Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 21, "АНИ"-"АНТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 21, "АНИ"-"АНТ")

АНИКСАНДАРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИМАИСА

АНИМАИСА [Анимаида; греч. ̓Ανιμαΐς], мц. (пам. 26 марта) - см. Готские мученики, 26.

АНИМИЗМ И АНИМАТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АНИНОАСА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [румын. Aninoasa], действующий в Арджешской епископии Мунтенийской и Добруджийской митрополии Румынской Православной Церкви. Находится вблизи г. Кымпулунг (жудец Арджеш, Юж. Румыния). Основан в 1677 г. в Валашском княжестве вел. ключарем Тудораном Влэдеску. В 1722-1729 гг., при митр. Унгро-Влахийском Данииле (принявшем монашеский постриг в этом мон-ре), в А. м. был создан архитектурный ансамбль в традиц. барочном стиле Брынковяну: храм во имя свт. Николая, часовня, отдельно стоявшая колокольня, покои настоятеля, корпуса келий, поварня и высокие монастырские стены. Храм прямоугольный в плане, с выступающей алтарной апсидой и притвором с кирпичными колоннами, имеет 2 главы (над притвором и наосом). Стены разделены на 2 яруса широким карнизом. Поверхность верхнего яруса декорирована глухой аркатурой. Храм расписан в 1730 г. известным румын. художником и иконописцем Пырву Муту. Корпуса келий с портиком на колоннах примыкают к юж., зап. и сев. стенам мон-ря. Митр. Даниилом А. м. были дарованы земельные угодья и освобождение от нек-рых податей.

Лит.: Drăguţi V. Dicţionar enciclopedic de artă medievală românească. Bucureşti, 1976; Păcurariu M. Istoria bisericii ortodoxe române. Bucureşti, 1994. Vol. 2.

АНИСИЙ

АНИСИЙ [греч. ̓Ανύσιος], свт. (пам. зап. 30 дек.), архиеп. Фессалоникийский (383 - ок. 406). Ученик и преемник архиеп. Асхолия. Во время его архиепископства окончательно определился статус Фессалоникийской кафедры как первенствующей в пределах префектуры Иллирик Римской империи (диоцезы Дакия и Македония). Одновременно происходило сближение Фессалоники с Римским престолом, в юрисдикции к-рого находился Иллирик. А. состоял в переписке со свт. Амвросием Медиоланским (Ep. 15-16 // PL. 16. Col. 959 sq.). Тесные отношения связывали его со свт. Иоанном Златоустом, направившим А. из ссылки дружеское письмо (Ep. 162 // PG. 52. Col. 706). А. почитается на Западе как святой, его память занесена в рим. мартиролог.

Лит.: Aigrain R. Anysius (1) // DHGE. T. 3. Col. 909-910; Baus K. Anysios // LTK. Sp. 679-680.

АНИСИМ САМСОНОВ

АНИСИМ САМСОНОВ (1-я пол. XVII в.), свящ. Софийского собора в Вологде, иконописец. В 1604 г. написал по 20 образов Божией Матери и прп. Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского мон-ря; в 1605 г.- 2 образа прп. Димитрия Прилуцкого.

Ист.: ГАВО. Ф. 52. Ед. 3. Л. 56.

Лит.: Никольский Н. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство. СПб., 1910. Т. 1. Вып. 2.

Н. И. Федышин

АНИСИМОВ Александр Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИССКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИЧКОВ Дмитрий Сергеевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИЧКОВ-ПЛАТОНОВ

Иван Николаевич († 1864, Москва), свящ. Родился в семье диакона. Учился в МДС (1832-1838), затем в МДА (1838-1842). Окончил академию первым магистром и был оставлен преподавателем: 12 лет занимал кафедру церковного красноречия и церковного права (с 1842 в качестве бакалавра, а с 1848 - экстраординарного профессора). А.-П. обладал обширной эрудицией, знал древние и новые языки. В его лекциях по красноречию особое внимание было уделено святым отцам и учителям Вост. Церкви (IV-XIII вв.), обширное место отводилось рус. проповедникам (от свт. Илариона, митр. Киевского, и прп. Феодосия Печерского до Августина, архиеп. Московского), заключительные лекции посвящались французским и немецким. Чтение канонического права было введено в МДА только в 1840 г., и А.-П. разрабатывал курс лекций по этой новой тогда области церковной науки. В программу курса вошли подробные исследования источников церковного права: на Востоке, в слав. землях и России, на Западе. 2-я часть курса посвящена устройству правосл. Церкви и управлению ею, говорится об архиереях Греции и России в древнее время, о настоятелях мон-рей, белом духовенстве, об учреждении Святейшего Синода. В отделе об управлении правосл. Церковью рассматривается право духовного учительства, священнодействия и церковного суда. Курс издан не был. С окт. 1844 г. А.-П. состоял также секретарем цензурного комитета при МДА. 5 июля 1849 г. он был рукоположен во священника с причислением к московскому Архангельскому собору. В 1854 г. А.-П. оставил академию. Умер, будучи священником при ц. святых Космы и Дамиана в Шубине.

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 2. Д. 953. Л. 10 об.- 12.

Соч.: Рассуждение о крестных ходах православной Церкви. М., 1842; О благословениях ветхозаветных и новозаветных. М., 1848; О смерти и состоянии душ по разлучении от тел. М., 1850.

Лит.: Смирнов С. К. История Московской Духовной Академии до ее преобразования (1814-1870). М., 1879.

АНКАРАФУ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНКИРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНКИРСКИЕ СОБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА ВИРОВСКАЯ (Потто Анна Александровна)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА ВИФИНСКАЯ

АННА ВИФИНСКАЯ († 29.10. 826), прп. (пам. 13 июня, 28 или 29 окт.). Дочь Иоанна, диак. Влахернской ц. в К-поле при св. Патриархе Тарасии (784-806). Лишившись мужа и 2 сыновей, А. В. приняла иночество. Спасаясь от гонения на монашествующих при имп. Константине V Копрониме, она, переодевшись в муж. одежду, под именем Евфимиана вместе с 3-м сыном Иоанном отправилась на Вифинский Олимп, где подвизался ее дядя. Узнав о добродетелях инока Евфимиана, Патриарх Тарасий пригласил его в К-поль в качестве проповедника, инок Евфимиан стал известен и как чудотворец. Некий человек, назвавший себя иноком, обвинил Евфимиана в насилии над девушкой, но вскоре открылось, что он сам совершил это преступление, за что клеветник был повешен. А. В., опасаясь, что из-за этого происшествия станет известно ее наст. имя, вернулась в Вифинию и удалилась в затвор (по др. источникам, умерла в К-поле).

Сохранилось житие А. В., написанное в IX-X вв. (BHG, N 2027). Память святой указывается в ряде греч. календарей: Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 173-178), синаксарях 1295 г. и 1-й пол. XIV в. (ГИМ. Син. греч. 354, 353 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 523). Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 29 окт., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 299), а под 13 июня - лишь упоминание, без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούνιος. Σ. 89).

Ист.: BHG, N 2027; ActaSS. Oct. T. 12. P. 913; SynCP. 174-178.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 45; НКС. Т. 3. С. 433; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 197-199; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 222-223.

А. Ю. Виноградов, О. В. Л.

АННА ИОАННОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА КАШИНСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА КОМНИНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА ЛЕОПОЛЬДОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННА ПЕТЕРБУРГСКАЯ

АННА ПЕТЕРБУРГСКАЯ (Лашкина (Лукашёва), Анна Ивановна; г. р. неизв., С.-Петербург - 1.07.1853, там же), юрод. Окончив один из петербургских ин-тов, А. П. готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел др. девушку. А. П. разочаровалась в возможности земного счастья, покинула родной город и приняла подвиг юродства; после долгих скитаний вернулась в С.-Петербург. Стараниями некоего архимандрита, к-рому она предрекла епископство, А. П. под вымышленными именем и званием дочери умершего работника медицинского ведомства Ивана Лашкина была определена в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре ушла оттуда, будучи не в состоянии вести праздную жизнь богаделки. Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, А. П. бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной пл. к утрене или ранней обедне. Обитатели Сенной пл.- торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики - хорошо знали А. П., охотно подавали ей милостыню, знали ее и многие духовные лица. Все полученное подаяние А. П. раздавала бедным, ее подарки считались добрым предзнаменованием. Многие люди видели в блаженной лишь оборванную, ворчливую нищую и относились к ней недоброжелательно. А. П. не гневалась на обидчиков, призывала их впредь не грешить, в противном случае пророчила различные беды, и, если грешник не исправлялся, ее предсказания сбывались. А. П. похоронена на выбранном ею месте Смоленского кладбища при огромном стечении народа. Почитавшие А. П. люди брали землю с ее могилы для исцеления от болезней. В нач. XX в. над могилой блаженной была установлена часовня.

Лит.: ЖПодв. Июль. С. 5-16; Раба Божия Анна Ивановна Лашкина, или Лукашёва, почивающая на Смоленском православном кладбище в С.-Петербурге. СПб., 1903; Рахманин Е. Раба Божия Анна, почивающая на православном Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. СПб., 19142.

АННА СВИЯЖСКАЯ (Юмина Анна Константиновна)

АННА СВИЯЖСКАЯ (Юмина Анна Константиновна) (Юмина Анна Константиновна; 1846, с. Юськи Сарапульского у. Вятской губ.- 28.09.1906, г. Свияжск Казанской губ.), схиигум. Род. в семье священника, в 8 лет лишилась отца. С детства стремилась к монашеской жизни. В 1868 г. отправилась в Киев в паломничество, на обратном пути посетила Макарьевскую пуст. (см. Макариев свияжский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь) и по совету Н. В. Хрисогонова (впосл. иером. Нил), ставшего ее духовным отцом, осталась в соседнем свияжском во имя св. Иоанна Предтечи мон-ре. 22 года пробыла послушницей, в 1889 г. назначена казначеей мон-ря. Расширила сестринские корпуса и построила трапезную с хлебопекарней и просфорней. В 1890 г. приняла постриг с именем Апфия, в 1893 г. избрана настоятельницей мон-ря, через год возведена в сан игумении. Во время ее игуменства в мон-ре велось активное строительство: в 1896 г. был открыт странноприимный дом, в 1898-1901 гг. построен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1902 г. открыто подворье мон-ря в Казани. А. С. была награждена медалью в честь царствования имп. Александра II и синодальным наперсным крестом. Была усердной молитвенницей и постницей. 19 сент. 1906 г. приняла схиму с именем Анна. Скончалась после тяжелой болезни, похоронена в склепе выстроенного ею храма.

Лит.: ЖПодв. Сентябрь. С. 424-438; Игумения Апфия - в схиме Анна, настоятельница Свияжского Иоанно-Предтеченского жен. монастыря. Каз., 1906.

Н. Н. Крашенинникова

АННАЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННАТЫ

АННАТЫ [лат. аnnates], сбор, поступающий в Римскую курию (первоначально - в епископскую казну) при получении церковного бенефиция, равный половине дохода с этого бенефиция в первый год (fructus primi anni); в широком смысле - все сборы, поступающие в папскую казну с вновь предоставленных бенефициев.

Первые упоминания о практике взимания А. относятся к понтификату Гонория III (1216-1227): в этот период А. представляли собой либо привилегию, дарованную папами епископам, либо право, основанное на обычае, но в любом случае рассматривались как экстраординарный или временный сбор. Затем А. стали только прерогативой пап. Так, в 1305 г. Климент V потребовал А. со всех вакантных бенефициев в Англии, Иоанн XXII в 1319 г.- с вакантных бенефициев всего западнохрист. мира. Со времени понтификата Бонифация IX (1389-1404) взимание А. стало постоянной практикой в католич. Церкви, но сумма, составлявшая А., не была одинаковой в странах Европы. Попытка упорядочения системы А., предпринятая на Констанцском Соборе, не увенчалась успехом. Многочисленные злоупотребления при взимании А. вызывали недовольство национальных Церквей и светских властей, отказ от уплаты А. был непременным элементом всех реформационных движений XV-XVI вв. После Тридентского Собора и трансформации системы бенефициев (1545-1563) А. были отменены для большей части стран Европы. В наст. время А. сохраняются только в Италии.

Лит.: Kirsch J. P. Die päpstlichen Annaten in Deutschland während des 14. Jh. Münch., 1903; Pugliese A. Annate e mezz'annate. Mil., 1939; Feine H. E. Kirchliche Rechtsgeschichte. Weimar, 1955. Bd. 1; Plöchl W. Geschichte des Kirchenrechts. W., 1955. Bd. 2.

Н. Д. Прокофьева

АННЕНСКИЙ Иннокентий Федорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННИВЕРСАРИЙ

АННИВЕРСАРИЙ [лат. anniversarium - годовщина], в практике католич. Церкви термин, обозначающий ежегодное празднование или поминовение.

1. А. defunctorum - ежегодный день поминовения всех усопших. Традиция А. связана с восходящим к первым векам христианства обычаем совершать Евхаристию в память мучеников. Первые документально засвидетельствованные А. проходили в Смирне в кон. II в. и были приурочены к мученической кончине св. Поликарпа Смирнского, но, по-видимому, уже тогда являлись сложившимся обычаем (Martyrium Policarpi. XVIII). Тертуллиан сообщает в III в. о существовании дней, когда поминались усопшие и совершались приношения (oblationes) (De corona. III) (см. также Агапа).

Со временем для А. была выработана особая литургия «In anniversario defunctorum» (см. также Заупокойное богослужение).

2. День празднования памяти к.-л. святого в ср. века назывался annua celebritas, annua festivitas (eжегодные празднования), а также anniversarius dies.

3. Месса, посвященная годовщине восшествия на престол папы или епископа на кафедру. В Римском миссале есть специальные формуляры «In die creationis et coronationis papae et in eorum dierum anniversario» (На день возведения на престол и коронации папы и на годовщину этих дней), а также для утверждения епископа и в ознаменование годовщины этого события.

4. A. natalis templi - празднование годовщины освящения храма, имеющее параллели с иудейским праздником восстановления храма (см. Обновление храма). Впервые A. natalis templi упоминается в кон. IV в. в надписи в базилике в честь св. Патриарха Анастасия I в Иерусалиме. В наст. время подобные А. празднуются в крупнейших храмах в один из дней после 9 нояб., праздника основания Латеранской базилики в Риме, считающейся у католиков «матерью всех церквей».

Лит.: Delehaye H. Les origines du culte des martyrs. Brux., 1927; Dölger F. J. Ichthys: Der heilige Fisch in den antiken Religionen und im Christentum. Münster, 1922; Dürig W. Geburtstag und Namenstag. Köln, 1954; Memoria: Der geschichtliche Zeugniswert des liturgischen Gedankeus im Mittelalter. Münch., 1984.

Н. Д. Прокофьева

АННИГИЛЯЦИЯ

АННИГИЛЯЦИЯ - см. Транссубстанциация.

АННОН

АННОН [лат. Anno], свт. (пам. зап. 23 мая), еп. Вероны († 780). Происходил из знатной семьи, проживавшей в этом городе. Избран епископом за образованность и святость жизни. Во время его епископства в городе случился голод, и А. через ангела было дано откровение, что он не прекратится, пока в город не будут возвращены мощи веронских мучеников Фирмина и Рустика. Благодаря усилиям А. в 775 г. мощи святых были перенесены из г. Тергеста (совр. Триест, Италия). Через 5 лет после этого события А. cкончался и был похоронен в кафедральном соборе под алтарем св. Андрея. Впосл. частицы его мощей были распределены по многим церквам Вероны.

Ист.: ActaSS. Mai. T. 5. P. 256.

Лит.: Ortolan T. Annon (1) // DHGE. T. 3. Col. 395.

Д. В. Зайцев

АННУНЦИАТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННУРИАНСКИЙ РАСКОЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННЫ СВЯТОЙ БОЛЬШОЙ СКИТ НА АФОНЕ

Скит св. Анны на Афоне

Скит св. Анны на Афоне

[греч. ̀λδβλθυοτεΑγίας ̀ρδβλθυοτεΑννης σκήτη], муж. мон-рь в честь матери Богородицы прав. Анны, в 30 км от Великой лавры, в подчинении к-рой он находится. В мон-ре ок. 60 келий и калив. Монахи ведут киновийный образ жизни, занимаются иконописанием, шитьем. Престольный праздник - 25 июля. Первые упоминания о ските относятся к 1007 г., когда на этом месте был основан аскитирий. Соборный храм (кафоликон) сооружен в 1666 г.; в 1752-1755 гг. перестроен и заново расписан. Многие из отшельников скита были прославлены как святые - от прп. Геронтия (XI в.) до чудотворца Саввы Нового († 1948); в мон-ре подвизался старец Иоаким (Николаидис, † 1950). В б-ке хранятся ок. 250 рукописей (в т. ч. 3 пергаменных), ок. 600 старопечатных книг, в монастырской ризнице - мощи св. Анны, мучеников Харлампия, Меркурия и др., а также иконы, литургические сосуды, энколпионы, облачения.

Лит.: Порфирий (Успенский), еп. Второе путешествие по св. горе Афонской... в годы 1858, 1859 и 1861 и описание скитов Афонских. М., 1880. С. 334-356; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 844-846; Γεράσιμος (Μικραγιαννανίτης).῾Ιερὰ Σκήτη ῾Αγίας ̀ρδβλθυοτεΑννης. ̓Αθῆναι, 1969.

А. Ю. Никифорова

АННЫ СВЯТОЙ МАЛЫЙ СКИТ НА АФОНЕ

АННЫ СВЯТОЙ МАЛЫЙ СКИТ НА АФОНЕ [греч. Μικρὰ ῾Αγία ̀ρδβλθυοτεΑννα], расположен к северо-востоку от одноименного большого скита, к-рому подчинен. Основан в XVIII в., ныне имеет 4-5 келий. Здесь в XIX в. подвизался гимнограф Герасим Микраяннанитис.

АННЫ СВЯТОЙ ОРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АННЫ СВЯТОЙ ПРАВЕДНОЙ НА АННИНОЙ ГОРЕ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черновицкой и Буковинской епархии), находится в 3 км от г. Вашковцы Вижницкого р-на Черновицкой обл. (Украина). Основан в 1993 г. на почитаемой православными Анниной горе. По местным преданиям, нéкогда здесь находилась жен. обитель, хотя документально подтверждается существование на горе только церкви, уничтоженной в 60-х гг. XX в. А. м. открыт решением Свящ. Синода УПЦ от 29 июня 1994 г. В 1995-1996 гг. возведен престольный храм во имя св. прав. Анны с нижним приделом в честь святых мучеников Маккавейских. Особо почитаемой святыней обители являются частицы мощей святых Хозевитских мучеников. К 2001 г. в мон-ре было 11 сестер, настоятельница - игум. Нонна (Ткачук).

Арх.: Архив ЦНЦ.

Лит.: Дятлов В. Монастыри Украинской Православной Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 90.

АНОМЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОНИМ АРМЯНСКИЙ

АНОНИМ АРМЯНСКИЙ (VII в.), неизвестный правосл. армянин, автор «Повествования о делах армянских», представитель общины армян-халкидонитов. Издатель критического текста «Повествования» Ж. Гаритт опроверг все попытки идентифицировать его автора с кем-либо из известных церковных деятелей VII в., а потому все сведения о нем можно получить только из анализа самого текста «Повествования». Очевидно, это был образованный клирик - представитель эллинофильской школы, последовательный сторонник Всел. IV Собора.

«Повествование» создано на греч. языке, хотя достаточно примитивном и с большим количеством арменизмов. В нем, как определил сам автор, содержится рассказ «о царствующих ромейских и персидских правителях», о «сохранении правой веры, которую [армяне] получили от святого Григория [Просветителя] и от Никейского Собора, [а также] в какое время и по чьей вине сбились они с пути». В сочинении переплетаются 2 сюжетные линии: первая освещает перипетии византийско-иран. и армяно-иран. противостояний, вторая затрагивает церковную историю, причем автор стремится, с одной стороны, показать, что Армянская Церковь в течение долгого времени принимала Халкид. Собор и, даже отвергнув его, не раз вступала в союз с Греческой Церковью, а с др.- аргументирует согласие постановлений, принятых в Халкидоне, с 3 предшествующими Всел. Соборами.

Изд.: La Narratio de rebus Armeniae / Éd. crit. et comment. G. Garitte. Louvain, 1952.

Лит.: Thomson R. W. A Bibliography of Classical Armenian Literature to 1500 A. D. Turnhout, 1995. P. 174; Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (в печати. М., 2000) [Библиогр.].

В. А. Арутюнова-Фиданян

АНОНИМ ВАЛЕЗИЯ

АНОНИМ ВАЛЕЗИЯ [лат. Anonymus Valesianus], 2 независимых друг от друга фрагмента 2 исторических сочинений на лат. языке, условно названные по имени 1-го издателя А. Валуа (франц. H. Valois, лат. Valesius), в 1636 г. опубликовавшего их в приложении к тексту «Res Gestae» Аммиана Марцеллина. 1-й фрагмент описывает события 293-337 гг., в частности борьбу имп. Константина Великого с Лицинием, а также историю основания К-поля. Не исключено, что автором мог быть рим. сенатор, возможно современник описываемых событий. 2-й фрагмент описывает период 474-526 гг. и правление остгот. кор. Теодориха (ок. 454-526). Судя по прямо противоположным оценкам деятельности кор. Теодориха в начале (до 518) и в конце этого фрагмента (с § 79), у сочинения могло быть 2 автора, один из к-рых прославлял, а др. осуждал остгот. короля. Оба автора предположительно происходили из Сев. Италии, 1-й опирался на Равеннские анналы и житие св. Северина Евгиппия. А. В.- важный источник для истории отношений Теодориха и Византии, а также Рима и Византии.

Изд.: Veh O. Prokop, II: Gotenkriege. Münch., 1966. S. 1213-1251 [текст, нем. пер., ист. коммент.]; Moreau J., Velkov V. Excerpta Valesiana. Lpz., 1968; König I. Origo Constantini, Anonymus Valesianus. Trier, 1987. Teil 1: Text u. Komment.

Лит.: Patzig E. Über die Quelle des Anonymus Valesii // BZ. 1898. Bd. 7. S. 572-585; Seeck O. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. Stuttg., 19214. Bd. 1. S. 134 f., 156, 163f., 177-184; Ensslin W. Theoderich der Grosse. Münch., 1959; Dagron J. Naissance d'une capitale. P., 1974. P. 26-27; Demougeot G. La formation de l'Europe et les invasions barbares. P., 1979. Vol. 2. P. 798 sq.; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Wiesbaden, 1982. Hbd. 2. S. 243, 286. N 9, 97.

И. С. Чичуров

АНОНИМ ЦЕРКОВНЫЙ

АНОНИМ ЦЕРКОВНЫЙ - условное название соч. «Извлечения из церковной истории» неизвестного автора в VII-VIII вв., повествующего о событиях до 563/64 г. Источниками послужили сочинения Феодора Анагноста, Иоанна Диакриномена и т. н. «Великий хронограф».

Изд.: Cramer J. A. Anecdota Graeca e codd. manuscriptis bibliothecae Parisiensis. Oxonii, 1839. T. 2. P. 87-114; Гръцки извори за българската история. София, 1964. Т. 4. С. 178-179.

И. С. Чичуров

АНОНИМНАЯ ГОМИЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОНИМНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОНИМЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОРЕВОС

АНОРЕВОС [Гонорий; эфиоп. АНОРЕВОС  от лат. Honorius] (XIV в.), эфиоп. св. Уогдский, младший. Ученик св. Зена Маркоса, современник Аноревоса Старшего; также по назначению митр. Яэкоба был благочинным областей Морэт (где проповедовал христианство его учитель) и Уогди. Память его в наст. время чтится только в обл. Уогди. Житие А. не опубликовано, рукописи хранятся в мон-рях Дэбрэ-Либанос и Сет-Амба в обл. Шоа.

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 124, прим. 1; Gerulli E. Gli atti di Zena Marqos. R., 1962. P. 205-206; Zelleke Kenefe-Rigb. Bibliography of the Ethiopic Hagiographical Traditions // J. of Ethiopical Stud. Addis Ababa, 1975. Vol. 13. Fasc. 2. July. P. 64.

С. Б. Чернецов

АНОСИН БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНОСИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ УСПЕНИЕ

АНОСИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ УСПЕНИЕ - см. «Успение».

АНСАН И МАКСИМА

АНСАН И МАКСИМА [Анисан, Анициан; лат. Ansanus, Anicianus], [лат. Maxima] († 304), мученики Сиенские (пам. зап. 1 дек.). Согласно «Страстям св. Ансана» (VI в.), А., происходивший из знатного рим. рода, в возрасте 20 лет обратился в христианство. Во время гонений при имп. Диоклетиане отец донес на него, но после исповедания Христа А. удалось укрыться вместе со своей восприемницей М. в г. Бальнеумрегис (Багнория), а затем в г. Сиена (Италия). Он обратил ко Христу множество людей и получил прозвание Креститель (итал. Battezzattore). А. был схвачен, претерпел мучения за Христа и обезглавлен недалеко от Сиены. На месте мученичества А. жители воздвигли храм в его честь, сохранившийся до наст. времени. Перенесение мощей мученика в собор Сиены, сопровождавшееся чудесами, состоялось в 1170 г.

Ист.: BHL, N 515; CPL, N 2164.

Лит.: Ortolan T. Ansan // DHGE. T. 3. Col. 427.

П. Б. Михайлов

АНСБАЛЬД ПРЮМСКИЙ

АНСБАЛЬД ПРЮМСКИЙ [нем. Ansbald] († 12.07.886), прп. (пам. зап. 12 июля, перенесение мощей 10 марта). Происходил из рода люксембургских князей. Ок. 850 г. принял монашество в бенедиктинском мон-ре Прюм (Айфель, Зап. Германия). В 860 г. стал настоятелем этого мон-ря. А. П. пользовался большим влиянием при дворе восточнофранк. королей. В 882 г. мон-рь Прюм разрушили норманны. При содействии кор. Карла III А. восстановил его.

Лит.: LexMA. Bd. 1. S. 675-676; Tellenbach G. Der Konvent der Reichsabtei Prüm unter Abt Ansbald // Neue Beiträge zur südwestdeutschen Landesgeschichte: Festschrift M. Miller. Stuttg., 1962.

А. С. Небольсин

АНСБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНСГАР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНСЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНСЕЛЬМ

АНСЕЛЬМ (VI в.), свт. (пам. зап. 24 апр.), еп. Бомарцо (Этрурия, Италия). Род. в г. Менца (Тоскана). Обладал даром чудотворений. Во время нашествия готов А. попал в плен к Тотиле, но затем был освобожден. Воины, к-рые его стерегли, были чудесным образом наказаны. Похоронен в ц. св. Марии. Cохранилась фреска XV в., на к-рой А. изображен епископом с короткой бородой.

Ист.: BHL, N 288; ActaSS. Apr. T. 3. P. 318; AnBoll. 1883. T. 2. P. 270-278.

Лит.: Aigrain R. Anselme (2) // DHGE. T. 3. Col. 451.

П. Б. М.

АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ

АНСЕЛЬМ ЛАНСКИЙ [лат. Anselmus Laudunensis] (ок. 1050 - 15.07.1117), католич. богослов и экзегет, возглавлявший (вместе с Рудольфом Ланским) Ланскую школу схоластики. Среди работ этой школы трудно выделить сочинения, к-рые непосредственно принадлежат перу А. Л. От А. Л. сохранился сборник глосс к Свящ. Писанию - «Glossa ordinaria» (к Псалтири и посланиям ап. Павла), а также нек-рые фрагменты, указывающие на то, что А. Л. составил комментарии и на Песнь Песней и Откровения Иоанна Богослова.

Лит.: Lefиvre G. De Anselmo Laudunensi scholastico. Évreux, 1895; Ghellinck J. de. The Sentences of Anselm of Laon and their place in the Codification of theology during the XIIth century // The Irish Theol. Quarterly. 1911. Vol. 7. P. 427-441; Bliemetzrieder F. P. Anselms von Laon systematische Sentenzen. Münster i. W., 1919; Smalley B. The Study of the Bible in the Middle Ages. Oxf., 19522. P. 49-51; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. B., 1957. S. 136-168.

АНСЕЛЬМ ЛУККСКИЙ

АНСЕЛЬМ ЛУККСКИЙ - см. Александр II, папа Римский.

АНТЕМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТЕР

Св. Антер, папа Римский. Гравюра (P. B. Sacchi. «Vitis pontificum». 1626)

Св. Антер, папа Римский. Гравюра (P. B. Sacchi. «Vitis pontificum». 1626)

[лат. Anterus, греч. ̓Αντέρως] († 3.01.236), св. (пам. 5 авг.; пам. зап. 3 янв.), папа Римский (21.11. 235 - 3.01.236), род. в Греции. Преемник св. Понтиана, сосланного имп. Максимином на каторжные рудники на о-в Сардиния. Согласно Liber Pontificalis, А. был вскоре сам осужден и принял мученическую смерть вместе с неким пресв. Максимом за то, что приказал собрать и записать деяния мучеников. Однако эти сведения не подтверждаются др. источниками. А. был погребен в катакомбах св. Каллиста в Риме в папской крипте. На плите, закрывающей его гробницу, сохранился обрывок высеченной греч. надписи - ΑΝΤΕΡΩΣ ΕΠΙ (Антер епи[скоп]; найдена в 1854). В соч. Псевдо-Исидора ему приписывается декреталия, разрешающая епископам переходить с одного престола на другой.

Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 1, N 2. Р. 15; LP. Vol. 1. P. 55; Евсевий. Церк. ист. VI 29; Задворный В. Л. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 96.

Лит.: Rossi G. B. de. Roma sotterranea christiana. R., 1867. T. 2. Р. 55-58, 180-184; Allard P. Histoire des persécutions pendant la première moitié du 3me siècles. P., 1919. Р. 212.

Е. В. Казбекова

АНТИГОН

АНТИГОН [греч. ̓Αντίγονος], мч. (пам. греч. 13, 16 и 17 окт.), время и место кончины неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, А. принял мученическую смерть в огне. В большинстве визант. календарей, в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. P. 68-69), в Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 144) и др. синаксарях (ГИМ. Син. греч. 353. Л. 141об., 1-я пол. XIV в.) память А. отмечается 16 окт. В нек-рых рукописях под 17 окт. вместе с А. упоминаются мученики Лукиан, Терентий, Никодим и Феофан (ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. (Владимир (Филантропов). Описание. С. 521)). Память А. внесена под 13 окт. в греч. печатную Минею (Венеция, 1592), в совр. греч. Минеях по 6-й песни канона утрени помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 126).

В рус. календарях память А. (без жития) встречается под 16 окт. в составе нестишного Пролога, переведенного на Руси в 1-й пол. XII в. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 161). В совр. календаре РПЦ память А. отсутствует.

Лит.: SynCP. Col. 137-138, 144; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 46; ΘΗΕ. Σ. 862.

О. В. Л.

АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ

АНТИГОН II (МАТТАФИЯ) ХАСМОНЕЙ - царь и первосвященник Иудеи (39-37 до Р. Х.). Младший сын иудейского царя Аристовула II, А. вместе с отцом боролся против римлян (63-56 до Р. Х.), был взят в плен и доставлен в Рим Помпеем Великим. В 57 г. до Р. Х. вместе с отцом бежал из Рима (Иуд. древн. XIV 6. 1). Затем жил в изгнании в Аскалоне и столице Итуреи Халкиде Ливанской. После гибели старшего брата Александра оказался единственным наследником династии Хасмонеев (Иуд. древн. XIV 7. 4). В 47 г. до Р. Х. безуспешно обращался к Цезарю с просьбой о содействии в получении иудейского престола (Иуд. древн. XIV 8. 4). В 42 г. до Р. Х. А. с помощью Мариона, правителя г. Тира, и своего зятя Птолемея Меннея (85-40 до Р. Х.), правителя Итуреи, пытался захватить власть в Иудее, но был разбит Иродом Великим и вновь отступил в Халкиду Ливанскую (Иуд. древн. XIV 12. 1). Парфянское вторжение в Палестину в ходе войны с Римом (40 до Р. Х.) позволило А., перешедшему на сторону парфян и пообещавшему им богатое вознаграждение, овладеть с их помощью Иудеей. Захватив Иерусалим и низложив там первосвященника Гиркана и этнарха Фасаила, парфяне утвердили А. царем и первосвященником Иудеи (39 до Р. Х.) (Иуд. древн. XIV 13. 3-10). Опасаясь, что народ попытается вернуть царскую власть Гиркану, он приказал отрубить ему уши, лишив его тем самым права носить сан первосвященника. Фасаил, не желая подвергнуться позорной казни, покончил жизнь самоубийством, а его брат Ирод с семьей сумел бежать из Иерусалима сначала в Египет, затем в Рим, где с помощью протекции Марка Антония был провозглашен на заседании сената царем Иудеи (Иуд. древн. XIV 13. 7-14. 5). А. же был объявлен врагом Рима. Продолжение войны с римлянами и царем Иродом после ухода парфян оказалось для него непосильным. В 37 г. до Р. Х. Иерусалим был взят после продолжительной осады и разгромлен объединенным войском Ирода и римлян под командованием Соссия, а сам А. схвачен и доставлен к Марку Антонию, рим. правителю Востока. Опасаясь, что царское происхождение А. может стать причиной его оправдания рим. сенатом, Ирод при помощи богатых даров уговорил Марка Антония казнить своего соперника (Иуд. древн. XIV 16. 1-4). Со смертью А. прервалась династия Хасмонеев (165-37 до Р. Х.).

Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998.

А. А. Немировский

АНТИГУА И БАРБУДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИДИЙ

АНТИДИЙ [лат. Antidius] († ок. 411), сщмч. (пам. зап. 17 и 25 июня), архиеп. Безансонский. Происходил из знатного секванского рода, обращенного в христианство, ученик св. Фронима. Перед избранием на епископскую кафедру был клириком в храме св. Стефана в Безансоне, отличался благочестием. Прославился тем, что чудесным образом умножил запасы хлеба в осажденном варварами городе. А. был захвачен вождем вандалов Хроком, ярым гонителем христиан; отказавшись отречься от веры, А. принял мученическую кончину в г. Рюффек (Центр. Франция). В 1042 или 1044 г. его мощи были перенесены в безансонский храм св. Павла (обретены в 1360).

Лит.: Fournier P. Antidius (1) // DHGE. T. 3. Col. 544-545.

П. Б. М.

АНТИДОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНТИЛЕГОМЕНА

АНТИЛЕГОМЕНА [греч. ἀντιλεγόμενα - спорные], термин, возникший в процессе формирования канона новозаветных книг в IV в. и обозначающий оспариваемые (лат. dubia) книги. Введен Евсевием Кесарийским (Церк. ист. 3. 25). К книгам НЗ, подлинность к-рых еще не была всеми признана, он, в частности, относил Иак, 2 Петр, 2 и 3 Иоан, Иуд. Т. о. Евсевий отделил спорные в его время книги от несомненно подлинных (греч. ὁμολογούμενα - общепризнанные) и противопоставил их книгам, признанным подложными (греч. νόθα, лат. spuria), к числу к-рых им были отнесены Деяния Павла, Пастырь Ерма, Апокалипсис Петра, Послание Варнавы и др. (см. Апокрифы новозаветные).

Лит.: Metzger B. M. The Canon of the New Testament: Its Origin, Development and Significance. Oxf., 1987 (рус. пер.: Мецгер Б. Канон Нового Завета. М., 1998).

Прот. Михаил Дронов

АНТИЛИАС

АНТИЛИАС - см. Киликийский Католикосат.

АНТИЛИВАН

АНТИЛИВАН [греч. ̓Αντιλίβανον - лежащий напротив Ливана; совр. араб. Джебель-эш-Шарки], платообразный горный массив в совр. Сирии и Ливане; протяженность ок. 150 км, высота до 2814 м (гора Эш-Шейх в массиве Хермон). А. сложен гл. обр. из известняков и песчаников. Растительность преимущественно полупустынная, на зап. склонах и в долинах местами встречаются рощи вечнозеленых ливанских кедров. А. обрывается на западе в сторону впадины Бекаa и поднимается ступенями на восток.

В Библии А. упоминается только в неканонической кн. Иудифь, в рассказе о войне ассир. царя Навуходоносора против мидийского царя Арфаксада: царь отправил послов «ко всем живущем в Киликии и Дамаске, Ливане и Антиливане» (Иудифь 1. 7). Синодальный перевод соответствует Септуагинте (за исключением 1-й редакции Синайского кодекса). В др. древних переводах этого места есть разногласия. В Вульгате А. не упомянут. В Пешитте вместо А. стоит слово (сир.) АНТИЛИВАН  - между ними, т. е. между Дамаском и Ливаном, где и располагается А. В остальных случаях упоминается его сев. вершина - Амана (Песнь 4. 8) и юж. отрог - Ермон (1 Пар 5. 23).

Лит.: Библейская энциклопедия / Сост. архим. Никифор (Бажанов). М., 1891; Abdul-Salam A. Morphologische Studien in der Syrischen Wüste und dem Antilibanon. B., 1966; Perkins L. J. Antilebanon // ABD. Vol. 1. Р. 262.

Д. В. Зайцев

Предыдущая страница Следующая страница