Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 15, "АЛЬ"-"АМА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 15, "АЛЬ"-"АМА")

АЛЬБОРНОС

АЛЬБОРНОС [испан. Albornoz] Эгидий (1302, Куэнка, Испания - 24.08.1367, Витербо, Папское гос-во), кард. и гос. деятель периода «Авиньонского пленения пап», воссоздал патримоний св. Петра (см. Patrimonium Petri), церковное гос-во в Центр. Италии. А. происходил из знатного рода, учился в ун-те Тулузы или Монпелье, в 1324 г. упомянут как каноник собора в Куэнке. С 1336 г. член королевского совета Кастилии, в 1338 г. архиепископ Толедо и канцлер. В 1350 г. папа Климент VI пожаловал А. титул кардинала. с 1352 г. апостольский пенитенциарий. В 1353 г. Иннокентий VI назначил его своим легатом в Италии и викарием в церковном гос-ве, поручив ему восстановить там контроль папы, практически утерянный после переезда в Авиньон. В 1353-1365 гг. А. с применением военной силы удалось восстановить власть папы на большей части территории церковного гос-ва. Лишь в Романье продвижение А. натолкнулось на сопротивление миланских герцогов Висконти. В Фано А. созвал совещание представителей всех провинций церковного гос-ва (29 апр.- 1 мая 1357), на к-ром была обнародована «Книга установлений святой Матери-Церкви» (Liber constitutionum Sanctae Matris Ecclesiae), известная как «Сonstitutiones Aegidianae». Эти установления действовали в качестве уложения церковного гос-ва вплоть до 1816 г. и принесли А. славу второго его основателя.

Ист.: Diplomatario del Cardinal Gil de Albornoz: Cancilleria Pontificia (1351-1353) / Ed. E. Sáez. R., 1976.

Лит.: Erler A. Aegidius Albornoz als Gesetzgeber des Kirchenstaates. Fr./М., 1970.

Н. Ф. Усков

АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГ-АНСБАХСКИЙ

АЛЬБРЕХТ БРАНДЕНБУРГ-АНСБАХСКИЙ [нем. Albrecht v. Brandenburg-Ansbach] (17.05.1490, Ансбах, Бавария - 20.03.1568, Тапиау, Вост. Пруссия; совр. г. Гвардейск, Калининградская обл.), последний гроссмейстер Тевтонского ордена (1512-1525) и первый герцог Пруссии (1525-1568). Происходил из южногерм. ветви Гогенцоллернов, был в родстве по матери с польск. королевским родом Ягеллонов. Воспитывался при дворе Кёльнского архиепископа, получил опыт военной службы и навыки управления в Италии и Венгрии, был избран гроссмейстером ордена. Пытаясь поставить под сомнение результаты Торуньского мира 1466 г., по к-рому Тевтонский орден признал вассальную зависимость от Польши, вел с ней в 1519-1521 гг. неудачную войну. С распространением Реформации А. Б.-А. по совету Мартина Лютера превратил орденское гос-во в светское наследственное владение, что дало пример секуляризации и нанесло сильный удар по католич. Церкви. По Краковскому договору от 8 апр. 1525 г. А. Б.-А. стал «герцогом в Пруссии» и принес присягу на верность польск. королю. В стране была осуществлена Реформация при сохранении епископального устройства. В 1544 г. А. Б.-А. основал в Кёнигсберге ун-т, ставший оплотом протестантизма, вел широкую переписку с властителями и учеными своего времени. Появление светского герцогства Пруссия дало впосл. возможность Гогенцоллернам строить и укреплять Бранденбургско-Прусское гос-во. В правление А. Б.-А. был установлен первый контакт Пруссии с Московским гос-вом (1517).

Лит.: Joachim E. Die Politik des letzten Hochmeisters in Preussen, Albrecht von Brandenburg. Lpz., 1892-1895. Bd. 1-2; Hubatsch W. Albrecht von Brandenburg - Ansbach, Deutschordens-Hochmeister und Herzog in Preussen, 1490-1568. Heidelberg, 1960; Fligge J. R. Herzog Albrecht von Preussen und der Osiandrismus, 1522-1568. Bonn, 1972.

В. М. Володарский

АЛЬБУИН

АЛЬБУИН [лат. Albuinus, латинизированное из древневерхненем. Alwin, Alfwin - друг эльфов] († 1005 или 1006), свт. (пам. зап. 5 февр., 13 мая), еп. Сабионский (Брессанонский). Представитель знатного рода из Каринтии; с 975 г. епископ Сабионы (Юж. Тироль, совр. Италия). Между 990 и 993 гг. перенес кафедру в г. Брессаноне (Италия), где в наст. время в местном соборе покоятся мощи А.

Лит.: Sparber A. Das Bistum Sabiona in seiner geschichtlichen Entwicklung. Brixen, 1942. S. 110ff.; Assman D. Heiliger Florian, bitte für uns. Innsbruck, 1977. S. 54ff.

А. С. Н.

АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС

АЛЬВАРЕС ДЕ ПАС [испан. Álvarez de Paz] Диего (1560, Толедо - 17.12.1620, Потоси, совр. Боливия), испан. иезуит (с 1578), католич. ученый-мистик. Учился в ун-те Алькалы в Испании. Преподавал философию и теологию в иезуитской коллегии в Лиме (Перу), провинциал иезуитского ордена в Перу. Основные труды - трактаты «О жизни духовной и ее совершенстве» (De vita spirituali ejusque perfectione, 1608), «Об искоренении зла» (De exterminatione mali, 1613), «О постижении мира» (De inquisitione pacis, 1617). Главной целью аскетической практики, по его мнению, было достижение созерцательного состояния - сосредоточенности, «духовного молчания» и способности интуитивно постигать истину. Следующей ступенью А. считал достижение покоя, а затем «полного единения», т. е. ощущения присутствия Бога. В отличие от средневек. католич. мистиков (см. Майстер Экхарт, Вильгельм Мербеке, И. Таулер) А. считал, что при этом «слиянии в любви» не происходит познания Божества.

Соч.: Álvarez de Paz D. Opera omnia. P., 1875-1876. 4 t.

Лит.: Sommervogel С. Bibliothèque de la Compagnie de Jésus. Brux.; P., 1890. Bd. 1. P. 252; O'Callahan T. D. Alvarez de Paz and the Nature of Perfect Contemplation. R., 1950.

А. Ю. Серёгина

АЛЬВАРЫ

АЛЬВАРЫ [тамил. АЛЬВАРЫ  - углубленные], вишнуитские мистики-поэты, творившие в Тамилнаде в VI-XI вв. и следовавшие бхакти-марге - пути «эмоционального» богопочитания. А. было 12, самые ранние - Пойхей, Пудам, Пей (VI-VII вв.). К IX в. относится творчество Перияльвара и его приемной дочери Антал, создавшей поэму и цикл лирических стихов, в к-рых она идентифицирует себя с духовной супругой Кришны. Самым поздним выдающимся А. считается Наммальвар (IX-X вв.), его гимны, по мнению нек-рых исследователей, концентрируют духовный опыт не только вишнуизма, но и др. индуистских течений. Наследие А. было собрано в IX-X вв. Натхамуни в корпус «Налайира тиввияппирабандам» (Священная коллекция 4000 стихов), включавший 24 произведения, распределенные по 4 циклам, названным «Ведами» (претензия на превосхождение самой древней и сакральной текстовой традиции Индии). В центре поэтического культа А.- божество Тирумаль (Маль, Майон) - тамильский вариант Вишну-Кришны (восходящий к образу древнего дравидского пастушеского божества), к-рый прославляется в поэзии А. в 3 аспектах: его мифические подвиги - из историй о классических инкарнациях Вишну (аватары); воплощения в храмовых статуях; пребывание в сердцах почитателей-бхактов. Вместе с тем поэзия А. миссионерско-полемическая. Объекты их критики - все соперничавшие с вишнуитами религ. направления Тамилнада: шиваиты, буддисты, джайны. К последователям А. относился и Ямуначарья (Х-XI вв.), мистические интуиции к-рого были позднее систематизированы в вишишта-адвайте Рамануджи. Поэзия А. оказала глубокое и всестороннее влияние на весь средневек. индуизм.

Лит.: Zvelebil K. Tamil Literature. Wiesbaden, 1975; Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике. М., 1985; Бычихина Л. В., Дубянский А. М. Тамильская литература. М., 1987.

В. К. Шохин

АЛЬВИАН

АЛЬВИАН (кон. V в.), прп. (пам. в субботу сырную). Похвальное слово этому святому написано прп. Нилом Анкирским. А. род. в Анкире (совр. Анкара); уже в юном возрасте, прославившись чистой и добродетельной жизнью, он против воли был возведен в иерея. Не считая себя достойным звания священника, А. удалился в мон-рь, расположенный на горе недалеко от Анкиры, под начало подвижника Леонтия, а затем в Св. землю. Все это время А. скрывал свой священнический сан и как простой инок находился в полном послушании у духовных наставников. Через нек-рое время он переселился в Нитрийскую пустыню, где стал вести строгую отшельническую жизнь. За все время пребывания в пустыне преподобный ни разу не сменил одежду, не носил обуви и довольствовался лишь хлебом и водой. Главным утешением и подкреплением для него было чтение Свящ. Писания и духовных книг. Св. Нил приводит дословно одно из поучений А., в к-ром тот называет земную жизнь ночным сновидением, к-рое пройдет с наступлением дня - подлинной вечной жизни.

Ист.: BHG, N 2020; PG. 79. Col. 696-712 (рус. пер.: Нил Синайский. Творения. М., 2000. С. 235-241).

М. В. Большаков

АЛЬД

АЛЬД - см. Мануций Альд.

АЛЬДХЕЛЬМ

АЛЬДХЕЛЬМ [лат. Aldhelmus, Althelmus, англ. Aldhelm, Ealdhelm, Ældhelm, Adelme] (ок. 640-25.05. 709, Даултинг, графство Сомерсет; погребен в аббатстве Малмсбери), св. (пам. зап. в Англии 25 мая), еп. Шерборнский, зачинатель лат. словесности в Англии. Происходил из королевского рода Уэссекса, воспитывался ирландцем Майлдубом. Примерно с 670 г. входил в окружение архиеп. св. Теодора Кентерберийского, с 675 г. аббат Малмсбери, ок. 690 г. совершил паломничество в Рим, в 705 г. стал первым епископом Шерборна. Своей лит. славой А. обязан помимо писем, содержащих биографические сведения и сведения по церковной истории Англии, и серии стихов в честь отдельных церквей и алтарей также следующим произведениям: адресованному кор. Нортумбрии Альдфриду «Посланию о стихосложении, правилах иносказания и построения стопы» (Epistula ad Acircium de metris et enigmatibus ac pedum regulis), к-рое содержало рассуждения о символике числа 7, диалог между учителем и учеником по поводу построения гекзаметра, 100 стихотворных загадок и полный свод метрики; «Трактату о девстве» (De virginitate), адресованному аббатисе Хильдилите и ее сестрам, частью написанному прозой, частью - в стихах, восхвалявшему целомудрие мужчин и женщин и содержавшему перечень добродетелей и пороков.

Прозаический стиль А. характеризуется нек-рой манерностью, обилием грецизмов и аллитераций (возможно, под воздействием ирл. лит. школы). Творчество А. оказало существенное влияние не только на формировавшуюся лит. и духовную традицию Англии, в т. ч. св. Бонифация, но и на культуру Зап. Европы эпохи Каролингского возрождения.

Соч.: MGH. AA. T. 15.

Ист.: Beda Venerabilis. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. V 18; Faritius. Vita Aldhelmi // PL. 89. Col. 63-84.

Лит.: Browne C. F. Aldhelm, his life and times. L., 1903; Fowler J. Aldhelm. Sherborne, 1947; CPL. P. 1331-1339; Brunhölzl F. Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters. Münch., 1975. Bd. 1. S. 200-206; Winterbottom M. Aldhelm's prose style and its origins // Anglo-Saxon England. 1977. N 6. P. 39-76.

Н. Ф. Усков

АЛЬЗОН

АЛЬЗОН [франц. d'Alzon] Эмманюэль Доде д' (30.08.1810, Ле-Виган, деп. Гар, Юж. Франция - 21.11.1880, Ним, там же), франц. церковный деятель, администратор средних и высших учебных заведений, основатель конгрегации ассумпционистов. Принял сан священника в 1834 г. С 1835 по 1878 г. генеральный викарий Нимской епархии. В 1848 г. основал в Ниме высшее учебное заведение, где преподавание и церковных, и светских предметов велось на одинаково высоком уровне. А. считал, что Церковь должна заниматься обучением и подготовкой как церковной элиты, так и светской. Выступал за независимость от гос-ва церковного обучения и церковной прессы. В 1840 г. был соучредителем конгрегации августинок Успения, а в 1845 г.- учредителем и главой конгрегации августинцев Успения, посвятивших себя обучению и воспитанию детей и молодежи в духе социальной и благотворительной деятельности католич.

Церкви. В 1862 г. папа Пий IX благословил конгрегацию августинцев на установление более тесных отношений с Церквами Вост. Европы и Ближ. Востока. Для развития этого направления деятельности были учреждены миссионерская орг-ция «Монахини Успения» (1865). А. основал изд-во «La bonne pressе», выпускающее до наст. времени периодические издания «Бюллетень паломников» (Bulletin de pérégrinages), ж. «La Croix Revue» (с 1880), газ. «La Croix» (с 1883) и др. Особое внимание А. уделял вопросам христ. просвещения, пропаганде веры в народной среде, поддерживал движение рабочих за социальную справедливость, выступал за обеспечение права Церкви участвовать в жизни об-ва.

Соч.:

Écrits spirituelles du Serviteur de Dieu Emmanuel d'Alzon. R., 1956; L'Église primitive parle aux jeunes. P., 1962; Mary, our Mother, our Model, and our Queen: Spiritual Meditations. N. Y., 1988.

Лит.: Bouvy E. Le Père d'Alzon: Homme de Doctrine // L'Assomption et ses oeuvres. P., 1893. P. 314-333; Sage A. Un Maitre spirituel du XIXe siècle: les étapes de la Pensée du Père d'Alzon. R., 1958; Emmanuel d'Alzon dans la société et l'Église de XIXe siècle / Éd. R. Remond, E. P. Poulat. Р., 1982; Sève A. Christ is my Life: The Spiritual legacy of Emmanuel d'Alzon. N. Y., 1988.

Л. В. Пескова

АЛЬКАНТАРА

АЛЬКАНТАРА [испан. Orden Militar de Alcántara, Orden Militar de San Julian de Pereiro], испан. духовно-рыцарский орден. Предположительно основан в 1156 г. неск. знатными выходцами из Саламанки. Первые документы, направленные к магистру А., относятся к 1176 г. Официально орден утвержден кор. Фердинандом II в янв. 1176 г. и папой Александром III в дек. того же года как орден Сан-Хулиан де Перейро (по названию крепости, к-рую орден оборонял от мавров). В 1179 г. по настоянию монаха-бенедиктинца Амандо, являвшегося духовным наставником рыцарей - основателей ордена, был принят бенедиктинский устав (см. Венедикт Нурсийский).

В этом же году орден был взят под покровительство кастильской короны, а в 1184 г. буллой папы Луция III подчинен непосредственно папскому престолу. В 1218 г. в дар от магистра ордена Калатрава орден Сан-Хулиан де Перейро получает крепость Алькантара (откуда появилось второе и более распространенное название ордена). В соглашении между 2 орденами было заявлено о подчиненном положении А. по отношению к ордену Калатрава, об унификации символики (для обоих орденов это крест с растительным орнаментом: для А.- зеленый, для Калатравы - красный) и совместном участии в военных кампаниях против мавров.

В XV в. противоборство с монархией и группировками знати, недовольными вмешательством ордена во внутриполитическую жизнь Леоно-Кастильского королевства, привело к утрате А. политической, экономической и юридической самостоятельности. Согласно булле Иннокентия VIII от 13 сент. 1488 г., право назначения великого магистра ордена переходило к «католическим королям» - Фердинанду V Арагонскому и Изабелле Кастильской. Папа Александр VI буллой от 21 июля 1495 г. подтвердил, что после смерти 37-го великого магистра ордена А. Хуана де Суньиги его пост получат «католические короли». После смерти Фердинанда и Изабеллы их наследники сохранили за собой право назначать на должность великого магистра А.

С кон. XV в. орденом руководил Совет орденов А. и Калатрава, а в 1525 г. управление А. и его богатствами было передано созданному при имп. Карле V Высшему совету военных орденов. В 1813 г. во время первой испан. революции орден А. был распущен. В 1884 г. Альфонсо XII введен орден А. как военная награда.

Лит.: Fernandez Llamazares J. Historia compendiada de las cuatro órdenes militares de Santiago, Calatrava, Alcántara y Montesa. Madrid, 1862; O'Callaghan J. F. The Spanish military Order of Calatrava and its affiliates. L., 1975. P. 224-232, 471-486; Fernández Izquierdo F. La orden militar de Calatrava en el siglo XVI. Madrid, 1992. P. 48-52, 130-144.

Р. С. Баданин, А. В. Марей

АЛЬКЕН

АЛЬКЕН [франц. Halkin] Франсуа Жозеф Мари (01.07.1900, Льеж - 25.07.1988), ученый, издатель житий святых; член конгрегации болландистов. Получил классическое образование в иезуитском лицее, продолжил учебу в Риме, Флоренции, Лёвене и Мюнстере. В 1936 г. принял монашество, вступив в орден иезуитов. Подготовил 3-е изд. справочника по греч. житийной лит-ре Bibliotheca Hagiographica Graeca (BHG. Brux., 1957. Vol. 1-3), позже значительно дополнил и уточнил его данные (Auctarium. Brux., 1969; Novum auctarium. Brux., 1984). Составил указатели житийных текстов, содержащихся в рукописных собраниях Национальной б-ки в Афинах (Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliothèque nationale d'Athènes. Brux., 1983) и б-к Парижа (Manuscrits grecs de Paris: Inventaire hagiographique. Brux., 1968). Опубликовал большое число неизданных агиографических памятников.

Изд.: Inédits byzantins d'Ochrida, Candie et Moscou. Brux., 1963; Recherches et documents d'hagiographie byzantine. Brux., 1971; Légendes grecques de «martyres romaines». Brux., 1973; Études d'épigraphie grecque et d'hagiographie byzantine. L., 1973; Saints moines d'Orient. L., 1973; Martyrs grecs IIe - VIIIe siècles. L., 1974; Douze récits byzantins sur St. Jean Chrysostome. Brux., 1977; Le Corpus Athénien de St. Pachôme. Gen., 1982; Le ménologe impérial de Baltimore. Brux., 1985; Hagiologie byzantine. Brux., 1986; Hagiographica inedita decem e codicibus. Turnhout, 1989.

Лит.: Devos P. François Halkin, Bollandiste // AnBoll. 1988. T. 106. P. V-XLIV [библиогр.].

АЛЬКМУНД

АЛЬКМУНД [древнегерм. Alkmund, Alchmund - защитник святости] (Ɨ кон. VIII в.), мч. (пам. зап. 19 марта). Возможно, был сыном кор. Нортумбрии Альреда, с к-рым в ранней юности вместе находился в ссылке в Шотландии; по др. источникам - сыном знатного англосакса. Мученически скончался от рук язычников или, по др. сведениям, от рук сторонников кор.-узурпатора Эардульфа. Погребен в Лиллешелле (графство Шропшир), мощи перенесены в Дерби, покровителем к-рого А. Н. стал почитаться позднее. Исторические реалии, упоминающиеся в житии, вызывают сомнения у исследователей.

Лит.: Stanton R. Menology of England and Wales. L., 1887.

А. В. Н.

АЛЬМАНАХ

АЛЬМАНАХ - отреченная книга - см. Книги отреченные.

АЛЬМЕН

АЛЬМЕН [франц. Аlmain] Жак (ок. 1480, Санс, Шампань - 1515, Париж), католич. богослов, идеолог Соборного движения. С 1508 г. учился в Парижском ун-те, позднее преподавал там диалектику и философию, д-р богословия (1511), в своих лекциях комментировал «Сентенции» Петра Ломбардского, часть к-рых, посвященная 3-й книге, опубликована (1516). Наиболее известны философские трактаты А. «Moralia» (1510) и «О гражданской власти» (De dominio naturali civili. P., 1517). По просьбе отцов Пизанского Собора 1512 г. А. вступил в полемику с кард. Каэтани по поводу соотношения власти папы и Собора. В трактате «О власти Церкви и Вселенского Собора» (De auctoritate ecclesiae et conciliorum generalium. P., 1512) он доказывал верховенство Собора по отношению к папе, утверждая, что Собор имеет власть непосредственно от Бога, непогрешим и полномочен смещать и судить пап, к-рые обладают лишь исполнительной властью в Церкви. Др. важное теологическое произведение А.- трактат «О власти церковной и светской» (De potestate ecclesiastica et laica. P., 1517). Следуя учению У. Оккама, А. подчеркивал различие природы духовной и светской власти, утверждая, что папа не имеет права непосредственного вмешательства в дела светских государей.

Лит.: Feret P. La faculté de théologie de Paris et ses docteurs les plus célèbres: Époque moderne: In 7 vol. P., 1890-1909. Vol. 2. P. 83-88; Stegmüller F. Repertorium commentariorum in sententias Petri Lombardi. Würzburg, 1947. P. 383; Oakley F. Almain and Major: Conciliar Theory on the Eve of the Reformation // AHR. 1964/1965. Vol. 70. P. 673-690.

А. Ю. Серёгина

АЛЬМЕТЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Образована решением Священного Синода от 6 июня 2012 г. путем выделения из состава Казанской епархии. Включена в состав Татарстанской митрополии Объединяет приходы в административных границах Азнакаевского, Актанышского, Альметьевского, Бавлинского, Бугульминского, Заинского, Лениногорского, Муслюмовского, Сармановского и Ютазинского районов Республики Татарстан.. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Альметьевский и Бугульминский.

Решением Свящ. Синода от 6 июня 2012 г. епископом Альметьевским и Бугульминским избран наместник Введенского Кизического мон-ря г. Казани Мефодий (Зайцев).

14 июня 2012 г. игум. Мефодий возведен в сан архимандрита, 6 июля . наречен, 11 июля хиротонисан во епископа за Божественной литургией в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 7. С. 10.

АЛЬПИН

АЛЬПИН [Альбин; лат. Alpinus, Albinus] († ок. 510), свт. (пам. зап. 7 сент.), еп. Каталаунский. Род. в Байё (близ совр. Шалон-сюр-Марн, Франция); ученик св. Лупа, еп. Трикасс (совр. Труа). А. стал преемником еп. Амандина на кафедре г. Каталаун (совр. Шалон-сюр-Марн); его имя значится в списке присутствовавших на Соборе в Труа (ок. 461). Епископство его длилось примерно 47 лет. Оба его жития, относящиеся к меровингской эпохе, изобилуют историческими неточностями; сюжеты о борьбе А. против полчищ Аттилы (451) и совершенных им в это время чудесах, а также о его поездке в Британию для борьбы с пелагианством скорее всего заимствованы из жития св. Лупа. Мощи А. обретены ок. 860 г. еп. Эрхенрадом и перенесены в храм св. Андрея. В наст. время хранятся в кафедральном соборе г. Шалон-сюр-Марн.

Ист.: BHL, N 309-311; ActaSS. Sept. T. 3. Col. 85-90; MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 324. T. 7. P. 288, 302.

Лит.: Richard P. Alpinus (Albinus) (2) // DHGE. T. 2. Col. 764.

А. И. Макаров

АЛЬРУНА

АЛЬРУНА [лат. Alrun(a); сокр. от древневерхненем. Adalrun, Adelrune - знатная и мудрая] (Ɨ между 1040 и 1045), прп. (пам. зап. 27 янв.). Знатная дама из г. Кам, после смерти мужа-маркграфа стала монахиней бенедиктинского мон-ря Нидеральтайх (Бавария). Ее житие написано позже XIII в. одним из монахов этой обители, где покоятся ее мощи.

Ист.: MGH. SS. T. 15. P. 846-847.

АЛЬТ

АЛЬТ [лат. altus - высокий, нем. Alt, итал. alto], название певч. голоса (сольного и хорового) и исполняемой им партии: 1) низкие детские голоса с диапазоном g (a) - e2 (f2) и исполняемая ими или низкими женскими голосами (меццо-сопрано, контральто) партия в хоре, вокальном ансамбле (диапазон a (b) - e2 (f2)). 2) В многоголосной музыке (вокальной или хоровой) голос (партия), расположенный ниже дисканта (сопрано), но выше тенора. В этом значении А. стал употребляться с XV в. Ранее, в традиции трехголосного пения, голос назывался контратенором. Партия А. в ранних четырехголосных сочинениях a cappella (XV в.) исполнялась мужчинами. В России термин появился в XVII в., в процессе общекультурного влияния Запада (вероятно, через Украину). Отражает принцип высотной дифференциации голосов, до этого на Руси не использовавшийся. 3) Название контральто в немецкоязычных странах.

Н. В. Гурьева

АЛЬТАНЕР

АЛЬТАНЕР [нем. Altaner] Бертольд (10.09.1885, Санкт-Аннеберг, Силезия - 30.01.1964, Бад-Киссинген, Бавария), нем. католич. патролог и историк Церкви. В 1910 г. рукоположен во священника; в следующем году защитил в Бреслау (польск. Вроцлав) докторскую диссертацию по теологии, посвященную Вентурино из Бергамо (1304-1346). С 1919 г. преподавал историю Церкви; профессор истории Др. Церкви, патристики и церковной археологии в Бреслау (1929, преемник Ф. Дёльгера); в 1934 г. отстранен нацистами от преподавания. После войны переехал в Вюрцбург, где преподавал патристику и литургику. Первые исследования А. посвящены истории ордена доминиканцев. Участвовал в работе Берлинской академии по изданию древних лат. переводов творений греч. отцов; автор ряда статей и большого исследования об источниках блж.

Августина. Всемирное признание получила «Патрология» А. Взяв за основу руководство Г. Раушена, А. выпустил в 1938 г. полностью переработанный труд; новая расширенная редакция «Патрологии» вышла в 1950 г., а последний авторский вариант - в 1958 г., после чего А. поручил дальнейшие труды по обновлению книги А. Штуйберу. Кратко и четко излагая исторический, биографический и богословский материал, «Патрология» не только приводит сведения о последних достижениях науки и обильную библиографию, но и вводит в патрологическую проблематику. Книга переведена на франц., испан., итал., венг. и англ. языки.

Соч.: Venturino von Bergamo (O. P.). Breslau, 1911; Der hl. Dominikus. Breslau, 1922; Die Dominikanermissionen des 13. Jh. Habelschwerdt, 1924; Die Briefe Jordans von Sachsen. Breslau, 1925; Preußen und die Katholische Kirche von 1740 bis 1861. Breslau, 1926; Päpstliches Primat bis auf Leo den Großen. Breslau, 1926; Rauschen G. Grundriss der Patrologie / Neue Aufl. v. B. Altaner. Freiburg, 193111; Verzeichnis meiner Veröffentlichungen, 1907-1953. Würzburg, 1953 [библиогр.]; Altaner B., Stuiber A. Patrologie: Leben, Schriften und Lehre der Kirchenväter. Freiburg, 19809; Kleine patristische Schriften / Hrsg. G. Glockmann. B., 1967.

Лит.: Ziebert G. J. Berthold Altaner (1885-1964): Leben und Werk eines schlesischen Kirchenhistorikers. Köln, 1997 [библиогр.].

Прот. Валентин Асмус

АЛЬТЕР

АЛЬТЕР [нем. Alter] Франц Карл (27.01.1749, Энгельсберг, Словакия - 29.03.1804, Вена), филолог, славист и библеист. Изучал историю, греч. и евр. языки в пражской коллегии св. Климента. С 1766 г. член ордена иезуитов, с 1773 г. профессор на кафедре греч. языка Венского ун-та, с 1779 г. занимал также должность хранителя университетской б-ки. Издавал Гомера (Илиада, 1789; Одиссея, 1794), Платона, Цицерона, Лукреция, Фукидида, впервые опубликовал хронику визант. историка Георгия Сфрандзи. Известен критическим изданием греч. НЗ (Вена, 1786-1787), в основе к-рого лежала единственная рукопись из Венской имп. б-ки. Отдельным приложением вышли разночтения из 20 греч., 2 лат., 4 слав. рукописей (первая публикация данных из слав. рукописей) и копт. (бохайрского) перевода.

Соч.: Bibliographische Nachrichten von verschiedenen Ausgaben orientalischer Bibeltexte, und der Kirchenv äter. W., 1779; Novum Testamentum ad codicem Vindobonensem graece expressum: 2 t.

Lpz., 1787; Χρονικὸν Γεωργίου Θραντζῆ τοῦ πρωτοβεστιαρίου.

W.,

1796; Über Georgianische Literatur. W., 1798; Beitrag zur praktischen Diplomatik für Slaven, vorzüglich für Böhmen. W., 1801.

Лит.:

Allgemeine Deutsche Biographie. Lpz., 1875. Bd. 1. S. 363-364; Bibliothèque de la Compagnie de Jésus / Éd. par C .

Sommervogel .

Brux., 1891. T. 1. Col. 212-214;

Ягич И. В. История славянской филологии. СПб., 1910.

В. В. Писляков

АЛЬТМАНН

АЛЬТМАНН [нем. Altmann] (между 1010 и 1020, Падерборн - 8.08.1091, Цайзельмауэр под Гёттвайгом, Н. Австрия), св. католич. Церкви (пам. зап. 8 авг.), еп. Пассау с 1065 г., активный сторонник григорианской реформы в Германии. Происходил из знатной семьи, преподавал в соборной школе Падерборна; до 1056 г.- пропст ц. св. Марии в Ахене и одновременно капеллан герм. имп. Генриха III, затем императрицы Агнессы. В 1064-1065 гг. принимал участие в паломничестве в Св. землю. Его рвение к реформе Церкви выразилось прежде всего в организации регулярной жизни клира (см. Регулярные каноники) и отстаивании целибата. Бескомпромиссный сторонник папы Григория VII, А. боролся с имп. Генрихом IV на стороне его политического противника антикор. Рудольфа Райнфельденского († 1080) (см. Римско-Германская империя), из-за чего потерял свое еп-ство, фактически с 1078 г., а официально с 1085 г. В 1080 г. был назначен папским легатом в Германии, но о его деятельности в этом качестве практически ничего неизвестно. Почитание А. как святого лишь в XIX в. было официально санкционировано в Пассау, Линце, Санкт-Пёльтене и Вене.

Лит.: Oswald J. Beiträge zur Geschichte des Bischofs Altmann von Passau // Ostbayrische Grenzmarken. 1960. Bd. 4. S. 212-226.

Н. Ф. Усков

АЛЬТО

АЛЬТО [лат. Alto, сокр. от древневерхненем. Altmann] († ок. 760), прп. (пам. зап. 9 февр.), уроженец Ирландии или, судя по герм. имени, англосакс, воспитанный в ирл. мон-ре. Вел отшельническую жизнь недалеко от Аугсбурга (Швабия). Основатель и первый настоятель мон-ря ирл. устава Альтомюнстер близ Аугсбурга (после 1000 мон-рь перешел на бенедиктинский устав; по нек-рым данным, сам А. принадлежал к бенедиктинцам); проповедовал в Баварии. Мощи покоятся в Альтомюнстере. Житие написано в XI в. Отлохом Санкт-Эммерамским.

Ист.: MGH. SS. T. 15. P. 843.

Лит.: Weitlauff M. Der heilige Alto. Münch., 1973.

А. С. Н.

АЛЬТРУИЗМ

АЛЬТРУИЗМ - см. Любовь к ближнему.

АЛЬТХАУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович

Борис Львович (23.06.1926 - 28.10.1998, Москва), архитектор-реставратор, исследователь церковного зодчества, представитель аналитической школы в реставрации. Заслуженный деятель искусств России, канд. архитектуры. А. внес значительный вклад в изучение московского зодчества XIV-XVI вв. Им выделена особая группа памятников XIV в. типа «вписанного» креста (с внутренними угловыми опорами); исследованы древнейшие части соборов Кремля и великокняжеский дворец 1499-1508 гг., храмы Коломны XIV-XV вв. А. принадлежат убедительные примеры фрагментарной реставрации церквей Рождества Богородицы в Городне (Тверская обл.) и Николы Чудотворца в с. Каменском (Московская обл.). Участвовал в реставрации Спасского собора Андроникова московского мон-ря, восстановил церкви в Москве - Зачатия Анны в Углу, Николы Чудотворца в Пыжах, Знамения у Петровских ворот, Троицы в Хорошеве; в Московской обл.- Спаса Преображения в с. Остров, Сергия в с. Комягино; в Тверской обл.- Успения Богородицы в с. Иванищи, Смоленской Богоматери в с. Кушалино.

Соч.: Новые исследования о Никольской церкви села Каменского // Архитектурное наследство. М., 1972. Вып. 20. С. 17-25; Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского // Советская археология. 1973. № 2. С. 88-99 (совм. с М. Х. Алешковским); Памятники архитектуры Московской области / Авт. колл. под рук. Б. Л. Альтшуллера. М., 1975. Т. 1-2; К вопросу о реконструкции древнейших памятников Коломны // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. Вып. 1. С. 31-37; Малоизвестный памятник архитектуры Московской области // Там же. С. 50-56; Белокаменные рельефы Спасского собора Андроникова монастыря и проблема датировки памятника // Средневековая Русь. М., 1976. С. 284-292; Бесстолпные храмы XIV в. в Коломне // Советская археология. 1977. № 4. С. 156-173; Памятники зодчества Московской Руси второй половины XIV - начала XV в.: (Новые исслед.): АКД. М., 1978.

А. Л. Баталов

АЛЬТЭТТИНГ

АЛЬТЭТТИНГ [нем. Altötting (Старый Эттинг) - совр. название, появившееся в XIII в. после образования г. Neuötting (Новый Эттинг); в раннем средневековье - Otting, Ottinga], место паломничества в Баварии (еп-ство Пассау); с VIII в. резиденция баварских герцогов, с IX в. королевское имение (пфальц). В 876 г. в А. был основан мон-рь, разрушенный в X в. при набегах язычников-венгров. В 1128 г. он был восстановлен архиепископом Зальцбургским и просуществовал до 1803 г. Монастырская церковь (Св. капелла) в XV в. была перестроена в готическом стиле. С 1489 г., после ряда чудесных исцелений, Св. капелла стала местом паломничества к чудотворной статуе Девы Марии («Черная Мадонна», ок. 1330; деревянная фигура, подвергнутая специальной обработке обжигом) - национальной святыне Баварии. В Св. капелле хранятся с сер. XVII в. сердца баварских герцогов и королей из династии Виттельсбахов. В архиве церкви с 1620 г. хранятся «книги чудес» (Mirakelbücher), к-рые рассказывают о чудесах, совершенных по просьбам молящихся Деве Марии в Св. капелле или рядом с ней. Своего рода иллюстрациями к этим книгам являются вотивные настенные изображения, свидетельствующие о заступничестве Богоматери.

Лит.: Tellenbach G. Die bischöflichen passauischen Eigenklöster. В., 1928; König C. M. Chorherrenstift Altötting. Passau, 1949. 2 Bde; Pfennigmann J. Studien zur Geschichte Altöttings im Früh- und Hochmittelalter. Münch., 1952; Baner R. Die bayerische Wallfahrt Altötting. Münch., 1970.

Е. В. Казбекова

"АЛЬФА И ОМЕГА"

"АЛЬФА И ОМЕГА" - правосл. журнал просветительского характера. Зарегистрирован в 1994 г. как «Ученые записки Общества для распространения Свящ. Писания в России», воссозданного в том же году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В 1996 г. Патриаршее благословение получил и сам журнал. Выходит 4 раза в год, объем каждого номера ок. 400 страниц. Журнал содержит следующие разделы: Библеистика (проповеди на темы Свящ. Писания, труды правосл. библеистов, библиографические обзоры); Святоотеческая экзегетика; Патристика (в обоих разделах публикуются новые переводы творений отцов Церкви и статьи об их жизни и учении); Церковь в истории (работы по истории Церкви и ее роли в истории человечества); Церковь в вечности (жизнеописания святых, малоизвестные жития, в т. ч. переводы житий святых неразделенной Церкви; в этом разд. публикуется Патерик новоканонизированных святых РПЦ); Крещение народов (история евангелизации стран и народов); Апологетика (анализ совр. критики Православия, история правосл. апологетики, правосл. т. зр. на проблемы совр. жизни); Культура Церкви (история и совр. состояние иконописи, исследования церковной лит-ры, вопросы правосл. воспитания и образования); Диалоги и монологи (обсуждения научных проблем широкого гуманитарного профиля правосл. специалистами); Русь неуходящая (свидетельства о жизни Церкви в ХХ в.); Материалы и сообщения (заметки, рассказы о жизни приходов РПЦ, о правосл. храмах за рубежом, рецензии, письма и т. д.; в этом же разд. публикуются учебные материалы, напр. история Всел. Соборов, история древних Вост. Церквей). Др. разделы не имеют постоянного характера, в них помещаются поэтические и прозаические тексты, печатаются работы по вопросам перевода Свящ. Писания; в 1995 г. в неск. номерах публиковалась подборка поэтических переводов отдельных псалмов, выполненных в XIX-ХХ вв. Среди авторов журнала - преподаватели и учащиеся духовных и светских учебных заведений, архиереи, священнослужители, монашествующие и миряне (в т. ч. митр. Сурожский Антоний (Блум), еп. Сергиевский Василий (Осборн), архим. Макарий (Веретенников), архим. Георгий (Тертышников), прот. М. Дронов, диак. А. Кураев, мон. Игнатия (Петровская), С. С. Аверинцев, А. Л. Дворкин, В. К. Шохин, Т. А. Миллер, Ю. Г. и П. Ю. Малковы, А. И. Сидоров и др.).

М. А. Журинская

АЛЬФА И ОМЕГА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬФОНСО МАРИЯ ДИ ЛИГУОРИ

АЛЬФОНСО МАРИЯ ДИ ЛИГУОРИ [итал. Alphonso Maria di Liguori] (27.09.1696, Марианелла, близ Неаполя - 1.08.1787, Ночера-Инфериоре), св. католич. Церкви (пам. зап. 1 и 2 авг.), итал. свящ., католич. богослов. В 16 лет стал доктором гражданского и церковного права и 8 лет успешно занимался правовой практикой. В 1725 г. принял сан священника, в 1732 г. основал конгрегацию Св. Искупителя (см. Редемптористы). В 1762 г. возведен в сан епископа, через 13 лет ушел в отставку и вернулся в конгрегацию. Им написано более 100 книг и небольших произведений, многие из к-рых неоднократно переиздавались еще при его жизни и были переведены на 61 язык. Большая часть его работ посвящена проблемам аскетизма, нравственного богословия и мистицизма. Развил учение св. Терезы Авильской о молитве. Беатифицирован в 1816 г.; канонизирован в 1839 г. В 1871 г. провозглашен доктором католич. Церкви; в 1950 г. папа Пий XII провозгласил его покровителем духовников и богословов-специалистов в вопросах морали.

Соч: Les Gloires de Marie. P., 1750; Institutiones theologicae-dogmaticae. R., 1897. 3 vol.; Praxis confessaria ad bene excipiendas confessiones. P., 1912; Theologia moralis. R., 1905-1912, 19532. 4 vol.; Complete Works. N. Y., 1886-1897. 22 vol.

Лит.: Dillenschneider C. La Mariologie de Saint Alphonse de Liguori. Fribourg, 1931-1934. 2 vol.; Cacciatore G. La spiritualità di S. Alphonso di Liguori. Mil., 19492; Lievin G. Alphonse de Liguori // DSAMDH. vol. 1. col. 357-389; Tellería R. San Alphonso Maria de Liguorio. Madrid, 1950. 2 vol.; Canu J. Gli ordini religiosi maschili. Catania, 1960. P. 123-124, 150; Wely K. C. M. van. Gestalte en structuur van de Missie bij S. Alfonsus. Amst., 1964.

Л. В. Пескова

АЛЬФРЕД ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЬЦОГ

АЛЬЦОГ [нем. Alzog] Иоганн Баптист (29.06.1808, Олау (польск. Олава), Силезия - 13.01.1878, Фрайбург, Н. Саксония), нем. католич. теолог и историк Церкви. Изучал теологию в Бреслау (польск. Вроцлав), в 1834 г. принял сан священника в Кёльне. В 1835 г. получил от Мюнстерской академии степень д-ра богословия, был избран профессором церковной истории и экзегетики в католич. богословской семинарии в Позене (польск. Познань) и издал «Руководство по всеобщей церковной истории» (Lehrbuch). В 1853 г. он был приглашен на должность профессора во Фрайбургский ун-т, где им был основан ж. «Архив Фрайбургской епархии». В 1848 г. А. принимал участие в 1-й нем. епископской конференции в Вюрцбурге; в 1864 г. присутствовал на Конгрессе католич. ученых в Мюнстере. В 1869 г. был приглашен папой в Рим для участия в подготовке Ватиканского I Собора. Сочинения А. получили известность не только в католич. мире; задачей его «Руководства» было дать краткое удобочитаемое и вместе с тем полное изложение церковной истории, его сочинение было переведено на многие языки. Ему принадлежат также «Введение в патрологию» (Grundriss der Patrologie), «Введение в общую церковную историю» (Grundriss der allgemeinen Kirchengeschichte) - сокращенное изложение «Руководства по общей церковной истории» и многие специальные исследования. А. пользовался большим авторитетом в церковной и академической среде.

Соч.: Lehrbuch der Universalgeschichte der christlichen Kirche. Mainz, 1841; Grundriss der Patrologie. Mainz, 1866; Grundriss der allgemeinen Kirchengeschichte. Mainz, 1868; Die deutschen Plenarien (Handpostillen) im 15. und zu Anfang des 16. Jhs. (1470-1522). Freiburg i. Br., 1874.

Лит.: Kraus F. К. Gedächtnisrede auf Johann Alzog. Freiburg i. Br., 1879; Bohr O. Johann Baptist Alzog (1808-1878): sein Leben und Wirken als Kirchenhistoriker im Spiegel der zeitgenössischen Kritik. Freiburg i. Br., 1989.

О. И. Величко

АЛЮМБРАДЫ

АЛЮМБРАДЫ [испан. alumbrados, также iluminados, illuminati - просвещенные], влиятельное мистическое движение в Испании в XVI-XVII вв. Основной центр - Толедо, где оно возникло в нач. XVI в. А. вели жизнь отшельников, проводя время в молитве, посте и созерцании, стремясь к мистическому единению с Богом. Среди основателей движения - некая блаженная из Пьедраиты (Ɨ 1509), Изабелла де Санта-Кроче, Магдалина де Санта-Кроче. Они были близки к кругам реформированных францисканцев, их образ жизни и стремление к возрождению первоначальных идеалов монашества нашли развитие в проповедях св. Хуана Авильского, а также иезуитов, с ними была связана св. Тереза Авильская. Однако мистическое учение А. вскоре вызвало подозрение у Церкви и привлекло внимание инквизиции. А. считали своим идеалом полное растворение человеческой личности в единстве с Всевышним, причем в этом состоянии невозможно совершение греха, что бы ни делал человек. С т. зр. А., для общения с Богом необязательно совершение Причастия. В 1529 г. учение было запрещено инквизицией, а его последователи подвергались гонениям. В XVII в. движение А. постепенно угасло.

Лит.: Llorca B. Die spanische Inquisition und die Alumbrados. B., 1934; Menendez-Pelayo M. Los heterodoxos españoles. Madrid, 19562. 2 vol.

А. Ю. Серёгина

АЛЯБЬЕВ Александр Александрович

Александр Александрович (4.08.1787, Тобольск - 22.02. 1851, Москва), рус. композитор. Участвовал в Отечественной войне 1812 г. В нач. 1825 г. в Москве А. был арестован по подозрению в убийстве помещика Т. М. Времева и, несмотря на недоказанность обвинения, в 1828 г. лишен чинов, знаков отличия, дворянского звания, сослан в Тобольск и предан церковному покаянию. По определению Тобольской духовной консистории на А. наложили епитимью на 7,5 года, к-рую он исполнял при Градо-Воскресенской ц., а затем в Знаменском муж. мон-ре. В это время А. обратился к духовной музыке, к-рую затем сочинял в периоды своего пребывания на Кавказе, в Оренбурге, Коломне, Москве. А. принадлежит ок. 30 духовных песнопений, концерты и 3 крупных цикла («Литургии»), многие сочинения существуют в неск. авторских редакциях. Почти все они не опубликованы, хранятся в ГЦММК им. М. И. Глинки в составе архива композитора и в ОР РГБ в собрании Троице-Сергиевой лавры (дар жены композитора Е. А. Алябьевой). Лишь одно песнопение (ирмос 8-го гласа «Колесницегонителя фараона») представляет собой обработку знаменного распева. Все проч. сочинения А. отличает свободный концертный стиль, опирающийся на интонационную сферу романсовых жанров и романтических опер. А. мастерски использует ресурсы хорового письма, сопоставляя звучание всего хора и отдельных групп, включая соло и ансамбли солистов, а также широко применяет полифонические приемы, в т. ч. развернутые фугированные формы, считая их необходимыми в церковной музыке.

Арх.: ГЦММК. Ф. 40; Фил. ГЦММК, музей-квартира Н. С. Голованова: «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора (№ 264); РГБ ОР. Ф. 304 (II). № 374 (1-

4): «Литургия Иоанна Златоуста»: Для муж. хора, партии; № 374 (5): «Литургия преждеосвященных Даров»: Для смеш. хора.

Соч.: «Херувимская песнь»: Для смеш. хора // Сб. духовно-муз. песнопений разных авторов. Пг.: Киреев, 1916. [Сб.] № 15. [автогр. отсутств.].

Лит.: Металлов В. М., прот. Заметка об А. А. Алябьеве // РМГ. 1902. № 32; Штейнпресс Б. С. Страницы из жизни А. А. Алябьева. М., 1956; он же. А. А. Алябьев в изгнании. М., 1959; Доброхотов Б. В. А. Алябьев: Творческий путь. М., 1966; Корженьянц Т. В., Левашев Е. М. А. А. Алябьев // История русской музыки. М., 1988. Т. 5. С. 57-60.

Н. Ю. Плотникова

АЛЯВДИН Анатолий Павлович

Анатолий Павлович (3.12.1885, дер. Нов. Усад Инсарского у. Пензенской губ.-19.08.1965, Ленинград), семитолог, специалист по истории сир. языка и лит-ры. Окончил историко-филологический (1912) и вост. (1916) фак-ты С.-Петербургского ун-та, ученик акад. П. К. Коковцева. В 1911-1929 гг. работал на кафедре сир. языка, гебраистики и арам. наречий С.-Петербургского (Петроградского, Ленинградского) ун-та. Преподавал в Пастырско-богословском уч-ще в Петрограде, в 1921-1923 гг.- греч. язык в Петроградском Богословском ин-те. В 1921-1929 гг. научный сотрудник НИИ сравнительной истории языков и лит-р Запада и Востока им. А. Н. Веселовского (ИЛЯЗВ), в 1924-1929 гг. научный сотрудник, хранитель сир. рукописей Азиатского музея АН. Участвовал в религиозно-философских кружках, преподавал на благовестническо-богословских курсах, вел занятия с детьми. В янв. 1928 г. уклонился в иосифлянство (см. Иосиф (Петровых)). В 1929 г. арестован, приговорен к 5 годам лагерей. После освобождения в 1933 г. работал в Гос. академии истории материальной культуры. В 1942 г. эвакуирован в Дагестан, где преподавал в школе. В 1945 г. вновь арестован, приговорен к 10 годам лагерей, освобожден в 1954 г. Работал в архиве АН в Ленинграде. Научные работы А. не сохранились, известны только по названиям: «Сирийские апокрифы и сказания», «Сирийский философ Бардесан и его трактат «О законах стран»», «Очерки истории сирийской литературы», «Биография Ябалахи III - памятник истории сирийцев монгольской эпохи». Основной труд А.- «Грамматика сирийского языка с хрестоматией» - сохранился, не издан.

Лит.: Анциферов Н. П. Из дум о былом. М., 1992; Васильков Я. В. Судьба русского сириолога: Анатолий Павлович Алявдин (1885-1965) // Атра. 1993. № 5; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института // Минувшее: Ист. альманах. СПб., 1998. Вып. 24. С. 484-549.

А. А. Бовкало

АЛЯКРИЦКИЙ Алексей Иванович

Алексей Иванович (1786 - ?), вероятно, автор «Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения», написанного с целью показать огромное значение древнего церковного пения для рус. муз. культуры и подчеркнуть необходимость издания рукописных певч. книг. Род. в Костромской губ. в семье священника. Из Преображенского полка по представлению Д. С. Бортнянского принят в Придворную певч. капеллу певчим 3-го оклада. В 1817 г. произведен в певчие 14-го класса, в 1819 г. уволен по высочайшему повелению.

Лит.: Проект об отпечатании древнего российского крюкового пения // Протокол годового собрания ОЛДП. СПб., 1878. Прил. 3; Белоненко А. К вопросу об авторстве «Проекта Бортнянского» // Русская хоровая музыка XVI-XVIII веков. М., 1986. (Тр. ГМПИ им. Гнесиных; Вып. 83).

Н. Ю. Плотникова

АЛЯСКИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЯСКИНСКАЯ (КАДЬЯКСКАЯ) МИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЯСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАБИЛИЙ

АМАБИЛИЙ [лат. Amabilis] (ок. 397 - ок. 475), св. (пам. зап. 1 нояб., 11 июня). Регент собора г. Арвернора (совр. Клермон-Ферран, Франция), затем приходской священник в Ригомаге (совр. Рьом). Григорий Турский свидетельствует о чудесах на могиле святого. Мощи А. находятся в Рьоме, где в честь него в 1120 г. освящен храм на месте церкви, построенной самим А., а также в клермонском храме св. Илария (в XVIII в. между этими городами разгорелся спор о праве хранить мощи святого). А. почитается как защитник от пожаров и змей.

Ист.: BHL, N 318-319; Greg. Turon. Glor. conf. 33; ActaSS. Iun. T. 2. P. 460 sq.

Лит.: Prevost M. Amable (1) // DHGE. T. 2. Col. 913; LTK. Bd. 1. Sp. 411.

А. И. Макаров

АМАЛАР СИМФОЗИЙ

АМАЛАР СИМФОЗИЙ (Амаларий) [лат. Amalarus Symphosius] Мецкий (Мецский) (ок. 775 или 780, окрестности Меца, совр. Франция - ок. 850, предположительно Мец), литургист, автор первого в Зап. Европе аллегорического толкования богослужения. В 809-813 гг. архиепископ Трирский, затем находился на службе в придворной школе в Ахене. В 813 г. по поручению имп. Карла Великого А. С. совершил поездку в К-поль, воспоминанием о к-рой стали его «Морские вирши» (Versus marini). В составленной в 823 г. «Книге о церковной службе» (Liber officialis) А. С. впервые применил к богослужению метод аллегорического толкования, с тем чтобы во внешней обстановке богослужения (череда служб суточного круга, последовательность молитв, жесты литургические, утварь и облачение, храмовая архитектура, колокольный звон) выявить сокровенное и, по его мнению, истинное содержание литургического действа.

В интерпретации А. С. центральный момент богослужения - совершение таинства евхаристии - превращался лишь в часть, хотя и важнейшую, повествовательно-драматического действия, воспроизводящего жизнь, Страсти, смерть и Воскресение Христовы. В 831 г. А. С. составил Антифонарий (не сохранился), в к-рый вошли рим. и галликанские варианты песнопений. Позднее написал «Книгу об Антифонарии» (Liber de ordine antiphonarii) и трактат о Градуале (не сохранился). В первом трактате, во многом сопоставимом с сочинениями Аврелиана из Реоме и Берно из Рейхенау, А. С. сравнивает певч. традиции Рима и Галлии (вероятно, Меца) и рассматривает состав, форму и чин пения, не касаясь нотации. В 835 г. А. С. становится архиепископом Лионским. Смещен в 838 г. синодом в Керси, в основном по инициативе диак. Флора Лионского, увидевшего в толкованиях А. С. мессы отступление от традиции.

Соч.: Amalarii episcopi Opera liturgiсa omnia / Ed. J. M. Hanssens. Città del Vaticano, 1948-1950. 3 vol.; Versus marini // MGH. Poet. Vol. 1. P. 426-428.

Лит.: Kolping A. Amalar von Metz und Florus von Lyon // ZKTh. 1951. Bd. 73. S. 424-464; Cabaniss A. Amalar of Metz. Amst., 1954; Haffner F. Symphosius Amalarius von Metz, Erzbischof von Trier, zur Geschichte der Sakramentarspendung // Festschrift A. Thomas. S. l., 1967. S. 135-140.

Н . Ф . Усков

АМАЛИК

АМАЛИК - см. Амаликитяне.

АМАЛИКИТЯНЕ

АМАЛИКИТЯНЕ [евр. АМАЛИКИТЯНЕ , АМАЛИКИТЯНЕ ], народ западносемит. происхождения, родоначальником к-рого считается Амалик, сын Елифаза, первенца Исава, и Фамны (Быт 36. 12). Во II-I тыс. до Р. Х. А. жили в пустынях Синай и Негев; упоминаются в древнеегип. памятниках XV-XII вв. до Р. Х. как народ шасу (R. Giveon). В XVIII в. до Р. Х. шасу вошли в объединение гиксосов, явившихся родоначальниками XV и XVI «гиксосских» династий, правивших в Египте ок. 130 лет. В XIII-XI вв. до Р. Х. А., названные в притчах Валаама «первым из народов» (Числ 24.

20), неоднократно вступали в противоборство с Израилем. Впервые они напали на израильтян во время исхода из Египта, при Рефидиме, в пустыне Синай (кон. XIII в. до Р. Х.), но были с помощью Божией разбиты Иисусом Навином (Исх 17. 8-13; Втор 25. 17-18). За это нападение Господь повелел полностью уничтожить А. (Исх 17. 14; Втор 25. 19; 1 Цар 15. 2-3). Год спустя А. напали на израильтян, вошедших вопреки повелению Моисея в Землю обетованную (Числ 14. 43-45). Впосл. А., объединившиеся с мадианитянами, были разбиты Гедеоном (XII в. до Р. Х.- Суд 7. 12-25). Царь Саул по велению прор. Самуила уничтожил А. в районе к югу от г. Телаима (ок. 1025 до Р. Х.- 1 Цар 15). Царь Давид одержал победу над А. возле г. Секелага, после того как те сожгли Секелаг и захватили жен и детей Давида и его дружинников (ок. 990 до Р. Х.- 1 Цар 30. 1-20). Впосл. А. Синая были полностью вытеснены или ассимилированы аравийскими племенами (не позднее VII в. до Р. Х.), а одна из групп А., поселившихся у г. Сеир (видимо, в составе Едома), при царе Езекии (ок. 700 до Р. Х.) была истреблена Симеоновым коленом (1 Пар 4. 43).

Лит.: Giveon R. Les bedouins Shosu des documents égyptiens. Leiden, 1971; Васильев А. С. Шасу новоегипетских источников: к вопросу об идентификации // Древний Восток и Античный мир / МГУ. М., 1998. С. 3-17 (Тр. каф. истории древнего мира; Вып. 1).

А. А. Немировский

АМАЛЬБЕРГА

АМАЛЬБЕРГА [Амалия; древневерхненем. Amalberga, сокр. Amalia, Amelia - защитница Амалунгов (остгот. королевского рода)] (Ɨ ок. 690), св. (пам. зап. 10 июля). Происходила, вероятно, из Сента (Брабант, совр. Бельгия), была сестрой или племянницей франк. майордома Пипина Старшего (см. Каролинги), состояла в браке с герц. Витгером Лотарингским, была матерью св. Эмеберта, еп. Камбре, святых Рейнельда и Гудулы. Когда ее муж принял постриг в мон-ре г. Лоб (пров. Эно, совр. Бельгия), она ушла в мон-рь Мобёж (Сев. Франция). Мощи А. перенесены в Лоб. Почиталась как целительница. Житие относится к кон. XI в.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 3. P. 67.

Лит.: Essen L., van der. Étude critique et littéraire sur les Vitae des saints mérovingiens de l'ancienne Belgique. Louvain, 1907. P. 301-302.

А. С. Небольсин

АМАЛЬРИК АУГЕРИЙ

АМАЛЬРИК АУГЕРИЙ [лат. Amalricus Augerius], августинец-еремит, церковный историк XIV в., родом из Безье (Юж. Франция). Приор мон-ря Санта-Мария де Аспирано (диоцез Эльн). Д-р теологии в ун-те Монпелье. Капеллан папы Урбана V, к-рому в 1362 г. А. А. посвятил хронику «Деяния римских понтификов до Иоанна XXII, или до 1321 года» (Acta Romanorum pontificum usque ad Ioannem XXII sive annum 1321).

Лит.: Potthast. Bibliotheca. Graz, 1954. Bd. 1. S. 39.

О. С. Воскобойников

АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ

АМАЛЬРИК БЕНСКИЙ [лат. Almaricus, Amalricus, Amauricus] (Шартрский) († 1205 или 1207), франц. богослов, родом из мест. Бена близ Шартра. Магистр искусств в Парижском ун-те, пользуясь поддержкой дофина, буд. франц. кор. Людовика VIII (1223-1226), А. Б. стал обсуждать со студентами и богословские проблемы. Его последователи основали секту амальрикиан, учение к-рых трудно отделить от идей самого А. Б., поскольку в источниках того времени, враждебно настроенных по отношению к этой секте, все их заблуждения приписываются А. Б. Согласно материалам судебного процесса, проведенного в 1210 г. по инициативе Римского престола, и анонимному полемическому трактату XIII в. «Против амальрикиан», приверженцы секты верили, что добро и зло в человеке от Бога, что сам человек - часть тела Христова, что Бог присутствует повсюду, как в разумных, так и в неразумных существах, в вещах и чувственного, и духовного мира; Христос реально присутствует в алтаре до и после пресуществления. Обвинители определяли взгляды амальрикиан как пантеизм, к-рый, по их мнению, был связан с неправильно понятым амальрикианами учением Иоанна Скота Эриугены и влиянием пантеизма Давида Динантского. Как считали обвинители, взгляды амальрикиан привели их к неверию в спасение и разнузданности в поведении. Осуждение секты было подтверждено на Латеранском IV Соборе (1215).

Ист.: Contra amaurianos / Ed. C. Baeumker // Beitr. z. Geschichte d. Philosophie u. Theologie des Mittelalters. Münster, 1926. Bd. 24.

Лит.: Capelle G. C. Amaury de Béne: Étude de son panthéisme formel. P., 1932; Bonofiglio M. Il panteismo formale di Amalrico di Bene: Testi di laurea. Genova, s. a.; Dal Pra M. Amalrico di Bene. Mil., 1951.

О. С. Воскобойников

АМАЛЬФИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАЛЬФИТАНЦЕВ МОНАСТЫРЬ

АМАЛЬФИТАНЦЕВ МОНАСТЫРЬ [греч. ἡ μονὴ τῶν ̓Αμαλφινῶν, ̓Αμαλφιτανῶν], на Афоне. Основан между 980 и 990 гг. монахами, прибывшими из г. Амальфи (Юж. Италия),- Львом Беневентским и его учениками. Устав и богослужение были основаны на традиции бенедиктинцев. В архивах афонских мон-рей (Великой лавры, Филофея, Хиландарского, вмч. Пантелеимона) сохранился ряд документов о дарениях А. м. и его владениях в кон. X-XII в. К этому времени относится период расцвета мон-ря, связанный с развитием г. Амальфи и фактории амальфитанцев в К-поле. К кон. XIII в. А. м. пришел в упадок, и в 1287 г. решением К-польского Патриарха Григория II и визант. имп. Андроника II Палеолог он был присоединен к владениям Великой лавры.

Лит.: Σμυρνάκης Γ. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον ̀ρδβλθυοτεΟρος. ̓Αθῆναι, 1903. Σ. 419-420; Lemerle P. Les archives du monastère des Amalfitains au Mont Athos // ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23; Cavarnos C. The Holy Mountain. Belmont, 1973; Balard M. Amalfi et Byzance (X-XI) // TM. 1976. T. 6.

АМАНД

АМАНД [лат. Amandus - достойный любви] († ок. 432), свт. (пам. зап. 18 июня). Еп. г. Бурдигала (совр. Бордо, Юго-Зап. Франция), ученик и преемник св. Дельфина († 404). Продолжая дело своего предшественника, А. ревностно боролся с язычеством и ересью Присциллиана. Помощником А. был св. Северин, рукоположенный им во епископа. А. был близким другом св. Павлина Милостивого, к-рого, еще будучи священником, он подготовил к крещению. По словам Григория Турского и самого Павлина, А. отличался начитанностью и ангельской чистотой нрава.

Ист.: Venantius Fortunatus. Vita s. Severini // MGH. Scr. Mer. T. 7. P. 205-218; Greg. Turon. Glor. cont. 45; Paulinus Nolan. Epistolae. 2; 12; 15; 21; 36 / Ed. W. v. Härtel. W., 1894. (CSEL; 29); ActaSS. Iun. T. 3. P. 587 sq.; BHL, N 327.

Лит.: Lapeyre G.-G. Amand (4) // DHGE. T. 2. Col. 938-939; Leclercq H. // DACL. T. 15/1. Col. 1384-1396.

А. И. Макаров

АМАНД АРДЕННСКИЙ

АМАНД АРДЕННСКИЙ († 26 авг. ок. 500), св. (пам. зап. 16 июня), отшельник из Коммодолиака в Арденнах (совр. Сен-Жюньен, близ Лиможа, обл. Лимузен, Центр. Франция). Краткие сведения о нем имеются в хронике каноника из Сен-Жюньена Этьена Мале (XIV в.). Во времена св. Рориция, еп. Лиможа, А. А. прибыл в окрестности этого города и выбрал место для отшельнической жизни на скалистом берегу при слиянии рек Вьенны и Гланы, где св. Рориций соорудил для него скит. А. А. принял пришедшего к нему св. Юниана Лимузенского и стал его духовником. На могиле А. А. совершались многие чудеса, и позднее была возведена церковь, освященная 26 февр. 1094 г.

Лит.: Arbellot, l'abbé. Chronique de Maleu et documents sur la ville de Saint-Junien. Limoges, 1847; Leclerq A. Amand (6) // DHGE. T. 2. Col. 939-940.

А. И. М.

АМАНД, ЛУЦИЙ, АЛЕКСАНДР И АВДАЛЬД

АМАНД, ЛУЦИЙ, АЛЕКСАНДР И АВДАЛЬД [Амантий еп., Луций, Александр, Андрель, Донат и Перегрина], мученики Нивидунские (пам. зап. 5 или 6 июня). Упомянуты в рим. мартирологе на 6 июня; в документе, датируемом 983 г., утверждается, что их мощи хранились в мон-ре святых Петра и Павла в г. Кон (диоцез Каркасон, Юж. Франция), где А. с дружиной претерпели мученичество при имп. Диоклетиане; мощи открыты в 1391 г. Однако в мученических актах этот город не упоминается, но говорится, что А. был епископом Нивидуна и имел 3 братьев-священников. Распространенное кельт. название Nividunum [Novidunum] (букв.- новый город) трудно отождествить с к.-л. определенным местом. Это может быть либо совр. г. Нуайон (Пикардия, Сев. Франция), где 5 июня почитаются святые А., Луций и Александр вместе с мучениками Андреем, Донатом и Перегрином, либо г. Ньон (кантон Во, Швейцария), где 6 июня празднуется память еп. Амантия, Луция, Александра, Андреля, Доната и Перегрины, откуда их почитание перешло в Лозанну (пам. в Лозанне 9 июня).

Лит.: ActaSS. Iun. T. 1. P. 630-631; BHL, N 331; Calvet. Notice sur les saints martyrs de Caunes. Toulouse, 1894; Sabarthés A. Amand (1) // DHGE. T. 2. Col. 935-936.

А. И. Макаров

АМАНДИН

АМАНДИН [лат. Amandinus], св. Овернский (пам. зап. 7 нояб.). Подробных сведений о его жизни не сохранилось. А. был учеником св. Сидония Аполлинария (V в.), по др. данным - Австремония (III-IV вв.). В X в. его мощи были помещены в храме св. Сатурнина в Клермоне (ист. обл. Овернь) рядом с мощами св. Сидония.

Ист.: ActaSS. Feb. T. 2. P. 4; Nov. T. 3. P. 321.

Лит.: Rouziés U. Amandin // DHGE. T. 2. Col. 947.

АМАНТИЙ

АМАНТИЙ [Аманс; лат. Amantius от amans - любящий] († ок. 440), свт., еп. Комо (пам. зап. 8 или 6 апр.). Сообщения о его происхождении (по одним источникам, племянник имп. Феодосия II, по др.- уроженец Британии) следует признать недостоверными. Ок. 420 г. возглавил кафедру г. Комо (Сев. Италия), став преемником Провина. Перенес в Комо частицы мощей апостолов Петра и Павла; рукоположил во пресвитера св. Авундия, ставшего его преемником, когда А. удалился в г. Юлиум-Карникум, где и скончался; в 1590 г. его мощи перенесены в Комо.

Ист.: ActaSS. Apr. T. 1. P. 747.

Лит.: Rouziés U. Amantius (4) // DHGE. T. 2. Col. 954.

АМАНТИЙ, ЗОТИК, ИРИНЕЙ, ИАКИНФ

АМАНТИЙ, ЗОТИК, ИРИНЕЙ, ИАКИНФ - и др. († ок. 120), мученики Римские (пам. зап. 10 февр.). 10 воинов-христиан, принявших мученичество в Риме при имп. Адриане. Похоронены на Лабиканской дороге.

Ист.: ActaSS. Nov. Т. 2/1. P. 19.

Лит.: Quentin H. Amantius (1) // DHGE. T. 2. Col. 954.

АМАРАНД

АМАРАНД [лат. Amarandus] (III в.?), мч. (пам. зап. 7 нояб.). О его мученичестве свидетельствует еп. Григорий Турский; возможно, А. погиб во время нашествия алеманнов (ок. 259). Почиталась его могила в г. Вьё (лат. Viancium, близ г. Альби, Юж. Франция), где, по свидетельству еп. Григория Турского, встретил свою кончину св. Евгений Карфагенский (VI в.), мощи к-рого вместе с мощами А. в XV в. были перенесены в кафедральный собор г. Альби.

Ист.: BHL, N 353; Greg. Turon. De gloria sanctorum. I, 57-58 // MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 527.

Лит.: Lacger L. de. Amarand (2) // DHGE. T. 2. Col. 962.

А. И. Макаров

АМАРАНТ, КВИНТ И ЛУЦИЙ

АМАРАНТ, КВИНТ И ЛУЦИЙ [лат. Amaranthus], мученики Африканские (пам. зап. 28 окт.); упомянуты в мартирологе Иеронима без подробных сведений.

Ист.: MartHieron. P. 136; ActaSS. Oct. T. 12. P. 576-577.

Лит.: Audollent A. Amarantus // DHGE. T. 2. Col. 962.

А. И. М.

АМАРАС

АМАРАС - древнее селение в обл. Арцах, с V в. в составе Албанского марзпанства (см. Албания Кавказская). В IV в. сщмч. Григорием Просветителем († 335) в А. была заложена церковь, где ок. 338 г. был захоронен убитый язычниками-мазкутами внук Григория Просветителя сщмч. Григорис, еп. Иверии и Албании. Мощи сщмч. Григориса были обретены в 489 г. при албан. царе Вачагане III, к-рый возвел над ними часовню и восстановил разрушенную к тому времени церковь. В нач. V в. создатель арм. алфавита Месроп Маштоц основал в А. первую школу. С VI в. А.- епископство в структуре Албанского Католикосата. Епископу А. «царем ромеев» была подарена десница сщмч. Григория Просветителя, находившаяся в К-поле. В ср. века А. был известен как мон-рь, к-рый являлся крупным скрипторием. А. подвергался частым разрушениям (в 1387 разрушен Тамерланом) и неоднократно восстанавливался. Под алтарем построенной в 1858 г. церкви сохранилась сводчатая усыпальница из чисто отесанных блоков с орнаментацией, характерной для V в.

Лит.: Hasratian M. L'ensemble architectural d'Amarass // REArm. N. S. 1977. T. 12. p. 243-259. fig. 4-6; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Критич. текст и предисл. В. Д. Аракеляна. Ереван, 1983 (на арм. яз.); Акопян А. А. Албания-Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. Ереван, 1987. С. 130, 180-182, 247; Асратян М. М. Амарас. Ереван; М., 1990.

А. Ю. Казарян

АМАРНА

АМАРНА - см. Египет.

АМАРНСКИЕ ПИСЬМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАРТОЛ ГЕОРГИЙ

АМАРТОЛ ГЕОРГИЙ - см. Георгий Монах (Амартол).

АМАСГУ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАСИЙ

АМАСИЙ [греч. ̓Αμάσιος] († 17.01.1631), греч. монах, основатель мон-ря Богородицы Гонийской (близ Кисамоса, о-в Крит). Монашествовал на Кипре, затем, вероятно после захвата острова турками (1571), переселился на Крит. В авг. 1618 г. А., молившийся вне скита, 3 ночи подряд видел, как поросший лесом склон озарялся небесным светом. На месте, куда чудесным образом снизошел свет, в ветвях мастикового дерева подвижник обнаружил икону Успения Пресв. Богородицы и отнес ее в алтарь храма. Утром икона оказалась на прежнем месте. А. опять принес ее в храм, но она вернулась на то же место. Это повторялось неск. раз, пока Богородица не явилась А. и не открыла ему, что на месте обретения Ее честного образа должен быть возведен храм. А. исполнил повеление и основал на указанном месте мон-рь.

Лит.: Συκουτρῆς Ι. Α. Γ. Ποικίλα: Κύπριος κτίτωρ μονῆς ἐν Κρήτῃ // Κυπριακὰ Χρονικά. 1924. Τ. 2. Σ. 60; ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 266.

М. В. Б.

АМАСИЯ

АМАСИЯ [евр. АМАСИЯ , АМАСИЯ  - Господь могуществен], 9-й царь Иудейского царства (ок. 800-783 до Р. Х.). Сын царя Иоаса, убитого в результате дворцового заговора (4 Цар 12. 20-21). Согласно 4 Цар 14. 2, А. воцарился в Иерусалиме в возрасте 25 лет и царствовал 29 лет. Сообщается также, что он жил 15 лет после смерти израильского царя Иоахаза (4 Цар 14. 17). Как только А. утвердился на престоле, он умертвил убийц своего отца (4 Цар 14. 5; 2 Пар 25. 3-4). Первое значительное событие царствования А.- сражение иудейской армии против Едома в Соляной долине между Мёртвым м. и зал. Акаба. Целью А. было возвратить Едом, отпавший от Иудеи при царе Иораме (4 Цар 8. 20). В этой битве погибли 10 тыс. идумеян, и еще столько же пленных были казнены иудеями (2 Пар 25. 11-12; Иосиф Флавий. Иуд. древн. IX 191). А. захватил идумейских богов и стал им поклоняться, за что был обличен посланным к нему от Бога пророком (2 Пар 25. 14-16). После победы над Едомом А. захватил г. Селу и переименовал ее в Иокфеил (4 Цар 14. 7), затем напал на израильского царя Иоаса. Битва между ними произошла в Вефсамисе, к югу от Иерусалима. Иудеи были разбиты, а сам А. взят в плен. Израильтяне разрушили часть сев. стены Иерусалима, захватили сокровища иерусалимского храма и царского дворца и, взяв заложников, вернулись в Самарию (4 Цар 14. 8-14). Подобно своему отцу Иоасу, А. пал жертвой заговора, возможная причина к-рого - неудача в войне с Израилем, повлекшая за собой разорение храма и взятие в заложники членов многих знатных семей. А. бежал от заговорщиков в Лахис, к границе с филистимлянами, но был там убит. Тело его привезли на лошадях и похоронили на царском кладбище в Иерусалиме (2 Пар 25. 27-28).

Лит.: Глаголев А., свящ. Четвертая книга Царств // Лопухин. Толковая Библия. СПб., 1905. Т. 2. С. 479-582; Fuller R. Amaziah // ABD. Vol. 1.

Г. В. Рудницкий

АМАСТРИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. (Бухарев. С. 399). Существование в Амастриде (совр. Амасра, Турция) в нач. VIII в. такого мон-ря подтверждают археологические данные (S. Eyice). В лит-ре о чтимых иконах Богоматери А. и. чаще всего соотносится с Арматийской иконой Божией Матери. Возможно, вследствие сходного звучания названий произошло смешение 2 икон, несмотря на различные версии их происхождения. Празднование А. и. могло приходиться на один из дней, упоминаемых Минеями в связи с почитанием Арматийской иконы Богоматери (17 авг., 21 июля, 17 янв.). Под 17 авг. встречается упоминание именно об А. и., возможно вместо названия «Арматийская» (заменяя его). В греч. Минеях в день празднования А. и. (или Арматийской) 21 июля указана служба «Собору Богоматери в Амастрии». Иконография А. и. неизвестна, на гравюрах XVIII-XIX вв. она уподобляется Арматийской иконе Божией Матери.

Лит.: Косолапов И. Месяцеслов Православной кафолической Церкви. Симбирск, 1880. с. 385; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1892. С. 399; Бухарев И. Иконы. С. 101; Eyice S. Deux ancienneas églises byzantines de la citadelle d'Amasra (Paphlagonie) // Cah. Arch. 1954. Vol. 7. Р. 97-105. См. также лит. к ст. «Арматийская икона Божией Матери».

И. А. Шалина

Предыдущая страница Следующая страница