Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 27, "АРИ"-"АРН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 27, "АРИ"-"АРН")

АРИСТИОН

АРИСТИОН [греч. ̓Αριστίων], сщмч. (пам. 3 сент.), еп. Александрийский. Время жизни неизвестно. Проповедовал о Христе и Его спасительных страданиях, смерти и Воскресении; поучал народ, говоря, что все на земле тленно и скоропреходяще, а вечны и нетленны только небесные блага. За это А. был приведен к правителю города и, исповедовав Христа истинным Богом, осужден на сожжение. Поскольку среди епископов Александрии Египетской неизвестны иерархи с именем А., исследователи считают А. епископом Александретты (Александрии-у-Исса, совр. Искендерун, Турция), находившейся между городами Исс и Антиохия.

Краткое греч. житие А. содержится в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 11-12) и Минологии Василия II(PG. 117. Col. 28). Память А. 3 сент. указывается как в ряде зап. мартирологов (напр., Иеронимовом, Адона и Узуарда), так и в большинстве визант. календарей: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 12), Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 269), стишном синаксаре ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г. (Владимир (Филантропов). Описание. С. 516).

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог. В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены краткое житие и стих А. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10-11 (1-я паг.)).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. Σεπτέμβριος. Σ. 50).

Иконография. Миниатюра с изображением мученичества А. представлена в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 9, 976-1025 гг.).

Ист.: ActaSS. Sept. T. 1. P. 611-615; PG. 117. Col. 28; SynCP. Col. 11-12; ЖСв. Сент. С. 75.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 355 (2-я паг.)); Agrain R. Aristion (1) // DHGE. T. 4. Col. 191-192; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 139; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 55.

О. В. Лосева

АРИСТОВ Федор Федорович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОВА Александра Даниловна

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОВУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОН

АРИСТОН [греч. ̓Αρίστων], еп. Арсинои Кипрской. Местночтимый святой Кипрской Церкви. Упоминается прп. Неофитом Затворником (XII в.) как чудотворец, прославившийся изгнанием злых духов.

Изображение А. представлено в росписи люнеты ц. Богородицы Амасгу (Кипр), кон. XII в.

Лит.: Delehaye H. Les Saints de Chypre // AnBoll. 1907. Vol. 26. P. 203; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 153; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus: Treasures of Byzantine Art. Nicosia, 1997. P. 243; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 55-56.

О. В. Л.

АРИСТОН ИЗ ПЕЛЛЫ

АРИСТОН ИЗ ПЕЛЛЫ [греч. ̓Αρίστων ὁ Πελλαῖος] (II в.), апологет, предполагаемый автор «Диспута между Ясоном и Паписком о Христе», первого известного произведения, посвященного полемике христианства с иудаизмом (это сочинение сохранилось лишь во фрагментах, так же как и исторический труд А. из П. о восстании Бар Кохбы, упоминаемый Евсевием Кесарийским - Hist. eccl. IV 6). Упоминание о «Диспуте» впервые встречается в несохранившемся антихрист. трактате Цельса «Истинное слово» (ок. 178), где труд А. из П. характеризуется «заслуживающим даже не смеха, а скорее - сожаления и презрения» (Origen. Contra Cels. IV 52). Ориген, приводящий это суждение Цельса, кратко характеризует «Диспут» как «спор, к-рый христианин [Ясон] ведет с иудеем [Паписком] на основании иудейских писаний с целью показать, что пророчества о Христе относятся к Иисусу».

Блж. Иероним дважды упоминает «Диспут»: в «Комментарии на послание к Галатам» он цитирует Втор 21. 23 в переводе Акилы, ссылаясь на «Диспут», в к-ром приводится указанная цитата (Comment. in Gal. ad 3. 14 // PL. 26. Col. 361); в «Вопросах к еврейскому тексту кн. Бытия» Иероним цитирует содержащееся в «Диспуте» толкование на Быт 1. 1 (Quaest. hebr. in Gen. ad 1. 1 // PL. 23. Col. 937). Ранние источники упоминают «Диспут между Ясоном и Паписком» без указания авторства. Имя А. из П. как предполагаемого автора этого произведения впервые называется в приписываемых прп. Максиму Исповеднику (VII в.) «Схолиях на Дионисия Ареопагита», к-рый также сообщает, что в книге А. из П. содержится толкование «семи небес» и что Климент Александрийский в 6-й кн. «Ипотипосов» приписывает это сочинение Луке (PG. 4. Col. 421).

Ист.: Reliquiae sacrae. Oxf., 1846. T. 1. P. 93-109; FHG. T. 4. P. 328; Corpus Apologetarum Christianorum saeculi secundi / Ed. J. Ch. Th. v. Otto. Wiesbaden, 1969r. T. 9. P. 349-363.

Лит.: Остроумов С. [И.] Разбор сведений Евсевия Кесарийского и блж. Иеронима Стридонского о греч. апологетах христианства II в. М., 1886. С. 31-48; Bardenhewer. Geschichte. T. 1. P. 202-206; Сагарда А. И. «Ипотипосы» Климента Александрийского // ХЧ. 1913. [№ 8]. С. 1105-1127; Schürer E. Geschichte des jüdischen Volkes in Zeitalter Jesu Christi. Lpz., 1914. T. 1. P. 63-65; Juster J. Les jufs dans l'Empire romain. P., 1914. T. 1. P. 54-55; Labriolle P. de. Ariston (8) // DHGE. T. 4. Col. 201-202; Goodspeed E. J. A History of Early Christian Literature. Chicago, 1942. Р. 138-142; P. 318-320; Quasten. Patrology. T. 1. P. 180; Сидоров А. И. Курс патрологии. С. 151-152.

В. В. Василик

АРИСТОТЕЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИСТОТЕЛЬ ФЬОРАВАНТИ

АРИСТОТЕЛЬ ФЬОРАВАНТИ - см. Фьораванти Аристотель.

АРИТМОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРИЧ

АРИЧ [Аричаванк; арм. (?)ա(?)իծ, (?)ա(?)իծավաճղ], арм. мон-рь, расположенный на высоком плато на склоне горы Арагац, в с. Арич (обл. Ширак, Республика Армения). Центр монастырского комплекса составляют 2 церкви и гавит (притвор), к северу от к-рых находятся жилые и хозяйственные постройки. На кладбище сохранились руины однонефной церкви V в. и стелы с раннехрист. сюжетными рельефами (ныне в ЕГИМА). Древнейшая из сохранившихся построек мон-ря - ц. Сурб Григор (2-я пол. VII в.) - тетраконх с широким купольным квадратом, миниатюрная копия храма в Мастаре (с 4-го ряда кладки перестроена в X в., купол XIX в.). Благодаря опеке князей Захаре и Иване Закаридов (Захаридов) положение мон-ря в кон. XII - нач. XIII в. во многом улучшилось. В 1201 г. была построена ц.

Аствацацин (Богородицы), крестово-купольный храм с 4 двухэтажными приделами. Стройные пропорции интерьера подчеркнуты пучковыми подкупольными пилястрами. Верхние зап. помещения открываются в наос трехарочными проемами. Фасады декорированы стилизованными большими крестами из профилированных тяг, что характерно для архитектуры груз. храмов, но выполнено с большей строгостью, на вост. фасаде скульптурная группа из князей, ктиторов храма, поддерживает орнаментированную раму с ониксовой иконой Богородицы (XIX в.), вставленной на то место, где была установлена древняя модель храма. Двадцатигранный барабан храма с тройными колонками на гранях и розетками в простенках напоминает рипиды (развито в храме Гандзасара, 1216-1230). Храм венчает зонтичный шатер, восстановленный в 80-х гг. XX в., на зап. щипце помещен каменный макет храма. Четырехколонный притвор, отличающийся оригинальными сводами и порталом, богато украшенным резьбой, построен до 1224 г. В А. со 2-й пол. XIX в. неоднократно производились реставрационные и строительные работы. С 1850 г. А.- летняя резиденция Эчмиадзинского католикоса.

Лит.: Мхитареанц А. История монастыря Арич. Тифлис, 1856; Халпахчьян О. Х. Архитектурные ансамбли Армении. М., 1980. С. 263-315; Джалалян А. Архитектурный комплекс Арича // ИФЖ. 1986. № 2. С. 81-93; Cuneo P. Architettura armena dal quarto al diciannovesimo secolo. R., 1988. Vol. 1. P. 248-253.

А. Ю. Казарян

АРКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКА ТРИУМФАЛЬНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКАДИЕВСКИЙ ВЯЗЕМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКАДИЙ I

АРКАДИЙ I - архиеп. Констанции Кипрской (Саламин). Предстоятель Кипрской Церкви (610-641). Известен как борец с ересью монофелитов: ему был отправлен декрет имп. Ираклия (622). Об А. упоминает его преемник архиеп. Сергий в послании к папе Сиксту IV (642). А. считается автором жития прп. Симеона Дивногорца (BHG, N 1689), по свидетельству прп. Иоанна Дамаскина (Ioannes Damascenus. Orationes de imaginibus tres. 3 // PG. 94. Col. 1393) и упоминанию этого сочинения в Деяниях Всел. VII Собора (Mansi. T. 13. P. 73-80). А. приписывается похвальное слово вмч. Георгию Победоносцу (BHG, N 684).

Лит.: Пападопуло-Керамевс А. И. О сочинении Аркадия Кипрского // ВВ. 1894. Т. 1. С. 601-612; Agrain R. Arcadius I (11) // DHGE. T. 3. Col. 1494-1495; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 158.

АРКАДИЙ II

АРКАДИЙ II - архиеп. Констанции Кипрской (Саламин). Предстоятель Кипрской Церкви (сер. VII в.). Хронологические рамки архиепископства А. определяются последним упоминанием в источниках его предшественника Сергия, архиеп. Кипрского (642), и сообщением об участии во Всел. VI Соборе (680) Епифания II, архиеп. Кипрского. Из письма имп. Константина IV Погоната (668-685) против Павла, главы ереси акефалов, А. известен как борец с еретиками.

Ист.: Mansi. T. 11. P. 669; ActaCO. Vol. 2. Pt. 1. P. 60.

Лит.: Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. P. 876; Agrain R. Arcadius II (12) // DHGE. T. 3. Col. 1495; Κύρρης Κ. Π. ̓Αρκάδιος ὁ Β´ // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 158-159.

АРКАДИЙ ВЯЗЕМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКАДИЙ ДОРОГОБУЖСКИЙ

АРКАДИЙ ДОРОГОБУЖСКИЙ (XVI в. ?), прп. (пам. в последнюю неделю перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых), подвизался и погребен в Герасимовом Болдинском мон-ре, архиеп. Филарет (Гумилевский) считал А. Д. учеником прп. Герасима Болдинского († 1554). Упоминание об А. Д. содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII вв.). В «Описании» по списку МДА. № 209 (РГБ) сказано: «Преподобный отец Аркадий затворник, Дорогобужский чудотворец» (С. 86). Почитание преподобного сохранялось в Болдин-ском мон-ре еще в 1-й пол. XIX в., однако к 1900 г., по свидетельству настоятеля архим. Макария, память об А. Д. и о местонахождении его могилы была утрачена, поэтому нек-рые агиографы кон. XIX - нач. XX в. сомневались в существовании А. Д.: архиеп. Димитрий (Самбикин) отрицал существование преподобного, этого же мнения придерживался вяземский краевед И. П. Виноградов, архим. Леонид (Кавелин) необоснованно отождествил А. Д. с прп. Аркадием Вяземским.

А. Д. включен в Собор Смоленских святых, установленный в 1984 г. по инициативе архиеп. Смоленского и Вяземского Феодосия (Процюка).

Ист.: Описание о российских святых.

Лит.: Зверинский. Ч. 2. С. 77; Филарет (Гумилевский). РСв. Май. С. 29; Леонид (Кавелин). Святая Русь. С. 200, № 776; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 42, 549; Виноградов. Прп. Аркадий Вяземский Новоторжский чудотворец. Тверь, 1905; Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской патерик. Каз., 1907. С. 95-96; Минея (МП). Июль. Ч. 3. С. 247.

Е. В. Романенко

АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ

АРКАДИЙ И КОНСТАНТИН ШАМАРСКИЕ († 18.01.1857, близ дер. Гурьяновки Красноуфимского у. Пермской губ. (совр. дер. Платоново Шалинского р-на Свердловской обл., в 25 км к северу от ст. Шамары)), преподобномученики, почитаемые старообрядцами Белокриницкой иерархии (пам. 18 янв., 29 июня). Родные братья из состоятельных уральских старообрядцев часовенного согласия в молодости приняли иноческий постриг. Узнав о появлении старообрядческой иерархии (см. в ст. «Амвросий (Паппа-Георгополи)»), предприняли поездку в Белую Криницу. Вернувшись в Россию и познакомившись со старообрядческим архиеп. Антонием (Шутовым), А. и К. Ш. признали Белокриницкую иерархию и через нек-рое время приняли священнический сан. После возвращения на Урал поселились в окрестностях г. Лысьва (Пермская губ.), затем перебрались в леса близ дер.

Гурьяновка, вели аскетический образ жизни, носили вериги. О иноках-братьях узнали местные старообрядцы-беспоповцы и стали обращаться к ним с просьбой о молитве и духовном совете.

А. и К. Ш. были убиты местным крестьянином, искавшим у иноков деньги. Убийца, по преданию, на допросе рассказал, что, пока он расправлялся с одним отшельником, другой, не испугавшись и не сопротивляясь, молился, говоря: «Господи, вот брата моего убивают, сейчас меня убьют. Прости нас, Господи». Нетленные останки А. и К. Ш., лежавшие на земле под березовыми ветками, были найдены 29 июня 1857 г. С этого времени началось местное почитание отшельников, на месте их захоронения многократно видели чудесное свечение. После того как братья явились неск. раз во сне местному жителю и попросили захоронить их в др. месте, в 1927 г. их останки были тайно перенесены прибывшей для этого группой старообрядческого духовенства. Через неделю недалеко от могилы забил источник, у к-рого начали исцеляться не только старообрядцы-поповцы, но и беспоповцы, православные и даже атеисты. 13 мая 1996 г. старообрядческой делегацией во главе с митр. Алимпием (Гусевым) было произведено освидетельствование мощей А. и К. Ш. Их канонизация как местночтимых святых состоялась на соборе РПСЦ 21-24 окт. 1997 г.

Лит.: Духовные ответы. М., 1998. № 9. С. 21-27, 29-36; Житие святых преподобномучеников Константина и Аркадия шамарских. Большой Камень, 1998; Православный старообрядческий церковный календарь (РПСЦ) за 1998 год. С. 108-109.

Д. Н. Канаев

АРКАДИЙ И НЕСТОР

АРКАДИЙ И НЕСТОР (IV в.), святители, епископы Тримифунтские (пам. греч. 7 марта, зап. 4 марта). Из краткого греч. жития известно, что они занимали Тримифунтскую кафедру (Кипр), были добрыми пастырями, обратили мн. язычников ко Христу, претерпели ссылки и невзгоды, совершили множество чудес и скончались в мире.

Память А. и Н. указывается 7 марта в визант. календарях к-польского происхождения - в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 244), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 518), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 341).

Римский мартиролог отмечает их память 4 марта и причисляет к херсонесским святым. Псевдо-Декстер, испан. иезуит XVII в., по своему обыкновению, пытается приписать этих святых Испании, куда они якобы были посланы ап. Иаковом. Согласно этой версии, А. оказался в Рейносе, а Н.- в Паленсии, они претерпели мученичество при имп. Нероне.

Наиболее ранним свидетельством почитания А. и Н. у славян является упоминание их памяти 7 марта в месяцеслове болг. Охридского Апостола кон. XII в. (Л. 105). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого под 7 марта включена память Тримифунтских епископов (древнейший список - РГАДА. Тип. 177. Л. 1об., нач. XIV в.). В ВМЧ содержится память А. и Н. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 10 (2-я паг.)).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь святым (Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 51).

Ист.: ActaSS. Mart. T. 1. P. 425-426, 641-642; SynCP. Col. 518; Chronicon Dextri // PL. Т. 31. Col. 129, 186.

Лит.: Delehaye H. Les Saints de Chypre // AnBoll. Т. 26. P. 259; Agrain R. Arcadius (4) // DHGE. T. 3. Col. 1487-1488; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 157-158; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 56.

П. Б. Михайлов

АРКАДИЙ Иванович Лобцов

Иванович Лобцов (22.01.1895, г. Переславль-Залесский Владимирской губ. - 17.02.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), свящ. Род. в семье псаломщика. После окончания Переславского ДУ работал рассыльным у судебного пристава, с 1912 г. служил псаломщиком в ц. с. Жирославское Кольчугинского у. Владимирской губ. В 1919 г. мобилизован в Красную Армию, в 1920 г. интернирован немцами при отступлении на польском фронте, находился в Германии до 1921 г. В кон. июля 1921 г. вернулся в Жирославское, продолжал служить псаломщиком. К кон. 1922 г. рукоположен во священника; в 1929 г. переведён в ц. Грузинской иконы Божией Матери в с. Якшино Лопасненского р-на Московской обл. 28 янв. 1938 г. арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 11 февр. 1938 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 19892.

Лит.: ЖНИР. Моск. Доп. Т. 1. С. 41-44; ЖНИР. Февраль. С. 105-108.

АРКАДИЙ НОВОТОРЖСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКАДИЙ, ПРОБ, ЕВТИХИАН, ПАСХАЗИЙ И ПАВЛИЛЛ

АРКАДИЙ, ПРОБ, ЕВТИХИАН, ПАСХАЗИЙ И ПАВЛИЛЛ [лат. Arcadius, Probus, Eutihianus, Pashasius et Paulillus] († 13.11.437), мученики (пам. зап. 13 нояб.). Были уроженцами г. Саламанки (Испания) и происходили из знатных семей. Поступили на службу к кор. вандалов Гензериху (427-477), и, когда достигли высоких чинов и богатства, король потребовал, чтобы они приняли арианство, к-рое сам исповедовал. В ответ на решительный отказ Гензерих лишил их должностей и отправил в ссылку, а Павлилла продал в рабство. Сохранилось послание Гонората Антонина, еп. Константины (древней Цирты), к А., призывающее его стойко переносить выпавшие на его долю испытания (PL. 50. Col. 567-570). О мученичестве святых сообщается в «Хронике» Проспера Тиро Аквитанского (Chronicum integrum // PL. 51. Col. 597). Четверо мучеников были казнены в один день, возможно в Гиппоне. Позже их мощи были перенесены в Медину-дель-Кампо (Испания).

Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 16. P. 500-501; Ruinart Th. Commentarius historicus in persecutionem vandalicam. Cap. 3-4 // PL. 58. Col. 371-372; Bardenhewer O. Les pères de l'Église. P., 1899. T. 3. P. 130; Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1910. T. 3. P. 633; Audollent A. Arcadius (7) // DHGE. T. 3. Col. 1492-1493.

П. Б. Михайлов

АРКАДИОПОЛЬ

АРКАДИОПОЛЬ [греч. ̓Αρκαδιούπολις], г. в вост. Фракии (совр. Люлебургаз в Турции), митрополия К-польского Патриархата. А., расположенный на дороге из К-поля в Адрианополь, служил одним из укрепленных форпостов, защищавших столицу Византии от нашествий с севера. Согласно сообщениям большинства визант. историков, А. основан на месте древнего г. Вергула имп. Аркадием (395-408); по др. версии, построен и назван в честь Аркадия его отцом имп. Феодосием I Великим (379-395).

А. не раз подвергался нападениям: в 441 г. его захватил Аттила, в 473 г. осаждали готы Теодориха Великого. Здесь пытался укрыться мятежник Фома Славянин после неудачной попытки штурма К-поля (823). В 970 г. киевский князь Святослав подошел к А., но не смог овладеть им. После захвата К-поля крестоносцами (1204) А. достался в собственность Венеции, но затем не раз переходил из рук в руки. Город подвергся разрушениям, и большинство жителей покинули его и переселились в Адрианополь. Имп. Андроник III Палеолог (1297-1341) собирался заново отстроить его, однако экспансия турок-османов помешала возрождению А. К сер. XIV в. на месте города остались лишь руины.

В церковном отношении А. первоначально подчинялся архиепископу Визии, а в кон. V - нач. VI в. стал автокефальной архиепископией пров. Европа. В XII в. А. получил статус митрополии. С XIV в. митрополия А. не упоминается в источниках. Первым известным епископом А. был Савватий, к-рый принимал участие во Всел. V Соборе (553). На Всел. VII Соборе 787 г. присутствовал Иоанн (по др. данным, Никифор). Еп. Василий участвовал в К-польском Соборе 879/80 г. Сохранились печати епископов Петра (IX-X вв.) и Иоанна (кон. XI в.). Еп. Никифор присутствовал на К-польском Соборе 1146 г., созванном Патриархом Космой II Аттиком. Еп. Константин участвовал в Соборах 1156 и 1168 гг., при Патриархе Луке Хрисоверге. В XVIII-XIX вв. в К-польском Патриархате был ряд титулярных епископов А.

Лит.: Janin R. Arcadiopolis (2) // DHGE. Т. 3. Col. 1484-1485; ̓Αρκαδιούπολις // ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 162-163; Darrouzès. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 279; ODB. Vol. 1. P. 173.

П. Б. Михайлов

АРКАДИУ ВО ИМЯ СВЯТЫХ КОНСТАНТИНА И ЕЛЕНЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор в честь святых равноапостольных Константина и Елены мон-ря Аркадиу. Кон. XVI в.

Собор в честь святых равноапостольных Константина и Елены мон-ря Аркадиу. Кон. XVI в.

[греч. ̓Αρκαδίου], расположен на о-ве Крит (Рефимнийская и Авлопотамская митрополия К-польского Патриархата), возле с. Амнатос к юго-востоку от г. Ретимнон. По преданию, получил имя Аркадиу («Аркадиев») в честь основавшего его визант. имп. Аркадия (395-408). Совр. мон-рь учрежден в кон. XVI в. братьями Виссарионом и Климентом из семьи Хортадзов. Монастырский комплекс является образцом барочной критской архитектуры. Соборный храм (кафоликон) представляет собой двухнефную базилику, один из престолов к-рой освящен в честь святых равноапостольных Константина и Елены, др.- в честь Преображения Господня. В XVI в. мон-рь был одним из центров просвещения и культуры, здесь располагались рукописные мастерские. А. м. пострадал во время критского восстания 1866-1869 гг.; 8 нояб. 1866 г. 15-тысячное тур. войско осадило мон-рь. После гибели почти всех монахов и защитников мон-ря игум. Гавриил взорвал пороховой склад и погиб. В А. м. существует небольшой музей, посвященный событиям 1866 г. В мон-ре хранятся мощи святых, а также иконы поствизант. времени, церковная утварь, расшитые золотом церковные облачения.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 159-161; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 283; Ψιλάκης Ν. Βυζαντινές εκκλησίες και μοναστήρια τής Κρήτης. Ηράκλειο Κρήτης, 1998. Σ. 156-164; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 190.

А. Ю. Никифорова

АРКАЖ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКАЛЕДЕС

АРКАЛЕДЕС [эфиоп. АРКАЛЕДЕС  от греч. ῾Ηρακλείδης - Ираклид] (нач. XIV в.), эфиоп. св. (пам. эфиоп. 28 тэкэмта (25/26 окт.)). Подвизался на севере страны, учился и принял постриг у св. Габра Крестоса, ученика и последователя знаменитого сев. аскета Абии Эгзиэ. Житие А., изданное К. Конти Россини, дает представление об изменении форм сев. монашества от келлиотства к общежительству. Абия Эгзиэ говорил, что «лучше умереть в пустыне, чем жить в монастырях». Следуя этому завету, полвека спустя А. после смерти св. Габра Крестоса ушел в пустыню, но потом основал новый мон-рь, где велел монахам есть только на совместной трапезе, т. е. ввел общежительный устав. Из дальнейшего повествования видно, что братия не имела собственного имущества. Как заметил Б. А. Тураев, «правила монашеской жизни, завещанные Ираклидом, в общем напоминают известные установления Пахомия». Монастырское монашество было введено в Эфиопии трудами «девяти преподобных» в 2 разновидностях - по уставам прп. Пахомия Великого и Шенуте; текст жития А. дает основание говорить о сложном пути развития эфиоп. монашества в нач. XIV в.

Лит.: Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 111-113 [излож. жития], 114-117; Conti Rossini С. Note di agiografia etiopica («Abiya-Egzi, Arkaledes e Gabra Iyesus») // RStO. 1938. Vol. 17. P. 409-452.

С. Б. Чернецов

АРКАНА ДИСЦИПЛИНА

АРКАНА ДИСЦИПЛИНА - см. Disciplina Аrcani.

АРКЕТТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКОСОЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКТИЧЕСКИЕ РЕЛИГИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРКУДИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМАГЕДДОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМАГИЛ

АРМАГИЛ [латиниз. Armagilus от Arthmael, франц. Armel, англ. Ermyn] (482, Англия - ок. 570, Плоэрмель, Бретань), св. (пам. зап. 16 авг.), аббат мон-ря Сент-Армель-де-Бошо. Согласно житию (Vita Armagili // Notice sur la ville de Ploërmel. Rennes, 1864. P. 163), А., став священником, отправился проповедовать в Бретань. Подвергшись преследованиям, он вынужден был уехать ко двору франк. кор. Хильдеберта I, где оставался в течение 7 лет, прославившись даром исцеления хромых и слепых. Король пожаловал А. земли в Плоэрмеле, где святой основал мон-рь Сент-Армель-де-Бошо. Также им было основано аббатство Плуарзель. По легенде, А. удалось с помощью молитвы приручить дракона, в течение мн. лет державшего в страхе жителей мест. Ле-Тей. Святой широко почитается в Бретани, где мн. селения носят имя А.

Ист.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 298; La légende de S. Armel. St. Brieuc, 1855.

Лит.: Duine F. M. Saints de Brocéliande. P., 1905. T. 3: S. Armel; idem. Armel // DHGE. T. 4. Col. 279-280; Baring-Gould F. The Lives of the British Saints. L., 1907. T. 1. P. 170.

П. Б. М.

АРМАЗИ

Церковь Пресв. Богородицы в Армази. 1-я пол. XII в.

Церковь Пресв. Богородицы в Армази. 1-я пол. XII в.

[груз. არმაზი, от имени древнегруз. языческого божества], мон-рь во имя Пресв. Богородицы неподалеку от г. Мцхета (Грузия), в ущелье Армазисхеви. Его большая зальная монастырская церковь с выступающей апсидой датируется 1-й пол. XII в. Согласно надписи над входом в усыпальницу (ГМИГ), упоминающей Мцхетского Католикоса-Патриарха Николая I (Гулаберисдзе), между 50 и 78 гг. XII в. к храму были пристроены длинный придел с севера, притвор с запада и усыпальница у сев.-зап. угла. В XVII в. монастырский двор обнесли стеной, к западу от церкви возвели колокольню, нижняя часть к-рой была включена в ограду и служила проходом на территорию мон-ря. В 90-х гг. XVI в. в А. находился изгнанный царем Луарсабом Католикос-Патриарх Мелхиседек II (Багратиони). В XVIII в. мон-рь пришел в запустение. В 80-х гг. XIX в. в А. поселился мон. Мириан, к-рый частично восстановил монастырские постройки. После его кончины мон-рь более не возобновлялся.

Лит.: Шмерлинг Р., Долидзе В., Барнавели Т. Окрестности Тбилиси. Тбилиси, 1960. С. 29-33; მტსკჰეტა / ედ. მ. ბულია, მ. ჯანჯალია. თბილისი. 2000. P. 93.

Д. Хоштария

АРМАЗИ КСАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМАТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЕЙСКАЯ ЕПИСКОПИЯ

Румынской Православной Церкви. Основана в 1921 г. с кафедрой в г. Алба-Юлия. Епископы, возглавлявшие эту кафедру, имели титул инспекторов военного духовенства (епископы армии). Им подчинялось военное духовенство, священники (в звании капитана, майора, подполковника), окормлявшие различные гарнизоны. В дек. 1921 г. на кафедру был избран прот. Василий Сафту, к-рый скончался в апр. 1922 г., не дожив до хиротонии. Затем кафедру возглавляли еп. Юстиниан (Текулеску; 1923-1924), бывш. прот. в Алба-Юлии, еп. Иоанн (Строя; 1925-1937), бывш. проф. Богословско-педагогического ин-та и прот. в Сибиу, и еп. Парфений (Чопрон; 1937-1948). Последний в 1948 г. уволен на покой, а епископия упразднена.

Свящ. Виталий Беспалко

АРМЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЕНОПУЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЕНТАРИЙ

АРМЕНТАРИЙ [лат. Armentarius] († после февр. 731), свт. (пам. зап. 30 янв.), еп. Павии. Избрание А. на епископскую кафедру (ок. 720), по-видимому, было осуществлено при поддержке лангобардского кор. Лиутпранда. В обход архиепископа Миланского, прежде утверждавшего епископов в Павии, А. был рукоположен папой Григорием II, что поставило епископов Павии в прямое подчинение Римскому престолу. Пребывание А. на кафедре было ознаменовано перенесением мощей блж. Августина, еп. Гиппонского, из Генуи в Павию, в базилику Сан-Пьетро (722). Мощи А. находятся в кафедральном соборе города.

Ист.: ActaSS. Ian. T. 3. P. 670.

Лит.: Cappelletti. Le chiese. T. 12. P. 403; Richard P. Armentarius (5) // DHGE. T. 4. Col. 393-394.

П. Б. М.

АРМИНИАНСКИЙ СПОР

АРМИНИАНСКИЙ СПОР - богословская полемика между представителями строгого кальвинизма и арминианства в нач. XVII в. в Голландии с участием представителей из Англии, Швейцарии, Германии и Франции. В 1610 г. группа последователей Я. Арминия (их стали затем называть ремонстрантами) подала Генеральным штатам Голландии изложение своих взглядов в т. н. ремонстрации, а в следующем году контрремонстрацию представили ортодоксальные кальвинисты. Постепенно религиозно-догматические споры приобрели политическую окраску. С помощью великого пенсионария Яна ван Олденбарневелта, поддержавшего ремонстрантов, магистраты городов, где были сильны арминианские настроения, получили право на создание отрядов самообороны, на стороне контрремонстрантов выступил статхаудер и главный капитан Голландии гр.

Мориц Нассауский. Опасаясь начала гражданской войны, в авг. 1618 г. он арестовал Олденбарневелта (казнен 13 мая 1619) и созвал Дордрехтский синод (1618-1619). В работе синода принимали участие богословы из Швейцарии, Англии и Германии. Тезисы арминианской ремонстрации были последовательно осуждены в 5 постановлениях синода: 1) об абсолютной греховности человеческой природы, утратившей после грехопадения всякую способность к добру; 2) о безусловном предопределении, к-рым Бог по Своему произволению избирает одних людей ко спасению, др. оставляя на погибель; 3) об ограниченном (неполном) искуплении, совершенном Христом, к-рое распространяет свое действие только на предызбранных ко спасению; 4) о непреодолимом действии благодати Божией, к-рая обрекает человека на спасение независимо от него; 5) о неизменности Божественного избрания ко спасению, от к-рого человек никогда не может отпасть. Впосл. эти постановления получили известность как изложение основ кальвинист. вероучения.

После окончания Дордрехтского собора арминиане в Голландии начали подвергаться преследованиям, деятельность их проповедников была запрещена, профессора-арминиане лишились кафедр и порой подвергались физической расправе. Епископ, глава арминиан, нашел убежище в Руане, часть его единомышленников иммигрировала в Англию, Шотландию, Францию и Шлезвиг-Гольштейн. После смерти гр. Морица Нассауского они получили разрешение вернуться в Голландию, строить свои церкви и учреждать духовные школы, но их деятельность имела ряд ограничений. Офиц. признание арминиане получили в 1795 г.

Лит.: Winkelman P. H. Remonstranten en katholieken in de eeuw van Hugo de Groot. Nijmegen, 1945; Staatin de vrijheid: De geschiedenis van de remonstranten / Onder red. Van G. J. Hoenderdall en P. M. Luca. Zutphen, 1983; История Европы: В 8 т. М., 1993. Т. 3. С. 364-382; Noordzij H. Gereformeerd of protestants: De strijd tussen remonstranten en contra-remonstranten. Bedum, 1997.

В. Н. Васечко

АРМИНИАНСТВО

АРМИНИАНСТВО - богословское течение, развившееся в нач. XVII в. в голл. протестантизме как реакция на крайности кальвинизма, прежде всего на учение о предопределении праведных ко спасению, а грешных - к погибели. Отказ от мнения об абсолютном всевластии Бога, к-рое предлагал кальвинизм, был основным побудительным мотивом к созданию учения для Якоба Арминия и его последователей и остается главной отличительной особенностью арминианского богословия. А. утвердило право человека содействовать Богу, ибо человеческая природа и после грехопадения сохранила способность стремиться к добру.

В сжатом виде арминианское учение было изложено в 1610 г. в т. н. ремонстрации (протесте), к-рая содержала 5 основных положений, направленных против строгого кальвинизма: 1) Божественное предопределение не безусловно, оно зависит от согласия или отказа человека содействовать Богу через веру в Него; 2) Христос умер за всех людей, а не только за предызбранных ко спасению, как учили кальвинисты, поэтому искупление Христово действенно для всякого человека, уверовавшего в Него; 3) начало спасения в человеке полагает действие благодати Духа Святого, без к-рой никто не в силах стремиться к добру; 4) действие этой благодати не является непреодолимым, человек по природе своей способен принять или отвергнуть дар спасающей благодати; 5) действие этой благодати не является окончательным и неизгладимым, по вере своей человек может принять ее, а по грехам своим он может утратить ее и лишиться спасения. «Благодать Божия делает наше спасение возможным, но не неизбежным» (Лейн Т. Христианские мыслители. СПб., 1997. С. 186).

Для строгого кальвинизма любое признание религ. свободы человека было недопустимым, ибо оно ограничивало всевластие Бога и разрушало краеугольный камень богословия Кальвина - абсолютный суверенитет Бога. Кроме того, А. посягало на самое сокровенное завоевание кальвинизма - безусловность спасения избранных. Арминий и его последователи отвергали также типичное для кальвинизма надзирательное служение Церкви и утверждали необходимость религ. терпимости.

Идеи А. находили сторонников далеко за пределами Нидерландов: в XVIII в. арминианское понимание предопределения проявляется в методизме, один из основателей к-рого Дж. Уэсли считался последователем Арминия, оно также оказало значительное влияние на ривайвелизм и ряд позднейших богословских течений, распространившихся преимущественно в англосаксонском христианстве. В наст. время А. сохранилось в основном в Нидерландах, но подверглось значительному влиянию либерального рационализма.

Лит.: Harrison A. W. The Beginnings of Arminianism to the Synod of Dort. L., 1926; The Grace of God, and the Will of Man / Ed. C. H. Pinnok. Minneapolis, 1995; Geisler N. Сhosen but Free. Minneapolis, 1999.

В. Н. Васечко

АРМИНИЙ

АРМИНИЙ [лат. Arminius, нидерл. Harmansz - Харманс, Харменсен] Якоб (10.10. 1560, Аудеватер, Голландия - 19.10. 1609, Лейден), богослов и пастор Голландской Реформатской Церкви, создал собственную богословскую систему (см. Арминианство). Обучался в ун-тах Лейдена (1576-1582), Базеля и Женевы (1582-1586). По возвращении в Амстердам получил место пастора и женился на Лейсбет Реал. С 1603 и до своей кончины А. преподавал на фак-те богословия Лейденского ун-та. Во время обучения в Женеве он подпал под влияние Т. Безы, возглавившего после смерти Ж. Кальвина Женевскую академию. Беза развил кальвинист. доктрину о предопределении до учения, получившего название супралапсарианизм (supra lapsum - до грехопадения), в к-ром утверждалось, что Бог предопределил, кто будет спасен, а кто осужден, еще до грехопадения прародителей. В процессе дискуссии с Д. Корнхертом, выступавшим против супралапсарианизма (1589), и более глубокого изучения проблемы А. начал испытывать сомнения в правильности жесткого кальвинист. подхода к этой проблеме и позднее, в проповедях и комментариях на Послание ап. Павла к Римлянам, сформулировал собственный взгляд на Божественное предопределение, заявив, что оно не безусловно и что человек является соучастником своего спасения. Последние 6 лет жизни А. провел, защищая эту т. зр. в дискуссиях со своим коллегой по Лейденскому ун-ту Ф. Гомаром, к-рый впосл. был избран офиц. защитником кальвинист. учения на Дордрехтском Соборе.

Лит.: Arminius J. Opera theologica. Leiden, 1629; McCulloh G. O. Man's Faith and Freedom: The Theological Influence of Jacobus Arminius. N. Y., 1962; Bangs C. Arminius: A Study in the Dutch Reformation. Nashville, [1971]. Grand Rapids (Mich.), 19852; Dekker E. Rejker dan Midas: Vrijheid, genade en predestinatie in de theologie van Jacobus Arminius. Zoetermeer, 1993.

И. Р. Леоненкова

АРМИЯ СПАСЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМОГАСТ

АРМОГАСТ [лат. Armogas, Armogaste] († ок. 457), сщмч., исп. Карфагенский (пам. зап. 29 марта). О мученическом подвиге А., к-рый пострадал во время гонений кор. вандалов Гензериха (439-477), начатых под влиянием епископов-ариан, известно из описаний Виктора из Виты (Victor de Vita. Historia persecutionis Africanae provinciae // PL. T. 58. Col. 198-199). На предложения перейти в арианство А., занимавший высокую должность при королевском дворе, отвечал решительным отказом. Тогда его стали пытать: привязали голову к ногам, но веревки порвались, подвесили вниз головой, но он оставался непреклонен, и казалось, пытки не приносят ему боли. Теодорих, сын Гензериха, наставником к-рого, видимо, был А., сжалившись, велел отрубить ему голову, однако арианский пресвитер убедил его отменить приказ, говоря, что тот недостоин смерти мученика. А. сослали на земляные работы, потом король отправил его пасти коров в окрестности Карфагена, где святому заранее было открыто время его смерти. Когда начали копать место для могилы под деревом, указанное им за неск. дней до кончины, на большой глубине был найден саркофаг из мрамора, в к-ром А. и был захоронен.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 3. P. 775; Tillemont. Mémoires. T. 16. P. 534-535.

Лит.: Monceaux P. Histoire littéraire de l'Afrique chrétienne depuis les origines jusqu'à l'invasion arabe. P., 1905. T. 3. P. 536; Martroye F. Genséric. P., 1907. P. 342, 346-348; Duchesne L. Histoire ancienne de l'Église. P., 1910. T. 3. P. 633; Audollent A. Armogas // DHGE. T. 4. Col. 397-398.

П. Б. М.

АРМЯНЕ-ХАЛКИДОНИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЯНСКАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРМЯНСКИЙ ОБРЯД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНО

АРНО [лат. Arno] (после 740 - 23/24.01.821, Фрайзинг, Бавария), архиеп. Зальцбургский (с 785). Род. в знатной баварской семье, учился во Фрайзинге. В 765 г. стал диаконом, в 777 г. - священником. В 778 г. принес монашеские обеты в мон-ре Эльнон (Сев. Франция), в 782 г. стал настоятелем этого мон-ря. В 785 г. Карл Великий, ко двору к-рого был близок А., назначил его епископом Зальцбурга. После присоединения Баварии к Франкскому гос-ву (788) Зальцбург получил статус митрополии с подчинением епископов Фрайзинга, Регенсбурга, Пассау, Нойбурга и Зебена, в 798 г. А. стал первым архиепископом Зальцбурга. Провел неск. Поместных Соборов (799, 804, 807, 810) с целью упорядочить структуру франк. имперской Церкви. В 800 г. присутствовал на имп. коронации Карла Великого в Риме. В 811 г. засвидетельствовал своей подписью завещание императора. Переписывался с Алкуином, последователем к-рого его считали, положил начало написанию Зальцбургской хроники. Чтобы обеспечить неприкосновенность церковных владений, составил список владений Зальцбургского архиеп-ства. После победы сына Карла Великого Пипина над аварами в Паннонии (796) А. принимал активное участие в миссионерской деятельности на юго-вост. рубежах Франкского гос-ва.

Лит.: Richard P. Arno (3) // DHGE. Vol. 4. Col. 540-542; Lowe H. Die karolingische Reichsgründung und der Südosten. Stuttg., 1937; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 3. P. 1101-1108; Wattenbach W. Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter: Vorzeit und Karolinger / Hrsg. von W. Levison u. H. Lowe. Weimar, 1952-1957r. S. 190 sq.; Hauck. KGD. S. 430-435, 458-465.

А. С. Небольсин

АРНОБИЙ МЛАДШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНОБИЙ СТАРШИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНОЛЬД

АРНОЛЬД [нем. Arnold] Готфрид (5.09.1666, Аннаберг, Саксония - 30.05.1714, Перлеберг, Бранденбург), нем. протест. историк, пастор, мистик, поэт. Изучал богословие в Виттенберге. Сторонник пиетизма, испытал влияние мистики Я. Бёме и И. Г. Гихтеля. В 1696 г. написал работу «Die erste Liebe, d. i. wahre Abbildung der ersten Christen» (Первая любовь, или Правдивое изображение первых христиан), где в духе пиетизма осветил историю древней Церкви. В 1697 г. в трактате «De corrupto historiarum studio» (О порче исторической науки) А. осудил конфессиональную предвзятость католич. и протест. церковной историографии. В том же году он был приглашен профессором истории в Гессен, но в 1698 г. оставил ун-т и стал проповедником и пастором. В 1699 г. вышел главный труд А. «Unparteische Kirchen- und Ketzerhistorie, vom Anfang des Neuen Testaments bis auf das Jahr Christi 1688» (Непартийная история Церкви и еретиков начиная с Нового Завета до 1688 по Р. Х.), где он цитировал не только общепризнанных авторов, но приводил отрывки из произведений еретиков. Хранителями истины в истории Церкви в его книге выступали еретики, а врагами истины - клир и догматы. По мнению А., уже с IV в. «не стало более истинной деятельной веры и религия заключилась в терминологию». Реакцией на труд А. было появление более объективной конфессиональной историографии. А.- также автор большого количества духовных стихов и песен, а его мистический трактат «Das Geheimniss der göttlichen Sophia» (1700) (Тайна Божественной Софии) стал одним из источников софиологии (в т. ч. В. С. Соловьёва).

Лит.: Лебедев А. П. Церковная историография в главных ее представителях с IV по XIX в. М., 1898; Seeberg E. Gottfried Arnold: Die Wiss. und die Mystik seiner Zeit. Meerane, 1923; Meinhold P. Geschichte der kirchlichen Historiographie. Freiburg; Münch., 1967. Bd. 2; Немецкая поэзия XVII в. М., 1976; Шипфлингер Т. София-Мария: Целостный образ творения. М., 1997.

М. А. Прасолов

АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРНОЛЬД ЛЮБЕКСКИЙ

АРНОЛЬД ЛЮБЕКСКИЙ [лат. Arnoldus Lubecensis] (Ɨ 27.07.1211 или 1214), монах-бенедиктинец, хронист. Учился в Брауншвейге, стал первым аббатом бенедиктинского мон-ря св. Иоанна в Любеке (1177). Между 1204 и 1209 гг. написал продолжение Славянской хроники Гельмольда из Бозау (Chronica Slavorum). Хроника А. Л., охватившая 1171-1209 гг., содержит материал по истории Любека и Балтийского региона, но сведения по истории Римско-Германской империи, др. стран Европы и христ. Востока не всегда достоверны. Подробно описаны деятельность саксонского герц. Генриха Льва и события, связанные с его паломничеством в Св. землю, история 3-го и 4-го крестовых походов, а также последний этап борьбы полабских славян против герм. завоевателей. Кроме того, А. Л. перевел на латынь стихотворную повесть «Бедный Генрих» Гартмана фон Ауэ (Gesta Gregorii peccatoris).

Соч.: Arnoldi Chronica Slavorum / Hrsg. v. J. M. Lappenberg // MGH. SS. T. 14. Hannover, 19952; Gesta Gregorii peccatoris / Hrsg. v. J. Schilling. Gött., 1986.

Лит.: Damus R. Die Slawenchronik Arnolds von Lübeck. Lübeck, 1872; Mey J. Zur Kritik Arnolds von Lübeck. Lpz., 1912; Freytag H.-J. Der Nordosten des Reiches nach dem Sturz Heinrichs des Löwen // Deutsches Archiv f. Erforschung d. Mittelalters. 1969. Bd. 25. S. 470-530; Schröder J.-P. Arnolds von Lübeck «Gesta Gregorii Peccatoris». Fr./M.; N. Y., 1997.

Е. В. Казбекова

АРНОЛЬДИСТЫ

АРНОЛЬДИСТЫ - см. в ст. «Арнольд Брешианский».

АРНОЛЬДСХАЙНСКИЕ БОГОСЛОВСКИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ

АРНОЛЬДСХАЙНСКИЕ БОГОСЛОВСКИЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ - см. в ст. «Диалоги богословские».

Предыдущая страница Следующая страница