Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 19, "АНГ"-"АНД")
АНГЕЛИТЫ - еретики, обоготворявшие ангелов и приписывавшие им, а не Христу спасение человеческого рода. Об этой ереси говорит ап. Павел в Послании к Колоссянам (2. 18, 19): «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». Упоминаются А. св. Иоанном Златоустом в VII беседе на Послание к Колоссянам. Ересь А. была осуждена на Лаодик. Соборе (ок. 343): «Не подобает христианам оставляти Церковь Божию, и отходити, и аггелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» (прав. 35). Почитание ангелов само по себе не является идолослужением, но обращаться к ангелам и не призывать Христа - путь к идолослужению. А. в силу ложного самоуничижения считали, что призывание Христа в помощь - «выше нас», «как будто выше нас было - призывать Господа и иметь Его приводящим к Отцу Его» (Алфавитная синтагма. С. 53). Лит.: Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1954 г.). Брюссель, 1964. К., 1991. С. 490; Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996п. Свящ. Владимир Шмалий |
АНГЕЛЛОВИЧ [польск. Angełłowicz] Антоний (14.04.1756, Гринёв близ Львова, Польша - 9.08.1814, Львов), митр. Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии (с 1808). Окончил иезуитскую коллегию во Львове и греко-католич. семинарию в Вене. В 1780 г. получил степень д-ра теологии в Венском ун-те. В 1783 г. принял духовный сан. Позже активно участвовал в создании греко-католич. Главной семинарии во Львове и в 1793 г. был избран ее первым ректором. В 1794 г. возглавил кафедру догматики во Львовском ун-те. В 1796 г. был избран ректором Львовского ун-та. В 1795-1807 гг. занимал кафедру греко-католич. еп-ства в Перемышле (до 1813). В 1805 г. стал митрополитом Львовским и Холмским греко-католич. Церкви, сохранив за собой пост администратора Перемышльского еп-ства. После разделов Речи Посполитой, когда территория греко-католич. еп-ств оказалась поделена между Россией и Австрией, А. выступил за создание в Галиции автокефальной митрополии, независимой от Киевского греко-католич. митрополита. В 1808 г. А. при поддержке австр. императора получил кафедру вновь образованной Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии, объединившей греко-католич. еп-ства в Австрийской империи. По отношению к польск. национальному вопросу А. занимал проавстр. позицию, хотя пастырские послания читал по-польски (известны от 1796, 1799, 1805 и 1813). Стремясь получить поддержку австр. правительства, во время войны с Францией обнародовал в 1805 г. пастырское послание, призывавшее прихожан к верности Австрии, анонимно издал неск. брошюр политического характера, в т. ч. об отношениях Австрии с наполеоновской Францией. После вступления в 1809 г. войск Герцогства Варшавского во Львов пытался бежать в Австрию, но был схвачен и выдан польск. властям. После заключения мирного договора в Шёнбрунне (14 окт. 1809) А. вынужден был изменить территориальную структуру Львовской митрополии, округа Тернополь и Чортков были временно (до 1815) переданы России. Свои епископские регалии на сумму 30 тыс. флоринов завещал митрополии, а собранную им б-ку, насчитывавшую ок. 8 тыс. томов, оставил капитулу. Похоронен на городском кладбище, но место его могилы уже в 1863 г. было неизвестно. Лит.: Würzbach C. von. Biographisches Lexikon des Kaisertums Österreich. W., 1856. Bd. 1. S. 39-40; Pełesz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. W., 1881. Bd. 2. S. 874-899; Karalevskyj C. Anhélovyč // DHGE. T. 3. Col. 264-270; Блажейовский Д. Iерархiя Киïвськоï Церкви. Львiв, 1996. С. 274-275, 304, 311. Е. А. Верниковская, Л. И. Сальникова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЕЛОМ [лат. Angelomus] (Ɨ ок. 855), диак. в мон-ре Люксёй, автор компилятивных комментариев на книги ВЗ. Среди авторов, служивших А. в качестве источников Комментария на кн. Бытия (Commentarius in Genesin; 845-855),- Ориген, блж. Августин, блж. Иероним, свт. Григорий Великий, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр, Алкуин. Часто цитируются греч. переводы ВЗ Феодотиона, Симмаха, Акилы с целью показать их отличие от Септуагинты. А. интересует прежде всего букв. смысл книги, однако иногда затрагиваются нравственный и аллегорический аспекты ВЗ. Во вступлении упомянуты Комментарии на 4 Евангелия (PL. 115. Col. 108), текст к-рых не сохранился. Толкования на 4 Книги Царств (Enarrationes in quattor libros regum; 851) были написаны по просьбе монахов и при поддержке Дрогона, еп. Меца, и содержат практически дословное повторение комментариев Беды Достопочтенного и Рабана Мавра, а также выдержки из трудов блж. Иеронима, неизвестного евр. автора и, видимо, Меллина, учителя А. В первую очередь А. хотел показать, что Книги Царств не просто описывают события земной истории, но содержат предсказания о Христе и Его Церкви. В предисловии А. пишет о том, что существует 7 смыслов библейского текста, но его изложение ограничивается только букв., аллегорическим и нравственным. Это сочинение А. высоко оценил Иоганн Тритемий. Толкования на Песнь Песней (Enarrationes in Сantica Сanticorum) в основном составлены из сочинений Апония, св. Григория Великого, Алкуина и Юста Ургельского. А. принадлежит посвящение франк. имп. Лотарю I и пересказ нек-рых мест из цитируемых авторов. В предисловии указывается на то, что Песнь Песней следует толковать только аллегорически: в образах Жениха и Невесты выражена идея брака Христа и Церкви. Соч.: Commentarius in Genesin // PL. 115. Col. 107-244; Enarrationes in libros Regum // Ibid. Col. 243-552; Enarrationes in Cantica canticorum // Ibid. Col. 551-628. Лит.: Angelome de Luxeuil // Histoire littéraire de la France. P., 1740. T. 5. P. 133-140; Ceillier R. Histoire générale des auteurs sacrés . P., 1862. T. 12. Р. 442-444; Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522. P. 41-42, 201; Laistner M. L. W. Some Early Medieval Commentaries on the Old Testament // HarvTR. 1953. Vol. 46. Р. 27-46; Cantelli S. Angelomo e la scuola esegetica di Luxeuil. Spoleto, 1990. T. 1-2. В. В. Писляков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЕЛУС [транскрипция с франц. Анжелюс, лат. Angelus Domini], в обиходе католич. Церкви означает: 1) молитва в честь Воплощения Христа. Состоит из чтения 3 евангельских отрывков (Лк 1. 28-35; Лк 1. 38; Ин 1. 14), между к-рыми трижды произносится «Ave Maria», в конце следует заключительная молитва «Gratiam tuam [quaesumus, Domine]» (Просим, Господи, Твоей благодати), на Пасху она заменяется на «Regina caeli, laetare» (Радуйся, Царица Небесная). А. назван по началу первого отрывка из Евангелия: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!» (Лк 1. 28); 2) троекратный удар колокола или колоколов утром, в полдень и вечером, напоминающий верующим о времени молитвы. Вечерний звон на молитву «Ave Maria» появился в XIII в., в XIV в. к нему добавился утренний, а с нач. XV в.- полуденный звон, сначала употреблявшийся только по пятницам в напоминание о крестной смерти Христа. Возможно, происхождение троекратного звона А. связано с обычаем звонить к 3 службам оффиция: Laudes (утрене), 6-му часу и вечерне. В 1456 г. папа Каллист III ввел полуденный каждодневный звон (на 3 молитвы «Pater noster», 3 «Ave Maria») как средство сплочения и укрепления христиан, необходимое в тот момент из-за опасности тур. вторжения в Европу. В XVI в. троекратный звон стал восприниматься как единый комплекс, его применение было рекомендовано католич. синодами XVII в. Именно с этого времени каждая из молитв в течение дня, сопровождаемая звоном А., начинает приобретать собственное символическое значение: утренний А. символизирует Воскресение Христово, полуденный - Распятие, вечерний - Воплощение. С XIV в. Римские папы даруют прощение грехов (индульгенцию) ежедневно читающим молитву А. Начиная с понтификата Иоанна XXIII (1958-1963) в воскресенье во время полуденной службы папа благословляет собравшихся, появляясь во время А. в окне 4-го этажа своих покоев. Чтение А. становится центральным местом церемонии, в ходе к-рой папа произносит речь. Обращение папы, касающееся разных тем, носит неофиц. характер, его слова не публикуются. Чаще всего папа использует А. для обсуждения буд. деятельности Римского престола и его, папы, как епископа Рима. В течение последних лет чтение А. передается через громкоговорители. Лит.: Esser T. Il suono del «Ave Maria». Firenze, 1902; Thalhofer V. Handbuch der katholischen Liturgik: In 2 Bde. Freiburg i. Br., 1912. Bd. 1. S. 309-311; Inguanez M. Un documento cassinense del sec. XIII per il suono dell'Ave // Miscellanea Cassinensia. Montecassino, 1932. Vol. 11. Е. В. Казбекова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЕЛЫ [греч. ̀ρδβλθυοτεΑγγελοι], визант. род, берущий начало от Константина Ангела из Филадельфии (ок. 1093 - после 1166), 2-го мужа порфирородной Феодоры, дочери Алексея I Комнина. Породнившись с имп. фамилией, Константин обеспечил себе доступ к высоким чинам и должностным отличиям (ему был присвоен титул σεβαστοϋπέρτατος - севастоипертат), а его потомки вошли в круг высшей визант. придворной аристократии. В условиях общественно-политического кризиса в Византии, связанного с низложением имп. Андроника I и потерей верховной власти родом Комнинов, внук Константина Исаак в 1185 г. получил имп. власть, к-рая принадлежала членам рода А. до 1204 г. (см. Исаак II Ангел, Алексей III Ангел, Алексей IV Ангел). Близость к династии Комнинов позволила А. провозгласить себя их непосредственными преемниками. Правление А., во время к-рого наряду с ослаблением центральной власти усиливалась зависимость империи от итал. республик и возрастало военное давление со стороны тюрок-сельджуков, крестоносцев и болгар, окончилось катастрофой 1204 г., когда К-поль был захвачен крестоносцами. После распада империи представителям рода А. удалось утвердить свою власть в Эпире и Фессалии (см. Михаил I Ангел Комнин Дука, Феодор Ангел Комнин Дука, Михаил II Ангел Комнин Дука), где их влияние сохранилось даже после возвращения этих областей под власть восстановленной в сер. XIII в. Византийской империи. Хотя авторы энкомиев, посвященных правителям из династии А., не уставали сравнивать своих героев с ангелами Божиими, первоначальное происхождение имени А., по всей вероятности, связано не с греч. словом ἄγγελος (вестник, ангел), но с топонимом Ангел или Агел в М. Азии. Впрочем, уже имп. Алексей III предпочел зваться не А., а Комнином. Эту традицию продолжили правители Эпира и Фессалии, именовавшие себя Дуками Комнинами. Василевсы из династии Палеологов также присоединяли имя А. к длинному списку фамильных имен. В то же время известны лица более низкого положения (мелкие чиновники, медики, клирики), носившие это имя. Лит.: Francesco R. de. Michele IIo Angelo Comneno d'Epiro e la sua discedenza. R., 1951; Stiernon L. Notes de Prosopographie et de titulature byzantines: Constantine Ange (pan)sebastohypertate // REB. 1961. T. 19. P. 273-283; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974; Успенский. История. Т. 3. С. 239-304, 401-425. А. М. Крюков |
АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЬ - см. Sanctus, Слава в вышних Богу, Трисвятое. |
АНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ - см. Схима. |
АНГИЙ (Аггий, Агний), мч.- см. Севастийские мученики, 40. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНДЕОЛ [лат. Andeolus] († 208), мч. Галльский (пам. зап. 23 февр.), иподиак., названный «апостолом гельветов». Пострадал при имп. Септимии Севере. А. из Смирны (М. Азия) прибыл в Галлию вместе с пресвитерами Бенигном и Андохием и диак. Фирсом. За проповедь Евангелия на левом берегу Роны (совр. граница Франции и Швейцарии) был заключен в тюрьму и замучен: его голова была крестообразно расчленена, а тело брошено в Рону. В V в. мощи А. найдены некой язычницей Туллией, вскоре принявшей Крещение. В 858 г. еп. Берноном Вивьерским мощи помещены в древний галло-рим. саркофаг. В наст. время они находятся в Сент-Андьоль. Память А. впервые отмечена в мартирологе Адона Вьеннского. Ист.: ActaSS. Maii. T. 1. P. 35, 755; Ibid. Suppl. P. 286-293. Лит.: Mirabel O. Saint Andéol et son culte. P., 1868; Vanel J.-B. Andéol // DHGE. T. 2. Col. 1564. П. Б. Михайлов |
АНДЕРСОН [англ. Anderson] Джон Джордж Кларк (1870-1952), англ. эпиграфист и археолог, выпускник Оксфордского ун-та, ученик У. М. Рамсея, член группы Абердинского ун-та по исследованию М. Азии. Открытые в долине р. Тембрис надписи III-IV вв. (в т. ч. с известной формулой «Христиане - христианам») он трактовал как монтанистские (см. Монтанизм). В 1900 г. участвовал совместно с Я. И. Смирновым и Дж. У. Кроуфутом в экспедиции по М. Азии, заложившей основы изучения раннехрист. древностей в этом регионе. Соч.: Paganism and Christianity in the Upper Tembris Valley // Studies in the History and Art of the Eastern Provinces. Aberdeen, 1906. P. 183-227. (Aberdeen Univ. Stud.; 20); Corpus Inscriptionum Neo-Phrygarum // JHS. 1911. P. 161-215; 1913. P. 97-105. Л. А. Беляев |
АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО [Ангелина; итал. Angela da Foligno] (ок. 1248, Фолиньо, Умбрия - 4.01. 1309), блж. католич. Церкви (пам. католич. 4 янв.), визионерка. До своего «обращения» имела семью, детей. Потеряв близких, она, по ее собственным словам, получила «от их смерти великое утешение, хотя немного и сожалела о них», это дало ей возможность оставить мир, вступив в францисканский орден (ок. 1290). Ее духовным отцом стал брат Арнальдо, принадлежавший, как и она, к радикальному крылу францисканцев - спиритуалам. Он записал ее откровения, назвав кн. «Явление даров Всевышнего, ниспосланное в духе блж. Матери Анджеле из Фолиньо». В этой книге изложены основы системы мистического знания А. из Ф., что выгодно отличает ее от совр. ей мистиков. В мистическом опыте А. из Ф. можно выделить неск. основных моментов: пассивное созерцание душой Бога, отношение к миру как к неизбежному злу, противопоставляемому безграничному благу Божества и отношение к церковным таинствам как к объединяющей всех божественной силе. Для А. из Ф. характерно общее для всех мистиков восприятие души как «пассивной супруги» Господа, к-рая лишь ожидает Его явления. В процессе созерцания Бога А. из Ф. выделяет 3 основных этапа: а) созерцание лика Христа как Божественного воплощения (низшая ступень); б) видение Бога во мраке, дабы яснее было, что «превосходит он всяческое благо и что выше он всего мыслимого»; в) «безо́бразное и невыразимое словами» наблюдение Св. Троицы и себя в центре нее - это более совершенный этап единения воль и преображения душ, о к-ром ранее писал Бернард Клервоский и к-рое наиболее полно раскрыто в трудах И. Экхарта. Авторитет А. из Ф. был весьма велик среди спиритуалов, а одним из ее учеников и последователей считается мистик Убертино да Касале. В совр. историографии францисканского ордена А. из Ф. признается одной из величайших мистиков католич. Церкви. Канонизирована в 1701 г. Соч.: Откровения блж. Анджелы / Пер., вступ. ст. Л. П. Карсавина. М., 1918. К., 19962. Омск, 19973; Angela, of Foligno. Complete Works / Trad. by P. Lachance. N. Y., 1993; Angela of Foligno's Memorial / Trad. by J. Cirignano. Woodbridge, 1999. Лит.: Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII- XIII вв. СПб., 1912, 19972; Underhill E. A Franciscan Mystic of the Thirteenth Century: The Blessed Angela of Foligno. Aberdeen, 1912. P. 88-107; Ferré M. J. Sainte Angèle de Foligno, sa vie, ses œuvres. P., 1936; Blasucci A. P. Il Cristocentrismo nella Vita Spirituale secondo la B. Angela da Foligno. R., 1940; Moorman J. А History of the Franciscan Order from Its Origins to the Year 1517. Chicago, 1988. P. 222- 223, 263- 264. А. В. Марей, О. С. Воскобойников |
Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433-1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция) [итал. Angèlico], Фра Джованни да Фьезоле [в миру Гвидо ди Пьетро] (между 1387 и 1400-1455, Рим), св. католич. Церкви (пам. 18 марта), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, один из наиболее значительных мастеров в истории ренессансного искусства XV в. (эпохи Кватроченто). В станковых и монументальных произведениях А. (большая часть работ находится в Музее Сан-Марко во Флоренции) сочетались традиц. сюжеты и приемы средневек. иконописцев с пространственными и образными открытиями художников раннего Возрождения. Современники характеризовали его работы как «исполненные благочестия», а самого художника - как человека «глубочайшего смирения и веры». Наиболее плодотворный период творчества живописца приходится на 1433-1445 гг.: А. создает ряд алтарных образов (напр., «Снятие с креста», Музей Сан-Марко, Флоренция; гл. алтарь ц. Сан-Марко) и расписывает фресками вновь отстроенный мон-рь Сан-Марко. Работы А. выделяются среди произведений др. флорентийских мастеров благодаря созерцательному строю живописи и мистической интерпретации образов Свящ. истории. Работая с 1445 по 1450 г. в Риме над фресками в папской капелле и дворце, художник получает общеитал. известность. Вокруг А. сложилась школа-мастерская молодых живописцев, впосл. ставших проводниками ренессансных идей в религ. и светской живописи (наиболее известен Беноццо Гоццоли). Лит.: Вазари Дж. Жизнеописание Фра Джованни да Фьезоле ордена братьев проповедников живописца // он же. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1963. Т. 2. С. 257-274; Поуп-Хеннеси Дж. Фра Анджелико. М., 1996 (англ. изд. L., 1972); Hood W. Fra Angelico at San Marco. New Haven, 1993. С. В. Соловьёв |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНДЛАУ [нем. Andlau] Петрус (1415 или 1425, Андлау, Германия - ?), нем. канонист и юрист. Изучал каноническое право в Гейдельберге (Германия, 1438-1443) и Падуе (Италия, 1443-1444). Преподавал в Гейдельбергском ун-те церковное и каноническое право, затем стал профессором этого ун-та. В 1460 г. А. занял должность вице-канцлера Базельского ун-та, был также каноником в Кольмаре (совр. Франция) и пробстом в Лаутенбахе (Германия). Наиболее известен его труд «De imperio Romano» (О Римской империи). Это сочинение, впервые напечатанное в Страсбурге в 1603 г., посвящено гос. праву Священной Римской империи герм. нации. А. одним из первых рассматривал гос. устройство Империи с т. зр. рим. права. А. считается автором «Всемирной хроники», доведенной до 1400 г., но сочинение не сохранилось. Большой известностью пользовались его комментарии правового корпуса «Liber Sextus» (1298). Соч.: De imperio Romano. Strassburg, 1603; Lectura super Sexto et Clementinis. Libellus de caesarea monarchia. Ркп. // Basel, Universitätsbibl. C. II. 28. Лит.: Hürbin J. Peter von Andlau, der Verfasser des ersten deutschen Rechtsstaatsrechts. Strassburg, 1897; Walther H. Gelehrtes Recht, Stadt und Reich in der politischen Theorie des Basler Kanonisten Peter von Andlau: Lebenslehren und Weltentwürfe im Übergang vom Mittelalter zur Neuzeit. Gött., 1989. (Abhandl. d. Akademie der Wissenschaften in Gött.: Philol.-Hist. Klasse. Ser. 3; N 179). Прот. Владислав Цыпин |
АНДОРРА [Княжество Андорра; каталанское Principat d'Andorra], гос-во в Европе. Территория: 464 кв. км. Столица - Андорра-ла-Велья (23 тыс. чел.). Гос. язык - каталанский. География. Расположено в Пиренеях. Граничит с Испанией и Францией. Климат субтропический горный. Население: 69,9 тыс. чел. (2004), большинство - испанцы, кроме того, андоррцы, французы, португальцы. Гос. устройство. А.- конституционная монархия. Главы гос-ва (соправители) - епископ Урхельский (Испания) и президент Франции. Законодательный орган - Генеральный совет. Исполнительный орган - правительство. Основной закон - Конституция 1993 г. День Богородицы Мертиксельской (покровительницы А.) - национальный праздник (8 сент.). РелигияХристиан 99,6%: католиков - 99,1%, остальные - протестанты. Католич. Церковь имеет 8 приходов в юрисдикции еп-ства Урхель. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, указывая на особое сотрудничество с католич. Церковью (ст. 11). Лит.: Barrett. Encyclopedia. P. 140-141. Страны мира. М., 1999. С. 19-20. |
АНДОХИЙ [лат. Andochius] (III в.), сщмч. Галльский (пам. зап. 24 или 25 сент.). А. и диак. Фирс из Смирны (М. Азия), по преданию, ученики сщмч. Поликарпа Смирнского, были посланы в Галлию проповедовать слово Божие; их сопровождали святые Бенигн и Андеол. Они проповедовали в главных городах провинции - Массилии (совр. Марсель), Лугдуне (совр. Лион) и Августодуне (совр. Отён). Ок. 217 г. А., Фирс и их ревностный сподвижник Феликс, богатый горожанин, обращенный ими в христианство и приютивший их, были арестованы и подвергнуты пыткам в г. Сольё (Юж. Франция); после мучений их забили до смерти железными прутьями. Тела мучеников предал погребению Фавст, сын св. Симфориана Отёнского, к-рому приписывается составление их житий. По др. данным, жития были написаны в VI-VII вв. В IX в. состоялось перенесение мощей мучеников в г. Отён. Ист.: BHL, N 424-427; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 663-675; PG. 5. Col. 1467. Лит.: Fournier P. Andoche // DHGE. T. 2. Col. 1584. П. Б. Михайлов |
АНДРАДИ [португ. Andrade] Антонью ди (1580, Олейруш, пров. Бейра-Байша, Португалия - 19.03. 1634, Гоа, Индия), миссионер-иезуит, вступил в орден иезуитов 16 дек. 1596 г. в г. Коимбра, где проходил обучение. Завершил его в Индии, куда был направлен в 1600 г. Начинал свое миссионерское служение на о. Солсетт, затем продолжил его в качестве ректора иезуитских коллегий в Рахоле и св. Павла в Гоа. Будучи инспектором и одновременно настоятелем миссий в Агре, решил проверить достоверность сведений о существовании христ. общин в р-не оз. Манасаровар в Тибете. В марте 1624 г. выехал в Дели в составе свиты Великого Могола и далее вместе с группой индусов-паломников, направлявшихся через г. Сринагар к священной горе Бадринатх, первым из европейцев достиг Гималаев. При поддержке князя обл. Цзан в 1625 г. основал христ. миссию в обл. Гуге, в г. Цзабран (Чапран, о городе известно лишь то, что он был расположен на 79° 40¢ вост. долготы). В 1627 г. по инициативе А. иезуитами был открыт миссионерский стан в Рудоке, в 200 км от Цзабрана. Христ. миссии приобрели известность и среди правителей соседних с Гуге областей, и нек-рые из них изъявили желание посетить их. По результатам своих поездок в Тибет А. написал рапорты на имя генерала ордена М. Вителлески, к-рые были изданы в переводе на 5 европ. языков. Миссия А. в Тибете не получила дальнейшего развития в связи с процессом объединения Тибета под властью Далай-ламы и гонениями на христиан в 30-х гг. XVII в. В 1630 г. А. был призван обратно в Индию и в следующем году получил должность провинциала иезуитского ордена в Гоа. В 1634 г. он был назначен инспектором миссий в Японии и Китае. Вскоре после получения этого назначения был отравлен одним из своих соотечественников. Соч.: Novo descobrimento do Gram Cathayo, ou Reinos de Tibet, pello padre Antonio de Andrade da Companhia de Jesu, portugues, no anno de 1624. Lisboã, 1626; Lettere annue del Tibet del 1626 et della Cina del 1624. R., 1628; Lettere dell' Ethiopia dell' anno 1626 sino al Marzo del 1627, е della Cina dell' anno 1625 sino al Febraro del 1626: Con una breve relatione del viaggio al regno di Tunquim, nuovamente scoperto. R., 1629. Лит.: Launay A. Histoire de la mission du Thibet. Lille; P., 1903; Кюнер Н. В. Географическое описание Тибета. Владивосток, 1907. Т. 1. Вып. 1: Имя, границы, обзор путешествий. С. 31-32; Wessels C. Early Jesuit Travellers in Central Asia, 1603-1721. Hague, 1924; Ribeiro A. Portugueses das sete Partidas. Lisboã, 1951. P. 287-334; Toscano G. M. La Prima missione cattolica nel Tibet. Parme, 1951; Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов: Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975. О. В. Шаталов |
АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО [итал. Andrea del Guasto] (1534, Кастроджованни, совр. Энна, Сицилия - 1627, Регальбуто, Сицилия), основатель конгрегации августинских братьев-пустынников. В орденской историографии именуется блаженным. Вступил в общину отшельников-терциариев св. Франциска, позднее - в орден августинцев-еремитов. В 1579 г., получив позволение генерального приора ордена и санкцию папы Григория XIII, основал на Сицилии конгрегацию центорбийцев (Congregatio Centorbi - от названия горы, на к-рой был основан их первый мон-рь,- Mons Centorbi (Гора ста городов)), взявшую за основу устав ордена августинцев (см. Августина устав). В 1586 г. устав и деятельность конгрегации были одобрены папой Сикстом V, в 1617 г. утверждены Павлом V. Члены конгрегации - сначала их было 12 - снискали себе уважение суровой аскезой: 3 раза в неделю они постились, всячески истязая плоть в эти дни, 2 ч. в день им отводилось на молитву, проводимую в полном молчании. Источниками доходов для них были милостыня и занятия сельским хозяйством. Конгрегация быстро разрасталась и уже к нач. XVIII в. насчитывала 18 мон-рей. А. д. Г. был похоронен в мон-ре Регальбуто на Сицилии. По преданию, его тело остается нетленным. Генеральным викарием конгрегации Фульгенцием де Какамо было составлено и опубликовано житие блж. А. д. Г. (Palermo, 1677). Лит.: Helyot P. Histoire des ordres monastiques, religiuex et militaires et des congregations séculières: In 8 vol. P., 1721. Vol. 3. P. 34-35; Crusenius N. Pars tertia Monastici Augustiniani. Valladolid, 1890. T. 1. А. Ю. Серёгина, А. В. Марей |
АНДРЕА ИОАНН - канонист - см. Иоанн Андреа. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Алексей, иконописец 1-й четв. XVIII в.- см. Алексеев Андрей. |
АНДРЕЕВО СТОЯНИЕ - богослужение - см. Мариино стояние, Великий канон прп. Андрея Критского. |
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883(?) - после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог. С 1924 г. член Союза драматических и музыкальных писателей (Драмосоюза) в Москве. «Венчание» (цикл из 9 номеров) посвящено хоровому дирижеру И. И. Юхову, исполнявшему произведения А.-О. В нек-рых номерах этого цикла (1, 2, 4, 6-м) участвуют солирующие голоса (сопрано, альт, тенор). В хоровом изложении при повторении строк текста А.-О. часто использует прием антифонного сопоставления муж. и жен. голосов. Арх.: РГАЛИ. Ф. 675 (Драмосоюз). Оп. 2. № 17 [личное дело]. Муз. соч.: № 1 «Рождество Твое» (1906), «С нами Бог» (1911); № 2 «Ныне отпущаеши» (1912); № 3 «Свете тихий» (1909); № 4 «Хвалите имя Господне» (1907); № 5 Прокимен на венчании «Положил еси» (1911); № 6 Венчание (1913). М., 1914; «Величит душа моя», Великое славословие [не найдены]. Лит.: B ‘as' [Асафьев Б. В.]. Андреев-Оксар. Церковные хоры для смешанных голосов [раздел «Нотография»] // Музыка. 1915. № 28. С. 422. Н. Ю. Плотникова |
АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - см. Крест. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. МОСКВЫ - см. Андреевский монастырь в Пленницах. |
АНДРЕЕВЫ - семья литейщиков, работавших во Пскове в XVI в. Отлитые А. колокола с надписью: «Делали мастеры Андреевы дети Михайло священник, да Ануфрей, да Максим диак» (1520) - сохранялись на звонницах псковского Мирожского мон-ря и ряда церквей до нач. XX в. Михаил Андреев, очевидно старший из мастеров, работал с сыновьями Матвеем и Кузьмой. В 1551 г. ими был выполнен 400-пудовый колокол (благовестный) для Кириллова Белозерского мон-ря. Тимофей, вероятно младший из братьев, отливал колокола средней величины, обычно парные; работал и как мастер-керамист. Техническое мастерство, своеобразная орнаментация, пространные исторические надписи и изысканные полууставные почерки литейщиков А. служили образцом для псковских мастеров в XVI - нач. XVII в. Несмотря на то что большое количество памятников псковского литья было уничтожено в 20-30-х гг. XX в., сохранился ряд произведений А.: колокол 1544 г. в Белозерске (работа Михаила Андреева; высота - 140 см, диаметр - 120 см); колокол 1546 г. на Троицкой колокольне во Пскове, где находится и колокол работы сыновей Михаила - Матвея и Кузьмы. В Печорах и др. местах уцелели неск. колоколов Тимофея. Лит.: Василев И. И. Археологический указатель г. Пскова. СПб., 1898. С. 44, 45, 63, 67 и др.; Богусевич В. А. Псковские литейщики XVI-XVII вв. // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. Вып. 9/10. С. 157-161; Плешанова И. И. Колокола псковских литейщиков XVI - нач. XVII в. // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 104-119. И. И. Плешанова |
АНДРЕЙ АРГЕНТИС [греч. ̓Ανδρέας ̓Αργέντης] (XV в.), нмч. (пам. греч. 29 мая). Один из первых греч. новомучеников, претерпевших смерть от турок. Родом с о-ва Хиос, родственник Евстратия Аргентиса. В возрасте 25 лет А. А. приехал в К-поль, где часто бывал в квартале Галата, населенном христианами. Некие египтяне приняли его за отступника-мусульманина и выдали властям. После жестоких мучений А. А. был обезглавлен в К-поле в 1465 г. Житие составлено его современником Георгием Трапезундским. Ист.: BHG, N 2024d; PG. 161. Col. 883-890 [житие]. ActaSS. Maii. T. 7. P. 185-188. Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670-671; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 71; Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ. 445, 456; Σάρου Α. Κ. Βίος ῾Αγίου ̓Ανδρέου ̓Αργέντη τοῦ Χιοῦ καὶ ἀκολουθία αὐτοῦ πονηθεῖσα ὑπὸ τοῦ Οἰκονόμου Μάρκου ῾Αγ. Βασιλάκη. ̓Αθῆναι, 1935; Dallegio d'Alessio E. Un néo-martyr à Constantinople: André de Chio (1465) // Mémorial L. Petit. Bukarest, 1948. P. 64-77. О. Е. Петрунина |
АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - свящ., сольвычегодский иконописец XVI в.; предположительно автор икон Спаса Нерукотворного и вмч. Георгия Победоносца с надписью: «Писал в 1543 г. иконник Андрей Васильев», находившихся над проезжей башней и городскими воротами в Соли Вычегодской (совр. Сольвычегодск). В описании 1854 г. ц. Рождества Богородицы (1665) с. Вилегодского упомянуты 3 иконы: «Господь Вседержитель», «Рождество Богородицы», «Введение во храм Богородицы», «писанные попом Андреем Васильевым». Им исполнена также подписная икона «Никола Великорецкий с житием», 1558 г. (АМИИ). Ист.: ГААО. Ф. 1105. Оп. 1. Ед. 14. Л. 28. Лит.: Овсянников О. В. Средневековые города Архангельского Севера. Архангельск, 1992. С. 282; Подписные и датированные иконы в собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1993. С. 9; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. Т. М. Кольцова |
АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1233? - 1261), подвижник благочестия, кн. угличский (1249/50-1261). О смерти А. В. в 1261 г. сообщает Лаврентьевская летопись (Стб. 476). Более подробные сведения о князе содержатся в «Угличском летописце» (ок. 80-х гг. XVIII в.), в разделах-статьях: «О княжении Андрея Владимировича Углическаго, сына Владимирова», «О святожителях града Углича, древле, до литовскаго разорения бывших», «О земляном городе и великих посадах угличских». А. В. был сыном угличского кн. Владимира Константиновича († 1249/50) и кнг. Евдокии, старшим братом св. кн. Романа Владимировича. Во время монголо-татар. нашествия вместе с родителями был вынужден скрываться в Вел. Новгороде. Став угличским князем, А. В. занимался восстановлением города, разоренного «Батыевой ратью», значительно расширил его, построил 2-ю линию земляных укреплений. Отличался благотворительностью, что привлекало людей на жительство в Углич, восстанавливал и украшал храмы. Умер бездетным, похоронен в угличском Спасо-Преображенском соборе. Местное почитание А. В. возникло, вероятно, в 1486 г., когда при строительстве нового Преображенского собора были обретены мощи и началось почитание его брата, св. кн. Романа. Во время польско-литов. интервенции (см. Смутное время) собор был сожжен и вместе с ним захоронения князей. Панихидная память А. В. совершается 4 июля, в день тезоименного св. Андрея Критского. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472, 476; Угличский летописец // Труды ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 91-94, 115; Угличский летописец / Под ред. А. А. Севостьяновой. Ярославль, 1996. С. 29-33. Лит.: Никодим [Кононов], архим. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии // Ярославские ЕВ. 1903. № 39. Ч. неофиц.; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1992р. Прим. С. 216, 237, 252; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 19942. С. 60-64. В. В. Денисов |
Владимирович Шершнев (1869, д. Бражкино Зарайского у. Рязанской губ. - 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в крестьянской семье. С 1882 г. работал в С.-Петербурге половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием. В 1890-1898 гг. служил учителем в Киевской губ.; с 1898 по 1921 г. учительствовал в трёх школах Зарайского у. В нач. 1920-х гг. А. тяжело заболел, жил на иждивении сына, в это время был прихожанином Рождественской ц. с. Пронюхлова Зарайского у., где исполнял обязанности псаломщика, а в середине 1920-х гг. был рукоположен во диакона. После закрытия храма в 1928 или 1929 г. крестьянствовал. 6 февр. 1930 г. А. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации». 15 апр. того же года оправдан и освобождён. 10 авг. 1931 г. рукоположен во священника к Благовещенской ц. с. Степановского Бронницкого р-на Московской обл. В 1932 г. А. был переведён в Троицкую ц. г. Озёры Коломенского р-на Московской обл., в 1933 г. - во Введенскую ц. с. Чанки того же р-на; с 1935 г. служил в Троицкой ц. с. Троицкие Озёрки близ Коломны. 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении контрреволюционной клеветы на ВКП(б) и советскую власть»; виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 1 дек. 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 1 окт. 2004 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49342. Д. 19509. Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. Т. 3. С. 217-219. |
АНДРЕЙ И АНАТОЛИЙ (V в.), святые (пам. греч. 21 февр., 26 апр., 7 июня). Сведения о них содержатся в житии прп. Евфимия Великого, учениками к-рого они являлись. А. приходился племянником Сидонию, еп. Митилинскому, наставнику Евфимия Великого. Анатолий происходил из Раифы. Они пришли в лавру к прп. Евфимию почти одновременно: А. вместе с 2 братьями Стефаном и Гаианом, а Анатолий - с Иоанном и Фалласием. По древнему памятнику иерусалимского богослужения - Святогробскому Иерусалимскому Типикону память А. и Анатолия совершалась трижды в год, что указывает на особое почитание этих святых в Иерусалимской Церкви. Ист.: BHG, N 647-649; PG. 114. P. 596-733; Житие св. Евфимия Великого / Под ред. И. Помяловского // Палестинский Патерик. СПб., 1898. Вып. 2. С. 27; Кекелидзе К. С. Иерусалимский канонарь VII в. (груз. версия). Тифлис, 1912. С. 54, 116, 186. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40. О. В. Лосева |
АНДРЕЙ И ПРОВ [Проб], мученики (пам. греч. 9, 12 и 13 июля). Из греч. синаксарей известно, что они погибли в огне. Память святых отмечена лишь в нек-рых визант. календарях - Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 338), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 818) и ряде стишных синаксарей (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208, 211, 212). Последование святых неизвестно. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени имеется упоминание святых без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 76). В рус. памятниках память мучеников (без жития) включена под 9 июля в состав стишного Пролога (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), под 9 и 12 июля - в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307, 309 (2-я паг.)), под 13 июля - в нестишной Пролог (ГИМ. Син. 240, 1400 г.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212). Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 698; SynCP. Col. 810, 818. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 671. О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова |
АНДРЕЙ ИЗ ЛОНЖЮМО - ́ [Андре Лонжюмо; франц. André de Longiumeau] (Ɨ после 1270), франц. монах-францисканец, дипломат и миссионер на Востоке, владел араб. и персид. (сирийским?) языками. По поручению франц. кор. Людовика IX Святого в 1238/39 г. привез из К-поля терновый венец Христа, помещенный в специально построенную ц. Сен-Шапель в Париже. В 1245-1247 гг. был послан папой Иннокентием IV к монголам в Сев. Персию (также вел там переговоры с несторианами и яковитами) и вернулся с предложениями от монголов совместно отвоевать Сирию у мусульман. В 1249 г. был отправлен Людовиком IX для продолжения переговоров с монголами в Каракорум к великому хану Гуюку. Однако ко времени его прибытия (1251) хан уже умер, и А. был отослан обратно. Между 1254 и 1270 гг., возможно, был миссионером в Тунисе. Сообщение А. о путешествии в Центр. Азию не сохранилось; известно оно только по упоминаниям в сочинении Гильома де Рубрука. Ист.: Itinera et Relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV / Сollegit P. A. van den Wyngaert. Quaracchi; Firenze, 1929. Vol. 1; Плано Карпини Дж., дель. История монголов. Рубрук Г., де. Путешествие в восточные страны. М., 1957; Французский посол Андре Лонжюмо в Каракоруме, 1249-1251 // Хенниг Р. Неведомые земли: Пер. с нем. М., 1962. Т. 3. С. 50-57. Лит.: Altaner B. Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924. S. 52ff.; Pelliot P. Les Mongols et la papauté // ROC. 1922/1923. Vol. 23. Р. 3-30; 1924. Vol. 24. Р. 225-335; 1931/1932. Vol. 28. Р. 3-84; Soranzo G. Il papato, l'Europa cristiana e i Tartari. Mil., 1930; Свет Я. М. После Марко Поло: Путешествия зап. чужеземцев в страны Трех Индий. М., 1968. Е. В. Казбекова |
АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ - архиеп. Кесарии Каппадокийской, автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614). Работа А. К. имеет большое значение для изучения истории текста Апокалипсиса и ранней истории его толкования, т. к. содержит цитаты из творений более ранних Отцов и церковных писателей (святых Папия Иерапольского, Иринея Лионского, Мефодия Олимпийского и др.) и полемику с Икумением, греч. экзегетом, автором комментария на Апокалипсис (F. Diekamp). В своей работе А. К. стремился раскрыть тройной смысл Апокалипсиса: букв., тропологический и анагогический. Трудом А. К. пользовались многие более поздние визант. экзегеты, напр. Арефа Кесарийский (кон. IX в.). Толкование А. К. было переведено на груз. (X в.), армян. (XI в.) и на народный греч. (богослов Максим Пелопоннесский; XVI в.). Слав. перевод толкования осуществлен вместе с переводом Апокалипсиса не позднее Х в., вероятно в Болгарии (старший список - сер. XIII в., переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем - БАН. Никольск. 1). До сер. XV в., а часто и позднее, Апокалипсис у славян бытовал только в толковом варианте. Новый перевод толкования выполнил Лаврентий Зизаний (XVI в.). В 1584 г. в Ингольштадте иезуитом Пельтанусом опубликован лат. перевод комментария, в 1596 г. Фредериком Зильбургом осуществлено критическое издание греч. и лат. текста, вошедшее затем в PG. А. К. также написал 2-томный труд богословско-этического содержания под названием «Θεραπευτική» (Попечение), от к-рого дошел только один фрагмент. Изд.: PG. Т. 106. Col. 215-458; 1387-1394 [коммент.]; Толкование на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского / Пер. Лаврентия Зизания. К., 1625. М., 1712, 17682; Толкование на Апокалипсис святаго Андрея, Архиепископа Кесарийского / Пер. М. С. Боголюбского. М., 1882, 18842, 18893, 19014, 1992р; пер. В. М. Юрьева. 1904, 19092; Θεραπευτική // Analecta Patristica / Ed. F. Diekamp. 1938. Р. 161-172. Лит.: Diekamp F. Das Zeitalter des Erzbischofs Andreas von Caesarea // Historisches Jahrbuch. 1897. Bd. 18. S. 1-36; Schmidt J. Studien zu Geschichte des griechischen Apokalypsentextes. Münch., 1955. Bd. 1: Der Apokalypsis-Kommentar des Andreas von Kaisareia; Castagno А. М. Il problema della datazione dei Commenti all' Apocalisse di Ecumenio e di Andrea di Cesarea // Atti e Memorie dell'Accademia delle Scienze di Torino. Classe di Scienze morali, storiche e filosofiche. 1980. T. 114. Р. 223-246. А. И. Макаров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНДРЕЙ КУЗЬМИН (? - 04.01. 1641, Москва), в 1615-1641 гг. один из ведущих певчих дьяков Патриаршего хора в Москве (при Филарете и Иоасафе I; см. также ст. «Патриаршие певчие»). С 1622 г. пел в «большой» его станице, был «отроческим мастером» и ежегодно подготавливал молодых певчих дьяков к участию в пещном действе, совершавшемся в Успенском соборе Кремля в неделю святых праотец. Ист.: РГАДА. ф. 396. оп. 1. № 2690, 3033; Оп. 2. № 88, 99; ф. 235. оп. 2. № 1, 3, 8, 9, 12; ф. 1192. оп. 2. № 39. С. Г. Зверева |
АНДРЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ - иконописец XVI в. В 1509 г. по заказу свт. Серапиона, архиеп. Новгородского, А. Л. вместе с Иваном Дермаярцевым исполнил деисусный и праздничный ряды для главного иконостаса Софийского собора в Новгороде («дописан бысть Деисус в святой Софии да праздники» (Новгор. 4-я летопись)). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 461, 469, 537. Лит.: Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // НИС. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 213, 215, 217 [Библиогр. там же]. Э. А. Гордиенко |
АНДРЕЙ ЛАМПСАКСКИЙ - мч. (пам. 18 мая) - см. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина. |
АНДРЕЙ ЛИВАДИН [греч. ̓Ανδρέας Λιβαδηνός] (между 1312 и 1316, К-поль - после 1361), визант. ритор. Учился в К-поле, между 1321 и 1328 гг. посетил Св. землю в составе визант. посольства к мамлюкскому султану Насир ад-Дину Мухаммаду, затем Александрию, Каир, Иерусалим и Вифлеем. Служил имп. налоговым чиновником на о-ве Тенедос. В 1335 г. по приглашению трапезундского имп. Василия отправился в Трапезунд для изучения астрономии. Стал тавуларием и хартофилаком. Свидетель и участник гражданских войн в Трапезундской империи (1341-1355). Подвергся опале и конфискации имущества. К 1355 г. вернул прежнее положение и стал придворным ритором. Автор энкомия сщмч. Фоке, еп. Синопскому, стихов на Успение, Рождество Богородицы и Благовещение, 2 тропарей Богородице, «Исповедания веры», молитвы на случай голода и чумы и др. Крупнейшим из его произведений являются «Путеводительные записи» (Περιήγησις) - описание путешествий А. Л. в Св. землю и Египет, в к-рых содержатся также многочисленные сведения о Трапезундской империи того времени. Соч.: ̓Ανδρέου Λιβαδηνοῦ Βίος καὶ ἔργα / ̓Εκδ. ̓Ο. Λαμψίδης. ̓Αθῆναι, 1975. Лит.: Bunescu N. Quelques morceaux inédits d'Andréas Libadénus // Βυζαντίς. 1911/1912. Т. 2. Р. 358-395; Colonna M. E. Gli idiomeli di Andrea Libadeno. Napoli, 1959; Карпов С. П. Культура Трапезундской империи // Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 101-103. С. П. Карпов |
АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий, «великого князя мастер». Имя его известно из храмозданной летописи, вырезанной на белокаменной плите. В 1565/66 г. построил ц. Вознесения Господня в Ростове Великом над погребением Ростовского чудотворца блж. Исидора Твердислова († 1474). Лит.: Титов А. А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911. С. 48; Красовский М. В. Вознесенская (Исидоровская) церковь в Ростове Ярославском // Зодчий. 1912. № 13; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 25. А. Л. Баталов |
Св. Андрей Мещовский, Христа ради юродивый. Тонолитография. 1876 г. (1744, д. Овсянниково Мещовского у. Калужской пров. Московской губ.- 28.06.1812, г. Мещовск), юрод. Род. в крестьянской семье. С детства отличался любовью к уединению, не играл с детьми, был тих, кроток и молчалив. После смерти матери принял подвиг юродства. Странствовал по соседним деревням почти нагим, с топориком и плетью. От людей, считавших его безумным, терпел обиды, унижения и побои. В возрасте 35 лет А. М. перебрался в Мещовск, где его приютила вдова Е. Сухова, в доме к-рой он и прожил до самой смерти. Все, что ему подавали, А. М. раздавал бедным, особо сочувствовал сидевшим в остроге солдатам. Был усердным молитвенником, любил посещать мещовский Георгиевский мон-рь. А. М. обладал даром исцеления и прозорливости, незадолго до своей кончины предсказал нашествие французов. Погребен в вост. башне Георгиевского мон-ря на выбранном им самим месте. Память блаженного чтилась жителями Мещовска, на его могиле служили панихиды, с нее брали песок для избавления от различных болезней, в особенности для исцеления детей. Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 354-369; Архангельский С. Жизнь Андрея, Христа ради юродивого, Мещовского. Калуга, 1891; он же. Андрей, Мещовский юродивый. Б. м., б. г.; Новгородский П. Райские цветы с Русской земли. Серг. П., 1912. Т. 1. Н. Н. Крашенинникова ; |
АНДРЕЙ ОКСИРИНФСКИЙ - прп. (пам. 12 июня и 2 дек.) - см. Иоанн, Андрей, Ираклемон и Феофил. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АНДРЕЙ ПРЕСВИТЕР [греч. ̓Ανδρέας ὁ πρεσβύτερος] (кон. VII - нач. VIII в.), визант. автор катен на Книгу Притч и Книгу пророка Исаии (Cod. Vindob. Theol. gr. 26; Сod. Monac. 32, 38; Сod. Vatican. Ottobon. gr. 7), живший, возможно, в К-поле. На работу А. п., вероятно, опирался Иоанн Друнгарий в своем комментарии на Книгу пророка Исаии (М. Faulhaber). Именем А. п. подписаны также катены на Книгу Деяний св. апостолов и на соборные послания (Сod. Coislin. gr. 25), в связи с чем возникло предположение об авторстве А. п. (см. С. Зарин, R. Salaville), однако это мнение нельзя назвать устоявшимся, т. к. в др. рукописях его имя отсутствует (K. Staab, Χ. Παπαδόπουλος). Лит.: Cave W. Scriptorum ecclesiasticorum historia literaria. Basileae, 1745. T. 2. P. 298; T. 3. P. 3; Faulhaber M. Die Prophetenkatenen nach römischen Handschriften. Freiburg i. Br., 1899; Зарин С. Катены // ПБЭ. Т. 9. С. 178; Salaville S. André Presbytéros // DHGE. T. 2. Col. 1613-1614; Staab К. Die Pauluskatenen. Rom, 1926; Devreesse R. Chaînes exégétiques grecques // Dictionnaire de la Bible. P., 1928. Suppl. T. 1. P. 1084-1233; Παπαδόπουλος Χ. ̓Ανδρέας ὁ πρεσβύτερος // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 699. В. В. Писляков |
АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Родион Ослябя) - см. Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские. |