Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 17, "АМО"-"АНА")
АМОР И ВИАТОР († нач. IV в. ?), мученики (пам. зап. 9 авг., 22 сент.). Почитались в Бургундии (ист. обл. Франш-Конте, Вост. Франция). Согласно позднему легендарному житию (не ранее VIII в.), были воинами Фиваидского легиона рим. армии, как и мч. Маврикий. Оба они отсутствовали в Акауне во время страданий св. Маврикия и дружины; приведенные к имп. Максимиану, А. и Виатор отказались принести жертвы идолам, за что были приговорены к смерти; видя твердость их веры, палачи также обратились в христианство и были казнены вместе с ними. В VI в. мощи мучеников были перенесены франк. кор. Гонтрамном, правившим в Бургундии, в посвященный им храм в местечке, получившем позже название Сент-Амур (ист. обл. Франш-Конте). Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 914; aug. T. 2. P. 401. Лит.: Fournier P. Amour (1) // DHGE. T. 2. Col. 1336. А . И . Макаров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АМПЕЛИЙ [лат. Ampelius] (IV-V вв. ?), прп. (пам. зап. 5 окт.). А. подвизался в одном из мон-рей Фиваиды, занимался кузнечным ремеслом. Однажды перед ним предстал диавол в образе распутной женщины, но А. отогнал его, угрожая раскаленным железом, к-рое схватил голыми руками. С этого момента Господь сделал его нечувствительным к любому огню. Впосл. А. отправился в Италию, выкопал пещеру вблизи г. Бордигеры в Лигурии, поселился в ней и через нек-рое время скончался. Его мощи были перенесены в церковь, где стали совершаться чудеса. В 1140 г. генуэзцы осадили г. Вентимиль, неск. горожан не смогли заплатить выкуп и, чтобы освободиться из плена, показали место, где покоились мощи святого, к-рые были захвачены и перенесены в Сан-Ремо. В 1258 г. архиеп. Генуи Гвальтери (1253-1274) положил их в мон-рь св. Стефана в Генуе. А. особенно почитался как покровитель кузнецов и кузнечного дела. Иногда А. отождествляется с егип. подвижником св. Апеллием, упоминаемым в «Лавсаике» Палладия и «Истории монахов» Руфина. Ист.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 362-367. Лит.: Rossi Fr. Memorie sulla vita, virtù e miracoli del padre degli anacoreti S. Ampelio. Bordighera, 1877; idem. S. Ampelio i sui tempi e la palme, colla loro coltivazione in Bordighera. B., 1892; Palmieri A. Ampelius (4) // DHGE. T. 2. Col. 1342-1343. П. Б. Михайлов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АМСДОРФ [нем. Amsdorf] Николаус фон (3.12.1483, Торгау - 14.05. 1565, Айзенах), проф. теологии Виттенбергского ун-та (с 1511), близкий друг и сотрудник М. Лютера, видный полемист и апологет лютеранства на разных этапах его развития. Сопровождал Лютера на Лейпцигский диспут 1519 г. и на Вормсский рейхстаг 1521 г. Участвовал в лютеровском переводе Библии (см. Библия, переводы). Николаус фон Амсдорф. Гравюра. 1-я пол. XVI в. (Архив Университета г. Галле) С 1524 г. суперинтендант в Магдебурге, где провел реформацию. Руководил ее введением также в Госларе (1531), Айнбекке (1534), Шмалькальдене (1537). В 1542-1546 гг. по воле саксонского курфюрста Лютер поставил А. первым евангелическим епископом в Наумбурге. После кончины Лютера (1546) он стал советником по церковным вопросам у саксонских герцогов эрнестинской линии. Вслед за поражением протестантов Шмалькальденского союза в 1547 г. А. вместе с М. Флакком возглавил непримиримое к отступлениям от ортодоксии течение в лютеранстве (гнезиолютеране), резко выступал против Аугсбургского интерима 1548 г., участвовал в адиафористских спорах, а также синергистских и майористских как оппонент Ф. Меланхтона и его сторонников. А. стал одним из сооснователей Йенского ун-та (1558), участвовал в подготовке йенского издания сочинений Лютера. Основу лит. наследия А. составляют его обширная переписка и множество небольших по объему работ, в т. ч. против различных «адиафористов». Ист.: Amsdorff N. von. Das Doctor Pomer und Doctor Maior mit ihren Adiaphoristen ergernis und Zurtrennung angericht, und den Kirchen Christi unüberwintlichen schaden gethan haben. Magdeburg, 1551. Лит.: Reichert E. O. Nikolaus von Amsdorf und das Interim. Halle, 1955; Brunner P. Nikolaus von Amsdorf als Bischof von Naumburg. Gütersloh, 1961; Iserloh E. Geschichte und Theologie der Reformation im Grundriss. Paderborn, 1982. В. М. Володарский |
АМСТЕРДАМСКАЯ АССАМБЛЕЯ ВСЦ - см. Всемирный совет церквей, ассамблеи. |
АМУАС (совр. Канада-Парк), араб. сел. в 29 км к северо-западу от Иерусалима, возможно древний Эммаус, после рим. завоевания переименованный в Никополис. Отождествлен с Эммаусом не позже нач. IV в. (Euseb. Onomast. 3. 1). К кон. IV в. здесь мог существовать храм, упоминаемый блж. Иеронимом как построенный на основе дома Клеопы (Epist. CVIII). По крайней мере с V в., согласно Созомену, вблизи A. почитался источник, где, по преданию, Иисус Христос с учениками омыли ноги (PG. 67. Col. 1280; для VIII в. см. там же. Col. 710-711). В XI-XII вв. авторы из Зап. Европы (Альберт Аахенский (Historia Hierosalymitana), Фульхерий Шартрский (Fulcherii Carnotensis Historia Hierosalymitana. I 25, 13) и др.), Греции (Иоанн Фока (PG. 83. Col. 960)) и Руси (игум. Даниил. Хождение - ПЛДР. С. 78-79) обычно указывают А. как Эммаус, но с кон. XII в. последний стали чаще отождествлять с Абу-Гошем. В 1187 г. А. был заброшен и более не восстанавливался. Раскопки в А. были начаты с переходом его территории во владение ордена кармелитов (1875), особенно активно велись в 1924-1930 гг. франц. доминиканской археологической школой. В результате открыто неск. сооружений. Самое раннее - руины рим. виллы, по дошедшим фрагментам напольных мозаик Л. Венсан датировал ее эпохой имп. Септимия Севера (кон. II - нач. III в.). Расположенные на участке виллы трехнефную трехапсидную базилику и меньшую по размерам базилику в сев. части виллы исследователь относил соответственно к III и VI вв., указывая на то, что малая базилика могла быть построена только после разрушения большой. У. Кроуфут датировал виллу не ранее кон. V в., большую базилику - не ранее сер. VI в., малую относил ко времени существования виллы. В комплекс входил также баптистерий с бассейном в форме четырехлистника, куда из специального резервуара подводилась вода. В 1-й пол. XII в. на месте главного нефа трехнефной базилики была выстроена бесстолпная церковь (использовалась кладка стены и часть мозаичного пола виллы). Венсан предполагал, что она принадлежала ордену госпитальеров, совр. исследователи видят в ней сельскую приходскую церковь (Д. Прингл). Лит.: Vincent L.-H. Autour du groupe monumental d 'Amvas // RB. 1936. T. 45. Р. 403-415; Vincent L.-H., Abel F.-M. Emmaus, sa basilique et son histoire. P., 1932; (рец.: Crowfoot W. // PEQ. 1935. P. 40-47); Watzinger K. Denkmäler Palästinas: Eine Einführung in die Archäologie des Heiligen Landes. Lpz., 1935. Bd. 2; Ovadiah A. Corpus of the Byzantine Churches in the Holy Land. Bonn, 1970. S. 63-65, 139-140; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton (N. J.), 1992. P. 289-291; Pringle D. Churches of the Crusader Kingdome of Jerusalem: A Corpus. Camb., 1993. Vol. 1. P. 52-59. Л. А. Беляев |
АМУРСКАЯ ЕПАРХИЯ - образована решением Свящ. Синода от 5 окт. 2011 г. путем выделения из состава Хабаровской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Амурский и Чегдомынский. 6 окт. Синод постановил включить Амурскую епархию в состав новообразованной Приамурской митрополии. Епархия объединяет приходы в административных границах Ванинского, Верхнебуреинского, Комсомольского, имени Полины Осипенко, Солнечного и Ульчского районов Хабаровского края. Кафедральный город - Комсомольск-на-Амуре. Решением Свящ. Синода от 27 дек. 2011 г. епископом Амурским и Чегдомынским избран игум. Николай (Ашимов). 29 дек. управляющим делами Московской Патриархии митр. Саранским и Мордовским Варсонофием (Судаковым) игум. Николай возведен в сан архимандрита. 31 дек. 2011 г. в Тронном зале Храма Христа Спасителя в Москве наречен во епископа Амурского и Чегдомынского, 29 янв. 2012 г. за Божественной литургией в храме Живоначальной Троицы в Старых Черемушках в Москве хиротонисан. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2011. № 11. С. 7. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иосиф Давидович (16.11.1910, Витебск - 12.06.1984, С.-Петербург), специалист по античности, востоковед-гебраист, основатель кумрановедения в России. Окончил исторический фак-т ЛГУ (1941); д-р исторических наук (с 29 апр. 1965); преподаватель ЛГУ, ЛГПИ им. А. И. Герцена (1945-1950), Ульяновского педагогического ин-та (1950-1954); научный сотрудник Ин-та археологии и Ленинградского отд-ния Ин-та востоковедения АН СССР (1955-1984). В фундаментальных трудах 60-80-х гг. ХХ в. А. подвел итоги работ зарубежных ученых, дал глубокую текстологическую и историко-религ. интерпретацию текстов «рукописей Мёртвого моря» и заложил основу дальнейшего их анализа. Под его редакцией был выпущен 1-й т. «Текстов Кумрана» (М., 1971). А. показал место общины кумранитов в религ. жизни эллинизованного Ближ. Востока на фоне духовных исканий, политической и социальной жизни кон. I в. до Р. Х.- I в. до Р. Х., обратив особое внимание на взаимосвязь раннего христианства и ессеев. Комментарии «кумранитов» на книги пророков А. исследовал как исторический источник. Соч.: Рукописи Мертвого моря. М., 1960; К определению идеологической принадлежности кумранской общины // ВДИ. 1961. № 1. С. 3-22; Находки у Мертвого моря. М., 1965; Из кумранской антологии эсхатологических текстов // Краткие сообщ. Ин-та народов Азии. М., 1965. № 86: История и филология Ближ. Востока. С. 56-66; Кумранская община. М., 1983; Проблемы социальной структуры обществ древнего Ближнего Востока (I тыс. лет до н. э.) по библейским источникам / РАН, Ин-т востоковедения. М., 1993. Лит.: Амусин И. Д. // Краткая еврейская энциклопедия. Иерусалим, 1976. С. 122; Некролог // ВДИ. 1984. № 4. С. 220; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994. Л. А. Беляев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АМФИБАЛ [лат. Amphibalus] (III-IV вв.), мч. (пам. зап. 22 или 24 июня). Предполагаемое имя сподвижника св. Альбана Британского. В сохранившихся актах говорится, что во время гонений при имп. Диоклетиане св. Альбан укрыл в своем доме обратившего его в христ. веру священника. Они обменялись одеждами, и, когда стражники пришли за священником, Альбан был арестован вместо него и принял мученическую кончину. Англ. хронист и писатель XII в. Гальфрид Монмутский принял слово «amphibalus» (от греч. ἀμφίβαλον - облачение) за личное имя священника, к-рый, как считает традиция, также претерпел мученичество. Мощи А., обретенные 25 июня 1178 г. в Редборне аббатом Симоном, перенесены в аббатство св. Альбана (Сент-Олбанс). Ист.: BHL, N 395-396; ActaSS. Iun. T. 4. P. 129-148; Гольфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина. М., 1984. С. 52. Лит.: Taylor A. Amphibal (1) // DHGE. T. 2. Col. 1346. А . И . Макаров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АМФИОН [Алерион, Амфитрион; греч. ̓Αμφίων, лат. Amphion, Alerion, Amphitrion] (IV в.), исп. (пам. греч. 12 июня), еп. Епифании Киликийской. Прославился как исповедник в гонение имп. Галерия. Принимал участие в Анкирском, Неокесарийском Соборах (314) и Всел. I Соборе (325). Свт. Афанасий Александрийский в послании к епископам Египта и Ливии подтверждает правосл. характер писаний А. Иногда отождествляется с Амфионом, поставленным епископом Никомидии вместо сосланного Евсевия. Ист.: PG. 25. Col. 557. Лит.: Lehaut A. Amphion // DHGE. T. 2. Col. 1348; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 444. |
Амфипольский лев. IV в. до Р. Х. [греч. ̓Αμφίπολις], древний город в Македонии, на вост. берегу р. Стримон, к-рый посетил ап. Павел во время 2-го миссионерского путешествия, двигаясь по Виа Эгнатия из Филипп (ок. 50 км к востоку) к Фессалоникам (Деян 17. 1). Город стоит на холме, с 3 сторон защищен рекой, с четвертой (вост.) - стеной (что может объяснить его название.- Фукидид. История. IV 102). Афины пытались основать в А. свою колонию (497, 476, 465 до Р. Х.) и добились этого в 436 г., но в 424 г. А. освободила Спарта. В 357 г. до Р. Х. город захватил Филипп Македонский; после битвы при Пидне (168 до Р. Х.) А. стал главным городом первого из 4 районов рим. пров. Македония. В визант. эпоху город получил имя Хрисополь. С IV в. А.- епископская кафедра. Известны еп. Наркисс, присутствовавший на Соборе в Сердике (347), и еп. Андрей Амартол. В VI-VII вв. варварские нашествия привели к упадку и исчезновению города. В ходе археологических раскопок открыто неск. гробниц классического периода и эпохи эллинизма, собран нумизматический и эпиграфический материал, обнаружены остатки 4 базилик визант. времени с мозаиками полов. В 1936 г. была восстановлена охранявшая мост через р. Стримон каменная фигура льва (IV в. до Р. Х.), к-рого не мог миновать ап. Павел по пути в А. Лит.: Stikas E. Les Fouilles d'Amphipolis paleochretienne en Macedoine Orientale // Byzantine Stud. 1985. Vol. 12. P. 351-385; Voutiras E. Victa Macedonia: remarques sur une dedicace d'Amphipolis // BCHell. 1986. T. 110/1. P. 347-355. Л . А . Беляев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАБАПТИСТЫ [греч. ἀναβαπτίζω - вновь крестить, перекрещивать], радикальное религ. движение XVI в., сформировавшееся в период между 1521 и 1540 гг. в Швейцарии, Германии, Австрии, Моравии и Нидерландах, главной отличительной особенностью к-рого являлось повторное крещение взрослых членов общины, сопровождавшееся публичным покаянием и исповеданием веры во Христа. Термин «А.» не является самоназванием, т. к. члены общины считали крещение младенцев недействительным, а след., крещение взрослых не было, с их т. зр., повторным; сами А. называли себя просто «братья и сестры». Представление о недействительности крещения во младенчестве имело прецеденты в истории и до А.: против него выступали уже нек-рые еретики в III-IV вв., а также вальденсы, альбигойцы и богемские братья в XI-XII вв. Изучение анабаптизма как религ. движения затрудняет то, что А. не имели единого исповедания веры и руководящего центра, а были представлены большим количеством разнообразных групп, придерживавшихся иногда диаметрально противоположных взглядов. В наст. время существуют 3 религ. движения, являющиеся прямыми наследниками А. XVI в.: амиши, гуттериты и меннониты. См. статьи по истории А.: в Швейцарии - К. Гребель, Ф. Манц, Шлейтгеймское исповедание; в Германии - Г. Гут, Г. Денк, А. Карлштадт, Т. Мюнцер, Цвиккауские пророки; в Австрии и Моравии - Я. Гуттер, П. Марпек; в Нидерландах - М. Гофман, Иоанн Лейденский, Д. Йорис, Симонс Менно. Лит: Williams G. H. The Radical Reformation. Phil., 1962; Oyer J. S. Lutheran Reformers against Anabaptists. The Hague, 1964; Сlasen Cl.-P. Anabaptism: a Social History, 1525-1618. Ithaca, 1972; Stayer J. M. Anabaptists and the Sword. Lawrence, 1972; Anabaptist Beginning (1523-1533): A Source Book. Nieuwkoop, 1976; The Radical Reformation / Ed. M. G. Baylor. Camb., 1991; Радикальная реформация: История возникновения и развития анабаптизма / Под ред. Дж. Дика. М., 1995. Е. С. Сперанская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАГНОСТ - см. Чтец. |
АНАГНОСТ ИОАНН - см. Иоанн Анагност. |
АНАГОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ [от греч. ἀναγογή - возведение], выяснение эсхатологического смысла Свящ. Писания, литургического чина и др. А. т. входит в четверичное число уровней смысла, рассматриваемых герменевтическим учением, впервые сформулированным прп. Иоанном Кассианом Римлянином в его 14-м «Собеседовании» с егип. отцами и воспринятым затем средневек. схоластами (см. Схоластика). В соответствии с этим учением на базе выяснения букв. смысла священного текста следует его аллегорическое толкование с целью выяснения его вероучительного содержания, затем следует тропологическое толкование, имеющее целью нравоучение, и, наконец, наступает очередь А. т., цель к-рого - поиск указаний на исполнение всех Божиих обетований в грядущем Царстве Божием. Эти 4 смысловых уровня прп. Иоанн Кассиан иллюстрировал примером Иерусалима. На букв. смысловом уровне это евр. столичный город; на аллегорическом - он становится Церковью Христовой; на тропологическом - он уже душа человека; на анагогическом - небесный град (Collationes XIV. 8 // PL. 49, 962ff.; Ibid. // CSEL. 13, 404ff.). В схоластической экзегезе анагогический смысл соответствует надежде, аллегорический - вере, а тропологический - любви. Лит.: Brown R. E., Schneiders S. M. Hermeneutics: More-than-literal senses. (C) Middle Ages // NJBC. P. 1155; Strecker G., Schnelle U. Einführung in die neutestamentliche Exegese. Gött., 19893. Прот. Михаил Дронов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАКЛЕТ I [Аненклет, Клет; греч. ̓Ανέγκλητος, лат. Anacletus, Anencletus, Cletus], св. (пам. 7 июня; католич. пам. как мученика 26 апр. и 13 июля), папа Римский. Датировка периода пребывания А. на кафедре св. Петра в 79-92 гг., возникшая в III-IV вв., недостаточно достоверна. Родился, вероятно, в Афинах. Пострадал в гонение имп. Домициана. Согласно древнейшему списку рим. епископов, сохранившемуся в сочинениях св. Иринея Лионского и Евсевия Кесарийского, А. занял Римскую кафедру после св. Лина, ему наследовал св. папа Климент (88-97). В Cathalogus Liberianus (LP. T. 1. P. 2-3) и у Епифания Кипрского была употреблена также форма имени Клет, дублировавшая имя А. (по этим источникам, Лину наследовал Климент, после к-рого кафедру св. Петра соответственно занимали Клет и Анаклет). Однако позднейшая рим. традиция окончательно разделила эти имена, поместив Клета перед папой Климентом, А.- после Климента. По рим. календарю они имели отдельные дни поминовения: 26 апр. память св. Клета, а 13 июля память А. В наст. время установлено, что это одно и то же лицо. Ист.: Евсевий. Церк. ист. III 13, 15, 21; V 6; Ириней Лионский. Против ересей. III 3. 3; Epiph. Haer. XXVII 6; LP. T. 1. P. 2-3, 52-55, 125; Задворный В. История римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 16. Лит.: Kirsch J.-P. Anaclet I // DHGE. Vol. 2. Col. 1407-1408; Caspar E. Die älteste römische Bischofsliste. B., 1926; idem. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 8-15; Haller J. Das Papsttum. Stuttg., 1950. Bd. 1. S. 18-20. О. С. Воскобойников, А. В. Постернак |
АНАКЛЕТ II (мирское имя - Петр; ок. 1090, Рим - 25.01.1138, там же), антипапа (с 14.02.1130). Происходил из семьи иудеев, принявших христианство при папе Льве Х. Учился в Париже, затем принял монашество (мон-рь Клюни). В 1112 г. стал кардиналом-диаконом, в 1120 г.- кардиналом-пресвитером ц. Санта-Мария ин Трастевере, был легатом папы Каллиста II в Англии и Франции. После смерти папы Гонория II (1130) часть кардиналов избрала на Римский престол Иннокентия II, а большинство - А. По причине процессуальных нарушений и то и др. избрание можно считать незаконным, но обе стороны были поддержаны различными политическими силами. Начавшаяся схизма прежде всего отражала конфликт 2 течений в реформаторском движении: старогригорианской традиции (А.) и новых реформаторских кругов (Иннокентий II) (см. Григорианская реформа). На стороне А. было большинство городов Центр. и Сев. Италии, и прежде всего Рим и Милан, а также кор. Сицилии Рожер II; Иннокентий II, вынужденный бежать во Францию, заручился поддержкой св. Бернарда Клервоского, франц. кор. Людовика VI и кор. Англии Генриха I, а также герм. имп. Лотаря III. Собор в Этампе (1130) признал законным папой Иннокентия II. Однако до своей смерти (1138) А. удавалось удерживать власть в Риме. Схизма была окончена на Латеранском II Соборе (1139). Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 1. N 8370-8432; PL. 179. Col. 687-731. Лит.: Mühlbacher E. Die streitige Papstwahl des Jahres 1130. Innsbruck, 1876; Schmale F.-J. Studien zum Schisma des Jahres 1130. Köln; Graz, 1961; Prinz J. Popes from the Ghetto: A view of medieval Christendom. N. Y., 1968; Graboïs A. Le schisme de 1130 et la France // RHE. 1981. Vol. 76. P. 593-612; Stroll M. The Jewish Pope. Leiden; N. Y., 1987. Е. В. Казбекова |
АНАКСАГОР - греч. философ - см. Досократики. |
АНАКСИМАНДР - греч. философ - см. Досократики. |
АНАКСИМЕН - греч. философ - см. Досократики. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАНИШО [сир. ], восточносир. несторианский монах, писатель (VII-VIII вв.). Учился в Нисибинской школе вместе с католикосом Ишоябом III, затем поступил в мон-рь на г. Изла. Совершил неск. паломничеств в Иерусалим и в егип. Скит, где детально познакомился с бытом егип. монахов. Возвратившись в Месопотамию, А. оставил Излу из-за нестроений, начавшихся в обители, и поступил в мон-рь Бет-Абе, где преуспел в книжном деле и науках, за что католикос избрал его для упорядочения текста «Худры» (несторианского служебника, содержащего чтения на воскресные дни года, св. Четыредесятницу и пост Ниневитян). А. написал также труд о философских определениях, книги о правильном чтении и произношении трудных слов в сочинениях святых отцов, книгу правил «о равнобуквиях» (изъяснение омонимов). Однако важнейшим его трудом явился сб. «Рай отцов» (сир. ) - обширный агиографический свод, составленный по просьбе патриарха Геворгиса и ставший обязательной книгой во всех восточносир. мон-рях. Он состоит из 4 частей: 2 первые содержат сир. перевод «Лавсаика» Палладия с добавлениями из др. источников, 3-я - сир. перевод «Истории монахов», автором к-рой назван блж. Иероним, 4-я - т. н. «Древний патерик» (см. «Апофтегмата патрум»). Заслуга А. состояла в сведении воедино всех редакций сир. переводов. Соч.: Paradisus Patrum // Bedjan. Acta. T. 7. P.; Lpz., 1897. Hildesheim, 19682; The Book of Paradise being the Histories and Sayings of the Monks and Ascetics of the Egyptian Desert by Palladius, Hieronymus and others: The Syriac Texts, accord. to the Recension of ‘Anân-Îshô‘ of Bêth ‘Âbhê / Ed. with an Еngl. transl. E. A. W. Budge. L., 1904. Vol. 1-2. Лит.: Assemani. BO. T. 2. P. 493; T. 3/1. P. 144-146; Райт. Очерк. С. 122-123. А. В. Муравьёв |
АНАНИЯ [евр. , ], древнеевр. селение в колене Вениамина, где жили его потомки по возвращении из вавилонского плена (Неем 11. 32; стих, где упоминается А. среди городов Вениамина, опущен в Септуагинте, но есть в Синайском кодексе (греч. Ανανία) и рецензии сщмч. Лукиана). А. отождествляли с совр. городом Бет-Ханниной (4 км северо-западнее Иерусалима), но амер. археолог У. Олбрайт указал, что в Неем 11. 32 перечислены города с севера на юг: Анафоф, Нов, А. Если Бет-Ханнина лежит к северо-западу от них, то А. нужно искать к юго-востоку от Иерусалима, возможно Бахурим (Рас-эль-Тумейн) или Вифания (Бет-Анийя). Олбрайт отождествил А. с последней, считая, что «Бет-Анания» и «Бет-Анийя» восходят к одному названию («дом Анании») и разделились из-за слияния слогов при написании. То, что Вифания изначально числилась в Иудее, не противоречит этому - границы последней в эпоху Неемии могли измениться. Идентификация ряда мест, по к-рым проходила линия раздела Иудеи и земель колена Вениамина - Ен-Шемеш/Айн-Ход; Ен-Рогел /Бир-Айюб (Нав 15. 7; 18. 16-17),- показала возможность смещения границ как раз в зоне Вифании, к-рая в эпоху персид. господства могла оказаться на границе земель Вениамина. Материал раскопок древнего города к западу от Вифании относится именно к этому времени, возможно, здесь нужно искать А. Лит.: Albright W. F. Bethany in the Old Testament // BASOR. 1923. Vol. 9. P. 8-10; idem. Bethany in the Old Testament // Ibid. 1924. Vol. 4. P. 158-160; Saller S. J. Excavations at Bethany, 1949-1953. Jerusalem, 1957; McGarry S. E. Ananiah // ABD. 1993; NEAEHL. 1993. Vol. 1; Wycliffs Dictionary of Biblical Archaeology. N. Y., 2000. Л. А. Беляев |
АНАНИЯ И СОЛОХОН [греч. ̓Ανανίας καὶ Σολόχων], святители (пам. греч. 1 или 2 дек.), епископы Эфесские. В нек-рых греч. синаксарях под 2 дек. упоминаются 3 архиепископа Эфеса: А., С. и Соломон (ГИМ. Син. греч. 354. Л. 141, 1295 г.). В Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 120-121) указываются Онисим и Соломон Эфесские без А. Существует несомненное сходство имен Солохон - Соломон и Анания - Онисим (последнее может быть греч. вариантом евр. имени Анания). Подробности их жизни и кончины неизвестны. Память отмечена лишь в греч. Минеях Медиоланской б-ки (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 372). В богослужебных книгах РПЦ память не обозначена, в практике греч. Церквей последование не поется. Ист.: Владимир (Филантропов). Описание. С. 528. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 33. |
АНАНИЯ МОКАЦИ - ́ [арм. Աճաճիա Մռկացի] († 965), Армянский католикос (с 946). Род. в сел. Фас, обл. (наханг) Мокк. Был настоятелем мон-ря Вараг. Во время католикосата А. М. католикосы Албании Кавказской Саак и Гагик, а также митр. Сюникский Акоб попытались вывести свои епархии из-под юрисдикции монофизитской Армянской Церкви, но А. М. удалось пресечь эти попытки, сохранив конфессиональное и церковное единство, ради чего он перенес свою резиденцию из Ахтамара в Аргину. Перу А. М. принадлежат 4 послания. По свидетельству Степаноса Сюнеци, он составил сб. «Послание веры». Эпистолярное наследие А. М. свидетельствует о широком распространении Православия в совр. ему Армении. Он писал, что увеличилось число приверженцев Всел. IV Собора, участились браки с православными (халкидонитами) и «не было крова супружеского, где один не был бы армянином, а другой ивиром, в соответствии с этим и дети были разделены надвое». А. М. жаловался на митр. Сюникского, к-рый «подстрекал халкидонитов поносить наших католикосов». Отправившись в Сюник и Алуанк (Албанию), он привел обе эти епархии к покорности Армянской Церкви, но после возвращения в Ширак узнал, что в этих областях вновь произошло «отрешение от божественного Собора». А. М. даже обратился к арм. царю Абасу с требованием запретить браки с халкидонитами, чтобы приостановить распространение Православия. По свидетельству Асолика, «ученые вардапеты по приказу владыки Анании после глубокого исследования божественных книг и на их основании постановили вторичное крещение для последователей Халкидонского Собора». Ист.: Всеобщая история Степаноса Таронеци-Асолика / Изд. Ст. Малхасянц. СПб., 1885. С. 178 (на др.-арм.); Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с др.-арм., предисл. и коммент. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984 [Коммент., библиогр.: с. 217-227]. В. А. Арутюнова-Фиданян |
АНАНИЯ НАРЕКАЦИ [арм. Աճաճիա Նարեկացի] († ок. 978), арм. писатель, философ, богослов. Был настоятелем Нарекского мон-ря, основанного при католикосе Анании Мокаци. Открыл при мон-ре школу, где поощрялись занятия лит-рой и музыкой и где учились такие известные арм. деятели, как историк еп. Ухтанес и поэт Григор Нарекаци. А. Н. был толкователем Свящ. Писания, автором неск. речей - «О молитве, посте и слезах», «О раскаянии, слезах и молитвах», а также «Духовного поучения» об отрешении от земной жизни - и «Книги вероисповеданий», направленной против ересей. Часть его сочинения против секты тондракитов вошла в исторический труд Иованнеса Ерзнкаци. По велению католикоса Анании Мокаци А. Н. написал антихалкидонитский трактат «Корень веры». Сохранился также небольшой трактат о церковном осмогласии под названием «О знании гласов» (Յաղագս գիտռւթեաճ ձայյճից - Матенадаран. № 6031. Л. 183-184 об.), в к-ром А. Н., подобно авторам визант. Пападики и арабо-персид. музыкальным теоретикам, возводил появление гласов (ладов) к персонажам священной истории: 1-го главного - к праотцу Адаму, 1-го побочного - к прор. Моисею, 2, 3 и 4-го главных - соответственно к ангелам, возвестившим о Воскресении Христовом, прор. Давиду, Ездре и т. д. (см. Армения, разд. «Церковное пение»; Автентический лад, Плагальный лад). Лит.: Ածա(?)յյաճ (?). (?)այյռց աճևճաճռւճճերի բա(?)արաճ· (?). 1. Երևաճ, 1947. Էջ 151; Абегян М. История древнеармянской литературы. Ереван, 1975. С. 294-298; Тагмизян Н. К. Теория музыки в Древней Армении. Ереван, 1977. С. 87. В. А. Арутюнова-Фиданян |
АНАНИЯ ПРЕСВИТЕР - пресви́тер, сщмч. Селевкийский (пам. 17 апр.) - см. Симеон, сщмч., еп. Персидский. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Херсонской епархии (по названию города в сев. части бывш. Одесской губ.), титулярное, создано во вдовствовавшей в 1923 г. Херсонской и Одесской епархии. Единственным епископом Ананьевским был в 1923-1925 гг. Парфений (Брянских), с 1921 г. временно управлявший Херсонской епархией за отсутствием эмигрировавшего митр. Платона (Рождественского). После ареста в 1925 г. еп. Парфения А. в. больше не замещалось. Иные даты существования вик-ства, встречающиеся у исследователей,- 1921 или 1925-1928 гг.- являются неверными. Ист.: Губонин М. История русской иерархии. Ч. 1 / ПСТБИ. Ркп. П. Н. Г. |
Василий (XVII в.), иконописец, родом из Ярославля. Неоднократно вызывался в Москву для работ в Кремле: принимал участие в создании икон для иконостаса Успенского собора (1653), в стенописи Архангельского собора (1660, 1666), ц. Образа Спаса Нерукотворного (1675) и царской Золотой палаты (1661, 1665). А. В. работал также в ц. свт. Григория Неокесарийского (1668) и писал иконы для храмов с. Коломенского (1670). Был послан в Ростов для «стенного письма» в Успенском соборе (1670, 1675). В 1671 г. вместе с братом Ананьиным Константином и Карповым Федором выполнил по заказу Оружейной палаты иконы «Сошествие Св. Духа», «Страшный Суд», «Неделя святых отец», а также, для отсылки царю, образы «Воскресение Христово», «Уверение Фомы», «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Преполовение», Казанскую икону Божией Матери и др. В 1677 г. Посольским приказом привлекался для оформления рукописей. В 1686-1687 гг. вместе с Логином Сидоровым, Ермолой Фёдоровым и др. расписал ц. во имя свт. Николая (Николы Мокрого) в Ярославле. Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России. Б. м., 1903. С. 122; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы ХVII в.: Словарь. М., 1910. С. 6-7; Качалова И. Я. К истории ныне существующего иконостаса Успенского собора // ГММК. Материалы и исследования. М., 1976. Вып. 2. С. 106; Турцова Н. М. Творчество Семена Спиридонова Холмогорца: Канд. дис. М., 1992. С. 40. И. Д. Соловьёва |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНАРГИРЫ - см. Бессребреники. |