Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АРСЕНИЙ IV

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АРСЕНИЙ IV

АРСЕНИЙ IV (Булмаисимисдзе), Католикос-Патриарх Мцхетский (Картлийский) (1241/42-1249/50), гимнограф. Его Патриаршество и лит. деятельность пришлись на времена непрерывных монг. вторжений и затем монг. владычества в Вост. Грузии. Как образованнейший человек своего времени, он имел тесные контакты с выдающимися деятелями Грузии той поры, сыновьями эристава Ачары (Аджары) Иване Варданом и Абусером Абусеридзе (см. Тбели Абусеридзе), по просьбе к-рых создал нек-рые свои произведения. А. составил сохранившиеся до наст. времени ямбический Синаксарь на 4 месяца (февр.-май); стихиры на Господи воззвах и «Хвалите», канон, прокимен и седален Нерукотворному Образу Спасителя, доставленному в Грузию прп. Антонием Марткопским (А 85 // Ин-т рукописей им. К. С. Кекелидзе АН Грузии.

Л. 294-302); стихиры на «Господи воззвах», акафист и канон прп. Шио Мгвимскому (Н 1349 // Там же); стихиры на «Господи воззвах» и ямбический канон с акростихом св. равноап. Нине (И 1349 // Там же); стихиры на «Хвалите» св. блгв. кн. мч. Гоброну и мч. Евстафию Мцхетскому (Н 1349 // Там же). Предполагают, что ему же принадлежит краткое синаксарное житие прп. Шио Мгвимского.

Известно, что А. окончательно утвердил грамоту, врученную еп. Арсением Чкондидел-Мцигнобартухуцеси в 1241/42 г. своему феодалу Мгеле Абулахтарисдзе и его сыновьям и подтверждающую их право на дер. Гуерки. Ок. 1241 г. А. утвердил грамоту-дарственную на дер. Оромашени, врученную его предшественником Католикосом-Патриархом Михаилом V дворцовому мсахуртухуцесу Мцхетского Патриаршего престола Ваче Гуарамаисдзе. А. принадлежит также указ, составленный в 40-х гг. XIII в. на церковном Соборе, о восстановлении, несмотря на экономический кризис страны после нашествия хорезмийцев, иммунитетных прав мон-ря Шиомгвиме и законности завещания груз. царя Давида IV Строителя, передающего ему эти права.

Нек-рые исследователи (Н. Бердзенишвили, И. Шошиашвили) на основании того, что послание А. братьям Абусеридзе было написано в Гелати (Зап. Грузия), считают А. Абхазским (Западногрузинским), а не Картлийским Католикосом.

Ист.: ჟართული სანართლის მეგლები / ი. დოლიმის რედაჟციით. თბილისი, 1967. T. 3. C. 160-161; ჟართული ისთორიული საბუთების კორპუსი / განოსცა ნ. შოშიაშვილმა. თბილისი, 1984. C. 114-119.

Лит.: ბერმენიშვილი ნ. სავაზირო ფეოდალურ საჟართველოში // ენის, ისტორიისა და მატერიალური კულტურის მოამბე. თბილისი, 1940. N 5-6. C. 398-405; კეკელიმე კ. მველი ჟართული ლიტერატურის ისტორია. თბილისი, 1980. Т. 1. С. 326-329; ჟართული მწერლობა: ლეჟსიკონი-ცნობარი. თბილისი, 1984. Кн. 1; საჟართველოს კათოლიკოს-პატრიარჟები. თბილისი, 2000. С. 58-59.

З. Абашидзе

В начало энциклопедии