Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "Е"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Е"

Единицы измерения

Единицы измерения (Мида у-мишкал)

Мерами веса, длины, площади и объема пользовались еще в глубокой древности, главным образом, для нужд торговли. В Библии почти нет четко определенных единых мер, и нелегко установить соотношения между ними. Вместе с тем в Библии много говорится о "верных весах", "верных гирях" и других верных мерах: "Не творите неправды в суде, в измерении, в весе и в мере" (Лев. XIX, 35). И далее: "Да не будет у тебя гири двоякой, большей [для покупки товара] и меньшей [для продажи]. .. Гиря полновесная и верная должна быть у тебя,. ..дабы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе" (Втор. XXV, 13-14).

Единицы измерения в Библии и Талмуде*:

Единицы длины:

Тефах - примерно 9,33. см

сит - 18,.72 см

зерет - 28 см

ама (локоть) - 5.,02 см

канэ - 3,3 м

хевель - 28,10 м

рис, или эстада - 149,38 м

миль - 1,12 км

парса-4,48 км

дерех йом (дневной переход) - 44,81 км.

Единицы площади:

Бейт рова - 32,. м2

бейт кав - 130,7 м2

бейт сеа - 784,3 м2

бейт сеатаим - 15.8 м2

бейт летех - 11.29 м2

бейт кур - 23529,2 м2

Единицы веса:

Гера (маа) - 0,5975 г

зуз - 3,585 г

шекель - 7,17 г

шекель ха-пкудим - 1,195 г

шекель ха-кодеш (села) - 14,34 г

тертимер-179 г

манэ итальки (итальянская мера) -358,5 г

манэ кодеш - 573 г

кикар -21,510 кг.

Единицы объема и емкости:

Бейца (яйцо) - 91 см3

рвиит (четверть) - 137,3 см3

тейман - 274,7 см3

лог - 549,4 см3

кав -2197,. см3

омер - 3955,3 см3

Гин-.592,8 см3

таркав - 592,8 см3

сеа - 13184,4 см3

эфа - 39553,3 см3

летех - 1977 см3

кур-395533,2 см3

Согласно Мишне*, 2000 локтей составляют границы Субботы, то есть максимальное расстояние, на которое можно удаляться в Субботу от своего поселения, не нарушая святости Субботы.

Хазал* постановили, что если вещь продана по мере или по весу, и обнаружилась ошибка в измерении хотя бы в размере одной шестой части от величины вещи, то сделка недействительна.

Единство Господа

Единство Господа (Ахдут ха-Шем)

"Слушай, Израиль, Господь Бог наш, - Господь един" (Втор. VI, 4). Вера в Единство Бога - основа веры Израиля; одна из основных заповедей.

Он - Господь над всем. Он был, есть и будет вечно. Кроме Него нет Бога, и никто кроме Него не правит миром. Он бестелесен, не может быть постигнут умом и чему-либо уподоблен. Человек, не признающий этих положений, отрицает веру Израиля.

Наш праотец Авраам был первым, кто постиг и признал истинное Единство Господа. Агада* рассказывает: "Когда Аврааму было три года, он задумался: Кто сотворил небо, и землю, и меня? Увидя сияние солнца, он молился целый день солнцу. Но вечером солнце скрылось на западе, а на востоке появилась луна. Увидев месяц и звезды вокруг него, он [Авраам] сказал: Это он сотворил небо, и землю, и меня, а звезды - его князья и рабы". Стоял он всю ночь и молился луне. Утром луна скрылась на западе, солнце взошло на востоке. И сказал он: "Нет, у них самих нет силы. Над ними есть Господин, Ему буду молиться, Ему буду поклоняться".

Веру в Единого Бога Авраам передал в наследство Ицхаку, Яакову и его сыновьям после него. Эта вера была утверждена при вручении Торы, когда сыны Израилевы были избраны "народом из народов". Избранный народ призван распространять учение о Единстве Господа.

Р. Моше из Куци дал такое определение веры в Единство Господа: "Он один на небесах и на земле... Его единство отличается от единства других. Царь - один в своей стране, но не во всем он один, ибо, подобно ему, есть в его стране другие люди, а в других странах есть цари, как он... Не так Господь, Бог наш. Он Один во всем...".

Ессеи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ешива

Ешивы (высшие талмудические школы) зародились и развились в Эрец Исраэль и в Вавилоне в период Талмуда* и гаонов* как высшие институты для изучения Устной Торы. Вначале учившие Тору собирались в Домах Учения*, но с увеличением численности учащихся стали строить особые здания поблизости от них. Здания эти назывались "ешивот" (множ. число от "ешива"). С оскудением центров Торы в Эрец Исраэль и в Вавилонии Е. переместились в еврейские центры Египта, Магриба, Испании, Франции и других стран диаспоры.

Е. упоминается в Талмуде в качестве своего рода Совета Старейшин (слово "ешива" означает - сидение, заседание). Сказал р. Хама бар Ханина: "Еще у праотцев наших были Е.: были они в Египте - Е. с ними, были в пустыне - Е. с ними. Авраам, Ицхак и Яаков тоже сидели в Е. (то есть в совете)".

Учащиеся Е. сидели в несколько рядов, полукрутом, а глава Е. преподавал. Ученики задавали вопросы главе Е. - Рош Е., и он отвечал на них. Из эпохи Талмуда известны Е. в Ципори, Тверии, Кейсарии - в Эрец Исраэль, и в Мета-Мехасия, Нецивин, Негардее, Суре и Пумбедите - в Вавилоне. В результате христианских преследований ослабли Е. в Эрец Исраэль, а позднее - исчезли вовсе. С мусульманским завоеванием, положившим конец византийским притеснениям, вновь возникли Е. в Эрец Исраэль. Они просуществовали до завоевания страны крестоносцами. В Вавилоне Е. просуществовали до XI в., пока не обезлюдела там еврейская община; в это время уже возникли Е. в Европе и Северной Африке, ставшие центрами изучения Торы.

Предыдущая страница Следующая страница