Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 19, "АНГ"-"АНД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 19, "АНГ"-"АНД")

АНГЕЛИТЫ

АНГЕЛИТЫ - еретики, обоготворявшие ангелов и приписывавшие им, а не Христу спасение человеческого рода. Об этой ереси говорит ап. Павел в Послании к Колоссянам (2. 18, 19): «Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим». Упоминаются А. св. Иоанном Златоустом в VII беседе на Послание к Колоссянам. Ересь А. была осуждена на Лаодик. Соборе (ок. 343): «Не подобает христианам оставляти Церковь Божию, и отходити, и аггелов именовати, и творити собрания. Сие отвержено. Того ради, аще кто обрящется упражняющимся в таковом тайном идолослужении, да будет анафема: понеже оставил Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия, и приступил к идолослужению» (прав. 35). Почитание ангелов само по себе не является идолослужением, но обращаться к ангелам и не призывать Христа - путь к идолослужению. А. в силу ложного самоуничижения считали, что призывание Христа в помощь - «выше нас», «как будто выше нас было - призывать Господа и иметь Его приводящим к Отцу Его» (Алфавитная синтагма. С. 53).

Лит.: Поснов М. Э. История Христианской Церкви (до разделения Церквей - 1954 г.). Брюссель, 1964. К., 1991. С. 490; Алфавитная синтагма Матфея Властаря. М., 1996п.

Свящ. Владимир Шмалий

АНГЕЛЛОВИЧ

АНГЕЛЛОВИЧ [польск. Angełłowicz] Антоний (14.04.1756, Гринёв близ Львова, Польша - 9.08.1814, Львов), митр. Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии (с 1808). Окончил иезуитскую коллегию во Львове и греко-католич. семинарию в Вене. В 1780 г. получил степень д-ра теологии в Венском ун-те. В 1783 г. принял духовный сан. Позже активно участвовал в создании греко-католич. Главной семинарии во Львове и в 1793 г. был избран ее первым ректором. В 1794 г. возглавил кафедру догматики во Львовском ун-те. В 1796 г. был избран ректором Львовского ун-та. В 1795-1807 гг. занимал кафедру греко-католич. еп-ства в Перемышле (до 1813). В 1805 г. стал митрополитом Львовским и Холмским греко-католич. Церкви, сохранив за собой пост администратора Перемышльского еп-ства.

После разделов Речи Посполитой, когда территория греко-католич. еп-ств оказалась поделена между Россией и Австрией, А. выступил за создание в Галиции автокефальной митрополии, независимой от Киевского греко-католич. митрополита. В 1808 г. А. при поддержке австр. императора получил кафедру вновь образованной Львовской (Галицийской) греко-католич. митрополии, объединившей греко-католич. еп-ства в Австрийской империи.

По отношению к польск. национальному вопросу А. занимал проавстр. позицию, хотя пастырские послания читал по-польски (известны от 1796, 1799, 1805 и 1813). Стремясь получить поддержку австр. правительства, во время войны с Францией обнародовал в 1805 г. пастырское послание, призывавшее прихожан к верности Австрии, анонимно издал неск. брошюр политического характера, в т. ч. об отношениях Австрии с наполеоновской Францией. После вступления в 1809 г. войск Герцогства Варшавского во Львов пытался бежать в Австрию, но был схвачен и выдан польск. властям. После заключения мирного договора в Шёнбрунне (14 окт. 1809) А. вынужден был изменить территориальную структуру Львовской митрополии, округа Тернополь и Чортков были временно (до 1815) переданы России. Свои епископские регалии на сумму 30 тыс. флоринов завещал митрополии, а собранную им б-ку, насчитывавшую ок. 8 тыс. томов, оставил капитулу. Похоронен на городском кладбище, но место его могилы уже в 1863 г. было неизвестно.

Лит.: Würzbach C. von. Biographisches Lexikon des Kaisertums Österreich. W., 1856. Bd. 1. S. 39-40; Pełesz J. Geschichte der Union der ruthenischen Kirche mit Rom. W., 1881. Bd. 2. S. 874-899; Karalevskyj C. Anhélovyč // DHGE. T. 3. Col. 264-270; Блажейовский Д. Iерархiя Киïвськоï Церкви. Львiв, 1996. С. 274-275, 304, 311.

Е. А. Верниковская, Л. И. Сальникова

АНГЕЛОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛОКТИСТЫ ПАНАГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛОМ

АНГЕЛОМ [лат. Angelomus] (Ɨ ок. 855), диак. в мон-ре Люксёй, автор компилятивных комментариев на книги ВЗ. Среди авторов, служивших А. в качестве источников Комментария на кн. Бытия (Commentarius in Genesin; 845-855),- Ориген, блж. Августин, блж. Иероним, свт. Григорий Великий, Исидор Севильский, Беда Достопочтенный, Рабан Мавр, Алкуин.

Часто цитируются греч. переводы ВЗ Феодотиона, Симмаха, Акилы с целью показать их отличие от Септуагинты. А. интересует прежде всего букв. смысл книги, однако иногда затрагиваются нравственный и аллегорический аспекты ВЗ. Во вступлении упомянуты Комментарии на 4 Евангелия (PL. 115. Col. 108), текст к-рых не сохранился.

Толкования на 4 Книги Царств (Enarrationes in quattor libros regum; 851) были написаны по просьбе монахов и при поддержке Дрогона, еп. Меца, и содержат практически дословное повторение комментариев Беды Достопочтенного и Рабана Мавра, а также выдержки из трудов блж. Иеронима, неизвестного евр. автора и, видимо, Меллина, учителя А. В первую очередь А. хотел показать, что Книги Царств не просто описывают события земной истории, но содержат предсказания о Христе и Его Церкви. В предисловии А. пишет о том, что существует 7 смыслов библейского текста, но его изложение ограничивается только букв., аллегорическим и нравственным. Это сочинение А. высоко оценил Иоганн Тритемий.

Толкования на Песнь Песней (Enarrationes in Сantica Сanticorum) в основном составлены из сочинений Апония, св. Григория Великого, Алкуина и Юста Ургельского. А. принадлежит посвящение франк. имп. Лотарю I и пересказ нек-рых мест из цитируемых авторов. В предисловии указывается на то, что Песнь Песней следует толковать только аллегорически: в образах Жениха и Невесты выражена идея брака Христа и Церкви.

Соч.: Commentarius in Genesin // PL. 115. Col. 107-244; Enarrationes in libros Regum // Ibid. Col. 243-552; Enarrationes in Cantica canticorum // Ibid. Col. 551-628.

Лит.: Angelome de Luxeuil // Histoire littéraire de la France. P., 1740. T. 5. P. 133-140; Ceillier R. Histoire générale des auteurs sacrés . P., 1862. T. 12. Р. 442-444; Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522. P. 41-42, 201; Laistner M. L. W. Some Early Medieval Commentaries on the Old Testament // HarvTR. 1953. Vol. 46. Р. 27-46; Cantelli S. Angelomo e la scuola esegetica di Luxeuil. Spoleto, 1990. T. 1-2.

В. В. Писляков

АНГЕЛОПУЛОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛОС АКОТАНТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛУС

АНГЕЛУС [транскрипция с франц. Анжелюс, лат. Angelus Domini], в обиходе католич. Церкви означает: 1) молитва в честь Воплощения Христа. Состоит из чтения 3 евангельских отрывков (Лк 1. 28-35; Лк 1. 38; Ин 1. 14), между к-рыми трижды произносится «Ave Maria», в конце следует заключительная молитва «Gratiam tuam [quaesumus, Domine]» (Просим, Господи, Твоей благодати), на Пасху она заменяется на «Regina caeli, laetare» (Радуйся, Царица Небесная). А. назван по началу первого отрывка из Евангелия: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная!» (Лк 1. 28); 2) троекратный удар колокола или колоколов утром, в полдень и вечером, напоминающий верующим о времени молитвы. Вечерний звон на молитву «Ave Maria» появился в XIII в., в XIV в. к нему добавился утренний, а с нач. XV в.- полуденный звон, сначала употреблявшийся только по пятницам в напоминание о крестной смерти Христа. Возможно, происхождение троекратного звона А. связано с обычаем звонить к 3 службам оффиция: Laudes (утрене), 6-му часу и вечерне. В 1456 г. папа Каллист III ввел полуденный каждодневный звон (на 3 молитвы «Pater noster», 3 «Ave Maria») как средство сплочения и укрепления христиан, необходимое в тот момент из-за опасности тур. вторжения в Европу. В XVI в. троекратный звон стал восприниматься как единый комплекс, его применение было рекомендовано католич. синодами XVII в. Именно с этого времени каждая из молитв в течение дня, сопровождаемая звоном А., начинает приобретать собственное символическое значение: утренний А. символизирует Воскресение Христово, полуденный - Распятие, вечерний - Воплощение. С XIV в. Римские папы даруют прощение грехов (индульгенцию) ежедневно читающим молитву А.

Начиная с понтификата Иоанна XXIII (1958-1963) в воскресенье во время полуденной службы папа благословляет собравшихся, появляясь во время А. в окне 4-го этажа своих покоев. Чтение А. становится центральным местом церемонии, в ходе к-рой папа произносит речь. Обращение папы, касающееся разных тем, носит неофиц. характер, его слова не публикуются. Чаще всего папа использует А. для обсуждения буд. деятельности Римского престола и его, папы, как епископа Рима. В течение последних лет чтение А. передается через громкоговорители.

Лит.: Esser T. Il suono del «Ave Maria». Firenze, 1902; Thalhofer V. Handbuch der katholischen Liturgik: In 2 Bde. Freiburg i. Br., 1912. Bd. 1. S. 309-311; Inguanez M. Un documento cassinense del sec. XIII per il suono dell'Ave // Miscellanea Cassinensia. Montecassino, 1932. Vol. 11.

Е. В. Казбекова

АНГЕЛУС СИЛЕЗИУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЕЛЫ

АНГЕЛЫ [греч. ̀ρδβλθυοτεΑγγελοι], визант. род, берущий начало от Константина Ангела из Филадельфии (ок. 1093 - после 1166), 2-го мужа порфирородной Феодоры, дочери Алексея I Комнина. Породнившись с имп. фамилией, Константин обеспечил себе доступ к высоким чинам и должностным отличиям (ему был присвоен титул σεβαστοϋπέρτατος - севастоипертат), а его потомки вошли в круг высшей визант. придворной аристократии. В условиях общественно-политического кризиса в Византии, связанного с низложением имп. Андроника I и потерей верховной власти родом Комнинов, внук Константина Исаак в 1185 г. получил имп. власть, к-рая принадлежала членам рода А. до 1204 г. (см. Исаак II Ангел, Алексей III Ангел, Алексей IV Ангел).

Близость к династии Комнинов позволила А. провозгласить себя их непосредственными преемниками. Правление А., во время к-рого наряду с ослаблением центральной власти усиливалась зависимость империи от итал. республик и возрастало военное давление со стороны тюрок-сельджуков, крестоносцев и болгар, окончилось катастрофой 1204 г., когда К-поль был захвачен крестоносцами. После распада империи представителям рода А. удалось утвердить свою власть в Эпире и Фессалии (см. Михаил I Ангел Комнин Дука, Феодор Ангел Комнин Дука, Михаил II Ангел Комнин Дука), где их влияние сохранилось даже после возвращения этих областей под власть восстановленной в сер. XIII в. Византийской империи.

Хотя авторы энкомиев, посвященных правителям из династии А., не уставали сравнивать своих героев с ангелами Божиими, первоначальное происхождение имени А., по всей вероятности, связано не с греч. словом ἄγγελος (вестник, ангел), но с топонимом Ангел или Агел в М. Азии. Впрочем, уже имп. Алексей III предпочел зваться не А., а Комнином. Эту традицию продолжили правители Эпира и Фессалии, именовавшие себя Дуками Комнинами. Василевсы из династии Палеологов также присоединяли имя А. к длинному списку фамильных имен. В то же время известны лица более низкого положения (мелкие чиновники, медики, клирики), носившие это имя.

Лит.: Francesco R. de. Michele IIo Angelo Comneno d'Epiro e la sua discedenza. R., 1951; Stiernon L. Notes de Prosopographie et de titulature byzantines: Constantine Ange (pan)sebastohypertate // REB. 1961. T. 19. P. 273-283; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974; Успенский. История. Т. 3. С. 239-304, 401-425.

А. М. Крюков

АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЬ

АНГЕЛЬСКАЯ ПЕСНЬ - см. Sanctus, Слава в вышних Богу, Трисвятое.

АНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ

АНГЕЛЬСКИЙ ОБРАЗ - см. Схима.

АНГИЙ

АНГИЙ (Аггий, Агний), мч.- см. Севастийские мученики, 40.

АНГИЛЬБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛИКАНО-ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯЗИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛИКАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

АНГЛИКАНСКИЕ ВЕРОИСПОВЕДАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ - см. Десять статей, Епископальная книга, Королевская книга, Сорок две статьи, Тридцать девять статей, Шесть статей.

АНГЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛИКАНСКОЕ СОДРУЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ

АНГЛОКАТОЛИЦИЗМ - см. Оксфордское движение, Англиканская Церковь, Высокая Церковь, Ритуализм, Трактарианизм.

АНГОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДЕОЛ

АНДЕОЛ [лат. Andeolus] († 208), мч. Галльский (пам. зап. 23 февр.), иподиак., названный «апостолом гельветов». Пострадал при имп. Септимии Севере. А. из Смирны (М. Азия) прибыл в Галлию вместе с пресвитерами Бенигном и Андохием и диак. Фирсом. За проповедь Евангелия на левом берегу Роны (совр. граница Франции и Швейцарии) был заключен в тюрьму и замучен: его голова была крестообразно расчленена, а тело брошено в Рону. В V в. мощи А. найдены некой язычницей Туллией, вскоре принявшей Крещение. В 858 г. еп. Берноном Вивьерским мощи помещены в древний галло-рим. саркофаг. В наст. время они находятся в Сент-Андьоль. Память А. впервые отмечена в мартирологе Адона Вьеннского.

Ист.: ActaSS. Maii. T. 1. P. 35, 755; Ibid. Suppl. P. 286-293.

Лит.: Mirabel O. Saint Andéol et son culte. P., 1868; Vanel J.-B. Andéol // DHGE. T. 2. Col. 1564.

П. Б. Михайлов

АНДЕРСОН

АНДЕРСОН [англ. Anderson] Джон Джордж Кларк (1870-1952), англ. эпиграфист и археолог, выпускник Оксфордского ун-та, ученик У. М. Рамсея, член группы Абердинского ун-та по исследованию М. Азии. Открытые в долине р. Тембрис надписи III-IV вв. (в т. ч. с известной формулой «Христиане - христианам») он трактовал как монтанистские (см. Монтанизм). В 1900 г. участвовал совместно с Я. И. Смирновым и Дж. У. Кроуфутом в экспедиции по М. Азии, заложившей основы изучения раннехрист. древностей в этом регионе.

Соч.: Paganism and Christianity in the Upper Tembris Valley // Studies in the History and Art of the Eastern Provinces. Aberdeen, 1906. P. 183-227. (Aberdeen Univ. Stud.; 20); Corpus Inscriptionum Neo-Phrygarum // JHS. 1911. P. 161-215; 1913. P. 97-105.

Л. А. Беляев

АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО

АНДЖЕЛА ИЗ ФОЛИНЬО [Ангелина; итал. Angela da Foligno] (ок. 1248, Фолиньо, Умбрия - 4.01. 1309), блж. католич. Церкви (пам. католич. 4 янв.), визионерка. До своего «обращения» имела семью, детей. Потеряв близких, она, по ее собственным словам, получила «от их смерти великое утешение, хотя немного и сожалела о них», это дало ей возможность оставить мир, вступив в францисканский орден (ок. 1290). Ее духовным отцом стал брат Арнальдо, принадлежавший, как и она, к радикальному крылу францисканцев - спиритуалам. Он записал ее откровения, назвав кн. «Явление даров Всевышнего, ниспосланное в духе блж. Матери Анджеле из Фолиньо». В этой книге изложены основы системы мистического знания А. из Ф., что выгодно отличает ее от совр. ей мистиков.

В мистическом опыте А. из Ф. можно выделить неск. основных моментов: пассивное созерцание душой Бога, отношение к миру как к неизбежному злу, противопоставляемому безграничному благу Божества и отношение к церковным таинствам как к объединяющей всех божественной силе. Для А. из Ф. характерно общее для всех мистиков восприятие души как «пассивной супруги» Господа, к-рая лишь ожидает Его явления. В процессе созерцания Бога А. из Ф. выделяет 3 основных этапа: а) созерцание лика Христа как Божественного воплощения (низшая ступень); б) видение Бога во мраке, дабы яснее было, что «превосходит он всяческое благо и что выше он всего мыслимого»; в) «безо́бразное и невыразимое словами» наблюдение Св. Троицы и себя в центре нее - это более совершенный этап единения воль и преображения душ, о к-ром ранее писал Бернард Клервоский и к-рое наиболее полно раскрыто в трудах И. Экхарта.

Авторитет А. из Ф. был весьма велик среди спиритуалов, а одним из ее учеников и последователей считается мистик Убертино да Касале. В совр. историографии францисканского ордена А. из Ф. признается одной из величайших мистиков католич. Церкви. Канонизирована в 1701 г.

Соч.: Откровения блж. Анджелы / Пер., вступ. ст. Л. П. Карсавина. М., 1918. К., 19962. Омск, 19973; Angela, of Foligno. Complete Works / Trad. by P. Lachance. N. Y., 1993; Angela of Foligno's Memorial / Trad. by J. Cirignano. Woodbridge, 1999.

Лит.: Карсавин Л. П. Основы средневековой религиозности в XII-

XIII вв. СПб., 1912, 19972; Underhill E. A Franciscan Mystic of the Thirteenth Century: The Blessed Angela of Foligno. Aberdeen, 1912. P. 88-107; Ferré M. J. Sainte Angèle de Foligno, sa vie, ses œuvres. P., 1936; Blasucci A. P. Il Cristocentrismo nella Vita Spirituale secondo la B. Angela da Foligno. R., 1940; Moorman J. А History of the Franciscan Order from Its Origins to the Year 1517. Chicago, 1988. P. 222-

223, 263-

264.

А. В. Марей, О. С. Воскобойников

АНДЖЕЛИКО

Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433-1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция)

Благовещание. Анджелико Фра Беато. Фреска мон-ря Сан-Марко во Флоренции. 1433-1445 гг. (Музей Сан-Марко. Флоренция)

[итал. Angèlico], Фра Джованни да Фьезоле [в миру Гвидо ди Пьетро] (между 1387 и 1400-1455, Рим), св. католич. Церкви (пам. 18 марта), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, один из наиболее значительных мастеров в истории ренессансного искусства XV в. (эпохи Кватроченто). В станковых и монументальных произведениях А. (большая часть работ находится в Музее Сан-Марко во Флоренции) сочетались традиц. сюжеты и приемы средневек. иконописцев с пространственными и образными открытиями художников раннего Возрождения. Современники характеризовали его работы как «исполненные благочестия», а самого художника - как человека «глубочайшего смирения и веры». Наиболее плодотворный период творчества живописца приходится на 1433-1445 гг.: А. создает ряд алтарных образов (напр., «Снятие с креста», Музей Сан-Марко, Флоренция; гл. алтарь ц. Сан-Марко) и расписывает фресками вновь отстроенный мон-рь Сан-Марко. Работы А. выделяются среди произведений др. флорентийских мастеров благодаря созерцательному строю живописи и мистической интерпретации образов Свящ. истории. Работая с 1445 по 1450 г. в Риме над фресками в папской капелле и дворце, художник получает общеитал. известность. Вокруг А. сложилась школа-мастерская молодых живописцев, впосл. ставших проводниками ренессансных идей в религ. и светской живописи (наиболее известен Беноццо Гоццоли).

Лит.: Вазари Дж. Жизнеописание Фра Джованни да Фьезоле ордена братьев проповедников живописца // он же. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М., 1963. Т. 2. С. 257-274; Поуп-Хеннеси Дж. Фра Анджелико. М., 1996 (англ. изд. L., 1972); Hood W. Fra Angelico at San Marco. New Haven, 1993.

С. В. Соловьёв

АНДЖОЛИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДЛАУ

АНДЛАУ [нем. Andlau] Петрус (1415 или 1425, Андлау, Германия - ?), нем. канонист и юрист. Изучал каноническое право в Гейдельберге (Германия, 1438-1443) и Падуе (Италия, 1443-1444). Преподавал в Гейдельбергском ун-те церковное и каноническое право, затем стал профессором этого ун-та. В 1460 г. А. занял должность вице-канцлера Базельского ун-та, был также каноником в Кольмаре (совр. Франция) и пробстом в Лаутенбахе (Германия). Наиболее известен его труд «De imperio Romano» (О Римской империи). Это сочинение, впервые напечатанное в Страсбурге в 1603 г., посвящено гос. праву Священной Римской империи герм. нации. А. одним из первых рассматривал гос. устройство Империи с т. зр. рим. права. А. считается автором «Всемирной хроники», доведенной до 1400 г., но сочинение не сохранилось. Большой известностью пользовались его комментарии правового корпуса «Liber Sextus» (1298).

Соч.: De imperio Romano. Strassburg, 1603; Lectura super Sexto et Clementinis. Libellus de caesarea monarchia. Ркп. // Basel, Universitätsbibl. C. II. 28.

Лит.: Hürbin J. Peter von Andlau, der Verfasser des ersten deutschen Rechtsstaatsrechts. Strassburg, 1897; Walther H. Gelehrtes Recht, Stadt und Reich in der politischen Theorie des Basler Kanonisten Peter von Andlau: Lebenslehren und Weltentwürfe im Übergang vom Mittelalter zur Neuzeit. Gött., 1989. (Abhandl. d. Akademie der Wissenschaften in Gött.: Philol.-Hist. Klasse. Ser. 3; N 179).

Прот. Владислав Цыпин

АНДОРРА

АНДОРРА [Княжество Андорра; каталанское Principat d'Andorra], гос-во в Европе. Территория: 464 кв. км. Столица - Андорра-ла-Велья (23 тыс. чел.). Гос. язык - каталанский. География. Расположено в Пиренеях. Граничит с Испанией и Францией. Климат субтропический горный. Население: 69,9 тыс. чел. (2004), большинство - испанцы, кроме того, андоррцы, французы, португальцы. Гос. устройство. А.- конституционная монархия. Главы гос-ва (соправители) - епископ Урхельский (Испания) и президент Франции. Законодательный орган - Генеральный совет. Исполнительный орган - правительство. Основной закон - Конституция 1993 г. День Богородицы Мертиксельской (покровительницы А.) - национальный праздник (8 сент.).

Религия

Христиан 99,6%: католиков - 99,1%, остальные - протестанты. Католич. Церковь имеет 8 приходов в юрисдикции еп-ства Урхель. Конституция гарантирует свободу вероисповедания, указывая на особое сотрудничество с католич. Церковью (ст. 11).

Лит.: Barrett. Encyclopedia. P. 140-141. Страны мира. М., 1999. С. 19-20.

АНДОХИЙ

АНДОХИЙ [лат. Andochius] (III в.), сщмч. Галльский (пам. зап. 24 или 25 сент.). А. и диак. Фирс из Смирны (М. Азия), по преданию, ученики сщмч. Поликарпа Смирнского, были посланы в Галлию проповедовать слово Божие; их сопровождали святые Бенигн и Андеол. Они проповедовали в главных городах провинции - Массилии (совр. Марсель), Лугдуне (совр. Лион) и Августодуне (совр. Отён). Ок. 217 г. А., Фирс и их ревностный сподвижник Феликс, богатый горожанин, обращенный ими в христианство и приютивший их, были арестованы и подвергнуты пыткам в г. Сольё (Юж. Франция); после мучений их забили до смерти железными прутьями. Тела мучеников предал погребению Фавст, сын св. Симфориана Отёнского, к-рому приписывается составление их житий. По др. данным, жития были написаны в VI-VII вв. В IX в. состоялось перенесение мощей мучеников в г. Отён.

Ист.: BHL, N 424-427; ActaSS. Sept. T. 6. Col. 663-675; PG. 5. Col. 1467.

Лит.: Fournier P. Andoche // DHGE. T. 2. Col. 1584.

П. Б. Михайлов

АНДРАДИ

АНДРАДИ [португ. Andrade] Антонью ди (1580, Олейруш, пров. Бейра-Байша, Португалия - 19.03. 1634, Гоа, Индия), миссионер-иезуит, вступил в орден иезуитов 16 дек. 1596 г. в г. Коимбра, где проходил обучение. Завершил его в Индии, куда был направлен в 1600 г. Начинал свое миссионерское служение на о. Солсетт, затем продолжил его в качестве ректора иезуитских коллегий в Рахоле и св. Павла в Гоа. Будучи инспектором и одновременно настоятелем миссий в Агре, решил проверить достоверность сведений о существовании христ. общин в р-не оз. Манасаровар в Тибете. В марте 1624 г. выехал в Дели в составе свиты Великого Могола и далее вместе с группой индусов-паломников, направлявшихся через г. Сринагар к священной горе Бадринатх, первым из европейцев достиг Гималаев.

При поддержке князя обл. Цзан в 1625 г. основал христ. миссию в обл. Гуге, в г. Цзабран (Чапран, о городе известно лишь то, что он был расположен на 79° 40¢ вост. долготы). В 1627 г. по инициативе А. иезуитами был открыт миссионерский стан в Рудоке, в 200 км от Цзабрана. Христ. миссии приобрели известность и среди правителей соседних с Гуге областей, и нек-рые из них изъявили желание посетить их. По результатам своих поездок в Тибет А. написал рапорты на имя генерала ордена М. Вителлески, к-рые были изданы в переводе на 5 европ. языков. Миссия А. в Тибете не получила дальнейшего развития в связи с процессом объединения Тибета под властью Далай-ламы и гонениями на христиан в 30-х гг. XVII в. В 1630 г. А. был призван обратно в Индию и в следующем году получил должность провинциала иезуитского ордена в Гоа. В 1634 г. он был назначен инспектором миссий в Японии и Китае. Вскоре после получения этого назначения был отравлен одним из своих соотечественников.

Соч.: Novo descobrimento do Gram Cathayo, ou Reinos de Tibet, pello padre Antonio de Andrade da Companhia de Jesu, portugues, no anno de 1624. Lisboã, 1626; Lettere annue del Tibet del 1626 et della Cina del 1624. R., 1628; Lettere dell' Ethiopia dell' anno 1626 sino al Marzo del 1627, е della Cina dell' anno 1625 sino al Febraro del 1626: Con una breve relatione del viaggio al regno di Tunquim, nuovamente scoperto. R., 1629.

Лит.: Launay A. Histoire de la mission du Thibet. Lille; P., 1903; Кюнер Н. В. Географическое описание Тибета. Владивосток, 1907. Т. 1. Вып. 1: Имя, границы, обзор путешествий. С. 31-32; Wessels C. Early Jesuit Travellers in Central Asia, 1603-1721. Hague, 1924; Ribeiro A. Portugueses das sete Partidas. Lisboã, 1951. P. 287-334; Toscano G. M. La Prima missione cattolica nel Tibet. Parme, 1951; Кычанов Е. И., Савицкий Л. С. Люди и боги страны снегов: Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975.

О. В. Шаталов

АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО

АНДРЕА ДЕЛЬ ГУАСТО [итал. Andrea del Guasto] (1534, Кастроджованни, совр. Энна, Сицилия - 1627, Регальбуто, Сицилия), основатель конгрегации августинских братьев-пустынников. В орденской историографии именуется блаженным. Вступил в общину отшельников-терциариев св. Франциска, позднее - в орден августинцев-еремитов. В 1579 г., получив позволение генерального приора ордена и санкцию папы Григория XIII, основал на Сицилии конгрегацию центорбийцев (Congregatio Centorbi - от названия горы, на к-рой был основан их первый мон-рь,- Mons Centorbi (Гора ста городов)), взявшую за основу устав ордена августинцев (см. Августина устав). В 1586 г. устав и деятельность конгрегации были одобрены папой Сикстом V, в 1617 г. утверждены Павлом V.

Члены конгрегации - сначала их было 12 - снискали себе уважение суровой аскезой: 3 раза в неделю они постились, всячески истязая плоть в эти дни, 2 ч. в день им отводилось на молитву, проводимую в полном молчании. Источниками доходов для них были милостыня и занятия сельским хозяйством. Конгрегация быстро разрасталась и уже к нач. XVIII в. насчитывала 18 мон-рей.

А. д. Г. был похоронен в мон-ре Регальбуто на Сицилии. По преданию, его тело остается нетленным. Генеральным викарием конгрегации Фульгенцием де Какамо было составлено и опубликовано житие блж. А. д. Г. (Palermo, 1677).

Лит.: Helyot P. Histoire des ordres monastiques, religiuex et militaires et des congregations séculières: In 8 vol. P., 1721. Vol. 3. P. 34-35; Crusenius N. Pars tertia Monastici Augustiniani. Valladolid, 1890. T. 1.

А. Ю. Серёгина, А. В. Марей

АНДРЕА ИОАНН

АНДРЕА ИОАНН - канонист - см. Иоанн Андреа.

АНДРЕАДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЕВ

Алексей, иконописец 1-й четв. XVIII в.- см. Алексеев Андрей.

АНДРЕЕВО СТОЯНИЕ

АНДРЕЕВО СТОЯНИЕ - богослужение - см. Мариино стояние, Великий канон прп. Андрея Критского.

АНДРЕЕВ-ОКСАР

АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883(?) - после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог. С 1924 г. член Союза драматических и музыкальных писателей (Драмосоюза) в Москве. «Венчание» (цикл из 9 номеров) посвящено хоровому дирижеру И. И. Юхову, исполнявшему произведения А.-О. В нек-рых номерах этого цикла (1, 2, 4, 6-м) участвуют солирующие голоса (сопрано, альт, тенор). В хоровом изложении при повторении строк текста А.-О. часто использует прием антифонного сопоставления муж. и жен. голосов.

Арх.: РГАЛИ. Ф. 675 (Драмосоюз). Оп. 2. № 17 [личное дело].

Муз. соч.: № 1 «Рождество Твое» (1906), «С нами Бог» (1911); № 2 «Ныне отпущаеши» (1912); № 3 «Свете тихий» (1909); № 4 «Хвалите имя Господне» (1907); № 5 Прокимен на венчании «Положил еси» (1911); № 6 Венчание (1913). М., 1914; «Величит душа моя», Великое славословие [не найдены].

Лит.: B ‘as' [Асафьев Б. В.]. Андреев-Оксар. Церковные хоры для смешанных голосов [раздел «Нотография»] // Музыка. 1915. № 28. С. 422.

Н. Ю. Плотникова

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ

АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ - см. Крест.

АНДРЕЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ В ПЛЕННИЦАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. МОСКВЫ

АНДРЕЕВСКИЙ СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Г. МОСКВЫ - см. Андреевский монастырь в Пленницах.

АНДРЕЕВЫ

АНДРЕЕВЫ - семья литейщиков, работавших во Пскове в XVI в. Отлитые А. колокола с надписью: «Делали мастеры Андреевы дети Михайло священник, да Ануфрей, да Максим диак» (1520) - сохранялись на звонницах псковского Мирожского мон-ря и ряда церквей до нач. XX в. Михаил Андреев, очевидно старший из мастеров, работал с сыновьями Матвеем и Кузьмой. В 1551 г. ими был выполнен 400-пудовый колокол (благовестный) для Кириллова Белозерского мон-ря. Тимофей, вероятно младший из братьев, отливал колокола средней величины, обычно парные; работал и как мастер-керамист. Техническое мастерство, своеобразная орнаментация, пространные исторические надписи и изысканные полууставные почерки литейщиков А. служили образцом для псковских мастеров в XVI - нач. XVII в.

Несмотря на то что большое количество памятников псковского литья было уничтожено в 20-30-х гг. XX в., сохранился ряд произведений А.: колокол 1544 г. в Белозерске (работа Михаила Андреева; высота - 140 см, диаметр - 120 см); колокол 1546 г. на Троицкой колокольне во Пскове, где находится и колокол работы сыновей Михаила - Матвея и Кузьмы. В Печорах и др. местах уцелели неск. колоколов Тимофея.

Лит.: Василев И. И. Археологический указатель г. Пскова. СПб., 1898. С. 44, 45, 63, 67 и др.; Богусевич В. А. Псковские литейщики XVI-XVII вв. // Проблемы истории докапиталистических обществ. 1934. Вып. 9/10. С. 157-161; Плешанова И. И. Колокола псковских литейщиков XVI - нач. XVII в. // Колокола: История и современность. М., 1985. С. 104-119.

И. И. Плешанова

АНДРЕЙ АРГЕНТИС

АНДРЕЙ АРГЕНТИС [греч. ̓Ανδρέας ̓Αργέντης] (XV в.), нмч. (пам. греч. 29 мая). Один из первых греч. новомучеников, претерпевших смерть от турок. Родом с о-ва Хиос, родственник Евстратия Аргентиса. В возрасте 25 лет А. А. приехал в К-поль, где часто бывал в квартале Галата, населенном христианами. Некие египтяне приняли его за отступника-мусульманина и выдали властям. После жестоких мучений А. А. был обезглавлен в К-поле в 1465 г. Житие составлено его современником Георгием Трапезундским.

Ист.: BHG, N 2024d; PG. 161. Col. 883-890 [житие]. ActaSS. Maii. T. 7. P. 185-188.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 670-671; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 71; Μικρόν Εὐχολόγιον. Σ.

445, 456; Σάρου Α. Κ. Βίος ῾Αγίου ̓Ανδρέου ̓Αργέντη τοῦ Χιοῦ καὶ ἀκολουθία αὐτοῦ πονηθεῖσα ὑπὸ τοῦ Οἰκονόμου Μάρκου ῾Αγ. Βασιλάκη. ̓Αθῆναι, 1935; Dallegio d'Alessio E. Un néo-martyr à Constantinople: André de Chio (1465) // Mémorial L. Petit. Bukarest, 1948. P. 64-77.

О. Е. Петрунина

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ

АНДРЕЙ ВАСИЛЬЕВ - свящ., сольвычегодский иконописец XVI в.; предположительно автор икон Спаса Нерукотворного и вмч. Георгия Победоносца с надписью: «Писал в 1543 г. иконник Андрей Васильев», находившихся над проезжей башней и городскими воротами в Соли Вычегодской (совр. Сольвычегодск). В описании 1854 г. ц. Рождества Богородицы (1665) с. Вилегодского упомянуты 3 иконы: «Господь Вседержитель», «Рождество Богородицы», «Введение во храм Богородицы», «писанные попом Андреем Васильевым». Им исполнена также подписная икона «Никола Великорецкий с житием», 1558 г. (АМИИ).

Ист.: ГААО. Ф. 1105. Оп. 1. Ед. 14. Л. 28.

Лит.: Овсянников О. В. Средневековые города Архангельского Севера. Архангельск, 1992. С. 282; Подписные и датированные иконы в собр. АМИИ: Кат. Архангельск, 1993. С. 9; Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998.

Т. М. Кольцова

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ

АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1233? - 1261), подвижник благочестия, кн. угличский (1249/50-1261). О смерти А. В. в 1261 г. сообщает Лаврентьевская летопись (Стб. 476). Более подробные сведения о князе содержатся в «Угличском летописце» (ок. 80-х гг. XVIII в.), в разделах-статьях: «О княжении Андрея Владимировича Углическаго, сына Владимирова», «О святожителях града Углича, древле, до литовскаго разорения бывших», «О земляном городе и великих посадах угличских». А. В. был сыном угличского кн. Владимира Константиновича († 1249/50) и кнг. Евдокии, старшим братом св. кн. Романа Владимировича. Во время монголо-татар. нашествия вместе с родителями был вынужден скрываться в Вел. Новгороде. Став угличским князем, А. В. занимался восстановлением города, разоренного «Батыевой ратью», значительно расширил его, построил 2-ю линию земляных укреплений. Отличался благотворительностью, что привлекало людей на жительство в Углич, восстанавливал и украшал храмы. Умер бездетным, похоронен в угличском Спасо-Преображенском соборе. Местное почитание А. В. возникло, вероятно, в 1486 г., когда при строительстве нового Преображенского собора были обретены мощи и началось почитание его брата, св. кн. Романа. Во время польско-литов. интервенции (см. Смутное время) собор был сожжен и вместе с ним захоронения князей. Панихидная память А. В. совершается 4 июля, в день тезоименного св. Андрея Критского.

Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 472, 476; Угличский летописец // Труды ЯГУАК. М., 1890. Вып. 1. С. 91-94, 115; Угличский летописец / Под ред. А. А. Севостьяновой. Ярославль, 1996. С. 29-33.

Лит.: Никодим [Кононов], архим. Русские святые и подвижники благочестия, подвизавшиеся и чтимые в пределах нынешней Ярославской епархии // Ярославские ЕВ. 1903. № 39. Ч. неофиц.; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1992р. Прим. С. 216, 237, 252; Киссель Ф. Х. История города Углича. Углич, 19942. С. 60-64.

В. В. Денисов

АНДРЕЙ Владимирович Шершнев

Владимирович Шершнев (1869, д. Бражкино Зарайского у. Рязанской губ. - 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Род. в крестьянской семье. С 1882 г. работал в С.-Петербурге половым в трактире, заочно обучался в учительской семинарии и занимался самообразованием. В 1890-1898 гг. служил учителем в Киевской губ.; с 1898 по 1921 г. учительствовал в трёх школах Зарайского у. В нач. 1920-х гг. А. тяжело заболел, жил на иждивении сына, в это время был прихожанином Рождественской ц. с. Пронюхлова Зарайского у., где исполнял обязанности псаломщика, а в середине 1920-х гг. был рукоположен во диакона. После закрытия храма в 1928 или 1929 г. крестьянствовал. 6 февр. 1930 г. А. был арестован по обвинению в «антисоветской агитации». 15 апр. того же года оправдан и освобождён. 10 авг. 1931 г. рукоположен во священника к Благовещенской ц. с. Степановского Бронницкого р-на Московской обл. В 1932 г. А. был переведён в Троицкую ц. г. Озёры Коломенского р-на Московской обл., в 1933 г. - во Введенскую ц. с. Чанки того же р-на; с 1935 г. служил в Троицкой ц. с. Троицкие Озёрки близ Коломны. 27 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации и распространении контрреволюционной клеветы на ВКП(б) и советскую власть»; виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 1 дек. 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 1 окт. 2004 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-49342. Д. 19509.

Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. Т. 3. С. 217-219.

АНДРЕЙ И АНАТОЛИЙ

АНДРЕЙ И АНАТОЛИЙ (V в.), святые (пам. греч. 21 февр., 26 апр., 7 июня). Сведения о них содержатся в житии прп. Евфимия Великого, учениками к-рого они являлись. А. приходился племянником Сидонию, еп. Митилинскому, наставнику Евфимия Великого. Анатолий происходил из Раифы. Они пришли в лавру к прп. Евфимию почти одновременно: А. вместе с 2 братьями Стефаном и Гаианом, а Анатолий - с Иоанном и Фалласием. По древнему памятнику иерусалимского богослужения - Святогробскому Иерусалимскому Типикону память А. и Анатолия совершалась трижды в год, что указывает на особое почитание этих святых в Иерусалимской Церкви.

Ист.: BHG, N 647-649; PG. 114. P. 596-733; Житие св. Евфимия Великого / Под ред. И. Помяловского // Палестинский Патерик. СПб., 1898. Вып. 2. С. 27; Кекелидзе К. С. Иерусалимский канонарь VII в. (груз. версия). Тифлис, 1912. С. 54, 116, 186.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40.

О. В. Лосева

АНДРЕЙ И ПРОВ

АНДРЕЙ И ПРОВ [Проб], мученики (пам. греч. 9, 12 и 13 июля). Из греч. синаксарей известно, что они погибли в огне. Память святых отмечена лишь в нек-рых визант. календарях - Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. P. 338), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 818) и ряде стишных синаксарей (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 208, 211, 212). Последование святых неизвестно. В греч. печатной Минее по 6-й песни канона утрени имеется упоминание святых без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 76). В рус. памятниках память мучеников (без жития) включена под 9 июля в состав стишного Пролога (РГБ. Троиц. 715, 1429 г.), под 9 и 12 июля - в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 307, 309 (2-я паг.)), под 13 июля - в нестишной Пролог (ГИМ. Син. 240, 1400 г.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212).

Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 698; SynCP. Col. 810, 818.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 671.

О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова

АНДРЕЙ ИЗ ЛОНЖЮМО

АНДРЕЙ ИЗ ЛОНЖЮМО - ́ [Андре Лонжюмо; франц. André de Longiumeau] (Ɨ после 1270), франц. монах-францисканец, дипломат и миссионер на Востоке, владел араб. и персид. (сирийским?) языками. По поручению франц. кор. Людовика IX Святого в 1238/39 г. привез из К-поля терновый венец Христа, помещенный в специально построенную ц. Сен-Шапель в Париже. В 1245-1247 гг. был послан папой Иннокентием IV к монголам в Сев. Персию (также вел там переговоры с несторианами и яковитами) и вернулся с предложениями от монголов совместно отвоевать Сирию у мусульман. В 1249 г. был отправлен Людовиком IX для продолжения переговоров с монголами в Каракорум к великому хану Гуюку. Однако ко времени его прибытия (1251) хан уже умер, и А. был отослан обратно. Между 1254 и 1270 гг., возможно, был миссионером в Тунисе. Сообщение А. о путешествии в Центр. Азию не сохранилось; известно оно только по упоминаниям в сочинении Гильома де Рубрука.

Ист.: Itinera et Relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV / Сollegit P. A. van den Wyngaert. Quaracchi; Firenze, 1929. Vol. 1; Плано Карпини Дж., дель. История монголов. Рубрук Г., де. Путешествие в восточные страны. М., 1957; Французский посол Андре Лонжюмо в Каракоруме, 1249-1251 // Хенниг Р. Неведомые земли: Пер. с нем. М., 1962. Т. 3. С. 50-57.

Лит.: Altaner B. Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924. S. 52ff.; Pelliot P. Les Mongols et la papauté // ROC. 1922/1923. Vol. 23. Р. 3-30; 1924. Vol. 24. Р. 225-335; 1931/1932. Vol. 28. Р. 3-84; Soranzo G. Il papato, l'Europa cristiana e i Tartari. Mil., 1930; Свет Я. М. После Марко Поло: Путешествия зап. чужеземцев в страны Трех Индий. М., 1968.

Е. В. Казбекова

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ

АНДРЕЙ КЕСАРИЙСКИЙ - архиеп. Кесарии Каппадокийской, автор первого сохранившегося толкования на Откровение Иоанна Богослова (между 563 и 614). Работа А. К. имеет большое значение для изучения истории текста Апокалипсиса и ранней истории его толкования, т. к. содержит цитаты из творений более ранних Отцов и церковных писателей (святых Папия Иерапольского, Иринея Лионского, Мефодия Олимпийского и др.) и полемику с Икумением, греч. экзегетом, автором комментария на Апокалипсис (F. Diekamp). В своей работе А. К. стремился раскрыть тройной смысл Апокалипсиса: букв., тропологический и анагогический. Трудом А. К. пользовались многие более поздние визант. экзегеты, напр. Арефа Кесарийский (кон. IX в.). Толкование А. К. было переведено на груз. (X в.), армян. (XI в.) и на народный греч. (богослов Максим Пелопоннесский; XVI в.). Слав. перевод толкования осуществлен вместе с переводом Апокалипсиса не позднее Х в., вероятно в Болгарии (старший список - сер. XIII в., переписан новгородским книжником пономарем Тимофеем - БАН. Никольск. 1). До сер. XV в., а часто и позднее, Апокалипсис у славян бытовал только в толковом варианте. Новый перевод толкования выполнил Лаврентий Зизаний (XVI в.). В 1584 г. в Ингольштадте иезуитом Пельтанусом опубликован лат. перевод комментария, в 1596 г. Фредериком Зильбургом осуществлено критическое издание греч. и лат. текста, вошедшее затем в PG. А. К. также написал 2-томный труд богословско-этического содержания под названием «Θεραπευτική» (Попечение), от к-рого дошел только один фрагмент.

Изд.: PG. Т. 106. Col. 215-458; 1387-1394 [коммент.]; Толкование на Апокалипсис св. Андрея Кесарийского / Пер. Лаврентия Зизания. К., 1625. М., 1712, 17682; Толкование на Апокалипсис святаго Андрея, Архиепископа Кесарийского / Пер. М. С. Боголюбского. М., 1882, 18842, 18893, 19014, 1992р; пер. В. М. Юрьева. 1904, 19092; Θεραπευτική // Analecta Patristica / Ed. F. Diekamp. 1938. Р. 161-172.

Лит.: Diekamp F. Das Zeitalter des Erzbischofs Andreas von Caesarea // Historisches Jahrbuch. 1897. Bd. 18. S. 1-36; Schmidt J. Studien zu Geschichte des griechischen Apokalypsentextes. Münch., 1955. Bd. 1: Der Apokalypsis-Kommentar des Andreas von Kaisareia; Castagno А. М. Il problema della datazione dei Commenti all' Apocalisse di Ecumenio e di Andrea di Cesarea // Atti e Memorie dell'Accademia delle Scienze di Torino. Classe di Scienze morali, storiche e filosofiche. 1980. T. 114. Р. 223-246.

А. И. Макаров

АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ КРИТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ КУЗЬМИН

АНДРЕЙ КУЗЬМИН (? - 04.01. 1641, Москва), в 1615-1641 гг. один из ведущих певчих дьяков Патриаршего хора в Москве (при Филарете и Иоасафе I; см. также ст. «Патриаршие певчие»). С 1622 г. пел в «большой» его станице, был «отроческим мастером» и ежегодно подготавливал молодых певчих дьяков к участию в пещном действе, совершавшемся в Успенском соборе Кремля в неделю святых праотец.

Ист.: РГАДА. ф. 396. оп. 1. № 2690, 3033; Оп. 2. № 88, 99; ф. 235. оп. 2. № 1, 3, 8, 9, 12; ф. 1192. оп. 2. № 39.

С. Г. Зверева

АНДРЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ

АНДРЕЙ ЛАВРЕНТЬЕВ - иконописец XVI в. В 1509 г. по заказу свт. Серапиона, архиеп. Новгородского, А. Л. вместе с Иваном Дермаярцевым исполнил деисусный и праздничный ряды для главного иконостаса Софийского собора в Новгороде («дописан бысть Деисус в святой Софии да праздники» (Новгор. 4-я летопись)).

Ист.: ПСРЛ. Т. 4. С. 461, 469, 537.

Лит.: Гордиенко Э. А. Большой иконостас Софийского собора (по письменным источникам) // НИС. Л., 1984. Вып. 2 (12). С. 213, 215, 217 [Библиогр. там же].

Э. А. Гордиенко

АНДРЕЙ ЛАМПСАКСКИЙ

АНДРЕЙ ЛАМПСАКСКИЙ - мч. (пам. 18 мая) - см. Петр, Дионисий, Андрей, Павел и Христина.

АНДРЕЙ ЛИВАДИН

АНДРЕЙ ЛИВАДИН [греч. ̓Ανδρέας Λιβαδηνός] (между 1312 и 1316, К-поль - после 1361), визант. ритор. Учился в К-поле, между 1321 и 1328 гг. посетил Св. землю в составе визант. посольства к мамлюкскому султану Насир ад-Дину Мухаммаду, затем Александрию, Каир, Иерусалим и Вифлеем. Служил имп. налоговым чиновником на о-ве Тенедос. В 1335 г. по приглашению трапезундского имп. Василия отправился в Трапезунд для изучения астрономии. Стал тавуларием и хартофилаком. Свидетель и участник гражданских войн в Трапезундской империи (1341-1355). Подвергся опале и конфискации имущества. К 1355 г. вернул прежнее положение и стал придворным ритором. Автор энкомия сщмч. Фоке, еп. Синопскому, стихов на Успение, Рождество Богородицы и Благовещение, 2 тропарей Богородице, «Исповедания веры», молитвы на случай голода и чумы и др. Крупнейшим из его произведений являются «Путеводительные записи» (Περιήγησις) - описание путешествий А. Л. в Св. землю и Египет, в к-рых содержатся также многочисленные сведения о Трапезундской империи того времени.

Соч.: ̓Ανδρέου Λιβαδηνοῦ Βίος καὶ ἔργα / ̓Εκδ. ̓Ο. Λαμψίδης. ̓Αθῆναι, 1975.

Лит.: Bunescu N. Quelques morceaux inédits d'Andréas Libadénus // Βυζαντίς. 1911/1912. Т. 2. Р. 358-395; Colonna M. E. Gli idiomeli di Andrea Libadeno. Napoli, 1959; Карпов С. П. Культура Трапезундской империи // Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 101-103.

С. П. Карпов

АНДРЕЙ МАЛОЙ

АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий, «великого князя мастер». Имя его известно из храмозданной летописи, вырезанной на белокаменной плите. В 1565/66 г. построил ц. Вознесения Господня в Ростове Великом над погребением Ростовского чудотворца блж. Исидора Твердислова († 1474).

Лит.: Титов А. А. Ростов Великий в его церковно-археологических памятниках. М., 1911. С. 48; Красовский М. В. Вознесенская (Исидоровская) церковь в Ростове Ярославском // Зодчий. 1912. № 13; Мельник А. Г. Исследования памятников архитектуры Ростова Великого. Ростов, 1992. С. 25.

А. Л. Баталов

АНДРЕЙ МЕЩОВСКИЙ

Св. Андрей Мещовский, Христа ради юродивый. Тонолитография. 1876 г.

Св. Андрей Мещовский, Христа ради юродивый. Тонолитография. 1876 г.

(1744, д. Овсянниково Мещовского у. Калужской пров. Московской губ.- 28.06.1812, г. Мещовск), юрод. Род. в крестьянской семье. С детства отличался любовью к уединению, не играл с детьми, был тих, кроток и молчалив. После смерти матери принял подвиг юродства. Странствовал по соседним деревням почти нагим, с топориком и плетью. От людей, считавших его безумным, терпел обиды, унижения и побои. В возрасте 35 лет А. М. перебрался в Мещовск, где его приютила вдова Е. Сухова, в доме к-рой он и прожил до самой смерти. Все, что ему подавали, А. М. раздавал бедным, особо сочувствовал сидевшим в остроге солдатам. Был усердным молитвенником, любил посещать мещовский Георгиевский мон-рь. А. М. обладал даром исцеления и прозорливости, незадолго до своей кончины предсказал нашествие французов. Погребен в вост. башне Георгиевского мон-ря на выбранном им самим месте. Память блаженного чтилась жителями Мещовска, на его могиле служили панихиды, с нее брали песок для избавления от различных болезней, в особенности для исцеления детей.

Лит.: ЖПодв. Июнь. С. 354-369; Архангельский С. Жизнь Андрея, Христа ради юродивого, Мещовского. Калуга, 1891; он же. Андрей, Мещовский юродивый. Б. м., б. г.; Новгородский П. Райские цветы с Русской земли. Серг. П., 1912. Т. 1.

Н. Н. Крашенинникова ;

АНДРЕЙ ОКСИРИНФСКИЙ

АНДРЕЙ ОКСИРИНФСКИЙ - прп. (пам. 12 июня и 2 дек.) - см. Иоанн, Андрей, Ираклемон и Феофил.

АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ ПЕРЕЯСЛАВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ ПИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ ПРЕСВИТЕР

АНДРЕЙ ПРЕСВИТЕР [греч. ̓Ανδρέας ὁ πρεσβύτερος] (кон. VII - нач. VIII в.), визант. автор катен на Книгу Притч и Книгу пророка Исаии (Cod. Vindob. Theol. gr. 26; Сod. Monac. 32, 38; Сod. Vatican. Ottobon. gr. 7), живший, возможно, в К-поле. На работу А. п., вероятно, опирался Иоанн Друнгарий в своем комментарии на Книгу пророка Исаии (М. Faulhaber). Именем А. п. подписаны также катены на Книгу Деяний св. апостолов и на соборные послания (Сod. Coislin. gr. 25), в связи с чем возникло предположение об авторстве А. п. (см. С. Зарин, R. Salaville), однако это мнение нельзя назвать устоявшимся, т. к. в др. рукописях его имя отсутствует (K. Staab, Χ. Παπαδόπουλος).

Лит.: Cave W. Scriptorum ecclesiasticorum historia literaria. Basileae, 1745. T. 2. P. 298; T. 3. P. 3; Faulhaber M. Die Prophetenkatenen nach römischen Handschriften. Freiburg i. Br., 1899; Зарин С. Катены // ПБЭ. Т. 9. С. 178; Salaville S. André Presbytéros // DHGE. T. 2. Col. 1613-1614; Staab К. Die Pauluskatenen. Rom, 1926; Devreesse R. Chaînes exégétiques grecques // Dictionnaire de la Bible. P., 1928. Suppl. T. 1. P. 1084-1233; Παπαδόπουλος Χ. ̓Ανδρέας ὁ πρεσβύτερος // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 699.

В. В. Писляков

АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

АНДРЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ (Родион Ослябя) - см. Александр Пересвет и Андрей (Ослябя) Радонежские.

Предыдущая страница Следующая страница