Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Ислам. Энциклопедический словарь.
Статьи на букву "Н"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д З И Й К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ч Ш
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Н"

Наби

Наби - пророк, который не принес новую религию, а призывает народ следовать религии великого пророка (См. Расуль и Улю’ль-Азм), принесшего эту веру. Наби подчиняются расулям. Великими пророками были Адам, Нух, Ибрахим, Муса, Иса и Мухаммад. Все остальные пророки Аллаха были наби. То есть они руководствовались религией, которые принесли расули. В деле призыва к религии Аллаха, между наби и расулями разницы нет. Все они должны быть приняты мусульманами и не признание хотя бы одного из них выводит человека из веры.

Некоторыми обязательными качествами всех посланников Аллаха (как расулей, так и наби) являются:

1. Сидк. Божьи посланцы правдивы. Никогда не лгут.

2. Аманат. Им можно полностью и во всем доверять.

3. Фатанат. Пророки Аллаха отличаются мудростью и высоким умом.

4. Исмет. Они совершенно безгрешны и никогда не грешат, даже в самых мелочах.

5. Таблиг. Пророки доводят до людей слово Божье, несмотря на любые трудности и лишения. Они доводят его до людей в чистом, неискаженном виде.

6. Амну'ль азл. Необратимость и постоянство их пророческой миссии.

Навави Йахйа

Навави Йахйа (631/1233-676/1277)

известный правовед шафиитского мазхаба, знаток и толкователь хадисов. Полное имя - Абу Закария Йахйа ибн Шараф ан-Навави. Родился в Сирии. Учился в начальной школе, и с ранних лет выучил Коран наизусть. По достижении 19 лет, отец Йахйи отправил его для продолжения учебы в Сирию. Там он обучался шафиитскому праву, и за короткое время выучил наизусть значительную часть авторитетных в этом мазхабе книг «Ат-Танбих» и «Мухаззаб». Параллельно с мусульманским правом, Навави изучал хадисы и их методологию под руководством известных в то время учителей. За короткое время он стал известным ученым в области хадисоведения, и внес свой вклад в развитие этой науки. Он занимался и преподавательской деятельностью. Навави был автором многих работ, наиболее известными из которых являются правовое сочинение «Равда» и сборник хадисов «Рияд ас-Салихин» (Сады благонравных), который является одним из самых авторитетных в мусульманском мире. Он также был комментатором и толкователем хадисов и написал в этой области книги. Навави вел набожный и аскетический образ жизни. Он не женился и не имел детей.

Наджаса

Наджаса - нечистота. Согласно исламскому фикху, нечистоты бывают тяжелые и легкие. К тяжелым нечистотам относятся такие естественные человеческие испражнения, как моча; кал; сперма (в шафиитском и ханбалитском мазхабах сперма считается чистой); влага, исходящая из мужского полового органа во время полового возбуждения; рвота; послеродовые выделения; менструации и другие виды женских выделений; оторванные от тела человека куски мяса и льющаяся кровь. К тяжелым нечистотам относятся также мертвечина, свинина (Коран, 2: 173), алкогольные напитки (Коран, 5: 90), все естественные выделения остальных животных, за исключением птиц, и их кровь. Легкими нечистотами являются моча и помет домашнего скота, лошадей, мулов (в ханафитском мазхабе так считали Мухаммад ибн Хасан аш-Шейбани и Абу Йусуф, но Абу Ханифа считал все это тяжелой нечистотой), испражнения таких хищных птиц, как ястреб, орел, сокол, коршун. Содержимое желчного пузыря у домашнего скота является также легкой нечистотой, а у остальных животных - тяжелой. Нечистоты также бывают твердые и текучие, как например, мертвечина и кровь. Попав на тело человека, нечистоты могут быть видимыми (например, кал) и невидимыми (например, моча). Все виды нечистот в одинаковой степени оскверняют те места, на которые они попадают. Тело и одежда мусульманина должны быть защищены от их попадания. Что же касается возможности совершения намаза, то если на одежду молящегося, либо на место молитвы попала тяжелая нечистота, то намаз считается недействительным. Как исключение из этого правила, намаз считается действительным, если нечистота попала на тело или на одежду молящегося в самых незначительных количествах: для текучих нечистот радиусом меньше ладони, а для твердых - менее 3 г. Что же касается легкой нечистоты, то если она попала на тело или одежду и осквернила более 1/4 их части, то намаз является недействительным, а если менее, то действительным. (Об очищении от нечистот см. Тахара).

Наджаши

Наджаши - эфиопский царь (негус), который жил во времена пророка Мухаммада. Наджаши был христианином, но затем принял Ислам. Когда он умер, пророк Мухаммад совершил для него намаз-джаназа в Медине. Его настоящее имя было Асхама. Наджаши принял мусульманских беженцев из Мекки, которых послал в Эфиопию пророк Мухаммад в период жестоких гонений на них со стороны язычников, и разместил их в своих владениях [См. Хиджра (I)]. Он встретился с представителями мусульманских беженцев и задал им вопросы относительно пророчества Мухаммада и основ Ислама. После их ответов Асхама засвидетельствовал о том, что принимает Ислам. Это известие дошло до Мекки и обрадовало всех мусульман.

Надждиты

Надждиты - приверженцы одной из радикальных хариджитских сект. Основателем секты был Наджда ибн Увеймир из племени Ханифа. Они считали дозволенным убийство христиан, иудеев и других немусульман. В этом они отличались от азракитов, которые считали недопустимым убийство немусульман, если они принимают их власть. Еще одной особенностью надждизма было убеждение того, что наличие халифа и другого руководителя государства не является обязательным в религии. Если члены общины в состоянии поддерживать отношения между собой на основании религиозных принципов, то руководителя у них может и не быть. Надждиты также признавали принцип скрывания своих убеждений (такия), если они пребывали в меньшинстве среди большинства суннитов. Наджда ибн Увеймир, в отличие от большинства хариджитов не считал всех согрешивших мусульман неверными и считал возможным их прощение со стороны Аллаха. По его мнению, тот, кто совершил плохой поступок и упорствовал в этом, тот является неверным. Если же совершивший грех человек не упорствовал в своем грехе, то неверным не является. В дальнейшем с воззрениями Наджда не согласилась часть его сторонников. Они восстали против него. Наджд был убит и вместо него лидером этой группы был объявлен Абу Фудайк. Но они были разгромлены войсками Омейядского халифа Абд аль-Малика ибн Марвана. Часть сторонников Наджда осталась верной ему, и надждитские общины еще некоторое время продолжали свое существование. В настоящее время этой секты нет.

Наджм

Статья большая, находится на отдельной странице.

Наджм ад-Дин аль-Кубра

Наджм ад-Дин аль-Кубра - См. Кубравиты.

Назр

Назр - клятва данная Аллаху о совершении каких-либо богоугодных деяний в случае исполнения какого-либо желания. В соответствии с кораническим аятом 22: 29, данная клятва должна быть выполнена после исполнения этого желания. Клятва может быть дана о совершении хаджа, либо молитв, либо поста, либо жертвоприношения и т.д.

Наиб

Наиб - человек, который уполномочен совершить хадж вместо другого человека, который не в состоянии совершить его сам. Наиб не должен ехать с целью торговли и должен взять деньги только на покрытие своих ежедневных, жизненно необходимых расходов. Все расходы несет тот человек, вместо которого отправляется в хадж наиб. Единственной целью наиба должно быть совершение всех обрядов хаджа вместо пославшего его человека.

Накиб

Накиб - старейшина, глава, уполномоченный. Во множественном числе нукаба. Так назывались чиновники, которые занимались делами потомков пророка Мухаммада. Как известно, потомки пророка Мухаммада происходят от брака его дочери Фатимы с Али ибн Абу Талибом. У них родились двое сыновей - Хасан и Хусайн. Потомков Хасана стали называть шарифами, а Хусайна - саййидами. Как шарифы, так и саййиды были любимы мусульманами, и обладали большим почетом и авторитетом. Согласно устоявшейся традиции, делами потомков пророка занимались специальные люди, которые вели их дела, фиксировали факт и точную дату рождения их детей. Они были осведомлены, по какой именно линии тот или иной род восходит к семье пророка Мухаммада. Такими людьми и были накибы. Эта должность была очень почетной в мусульманском обществе. В период правления Аббасидских халифов Харуна ар-Рашида и аль-Мамуна шарифы и саййиды носили специальные отличительные знаки в виде зеленных повязок. Однако затем эта традиция была отменена. Спустя некоторое время эта она была возрождена мамлюкскими правителями Египта и существовала в Османской империи. Во времена правления первого Аббасидского халифа ас-Саффаха, были составлены первые списки людей, которые считались потомками пророка Мухаммада. Тогда же начали составляться и генеалогические древа этих людей. Шарифы и саййиды стали пользоваться определенными привилегиями в мусульманском обществе. Они освобождались от уплаты милостыни, получали государственные пенсии. Аббасидские халифы назначали в различные города и области халифата накибов, которые занимались этими делами. В 802/1400 году, в период правления султана Баязида I, в Османской империи был учрежден специальный государственный орган, занимающийся делами саййидов и шарифов. Однако при султане Мехмете II он был временно упразднен. С 900/1494 года, учитель (ходжа) султана Баязида II Саййид Махмуд был назначен на должность почетного накиба (накиб аль-ашраф). Эта должность сохранялась в Османской империи вплоть до ее конца. Накиб аль-ашрафы имели большой штат работников, которые занимались различными делами саййидов и шарифов, вели книги, в которых регистрировали факт рождения и имена их детей, устанавливали их родословное древо, ведущее к пророку Мухаммаду. Каждому потомку пророка Мухаммада накибы выдавали специальный документ, подтверждающий этот факт. Накиб аль-ашрафы носили специальные одежды. В обязанности накибов входило также установление личности различных людей, которые заявляли о себе как о потомках пророка Мухаммада. Дело в том, что по причине большого почета и привилегий, некоторые люди фабриковали свои родословные и приписывали себя к саййидам. Таких людей называли мутасаййидами. В суфизме накибами называли помощников шейхов в завии (суфийской обители). Накибами являлись самые опытные дервиши, добившиеся значительных успехов на пути духовного совершенства.

Накир

Накир - один из ангелов могилы, который вместе с другим ангелом - Мункаром, является к умершему непосредственно после смерти и начинает с ним первые расспросы относительно его веры и деяний в земной жизни (См. Кабр).

Накшбенд Баха ад-Дин

Накшбенд Баха ад-Дин - См. Накшбендиты

Накшбендиты

Статья большая, находится на отдельной странице.

Намаз

Намаз (перс.) - мусульманская молитва (См. Салат).

Насаи Ахмад

Насаи Ахмад (215/830-303/915)

выдающийся суннитский мусульманский хадисовед и правовед. Полное имя - Шейх уль-Ислам Абу Абд ар-Рахман Ахмад ибн Шуайб ибн Али ибн Синан ибн Бахр аль-Хорасани аль-Кади. Насаи изучал хадисы в Хорасане, Ираке, Хиджазе, Египте, Сирии. Самой известной его книгой является сборник хадисов «аль-Муджтаба мин ас-Сунан». Этот сборник является одним из самых авторитетных сборников хадисов в суннитском Исламе и входит в Кутуб ас-Ситта. В этом сборнике имеются и «слабые» хадисы, но их немного. Он, также как и Абу Давуд, считал, что применение «слабого» хадиса предпочтительнее кыяса. Как и в сборниках других выдающихся мухаддисов, все главы «ас-Сунана» составлены в соответствии с проблемами мусульманского права. Все хадисы классифицированы по этому принципу. В книге содержится 51 глава. В самом конце своей жизни Насаи выехал из Египта, в котором он проживал, в Сирию, где его стали преследовать насибиты - почитатели омейядского халифа Муавии ибн Абу Суфьяна. Они потребовали, чтобы он привел хадис о превосходстве Муавии над Али ибн Абу Талибом. Их возмущало то, что Насаи всегда отзывался о халифе Али с большим уважением и любовью. Но, в ответ Насаи только сказал, что ему такие хадисы не известны. Затем добавил, что ему известен только один хадис относительно Муавии, который не понравился этим людям, и они стали жестоко бить старика прямо в мечети. Побои были такими серьезными, что Насаи скончался от побоев по пути в Мекку, куда он сразу выехал после этого происшествия.

Насара

Насара - назореи. Последователи пророка Исы и люди, уверовавшие в откровение Инджила, которое ниспослал ему Аллах. А его религия называлась насраният. Это слово упоминается в кораническом аяте (2: 62). Эта религия была истинной до начала миссии пророка Мухаммада, после которого она оказалась отмененной. Почти сразу, после вознесения пророка Исы к Аллаху (См. Иса), назорейство раскололось на несколько сект. Спустя некоторое время назорейство начало распространяться в Римской империи и стала называться Христианством, которое уже к тому времени изменилось настолько, что стало сильно отличаться от насранията, который возник на основе проповедей пророка Исы. Однако общины истинных назореев продолжали существовать вплоть до начала пророчества Мухаммада. После этого на протяжении нескольких веков среди христиан имели место ожесточенные споры относительно сущности пророка Исы. Наконец, победили сторонники его обожествления, которые разработали догмат Троицы (См. Таслис). Это направление Христианства стало ортодоксальным, а все остальные воззрения были объявлены на соборах еретическими и подвергались преследованиям и гонениям.

Насафи Хафиз ад-Дин

Насафи Хафиз ад-Дин (ум. в 710/1310)

известный ученый в области ханафитского права, толкования Корана и исламского калама. Полное имя Хафиз ад-Дин Абу аль-Баракат Абдулла ибн Ахмад ан-Насафи. Родился в Мавераннахре (междуречье Аму Дарьи и Сыр Дарьи), в городе Насаф на территории современного Узбекистана. Насафи обучался праву у Бадр ад-Дина Хахарзаде (ум. в 651/1253), Хамидаддина ад-Дарира Али ибн Мухаммада аль-Бухари (ум. в 666/1267), Шамсуль-Аимма Мухаммада ибн Абдуссаттара аль-Кардари. После окончания обучения, он преподавал в медресе аль-Кутбия ас-Султания в Кермане, а также в других городах. Он также совершил много путешествий. Насафи является автором известных и признанных в исламском мире сочинений. Он был блестящим знатоком толкования Корана и хадисов. Известны его работы в области мусульманского права (напр. книга «аль-Вафи»). Однако наибольшую известность, он приобрел благодаря работам в области основ и методологии ханафитского права. Его даже называют последним муджтахидом этого мазхаба. Его книга «Канзу ад-Дакаик» является одной из авторитетных в ханафитском мазхабе. Он также был автором труда по толкованию Корана. Всего известно около 20 работ Насафи. В области убеждений, Насафи был последователем матуридизма (См. Матуридизм), который является одним из школ суннитского Ислама, наряду с ашаризмом. Выступая с позиций матуридистского калама, он успешно полемизировал с представителями различных сект и течений, например, с карматами, мутазилитами, и отстаивал позиции суннизма.

Наси

Наси - перемена местами месяцев года. Языческие арабы переставляли местами месяцы, когда хотели вести войну в "запретные" для боевых действий месяцы Раджаб, Зулькада, Зульхиджа и Мухаррам (См. Ашхур аль-Хурум). Это суеверие было запрещено аятом Корана: «Добавление [месяца к запретным] только увеличивает неверие. От этого те, которые не веруют, сбиваются [с пути Аллаха]. Они в один год считают дозволенным прибавление месяца, в другой год объявляют запретным, чтобы уравнять количество [месяцев], которые Аллах сделал запретными. Таким образом, они объявляют дозволенным то, что запретил Аллах. Их злые деяния кажутся им добрыми, но Аллах не ведет прямым путем неверных.» (9: 37).

Насс

Насс - аяты Корана и хадисы, смыслы которых ясны для понимания и не нуждаются в иносказаниях и аллегориях. Исламские улемы не подвергали их иносказательной трактовке (тавиль). Человек, который отказывается принять насс, лишается веры. Основы веры базируются на нассе (отрытых и ясных по смыслу положениях аятов и хадисов) и не могут быть изменены.

Насх

Насх - См. Насх и Мансух.

Насх и Мансух

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нафи ибн Хурмуз

Нафи ибн Хурмуз (ум. в 117/736)

один из наиболее известных передатчиков хадисов из поколения табиунов. Его также называли по кунье Абу Абдулла аль-Мадани. Возможно, что его отца звали не Хурмуз, а Кавус. Он был уроженцем Нишапура либо Кабула и был пленен в одном из сражений Абдуллой ибн Омаром, рабом которого он стал. Есть также данные о его дейлемском происхождении. Нафи служил верой и правдой своему хозяину - Абдулле ибн Омару в течение 30 лет. Абдулла очень хорошо относился к нему и отказался продавать его за большие деньги, которые ему предлагали за Нафи. В конце концов, он освободил его. Нафи был известен как праведый и набожный человек. Поэтому он является надежным передатчиком хадисов в мусульманской хадисной методологии. Нафи был также одним из самых ученых и образованных людей своего времени. Халиф Омар II ибн Абд аль-Азиз отправил его в Египет для того, чтобы он научил жителей провинции Сунне пророка Мухаммада. Нафи отличался большим талантом и стремлением к познанию и наукам. Его учеником был сам великий Малик ибн Анас, который очень высоко отзывался о нем. Малик ибн Анас отмечал его способности в собрании и передаче хадисов. Нафи ибн Хурмуз встречался и передал хадисы от сподвижников пророка Мухаммада - Абдуллы ибн Омара, Абу Саида аль-Худри, Аиши, Хафсы. В связи с этим от него передавали хадисы такие мухаддисы, как Абдулла ибн Динар, аз-Зухри, аль-Авзаи, Ибн Исхак, Салих ибн Кайсан и Ибн Джурейдж.

Нафиля

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нафс

Нафс - Сущность человека, его "Я". Так называют также страсти, все отрицательные черты души присущие людям и джиннам. Нафс является источником всех желаний человека, которые противоречат положениям Шариата. В аятах Корана всем, кто преодолевает свой нафс, обещан рай: «А кто боялся пребывания Господа своего и удерживал душу от страсти, то, поистине, рай, это - прибежище» (79: 40-41). Борьба со своими страстями является первостепенной задачей верующего мусульманина на протяжении всей его жизни.

Нафха

Нафха - так называются дуновения ангелом Исрафилом в трубу (сур), после которых все живое погибнет, а затем снова восстанет на суд Аллаха. Об этом повествуется в коранических аятах:

- «[Это тот] день, когда затрубят в трубу и вы [из могил] толпами прибудете [на Судилище]» (78: 18);

- «Им нечего ожидать, кроме гласа трубного, который поразит их, в то время как они препираются. Они не успеют даже оставить завещание или вернуться к своим семьям. И прозвучит труба - и тогда они из могил устремятся к своему Господу» (36: 49-51). Это будет вселенской катастрофой, подробности которой не известны. В аятах Корана и хадисах Сунны даны только общие понятия об этом, на уровне человеческого мышления.

При первом дуновении (навха аль-фар') в сур ангелом Исрафилом, вся вселенная и все живое будет уничтожено Аллахом. При втором дуновении (нафха аль-ба'с) произойдет всеобщее воскресение мертвых и все они предстанут на суд Аллаха. (См. также Кыяма и Ахира)

Низариты

Низариты - одна из сект исмаилизма (См. Исмаилиты).

Ниййа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Никях

Никях - брачный договор, который заключается между мужчиной и женщиной в соответствии с правилами шариата (Коран, 4: 3). Согласно хадисам, брак является Богоугодным делом. Для того чтобы жениться на женщине, необходимо добиться разрешения от ее опекуна, которым является чаще всего отец, но может быть также ее родственник или любой благочестивый человек. Необходимо также согласие самой женщины на брак. Брачный договор обязательно заключается при свидетелях-мусульманах. Свидетелями могут быть двое мужчин. В ханафитском мазхабе допускается присутствие в качестве свидетелей одного мужчины и двух женщин. В процессе заключения брака необходимо также оговорить размер приданого, либо материального вознаграждения, которое выплачивает жених невесте (См. Махр). Бракосочетание желательно провести в мечети. Также желательно (если есть возможность) отметить свадьбу и пригласить на трапезу друзей и родственников. Существуют запреты на брак с определенной категорией женщин, состоящих в близкородственных отношениях с мужчиной (См. Махрам). Кроме этого, женщине-мусульманке запрещено (харам) выходить замуж за иноверцев. Мужчине мусульманину также запрещено жениться на язычницах или неверующих женщинах (атеистках, агностиках), но разрешено вступать в брак с христианками и иудейками. Несмотря на наличие возможности брака с иудейками и христианками (обладателями Книги), женитьба на них по шариату нежелательна. Например, в ханафитском мазхабе такой брак считается нежелательным актом (Танзихан макрух). Нежелательность же брака с ними в немусульманской стране вообще граничит с полным запретом (Тахриман макрух). Существует также запрет на брак с рабыней (джарией), если у мужчины уже есть жена из числа свободных женщин. Брак с замужней женщиной запрещен. Если женщина по каким-то причинам потеряла своего мужа, то она может выйти замуж за другого мужчину после определенного срока (См. Идда). Мужчине разрешено иметь одновременно до 4 жен. Раб же имеет право жить одновременно только с 2 женами. Сожительство с женщиной без заключения брака в Исламе также запрещено (харам).

Ниматуллахи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нисаб

Нисаб - облагаемый минимум имущества, с которого выплачивают закят (См. Закят).

Нифак

Нифак - лицемерие, двуличие (См. Мунафик).

Нифас

Нифас - послеродовые состояния женщин, которые заканчиваются после прекращения выделений крови. Такую женщину называют «нуфаса». В ханафитском мазхабе считается, что этот период составляет около 40 дней. Кровь, которая выделяется после этого срока, нифасом не является. В маликитском мазхабе максимальный срок продолжения нифаса определен в 70 дней, а в шафиитском мазхабе - в 60 дней. Если выделения прекратились до этих сроков, то нифас считается завершенным. Период нифаса начинается сразу после родов. В ханафитском мазхабе, если женщина родила двойню, то начало нифаса определяется с момента рождения первого ребенка. Точно также считается и в маликитском мазхабе, если между рождением первого и второго ребенка прошло времени меньше 60 дней. А если больше этого срока, то нифас начинается после рождения каждого из этих детей. Что же касается шафиитского мазхаба, то там, в случае рождения двойни, нифас начинается после рождения второго ребенка. В ханафитском мазхабе, если на протяжении этих сорока дней выделения крови прекратились, а затем снова возобновились, то эти повторные выделения тоже считаются нифасом. В маликитском и шафиитском мазхабах, если выделения крови прекратились, и их не наблюдалось на протяжении полумесяца, а затем они снова возобновились, то эти новые выделения считаются не нифасом, а менструацией (См. Хайз). А если меньше этого срока - то они считаются нифасом. В период нифаса, женщинам запрещается совершать намаз и держать пост. Пропущенные во время этого периода намазы восполнять не нужно, а пропущенные дни обязательного поста в месяц Рамадан им необходимо восполнить. Мужьям запрещается вступать в половую близость с женами, которые находятся в состоянии нифаса. Во время нифаса, женщинам также запрещается совершать обход Каабы (таваф), находиться в мечети, читать Коран и прикасаться к его страницам. После окончания периода нифаса женщина должна очиститься совершением полного омовения (См. Гусл).

Нуман ибн Мукаррин аль-Музани

Нуман ибн Мукаррин аль-Музани (погиб в 21/642)

выдающийся мусульманский полководец, один из сподвижников пророка Мухаммада, вождь племени Музайна, проживавшего неподалеку от Медины. Принял Ислам после переезда пророка Мухаммада в Медину. Он явился к нему вместе со своими братьями и отрядом всадников своего племени, численностью в 400 человек. Все они стали мусульманами. После этого Нуман стал участвовать в военных походах мусульман, в которых проявился его полководческий талант. Он сражался в битве при Хунайне, участвовал в завоевании Мекки. После смерти пророка Мухаммада, Нуман принял участие в укреплении мусульманского государства. Он с самого начала решительно поддержал первого халифа Абу Бакра и сыграл большую роль в разгроме вероотступников. В период правления халифа Омара, он внес свой вклад в победу мусульманских войск над персами. Вначале, перед битвой при Кадиссии, командующий мусульманской армии Саад ибн Абу Ваккас отправил его в Мадаин (Ктесифон) на переговоры с персидским шахом Йездигердом III. Однако эти переговоры не привели ни к каким результатам. Битва при Кадиссии завершилась разгромом персидской армии. Затем, в ходе решающих сражений армии Халифата с войсками Сасанидского Ирана, Нуман ибн Мукаррин был назначен халифом Омаром командующим мусульманской армией. В битве при Нехавенде, мусульмане, благодаря тактическим маневрам Нумана, полностью разгромили превосходящие силы противника. Однако сам Нуман ибн Мукаррин погиб на поле боя. Благодаря этой победе, мусульманам удалось установить полный контроль над Сасанидским Ираном и уничтожить его государственность.

Нур аль-Мухаммади

Нур аль-Мухаммади - «Мухаммадов свет». В представлениях «крайних» шиитов, световой образ Мухаммада, который предшествовал остальному творению и передавался от одного Божественного избранника к другому. В конце концов, вдохновленными от «Мухаммадова света» стали имамы из рода Али ибн Абу Талиба. Идею «Мухаммадова света» появилась от аллегорического трактования аята Корана 24: 35 в духе плотиновского учения об эманации. Позднее идея «мухаммадова света» стала использоваться различными суфийскими сектами.

Нурайн

Нурайн - два светила. Один из сфабрикованных некоторыми «крайними» шиитами (гулат) стихов, которые они пытались представить в качестве коранических. Целостность и неизменность Корана Османа признается всеми основными течениями Ислама. Однако небольшая часть «крайних» шиитов заявляла о том, что якобы халиф Осман и другие сподвижники пророка Мухаммада намеренно изъяли из Корана несколько стихов, в которых повествовалось об Али ибн Абу Талибе и его потомках. Псевдосура «Нурайн» впервые была обнаружена в одном манускрипте Корана, который нашли в индийском городе Банкайпуре. Помимо этой псевдосуры, этот манускрипт также содержал и другие дополнительные стихи, которых никогда не было в других списках Корана. Этот манускрипт был переведен на французкий язык востоковедом Де Тасси и издан в 1842 году. Годом позже содержание этого манускрипта было проанализировано профессором Казанского университета Мирзой Казем-Беком. Он доказал позднее происхождение псевдосуры «Нурайн» и других «новых» стихов тем, что наиболее древние полемические трактаты шиитских деятелей не содержат даже отдаленного упоминания о них. Еще одну псевдосуру «Вилая» в 1913 году опубликовал в английском переводе христианский миссионер К. Тисдалл работавший в Иране. В то же время, сам К. Тисдалл признал факт фабрикации этих и других стихов. Он писал: "Читатель, владеющий арабским, однозначно придет к выводу, что все эти добавки, за возможным исключением лишь суры "Нурайн", являются подделками. Стиль имитирован из Корана, но не всегда удачно. Имеются некоторые грамматические ошибки, если только это не следствие опечаток. В некоторых местах, смысл, содержащийся в контексте, относится к более позднему периоду, чем период, к которому принадлежит Коран. Большинство аятов являются отрывками из контекста Корана. Количество повторений указывает на стремление автора доказать желаемое любой ценой". (Shi'ah Additions To The Koran: 1913, W. St. Clair Tisdall, The Moslem World, Volume III. pp. 229-230).

Псевдосура «Нурайн» (в переводе П. Цветкова):

«1. О верующие, веруйте в два светила!

2. Али из числа благочестивых; мы воздадим ему должное в день Суда; Мы знаем о несправедливости, оказанной ему. Мы почтим его превыше всей этой семьи. Он и его семья много страдают. Их враг - глава грешников.

3. Мы возвестим тебе о роде праведных людей, людей, которые не будут противиться Нашим приказаниям. Наши милосердие и мир с ними, живы он или нет.

4. Что касается тех, которые идут по их пути, милость Моя на них; истинно, жилище их будет в раю».

Нурси Саид

Статья большая, находится на отдельной странице.

Нусайриты

Нусайриты - приверженцы шиитской секты с «крайними» воззрениями, которые близки к учению шиитов-исмаилитов и гностическому Христианству. Их также называют алавитами. В основном нусайриты проживают в Сирии. Они считаются вышедшими из Ислама. Секта возникла в III веке хиджры. Основателем секты является Мухаммад ибн Нусайр, а затем это учение было развито Мухаммадом аль-Джаннаном аль-Джунбулани. Нусайриты считают, что члены семьи пророка (Ахль аль-Бейт) обладают абсолютными знаниями. Али ибн Абу Талиб же не умер и является воплощением Бога. Они также считают, что религия имеет сокровенную (батин) и явную (захир) стороны. Освещенные Божественным светом имамы ведают сокровенное (батин). Нусайризм заимствовал положения античной философской школы неоплатоников, в частности, учение об эманации. Эманация Божества в нусайризме выражается в триаде Смысла (мана), Имени (исм) и Вратах (баб). Свет Божественной эманации выражен в небесных светилах, а затем он спускается на землю и озаряет пророков. Нусайриты верят в переселения душ (танасух). По степени посвящения делятся на амма и хасса («простые» и «особые»). Они отвергают многие положения исламской религии, почитают своих святых.

Нусуб

Нусуб - каменные жертвенники, установленные на могилах или в других местах, где арабские язычники совершали жертвоприношения идолам, бесам, ангелам, усопшим праведникам, святым и т.п., испрашивая у них помощи и благословения.

Нух

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница