Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АНАВОЛИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АНАВОЛИЙ

АНАВОЛИЙ [греч. ἀνάβολος, ἀναβόλιον, ἀναβόλι от ἀναβάλλεσθαι - набрасывать, надевать], ткань, используемая в литургической практике правосл. Церкви.

1. Крестильная одежда. Симеон, архиеп. Фессалоникийский, в соч. «О священнодействиях» (ок. 1400) сообщает, что после совершения таинств Крещения, Миропомазания и обряда пострижения волос на новокрещеного надевают «хитон белый… который называется также анаволием, во образ божественного света и ангельской чистоты» (PG. 155. Col. 232 (рус. пер.: Симеон Солунский. Соч. С. 72)). Возможно, название «А.» происходит от глагола, употребленного во 2-м стихе 103-го псалма «АНАВОЛИЙ (ἀναβαλλόμενος)АНАВОЛИЙ АНАВОЛИЙ АНАВОЛИЙ АНАВОЛИЙ », к-рый является 2-й частью тропаря, поющегося при облачении в белую одежду (Требник малый.

С. 53; см. также Облачения церковные).

2. Часть монашеского облачения. Созомен (V в.) среди облачений егип. монахов называет А. (ἀναβολεύς), к-рый «придерживает [одежду] у плеч и предплечий», напоминая монаху о «необходимости быть приготовленным для служения Богу и трудов» (Церк. ист. III 14). Из этого описания ясно, что имеется в виду аналав. В эпоху свт. Германа, Патриарха К-польского (Ɨ 733), А. уже не отождествлялся с аналавом, но обозначал монашескую одежду, соответствующую «гиматиям (ἱμάτια) апостолов» (Герман, свт. Сказание. С. 52), т. е. совр. подрясник или рясу. Употребление одного и того же слова для обозначения монашеского облачения и крещальной одежды, возможно, связано как со смысловым параллелизмом монашеского пострига и таинства Крещения, так и со структурным сходством их чинопоследований (М. Wawryk).

3. Венчальный шелковый плат (ἀναβόλι, также στεφανοσκέπασμα, στεφανομάντηλο), к-рый в Греции крестные родители жениха и невесты традиционно накидывают им на головы или плечи сразу после того, как священник возложит венцы на вступающих в брак. А. воспринимается как символ единства супружеской пары. Завернутые в А. венцы обычно относят домой и сохраняют. Этот обычай восходит к обряду velatio (древнему рим. обычаю покрывания голов вступающих в брак особой тканью, см. также Мафорий).

4. Погребальные пелены в нек-рых местах Греции также называют А.

Лит.: Вениамин. Новая скрижаль. [Т. 2.] С. 358-359; Ermoni V. Amice // DACL. T. 3. P. 1597-1599; ̓Αναβόλιον // ΘΗΕ. Τ. 2. Στλ. 452; Wawryk M. Initiatio monastica in liturgia byzantina. R., 1968. (OCA; 180); НКС. Т. 4. С. 661; Κουκουλές Θ. Βυζαντινῶν βίος καί πολιτισμός. ̓Αθῆναι, 1951. Τ. 4. Σ. 108, 138-139, 156.

А. Ю. Никифорова

В начало энциклопедии