Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Р"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Р"

Рабита

Рабита - в суфизме духовная связь с Богом, посредством «совершенного» учителя (шейха). Согласно учению тарикатов, «путник» (салик) должен достигать и поддерживать состояние близости с Аллахом, либо растворять в Нем свое «Я». Однако поддержка этого состояния является трудной и практически невыполнимой задачей для «путника», так как Аллах не является осязаемой личностью в человеческом понимании. Поэтому необходимо установить духовную связь с конкретной личностью, посредством которой могла бы быть осуществленной постоянная связь с Богом. Таким объектом является шейх тариката, достигший уровня «совершенного человека» (См. Инсан аль-Камил). Духовный «путник» вначале устанавливает духовную связь с этим шейхом, а посредством него устанавливается такая же постоянная связь с Аллахом и Его посланником.

Равза аль-Мутаххара

Равза аль-Мутаххара - место, где был похоронен пророк Мухаммад. См. Масджид ан-Набави.

Рави

Рави - человек, повествующий или передающий какое-то известие. Это термин в науке о хадисах, который применяется по отношению к передатчикам хадисов, тексты которых должны восходить к сподвижникам пророка Мухаммада, а от них непосредственно к нему.

Все сообщения передавались равиями, упоминания о которых предшествуют тексту (матну) каждого хадиса. Раздел науки о хадисах, в котором исследуются проблемы связанные с достоверностью хадисов и цепочкой их передатчиков (равиев), называется Дираят аль-Хадис. Для того чтобы хадис считался достоверным, цепочка его равиев должна состоять из людей, сообщениям которых можно доверять. Если этого условия в каком-то хадисе нет, то его не относят к достоверным (сахих).

В исламской науке, все передатчики хадисов (рави) должны:

1. Быть мусульманами. Если какой-то рави услышал хадис будучи немусульманином, но продолжал его повествовать будучи в Исламе, то его хадис принимается.

2. Быть в здравом рассудке. От душевнобольных людей и детей хадисы не принимаются. Но если какой-то рави услышал хадис в детстве и продолжал его повествовать на протяжении своей сознательной жизни, то это сообщение принимается. Тем не менее, и при этом мухаддисы ограничивают возраст 5 годами.

3. Быть добросовестным человеком, отличаться праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что равии были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи.

4. Обладать хорошей памятью. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. (Подробнее см. Хадис).

В шиизме к передатчикам предъявляются дополнительные требования (См. Иснаашариты).

Рагаиб

Рагаиб - одна из почитаемых мусульманами ночей в месяц Раджаб. Ее справляют в первую пятничную ночь этого месяца. Некоторые считают, что именно в эту ночь был создан пророк Мухаммад и удостоился духовного приема Аллаха. Однако никаких достоверных сообщений по поводу этой истории в исламских источниках не существует. Также считается, что в месяц Раджаб, на протяжении четверга перед ночью Рагаиб, пророк Мухаммад постился, а после наступления темноты совершал намаз из 12 ракатов. Однако и эта история не имеет своего достоверного подтверждения из первоисточников. Некоторые группы мусульман стали популяризировать почитание ночи Рагаиб приблизительно с VI/XII века. Массовое же почитание ночи Рагаиб восходит к XII/XVIII веку. Такую практику ввели суфии, которые стали особо почитать эту ночь, по поводу которой даже слагались специальные стихи под общим названием «рагаибия». В Османской империи в эту ночь на минаретах мечетей вывешивались специальные огоньки. После этого празднование ночей Рагаиб стало популярным в среде народа и сохранилось до настоящего времени. В эту ночь принято раскаиваться перед Аллахом за совершенные грехи, возносить многократные молитвы. По всем этим причинам, почитание этой ночи и совершение этого намаза стало причиной разногласий среди различных мусульманских групп. Большинство мусульманских улемов считает, что традиции совершения намаза в ночь Рагаиб первоначально не было. Среди самых последовательных противников проведения ночей Рагаиб и совершения в эту ночь 12-ти ракатного намаза был знаменитый ханбалитский улем Ибн аль-Джаузи, который доказывал, что все хадисы, которые известны об этом событии, являются сфабрикованными. Против этой традиции выступал также шейх уль-ислам Ибн Теймия.

Раджа

Раджа - См. Хавф и Раджа.

Раджаб

Раджаб - седьмой месяц мусульманского лунного календаря [См. Хиджра (II)]. Древние арабы совершали в этот месяц жертвоприношения своим богам, а также почитали его как один из «запретных» для ведения войн месяцев. Первоначально мусульмане также соблюдали этот запрет, однако затем он был частично отменен. Поводом для этого было нападение мусульманского отряда под командованием Абдуллы ибн Джахша на караван мекканских язычников, которое произошло в конце месяца Раджаб 2 года хиджры (См. Ашхур аль-Хурум). Мусульмане почитают месяц Раджаб как священный. В ханафитском, маликитском и ханбалитском мазхабе считается, что жертвоприношения Аллаху в этом месяце приносить не нужно. В шафиитском мазхабе же это считается допустимым. Допустимость жертвоприношения в этом месяце, связана с восхождением этой традиции к монотеизму Ибрахима (Авраама) и его потомков от его сына Исмаила. Этот обычай, как и многие другие (например, таваф вокруг Каабы) позднее были извращены поздними поколениями арабов, которые приспособили их под свои языческие верования. С началом пророчества Мухаммада же всем этим традициям была возвращена их первоначальная сущность. В месяце Раджаб есть две почитаемые ночи (См. Рагаиб и Мирадж). Однако эти почитание этих ночей признается не всеми мусульманами.

Раджм

Раджм - побивание камнями до смерти. В исламском праве это мера наказания (См. Хадд) для прелюбодеев, если их вина будет доказана на суде. Для этого необходимы свидетельства четырех свидетелей, либо же четырехкратное признание в прелюбодеянии самого прелюбодея или прелюбодейки (шафииты и маликиты считают, что достаточно одного признания). В Исламе, как и во всех предыдущих религиях, прелюбодеяние является тяжелейшим грехом, которое влечет за собой наказание. Однако не всегда за этот грех карают смертью. Если прелюбодеи (либо один из них) в момент совершения греха не были в браке, то против них смертная казнь не применяется. Их побивают палками, либо применяют другие виды тазира (См. Тазир). В Коране слово раджм не встречается, но исламских источниках есть несколько хадисов о том, что пророк Мухаммад применял раджм. Например, упоминается казнь некоего Маиза (Муслим, Худуд, 22) и женщины Гамидии (Муслим, Худуд, 23), при совершении которых присутствовало много народа. А в одном хадисе, Абдулла ибн Аббас сообщал о том, что халиф Омар упоминал об одном аяте, который был отменен (См. Насх и Мансух) для чтения в качестве коранического. В нем говорится: «Поистине Аллах избрал Мухаммада как истина и ниспослал ему Книгу. И из того, что ниспослал Аллах, был стих "Раджм". И мы прочли его, и поняли его, и соблюдали его. Посланник Аллаха делал раджм, и мы после него делали раджм. И я боюсь, что придет такое время, и кто-то скажет, клянусь Аллахом, что мы не находим стих "Раджм" в Книге Аллаха, тогда как (стих) раджм в книге Аллаха истина (применяемая) тем, кто сделал прелюбодеяние будучи женатым (или замужем)» (Муслим, Худуд, 15). Для того чтобы применить раджм необходимо, чтобы прелюбодеи были в здравом рассудке, живыми, совершеннолетними. Если прелюбодеяние было совершено под принуждением, то раджм не применяется. Приговор о раджме должен выноситься только судом. В тех местах, где нет шариатского суда, раджм применяться не может. Согласно Абу Ханифе и Малику ибн Анасу, эта мера наказания также не применяется против немусульман. Но Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии и Ахмад ибн Ханбал считали возможным применение раджма и против них.

Ра'й

Статья большая, находится на отдельной странице.

Райхана

Райхана - одна из жен пророка Мухаммада. Однако имеются сообщения и о том, что она была его наложницей. Она происходила из иудейского племени Курайза. Ее первым мужем был некий Хакам. Райхана попала в плен к мусульманам после их похода против племени Курайза в 4/626 году. После дележа военной добычи она досталась пророку Мухаммаду. Он предложил Райхане принять Ислам, однако она отказалась и осталась в иудаизме. Однако, спустя некоторое время, она заявила о принятии Ислама. После этого пророк Мухаммад освободил ее. Райхана была добродетельной и набожной женщиной. Она умерла раньше других жен пророка Мухаммада и, по этой причине, не сумела передать от него хадисы.

Ракат

Ракат - один цикл намаза, который состоит из стоячего положения молящегося (при котором он читает коранические аяты), одного поясного и двух земных поклонов. Каждый намаз состоит из таких циклов. В обязательном утреннем намазе-фаджр 2 раката, в дневном намазе-зухр - 4 раката, в вечернем намазе-магриб - 3 раката и т.д.

Рамадан

Рамадан - девятый и самый возвышенный месяц мусульманского лунного календаря. [См. Хиджра (II)]. Месяц Рамадан является священным. В этом месяце был ниспослан Коран. Также в месяце Рамадан все мусульмане соблюдают пост (См. Саум), который является одним из столпов Ислама: «Месяц Рамадан, в который ниспослан был Коран в руководство для людей и как разъяснение прямого пути и различения, - и вот, кто из вас застает этот месяц, пусть проводит его в посту, а кто болен или в пути, то - число других дней. Аллах хочет для вас облегчения, а не хочет затруднения для вас, и чтобы вы завершили и возвеличили Аллаха за то, что Он вывел вас, - может быть, вы будете благодарны!» (2: 185). Еще одним достоинством Рамадана является то, что в одном из его ночей есть ночь Кадра (См. Кадр). На протяжении этого месяца мусульмане читают Коран и совершают специальные ночные молитвы (См. Таравих). Последнюю декаду Рамадана можно провести в уединении, обратив все свои помыслы к Творцу (См. Итикаф). В конце Рамадана раздается милостыня фитр (См. Закят аль-Фитр). Признаком наступления месяца Рамадан является появление на небосводе месяца. Но если по каким-то причинам месяц увидеть не удалось, необходимо начать пост сразу по истечении 30 дней месяца Шавваль. (См. также Саум).

Расуль

Расуль - великий посланник Аллаха, который, который обычно приходит с пропагандой новой религии, не игнорируя при этом основные положения старой. О необходимости подчинения расулям говорится в аяте Корана 59: 7. Расулями (либо Улю’ль-Азмами) были только Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. См. также Улю’ль-Азм. Титул Расуль аль-Акрам - самый выдающийся из всех пророков принадлежит последнему пророку человечества Мухаммаду. Его также называли Расуль ас-Сакалайн, то есть, посланник к людям и джиннам. О некоторых обязательных качествах всех посланников Аллаха (как расулей, так и наби) см. Наби.

Риба

Риба - рост, прирост, увеличение, ростовщичество. Незаконный прирост определенных товаров или получение с них цены, не соответствующей настоящей цене товара. Ростом называется такая торговая операция или обмен, когда одна сторона сделки приобретает прибыль, не затратив для этого никакого общественно-полезного труда. Например, если от 1 кг серебра извлекается прибыль в 1,5 кг. Такие сделки, а также дача денег под проценты являются очень тяжелым грехом и запрещены шариатом. О запрете на ростовщичество совершенно однозначно говорится в аятах Корана.

Ростовщичество имеет две основные формы:

1. Риба ан-насиа, при которой деньги одалживаются под проценты, а сумма долга может увеличиваться по мере отсрочки его выплаты;

2. Риба аль-фадль, при которой торговцы обмениваются одинаковыми товарами разного качества с надбавкой. Все формы лихоимства строго запрещены мусульманским шариатом. История полного запрета на риба восходит к истории, которая произошла при жизни пророка Мухаммада. Представители мекканского клана мугиритов не выплатили проценты таифскому племени Бану Сакиф (из клана Амра ибн Умайра). Из-за этого между ними возникла вражда. Тогда наместник Мекки доложил об этом пророку Мухаммаду. Когда пророк узнал об этом, ему были ниспосланы аяты: «О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и оставьте то, что осталось из роста, если вы верующие. Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его посланника. А если обратитесь, то вам - ваш капитал. Не обижайте, и вы не будете обижены!» (26: 278-279). В ответном послании, Мухаммад обязал наместнику Мекки довести этот аят до сведения конфликтующих сторон и призвать их успокоиться. Если же это не подействует, то наместнику было разрешено применить силу.

В Коране однозначно присутствует запрет на рост также в аятах:

- «О вы, которые уверовали! Не пожирайте роста, удвоенного вдвойне, и бойтесь Аллаха, - может быть, вы окажетесь счастливыми!» (3: 130);

- «Те, которые пожирают рост, восстанут только такими же, как восстанет тот, кого повергает сатана своим прикосновением. Это - за то, что они говорили: "Ведь торговля - то же, что рост". А Аллах разрешил торговлю и запретил рост. К кому приходит увещание от его Господа и он удержится, тому (прощено), что предшествовало: дело его принадлежит Аллаху; а кто повторит, те - обитатели» (2: 275).

В хадисе, переданном Абу Хурайрой говорится: «Настанет время, сказал он, когда будет невозможно найти ни одного человека, который не был бы задействован в риба. И если кто-то утверждает, что он не задействован в риба, то, наверняка, какая-то часть риба коснется его» (Абу Давуд, Мишкат).

Рибат

Рибат - пограничная застава, которая сооружалась на границах мусульманского мира с враждебными немусульманскими государствами. Согласно хадису от пророка Мухаммада, переданного Табарани, несение службы на границе и охрана мусульманских границ является богоугодным делом. (См. также Такья).

Рида Мухаммад Рашид

Рида Мухаммад Рашид (1281/1865 - 1354/1935)

религиозный и общественный деятель Египта, мусульманский реформатор, последователь Мухаммада Абдо. Родом из селения Каламу близ Триполи. В 1898 году переехал в Египет и выпускал в Каире известный общественно-политический и религиозный журнал «Аль-Манар» (Маяк). Рашид Рида продолжил и развил идеи Джамал ад-Дина аль-Афгани и Мухаммада Абдо. Он включился в антиимпериалистическую борьбу и выступал сторонником независимости мусульманских стран. Был сторонником возрождения Халифата. Для достижения этих целей он, также как и все исламские реформаторы, считал необходимым вернуться к первоначальной чистоте Ислама. В 1340/1922 году, Р. Рида опубликовал свою работу «Халифат, или великий имамат», в котором он выступил сторонником единого мусульманского государства - Халифата, в котором халиф должен был быть выборным. Халиф обязан защищать государство и обеспечить действие в нем Божественных законов шариата. Для того чтобы избежать превращения Халифата в монархию, он предложил создать специальный совет (шура), перед которым бы халиф отчитывался за все свои действия. В случае если глава государства нарушает законы шариата, этот совет имеет право сместить его с этой должности. После упразднения в 1342/1924 году Османского халифата властями республиканской Турции, стало ясно, что надеждам возродить Халифат не суждено будет сбыться. Поэтому Р. Рида изменив свою первоначальную теорию, ввел термин «исламское государство», которое представляло собой альтернативу ушедшему в историю Халифату. Эта идея стала самой популярной в истории Ислама 20 века. Идеи исламского государства, мусульманского парламентаризма, основы которых заложили египетские реформаторы, были на практике применены в некоторых мусульманских странах, например в Пакистане. Рашид Рида был автором ряда книг. Он написал также комментарии к Корану и опубликовал большое количество своих статьей в журнале «Аль-Манар».

Ридда

Статья большая, находится на отдельной странице.

Рифаи Ахмад ибн Али

Рифаи Ахмад ибн Али - См. Рифаиты

Рифаиты

Рифаиты - последователи одного из основных суфийских тарикатов. Основателем ордена является арабский мутасаввиф Ахмад ибн Али ар-Рифаи (ум. в 578/1183), который был правоведом шафиитского мазхаба. Он жил в Батаихе на юге Ирака. Начало пути Ахмада ибн Али в тасаввуфе было положено его дядей Мансуром аль-Батаихи, однако его первым учителем (шейхом) был Али аль-Васити. Ахмад был автором нескольких сочинений. Умер в Васите, где находится его могила. Тарикат рифаитов является одним из самых древних суфийских орденов. Его последователей иногда называют ахмадитами и батаихитами. Духовному пути рифаитов следовали во многих регионах мусульманского мира. Много рифаитов на Ближнем Востоке, Египте, Анатолии и Балканах. О них сообщал известный путешественник Ибн Батутта. В основе духовной практики рифаитов находятся идеи борьбы человека со своими недостатками и страстями. Для этого необходимо заниматься произнесением зикров. Особое внимание уделяется практике уединения и затворничества (хальва), которое у рифаитов продолжается сорок дней. Также существует затворничество-мухаррамия, которое продолжается на протяжении семи дней в месяце Мухаррам. В это время ученики (мюриды) ордена часто совершают омовения, постятся, не живут с женами, не едят мясной пищи и находятся в тишине, где ничто не может отвлечь их от богослужения. Рифаиты носят черную чалму. На своих собраниях они сидят на молитвенных ковриках и проводят пение громких зикров в сопровождении игры на литаврах и бубне. Ибн Батутта писал, что при этом они бывают невосприимчивы к огню, могут входить в него и глотать его. Рифаиты также могли жевать стекла и играть со змеями. В рифаизме существуют ветви саййадитов, каййалитов, нуритов, иззитов, фанаритов и бурханитов.

Рубубия

Рубубия - Единственность Аллаха в обладании Господством. Этот элемент веры в Аллаха подразумевает убежденность и признание того, что только Аллах является Творцом всего сущего, его Владыкой, Хранителем, Оживляющим и Умертвляющим, Дарующим средства к существованию, а также обладающим всеми теми атрибутами, которые присущи истинному Господу (Ар-Рабб). Мусульмане верят также, что нет у Аллаха равного Ему в господстве, сотоварища, партнера или помощника.

Рукаййа бинт Мухаммад

Рукаййа бинт Мухаммад (ум. в 2/624)

одна из дочерей пророка Мухаммада и Хадиджи. Она родилась, когда ее отцу было около 33 лет. Еще до начала пророческой миссии Мухаммада, она была обручена с Утбой, сыном злейшего врага Ислама Абу Лахаба. После начала Боговдохновенных проповедей Мухаммада и, в особенности, после ниспослания коранической суры 111 «Лахаб», мать Утбы Умм Джамиль и сам Абу Лахаб настояли на разводе своего сына с Рукаййей. Таким образом, под давлением своих родителей Утба развелся с ней, так и не вступив в брачные отношения. После этого пророк Мухаммад выдал Рукаййу замуж за Османа ибн Аффана. Рукаййа вместе со своим мужем была в числе первых переселенцев в Эфиопию во имя своей веры. Там у нее родился ее первый и единственный ребенок Абдулла, который, согласно преданию, умер в шестилетнем возрасте. Затем она вернулась в Мекку и вместе с остальными мусульманами совершила переселение (хиджру) в Медину. Накануне битвы при Бадре она тяжело заболела. По этой причине пророк Мухаммад позволил ее мужу Осману не выступать в военный поход, а остаться с больной женой. Когда известие о победе мусульман дошло до Медины Рукаййа умерла. Из-за того, что ее отец находился в походе, он не сумел участвовать на ее похоронах. Рукаййу похоронили на известном кладбище Баки в Медине, которое находится возле Мечети пророка. После смерти Рукаййи, пророк Мухаммад выдал за Османа ибн Аффана свою вторую дочь Умм Кульсум.

Рукби

Рукби - соглашение между двумя людьми о том, что в случае смерти одного из них, его имущество перейдет в дар второму, который останется в живых. В Исламе (например, в иджтихадах Абу Ханифы и Мухаммада ибн Хасана) такое соглашение считается запретным и недействительным, так как никто не должен ждать, а тем более желать смерти другого человека.

Рукйа

Рукйа - молитва, которую пишут на бумаге, затем читают над больным и дуют на него для его выздоровления. Согласно Касталани такие действия разрешается делать, если соблюдаются 3 условия:

1. Должны быть написаны только аяты Корана или имена Аллаха;

2. Записи должны быть на арабском языке, либо на языке, смыслы которого были бы понятны для читающего. Намерение и упование на выздоровление больного, которому делают рукйу, должно быть обращено только к Аллаху.

Рукн и Шарт

Рукн и Шарт - основы и условия религиозных актов. Рукн это каждая из частей какой-либо вещи, без которых она существовать не может. Также употребляется в значении основа, столп, материальная и духовная основа. В шариате рукном называют основы какого-то вида религиозного действия: например, молитвы-намаза, различных сделок и т.д. Во множественном числе «аркан». Рукнами намаза являются: стояние (киям), чтение в этом положении сур Корана (кыраа), поясной поклон (руку), два земных поклона и сидение в конце последнего раката (См. Ракат) на протяжении произнесения короткой молитвы «ташаххуд» (См. Ташаххуд). Близким к рукну по значению словом является «шарт». Шарт - это необходимое условие, без которого то или иное действие оказывается недействительным. Шартом для совершения намаза являются: совершение омовения, покрытие срамных мест, обращение лицом к кибле (См. Кибла), совершение намаза в строго определенное время. Без этих условий совершение намаза является недействительным. Если в каком-то религиозном действии не использованы все рукны и шарты, то данное действие становится неполным, либо недействительным. Согласно большинству правовых школ, если то или иное действие произошло с нарушением рукнов или шартов, то оно является недействительным (См. Батиль). Только в ханафитском мазхабе, в разделе о различных сделках (См. Муамала), помимо батиля, есть понятие запорченности той или иной сделки (фасид). То есть, если при соблюдении сделки не соблюдались рукны, то это действие является батилем, а если не был соблюден какой-либо шарт, то действие будет фасидом. При этом сделка будет считаться заключенной (т.к. были соблюдены рукны), но запорченной. Поэтому ее необходимо аннулировать.

Руку

Руку - поясной поклон, который является обязательным (См. Фард) при совершении намаза. Руку также является необходимой составной частью намаза (См. Рукн и Шарт) совершаемой после кыяма (См. Кыям). Об этом упоминается в аяте Корана» «...и кланяйтесь с поклоняющимися» (2: 43). Запрещено (харам) кланяться кому бы то ни было, кроме Аллаха. При совершении руку необходимо наклониться и положить ладони кисти на чашки ног и 3 раза произнести молитву "Субхана рабби аль-азим" (Хвалю моего великого Господа). Спина и ноги молящегося при этом должна быть ровными.

Рум

Рум - римляне. Так называется сура Корана N 30, которая была ниспослана в Мекке и состоит из 60 аятов. Сура названа так в связи пророчеством, которое содержится в ее начале (в аятах 2 и 3), относительно предстоящей победы византийцев над персами через несколько лет после их поражения. В 614-м году после рождества пророка Иисуса, шах Ирана Хосров II, из династии Сасанидов в ходе войны с Византией (602-628гг.) захватил восточные провинции Византийской империи. Однако потом византийский император Ираклий, в точном соответствии с кораническим откровением, перейдя в контрнаступление на персов, сумел нанести им ряд поражений и возвратить под свой контроль потерянные провинции. Информация об этом, задолго до этих побед византийцев, была ниспослана Аллахом пророку Мухаммаду в кораническом аяте.

Руми Мавлана Джалал ад-Дин

Руми Мавлана Джалал ад-Дин - См. Мавлавиты.

Рух

Рух - дух; душа, которая дает телу жизнь. В Коран говорится о том, что сведений о душе Аллахом дано людям немного: «Они станут спрашивать тебя о духе. Отвечай: "Дух [нисходит] по повелению Господа моего. Но вам [об этом] дано знать очень мало"» (17: 85). В связи с этим попытки познания сущности душ не одобряются в шариате. Самым распространенным является мнение о том, что душа не является материей. После смерти человека она не уничтожается и обладает способностью понимания и восприятия. Души умерших неверных находятся в страданиях, а души праведников в блаженстве. Они будут пребывать в этих состояниях до дня Страшного суда.

Рух аль-Кудс

Рух аль-Кудс - дух святой. Это выражение понимается в нескольких значениях:

1. Одно из имен ангела Джибрила, которое упоминается в аяте Корана 2: 87;

2. Сила, которую Аллах дал пророку Исе;

3. Некоторые ученые (например, Фахр ад-Дин Рази) считали, что слово "дух", которое упомянуто в аяте 42: 52 относится к Инджилу (Благовестию), принесенному пророком Исой;

4. Так называется третья ипостась христианской троицы.

Рухсат

Рухсат - в исламском праве некоторые исключения из общих правил, которые предписываются шариатом для мусульман в исключительных случаях. Для исполнения предписаний существует два пути - азимат и рухсат. Азимат это полное и бесприкословное подчинение мусульман повелениям Аллаха. Однако если по каким-то причинам объективного характера выполнять азимат становится невозможным, или крайне затруднительным, нужно следовать рухсату. Причин для рухсата много и все они расписаны в шариате. Например, при нормальном стечении обстоятельств свинина является запретной для мусульман. Однако в случае, если мусульманину грозит смерть от голода, он может ее съесть в таком количестве, чтобы сохранить себе жизнь. То есть, в этом исключительном случае, свинина становится разрешенной (мубах). Другим примером рухсата является разрешение на несоблюдение поста для путников. Однако не всегда применение рухсата приветствуется в религии. Например, когда мусульманину становится затруднительно открыто исповедовать свою веру, и он из-за этого подвергается преследованиям, то ему лучше следовать азимату. То есть, несмотря на все угрозы со стороны гонителей, лучше открыто декларировать свою веру, чем следовать рухсату и скрывать (такие) свои вероубеждения.

Рушват

Рушват - взятка. Это категорически запрещенное в шариате деяние. Причем запрещено (харам), как брать и давать взятки, так и содействовать этому. В аяте Корана говорится: «Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте этим [имуществом] судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности [других] людей грешным путем» (2: 188).

Взятки даются людьми в следующих целях:

1. Для того, чтобы иметь возможность занять какую-либо судебную или государственную должность. Это является запрещенным (См. Харам) и греховным, как для взяткодателя, так и получателя, и человек считается занявшим эту должность незаконным образом;

2. Для обеспечения приговора со стороны судьи в свою пользу. Это также является запрещенным (харам) и греховным, как для взяткодателя, так и получателя, и приговор судьи считается недействительным;

3. Для улаживания своих дел со стороны судьи или государственного чиновника, посредством третьего лица. В этом случае запретное дело (харам) делает только тот, кто получает взятку;

4. Для обеспечения своей безопасности и неприкосновенности своего имущества, в случаях если на них кто-то покушается. В этом случае запретное дело (харам) также делает только тот, кто получает взятку.

Взятками также считаются подарки, которые даются должностным лицам, государственным чиновникам или судьям, так как они их не получили бы, если бы не занимали эти должности и не имели возможность уладить то или иное дело. Ведь эти подарки даются с определенным умыслом. Даже если получивший взятку судья вынесет справедливый приговор, все равно он считается грешником, так как это дело является его обязанностью и нет никакой необходимости в дополнительном вознаграждении. Взявший взятку человек не является его законным обладателем и обязан вернуть деньги или вещь обратно.

Взятка считается разрешенной только в следующих исключительных случаях:

1. Если человек оказался жертвой несправедливого ареста и подвергается пыткам и унижениям;

2. В случае если его имуществу или жизни грозит опасность. В обоих случаях запретное дело (харам) делает только получатель взятки, а не взяткодатель.

Предыдущая страница Следующая страница