Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Б"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б"

Баб

Баб - врата. Так называл себя основатель религиозно-политического движения бабидов в Иране 1280/1848-1282/1850 годов. См. Бабиды.

Баба

Баба (тур.) - Бродячий религиозный проповедник. Так называли и наставника турецкого суфийского ордена.

Бабиды

Статья большая, находится на отдельной странице.

Багдади Абд аль-Кахир

Багдади Абд аль-Кахир (ум. в 1037)

известный шафиитский правовед и ашаритский каламист. Большую часть своей жизни провел в городе Нишапур в Иране. Ашаритскому каламу он обучался у Абу Исхака аль-Исфараини. Аль-Багдади был всесторонне образованным человеком, преподавал различные науки: право, калам, математику. Полемизировал с представителями шиитов, хариджитов, мутазилитов и других направлений в мусульманстве. Он также является автором книг, которые принесли ему всемирную известность. В книге «Усуль-ад-Дин» (Основы веры) он изложил положения ортодоксальной религии, затронул проблемы калама и фикха. В книге «аль-Фарк Байн аль-Фирак» (Различия между сектами) он описал воззрения различных мусульманских сект и подверг их критике с позиции ортодоксального Ислама. Третьей книгой аль-Багдади является «Китаб аль-Милал ва ан-Нихал» (Книга о религиях и сектах).

Бада

Бада - в различных шиитских доктринах изменение Божественного повеления, вызванное изменившимися обстоятельствами или реалиями. В соответствии с этим, шиитский имам мог на протяжении времени высказать различные, порой противоположные мнения по одной и той же проблеме. Если такое имело место, то считалось, что Божественное повеление изменилось. Это положение шиитской доктрины отвергается суннизмом.

Бадави Ахмад

Бадави Ахмад - См. Бадавиты.

Бадавиты

Бадавиты - последователи одного из основных суфийских тарикатов. Их также называют ахмадитами. Основателем ордена является Ахмад Бадави (ум. в 675/1276). Он родился в Фесе (территория современного Марокко). Первоначально изучал Коран, хадисы и мусульманское право. Затем занялся проблемами тасаввуфа, посетил могилы Абд аль-Кадира аль-Джилани и Ахмада ар-Рифаи. Его шейхом был известный мутасаввиф Бадр ад-Дин Хасан аль-Магриби. Значительную часть своей жизни Ахмад Бадави провел в египетском городе Танта, в котором находится его могила. Выдающийся мамлюкский султан Бейбарс очень уважал его. От Ахмада Бадави сохранились книги ордена. Орден бадавитов был вторым после шазилизма распространенным тарикатом в Египте и играл важную роль в общественной жизни страны. Однако за его пределами он не получил распространения. Свою цепь духовной преемственности (сильсилу) бадавиты ведут от Али ибн Абу Талиба. Бадави был также первым шейхом, который говорил о «Мухаммадовом свете» (См. Нур аль-Мухаммади). По этим причинам некоторые люди усматривают в деятельности этого тариката признаки алавизма (См. Нусайриты). Хирка, которую носили дервиши, и другие символы тариката были красного цвета. Красная повязка была и на колпаке суфиев. Зикр ордена первоначально был тихим. Однако позднее практиковались и громкие зикры (См. Зикр). Суфии их произносили стоя, либо сидя и входя в состояние религиозного транса. Большую роль в распространении и развитии ордена бадавитов после Ахмада Бадави сыграл Абдулал (ум. в 733/1332) Самым большим праздником тариката является день рождения Ахмада Бадави, которое проводится в последнюю неделю месяца Зульхиджа. Наиболее известными ветвями бадавизма являются инбаиты, мунавиты, сутухиты и баййумиты.

Бадиуззаман

Бадиуззаман - См. Нурси Саид.

Бадр

Бадр - название местности между Меккой и Мединой. На этом месте во 2 году хиджры состоялось первое крупное сражение между мекканскими язычниками и мусульманами. Несмотря на численое превосходство язычников, мусульманам удалось одержать в этом сражении победу. Эта победа имела исключительное значение для всей последующей истории Ислама. Об этом сражении упоминается в Коране: «Было для вас знамение в двух отрядах, которые встретились: один отряд сражается на пути Аллаха, а другой - неверный. И увидели они их на взгляд вдвойне большими, чем они были. Ведь Аллах подкрепляет своей мощью, кого пожелает» (3: 13).

Бай’

Бай’ - в исламском праве процесс купли и продажи, обмен одного товара на другой, торговая сделка. Бай’ становится действительной при наличии «иджаба» (формулировка «Я продал этот товар тебе») и «кабула» (формулировка «Я купил, принял и остался доволен»). После этого сделка вступает в силу и не может быть расторгнута в одностороннем порядке. Однако, если возможность возврата, при определенных обстоятельствах, была заранее оговорена, то купленный товар может быть возвращен.

Условиями (шартами) купли-продажи являются:

- Взаимное согласие продавца и покупателя;

- Они должны быть в здравом рассудке, свободными и совершеннолетними;

- Продаваемый товар должен быть дозволенным с точки зрения шариата. Нельзя продавать такие запрещенные товары, как свинина, спиртные напитки;

- Продавец должен иметь право продать покупателю товар;

- Цена товара должна быть точно определена и товар должен быть внимательно осмотрен покупателем.

Бай’а

Бай’а - I. в исламском праве принятие чьей-либо власти и руководства. Осуществляется путем рукопожатия, при котором дается клятва верности. Именно так принимал клятвы от своих сподвижников пророк Мухаммад. Первым человеком в мусульманской общине, которому была дана клятва верности, как руководителю, был сам Мухаммад. Эта присяга получила название «Бай’а в Акабе» (см. Акаба). Термин «Бай’а» встречается в аяте Корана 60:12.

II. в суфизме клятва, которую дает ученик (мюрид) своему учителю (муршиду) о том, что он останется верен ему и будет выполнять все его указания. Основанием для бай’а считаются примеры из жизни пророка Мухаммада, когда он перед совершением различных дел принимал клятву верности от своих сподвижников.

Процедура бай’а почти во всех суфийских тарикатах одна и та же. Желающий поступить в тарикат и начать свой духовный путь ищет учителя. После того, как он находит его, учитель решает, насколько целесообразно принимать этого человека в тарикат. Если учитель решит принять его своим учеником, то сразу же можно начинать процедуру бай’а. Для этого ученик совершает полное омовение (гусл) и, явившись к учителю, садится на колени. Рядом садится и учитель. Затем они берутся за руки. Учитель (шейх) предлагает ученику раскаяться во всех своих грехах. Выслушав его, ученик раскаивается, дает слово во всем подчиняться Аллаху и учителю. Далее он заявляет, что принимает Аллаха в качестве единого Бога, Мухаммада в качестве Его пророка, Коран в качестве своего руководства, а шейха в качестве своего муршида. В случае бай’а женщины, она не берется за руки с учителем, а делает бай’а только словами, либо письменно. В одних тарикатах во время бай’а на ученика надевают хирку, а в других высокий колпак (сикка). Бай’а духовно связывает учителя и ученика и его нарушение влечет суровый спрос с виновного.

Бай’а ар-Ридван

Бай’а ар-Ридван - клятва, которую дали пророку Мухаммаду около 1400 его сподвижников под деревом Самура, возле Мекки, перед заключением Худайбийского мира о том, что они готовы вместе с ним до последней капли крови биться с язычниками, которые не пропускали их на паломничество в Мекку. Это событие произошло в 6 году хиджры. Путь мусульманам, которые собирались совершить паломничество, преградили вооруженные мекканцы. Тогда мусульмане пришли в местность Худайбию. На переговоры с язычниками же в Мекку был послан Осман ибн Аффан. Однако он там на некоторое время задержался и мусульмане подумали, что язычники убили его. Тогда они явились к пророку, который находился под деревом, и дали ему эту клятву. Однако затем прибыл Осман и между мусульманами и язычниками был заключен Худайбийский мир, сроком на 10 лет.

Байдави Абдулла

Байдави Абдулла (ум. в 685/1286)

один из самых известных толкователей Корана. Полное имя Абдулла ибн Омар ибн Мухаммад Насир ад-Дин аль-Байдави. Родился в иранском селении Байда близ Шираза. Его первым учителем стал его отец Омар, который был верховным судьей (кадием) Шираза. Абдулла получил хорошее образование и тоже стал судьей. По этой причине его чаще называют Кади Байдави. Значительную часть своей жизни он прожил в Тебризе, куда переехал в 650/1252. Кади Байдави был автором целого ряда работ по различным аспектам Ислама. Известны его сочинения по методологии и комментариям хадисов («Шарху Масабих ас-Сунна»), мусульманскому праву («Минхадж аль-Вусул иля Ильми’ль-Усул»), логике, каламу («Тилават аль-Анвар мин Маталии’ль-Анзар»), истории («Низам ат-Таварих»). Сочинение «Аль-Кайат аль-Кусва» он посвятил проблемам шафиитского права. Однако самой известной работой Кади Байдави является толкование (тафсир) Корана «Анвар ат-Танзиль ва Асрар ат-Тавиль», которое он написал в Тебризе. Этот тафсир был написан с позиции ашаритского калама и шафиитского мазхаба, и на протяжении многих столетий преподавался во всех учебных заведениях Османской империи, а также других стран. На этот тафсир, в дальнейшем, было написано свыше 250 комментариев.

Байрамиты

Байрамиты - последователи одного из суфийских тарикатов. Основателем тариката был Хаджи Байрам Вали (ум. в 833/1429). Он родился в деревне Зульфадл неподалеку от Анкары. Обучался религиозным наукам и затем начал преподавательскую деятельность в медресе. Однако позднее, он бросил преподавание и занялся духовной практикой под руководством известного суфия Абу Хамида Хамид ад-Дина Аксараи (ум. в 815/1412). После его смерти Хаджи Байрам Вали основал собственную обитель в Анкаре и стал уважаемым и почитаемым шейхом своего времени. По приглашению султана Мурада II он приехал в Эдирне (Адрианополь), где встречался с известными государственными деятелями и учеными. Его последователем (халифой) был Ак Шамс ад-Дин, который стал учителем великого султана Мехмета II Фатиха, завоевателя Константинополя. Его халифами были также Языджыоглу Мехмет, Ахмад Биджан, Акбыйык Султан, Деде Омар Сиккини. Считается, что тарикат байрамитов соединяет в себе учения накшбендитов и хальватитов, к которым возводит свои цепи духовной преемственности (сильсилы). Идеологически байрамиты близки к мировоззрению Ибн Араби. В своей духовной практике они используют громкие зикры-джахри. Однако в некоторых случаях используются и тихие зикры-хафи. Основой доктрины байрамитов являются «джазба, любовь, и Божественная тайна». Многие теоретические труды этого тариката написаны Ак Шамс ад-Дином. От самого Хаджи Байрама Вали сочинений не сохранилось. Тарикат байрамитов был турецким орденом и распространился в Анатолии и на Балканах. Его последователи носили невысокие шестигранные колпаки из белого сукна. В период жизни Хаджи Байрама Вали учение его тариката распространилось в Анкаре, Бурсе и Эдирне.

Тарикат байрамитов имеет три основные ветви:

1. Шамсия, восходящий к Ак Шамс ад-Дину. Именно это направление, а также ее ветвь химматия, считается классическим байрамизмом;

2. Маламия, восходящий к Деде Омару Сиккини;

3. Джалватия, восходящий к Акбыйыку. Эта ветвь позднее стала самостоятельным тарикатом в суфизме. Основателем этого ордена считается Азиз Махмуд Худаи (ум. в 1038/1628), который получил хорошее образование в Османской империи и вступил на путь духовной практики. Он являелся автором более чем тридцати сочинений и воспитал многие тысячи учеников. Многое сделал для развития джалватии Исмаил Хакки Бурсалы (ум. в 1137/1724).

Байт аль Изза

Байт аль Изза - Место в мировой сфере, куда в месяце Рамадан был ниспослан Коран, оригинал которого находится на духовных скрижалях у Аллаха (см. Левх аль-Махфуз).

Байт аль-Мал

Байт аль-Мал - "имущество дома". Так называется казна мусульманского государства, а также помещение, в котором хранятся государственные средства. Несмотря на то, что это понятие существовало еще в период жизни пророка Мухаммада, оно приняло свое окончательное значение в период правления халифа Омара. После начала мусульманских завоеваний, он распорядился выдавать своим подданным жалование из средств, которые поступали за счет различных налогов. Помещения, в которых хранились эти средства, назывались Байт аль-мал. Байт аль-мал пополняется за счет обязательной ежегодной выплаты мусульманами части средств в пользу нуждающихся (См. Закят), десятины (См. Ушр), трофеев взятых с поля боя (См. Ганима), государственного налога, который взимается за пользование землей (См. Харадж), налога который платили немусульмане в счет мусульманского государства в обмен на их защиту и неприкосновенность их имущества (См. Джизья), а также с различных рудников. Средства, собранные с закята и ушра занимают особое место в Байт аль-мале. Они должны быть распределены только среди тех категорий мусульман, о которых говорится в аяте Корана: «Милостыня предназначена лишь бедным, неимущим, тем, кто занимается [сбором и раздачей], чьи сердца хотят завоевать, на выкуп [для освобождения] рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха, путникам. Так предписано Аллахом, воистину, Аллах - знающий, мудрый» (9: 60). Средства с военных трофеев выплачиваются тем мусульманам, о которых говорится в аяте Корана: «Знайте, что если вы захватили [на войне] добычу, то пятая часть ее принадлежит Аллаху, Посланнику, [вашим бедным] родственникам, сиротам, беднякам и путникам, если [только] вы веруете в Аллаха и в то, то Мы ниспослали рабу Нашему (т. е. Мухаммаду) в день различения [истины от лжи], в день, когда сошлись две рати. Ведь Аллах над всем сущим властен» (8: 41). Средства, поступившие с рудников, также тратятся на нужды бедняков, сирот и неимущих путников. Средства, поступившие за счет хараджа и джизьи, расходуются на содержание армии, здравоохранения, просвещения, а также на строительство объектов государственного значения: мостов, дорог, каналов и т.д.

Байхаки Ахмад

Байхаки Ахмад (384/994-458/1066)

известный правовед, знаток хадисов и их толкования. Полное имя - Абу Бакр Ахмад ибн Хусайн аль-Байхаки. Родился в Байхаке, недалеко от города Нишапур в Иране. Получил образование в Хорасане, Багдаде, Куфе и Мекке. Изучал хадисы и право более чем у ста учителей. После завершения образования занялся преподавательской и научной деятельностью, написал много книг по праву, каламу и хадисам. Был последователем шафиитского мазхаба. Наиболее известными его трудами являются сборники хадисов «ас-Сунан аль-Кубра» и «ас-Сунан ас-Сугра», а также «Китаб аль-асма вас-Сифат», которая повествует об именах и атрибутах Аллаха.

Бакиллани Мухаммад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бал’ам ибн Баур

Бал’ам ибн Баур - ученый человек среди иудеев, которому Аллах дал большие знания и научил его знамениям. Однако затем, по наущению шайтана, Бал’ам стал непокорным Аллаху и сошел с истинного пути. Пророк Муса возвел мольбу Аллаху о том, что бы Он покарал Бал’ама и его постигла Божья кара. Намеки о Бал’аме встречаются в коранической суре Араф.

Балиг

Балиг - совершеннолетие в исламском праве. С наступлением совершеннолетия каждому человеку вменяется в обязанность соблюдать вероучительные и правовые основы исламской религии. Среди исламских ученых наиболее распространенным является мнение о том, что нижним пределом наступления совершеннолетия у девочек (балига) является возраст 9 лет, а у мальчиков (балиг) 12 лет. Верхним же пределом для девушек является возраст 17 лет, а у парней 18 лет. С наступлением совершеннолетия становится возможным их совместное проживание в браке. Слово балиг встречается в аяте Корана 24: 58.

Бану Исраил

Бану Исраил - сыны Израиля. Это одно из названий еврейского народа. Израиль - это одно из имен пророка Йакуба (См. Йакуб), которое упоминается в кораническом аяте 3: 93 и на языке ибрани (древнесемитский) означает «раб Аллаха». Именно от Йакуба произошли 12 колен израилевых (См. Йахуди).

Бара ибн Адиб

Бара ибн Адиб (ум. в 72/691)

один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине. Был родом из племени Аус. Принял Ислам до хиджры. Участвовал почти во всех сражениях мусульман, начиная с битвы при Ухуде. При первых халифах участвовал в войнах с Византией и Ираном, в частности, участвовал в походах на Рей и Туштар. Во время халифата Али был в числе его сторонников и сражался против войск Муавии в битве при Сиффине. Умер в Куфе, в возрасте, приблизительно, 80 лет.

Бараа

Бараа - одна из почитаемых мусульманами ночей. Отмечается ежегодно, в ночь с 14 на 15 число месяца Шабана. Считается, что в эту ночь Аллах предопределяет жизнь всех людей на ближайший год и посылает ангелов к тем людям, которые занимаются служением Ему. Он также прощает людские грехи. Однако грехи тех людей, которые строят козни против других людей, распивают алкоголь, занимаются колдовством, не почитают своих родителей (См. Кабаир) не прощаются. Верующие в эту ночь должны иметь самые лучшие намерения и желания, и молить Аллаха об их исполнении. В ночь Бараа необходимо совершать побольше молитв, однако какого-то специального намаза для этого нет. Также считается, что именно в эту ночь Аллах дал пророку Мухаммаду право на то, чтобы он был заступником всех мусульман. Относительно святости 15-й ночи месяца Шабан имеются данные из самых авторитетных мусульманских сборников хадисов Бухари, Ибн Маджи, Тирмизи. См. также Кандиль.

Барака

Барака - благословение, благодеяние, достаток. Этот термин упоминается в нескольких коранических аятах (например, в 14: 7). Источником благословения является Аллах, который может наделять им своих посланников. В суфизме коранические представления о бараке были подвергнуты аллегоризации и появилась идея о том, что Божественное благословение может передаваться через пророков святым людям (См. Авлия), которые, в свою очередь, передают его по наследству. В представлениях суфийских тарикатов, барака в первую очередь передалась непосредственным потомкам пророка Мухаммада - саййидам и шарифам. Святые (авлия) же являясь носителями благословения, могут передавать ее простым людям. Причем бараку можно получить не только у живого святого (См. Вали), но и от его могилы. По этой причине в суфизме почитались могилы святых, над ними возводились сооружения и они даже становились объектом паломничества. Эта практика оспаривалась ортодоксальными мусульманскими улемами.

Барзах

Барзах - место, или пространство, находящееся между двумя вещами. Одним из значений этого слова является водораздел, узкий канал, разделяющий моря. В этом значении слово «барзах» употреблено в аяте Корана: «Он создал два водоема [на одном уровне], так что они могли бы слиться, но между ними Он [воздвиг] преграду (барзах), чтобы они не выходили из [своих] берегов» (55: 19-21). Барзахом также называется место, где пребывают души умерших до дня Суда. Мир «барзаха» является началом следующей жизни, которая следует вслед за земной. Души, покинувшие тела, пребывают там в блаженстве или страданиях до назначенного времени всеобщего Воскресения. В этом значении термин «барзах» встречается в кораническом аяте: «Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: "Господи! Верни меня [в этот мир]: быть может, я свершу праведное дело в том, чем я пренебрег". Так нет же! То, что он говорит, всего лишь [пустые] слова. Позади тех, кто уходит из мира, [будет] преграда (барзах) до того, как их воскресят» (23: 99-100). Из этого аята также следует, что души умерших не погибают с физической смертью тела, а покидают его и пребывают в особом месте, которое называется «барзах». Они будут там до дня Страшного суда, до которого, по воле Аллаха, вернутся в свои тела и предстанут перед Его судом (См. Ахира и Кыяма). Истинная сущность и подробности жизни душ в барзахе не доступны для человека и об этом нет подробной информации в исламских первоисточниках.

Ба’с Бад аль-Мовт

Ба’с Бад аль-Мовт - воскресение после смерти в конце времен. Это положение является одним из основополагающих принципов исламской веры. Согласно вероучению ортодоксального Ислама, воскреснут как души, так и тела, как об этом говорится в аяте Корана 22: 6-7. Слово «ба’с» упоминается в 15 аятах Корана в значении «воскресения» и этому событию придается важнейшее значение. Пророк Мухаммад в своих хадисах также придавал воскресению огромное значение и разъяснял подробности этого события. Согласно учению ортодоксального Ислама, состояние после смерти не является небытием, а является одной из разновидностей бытия также как и жизнь. Жизнь и смерть не являются противоположными понятиями по сути, а находятся в таком же соотношении, как явное и тайное, пришествие и отход.

Баст

Баст - См. Кабз и Баст.

Батиль

Батиль - нечто неверное, лживое, не имеющее ничего общего с объективной реальностью. В исламском праве и этике батиль - это любая вера, мысль, заключение или поведение, не соответствующая положениям Корана и Сунны. В Коране это слово ассоциируется с такими понятиями, как неверие и несправедливость. Батилю противопоставляется Истина (Хакк), принадлежащая Аллаху и относящаяся к Нему. Хакк устраняет батиль, как об этом говорится в кораническом аяте: «И скажи: "Пришла истина и исчезла ложь, поистине ложь исчезающа"» (17: 81). В исламском праве (фикхе) батиль - это любые действия, в которых хотя бы частично отсутствуют оговоренные шариатом основы и условия их совершения (См. Рукн и Шарт).

Батин

Батин - сокрытое, тайное, неосязаемое, эзотерическое. Это одно из прекрасных имен Аллаха. Батин является олицетворением близости Аллаха к человеку, всему сотворенному, проявлению Его в сотворенном Им мире. Это имя встречается в кораническом аяте 57: 3. В каламе батином обозначаются сокрытые, тайные, эзотерические проявления какого-либо бытия.

Бахира

Бахира - молочная верблюдица, почитаемая доисламскими арабами. Если верблюдица рожала десять самок подряд, то арабские язычники называли ее саибой и начинали почитать ее. Если после этого она рожала еще одну самку, то они называли ее бахирой и почитали наряду с матерью. Язычники отрезали ей часть уха, не садились на нее верхом, не возили на ней грузов, не стригли ее шерсть. Пить ее молоко мог только гость. Бахира, также как и многие другие языческие понятия и обычаи, отвергаются исламской религией: «Аллах не устраивал ни бахиры, ни саибы, ни васили, ни хами, но те, которые не уверовали, измышляют на Аллаха ложь, и большая часть их не разумеет» (5: 103).

Бекташи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бехаиты

Бехаиты - последователи учения эмигрировавших из Ирана бабидов (См. Бабиды), распространивших это учение в странах Ближнего Востока, Европе, Америке и России. Последователи бехаизма мусульманами не являются. Основателем этой секты был Мирза Хусайн Али Нури (1249/1817-1324/1892), который назвал себя Бехауллой (блеск Аллаха). Бехаулла развил учение Баба и выразил свое отношение к нему в своей книге «Китаб-и Икан», которую написал в Багдаде. А основные положения бехаизма он изложил в книге «Китаб-и Акдас», которую написал в Палестине. Бехаулла объявил себя воплощением Бога и продолжателем дела Баба. Он считал, что подобно тому, как Йахья (Иоанн) проложил дорогу для деятельности Исы (Иисуса), точно также и Баб являлся человеком, который подготовил условия для его деятельности. В отличие от Баба, Бехаулла считал, что пришествие каждого нового пророка не отменяет законы предыдущего, а дополняет их. Таким образом, Бехаулла считал себя выше Баба. Считая себя воплощением Бога, Бехаулла даже отправил послания к различным главам государств. Он также объявил себя обладателем сокровенных знаний, способным предсказывать будущее. Бехаулла объявил действие исламского закона в целом отмененным, и этим самым окончательно вывел себя и своих последователей из Ислама. Однако некоторые положения исламского закона он, с некоторыми оговорками, все же частично признавал. После смерти Бехауллы общину бехаитов возглавил его сын Аббас-эфенди (Абд аль-Баха). Поняв, что в среде мусульман ему не удастся приобрести значительного количества единомышленников, он стремился приобщить учение бехаитов к западной культуре и с этой целью стал изучать Библию, вводить в учение бехаизма положения Иудаизма и Христианства. По этой причине это учение приобрело некоторую популярность на Западе. В отличие от бабидов, бехаиты отказались от вооруженной борьбы и предпочли распространять идеи своей секты путем мирной проповеди, пропагандируя идеи всеобщего равенства и братства людей. По их мнению, бехаизм воспринявший принципы христианской любви, пришел на смену всем религиям мира. Они также считали, что по мере распространения этого учения, исчезнут государственные, национальные и социальные границы между людьми, в мире установится единая религия и язык. В настоящее время штаб-квартира этой секты находится в Хайфе (Израиль).

Бехаулла Мирза Хусайн

Бехаулла Мирза Хусайн - основатель бехаизма (см. Бехаиты).

Бид’а

Статья большая, находится на отдельной странице.

Билал аль-Хабаши

Билал аль-Хабаши (ум. в 20/641)

один из самых известных сподвижников пророка Мухаммада, первый муэдзин Ислама. Родом из Эфиопии. Его отца звали Рабах, мать - Хамамой. Он был рабом одного из влиятельных мекканцев - Умаййи ибн Халафа. Билал ибн Рабах был одним из первых мусульман. Когда его хозяин узнал о принятии им Ислама, он подверг Билала мучительным пыткам и издевательствам для того, чтобы он отрекся от религии. Он укладывал его на раскаленный песок и клал ему на грудь тяжелый камень. Однако, несмотря на все это, Билал отказывался отречься от Ислама и стойко переносил все пытки. Его мучениям положил конец Абу Бакр, который выкупил его у Умаййи ибн Халафа. Он освободил его и привел к пророку Мухаммаду. Затем, вместе со всеми мусульманами, Билал совершил переселение (хиджру) в Медину. Там он стал первым муэдзином Ислама (т.е. призывал мусульман к молитве). Эту обязанность возложил на него сам пророк Мухаммад, так как Билал обладал красивым голосом. Билал даже прибавил к формуле утреннего азана слова: "Ас-Салату Хайриль мин ан-Наум" (Молитва лучше сна). Узнав об этом, пророк одобрил такую формулу утреннего азана. На протяжении всего мединского периода жизни пророка Мухаммада, Билал участвовал во всех сражениях, которые провели мусульмане со своими врагами. В битве при Бадре, Билал столкнулся лицом к лицу со своим бывшим хозяином и мучителем Умаййей ибн Халафом. Он сообщил об этом своим товарищам и они убили его вместе с его сыном. После завоевания мусульманами Мекки, пророк Мухаммад вошел в Каабу и сокрушил всех находившихся там идолов. После этого Билал своим красивым голосом спел азан (призыв к молитве). После смерти пророка Мухаммада, при халифах Абу Бакре и Омаре, Билал находился в Сирии и участвовал в войнах мусульман с византийцами. Когда халиф Омар приехал в Иерусалим, чтобы принять сдачу города, Билал встретил его и вместе с ним вошел в город. Здесь Омар попросил его спеть азан, чего он не делал на протяжении долгого времени со дня смерти пророка. Билал удовлетворил просьбу халифа. Вместе с ними в Иерусалиме находились Абу Убайда ибн аль-Джаррах, Муаз ибн Джабаль, Амр ибн аль-Ас и другие сподвижники пророка. Затем Билал поселился в Сирии, где и умер в возрасте, приблизительно, 60 лет. Незадолго до смерти, он побывал в Медине, где встретился с внуками пророка Мухаммада - Хасаном и Хусайном, а также с другими своими друзьями. Они вместе помянули свои прошлые дни, когда находились рядом с пророком, и посетили его могилу. Здесь же, в мединской мечети Билал еще раз спел азан.

Билкис

Билкис - царица Сабы. По приглашению пророка Сулеймана она прибыла к нему и приняла веру. В аятах Корана 27: 20-44 повествуются подробности этой истории (См. Сулейман).

Бир аль-Мауна

Бир аль-Мауна - название колодца между Меккой и Мединой. На этом месте, в результате нападения вооруженного отряда племени Бану Сулайм, пали смертью мучеников за веру (шахидов) 70 мединских знатоков Ислама, которых пророк Мухаммад отправил к племени Бану Амр, по приглашению их вождя Амира ибн Малика, с целью обучения их основам Ислама.

Бистами Баязид

Бистами Баязид (ум. в 262/875)

выдающийся персидский мистик. Один из известных мутасаввифов, основатель одного из основных направлений суфизма. Полное имя - Абу Йазид Тайфур (Баязид) ибн Иса аль-Бистами. Родился в иранском городе Бистаме и провел там всю свою жизнь. Его учителем в тасаввуфе был суфий Абу Али ас-Синди. Учение Баязида аль-Бистами содержало положения об исчезновении своего «Я» человека, растворившегося в Божестве. Это состояние он назвал «фана». Сопутствующими фане состояниями в его учении являются восторг (калаба) и опьянение любовью к Богу (сукр). Причем погруженная и растворенная в Боге личность приобретает Его атрибуты. Он первым сформулировал принцип «Ты это я, а я это Ты». Также ему приписывается введение суфийского понятия «мирадж», то есть вознесение души мистика во время занятий духовной практикой. Многие положения учения Баязида аль-Бистами вызывали резкую отрицательную реакцию мусульманской ортодоксии. Его обвиняли в приверженности к идее боговоплощения (хулул). От Баязида аль-Бистами не осталось трудов. Около 500 его известных изречений были изложены его учениками и нашли отражение в трудах Кушайри, Сулами, Худжвири, Мунави, Сарраджа.

Бурайда ибн Хусайб

Бурайда ибн Хусайб (ум. в 63/682)

один из сподвижников пророка Мухаммада. Он был родом из племени Аслам. История его знакомства с пророком восходит к периоду переселения (хиджры) Мухаммада из Мекки. Обеспокоенные тем, что Мухаммаду удалось уйти из Мекки, курайшиты послали за ним погоню. Однако поиски оказались безрезультатными. Тогда они объявили всем племенам, которые жили в окрестностях города, что готовы отдать сто верблюдов каждому, кто сумеет доставить Мухаммада к ним живого или мертвого. Бурайда оказался одним из тех людей, которые хотели найти и сдать его курайшитам в обмен на это вознаграждение. Для этого он, с семидесятью всадниками, перекрыл путь, который проходил через территорию его племени и выяснял личность всех путников. В один из тех дней по этому пути проходил пророк Мухаммад с Абу Бакром. Они встретились с Бурайдой и его людьми, и приветствовали их. Затем они познакомились и, некоторое время, имели между собой беседу, которая произвела на Бурайду положительное впечатление. В результате этой беседы он узнал, что перед ним сам пророк Мухаммад и, произнеся слова шахады, сразу принял Ислам. То же самое сделали его люди. Затем все они совершили за пророком намаз. После этого все они продолжили вместе с Мухаммадом путь к Мекке и охраняли его. Бурайда даже заявил пророку, что его вхождение в Медину без знамени нежелательно. Поэтому он снял с головы свою повязку и, нанизав ее на копье, стал его знаменосцем. Спустя некоторое время Бурайда совершил переселение (хиджру) в Медину, где принял участие и героически сражался в шестнадцати походах и сражениях против врагов мусульман. Особо отличился в битве при взятии Хайбара. В день взятия Мекки он был в числе знаменосцев от племени Аслам. Пророк также назначил его сборщиком налога-закят с племен Аслам и Гифар. После взятия Мекки Мухаммад отправил его в составе военного отряда Халида ибн Валида в Йемен. Затем Бурайда принимал участие в походе войск Усамы в сторону Сирии (См. Усама ибн Зейд). В период правления Праведных халифов, Бурайда продолжил свое участие в военных походах мусульманских войск, в частности на Хорасан. Одновременно с этим, он прославился там в качестве проповедника Ислама. Он также известен как передатчик хадисов от пророка Мухаммада. Им было передано 164 хадиса, один из которых вошел в сборник Бухари, а одиннадцать в сборник Муслима. Бурайда умер в Хорасане в период правления халифа Йазида ибн Муавии.

Бурак

Бурак - имя верхового животного, на котором пророк Мухаммад совершил мирадж - ночное путешествие из Мекки в Кудс и обратно. Об этом упоминается в аяте Корана 17: 1. Это животное было белого цвета, размером меньше мула, но больше осла и передвигалось на очень высокой скорости. (См. Исра и Мирадж)

Бухари Мухаммад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Бухтуннассар

Бухтуннассар - Навуходоносор

Царь Бабиля (Вавилона), который победил израильтян, захватил и разрушил Кудс (Иерусалим). После этого поражения многие израильтяне были пленены и увезены в Бабиль.

Предыдущая страница Следующая страница