Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 7, "АГР"-"АДИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 7, "АГР"-"АДИ")

АГРИКОЛА

Агри́кола [лат. Agricola - земледелец], мч. Паннонский (пам. зап. 3 нояб.). Время и обстоятельства жизни и мученичества этого святого, пострадавшего в древней Паннонии (совр. Венгрия), неизвестны, но имя его присутствует во всех древних мартирологах.

Ист.: Mart Hieron. P. 139.

Лит.: Van Hoof G. De sancto Agricola martyre // ActaSS. Nov. T. 1. P. 604-605; Salaville S. Agricola (1) // DHGE. T. 1. Col. 1019-1020.

А. И. Макаров

АГРИКОЛА СУАСОНСКИЙ

Агри́кола Суасонский († ок. 532), св. (пам. зап. 20 окт.). Священник в г. Свессиона (совр. Суасон, Сев. Франция), возможно племянник св. Ремигия Реймсского. Похоронен на кладбище св. Феклы; позднее его мощи покоились в кафедральном соборе Суасона, в 1567 г. сожжены кальвинистами.

Ист.: ActaSS. Oct. T. 8. P. 885-887.

Лит.: Rouziès U. Agricole (1) // DHGE. T. 1. Col. 1028.

А. И. Макаров

АГРИПНИЯ

АГРИПНИЯ [греч. ἀγρυπνία, ἀγρύπνια - бдение] - см. Всенощное бдение.

АГРИППА

АГРИППА - мч. (пам. греч. 18 февр.) - см. Агапит Синадский.

АГРИППА I ИРОД

АГРИППА I ИРОД [греч. ̓Αγρίππας ῾Ηρῴδης] (10 до Р. Х.- 44 по Р. Х.), правитель Иудеи (41-44 по Р. Х.), внук Ирода Великого, сын Аристовула, казненного самим Иродом Великим, и Мариамны, последней представительницы династии Хасмонеев. После казни отца в 7 г. до Р. Х. А. И. вместе с матерью был отправлен в Рим, где провел детство с членами имп. дома - буд. имп. Клавдием и Друзом, братом имп. Тиберия, затем был на рим. службе. В молодости А. И. дружил с Гаем Калигулой - наследником Тиберия. К 23 г. по Р. Х. А. И. погряз в долгах и был вынужден покинуть Рим. В 23-36 гг. по Р. Х. А. И. проживал в Тивериаде у своего дяди Антипы Ирода, затем возвратился в Рим. Когда в 37 г. по Р. Х. воцарился имп. Гай Калигула, А. И. получил от него титул царя, должность претора и во владение бывш. тетрархию Ирода Филиппа в Юж. Сирии (после смерти последнего в 34 г. по Р. Х. находившуюся в составе рим. пров. Сирия). В 39 г. по Р. Х., по смещении Ирода Антипы, А. И. досталась и его тетрархия (Галилея и Перея). Пользуясь дружбой с Калигулой, А. И. смог уговорить его отменить ранее отданный приказ о помещении имп. статуи в иерусалимский храм (Филон Александрийский. О посольстве к Гаю. 35-36). В 38 г. по Р. Х. А. И. посетил Александрию, где успешно ходатайствовал перед рим. префектом Египта за александрийских евреев (Филон Александрийский. Против Флакка. Гл. 5). Новый рим. имп. Клавдий в 41 г. по Р. Х. передал А. И. бывш. тетрархию Архелая (Самария, Иудея и Идумея, с 6 г. по Р. Х. находившуюся под управлением рим. прокураторов) и никогда ранее не принадлежавшую Иудее Авилинею в Сирии. Т. о., А. И. соединил под своей властью почти всю державу Ирода Великого и к концу правления вызывал своим могуществом опасения у рим. властей. А. И. тщательно соблюдал Закон Моисея и преследовал христиан, казнил ап. Иакова и арестовал ап. Петра (Деян 12. 2-3). По причине этих гонений ап. Павел смог вернуться в Иерусалим лишь после смерти А. И., в 44 г. по Р. Х. (Деян 20-21). Скончался А. И. в возрасте 54 лет. Он имел троих детей: сына Агриппу II и дочерей Веренику и Друзиллу.

Ист.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. XIX; Иуд. война. II; Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. М.; Иерусалим, 1994. С. 5-112. (Б-ка Флавиана; Вып. 3).

Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Braund D. C. Rome and the Friendly King. N. Y., 1984; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998.

А. А. Немировский

АГРИППА II ИРОД

Агриппа II Ирод. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)

Агриппа II Ирод. Раскрашенная гравюра. (Schedel H. Liber chronicarum. 1493)

[греч. ̓Αγρίππας ῾Ηρῴδης] (27 по Р. Х.- 92 по Р. Х.), последний иудейский правитель (53-92 по Р. Х.), сын Агриппы I Ирода и Кипры. После смерти Агриппы I (44 по Р. Х.) имп. Клавдий под предлогом юности А. И. передал его владения в управление рим. прокураторам (Иосиф Фл. Иуд. древн. XIX 9, 1-2). Однако в 48 г. по Р. Х. Клавдий назначил А. И. царем Халкиды Ливанской, расположенной к северу и северо-востоку от Иудеи, и вменил ему в обязанность надзор над иерусалимским храмом (вместе с правом назначения первосвященников, к-рым А. И. обладал до 66 по Р. Х.), в 53 г. по Р. Х. с титулом царя перевел его править Авилинеей и Итуреей - бывш. тетрархией Ирода Филиппа в Юж. Сирии (Там же. XX 7. 1). В 61 г. по Р. Х. преемник Клавдия имп. Нерон отдал А. И. часть бывш. тетрархии Антипы Ирода (а именно Тивериаду и юг Переи) (Там же. XX 8. 4). В знак благодарности А. И. изменил название своей столицы Кесарии Филипповой на Нерониаду (Там же. XX 9, 4). В том же году А. И. вместе с прокуратором Порцием Фестом встретился в Кесарии с ап. Павлом, содержавшимся там в заключении. Проповедь апостола произвела большое впечатление на А. И., предложившего отправить его на суд императора, что и было исполнено (Деян 25. 13-26, 32). Летом 66 г. по Р. Х. А. И. безуспешно пытался предотвратить восстание жителей Иерусалима против римлян (Иосиф Фл. Иуд. война. II 16. 3-4), охватившее вскоре и часть его собственных владений (р-н Генисаретского оз. и Перею). Осенью 66 г. по Р. Х. А. И. принимал участие в неудачном карательном походе рим. полководца Цестия Галла против восставших (Там же. II 19. 2-3), в 67 г. по Р. Х. безуспешно осаждал восставшую крепость Гамалу (Там же. IV 1. 1-3), впосл. возвращенную ему (как и Тивериада) новым рим. командующим Флавием Веспасианом. Заручившись дружбой с Веспасианом и его сыном и преемником Титом (любовницей к-рого была сестра А. И. Вереника) и проявив себя как верный союзник Рима, А. И. удержал власть при новой рим. династии Флавиев. Умер бездетным, после его смерти владения перешли в прямое управление Рима.

Ист.: Иосиф Флавий. Иуд. древн. XIX-XX; Иуд. война. II-IV.

Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998.

А. А. Немировский

АГРИППА КАСТОР

АГРИППА КАСТОР [греч. ̓Αγρίππας Κάστωρ], христ. писатель-полемист эпохи правления имп. Адриана (117-138), первым выступивший против гностического учения Василида. Несохранившееся сочинение А. К. представляло собой, по словам Евсевия Кесарийского, называющего его «знаменитейшим автором» (Церк. ист. IV 7. 6), «уничтожающее изобличение и опровержение» 24 книг толкований, составленных Василидом на Евангелие. Из кратких сообщений Евсевия и блж. Иеронима (De vir. ill. 21) неясно, каким именно образом А. К. критиковал знаменитого гностика. Согласно Клименту Александрийскому (Строматы. VII 17), Василид в стремлении обосновать преемственную связь своих идей с проповедью Христа утверждал, что придерживается учения ап. Матфия, и называл своим наставником некоего Главкия, переводчика ап.

Петра. Вполне возможно, что А. К. сделал акцент на опровержении этих притязаний, демонстрируя несовместимость доктрины Василида с христианством. Согласно Евсевию, он уличил Василида в том, что тот выдумал несуществующих пророков Варкавву, Варкофа и др., «чьи варварские имена призваны поражать легковерных». А. К. обвинил Василида в допущении вкушения идоложертвенного во время гонений - этот тезис вытекает из взглядов Василида в изложении свт. Иринея Лионского (Против ересей. I 24): согласно им, вместо Христа был распят простой человек, ради к-рого нелепо терпеть мученичество. Нелепым он называет и «пифагорейское» требование пятилетнего молчания для желавших присоединиться к секте Василида. По блж. Иерониму, А. К. утверждал, что в качестве верховного бога Василид почитал абрасакс (что указывает на позднюю стадию Василидова учения, подвергшегося влиянию идей Валентина). Блж. Феодорит Кирский (Haer. fab. comp. I 4) передает, что А. К. опроверг также учение сына Василида Исидора, аргументы против к-рого остаются неизвестными.

Лит.: Иванцов-Платонов А. М. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1. С. 18-44: Обозрение источников для истории древнейших сект; Болотов. Лекции. Т. 2. С. 202-204; Bareille G. Agrippa Castor // DTC. T. 1; Grant R. M. Gnostic Origins and the Basilidians of Irenaeus // VChr. 1959. T. 13.

О. П. Смирнова

АГРИППА НЕТТЕСГЕЙМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГРИППАН

АГРИППАН [лат. Agrippanus, франц. Agrève] (VII в.), мч. (пам. зап. 1 февр.), еп. Пюи. Род. в Испании в знатной семье. В юности, когда родители собирались его женить, бежал в Рим, где папа Мартин I (649-655), отметив его способности и добродетельную жизнь, посвятил А. во епископский сан и отправил в Галлию, на кафедру Веле в пров. Пюи (Франция). А. нашел свою епархию погрязшей в язычестве и арианстве. После многих трудов по обращению народа в правую веру он отправился в Рим, где отчитался в своих успехах. На обратном пути А. остановился в Шиньяке (совр. Сент-Агрев), чтобы обратить в христианство идолопоклонников, но был схвачен и по прошествии 3 дней обезглавлен вместе с Урсицином, его спутником. Их мощи покоились в Нотр-Дам-дю-Пюи вплоть до революции 1789 г., когда они были осквернены и уничтожены.

Ист.: ActaSS. Febr. T. 1. P. 204-205.

Лит.: Surrel de Saint-Julien H. de. Les évêques du Puy et la collation des bénéfices de ce diocèse. R., 1897. P. 10; DHGE. T. 1. Col. 1016-1017.

П. Б. М.

АГРИППИН

АГРИППИН [лат. Agrippinus] († ок. 540), свт. (пам. зап. 1 янв., 9 июля). Был рукоположен во диакона и пресвитера свт. Германом, еп. Парижским; впосл. 18-й епископ г. Августодун (совр. Отён, Центр. Франция). В 533 и 538 гг. присутствовал на II и III Орлеанских Соборах. Его память встречается в мартирологе Иеронима (редакция кон. VI в.).

Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 178; Falconnet M. Agrippin (2) // DHGE. T. 1. Col. 1037.

АГРИППИН, СЕКУНД, МАКСИМ, ФОРТУНАТ И МАРЦИАЛ

АГРИППИН, СЕКУНД, МАКСИМ, ФОРТУНАТ И МАРЦИАЛ - мученики Сирмийские (пам. зап. 15 июля); упоминается в мартирологе Иеронима, пострадали в г. Сирмий в Паннонии (совр. Сремска-Митровица, Сербия), время их жизни неизвестно.

Ист.: ActaSS. Jul. T. 4. P. 28; Mart Hieron. P. 91.

Лит.: Rouziès U. Agrippinus (1) // DHGE. T. 1. Col. 1039.

АГРИППИНА Ивановна Лесина

Ивановна Лесина (6.07.1897, с. Беляево Белёвского у. Тульской губ. - 8.01.1938, Тульская обл.), мц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), послушница. С 1913 г. (по другим данным с 1914 г.) А. была послушницей Крестовоздвиженского мон-ря в г. Белёве; после закрытия обители работала швеёй в артели «Красный производственник». 16 дек. 1937 г. по групповому делу епископа Никиты (Прибыткова) был арестован прмч. архим. Исаакий (Бобриков), а вместе с ним и А. Она обвинялась в «контрреволюционной деятельности» и в том, что состояла в «подпольном монастыре». По приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. А. была расстреляна. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г.

Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953.

Лит.: Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 112.

АГСАВАЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГУР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АГУСТОНИ

АГУСТОНИ [итал. Agustoni] Джильберто (род. 26.07.1922, Базель, Швейцария), кард. католич. Церкви. Принял сан священника в 1946 г., с 1987 г. архиепископ. Служебная карьера связана с работой в Римской курии, где он находился в течение многих лет на ответственных постах: секретаря Конгрегации по делам духовенства (Congregatio pro Clericis), консультанта Конгрегаций богослужения и таинств (Congregatio de Cultu Divino et Disciplina Sacramentorum), по делам духовенства, по делам епископов (Congregatio pro Episcopis); Папского совета по делам мирян (Pontificium Consilium pro Laicis); был членом Апостольского пенитенциария, судьей Rota Romana и др. 26 нояб. 1994 г. возведен папой Иоанном Павлом II в кардинальское достоинство. Тогда же назначен префектом Верховного суда апостольской сигнатуры (Supremum Tribunal Signaturae Apostolicae) и находился на этом посту до 1998 г. Член Конгрегации по делам епископов, конгрегации католич. образования, Папского совета по толкованию законодательных текстов.

Лит.: Annuario pontificio, 1998. Città del Vaticano, 1998. p. 35; La Documentation Catholique. P.,1995. 1 jan. p. 25.

Н. Н. Поташинская

АД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДAMA

Адама́ [евр. АДAMA , АДAMA  - земля, почва], укрепленный город в границах колена Неффалима (Нав 19. 36). Точное местоположение А. было неизвестно уже в древности, и это нашло отражение в переводе его названия в рукописях LXX (Bатиканский кодекс - Αρμαιθ; Aлександрийский - Αδαμι). А. не должна идентифицироваться ни с г. Адамой (евр. АДAMA ) около Цартана, на зап. стороне долины р. Иордан (Нав 3. 16), ни с Aдами-Некевом (Нав 19. 33). В XIX в. А. отождествлялась с Рас-эль-Амаром (Солярский. С. 42) к северу от Сафеда или с араб. Эд-Дамие (BDB. P. 10). Исследователи XX в. предполагают местоположение А. около совр. Карн-Хаттина, в 7 км к западу от Генисаретского оз. (Aharoni), или на неопознанной местности, в 7 км севернее Капернаума (Rogerson). А. также отождествляется с совр. Хаджар-эд-Дамм, в 4 км на северо-запад от устья р. Иордан (Lexikon zur Bibel. С. 14).

Лит: Солярский П. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1879; Aharoni Y. The Land of the Bible. Phil., 19793 . P. 429; Rogerson J. Atlas of the Bible. N. Y., 1985. P. 129; Lexikon zur Bibel. Paderborn, 1994 (рус. пер.: Библейская энциклопедия Брокгауза. М., 1999); Fretz M. J. Adamah // ABD. Vol. 1.

АДА

АДА [лат. Ada, сокр. от древневерхненем. Adelheid - благородная] († кон. VII в.), прп. (пам. зап. 4 мая, 28 июля или 4 дек.). Монахиня из мон-ря св. Марии в Суассоне (Сев. Франция), затем настоятельница бенедиктинского мон-ря св. Юлиана близ Ле Мана (Зап. Франция).

А. С. Н.

АДАВКТ ФРИГИЙСКИЙ

АДАВКТ ФРИГИЙСКИЙ [лат. Adauctus - приумноженный], мч. (пам. 4 окт.) - см. Давикт.

АДАЛЬБЕРТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАЛЬВИН

АДАЛЬВИН [лат. Adalvinus, Adelvinus, Alvinus], архиеп. Зальцбургский (859-14.05.873), один из организаторов ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского, и участник суда над ним франк. епископов в 870 г. Одной из главных причин неприязни А. к свт. Мефодию помимо общего для франк. епископов отрицательного отношения к богослужению на слав. языке явилось воссоздание по инициативе папы Адриана II в 869 г. Сирмийской архиепископии (см. Сремская епархия), во главе к-рой был поставлен свт. Мефодий, в результате чего Зальцбург лишился церковной власти над Паннонией (Блатненским княжеством). На суде А. обвинял Мефодия в незаконной деятельности на территории чужого диоцеза. Для обоснования прав Зальцбургской архиепископии на Н. Паннонию ок. 871 г. в окружении А. был написан трактат «Conversio Bagoariorum et Carantanorum» (Обращение баварцев и карантанцев) - важный источник по истории христианизации слав. народов и кирилло-мефодиевской миссии. Неканонические действия франк. епископов во главе с А. по отношению к архиеп. Мефодию вызвали резкое осуждение папы Иоанна VIII, к-рый в 873 г. под угрозой церковного отлучения для организаторов суда добился освобождения свт. Мефодия и его возвращения на кафедру. Житие свт. Мефодия (885) сообщает о безвременной смерти 4 не названных по имени франк. епископов - участников беззаконного судилища, рассматривая ее как небесную кару за злодеяние. Одним из них, судя по дате смерти, следует считать А.

Лит.: Sakač St. Bemerkungen zum Methodius-Process in Bayern, 870 // OCP. 1954. Vol. 20. P. 175-180; Burr V. Anmerkungen zum Konflikt zwischen Methodius und den bayerischen Bischöfen // Cyrillo-Methodiana. Köln; Graz, 1964. S. 39-56; Сказания о начале славянской письменности / Вступ. ст., пер. и коммент. Б. Н. Флори. М., 1981. С. 155-159.

А. А. Турилов

АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ

АДАЛЬГАР КОРВЕЙСКИЙ [древневерхненем. Adalgar, Adalger - благородный воин] († 909), свт. (пам. зап. 9 мая). Монах мон-ря Корвей Новый на р. Везер (Германия); с 888 г. архиепископ Бременский и Гамбургский. Добился независимости своего архиеп-ства от Кёльнской кафедры.

Лит.: May O. H. Regesten der Erzb. von Bremen. Hannover, 1928-1937.

А. С. Н.

АДАЛЬГАРД

АДАЛЬГАРД [Адалард, Аделяр; древневерхненем. Adalhard, Adelhard, Edelhard, Alhard - благородный и сильный] (ок. 751-2.01.826), прп. Корбийский (пам. зап. 2 янв.). Двоюродный брат и сотрудник Карла Великого (768-814), возглавлял дворцовое ведомство. С 770 г. монах мон-ря бенедиктинцев Корби близ Амьена (Сев. Франция), затем в Монте-Кассино (Центр. Италия); с 780 г. настоятель Корби. С 796 г. первый министр при дворе кор. Пипина Италийского; при имп. Людовике Благочестивом в результате политических интриг сослан в мон-рь Пармутье на о-ве Эри в устье Луары (814-821). В 822 г. возвратился из ссылки и вместе со своим братом Валой основал на р. Везер (Германия) муж. мон-рь Корвей Новый; для своей сестры Теодаты учредил обитель Херфорд в Вестфалии (Германия). Прославился как строгий подвижник, принимал активное участие в церковной и политической жизни Каролингской империи; современники сравнивали его с блж. Августином, св. Антонием Великим и прор. Иеремией. Почитался как покровитель садовников, целитель от лихорадки и тифа.

Лит.: Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Vorzeit und Karolinger / Hrsg. v. W. Levison, H. Löwe. Weimar, 1952-1957. Heft 2. S. 210, 219, 235.

А. С. Небольсин

АДАЛЬГОТТ ДИЗЕНТИССКИЙ

АДАЛЬГОТТ ДИЗЕНТИССКИЙ [древневерхненем. Adalgott, Adelgötz - облагороженный Богом] († 26.10.1031), прп. (пам. зап. 26 окт.); первоначально монах мон-ря Эйнзидельн (совр. Швейцария), ок. 1000-1012 гг. настоятель мон-ря Дизентис. Сторонник строгой монашеской жизни.

Лит.: M üller

I. Disentiser Klostergeschichte. Einsiedeln, 1942. Bd. 1.

АДАМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМ БРЕМЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМ ЗЕРНИКАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ

АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ [лат. Adam S. Victoriensis, фр. Adam de Saint-Victor] (Ɨ 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, родом из Бретани; монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем, ученик Гуго Сен-Викторского. А. С.-В. снискал славу самого значительного автора духовных секвенций в XII в. Подлинные рукописи секвенций не сохранились, об авторстве А. С.-В. можно судить только на основании позднейших свидетельств средневек. и ренессансных авторов (напр., Вильгельма из Сен-Ло (St. Lô), Ɨ 1349), а также исходя из стилистики произведений. Тексты секвенций, идентифицированные как сочинения А. С.-В., написаны ясным, чистым языком с использованием легких рифм. Автор искусно применяет библейские метафоры и традиц. христ. символы. Секвенции А. С.-В., хотя и называются по-латыни «прозами» (prosae), имеют стихотворную форму, большая их часть построена из стихов, состоящих из 3 строк (8+8+7 слогов (всего в секвенции может быть от 35 до 88 строк)): Écce díes tríumphális / Gáude túrma spìritális / spìritáli gáudio (Ныне день настал победный / Веселися, полк духовный / Радостью духовною).

Др. известной секвенцией А. С.-В. считается «Láudes Сrúcis áttollámus» (Достоинства Креста да восхвалим), хотя в лит-ре высказывались сомнения относительно его авторства (C. Blume, H. M. Bannister). Мелодии секвенций скорее всего не принадлежат А. С.-В., а были заимствованы им из более древнего песенного репертуара. Секвенции А. С.-В. были одобрены папой Иннокентием III на Латеранском IV Соборе (1215). Богословские взгляды А. С.-В., судя по сочиненной им самому себе стихотворной эпитафии «Наследник греха» (Haeres peccati // PL. 196. Сol. 1422), находились в русле традиции августинизма. Средневек. рукописная традиция приписывает А. С.-В. также значительное количество прозаических риторических сочинений XII в.

Изд.: PL. 196. Col. 1423-1534 [тексты 36 секвенций]; Analecta hymnica medii aevi / Hrsg. von C. Blume u. H. M. Bannister. Lpz., 1915. Vol. 54; 1922. Vol. 55; Gautier L. Œuvres poétiques d'Adam de St.-Victor. P., 1858, 18943; Aubrey P., Misset F. Les proses d'Adam de St.-Victor. P., 1900 [тексты и музыка]; Wellner F. Adam von St. Victor: Sämtliche Sequenzen. W., 1937, 19552; Пасхальная песнь, На праздник Святой Троицы, О святых апостолах, О святом Стефане первомученике / Пер. С. С. Аверинцева // ПСЛЛ, X-XII вв. С. 315-318.

Лит.: Schöverffy J. Die Annalen der lateinischen Hymnendichtung. B., 1965. Bd. 2. S. 103-121; Janson T. Prose Rhythm in Medieval Latin from the 9th to the 13th Century. Stockholm, 1975; Grocker R. L. Adam of St. Victor // NGDMM. Vol. 1. P. 100.

С. Н. Лебедев, О. С. Воскобойников

АДАМ ФУЛЬДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМАНТИЙ

АДАМАНТИЙ [греч. ̓Αδαμάντιος], христ. полемист IV в., от лица к-рого написан «Диалог об истинной вере в Бога» в 5 книгах (Περὶ τῆς εἰς Θεὸν ὀρθῆς πίστεως), сохранившийся в греч. оригинале и лат. переводе Руфина. В «Диалоге» ведется полемика с приверженцами гностических учений Маркиона, Вардесана и Валентина. Авторство трактата приписывалось Оригену, однако использование в нем посленикейской тринитарной терминологии, а также творений Мефодия Олимпийского, противника Оригена, делает эту атрибуцию невозможной. Вероятно, «Диалог» был создан в 1-й пол. IV в.

Изд.: Die griechischen christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte / Hrsg. W.-H. Van de Sande Bakhuysen. Lpz., 1901. Bd. 4; PG. 11. Сol. 1714-1883.

Лит.: Altaner. Patrologie. S. 180; Quasten. Patrology. 1953. Vol. 2. P. 146 sq.; Quasten J. Initiation aux Pères de l'Église. P., 1966. Vol. 2. P. 174.

А. В. Кузнецов

АДАМЕНКО

Василий, свящ.- см. Феофан (Адаменко), иером.

АДАМИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДАМИТЫ

АДАМИТЫ [адамиане; греч. ἀδαμῖται (Theod.), ἀδαμιανοί (Epiph., Io. Dam.), лат. adamiani (August.)], секта, возникшая, вероятно, в кон. II в. по Р. Х. в Сев. Африке. Основу вероучения А. составляло убеждение в необходимости восстановления догреховной невинности Адама во всех аспектах, включая наготу и отсутствие связанного с ней стыда. Св. Епифаний (Haer. 52), блж. Августин (Haer. 31), Иоанн Дамаскин (De haer. 52) упоминают секту А. и описывают их обычаи. А. именовали свою церковь раем, отрицали брак как чуждый райской жизни и обнажались во время богослужения, что, по-видимому, составляло основную часть их культа. Секта была немногочисленна. Существуют различные объяснения происхождения А. Предполагается, что А. явились ответвлением гностической секты Карпократа, исповедовавшей чувственный мистицизм и полную свободу от нравственных законов. Такого взгляда придерживался блж. Феодорит (Haer. Fab. I 6). Он отождествлял А. с безнравственными сектами, чьи обычаи были описаны Климентом Александрийским (Strom. III 2). Другие, напротив, рассматривали А. как заблуждавшихся аскетов, стремившихся искоренить плотские похоти посредством возвращения к простым нравам и воздержания от брака.

Сходные с описанными секты неоднократно появлялись в Европе и в более поздние времена. В XIII в. в Нидерландах возникла секта «братьев и сестер Свободного Духа», придерживавшаяся адамитских воззрений. Адамитство было вновь возрождено в XIV в. бегардами (см. Бегинки) в Германии. На непродолжительное время эта секта возродилась в Богемии после 1781 г.

В. В. Шмалий

АДАМНАН

АДАМНАН [лат. Adamnanus, ирл. Adamnán, Adomnán] (ок. 624-704), св. (пам. зап. 23 сент.), 9-й аббат мон-ря св. Ионы (с 679), один из потомков клана основателя мон-ря св. Колумбы в Ирландии. Во время своего визита в Нортумбрию (685, Сев. Англия) в поисках захваченных пиратами соплеменников А. посетил мон-рь Ярроу-Вермоут и принял рим. пасхалию, но попытка заменить ею кельт. метод расчета в собственном мон-ре окончилась неудачно. В 697 г. на собрании мирян и духовенства в Бирре был принят т. н. Закон Адамнана (Cáin Adomnáin), по к-рому смягчалось наказание за провинности женщинам и детям, а возмещение за ущерб, нанесенный им, уравнивалось с возмещением за ущерб клирикам. Его перу принадлежит одно из самых ранних агиографических сочинений Ирландии - «Житие св. Колумбы», составленное под влиянием житий святых Антония и Мартина и «Диалогов» св. Григория Великого. На основе рассказов галльского еп. Аркульфа, посетившего Палестину, А. написал трактат «О святых местах». Сведения об А. сохранились в ирл. анналах и в «Церковной истории» св. Беды Достопочтенного (Vol. 15-17, 21). Житие А. составлено на ирл. языке между 956 и 964 гг., культ распространен на территории Ирландии и Шотландии.

Лит: PL. 138. P. 723-816; Meyer K. Cáin Adamnáin. Oxf., 1905; Brüning G. Adamnans Vita Columbae und ihre Ableitungen // Zschr. f. Celtische Philologie. 1916/1917. Bd. 11. S. 213-304; Meehan D. Adamnan's De locis sanctis. Dublin, 1958; Anderson A. O., Anderson M. O. Adomnan's Life of Columba. Edinburgh, 1961; Picard J.-M. The Purpose of Adomnán's Vita Columbae // Peritia. 1982. T. 1. P. 160-177; Herbert M., Riain P. Betha Adamnáin: The Irish Life of Adamnán. Cork, 1988.

А. С. Попенсков

АДАНА

А́дана [греч. ̀ρδβλθυοτεΑδανα, арм. Ադաճա, тур. Adana], город в киликийской долине, на р. Сейхан (древнее название - Сар), центр одноименного вилайета в Турции. Впервые упоминается в «Анабасисе» Ксенофонта; происхождение названия неясно. При сир. царе Антиохе IV (175-164 до Р. Х.) город, называвшийся Антиохией-на-Саре, достиг процветания. В рим. и визант. эпоху являлся одним из пограничных центров Киликии. Входил в состав Антиохийского Патриархата; среди кафедр, подчиненных митрополии Тарса, епископия А. числилась на 5-м месте. После периодов араб. и сельджукского владычества А. оказывается во владениях основателя арм. династии Гетумидов кн. Ошина. В 1097 г. город занят крестоносцами; в 1130-1132 гг. отвоеван Левоном I; в XII-XIV вв.- в составе Киликийского армянского царства. В А. проходили Соборы Армянской Церкви 1303 и 1316 гг., на последнем была провозглашена уния с католич. Церковью (решение не было реализовано). В XIV в. А. была захвачена мамлюками, в нач. XVI в. вошла в состав Османской империи. В наст. время 4-й по величине город Турции (население - 916 тыс., 1990). Среди сохранившихся памятников А.- построенный в античную эпоху 22-пролетный мост на р. Сейхан (перестраивался при имп. Юстиниане I (527-565), затем в 743 и 840); в XIII-XIV вв. возведены царский дворец, церкви Сурб Аствацацин (Богородицы), Сурб Минас, Сурб Степанос и др. В коллекции местного музея хранятся произведения античного и средневек. искусства из раскопок в Киликии (саркофаги, мозаики, серебряный исаврийский реликварий ок. 400 г. и др.).

А. Ю. Казарян

АДАР

АДАР - месяц - см. Календарь.

АДАРНАСЕ II

Ардана́се царь Иверии - см. Ишканская кафедра Грузинской Православной Церкви.

АДВАЙТА-ВЕДАНТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДВЕНТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДВЕНТИСТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДВОКАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДДАЙ

АДДАЙ [сир. АДДАЙ ], в сир. традиции один из 72 апостолов, посланный после Вознесения Иисуса Христа в Эдессу, столицу гос-ва Осроена, для исцеления царя Авгаря и проповеди в его стране. Согласно сир. памятнику кон. IV - нач. V в., известному под названием «Учение Аддая апостола», А., посланный ап. Фомой, посвятил во епископа Эдессы своего ученика Аггая, а во пресвитера - следующего предстоятеля Эдесской Церкви Палута (в действительности еп. Палут жил в нач. III в.). Композиционное построение «Учения» напоминает Евангелия: сначала подробно излагается проповедь А. народу, затем - ученикам. История обращения Осроены в христианство изложена также у Евсевия Кесарийского (Церк. ист. I 13; II 1, 6-7), к-рый пользовался документами из архива Эдессы. Однако при переводе рассказа с сир. на греч. язык произошла замена имени апостола: вместо А. у Евсевия фигурирует «Фаддей (Θαδδαῖος), один из 70-ти». Поскольку превращение одного имени в др. не может быть объяснено ни ошибочным прочтением сир. текста, ни непривычностью имени А., вероятнее всего предположить, что отождествление А. сир. источника с известным из Евангелий Фаддеем (одним из 12 апостолов.- Мф 10. 3; Мк 3. 18) было сделано Евсевием осознанно, для придания большего авторитета свидетельству о Крещении Эдессы. Вслед за ним, начиная с комментария блж. Иеронима на Евангелие от Матфея, утверждается мнение, что А. и Фаддей - одно и то же лицо. Именем А. названа одна из литургий вост. сир. обряда (см. Литургия апостолов А. и Мари).

Ист.: Phillips G. The Doctrine of Addai, the Apostle. L., 1876; Мещерская Е. Н. Легенда об Авгаре - раннесирийский литературный памятник. М., 1984. С. 118-230; она же. Апокрифические деяния апостолов: Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М., 1997. С. 77-152.

Лит.: Drijvers H. J. W. Addai und Mani: Christentum und Manichäismus im dritten Jahrhundert in Syrien // OCA. 1980. T. 221. P. 171-185; Мещерская Е. Н. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе // ППС. 1993. Вып. 32 (95). С. 72-80; Desreumaux A. Histoire du roi Abgar et de Jesus. Brepols, 1993 (см. также лит-ру к ст. Авгарь).

А. В. Постернак

АДДИЙ

АДДИЙ - см. Родословие Иисуса Христа.

АДДИС-АБЕБА

АДДИС-АБЕБА [амхар.АДДИС-АБЕБА АДДИС-АБЕБА  - новый цветок], столица Эфиопии, крупнейший город страны (население свыше 2 млн. чел., по оценочным данным сер. 90-х гг. XX в.), центр Эфиопской Церкви. Со времен крушения Аксумского царства (VII в.) эфиоп. города находились в упадке и политическим центром христ. гос-ва был царский походный лагерь. Митрополит, глава Эфиопской Церкви, живший по большей части в поместье, пожалованном царем, часто объезжал мон-ри и навещал царя в его кочевой ставке.

Единого центра Эфиопской Церкви не существовало вплоть до основания в 1636 г. столичного г. Гондара, куда переехали царь и митрополит вместе с эччеге, главным архимандритом всех мон-рей сообщества Дэбрэ-Либаноса. За последующие полтора века гондарские цари потеряли реальную власть в стране и могущественные феодалы неоднократно захватывали столицу, чтобы возвести на престол своего очередного ставленника. Митрополит вынужден был покинуть Гондар; захвативший царский трон Теодрос в 1865 г. сжег город как рассадник мятежа, а его преемник имп. Йоханнес IV не стал восстанавливать столицу. Новый имп. Менелик II взял курс на активную модернизацию страны, что привело к учреждению в 1886 г. на месте царского военного лагеря Финфинни постоянной столицы - А.-А. К нач. XX в. она уже была постоянной резиденцией царя и митрополита. После того как 2 нояб. 1930 г. в А.-А. короновался последний эфиоп. имп. Хайле Селассие I (1930-1974), город приобрел значение не только политического, но и религиозно-культового центра Эфиопии, существенно потеснив древний Аксум. Ныне здесь располагается резиденция Эфиопского патриарха.

Лит.: Heyer F. Die Kirche Äthiopiens. B.; N. Y., 1971; Pankhurst R. History of Ethiopian towns: From the mid-nineteenth century to 1935. Stuttg., 1985. Р. 350-353.

С. Б. Чернецов

АДЕЛАРД БАТСКИЙ

АДЕЛАРД БАТСКИЙ [лат. Athelardus Bathensis] (ок. 1070 - после 1146), средневек. философ и богослов англ. происхождения. Прошел курс свободных искусств (artes liberales) в школах Нормандии, Тура, Лана (Франция); известность и авторитет получил благодаря знанию «арабских наук», с к-рыми познакомился во время пребывания в Салерно (Юж. Италия), на Сицилии и в Антиохии (Сирия). Именно это побудило его добиваться введения античной натурфилософии с араб. комментариями в европ. систему образования. А. Б. оказал большое влияние на труды Шартрской школы, а также на лит. деятельность Германа Каринтийского, Роберта Честерского, Даниила Морли, переводивших в XII в. с араб. на лат. сочинения античных авторов. Творчество А. Б. представляет собой одну из ранних попыток сочетания богословия и натурфилософии в решении вопроса об универсалиях. В его сочинениях «Questiones naturales» (Вопрошания о природе) и «De eodem et diverso» (О том же самом и об ином) опыт и умозрение выступают в качестве 2 равнозначных взаимодополняющих методов. Разум ставится выше авторитетов. А. Б. перевел на лат. неск. математических и астрономических трактатов, таблицы аль-Хoрeзми, «Начала» Евклида, оставил собственное сочинение об астролябии.

Соч.: Willner H. Des Adelard von Bath Traktat «De eodem et diverso». Münster, 1903.

Лит.: Haskins Ch. H. Studies in the History of Medieval Science. Camb., 1924; Thorndike L. A history of Magic and Experimental Science. N. Y., 1958. Vol. 2.

О. С. Воскобойников

АДЕЛИНДА

АДЕЛИНДА [древневерхненем. Adelinde - знатная защитница] († ок. 926), прп. (пам. зап. 28 авг.). Настоятельница мон-ря Бухау на оз. Федерзе (Вюртемберг, Германия), к-рый она основала в кон. IX в.

Лит.: LNH. S. 114.

А. С. Н

АДЕЛОФАГИ

АДЕЛОФАГИ [греч. ἄδηλος - неявный, тайный, φαϒεῖν - есть], секта, упомянутая в анонимном трактате, известном как «Предестинат» (I 71 // PL. 53. Col. 612). А. считали, что христианин должен скрываться от прочих людей во время приема пищи, тем самым якобы подражая пророкам. Свое требование они обосновывали с помощью специфической интерпретации отдельных мест Свящ. Писания. По «Предестинату», эта практика была их единственным заблуждением, в то время как Филастрий (Haer. 86 [58] // CSEL. T. 38. P. 47) и следовавший ему блж. Августин (De haer. 71) делали предположение, что они также отрицали божественность Св. Духа. По-видимому, расцвет А. приходился на 2-ю пол. IV в.

В. В. Шмалий

АДЕЛУНГ

Федор Павлович (Фридрих Пауль; 25.02.1768, Штеттин, совр. Щецин, Польша - 18.01.1843, С.-Петербург), историк, филолог, востоковед; чл.-корр. С.-Петербургской АН, почетный член Харьковского и Дерптского ун-тов. Закончил Лейпцигский ун-т, где изучал право и философию. С 1797 г. жил в России. С 1803 г. наставник великих князей Николая (буд. имп. Николай I) и Михаила Павловичей. С 1818 г. чиновник особых поручений при Мин-ве иностранных дел, с 1824 г. и до конца жизни начальник учебного отд-ния вост. языков при Азиатском департаменте. Принимал участие в создании Румянцевского музея. А.- собиратель материалов по тюрк. и др. языкам народов России; автор трудов: «Митридат, или Всеобщее языкознание» (1806), содержащего перевод молитвы «Отче наш» на различные языки, анонимно изд. работы «О сходстве санскритского языка с русским» (1811) и др. По церковной археологии им написана кн. «Корсунские врата в Софийском соборе в Новгороде» (М., 1834), в к-рой А. предположил герм. происхождение этого памятника искусства. Последние 25 лет жизни собирал в б-ках Рима, Лондона, Вены и Вольфенбюттеля записки иностранцев о России. Результаты этой работы отразились в посмертно изд. соч. А. «Обозрение путешествий по России» (1846, рус. пер.- 1864), к-рое было удостоено Демидовской премии. Собранная А. коллекция книг и рукописей была приобретена после его смерти для б-к С.-Петербургского ун-та и имп. Публичной.

Соч.: Kritisсh-literarische Übersicht der Reisenden in Rußland bis 1700. St.-Pb., 1846. 2 Bde.; Обозрение путешествий по России. СПб., 1864; Mithridate, oder allgemeine Sprachkunde mit dem Vater Unser als Sprachprobe. B., 1806; Сatherinens der Großen Verdienste um die vergleichende Sprachkunde. St.-Pb., 1815.

Лит.: Шегрен А. И. О книгах и рукописях Ф. П. Аделунга // СПб. вед. 1844. № 231-232; Сухомлинов М. И. История Российской Академии. СПб., 1874. Т. 1; РБС. Т. 1. С. 71-73.

А. А. Волков

АДЕЛЬГЕЙДА

Имп. Оттон I и св. Адельгейда с сыном Оттоном II, припадающие к стопам Христа. Слоновая кость. Х в.

Имп. Оттон I и св. Адельгейда с сыном Оттоном II, припадающие к стопам Христа. Слоновая кость. Х в.

[Аделаида; древневерхненем. Adelheid - благородная] (ок. 931-999), св. (пам. зап. 16 дек.). Дочь бургундского кор. Рудольфа II и Берты, дочери герц. Бурхарда Швабского. С 947 г. жена Лотаря, кор. Италийского († 950); после его смерти оказалась в заточении у нового кор. Беренгара I Иврейского, к-рый хотел обвенчать ее со своим сыном и соправителем Адальбертом. Однако А. удалось бежать и скрыться в замке Каносса; по ее призыву в Италию вступил герм. кор. Оттон I, к-рый победил Беренгара и женился на А. (окт./нояб. 951), получив тем самым права на власть над Италией. 2 февр. 962 г. папа Иоанн XII венчал чету в Риме имп. короной (см. Римско-Германская империя). Императрица А. фактически правила гос-вом при сыне Оттоне II и внуке Оттоне III (до 994). А. являлась основательницей многих мон-рей, содействовала клюнийской реформе. Умерла в основанном ею мон-ре Зельц (Сев.-Вост. Эльзас) в подвигах милосердия и благочестия.

Лит.: Bäumer G. Otto I. und Adelheid. Tüb., 1951; Wienbruch A. Adelheid, Königin und Kaiserin. Lahr, 1978.

А. С. Небольсин

АДЕЛЬГУНДА

АДЕЛЬГУНДА [древневерхненем. Adelgundis, Adelgunde, Edelgund - благородная воительница] (630-684, 695 или 700), прп. (пам. зап. 30 янв.). Происходила из королевского рода Меровингов, сестра св. Вальтруды Монсской, тетка св. Адельтруды. Род. в пров. Эно (совр. Бельгия), в 661 г. сбежала от родителей, к-рые принуждали ее к браку, в Омонт, где приняла монашество. Основала и стала первой настоятельницей мон-ря Мобёж на р. Самба (Сев. Франция). Скончалась от рака, поэтому почиталась как целительница этой болезни.

Лит.: Zimmermann A. Kalendarium Benedictinum. Metten, 1933. Bd. 1. S. 144-146.

А. С. Небольсин

АДЕЛЬМАНН

АДЕЛЬМАНН [древневерхненем. Adelmann, Hildemann - благородный муж] († 16.12.844 или 846), свт. (пам. зап. 4 дек.), еп. Бове (с 821). Род. близ Бове (недалеко от Парижа). Монах мон-ря Корби близ Амьена (Сев. Франция), ученик и духовный сын св. Адальгарда. По обвинению в сочувствии заговору сыновей Людовика Благочестивого был сослан в мон-рь св. Вааста в Аррасе.

Лит.: LNH. S. 114.

А. С. Н.

АДЕЛЬРИХ

АДЕЛЬРИХ [древневерхненем. Adelrich, Adalrich, Alderich, Alarich - благородный властитель], прп. (пам. зап. 28 сент.). В нач. Х в. подвизался в Айнзидельне (совр. Швейцария), затем вел строгую отшельническую жизнь на о-ве Уфнау на Цюрихском оз.

Лит.: LNH. S. 114.

АДЕЛЬТРУДА

АДЕЛЬТРУДА [древневерхненем. Adeltrud, Adeltrude, Aldetrude - благородная сила] († 696), прп. (пам. зап. 25 февр.). Племянница св. Адельгунды, дочь св. Винцентия Мадельгара и св. Вальтруды. С детства подвизалась в основанном св. Адельгундой мон-ре Мобёж (Сев. Франция) и с 684 г. была его настоятельницей. Житие составлено неким каноником из Мобёжа в кон. VIII в.

Лит.: LNH. S. 115.

АДЕЛЬФ

АДЕЛЬФ [Адольф; лат. Adelphus, от греч. ἀδελφός - брат, или Adolfus, от герм. Adalwolf - благородный волк] (III в.?), свт. (пам. зап. 28 апр.), еп. Меца. Имя А. находится на 10-м месте в списках епископов г. Мец (Вост. Франция). По свидетельствам поздних источников, А. управлял кафедрой 17 лет, обратив множество язычников. Его житие написано в XV в. Почитание А. восходит к глубокой древности; его мощи, перенесенные ок. 836 г. из храма св. Климента в Меце в монастырскую церковь г. Нёвиль (Эльзас), привлекали многочисленных паломников.

Ист.: BHL, N 76; Pauli Warnefridi. Gesta ep. Mettensium // MGH. Scr. Mer. T. 2. P. 260-270; Gesta ep. Mettensium // Ibid. T. 10. P. 531-551; Translatio et miracula S. Adelphi // Ibid. T. 15/1. P. 293-296; ActaSS. Aug. T. 6. P. 507-512.

Лит.: Martin E. Adelphe // DHGE. T. 1. Col. 531; Clauß J. Die Heiligen des Elsaß. Düsseldorf, 1935. S. 26f., 188f.

А. И. Макаров

АДЕЛЬФАТ

АДЕЛЬФАТ [греч. ἀδελφᾶτον], название различных форм дохода от монастырских владений в ср. века, преимущественно в Византии. Право распоряжаться доходами предоставлялось мон-рями монахам и светским лицам (адельфатариям), к-рые сделали особенно крупные вклады в мон-рь, денежные или недвижимостью. Между адельфатарием и мон-рем составлялся договор, в к-ром определялись взаимные права, порядок пользования собственностью и распределения ренты. Существовали 2 основные категории адельфатариев: эсомониты (греч. ἐσωμονίται), к-рые, делая пожертвования в пользу мон-ря, сами становились монахами и пользовались особыми правами в общине, и эксомониты (греч. ἐξωμονίται), остававшиеся светскими людьми. А. мог представлять собой также пожалование к.-л. связанных с мон-рем прав своему приближенному патроном мон-ря (императором или вельможей). В Византии неоднократно возникали попытки бороться против А., поскольку эти отношения часто приводили к вмешательствам адельфатариев в жизнь мон-рей и к их разорению. С кон. XI в. многие монастырские Типиконы (в частности, Бакуриани) полностью запрещали А. (см. также Землевладение церковное).

Лит.: Herman E. Die Regelung der Armut in den byzantinischen Klöstern // OCP. 1941. Vol. 7. P. 444-449; Meester P. de. De monachico statu. R., 1942; Dölger F. Aus den Schatzkammern des Heiligen Bergs. Münch., 1948; Talbot A.-M. M. Old Age in Byzantium // BZ. 1984. Bd. 77. S. 276f.

И. Н. Попов, Н. Д. Прокофьева

АДЕЛЬФИЙ

АДЕЛЬФИЙ [греч. ̓Αδέλφιος, лат. Adelphius] (IV в.), свт. (пам. зап. 23 февр., 21 мая); еп. г. Онуфис (Пануфрес) в Египте. Был современником свт. Афанасия I Великого, Патриарха Александрийского, на стороне к-рого выступал против ариан. Сослан имп. Константином I Великим в Птинаблу Фиванскую. Принимал участие в Александрийском Соборе 362 г., на к-ром решались догматические вопросы, в частности о принятии в общение бывш. ариан. В числе прочих подписал адресованный антиохийцам томос, призванный преодолеть раскол мелетиан и евстафиан.

Ист.: PG. 26. Col. 1071-1084; Mansi. T. 3. P. 353.

Лит.: Kirsch J. P. Adelphius // LTK. T. 1. S. 143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 53.

АДЕМАР ШАБАНСКИЙ

АДЕМАР ШАБАНСКИЙ [лат. Ademarus Cabannensis] (ок. 988-1034, Иерусалим), средневек. западноевроп. хронист. Происходил из рода аквитанских землевладельцев; учился в школе при аббатстве св. Марциала в Лиможе. С 1010 г.- пресвитер и монах мон-ря Сен-Сибар в Ангулеме (Юго-Зап. Франция). А. Ш. был плодовитым церковным писателем (автором проповедей, гимнов и др.), но известность ему доставило сочинение по истории франков («Хроника»), пользовавшееся большой популярностью прежде всего в его родной Аквитании. Труд А. Ш. имеет значение для предыстории христианизации Руси, т. к. содержит экскурс о деятельности здесь лат. миссионеров, к-рую есть основания относить ко времени киевского кн. Ярополка Святославича. Долгое время этот отрывок считался интерполяцией XII в., но совр. исследователи (K. F. Werner) склоняются к мнению об авторстве А. Ш.

Соч.: Ademari Cabannensis Historia Francorum / Ed. G. Waitz // MGH, S. Hannover, 1841. T. 4; Adémar de Chabannes. Chronique / Ed. J. Chavanon. P., 1897; Repertorium fontium historiae medii aevi. R., 1967. T. 2. P. 124-126 [библиогр.].

Лит.: Werner K. F. Adémar von Chabannes und die Historia pontificum et comitum Engolismensium // Deutsches Archiv für Erforschung des Mittelalters. 1963. Jg. 19. S. 297-326; Назаренко А. В. Накануне Крещения: Ярополк Святославич и Оттон II (70-е гг. Х в.) // Назаренко А. В. Древняя Русь на международных путях. М., 2000.

А. В. Назаренко

АДЕОДАТ I

Св. Адеодат I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

Св. Адеодат I, папа Римский. Гравюра (Sacchi P. Vitis pontificum. 1626)

[лат. Adeodatus; в ранних ист. Деусдедит I, Deusdedit], св. (пам. зап. 8 нояб.), папа Римский (19.10.615-8.11.618). Сын римлянина иподиак. Стефана, до избрания в папы 40 лет был пресвитером в Риме. При нем укрепилось положение светского духовенства, оттесненного на второй план монашеством при св. папе Григории Великом. А. с почестями принял в Риме посланного визант. имп. Ираклием на защиту Италии имп. экзарха патриция и кубикулярия Элевтерия. В 618 г. после землетрясения в Риме разразилась эпидемия чумы, и, по легенде, А. облегчал страдания больных, целуя их страшные язвы.

Ему приписываются неск. декреталий, в т. ч. подтверждение постановления св. папы Льва I Великого о служении «secunda missa in clero» (смысл этого выражения в LP остается неясным: Л. Дюшен предполагает различие в порядке совершения утренней и вечерней литургии; Ф. Зеппельт считает, что речь идет об оффиции) и постановление о выделении средств на похороны в случае смерти рим. низшего духовного лица. А. был погребен в базилике св. Петра. Сохранилась эпитафия, сочиненная папой Гонорием I (LP. Vol. 1. N 320), прославляющая А. за скромность, доброту и миролюбие, а также его свинцовая печать с изображением Доброго Пастыря и надписью «Deusdedit Papa».

Ист.: LP. Vol. 1. N 319-320; Jaffé. RPR. I. 222; II. N 698, 739.

Лит.: Mann H. K. Lives of the popes in the Early Middle Ages. L., 1902-1927; Caspar E. Geschichte des Papsttums von den Anfängen bis zur Höhe der Weltherrschaft. Tübingen, 1933. Bd. 2. S. 517-523; Seppelt. Geschichte. Bd. 2. S. 46.

Е. В. Казбекова

АДЕОДАТ II

АДЕОДАТ II [иногда Деусдедит II, Адеодат I], папа Римский (11.04.672-16.06.676), сын римлянина Иовиниана, был монахом бенедиктинского мон-ря св. Эразма на Монте-Чельо. Боролся с ересью монофелитов. Реставрировал базилику св. Петра на Via Portuense в Риме, делал богатые пожалования своему мон-рю. Первый папа, начавший датировать переписку годами своего понтификата. Сохранились 2 послания А.: к Адриану, аббату мон-ря святых Петра и Павла в Кентербери (Англия) о непосредственном подчинении мон-ря Римской кафедре, минуя епископа, и к епископам Галлии с сообщением о привилегиях, пожалованных аббатству св. Мартина в Туре. Подлинность последнего ставится под сомнение.

Ист.: Jaffé. RPR. Vol. 1, N 237; LP. Vol. 1. Р. 346; PL. 87. Сol. 1142-1143; Potthast. Bibliotheca. Bd. 1. S. 15.

Лит.: Caspar E. Geschichte des Papsttums. Tüb., 1930. Bd. 1. S. 587; Seppelt Geschichte. Bd. 2. S. 71; Magi L. La Sede Romana nella corrispondenza degli imperatori e patriarchi bisantini (VI-VII sec.). R., 1972.

Е. В. Казбекова

АДЖИВИКИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДЖУЛЬ

АДЖУЛЬ (Телль-Аль), один из самых известных памятников библейской археологии, с к-рого начинались научные раскопки в Палестине. Расположен на сев. берегу Вади Газа, в 2 км от побережья Средиземного м. и в 6 км к юго-западу от совр. Газы. Раскопки провел в 1930-1934 гг. брит. археолог У. М. Питри, к-рый вскрыл небольшую часть холма и отождествил А. с библейской Газой. Предлагали связать его также с селением Бет-Эглаим, упоминавшимся Евсевием Кесарийским в «Ономастиконе» (48. 19), и библейским г. Шарухен (Нав 19. 6), известным также по егип. источникам (Kempinski. 1974). Эту идентификацию поддерживают обильные находки золотых кладов, массы скарабеев, характерных для эпохи гиксосов, большие размеры городища. Археологи (У. Ф. Олбрайт, Дж. Р. Стюарт, У. Г. Девер и др.) делали попытки воссоздать хронологию А., опираясь на материалы Питри. Расцвет города в раскопанной части приходится на среднебронзовый период; от эпохи поздней бронзы обнаружены в основном кладбища. Более поздние периоды отмечены скудно (погребения раннего железного века; античные и позднеараб. артефакты).

Лит.: Petrie W. M. F. Ancient Gaza: In 4 vols. L., 1931-1934; Albright W. F. The Chronology of a South Palestinian City, Tell el-Ajjul // AJSL. 1938. Vol. 55. P. 337-359; Negbi O. The Goldwork from Tell el-Ajjul. Goteborg, 1970. (SMA; 25); Kempinski A. Tell el-Ajul - Beth-Aglayim or Sharuchen? // IEJ. 1974. Vol. 24. P. 145-152; Stewart J. R. Tell el-Ajjul. The Middle Bronze Age Remains. Goteborg, 1974. (SMA; 28); Tufnell O., Kempinski A. Ajjul, Tell el- // NEAEHL. Vol. 1. P. 49-53 [библиогр.]; Dever W. G. Ajjul, Tell el- // OEANE. Vol. 1. P. 38-40 [библиогр.].

Л. А. Беляев

АДИ ИБН ЗАЙД АЛЬ-ИБАДИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДИАБЕНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АДИАФОРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница