Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Энциклопедия иудаизма
Статьи на букву "Э"

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э"

Эйфод

Одно из одеяний первосвященника*; так говорится о нем в книге Исход (XXVIII, .-7) : "И сделают Э. из золота, тхелет, багряницы, и червленицы, и виссона сученого искусной работы. Два оплечника связующие должны быть у него, с обоих концов его будет он прикреплен". Похожее описание Э. находим в 39-й главе книги Исход. Но нигде нет точных указаний на то, как выглядел Э., и поэтому мнения комментаторов в этом вопросе расходятся.

Согласно Раши*, Э. - это нечто вроде фартука, который завязывается на спине, ниже плеч. Он скрывает тело и доходит до пят; пояс (завязка) прикреплен спереди, а наплечники спускаются к поясу справа и слева. Многие из современных исследователей склонны принять версию Раши. Согласно Рамбаму*, Э. ниспадает от бедер и покрывает тело спереди и сзади; наплечники широки и покрывают все тело. В книгах Первых Пророков сказано, что даже не принадлежащие к потомкам Агарона-священника лица, такие как пророк Шмуэль и царь Давид, носили Э. В книге Судей рассказывается о Гид'оне, который сделал себе золотой Э.

Элул

Шестой месяц, считая от Нисана*, и двенадцатый месяц, считая от Тишри*, как принято сейчас. Из знаков Зодиака соответствует ему знак Девы - Бетула. Название происходит от вавилонского "улулу" - "жатва". Элул упоминается впервые в книге Нехемьи* (VI, 15). В этом месяце двадцать девять дней. С месяцем Э. связано несколько памятных событий нашей истории. Среди них - начало Иудейской войны против римлян. Месяц Э. - это месяц и покаяния, и подготовки к Судному Дню*, так как сразу же вслед за Э. наступают "Ямим нораим". "И весь месяц трубят в шофар* в синагогах после утренней молитвы. Цель трубления - пробудить и встревожить сердца народа, побудить их к раскаянию, ибо такова природа звука шофара - тревожить, как сказано: "Протрубит ли шофар в городе, и народ не встревожится?..." (Ам. III, .).

Во многих общинах во все дни месяца Э. хазан провозглашает в синагоге: "Раскайтесь, сыны необузданные!". Э. называется месяцем милосердия.

Так как Э. - месяц раскаяния, то встают ночью, чтобы произнести слихот и мольбы*, начиная с первого дня Э. и до наступления Судного Дня.

Принято в Э. писать в начале всех писем, которые пишут евреи друг другу: "На счастливый год будь записан и подписан" (дословно).

Начиная с первого дня Э. и кончая Симхат Тора*, принято произносить утром и вечером после молитвы 2.-й Псалом, который говорит о пробуждении души и волнении ее: "Одного просил я у Господа, того лишь ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем все дни жизни моей, созерцать красу Его и приходить в Храм Его".

Эпикур

Эпикур (Эпикорос)

Имя древнегреческого философа, жившего в IV в. до н. э. Согласно еврейской традиции, он отрицал бессмертие души и высшим проявлением счастья считал земные наслаждения.

В Талмуде* "эпикоросом" назывался всякий вероотступник: эта кличка относилась к цдуким, к отрицающим Единство Творца и к тем, кто унижает мудреца или публично унижает ближнего. Со временем имя Э. превратилось в презрительное прозвище, которое давалось человеку, нарушавшему принятые религиозные нормы поведения, или неверующему. Из-за сходства по звучанию с арамейским словом "афкирута", означавшим распущенность, Э. стал символизировать в иудаизме распущенность и презрение к Торе* и ее учению. У Рамбама* слово "Э." означает обычно: еретик, отступник.

Э. в значении "отступник" считался опасным человеком, от которого следует отстраняться. По мнению Рамбама, доносчиков и Э. среди евреев положено было уничтожать, ибо досаждали они Израилю и отвращали народ от Господа (Гилхот Авода зара X).

Эрец Исраэль

Статья большая, находится на отдельной странице.

Эрув

Дословно: "смешение". Существует три вида Э.: Э. дворов, Э. границ и Э. вареной пищи.

Э. (смешение) дворов

Установление мудрецов, по которому можно в субботу переносить ношу через двор, принадлежащий нескольким жильцам, или из одного двора в другой, или по улицам целого поселения - для этого следует превратить это место в одно единое владение. В случае двора - все соседи участвуют в покупке одного хлеба, который кладется в одной из квартир. В случае поселения - оно все окружается оградой (обыкновенно проволокой), и таким образом превращается в одно владение.

Э. границ

По мнению р. Акивы, Тора запрещает еврею в субботу удаляться от его поселения более, чем на две тысячи локтей (тысяча метров), и от нарушения этого запрета Моисей предостерег Израиль: "Да не выйдет человек из жилья своего в день седьмой" (Исх. XVI, 29). Эта "граница Субботы" отмеряется от края города. Поэтому человек, живущий в городе, вправе расхаживать в Субботу по всему городу, а также удаляться от него на две тысячи локтей в любую сторону. Но тот, кто должен пройти в Субботу больше двух тысяч локтей вне города, может это сделать при следующем условии: в канун Субботы он оставляет в пределах "границы Субботы" продукты, достаточные для двух трапез, и произносит благословение по поводу мицвы* Э. Он может сделать то же через посланца. Таким образом он "приобретает" себе это место для пребывания в нем в Субботу и может пройти в Субботу две тысячи локтей от этого места.

Э. вареной пищи

Согласно галахе, воспрещено готовить - печь и варить - с праздника на Субботу. Поэтому, если праздник приходится на пятницу, то следует оставить на Субботу нечто из того, что сварено в четверг, в канун праздника. Таким образом, пища, приготовленная на праздник и на Субботу - не разделена, смешана. И все, что готовится в праздник, предназначено и на Субботу. На Э. вареной пищи есть специальные благословения.

Предыдущая страница Следующая страница