Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "А" (часть 2, "АКА"-"АЯТ")

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 2, "АКА"-"АЯТ")

Акаба

Акаба - название холма между Меккой и Миной. На этом месте произошли события, которые сыграли исключительную роль в распространении Ислама. Здесь, через 12 лет после начала пророческой деятельности Мухаммада, во время хаджа, двенадцать представителей мединских племен Хазрадж и Аус (10 от Хазраджа и 2 из Ауса) встретились с ним и дали ему клятву верности и признали его главенство. Они обязались веровать в единого Бога, не воровать, не прелюбодействовать, не клеветать и не убивать своих детей. Это событие получило название «первой клятвы Акабы». Спустя год, на тринадцатый год после начала пророчества Мухаммада, на паломничество приехало 500 мединских паломников, среди которых было 75 мусульман. Они тайно встретились с пророком Мухаммадом и поклялись защищать его и его приближенных так же, как самих себя. Это событие получило название «Второй клятвы Акабы». После этих событий началось переселение мусульман из Мекки в Медину. См также Мухаммад.

Акика

Акика - благодарственная жертва, которая приносится Аллаху после рождения ребенка. В доисламской Аравии арабы язычники приносили в жертву животное только в случае рождения мальчиков. Но пророк Мухаммад изменил этот обычай. В одном из хадисов Аиша говорила: «Пророк обязал нас резать две овцы при рождении мальчиков, и одну овцу при рождении девочек» (хадис из сборника Ибн Маджа). Из сообщений той же Аиши известно, что пророк Мухаммад зарезал жертвенных животных на седьмой день после рождения каждого из своих внуков - Хасана и Хусайна. Акику можно сделать, начиная от рождения ребенка, и до достижения им совершеннолетия. Однако, в соответствии с Сунной пророка, лучше всего это сделать на седьмой день после рождения ребенка. В жертву должно быть принесено здоровое животное, без видимых физических недостатков. Мясо жертвенного животного можно есть всем желающим, в том числе членам семьи новорожденного. Однако часть этого мяса нужно отдать нуждающимся людям. В ханафитском мазхабе акика является мубахом и мандубом (См. Мубах и Мандуб). В других 3 суннитских мазхабах она является сунной (См. Сунна).

Алавиты

Алавиты - См. Нусайриты.

Али Зайн аль-Абидин

Али Зайн аль-Абидин (38/658-133/750)

потомок пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба. Его также называли Саджадом (коленопреклоняющий) за его набожность. Родился в Медине. Его отцом был Хусайн ибн Али, а матерью Шахзанан, которая была дочерью последнего Сасанидского шаха Ирана Йездигерда III. Али Зайн аль-Абидин был единственным сыном Хусайна, который остался в живых после трагедии в Кербеле, где погиб его отец, родственники и приближенные (См. Хусайн ибн Али). В результате тех кровавых событий он был пленен и отправлен к халифу Йазиду I в Дамаск. Затем халиф освободил его и отправил в Медину. В целом, Али Зайн аль-Абидин не принимал активного участия в политической жизни Халифата и занимался передачей хадисов, толкованием Корана, правом (фикхом) и другими религиозными науками. Его современники говорили о нем, как об одном из самых образованных и набожных людей. Шииты почитают Али Зайн аль-Абидина как своего четвертого непогрешимого имама.

Али ибн Абу Талиб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Али ибн Муса

Али ибн Муса (148/765-203/818)

потомок пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба, Его отцом был Муса ибн Джафар (Казим). Его также звали Резой. Али ибн Муса был одним из самых известных знатоков Корана, хадисов и мусульманского права. Был также известен как блестящий полемист. Жил в Медине. Халиф аль-Мамун (198/813-218/833) поначалу проводил политику сближения с Алидами. Для этого он пригласил Али ибн Мусу (Резу) из Медины в свою резиденцию в Мерве. Более того, халиф объявил его своим преемником. Дочь аль-Мамуна была замужем за Али ибн Мусой, а свою вторую дочь он выдал за его сына Мухаммада ибн Али. Однако затем, против политики халифа выступили другие представители Аббасидов, которые даже попытались сместить халифа аль-Мамуна от власти, провозгласив в Багдаде халифом его дядю Ибрахима ибн аль-Махди. Такой поворот событий заставил аль-Мамуна срочно выехать в Багдад. Он взял с собой и Али ибн Мусу, но тот умер по дороге, в городе Тус. Есть предположения о том, что он был умерщвлен по приказу аль-Мамуна. Шииты почитают Али ибн Мусу (Резу) как своего восьмого непогрешимого имама. Его гробница находится в Мешхеде, и стала объектом паломничества шиитов.

Али ибн Мухаммад

Али ибн Мухаммад (212/827-254/868)

потомок пророка Мухаммада и Али ибн Абу Талиба. Его отцом был Мухаммад ибн Али. Его также называли Наги и Хади. Али ибн Мухаммад был знатоком Корана, хадисов и мусульманского права. Али ибн Мухаммад жил в Медине, однако затем халиф аль-Мутаваккиль (232/847-247/861) вызвал его в Самарру, где находилась его резиденция. Здесь Али ибн Мухаммад умер в 254 году. Есть предположения о том, что он мог быть умерщвлен по приказу халифа, так как тот остерегался Алидов и рассматривал их как своих политических противников. Шииты почитают Али ибн Мухаммада как своего десятого непогрешимого имама.

Алиды

Алиды - потомки Али ибн Абу Талиба. Наиболее известными Алидами являются потомки его сыновей Хасана, Хусайна и Мухаммада ибн аль-Ханафии. Алидов, потомков Хасана, называют шарифами, а потомков Хусайна - саййидами. Сторонники Алидов от их имени на протяжении нескольких столетий вели борьбу против властей Халифата и других мусульманских государств. Они верили, что с приходом Алидов к власти на земле воцарится царство покоя и справедливости. Особое значение придавалось миссии «сокрытого» (каим) имама - потомка Али, который не умер и должен был вернуться и возглавить шиитов. Каждая шиитская секта видела «сокрытым» имамом (каимом) своего лидера. Эти воззрения привели к образованию в недрах шиизма различных мистических учений. В ходе вооруженной борьбы, различным ветвям Алидов удавалось прийти к власти в различных регионах мусульманского мира. Ими были созданы различные государства в Йемене, Северной Африке, Иране. Могилы наиболее известных Алидов являются объектом паломничества шиитов.

Аллах

Статья большая, находится на отдельной странице.

Алп

Алп (тур.) - рыцарь, храбрец. Имя или титул, который давался древними тюрками самым отважным воинам. После принятия Ислама чаще перед именем тюркского воина, участвующего в сражениях за веру, стояла приставка «Гази», которое заменило «Алп».

Аль-Акса

Аль-Акса - См. Масджид аль-Акса.

Альяса

Альяса - Елисей

Один из пророков (наби), который был послан к народу Израиля после пророка Ильяса (Илии), имя которого упоминается в аятах Корана 38:48 и 6: 86. Они оба призывали народ следовать законам Тауры (Торы) и шариату Мусы (Моисея). Пророк Ильяс призывал народ Израиля к вере на протяжении многих лет, однако они не слушали его и, в конце концов, изгнали из страны. Они стали поклоняться идолу по имени Ваал. По этой причине Аллах сурово наказал их. В стране началась засуха, голод. Дело дошло до того, что спасаясь от голода, заблудшие израильтяне стали есть мертвечину. После всех постигших их несчастий, они снова позвали к себе пророка Ильяса, выслушали его и вернулись в веру. Аллах отвел от них несчастья. Но вскоре часть из них снова отошла от веры в Аллаха, стала поклоняться идолам и совершать аморальные поступки. Тогда пророк Ильяс ушел от них и стал проповедовать веру среди других израильских племен. Одно из них уверовало и приняло пророка. Ильяс остановился у них в доме одной женщины, сыном которой и был Альяса. Он был тяжело больным юношей. Его мать попросила помолиться о его выздоровлении Аллаху. Ильяс выполнил ее просьбу, и Аллах излечил ее сына. После своего чудесного излечения, Альяса не оставил Ильяса и до конца его жизни не разлучался с ним. Он выучил под его руководством Тауру. После смерти Ильяса Аллах сделал Альясу пророком. Он призывал свой народ к вере в Аллаха, однако они отвергли его. В то время между различными израильскими племенами разгорелась борьба за власть. Начались междоусобицы, которые ослабили их. Аллах направил на них бедствие в лице ассирийцев, которые завоевали земли израильтян и увезли в рабство значительную часть из них. Пророк Йунус (Иона) родился в одной из этих семей в Ниневии. В дальнейшем израильтяне в некоторых случаях покорялись Альяса, а в некоторых восставали против него. Аллах даровал ему способность совершать чудеса. Перед своей смертью Альяса позвал к себе Зулькифла и, в соответствии с волей Аллаха, назначил его своим преемником.

Амина бинт Вахб

Амина бинт Вахб - мать пророка Мухаммада, дочь Вахба ибн Абд аль-Манафа. Происходила из знатной и влиятельной курайшитской семьи. Ее отец был лидером клана Зухра. Точная дата рождения и смерти Амины неизвестна. Однако она умерла, предположительно, около 577 года от рождества пророка Иисуса. Амина обладала многими добродетельными качествами. Лидер клана Хашимитов Абд аль-Муталлиб решить женить своего сына Абдуллу на ней. От этого брака родился Мухаммад. Однако его отцу не суждено было увидеть его. Он выехал в Сирию и достигнув Йасриба (Медины) умер, когда Амина еще была беременна. Таким образом, Мухаммад родился сиротой. Спустя несколько лет, Амина забрала своего шестилетнего сына и выехала с ним в Йасриб (Медину). Там они посетили могилу Абдуллы. В этой поездке с ними была и бывшая служанка Абдуллы Умм Айман. Оставшись в Йасрибе на протяжении одного месяца, они выехали обратно в Мекку. Однако, по пути, Амина тяжело заболела и умерла в аль-Абве, которая находилась между Мединой и Меккой.

Аммар ибн Йасир

Аммар ибн Йасир (погиб в 37/658)

один из самых известных сподвижников пророка Мухаммада. Его отец был родом из Йемена, а затем переехал в Мекку, где и родился Аммар. Аммар принял Ислам и посещал собрания в доме Аркама. Вместе с ним религию приняли его отец и мать. Как и многие мусульмане, он и его семья подверглись жестокому обращению со стороны курайшитов. Но положение его семьи было еще более тяжелым, так как его отец не был мекканцем, а мать была служанкой Махзумитов. Поэтому ее хозяева подвергли ее и Йасира жестоким пыткам, чтобы они отказались от Ислама. Однако вера ранних мусульман была настолько сильной, что они стойко переносили любые пытки и расценивали их как благо для себя. В конце концов, их мучители настолько ожесточились, что убили их. Первой была убита мать Аммара Сумейя, которая стала первым человеком в Исламе, которая пала мученической смерью во имя своей веры. Сам Аммар также неоднократно подвергался унижениям и пыткам со стороны язычников. Спасаясь от преследований, Аммар одним из первых совершил переселение (хиджру) в Медину. Там он принял участие в укреплении мусульманского государства и участвовал во всех сражениях мусульман со своими врагами - от битвы при Бадре, до Табука. После смерти пророка Мухаммада, в период правления первого халифа Абу Бакра, Аммар воевал против вероотступников в Йамаме. А второй Праведный халиф Омар, назначил его наместником Куфы. На этой должности он находился около двух лет, а затем был сменен Абу Мусой аль-Ашари. В период правления третьего Праведного халифа Османа, Аммар также был одним из доверенных его людей. По поручению Османа, он отправился в Египет для изучения там политической обстановки и приехал обратно с неутешительными известиями о начале мятежа в этой провинции. При четвертом Праведном халифе Али, Аммар признал его власть и сражался на его стороне во время гражданской войны в Халифате. Погиб в битве при Сиффине.

Амр ибн аль-Ас

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анас ибн Малик

Анас ибн Малик (ум. в 90/709)

один из сподвижников пророка Мухаммада. Родился в Медине, происходил из племени Хазрадж. Его мать Умм Сулейм рано приняла Ислам. По этой причине у нее произошел конфликт с мужем, который безуспешно пытался отвратить ее от веры. Затем он уехал в Сирию и через некоторое время умер. После смерти мужа, Умм Сулейм вышла замуж за Абу Тальху, который к тому времени тоже принял Ислам. В период переселения пророка Мухаммада в Медину, Анасу ибн Малику было всего 10 лет. После его приезда многие ансары прибыли к нему, чтобы предложить ему свои услуги. Мать Анаса также прибыла к пророку и предложила ему в качестве прислуги своего сына. Несмотря на то, что пророк не нуждался в прислуге, тем не менее, он не хотел обидеть Умм Сулейм свои отказом и принял Анаса в свой дом. Он относился к нему как к своему сыну, а Анас аккуратно исполнял все поручения пророка и учился у него основам религии. Анас не принял непосредственного участия в первых сражениях мусульман по причине своего несовершеннолетия. В битве при Бадре он оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа. В период правления первого халифа Абу Бакра, Анас был послан собирать налог-закят с жителей Бахрейна. После смерти Абу Бакра, он вернулся в Медину. Халиф Омар не позволил ему уехать на войну и оставил его возле себя. В связи с этим, Анас начал заниматься проблемами мусульманского права. Это дело он не оставлял вплоть до своей смерти. Спустя некоторое время, Анас ибн Малик переехал в Басру. Там он обучал народ основам Ислама и мусульманскому праву. Будучи в Басре, ему довелось принять участие и в сражениях с персами. Он был в составе мусульманских войск, которые заняли город Туштар. Вернувшись оттуда в Басру, он узнал о гибели халифа Омара. Анас оставался в Басре и продолжал свою преподавательскую деятельность и в период правления третьего халифа Османа. Когда в Халифате началась гражданская война, он не примкнул ни к одной из сторон. Но он никогда не желал мириться с тиранией и несправедливостью в обществе. Будучи верным своим убеждениям, он не побоялся открыто выступить против тирании омейядского наместника Ирака Хаджаджа. Анас ибн Малик был праведным и богобоязненным человеком. Его учениками были такие известные табиуны, как Хасан аль-Басри, Сулейман Тамри, Катада, Мухаммад ибн Сирин аль-Ансари, Саид ибн Джубайр. Анас также передал много хадисов. Он умер в возрасте около 80 лет в Басре.

Ансары

Статья большая, находится на отдельной странице.

Араф

Араф - местность между раем и адом, где будут ждать своей участи некоторые люди. Их добрые деяния в земном мире оказались равными греховным. Поэтому они останутся между адом и раем и будут ждать милости Аллаха. Эти люди будут приветствовать обитателей рая и мечтать разделить их участь. В тоже время, они будут видеть ужасы адских мучений и молить Аллаха пощадить их. Об этом говорится в коранических аятах: «Между раем и адом [находится] завеса, а на оградах - люди, которые распознают и обитателей рая, и обитателей ада по их чертам. И эти люди воззовут к обитателям рая: "Да будет вам мир!" Сами они не войдут в рай, хотя и жаждут того. Когда же их взоры обратятся к обитателям ада, они воскликнут: "Господи наш не помещай нас с [этими] грешными людьми!"» (7: 46-47). В конце концов, Аллах пощадит их и введет их в рай. Араф - это также название коранической суры N 7, состоящей из 46 аятов. Она была ниспослана в Мекке.

Арафа

Арафа - День, предшествующий религиозному празднику. Также так называют 9 день месяца зульхиджа, предшествующий празднику Ид аль-Адха (Курбан байрам). В этот день паломники, приехавшие на хадж, совершают обряд стоянки в местности Арафат.

Арафат

Арафат - местность, расположенная в 25 километрах от Мекки, в которой паломники остаются девятого числа месяца зульхиджа. Эта стоянка является составной частью ритуала хаджа (фард).

Арим

Арим - так в Коране называется потоп, которым Аллах наказал народ Саба за их неблагодарность: «В поселении сабейцев было знамение: два сада - с правސ٠стороны [города] и левой. [И было им сказано:] "Вкушайте из удела, дарованного Господом вашим, и возблагодарите Его. Страна [ваша] прекрасна, Господь - милосерден". Но они ослушались, и Мы наказали их прорывом плотины и взамен двух [прежних] садов дали два [новых], с горькими плодами, тамариском да лотосами кое-где» (34: 15-16).

Ариф

Ариф - тот, кому даровано знание; человек, обладающий практическим знанием. В суфизме арифы обладают внеопытным знанием и являются знатоками духовного пути. В то же время, признается, что арифы тоже могут ошибаться, так как свободны от ошибок и грехов только посланники Аллаха. Однако ошибка арифа на духовном пути подобна ошибке муджтахида в процессе иджтихада.

Ария

Ария - передача какой-либо вещи другому лицу для временного пользования. Первоначально ария была обязательной (ваджиб) для мусульман, а затем это повеление было отменено (насх). В настоящее время обязательной она может быть только в исключительных случаях, например, когда кому-нибудь необходима теплая одежда, чтобы не умереть от холода. О необходимости помощи людей друг другу упоминается в исламских первоисточниках. В Коране говорится: «И помогайте одни другим в благочестии и богобоязненности, но не помогайте в грехе и вражде» (5: 2). Таким образом, ария является богоугодным делом в человеческих отношениях. В Сунне также имеются хадисы о том, что пророк Мухаммад брал различные вещи для временного пользования у других людей. В ханафитском мазхабе обязательным условием (рукном) арии является предложение владельца вещи. Но согласно кыясу (см. Кыяс) еще одним условием является принятие этой вещи со стороны того человека, которому она дается.

Другими условиями (шартами) являются:

- Здравомыслие хозяина вещи. Совершеннолетие является условием во всех мазхабах, помимо ханафитского;

- Наличие вещи, которая передается для временного пользования другого лица;

- право хозяина вещи на передачу вещи другому лицу;

- вещь должна быть такой, чтобы ее можно было вернуть после использования (т.е. например, арией не могут быть продукты питания);

- передача вещи возможна только в том случае, если она будет для чего-то использоваться.

Арией могут быть различные вещи и даже объекты: территории, дома, одежда, животные и т.д.

Аркам ибн Абу аль-Аркам

Аркам ибн Абу аль-Аркам (ум. в 53/673)

ближайший сподвижник пророка Мухаммада. Родился в Мекке, принадлежал к одному из самых богатых и влиятельных мекканских кланов - махзумитам. На протяжении всей своей жизни Аркам был последовательным сторонником справедливости. Он всегда защищал слабых и нуждающихся. Его имя упоминается еще среди участников «Конфедерации добродетельных» (см. Хильф аль-Фудул). Отличался своей набожностью и аскетизмом. Несмотря на то, что его родственники были ярыми противниками Ислама, он был в числе первых мусульман и принял веру приблизительно в 17-18 лет. Его дом к востоку от холма Сафа, стал первым центром мусульманской общины в Мекке. Именно здесь собирались первые мусульмане на свои собрания. Здесь они читали Коран и совершали совместные молитвы. Сюда переехал пророк Мухаммад и на протяжении некоторого времени жил в этом доме. В период жестоких гонений на мусульман, дом Аркама был единственным местом, где мусульмане могли поделиться своими проблемами между собой. Там они встречались с пророком и тайно совершать молитвы. В этом доме приняли Ислам многие люди, в числе которых были Омар, Хамза, Аммар, Мусаб, Сухайб и многие другие. После принятия Ислама Омаром, мусульмане впервые вышли из дома Аркама и открыто совершили молитву в Каабе. Подвергшись гонениям в Мекке, Аркам был в числе первых мусульман, совершивших хиджру (переселение) в Медину. Там он принял участие в создании и укреплении мусульманского государства, принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и других сражениях. Аркам был грамотным человеком и был в числе секретарей пророка Мухаммада, которые записывали ниспосылаемые ему Откровения. Он умер в Медине, в возрасте приблизительно 83 лет.

Арш

Арш - наивысшее место, которое объемлет все сущее и находится над ним. В этом смысле это слово созвучно с понятием престола, на котором восседает государь, обладающий властью. Этот термин упоминается в коранических аятах 7: 54, 9: 129, 10: 3, 23: 116, 43: 82. В коранических аятах слово «арш» употребляется в смысле, предельной границы всего сущего, которое объемлет все мироздание. Истинная сущность арша ведома только Аллаху. Семь небес, рай, лотос крайнего предела (См. Сидрат аль-Мунтаха) находятся под аршем. Согласно мусульманским толкователям, слово «арш» и утверждение на нем Аллаха не употребляется в буквальном значении. Утверждение Аллаха на арше означает то, что после сотворения мира Он взял на себя руководство всем сотворенным мирозданием. Некоторые толкователи считали, что арш и слово «курси» (возвышенное место для сидения, трон), которое упоминается в аяте Корана 2: 255 имеют одинаковый смысл (См. Аят аль-Курси). Однако другие говорили о том, что арш объемлет курси и находится над ним.

Асад ибн Зурара

Асад ибн Зурара (ум. в 1/623)

один из сподвижников пророка Мухаммада, сыграл большую роль в распространении Ислама в Медине. Происходил из племени Хазрадж. Отрекся от язычества до пророчества Мухаммада и был ханифом - последователем авраамического единобожия. Асад был одним из первых мусульман Медины. Он познакомился с пророком Мухаммадом в Мекке, и принимал участие в первой клятве при Акабе. Став одним из первых проповедников Ислама в Медине, Асад столкнулся с определенными трудностями, и попросил пророка послать к ним своего представителя. В ответ, пророк Мухаммад послал в Медину Мусаба ибн Умайра, совместно с которым, Асад вел активную проповедническую деятельность в среде племен Хазрадж и Аус. Дом Асада превратился в основной опорный пункт исламского движения в Медине. После хиджры пророка Мухаммада в Медину, Асад прожил недолго. Он заболел и умер накануне битвы при Бадре.

Асвад аль-Анси

Асвад аль-Анси (погиб в 11/632)

один из лжепророков Аравии. Он объявил себя пророком и, захватив Сану, стал претендовать на власть в Йемене. Сборщики закята, которые были назначены пророком Мухаммадом, были вынуждены покинуть эту область. Спустя некоторое время, против Асвада выступили мусульмане во главе с персом Файрузом ад-Дайлами, которые разгромили его сторонников. Сам Асвад был убит. Эти события произошли за день до смерти пророка Мухаммада.

Асма аль-Хусна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аср

Аср - послеполуденные часы, когда совершается обязательный послеполуденный намаз. Отведенное для этого намаза время начинается сразу после окончания времени полуденного намаза, т.е. когда длина тени предмета (без учета остаточной тени) становится равна длине самого предмета, и продолжается до заката солнца, однако очень желательно совершить этот намаз до того, как тень предмета станет в два раза больше длины самого предмета (См. Салат).

Аср ас-Саадат

Аср ас-Саадат - период счастья. Так называют период жизни пророка Мухаммада. С этого началась исламская история, которая в дальнейшем прошла несколько исторических периодов - Праведных халифов, Омейядов, Аббасидов, Сельджуков и т.д. Во времена Аср ас-Саадата мусульмане, ведомые лично пророком Мухаммадом, добились потрясающих успехов во всех областях общественно-политической жизни. Ради торжества идеалов Ислама, они не жалели ни своего материального состояния, ни даже жизней.

Асхаб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асхаб аль-Бадр

Асхаб аль-Бадр - участники первой в истории Ислама битвы мусульман с язычниками при Бадре. Это одни из наиболее авторитетных сподвижников пророка Мухаммада, пользующихся особым уважением среди мусульман.

Асхаб аль-Йамин

Асхаб аль-Йамин - обладатели правой стороны, люди, которых постигла удача. Это праведники, которые веровали в Аллаха и служили Ему, отличались благими деяниями. В день Страшного суда им будет подана книга с их деяниями с правой стороны. Этот термин упоминается в аяте Корана: «Те, что стоят на правой стороне, - кто же они? - Они будут там среди лотосов, шипов лишенных, под бананами, отягощенными плодами, в тени [деревьев] раскидистых…» (56: 27). Обладателей правой стороны также называют Асхаб аль-Маймана.

Асхаб аль-Карья

Асхаб аль-Карья - жители небольшого селения в Антакье (Антиохии), которые отвергли посланников Аллаха. К этому народу было послано два пророка, а затем еще один. Когда они говорили, что являются посланниками Аллаха, жители селения отвечали им: «Вы - такие же люди, как и мы. Милостивый [Аллах] не ниспосылал никакого [откровения], а вы лишь говорите ложь» (Коран, 36: 15). После этого они стали угрожать им тем, что побьют их камнями. В этот момент, к ним подошел один человек по имени Хабиб ан-Наджар, и стал призывать народ уверовать в Аллаха и выслушать Его посланников: «О мой народ! Последуйте за посланцами. Последуйте за теми, кто не просит у вас вознаграждения. Ведь они - на прямом пути. Почему бы мне не поклоняться Тому, кто сотворил меня и к кому вы вернетесь?..» (Коран, 36: 20-22). В ответ на это нечестивцы напали на этого человека и убили его. Аллах же обрадовал его вестью о том, что он стал обитателем рая: «Войди [прямо] в рай!», на что Хабиб ан-Наджар сказал: «О, если бы мой народ знал, за что меня простил мой Господь, за что причислил меня к почитаемым!» (Коран, 36: 26-27). После этого посланники Аллаха вынуждены были уйти оттуда. Как только они удалились, Аллах уничтожил этот народ: «Раздался лишь трубный глас - и их не стало» (Коран, 36: 29). Однако по поводу истории об Асхаб аль-Карья существуют различные мнения. Одни толкователи считали, что здесь речь идет об хавари (апостолах) Исы, которые пришли в это селение. Другие же считали, что здесь не идет речь о конкретном селении. По их мнению, эта история носит иносказательный смысл и подвергшимися наказанию людьми являются вообще все неверные на земле, к которым в различные времена приходили последние 3 пророка - Муса, Иса и Мухаммад.

Асхаб аль-Кахф

Асхаб аль-Кахф - обитатели пещеры. Это юноши, которые укрылись в пещере от своих врагов. Аллах усыпил их там и они проспали чуть больше трех сотен лет. С ними также была одна собака Об их истории повествуется в коранической суре 18: 5. Эти люди отвергли порочные верования своего народа и уверовали в Аллаха, стали исполнять его повеления и воздерживаться от дурных поступков. За это они подверглись преследованиям, спасаясь от которых они бежали из своего города и укрылись в пещере. В исторических книгах и тафсирах Корана, с большой долей вероятности утверждается, что речь, возможно, идет о событиях, которые произошли во второй половине III века после пророчества Исы в Тарсе (Анатолия). Римский наместник Дакьянус (возможно, что речь идет о римском императоре Деции) потребовал у этих праведных молодых людей отречения от веры в Аллаха. Тогда они покинули город и, взяв с собой собаку, укрылись от преследований в пещере. «И остались они в пещере своей триста лет и прибавили еще девять» (Коран, 18: 25). На протяжении этого периода все они пребывали в состоянии сна. Проснувшись, они сочли, что проспали лишь один день. Почувствовав голод, молодые люди послали одного из своих товарищей в город, чтобы он купил для них хлебаВ некоторых преданиях говорится, что его звали Ямлиха. По пути он обратил внимание, что город сильно изменился. Подойдя к булочнику, он протянул ему монету. Однако тому внешний вид и монета этого покупателя показались странными и он повел его к правителю, у которого Ямлиха рассказал всем присутствующим свою историю. Они поняли, что речь идет о событиях трехсотлетней давности и сказали Ямлихе, что времена изменились и горожане веруют в единого Аллаха. В тот период в Римской империи уже господствовало Христианство. Заинтересовавшись этим чудом, люди пошли к той пещере, на которую указал Ямлиха. Войдя туда, они обнаружили, что Ямлиха вместе со своими товарищами и собакой исчезли. После этого это место стало священным и там был воздвигнут храм. Чудо Асхаб аль-Кахфа является напоминанием всем людям о том, что раз умерев, они снова восстанут и предстанут перед судом Аллаха. Точное количество Асхаб аль-Кахфа неизвестно. В некоторых преданиях называются имена семи из них. Это Ямлиха, Максалина, Маслина, Марнуш, Дабарнуш, Сазануш и Кафататаййуш. А собаку звали Китмир. В то же время необходимо отметить, что все эти данные нельзя считать достоверными. В мусульманских источниках имеются предположения о том, что эта история могла произойти не в Тарсе, а в Мараше, и даже в Урумчи (Восточный Туркестан).

Асхаб аль-Кирам

Асхаб аль-Кирам - авторитетные и наиболее активные приближенные пророка Мухаммада (См. Асхаб).

Асхаб аль-Филь

Асхаб аль-Филь - люди слона. Это войска эфиопского правителя Абрахи, которые пытались уничтожить Каабу. Согласно мусульманской традиции эти события произошли незадолго до рождения пророка Мухаммада. В середине VI века от рождества Исы, христианский правитель Эфиопии Абраха воздвиг величественную церковь «аль-Куллейз» в Сане (Йемен). Он сделал это для того, чтобы отвратить арабов от почитания Каабы. Он рассчитывал, что они будут совершать паломничество к этой церкви. Однако арабы отказались от почитания этой церкви и продолжали чтить Каабу. Тогда Абраха разгневался и решил разрушить Каабу. Для этого он двинулся со своими войсками на Мекку. Для устрашения мекканцев в его войске был слон, которого привезли из Эфиопии. По этой причине эти события были названы «слоновыми», а этот год - годом «Слона». Мекканцы не сумели организовать сопротивление эфиопской армии. Подошедшие к подступам города войска завладели стадом скота, принадлежащего мекканскому лидеру Абд аль-Муталлибу - деду пророка Мухаммада. Затем они послали в город своих представителей, которые предупредили горожан не оказывать им сопротивления, иначе они грозили не оставить в Мекке камня на камне. Тогда Абд аль-Муталлиб выехал к Абрахе для переговоров. Однако, увидев его решимость разрушить Каабу, вернулся обратно. Не имея никаких шансов на оборону города от агрессии, от отпустил это дело на волю Аллаха и, вместе со всем населением, покинул город. Они расположились на горе. На следующий день Абраха приказал войскам войти в город и приступить к разрушению храма. Однако в этот момент на небе появилась стая птиц, которые несли в своих клювах камни, которыми они стали забрасывать воинов Абрахи. Согласно преданию эти камни попадали на солдат и вызывали на их коже язвы, которые углублялись и поражали их. Таким образом, часть войск погибла на подступах Мекки, а остальные бежали и погибли от ран по дороге в Йемен. Среди них был и сам Абраха. Таким образом, Аллах сотворил чудо и спас Каабу и город Мекку, в которой вскоре родился пророк Мухаммад, от уничтожения. Упоминание об этой истории содержится в суре Корана 105. В мусульманской традиции считается, что год «слона» приходится на 570 год.

Асхаб аль-Хадис

Асхаб аль-Хадис - «сторонники предания». Мусульманские правоведы, которые выносили правовые решения только из нассов (ясных смыслов) Корана и Сунны и отвергали применение альтернативных правовых методов, основанных на мнении муджтахида. Центром этой школы была Медина, а сама правовая школа называлась «хиджазской». С протяжением времени представители хиджазской школы испытали влияние иракской школы и стали применять кыяс и истихсан (См. Асхаб ар-Ра'й).

Асхаб ар-Ра’й

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асхаб ар-Расс

Асхаб ар-Расс - «люди колодца». Заблудший народ, который упоминается в Коране наряду с Адитами и Самудянами (Коран 25: 38). Они были призваны подтвердить единство Аллаха и уверовать в Него. Однако они отказались сделать это и творили на земле нечестие. Они бросили отправленного к ним пророка в колодец, вокруг которого они жили. По этой причине Аллах уничтожил их. Имеются различные предположения о том, что «люди колодца» могли жить либо в Йамаме, либо в Азербайджане, либо в Антакье.

Асхаб ас-Сунан

Асхаб ас-Сунан - знатоки хадисов, составившие сборники хадисов под названием «Сунан», посвященные проблемам мусульманского права. Абу Давуд, Тирмизи, Насаи и Ибн Маджа, как одни из самых авторитетных авторов «Сунанов», известны как Асхаб ас-Сунан аль-Арбаа. Кроме них сборники хадисов под названием «Сунан» собрали Дарими и Даракутни, которых также называют Асхаб ас-Сунан.

Асхаб ас-Суффа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Асхаб аш-Шаджара

Асхаб аш-Шаджара - сподвижники пророка Мухаммада, которые присягнули ему на верность под деревом в Худайбие и тем самым заслужили довольство Аллаха. Согласно наиболее достоверному мнению, их численность составляла 1400 человек.

Асхаб аш-Шимал

Асхаб аш-Шимал - обладатели левой стороны, потерпевшие неудачу грешники. Этот термин упоминается в коранической суре: «Те, что стоят на левой стороне, - кто же они, стоящие на левой стороне? - будут в огненном вихре и кипятке…» (56: 41-42). В день страшного суда им подадут книгу их деяний с левой стороны. Их также называют Асхаб аль-Машама.

Ата

Ата (тур.) - почтительное название бродячего суфийского проповедника-дервиша.

Аус

Аус - одно из мединских племен. После принятия Ислама ауситы составили часть ансаров (См. Ансары). Это племя первоначально проживало в Йемене. Затем, вместе с родственным им племенем хазрадж, они перекочевали на территорию Йасриба (Медины). До Ислама их главным божеством был идол Манат. В Йасрибе ауситы заключили союз с иудеями, а затем добились господствующего положения. Но спустя некоторое время, они стали враждовать с племенем хазрадж, которое было влиятельным и более многочисленным. Эта вражда продолжалась многие десятилетия. Последним кровавым столкновением ауситов и хазраджитов была битва при Буасе. Благодаря поддержке иудеев из племени Курайза и Надир, а также некоторых других арабских племен, ауситам удалось нанести хазраджитам поражение. Но, ослабленным многолетним противостоянием ауситам воспользоваться этой победой не удалось. В ответ хазраджиты отправили в Мекку своих представителей, чтобы заручиться поддержкой курайшитов. Там они встретились с пророком Мухаммадом и поняли, что религия, основы которой он им разъяснил, поможет им преодолеть многолетнюю вражду с ауситами. Принятие ими Ислама привело ауситов к аналогичному шагу. Уже во время первой клятвы Акабы (См. Акаба) вместе с десятью хазраджитами к Мухаммаду приехали и присягнули двое ауситов. Во второй клятве Акабы, ауситы были представлены еще большим количеством людей. Они поклялись защищать пророка Мухаммада и предоставить убежище всем гонимым мекканским мусульманам. После переселения мекканских мусульман в Медину, ауситы вместе с хазраджитами составили влиятельное сословие ансаров. После этого вражде ауситов и хазраджитов был положен конец, и они вместе приняли участие в исламском движении и стояли у истоков мусульманской государственности. После смерти пророка Мухаммада представители ауситов поддержали кандидатуру Абу Бакра в качестве халифа. Они считали его более достойным этого поста, чем хазраджита Саада ибн Убаду. С ними согласили и хазраджиты.

Афв

Афв - помилование. В исламском праве полное прощение или ослабление наказания для человека, преступившего закон после того, как в его отношении был вынесен приговор суда. Потерпевший может обратиться в судебные органы с просьбой о помиловании этого человека, потребовав с него выкуп за нанесенный ущерб (дийа), либо же может простить его без этого выкупа.

Афгани Джамал ад-Дин

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахвал

Ахвал - См. Хал.

Ахд

Ахд - завет. Этим словом обозначается завет Аллаха с человечеством. Этот завет предусматривает признание людьми единого Бога и служение Ему. Однако человечество периодически отходило от веры в Бога и принимало других богов. В этом случае Аллах отправлял в их среду Своих посланников, которые напоминали заблудшим людям о Божественной религии и способствовали возобновлению завета. Иудейские и христианские священные писания также называются ахдом - Ахд аль-Атик (Ветхий Завет) и Ахд аль-Джадид (Новый Завет). Ахдом также называют клятву, данную Аллаху. Ахд необходимо исполнить и не нарушать. Об этом говорится в аятах Корана 2: 27, 17: 34, 5: 1, 9: 4.

Ахира

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахль аль-Бейт

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахль аль-Китаб

Ахль аль-Китаб - «люди писания». Последователи Иудаизма и Христианства, а также сабии, которые считают имеющиеся у них книги Тауру, Забур и Инджил Божественными Писаниями. Некоторые считают «людьми писания» и зороастрийцев. Этим термином всех их отделяют от язычников. В Коране этот термин употребляется несколько раз, например: «O oблaдaтeли пиcaния! Пpиxoдитe к cлoвy, paвнoмy для нac и для вac, чтoбы нaм нe пoклoнятьcя никoмy, кpoмe Aллaxa, и ничeгo нe пpидaвaть Емy в coтoвapищи, и чтoбы oдним из нac нe oбpaщaть дpyгиx в гocпoд, пoмимo Aллaxa» (3: 64). «Люди писания» имели право свободно исповедовать свою религию в находясь в исламском государстве. Взамен этого они должны были платить специальный налог (См. Джизья). Мусульманам запрещается оскорблять или покушаться на их жизнь, имущество, честь и достоинство. Также мусульманам разрешается иметь с ними родственные связи (в частности мусульманам-мужчинам разрешено жениться на их женщинах, хотя это не всегда одобряется) и деловые отношения. Можно также есть их пищу, если она приготовлена по правилам их религии. Однако запрещается мусульманам есть и пить с ними запретную пищу - свинину, алкоголь и т.д. Об этом говорится в аяте Корана: «Ceгoдня paзpeшeны вaм блaгa; и пищa тex, кoмy дapoвaнo пиcaниe, paзpeшaeтcя вaм, и вaшa пищa paзpeшaeтcя им. И цeлoмyдpeнныe из вepyющиx и цeлoмyдpeнныe из тex, кoмy дapoвaнo пиcaниe дo вac, ecли вы им дaли иx вoзнaгpaждeниe, бyдyчи цeлoмyдpeнными, нe pacпyтничaя и нe бepя нaлoжниц. A ecли ктo oтpeкcя oт вepы, тo y нeгo - дeлo тщeтнo, и oн в пocлeднeй жизни - в чиcлe пoтepпeвшиx yбытoк» (5: 5). Ахль аль-Китаб в Коране и Сунне подвергается осуждению со стороны Аллаха за неприятие ими последнего пророка Мухаммада, отход от принципов строгого монотеизма, искажение ими своих священных книг, отступление от истинной веры и т.д. Их религии в мусульманской доктрине истинными и спасительными не являются.

Ахль ас-Сунна ва’ль-Джамаа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахмад аль-Фаруки Сирхинди

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ахмад ибн Ханбаль

Ахмад ибн Ханбаль - выдающийся мусульманский мыслитель и правовед, эпоним одного из четырех правовых школ суннитского Ислама. (См. Ханбалитский мазхаб).

Ахмадиты

Ахмадиты - приверженцы секты Мирзы Гуляма Кадиани, которые считаются вышедшими из Ислама. Секта в основном распространена в Индии и Пакистане. См. Кадианиты.

Ашара аль-Мубашшира

Ашара аль-Мубашшира - 10 ближайших сподвижников пророка Мухаммада (Асхаб аль-Кирам), которых он при жизни обрадовал вестью о том, что они будут обитателями рая. Это Абу Бакр ас-Сиддик, Омар ибн Хаттаб, Осман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Саад ибн Абу Ваккас, Зейд ибн Сабит, Тальха ибн Убайдуллах, Зубайр ибн Аввам, Абу Убайда ибн Джаррах и Абд ар-Рахман ибн Авф.

Ашаризм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ашк

Ашк - любовь (См. Махаббат)

Ашура

Ашура - См. Мухаррам.

Ашхур аль-Хурум

Ашхур аль-Хурум - «запретные» месяцы. С древнейших времен арабы считали запретными для убийства, ведения войн, а также охоты вокруг Каабы месяцы Зулькада, Зульхиджа, Мухаррам и Раджаб. Причиной этого запрета было стремление к обеспечению безопасности паломников, которые прибывали к Каабе. Благодаря этому запрету оживлялась торговля и торговцы получали большие прибыли. Однако если ведение войны оказывалось неизбежным, то арабы-язычники меняли расположение месяцев, отодвигая "запретный" месяц назад или вперед. Первоначально мусульмане также придерживались этого запрета. В Коране относительно этих месяцев говорится: «Поистине, число месяцев у Аллаха - двенадцать месяцев в писании Аллаха в тот день, как Он сотворил небеса и землю. Из них - четыре запретных, это - стойкая религия: не причиняйте же в них зла самим себе и сражайтесь все с многобожниками, как они сражаются с вами. И знайте, что Аллах с богобоязненными» (9: 36). Мусульмане перестали соблюдать запрет на ведение военных действий в этот месяц, начиная со второго года хиджры, когда в конце месяца Раджаб, небольшой мусульманский отряд под командованием Абдуллы ибн Джахша, который, выступив по приказу пророка Мухаммада в Нахлю, нарушил запрет и напал на караван мекканцев. В завязавшемся сражении мекканец Амр ибн аль-Хадрами был убит, а двое других пленены. Когда они прибыли в Медину и привезли с собой добытые в бою трофеи, пророк Мухаммад выразил им порицание, так как он не давал им распоряжения вступать в сражение в запретный месяц. Он послал этот отряд в Нахлю исключительно в разведывательных целях. Мекканские язычники же воспользовались этим событием и обвинили мусульман в нарушении общепринятых законов. Однако спустя некоторое время Аллах ниспослал пророку Мухаммаду откровение, в котором действия мусульманского отряда были оправданы: «Они спрашивают тебя, (дозволено ли) сражаться в запретный месяц. Скажи: Сражение (в этот месяц) большой грех, (однако) отвращать (людей) от пути Аллаха, не веровать в Него, (не пускать в) Запретную мечеть и изгонять (оттуда посещающих) ее - еще больший (грех) перед Аллахом, ибо ввергать в искушение хуже, чем убивать» (2: 217). После этого полный запрет на ведение боевых действий в «запретные» месяцы был отменен. Но, тем не менее, некоторые мусульманские правоведы считают, что нельзя первыми начинать военные действия в эти месяцы. Однако разрешено продолжать и завершать сражение, если оно началось в другое время. Также разрешается вести в «запретные» месяцы боевые действия с врагом, который вторгся на территорию страны с целью агрессии. В Исламе «запретные» месяцы считаются священными. По этому поводу в аяте Корана говорится: «О вы, которые уверовали! Не нарушайте святости обрядов Аллаха, ни запретного месяца…» (5: 2).

Аят

Аят - знамение, назидание, доказательство, чудо. Аятами называются и коранические стихи. В Коране это слово упоминается 382 раза. В качестве Божественных знамений (аятов) называются различные природные процессы и объективные события, которые подчинены определенным закономерностям. Коран призывает к размышлению над сущностью этих событий, которые должны привести каждого здравомыслящего человека к осознанию того, что они не могут возникать и происходить из ничего. Следовательно, все эти процессы являются знамениями (аятами) подтверждающими мысль о существовании Творца. Знамениями (аятами) называются также все Божественные откровения, которые ниспосылались пророкам. Все коранические аяты по своему содержанию разделяются на несколько категорий (См. Мухкам, Муташабих, Муджмал и Мубаян). Относительно того, сколько именно имеется аятов в Коране имеются различные мнения. Самым распространенным является утверждение о том, что там содержится 6600 аятов, но некоторые считают, что их 6204, 6214, 6219, 6225 и 6236. Эти различные цифры возникли по ряду причин. Например, по следующим причинам: считать ли слова «Бисмиллях-ир-рахман-ир-рахим...», с которых начинаются почти все коранические стихи аятами или нет; считать ли встречающиеся в начале некоторых аятов Корана некоторые сочетания букв [как например «алиф-лам-мим» (31: 1), «та-ха» (Коран 20: 1), «йа-син» (Коран, 36: 1)] аятами или нет и т.д. (См. Хуруф аль-Мукаттаа). Поэтому в некоторых изданиях Корана может иметь место разная нумерация аятов. Самым длинным кораническим аятом является стих «Бакара» 2: 282, а самыми короткими «Йа-Син» 36: 1, «Рахман» 55: 1, 64, «Муддассир» 74: 21, «Фаджр» 89: 1, «Духа» 93: 1, «Аср» 103: 1. Первыми ниспосланными аятами Корана являются первые пять стихов суры «Аляк» 96: 1-5. Относительно последних же имеются различные данные. Таковыми различные источники называют аяты «Бакара» 2: 281, «Маида» 5: 3, «Ниса» 4: 176 и «Наср» 110: 1-3. Все коранические суры начинаются со слов «Бисмиллях-ир-рахман-ир-рахим» (Во имя Аллаха милостивого, милосердного!), за исключением суры «Тауба» (9). Все мусульманские улемы единогласны в том, что порядок следования коранических аятов расположен пророком Мухаммадом в точном соответствии с Божественным указанием. То есть все аяты Корана следует читать именно в том порядке, в котором они официально расположены во всех изданиях.

Аят аль-Курси

Аят аль-Курси - 255-й аят суры "аль-Бакара" ("Корова"): «Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего; не овладевает Им ни дремота, ни сон; Ему принадлежит то, что в небесах и на земле. Кто заступится пред Ним, иначе как с Его позволения? Он знает то, что было до них, и то, что будет после них, а они не постигают ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит Его охрана их; поистине, Он - высокий, великий!». Аят назван так по упоминанию в нем слова Курси (Трон), который олицетворяет божественное всемогущество и абсолютную власть над творениями. (См. также Арш).

Аятолла

Аятолла - «знамение Аллаха». Шиитский муджтахид, который может выносить самостоятельные решения по правовым вопросам. Этот термин стал использоваться с середины XIII/XIX века, а получил распространение в шиитских общинах еще позднее. В Иране, Ливане, Ираке имеется много аятолл, но величайшими аятоллами (аятолла аль-узма) становились лишь несколько человек, в числе которых был лидер иранской революции Р. Хомейни.

Предыдущая страница Следующая страница