Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "В"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В"

Ваад и Ваид

Ваад и Ваид - обещание и угроза. В каламе употребляется в отношении обещания Аллаха вознаградить праведников и наказать грешников в будущей жизни. Согласно исламскому вероучению Аллах обязательно исполняет свои обещания и поэтому воздаяние за поступки каждого человека неизбежно. Примером ваада является обещание Аллаха ввести всех праведников в рай, а ваида - угроза наказать всех неверных и грешников в аду. В исламской этике ваад это данное человеком обещание. Пророк Мухаммад всегда говорил, что необходимо стоять на своем слове и выполнять обещания. Невыполнение своих обещаний является признаком лицемерия в вере. Пророк Мухаммад также говорил, что данное обещание является подобием долга, который должен быть оплачен или возмещен. Поэтому тот, кто уклоняется от выполнения своих обещаний, является вором.

Вааз

Вааз - наставление на истинный путь путем проповеди. Осуществляется проповедником (ваизом) в мечети, где он проводит тематические проповеди, которые сопровождаются чтением аятов Корана и хадисов Сунны с их истолкованием. Больше всего вааз проводится по пятницам, на протяжении месяца Рамадан и по праздничным дням.

Вада

Вада - прощальный хадж. Первый и последний хадж, который совершил пророк Мухаммад после своего переселения из Мекки в Медину в месяце зульхиджа 10 года хиджры. Здесь, на девятый день этого месяца, в пятницу, он обратился со своей знаменитой программной речью (хутбой) ко всем верующим мусульманам. В ходе этого хаджа им была заложена окончательная традиция его совершения, которой неукоснительно следуют мусульмане до сегодняшнего дня.

Вадд

Вадд - один из идолов, который почитался в среде язычников из народа Нуха (Ноя). Упоминается в кораническом аяте вместе с именами других идолов этого народа - Сува, Йагуса, Йакука, Насра: «…и сказали [своим единоверцам]: "Не отрекайтесь ни за что от своих богов: ни от Вадда и Сува, ни от Йагуса, Йа'ука и Насра!"» (71: 23).

Ваджд

Ваджд - в суфизме состояние религиозного экстаза и выхода за пределы своего существа, в котором пребывает «опьяненный» Божественной любовью. В этом состоянии человек теряет чувство реальности, не контролирует себя. При этом возможны различные средства для достижения экстаза. Он может наступить при усердии человека для достижения этого состояния. Возможно насильственное введение себя в состояние экстаза. Этот процесс называется таваджудом. Однако для более духовно возвышенных людей длительная работа и насильственное введение себя в состояние ваджда не требуется. Для них ваджд - это естественный и закономерный результат взаимной любви между личностью и Истинным (аль-Хакком), в котором «влюбленный» обнаруживает в себе многочисленные Божественные проявления (таджалли). Настоящий ваджд наступает естественным путем в результате чрезмерной любви к Истинному (аль-Хакку). Суфии считают, что ваджд испытывали многие сподвижники пророка Мухаммада, которые настолько углублялись в богослужения, что не ощущали вокруг себя материальный мир. Все их помыслы и действия были проникнуты духовной близостью к Богу. По их словам, сподвижники пророка Мухаммада и следующее за ними поколение табиунов впадали в состояние ваджда при чтении Корана. Это проявлялось у кого в восторженном крике, у кого в плаче, а некоторые падали в обморок. Для подтверждения этого суфии приводят доказательства из первоисточников. Высшей же степенью ваджда является вуджуд, при котором наступает потеря всех человеческих атрибутов и чувство полного единства с Истинным (аль-Хакком). Близким по значению в вуджуду является также термин «истиграк». Таким образом, состояние религиозного экстаза в суфизме начинается с таваджуда, при котором человек лишь «подходит к берегу моря», продолжается в ваджде, когда он «погружается в него», а затем, в вуджуде, «тонет в нем».

Ваджиб

Ваджиб - правовой термин, который обозначает необходимость обязательного исполнения того или иного религиозного предписания. В ханафитском мазхабе это деяние, выполнение которого является обязательным. В то же время, эта обязательность не так явно выражена в Коране и Сунне, как действия, попадающие под категорию фарда (См. Фард). Ваджиб основан на предписании, которое вынесено на основании единичного хадиса-ахада от пророка (См. Хабар аль-Ахад). Фард же основывается только на положениях Корана, хадисов-мутаватир и хадисов-машхур. Таким образом, ваджиб является категорией, которая занимает промежуточное положение между фардом и сунной. Выполнение ваджиба является богоугодным делом, а невыполнение грехом. В то же время, понятие «ваджиб» несколько отличается от понятия «фард» тем, что отрицание фарда делает человека неверным и выводит его из Ислама, а отрицание ваджиба не приводит к этим последствиям, но является греховным. Примером ваджиба являются такие деяния, как принесение жертвы, совершение ночного намаза витр. Примером ваджиба также является чтение суры «Фатиха» в намазе. Об этом имеется информация только в единичном (ахад) хадисе: «У того, кто не причитал Фатиху, намаз недействителен» Тирмизи (Мавакит ас-Салат 69, 115). Однако в сообщениях-мутаватир, которые известны от большого количества передатчиков, такой конкретности нет. В частности, в аяте Корана по поводу чтения Корана, говорится только следующее: «Посему читайте из Корана столько, сколько вам доступно» (73: 20). Поэтому в ханафитском мазхабе чтение суры «Фатиха» не является фардом. Если кто-то не прочитает эту суру в намазе, его молитва становится макрух (нежелательной), но все-таки приемлемой. Если молящийся совершит дополнительные земные поклоны в конце молитвы, то это еще более усилит его молитву (См. Суджуд ас-Сахф). Таким образом, у ханафитов отказ от совершения ваджибов является тахриман макрухом (См. Макрух), но не харамом. В остальных трех мазхабах суннитского ислама (Шафии, Малики, Ханбали) понятия «фард» и «ваджиб» употребляются в одном и том же смысле. Например, шафииты трактуют суру, приведенную выше (73: 20) в смысле того, что в намазе необходимо читать именно суру «Фатиха». Они обосновывают это тем, что пророк Мухаммад сказал о том, что «совершайте молитву так, как это делаю я» [Бухари, («Азан», 18)]. Поэтому у шафиитов понятия фарда и ваджиба совмещаются.

Вакф

Вакф - передача умственно полноценным и совершеннолетним мусульманином прибыли от какой-либо вещи или товара нуждающимся из числа мусульман или зиммиев (немусульман, которые находятся под покровительством мусульманского государства) без каких-либо предварительных условий. Это один из видов благотворительности в Исламе, который совершают материально обеспеченные люди. Пример этого вида благотворительности подал сам пророк Мухаммад. Он передавал принадлежащие ему земли и сады в качестве вакфа нуждающимся. Тот, кто дает вакф называется «вакифом». То, что дается в качестве вакфа называется «мавкуф». Тот, кто получает прибыль от вакфа называется «мавкуфун алейх». А само соглашение называется «вакфия». Во множественном числе - афкаф. Примером вакфа является какой-либо земельный участок или магазин, переданные их владельцем нуждающимся для безвозмездного пользования. Вакф является настолько богоугодным делом, что чем больше он продолжается, тем больше его владелец получает довольство Аллаха. Исламские правоведы говорят, что выражение саадака ад-джария, которое упоминается в аятах Корана 3: 92 и 22: 77-78 имеет смысл вакфа. Согласно исламскому праву для передачи недвижимости в качестве вакфа необходимо оговорить все условия этого дела и подписать договоры. Вакф может проявляться в самых различных сферах общественной жизни. Это и передача в пользование мусульманам и мечетей, и объектов образования, культуры (библиотек, медресе и т.д.), и военных объектов (например, казарм), и экономических объектов (рынков, магазинов), и медицинских объектов (поликлиник, больниц).

Вакфа

Вакфа - стояние некоторое время на Арафате после намазов зухр и аср. Это является одним из обязательных действий (фард) во время хаджа (См. Хадж).

Вали

Вали - покровитель, защитник, помощник, опекун. Это одно из прекрасных имен Аллаха, которое упоминается в аяте Корана 3: 68. Так называют также праведника, которым может стать каждый правоверный мусульманин, выполняющий обязательные и необязательные предписания религии и остерегающийся запрещенных и нежелательных поступков. Во множественном числе «авлия». Понятию вали созвучно понятие велаят, который разделяется на велаят аль-амма и велаят аль-хасса. Велаят аль-амма присущ всем искренне верующим мусульманам, и означает их усердие в исполнении обязательных предписаний религии (фардов и ваджибов). Велаят аль-хасса же является продолжением велаят аль-аммы и означает проявление усердия не только в исполнении фардов и ваджибов, но и в еще большем духовном возвышении, стремлении постоянно поминать имена Аллаха (читать зикры), ощущать Божественное присутствие (ихсан).

Васваса

Васваса - необоснованные и надуманные сомнения в религии, которые входят в душу человека от шайтана и его приспешников из людей. Они не опираются ни на какие объективные предпосылки и доказательства, а являются лишь необоснованными переживаниями человека. В случае дьявольской васвасы, мусульманин должен искать спасения от нее у Аллаха. Об этом говорится в аятах Корана 114.

Васи

Васи - в исламском праве это представитель умершего человека, который исполняет завещание покойного. Этот человек должен быть умственно полноценным, совершеннолетним и свободным. В шиизме васи - это исполнители завещания пророков. Согласно доктрине иснаашаритов и других шиитских групп, пророки передавали сокровенные тайны своего Откровения избранникам - васи, которые в свою очередь передавали их другим избранным, которые становились худжами (доказательствами Божественного присутствия в мире до конца времен). Согласно их доктрине Бог не мог оставить мир без худжи. В шиизме Божьими избранником после пророка Мухаммада является Али ибн Абу Талиб, который передал избранничество своим потомкам. В самом распространенном иснаашаритском шиизме, 12 потомков Али являются васи (См. Иснаашариты).

Васил ибн Ата

Васил ибн Ата (699-748)

мусульманский мыслитель и каламист, один из основоположников мутазилизма (См. Мутазилиты). Родился в Медине, но значительную часть своей жизни прожил в Басре, где участвовал на собраниях выдающегося табиуна Хасана аль-Басри. Однако он разошелся с ним по проблеме состояния людей совершивших тяжелые грехи и, вместе со своими единомышленниками, покинул кружок Хасана аль-Басри. По этой причине, его школа была названа мутазилитской (т. е. «обособившейся»).

Васила

Васила - в доисламской Аравии самка домашнего животного, принесшая пять близнецов подряд. ее посвящали языческому богу. Упоминается в кораническом аяте 5: 103. См. также Бахира.

Василя

Василя - желание приблизиться к Аллаху и заслужить Его довольство. Василя может достигаться только знаниями (См. Ильм), покорностью, искренним служением Аллаху и следованием всем законам шариата. Во множественном числе «васаил».

Слово «василя» встречается в Коране два раза:

- «Бойтесь Аллаха, ищите средство [приближения] к Нему и усердствуйте во имя Его…» (5: 35).

- «Те, к кому они взывают с мольбой, сами ищут пути приближения к своему Господу, [хотят узнать], кто из них ближе к Господу]. Они надеются на Его милость, страшатся Его кары, ибо следует избегать кары Господа твоего…» (17: 57).

Разрешается стремиться заслужить довольство Аллаха следующими путями:

1. Обращаясь к Нему посредством Его имен: «Аллах назван прекрасными именами. Так зовите же его этими именами и не водитесь с теми, кто впадает в ересь [,искажая] Его имена» (7: 180). Пример: «О Аллах! Ты Милостив и Милосерден. Я жду милости Твоей…»

2. Обращаясь к Нему с упоминанием совершенных молящимся человеком благих дел: «Господи наш! Воистину, мы уверовали. Так прости же нам наши грехи и спаси нас от мук адского пламени...» (3: 16).

3. Обращаясь к Нему посредством мольбы какого-нибудь живого праведного и набожного человека. Так поступали сподвижники пророка Мухаммада, которые просили его о том, чтобы он помолился за них Аллаху.

Все дела, которые делаются мусульманами, должны быть исполнены в точном соответствии с шариатом и с искренним намерением заслужить довольство Аллаха. Если василя делается с нарушением принципов религии; с элементами служения и поклонения, которые не оговорены Кораном и Сунной, то такой способ приближения к Аллаху противоречит религии и является недопустимым нововведением (См. Бид’а). По поводу нововведений же пророк Мухаммад говорил:

- «…лучшая речь - Книга Аллаха, и лучшее руководство - руководство Мухаммада. Самые дурные из вещей - нововведения (бид'а), и всякое нововведение - заблуждение, и всякое заблуждение - в Огонь». (Насаи Сунан; Салат Аль-Идайн, Баб Кейфа Аль-Хутба, 1560).

- «Кто бы не внес нововведения в это наше дело, это будет отвергнуто». (Муслим, 3242).

Нововведением в мольбе Аллаху является упоминание в ней каких-то положительных качеств других людей или объектов. Например: «О Аллах, во имя пророка Мухаммада я прошу у тебя…»; или «О Аллах! Молю тебя во имя величия Каабы…».

Есть также мольба, которая является проявлением многобожия. Таковой является непосредственная мольба в адрес умерших или живых людей или кого-то помимо Аллаха.

Васия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вахдат аль-Вуджуд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вахдат аш-шухуд

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вахй

Вахй - откровение, вдохновение. Важнейшее понятие в исламском вероучении, которое означает передачу Аллахом своих откровений избранным Им пророкам. Абсолютно все пророки получали божественные откровения: «Воистину, Мы внушили тебе Откровение, подобно тому как внушили [его] Нуху и последующим пророкам, как Мы внушали Ибрахиму, Исма'илу, Исхаку, Йа'кубу, потомкам их, Исе, Аййубу, Йунусу, Харуну, Сулейману, как Мы даровали Давуду Псалтирь» (Коран 4: 163). Сущность и подробности процесса передачи откровений известны только пророкам. Некоторые ограниченные сведения об этом содержатся в аятах Корана и хадисах Сунны, на основании которых можно получить некоторые сведения об этом. В частности об откровении говорится в аяте Корана: «Не удостоился человек того, чтобы с ним разговаривал Аллах иначе, чем посредством откровения, или через завесу, или же через посланца, который возвестил бы по Его дозволению то, что Он желает. Воистину, Он - высокий, мудрый» (42: 51). На основании этого аята можно говорить о том, что откровение Аллаха может быть передано:

а) путем вдохновения или озарения;

б) путем какого-либо знамения;

в) пророкам, посредством ангела Джибрила (Гавриила).

Согласно Сунне, откровение пророку Мухаммаду передавалось ангелом, как в состоянии сна, так и в обычном состоянии по каким-то конкретным случаям. Еще одной формой передачи откровения была непосредственная встреча с ангелом Джибрилом, который приходил к Мухаммаду в виде человека. При этом, его даже видели многие сподвижники пророка, но узнавали об этом только после его разъяснений. Ангел мог прийти с Откровением и в своем настоящем виде. Однако так его мог видеть только пророк. Наконец, Аллах говорил с пророком непосредственно сам, без посредства ангелов. Такое произошло во время Мираджа.

Все откровения (вахй) переданные пророку Мухаммаду делятся на два вида:

Вахй гайри матлуф - откровения, которые были ниспосланы Аллахом пророкам в виде смыслов, но были высказаны пророками своими словами. Примером таких откровений являются хадисы-кудси (богооткровенные хадисы) и другие хадисы. В аятах Корана говорится, что все высказывания пророка Мухаммада являются богооткровенными: «И речи он ведет не по прихоти [своей]: они (т. е. речи) - лишь откровение внушенное, властелином силы [Мухаммаду] возвещенное...» (53: 3-5).

Вахй матлуф - откровение, которое было передано Аллахом в виде слов и предложений, которые зафиксировались в священном Писании. Примером вахй матлуфа является Коран, в котором слова и смыслы от Аллаха.

Ваххабиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Видждан

Видждан - чувство, совесть. Этическое и нравственное чувство, которое заложено Аллахом в каждого человека, посредством которого он может интуитивно или сознательно различать добро от зла, хорошее от плохого. В каждом человеке есть природно вложенное в него стремление к порядочности, хорошему, справедливому, прекрасному. Одновременно в нем присутствуют и понятия, прямо противоположные этим качествам, которые вызваны отрицательными порывами человеческой души. В основе всего этого и лежит понятие «видждан», которое совместно с разумом присутствует в каждом человеке. Об изначальности этих понятий говорится в кораническом аяте: «Клянусь… всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ей распущенность ее и богобоязненность! Получил прибыль тот, кто ее очистил; понес убыток тот, кто ее утаил» (Коран, 91: 1-9). Стремление к лучшему и отрешение от плохого, также подсознательно вложена в человека Аллахом. Совершая то, или иное действие, человек, пусть даже в глубине души, но ощущает его верность или не верность. Его душа, неотъемлемой частью которой является совесть, напоминает ему об этом. Но, в то же время, отрицательные качества души, людские страсти во многих случаях не дают людям выявить все эти возвышенные чувства. Эта внутренняя борьба, так или иначе, продолжается на протяжении всей сознательной жизни человека. По этому поводу в хадисе говорится: «Покорность и хорошее деяние являются прекрасными качествами. Грех скребет твою совесть, делает тебя беспокойным и полным замешательства и не желает того, чтобы люди были осведомленными и знающими» [Сахих аль-Муслим би Шарх ан-Навави (Джуз 16, 111; Бейрут, 1972/1392)]. По всем этим причинам душа должна обрести покой и проявить все свои положительные качества в вере в Аллаха. Вера является необходимым источником, без которого душа не может в полной мере перебороть отрицательные свойства человека. То есть совесть без религиозных норм, не может быть критерием истинности и является лишь субъективным чувством человека. Только познав истинную религию, уверовав в Аллаха, выполняя Его волю, изложенную в шариате, имея знание о запретном и разрешенном совесть может стать объективной и совершенной категорией. В то же время, человеческая совесть и вложенное Творцом стремление к хорошему не подавляются религиозными законами, не перестают играть важную роль в духовной жизни человека. Они придают одухотворенность Божественному закону, находятся в гармонии с ним, находят в нем свое довольство. Без этой одухотворенности религиозный закон превращается лишь с обязательство для механического исполнения тех или иных его положений.

Вирд

Вирд - чтение в определенное время аятов Корана и молитв, регулярное поминание прекрасных имен Аллаха (См. Асма аль-Хусна). Так называется также молитва суфийского ордена, а также путь, по которому следует суфийский орден. Во множественном числе «аврад».

Витр

Витр - ночной намаз, который совершается после последнего ежедневного обязательного намаза-иша. Его отличительной особенностью является чтение в третьем ракате молитвы кунут (См. Кунут). По поводу совершения намаза-витр имеется информация в хадисах пророка Мухаммада, которые приводятся в сборниках Бухари, Муслима, Насаи, Тирмизи, Абу Давуда и других мухаддисов. Основоположник ханафитского мазхаба Абу Ханифа считал совершение намаза-витр обязательным (См. Ваджиб). В то же время, его ученики Абу Йусуф, Мухаммад, а также основоположники трех других мазхабов - Малик ибн Анас, Мухаммад ибн Идрис аш-Шафи и Ахмад ибн Ханбаль считали совершение этого намаза не обязательным, а весьма желательной сунной муаккада (См. Сунна). Количество ракатов (См. Ракат) намаза-витр в различных мазхабах различается. В ханафитском мазхабе он состоит из 3 ракатов, а в маликитском, шафиитском, ханбалитском мазхабах - из 1 раката, хотя и там, при определенных условиях, его можно совершить с большим количеством ракатов. Намаз-витр является индивидуальной молитвой. Только в месяце Рамадан его позволяется совершать совместно с другими верующими во главе с имамом (джамаатом). По причине того, что в ханафитском мазхабе совершение намаза витр является обязательным, при его пропуске необходимо его исполнить в другое время (См. Каза). То есть, несовершение этого намаза является греховным и его необходимо восполнить. Молитва-кунут в витре также является ваджибом и если молящийся забыл ее прочитать в третьем ракате, то он обязать сделать дополнительные искупительные земные поклоны в конце молитвы (См. Саджда ас-Сахф).

Вуджуд

Вуджуд - см. Ваджд.

Вуду

Вуду - малое омовение, без совершения которого нельзя исполнять некоторые религиозные предписания, например: почти все виды намазов, ритуальный обход Каабы, прикосновение к страницам Корана. Слово «вуду» употребляется в хадисах в значении чистоты и красоты. Малое омовение очищает тело и душу мусульманина. В Коране о необходимости совершения малого омовения упоминается в аяте: «Когда вы приступаете к совершению ритуальной молитвы, то умойте ваши лица и руки до локтей, проведите [мокрой рукой] по голове и помойте ноги до щиколоток» (5: 6). Малое омовение в среде неарабских народов часто называют персидским словом «абдаст».

При совершении омовения необходимо (фард):

1. Принять намерение (в ханафитском мазхабе это является желательным, а не обязательным действием);

2. Вымыть лицо;

3. Вымыть руки до локтей;

4. Протереть голову влажной рукой;

5. Вымыть ноги до щиколоток.

При совершении малого омовения желательно (сунна):

1. Принять намерение (в ханафитском мазхабе);

2. Начинать совершение малого омовения с упоминания имени Аллаха (т.е. с «бисмилляха»);

3. Вначале вымыть кисти рук;

4. Очистить зубы мисваком;

5. Прополоснуть рот и нос по три раза;

6. Протереть влажными руками уши;

7. Совершать все обязательные процедуры (промывание лица, рук и ног) по три раза;

8. Обратить внимание на промывание пространства между пальцами;

9. Тщательно протереть бороду;

10. Мыть вначале правые части тела;

11. Мыть части тела в той последовательности, которая указывается в аяте Корана 5: 6.

Таким образом, малое омовение совершается в следующем порядке:

После принятия намерения, мытья кистей рук и зубов, необходимо по три раза прополоскать рот, а затем нос. После этого по три раза моется вначале лицо, затем правая и левая рука. Потом необходимо протереть голову ладонью и пальцами правой руки либо обеими руками. После этого по три раза моется вначале правая, а потом левая нога. Состояние омовения нарушается при выходе из тела различных естественных выделений или кишечных газов, при рвоте, при опьянении, при сильном половом возбуждении, при обильном выделении из тела крови или гноя, во сне.

Предыдущая страница Следующая страница