Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОН"-"БОТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 11, "БОН"-"БОТ")

БОНИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНИФАЦИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНИФАЦИЙ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНИФАЦИЙ II

Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Бонифаций II. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(до 476, Рим - 17.10.532, там же), папа Римский (22 сент. 530 - 17 окт. 532). Согласно Liber pontificalis, сын гота Сигибальда, или Сигисвульда, первый папа герм. происхождения. Когда он был архидиаконом, папа Феликс III назначил его своим преемником, дабы избранием на Римскую кафедру гота предотвратить конфликт с остгот. королем, особенно вероятный, если бы папой был избран сторонник вытеснения остготов из Италии с помощью визант. армии. Этот выбор приняла лишь нек-рая часть духовенства, др. же, принадлежавшая к провизант. партии, выдвинула в качестве кандидата на Римский престол диак. Диоскора из Александрии (см. Диоскор, антипапа), что стало причиной раскола, к-рый завершился со смертью Диоскора в окт. 530 г. На Соборе 27 дек. 530 г. Б. осудил действия Диоскора, а 6 священников, бывших его приверженцами, принесли публичное покаяние. Укрепив свое положение, Б. также решил назначить себе преемника - диак. Вигилия (впосл. папа Римский Вигилий), но в дальнейшем, осознав, что недопустимо предотвращать политические конфликты неканоническими действиями, на Соборе, созванном в Риме, отказался от своего намерения и торжественно сжег документ с подписями духовенства в пользу Вигилия, признав т. о., что назначение преемника не соответствует церковному праву.

Б. поддержал несправедливо смещенного К-польским патриархом Епифанием еп. Ларисского Стефана, при этом еще раз подтвердив юрисдикцию Рима над Иллириком. Из сохранившегося эпистолярного наследия Б. наибольшее значение имеет послание от 25 янв. 531 г., к-рым он утвердил решения II Аравсионского Собора (Юж. Галлия), созванного Кесарием, еп. Арелатским, в 529 г. для борьбы с полупелагианством.

Соч.: PL. 65. Col. 29-48.

Ист.: LP. Vol. 1. P. 281-284; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 111-112; Vol. 2. P. 694, 737.

Лит.: Harnack A. von. Der erste deutsche Papst und die beiden letzten Dekreten des römischen Senats // Sitzungsber. d. Deutschen Akad. d. Wiss. zu Berlin: Phil.-hist. Klasse. 1924. S. 24-42; Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 142-145; Pontal O. Histoire des conciles mérovingiens. P., 1989. P. 75-99; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1997. Т. 2. С. 80-82.

В. Л. Задворный

БОНИФАЦИЙ III

Бонифаций III. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Бонифаций III. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(† 12.11.607, Рим), папа Римский (19 февр. 607 - 12 нояб. 607). Римлянин, возможно из греч. семьи. Будучи дефенсором (гражданским чиновником), стал близким сотрудником папы Григория I Великого, к-рый доверял ему ответственные поручения, связанные с управлением патримонием св. Петра. В 603 г. папа посвятил его во диакона и направил в качестве апокрисиария в К-поль. После своего избрания на Римскую кафедру Б. созвал в Риме Собор, главным вопросом к-рого стал порядок выборов папы и епископов. Было вновь подтверждено запрещение назначать преемников и даже вести к.-л. переговоры о кандидатах на епископскую кафедру при здравствующем епископе; лишь через 3 дня после смерти епископа разрешалось приступать к избранию его преемника. В понтификат Б. визант. имп. Фока своим эдиктом (607) подтвердил, что Апостольский престол в Риме является главой всех Церквей.

Ист.: LP. Vol. 1. P. 316; Greg. Magn. ер. 26 // PL. 77. Col. 479-480; idem. Ep. 38 // PL. 77. Col. 1287-1288; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 220; Vol. 2. P. 698.

Лит.: Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 290-300; Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Age: 476-752. L., 1979.

В. Л. Задворный

БОНИФАЦИЙ IV

Бонифаций IV. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Бонифаций IV. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(† 8.05.615, Рим), св. (пам. зап. 25 мая), папа Римский (25 авг. 608 - 8 мая 615). Сведений о Б. до 591 г., когда он был рукоположен во диакона, не сохранилось. До избрания на папский престол занимал одну из ключевых должностей в Римской Церкви: был диспенсатором, в ведении к-рого находилось управление патримонием св. Петра. Понтификат Б. начался при таких тяжелых обстоятельствах, как голод, чума, наводнение, но он сумел смягчить последствия стихийных бедствий, организовав помощь населению.

Б. принял активное участие в преодолении Аквилейской схизмы (см. ст. Аквилея). Он привлек часть епископата и духовенства на сторону легитимного Патриарха Аквилеи - Градо Кандидиана, но радикально настроенные противники Всел. V (II К-польского) Собора избрали себе др. Патриарха.

В 610 г. Б. созвал Собор в Риме, к-рый официально разрешил допускать монахов к принятию священства. Дискуссии по этому вопросу возникли потому, что в то время монашество как институт являлось сравнительно новым явлением и подразумевало удаление монашествующих от общения с миром. В Соборе принимал участие первый еп. Лондона Меллит. Б. поддерживал отношения с Галлией, сохранились его послания бургундскому кор. Теодориху II и архиеп. Арелатскому Флориану, викарию в Галлии. Большим достижением Б. стали реставрация и превращение заброшенного и полуразрушенного рим. Пантеона в храм Пресв. Девы Марии и всех мучеников (S. Maria ad Martyres, 609).

Почитание Б., к-рого вскоре после кончины признали святым, было официально утверждено во время понтификата Бонифация VIII, воздвигшего в честь Б. алтарь над его гробницей в соборе св. Петра.

Соч.: PL. 80. Col. 97-106; MGH. Epp. T. 3. P. 453-456.

Ист.: LP. Vol. 1. P. 317-318; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 220-222.

Лит.: Colucci M. Bonifacio IV (608-615): Momenti e questioni di un pontificato. R., 1976; Michetti F. San Bonifacio IV e il suo pontificato. Avezzano, 1992.

В. Л. Задворный

БОНИФАЦИЙ IX

Бонифаций IX. Гравюра. 1573 г. (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (РГБ)

Бонифаций IX. Гравюра. 1573 г. (Panvinio O. Accuratae effigies pontificum. 1573) (РГБ)

(ок. 1350, Неаполь - 1.10.1404, Рим; мирское имя - Пьетро Томачелли), папа Римский (9 нояб. 1389 - 1 окт. 1404). С 1378 г. работал в Римской курии; папа Римский Урбан VI возвел его в сан кардинала. Избранный после смерти Урбана VI папой на конклаве рим. кардиналов во время схизмы в католической Церкви, Б. сосредоточил свою деятельность на усилении влияния Рима в противовес авиньонской курии. Так, ему удалось подчинить юрисдикции Рима Неаполитанское королевство, прежде поддерживавшее авиньонских антипап. Убежденный в каноничности своего избрания, он не предпринял никаких шагов для примирения с авиньонской курией; т. о., во время его понтификата схизма еще более углубилась.

Одним из главных направлений деятельности Б. стало укрепление финансов католич. Церкви, для чего он расширил сбор аннатов и др. налогов, а также стремился изыскивать новые источники доходов. Поддержал в 1396 г. организованный венг. кор. Сигизмундом крестовый поход против турок. Б. ввел в литургическую практику католич. Церкви праздник Тела Христова, а в 1391 г. канонизировал Биргитту Шведскую. Человек образованный и заинтересованный в развитии наук, Б. покровительствовал ун-там (в т. ч. Кёльнскому и Краковскому).

Лит.: Jansen M. Papst Bonifaz IX. und seine Beziehungen zur deutschen Kirche. Freiburg i. Br., 1904; Zanutto L. Il pontefice Bonifacio IX. Udine, 1904; Favier J. Les finances pontificales à l'époque du grand schisme d'Occident. P., 1966; Esch A. Bonifaz IX. und der Kirchenstaat. Tüb., 1969; Fantasia M. I papi pugliesi: Bonifacio IX, Innocenzo XII, Benedetto XIII. Fasano, 1987.

В. Л. Задворный

БОНИФАЦИЙ V

Бонифаций V. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Бонифаций V. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(† 25.10.625, Рим), папа Римский (23 дек. 619 - 25 окт. 625). Родом из Неаполя, преемник папы Римского Адеодата I. В начале понтификата Б. в Равенне вспыхнуло восстание, к-рое возглавил экзарх Элевтерий, провозгласивший себя императором Италии. Церковь не поддержала мятежника, архиепископ Равеннский отказался его короновать, вскоре и армия вышла из его подчинения, восстание прекратилось.

Особое внимание Б. уделял англ. Церкви, направил в Англию неск. посланий, а Кентерберийскому архиеп. Юсту прислал паллий. По указанию Б. были произведены большие работы по благоустройству и реставрации рим. кладбища св. Никодима.

Соч.: PL. 80. Col. 429-440.

Ист.: LP. Vol. 1. P. 321; Beda Venerabilis. Hist. eccl. gentis Anglorum. 2, 7-10 // PL. 95; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 222.

Лит.: Hunt W. History of the English Church from its Foundation to the Norman Conquest. L., 1901. P. 49-57; Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925. P. 607-611; Bertolini O. Roma di fronte a Bisanzio e ai Longobardi. Bologna, 1941. P. 300-307; Richards J. The Popes and the Papacy in the Early Middle Age: 476-752. L., 1979.

В. Л. Задворный

БОНИФАЦИЙ VI

Бонифаций VI. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Бонифаций VI. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(† кон. апр. 896, Рим), папа Римский (11 (?) апр.- кон. апр. 896). Согласно Liber pontificalis, римлянин, возможно сын некоего еп. Адриана. Избран, по-видимому, сразу же после кончины папы Римского Формоза при не совсем ясных обстоятельствах, не исключено, что в результате давления одной из политических группировок, стремившихся захватить власть в Риме. Избрание, в к-ром в соответствии с действовавшими тогда правилами принимали участие только римляне, произошло, несмотря на то что Б., будучи субдиаконом, а затем священником, прежде дважды подвергался осуждению со стороны папы Иоанна VIII. Б. умер после 15 дней понтификата. Собор, проведенный впосл. папой Иоанном IX в Равенне (898), принял решение вычеркнуть Б. из списка Римских пап. Тем не менее его имя осталось в Liber Pontificalis.

Ист.: Flodoardus Remensis. De Christi triumphis apud Italiam. 12 // PL. 135. Col. 829; LP. Vol. 2. P. 228; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 439.

Лит.: Duchesne L. Les premiers temps de l'État pontifical. P., 1911. P. 288-300; Baix F. Boniface VI // DHGE. T. 9. Col. 899-900.

В. Л. Задворный

БОНИФАЦИЙ VII

Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

Бонифаций VII. Гравюра. 1600 г. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) (РГБ)

(† июль 985, Рим; мирское имя - Франко), антипапа (июнь-авг. 974, авг. 984 - июль 985). Согласно Liber pontificalis, сын римлянина Ферруция. После смерти имп. Оттона I (7 мая 973) рим. консул Кресценций Старший (см. ст. Кресценции) организовал мятеж и захватил Рим, в результате чего папа Бенедикт VI, поддерживавший партию Оттона I, был низложен и заточен в замок св.

Ангела (Сант-Анджело), а новым папой стал ставленник Кресценция диак. Франко, занявший папский престол под именем Бонифаций. Видимо, по его поручению Бенедикт VI в 974 г. был задушен неким пресв. Стефаном (см., напр., в хронике Германа из Райхенау - Hermannus Augiensis. Chronicon // MGH. SS. Vol. 5. P. 116). Имп. Оттон II, узнав об этом, направил в Рим войско во главе с Сикко, графом Сполето. Б. бежал в К-поль. Новым папой под именем Бенедикт VII был избран епископ Сутрийский, к-рый начал свой понтификат с созыва Собора, где осудил Б. В кон. 983 г., после смерти папы Бенедикта VII (10 июля) и имп. Оттона II (7 дек.), Б. возвратился в Рим, низложил законно избранного папу Иоанна XIV и снова занял папский престол. Низложенный папа был заточен в замок св. Ангела и умер насильственной смертью в авг. 984 г. Б. скончался после года жестокого правления при неизвестных обстоятельствах.

Ист.: LP. Vol. 2. P. 255-259; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 477-485; Vol. 2. P. 707, 747.

Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. С. 361-406; Mann H. K. The Lives of the Popes in the Early Middle Ages. L., 1910. Vol. 4. P. 305-342; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P., 1911. P. 632-634; Baix F. Boniface VII // DHGE. T. 9. Col. 900-904.

О. И. Фельдштейн

БОНИФАЦИЙ VIII

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНИФАЦИЙ МИЛОСТИВЫЙ

БОНИФАЦИЙ МИЛОСТИВЫЙ (пам. 19 дек.) - см. Вонифатий Милостивый, свт., еп. Ферентийский.

БОНИФАЦИЙ МОНФЕРРАТСКИЙ

БОНИФАЦИЙ МОНФЕРРАТСКИЙ (нач. 50-х гг. XII в.- 4.09.1207), маркгр. (маркиз) Монферрато (Италия), кор. Фессалоникийский (с авг. 1204), один из предводителей 4-го крестового похода. Возглавил подготовку к крестовому походу в июне 1201 г., возможно под влиянием своего кузена франц. кор. Филиппа II Августа. Дружина Б. М. не участвовала во взятии Зары (совр. Задар, Хорватия) крестоносцами в 1202 г. В нач. 1203 г. Б. М. поддержал план герм. кор. Филиппа Швабского и претендента на визант. престол Алексея Ангела (буд. имп. Алексея IV) отправиться в К-поль. После бегства визант. имп. Алексея III Ангела из К-поля Б. М. сопровождал Алексея IV в походе во Фракию; в кон. 1203 г. он играл ведущую роль в переговорах крестоносцев с Алексеем IV, к-рые закончились разрывом отношений крестоносцев с императором.

При взятии К-поля 12 апр. 1204 г. Б. М. занял Большой дворец. Женившись на вдове визант. имп. Исаака II Ангела Маргарите Венгерской, Б. М. стал претендентом на имп. престол; его поддерживали нек-рые группы населения К-поля, однако на совете крестоносцев в кон. мая императором был избран гр. Фландрии Балдуин I. Эта неудача вскоре привела к ссоре Б. М. c Балдуином и к временному разрыву между ними. 12 авг. 1204 г. Б. М. без ведома Балдуина заключил договор с венецианцами, по к-рому отдал Венеции о-в Крит и взамен получил права на Фессалонику. В своем новом владении принял титул короля (rex), поскольку брат Б. М., гр. Райнер Монферратский, женатый на дочери визант. имп. Мануила Комнина, уже носил этот титул в 70-х гг. XII в. Первым среди лат. правителей Романии Б. М. стал проводить политику союза с местной греч. знатью, разделив с ней феодальные владения и используя ее для поддержки в военных кампаниях. Осенью 1204 г. он захватил Фессалию и Центр. Грецию, включая Фивы, изгнав оттуда греч. архонта Льва Сгура; в 1205 г. занял Морею (Пелопоннес). Летом 1207 г., после смерти лат. имп. Балдуина в болг. плену, сложился союз Б. М. с новым лат. имп. Генрихом I против болгар. Б. М. был вовлечен в войну с Болгарией; погиб в бою под Мосинополем (Фракия).

Лит.: Заборов М. К вопросу о предыстории четвертого крестового похода // ВВ. 1953. Т. 6. С. 223-235; Dufournet J. Les écrivains de la IVe croisade: Villehardouin et Clari. P., 1973. Vol. 1. P. 208-244; Успенский Ф. История Византийской империи. М., 1997. Т. 3. С. 279-293, 307-344, 363-364.

И. Н. Попов

БОНИФАЦИЙ РИМСКИЙ

БОНИФАЦИЙ РИМСКИЙ (пам. 19 дек.) - см. Вонифатий Римский, мч. Тарсийский.

БОННСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ

БОННСКИЕ КОНФЕРЕНЦИИ - цикл богословских собеседований между православными, англиканами и старокатоликами в Бонне. В ходе предварительной встречи в 1871 г. состоялось открытое обсуждение вероучительных расхождений между Церквами-участниками и был высказан самый решительный со времен Реформации протест против притязаний папства. Вдохновителем проведения переговоров стал лидер старокатоликов нем. теолог И. фон Доллингер, по воспоминаниям современников, человек высокой духовности, много трудившийся ради сближения Церквей.

Важнейшие конференции состоялись 2(14) - 4(16) сент. 1874 г. и 29 июля (10 авг.) - 4(16) авг. 1875 г. В 1874 г. в Бонн прибыло 40 представителей от разных Церквей. Центральное место в дискуссиях занял вопрос о Filioque. После продолжительных дебатов был сделан вывод, что слова́ «и от Сына» были вставлены неправомочно и желательно найти возможность восстановить Никео-Константинопольский Символ веры в его первоначальном виде.

Много внимания было уделено обсуждению вопроса о действительности англикан. рукоположений. Большинство делегатов пришли к заключению, что Церковь Англии и те Церкви, к-рые от нее происходят, сохранили непрерывным апостольское преемство. По этому вопросу делегаты от РПЦ не голосовали, объяснив, что они не занимались изучением этой проблемы. Конференция 1875 г. превосходила все предыдущие по числу участников, в т. ч. и с правосл. стороны. На этот раз большинство правосл. богословов (включая рус. делегацию) признало действительность рукоположений англикан. Церкви. Но делегаты Русской Церкви поставили под сомнение, в достаточной ли мере англикане осознавали всю значимость священнического служения в Церкви.

Б. к. привели к соглашениям по мн. спорным вопросам, способствовали сближению и взаимопониманию, внесли большой вклад в развитие отношений между англиканами и старокатоликами. На первой же конференции делегаты пришли к выводу, что между англиканами и старокатоликами не существует ничего, что могло бы воспрепятствовать общению в таинствах. Именно на Б. к. родилось понятие «интеркоммунион», т. е. такое согласие между разными Церквами, когда члены одной Церкви могут беспрепятственно прибегать к таинствам и обрядам др., причем без достижения этими Церквами полного вероучительного и канонического единства.

Лит.: The London Quarterly Review. 1876. Vol. 46; Report of the Union Conferences. N. Y., 1876; Reunion Conference at Bonn, 1874. L., 1874; A History of the Ecumenical Movement, 1517-1948 / Ed. R. Rouse and S. Neil. L., 1954.

Т. С. Соловьёва

БОННСКИЙ КОРПУС

БОННСКИЙ КОРПУС - см. corpus scriptorum historiae Byzantinae.

БОНОЗ

БОНОЗ [лат. Bonosus] († ок. 363), мч. Антиохийский (пам. зап. 21 авг.), пострадал при имп. Юлиане Отступнике. Согласно житию, комит Юлиан, родственник императора, приказал военачальникам рим. армии Б. и Максимилиану снять со знамени их легиона крест, укрепленный при имп. Константине Великом. Оба воина отказались и были подвергнуты тяжким мучениям: их били кнутом, погружали в горячую смолу, морили голодом. Не добившись от них отречения, их казнили вместе с др. арестованными христианами. По нек-рым сведениям, до места казни Б. сопровождал свт. Мелетий Антиохийский.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 4. P. 425-433.

Лит.: Bardy G. Bonosus // DHGE. T. 9. Col. 1094.

К. Жуньеви

БОНХЁФФЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОНЧ-БРУЕВИЧ Владимир Дмитриевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРДЖА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРДО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРДОСКИЙ ПУТНИК

БОРДОСКИЙ ПУТНИК - см. ст. Бурдигальский итинерарий.

БОРЕЛЬ

Церковь во имя мц. царицы Александры на Бабигонском холме в Петергофе. Литография П. Бореля. 1835 г. (РГБ)

Церковь во имя мц. царицы Александры на Бабигонском холме в Петергофе. Литография П. Бореля. 1835 г. (РГБ)

Петр Федорович (1829 - окт. 1898, С.-Петербург), петербургский литограф, живописец-акварелист. В 50-х гг. XIX в. числился вольноприходящим учеником Академии художеств. В 1855 г. получил звание неклассного художника акварельной портретной живописи за «Портрет госпожи NN» и этюд «Голова старика».

Известен как мастер репродукционной литографии. Выполнил литографии для изданий: «Лицей кн. Безбородко» (СПб., 1859), «Портретная галерея русских деятелей» А. Э. Мюнстера (СПб., 1860-1864. 4 т.; СПб., 1864-1869. 2 т.), «Портреты духовных лиц» А. Траншеля (СПб., 1860-1862. 3 вып.) и др. Иллюстрировал журналы «Художественный листок» (1868-1870), «Всемирная иллюстрация» (1871-1895), «Север» (1889-1895), «Нива» (1892) и др. Писал акварели. В 1895 г. на первой выставке печатного дела был удостоен большой золотой медали за «художественные работы на камне».

Значительную часть творчества Б. составляют литографические портреты современников, в т. ч. духовных лиц. Им выполнены портреты Иосифа (Семашко), митр. Литовского и Виленского (1861), Исидора (Никольского), митр. Киевского и Галицкого (1860), Филарета (Амфитеатрова), митр. Киевского и Галицкого (1865), Нила (Исаковича), архиеп. Ярославского и Ростовского (1860), Леонида (Краснопевкова), еп. Дмитровского (1862), свт. Феофана Затворника Вышенского (1860) и др.

Лит.: Петров П. Н. Сб. материалов для истории Имп. Академии художеств за сто лет ее существования. СПб., 1866. Ч. 3. С. 249; Адарюков В. Я. Очерк по истории литографии в России. СПб., 1912. С. 46-47; Кондаков С. Н. Юбил. справочник Имп. Академии художеств, 1764-1914. Пг., 1914. Ч. 2. С. 21; Художники народов СССР. СПб., 2002. Т. 2. С. 31.

М. В. Ермакова

БОРЖИВОЙ

Борживой. Гравюра. XIX в.

Борживой. Гравюра. XIX в.

(† ок. 894), кн. племени чехов во 2-й пол. IX в., обративший их в христианство; упоминается в житиях св. Людмилы, его супруги. Сведения о роли Б. в Крещении чехов содержатся в т. н. «Легенде Кристиана» - произведении, написанном в 90-х гг. Х в. по заказу еп. Пражского св. Адальберта (Войтеха). Согласно этому произведению, Б. был окрещен свт. Мефодием при дворе моравского кн. Святополка вместе с 30 его дружинниками, вероятнее всего в нач. 80-х гг. IX в. В исторической науке мнения о дате Крещения расходятся - от 869 или 870 до 872-885 гг. В своей княжеской резиденции Леви-Градец Б. построил первую христ. церковь в Чехии - храм св. Климента, где стал служить присланный Мефодием пресв. Кайх. Крещеного Б. чехи отказались признать своим князем и изгнали его. С помощью своих сторонников и великоморавского войска Б. сумел вернуть себе власть. На месте, где собиралось ранее народное собрание племени чехов, Б. воздвиг храм, посвященный Богоматери, позднее здесь была поставлена княжеская крепость - Прага

Ист.: Козьма Пражский. Чешская хроника. М., 1962; Legenda Christiani: Vita et passio sancti Wencezslai et sancte Ludmile ave eius / Ed. J. Ludvikovský. Praha, 1978.

Лит.: Třeštík D. Počátky Přemyslovců. Praha, 1997; Сотиров Г. // КМЕ. Т. 1. С. 222 [Библиогр.].

Б. Н. Флоря

БОРЗЕНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Черниговской епархии, названо по г. Борзна Черниговской губ. После 1918 г. как епископ Борзенский упоминается Григорий (Вербицкий; † ок. 1923). Др. епископы Борзенские неизвестны.

Лит.: Акты свт. Тихона. С. 915; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 3. С. 361.

БОРЗЕШТИ

БОРЗЕШТИ [румын. Borzeşti], часть р-на Онешти (в жудеце Бакэу) в Зап. Румынии, где расположена ц. Успения Божией Матери, памятник средневек. молдав. архитектуры. Возведена в 1493-1494 гг. господарем св. Стефаном III Великим и его сыном Александром, о чем свидетельствует надпись на слав. языке на зап. стене храма. Румын. искусствовед В. Вэтэшьяну относит постройку к группе храмов «смешанного типа», к к-рым также принадлежат церкви в Рэзбоени (1496) и св. Иоанна Крестителя в Пьятра-Нямц (1497-1498). это храм простого прямоугольного плана, без купола и апсид. пропорции здания монументальны (длина 26,2 м и ширина 10,3 м). Вход-портал расположен с зап. стороны. Храм перекрыт 3 сферическими сводами, над наосом и 2 - над пронаосом, расположенными в одну линию. наос освещается 2 небольшими окнами. Пронаос неск. удлинен, имеет по 2 больших готических окна с каждой стороны; поперечная двойная арка делит помещение на 2 равные части. В верхней части стен проходит двойной пояс ниш с полуциркульными завершениями, каждой большой нише нижнего пояса соответствуют 2 малые верхнего. Стены и алтарь декорированы 3 рядами глазурованной керамики. Значительную роль в декоре играет фактура строительного материала - необработанного камня и кирпича.

Лит.: Istrati C. I. Biserica şi podul din Borzeşti. Bucureşti, 1904; Balş G. Bisericile lui Ştefan Cel Mare // Bul. Comisiunii Monumentelor Istorice. Bucureşti, 1925; Repertoriul Monumentelor lui Ştefan Cel Mare. Bucureşti, 1958; Vătăşianu V. Istoria artei feudale în Ţările Romîne. Bucureşti, 1959.

БОРИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИЛА ЦАРЯ СИНОДИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИН Василий Антонович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИС

Сщмч. Борис Ивановский. Москва. Бутырская тюрьма. Фотография. 1937 г. (Архив ПСТБИ)

Сщмч. Борис Ивановский. Москва. Бутырская тюрьма. Фотография. 1937 г. (Архив ПСТБИ)

Павлович Ивановский (1897, Москва - 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Собор новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Род. в семье почтово-телеграфного служащего. Окончил реальное уч-ще и ДС. До 1923 г. работал редактором в Российском телеграфном агентстве. В 1923 г. был рукоположен во иерея, служил в храмах Павлово-Посадского р-на Московской губ. В 1930 г. Б. арестовали по подозрению в расклеивании контрреволюционных листовок на стенах павлово-посадского Васильевского мон-ря, но через 2 недели освободили. В 1930 г. Б. был назначен священником московского храма Живоначальной Троицы в Листах, после закрытия к-рого в нач. 30-х гг. был вынужден сменить неск. приходов. Последним местом служения Б. был храм во имя свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке, а проживал он в с. Леонове Ростокинского р-на. Б. испытал все тяготы священнического служения того времени: нищету, преследования властей, лишение избирательных прав. 16 нояб. 1937 г. он был арестован как член «группы служителей религиозного культа» с. Леонова, якобы проводившей активную контрреволюционную деятельность, заключен в Бутырскую тюрьму. Виновным себя не признал. Расстрелян по приговору тройки при УНКВД СССР по Московской обл. от 5 дек. 1937 г. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-30358.

Лит.: Бутовский полигон. Кн. 1. С. 171; Дамаскин. Кн. 6. С. 447.

Игум. Дамаскин (Орловский)

БОРИС И ГЛЕБ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИС КАЗАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИС ФЕОДОРОВИЧ ГОДУНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИС ЮРЬЕВИЧ

БОРИС ЮРЬЕВИЧ (не позднее 1031/33 - 2 мая 1159), св. блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), один из сыновей ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака с половчанкой, дочерью хана Аепы Осеневича, младший брат св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского. Впервые упоминается в февр. 1147 г. как участник вооруженной борьбы за киевский стол, к-рую вел Юрий Долгорукий против своего племянника, тогдашнего киевского кн. Изяслава Мстиславича. После 1-го вокняжения Юрия в Киеве в авг. 1149 г. Б. Ю. получил от отца в держание Белгород (под Киевом), активно участвовал в военных действиях против Изяслава на Волыни, но был вынужден оставить Белгород в результате повторного захвата Киева Изяславом в марте 1151 г. Когда Юрий Долгорукий снова овладел Киевом весной 1155 г., Б.

Ю. достался в удел Туров, к-рый, однако, он не смог удержать после смерти отца (15 мая 1157), судя по тому, что не позднее зимы 1157/58 г. на туровском столе оказался Юрий Ярославич, внук киевского кн. Святополка Изяславича (1093-1113). Вскоре Б. Ю. умер, владея, вероятно, каким-то уделом в Суздальской земле, в к-рый входила Кидекша под Суздалем, поскольку именно в здешней ц. св. князей Бориса и Глеба, основанной Юрием Долгоруким (см. Борисоглебская церковь в Кидекше), Б. Ю. был похоронен; там же упокоились его жена и в 1202 г. дочь Евфросиния.

В 1675 г. полуразрушенную гробницу Б. Ю. осматривал суздальский воевода Т. Савёлов, описавший ее в письме к Суздальскому архиеп. Стефану. Среди прочего воевода сообщил о нетленности мощей князя («кости целы»). По-видимому, с этого времени можно говорить о начале местного почитания Б. Ю. Канонизация Б. Ю. в Соборе Владимирских святых состоялась в 1982 г., когда было установлено празднование Собору.

Ист.: [Анания Фёдоров]. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. 1855. Кн. 22. Отд.: Мат-лы. С. 91-92; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 324, 328, 330, 345, 349, 417; Т. 2. Стб. 339, 384, 390, 403, 415-417, 478-479, 488, 491, 493.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 552; Голубинский. Канонизация святых. С. 298-299; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11 (Июль). С. 271-272.

А. В. Назаренко

БОРИСОВ Андрей

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОВ ГОРОДОК

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ТИХВИНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Минской епархии, учреждено определением Свящ. Синода РПЦ 13 марта 2002 г., названо по г. Борисов Минской обл. (Беларусь). 31 марта 2002 г. в минском Свято-Духовом кафедральном соборе во епископа Борисовского был хиротонисан Иоанн (Хома). Местонахождением епископа Борисовского был Минск. Решением Свящ. Синода РПЦ от 7 окт. 2002 г. еп. Иоанн назначен на Брестскую кафедру.

Сведения М. Е. Губонина о том, что в 1923 г. существовала обновленческая Борисовская кафедра, к-рую возглавлял Филарет (Раменский) (Акты свт. Тихона. С. 915, 996), а также сообщение митр. Мануила (Лемешевского) о хиротонии Филарета (Раменского) во епископа Борисовского в 1926 г. (Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 6. С. 435) не подтверждаются архивными документами (Центр. архив КГБ Республики Беларусь. Д. 23379-с).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2002. № 4. С. 20.

Г. Н. Шейкин

БОРИСОВЫ КАМНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ВЫШГОРОДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В ДЕТИНЦЕ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ В КИДЕКШЕ

Борисоглебская церковь в Кидекше

Борисоглебская церковь в Кидекше

Построена ростово-суздальским кн. Юрием Долгоруким в 1152 г. в своей загородной резиденции, в 4 км от г. Суздаля Владимирской обл. Возможно, село принадлежало его сыну, кн. Борису Юрьевичу, к-рый был похоронен здесь в 1159 г. В 1239 г. церковь ремонтировали (был настлан новый пол) и освятили на праздник св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба «великым священьем» (ПСРЛ. Т. 1. Ст. 469).

Церковь 4-столпная, с 3 апсидами; размеры снаружи - 15´

18,9 м, сторона подкупольного квадрата - 4,9 м. особенности строительных приемов и архитектуры храма (очень широкие ленточные фундаменты из речного булыжника на белом известковом растворе; кладка стен из гладкотесаного известняка с внутренней забутовкой; сдержанный декор в виде пояса 2-уступчатых арок на гладких консолях и поребрика) позволили О. М. Иоаннисяну отнести ее к произведению мастеров из Галицкой земли, знакомых с романским зодчеством Польши. В зап. части церкви были хоры, под ними 2 ниши - аркосолия (в 1947 в сев. нише Н. П. Сычёв обнаружил фреску 80-х гг. XII в.).

Первоначальное здание сохранилось не полностью: в 60-х гг. XVII в. были заново сложены своды и вост. часть храма, стены сохранились в основном до аркатурного пояса. В 1851 г. во время раскопок вокруг храма гр. А. С. Уваров нашел «обломки колонн и баляс». В последние десятилетия XX в. в храме проводились реставрационные работы и раскопки (В. П. Глазов), была обнаружена плинфа, на нижних частях стен - остатки фресок.

Ист.: ПСРЛ. т. 1. Ст. 349, 417; Т. 2. С. 493; Т. 24. С. 77, 78.

Лит.: Сычёв Н. П. Предполагаемое изображение жены Юрия Долгорукого // СИИИ. Т. 1. С. 51-62; Раппопорт П. А. Русская архитектура X-XIII вв.: Кат. памятников. Л., 1982. № 85; Глазов В. П. Археологические исследования памятников зодчества XII-XIII вв. в Кидекше и Суздале // Археол. открытия 1994 г. М., 1995. С. 81-82; Иоаннисян О. М. К истории польско-рус. архитектурных связей в кон. XI - нач. XII в. // ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира: XII в. С. 206-230.

Л. А. Беляев

БОРИСОГЛЕБСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРИСОГЛЕБСКИЙ НА УСТЬЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРКОВ Иосиф Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРКОЛАБОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРКОЛАБОВСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОВИКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОВИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ

БОРОВИЧСКАЯ ЕПАРХИЯ - создана в 1934 г. вслед. преобразования Боровичского вик-ства Новгородской епархии; кафедральный город - Боровичи (Новгородская обл.). Единственным Боровичским епископом был Никита (Стягов), ранее викарный Боровичский архиерей, 9 янв. 1935 г. возведенный в сан архиепископа. 19 авг. 1936 г. архиеп. Никита скончался, а в 1937 г. власти возбудили дело против «контрреволюционной группировки церковников», созданной почившим архиереем. Перед судом предстали 60 чел., среди них приехавший в Боровичи после 15-летнего заключения архиеп. Полоцкий и Витебский Гавриил (Воеводин), прот. Иоанн Державин, др. священнослужители, монашествующие из Пятницкой пуст., активные прихожане. 17 дек. 1937 г. под Боровичами был расстрелян 51 чел., 9 чел. были приговорены к разным срокам заключения в лагерях. После 1936 г. епископы на Б. е. не назначались.

В 1924-1933 гг. существовала обновленческая Боровичская епархия, к-рой управляли: Александр Лебедев (21 марта 1924 - 23 окт. 1925, являлся также временно управляющим обновленческой Новгородской епархией), Николай Гиляровский (1 янв. 1925-1929), Александр Щербаков (1929-1930), Капитон Лавров (1930-1931), Аристарх Николаевский (29 июля 1931 - 9 авг. 1933), Геронтий Шевлягин (1933).

Вновь Б. е. образована решением Свящ. Синода от 28 дек. 2011 г. путём выделения из состава Новгородской епархии. Объединяет приходы в административных границах Боровичского, Мошенского, Окуловского, Хвойнинского, Пестовского и Любытинского районов Новгородской области. Включена в состав Новгородской митрополии. Правящему архиерею Свящ. Синод постановил иметь титул "Боровичский и Пестовский".

Епископом Боровичским и Пестовским избран архим. Ефрем (Брбинягра).

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 6. С. 85; он же. Каталог рус. архиереев-обновленцев. Ч. 1. С. 19, 40, 77, 156; Ч. 2. С. 42; Акты свт. Тихона. С. 915 и далее; Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 276-279.

БОРОВИЧСКИЙ В ЧЕСТЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОВИЧСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Новгородской епархии, названо по г. Боровичи Новгородской губ. Создано в связи с необходимостью противостоять распространению обновленчества, одним из центров к-рого были Боровичи. Первым Боровичским епископом стал в 1922 г. Серафим (Велицкий), бывш. еп. Крестецкий, вик. Новгородской епархии; в том же году он был назначен на Маловишерское вик-ство Новгородской епархии. 19 дек. 1923 г. во епископа Боровичского был хиротонисан Никита (Стягов), ранее протоиерей новгородского Софийского собора. В июле 1927 г. еп. Никита и неск. служивших в Боровичском у. священников были обвинены в контрреволюционной деятельности, однако за недоказанностью обвинения дело было прекращено. В 1934 г. Б. в. было преобразовано в Боровичскую епархию.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 6. С. 85; Акты свт. Тихона. С. 915, 958, 983 сл.; Петров М. Н. Крест под молотом. Новгород, 2000. С. 207-209.

БОРОВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОВСКАЯ (БОРСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

БОРОВСКАЯ (БОРСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ - см. Цезарская икона Божией Матери.

БОРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Калужской епархии, названо по г. Боровску Калужской губ. Первым еп. Боровским был Алексий (Житецкий), ранее архим. Пафнутиева боровского мон-ря, член Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг., хиротонисанный 14 дек. 1919 г., замещал Б. в. до 30 окт. 1924 г. В 1924-1930 гг. епископы на Б. в. не назначались. 2 дек. 1930 г. с Пермской кафедры на Б. в. был переведен сщмч. Павлин (Крошечкин), к-рый одновременно управлял Калужской епархией. После того как 13 окт. 1931 г. еп. Павлин стал правящим Калужским архиереем, Б. в. прекратило существование.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 121. Ч. 5. С. 324; Акты свт. Тихона. С. 915, 960, 987.

БОРОДАЕВСКИЙ Валериан Валерианович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОДИНСКИЙ ВО ИМЯ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРОДИЧ Вера Владимировна

Вера Владимировна (18.12.1905, Москва - 14.10.1978, г. Пушкино Московской обл.), исследователь и преподаватель церковнослав. языка. Род. в семье служащих. Окончила 3 класса гимназии, среднюю школу, фак-т языкознания Ленинградского гос. ун-та, аспирантуру. В 1936-1940 гг. преподавала рус. язык в Московском механико-машиностроительном ин-те, затем во Всесоюзном ин-те хозяйства НКВ. В 1943-1944 гг. работала старшим научным редактором Изд-ва иностранных и национальных словарей. В 1944-1967 гг. преподавала на филологическом фак-те МГУ. В 1954 г. защитила докт. дис. «Видовые отношения старославянского глагола». В 1957-1967 гг. профессор МГУ по кафедре юж. и зап. славян (с 1967 на пенсии). С 1970 г. работала в МДА, занималась церковнослав. языком с преподавателями МДАиС, преподавала историю церковнослав. языка на 3-м курсе МДА. В 1974 г. утверждена профессором МДА по кафедре церковнослав. языка. С 1975 г. преподавала историю церковнослав. языка в МДА и церковнослав. язык в МДС. В качестве учебных пособий для студентов московских духовных школ Б. подготовила конспект и словарь церковнослав. языка. В процессе преподавания особое внимание студентов обращала на богослужебные тексты. По мнению Б., знание церковнослав. языка является ключом к пониманию правосл. богослужения. Она считала недопустимым и практически невозможным перевод на рус. язык богослужебных текстов, к-рые предлагала исправить по греч. оригиналам с обязательным сохранением всех особенностей церковнослав. языка.

Была награждена Патриаршей грамотой (1971) и орденом св. равноап. кн. Владимира 3-й степени (1975). Похоронена на кладбище в дер. Рахманово Московской обл.

Арх.: МДА. Личное дело В. В. Бородич.

Соч.: Словарь церковнославянского языка. 1975. Ркп. [Б-ка МДА]; Церковнославянский язык: Конспект. Ркп. [Б-ка МДА].

Лит.: Кучерявый В., прот. В. В. Бородич: [Некролог] // ЖМП. 1979. № 10. С. 32.

В. В. Бурега

БОРОЗДИН Константин Матвеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРРОМЕО

БОРРОМЕО [латиниз. Борромей; лат. Borromeus; итал. Borromeo] Карло (2.10.1538, Арона, Сев. Италия - 3.11.1584, Милан), св. католич. Церкви (пам. 4 нояб.), кард. Происходил из знатной ломбардской семьи. С 1552 по 1559 г. изучал право в Павийском ун-те, защитил докт. дис. по гражданскому и каноническому праву. В янв. 1560 г., вскоре после избрания папы Пия IV, к-рый приходился Б. дядей, был вызван в Рим и назначен апостолическим протонотарием. В том же году возведен в сан кардинала. В течение неск. лет получил ряд церковных должностей и бенефициев. Имел большое влияние на папу Римского, сыграл значительную роль в возобновлении заседаний Тридентского Собора (янв. 1562 - дек. 1563), в одобрении папой решений Собора (янв. 1564) и в проведении этих решений в жизнь.

После внезапной смерти брата Федерико (нояб. 1562) Б., пережив, по-видимому, духовный кризис, резко изменил стиль жизни, отказался от пышной свиты, постился, занимался богословием, изучал христ. древности и готовился к проповеднической деятельности. Дал новое направление организованной им академии «Ночи Ватикана» (1562-1565; лат. Noctes Vaticanae; итал. Notti Vaticane), ориентируя ее на задачи религ. воспитания. Назначенный в мае 1564 г. архиепископом Милана, Б. окончательно переехал только после смерти папы Пия IV, в дек. 1565 г. Там он провел ряд преобразований в соответствии с постановлениями Тридентского Собора. Для подготовки священников им были организованы семинария и др. учебные заведения; поощрял создание религ. братств мирян. В 1572 г. учредил в Милане ун-т Брера с фак-тами искусств, филологии и богословия, содействовал появлению различных образовательных учреждений (коллегий), к-рыми руководили представители новых монашеских орденов (иезуиты, театинцы). Поощрял благотворительность, жертвуя бедным свои личные доходы, оказывал помощь во время эпидемии чумы в 1576-1577 гг. Б. реорганизовал структуру еп-ства, распределив с учетом географических особенностей церковные приходы, регулярно проводил съезды духовенства, для руководства священниками издавал постановления и инструкции, тщательно следя за их выполнением. Канонизирован в 1610 г. папой Павлом V.

Соч.: Opere complete. Mil., 1747. 5 vol.

Ист.: Documenti circa la vita e le gesta di S. Carlo Borromeo. Mil., 1857-1861. 3 vol.

Лит.: Sylvain Ch. Histoire de St. Charles Borromée. P., 1884; Franceschi D. S. Carlo Borromeo. Torino, 1938; Soranzo G. S. Carlo Borromeo. Mil., 1944; Orsenigo C. Vita di S. Carlo Borromeo. Mil., 1965; Deroo A. S. Carlo Borromeo il cardinale riformatore. Mil., 1965; Michelini V. S. Carlo Borromeo: Cardinale di S. Prassede, arcivescovo di Milano nella corona dei suoi santi. Mil., 1985; Joannes F. V. Vita e tempi di Carlo Borromeo. Mil., 1994.

О. Ф. Кудрявцев

БОРРОМИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРТНЯНСКИЙ Дмитрий Степанович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОРЩЁВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСКО

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСОНОГИЕ

БОСОНОГИЕ [босые; дискальцеаты; лат. discalceati; итал. scalzi; франц. déchaussés; нем. Barfüsserorden], общее название для неск. муж. и жен. нищенствующих монашеских конгрегаций, члены к-рых по уставу ходят босыми или в сандалиях. Считается, что в зап. традиции этот обычай впервые был введен католич. св. Франциском Ассизским. В XVI - нач. XVII в. происходит юридическое оформление конгрегаций Б., выделившихся из орденов августинцев-еремитов, кармелитов, мерцендариев.

БОСПОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОССЕ ЭКУМЕНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСТРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОСХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТА

БОТА - мц. (20 нояб.) - см. ст. Нирса, сщмч., и др. мученики Персидские.

БОТКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТОШАНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТСВАНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БОТТА

Боттá [франц. Botta] Поль Эмиль (1802, Турин, Италия - 1870, Ашер, Франция), франц. врач, дипломат и путешественник, исследования к-рого положили начало изучению археологии Месопотамии и археологии библейской. В 1826-1829 гг. совершил кругосветное путешествие в качестве представителя парижского Национального музея естественной истории. Продолжая сбор коллекций для музея, посетил страны Востока (Ливан, Египет, Судан, Йемен). В 1842 г. принял назначение консулом в Мосул (Турецкая империя, ныне Ирак), в окрестностях к-рого в большом количестве встречались древние скульптуры и клинописные надписи. Б. начал поиск городов древней Ассирии, упомянутых в Библии.

Первые раскопки на холме Куюнджик на вост. берегу р. Тигр (древняя Ниневия) не принесли результатов и были приостановлены.

Однако в марте 1843 г. у сел. Хорсабад, в 8 км к северо-востоку от Мосула, Б. открыл руины Дур-Шаррукина, древней столицы, в к-рой находился дворец ассир. царя Саргона II (722-705 до Р. Х). Б. сообщил о своем открытии в Париж и получил согласие франц. правительства финансировать проект. В помощь ему прибыл худож. Э. Фланден. Большая часть дворца была расчищена за первые 2 сезона работ (1843-1844). Лучшие скульптуры Б. перевез во Францию. Они вошли в коллекцию первого в мире Музея ассирийского искусства (в Лувре). В 50-х гг. XIX в. работы в Хорсабаде продолжил преемник Б., консул Виктор Плас, полностью раскопавший дворец и снявший план города.

Памятники (скульптуры крылатых быков и рельефы дворца), найденные Б., наглядно продемонстрировали реальность ветхозаветных повествований о древней Ассирии. 5 томов отчета Б. и обмеры Фландена были опубликованы и надолго стали основным научным пособием для развития ассириологии. Отдельно ученый опубликовал исследованные им надписи и соображения по дешифровке клинописи.

Соч.: Notice sur un voyage dans l'Arabie Heureuse. [P., 1841]; Monument de Ninive / Decouvert et decrit par M. P. E. Botta, mesure et dessine par E.-G. Flandin. P., 1846-1850; Inscriptions decouvertes à Khorsabad. P., 1848; Memoire sur l'écriture cuneiforme assyrienne // J. Asiatique. 1848. T. 8. 1. P. 1-197; Illustrations of Discoveries at Nineveh. L., 1850; Relation d'un voyage dans l'Yemen entrepris en 1837 pour le Museum d'Histoire Naturelle de Paris. P., 1880; Lettres de Botta sur les decouvertes à Khorsobad près de Ninive. P., 1945.

Лит.: Bomoni J. Nineveh and Its Palaces: The Discoveries of Botta and Layard. [L., 1852, 1894 a. o.]; Albenda P. The Palace of Sargon, King of Assiria: Monumental Wall Relief at Dur-Sharrukin, from Original Drawings Made at the Time of Their Discovery in 1854-1844 by Botta and Flandin. P., 1986; Bergamini G. Paolo Emilio Botta e la scopertà della civiltà assira // Boll. della Società Piemontese di Archeologia e Belle Arti. 1984-1987. T. 38-41. P. 5-16.

Л. А. Беляев

БОТТАРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница