Приглашаем посетить сайт

Есенин (esenin-lit.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

Забур

Забур - Псалтирь.

Священное Писание, которое было ниспослано Аллахом пророку Давуду (См. Давуд). Упоминание об этом писании содержится в следующих коранических аятах

- «…Мы даровали Давуду Псалтирь» (4: 163);

- «Твой Господь лучше всех знает тех, кто на небесах и на земле. Мы прежде отдали предпочтение одним пророкам над другими и даровали Давуду Псалтырь» (17: 55);

- «Мы уже предначертали в Псалтири, после того как изрекли [людям] назидание, что земля достанется в наследство Моим праведным рабам» (21: 105).

Согласно этим аятам, Забур является вторым (после Тауры) Писанием, ниспосланным Аллахом людям.

Пророк Давуд не был великим пророком (расулем), которому был дан новый шариат. Поэтому он руководствовался шариатом Мусы (Моисея). Поэтому и Забур, как писание, было призвано еще более укрепить шариат Мусы. Известно также, что стихи (псалмы) Забура были ниспосланы в прекрасном поэтическом стиле. А сам Давуд обладал прекрасным голосом и мелодично распевал их, вызывая восхищение своих слушателей.

Оригинал Забура был ниспослан на древнем семитском языке и не дошел до наших дней. Современные тексты Псалтиря, которые входят в состав Библии, не являются его первоначальным текстом. После ниспослания Корана, религиозные положения, которые содержались в этой книге, были полностью отменены Аллахом.

Забх

Забх - резка животного по правилам, установленным шариатом. Животное, которое должно быть зарезано называется забиха. Главным условием забха является произнесение при резке животного слова "Бисмиллях" (во имя Аллаха). Причем резчиком должен быть только мусульманин. Если "Бисмиллях" не был произнесен намеренно, то мясо такого животного запретно для употребления в пищу (харам). А если это слово не было произнесено по забывчивости резчика, то мясо есть можно. Вместо слова "Бисмиллях", можно сказать "Аллаху акбар" (Аллах велик). Обо всем этом говорится в кораническом аяте: «И принесение в жертву верблюдов Мы установили для вас в качестве обряда, предписанного Аллахом. Для вас в этом - польза. Произносите же над верблюдами имя Аллаха, когда они стоят рядами» (22: 36).

Завия

Завия - уединенное место, в котором суфийские затворники проводит свои дни в молитвах; суфийские обители (См. Такья).

Зайнаб бинт Али

Зайнаб бинт Али (ум. в 65/684)

дочь Али ибн Абу Талиба и Фатимы бинт Мухаммад, внучка пророка Мухаммада, которая родилась за пять лет до его смерти. Зайнаб была умной и набожной женщиной. Ее отец выдал ее замуж за своего племянника Абдуллу ибн Джафара. От этого брака родились их дети Али, Аббас, Умм Кульсум и Аун аль-Акбар. Во время трагических событий при Кербеле (См. Хусайн ибн Али), Зайнаб находилась рядом со своим братом Хусайном. После гибели многих своих родных на поле сражения, она была пленена и доставлена к наместнику Куфы тирану Убайдулле ибн Зияду. Она не побоялась высказывать ему в лицо всю правду о нем. Историк Ибн аль-Асир писал, что когда Убайдулла приговорил Али - единственного оставшегося сына Хусайна к смерти, Зайнаб заявила, что не желает оставаться в живых и потребовала казнить вместе с ним и ее. Увидев это, Убайдулла решил не убивать Али. После этого Убайдулла ибн Зияд распорядился отправить пленников в Дамаск, к халифу Йазиду ибн Абу Суфьяну, который хорошо принял их и, спустя несколько дней, освободил. Последние годы своей жизни Зайнаб провела в Египте, где умерла в 65/684 году.

Зайнаб бинт Джахш

Зайнаб бинт Джахш (ум. в 20/642)

одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Одна из первых мусульманок. Родилась приблизительно за 20 лет до начала пророчества пророка Мухаммада. Зайнабом ее назвал Мухаммад, а до этого ее звали Барра. Зайнаб была в числе первых переселенцев из Мекки в Медину. В то время она не была замужем. В связи с этим, Мухаммад хотел женить на ней своего вольноотпущенника и приемного сына Зейда ибн Харису. Этим самым он хотел упразднить обычаи периода невежества, согласно которым свободная женщина не могла выйти замуж за бывшего раба. По этой причине, Зайнаб и ее братья были против этого брака. Однако, в это время, пророку Мухаммаду была ниспослана кораническая сура (33: 36), согласно которой перечить ему не дозволялось. Поэтому Зайнаб согласилась на этот брак. Но ее брачный союз с Зейдом ибн Харисой оказался не счастливым, между ними не было любви и согласия. По этой причине Зейд решил развестись со своей женой. Несмотря на все увещевания со стороны Мухаммада их совместная жизнь оказалась невозможной и через год они развелись. Пророк Мухаммад был очень опечален разрывом этого брачного союза, инициатором которого был он сам. Он пытался поправить положение и жениться на Зайнаб, но не мог сделать этого по причине обычаев периода невежества, согласно которым жениться на бывшей жене своего приемного сына считалось недопустимым. Однако, в это время, Мухаммад получил новое Божественное откровение, в котором этот обычай был упразднен (Коран 33: 37-40). Причем, отныне каждый из приемных детей должен был называться по имени своих отцов и не претендовать на родство со своими опекунами (Коран 33: 4-5). После этого Мухаммад женился на Зайнаб. Таким образом, в результате этого брака он, своим примером, призвал мусульман отойти от языческих традиций прошлого. Брак пророка Мухаммада и Зайнаб ибн Джахш был заключен в 5 году хиджры. Ей тогда было около 35 лет. Зайнаб была добродетельной и набожной женщиной, много времени проводила в молитвах и постах. Она также была очень трудолюбива. Зайнаб бинт Джахш была первой женой пророка Мухаммада, умершей после его смерти. Она умерла в Медине, в возрасте 53 лет.

Зайнаб бинт Мухаммад

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зайнаб бинт Хузайма

Зайнаб бинт Хузайма (ум. в 4/626)

одна из жен пророка Мухаммада, мать правоверных. Происходила из воинственного арабского племени Амир ибн Саса. Она проявляла милосердие и внимание по отношению к нуждающимся, за что ее называли Умм Масакин (мать бедных). Первым мужем Зайнаб был Туфайл ибн Харис. Затем она развелась с ним и вышла замуж за Убайду ибн Хариса, который погиб в битве при Бадре. В 3 году хиджры, пророк Мухаммад отправил своих представителей к племени Амир ибн Саса, однако все они были перебиты ими. По этой причине отношения этого племени с мусульманами резко ухудшились. Но пророк Мухаммад не пожелал кровопролития и решил искать альтернативные методы для урегулирования конфликта. Для этого он, в 4 году хиджры, женился на Зайнаб бинт Хузайма, которая также была представительницей этого племени. Зайнаб недолго прожила с ним. Спустя несколько месяцев после свадьбы, она умерла. Зайнаб была добродетельной и набожной женщиной. Много времени проводила в молитвах и обильно раздавала милостыню.

Закария

Закария - один из благочестивых пророков (наби) Израиля, отец пророка Йахйи (Иоанна). Его полное имя было Закария ибн Азан ибн Муслим ибн Садун и его родословная восходила к пророку Сулейману. Его религией была религия Мусы и он вел проповеди на основании законов Тауры (Торы). В то время в иерусалимском храме день и ночь совершались служения Аллаху. Служителями храма были известные люди из рода Харуна. В тот период в Израиле не было пророка и они молили Аллаха о том, чтобы Он отправил им его. Аллах услышал их молитвы и сделал пророком Закарию, который сразу же стал вести проповеди среди народа Израиля и призывать их на путь веры. Однако многие люди отвергли его. В то же время были и уверовавшие. Закария был женат на Элисе. Она была родственницей Мариам (Марии), матери Исы. Спустя некоторое время, мать Мариам в соответствии со своим обетом привела свою дочь в иерусалимский храм и оставила там, на воспитании у пророка Закарии [См. Мариам (I)]. Здесь Мариам проводила все свои дни в служении Аллаху. Благодаря Закарии она выучила Тауру. С этого времени с девочкой стали случаться чудеса: «Каждый раз, когда Закария входил к ней в покои, находил при ней пропитание и [однажды] спросил: "О Марйам! Откуда у тебя это?" Она ответила: "Это - от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (Коран, 3: 37). У Закарии и Элисы не было детей. Когда им было около ста лет, старый Закария не имевший никаких надежд на наследника, стал молить Аллаха, чтобы Он дал ему потомство (Коран, 3: 38). Тогда Аллах удовлетворил его молитву и у него родился сын Йахйа (См. Йахйа). Всю свою жизнь Закария провел в служении Аллаху и был проповедником веры в среде своего народа. Спустя шесть месяцев после Йахйи, Мариам родила Ису, который чудесным образом защитил свою мать из колыбели, когда иудеи обвинили его мать в распутстве [См. Мариам (I)]. Тогда они решили убить Закарию. Они ворвались к нему и умертвили пророка. Согласно преданию, пророк и мученик веры Закария был похоронен в Халебе.

Закир

Закир - человек, который поминает имена Аллаха чтением зикра (См. Зикр).

Заккум

Заккум - дерево с горькими плодами, которое растет в джаханнаме (аду). Плодами этого дерева будут питаться обитатели ада. Об этом говорится в аятах Корана 44: 43-46; 56: 51-55. (См. Джаханнам)

Закят

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закят аль-Фитр

Закят аль-Фитр - милостыня, которая должна быть выплачена нуждающимся мусульманам до наступления праздника Рамадан (См. Идайн). Закят аль-Фитр является в шариате обязательным деянием (ваджиб). Глава семьи выплачивает Закят аль-Фитр за всех членов своей семьи (включая детей), которые находятся на его попечении. Он может отдать его целиком одному нуждающемуся мусульманину, либо же распределить на нескольких человек. Размер милостыни Фитр на каждого члена семьи должен быть не менее 1 саа. Саа - это мера веса, равная 3500 г (в ханафитском мазхабе), либо 1680 г (в остальных суннитских мазхабах). Лучше всего выплатить Закят аль-Фитр в виде продуктов, а не их денежным эквивалентом. Например, этими продуктами являются пшеница, ячмень, финики.

Залля

Залля - ошибка, погрешность. В каламе так называются небольшие погрешности и ошибки, которые могли быть в помыслах посланников Аллаха. Как известно, посланники Бога не совершали грехов, так как были оберегаемы от них Аллахом. Они являются "ма'сум" (т.е. непогрешимыми). Что же касается небольших погрешностей - залля, то их причиной была сама сущность человека, которому свойственно ошибаться. Но вместе с этим, эти ошибки могли фигурировать лишь в их помыслах и не проявлялись в делах. Кроме того, Аллах поправлял эти ошибки ниспосылаемыми откровениями.

Замахшари Махмуд

Замахшари Махмуд (467/1075-538/1143)

известный мусульманский толкователь Корана, ханафитский правовед, знаток калама, литератор. Полное имя с куньей Абу аль-Касим Махмуд ибн Омар аз-Замахшари аль-Хорезми. Его также называли Джар Аллахом (Покровительствуемый Аллахом) и Фахр Харазмом (гордостью Хорезма). Родился в период правления сельджукского султана Малик-шаха в Замахшаре (Хорезм) в небогатой тюркской семье. Начальное образование получил под руководством своего отца. Затем с ним произошел несчастный случай. Он упал с лошади и получил тяжелые ранения. После этого ему ампутировали ногу. Спустя некоторое время Махмуд оправился от ран и уехал для продолжения обучения в Бухару, которая была в то время культурным и научным центром центральной Азии. Находясь в этом городе, до него дошло известие о смерти отца, который был арестован по политическим мотивам и умер в заключении. В это время Махмуду было около 20 лет. В Бухаре Махмуд ибн Омар изучал ханафитское право, хадисы, толкования Корана, калам, логику, философию и арабский язык. Оттуда он совершил путешествия по близлежащим областям, затем в 502/1109 году поехал в Мекку. После этого он побывал в Йемене, а затем в других регионах Аравии. Затем он вернулся в Замахшар, но спустя некоторое время, снова выехал в Мекку и остался здесь на протяжении длительного времени. В Мекке он написал многие свои работы, например известное толкование Корана. Там он получил признание и приехал на свою родину - Хорезм, уже в качестве улема. Здесь он прожил оставшуюся часть своей жизни. По своим убеждениям аз-Замахшари был убежденным мутазилитом, а в праве придерживался положений ханафитского мазхаба. По причине принадлежности к мутазилитам он подвергался ожесточенной критике со стороны суннитских улемов и не сумел добиться расположения сельджукских правителей, несмотря на свои глубочайшие познания. Однако на эти нападки в свой адрес он также отвечал достаточно резко и категорично. Воззрения аз-Замахшари в целом повторяли основные идеи доктрины мутазилитов (См. Мутазилиты). Его учениками были многие известные ученые того времени. Он был автором книг по грамматике и лексике арабского языка, написал также справочное пособие по хадисам. Однако самым известным трудом аз-Замахшари является толкование Корана «аль-Кашшаф», в котором толкование аятов было проделано с позиции мутазилизма. Для этого он толковал многие аяты аллегорически и иносказательно, применял «отмененные» (шазз) методы чтения некоторых аятов. По этой причине его труд подвергся ожесточенной критике мусульманских ортодоксов, которые писали опровержения на него. «Аль-Кашшаф» был написан аз-Замахшари в Мекке на протяжении двух лет.

Замзам

Замзам - священный источник, расположенный на территории мекканского храма Масджид Аль-Харам. Согласно хадису, когда Хаджар (Агарь) по воле Аллаха оказалась на этом месте, она начала искать воду между холмами Сафа и Марва. На месте источника Замзам она увидела ангела Джибрила (Гавриила), который ударил своей ступней (или крылом) по этому месту и там чудесным образом образовался этот источник.

Захид

Захид - мусульманский аскет, человек который усердствует в служении Аллаху, боится Его, исполняет все религиозные предписания, проводит много времени в молитвах, отличается высокими моральными качествами и не привязан к благам этого мира.

Захир

Захир - так обозначают открытые, ясные и недвусмысленные смыслы божественных откровений (нассы), которые не нуждаются в иносказательном толковании. Их смыслы остаются неизменными. В каламе захир - явное, открытое. Так обозначаются внешнее, экзотерическое проявление какого-либо бытия.

Аз-Захир - это также одно из прекрасных имен Аллаха. Означает явность и открытость Его существования. Каждый человек видит от своего рождения окружающий мир, который является доказательством Его существования. Упоминается в кораническом аяте 57: 3.

Захиритский мазхаб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зейд ибн Али

Зейд ибн Али (80/700-122/742)

один из самых выдающихся представителей семьи пророка Мухаммада. Он был сыном Али Зайн аль-Абидина сына Хусайна ибн Али ибн Абу Талиба. Зейд ибн Али был одним из первых мусульманских теоретиков и правоведов. В период правления Омейядского халифа Хишама он поднял восстание против тирании властей. В 122 году восстание было подавлено, а Зейд ибн Али был убит. (Подробнее о его жизни и правовой школе см. Зейдитский мазхаб).

Зейд ибн Сабит

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зейд ибн Хариса

Зейд ибн Хариса (погиб в 8/629)

один из ближайших сподвижников пророка Мухаммада, его бывший раб-вольноотпущенник и приемный сын; отец Усамы ибн Зейда. Родом из Йемена. Его мать Суда, вместе с Зейдом, выехала к своим родственникам из племени Бану Маан. Однако по пути они подверглись нападению, и были проданы в качестве рабов на невольничьем рынке Мекки. Там их купил племянник Хадиджи Хаким ибн Хузам, и подарил Зейда своей тете. После того, как Хадиджа вышла замуж за Мухаммада, она подарила Зейда своему мужу. Мухаммад же освободил его. Однако Зейд не покинул своего бывшего хозяина, и до своей смерти оставался с ним. Несмотря на свое освобождение, он не вернулся на свою родину, хотя его хотел забрать с собой его отец Хариса, который приехал в Мекку. После этого Мухаммад усыновил его и сделал своим наследником. Зейда называли сыном Мухаммада до того, как был ниспослан аят Корана "Возводите их к их отцам, это более справедливо у Аллаха..." (33: 5). После ниспослания этого аята, Зейд снова стал называться сыном Харисы. После того, как началась пророческая деятельность Мухаммада, Зейд одним из первых принял Ислам. В самые тяжелые минуты он не расставался с пророком и защищал его. Когда Мухаммад решил поехать для проповедей в Таиф, Зейд не отпустил его одного. Когда жители Таифа забрасывали пророка камнями, Зейд своим телом заслонял его и, истекая кровью, принимал удары на себя. Зейд ибн Хариса, как и все мусульмане, подвергся гонениям и совершил переселение (хиджру) в Медину. Там он самоотверженно участвовал в укреплении мусульманского государства и принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и других сражениях. Зейд обладал полководческим талантом и командовал отрядами мусульманских войск в различных походах. Он был настолько предан пророку Мухаммаду , что тот даже оставял его в Медине в качестве своего официального представителя, когда выступал в поход. Зейд ибн Хариса, вместе с Джафаром и Абдулой ибн Равахой, геройски погиб в битве при Муте. В момент смерти ему было 50-55 лет.

Зейдитский мазхаб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зикр

Зикр - поминать, помнить, держать в памяти. Поминание Асма аль-Хусна (прекрасных имен Аллаха). В Коране и Сунне употребляется в значении поминания Аллаха и совершения намаза. Все виды молитв и намазов, выполняемые мусульманами в соответствии с Сунной пророка Мухаммада являются зикром. В суфизме зикр - это духовное упражнение, ставящее своей целью ощущение человеком состояния постоянного Божественного присутствия. Это состояние устанавливается путем многократно повторяющегося поминания имен Бога. В различных суфийских тарикатах зикры произносятся либо вслух (зикр джахри), либо же про себя (зикр хафи). Считается, что традиция зикров джахри восходят к Али ибн Абу Талибу, а зикров хафи - к Абу Бакру ас-Сиддику. Зикры могут произноситься коллективно во время радений (зикр аль-афкат).

Зимми

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зина

Зина - аморальность, прелюбодеяние, незаконное внебрачное сожительство мужчины и женщины. В Исламе Зина - это величайший грех, сатанинское деяние, который ведет к упадку морали как отдельно взятых людей, так и всего общества. Осуждение греха прелюбодеяния содержится в кораническом аяте: «И нe пpиближaйтecь к пpeлюбoдeянию, вeдь этo - мepзocть и плoxaя дopoгa!» (17: 32). За совершение прелюбодеяния в исламском праве предусмотрены самые суровые наказания-хадды: от публичного избиения, до смертной казни (Коран, 24: 2-5). Однако хадд применяется только в случае доказательства факта совокупления половых органов прелюбодеев. (См. Хадд). Ласки и другие греховные действия между не состоящими в браке мужчиной и женщиной также являются запретными, однако они не караются хаддом. В широком смысле слово зина может быть применено к различным греховным поступкам человека. Например, в одном из хадисов, переданных Ибн Аббасом от Абу Хурайры, пророк Мухаммад сказал: «Я никогда не слышал более лучшего определения "мелких проступков" (см. Коран, 53: 32), чем то, которое передал Абу Хурайра от пророка: "Сыну Адама, если он достаточно взрослый и осознает это, непременно записывается его доля прелюбодеяния: прелюбодеяние глаз - взор (т. е. то, на что запрещено смотреть) прелюбодеяние ушей - выслушивание (т. е. то, что запрещено слушать), прелюбодеяние языка - речь (т. е. произнесение запретного), прелюбодеяние руки - касание (т. е. либо касание запретного, либо присвоение чужого), прелюбодеяние ноги - ходьба (т. е. приближение к запретному). Сердце же желает и хочет, а половые органы или подтверждают, или опровергают это (т. е. совершают прелюбодеяние на самом деле, либо нет)». (Аль-Бухари 11/26, Муслим 4/2046).

Зиндик

Зиндик - неверующий в Аллаха и Судный день человек. Во множественном числе «занадик». В широком смысле так называли немусульман. Зиндиками называли также зороастрийцев. Предполагают, что это слово имеет персидское происхождение и является арабизированной формой слова «зенд» (священная книга зороастрийцев). Этим же словом называли представителей различных философских учений, которые верили в вечность и неуничтожимость материи. В исламском праве зиндиками называют тех людей, которые внешне ведут себя как мусульманине, но на самом деле являются неверными. Некоторые авторитетные мусульманские правоведы (например, маликиты) считали, что если двуличие зиндика будет доказано, то он подлежит смерти. По их мнению, такому человеку должно быть отказано в раскаянии. Однако если такой человек покаялся до того, как был разоблачен, то это покаяние принимается Аллахом. Но другие исламские правоведы все же считали, что раскаяние зиндика принимается, и в этом случае он смерти не подлежит. Зиндики будут вечно гореть в аду. Об этом говорится в аяте Корана: «Воистину, ни имущество, ни дети никоим образом не спасут от [гнева] Аллаха тех, которые не уверовали. Они-то и есть обитатели адского пламени! И в нем они пребудут вечно» (3: 116).

Зихар

Зихар - отвержение жен, при котором мужчина приравнивает свою жену к матери, сестре или другой женщине, на которой он не имеет права жениться. Этот обычай существовал в доисламский период у арабов. Если мужчина с целью наказания жены говорил ей: «Отныне ты для меня подобна хребту моей матери», то их супружеские отношения прекращались навсегда. Такое положение сохранялось до пророчества Мухаммада. Как-то к нему пришла женщина по имени Хаула бинт Малик и пожаловалась ему на своего мужа Ауса ибн Самита, который сделал ей зихар. В ответ пророку Мухаммаду были ниспосланы следующие аяты Корана: «Аллах внял словам женщины, которая вступила с тобой [, о Мухаммад,] в пререкания относительно своего мужа и жаловалась Аллаху. А Аллах слышал ваш разговор, ибо Аллах - слышащий, видящий. Те из вас, которые называют своих жен как бы хребтом своих матерей, [не правы] - в действительности их жены, [конечно], не матери им, ведь их матери - только те женщины, которые их родили. [А утверждающие иное] утверждают предосудительно и лживо. Воистину, Аллах - прощающий, снисходительный. Тем, которые разводятся со своими женами по языческому обряду, а потом отрекаются от того, что сказали, надлежит освободить одного раба, прежде чем [супруги] сойдутся друг с другом. Так наставляют вас, и Аллах ведает о том, что вы делаете. Если же у кого-либо нет раба, то надлежит соблюдать пост два месяца без перерыва, прежде чем [супруги] сойдутся. А если кто-либо не может [соблюдать пост], то надлежит накормить шестьдесят бедняков. [Все] это - для того, чтобы вы уверовали в Аллаха и Его Посланника. Это - ограничения, наложенные Аллахом, а для неверных уготовано мучительное наказание» (58: 1-4). В Исламе зихар является запретным (харам) деянием. Совершивший его впадает в тяжелый грех. Согласно исламскому праву, человеку, совершившему зихар, его жена становится запретной (харам). Для того чтобы она снова стала ему разрешенной (халал) ему необходимо совершить искупительные акты (См. Каффара). Каффарой за зихар является освобождение одного раба. Если у человека нет рабов, то ему необходимо держать пост в течение 2 месяцев. Если же по состоянию здоровья этот человек не может держать пост, то он должен прокормить утром и вечером одного нуждающегося мусульманина на протяжении 60 дней.

Зияра

Зияра - в суфизме и шиизме паломничество к могилам умерших святых (авлия) или к могилам шиитских имамов. Паломничество предусматривает определенные ритуалы на местах захоронений, над которыми возводятся культовые сооружения. Такие обычаи восходят к более поздним временам истории Ислама и поэтому отвергались сторонниками чистоты ортодоксального Ислама. Зияра была объявлена ими нововведениям (бид’а) в религии.

Зубайр ибн Аввам

Зубайр ибн Аввам (ум. в 36/656)

двоюродный брат пророка Мухаммада, его друг, помощник и сподвижник. Зубайр был одним из первых, принявших Ислам людей. Как и многие мусульмане подвергся гонениям, как со стороны своих родных, так и со стороны большей части мекканского общества. По этой причине он эмигрировал в Эфиопию (615 г.). Затем совершил хиджру в Медину, где принял участие во всех основных сражениях мусульман. После смерти пророка Мухаммада, Зубайр принял активное участие в укреплении мусульманской государственности при первых халифах. Героически сражался в битве при Ярмуке против византийской армии. Он также сыграл большую роль в завоевании мусульманами Египта. Зубайр был одним из шести кандидатов на власть после гибели Омара. В период смуты в Халифате не играл значительной политической роли вплоть до убийства халифа Османа. Затем он присягнул Али и признал его халифом. Но имеются сообщения о том, что он, вместе с Тальхой сделал это только в связи со сложившимися обстоятельствами. Спустя некоторое время он оказался на поле битвы Джамаль на стороне противников Али. Встретившись с Али Зубайр пожалел о своем поступке и отказался участвовать в этом сражении и уехал в направлении Медины. Но, по пути туда, он был убит неким Амром ибн Джурмузом. Ему тогда было около 65 лет.

Зулейха

Зулейха - женщина, о которой упоминается в коранической суре Йусуф. Однако там она по имени не называется. Как известно, братья пророка Йусуфа (См. Йусуф) из чувства зависти бросили его в колодец. Однако он был спасен людьми из каравана, который случайно проходил через те места. Забрав Йусуфа, они отправились в Египет и продали там его в рабство знатному египтянину, который, обратившись к своей жене сказал: "Относись к нему хорошо. Быть может, он пригодится нам или мы усыновим его" (Коран, 12: 21). Его женой и была Зулейха. Йусуф был очень красивым мужчиной и Зулейха влюбилась в него с первого взгляда. Она пыталась добиться взаимности от Йусуфа, однако он отверг ее. Тогда она решила заполучить его силой. Когда Йусуф вырвался из ее объятий, он бежал в сторону дверей, где внезапно появился его хозяин. Тогда Зулейха оклеветала его и обвинила в домогательствах. После этого Йусуф был брошен в темницу, где пребывал на протяжении многих лет. Однако затем его невиновность была доказана и он был освобожден из-под стражи. Согласно некоторым преданиям, после смерти мужа Зулейхи, Йусуф женился на ней. Однако никаких однозначных исторических сообщений в подтверждение этих преданий не существует. В хадисах пророка Мухаммада ничего по этому поводу не говорится. Многие мусульманские улемы считали историю женитьбы Йусуфа с Зулейхой вымышленной.

Зулькарнайн

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зулькифл

Зулькифл - возможно Иекеккииль. Праведник, имя которого упоминается в аятах Корана наряду с Исмаилом и Идрисом (Коран, 21: 85-86). О том, был ли он пророком Аллаха или нет, имеются различные мнения. Но большинство все же считает, что он был пророком (наби). Зулькифл проповедовал в среде израильтян после смерти пророка Альяса, родственником которого являлся. Он исповедовал религию Мусы и опирался на законы Тауры (Торы). Также он был знатоком и проповедником Тауры (Торы). Возможно, что он умер в Сирии.

Зульхиджа

Зульхиджа - последний, двенадцатый месяц мусульманского лунного календаря, а также второй «запретный» месяц (См. Ашхур аль-Хурум). В этом месяце совершается хадж (См. Хадж). В хадисе, приведенном в сборниках Тирмизи и Ибн Маджи говорится: "Самыми священными и дорогими являются первые десять дней месяца Зульхиджа. Один день поста в эти дни приравнивается к одному году поста. Одна ночь, проведенная в служении Аллаху, приравнивается служению в ночь Кадра. Девятая ночь месяца Зульхиджа - это ночь Арафа, которую желательно провести в служении Всевышнему". Согласно другому хадису из этих же источников: «Пост в день Арафа смывает грехи, совершенные в течение двух лет». Однако паломники, совершающие обряды хаджа в первые десять дней месяца Зульхиджа, освобождаются от постов, чтобы сохранить силы. На десятый день этого месяца празднуется праздник жертвоприношения Курбан-байрам (См. Идайн), который связан с историей Ибрахима и его сына Исмаила. Восьмой день месяца Зульхиджа называется "Тарвия", девятый - "Арафа", десятый день - "Нахр", а следующие три дня - "Ташрик".

Зухд

Зухд - забвение в своем сердце всего, кроме Аллаха; а также безразличное отношение к материальным прелестям земной жизни и проведение всего своего времени в молитвах. Обязательным зухдом для верующего является отказ от совершения больших грехов, всего сомнительного, а также от всего того, что мешает искреннему служению Богу. В суфизме зухд это аскетизм. Мусульман-аскетов называют захидами.

Зухр

Зухр - полдень. С того момента, как солнце переходит зенит, наступает время обязательного полуденного намаза, которое продолжается до тех пор, пока тень предмета (без учета остаточной тени) не станет равна длине самого предмета. В это время начинается полуденная молитва. (См. Салат)

Предыдущая страница Следующая страница