Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на буквы "A-Z"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Следующая страница

Статьи на буквы "A-Z"

A CAPPELLA

Статья большая, находится на отдельной странице.

"AAMUN KOITTO"

"AAMUN KOITTO" (фин.- Утренняя заря), духовный журнал, офиц. орган автономной Финляндской Православной Церкви (ФПЦ). Основан в 1896 г. Издает правосл. Братство преподобных Сергия и Германа. Выходит 3 раза в месяц в г. Куопио.

ABSTINЕNTIA

ABSTINЕNTIA [от лат. аbstinere - удерживать, сдерживать, подавлять, не допускать, se abstinere - воздерживаться], католич. церковно-дисциплинарный термин, обозначающий временное или постоянное воздержание в питании, сне, супружеской близости по морально-религ. соображениям (см. Пост). А. является одним из условий покаяния; включена в уставы монашеских орденов (полный отказ от мяса у цистерцианцев, кармелитов, францисканцев, камальдуленсов, клариc и др.). В нравственном богословии и каноническом праве А. рассматривается как добродетель и исправительное средство, время и способы А. регулируются Церковью. Согласно CIC (can. 1249-1253), в период А. предполагается отказ от употребления в пищу мяса и мясных субпродуктов, разрешаются овощи, яйца, молочные продукты, рыба, морепродукты, приправы.

Время А. устанавливается по пятницам (кроме праздников), в кануны праздников Св. Троицы, Успения Пресв. Богородицы, Всех святых, Рождества Христова, в период всех постов, особое внимание уделяется А. по субботам Великого поста (кроме Великой субботы) и в Пепельную среду (1-й день Великого поста). В раннем христианстве и в cр. века виды запрещенной пищи, количество трапез и время А. отличались большим разнообразием. Освобождение от поста дается (особенно с XV в.) определенным лицам, категориям лиц (напр., детям до 15 лет и людям старше 50) или территориям в исключительных случаях папой, епископом или главой религ. ордена (см. Диспенсация). Особое внимание при А. уделяется воздержанию от употребления спиртных напитков, основанному на осуждении пьянства в НЗ (Лк 26. 34; Рим 13. 13; Еф 5. 18; Гал 5. 21 и т. д.). Это воздержание стало лозунгом движения за трезвость, развернувшегося в XIX в. в США и Европе (abstinence, Abstinenzbewegung, astinenza).

Лит.: Leclercq J. Études sur vocabulaire monastique du Moyen Âges // Studia Anselmiana, philosophica et theologica. R., 1961. T. 48; Turbessi G. Ascetismo e monachesimo pro-benedettino. R., 1961; Zimmermann O. Lehrbuch der Aszetik. Freiburg i. Br., 1929. S. 477-485.

Е. В. Казбекова

ACCESSUS AD ALTARE

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ACTA APOSTOLICAE SEDIS"

"ACTA APOSTOLICAE SEDIS" [лат.- Акты апостольского престола], офиц. бюллетень Римско-католической Церкви (с 1908), его предшественником был ж. «Acta Sanctae Sedis» (Акты Св. престола), публиковавший в 1865-1908 гг. тексты папских документов. Согласно CIC (can. 8), документы Римского престола приобретают законную силу через 3 месяца после их опубликования в «A. A. S.», к-рый издается примерно раз в 20 дней. В конце года все материалы (энциклики, декреты, конституции, motu proprio и др. документы пап; декреты и решения конгрегаций, папских советов, комиссий, трибуналов; хроника Римской курии; перечень лиц, назначенных на церковные должности, а также тех, кого принимал папа на аудиенциях, некрологи на кардиналов и епископов) сводятся в один том. Основной текст публикуется на лат., однако отдельные документы издаются на языке оригинала. Редакция располагается в Госcекретариате Ватикана.

Лит.: Città di Vaticano [Vatican], 1998. p. 1083, 1177, 1640; Annuario Pontificio [Vatican], 1999. P. 1842-1843.

Н. Н. Поташинская

"ACTA SANCTORUM"

"ACTA SANCTORUM" [лат.- Деяния святых, Акты святых], крупнейшее собрание житий, текстов и документов о жизни святых. Идея издания принадлежит бельг. иезуиту Г. Росвейде (1569-1629), но первые тома опубликованы в 1643 г. благодаря трудам его сподвижника Ж. Болланда (1596-1665). Продолжившие дело иезуиты-болландисты выпускали в Антверпене тома in folio в порядке календарного года регулярно, вплоть до 1773 г.; однако в связи с событиями Французской революции и упразднением ордена работа приостановилась, и следующий том появился лишь в 1845 г. Местом издания последних томов (с 1902) стал Брюссель. В 1940 г. вышел 68-й т., охвативший месяцы с янв. по нояб.; ни одного тома за дек. до сих пор так и не появилось. Часть томов переиздавалась в Венеции (2-е изд., 1734-1770) и в Париже (3-е изд., 1866-1887); с 1969 г. в Брюсселе начато новое переиздание собрания (4-е изд.). Собрание, рассчитанное первоначально на 18 томов, постепенно существенно расширилось: если янв. занимает всего 2 тома, то жития за окт. составили 13 томов. В основу издания был положен строгий историко-критический метод; тексты публиковались по всем доступным рукописям, снабжались основательными и достаточно объективными введениями и комментариями. К отдельным томам прилагаются тематические исследования (в частности, о папах и Патриархах). В ранних томах греч. жития представлены часто лишь лат. переводами. Жития правосл. святых, подвизавшихся после сер. XI в., в издание не включались, однако в качестве предварительного тома (propylaeum) за нояб. был издан Синаксарь К-польской Церкви - значительный памятник правосл. агиографии.

Изд.: ActaSS; Propylaeum ad Acta Novembris: Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye. Brux., 1902; Propylaeum ad Acta Decembris: Martyrologium Romanum scholiis historicis instructum / Ed. H. Delehaye. Brux., 1940.

Лит.: Grégoir H. Les Acta Sanctorum // Byz. 1927/1928. T. 4. P. 791-812.

Д. Е. Афиногенов

"ACTUALITE DES RELIGIONS"

"ACTUALITE DES RELIGIONS" [франц.- Современное состояние религий], журнал франц. католиков, освещающий религ. жизнь в мире, наиболее подробно - во Франции. Начал издаваться в Париже в 1953 г. под названием «Actualité religieuse dans le monde» (Религиозные события в мире), выражал взгляды левых католич. кругов. В 1955 г. был переименован в «Informations Catholiques Internationales» (ICI - Международная католич. информация). В 1983 г. журнал вернулся к первоначальному названию, сокращенному в 1995 г. до «Actualité religieuse»; с кон. 1998 г.- «Actualité des religions». Состоит из 4 разделов: проблемное досье (посвящено религ. ситуации в разных странах, актуальным проблемам брака, обучения Закону Божию, религ. орг-циям, нравственно-этическим вопросам и др.); совр. события (с подрубриками: межрелигиозные, иудаизм, буддизм, ислам, христианство); теолого-философские проблемы; рецензии на книги и компакт-диски вместе с библиографией новых поступлений и указаниями об их котировке на книжном рынке. Источники информации - 18 пресс-агентств, 30 газет, 45 журналов, корреспонденты на 5 континентах. Выходит 2 раза в месяц, тираж - 35 тыс. экз.

Лит.: NCE. vol. 3. р. 297; Informations Catholiques Internationales. P., 1973. 15 June. p. 1-5, 27-28; La Documentation Catholique. 1973. 15 July. p. 691; Actualité religieuse. 1995. 15 Mart; Actualité des religions. 1998. 15 Nov.-Dec.

Н. Н. Поташинская

ACTUS PURUS

Статья большая, находится на отдельной странице.

AD BENEPLACITUM NOSTRUM

AD BENEPLACITUM NOSTRUM [лат.- По нашему благоусмотрению], в католич. каноническом праве - клаузула, используемая в папских рескриптах и др. церковных документах; по смыслу аналогична выражениям donec voluero, quamdiu mihi placuerit - «до тех пор пока я буду желать [этого]», «пока мне будет угодно». Права или полномочия, предоставляемые с такой оговоркой, действительны только на ограниченное время: до их отзыва лицом, предоставившим привилегию, до изменения или потери им самим права или возможности передавать подобные полномочия (CIC can. 81, 184 § 1-2).

Лит.: Roncet R. Les privilèges des clercs au Moyen-Â ges. P., 1901.

Е. В. Казбекова

AD CATHOLICI SACERDOTII

AD CATHOLICI SACERDOTII [лат.- Католическим священникам], энциклика папы Пия XI от 20 дек. 1935 г., отразила обеспокоенность католич. Церкви последствиями социально-экономических потрясений, охвативших мир в 30-е гг. ХХ в. Энциклика отмечает, что священнослужители призваны «вносить самый серьезный вклад в разрешение или хотя бы смягчение социальных конфликтов, проповедуя христианское братство». Жизнь священника должна соответствовать его проповеди христ. идеалов: он призван быть бескорыстным и свободным от земных привязанностей ради «усердия во славу Божию». Чтобы способствовать «моральному возвышению, умиротворению и социальному спокойствию народов», священник должен постоянно напоминать о бренности земных благ, о духовных ценностях, о бессмертии души и о строгости Божия суда. Энциклика направлена, в частности, на укрепление церковной дисциплины. Послушание церковной иерархии «делает воинствующую Церковь» достойным «противником врагов Бога». Папа считает «самой серьезной и опасной ошибкой» попытку священника заняться к.-л. деятельностью, выходящей за рамки традиц. служения. К священникам предъявляется требование хорошо знать учение о вере и нравственности, догматы, законы Церкви, а потому им следует «глубоко и серьезно изучать богословские дисциплины». Численность духовенства не является самоцелью, важнее подготовить достойных «работников нивы Господней». Идеи энциклики отражены в Декрете Ватиканского II Собора «О формировании духовенства» (Decretum de Institutione sacerdotali).

Лит.: Тuttе le encicliche dei Sommi Pontifici / Rac. e annot. E. Momigliano. Mil., 1959. Р. 1022-1054; NCE. Vol. 11. p. 412; Документы II Ватиканского Cобора. М., 1998. С. 63-130, 201-218, 341-376.

Н. Н. Поташинская

AD GENTES DIVINITUS

Статья большая, находится на отдельной странице.

AD LIMINA APOSTOLORUM

AD LIMINA APOSTOLORUM [лат.- К апостольским пределам], в католич. Церкви - посещение Рима.

1. Выражение, к-рое обычно использовалось в ср. века для обозначения паломничества в Рим к гробницам апостолов Петра и Павла, мучеников, исповедников и праведников.

2. Название визитации Рима (также visitatio liminum), к-рая входила в обязанности католич. епископов, постоянно пребывавших в своем еп-стве. Официально правило об обязательном посещении Рима введено папой Сикстом V в 1585 г., однако оно было известно и ранее. О посещении гробницы апостолов сицилийскими епископами упоминает папа Григорий Великий в письме диак. Киприану. На Римском Соборе 743 г. было установлено правило, согласно к-рому все епископы, чьи еп-ства находились недалеко от Рима, должны были ежегодно посещать гробницу апостолов.

Григорию VII приписывается формула клятвы, в к-рой епископы принимали обязательство лично посещать Рим или присылать своих представителей. К сер. XIII в. многие прелаты добились от папы освобождения от этой обязанности, но Александр VI прекратил практику подобных привилегий. В период «Авиньонского пленения пап» епископы были обязаны посещать не Рим, а Авиньон согласно принципу «где папа, там и Рим». Сикст V в конституции Romanus Pontifex окончательно утвердил правило А. l. a. для всех епископов. В случае невозможности личной визитации епископ должен был посылать в Рим специально назначенного священника. Епископы Италии, Греции и Далмации должны были отправляться А. l. a. раз в 3 года, для большинства стран Европы была установлена регулярность один раз в 4 года, для Сев. и Вост. Европы - в 5 лет, для Азии и Африки - в 10 лет. За неисполнение к епископам применялись санкции вплоть до приостановления духовных и светских полномочий; в понтификат Пия X (1903-1914) санкции были отменены, он же в 1911 г. установил единую для всех епископов регулярность визитации А. l. a.- один раз в 5 лет. В наст. время A. l. a. включает посещение гробницы апостолов Петра и Павла, личный визит к папе, представление письменного отчета о состоянии своего еп-ства.

Лит.: Lucidi A. De visitatio sacrorum liminum. R., 1894-1899; Cappello F. M. De visitatio liminum. R., 1912-1913; Eichmann E., Mörsdorf K. Lehrbuch des Kirchenrechts auf Grund des Codex Iuris Canonici. Paderborn, 1953; Plöchl W. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1955. Bd. 2.

Н. Д. Прокофьева

AD PETRI CATHEDRAM

AD PETRI CATHEDRAM [лат.- К кафедре св. Петра], первая энциклика папы Иоанна XXIII от 29 июня 1959 г., в к-рой был представлен план основных церковных мероприятий его начинающегося понтификата: созыв Ватиканского II Cобора, проведение Римского епископского синода, обновление Кодекса канонического права. Собор должен был стать средством обновления католич. Церкви, приближения ее к требованиям эпохи. Особое внимание в энциклике уделено обрядовому и доктринальному единству католич. Церкви, к-рое основывается прежде всего на Свящ. Писании, а также на устной и письменной традиции, подтвержденной документами пап и Вселенскими Соборами. Иоанн XXIII выразил беспокойство о судьбе людей, живущих в нищете. В его энциклике социальная справедливость объявляется христ. добродетелью, призванной смягчать отношения между различными социальными категориями: защита прав трудящихся связывается с нормами социальной доктрины католицизма, особенно с понятием о справедливом распределении богатств.

Лит.: Тutte le encicliche dei Sommi Pontifici / Rac. e annot. da E. Momigliano. Mil., 1959. p. 1509-1532; Markiewicz S. Polityka Jana XXIII i Pawła VI. Warsz., 1964. p. 75-78; Hebblethwaite P. Jean XXIII: Le pape du Concile. P., 1988. p. 365-368; Гергей E. История папства. М., 1996. с. 397; Knopp G. Vatican: Die Macht der Päpste: Pius XII - Johannes Paul II. Mainz, 1997; Fuhrmann H. Die Päpste: Von Petrus zu Johannes Paul II. Mainz, 1998.

Н. Н. Поташинская

ADVENIAT

ADVENIAT (лат.), благотворительная орг-ция нем. католиков (резиденция в г. Эссене), созданная в 1961 г., действует под покровительством Немецкой епископской конференции. Цель А.- помощь католич. Церкви Лат. Америки в совершенствовании пастырской деятельности, а также в области церковного и светского образования. Особое внимание уделяется подготовке священников: ежегодно А. опекает в среднем 16 тыс. семинаристов, проходящих подготовку в странах Лат. Америки и в Германии. А. информирует нем. общественность о положении в Лат. Америке, способствует укреплению партнерских отношений с латиноамер. странами. Средства А. складываются из добровольных церковных взносов нем. католиков в канун Рождества (4 недели Адвента); средства эти весьма значительны. Со дня организации А. до кон. 1998 г. было собрано 3,7 млрд. нем. марок.

Лит.: Watzal L. Die Entwicklungspolitik der katholischen Kirche in der BRD. Mainz; Münch., 1985. S. 191-218; LTK3. Bd. 1. S. 170-171; Die Welt. 1997.1.12; Deutsche Tagespost. 1998.1.12.

О. И. Величко

AGGIORNAMENTO

AGGIORNAMENTO [от итал. il giorno - день; обновление, приспособление к действительности], термин возник в понтификат Иоанна XXIII и связан с Ватиканским II Cобором, созывая к-рый папа стремился модернизировать Церковь. Cлово «аджорнаменто» прозвучало в этом смысле 11 окт. 1962 г. на открытии Собора в речи Иоанна XXIII, призвавшего отцов Собора к «уместному обновлению». Впосл. термин «А.» вошел во многие языки мира и получил широкое распространение.

Лит.: Enchiridion Vaticanum: II Concilio Vaticano: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970; Гергей Е. История папства. М., 1996. С. 397; La Documentation Catholique. p., 1999. 3 Janv. p. 41.

Н. Н. Поташинская

AGNUS DEI

Статья большая, находится на отдельной странице.

AHHO

AHHO [Аннон; лат. Anno, Hanno] (нач. IX в.- 9.10.875), еп. Фрайзингенский (с 23 февр. 855). Происходил из знатного баварского рода. Будучи епископом г. Фрайзинга (Юж. Бавария), уделял большое внимание церковно-адм., общественно-политической и лит. деятельности, занимался музыкой. Был одним из противников создания отдельной архиепископии для Вел. Моравии и Паннонии и богослужения на слав. языке. Вместе с др. баварскими епископами участвовал в суде над св. равноап. Мефодием в 870 г. Весной 873 г. папа Иоанн VIII направил А. послание с порицанием за незаконные действия по отношению к слав. первоучителю и угрозой запрещения в служении, если св. Мефодий в назначенный срок не будет освобожден. В пространном житии св. Мефодия (гл. X), написанном в 885 г., смерть А. наряду с 3 др. епископами, участниками суда над св. Мефодием, рассматривается как божественное воздаяние («святой Петров суд») за преследование слав. апостола.

Ист.: Сказания о начале славянской письменности / Вступ. ст., пер. и комментарии Б. Н. Флори. М., 1981. С. 158-159.

Лит.: КМЕ. T. 1. С. 80.

А. А. Турилов

"ANALECTA BOLLANDIANA"

"ANALECTA BOLLANDIANA" - ежегодное периодическое издание об-ва иезуитов-болландистов в Брюсселе (Бельгия). Основано в 1882 г. К. де Шмедтом, В. ван Хоофом и Й. де Бакером с целью публикации агиографических источников, к-рые должны были дополнять серию «Acta Sanctorum». Первоначально в «А. В.» печатались лишь тексты житий и месяцесловов. После того как в нач. 90-х гг. XIX в. в состав редакции вошли И. Делеэ (c 11-го тома), Й. ван ден Гейн и П. Петерс, издание стало отвечать требованиям, предъявляемым к научным журналам мирового уровня. С 10-го тома каждый выпуск включает аннотированную библиографию агиографических публикаций, вышедших за год по всему миру.

Д. Е. Афиногенов

ANALECTA HYMNICA GRAECA

Статья большая, находится на отдельной странице.

ANCILLA THEOLOGIAE

Статья большая, находится на отдельной странице.

ANDACHTSBILD

«Христос в терновом венце». Мастер Франке. Ок. 1420 г. (Музей изобразительных искусств. Лейпциг)

«Христос в терновом венце». Мастер Франке. Ок. 1420 г. (Музей изобразительных искусств. Лейпциг)

[нем.; лат. imago pietatis, англ. devotional image - благочестивый образ], тип неканонического изображения с религ. сюжетом, широко распространенный в североевроп. странах в XIV-XV вв. Как правило, представлял собой отдельную иллюминированную страницу манускрипта либо изображение в складне. А. возникали под влиянием монашеских сочинений (молитвенники Hortus Animae; трактаты Фомы Кемпийского) и различных мистических учений, отличались иконографической свободой, сложной символикой, наличием элементов натурализма. А. создавался в результате интерпретации художником евангельских сюжетов или путем соединения уже известных композиционных формул. Чаще всего это были сюжеты страстно́го цикла (лат. Ecce homo - Се человек), в них включался образ Богоматери (напр., Млекопитательница). Наиболее полно А. проявился в композиции Pietà - Оплакивание.

Лит.: Panofsky E. Imago Pietatis // Festschrift M. J. Friedländer. Lpz., 1927. S. 261-308; Ringbom S. Icon to Narrative. Abo, 1965; Hamburger J. The Visual and the Visionary: The Image in Late Medieval Monastic Devotions // Viator. 1989. Vol. 20. P. 163-182.

С. В. Соловьёв

ANGELICUM

Статья большая, находится на отдельной странице.

ANNO DOMINI INCARNATIONIS

ANNO DOMINI INCARNATIONIS [A. D.; лат.- в год от Воплощения Господня], выражение из средневек. западноевроп. хроник, принятое как обозначение системы летосчисления от Рождества Господа Иисуса Христа (от Рождества Христова). Система была разработана в 525 г. рим. мон. Дионисием Малым, к-рый определил дату рождения Христа как 753 г. от основания Рима, или 284 г. до начала эры имп. Диоклетиана. В средневек. документах употребляются также др. варианты обозначения: «год Господа» (Annus Domini), «год от Рождества Христова» (Annus a nativitate Domini), «год от Воплощенного Слова» (Annus a Verbo Incarnato), «год благодати» (Аnnus gratiae). Впервые эта система стала употребляться в документах 1-й пол. VII в., но в ср. века использовалась только в Зап. Европе, к тому же не повсеместно. В XV в. все документы папской канцелярии стали датироваться годом от Рождества Христова. Лишь с кон. XVIII в. этот принцип летосчисления стали использовать во всех европ. христ. странах и официально в Османской империи. В России система летосчисления от Рождества Христова введена указом Петра I с 1 янв. 1700 г. После Октябрьской революции 1917 г. была проведена «секуляризация» христ. системы летосчисления и были введены обозначения «год нашей эры» и «год до нашей эры». В совр. России употребляются оба вида обозначения.

Лит.: Bickerman E. Chronologie. Lpz., 1963; Ермолаев И. П. Историческая хронология. Каз., 1980; Zemanek H. Kalendar und Chronologie. Münch., 1984.

А. Ю. Серёгина

ANNUARIO PONTIFICIO

ANNUARIO PONTIFICIO [итал.- Папский ежегодник], офиц. справочное ежегодное издание Римской курии, содержащее краткие сведения о Римских папах, структуре Римско-католической Церкви. Впервые ежегодник - справочник с информацией о папском дворе и иерархах католич. Церкви - появился в 1716 г. и назывался «Notizie per anno» (Новости за год). Название А. Р. было введено в 1860 г. В течение последующих десятилетий ежегодник выходил нерегулярно, менял название, временами лишался поддержки церковного руководства. Совр. статус и структура А. Р. существуют с 1940 г. В ежегодник входят следующие разделы, содержащие сведения о Римско-католической Церкви: имена всех Римских пап (с указанием их светских имен и дат понтификата, начиная от св. Петра до понтифика, занимающего престол в наст. время), Коллегия кардиналов, Архидиоцезы и диоцезы, Титулярные кафедры, Прелаты и аббаты, Географическое распределение церковных округов, Римская курия (Госсекретариат, конгрегации, суды папские, советы папские, отд-ния апостольской администрации, прочие структуры Римской курии, комиссии папские), Учреждения при Св. престоле, Представительства папские, Религиозные ин-ты, Научно-культурные ин-ты. Редакция находится при Госсекретариате, но издание готовится совместно с Центральной статистической службой Римской Церкви.

Лит.: Ann. Pont., 1999. Vat., 1998. p. 1177, 1288, 1833.

Н. Н. Поташинская

"ANNUS SANCTUS"

Статья большая, находится на отдельной странице.

APOPHTHEGMATA PATRUM

Статья большая, находится на отдельной странице.

APOSTOLICAM ACTUOSITATEM

APOSTOLICAM ACTUOSITATEM [лат.- апостольскую деятельность], декрет Ватиканского II Собора об апостольстве мирян, утвержден 18 нояб. 1965 г. папой Павлом VI. В его подготовке приняли участие руководители светских католич. орг-ций и движений. В декрете определяются цели, характер и основные принципы апостольства мирян, даются пастырские указания для более успешного его осуществления, т. к. «во многих странах, где священники пока еще малочисленны или лишены свободы, необходимой в их служении, без сотрудничества мирян Церковь почти не может присутствовать и действовать». От мирян, к-рые одновременно являются членами Града Божия и града человеческого, требуется служение, «чтобы пронизать и усовершенствовать порядок преходящих вещей евангельским духом». Отмечается, что целесообразно развивать апостольство в организованной форме, совершенствуя международные объединения католиков. Особое значение в документе придается орг-циям Католического действия.

Касаясь отношений мирян с высшей церковной иерархией, декрет утверждает, что никакая орг-ция не имеет права приписывать себе наименование «католическая» без согласия церковной власти. В задачу церковных иерархов входит направлять апостольство мирян, при этом «не лишая их необходимой свободы действий».

Большое значение декрет придает подготовке мирян к апостольскому служению. Знания теологии, этики и философии должны сочетаться у мирянина с высоким культурным уровнем, умением жить по-братски, сотрудничать, вести диалог.

Ист.: Enchiridion Vaticanum. Il Concilio Vaticano II: Documenti. Testo ufficiale. Bologna, 1970. p. 527-585; Документы II Ватиканского Собора. М., 1998. С. 253-281.

Лит.: Казанова А. Второй Ватиканский собор: Критика идеологии и практики совр. католицизма. М., 1973. С. 261-270.

Н. Н. Поташинская

APOSTOLOS SUOS

APOSTOLOS SUOS [лат.- Своих апостолов], апостольское послание папы Иоанна Павла II от 21 мая 1998 г., посвященное богословскому и юридическому определению Епископских конференций. Документ готовился 13 лет; был составлен на основе обобщения материалов 47 Епископских конференций, Международной комиссии по теологии и канонич. праву, Межконгрегационной комиссии и Конгрегаций по делам епископов и вероучения. Состав, цели и виды деятельности таких конференций были определены в Кодексе канонического права 1983 г. (CIC can. 447-459). В послании определено юридическое подчинение национальных Епископских конференций Римской курии, к-рая утверждает выработанные ими уставы. От имени Епископской конференции может выступать ее пленарная ассамблея.

Лит.: La Documentation Catholique. 1998. 6-20 sept. р. 751-758; La Civiltà Cattolica. 1999. 16 janv. p. 119-132; Свет Евангелия. М., 1999. 14 февр. № 7. с. 1.

Н. Н. Поташинская

APPROBATIO

Статья большая, находится на отдельной странице.

ARCHIVIO SEGRETO VATICANO

ARCHIVIO SEGRETO VATICANO - см. Ватиканский секретный архив.

ARTES LIBERALES

Статья большая, находится на отдельной странице.

ASPERGES

Статья большая, находится на отдельной странице.

ATTRITIO

Статья большая, находится на отдельной странице.

AUDIENTIA

Статья большая, находится на отдельной странице.

AVE MARIA

Статья большая, находится на отдельной странице.

"BEATUS CYRILLUS"

Краткий рассказ на латыни о святых равноапостольных Константине-Кирилле и Мефодии, сохранившийся в чеш. рукописях кон. XIV-XV в. «B. C.» повествует о том, что святые братья, ласково принятые Римским папой, отправились в землю болгар и обратили их в христианство, затем пришли в Моравию, где просветили светом веры во Христа правителя и жителей. Оттуда равноап. Кирилл направился в Рим, принял там монашеский постриг и вскоре умер. Св. Мефодий стал епископом Моравии, но спустя нек-рое время был изгнан из страны Святополком, обвинившим его в распространении «ложных верований». Мефодий проклял Святополка и его дружину и удалился в Рим. Важной особенностью «B. C.» является полное отсутствие в памятнике сведений о создании святыми Константином и Мефодием слав. письменности.

Повествование «B. C.» содержит большое число совпадений с «Моравской легендой» - обширным рассказом о равноапостольных братьях, сложившимся не ранее XIII в. и основанным на ряде источников (сохранился в чеш. рукописях сер. XIV-XV в.). Можно предположить, что «В. С.» является не извлечением из «Моравской легенды» (как считали нек-рые исследователи), но одним из источников ее, поскольку лит. образцом для «В. С.» послужило житие св. Ливина, написанное в мон-ре св. Бавона в Генте в 1-й пол. XI в. Ранняя датировка «В. С.» (кон. XI или XII в.) хорошо объясняет подчеркивание связи святых братьев с Римом и полное умолчание о слав. письменности в памятнике.

Изд.: Magnae Moraviae fontes historici. Brno, 1967. Vol. 2. P. 300-303.

Лит.: Ludvikovský J. Legenda «Beatus Cyrillus» // Sborník prací Filosofické fakulty Brnĕnske university. Ser. 8. Brno, 1961; Meyvaert P., Devos P. La «Legende morave» de Cyrille et Methode et ses sources // AnBoll. 1956. T. 74; Devos P. La passion de S. Liévin de Gand: Source principale inattendue de «Beatus Cyrillus» // Ibid. 1971. T. 89; idem. Sur la légende «Beatus Cyrillus» // Ibid. 1981. T. 99.

Б. Н. Флоря

BELLUM JUSTUM

Статья большая, находится на отдельной странице.

BENEDICETE

BENEDICETE - см. ст. Даниил, прор., Библейские песни.

BENEDICTUS

BENEDICTUS [лат.- благословен], лат. название богослужебных гимнов библейского происхождения: 1) части канона рим. мессы (стих Мф 21. 9б, ср. Пс 117. 26а), входящей в состав Sanctus. В полифонических мессах B. часто выделялся в особый муз. номер; 2) библейских песен в составе служб оффиция: молитвы царя Давида (1 Пар 29. 10-13), молитвы прор. Азарии (Дан 3. 26-45 [LXX]), 1-й части песни вавилонских отроков (Дан 3. 52-56 [LXX]); песни прав. Захарии (Лк 1. 68-79).

BIBLIA PAUPERUM

Biblia pauperum. Бамберг, 1462-1463 (РГБ)

Biblia pauperum. Бамберг, 1462-1463 (РГБ)

[лат. Библия бедняков; Biblia picta - иллюстрированная Библия], краткое иллюстрированное изложение библейских сюжетов; жанр назидательной лит-ры, получивший распространение в позднее средневековье преимущественно в Юго-Вост. Германии и Австрии. В центре каждой страницы В. p. находятся эпизоды НЗ (от Благовещения до Успения Богородицы, а также Страшный Суд), сопровождаемые справа и слева примерами из ВЗ, а сверху и снизу - изречениями пророков.

Книги этого жанра предназначались для наглядного назидания pauperes spiritu (нищих духом). Наибольшее распространение В. p. получили в среде бенедиктинцев и августинцев, к-рые использовали их во время проповеди. Появление В. p. обычно относят к кон. XIII в., первая известная В. p. датируется ок. 1300 г.; древнейшие образцы этого жанра составлены в Баварии. Существуют рукописные (68 манускриптов), цельнопечатные В. p. (сер.- 2-я пол. XV в., наиболее известны Нёрдлингенская (1470) и Нюрнбергская (1471)) и инкунабулы (самая ранняя появилась в Бамберге ок. 1462). Сохранились В. p. как с лат., так и с нем. текстами. Этот жанр оказал значительное влияние на развитие позднесредневек. книжной миниатюры. В ср. века под В. p. понимали также краткие переложения Свящ. Писания, составленные для нужд монахов нищенствующих орденов и малообеспеченных приходских священников.

Ист.: Unterkircher F., Schmidt G. Die Wiener Biblia Pauperum: Codex Vindobonensis, 1198. Graz; Köln, 1962; Forstner K. Die Salzburger Armenbibel: Codex a IX 12. Münch., 1969.

Лит.: Laib F., Schwarz F. J. Biblia pauperum. Zürich, 1899; Kriestelles P. Biblia pauperum. Weimar, 1906; Cornell H. Biblia pauperum. Stockholm, 1925; Berve M. Die Armenbibel: Herkunft, Gestalt, Typologie. Münch., 1969; Долгодрова Т. А. Экземпляр нидерландской Библии бедных из РГБ // Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1999. Сб. 77. С. 203-220.

Н. Д. Прокофьева

BIBLIOTHECA APOSTOLICA VATICANA

BIBLIOTHECA APOSTOLICA VATICANA - см. Ватиканская библиотека.

"BOOK OF DURHAM"

"BOOK OF DURHAM" [англ.- Книга из Дарема], под этим названием известны 3 раннесредневек. рукописи, хранящиеся в кафедральном соборе г. Дарема (Великобритания).

I. Фрагмент рукописи Евангелий (A. II. 10), древнейший англосаксон. манускрипт (предположительно нач. VII в.). Сохранилось 12 листов, украшенных звериным орнаментом, выполненным в желтых, голубых и зеленых тонах. Стиль орнамента близок к англосаксон. ювелирным изделиям того времени (в частности, к вещам из погребения в Саттон-Ху).

II. Рукопись Евангелий, к-рая и называется «Книгой из Дарема» (A. II. 17), сохранилась не полностью. Предполагают, что этот манускрипт наряду с «Евангелием из Линдисфарна» и «Евангелием Эхтернаха» был создан в скриптории мон-ря на о-ве Линдисфарн в кон. VII - нач. VIII в. Рукопись содержит первое в англосаксон. искусстве изображение Распятия. Как в орнаменте, так и в фигурах, прежде всего в фигуре Христа, заметно воздействие ирл. искусства. В оформлении преобладают оранжевые и красные тона.

III. Рукопись «Комментариев на псалмы» Кассиодора (B. II. 30) традиционно связывается с именем св. Беды Достопочтенного и скорее всего была создана в 1-й пол. VIII в. в мон-ре Монквермут, или Ярроу. В ней содержатся 2 изображения царя Давида, созданные под влиянием позднеантичных образцов; их обрамляет типичный кельт. орнамент. Использованы изумрудно-зеленый, оранжевый и темно-розовый цвета. Установлено, что создатель этой рукописи принимал участие также в оформлении одной из древнейших рукописей Беды, хранящейся в РНБ.

Лит.:Bailey R. N. The Durham Cassiodorus. Jarrow, 1978; Alexander J. J. G. A Survey of Manuscripts Illuminated in the British Isles. L., 1978. Vol. 6: Insular Manuscripts 6th to 9th cent.; Wilson D. M. Anglo-Saxon Art. L., 1984; Stevick R. D. The Earliest Irish and English Book-Arts: Visual and Poetic Forms before A. D. 1000. Phil., 1994.

Н. Ю. Чехонадская

"BOOK OF KELLS"

Статья большая, находится на отдельной странице.

DEI FILIUS

Статья большая, находится на отдельной странице.

DEI VERBUM

Статья большая, находится на отдельной странице.

DEVOTIO MODERNA

Статья большая, находится на отдельной странице.

DIES IRAE

DIES IRAE - см. ст. Реквием.

"DIGNITATIS HUMANAE"

Статья большая, находится на отдельной странице.

DISCIPLINA ARCANI

Статья большая, находится на отдельной странице.

"DIVINO AFFLANTE SPIRITU"

Статья большая, находится на отдельной странице.

DOCTOR ECCLESIAE

Статья большая, находится на отдельной странице.

"DOCTRINA PATRUM"

"DOCTRINA PATRUM" - см. «Учение отцов».

"DOCUMENTATION COTHOLIQUE"

Статья большая, находится на отдельной странице.

EPICLESIS

EPICLESIS - часть анафоры - см. Эпиклеза.

EPISCOPALIS AUDENTIA

Статья большая, находится на отдельной странице.

"EVANGELIUM VITAE"

Статья большая, находится на отдельной странице.

GAUDIUM ET SPES

Статья большая, находится на отдельной странице.

"GLORIA IN EXCELSIS DEO"

Статья большая, находится на отдельной странице.

GLOSSA ORDINARIA

Статья большая, находится на отдельной странице.

GRAVISSIMUM EDUCATIONIS

Статья большая, находится на отдельной странице.

"GREGORIANUM"

Статья большая, находится на отдельной странице.

IMAGO CLIPEATA

Статья большая, находится на отдельной странице.

"IMMORTALE DEI"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"IMPRIMATUR"

Статья большая, находится на отдельной странице.

IMPROPERIA

Статья большая, находится на отдельной странице.

IN PARTIBUS INFIDELIUM

IN PARTIBUS INFIDELIUM (лат. в странах неверных), наименование титулярных архиепископов и епископов (см. ст. Викарий), а также титулярных архиепископских и епископских кафедр (см. ст. Диоцез), употреблявшееся в Римско-католической Церкви до 1882 г.

INSTITUTIO

Статья большая, находится на отдельной странице.

"INTER MIRIFICA"

Статья большая, находится на отдельной странице.

INTERCESSIO

Статья большая, находится на отдельной странице.

"VEHEMENTER NOS"

"VEHEMENTER NOS" [Чрезвычайно нас (огорчает)], 6-я энциклика папы Пия Х от 11 февр. 1906 г., к-рая осуждает франц. закон об отделении Церкви от гос-ва и обращена к кардиналам, епископату, клиру и народу Франции.

С нач. 80-х гг. XIX в. во Франции нарастали антицерковные настроения, велась пропаганда необходимости создания национальной франц. Церкви, отделенной от Рима. В 1904 г. франц. правительство разорвало дипломатические отношения с Ватиканом, и в дек. 1905 г. во Франции был принят закон об отделении Церкви от гос-ва. В ответ папа Пий Х издал энциклику «V. n.». Она начиналась с перечисления мер, принятых франц. правительством против Церкви. Затем указывались ложные принципы, на к-рых был основан закон об отделении Церкви от гос-ва. Подчеркивалось, что положение, согласно к-рому гос-во не должно поддерживать богопочитание,- тяжкое оскорбление Бога.

Отрицание сверхприродного порядка возникновения человеческих обществ, говорится в энциклике, «ограничивает всю деятельность гос-ва только лишь достижением материального благосостояния в сей жизни, что является лишь ближайшим основанием для бытия политических обществ», в то время как конечной целью существования этих обществ «является лишь жизнь вечная». Принятый закон уничтожает установленный Богом гармоничный порядок устройства общества и чреват пагубными последствиями. Папа отметил, что, разорвав конкордат со Св. престолом и провозгласив отделение Церкви от гос-ва, гос-во не только не предоставило Церкви свободу, но, наоборот, решило подчинить ее светской власти. Согласно «Уложению о культовых союзах», дополнявшему закон, храмы и др. недвижимое церковное имущество объявлялись собственностью гос-ва и только «культовые союзы» получали право пользоваться церковными зданиями, представляя префекту отчеты об управлении имуществом. Гос-во признавало лишь эти союзы мирян, и настоятели приходов оказывались всецело в зависимости от «культовых союзов». Закон не считался с властью епископов и папы и фактически способствовал отрыву франц. Церкви от Св. престола. Папа Пий X призвал франц. духовенство и верующих сплотиться вокруг Церкви.

21 февр. 1906 г. в консисториальной аллокуции «Gravissimum apostolici» папа Пий X торжественно предал осуждению франц. закон об отделении Церкви от гос-ва и «Уложение о культовых союзах». 10 авг. 1906 г. появилась 2-я энциклика, посвященная франц. событиям - «Gravissimo officii munere» (Важнейший долг служения). Папа призвал отказаться от любых компромиссов с безбожной властью, даже если ценой такого решения будет потеря франц. Церковью всего ее имущества.

Лит.: Hayward F. Pie X. P., 1951. P. 99-109; Гаврилов М. Н., Тышкевич С., свящ. Святой Пий Х. N. Y., 1955. С. 35-43; Tutte le encicliche dei Sommi Pontefici / Rac. e annot. E. Momigliano. Mil., 1959.

А. Г. Крысов

VELATIO

Статья большая, находится на отдельной странице.

VERITATIS SPLENDOR

Статья большая, находится на отдельной странице.

VESPERAE

VESPERAE - см. Вечерня.

VESPERALE

Статья большая, находится на отдельной странице.

VIATICUM

Статья большая, находится на отдельной странице.

Следующая страница