Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЕГ"-"БЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 4, "БЕГ"-"БЕЛ")

БЕГЛЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕГЛОПОПОВЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕГОВИЧ

БЕГОВИЧ [Серб. Беговић] Никола (1.12.1821, с. Беговичи близ Зрина, Хорватия - 20.04.1895, Карловац, там же), прот., серб. просветитель, писатель, этнолог, общественный деятель. Сын священника, учился в Карловацкой и Петриньской ДС, окончил епископское уч-ще в Плашки (1841), преподавал. В 1844 г. рукоположен во священника, более 30 лет был настоятелем кафедрального собора в Карловце. Активный деятель серб. национально-освободительного движения на землях, оказавшихся в составе Австро-Венгрии, участник восстания в Боснии (1875-1878). Подвергался преследованиям со стороны властей, в 1848 г. был арестован. Избирался представителем своей провинции на Хорватский (Загреб, 1861-1863) и Сербский Соборы (Сремски-Карловци, 1867-1885), на Всероссийскую этнографическую выставку в Москве (1867). Автор ряда трудов по истории Сербской Православной Церкви и пособий по катехизации, литургике, Свящ. истории. Опубликовал духовно-просветительские, историографические и этнологические материалы в таких периодических изданиях, как «Даница илирска», «Обзор», «Невен», «Матица», «Србобран».

Соч.: Проскомидиjа. Карловац, 1843; Библиjска повесница Старога и Новога Завета и апостолска дела са описом Палестине. Карловац, 1852; Српска катихета. Карловац, 1853; Српска Црква на Краjини. Карловац, 1860; Ручна катихетика. Карловац, 1863; Повесница Српске Православне опћине у Карловцу. Карловац, 1868; Историjа Српске Цркве. Карловац, 1870; Српске бесjеде. Карловац, 1870. Т. 1; 1880. Т. 2; Литургиjа за српске школе и народ «Цркварица». Београд, 1885; Српске народне пjесме из Лике и Баниjе. Карловац, 1885; Живот и обичаjи Срба граничара. Карловац, 1887.

Лит.: Шумоња М. Прото Никола Беговић као учитељ // Српски учитељски календар. 1896. С. 3-15; Гавриловић А. Девет прилога историjи српске књижевности у XIX в. // Годишница Николе Чупића. Београд. 1905. [Т.] 24. С. 160-166; Leksikon pisaca Jugoslavije. Novi Sad, 1972. Knj. 1. S. 199.

И. А. Чарота

"БЕГСТВО В ЕГИПЕТ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕГУНЫ

См. Странники, согласие беспоповцев, XVIII-XX вв.

БЕДА ДОСТОПОЧТЕННЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕДНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕДНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕДСТВИЯ СТИХИЙНЫЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЖЕВСКАЯ [БЕЖОВСКАЯ] ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЖЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ

БЕЖЕЦКАЯ ЕПАРХИЯ - образована решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. путем выделения из состава Тверской епархии. Объединяет приходы в административных границах Бежецкого, Весьегонского, Кесовогорского, Краснохолмского, Лесного, Лихославского, Максахатинского, Молоковского, Рамешковского, Сандовского, Сонковского, Спировского и Удомельского районов Тверской области. Б. е. включена в состав Тверской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Бежецкий и Весьегонский.

Решением Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г. епископом Бежецким и Весьегонским избран клирик Тверской епархии Филарет (Гаврин).

7 окт. 2012 г. игум. Филарет возведен в сан архимандрита, 17 нояб. наречен , 25 нояб. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Лит.: Определения Свящ.. Синода // ЖМП. 2012. № 2. С.12.

БЕЖЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЖЕЦКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Тверской (с 1928 Калининской) и Кашинской епархии, названо по г. Бежецку Тверской губ. Согласно «Каталогу» митр. Мануила (Лемешевского)и архивным данным М. Е. Губонина, 9 сент. 1921 г. во епископа Бежецкого хиротонисан Алексий (Замараев). Митр. Иоанн (Снычёв)считал, что Алексий (Замараев) был викарным епископом Орловской епархии (затем того же мнения придерживался и митр. Мануил - Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 124). Источником ошибки митр. Иоанна мог послужить тот факт, что Алексий (Замараев) до 1921 г. был настоятелем Свенского муж. мон-ря Орловской епархии. После уклонения еп. Алексия в 1922 г. в обновленческий раскол Б. в. не замещалось в течение 6 лет. В 1928 г. епископом Бежецким назначен сщмч. Захария (Лобов), с 4 апр. 1928 г. архиепископ, в 1929 г. переведен на Воронежскую кафедру. С кон. 1929 г. епископом Бежецким был Григорий (Козырев), 29 янв. 1937 г. назначенный на Барнаульскую кафедру. В 1937 г. на Б. в. получил назначение проживавший в Калуге сщмч. Аркадий (Остальский), к-рый не смог приступить к исполнению обязанностей; 22 сент. 1937 г. он был арестован, 29 дек. расстрелян. После 1937 г. Б. в. прекратило существование.

(См. также ст. Бежецкая епархия) .

Лит.: Мануил (Лемешевский), митр. Каталог русских архиереев обновленцев. Чебоксары, 1957. Ркп. Ч. 1. С. 44; Иоанн (Снычёв), игум. Топография архиерейских кафедр РПЦ периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963. Ркп. Ч. 1. С. 21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. С. 913.

БЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗАНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗБОЖИЕ

См. Атеизм.

БЕЗБОЖНАЯ ПЯТИЛЕТКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЕЗБОЖНИК"

Периодические атеистические издания в СССР.

1) Газета, печатный орган Союза воинствующих безбожников (СВБ), издавалась с 21 дек. 1922 по янв. 1935 г., с марта 1938 по июль 1941 г., сначала нерегулярно, впосл. 3 раза в месяц и еженедельно. Ответственный редактор газеты - Е. М. Ярославский. 30 авг. 1924 г. организовано Об-во друзей газ. «Б.» (к апр. 1925 ок. 40 тыс. чел.). 19 апр. 1925 г. в Москве, в Доме союзов, состоялся съезд корреспондентов и друзей газ. «Б.», на к-ром создан Союз безбожников (с июня 1929 СВБ), а его Центральный Совет стал руководящим органом газеты. При газ. «Б.» было одноименное изд-во, к-рое выпускало антирелиг. книги и брошюры.

2) Журнал, издавался Центральным и Московским областным советами СВБ в марте 1925 - июне 1941 г., в 1925, 1933-1941 гг.- ежемесячно, в 1926-1932 гг.- 2 раза в месяц.

В 1925-1932 гг. ответственный редактор журнала - Ярославский (председатель СВБ), в 1933-1941 гг.- Ф. М. Путинцев. Основным содержанием журнала было глумление над религ. чувствами верующих, «руководство» по проведению различных антирелиг. мероприятий (т. н. антипасхальников и т. п.), агитация за закрытие храмов и предоставление их («по просьбе трудящихся») под клубы и т. п. Художники-карикатуристы Н. Ф. Денисовский, М. М. Черемных, Д. С. Моор и др. издевательски изображали священнослужителей, церковные таинства и сюжеты из Свящ. Писания. На страницах «Б.» можно найти фотографии вскрытия мощей, изъятия церковных ценностей. В журнале часто встречаются оскорбительные выпады в адрес мч. имп. Николая II и его семьи, выдающихся церковных деятелей, монахов и монахинь, простых верующих. «Б.» (как и одноименная газета) предоставлял свои страницы для прямых доносов на священнослужителей, «признаний» бывш. священников, снявших с себя сан и отрекшихся от веры, выступавших на страницах печати с разными «разоблачениями».

Существовал ряд аналогичных изданий, в т. ч. «Деревенский безбожник» (1928-1932), «Безбожник у станка» (издавался Московским комитетом РКП(б) в 1923-1931), «Безбожник за культурную революцию» (вышел 1 номер в 1928). Несмотря на откровенное богохульство и низкопробность названных изданий, в них можно найти информацию о гонениях на Церковь, даты закрытия храмов и мон-рей, имена репрессированных священнослужителей.

Л. А. Головкова

БЕЗБРАЧИЕ

См. Целибат.

БЕЗВЕДРИЕ

См. ст. Бедствия стихийные.

БЕЗДЕНЕЖНИКИ

См. Странники.

БЕЗДИН ВО ИМЯ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в.

Церковь в честь Введения во храм Пресв. Богородицы. XVI в.

[Реметак, Мунар, серб. Бездин манастир] Тимишоарской епархии Сербской Православной Церкви. Находится в румын. части Баната, неподалеку от с. Мунар. Основан в 1520 г. как муж. мон-рь на месте древней церкви тщанием архим. Иоасафа (Милутиновича) и эконома иером. Леонтия (Богоевича) на земле, принадлежавшей известному серб. роду Якшичей. Самое раннее письменное упоминание о мон-ре - запись 1539 г. в Псалтири Божидара Вуковича. Церковь представляла собой скромную постройку, имевшую триконховый план, четырехгранные апсиды, образующие изнутри полукружие. Б. м. много раз обновлялся: в 1781 г. был достроен притвор и изменена колокольня, высокая звонница над зап. входом построена в 1789 г., кровля храма была покрыта листовым железом, колокольня и глава - медью в 1888 г. Основная часть монастырских корпусов возведена в 1746 г.

Церковь была расписана в 1592 г., большая часть фресок обновлена в сер. XVIII в. и в 1781 г. В алтарной части помещена большая композиция «Введения во храм Пресв. Богородицы», в клиросных апсидах (певничках), на пилястрах и куполах расположены сцены из земной жизни Христа. На сводах - фрагменты акафиста Пресв. Богородице. Первый иконостас был написан в 1753 г. арадским живописцем С. Тенецким, в 1802 г. он был заменен иконостасом работы И. Орфелина; резьбу исполнил А. Маркович. Ф. Гостинчар расписал в 1887 г. монастырскую часовню, настенная роспись в трапезной выполнена в 1914 г. С. Алексичем.

В 1737 г. в Б. м. вместе с игум. Феодосием (Веселиновичем) перешло братство мон-ря Винча, находившееся под Белградом и покинувшее свою обитель из-за тур. поселенцев. Они принесли с собой чудотворную икону Винчанской Богородицы и царские врата. С 1740 г. в мон-ре вели архивные записи о происходивших событиях. В XVIII в. при мон-ре существовала школа с богатой б-кой. Из числа братии мон-ря были избраны мн. епископы СПЦ: Павел (Авакумович), Герасим (Адамович), Моисей (Микович), Сергий (Качанский), Феофан (Живкович), Нестор (Йованович). Возобновлен на рубеже XX-XXI вв. как жен. мон-рь, единственная насельница - игумения мон-ря.

Лит: Зеремски И. Српски манастири в Банату. Ср. Карловци, 1907. С. 99-132; Бугарски С. Српско православље у Румуниjи. Темишвар; Београд; Нови Сад, 1995. С. 63-69; Поповић В. Српски споменици у Румуниjи. Суботица, 1996. С. 49-65; Joвановић M. Српски манастири у Банату. Београд, 2000. С. 111-144.

Сл. Милеуснич

БЕЗДНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗДОЖДИЕ

См. ст. Бедствия стихийные.

БЕЗМИН Иван Артемиевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗОБРАЗОВ Павел Владимирович

Павел Владимирович (2.02.1859, С.-Петербург - 13.09.1918, Петроград), рус. историк-византинист, прозаик, публицист. Один из ближайших сотрудников В. Г. Васильевского. Сын экономиста акад. В. П. Безобразова и писательницы Е. Д. Безобразовой; двоюродный племянник М. А. Бакунина. После окончания историко-филологического фак-та С.-Петербургского ун-та (1883) был командирован ИППО в Турцию, Грецию, Италию и Францию для ознакомления и работы над греч. рукописями. С 1887 г. приват-доцент Московского ун-та. В 1890 г. за дис. «Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл» (ЧОИДР. 1889. № 4; отд. отт. М., 1890) получил степень магистра всеобщей истории. Написал и в 1894 г. опубликовал биографию С. М. Соловьёва (Б. был женат на его дочери).

В 1908-1913 гг. архивариус канцелярии Гос. думы. Профессор (1918) Петроградского ун-та. В работах по внутренней истории Византии (Материалы для истории Византийской империи. 1887-1889) Б. доказывал, что наряду с общинной собственностью (т. зр. Васильевского) существовала и собственность крестьянина на отведенную ему полосу (тем самым Б. подготовил появление концепции Б. А. Панченко). Б. занимался также вопросами истории визант. культуры в различных ее аспектах (Византийская Мессалина // Наблюдатель. 1889. Кн. 9; Черты византийских нравов и культуры // Там же. 1890. Кн. 8-9 и др.), исследованием греч. житий (прп. Антония Великого, прп. Ипатия, игум. Руфинианского, Кирилла Скифопольского, прп. Пахомия Великого и прп. Паисия Великого). Участвовал в работе по подготовке к печати трудов еп. Порфирия (Успенского) (Материалы для биографии епископа Порфирия (Успенского): В 2 т. / Изд. Имп. АН под ред. П. В. Безобразова. СПб., 1910). В 1916 г. подготовил перевод «Истории» Льва Диакона (к-рый не был издан; об этом см. в обзоре Тункиной И. В. в ст.: В. В. Латышев: жизнь и ученые труды (по материалам рукописного наследия) // Рукописное наследие русских византинистов. СПб., 1999. С. 213-214). Стремясь к распространению исторических знаний, писал научно-популярные очерки, повести и исторические романы, открывшие для широкого рус. читателя Византию (Византийский царь на Московском престоле // ИВ. 1889. № 5-6 и др.). Выступал с публичными лекциями о состоянии образования и положении женщин в России.

Соч.: О сношениях России с Францией. М., 1892; Исторические статьи. М., 1893. Вып. 1; С. М. Соловьев. СПб., 1894. (Сер. ЖЗЛ); Об улучшении участи женщин. М., 1902; Трапезунт, его святыни и древности. Пг., 1916; Византийские сказания. Юрьев, 1917. Ч. 1; Древнейшие греческие жития. М., 1917; Очерки византийской культуры. Пг., 1919; Византийский писатель и государственный деятель Михаил Пселл // Безобразов П. В., Любарский Я. Н. Две книги о Михаиле Пселле. СПб., 2001.

Лит.: СИЭ. Т. 2. С. 203-204; Лепехин М. П. Безобразов П. В. // Русские писатели, 1800-1917. Т. 1. С. 199-200.

П. И. Жаворонков

БЕЗРЕЛИГИОЗНОЕ ХРИСТИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗСТРОЧЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗЫ КОДЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЗЫМЯННЫЕ МУЧЕНИКИ

См. Мученики безымянные.

БЕЙЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙЛИСА ДЕЛО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙРУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙРУТСКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЛЕТОПИСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙТ-ДЖАЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙТ-МИРСИМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЙТ-РАС

Городище рим. г. Капитолиада в Десятиградии (сев.-зап. Иордания, 5 км к северу от г. Ирбид). Город был основан римлянами, назвавшими его в честь Юпитера Капитолийского; его упоминает Клавдий Птолемей (сер. II в.), семит. название неизвестно до сер. VI в. В IV-VI вв. значение Б.-Р. в визант. мире выросло, его представители были на соборах в Никее (325) и Халкидоне (451), он упомянут в описании паломничества в Св. землю диак. Феодосия (VI в.). Капитолиадская епископия с V в. входила в состав Иерусалимского Патриархата. В эпоху араб. господства город был известен особым сортом вина и богатыми рынками. Первыми руины Б.-Р. посетили У. Зеетцен (1806), Дж. С. Бакинге (1816), но не смогли отождествить их с Капитолиадой, это сделали Ф. Крузе и Г. Л. Флейшер (1859). Первый план объекта опубликовал Г. Шумахер в 1878-1879 гг. С 60-х гг. XX в. Департамент древностей Иордании организовал раскопки. Обнаружены слабые свидетельства заселения города в дорим. эпоху. Нумизматические и эпиграфические источники указывают на основание города в 97-98 гг. и на его расцвет во II-III вв. Набатейские надписи свидетельствуют о жизни негреч., но эллинизованных групп населения. Рим. Б.-Р. строился как спланированный военный город с рядом больших общественных зданий, храмом, акведуками и системой подземных цистерн. Зафиксировано активное строительство в центре Б.-Р. с IV по X в. Раскопан комплекс сводчатого трехуровневого рынка VI-IX вв., христ. собор сер. V в., обращенный в мечеть в VIII в. Известны епископы: Антиох (325), Аниан (451), Васс (518), Феодосий (536), Феодосий (614).

Лит.: Shraideh S., Lenzen C. J. Rescue Excavations at Beit Ras // Annual of the Department of Antiquities of Jordan. 1985. Vol. 29. P. 291-292; Lenzen C. J., Knauf E. A. Beit Ras-Capitolias: A Prelim. Evaluation of the Archaeol. and Textual Evidence // Syria. 1987. Vol. 64. P. 21-46.

Л. А. Беляев

БЕЙТ-САХУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕКА ОПИЗАРИ

БЕКА ОПИЗАРИ [Груз. ბეკა ოპიზარი], груз. мастер чеканки по металлу кон. XII - нач. XIII в. Творчество Б. О. было связано с мон-рем Опиза, в груз. исторической обл. Кларджети, основание к-рого приписывается блгв. царю Картли Вахтангу Горгасали (кон. V - нач. VI в.). С этим же мон-рем было связано творчество старшего современника Б. О., также груз. мастера чеканки по металлу, Бешкена Опизари, автора оклада Бертского Четвероевангелия (2-я пол. XII в.; Гос. музей искусств Грузии). Документально установлено, что Б. О. принадлежат 3 произведения, из к-рых до нас дошли 2.

Оклад иконы Анчийского Спаса был выполнен по заказу еп. Анчийского Иоане Ркинаели (1184-1193; Гос. музей искусств Грузии), о чем сообщает надпись в его нижней части, упоминающая имя мастера: «Окована рукою Бека, Христе, помилуй его» (Амиранашвили.

С. 9). Б. О. принадлежит чеканное обрамление средника иконы (ширина 13 см), состоящее из чередующихся пластин с фигуративными (в верхней части «Престол уготованный» (в центре), арх. Михаил и Гавриил; в средней - Богородица и св. Иоанн Креститель; в нижней - ап. Иоанн (в центре), Петр и Павел) и орнаментальными (виноградная лоза) изображениями. Оклад является показательным памятником XII в. и в полной мере отражает тенденцию к декоративности, в т. ч. и в пластике фигур.

Оклад Цкароставского Четвероевангелия, созданного по заказу еп. Тбетского Иоане (1193 или 1195; Кекел. Q. 907), украшен рельефными чеканными композициями «Распятие» (на лицевой стороне) и «Деисус» (на оборотной), вписанными в крест. Сохранилась надпись с именем мастера: «Христос, помилуй златокузнеца Бека Опизари» (между изображениями Спасителя и Богоматери в композиции «Деисус»).

О принадлежности оклада Цалкского Четвероевангелия (1193-1207; не сохранилось) руке Б. О. свидетельствует приписка к рукописи: «И по мере сил своих дал оковать богом благословенному, достойному златоваятелю Бека» (Амиранашвили. С. 8). О внешнем виде памятника сведений не сохранилось.

Произведения Б. О. (как и Бешкена Опизари) отмечены высоким художественным уровнем исполнения, устойчивыми отличительными чертами, позволяющими говорить о них как о работах отдельной, т. н. опизской, художественной школы, оказавшей влияние на др. груз. школы чеканки по металлу.

Лит.: Амиранашвили Ш. Я. Бека Опизари. Тбилиси, 19562; он же. История грузинского искусства. М., 1963. С. 245-256; http://revaz-zhghenti.narod.ru/opizari/ [Электр. ресурс].

А. М. Высоцкий

БЕКАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕКАРЕВИЧ

Аркадий Николаевич (? - не ранее 1914), педагог, автор переложений церковных распевов. Преподавал пение в 5-й одесской гимназии, в Виленском ДУ, в Рижских ДУ и ДС. В сб. «Трехголосное церковное пение» Б. поместил свои переложения известных обиходных напевов параллельными терциями с гармонической опорой в нижнем голосе, а также упрощенные варианты сочинений Д. С. Бортнянского и прот. П. Турчанинова. В обработках знаменного распева Б. использовал диссонирующие аккорды, иногда вносил хроматические изменения в напев; в хоровой фактуре встречаются отступления от четырехголосия в тесном расположении (Богородичен догматик 5-го гласа).

Муз. переложения: «Преславная днесь»: Стихиры в Неделю Пятидесятницы древнего напева. М., 1906; Трехголосное церковное пение. М., 1912. 1993р. Ч. 1: Песнопения великопостные (до Страстной седмицы); Ч. 2: Песнопения Страстной седмицы; Гласы Придворного Обихода: Пособие для изучения гласовых напевов / Составлено по запискам Придворной Капеллы и др. ист. М., 1911; Задостойники знаменного роспева. М., 1911. № 1-17; Догматики знаменного роспева. Рига, 1914.

Н. Ю. Плотникова

БЕКЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕКЕТОВ Платон Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕКРЕНЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛАВСКИЙ Петр Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛАРУСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛАЯ КРИНИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛАЯ ЦЕРКОВЬ КАРАНСКАЯ В ЧЕСТЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВ. БОГОРОДИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГОРОД-ДНЕСТРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Херсонской и Одесской епархии, учреждено в 1960 г. Названо по г. Белгороду-Днестровскому Одесской обл. 13 марта 1960 г. во епископа Белгород-Днестровского хиротонисан ректор Одесской ДС Сергий (Петров), назначенный 16 марта 1961 г. на Воронежскую кафедру. В 1961-1964 гг. Б.-Д. в. не замещалось. 31 мая 1964 г. во епископа Белгород-Днестровского хиротонисан ректор Одесской ДС Антоний (Мельников), к-рый в февр.-марте 1965 г. временно управлял Херсонской и Одесской епархией. После перевода еп. Антония 25 мая 1965 г. на Минскую кафедру Б.-Д. в. больше не замещалось и прекратило существование.

Лит.: Наречение и хиротония архим. Сергия (Петрова) // ЖМП. 1960. № 4. С. 26-29; Наречение и хиротония архим. Антония (Мельникова) во еп. Белгород-Днестровского // Там же. 1964. № 7. С. 17-19; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1, 6.

БЕЛГОРОДСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГОРОДСКАЯ И СТАРООСКОЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГОРОДСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Образована решением Свящ. Синода от 7 июня 2012 г. в пределах Белгородской области. Включает Белгородскую,Валуйскую и Губкинскую епархии.

Главой Б. м. назначен архиеп. Иоанн (Попов; с 18 июля 2012 г. в сане митрополита).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 7. С. 11.

БЕЛГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГОРОДСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ МАРФЫ И МАРИИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГОРОДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Курской епархии, учреждено в 1905 г., названо по г. Белгороду Курской губ. 3 июля 1905 г. во епископа Белгородского хиротонисан Иоанникий (Ефремов). 15 нояб. 1913 г. еп. Иоанникий ушел на покой, на Б. в. получил назначение сщмч. еп. Никодим (Кононов). 11 июня 1919 г. епископом Белгородским назначен Аполлинарий (Кошевой), к-рый в февр. 1920 г. эмигрировал в Сербию. С 1921 г. епископом Белгородским был Никон (Пурлевский), в 1923 г. уклонился в обновленческий раскол, после покаяния в марте 1924 г. вновь епископ Белгородский, в 1925 г. арестован. 26 авг. 1930 г. на Б. в. назначен архиеп. сщмч. Евгений (Зёрнов), с 1931 г. архиепископ Котельничский, викарий Вятской епархии. 14 июня 1931 г. во епископа Белгородского хиротонисан еп. Иннокентий (Клодецкий), с 30 дек. епископ Каширский, викарий Московской епархии. 11 авг. 1933 г. на Б. в. назначен сщмч. еп. Онуфрий (Гагалюк), с 22 нояб. 1933 г. еп. Курский. В нояб. 1933 г. Б. в. преобразовано в Белгородскую епархию, на к-рую назначен еп. сщмч. Антоний (Панкеев).

В 1924-1933 гг. существовала Белгородская обновленческая кафедра, к-рую занимали Николай Рубцов (18 июня 1924 - 25 янв. 1925), Адриан Компанийцев (17 июля - 11 сент. 1925), Алексий Щербаков (1930 - 19 марта 1931, вторично февр.-март 1933), Димитрий Крылов (19 марта - апр. 1931), Иоанн Попов (24 марта - 4 июля 1931), Викентий Никипорчук (июль 1931 - февр. 1932).

22 февр. 1993 г. определением Свящ. Синода РПЦ Б. в. восстановлено, 4 апр. 1993 г. во епископа Белгородского хиротонисан Иоанн (Попов). 17 июля 1995 г. Б. в. преобразовано в Белгородскую и Старооскольскую епархию.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965 [Passim]; Акты свт. Тихона. С. 913; По материалам заседаний Свящ. Синода РПЦ // ЖМП. 1994. № 2. С. 36.

БЕЛГОРОДСКО-ИЗМАИЛЬСКАЯ ЕПИСКОПИЯ

БЕЛГОРОДСКО-ИЗМАИЛЬСКАЯ ЕПИСКОПИЯ [румын. Episcopia Cetăţii Albe-Ismailului] Румынской Православной Церкви в 1923-1940 и 1941-1944 гг. Основана 10 марта 1923 г. с кафедрой в г. Измаиле. Входила в состав Бессарабской митрополии. С 20 мая 1923 по 7 нояб. 1924 г. кафедру занимал еп. Нектарий (Котларчук), д-р богословия и философии, бывш. преподаватель богословского фак-та в Черновцах. 21 дек. 1924 г. епископом стал Юстиниан (Текулеску), в прошлом возглавлявший военное духовенство, он пребывал на кафедре до своей кончины 16 июля 1932 г. После его смерти викарным епископом был назначен Дионисий (Ерхан), 15 мая 1934 г. он стал правящим епископом Б.-И. е. Летом 1940 г., когда Бессарабия вошла в состав Советского Союза, еп. Дионисий эмигрировал в Румынию. Во время второй мировой войны Бессарабия была временно занята румын. войсками. В 1941-1944 гг. епископию возглавляли: еп. Поликарп (Морушка, 1 сент. 1941 - янв. 1944), еп. Анфим (Ника, 23 янв. 1944 - лето того же года). В наст. время Б.-И. е. не существует.

Лит.: Păcurariu M. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Iaşi, 1993; Păcurariu. IBOR. Vol. 3.

Свящ. Виталий Беспалко

БЕЛГРАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГРАДСКАЯ ПАТРИАРШАЯ БИБЛИОТЕКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГРАДСКАЯ (СЕРБСКАЯ) МИТРОПОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЕЛГРАДСКИЕ МАДРИГАЛИСТЫ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГРАДСКИЙ РАСПЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛГРАДСКО-КАРЛОВАЦКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЕБЕЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Уфимской епархии, учреждено в 1924 г. Названо по г. Белебей Уфимской губ. 4 авг. 1924 г. епископом Белебеевским назначен Петр (Савельев), к-рый ранее, в 1923 г., хиротонисан обновленческими архиереями, но после принесения покаяния принят в сущем сане (как поставленный архиереями старого поставления). После его назначения в 1927 г. епископом Сергачским, викарием Нижегородской епархии Б. в. больше не замещалось и прекратило существование.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 5. С. 400; Акты свт. Тихона. С. 913.

А. В. Журавский

БЕЛЁВА ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

БЕЛЁВА ЦЕРКОВЬ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ [болг. Бельова църква «Рождество Пресвятие Богородици»], расположена в 3 км к югу от г. Самоков; объявлена памятником культуры и музейным объектом. Богослужение в ней не совершается. По мнению местного краеведа С. Пешова, построена в 1388 г. болярином Белю (болг. Бельо) вне городской черты, дабы не раздражать уже укрепившихся в городе турок-мусульман. Однако научная т. зр., основывающаяся на архитектурных особенностях памятника, отодвигает дату постройки храма к XV-XVI вв. Первоначально Б. ц. была однонефной, одноапсидной и без окон. В 1657 г., чтобы скрыть церковь от турок, ее засыпали землей, и в таких условиях в ней совершались богослужения до 1712 г. В 1856 г. возобновились службы, в 1867-1869 гг. Б. ц. была очищена от земли, полностью отреставрирована и перестроена: наос и притвор храма объединили в одно помещение, в зап. части построили арочную паперть. От древних росписей сохранились лишь отдельные фрагменты. Новые фрески были созданы Н. Образописовым, его помощниками Х. Зографским (сыном Захарии Зографа) и Д. Дупничанином. Фрески содержат композиции на сюжеты ВЗ, циклы Страстей Господних и Христовых праздников, изображения слав. первоучителей и болг. святых (сцены жития прп. Иоанна Рильского, в т. ч. его встреча с болг. царем Петром, св. Михаила Воина Болгарина) и подписаны на церковнослав. языке. Совместно с Образописовым во 2-й пол. XIX в. над росписями стен и иконами работал болг. живописец К. Геров. В 1899 г. М. Белостойнев изобразил на зап. фасаде храма композицию «Рождество Пресв. Богородицы». В 1879 г. во дворе церкви была установлена чешма, каменное сооружение с краном для отведенной воды источника, в 1892 г. для нее построили павильон.

Лит.: Семерджиев Хр. Град Самоков и околността му. [Б. м.], 1913; Захариев В. Годишнини, свързани с българското възрожденско изобразително изкуство // Изв. на Ин-та за история. София, 1962. Кн. 5; Цончева М. Българско възраждане. София, 1962; Коева М. Паметници на културата през българското възраждане: Архитектура и изкуство на българските църкви. София, 1977. С. 23, 29. Прил. 1, 2, 11; Енциклопедия на изобразителни изкуства в България. София, 1980. Т. 1. С. 87; Българската възрожденска интелигенция; Енциклопедия. София, 1988. С. 154, 479; Темелски Хр. Църкви и манастири в Самоков и Самоковско // Духовна култура. 1993. Кн. 12. С. 11-12.

Хр. Темелски

БЕЛЁВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Образована решением Свящ. Синода от 27-28 дек. 2011 г. путем выделения из состава Тульской епархии. Включена в состав Тульской митрополии.

Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Белевский и Алексинский.

Объединяет приходы на территории Белевского, Алексинского, Заокского, Ясногорского, Дубенского, Суворовского, Одоевского, Арсеньевского, Плавского, Щекинского, Каменского, Тепло-Огаревского и Чернского районов Тульской области.

Решением Свящ. Синода от 27-28 декабря 2011 г. на новообразованную Белёвскую кафедру назначен еп. Каменский и Алапаевский Серафим (Кузьминов).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 4. С. 6.

БЕЛЁВСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЁВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Тульской епархии, учреждено в 1920 г. Названо по г. Белёву Тульской губ. 5 апр. 1920 г. во еп. Белёвского хиротонисан иером. московского Данилова мон-ря Игнатий (Садковский), одновременно назначенный управляющим Тульской епархией. 18 июня 1922 г. в Тулу приехал член обновленческого ВЦУ прот. Владимир Красницкий, к-рый с группой священников обновленческого епархиального управления вынудил еп. Игнатия письменно передать управление епархией группе «прогрессивного духовенства» (обновленцам). Без решения Патриарха и Свящ. Синода еп. Игнатий был отстранен от управления Тульской епархией и отправлен в Белёв. 16 сент. 1922 г. в Белёв прибыл кафедральный прот. В. М. Никольский, уполномоченный обновленческого ВЦУ по Тульской епархии. На уездном съезде священнослужителей и мирян Никольский пытался обосновать необходимость подчинения Тульскому обновленческому епархиальному управлению, но съезд его не поддержал.

Противники обновленчества объединились вокруг еп. Игнатия и прот. М. А. Мерцалова, сохранивших верность Патриарху Московскому свт. Тихону; их центром стала правосл. община при белёвском в честь Преображения Господня муж. мон-ре. 8 нояб. 1922 г. на общем собрании членов Белёвской Преображенской правосл. общины было принято решение об утверждении устава общины и немедленной регистрации его в Белёвском исполкоме. В уставе, в частности, было записано: «Подчиняясь в духовном руководстве Преосвященнейшему епископу Белёвскому Игнатию, община и в административно-церковном отношении подчиняется ему же без всякого стороннего посредства, как того определенно требуют правила Св. Христовой Церкви» (Архив Управления ФСБ по Тульской обл. Д. 19317. Л. 20). Вскоре община была разогнана. Начались преследования противников обновленчества. Назначенный обновленцами благочинным церквей Белёва прот. М. Щеплов рапортом от 7 дек. 1922 г. сообщил о том, что бывш. еп. Белёвский Игнатий сдал ему дела Б. в. В 1923 г. еп. Игнатий был арестован и отправлен в Соловецкий лагерь (СЛОН). До 1935 г. новых назначений на Белёвскую викарную кафедру не последовало. 22 мая 1935 г. епископом Белёвским назначен Никита (Прибытков). В 1937 г. во время массовых репрессий он был арестован и обвинен в организации в Белёве 2 подпольных мон-рей «тихоновской» ориентации. 25 дек. 1937 г. заключением Белёвского райотдела НКВД еп. Никите вместе с др. арестованными было вынесено обвинение по ст. 58 УК (пункты 10-11). 30 дек. Тройка НКВД по Тульской обл. приговорила еп. Никиту к расстрелу, приговор был приведен в исполнение 8 янв. 1938 г. После этих трагических событий Б. в. прекратило существование.

Лит.: Брылев П., свящ. История Тульской епархии: Новейший период. Серг. П., 1998. Ркп.; Шапошников Н. Д. Новомученики и гонимые: Епископы Тульской епархии, 1917-1940 гг. // Тульские ЕВ. 2000. № 1(29).

Иером. Герасим (Дьячков)

БЕЛЁВЦЕВ

Иоанн Иоаннович (род. 25.02.1928, с. Труновское Труновского р-на Ставропольского края), прот. Из семьи рабочего; в 1944 г. окончил 9 классов средней школы. В 1946-1950 гг. учился в Ставропольской ДС, после окончания к-рой был рекомендован к поступлению в ЛДА. В 1950-1954 гг. студент ЛДА. Ученую степень канд. богословия получил за курсовое соч. «Общественное служение Господа Иисуса Христа в Галилее». В 1954/55 уч. г. профессорский стипендиат ЛДА. С 28 авг. 1955 г. помощник инспектора ЛДА, преподавал историю РПЦ в Ленинградской ДС. 9 июня 1957 г. рукоположен еп. Лужским Алексием (Коноплёвым) во диакона, 16 июня - во священника. По решению Совета ЛДА от 19 сент. 1957 г. вел занятия по гомилетике в ЛДА и Ленинградской ДС. С 28 марта 1958 г. доцент ЛДА (после прочтения пробной лекции «Митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич) как проповедник»). 8 авг. 1958 г. освобожден от должности помощника инспектора. С сент. 1959 г. зав. кафедрой истории и разбора рус. раскола и сектантства. С сент. 1961 г. зав. кафедрой истории РПЦ. В 1964-1967 гг. вел занятия на фак-те африкан. христ. молодежи при ЛДА. С 1967 г. член редколлегии сб. «Богословские труды». С 7 окт. 1970 г. профессор кафедры истории РПЦ ЛДА. В 1986-1988 гг. член Юбилейной комиссии по подготовке к проведению празднования 1000-летия Крещения Руси. Активно участвовал в международных церковно-научных конференциях, посвященных 1000-летию Крещения Руси, проходивших в Киеве (1986), Ленинграде (1987), Москве (1988). В 1987-1993 гг. член Синодальной комиссии по канонизации святых. В 1957-1990 гг. пастырское служение совершал в ц. во имя ап. Иоанна Богослова при ЛДА, с июня 1990 г.- в Крестовоздвиженском храме с. Ополье Ленинградской обл. (настоятель с 20 марта 1996). Награжден высшими священническими наградами и орденами РПЦ. В 1996 г., ко дню празднования 275-летия основания и 50-летия возрождения с.-петербургских духовных школ, Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II удостоен звания «Заслуженный профессор».

Соч.: Крещеные и нехристиане в их совместном служении на благо человечества // БТ. 1973. Сб. 10. С. 160-163; Образование РПЦ // Там же. 1987. Сб. 28. С. 73-90; Русский церковный раскол в XVII ст. // Тысячелетие Крещения Руси: Конф. «Богословие и духовность» (М., 1987). М., 1989. С. 191-194.

БЕЛЕЦ

Агриппина Гусева, испытуемая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия. Фотография. 1909 г.

Агриппина Гусева, испытуемая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия. Фотография. 1909 г.

Белéц [белоризец], белица, бельцы. Понятие «Б.», очевидно, возникло как противопоставление чернецу (черноризцу), т. е. монаху. В рус. языке имеет неск. значений:

1. Люди, живущие в миру, в отличие от монахов, миряне вообще. В таком значении, напр., употреблено это слово в Триоди Цветной, в 5-й стихире на «Господи, воззвах» в пяток вечера Пятидесятницы. Это значение слова было наиболее распространено.

2. Мирские люди, живущие в мон-ре и готовящиеся принять монашеский постриг (послушники и трудники). В дореволюционной России, где принятие монашества было затруднено (т. н. штаты ограничивали число насельников мон-рей, для совершения пострига требовались разрешение Святейшего Синода и др. документы), существовали целые белические общины, в к-рых люди, живя по монашеским правилам, не имели монашеского пострижения.

3. Духовенство, не имевшее монашеского пострига (белое духовенство).

Иером. Климент

БЕЛИЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛКОВ Евгений Христофорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛАРМИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛЛЮСТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕЛОБЕРЕЖСКАЯ БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница