Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Буддизм
Статьи на букву "Ш"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш"

ШАКЬЯ

Шакья (санскр.), Сакия (пали) - имя рода, к к-рому принадлежал царевич Сиддхартха, ставший Буддой.В годы жизни Будды род Шакьев управлял Кошалой, столицей к-рой был г. Шравасти (палийское название - Саваттхи). - Н. А. Канаева

ШАКЬЯМУНИ

Шакьямуни (санскр., досл. «мудрец из рода Шакья» - он же Будда, он же Сиддхартха Гаутама, в будд.мифологии - посл.земной будда, проповедовавший дхарму (Закон, Истину); учитель, указавший человечеству путь к спасению. Его проповедь положила начало распространению будд. учения на земле. По мнению большинства ученых, Ш. как основатель буддизма - реальное истор. лицо, прожившее всю свою жизнь в Сев. Индии ;нек-рые разночтения в датах его жизни и смерти незначительны (560 - 480, 566 - 476, 563 - 473 до н.э.). Уже при жизни Ш. началась мифологизация его биографии, а к нач. н.э. его образ был окончательно канонизирован будд. текстами. (см. Будда). Н.Л.Жуковская

ШАМБАЛА, ШАМБХАЛА

ШАМБАЛА, Шамбхала - полулегенд. страна со столицей Калапа, к-рую обычно считают расположенной к северу от Индии. Вопрос об отождествлении Ш. остается дискуссионным в историч. географии. Первое упоминание о ней встречается в тексте Калачакра-тантры (10 в н. э.), к-рый, как утверждают, сохранился со времен царя Ш. Сучандры, получившего учение калачакры от Будды Шакьямуни. Легенда о Ш. гласит, что при 25-м царе Ш. Кулика Рудрачакрине (тиб. Ригдэн Дагпо Хорло-чэн) произойдет великая битва между силами добра, воинством Ш., и силами зла, противниками буддизма. После победы сил Ш. наступит новая эпоха распространения буддизма, к-рая ознаменуется явлением Пятого Будды - Майтреи. Эти идеи получили широкое распространение и неоднократно использовались в политич. целях. В связи с представлениями о том, что в Ш. существуют наилучшие условия для реализации будд. пути и что одно лишь воплощение в Ш. или приход туда исключают возможность последующих неблагоприятных рождений, в Тибете появляются молитвы о рождении в Ш. и «путеводители» в Ш. Содержание путеводителей показывает, что путь в Ш. лежит не столько во внеш. мире, сколько во внутр., и среди образованных лам нередко бытует представление о Ш. как о внутр. реальности - об особом состоянии психики, достигаемом в процессе самосовершенствования по системе калачакры. Теософия, отталкиваясь от будд. представлений о Ш., наполняет это понятие своим содержанием, изображая Ш. как тайное обиталище «махатм» - руководителей духовного прогресса мира. Вера в реальность Ш. не раз толкала людей на ее поиски. В 20 в. они неоднократно предпринимались как энтузиастами-одиночками, так и целыми экспедициями в Гималаях, на Памире, на Алтае. А. А. Терентьев

ШАННАГАРИКА

Шаннагарика (санскр., буквально - «из шести городов», иначе - сандагирийя - «из дремучего леса») - одна из 4-х школ ватсипутрии, возникла ок. 150 н. э. Отличит. чертой учения Ш. является утверждение 6 ступеней на пути к достижению стадии архатства (см. Архат). Ш. имела единственный религ. центр в районе Зап. Индии. Просуществовала до 4 в. н. э. - Л. Р. Фурцева

ШАНТАРАКШИТА

Шантаракшита (прибл. 705 - 765) - основатель школы йогачара-мадхьямика-сватантрика в Индии. Нек-рое время преподавал в Наланде, 13 лет провел в Тибете; при его участии там основаны неск. монастырей, в частн., крупный центр в Самъе. Автор фундаментального «Компендиума категорий» («Таттвасанграха»), где подвергнуты критич. анализу 26 осн. категорий гл. филос. школ Индии с целью апологии буддизма. Ему приписываются также неск. сочинений по тантре. - Н. А. Канаева

ШАНТИДЕВА

Шантидева (691-743) - представитель инд. школы прасангика. Таранатха писал, что Ш. был наследником трона царя Кальянавармана из Саураштры, но ушел в монахи в Наланду. Его осн. сочинения: «Шикшасамуччая» - компендиум махаянских концепций, созданных за предыдущее столетие; нек-рые из них позже были забыты, - и «Бодхичарьяватара»-свод правил для апологетов пути бодхисаттвы. - Н. А. Канаева

ШАНЬДАО

Шаньдао (613-681) - будд. кит. монах, основатель школы «чистой земли» (Цзинту-цзун). Стал монахом в молодости;в 641 встретился с будд. наставником Даочо, к-рый впервые проповедовал ему сутры, посвященные культу будды Амитабхи. В монастыре Гуанминсы в столичном г. Чанъань (совр. Сиань) создал собств. школу. Проповедовал веру в спасительную силу будды Амитабхи и необходимость «памятований о будде», т. е. повторения мантры «Поклонение будде Амитабхе» для возрождения в его раю - «чистой земле». Ш. принадлежат религ. соч., связанные с культом Амитабхи. Основанная Ш. школа стала одним из ведущих направлений дальневост. буддизма. - Е. А. Торчинов

ШАНЬУВЭЙ

Шаньувэй (кит.) - см. Шубхакарасимха.

ШЕСТЬ СОЗНАНИЙ

Шесть сознаний - 6 видов дхарм., к-рые обусловливают осознание слышанного, видимого, осязаемого, обоняемого, ощущаемого на вкус и представляемого ментальным органом (в буддизме Хинаяны). По мере продвижения по «небесам медитации» адепт освобождается от 3-го и 4-го сознаний, а затем от 1-го, 2-го и 5-го. Перед вхождением в нирвану функционирует только 6-е сознание. В виджнянаваде, в к-рой выделяются 8 видов сознаний, Ш. с. считаются низшими, поставляющими «материал» для 7-го, концептуализирующего «сознания-манас». Ш. с. имеют дело с иллюзорными сущностями и тем самым препятствуют, согласно теоретикам виджнянавады, освобождению от заблуждений («неведения») и, следовательно, достижению нирваны. - А. Н. Игнатович

ШИЛА

Шила (санскр.), сила (пали) - 1) привычка, поведение, природа,характер (напр., адана-шила - скупость, папа-шила - греховность); 2) моральные предписания, моральный кодекс;отсюда «Панча-шила» - «Пять заповедей», «Даша-шила» - «Десять заповедей». В будд. учении особо выделяется триада моральных качеств: щедрость (дана), благонравие (шила), очищение и упражнение ума (бхавана). Считается, что из этой триады вытекает мудрость (праджня). 10 будд. заповедей: не убивай, не укради, не потакай чувств. желаниям, не лги, не пьянствуй, не клевещи и не оскорбляй других, не восхваляй себя и не веди фривольных разговоров, избегай жадности и зависти, избегай вражды и злорадства, избегай ереси и не высмеивай Будду, дхарму и сангху - перекликаются с этич. правилами христ-ва. - Н. А. Канаева

ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШУБХАКАРАСИМХА

Шубхакарасимха (637-735) - инд.будд.монах,получивший образование в известном будд. ун-те в Наланде. В 716 переехал в Китай, где получил имя Шаньувэй. Приобрел известность как переводчик на кит. язык сутр и трактатов. Стал одним из теоретиков и практиков эзотерич. буддизма в Китае. - А. Н. Игнатович

ШУНЬЯ, ШУНЬЯТА

ШУНЬЯ, шуньята (санскр.) - «пустота». В философии Ш. понималась как относительность или условность; являлась фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджняпарамитской лит-ры. Термин появляется уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего се исходные принципы как «троякую истину»: 1) все вещи пусты, т. к. не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все вещи представляют собой синтез пустоты и временности. Нагарджуна считал «пустыми» даже дхармы, поскольку они по своему происхождению зависимы и имеют значение лишь в контексте всех своих связей. В махаяне Ш. является синонимом закона зависимого происхождения. Н. А. Канаева

Предыдущая страница Следующая страница