Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "Б" (часть 6, "БЕН"-"БЕТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 6, "БЕН"-"БЕТ")

БЕНЬЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕОЧИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРАН

БЕРАН [чеш. Beran] Йозеф (29.12. 1888, Пльзень, Чехия - 17.05.1969, Рим), кардинал, католич. архиеп. Праги, примас Богемии. Сын сельского учителя, закончил с отличием гимназию, после обучения в Коллегии пропаганды веры в Риме (1907-1911) был рукоположен во пресвитера (10 июня 1911). Защитил докт. дис. на богословском фак-те Карлова ун-та в Праге, где с 1928 г. начал академическую деятельность на фак-те пастырского богословия. С 1933 г. ректор пражской Высшей духовной семинарии. Во время фашистской оккупации Чехословакии за проповеди на чеш. языке и отпевание чеш. офицеров Б. был заключен в тюрьму Панкрац (6 мая 1942), оттуда депортирован в концентрационный лагерь в Терезин; в сент. 1942 г. переведен в Дахау; в мае 1945 г. освобожден вместе с др. узниками. В 1946 г. получил сан архиепископа Праги и стал примасом Богемии. С дек. 1946 по июнь 1949 г. по решению коммунистического правительства находился под домашним арестом за отказ заявить о своей лояльности и за осуждение нарушений религ. свобод и прав Церкви. С 19 июня 1949 по 7 марта 1951 г. фактически находился на положении заключенного в своей резиденции, а затем в мон-ре, был лишен возможности выполнять функции архиепископа и даже носить церковное облачение. Б. использовал это время для работы над книгой о св. Агнессе, основательнице первого жен. мон-ря в Праге. 3 окт. 1963 г. пресс-бюро Ватикана сообщило о его освобождении чеш. властями вместе с 4 др. епископами. Однако Б. не смог прибыть на первые сессии Ватиканского II Собора, несмотря на письма рим. понтификов Иоанна XXIII и Павла VI, обращенные к чеш. правительству. Переговоры зам. гос. секретаря (впосл. гос. секретаря) Ватикана А. Казароли с правительством Чехословакии о судьбе Б. увенчались успехом, и 19 февр. 1965 г. архиепископ Праги прибыл в Рим. 29 февр.1965 г. он был возведен в сан кардинала и 20 сент. 1965 г. выступил на последней сессии Собора. Исходя из личного опыта, он раскрыл тему религ. свободы, требуя свободы совести для всех людей Земли, а также выступил за освобождение священников и мирян, арестованных за веру. Приняв активное участие в работе 4-й сессии Собора, поддержал декларацию о религ. свободе «Dignitatis humanae». В янв. 1969 г. Б. обратился по Ватиканскому радио к соотечественникам, призвав их к отказу от ненависти, согласию, труду, служению братьям ради процветания страны. Последние годы жизни провел в Риме. Похоронен в соборе св. Петра. В 1998 г. был начат процесс беатификации Б.

Лит.: La Documentation Catholique. 1963. Col. 1028, 1032; Ibid. 1965. 21 mars. Col. 493-496; Ibid. 1965. 17 oct. Col. 1787, 1821; Ibid. 1969. 16 fév. Col.195-196; Ibid. 1969. 15 juin. Col. 594; Carloni M. T. Il cardinale scomodo: Il cardinale Giuseppe Beran, arcivescovo de Praga. Urbania, 1972; Casaroli A. Il martirio della pazienza. Torino, 2000.

Н. Н. Поташинская

БЕРАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРАТСКАЯ МИТРОПОЛИЯ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ

БЕРАТСКАЯ МИТРОПОЛИЯ АЛБАНСКОЙ ЦЕРКВИ - см. ст. Албанская Православная Церковь.

БЕРАХА

БЕРАХА - евр. благословение - см. ст. Иудейское богослужение.

БЕРАХОТ

БЕРАХОТ - см. ст. Мишна, Талмуд.

БЕРГСОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДИЧЕВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДИЧЕВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Волынской и Житомирской епархии, названо по г. Бердичеву Киевской губ., титулярное. В 1921 г. во епископа Бердичевского в Киеве хиротонисан Александр (Чекановский), к-рый в 1922 г. уклонился в обновленческий раскол, до 1934 г. возглавлял обновленческую Бердичевскую кафедру (существовала до 1938, в авг. 1935-февр. 1938 на кафедре Мелетий Фомин). По данным М. Е. Губонина, Александр (Чекановский) в 1921-1922 гг. был епископом Уманским, викарием Киевской епархии, что не подтверждается др. источниками.

С нояб. 1941 г. в юрисдикции автономной Украинской Православной Церкви также существовало Б. в., 26 нояб. 1941 г. во епископа Бердичевского в Почаеве хиротонисан Леонтий (Филиппович), к-рый в 1941-1942 гг. управлял Житомирской епархией, с 1943 г.- в эмиграции.

Лит.: Иоанн (Снычёв), игум. Топография архиерейских кафедр РПЦ периода с 1893 г. по июнь 1963 г. Куйбышев, 1963. Ркп. Ч. 1. С. 23; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1, 4; Акты свт. Тихона. С. 914.

БЕРДНИКОВ Илья Степанович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕДНИКОВ Яков Иванович

Яков Иванович (7.10.1793, С.-Петербург - 28.09.1854), историк, археограф. Сын купца. Учился в Тихвинском ДУ, в 1811 г., не закончив гимназии в С.-Петербурге по состоянию здоровья, вернулся в Тихвин. В 1813-1815 гг. слушал курс лекций (в основном по рус. истории) в Казанском ун-те, в 1815-1819 гг.- в Московском ун-те. В 1820-1827 гг. служил чиновником в новгородской Казенной палате, с 1825 г.- в инспекторском департаменте в С.-Петербурге, затем - в канцелярии новороссийского генерал-губернатора, снова - в новгородской Казенной палате. В 1827 г. вышел в отставку, поселился в Тихвине и занялся разбором монастырского архива. В 1830 г. определен в комитет правления АН и прикомандирован к археографической экспедиции П. М. Строева. После возвращения из экспедиции назначен членом Археографической комиссии, с 1838 г.- ее главным редактором.

В 1835 г. был определен библиотекарем в Департамент народного просвещения, в 1841 г. избран адъюнктом, в 1847 г.- ординарным академиком АН. В 1835 г. Б. поручен осмотр Публичной б-ки, Румянцевского музея, б-к АН и Эрмитажа с целью пополнения актов, собранных археографической экспедицией. В 1836 г. под редакцией Б. издан 1-й т. «Актов археографической экспедиции» (период 1294-1598), через 2 года - «Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства». В 1840 г. Б. издал соч. Г. К. Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича». Б. занимался подготовкой к изданию «Актов исторических» (1841-1842), «Дополнений к Актам историческим» (1848-1853. Т. 1-5) и первых 6 томов ПСРЛ, помогал Строеву в подготовке дополнения каталога монастырских настоятелей и архиереев XIV-XVIII вв., принимал участие в редактировании академического издания «Российского словаря». В последние годы жизни собирал материалы для областного великорусского словаря.

Соч.: Описание рукописей Румянцевского музеума // ЖМНП. 1837. № 6. С. 1-12; Записка об открытиях в Московском Кремле древностей, представленная 2-му отд-нию имп. Академии наук. СПб., 1844; О славянских рукописях, хранящихся в германских и французских б-ках // ЖМНП. 1844. № 5. С. 73-91; Описание 4-х рукописей, хранящихся в б-ке Тихвинского Успенского мон-ря // Там же. 1847. № 9. С. 201-226; О некоторых рукописях, хранящихся в мон-рях и других б-ках // Там же. 1853. № 6; Путеводитель по античному отделению Эрмитажа. М., 1856; Историко-статистическое описание первоклассного тихвинского Богородицкого большого муж. мон-ря. СПб., 1859, 18882.

Лит.: Плетнёв П. А. Я. И. Бередников и ученые его труды. СПб., 1854.

Е. Н. Филатова

БЕРЕЗОВСКИЙ Максим Созонтович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕНГАРИЙ ТУРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЕНИКА

БЕРЕНИКА - см. Виринея (Вероника).

БЕРЕСТОВО

БЕРЕСТОВО - резиденция Киевских князей X-XII вв., расположенная к югу от древнего Киева, вблизи Киево-Печерской лавры - см. ст. Киев.

БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРИЛЛ

БЕРИЛЛ [Вирилл; греч. Βήρυλλος], свт. Катанский - см. Кирилл, свт. Катанский (пам. 21 марта).

БЕРИ-СЕНТ-ЭДМУНДС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРИЯ Лаврентий Павлович

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРКЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЛАГЕ

БЕРЛАГЕ [нем. Berlage] Антон (21.12.1805, Мюнстер, Германия - 6.12.1881, там же), католич. богослов. Учился в Мюнстере (1824-1826), в Бонне у Г. Гермеса (1826-1829), в Тюбингене (1829-1830) и в ун-те Мюнхена (1830-1831), по окончании к-рого получил степень д-ра богословия. Впосл. стал сторонником Ф. К. Баадера. В 1832 г. был рукоположен во пресвитера. Опубликовав кн. «Апология Церкви», в 1835 г. стал профессором богословия в Мюнстерском ун-те, с 1849 г. возглавлял там богословский фак-т. В соч. «Католическая догматика» Б. выступил против учения Г. Гермеса. Благодаря ясности изложения материала и обоснованности представленной аргументации эта книга считается в нем. католич. богословии классической.

Соч.: Apologetik der Kirche. Münster, 1834; Katholische Dogmatik. Münster, 1839-1864. 7 Bde.

Лит.: Pritz J. Franz Werner, ein Leben für Wahrheit in Freiheit: ein Beitrag zur Geistes- und Theologiegeschichte Österreichs im 19. Jh. Freiburg, 1957. S. 129; Baier W. Die Kirche als Fortsetzung des Wirkens Christi: Untersuchungen zu Leben und Werk und z. Ekklesiologie d. Münsteraner Dogmatikers A. Berlage (1805-1881). St. Ottilien, 1984.

О. И. Величко

БЕРЛИНДА

БЕРЛИНДА [лат. Berlindis], св. дева (пам. зап. 3 февр.). Согласно житию Б., автором к-рого является монах из Лоба (около г. Шарлеруа, совр. Бельгия), она, будучи племянницей св. Аманда, «апостола Бельгии», жила в кон. VII - нач. VIII в. Однако исследователи XX в. относят годы жизни Б. к кон. IX - нач. X в., поскольку 30 лет спустя после смерти святой почитание ее мощей было установлено еп. г. Камбре Авбертом. Этот епископ жил в X в., и его следует отождествлять с еп. Авбертом II, к-рый занимал кафедру в Камбре в 960-965 гг., следов., кончина Б. датируется между 930 и 935 гг.

Б. была дочерью Ноны и Оделарда, дворянина, владельца поместья Мербек близ г. Нинове (Вост. Фландрия, Бельгия). Ухаживая за заболевшим проказой отцом, она не смогла однажды скрыть своего отвращения, за что была лишена наследства. Раскаявшись в своем поступке, Б. удалилась в мон-рь св. Марии в Морселе около г. Алст. Последние 17 лет жизни она провела в Мербеке в отшельничестве, следуя монашескому уставу св. Венедикта Нурсийского. После смерти Б. аббатиса мон-ря Нивель построила в Мербеке ц. св. Марии, куда с благословения еп. Камбрейского Авберта II были помещены в каменном саркофаге останки Б., что послужило поводом к ее канонизации.

Ист.: Acta SS. Febr. T. 1. P. 378-384.

Лит.: Van der Essen L. Berlinde // DHGE. T. 6. Col. 523-525.

А. И. Макаров

БЕРЛИНСКАЯ И ГЕРМАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРЛИНСКИЙ СБОРНИК

БЕРЛИНСКИЙ СБОРНИК (Берлин. Гос. б-ка. MS (Slav.). Wuk. 48), пергаменный кодекс, написанный уставом одного почерка на 138 листах (2 листа из кодекса и маленький отрывок 3-го хранятся в СПб. РНБ. О. п. I. 15), размером 195´

140 мм. Представляет собой серб. список раннего XIV в. со среднеболг. оригинала (в исследованиях XIX-XX вв. нередко датировался XIII в.). В наст. время Б. с. лишен начала и конца, есть утраты и в середине, однако его первоначальный состав в большинстве случаев надежно восстанавливается по копии, сделанной с него на рубеже XVI-XVII вв. (РНБ. Гильф. № 42), когда сохранность кодекса была значительно лучше (связь между этими рукописями выявил в 1873 И. В. Ягич). Б. с. был найден не позднее сер. XIX в. серб. филологом и просветителем В. Караджичем, по всей вероятности, в Боснии или Герцеговине и продан им вместе с др. слав. рукописями и старопечатными книгами в 1858 г. в Прусскую королевскую б-ку в Берлине. Б. с. является важным источником по истории болг. лит-ры X-XII вв., т. к. содержит ряд апокрифов, в частности цикл о крестном древе попа Иеремии (один из старших списков, текст приписан прор. Моисею - Л. 78-94), а также переделку Сказания о письменах Черноризца Храбра («Слово святаго Кырила философа, учитела словеньску языку» - Л. 71об.- 76), датируемую временем визант. владычества в Болгарии. Особую ценность Б. с., восходящий к болг. оригиналу раннего XIII в., представляет для истории русско-южнослав. культурных связей XII-XIII вв. (т. н. «первое восточнославянское влияние» на южнослав. лит-ру), поскольку включает целый комплекс разнородных текстов, написанных, переведенных или бытовавших на Руси в домонг. эпоху. Таковы канонические ответы Киевского митр. Иоанна II в составе компиляции «Заповеди св. отец» и ряд др. правил, возможно восходящих к недавно обнаруженным ответам митр. Георгия на вопросы спасо-берестовского игум. Германа (см.: Мошкова Л. В., Турилов А. А. «Неведомые словеса» киевского митрополита Георгия // Становление славянского мира и Византия в эпоху раннего средневековья: Сб. тез. М., 2001. С. 71), проложная редакция «притчи о теле человечи и о душе» (или о слепце и хромце) св. Кирилла, еп. Туровского, апокрифическое Откровение (псевдо)Мефодия Патарского, «Сказание о злоноровних женах» и др. На протяжении полутора веков Б. с. исследовал в разных аспектах целый ряд крупных филологов-славистов.

Изд.: Berlinski Sbornik: Vollständige Studienаusgabe im Originalformat / Hrsg. v. H. Miklas; Anh. v. V. M. Zagrebin. Graz, 1988 [Библиогр.].

А. А. Турилов

БЕРЛЮКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРМУДИШ

БЕРМУДИШ [португ. Bermudes] Жуан (кон. XV в., Опорто (Порту) - 1570), самозваный католич. «патриарх Эфиопии». В 1520 г. попал в Эфиопию в составе португ. посольства во главе с доном Родригу да Лима, где занимал должность «цирюльника, отворяющего кровь». В 1526 г. Б. вместе с живописцем Лазару д'Андради был оставлен при дворе эфиоп. царя Лебна Денгеля. В книге о своих приключениях, крайне недостоверной, Б. пишет, что эфиоп. митр. Маркос на смертном одре назначил его своим преемником, что не соответствовало каноническому праву. В 1535 г. Лебна Денгель, будучи не в силах противостоять мусульм. нашествию под предводительством имама Ахмада Ибрагима аль-Гази, отправил Б. к королю Португалии с просьбой о помощи. В своей книге Б. утверждает, что по дороге он побывал в Риме, где папа Павел III утвердил его в сане католич. «патриарха Эфиопии» и сделал патриархом Александрии in partibus infidelium. В Лиссабон он прибыл в 1537 г., в Эфиопию вернулся в 1541 г. с португ. отрядом под предводительством дона Криштобала да Гамы, отправился ко двору эфиоп. царя Галавдевоса (Клавдия), унаследовавшего престол после Лебна Денгеля, и потребовал от царя принять католичество и подчинить Эфиопскую Церковь в его лице папе. Нападки на Эфиопскую Церковь заставили царя написать «Исповедание Клавдия», где он с большим тактом отклоняет католич. обвинения в жидовствовании. Однако Б. требовал признания своего патриаршего сана и верховной власти над Эфиопской Церковью, а когда Галавдевос отказался, он пригрозил направить против него португ. солдат. Б. был арестован, и лишь заступничество королевы-матери и просьбы португальцев спасли его от казни. Б. был сослан в отдаленную область, но впосл. отпущен и направился к побережью для возвращения на родину. Б. был обвинен эфиоп. духовенством в краже золотой дароносицы из церкви. В марте 1556 г. ему удалось сесть на португ. корабль и покинуть Африку. На родину Б. прибыл лишь год спустя, в 1565 г. опубликовал в Лиссабоне книгу о своих приключениях.

Соч.: Esta he huma breve relaçâo da embeixada quo patriarcha do Joâo Bermudez trouxe do emperador da Ethiopia etc. Lisboa, 1565.

Лит.: Whiteway R. S. The Portuguese Expedition to Abyssinia in 1541-1543, as Narrated by Castanhoso with Some Contemporary Letters, the Short Account of Bermudez and Certain Extracts from Correa. L., 1902; Rey C. F. The Romance of the Portuguese in Abyssinia. L., 1929.

С. Б. Чернецов

БЕРНАДЕТТА СУБИРУ

БЕРНАДЕТТА СУБИРУ - см. Субиру Мария Бернарда.

БЕРНАРД АОСТИЙСКИЙ

БЕРНАРД АОСТИЙСКИЙ [лат. Bern(h)ardus de Aosta; франц. Bernhard de Menthon, de Montjou] (ок. 923, замок Мантон (?) в Савойе или нач. XI в., долина Аосты - предположительно 13.06.1008 или 1081, Новара, Сев. Италия), св. (пам. зап. 15 июня). В нарративных источниках XII в. и в «Vita» XV в. существуют 2 версии жизнеописания Б. А., приписывающие ему разное происхождение и относящие время его жизни к X или XI в.

Согласно версии XII в., он происходил из знатной семьи из долины Аосты в Пеннинских Альпах, в хрониках он назван Бернардом из Монжу или св. Бенедиктом и сообщается, что он жил в XI в.; по более поздней версии, он происходил из семьи графов Мантона, состоявшей в родстве с бургундской кор. Эрменгардой. В Житии XV в. говорится о том, что Б. А. учился в Париже; вернувшись на родину, он вопреки воле родителей отказался вступить в выгодный брак и посвятил себя служению Богу, его наставником стал архидиак.

Аосты Петр. В 966 г. за свою ученость и добродетели Б. А. был избран архидиаконом капитула Аосты (по др. данным, генеральным викарием); был ли он рукоположен во священника, точно неизвестно. Его пастырское служение было направлено на искоренение идолопоклонства и проповедь Евангелия жителям труднодоступных альпийских кантонов. В 962 г. (по др. данным, ок. 1050) Б. А. основал мон-рь и приют для странников и паломников в Рим на перевале Монжу (2469 м над уровнем моря), получившем впосл. его имя (Б. Сен-Бернар), неск. годами позже - аналогичный приют на перевале (2188 м) в Грайских Альпах (М. Сен-Бернар). Забота о размещении, пропитании странников, поиск заблудившихся при помощи специально обученных собак (выведенная впосл. порода получила название сенбернар), погребение умерших были возложены на регулярных каноников-августинцев по специальному папскому разрешению, полученному Б. А. во время путешествия в Рим. Обе общины жили за счет пожертвований. Приют на М. Сен-Бернаре не сохранился, на Б. Сен-Бернаре существует до наст. времени, но число монахов сократилось. Почитание Б. А. было распространено с нач. XII в. в Пьемонте (в Аосте, Новаре, Брешии), Вале (Валлис) и Тарантезе. По нек-рым сведениям, он был канонизирован уже в нач. XII в. еп. Ричардом Новарским, но его имя было внесено в Римский мартиролог только в 1681 г. папой Иннокентием XI. С 1149 г. почитается как покровитель основанных им мон-ря и приютов, альпинистов, жителей Альп и горнолыжников (с 1923).

В иконографии изображается в одеянии регулярных каноников, с поверженным и связанным столой диаволом у его ног. Иногда на фоне горного пейзажа с белой собакой.

Ист.: BHL, N 1242sq., Suppl. 52sq.; Vita beati Bernardi // Bibl. della società storica subalpina. T. 17. P. 291-312.

Лит.: Quaglia L. S. Benoît de Montjou / Grand St. Bernard. [S. l.], 1939; Donnet A. S. Bernard et les origines de l'hospice du Mont-Joux. St.-Maurice, 1942.

Е. В. Казбекова

БЕРНАРД КЛЕРВОСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАРД КЛЮНИЙСКИЙ

БЕРНАРД КЛЮНИЙСКИЙ [Бернард из Морле; лат. Bern(h)ardus Cluniacensis, Morlanensis, Morlacensis, Morvalensis] († ок. 1140), поэт, писатель и историк. Сведений о его жизни практически не сохранилось. Из сочинений известно лишь, что Б. К. сначала был монахом в Аниане, затем перешел в Клюни или в один из его филиалов. До нас дошли многочисленные богословские труды Б. К., самым значительным из к-рых является сатирическая поэма из 3 книг (3000 гекзаметров) «De contemptu mundi» (О презрении к миру), посвященная Петру Достопочтенному (PL. 184. Col. 1307-1316). Также известны сочинения «De trinitate et fide catholica» (О Троице и католической вере), «De castitate servanda» (О соблюдении целомудрия), комментарии к книгам Царств, «De octo vitiis» (О 8 пороках), «Mariale» (Похвала Деве Марии; долгое время приписывалась Ансельму Кентерберийскому). Б. К. приписываются «Instructio sacerdotalis seu tractatus de praecipuis mysteriis nostrae religionis» (Наставление священникам, или трактат об основных таинствах нашей веры) (PL. 184. Col. 771-792), «Gemma crucis» (Драгоценность креста), поэма «De vanitate mundi» (О тщете мира).

Соч.: Wright T. The Anglo-Latin Satirical Poets and Epigrammatists of the 12th Cent.: In 2 vol. L., 1827. Wiesbaden, 1964r. Vol. 2. P. 3-102.

Лит.: Ghellinck J. de. L'essor de la littérature latine au XIIe siècle: In 2 vol. Brux., 1946. Vol. 2. P. 226; Petry P. C. Medieval Eschatology and Social Responsibility in Bernard of Morval's «De contemptu mundi» // Speculum. Vol. 24. 1949. P. 207-217; Raby F. J. E. A History of Christian Latin Poetry. Oxf., 1927, 1953r. P. 315-319, 481; Disdier M.-T. Bernhard de Morlaix // DHGE. Vol. 7. Col. 699-700 [Библиогр.].

Е. В. Казбекова

БЕРНАРД ПАРМСКИЙ

БЕРНАРД ПАРМСКИЙ [лат. Bern(h)ardus Parmensis] (ок. 1060, Флоренция - 4.12.1133, Парма), св. католич. Церкви (пам. 4 дек.), еп. Пармы. Сохранились 2 редакции жития, созданные до 1193 г. в Парме (MGH. SS. T. 30. Pars 2. P. 1314-1327), согласно к-рому Б. П. происходил из знатного флорентийского рода дельи Уберти. Ок. 1080 г. он вступил в конгрегацию валломброзиан ордена бенедиктинцев и стал сначала монахом, а затем аббатом (ок. 1093) в мон-ре Сан-Сальви в Абруцци. В 1098 г. был избран верховным аббатом конгрегации, вскоре после этого возведен папой Урбаном II в кардиналы-пресвитеры ц. св. Хрисогона. Б. П. считается вторым основателем конгрегации валломброзиан, в результате проведенных им реформ конгрегация получила централизованную структуру и распространила свое влияние в Сев.

Италии. Папа Пасхалий II назначил его легатом и папским викарием в Сев. Италии, где Б. П. в условиях конфликта между герм. императором и папством по вопросу об инвеституре епископов успешно выступал в качестве миротворца, был советником и духовным наставником маркграфини Матильды Тосканской и добился от нее подтверждения дарения ее обширных земельных владений папскому престолу (1102). Он активно способствовал проведению церковной реформы (см. ст. Григорианская реформа) в городах Ломбардии и прежде всего в области Каносы. В 1106 г. Пасхалий II рукоположил его во епископа Пармского, при этом Б. П. сохранил за собой руководство конгрегацией и полномочия папского легата (до 1109). При нем Парма превратилась в центр церковного реформаторского движения в Ломбардии. Погребен в крипте кафедрального собора Пармы; в 1139 г. канонизирован своим преемником на Пармской кафедре еп. Ланфранком, почитается как покровитель города и валломброзской конгрегации. Реликвии, связанные с ним, находятся также в Валломброзе и Флоренции.

Ист.: BHL, N 1246-1250, Suppl. 53.

Лит.: Ercolani M. Santo Bernardo degli Uberti // Rivista storica benedettina. R., 1907. Vol. 2. P. 37-64; Bonnard F. Bernard (205) // DHGE. T. 8. Col. 718-721; Pelicelli N. Vita di Santo Bernardo degli Uberti. Parma, 1923; idem. I vescovi della chiesa Parmense. Parma, 1936. Vol. 1. P. 137-154; Del Monte G. Profilo spirituale di Santo Bernardo degli Uberti. R., 1939; Schumann R. Authority and the Commune, Parma 833-1133. Parma, 1973. P. 322-333.

Е. В. Казбекова

БЕРНАРДИН СИЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАРДИНКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНАРДИНЦЫ

БЕРНАРДИНЦЫ [лат. bernardines], 1) распространенное в Польше, Венгрии, Литве и на Украине название францисканцев-обсервантов, закрепившееся за ними в связи с деятельностью Бернардина Сиенского, к-рый в 1428-1442 гг. занимал пост генерального викария францисканского ордена. Строго придерживались первоначального устава ордена; 2) второе название цистерцианцев после реорганизации ордена, предпринятой Бернардом Клервоским в XII в.

БЕРНАРИЙ

БЕРНАРИЙ [лат. Bernarius] (IX в.), прп. (пам. зап. 2 янв.). Сын Бернарда, брата имп. Пипина Короткого. Старшие братья Б. Адальгард и Вала занимали видное положение при дворе их двоюродного брата кор. Карла Великого. Б. принял постриг в мон-ре Корби, где Адальгард в это время был аббатом. Однако с приходом к власти имп. Людовика Благочестивого (814) семья Б. впала в немилость: Адальгард был отправлен в Нуармутье, Вала пострижен в монахи, а Б. сослан в мон-рь Лерен (по «Житию Людовика Благочестивого», во Флёри), где провел 7 лет. Известно, что Б. был еще жив в 826 г., когда Адальгард скончался, а Вала стал настоятелем Корби. Сведения о Б. черпаются гл. обр. из «Жития св. Адальгарда», написанного Пасхазием Радбертом.

Ист.: Vita S. Adalhardi auctore Paschasio Radberto. Cap. 21-29 // Acta SS Benedicti. T. 4. Рars 1. P., 1677. P. 320-324. Vita Hludovici // MGH. SS. T. 2. P. 26.

Лит.: Moreau E. Bernaire (1) // DHGE. T. 7. Col. 554-555.

Д. В. Зайцев

БЕРНВАРД ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНИНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРНОН

БЕРНОН [лат. Berno; франц. Bernon] (ок. 850-927, Клюни, Франция), св. (пам. зап. 13 янв.), аббат-бенедиктинец. Род. в семье знатного бургундца, принял постриг в мон-ре Сен-Мартен в Отёне, откуда был послан в мон-рь Бом-ле-Муан. Ок. 890 г. основал мон-рь Жиньи, в 910 г. при содействии гр. Овернского и герц. Аквитанского Гильома Благочестивого - мон-рь Клюни. В его ведении также находились мон-ри Бом-ле-Муан, Сен-Лотен с владениями Шаван и Клеменюи, Деольс (Бур-Дьё), Сен-Мартен в Марсе, Этис (Мутье-ан-Брес) в Маконне и Сувиньи, отданный Клюни в 921 г. Незадолго до смерти Б. разделил мон-ри на 2 части, оставив управление ими св. Одо и своему родственнику Ги. Б. похоронен в ц. Сен-Пьер, недалеко от мон-ря Сен-Бенуа.

Ист.: ActaSS. Ian. T.1. P. 824; ActaSS Bened. Saec. X. P. 67.

Лит.: Heurtebize B. Bernon // DHGE. T. 7. Col. 858-859; Marrier M. Bibliotheca Cluniacensis. Matiscone, 1915. P. 1; Pidoux P.-A. Saints de Franche-Comté. Lons-le-Saulnier, 1908. T. 2. P. 315.

В. Г. Озеран

БЕРСЬЕ

БЕРСЬЕ [франц. Bersier] Эжен (5.02.1831, Морж, Швейцария - 18.11.1889, Париж), реформатский проповедник. Получил образование в Женеве, затем эмигрировал в США; в 1850 г. возвратился в Женеву и продолжил образование. В 1855 г. Б. был приглашен в Париж на должность проповедника при Шапель-Тетбу, где своими проповедями приобрел широкую известность. Во время франко-прусской войны 1870-1871 гг. участвовал в обороне Парижа, за что был удостоен ордена Почетного легиона. Некогда сторонник свободного церковного устройства (по образцу англо-амер. индепендентов), после войны Б. склонился к идее единой национальной Церкви. Постепенно он утвердился в мысли, что Церковь есть не просто собрание единоверцев, но универсальное «учреждение Божие». В 1866 г. Б. основал свою общину, в 1874 г. для общины на Авеню-де-ла-Гранд была построена ц. Этуаль, в к-рой Б. ввел литургию по образцу англикан. В том же году он оставил должность проповедника при Шапель-Тетбу. В 1877 г. Б. со своей общиной официально присоединился к Национальной реформатской Церкви Франции. Известен как автор трудов по истории протестантизма. Его проповеди были в основном посвящены не вероучительным, а нравственным вопросам, благодаря чему получили широкую известность за пределами реформатских кругов и были переведены на мн. языки, в т. ч. на рус. (в рус. переводах - обычно Евгений Б.).

Соч.: Sermones (Predigten), 1864-1884. 7 Bde; Histoire du Synode générale de l'Église réformée de France. P., 1872; Liturgie à l'usage des Églises réformées. P., 1874; L'immutabilité de Jésus-Christ. P., 1880; Lе Régime synodal. Р., 1880; La royauté de Jésus-Christ. P., 1882; Coligny avant les guerres de religion. P., 1884; La Révocation de l'Édit de Nantes. P., 1886; Projet de révision de la liturgie des Églises réformées de France. P., 1888, 18922; Quelques pages de l'histoire des Hugenots. P., 1890; О царском достоинстве Иисуса Христа. СПб., 1881; Беседы. М.; СПб., 1890-1902. 5 т.

Лит.: Галахов И., прот. Рассуждение Берсье о взаимных отношениях между верой и нравственностью. Х., 1913; Tinling J. F. B. Bersier's Pulpit. N. Y., 1901; Садовский Е., прот. Проповедник мира: к 70-летию со дня смерти Е. Берсье (1889-1959) // ЖМП. 1959. № 11. с. 52-55.

В. В. Чернов

БЕРТА

БЕРТА [лат. Bertha] († ок. 725), св. (пам. зап. 4 июля). Род. в г. Теруане (Сев. Франция), дочь Ригоберта, графа при дворе кор. Хлодвига II. В 70-80-х гг. VII в., после смерти мужа, Б. основала мон-рь Бланжи в Артуа, где приняла вместе с 2 дочерьми постриг, а впосл. стала аббатисой. После разорения Бланжи норманнами мощи Б. в 895 г. были перенесены в мон-рь Эрстен недалеко от Страсбурга, но в 1032 г. были возвращены в Бланжи, восстановленный бенедиктинскими монахами.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 47-54.

Лит.: Essen L. Berthe (3) // DHGE. T. 7. Col. 944-945.

А. И. Макаров

БЕРТАРИЙ

БЕРТАРИЙ [лат. Bertarius] († 884), св. (пам. зап. 22 окт.). По происхождению лангобард. Вступил в мон-рь Монте-Кассино (Италия) при аббате Бассакии ок. 848 г., где впосл. стал настоятелем. Б. укрепил мон-рь, выстроив новую крепость, позаботился об украшении монастырской церкви, принеся ей в дар золотую чашу и лекционарий в золотом окладе. В 866 г. Б. принимал имп. Людовика II и его жену Ингельбергу и получил от них нек-рые привилегии для мон-ря. При поддержке гр. Ладона Б. основал новый мон-рь в г. Теано. Добился от папы вывода мон-ря Монте-Кассино из юрисдикции местного епископа. 4 сент. 884 г. арабы напали на мон-рь и разграбили его. Большинство монахов бежало в Теано, но Б. остался. 22 окт. нападение повторилось - арабы ворвались и убили Б. с оставшейся братией перед алтарем св. Мартина. В 1484 г. его мощи были перенесены в монастырскую церковь и помещены рядом с мощами св. Венедикта Нурсийского и его сестры Схоластики, в 1514 г.- перенесены под алтарь воздвигнутой в честь Б. часовни.

Б. был известным писателем своего времени; до нас дошли: соч. «Противопоставления», где помещены согласования противоречащих друг другу отрывков ВЗ и НЗ, проповедь о св. Схоластике, ошибочно приписываемая Беде Достопочтенному, поэма «О жизни, смерти и чудесах святейшего Бенедикта» и небольшой трактат «Как следует поститься в течение года»; не сохранились 2 трактата по медицине, сборник медицинских рецептов, соч. «Об искусстве грамматики» и проч. проповеди и поэмы.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 663.

Соч.: Antikeimena // PL. 96. Col. 524-704; Quomodo per annum jejunandum sit // PL. 97. Col. 975-990.

Лит.: Heurtebize B. Bertaire (2) // DHGE. T. 7. Col. 918.

Д. В. Зайцев

БЕРТИЛА

БЕРТИЛА [Bertila] († ок. 705), св. (пам. зап. 5 нояб.), настоятельница Кальского мон-ря (совр. Шель, близ Парижа, Франция). Род. в 1-й пол. VII в. в р-не г. Свеcсиона (совр. Суасон), в юности решила посвятить себя монашеской жизни, что вызвало сопротивление родителей. Б. обратилась за помощью к референдарию кор.Дагоберта IДадону (впосл. Авдуен, еп. Ротомагский (Руанский)), к-рый добился для нее права вступить в Йотренский мон-рь (совр. Жуар). Этот мон-рь был основан незадолго до 640 г. братом Дадона Адоном и управлялся настоятельницей Теодлехильдой по уставу св. Колумбана. В 658 или 659 г. св. Батхильда перестроила и расширила Кальский жен. мон-рь и, желая дать ему достойную настоятельницу, обратилась к Теодлехильде с просьбой прислать туда Б. Аббат Генесий (с 660 еп. Лионский) посвятил Б. в настоятельницы этого мон-ря, в к-ром также был принят устав св. Колумбана. Б. управляла мон-рем в течение 46 лет. При ней в мон-ре подвизались монахини из Британии, где к этому времени институт жен. монашества еще недостаточно сформировался. Почитание Б. началось сразу после ее смерти, в VIII в. анонимным автором было составлено ее житие.

Ист.: Vita Bertilae abbatissae Calensis // MGH. Scr. Mer. T. 6. Р. 101-109.

Лит.: Лебек С. Происхождение франков. М., 1993. С. 185-186. Van der Essen L. Bertila // DHGE. T. 7. Col. 1004-1005.

Д. В. Зайцев

БЕРТОЛЬД ЛИВОНСКИЙ

БЕРТОЛЬД ЛИВОНСКИЙ [лат. Bertholdus Livoniensis, нем. Berthold von Livonien] († 1198, Ливония), еп. Ливонии (1196-1198). Сведения о нем немногочисленны и отчасти противоречивы. Примерно с 1187 г. Б. Л. был настоятелем цистерцианского мон-ря в Локкуме в Н. Саксонии, близ Нинбурга, а после смерти первого ливонского еп. Мейнгарда в 1196 г. рукоположен бременско-гамбургским архиеп. Хартвигом II в епископа Ливонии. Сообщение об этом в хронике Арнольда Любекского можно понять так, что Б. Л., еще будучи локкумским аббатом, принимал участие в миссионерской деятельности среди ливов. Заручившись поддержкой папы Целестина III, даровавшего Б. Л. и его спутникам отпущение грехов, приравняв их миссию к крестовому походу в Св. землю, Б. Л. собрал в Любеке войско из рыцарей и купцов, к к-рому присоединилось духовенство, и летом 1198 г. высадился с ним в устье Зап. Двины, но погиб в одном из первых же столкновений с ливами (традиционно принятый день гибели 24 июля нельзя считать достаточно достоверным). Погребен в церкви в Икскуле (совр. Икшкиле). Несмотря на смерть Б. Л., военная победа была на стороне миссионеров, хотя ее результаты оказались под вопросом сразу же после отплытия крестоносцев на родину, и успех ливонской миссии стал очевиден только в нач. XIII в. при еп. Альберте I.

Ист.: Arnoldus Lubecensis. Chronica Slavorum. V 30 / Ed. I. M. Lappenberg. Hannover, 1868. P. 214-215; Heinricus. Chronicon Livoniae. II 1 / Ed. L. Arbusow, A. Bauer. Hannover, 1955. P. 8-10; Albericus Trium Fontium. Chronica / Ed. P. Scheffer-Boichorst // MGH. SS. Hannover, 1874. T. 23. P. 613; Annales Stadenses auctore Alberto / Ed. I. M. Lappenberg // MGH. SS. Hannover, 1859. T. 16. P. 353.

А. В. Назаренко

БЕРТОЛЬД РЕГЕНСБУРГСкИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЁРТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРТУЛЬФ

БЕРТУЛЬФ [лат. Bertulfus] († ок. 640), исп. (пам. зап. 19 авг.). Род. в знатной франк. языческой семье. После принятия христианства провел нек-рое время под духовным руководством своего родственника св. Арнульфа, еп. Меца. В мон-ре Люксёй при настоятеле св. Евстасии Б. принял монашество по уставу св. Колумбана. Из Люксёя Б. отправился вместе со св. Атталой в мон-рь Боббио, где последний стал преемником основателя этого мон-ря св. Колумбана. После смерти Атталы (627) Б. был избран третьим настоятелем Боббио. Он строго сохранял устав св. Колумбана, боролся с арианством среди лангобардов. После долгого ожидания Б. получил для своего мон-ря от папы Гонория I освобождение из-под юрисдикции епископа г. Тортоны. Текст этого документа сохранился и опубликован в «Патрологии» Миня (PL. T. 53. Col. 483-484).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 3. P. 750-754.

Лит.: Moreau E. Bertulf (1) // DHGE. T. 7. Col. 1111.

А. И. Макаров

БЕРЧИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕРШАДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Киевской и Галицкой епархии, названо по г. Бершадь Тульчинского округа УССР (совр. Винницкая обл., Украина). В авг. 1926 г. во епископа Бершадского тайно хиротонисан Варлаам (Козуля), ранее архим., настоятель бершадского Преображенского муж. мон-ря, в мае 1927 г. выслан в Харьков. В 1928-1930 гг. епископом Бершадским был Сергий (Куминский), к-рый в ряде источников называется временно управляющим Б. в. В 1930 г. еп. Сергий назначен епископом Бузулукским, викарием Самарской епархии, после чего Б. в. прекратило существование.

Лит.: Heyer F. Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945. Köln, 1953. S. 118; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 2. С. 40-41; Акты свт. Тихона. С. 914, 964; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 210.

В. И. Петрушко

БЕРЫНДА

Памва, издатель - см. Памва (Берында).

БЕС

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСА

БЕСА - см. Виса.

"БЕСЕДА"

"БЕСЕДА" - ж., издавался на рус. языке в Париже в 1983-1991 гг. с периодичностью 1 раз в год (10 выпусков, в 1987 вып. 5/6). Редактор вып. 1 - Т. Горичева, редакторы др. выпусков - Горичева и П. Рак. Журнал имел объем ок. 260 страниц и 4 основные рубрики: «Религия и философия», «Совр. культура», «Рецензии», «Интервью, полемика и письма». В «Б.» публиковались статьи, в к-рых рассматривались и анализировались совр. проблемы религ. сознания, культуры и Церкви. Одним из активных авторов журнала был О. Клеман, опубликовавший статьи «Наследие Иоахима Флорийского: ложные современные интерпретации» (1983. Вып. 1) о кн. А. де Любака «Духовное наследие Иоахима Флорийского» и «Вопросы о человеке» (Вып. 2-7) о влиянии Церкви на совр. цивилизацию. В «Б.» значительное место занимали статьи о рус. лит-ре и религ. философии - «О религиозном пути А. Блока» архим. Киприана (Керна) (1985. Вып. 3), «Софийность творения по учению о. С. Булгакова» игум. Геннадия (Эйкаловича) (Там же), «Об отечественной софиологии» свящ. Льва Конина (1983. Вып. 1), «Поэтическая красота и миропереживание Н. Гумилева» Е. Вагина (1986. Вып. 4) и др. В журнале увидели свет статьи историка рус. культуры В. Н. Ильина «Набросок христианской этики, онтологически обоснованной» (1983. Вып. 1) и «Война с красотой и власть тьмы» (1984. Вып. 2). Вып. 3 журнала содержал рубрику «По ту сторону утопии и антиутопии» со статьями, посвященными социальной идеологии («По ту сторону утопии и антиутопии» Б. Гройса, «Утопия как незажившая интрига» А. М. Пятигорского). Авторами мн. статей и рецензий были редакторы журнала Горичева («Мечты о гармонии и духовная брань» (1983. Вып. 1), «Юродивые поневоле» (1984. Вып. 2), «Эпоха постнигилизма» (1986. Вып. 4) и др.) и Рак («Письмо скептику» (1983. Вып. 1), «Из садов Пресвятой Богородицы» (1984. Вып. 2), «Водою и духом, или О разбавленном христианстве» (1988. Вып. 7)). Об эстетике и искусстве в журнале писали Ю. В. Мамлеев в ст. «Красота в разных мирах» (1986. Вып. 4), В. Лепахин в очерке «О. Иустин Попович об иконе, иконописании и иконописцах» (1988. Вып. 7) и др. В «Б.» публиковались интервью - с профессором богословского фак-та в Белграде иером. (впосл. епископ) Афанасием (Евтичем) (1984. Вып. 2), с президентом Католического ун-та Айхштетта проф. Н. Лобковицем (1985. Вып. 3), с итал. философом М. Серетти (Там же), с д-ром философии В. Ниссеном (1986. Вып. 4) и др.

М. С. Михайлов

"БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА"

"БЕСЕДА О СВЯТЫНЯХ ЦАРЬГРАДА" - лит. памятник новгородского происхождения, предположительно нач. XV в. Представляет собой (наряду со «Сказанием о святых местах и о Константинграде») позднейшую переработку анонимного «Хождения в Царьград» кон. XIII - нач. XIV в. По мнению исследователей, автором «Хождения» мог быть свт. архиеп. Новгородский Василий (Калика), посетивший Царьград еще до избрания на епископскую кафедру.

«Б. о с. Ц.» повествует о святынях и достопримечательностях К-поля, имеет форму диалога епископа и царя. В тексте «Б. о с. Ц.» выделяются 2 части, к-рые, вероятно, принадлежат к разному времени: речь епископа с подробным описанием храмов, святынь и архитектурных памятников К-поля; вопросы царя и его просьбы продолжать рассказ. Образы царя и епископа условны; имя царя не указано, а епископ назван в одном списке «Венединским», в др.- «Ренедийским» (может быть, производные от городов Венеция и Рендина, в Фессалии).

Единственная личностная черта персонажей - указание на то, что епископ когда-то был пострижеником к-польского мон-ря во имя блж. Андрея, Христа ради юродивого.

В «Б. о с. Ц.» сохранились нек-рые обороты, неуместные в диалогической речи и указывающие на разновременное происхождение отдельных частей памятника (напр., «Доселе сказание о церкве святыя Софии, переидем на грацкое сказание. Се же о граде сказ» или «Но се моея повести конец»). Кроме того, в начале повествования епископ, от лица к-рого ведется рассказ, предстает современником царя Романа III Аргира (1-я пол. XI в.), а затем - очевидцем событий XIII в.

Окончание «Б. о с. Ц.», в к-ром царь выражает желание совершить паломничество в К-поль как долг всякого благочестивого человека, может служить косвенным указанием на то, что лит. памятник был написан в эпоху ослабления на Руси интереса к паломничеству - в XV в. На это указывает также речь царя, имеющая торжественный тон и напоминающая по слогу агиографические произведения Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.

Изд.: Майков Л. Н. Материалы и исследования по старинной рус. литературе // СбОРЯС. 1890. Т. 51. № 4.

Лит.: История русской литературы. М.; Л., 1956. Т. 2. Ч. 1. С. 121-125; Прокофьев Н. И. Русские хождения XII-XV вв. // Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1980. Т. 363: Лит-ра Древней Руси и XVIII в. С. 100-111.

М. Е. Башлыкова

"БЕСЕДА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ"

«Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в.

«Беседа Христа с самарянкой». Роспись ц. в честь Воскресения Христова в Тутаеве. XVII в.

название иконографического сюжета, в основе к-рого лежит евангельский рассказ о встрече Спасителя с самарянкой около колодца Иакова (Ин 4. 4). В раннехрист. искусстве это одна из самых распространенных композиций, имеющая сотериологическое значение. Изображение буквально следует тексту: представлены молодая женщина, достающая из колодца сосуд с водой, и стоящий по др. сторону колодца обращающийся к ней Иисус Христос. Наиболее ранние примеры - роспись в «Церковном доме» Дура-Европос (ок. 250; сохранилось только изображение самарянки), фрески катакомб Претекстата на Виа Латина, IV в., рельефы саркофагов, резная пластина кафедры Максимиана, VI в. (Архиепископский музей. Равенна). Начиная с VI в. композиция неск. меняется - Христос изображается сидящим у колодца, самарянка со вниманием слушает Его (мозаики ц. Сант-Аполлинаре Нуово, VI в., Равенна, миниатюра Евангелия Раввулы - Laurent. Plut. I. 56, 586 г., миниатюра из Cлов Григория Богослова (Назианзина) - Paris. gr. 510, 880-883 гг.). Сцена повторяется почти без изменений в миниатюрах лицевых Евангелий, росписях и иконах XII-XIV вв., причем усиливается акцент на учительном значении сцены (в росписи алтарного свода новгородской ц. Феодора Стратилата, 80-е гг. XIV в.).

Н. В. Квливидзе

БЕСЕДНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСЕДНЫЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСЕДЫ

БЕСЕДЫ - с. в Московском у. (ныне в Ленинском р-не Московской обл.) с ц. в честь Рождества Христова. В кон. XVI в. им владел дядя царя Бориса Годунова Дмитрий Иванович Годунов, с именем к-рого связан значительный круг произведений лицевого шитья, иконописи и ювелирного искусства. Став обладателем вотчины в царствование Феодора Иоанновича (1584-1598), Дмитрий Годунов построил здесь каменный храм Рождества Христова и каменную плотину. Об этом событии известно по Пискарёвскому летописцу: «Да по челобитью же Дмитрея Ивановича Годунова поставлен храм камен Рожество пресвятые богородицы [ошибка летописца.- А. Б.] с пределы в вотчине его в селе Беседах, двенатцать верст от Москвы, вниз по Москве реке, да и плотину каменую зделал». Поскольку сообщение не содержит указания на конкретный год, то храм может датироваться в границах между 1584 и 1598 гг.

Кроме престола в честь Рождества Христова здесь были приделы, освященные во имя небесных покровителей: Дмитрия Годунова - вмч. Димитрия Солунского, царя Феодора Иоанновича - вмч. Феодора Стратилата, а также во имя прп. Феодосия. Шатровый храм, поставленный на высокой подклети, с 2 симметричными приделами и белокаменной апсидой - одна из немногих сохранившихся усадебных шатровых построек кон. XVI в. В композиции и декоре памятника нашли отражение характерные особенности архитектуры «годуновской» эпохи. Однако трактовка объема храма уникальна для конца столетия и более близка к постройкам эпохи царя Иоанна Грозного, напоминающим облик шатрового придела собора Покрова на Рву (а также Никиты Мученика в с. Елизарове, ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи на Девичьем поле). Здесь повторены характерные черты этой группы храмов: четверик завершается кокошниками, над уровнем к-рых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Объемно-пространственная композиция выявлена в интерьере карнизами, отмечающими уровень четверика, а также рядом декоративных машикулей, акцентирующих переход от более широкой части восьмерика к более узкой, несущей шатер.

Во время перестройки в нач. XIX в. сохранился только объем самого храма. Паперти, приделы кардинально перестроены и переосвящены во имя св. прор. Илии и в честь Покрова Пресв. Богородицы, пристроена колокольня и трапезная.

Ист.: Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 200.

Лит.: Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889. С. 48; Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. М., 1892. Вып. 8: Пехрянская десятина. С. 7-8; Баталов А. Л. Московское каменное зодчество кон. XVI в.: Пробл. худож. мышления эпохи. М., 1996. С. 62, 166.

А. Л. Баталов

БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОГА

БЕСКОНЕЧНОСТЬ БОГА - см. ст. Свойства Божии.

БЕСООДЕРЖИМОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСПЛОДИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСПЛОТНЫХ СИЛ ПЕТРАКИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ

БЕСПОМЕТНАЯ НОТАЦИЯ - определение разных видов древнерус. нотации, не содержащих в своих графических системах указательных и степенных помет. Б. н. в рукописной традиции сохранялась приблизительно до сер. XVII в. Иногда в певч. рукописи кон. XVI - 1-й пол. XVII в. пометы вносились позднее (как, напр., в ркп. ГИМ. Син. певч. № 99). В певч. сборниках до сер. XVII и даже 2-й пол. XVII в. пометами могли сопровождаться лишь нек-рые из составляющих их разделов: напр., в списке ГИМ. Син. певч. № 396 (1-я пол. XVII в.) пометы приписаны в Ирмологии, в Октоихе и Обиходе содержится Б. н.; в списке ГИМ. Син. певч. № 731 (сер. XVII в.) Праздники и Обиход даны с Б. н., Октоих содержит пометы. В песнопениях, записанных Б. н., высотное положение знамен и их соотношение друг с другом определяются контекстуально на основе первоначального смыслового значения каждого знамени в пределах традиц. обиходного звукоряда. Рукописные книги с Б. н. предполагали, что значительная часть певч. информации, касающаяся высоты знамен, взаимодействия и особенностей их исполнения, передавалась устным путем в процессе обучения певчих (она содержится в азбуках-толкованиях - см. Азбука певческая). Попевки системы осмогласия, являясь кодифицированными мелодическими формулами, не требуют дополнительных уточнений и адекватно воспроизводятся по Б. н. Пение по беспометным рукописям в практике сохранялось и в XX в. См. также статьи: Демественная нотация, Знаменная нотация, Казанская нотация, Путевая нотация.

И. Е. Лозовая

БЕСПОПОВЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСПРИЗНАЧНОЕ ЗНАМЯ

БЕСПРИЗНАЧНОЕ ЗНАМЯ - см. ст. Призна́ки.

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"БЕССАРАБСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОЛОС"

"БЕССАРАБСКИЙ ЦЕРКОВНЫЙ ГОЛОС" - см. ст. «Кишинёвские епархиальные ведомости».

БЕССМЕРТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕССОНОВ Петр Алексеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕССРЕБРЕНИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕССРЕБРЕНИКОВ СВЯТЫХ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

БЕССРЕБРЕНИКОВ СВЯТЫХ ХРАМ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ (Космидий) - см. в ст. Константинополь.

БЕССТРАСТИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕСТИАРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕТ-АЛЬФА

Статья большая, находится на отдельной странице.

БЕТ-ГУВРИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница