответствует надежде, аллегорический - вере, а тропологический - любви.

Лит.: Brown R. E., Schneiders S. M. Hermeneutics: More-than-literal senses. (C) Middle Ages // NJBC. P. 1155; Strecker G., Schnelle U. Einführung in die neutestamentliche Exegese. Gött., 19893.

Прот. Михаил Дронов

АНАГРАММАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЗАРВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАКАТАРСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАКЛЕТ I

АНАКЛЕТ I [Аненклет, Клет; греч. ̓Ανέγκλητος, лат. Anacletus, Anencletus, Cletus], св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля), папа Римский. Датировка периода пребывания А. на кафедре св. Петра в 79-92 гг., возникшая в III-IV вв., недостаточно достоверна. Родился, вероятно, в Афинах. Пострадал в гонение имп. Домициана. Согласно древнейшему списку рим. епископов, сохранившемуся в сочинениях св. Иринея Лионского и Евсевия Кесарийского, А. занял Римскую кафедру после св. Лина, ему наследовал св. папа Климент (88-97). В Cathalogus Liberianus (LP. T. 1. P. 2-3) и у Епифания Кипрского была употреблена также форма имени Клет, дублировавшая имя А. (по этим источникам, Лину наследовал Климент, после к-рого кафедру св. Петра соответственно занимали Клет и Анаклет). Однако позднейшая рим. традиция окончательно разделила эти имена, поместив Клета перед папой Климентом, А.- после Климента. По рим. календарю они имели отдельные дни поминовения: 26 апр. память св. Клета, а 13 июля память А. В наст. время установлено, что это одно и то же лицо.

Ист.: Евсевий. Церк. ист. III 13, 15, 21; V 6; Ириней Лионский. Против ересей.

III 3. 3; Epiph. Haer. XXVII 6; LP. T. 1. P. 2-3, 52-55, 125; Задворный

В. История римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 16.

Лит.: Kirsch J.-P. Anaclet I // DHGE. Vol. 2. Col. 1407-1408; Caspar E. Die älteste römische Bischofsliste. B., 1926; idem. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8-15; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 18-20.

О. С. Воскобойников, А. В. Постернак

АНАКЛЕТ II

АНАКЛЕТ II (мирское имя - Петр; ок. 1090, Рим - 25.01.1138, там же), антипапа (с 14.02.1130). Происходил из семьи иудеев, принявших христианство при папе Льве Х. Учился в Париже, затем принял монашество (мон-рь Клюни). В 1112 г. стал кардиналом-диаконом, в 1120 г.- кардиналом-пресвитером ц. Санта-Мария ин Трастевере, был легатом папы Каллиста II в Англии и Франции. После смерти папы Гонория II (1130) часть кардиналов избрала на Римский престол Иннокентия II, а большинство - А. По причине процессуальных нарушений и то и др. избрание можно считать незаконным, но обе стороны были поддержаны различными политическими силами. Начавшаяся схизма прежде всего отражала конфликт 2 течений в реформаторском движении: старогригорианской традиции (А.) и новых реформаторских кругов (Иннокентий II) (см. Григорианская реформа). На стороне А. было большинство городов Центр. и Сев. Италии, и прежде всего Рим и Милан, а также кор. Сицилии Рожер II; Иннокентий II, вынужденный бежать во Францию, заручился поддержкой св. Бернарда Клервоского, франц. кор. Людовика VI и кор. Англии Генриха I, а также герм. имп. Лотаря III. Собор в Этампе (1130) признал законным папой Иннокентия II. Однако до своей смерти (1138) А. удавалось удерживать власть в Риме. Схизма была окончена на Латеранском II Соборе (1139).

Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 1. N 8370-8432; PL. 179. Col. 687-731.

Лит.: Mühlbacher E. Die streitige Papstwahl des Jahres 1130. Innsbruck, 1876; Schmale F.-J. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Köln; Graz, 1961; Prinz J. Popes from the Ghetto: A view of medieval Christendom. N. Y., 1968; Graboïs A. Le schisme de 1130 et la France // RHE. 1981. Vol. 76. P. 593-612; Stroll M. The Jewish Pope. Leiden; N. Y., 1987.

Е. В. Казбекова

АНАКСАГОР

АНАКСАГОР - греч. философ - см. Досократики.

АНАКСИМАНДР

АНАКСИМАНДР - греч. философ - см. Досократики.

АНАКСИМЕН

АНАКСИМЕН - греч. философ - см. Досократики.

АНАЛАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАЛОЙНАЯ ИКОНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАМНЕСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНДА МАРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНЕОТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНИИ СВЯТОГО МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНИШО

АНАНИШО [сир. АНАНИШО ], восточносир. несторианский монах, писатель (VII-VIII вв.). Учился в Нисибинской школе вместе с католикосом Ишоябом III, затем поступил в мон-рь на г. Изла. Совершил неск. паломничеств в Иерусалим и в егип. Скит, где детально познакомился с бытом егип. монахов. Возвратившись в Месопотамию, А. оставил Излу из-за нестроений, начавшихся в обители, и поступил в мон-рь Бет-Абе, где преуспел в книжном деле и науках, за что католикос избрал его для упорядочения текста «Худры» (несторианского служебника, содержащего чтения на воскресные дни года, св. Четыредесятницу и пост Ниневитян). А. написал также труд о философских определениях, книги о правильном чтении и произношении трудных слов в сочинениях святых отцов, книгу правил «о равнобуквиях» (изъяснение омонимов).

Однако важнейшим его трудом явился сб. «Рай отцов» (сир. АНАНИШО АНАНИШО ) - обширный агиографический свод, составленный по просьбе патриарха Геворгиса и ставший обязательной книгой во всех восточносир. мон-рях. Он состоит из 4 частей: 2 первые содержат сир. перевод «Лавсаика» Палладия с добавлениями из др. источников, 3-я - сир. перевод «Истории монахов», автором к-рой назван блж. Иероним, 4-я - т. н. «Древний патерик» (см. «Апофтегмата патрум»). Заслуга А. состояла в сведении воедино всех редакций сир. переводов.

Соч.: Paradisus Patrum // Bedjan. Acta. T. 7. P.; Lpz., 1897. Hildesheim, 19682; The Book of Paradise being the Histories and Sayings of the Monks and Ascetics of the Egyptian Desert by Palladius, Hieronymus and others: The Syriac Texts, accord. to the Recension of ‘Anân-Îshô‘ of Bêth ‘Âbhê / Ed. with an Еngl. transl. E. A. W. Budge. L., 1904. Vol. 1-2.

Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 493; T. 3/1. P. 144-146; Райт. Очерк. С. 122-123.

А. В. Муравьёв

АНАНИЯ

АНАНИЯ [евр. АНАНИЯ , АНАНИЯ ], древнеевр. селение в колене Вениамина, где жили его потомки по возвращении из вавилонского плена (Неем 11. 32; стих, где упоминается А. среди городов Вениамина, опущен в Септуагинте, но есть в Синайском кодексе (греч. Ανανία) и рецензии сщмч. Лукиана). А. отождествляли с совр. городом Бет-Ханниной (4 км северо-западнее Иерусалима), но амер. археолог У. Олбрайт указал, что в Неем 11. 32 перечислены города с севера на юг: Анафоф, Нов, А.

Если Бет-Ханнина лежит к северо-западу от них, то А. нужно искать к юго-востоку от Иерусалима, возможно Бахурим (Рас-эль-Тумейн) или Вифания (Бет-Анийя). Олбрайт отождествил А. с последней, считая, что «Бет-Анания» и «Бет-Анийя» восходят к одному названию («дом Анании») и разделились из-за слияния слогов при написании. То, что Вифания изначально числилась в Иудее, не противоречит этому - границы последней в эпоху Неемии могли измениться. Идентификация ряда мест, по к-рым проходила линия раздела Иудеи и земель колена Вениамина - Ен-Шемеш/Айн-Ход; Ен-Рогел /Бир-Айюб (Нав 15. 7; 18. 16-17),- показала возможность смещения границ как раз в зоне Вифании, к-рая в эпоху персид. господства могла оказаться на границе земель Вениамина. Материал раскопок древнего города к западу от Вифании относится именно к этому времени, возможно, здесь нужно искать А.

Лит.: Albright W. F. Bethany in the Old Testament // BASOR. 1923. Vol. 9. P. 8-10; idem. Bethany in the Old Testament // Ibid. 1924. Vol. 4. P. 158-160; Saller S. J. Excavations at Bethany, 1949-1953. Jerusalem, 1957; McGarry S. E. Ananiah // ABD. 1993; NEAEHL. 1993. Vol. 1; Wycliffs Dictionary of Biblical Archaeology. N. Y., 2000.

Л. А. Беляев

АНАНИЯ И СОЛОХОН

АНАНИЯ И СОЛОХОН [греч. ̓Ανανίας καὶ Σολόχων], святители (пам. греч. 1 или 2 дек.), епископы Эфесские. В нек-рых греч. синаксарях под 2 дек. упоминаются 3 архиепископа Эфеса: А., С. и Соломон (ГИМ. Син. греч. 354. Л. 141, 1295 г.). В Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 120-121) указываются Онисим и Соломон Эфесские без А. Существует несомненное сходство имен Солохон - Соломон и Анания - Онисим (последнее может быть греч. вариантом евр. имени Анания). Подробности их жизни и кончины неизвестны.

Память отмечена лишь в греч. Минеях Медиоланской б-ки (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 372). В богослужебных книгах РПЦ память не обозначена, в практике греч. Церквей последование не поется.

Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 528.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 33.

АНАНИЯ МОКАЦИ

АНАНИЯ МОКАЦИ - ́ [арм. Աճաճիա Մռկացի] († 965), Армянский католикос (с 946). Род. в сел. Фас, обл. (наханг) Мокк. Был настоятелем мон-ря Вараг. Во время католикосата А. М. католикосы Албании Кавказской Саак и Гагик, а также митр. Сюникский Акоб попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но А. М. удалось пресечь эти попытки, сохранив конфессиональное и церковное единство, ради чего он перенес свою резиденцию из Ахтамара в Аргину.

Перу А. М. принадлежат 4 послания. По свидетельству Степаноса Сюнеци, он составил сб. «Послание веры». Эпистолярное наследие А. М. свидетельствует о широком распространении Православия в совр. ему Армении. Он писал, что увеличилось число приверженцев Всел. IV Собора, участились браки с православными (халкидонитами) и «не было крова супружеского, где один не был бы армянином, а другой ивиром, в соответствии с этим и дети были разделены надвое». А. М. жаловался на митр. Сюникского, к-рый «подстрекал халкидонитов поносить наших католикосов». Отправившись в Сюник и Алуанк (Албанию), он привел обе эти епархии к покорности Армянской Церкви, но после возвращения в Ширак узнал, что в этих областях вновь произошло «отрешение от божественного Собора». А. М. даже обратился к арм. царю Абасу с требованием запретить браки с халкидонитами, чтобы приостановить распространение Православия. По свидетельству Асолика, «ученые вардапеты по приказу владыки Анании после глубокого исследования божественных книг и на их основании постановили вторичное крещение для последователей Халкидонского Собора».

Ист.: Всеобщая история Степаноса Таронеци-Асолика / Изд. Ст. Малхасянц. СПб., 1885. С. 178 (на др.-арм.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984 [Коммент., библиогр.: с. 217-227].

В. А. Арутюнова-Фиданян

АНАНИЯ НАРЕКАЦИ

АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. Աճաճիա Նարեկացի] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря, основанного при католикосе Анании Мокаци. Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци. А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры».

Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» (Յաղագս գիտռւթեաճ ձայյճից - Матенадаран. № 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения, разд. «Церковное пение»; Автентический лад, Плагальный лад).

Лит.: Ածա(?)յյաճ (?). (?)այյռց աճևճաճռւճճերի բա(?)արաճ· (?). 1. Երևաճ, 1947. Էջ 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87.

В. А. Арутюнова-Фиданян

АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР

АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР - пресви́тер, сщмч. Селевкийский (пам. 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский.

АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР, ПЕТР И 7 ВОИНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНИЯ ШИРАКАЦИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНУРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАНЬЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Херсонской епархии (по названию города в сев. части бывш. Одесской губ.), титулярное, создано во вдовствовавшей в 1923 г. Херсонской и Одесской епархии. Единственным епископом Ананьевским был в 1923-1925 гг. Парфений (Брянских), с 1921 г. временно управлявший Херсонской епархией за отсутствием эмигрировавшего митр. Платона (Рождественского). После ареста в 1925 г. еп. Парфения А. в. больше не замещалось. Иные даты существования вик-ства, встречающиеся у исследователей,- 1921 или 1925-1928 гг.- являются неверными.

Ист.: Губонин М. История русской иерархии. Ч. 1 / ПСТБИ. Ркп.

П. Н. Г.

АНАНЬИН

Василий (XVII в.), иконописец, родом из Ярославля. Неоднократно вызывался в Москву для работ в Кремле: принимал участие в создании икон для иконостаса Успенского собора (1653), в стенописи Архангельского собора (1660, 1666), ц. Образа Спаса Нерукотворного (1675) и царской Золотой палаты (1661, 1665). А. В. работал также в ц. свт. Григория Неокесарийского (1668) и писал иконы для храмов с. Коломенского (1670). Был послан в Ростов для «стенного письма» в Успенском соборе (1670, 1675). В 1671 г. вместе с братом Ананьиным Константином и Карповым Федором выполнил по заказу Оружейной палаты иконы «Сошествие Св. Духа», «Страшный Суд», «Неделя святых отец», а также, для отсылки царю, образы «Воскресение Христово», «Уверение Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Преполовение», Казанскую икону Божией Матери и др. В 1677 г. Посольским приказом привлекался для оформления рукописей. В 1686-1687 гг. вместе с Логином Сидоровым, Ермолой Фёдоровым и др. расписал ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле.

Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России. Б. м., 1903. С. 122; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы ХVII в.: Словарь. М., 1910. С. 6-7; Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // ГММК. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2. С. 106; Турцова Н. М. Творчество Семена Спиридонова Холмогорца: Канд. дис. М., 1992. С. 40.

И. Д. Соловьёва

АНАПАВСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАПОДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНАРГИРЫ

АНАРГИРЫ - см. Бессребреники.

Предыдущая страница Следующая страница