Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 28, "АРН"-"АРТ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 28, "АРН"-"АРТ")

АРНОН

АРНОН [АРНОН  - стремительный], небольшая река (совр. Эль-Мауджиб, Иордания), берущая начало в Сирийской пустыне и впадающая в Мёртвое м. напротив Эн-Геди. Исток А. находится возле совр. араб. поселения Эль-Ладджун к юго-востоку от г. Эль-Карак. Эта никогда не пересыхающая река принимает на своем пути ряд небольших речушек и ручьев, пронизывающих Моавитское плато. Общая протяженность А. ок. 50 км, на своем зап. участке пути А. протекает через каньон, ширина к-рого достигает 4 км, а глубина - от 400 до 700 м. На сев. берегу А. находилась крепость Ароер, в этом районе проходил древний торговый путь от Элата в Дамаск. По А. проходила граница между Моавом и владениями аморрейского царя Сигона (Числ 21. 13). После завоевания царства Сигона израильтянами сев. берег А. был заселен представителями колена Рувима (Втор 3. 16; Нав 13. 16) и с этого времени А. описывается в качеcтве границы между Моавом и Израилем (Числ 22. 36; Нав 12. 1; Суд 11, 18). В надписи моавитского царя Меши (ст. 26) говорится о восстановлении им дороги через А. для обеспечения связи с отвоеванными у Израиля территориями. Во времена правления династии Хасмонеев (II-I вв. до Р. Х.) А. служил границей между Иудеей и Набатейским царством.

Лит.: Mattingly J. L. Аrnon // ABD. Vol. 1. P. 398-399; Görg M. Arnon // NBL. Lf. 1. S. 173.

Д. В. Зайцев

АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АРНОТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ [румын. Arnota], общежительный, находится в Рымникской епископии, входящей в Олтенийскую митрополию Румынской Православной Церкви. Расположен в 37 км от г. Рымнику-Вылча в Юж. Румынии (историческая обл. Олтения). Соборный храм посвящен святым архангелам Михаилу и Гавриилу. Основан в 1634 г. валашским господарем Матеем Басарабом. Согласно преданию, он некогда укрылся в этих местах, спасаясь от преследования турок. Из первоначальных монастырских зданий сохранилась ц. святых архангелов Михаила и Гавриила - одноглавый триконх. Археологические исследования 1974 г. показали наличие в ее основании следов более ранних монастырских строений. В правление господаря мч. Константина Брынковяну, в 1705-1706 гг. к храму был пристроен открытый притвор с колоннами, увенчанный главой; сооружен новый резной иконостас в стиле Брынковяну (с 1913 в музее Могошоая в Бухаресте). Настенная живопись (в т. ч. живописный портрет Матея Басараба) и иконы старого иконостаса выполнены в 1644 г. иконописцем Строе из Тырговиште. Церковь реставрировалась в 1852-1856 гг. при господаре Барбу Штирбее, новые кельи мон-ря были построены в неоготическом стиле, в 1935 г. перестроены. В 1954-1958 гг. произведена реставрация всего архитектурного комплекса мон-ря. В притворе находятся захоронения Матея Басараба, его супруги Елены и его отца великого ворника Данчу. На дверях церкви сохранилась надпись на слав. языке, сообщающая о том, что они «сделаны Константином Брынковяну вель-логофетом». В наст. время в мон-ре - 5 насельников, настоятель - иером. Сава (Тока) (2001).

Лит.: Pictura românească în imagini. Bucureşti, 1970; Eparhia Rîmnicului şi Argeşului: Monografie. Rîmnicu Vilcea, 1976. Vol. 1.

В. Я. Гросул

АРНУЛЬФ

АРНУЛЬФ [франц. Arnoul, Arnulph] († 534), сщмч. Турский (пам. зап. 18 июля). Род. в знатной семье, в 495 г. франк. кор. Хлодвиг I, на племяннице к-рого А. был женат, сделал его графом (комитом) Реймса. По обоюдному решению супруги развелись и отказались от мирской жизни. А. стал учеником св. Ремигия Реймсского, много путешествовал, в т. ч. был в Испании, где обратил в истинную веру мн. ариан. Возвращаясь оттуда, А. прибыл в г. Турон (совр. Typ, Франция) в тот момент, когда там проходили выборы архиепископа, и был избран на кафедру. В списке архиепископов, составленном в кон. VI в. Григорием Турским (Григ. Тур. Ист. франков. X 31), имя А. отсутствует из-за его кратковременного пребывания на кафедре. А. был убит своими родственниками, к-рые мстили ему за то, что он принял сан священника, не оставив потомства, что привело к угасанию их знатного рода. Впосл. на месте убийства близ г. Реймса был воздвигнут крест, мощи святого перенесли и захоронили в лесу близ мест. Silva Aquilina (совр. Рошфор-ан-Ивелин, деп. Ивелин, Франция). Построенный там храм был освящен в честь А.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. Col. 369-417; Molinier A. Les sources de l'histoire de France des origines aux guerres d'Italie. P., 1901. t. 1. p. 109-110.

П. Б. М.

АРОЕР

АРОЕР [АРОЕР АРОЕР ], название городов: 1) к востоку от Мёртвого м., на сев. берегу р. Арнон, упоминается как пограничный город аморрейского Есевонского царства. Был отвоеван Моисеем у аморрейского царя Сигона и впосл. передан Иисусом Навином колену Рувима (Втор 2. 36; 4. 48; Нав 12. 2; 13. 16); в IX в. до Р. Х. являлся юж. границей земель, завоеванных Азаилом, царем Дамаска (4 Цар 10. 33). Упомянут в надписи моавитского царя Меши, к-рый захватил его ок. 852 г. до Р. Х. и заново отстроил. С этого времени А. принадлежал Моаву (Иер 48. 19). Отождествляется с совр. г. Араир в 5 км к юго-востоку от Дибана (см. Дивон), где обнаружены следы поселения, существовавшего с перерывами с XXIII в. до Р. Х. до III в. по Р. Х. Раскопанная здесь крепость была, вероятно, основана Мешей. Рубежное положение А. привело к тому, что все города, лежащие к северу от него вдоль Арнона до области Дамаска, могли называться «городами Ароерскими» (Ис 17. 2), т. е. «городами за Ароером»;

2) близ г. Раввы. Первоначально принадлежал аммонитянам, затем передан Моисеем колену Гада; впосл. был пограничным городом между уделом колена Гада и Аммоном (Числ 32. 33-34; Нав 13. 25; Суд 11. 33);

3) упомянут в Первой книге Царств (30. 28) в связи с повествованием об удачном военном походе Давида против амаликитян; отождествляется с населенным пунктом Арара в Негеве в 20 км к юго-востоку от Вирсавии.

Лит. : Mattingly G. L. Aroer // ABD. V. 1. P. 399-400; Aharoni Y. The Land of the Bible: A Historical Geography. Exeter, 1979. P. 31, 39, 252.

Л. А. Беляев

АРОН

АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мц., Арон и др. мученики Римские.

АРОНЯНУ

АРОНЯНУ [румын. Aroneanu], церковь средневек. молдав. архитектуры 1594 г., первоначально входившая в монастырский комплекс. Расположена на холме в окрестностях г. Яссы (Румыния). Молдав. летописец XVII в. Григоре Уреке пишет, что принесший много зла господарь Арон Водэ во искупление своих грехов «принялся возводить в 7102 (1593) году монастырь на Ясской земле, который назвал Арон Водэ с церковью св. Николая». Храм триконховый, одноглавый, с характерным т. н. молдав. сводом. Глава расположена над наосом в месте пересечения прямоугольного нефа и являющейся его продолжением центральной и 2 боковых апсид. В зап. части храма находится открытый притвор с аркадой. В подобной форме притвора и декоративном оформлении главы в молдав. храмоздательстве в последние десятилетия XVI - нач. XVII в. проявляется влияние архитектуры исторической обл. Мунтении (мон-ри Галата, Хлинча, Сучевица, Секу, Драгомирна и др.). Стены храма обильно декорированы глазурованной керамикой зеленого цвета с синеватым отливом самой разнообразной формы. Встречаются круглые диски, шестиконечные звезды, стилизованные листья и др. Керамический орнамент образует фризы, опоясывающие всю церковь, и заполняет пространство между колонками аркатурного пояса. Надпись на стене храма содержит имена зодчих: Ион из Бистрицы, сын Мавродина из Ясс, Георгий и Григоре.

Лит.: Scurta istorie a artelor plastice în RPR. Bucureşti, 1957. Vol. 1; Monumente istorice bisericeşti din Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1974; Drăguţ V. Dicţionar enciclopedic de artă medievală românească. Bucureşti, 1976.

АРОЯ И ЛУКИЯ

АРОЯ И ЛУКИЯ - мученицы (пам. 4 июля) - см. в ст. «Феодор, сщмч., еп. Киринейский».

АРПИЛА

АРПИЛА - прмч. Готский (пам. 26 марта) - см. в ст. «Готские мученики».

АРРАНЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРРУПЕ-И-ГОНДРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСАКИЙ

АРСАКИЙ [греч. ̓Αρσάκιος] (до 324, Тарс - 11.11.405, К-поль), свт. (пам. греч. 11 окт.), Патриарх К-польский (404-405), преемник свт. Иоанна Златоуста на Патриаршей кафедре, брат Патриарха К-польского Нектария. Будучи протопресвитером в К-поле, принадлежал к противникам Иоанна Златоуста; ими был избран в июне 404 г. на Патриарший престол после низложения последнего. Церковные писатели и историки по-разному оценивают характер и деятельность А. Свт. Иоанн Златоуст называет его «волком в овечьей шкуре» (PG. 52. Col. 685), а Палладий, еп. Еленопольский,- «человеком безмолвнее рыбы и бездеятельнее лягушки». Ко времени занятия столичной кафедры А. было уже более 80 лет. Сохранился указ от 18 нояб. 404 г. (Codex Theodosianus. XVI IV. 6), запрещавший вход в храм тем, кто отказывался причащаться у «епископов Арсакия Константинопольского, Феофила Александрийского и Порфирия Антиохийского».

При А. в столице происходили гонения на приверженцев свергнутого свт. Иоанна Златоуста с применением военной силы. По всей видимости, А. не был инициатором и сторонником таких мер: по сведениям Созомена (Церк. ист. VIII 23, 1) и Сократа Схоластика (Церк. ист. VI 19), А. был человеком кротким и мягким.

Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения под 11 окт. вместе с памятями К-польских Патриархов Нектария, Аттика и Сисиния I: в Типиконе Великой ц.IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 66), в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 131) и др. Службу им полагалось совершать в храме Св. Софии К-польской. Почитание А. на Руси зафиксировано в древнейших рукописных памятниках - в месяцесловах Остромирова 1056-1057 гг. (Л. 228 об.) и Архангельского 1092 г. (Л. 133 об.) Евангелий.

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 108).

Ист.: Сократ. Церк. ист. VI 19; Созомен. Церк. ист. VIII 23-26; Palladius. Dialogus de vita Ioannis Chrysostomi. 11. P., 1988. P. 64 (SC; N 341-342).

Лит.: Кулаковский. История. Т. 1. С. 152-165; Bardy G. Arsace (2) // DHGE. T. 4. Col. 742; Duchesne L. Histoire de l'Église ancienne. P., 1910. T. 3. P. 98-100; ̓Αρσάκιος // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 226; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 57.

М. В. Грацианский

АРСЕНИЕВ КОМЕЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПОЛОЖЕНИЯ РИЗ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ВЛАХЕРНЕ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ I

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ II

АРСЕНИЙ II [груз. არსენ], Католикос Мцхетский (Картлийский) (955-980), агиограф. В одной из глав жития блгв. царя Вахтанга Горгасала, написанного средневек. груз. историком Джуаншером, говорится, что через 420 лет после проповеди Сирийских отцов их деятельность «разузнал и описал святой отец наш Арсений, Католикос Картли». А. приписывается также переработка жития св. Авива Некресского в редакции Католикоса Арсения I Великого.

Ист.: ჯუანშერი. ცხოვრება მეფე ვახტანგ გორგასალისა // КЦ. Т. 1. С. 208.

Лит.: კეკელიმე კ. მკელი ჟართული ლიტურიტურის ისტორია. თბილისი. 1980. T. 1. C. 157-163; საჟართველოს კათოლიკოს(?)პატრიარჟები. თბილისი, 2000. С. 41.

З. Абашидзе

АРСЕНИЙ III

Католикос-Патриарх Мцхетский (Картлийский) (прибл. 20-е - нач. 30-х гг. XIII в.). Занимал также высшую после царя гос. должность мцигнобартухуцеси. По собственной воле оставил Патриарший престол и последние годы жизни провел в мон-ре Шиомгвиме. Как «бывший католикос и мцигнобартухуцеси» упоминается в грамоте, данной Григорием Сурамским Шиомгвимской лавре в 1247 или 1249 г. Упоминается в списке Католикосов в несохранившейся Постной Триоди XIII в., более поздний список ее опубликован Ф. Жордания.

Ист.: ჟრონიკები / თ. ჟორდანია რედაჟციით. ტფილისი, 1892. Т. 1. С. 79-81; დაწერილი გრიგოლ სურამელისა მრღიმისადმი // ჟართული ისტორიული დოკუმენტების კორპუსი / შემდგენლები: ნ. შოშიაშვილი, თ. ენუჟიმე, ვ. სილოგავა. თბილისი, 1985. Т. 1. С. 121-128.

Лит.: ბერმენიშვილი ნ. სავაზირო ფეოდალურ საჟართველოში / საჟართველოს ისტორიის საკითხები. თბილისი, 1966. С. 5-57; საჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილისი, 2000. С. 56.

З. Абашидзе

АРСЕНИЙ IV

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ АВТОРИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ АФОНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ ГЛУХОЙ

АРСЕНИЙ ГЛУХОЙ [Селижаровец] (2-я пол. XVI в., слобода Селижаровка Осташковского у.? - после 1635), мон., писатель, справщик московского Печатного двора. Отец А. Г.- в иночестве Савватий, мать - Мавра. В 1595 г. А. Г. уже был монахом. Переходя из мон-ря в мон-рь, в монастырских б-ках изучал грамматику, возможно лат. и греч. языки. В 10-х гг. XVII в. поселился в Троице-Сергиевом мон-ре. Принимал участие в исправлении Канонника и Требника под рук. архим. прп. Дионисия (Зобниновского). Московским Собором 1618 г. вместе с др. троицкими книжниками был обвинен в ереси (главным пунктом обвинения было изъятие справщиками слов «и огнем» в чине великого освящения воды на праздник Богоявления) и 9 месяцев провел в оковах, сначала в Вознесенском мон-ре, затем на подворье Кириллова Белозерского мон-ря. В заключении написал 2 челобитные - боярину Б. М. Салтыкову и протопопу Ивану Лукьяновичу - с просьбой о помиловании и с обвинениями др. справщиков (эти челобитные являются основным источником сведений об А. Г.). В 1619 г. был оправдан приехавшим в Москву Иерусалимским Патриархом Феофаном IV и вернувшимся из польск. плена Московским Патриархом Филаретом. С 1625 г. и до смерти Патриарха Филарета в 1633 г. А. Г. находился во главе книжной справы Печатного двора. В это время были изданы свыше 30 книг, в т. ч. исправленные Минеи общие и месячные, Псалтирь, Требник, Триодь Цветная. В 1635 г. А. Г. был головщиком в кремлевском Троицком Богоявленском мон-ре, затем уехал из Москвы.

Изд.: Исправление богослужебных книг при Патриархе Филарете // ПС. 1862. Ч. 2. С. 363-370; Скворцов Д. Дионисий Зобниновский, архим. Троице-Сергиева мон-ря (ныне Лавры). Тверь, 1890. С. 421-441.

Лит.: Скворцов Д. Инок-справщик Арсений Глухой. Тверь, 1890; Jaksche H. Arsenij Gluchoj - ein russischer «Philologe» des 17. Jh. // Anzeiger für slavische Philologie. 1984/1985. Bd. 15/16. S. 31-75; Панченко А. М. Арсений Глухой // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 103-105.

Б. Н. М.

АРСЕНИЙ ГРЕК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ (Зиан Бока)

АРСЕНИЙ (Зиан Бока) (Зиан Бока; 29.09.1910, Ваца-де-Сус, жудец Хунедоара, Трансильвания - 28.11.1989, мон-рь Синая, Румыния), иеромонах, богослов и иконописец. Из крестьянской семьи. В 1929 г. закончил лицей «Аврам Янку» в г. Брад. В 1929-1933 гг. учился в Богословской Академии в г. Сибиу. В 1933 г. поступил в Академию художеств в Бухаресте. Первой работой А. были иллюстрайии для четырех томов «Добротолюбия». В сент. 1935 г. поставлен в чтеца, затем - в иподиакона. Вскоре рукоположен в диакона целибатом. В 1938 г. совершил паломничество на св. Гору Афон. 3 мая 1940 г. пострижен в монашество в мон-ре Брынковяну в Сымбэта-де-Сус, 10 апр. 1942 г. рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем мон-ря. В 1944 г. направился в Кишинев для обучения иконописи, весной 1945 г. вернулся в Румынию. В мае 1948 г. впервые арестован коммунистическими властями. После допросов был освобожден. 25 нояб. 1948 г. митр. Николай (Бэлан) назначил А. настоятелем бывш. Униатского мон-ря Прислоп

В 1950 г. мон-рь был преобразован в женский и А. стал духовником обители. В 1951 г. А. отбывал девятимесячное заключение. В 1959 г. мон-рь закрыти. А. был запрещен в служении. По распоряжению властей переведен в Бухарест. С 1961 г. работал иконописцем а Патриарших мастерских. Расписывал также бухарестскую ц. Дрэгэнеску В 1968 г. уволен на пенсию. С 1969 г. вплоть до своей кончины пребывал в мон-ре Синая. 4 дек. 1989 г. А. был погребен в обители Прислоп. Место его захоронения посещается многочисленными паломниками.

АРСЕНИЙ И ЛУКИЙ

АРСЕНИЙ И ЛУКИЙ (IV в.), мученики Александрийские (пам. копт. 18 кихака (14 дек.)). Согласно краткому рассказу о них, содержащемуся в Александрийском Синаксаре, А. и Л. бежали из Сирии, спасаясь от преследования, и приняли мученическую смерть в Египте. Подробности их мученичества неизвестны. Местом их почитания был мон-рь близ Ахмима в Фиваиде, где находилась чудотворная могила А. и Л. О 3 чудесах, происшедших там, также рассказывается в Синаксаре. Вероятно, этим мученикам посвящен частично сохранившийся панегирик, приписываемый Илии, еп. Хнесскому.

Ист.: Synaxarium Alexandrinum / Ed. J. Forget // CSCO. Arab. T. 1. Fasc. 3. P. 338.

Лит.: Delehaye H. Les martyres d'Égypte // AnBoll. T. 97; David J. Arsène (28) // DHGE. T. 4. Col. 758.

М. В. Г.

АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ КАЛИПОССКИЙ

АРСЕНИЙ КАЛИПОССКИЙ - см. Арсений Икалтойский.

АРСЕНИЙ КАППАДОКИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ КРИПТОФЕРРАТСКИЙ

АРСЕНИЙ КРИПТОФЕРРАТСКИЙ [греч. ̓Αρσένιος τῆς Κρυπτοφέρρης] (1-я пол. (?) XI в.), игум. мон-ря Гроттаферрата на юге Италии, греко-итал. гимнограф. Считается автором 3 богослужебных канонов (не вошедших в печатные Минеи) святых мучеников Вита, Армодия (пам. 11 мая) и прп. Ахиллия, еп. Лариссы. Х. Г. Бек считал вероятным авторство А. К. в отношении 4 самогласных стихир (или нек-рых из них), помещенных под именем Арсения в службах святых арх. Михаила (8 нояб.), апостолов Петра и Павла (29 июня) и прор. Илии (20 июля).

Лит.: Emerau C. Hymnographi Byzantini // EO. 1922. T. 21. P. 274; Pétridès S. Arsène // DHGE. T. 4. Col. 748; Schiro G. Stefano italo-greco. Grottaferrata, 1947; Minisci T. Innologia greca per S. Vito martire tratta dai manoscritti di Grottaferrata // Silloge bizantina in onore di S. G. Mercati. R., 1957. P. 305-317; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 545, 608-609; Wellesz E. A History of Byzantine Music and Hymnography. Oxf., 1961. P. 239; Follieri E. Initia Hymnorum Ecclesiae Graecae. Città del Vaticano, 1960-1966. Vol. 5.1. P. 256; AHG. T. 5. P. 84-94; T. 9. P. 91, 176; T. 10. P. 11; Σοφιάνος Δ. ̓Ανέκδοτος κανὼν τοῦ μάρτυρος ῾Αρμοδίου συνταχθεὶς ὑπὸ τοῦ ̓Αρσενίου τῆς Κρυπτοφέρρης, ΙΑ´ αἰών // ΕΕΒΣ. 1972/1973. Τ. 39/40. Σ. 96-109; Sczövérffy. Hymnography. Part 1. P. 28; Pt 2. P. 60.

В. В. В.

АРСЕНИЙ МАЛЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич)

АРСЕНИЙ МЛАДШИЙ (Кириллов Алексей Никитич) (Кириллов Алексей Никитич; 1764, Орёл - 7.02.1844, Белобережская пуст.), мон., пустынник Рославльский. Из посадских жителей; в 1795 г. поступил в Коренную пуст. под начало старца иеросхим. Василия (Кишкина), с к-рым в 1797 г. прибыл на Афон. В Илии пророка скиту пострижен в монашество с именем А., его восприемником стал старец Василий. В 1798 г. А. и старец перешли в Ново-Нямецкий мон-рь в Молдавии, в 1800 г. вернулись в Россию и жили в Коренной пуст., затем в Белобережской пуст. Ок. 1804 г. А. поселился в Рославльских лесах (см. Рославльские подвижники), на даче М. А. Кулешова возле дер. Буды Трояновского прихода, с 1810 г. жил на соседней даче А. А. Броневской, в 1812-1823 гг.- на даче помещика П. М. Лесли, в келье близ дер. Сырокоренье Даниловского прихода, и общался с прп.

Моисеем (Путиловым), проживавшим в то время на даче Броневских. Во время Отечественной войны 1812 г. А. совершил паломничества в Площанскую пуст. (см. Площанский мон-рь), в курскую Молченскую Софрониеву пуст. и в Киев. В 1824 г. А. поселился на берегу р. Десны, возле дер. Остров Даниловичского прихода, на даче Е. А. Лышаковой, но был арестован по доносу ее мужа и посажен в смоленский острог, однако вскоре отпущен по письму Калужского еп. Филарета (Амфитеатрова) к смоленскому ген.-губернатору. С еп. Филаретом А. был дружен с юности - в 1795 г. они хотели вместе поступить в Белобережскую или Площанскую пуст., но буд. владыка был насильно возвращен старшим братом в Орловскую ДС. Став Киевским митрополитом, владыка Филарет неоднократно приглашал А. принять настоятельство в одном из мон-рей, но тот отвечал: «Великий Арсений не променял далекой своей пустыни на чертоги царские, а я - маленький Арсений - тождемыслящий». Митр. Филарет высылал А. деньги, а в ответ получал рукодельные ложечки от пустынника. Точно неизвестно, где находился А. в 1824-1840 гг., вероятно в Рославльских лесах; в 1840 г. он поселился в Белобережской пуст. А. отличался глубоким знанием Свящ. Писания и святоотеческих книг. Несмотря на любовь к уединению, охотно беседовал с братией, приходившей к нему за назиданием. Погребен в Белобережской пуст., с правой стороны Троицкого собора.

Лит.: Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Од., 1887, 19053; ЖПодв. Март. С. 145-147; ЖПодв. Апрель. С. 253, 271, 295-299; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов // Смоленские ЕВ. 1994. № 4. С. 49-61.

Игум. Андроник (Трубачёв)

АРСЕНИЙ МОНАХ

АРСЕНИЙ МОНАХ - см. Арсений Икалтойский.

АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ НИНОЦМИНДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ ПАРОССКИЙ

Прп. Арсений Паросский. Икона. XX в.

Прп. Арсений Паросский. Икона. XX в.

(Новый) (Сергиадис; 31.01.1800 - 31.01. 1877), прп. (пам. греч. 31 янв., 18 авг.- перенесение мощей), в Крещении - Афанасий. Род. в г. Янина (Эпир) в благочестивой семье, рано остался сиротой. В 9 лет поступил в школу в Кидонии (М. Азия), где находился под покровительством ее директора иером. Григория (Сарафиса). Когда юноше исполнилось 15 лет, его духовником стал известный старец Даниил из Загоры Димитриадской. Оставив учение, Афанасий последовал за своим наставником на Афон.

Видя преуспевание своего послушника в духовной брани, старец постриг его в монахи с именем Арсений. После 6 лет пребывания на Афоне А. П. и старец Даниил вынуждены были покинуть Св. гору из-за возобновившегося гонения на коливадов (см. Колливадес), к числу к-рых принадлежал и наставник А. П. Гонимые монахи рассеялись по различным мон-рям Греции, а старец Даниил и А. П. нашли пристанище на Кикладских о-вах. После пребывания на о-вах Парос и Сикинос они направились на Фолегандрос, где А. П., уже рукоположенный во диакона, возглавил школу. Когда умер его наставник, он решил вернуться на Афон, но, заехав по пути на Парос, остался в мон-ре св. Георгия, где был рукоположен во священника и стал духовным отцом братии и мн. мирян. Слава А. П. как мудрого наставника распространилась далеко за пределы Пароса. После смерти игум. Илии братия мон-ря единодушно избрала игуменом преподобного. Еще при жизни А. П. удостоился благодати чудотворения: по его молитвам Господь посылал дождь во время засухи, останавливал диких зверей, разорявших монастырские поля, обращал к покаянию грешников. Однажды А. П. перешел с одного острова на др. по морю как по суше. После смерти святого у его мощей произошло множество исцелений от различных болезней и др. чудес. Праздничная служба святому составлена Герасимом Микрояннанитом.

Лит.: Ζερβάκου Θ. Βίος, πολιτεία καὶ θαύματα τοῦ πατρὸς ἡμῶν ̓Αρσενίου τοῦ νέου, τοῦ ἐν τῇ νήσῳ Πάρῳ ἀσκήσαντος. ̓Αθῆναι. 1960; Σφυροεράς Β. Β. ̓Αρσένιος // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 252-253.

О. Е. Петрунина

АРСЕНИЙ САПАРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ УЛУМБОЙСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЙ ФИЛОФИТ

АРСЕНИЙ ФИЛОФИТ [греч. ̓Αρσένιος Θιλοθήτης] (сер. XII в.), мон. из мон-ря Филофея на Афоне. Составитель сборника канонических правил (общим числом 141), основанных на постановлениях Всел. Соборов и святых отцов. Этот сборник, сохранившийся в сокращении (эпитоме), был ошибочно приписан А. Жюстелем Арсению Авториану, занимавшему Никейскую, а затем К-польскую Патриаршие кафедры (XIII в.).

Изд.: Noël G., Justel H. Bibliotheca juris canonici antiqui. P., 1661. T. 2. P. 749-787; PG. 133. Col. 9-62.

Лит.: Lousse E. Arsène (8) // DHGE. T. 4. Col. 749; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 711.

Иером. Дионисий (Шлёнов)

АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНИЯ

Прмц. Арсения (Добронравова). Фотография. 1928 г.

Прмц. Арсения (Добронравова). Фотография. 1928 г.

(Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879, с. Шагарское Юрьев-Польского у. Владимирской губ.- 23.01.1939, Иваново), прмц. (пам. 10 янв. , в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. Феодоровской иконы Божией Матери мон-ря близ Шуи. Род. в семье священника. Окончив епархиальное уч-ще, в 1903 г. поступила учительницей грамоты и рукоделия в детский приют при Феодоровском мон-ре, где приняла постриг с именем А.

Была усердным делателем Иисусовой молитвы, из совр. ей церковных учителей более всех почитала свт. Игнатия (Брянчанинова). В 1915 г. назначена игуменией мон-ря. После Октябрьской революции 1917 г. мон-рь, в к-ром к тому времени проживали ок. 330 насельниц, был закрыт, но власти позволили монахиням жить в мон-ре и продолжать богослужения при условии работы в совхозе. А. осталась игуменией, в дни церковных праздников монахиням разрешалось не выходить на работу и посещать храм. Директор совхоза назначал насельницам работы лишь по благословению А. В 1929 г. мон-рь был ликвидирован окончательно. В апр. 1932 г. А. была арестована по обвинению в том, что она «проводила среди населения... агитацию, используя главным образом церковь, призывала к противодействиям советской власти». А. виновной себя не признала. В окт. 1932 г. особое совещание при ОГПУ приговорило ее к 3 годам ссылки в Казахстан. Первое время А. жила в Алма-Ате, затем была сослана в Каркаралинск, где приняла схиму с именем Фома. По окончании срока ссылки в 1935 г. игумения приехала во Владимир и здесь в кон. июня 1938 г. была вновь арестована, ее обвинили в том, что она являлась «активной участницей контрреволюционной организации духовенства и монашества». Во время следствия игумения держалась твердо, отрицала свою вину. В тюрьме она тяжело заболела и в янв. 1939 г. была помещена в больницу Ивановской тюрьмы № 1, где скончалась от голода. Прославлена Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

Лит.: Дамаскин. Кн. 2. С. 261-264.

Игум. Дамаскин (Орловский)

АРСЕНИЯ ПАРОССКОГО МОНАСТЫРЬ

Мон-рь прп. Арсения Паросского

Мон-рь прп. Арсения Паросского

[греч. ῾Αγίου ̓Αρσενίου, Χριστοῦ - Δάσους], расположен на о-ве Парос (Паронаксийская епископия Элладской Церкви), недалеко от сел Глисидиа и Сотирес, один из паломнических центров Греции. Основан в XVII в. как муж. мон-рь. Принадлежал семье валашского правителя Николая Маврогени. В 1792 г. временно передан храму Экатондапилиани вместе со всем имуществом. 5 июля 1805 г. обитель снова стала самостоятельной и с тех пор действует как жен. мон-рь. В мон-ре 2 храма: один освящен в честь Преображения Господня, др.- во имя небесного покровителя о-ва Парос прп. Арсения Паросского, к-рый был игуменом и духовником обители. Мощи святого выставлены для поклонения. Престольные праздники: 31 янв. (успение прп. Арсения) и 18 авг. (обретение мощей прп. Арсения). Насельницы - 6 монахинь, игумения - Арсения (Цандули).

Лит.: Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 363; ̓Αλιπράντης Ν. Χρ. Ξενάγηση στον ῾Αγιο ̓Αντώνιο Μαρπήσσης Πάρου. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 24; Λέκκος Ε. Π. Τά μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1998. Τ. 2. Σ. 383-384; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 205; Δίπτυχα, 1999. Σ. 699.

А. Ю. Н.

АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРСЕНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ

АРСЕНЬЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ - образована решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. путем выделения из состава Владивостокской епархии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул Арсеньевский и Дальнегорский. Решением Свящ. Синода от 6 окт. 2011 г. А. е. включена в состав новообразованной Приморской митрополии. А. е. объединяет приходы в административных границах Арсеньевского и Дальнегорского городских округов, Анучинского, Кавалеровского, Ольгинского, Тернейского, Чугуевского и Яковлевского районов Приморского края.

Решением Свящ. от 6 окт. 2011 г. епископом Арсеньевским и Дальнегорским избран иером. Гурий (Федоров), 27 окт. возведен в сан архимандрита, 28 окт. в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве наречен, 6 ноября за Божественной литургией в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве хиротонисан во епископа Арсеньевского и Дальнегорского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2011. № 9. С. 6.

АРСУКИДЗЕ

АРСУКИДЗЕ - груз. зодчий (XI в.) - см. в ст. «Светицховели».

АРТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТАВАЗД

АРТАВАЗД [греч. ̓Αρτάβασδος, ̓Αρτάυασδος], визант. полководец арм. происхождения, узурпатор имп. престола (нач. 742 - 2.11.743). При имп. Анастасии II (713-715) был назначен стратигом фемы Армениак. В 717 г. оказал помощь Льву III Исавру (717-741) при восшествии на престол и женился на его дочери Анне (по свидетельству Евтихия Александрийского, А., как и Лев, происходил из Германикии Сирийской). Получил придворное звание куропалата и должность стратига фемы Опсикий. После смерти Льва III на трон взошел его 23-летний сын Константин V Копроним (741-775), разделявший иконоборческие взгляды своего отца. Когда новый император отправился из К-поля в поход против арабов, А. поднял свое войско и выступил против Константина V, находившегося во Фригии. Разбитый император бежал в г. Аморий, А. провозгласил себя императором. После переговоров с патрикием Феофаном Монутой и Патриархом Анастасием (730-754) А. зимой 742 г. вступил в К-поль, был коронован Патриархом и, по всей видимости, признан в Риме папой Захарием. Мнение о том, что А. официально восстановил в К-поле иконопочитание, сейчас ставится под сомнение. Вместе с А. были, вероятно, коронованы его жена Анна и младший сын Никита (Σάθας. ΜΒ. Τ. 7. Σ. 124). На стороне узурпатора находились войска фем Опсикий, Армениак, где стратигом был его сын Никита, и Фракия под управлением старшего сына Никифора. Константину V остались верны фемы Анатолик, Фракисий и морская фема Кивирриотов, т. е. почти вся М. Азия. Весной 743 г. Константин V нанес поражение А. в битве при Сардах, а затем разбил и войско его сына Никиты, после чего 2 нояб. 743 г. вступил в К-поль; по его приказу А. и его сыновья были ослеплены на ипподроме, а Патриарх Анастасий был подвергнут публичному позору, но оставлен на Патриаршем престоле.

Ист.: Theoph. Chron. P. 415-421; Nicephori. Breviarium Historicum // Nicephori Opuscula historica / Ed. С. de Boor. Lpz., 1880. P. 59-62.

Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 597-600; Kaegi W. The Byzantine Armies and Iconoclasm // Bsl. 1966. T. 27. P. 48-70; Speck P. Artabasdos, der rechtgläubige Vorkämpfer der göttlichen Lehren: Untersuchungen z. Revolte d. Artabasdos und ihrer Darstellung in d. byzant. Historiographie. Bonn, 1981; Rochow I. Bemerkungen zur Revolte des Artavasdos auf grund bisher nichtbeachteter Quellen // Klio. 1986. Bd. 68. S. 191--197; Hollingsworth P. A. Artavasdos // ODB. Vol. 1. P. 192.

П. И. Жаворонков

АРТАЗ

АРТАЗ [арм. Արտաև], арм. мон-рь в честь ап. Фаддея (Сурб Тадеиванк), в обл. Артаз пров. Васпуракан Армянского царства (совр. Иран, пров. Зап. Азербайджан). По преданию, основан в I в. на месте мученичества ап. Фаддея (см. Иуда Иаковлев). Первые исторические сведения об А. относятся к V в. А. пережил многократные разграбления, сильно пострадал от землетрясения 1319 г., перестраивался в период между XIII-XVII вв., в 1680-1685 гг. (при настоятеле Сааке Макуеци) и в 1811-1820 гг. (при настоятеле Симеоне). В период средневековья в А. располагался крупный скрипторий.

Наиболее ранняя из сохранившихся построек - крестово-купольная церковь, к-рая датируется XII-XIV вв.

В ее юго-вост. пастофории находится усыпальница ап. Фаддея. В результате перестроек XIX в. церковь составила вост. часть нового собора, представляющего собой четырехстолпный крестово-купольный зал с вынесенными апсидами,- уменьшенную копию Эчмиадзинского кафедрала. Купол храма имеет пирамидальное покрытие, опирается на двенадцатиугольный снаружи барабан; апсида перекрыта сомкнутым сводом, украшенным большим рельефным крестом. Необычным для позднесредневек. арм. архитектуры является богатое убранство фасадов храма с развитой структурой декоративных поясов. Нижний пояс составляет сплошная аркатура с изящными орнаментальными композициями в поле каждой арки. В аркатуре верхнего пояса представлены изображения святых, сюжеты из ВЗ и НЗ, а также сцены из иран. поэм (Фирдоуси, Низами) и кавк. мифологии. В рельефных сюжетах А. заметна аналогия с памятниками Ахтамара и стилистическое воздействие позднеиран. искусства. В кладке стен, в скульптурных композициях на фасаде использовано сочетание серого туфа с белым камнем - метод, характерный для XVII в. Мон-рь обнесен мощной крепостной стеной, имеет развитую структуру жилых и хозяйственных построек. В 70-х гг. XX в. в мон-ре проводились реставрационные работы.

Лит.: Kleiss W., Seihoun St. S. Thadei'vank. Mil., 1971. (Documenti di architettura armena; 4); Ахназарян А. Монастырь cв. Фаддея // Эчмиадзин, 1985. С. 53-58 (на арм. яз.); Thierry J.-M., Donabedian P., Thierry N. Les arts arméniens. P., 1987. P. 493.

А. Ю. Казарян

АРТАКСЕРКС

АРТАКСЕРКС [Персид. Khshayârshâ, евр. АРТАКСЕРКС , греч. ̓Αρταξέρξης], имя персид. царя Ксеркса I (ок. 486-465 до Р. Х.) из династии Ахеменидов, употребляемое в синодальном переводе Книги Есфири под влиянием перевода LXX. В 1-й Книге Ездры он назван Ахашверош, правильно его имя указано в списке персид. правителей (1 Езд 6. 4). Ко времени Иосифа Флавия А. был ошибочно отождествлен со своим преемником Артаксерксом I (cм. Иуд. древн. XI 6, где перепутаны имена и деяния этих царей). Согласно Книге Есфири и др. источникам, А. отличался тщеславием, неуравновешенностью, стремлением поставить царскую власть выше любых нравственных норм (ср.: Геродот.

История. VII 29, 38-39; VIII 118-119; IX 108-113). В 465 г. до Р. Х. был убит заговорщиками. А. ревностно утверждал зороастризм в качестве гос. религии Персии: в первые годы правления он обрушился с преследованиями на ряд чуждых ей культов: разорил храмы в Египте, Вавилонии, уничтожил святилища почитателей дэвов, насаждая культ Ахура-Мазды. К этому времени Книга Есфири относит намерение А. истребить всех иудеев Персидской державы, не осуществленное благодаря Есфири и Мардохею (ок. 483 до Р. Х.). Очевидно, преследования, к-рым царь намеревался подвергнуть евреев, стоят в одном ряду с проч. карательными мерами по отношению к культам, несовместимым с ахеменидской гос. религией. В Книге Есфири первоначальный замысел преследований иудеев приписан царскому сановнику Аману (3. 6). В те же годы самаритяне подали А. донос на жителей Иерусалима (1 Езд 4. 6), обвиняя их в мятежных намерениях. Вероятно, А. отнесся к этому доносу с доверием и подверг жителей Иудеи значительным ограничениям и притеснениям. Впосл. античные авторы даже считали, что он первым из персид. царей покорил Иудею (Помпей Трог. Всеобщ. Ист. XXXVI 3. 8). Под влиянием Есфири, ставшей одной из его жен, А. изменил свое отношение к иудеям. Возможно, такая резкая перемена, соответствовавшая характеру А., стала одной из причин его смешения в последующей традиции с Артаксерксом I, проводившим схожую политику.

А. А. Немировский

АРТАКСЕРКС I

АРТАКСЕРКС I [греч. Μακρόχειρ, лат. Longimanus - Долгорукий], персид. царь (465-424 до Р. Х.) из династии Ахеменидов, сын и преемник Ксеркса I (1 Езд 4. 7; 6. 14; 7. 1; 8. 1; Неем 2. 1; 5. 14; 13. 6). А. завершил длительные греко-персид. войны т. н. Каллиевым миром (449 до Р. Х.). Сохраняя единство Персидской державы, А. покровительствовал иудеям. На 7-м году правления (ок. 458 до Р. Х.) он разрешил возвращение группе переселенцев из Вавилона и оказал поддержку в восстановлении храма, освободив общину в Иерусалиме от налогов. Вместе с частью народа в Иерусалим вернулся свящ. Ездра, к-рый получил от царя право управлять всеми иудеями персид. пров. Абарнахара (арам. АРТАКСЕРКС I АРТАКСЕРКС I  - заречье, т. е. области от Хабура и Евфрата до границ Египта) «по закону Бога» (1 Езд 7. 14). Затем А. выделил Иудею из состава враждебно настроенной к Иерусалиму Самарийской обл. в особую область Йехуд. На 20-м году царствования А. назначил своего придворного Неемию наместником в Иерусалиме (445 до Р. Х.). В то же время он покровительствовал враждовавшему с Неемией наместнику Самарии Санваллату. На исходе своего правления А. по доносу самаритян запретил начатое Неемией строительство стен в Иерусалиме, опасаясь, что, получив в свое распоряжение сильные укрепления, жители Иудеи смогут отделиться от Персидской державы. Исполнение этого запрета царь возложил на самарян, к-рые согласно приказу царя двинулись на Иерусалим и остановили строительные работы. Сооружение стен возобновилось только в 422 г. до Р. Х. Тем не менее при А. Иерусалимская община превратилась в главную опору персид. могущества в Палестине.

Лит.: Olmstead A. T. History of the Persian Empire. Chicago, 1948; Littman R. J. The Religious Policy of Xerxes and the Book of Esther // Jewish Quarterly Review. 1975. Vol. 65. р. 145-155; Дандамаев М. А. Политическая история державы Ахеменидов. М., 1985.

А. А. Немировский

АРТАКСИЙ

АРТАКСИЙ [лат. Artaxius] († 202), мч. Африканский (пам. 22 марта) - см. в ст. «Перпетуя, св.».

АРТАПАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЕМА

Арте́ма [греч. ̓Αρτεμᾶς], ап. от 70. Ап. Павел в Послании к Титу (3. 12) упоминает А. как одного из своих учеников и посылает его на Крит вместо св. Тита, пока последний находился при апостоле в Никополе, возможно, чтобы временно возглавить общину в отсутствие Тита. О жизни и смерти А. почти ничего не известно, но из послания ап. Павла видно, что А. пользовался у него большим доверием. Имя А. встречается во всех апостольских списках. К-польский Синаксарь и слав. Четьи-Минеи сообщают, что А. был епископом Листры в Исаврии, на границе с Ликаонией.

Память А. совершается 30 окт.- с апостолами от 70 Тертием, Марком и Иустом, 4 янв.- в Соборе 70 апостолов (см. Апостолы, разд. «Гимнография»). Память, закрепленная в наст. время за 30 окт., встречается в месяцесловах также и под др. числами года (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 337). Отдельное последование А. неизвестно.

В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота, нач. XVIII в. (Ч. 3. § VII. № 51), об А. сказано: «Молод, с остроконечною бородою».

Лит.: Ерминия ДФ. С. 158; ActaSS. Iun. T. 5. P. 58-59; Собор св. 70 Апостолов. Каз., 1907. С. 200-202; Bardy G. Artemas // DHGE. T. 4. Col. 788.

О. В. Титова, О. В. Венцель

АРТЕМИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЕМИДОР

АРТЕМИДОР [греч. ̓Αρτεμίδωρος], мч. (пам. греч. 8 и 9 сент.). Время и место мученической кончины неизвестны. А. был заживо сожжен за исповедание христ. веры. Память А. указывается в ряде стишных греч. синаксарей (напр., ГИМ. Син. греч. 353. Л. 33об., 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 516) и в печатной Минее (Венеция, 1592).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 3. P. 366; SynCP. Col. 29-30.

Лит.: Sempels V. Artémidore (2) // DHGE. T. 4. Col. 797; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 260; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 58.

АРТЕМИДОР И ФАЛАЛЕЙ

АРТЕМИДОР И ФАЛАЛЕЙ [Фал] [греч. ̓Αρτεμίδωρος, Θαλλέλαιος], мученики К-польские (пам. греч. 20 сент.). Время мученической кончины неизвестно. Согласно Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 62), усечены мечом на месте, где позже построен храм св. Феодора в Космидии. Память А. и Ф. указывается в Типиконе Великой ц. X в. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 40) и в ряде стишных греч. синаксарей (напр., ГИМ. Син. греч. 353. Л. 66 об., 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 518).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 6. P. 148-149; SynCP. Col. 62.

Лит.: Bardy G. Artémidore (3) // DHGE. T. 4. Col. 797; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 260; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 58.

АРТЕМИЕВ ВЕРКОЛЬСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич)

АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич) (Снигур Александр Николаевич; род. 5.09. 1962, Днепродзержинск, Украина), еп. Петропавловский и Камчатский.

В 1984 г. окончил Санкт-Петербургский военно-транспортный ун-т. До 1992 г. служил в Алма-Ате (Казахстан).

После увольнения в запас в 1992-1995 гг. трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в Алма-Ате. В 1995 г. стал послушником Свято-Николо-Шартомского муж. мон-ря с. Введенья Шуйского р-на Ивановской обл.

17 декабря 1995 г. рукоположен во диакона, 11 февраля 1996 г. в Благовещенском храме г. Кинешмы во иерея. 31 марта 1996 г. в Казанском храме Свято-Николо-Шартомского муж. мон-ря с. Введенья Шуйского р-на Ивановской обл. архиеп. Амвросием (Щуровым) пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь прав. Артемия Веркольского.

4 ноября 1996 г. командирован в Новосибирскую епархию для активизации миссионерского служения и укрепления монашества в сибирском регионе.

20 марта 1997 г. назначен инспектором по храмовому строительству Новосибирской епархии. 17 июля 1997 г. утвержден наместником новообразованного Михаило-Архангельского муж. мон-ря в с. Малоирменка Ордынского р-на Новосибирской обл. (в 1998 г. мон-рь переведен в с. Козиха Ордынского р-на Новосибирской обл.).

19 февраля 2004 г. назначен председателем архитектурного отдела Новосибирской епархии.

В 2004 г. окончил МДС (заочно), в 2008 г. - МДА (заочно).

Решением Свящ. Синода от 22 марта 2011 г. избран епископом Петропавловским и Камчатским, 3 апр. возведен в сан архимандрита. 8 апреля 2011 г. в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове наречен епископом Петропавловским и Камчатским. Хиротонисан 10 апреля 2011 г. за Божественной литургией в храме Христа Спасителя. Возглавил хиротонию Святейший Патриарх Кирилл (Гундяев).

Решением Свящ. Синода от 25-26 дек. 2013 г. утвержден в должности священноархимандрита Пантелеимонова мужского монастыря г. Петропавловска-Камчатского.

Лит.: Наречение и хиротония архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского // ЖМП. 2011. № 5. С. 26-29.

АРТЕМИЯ РИМСКАЯ

АРТЕМИЯ РИМСКАЯ - мц. (пам. 7 июня), дочь имп. Диоклетиана - см. в ст. «Маркелл, сщмч., папа Римский, и др. мученики».

Предыдущая страница Следующая страница