Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АДАМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АДАМ

АДАМ [Евр.АДАМ АДАМ , АДАМ  - букв. красный, связано с АДАМ  - земля, первоначально, по-видимому, краснозем]. В Библии слово «А.» используется в разных смыслах: «человек» (Быт 5. 2), «мужчина» (Еккл 7. 28), «всякий» (Числ 19. 14), «каждый» (Зах 13. 5), «люди» (Суд 16. 7), «первый человек» (Иов 15. 7), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы», к-рое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч 8. 31; Пс 44. 3). Употребленное в ед. ч. (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иезек 2. 1) или любого (Иер 49. 18).

А. создан «из праха земного» (Быт 2. 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор 15. 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт 2. 7). А. сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт 1. 27) (см. Образ Божий). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт 1. 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.

Адам и Ева. Роспись в катакомбах святых Петра и Марцеллина в Риме. 2-я пол. III - 1-я пол.

IV в.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (1. 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (2. 20-23). Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. АДАМ ,АДАМ  - это не только «ребро» (как в cинодальном пер.), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. АДАМ , АДАМ ) от слова «муж» (АДАМ , АДАМ ) (Быт 2. 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт 2. 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей. Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, к-рая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4. 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно (см. Благодать) вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт 1. 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт 2. 19-20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт 2. 15). Однако совершенство А. не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф 5. 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2. 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян 17. 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян 17. 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, к-рое неминуемо вело к смерти (Быт 2. 17).

Адам и Ева. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-60-е гг. XII в. Фрагмент.

Адам и Ева. Мозаика Палатинской капеллы в Палермо. 50-60-е гг. XII в. Фрагмент.

А. и Ева не выдержали искушения, к-рому они подверглись со стороны диавола, и совершили первый грех, захотев без Бога стать, как боги (Быт 3. 1-6) (см. Первородный грех). В результате грехопадения их природа претерпела существенные изменения, хотя они и не носили онтологического характера. Грех стал паразитировать на ней, одновременно препятствуя действию на нее Божественной благодати. Первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. Последствия их греха сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу, и на окружающем мире, в к-ром, как гласит библейское повествование, стали произрастать «терния и волчцы» (Быт 3. 18). Первые люди являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от к-рого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт 2. 5 сказано, что до создания А. еще не было человека для возделывания земли, а в Быт 3. 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. АДАМ , АДАМ , - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от А. ветхозаветные родословные (Быт 5. 1; 1 Пар 1), а в НЗ в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) А. (Лк 3. 23-38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (17. 26). А. имел потомство, к-рое продолжало множиться: «Адам жил сто тридцать [230] лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот [700] лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5. 3-5).

Ап. Павел называет А. не только «первым человеком» (1 Кор 15. 47), но и «образом будущего» (Рим 5. 14), имея в виду Сына Человеческого, пришедшего «обновить» падшего А., «первым» и «перстным» человеком (1 Кор 15. 47). «Второй» же Человек - это Иисус Христос; одновременно Он - и «последний Адам» (1 Кор 15. 47, 45). Апостол, противопоставляя первого и второго А., указывает, что от «перстного» человека христианин наследует испорченную грехом природу, уделом к-рой является неминуемая смерть, а от Человека «небесного» (1 Кор 15. 48) - природу возрожденную, уделом к-рой является вечная жизнь. «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» (1 Кор 48-49). Т. о., будучи сыном А. по рождению и возрожденным во Христе, христианин находится в постоянной связи с первым и вторым А. Он призван, по слову того же апостола, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф 4. 22, 24).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский, отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили (Бога.- М. И.) неисполнением Его заповеди» и «примирились (с Ним.- М. И.) во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» (PG. 7. col. 1168 ВС). В Искуплении, по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» (Ibid. col. 932 В).

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» (Творения св. Григория Нисского. М., 1861. Ч. 1. С. 143). Пытаясь понять всечеловеческий характер природы А., нек-рые христ. мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв, прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате к-рых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью, обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в к-рой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии, к искажению учения о первородном грехе и о спасении, совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом.

Лит.: Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885; Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия. [1816]; Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 19092; Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961; Renckens H. Israel's Concept of the Beginning: The Theology of Genesis 1-3. N. Y., 1964; Серафим (Роуз), иером. Православное понимание книги Бытия: Пер. с англ. М., 1998.

М. С. Иванов

Гимнография

А. часто упоминается в христ., особенно визант., гимнографических и евхологических текстах. Он изображается как праотец всех людей: «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Тропарь 1-й песни канона утрени Недели св. Праотец // Минея (СТ). Декабрь. Л. 78); «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Богородичен 4-й песни канона Пасхи // Триодь Цветная. Л. 66 об., также: Икос кондака Недели крестопоклонной // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 228об.- 229; Тропарь 2-й песни Великого канона Андрея Критского // Там же. Л. 297; Тропарь 4-й песни канона утрени Великого четверга // Там же. Ч. 2. Л. 425 и др.).

А. упоминается в связи с его грехопадением: «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ », «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Тропари 1-й песни Великого канона Андрея Критского // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 295 и др.).

В большинстве случаев А. (или «всеродным Адамом») называется человечество, падшее и получившее возможность спасения через Христа: «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Тропарь 6-й песни канона Пасхи // Триодь Цветная. Л. 3об.), «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Икос кондака Пасхи // Триодь Цветная. Л. 4, также: Ексапостиларий Пасхи // Там же. Л. 7; Богородичен отпустителен воскресный 6-го гласа // Часослов. С. 246; Стихира на поклонение Кресту в Неделю крестопоклонную // Триодь Постная. Ч. 1. Л. 232об.; Икос кондака Великого канона Андрея Критского // Там же. Л. 305; 15-й антифон утрени Великой пятницы // Там же. Ч. 2. Л. 441; Стихира на хвалитех утрени Великой субботы // Там же. Л. 484об. и др.).

Падшему ветхому А. противопоставляется Новый А.- Христос: «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Славник на хвалитех утрени Благовещения Пресв. Богородицы // Минея (СТ). Март. Л. 111 об.), «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Тропарь 6-й песни воскресного канона 2-го гласа // Октоих. Т. 1. С. 216), «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Похвалы утрени Великой субботы // Триодь Постная. Ч. 2. Л. 475об.), «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Тропарь 8-й песни канона утрени Великой субботы // Там же. Л. 484), «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Седален утрени праздника Нерукотворного Образа Спасителя, 16 авг. // Минея (СТ). Август. Л. 139об.), «АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ АДАМ » (Стихира на хвалитех Благовещения Пресв. Богородицы // Минея (СТ). Март. Л. 111).

Память А.- в Неделю святых Праотец и в Неделю святых Отец (Сергий (Спасский). Месяцеслов.Т. 3. С. 582).

М. С. Желтов

Иконография

Изображения А. и Евы основаны на текстах кн. Бытия (Быт 2. 7-25; 3. 1-24; 4. 1-2). Наиболее ранний и распространенный сюжет в памятниках христ. искусства - грехопадение А. и Евы, напр.: росписи катакомб Сан-Дженнаро в Неаполе, III в., и святых Петра и Марцеллина в Риме, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; роспись синагоги Дура-Европос (Сирия), ок. 250 г.; роспись гробницы Аврелия в Риме, III в.; саркофаг Юния Басса, 359 г. (Музеи Ватикана). Обнаженные А. и Ева изображены стоящими у Древа познания добра и зла, вокруг к-рого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с А. сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая. Сцены из жизни А. и Евы представлены в визант. резных пластинах из слоновой кости (створка диптиха, ок. 400 г. (Музей Барджелло. Флоренция) - сотворение А. и Евы; пластина-антепендиум, 1100 г. (собор в Салерно),- сотворение Евы, грехопадение; ларец, XI в. (ГЭ)).

Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг. (ГТГ)

Сошествие во ад. Дионисий. 1502-1503 гг. (ГТГ)

История А. и Евы обычно включает следующие сюжеты: сотворение А. (2. 7), заповедь А. о древе познания добра и зла (2. 16-17), наречение А. имен животным (2. 20), сотворение Евы (2. 21-25), грехопадение (эта сцена может состоять из неск. эпизодов: Ева, слушающая змея (3. 1-5); Ева, вкушающая плод и дающая его А. (3. 6-7)), обличение Богом А. и Евы (3. 8-13), осуждение Евы и А. (3. 16-17), облачение А. и Евы в кожаные одежды (3. 21), изгнание из рая (3. 23) и др.; подробно иллюстрируется в миниатюрах ранних рукописей (Венский Генезис (Vien. gr. 31. VI в.); Коттон Генезис (London. Otho. B. VI. Кон. V - нач. VI в.); Пятикнижие Ашбурнхама (Paris. nouv. acq. lat. 2334. VII в.), в визант. Октатевхах XII-XIII вв., рус. рукописях XV-XVIII вв.- Палеях, Хронографах, Лицевом летописном своде, лицевых Библиях. Обширные монументальные циклы представлены в росписях Палатинской капеллы в Палермо, 50-60-е гг. XII в.; кафедрального собора в г. Монреале, 80-90-е гг. XII в.; ц. Сан-Марко в Венеции, XIII в.; Успенского собора Свияжского мон-ря, XVI в.; ц. Троицы в Вязёмах, кон. XVI в.; в росписях храмов Ярославля, Костромы, Тутаева, XVII в. В обобщенном виде история А. и Евы изображается в клеймах икон «Св. Троица с деянием» (XVI в., ГТГ; XVI в., ГРМ); «И почи Бог в день седьмый» (фрагмент «Четырехчастной» иконы, XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля), на дверях в жертвенник (нач. XVII в., ЦМиАР; XVII в., Сольвычегодский музей).

На иконографию композиции «Изгнание из рая», где А. и Ева изображены дважды - изгоняемые ангелом и сидящие напротив закрытых врат рая, охраняемых херувимом с пламенным мечом, оказали влияние гимнография сыропустной недели и духовный стих «Плач Адама» (дверь в жертвенник, нач. XVII в., ЦМиАР).

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с А. и предание о том, что Голгофа, где был распят Спаситель, является местом погребения А., обусловили изображение А. или главы А. в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех А. в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу А. Изображение главы А. в пещере под Голгофой известно с IX в. (Хлудовская Псалтирь. IX в. ГИМ. Греч. № 129). В визант. искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов А. и Ева (резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)). Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. (Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129). А. предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории. Коленопреклоненные А. и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» (собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.). В образе старца А. изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях (мон-рь Хора (Кахрие-джами) в К-поле), 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.). В зап. иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой А. в основании креста (оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург).

Лит.: Flemming J. Die Ikonographie von Adam und Eva in der Kunst vom 3. bis zum 13. Jh. Jena, 1953; Mazure A. Adame et Eve: Le thème d'Adame et Eve dans l'art. P., 1967.

Н. В. Квливидзе

В начало энциклопедии