Приглашаем посетить сайт
Статьи на буквы "A-Z"
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"AAMUN KOITTO" (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Основан в 1896 г. Издает правосл. Братство преподобных Сергия и Германа. Выходит 3 раза в месяц в г. Куопио. |
ABSTINЕNTIA [от лат. аbstinere - удерживать, сдерживать, подавлять, не допускать, se abstinere - воздерживаться], католич. церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религ. соображениям (см. Пост). А. является одним из условий покаяния; включена в уставы монашеских орденов (полный отказ от мяса у цистерцианцев, кармелитов, францисканцев, камальдуленсов, клариc и др.). В нравственном богословии и каноническом праве А. рассматривается как добродетель и исправительное средство, время и способы А. регулируются Церковью. Согласно CIC (can. 1249-1253), в период А. предполагается отказ от употребления в пищу мяса и мясных субпродуктов, разрешаются овощи, яйца, молочные продукты, рыба, морепродукты, приправы. Время А. устанавливается по пятницам (кроме праздников), в кануны праздников Св. Троицы, Успения Пресв. Богородицы, Всех святых, Рождества Христова, в период всех постов, особое внимание уделяется А. по субботам Великого поста (кроме Великой субботы) и в Пепельную среду (1-й день Великого поста). В раннем христианстве и в cр. века виды запрещенной пищи, количество трапез и время А. отличались большим разнообразием. Освобождение от поста дается (особенно с XV в.) определенным лицам, категориям лиц (напр., детям до 15 лет и людям старше 50) или территориям в исключительных случаях папой, епископом или главой религ. ордена (см. Диспенсация). Особое внимание при А. уделяется воздержанию от употребления спиртных напитков, основанному на осуждении пьянства в НЗ (Лк 26. 34; Рим 13. 13; Еф 5. 18; Гал 5. 21 и т. д.). Это воздержание стало лозунгом движения за трезвость, развернувшегося в XIX в. в США и Европе (abstinence, Abstinenzbewegung, astinenza). Лит.: Leclercq J. Études sur vocabulaire monastique du Moyen Âges // Studia Anselmiana, philosophica et theologica. R., 1961. T. 48; Turbessi G. Ascetismo e monachesimo pro-benedettino. R., 1961; Zimmermann O. Lehrbuch der Aszetik. Freiburg i. Br., 1929. S. 477-485. Е. В. Казбекова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ACTA APOSTOLICAE SEDIS" [лат.- Акты апостольского престола], офиц. бюллетень Римско-католической Церкви (с 1908), его предшественником был ж. «Acta Sanctae Sedis» (Акты Св. престола), публиковавший в 1865-1908 гг. тексты папских документов. Согласно CIC (can. 8), документы Римского престола приобретают законную силу через 3 месяца после их опубликования в «A. A. S.», к-рый издается примерно раз в 20 дней. В конце года все материалы (энциклики, декреты, конституции, motu proprio и др. документы пап; декреты и решения конгрегаций, папских советов, комиссий, трибуналов; хроника Римской курии; перечень лиц, назначенных на церковные должности, а также тех, кого принимал папа на аудиенциях, некрологи на кардиналов и епископов) сводятся в один том. Основной текст публикуется на лат., однако отдельные документы издаются на языке оригинала. Редакция располагается в Госcекретариате Ватикана. Лит.: Città di Vaticano [Vatican], 1998. p. 1083, 1177, 1640; Annuario Pontificio [Vatican], 1999. P. 1842-1843. Н. Н. Поташинская |
"ACTA SANCTORUM" [лат.- Деяния святых, Акты святых], крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых. Идея издания принадлежит бельг. иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. благодаря трудам его сподвижника Ж. Болланда (1596-1665). Продолжившие дело иезуиты-болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно, вплоть до 1773 г.; однако в связи с событиями Французской революции и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с янв. по нояб.; ни одного тома за дек. до сих пор так и не появилось. Часть томов переиздавалась в Венеции (2-е изд., 1734-1770) и в Париже (3-е изд., 1866-1887); с 1969 г. в Брюсселе начато новое переиздание собрания (4-е изд.). Собрание, рассчитанное первоначально на 18 томов, постепенно существенно расширилось: если янв. занимает всего 2 тома, то жития за окт. составили 13 томов. В основу издания был положен строгий историко-критический метод; тексты публиковались по всем доступным рукописям, снабжались основательными и достаточно объективными введениями и комментариями. К отдельным томам прилагаются тематические исследования (в частности, о папах и Патриархах). В ранних томах греч. жития представлены часто лишь лат. переводами. Жития правосл. святых, подвизавшихся после сер. XI в., в издание не включались, однако в качестве предварительного тома (propylaeum) за нояб. был издан Синаксарь К-польской Церкви - значительный памятник правосл. агиографии. Изд.: ActaSS; Propylaeum ad Acta Novembris: Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye. Brux., 1902; Propylaeum ad Acta Decembris: Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum / Ed. H. Delehaye. Brux., 1940. Лит.: Grégoir H. Les Acta Sanctorum // Byz. 1927/1928. T. 4. P. 791-812. Д. Е. Афиногенов |
"ACTUALITE DES RELIGIONS" [франц.- Современное состояние религий], журнал франц. католиков, освещающий религ. жизнь в мире, наиболее подробно - во Франции. Начал издаваться в Париже в 1953 г. под названием «Actualité religieuse dans le monde» (Религиозные события в мире), выражал взгляды левых католич. кругов. В 1955 г. был переименован в «Informations Catholiques Internationales» (ICI - Международная католич. информация). В 1983 г. журнал вернулся к первоначальному названию, сокращенному в 1995 г. до «Actualité religieuse»; с кон. 1998 г.- «Actualité des religions». Состоит из 4 разделов: проблемное досье (посвящено религ. ситуации в разных странах, актуальным проблемам брака, обучения Закону Божию, религ. орг-циям, нравственно-этическим вопросам и др.); совр. события (с подрубриками: межрелигиозные, иудаизм, буддизм, ислам, христианство); теолого-философские проблемы; рецензии на книги и компакт-диски вместе с библиографией новых поступлений и указаниями об их котировке на книжном рынке. Источники информации - 18 пресс-агентств, 30 газет, 45 журналов, корреспонденты на 5 континентах. Выходит 2 раза в месяц, тираж - 35 тыс. экз. Лит.: NCE. vol. 3. р. 297; Informations Catholiques Internationales. P., 1973. 15 June. p. 1-5, 27-28; La Documentation Catholique. 1973. 15 July. p. 691; Actualité religieuse. 1995. 15 Mart; Actualité des religions. 1998. 15 Nov.-Dec. Н. Н. Поташинская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
AD BENEPLACITUM NOSTRUM [лат.- По нашему благоусмотрению], в католич. каноническом праве - клаузула, используемая в папских рескриптах и др. церковных документах; по смыслу аналогична выражениям donec voluero, quamdiu mihi placuerit - «до тех пор пока я буду желать [этого]», «пока мне будет угодно». Права или полномочия, предоставляемые с такой оговоркой, действительны только на ограниченное время: до их отзыва лицом, предоставившим привилегию, до изменения или потери им самим права или возможности передавать подобные полномочия (CIC can. 81, 184 § 1-2). Лит.: Roncet R. Les privilèges des clercs au Moyen-Â ges. P., 1901. Е. В. Казбекова |
AD CATHOLICI SACERDOTII [лат.- Католическим священникам], энциклика папы Пия XI от 20 дек. 1935 г., отразила обеспокоенность католич. Церкви последствиями социально-экономических потрясений, охвативших мир в 30-е гг. ХХ в. Энциклика отмечает, что священнослужители призваны «вносить самый серьезный вклад в разрешение или хотя бы смягчение социальных конфликтов, проповедуя христианское братство». Жизнь священника должна соответствовать его проповеди христ. идеалов: он призван быть бескорыстным и свободным от земных привязанностей ради «усердия во славу Божию». Чтобы способствовать «моральному возвышению, умиротворению и социальному спокойствию народов», священник должен постоянно напоминать о бренности земных благ, о духовных ценностях, о бессмертии души и о строгости Божия суда. Энциклика направлена, в частности, на укрепление церковной дисциплины. Послушание церковной иерархии «делает воинствующую Церковь» достойным «противником врагов Бога». Папа считает «самой серьезной и опасной ошибкой» попытку священника заняться к.-л. деятельностью, выходящей за рамки традиц. служения. К священникам предъявляется требование хорошо знать учение о вере и нравственности, догматы, законы Церкви, а потому им следует «глубоко и серьезно изучать богословские дисциплины». Численность духовенства не является самоцелью, важнее подготовить достойных «работников нивы Господней». Идеи энциклики отражены в Декрете Ватиканского II Собора «О формировании духовенства» (Decretum de Institutione sacerdotali). Лит.: Тuttе le encicliche dei Sommi Pontifici / Rac. e annot. E. Momigliano. Mil., 1959. Р. 1022-1054; NCE. Vol. 11. p. 412; Документы II Ватиканского Cобора. М., 1998. С. 63-130, 201-218, 341-376. Н. Н. Поташинская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
AD LIMINA APOSTOLORUM [лат.- К апостольским пределам], в католич. Церкви - посещение Рима. 1. Выражение, к-рое обычно использовалось в ср. века для обозначения паломничества в Рим к гробницам апостолов Петра и Павла, мучеников, исповедников и праведников. 2. Название визитации Рима (также visitatio liminum), к-рая входила в обязанности католич. епископов, постоянно пребывавших в своем еп-стве. Официально правило об обязательном посещении Рима введено папой Сикстом V в 1585 г., однако оно было известно и ранее. О посещении гробницы апостолов сицилийскими епископами упоминает папа Григорий Великий в письме диак. Киприану. На Римском Соборе 743 г. было установлено правило, согласно к-рому все епископы, чьи еп-ства находились недалеко от Рима, должны были ежегодно посещать гробницу апостолов. Григорию VII приписывается формула клятвы, в к-рой епископы принимали обязательство лично посещать Рим или присылать своих представителей. К сер. XIII в. многие прелаты добились от папы освобождения от этой обязанности, но Александр VI прекратил практику подобных привилегий. В период «Авиньонского пленения пап» епископы были обязаны посещать не Рим, а Авиньон согласно принципу «где папа, там и Рим». Сикст V в конституции Romanus Pontifex окончательно утвердил правило А. l. a. для всех епископов. В случае невозможности личной визитации епископ должен был посылать в Рим специально назначенного священника. Епископы Италии, Греции и Далмации должны были отправляться А. l. a. раз в 3 года, для большинства стран Европы была установлена регулярность один раз в 4 года, для Сев. и Вост. Европы - в 5 лет, для Азии и Африки - в 10 лет. За неисполнение к епископам применялись санкции вплоть до приостановления духовных и светских полномочий; в понтификат Пия X (1903-1914) санкции были отменены, он же в 1911 г. установил единую для всех епископов регулярность визитации А. l. a.- один раз в 5 лет. В наст. время A. l. a. включает посещение гробницы апостолов Петра и Павла, личный визит к папе, представление письменного отчета о состоянии своего еп-ства. Лит.: Lucidi A. De visitatio sacrorum liminum. R., 1894-1899; Cappello F. M. De visitatio liminum. R., 1912-1913; Eichmann E., Mörsdorf K. Lehrbuch des Kirchenrechts auf Grund des Codex Iuris Canonici. Paderborn, 1953; Plöchl W. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1955. Bd. 2. Н. Д. Прокофьева |
AD PETRI CATHEDRAM [лат.- К кафедре св. Петра], первая энциклика папы Иоанна XXIII от 29 июня 1959 г., в к-рой был представлен план основных церковных мероприятий его начинающегося понтификата: созыв Ватиканского II Cобора, проведение Римского епископского синода, обновление Кодекса канонического права. Собор должен был стать средством обновления католич. Церкви, приближения ее к требованиям эпохи. Особое внимание в энциклике уделено обрядовому и доктринальному единству католич. Церкви, к-рое основывается прежде всего на Свящ. Писании, а также на устной и письменной традиции, подтвержденной документами пап и Вселенскими Соборами. Иоанн XXIII выразил беспокойство о судьбе людей, живущих в нищете. В его энциклике социальная справедливость объявляется христ. добродетелью, призванной смягчать отношения между различными социальными категориями: защита прав трудящихся связывается с нормами социальной доктрины католицизма, особенно с понятием о справедливом распределении богатств. Лит.: Тutte le encicliche dei Sommi Pontifici / Rac. e annot. da E. Momigliano. Mil., 1959. p. 1509-1532; Markiewicz S. Polityka Jana XXIII i Pawła VI. Warsz., 1964. p. 75-78; Hebblethwaite P. Jean XXIII: Le pape du Concile. P., 1988. p. 365-368; Гергей E. История папства. М., 1996. с. 397; Knopp G. Vatican: Die Macht der Päpste: Pius XII - Johannes Paul II. Mainz, 1997; Fuhrmann H. Die Päpste: Von Petrus zu Johannes Paul II. Mainz, 1998. Н. Н. Поташинская |
ADVENIAT (лат.), благотворительная орг-ция нем. католиков (резиденция в г. Эссене), созданная в 1961 г., действует под покровительством Немецкой епископской конференции. Цель А.- помощь католич. Церкви Лат. Америки в совершенствовании пастырской деятельности, а также в области церковного и светского образования. Особое внимание уделяется подготовке священников: ежегодно А. опекает в среднем 16 тыс. семинаристов, проходящих подготовку в странах Лат. Америки и в Германии. А. информирует нем. общественность о положении в Лат. Америке, способствует укреплению партнерских отношений с латиноамер. странами. Средства А. складываются из добровольных церковных взносов нем. католиков в канун Рождества (4 недели Адвента); средства эти весьма значительны. Со дня организации А. до кон. 1998 г. было собрано 3,7 млрд. нем. марок. Лит.: Watzal L. Die Entwicklungspolitik der katholischen Kirche in der BRD. Mainz; Münch., 1985. S. 191-218; LTK3. Bd. 1. S. 170-171; Die Welt. 1997.1.12; Deutsche Tagespost. 1998.1.12. О. И. Величко |
AGGIORNAMENTO [от итал. il giorno - день; обновление, приспособление к действительности], термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Cобором, созывая к-рый папа стремился модернизировать Церковь. Cлово «аджорнаменто» прозвучало в этом смысле 11 окт. 1962 г. на открытии Собора в речи Иоанна XXIII, призвавшего отцов Собора к «уместному обновлению». Впосл. термин «А.» вошел во многие языки мира и получил широкое распространение. Лит.: Enchiridion Vaticanum: II Concilio Vaticano: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970; Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 397; La Documentation Catholique. p., 1999. 3 Janv. p. 41. Н. Н. Поташинская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
AHHO [Аннон; лат. Anno, Hanno] (нач. IX в.- 9.10.875), еп. Фрайзингенский (с 23 февр. 855). Происходил из знатного баварского рода. Будучи епископом г. Фрайзинга (Юж. Бавария), уделял большое внимание церковно-адм., общественно-политической и лит. деятельности, занимался музыкой. Был одним из противников создания отдельной архиепископии для Вел. Моравии и Паннонии и богослужения на слав. языке. Вместе с др. баварскими епископами участвовал в суде над св. равноап. Мефодием в 870 г. Весной 873 г. папа Иоанн VIII направил А. послание с порицанием за незаконные действия по отношению к слав. первоучителю и угрозой запрещения в служении, если св. Мефодий в назначенный срок не будет освобожден. В пространном житии св. Мефодия (гл. X), написанном в 885 г., смерть А. наряду с 3 др. епископами, участниками суда над св. Мефодием, рассматривается как божественное воздаяние («святой Петров суд») за преследование слав. апостола. Ист.: Сказания о начале славянской письменности / Вступ. ст., пер. и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 158-159. Лит.: КМЕ. T. 1. С. 80. А. А. Турилов |
"ANALECTA BOLLANDIANA" - ежегодное периодическое издание об-ва иезуитов-болландистов в Брюсселе (Бельгия). Основано в 1882 г. К. де Шмедтом, В. ван Хоофом и Й. де Бакером с целью публикации агиографических источников, к-рые должны были дополнять серию «Acta Sanctorum». Первоначально в «А. В.» печатались лишь тексты житий и месяцесловов. После того как в нач. 90-х гг. XIX в. в состав редакции вошли И. Делеэ (c 11-го тома), Й. ван ден Гейн и П. Петерс, издание стало отвечать требованиям, предъявляемым к научным журналам мирового уровня. С 10-го тома каждый выпуск включает аннотированную библиографию агиографических публикаций, вышедших за год по всему миру. Д. Е. Афиногенов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
«Христос в терновом венце». Мастер Франке. Ок. 1420 г. (Музей изобразительных искусств. Лейпциг) [нем.; лат. imago pietatis, англ. devotional image - благочестивый образ], тип неканонического изображения с религ. сюжетом, широко распространенный в североевроп. странах в XIV-XV вв. Как правило, представлял собой отдельную иллюминированную страницу манускрипта либо изображение в складне. А. возникали под влиянием монашеских сочинений (молитвенники Hortus Animae; трактаты Фомы Кемпийского) и различных мистических учений, отличались иконографической свободой, сложной символикой, наличием элементов натурализма. А. создавался в результате интерпретации художником евангельских сюжетов или путем соединения уже известных композиционных формул. Чаще всего это были сюжеты страстно́го цикла (лат. Ecce homo - Се человек), в них включался образ Богоматери (напр., Млекопитательница). Наиболее полно А. проявился в композиции Pietà - Оплакивание.Лит.: Panofsky E. Imago Pietatis // Festschrift M. J. Friedländer. Lpz., 1927. S. 261-308; Ringbom S. Icon to Narrative. Abo, 1965; Hamburger J. The Visual and the Visionary: The Image in Late Medieval Monastic Devotions // Viator. 1989. Vol. 20. P. 163-182. С. В. Соловьёв |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ANNO DOMINI INCARNATIONIS [A. D.; лат.- в год от Воплощения Господня], выражение из средневек. западноевроп. хроник, принятое как обозначение системы летосчисления от Рождества Господа Иисуса Христа (от Рождества Христова). Система была разработана в 525 г. рим. мон. Дионисием Малым, к-рый определил дату рождения Христа как 753 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры имп. Диоклетиана. В средневек. документах употребляются также др. варианты обозначения: «год Господа» (Annus Domini), «год от Рождества Христова» (Annus a nativitate Domini), «год от Воплощенного Слова» (Annus a Verbo Incarnato), «год благодати» (Аnnus gratiae). Впервые эта система стала употребляться в документах 1-й пол. VII в., но в ср. века использовалась только в Зап. Европе, к тому же не повсеместно. В XV в. все документы папской канцелярии стали датироваться годом от Рождества Христова. Лишь с кон. XVIII в. этот принцип летосчисления стали использовать во всех европ. христ. странах и официально в Османской империи. В России система летосчисления от Рождества Христова введена указом Петра I с 1 янв. 1700 г. После Октябрьской революции 1917 г. была проведена «секуляризация» христ. системы летосчисления и были введены обозначения «год нашей эры» и «год до нашей эры». В совр. России употребляются оба вида обозначения. Лит.: Bickerman E. Chronologie. Lpz., 1963; Ермолаев И. П. Историческая хронология. Каз., 1980; Zemanek H. Kalendar und Chronologie. Münch., 1984. А. Ю. Серёгина |
ANNUARIO PONTIFICIO [итал.- Папский ежегодник], офиц. справочное ежегодное издание Римской курии, содержащее краткие сведения о Римских папах, структуре Римско-католической Церкви. Впервые ежегодник - справочник с информацией о папском дворе и иерархах католич. Церкви - появился в 1716 г. и назывался «Notizie per anno» (Новости за год). Название А. Р. было введено в 1860 г. В течение последующих десятилетий ежегодник выходил нерегулярно, менял название, временами лишался поддержки церковного руководства. Совр. статус и структура А. Р. существуют с 1940 г. В ежегодник входят следующие разделы, содержащие сведения о Римско-католической Церкви: имена всех Римских пап (с указанием их светских имен и дат понтификата, начиная от св. Петра до понтифика, занимающего престол в наст. время), Коллегия кардиналов, Архидиоцезы и диоцезы, Титулярные кафедры, Прелаты и аббаты, Географическое распределение церковных округов, Римская курия (Госсекретариат, конгрегации, суды папские, советы папские, отд-ния апостольской администрации, прочие структуры Римской курии, комиссии папские), Учреждения при Св. престоле, Представительства папские, Религиозные ин-ты, Научно-культурные ин-ты. Редакция находится при Госсекретариате, но издание готовится совместно с Центральной статистической службой Римской Церкви. Лит.: Ann. Pont., 1999. Vat., 1998. p. 1177, 1288, 1833. Н. Н. Поташинская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
APOSTOLICAM ACTUOSITATEM [лат.- апостольскую деятельность], декрет Ватиканского II Собора об апостольстве мирян, утвержден 18 нояб. 1965 г. папой Павлом VI. В его подготовке приняли участие руководители светских католич. орг-ций и движений. В декрете определяются цели, характер и основные принципы апостольства мирян, даются пастырские указания для более успешного его осуществления, т. к. «во многих странах, где священники пока еще малочисленны или лишены свободы, необходимой в их служении, без сотрудничества мирян Церковь почти не может присутствовать и действовать». От мирян, к-рые одновременно являются членами Града Божия и града человеческого, требуется служение, «чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом». Отмечается, что целесообразно развивать апостольство в организованной форме, совершенствуя международные объединения католиков. Особое значение в документе придается орг-циям Католического действия. Касаясь отношений мирян с высшей церковной иерархией, декрет утверждает, что никакая орг-ция не имеет права приписывать себе наименование «католическая» без согласия церковной власти. В задачу церковных иерархов входит направлять апостольство мирян, при этом «не лишая их необходимой свободы действий». Большое значение декрет придает подготовке мирян к апостольскому служению. Знания теологии, этики и философии должны сочетаться у мирянина с высоким культурным уровнем, умением жить по-братски, сотрудничать, вести диалог. Ист.: Enchiridion Vaticanum. Il Concilio Vaticano II: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970. p. 527-585; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 253-281. Лит.: Казанова А. Второй Ватиканский собор: Критика идеологии и практики совр. католицизма. М., 1973. С. 261-270. Н. Н. Поташинская |
APOSTOLOS SUOS [лат.- Своих апостолов], апостольское послание папы Иоанна Павла II от 21 мая 1998 г., посвященное богословскому и юридическому определению Епископских конференций. Документ готовился 13 лет; был составлен на основе обобщения материалов 47 Епископских конференций, Международной комиссии по теологии и канонич. праву, Межконгрегационной комиссии и Конгрегаций по делам епископов и вероучения. Состав, цели и виды деятельности таких конференций были определены в Кодексе канонического права 1983 г. (CIC can. 447-459). В послании определено юридическое подчинение национальных Епископских конференций Римской курии, к-рая утверждает выработанные ими уставы. От имени Епископской конференции может выступать ее пленарная ассамблея. Лит.: La Documentation Catholique. 1998. 6-20 sept. р. 751-758; La Civiltà Cattolica. 1999. 16 janv. p. 119-132; Свет Евангелия. М., 1999. 14 февр. № 7. с. 1. Н. Н. Поташинская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ARCHIVIO SEGRETO VATICANO - см. Ватиканский секретный архив. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Краткий рассказ на латыни о святых равноапостольных Константине-Кирилле и Мефодии, сохранившийся в чеш. рукописях кон. XIV-XV в. «B. C.» повествует о том, что святые братья, ласково принятые Римским папой, отправились в землю болгар и обратили их в христианство, затем пришли в Моравию, где просветили светом веры во Христа правителя и жителей. Оттуда равноап. Кирилл направился в Рим, принял там монашеский постриг и вскоре умер. Св. Мефодий стал епископом Моравии, но спустя нек-рое время был изгнан из страны Святополком, обвинившим его в распространении «ложных верований». Мефодий проклял Святополка и его дружину и удалился в Рим. Важной особенностью «B. C.» является полное отсутствие в памятнике сведений о создании святыми Константином и Мефодием слав. письменности. Повествование «B. C.» содержит большое число совпадений с «Моравской легендой» - обширным рассказом о равноапостольных братьях, сложившимся не ранее XIII в. и основанным на ряде источников (сохранился в чеш. рукописях сер. XIV-XV в.). Можно предположить, что «В. С.» является не извлечением из «Моравской легенды» (как считали нек-рые исследователи), но одним из источников ее, поскольку лит. образцом для «В. С.» послужило житие св. Ливина, написанное в мон-ре св. Бавона в Генте в 1-й пол. XI в. Ранняя датировка «В. С.» (кон. XI или XII в.) хорошо объясняет подчеркивание связи святых братьев с Римом и полное умолчание о слав. письменности в памятнике. Изд.: Magnae Moraviae fontes historici. Brno, 1967. Vol. 2. P. 300-303. Лит.: Ludvikovský J. Legenda «Beatus Cyrillus» // Sborník prací Filosofické fakulty Brnĕnske university. Ser. 8. Brno, 1961; Meyvaert P., Devos P. La «Legende morave» de Cyrille et Methode et ses sources // AnBoll. 1956. T. 74; Devos P. La passion de S. Liévin de Gand: Source principale inattendue de «Beatus Cyrillus» // Ibid. 1971. T. 89; idem. Sur la légende «Beatus Cyrillus» // Ibid. 1981. T. 99. Б. Н. Флоря |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
BENEDICETE - см. ст. Даниил, прор., Библейские песни. |
BENEDICTUS [лат.- благословен], лат. название богослужебных гимнов библейского происхождения: 1) части канона рим. мессы (стих Мф 21. 9б, ср. Пс 117. 26а), входящей в состав Sanctus. В полифонических мессах B. часто выделялся в особый муз. номер; 2) библейских песен в составе служб оффиция: молитвы царя Давида (1 Пар 29. 10-13), молитвы прор. Азарии (Дан 3. 26-45 [LXX]), 1-й части песни вавилонских отроков (Дан 3. 52-56 [LXX]); песни прав. Захарии (Лк 1. 68-79). |
Biblia pauperum. Бамберг, 1462-1463 (РГБ) [лат. Библия бедняков; Biblia picta - иллюстрированная Библия], краткое иллюстрированное изложение библейских сюжетов; жанр назидательной лит-ры, получивший распространение в позднее средневековье преимущественно в Юго-Вост. Германии и Австрии. В центре каждой страницы В. p. находятся эпизоды НЗ (от Благовещения до Успения Богородицы, а также Страшный Суд), сопровождаемые справа и слева примерами из ВЗ, а сверху и снизу - изречениями пророков.Книги этого жанра предназначались для наглядного назидания pauperes spiritu (нищих духом). Наибольшее распространение В. p. получили в среде бенедиктинцев и августинцев, к-рые использовали их во время проповеди. Появление В. p. обычно относят к кон. XIII в., первая известная В. p. датируется ок. 1300 г.; древнейшие образцы этого жанра составлены в Баварии. Существуют рукописные (68 манускриптов), цельнопечатные В. p. (сер.- 2-я пол. XV в., наиболее известны Нёрдлингенская (1470) и Нюрнбергская (1471)) и инкунабулы (самая ранняя появилась в Бамберге ок. 1462). Сохранились В. p. как с лат., так и с нем. текстами. Этот жанр оказал значительное влияние на развитие позднесредневек. книжной миниатюры. В ср. века под В. p. понимали также краткие переложения Свящ. Писания, составленные для нужд монахов нищенствующих орденов и малообеспеченных приходских священников. Ист.: Unterkircher F., Schmidt G. Die Wiener Biblia Pauperum: Codex Vindobonensis, 1198. Graz; Köln, 1962; Forstner K. Die Salzburger Armenbibel: Codex a IX 12. Münch., 1969. Лит.: Laib F., Schwarz F. J. Biblia pauperum. Zürich, 1899; Kriestelles P. Biblia pauperum. Weimar, 1906; Cornell H. Biblia pauperum. Stockholm, 1925; Berve M. Die Armenbibel: Herkunft, Gestalt, Typologie. Münch., 1969; Долгодрова Т. А. Экземпляр нидерландской Библии бедных из РГБ // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1999. Сб. 77. С. 203-220. Н. Д. Прокофьева |
BIBLIOTHECA APOSTOLICA VATICANA - см. Ватиканская библиотека. |
"BOOK OF DURHAM" [англ.- Книга из Дарема], под этим названием известны 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания). I. Фрагмент рукописи Евангелий (A. II. 10), древнейший англосаксон. манускрипт (предположительно нач. VII в.). Сохранилось 12 листов, украшенных звериным орнаментом, выполненным в желтых, голубых и зеленых тонах. Стиль орнамента близок к англосаксон. ювелирным изделиям того времени (в частности, к вещам из погребения в Саттон-Ху). II. Рукопись Евангелий, к-рая и называется «Книгой из Дарема» (A. II. 17), сохранилась не полностью. Предполагают, что этот манускрипт наряду с «Евангелием из Линдисфарна» и «Евангелием Эхтернаха» был создан в скриптории мон-ря на о-ве Линдисфарн в кон. VII - нач. VIII в. Рукопись содержит первое в англосаксон. искусстве изображение Распятия. Как в орнаменте, так и в фигурах, прежде всего в фигуре Христа, заметно воздействие ирл. искусства. В оформлении преобладают оранжевые и красные тона. III. Рукопись «Комментариев на псалмы» Кассиодора (B. II. 30) традиционно связывается с именем св. Беды Достопочтенного и скорее всего была создана в 1-й пол. VIII в. в мон-ре Монквермут, или Ярроу. В ней содержатся 2 изображения царя Давида, созданные под влиянием позднеантичных образцов; их обрамляет типичный кельт. орнамент. Использованы изумрудно-зеленый, оранжевый и темно-розовый цвета. Установлено, что создатель этой рукописи принимал участие также в оформлении одной из древнейших рукописей Беды, хранящейся в РНБ. Лит.:Bailey R. N. The Durham Cassiodorus. Jarrow, 1978; Alexander J. J. G. A Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. L., 1978. Vol. 6: Insular Manuscripts 6th to 9th cent.; Wilson D. M. Anglo-Saxon Art. L., 1984; Stevick R. D. The Earliest Irish and English Book-Arts: Visual and Poetic Forms before A. D. 1000. Phil., 1994. Н. Ю. Чехонадская |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
DIES IRAE - см. ст. Реквием. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"DOCTRINA PATRUM" - см. «Учение отцов». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
EPICLESIS - часть анафоры - см. Эпиклеза. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
IN PARTIBUS INFIDELIUM (лат. в странах неверных), наименование титулярных архиепископов и епископов (см. ст. Викарий), а также титулярных архиепископских и епископских кафедр (см. ст. Диоцез), употреблявшееся в Римско-католической Церкви до 1882 г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"VEHEMENTER NOS" [Чрезвычайно нас (огорчает)], 6-я энциклика папы Пия Х от 11 февр. 1906 г., к-рая осуждает франц. закон об отделении Церкви от гос-ва и обращена к кардиналам, епископату, клиру и народу Франции. С нач. 80-х гг. XIX в. во Франции нарастали антицерковные настроения, велась пропаганда необходимости создания национальной франц. Церкви, отделенной от Рима. В 1904 г. франц. правительство разорвало дипломатические отношения с Ватиканом, и в дек. 1905 г. во Франции был принят закон об отделении Церкви от гос-ва. В ответ папа Пий Х издал энциклику «V. n.». Она начиналась с перечисления мер, принятых франц. правительством против Церкви. Затем указывались ложные принципы, на к-рых был основан закон об отделении Церкви от гос-ва. Подчеркивалось, что положение, согласно к-рому гос-во не должно поддерживать богопочитание,- тяжкое оскорбление Бога. Отрицание сверхприродного порядка возникновения человеческих обществ, говорится в энциклике, «ограничивает всю деятельность гос-ва только лишь достижением материального благосостояния в сей жизни, что является лишь ближайшим основанием для бытия политических обществ», в то время как конечной целью существования этих обществ «является лишь жизнь вечная». Принятый закон уничтожает установленный Богом гармоничный порядок устройства общества и чреват пагубными последствиями. Папа отметил, что, разорвав конкордат со Св. престолом и провозгласив отделение Церкви от гос-ва, гос-во не только не предоставило Церкви свободу, но, наоборот, решило подчинить ее светской власти. Согласно «Уложению о культовых союзах», дополнявшему закон, храмы и др. недвижимое церковное имущество объявлялись собственностью гос-ва и только «культовые союзы» получали право пользоваться церковными зданиями, представляя префекту отчеты об управлении имуществом. Гос-во признавало лишь эти союзы мирян, и настоятели приходов оказывались всецело в зависимости от «культовых союзов». Закон не считался с властью епископов и папы и фактически способствовал отрыву франц. Церкви от Св. престола. Папа Пий X призвал франц. духовенство и верующих сплотиться вокруг Церкви. 21 февр. 1906 г. в консисториальной аллокуции «Gravissimum apostolici» папа Пий X торжественно предал осуждению франц. закон об отделении Церкви от гос-ва и «Уложение о культовых союзах». 10 авг. 1906 г. появилась 2-я энциклика, посвященная франц. событиям - «Gravissimo officii munere» (Важнейший долг служения). Папа призвал отказаться от любых компромиссов с безбожной властью, даже если ценой такого решения будет потеря франц. Церковью всего ее имущества. Лит.: Hayward F. Pie X. P., 1951. P. 99-109; Гаврилов М. Н., Тышкевич С., свящ. Святой Пий Х. N. Y., 1955. С. 35-43; Tutte le encicliche dei Sommi Pontefici / Rac. e annot. E. Momigliano. Mil., 1959. А. Г. Крысов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
VESPERAE - см. Вечерня. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |