Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 29, "АРТ"-"АРХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 29, "АРТ"-"АРХ")

АРТЕМОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТЕМЬЕВ

Иван (XVII в.), московский серебряных дел мастер, мещанин Новонемецкой слободы. Работал по заказам Патриаршего двора. В 1691 г. А. вместе с А. Бланкостиным изготовил 6 серебряных лампад, украшенных чеканным растительным орнаментом, к иконам местного ряда иконостаса в ц. Собора двенадцати апостолов Московского Кремля, по образцу лампады, привезенной из подмосковного Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. В 1692 г. по заказу Патриарха Адриана сделал для Успенского собора Кремля на икону Воскресения Христова (находилась в алтаре за жертвенником) оклад серебряный, частично золоченный, декорированный чеканным орнаментом, и 2 чеканных венца «с сиянием» к изображениям Иисуса Христа на иконе; на полях укрепил 4 накладные золоченые дробницы с финифтяными изображениями Страстей Христовых и Положения во Гроб. К этому же образу А. сделал киотный серебряный оклад с чеканным растительным узором трав и рельефными обрамлениями («трубами») по краю (оклады утрачены, вероятно, в 1812).

Лит.: Троицкий В. И. Словарь: Мастера-художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914. С. 5; Опись Московского Успенского Собора 1701 г. СПб., 1876. С. 666-667 (РИБ; Т. 3).

В. В. Игошев

АРТЛЕБЕН Николай Андреевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТОЗАНИ

АРТОЗАНИ [груз. არტოზანი], селище на окраине с. Руиспири, в исторической пров. Грузии Кахети (ныне Ахметский р-н), с мон-рем во имя св. Шио Мгвимского. Его значительную часть составляют пещерные кельи, возможно связанные с деятельностью подвижника VI в. св. Шио Мгвимского. Главный храм мон-ря, возведенный в 50-х гг. XIII в.,- кирпичная однонефная постройка с выступающей апсидой и выемчатыми крестами по фасадам. В XVI в. с запада была пристроена колокольня. Др. постройки, в т. ч. более древняя небольшая однонефная церковь, находятся в руинированном состоянии. В главном храме, в алтаре на зап. стене и на стенах нефа, сохранились фрагменты росписи, в частности композиций «Чудо арх. Михаила в Хонех», «Валаамова ослица» и изображений 2 царственных особ - Давида VI Нарина и Давида VII Улу. В XIX в. мон-рь пришел в запустение и более не возобновлялся. На др. конце А. находится древняя ц. Квелацминда (Св. Девы) сер. VI в., относимая к типу т. н. трехцерковных базилик.

Д. Туманишвили

АРТОКЛАСИЯ

АРТОКЛАСИЯ - см. в ст. «Благословение хлебов».

АРТОЛАТРИЯ

АРТОЛАТРИЯ - см. Хлебопоклонническая ересь.

АРТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРТОСНЫЙ ПАНАГИАР

АРТОСНЫЙ ПАНАГИАР - см. в ст. «Панагиар».

АРТОФОРИЙ

АРТОФОРИЙ - см. Хлебоносец.

АРУТЮНОВА-ФИДАНЯН

Виада Артуровна (род. 30.09.1937, Москва), российский византинист и арменовед. В 1960 г. окончила классическое отд-ние филологического фак-та МГУ. Защитила канд. дис. на тему «Типик Григория Пакуриана» (1968, исторический фак-т Ереванского гос. ун-та), докт. дис. посвящена исследованию армяно-визант. контактной зоны (1991, ИРИ РАН). До 1978 г. работала в Ереване в Ин-те истории АН Арм. ССР, затем в Москве в академических Ин-тах всеобщей истории и российской истории.

А.-Ф.- автор 4 монографий и неск. десятков научных статей, посвященных экономической и политической истории, просопографии, исторической картографии, социально-адм. строю Византийской империи. Основное место в исследованиях занимает изучение правосл. арм. общин (армян-халкидонитов) в странах визант. культурного круга. Этой теме посвящены монографии А. Ф., многочисленные статьи. В отдельных работах особое внимание уделено проблемам русско-арм. отношений («Византийские и армянские историки о Руси и русах», «Культ Григория Армянского в Новгороде», «Православные армяне в Северо-Восточной Руси»). К оригинальным разработкам исследовательницы помимо концепции арм. правосл. общины VI-XI вв. можно отнести гипотезу о существовании новой общественной модели в лимитрофных областях Византии, обозначенной термином «контактная зона», а также введение в научный оборот термина «вторичный эпос» - явление, существующее на пересечении устной и письменной традиции. Работы А.-Ф. публиковались в Болгарии, Франции, Греции, Австрии и Армении.

Соч.: Типик Григория Пакуриана: Текст, введ., пер., и коммент. Ереван, 1978; Армяно-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; Образ Византии в армянской историографии Х в. // ВВ. 1991. Т. 52. С. 112-135; Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994; Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци) // ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151; Православные армяне в контексте борьбы за унию церквей на Христианском Востоке // Традиции и наследие Христианского Востока: Мат-лы междунар. конф. М., 1996. С. 23-62; Методы создания позитивного образа Византийской империи в армянской историографии (период экспансии) // Чужое: опыты преодоления: Очерки из истории культуры Средиземноморья. М., 1999. С. 277-309; Реликвии в системе армяно-византийских отношений: религиозно-политические аспекты // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 50-52; «Повествование о делах армянских» (в печати).

Е. Д. Джагацпанян

АРУЧ

Кафедральный собор в Аруче. 662-666 гг.

Кафедральный собор в Аруче. 662-666 гг.

АРУ́Ч [арм. Արռւծ], древнее поселение в Армении, к северо-западу от Аштарака. Упоминается с V в., c 661 г. ок. четверти века был адм. центром Армении. Кафедральный собор А. возведен, согласно строительной надписи и сообщениям хроник, правителем страны Григором Мамиконяном, датируется 662-666 гг. Это наиболее крупный образец купольного зала (внутренние размеры 16,92´

34,56 м) и, вероятно, первое сооружение подобного архитектурного типа.

Утонченность декора подчеркивает дворцовый характер храма. В апсиде сохранились остатки росписи VII в. К югу от храма раскопан дворец того же времени с капителями ионического типа и четырехстолпным залом V-VI вв. В А. находится крепость, к северу от А.- караван-сарай и др. памятники. В XI в. А., вероятно, был центром халкидонитской епархии в составе диоцеза Феодосиополя.

Ист.: Гевонд. История. Ереван, 1982. С. 26 (на арм. яз.) (рус. пер.: СПб., 1887. С. 15); Иованнес, католикос Драсханакертци. История Армении. Ереван, 1996. С. 94, 198 (на арм. яз.) (рус. пер.: Ереван, 1986. С. 92).

Лит.: Дурново Л. А. Стенная живопись в Аруче // Изв. АН Арм. ССР. 1952. № 1. С. 64 сл.; Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963. С. 402, 221-223; Аракелян Б. Н., Арутюнян В. М., Мнацаканян С. Х. О некоторых вопросах истории армянской архитектуры. Ереван, 1967. С. 31-34, 98-113; Котанджян Н. Художественный язык Аручской росписи // 2-й Междунар. симп. по армянскому искусству. Ереван, 1978. Отд. отт.; он же. Цвет в раннесредневековой живописи Армении. Ереван, 1978. С. 42; Gandolfo F., Zarian A. Ptghni. Arudch // Documenti di Architettura Armena. Mil., 1986. Vol. 16; Матевосян К. Аруч. Ереван, 1987 (на арм. яз.); Kazarian A. La «Sala con cúpula» de la iglesia Armenia de Arutch (s. VII) y sus fuentes en la tradición arquitectónica de Constantinopla // Erythtia. Madrid, 2001; Казарян А. Ю. Собор в Аруче и купольные залы Армении VII в.: К вопросу о визант. влиянии // ДРИ: Посвящ. 100-летию со дня рожд. проф. В. Н. Лазарева. СПб., 2002.

А. Ю. Казарян

АРФАКСАД

АРФАКСА́Д [евр. АРФАКСАД , АРФАКСАД  греч. ̓Αρφαξάδ].

1. Один из сыновей Сима, родившийся через 2 года после потопа (Быт 10. 1, 22-24; 11. 10-13). Через своего внука Евера является предком евр. народа. Точное значение имени А. неизвестно; наиболее вероятно, что оно связано с древнеевр. АРФАКСАД  - халдеи. Исходя из этого и из контекста, в к-ром А. упомянут в списке потомков Ноя, считается, что его уделом была Центр. Вавилония (ср.: Иуд. древн. I 6. 4). Это устойчивое восприятие предков евреев как соседей и отдаленных родственников древних вавилонян связано с их обитанием на юге Вавилонии, где в I тыс. до Р. Х. селились халдеи. Подобным образом и Авраам, прямой потомок А., живя в Уре Халдейском, но не будучи халдеем, тоже оказывается соседом халдеев. А. также упомянут в родословии Господа Иисуса Христа (Лк 3. 35).

2. Мидийский правитель, отстроивший стены г. Екбатаны (Иф 1. 1 сл.). Потерпел поражение в войне с вавилонским царем Навуходоносором II и был убит им в горах Рагава. Вероятно, предание об А. отражает победоносную войну, предпринятую Навуходоносором против Мидийской державы и ее вассала - эламского царя в кон. 90-х или нач. 80-х гг. VI в. до Р. Х., приведшую, в частности, к разгрому Элама (ср.: Иер 40. 35-39, Иезек 32. 24 сл.). Великим царем Мидии в то время был Киаксар (625-585 до Р. Х.), так что А., видимо, один из младших мидийских царей, погибший на этой войне.

Лит.: Солярский П. Арфаксад // Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1879. С. 164; Hess R. S., White S. A. Arpachshad // ABD. Vol. 1. P. 400-402; Gorg M. Arpachschad // NBL. Lfg. 1. S. 175.

А. А. Немировский

АРХАНГЕЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛИОТИССА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛОВ МОНАСТЫРЬ В ЛЕОСНОВЕ

АРХАНГЕЛОВ МОНАСТЫРЬ В ЛЕОСНОВЕ - см. в ст. «Леосново».

АРХАНГЕЛУ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ И ХОЛМОГОРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

АРХАНГЕЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - образована решением Свящ. Синода от 27 дек. 2011 г. Включает Архангельскую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии.

Главой Архангельской митрополии назначен еп. Даниил (Доровских; с 8 янв. 2012 в сане митрополита).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 2. С. 6.

АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАНГЕЛЬСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХАТ

АРХАТ [санскр. АРХАТ  - достойный войти в нирвану, уважаемый], термин в буддизме, впервые употребленный по отношению к самому себе Шакья Муни Буддой и обозначающий того, кто достиг видения подлинной природы вещей (йатха-бхута). По преданию, А. стали мн. ученики Будды и их последователи. В школах хинаяны, в т. ч. в тхераваде, А. называют того, кто находится на высшем уровне духовного совершенства, у него уже не будет новых рождений, и А., покинув эту жизнь, сразу попадет в нирвану. А. полностью свободен от представлений о «Я» и «моё» - это «будда после Будды», т. е. «достигший Просветления после Первопросветлённого».

Но в отличие от Будды А. не обладает 5 сверхзнаниями: необычной психической силой воздействия, божественным слухом, чтением чужих мыслей, умением вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать о прошлых рождениях др. людей. Он владеет лишь 3 знаниями - о своих и чужих предыдущих рождениях и о том, как прекратить умственное помрачение. Достижение состояния А.- цель буддийских монахов тхеравады стран Юж. и Юго-Вост. Азии. А. часто являются персонажем махаянских сутр (напр., Субхути), но для буддистов махаяны уровень А. не является высшим уровнем духовного совершенства, как в школе хинаяны. Их идеал - бодхисаттва: А., к-рый из сострадания и ради спасения др. существ отказывается от ухода в нирвану и остается в круге рождений (см. Сансара), дав обет бодхисаттвы (просветленного существа). В лит-ре махаяны содержится множество описаний пребывания А. на высших небесах мифической вселенной, в «землях будд» (буддха-кшетра), но не в нирване. А. часто изображаются в махаянской иконографии, напр. на картине «Будда в окружении 16 великих архатов».

Лит.: Encyclopaedia of Buddhism / Ed. by G. P. Malasekera. Ceylon, 1966. Vol. 2. Fasc. 1.

В. П. Андросов

АРХЕЛАЙ

АРХЕЛАЙ [лат. Archelaus] († ок. 280), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. Кархарский (Касхарский, Каррский). Во времена имп. Проба (276-282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра А.- Кархар или Касхар - отождествляется с г. Карры (Харран) в Сев. Месопотамии. Полемический трактат, составленный в форме диспута А. с манихеями - «Деяния Архелая» (Acta Archelai) - был, по всей вероятности, написан по-сирийски и впосл. переведен на др. языки. Сохранились сир. и копт. фрагменты, греч. отрывки у свт. Епифания Кипрского (Adv. haer. 66. 6-7, 25-31); полный текст дошел в лат. переводе кон. IV в. По сообщению блж. Иеронима, «Архелай, епископ Месопотамский, составил по-сирийски книгу диспутов с манихеями из Персии» (De vir. ill. 72). Однако греч. полемист с манихейством еп. Ираклиан Халкидонский (VI в.) называет автором записей о диспуте А. некоего Игемония (см. Phot. Bibl. 85), что подтверждается указанием в рукописи лат. версии.

«Деяния Архелая» послужили главным источником информации о манихеях для большинства средневек. христ. историков и богословов, писавших против манихеев на греч., лат., сир., копт. и араб. языках. Сочинение включает: а) вводные главы, характеризующие участников диспута; б) обличение бывш. манихея Турбо в адрес оставленной им религии; в) описание 2 публичных диспутов епископа А. с Мани и рассказ о казни ересиарха; г) обличительную речь А. об истоках манихейской ереси. Назначение труда А. состояло в том, чтобы представить убедительные доводы существования ереси в манихействе, доказать, что учение Мани было лишь звеном в цепи заблуждений, берущей начало от Симона Волхва. Рассказ о происхождении Мани наряду с изложением легенды содержит и элементы исторической информации, особенно в отношении географической и социальной привязки событий.

Изд.: CPG, N 3570; Zaccagni L. A. Acta disputationis Archelai … cum Manete haeresiarcha // Collectanea Monumentorum Veterum Ecclesiae Graecae ac Latinae. R., 1698. P. 1-105; PG. 10. Col. 1405-1528; The Remains of Archelaus / Transl. by Rev. S. D. F. Salmond. Edinb., 1871; Zwittitz Н. von. Acta disputationis Archelai et Manetis untersucht // Zschr. f. die hist. Theologie. 1873. Bd. 43. S. 467-528; Hegemonius. Acta Archelai / Hrsg. Ch. H. Beeson. B., 1906.

Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 3. S. 265-269; Harnack. Geschichte. Bd. 1. S. 540f; Bd. 2. S. 163f; Labriolle P. de. Archelaus (9) de Carchara // DHGE. Т. 3. Col. 1542; Tardieu M. Archelaus // Encyclopaedia Iranica / Ed. by E. Yarshater. L.; N. Y., 1987. Vol. 2. P. 279-281; Prinzivalli E. Archelaus of Carcara // EEC. Vol. 1. P. 71.

А. И. Колесников

АРХЕЛАЙ РИМСКИЙ

АРХЕЛАЙ РИМСКИЙ - сщмч. (пам. 30 янв.) - см. в ст. «Ипполит Римский, сщмч., и др.».

АРХЕЛАЯ, ФЁКЛА И СОСАННА

АРХЕЛАЯ, ФЁКЛА И СОСАННА [греч. ̓Αρχελαΐς, Θέκλα, Σωσάννα] ((293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня, зап. 18 янв.). Согласно житию, написанному Павлином Милостивым (нач. V в.), во время гонений имп. Диоклетиана 3 святые девы оставили свой дом в Риме и отправились в г. Нола (Кампания), где поселились в уединенном месте, переодевшись в муж. одежду. Господь наделил подвижниц даром чудесного исцеления болезней, и вскоре слава о них распространилась по всей округе. Проконсул области Леонтий призвал их к себе в Салерно и после беседы приказал бросить А. как старшую и имевшую влияние на Ф. и С. ко львам, но звери не тронули святую. В темнице подвижницам являлся ангел и ободрял их. На следующий день А. подвергли тяжким истязаниям, но мученица осталась невредимой; камень, к-рым должна была быть раздавлена святая, раздавил ее мучителей. Воины отказались исполнить приказ казнить подвижниц и совершили казнь только после того, как сами святые девы уговорили их сделать это. А. явилась во сне некой Агнете, послушнице салернского мон-ря св. Георгия, и вскоре мощи мучениц были обретены нетленными и перенесены в Нолу. Житие Салернских преподобномучениц внесено в Минеи-Четьи свт. Димитрия (Туптало), митр. Ростовского, из собрания житий «Acta Sanctorum».

Ист.: BHL, N 661, 662; ActaSS. Ian. T. 2. P. 190-191; ЖСв. Июль. С. 113-121.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 170; DHGE. T. 3. Col. 1540.

П. Б. Михайлов

АРХЕЛИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ КОМИССИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭКСПЕДИЦИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ СЪЕЗДЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ БИБЛЕЙСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХЕОЛОГИЯ ХРИСТИАНСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"АРХИВ ЮГО-ЗАПАДНОЙ РОССИИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИДИАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕПИСКОП

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ

АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ - см. Западноевропейский экзархат русских православных приходов.

АРХИЕРАТИКОН

АРХИЕРАТИКОН - см. Чиновник архиерейский.

АРХИЕРЕЙ

АРХИЕРЕЙ [греч. ἀρχιερεύς - старший иерей], высшая степень священства, то же, что архипастырь или епископ, если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, 3-й, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов. При этом А. могут быть по сану епископами, архиепископами, митрополитами, католикосами, патриархами, папами. В НЗ слово «ἀρχιερεύς» (Мф 26. 3; Лк 22. 54; Деян 19. 14; 22. 30; 23. 4 и мн. др.) обозначает ветхозаветного первосвященника. Это же наименование употребляется по отношению к Господу Иисусу Христу: Евр 4. 14; 5. 10; 9. 11. В рус. переводе Библии в соответствующих местах используется слово «первосвященник». С IV в. «А.» начинает регулярно употребляться как синоним слова «епископ» (первоначально наравне со словом «ἱερεύς», к-рым со временем стали называть не епископов, а пресвитеров - Lampe. Lexicon. P. 238-239).

Слово «А.» и производные от него употребляются в наст. время преимущественно в богослужебном, а также церковно-адм. контексте: Архиерейский Собор, архиерейское совещание, в то время как в богословских текстах в аналогичном значении чаще употребляется слово «епископ».

Прот. Владислав Цыпин

АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ ХРИСТОС

АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ ХРИСТОС - см. Великий Архиерей Христос.

АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 11 ИЮНЯ 1992 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 - 23 ФЕВРАЛЯ 1997 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 18 ИЮЛЯ 1961 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 1943 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 21-23 НОЯБРЯ 1944 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 24 - 29 ИЮНЯ 2008 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25 ЯНВАРЯ 2009 г.

Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя в связи с предстоящим Поместным Собором, созываемым для избрания нового патриарха после кончины 5 дек. 2008 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Председательствовал на А. С. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), избранный Местоблюстителем Патриаршего Престола на заседании Свящ. Синода 6 дек. 2008 г. Регламент, программа и повестка дня Собора были утверждены на заседании Свящ. Синода 24 дек. 2008 г.

Согласно Уставу Русской Православной Церкви Архиерейский Собор состоит их епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные Академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Викарные епископы могут участвовать в заседаниях Собора без права решающего голоса. В нынешнем Соборе приняли участие 198 архипастырей.

В докладе, сделанном на открытии Собора, митр. Кирилл осветил некоторые важнейшие события второй половины 2008 г., с которыми были связаны последние деяния святейшего патриарха Алексия, и обозначил задачи А. С.

На заседании А. С. тайным голосованием были избраны кандидаты на Патриарший престол Ими стали: Местоблюститель Патриаршего престола митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин) и Патриарший Экзарх Белоруссии митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Архипастыри также приняли определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший престол», одобрили Грамоту о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного Собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора.

Ист.: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви // ЖМП. 2009. № 2. С. 26-29.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 25-27 ОКТЯБРЯ 1990 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 29 НОЯБРЯ - 2 ДЕКАБРЯ 1994 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 30-31 ЯНВАРЯ 1990 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 3-8 ОКТЯБРЯ 2004 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 6 ИЮНЯ 1990 г.

Заседал в Патриаршей резиденции в Даниловом московском мон-ре в связи с предстоящим Поместным Собором, созываемым для избрания Патриарха после кончины 3 мая 1990 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Председательствовал на А. С. Киевский митр. Филарет (впосл. лишенный сана и анафематствованный, см. М. Денисенко), избранный Местоблюстителем Патриаршего Престола на заседании Свящ. Синода 3 мая 1990 г. Сроки проведения Собора были утверждены на заседании Свящ. Синода 8 мая 1990 г. А. С. утвердил программу предстоящего Поместного Собора, избрал 3 кандидатов в Патриархи и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев РПЦ Патриархом могли быть выбраны 75, поскольку Устав об управлении РПЦ не допускал избрания Патриархом епископа в возрасте моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. В соответствии с принятой процедурой голосования каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в 1-м туре были избраны митр. Ленинградский Алексий (Ридигер, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) (37 голосов) и митр. Ростовский Владимир (Сабодан) (34 голоса). 2-й тур состоялся потому, что митр. Киевский Филарет (Денисенко) и митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) получили в 1-м туре равное число голосов - по 25. По результатам 2-го тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митр. Филарет. Т. о., А. С. избрал кандидатами на Патриарший Престол митрополитов Алексия, Владимира и Филарета.

Лит.: Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 423; Цыпин. История РЦ. С. 480.

Прот. Владислав Цыпин

АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 9-11 ОКТЯБРЯ 1989 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКИЙ ЮБИЛЕЙНЫЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 - 16 АВГУСТА 2000 г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница