Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Х"
Хайретизмы (от греч. «радуйся») - приветствия, обращенные к воспеваемому священному лицу и состоящие из слова «радуйся» и описательного обозначения и прославления этого лица; входят в состав икосов акафиста. |
Харизма (греч. «дар») - богословский термин для обозначения благодатных даров Духа Святого, первоначально излитых на апостолов в иерусалимском храме в день Пятидесятницы и с тех пор непрестанно изливаемых на членов Церкви Христовой. Благодатно-духовное, харизматическое начало лежит в основе епископского, священнического, диаконского служения, определяя степень церковной иерархии, но также распространяется и на мирян. Каждый христианин, в том числе не имеющий священного сана, получает дар Святого Духа и благословение Церкви на поприще определенного христиански оправданного служения. В истории Византии и России особо ответственным являлось царское служение православного мирянина, в которое его посвящала Церковь через особый обряд венчания на царство. Поскольку Православие прямо не связывает получение благодати с человеческими заслугами и рассматривает ее как свободный дар Всемилостивого Бога, восточное христианство весьма чутко относится к духовной одаренности каждого православного человека, будь то высокопоставленный иерарх Церкви, монах, не имеющий сана священника, простой мирянин или нищий юродивый. Людей, отмеченных особо проявляющейся благодатью Божией, в православном мире почтительно именуют старцами и всенародно почитают еще при их жизни за исключительные духовные качества. Обычно благодатные дары классифицируют по тройственному принципу: дары откровения (мудрость, знание и умение различать духов); дары силы (вера, чудеса и исцеление); дары речи (пророчество, понимание языков других народов и их толкование). |
Херувим - ангельское существо. В иерархии девяти чинов ангельских св. Дионисия Ареопагита им отводится место второго чина высшей триады после Серафимов. См. Ангел. |
Херувимская песнь - песнопение, которое поется во время великого входа на литургии св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого (кроме дней Великого Четверга и Великой Субботы). Херувимская песнь является приготовительной к достойному присутствию и участию в Евхаристии. Составлена и введена в употребление в VI в. в Византии. Называется по начальным словам «Иже Херувимы». |
Хилиазм (от греч. «тысяча») - учение о тысячелетнем царстве Бога на земле. |
Хиротесия (греч. «руковозложение») - посвящение в церковнослужители: в чтеца и иподиакона, совершаемое через благословение епископа - через обряд возложения рук. Xиротесия совершается епископом вне алтаря, на середине храма и обычно перед литургией. |
См. Рукоположение. |
1. Нижняя одежда из льняной или шерстяной ткани в виде рубахи, как правило, без рукавов; на плечах скреплялся особыми застежками или завязками, на талии перетягивался поясом. 2. Часть облачения монахов малой и великой схимы - одежда из грубой ткани, власяница, носимая под рясой. В чинопоследовании пострига называется «хитоном вольной нищеты и нестяжания». |
Хлебы предложений - двенадцать опресночных хлебов, каждую субботу полагавшихся во святилище скинии, а позже - храма, и лежавшие там семь дней (см. Мф. 12, 3-4; Мк. 2, 25-26; Лк. 6, 3-4). Они полагались двумя рядами по шесть хлебов в каждом, и на каждый ряд возлагался ливан (благовоние). Эти хлебы по истечении семи дней, взятые со стола предложения, принадлежали священникам, которые могли вкушать их только на святом месте (см. Лев. 24, 5-9). Хлебы предложений служили прообразом того духовного хлеба, о котором Господь сказал: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин. 6, 35, 51). |
Хор - собрание певчих для согласного пения. Может быть мужским, женским, детским, смешанным. |
Хоругвь - священное церковное знамя, употребляемое при особо торжественных церковных праздниках, когда бывает крестный ход. Участники крестного хода несут кресты, иконы и хоругви. В обычные дни хоругви хранятся в храме, на клиросах, по обе стороны от Царских врат. Начало употребления хоругвей и их форма восходит, по-видимому, ко временам св. Константина Великого, который повелел украсить изображением креста свое императорское знамя. Позже хоругви стали изготовлять из металла и украшать образами Спасителя, Пречистой Девы, угодников Божиих и священных событий. Хоругви употребляются в буквальном значении как священные знамена победы Церкви Христовой над князем мира сего. |
Хоры - балкон внутри храма, служащий для размещения церковного хора. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
См. Престольный праздник. |
Христос Вседержитель - см. Пантократор. |
Христосование - троекратное пасхальное целование с приветственными возгласами: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!» |