Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 29, "АРТ"-"АРХ")
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Иван (XVII в.), московский серебряных дел мастер, мещанин Новонемецкой слободы. Работал по заказам Патриаршего двора. В 1691 г. А. вместе с А. Бланкостиным изготовил 6 серебряных лампад, украшенных чеканным растительным орнаментом, к иконам местного ряда иконостаса в ц. Собора двенадцати апостолов Московского Кремля, по образцу лампады, привезенной из подмосковного Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря. В 1692 г. по заказу Патриарха Адриана сделал для Успенского собора Кремля на икону Воскресения Христова (находилась в алтаре за жертвенником) оклад серебряный, частично золоченный, декорированный чеканным орнаментом, и 2 чеканных венца «с сиянием» к изображениям Иисуса Христа на иконе; на полях укрепил 4 накладные золоченые дробницы с финифтяными изображениями Страстей Христовых и Положения во Гроб. К этому же образу А. сделал киотный серебряный оклад с чеканным растительным узором трав и рельефными обрамлениями («трубами») по краю (оклады утрачены, вероятно, в 1812). Лит.: Троицкий В. И. Словарь: Мастера-художники золотого и серебряного дела, алмазники и сусальники, работавшие в Москве при Патриаршем дворе в XVII в. М., 1914. С. 5; Опись Московского Успенского Собора 1701 г. СПб., 1876. С. 666-667 (РИБ; Т. 3). В. В. Игошев |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРТОЗАНИ [груз. არტოზანი], селище на окраине с. Руиспири, в исторической пров. Грузии Кахети (ныне Ахметский р-н), с мон-рем во имя св. Шио Мгвимского. Его значительную часть составляют пещерные кельи, возможно связанные с деятельностью подвижника VI в. св. Шио Мгвимского. Главный храм мон-ря, возведенный в 50-х гг. XIII в.,- кирпичная однонефная постройка с выступающей апсидой и выемчатыми крестами по фасадам. В XVI в. с запада была пристроена колокольня. Др. постройки, в т. ч. более древняя небольшая однонефная церковь, находятся в руинированном состоянии. В главном храме, в алтаре на зап. стене и на стенах нефа, сохранились фрагменты росписи, в частности композиций «Чудо арх. Михаила в Хонех», «Валаамова ослица» и изображений 2 царственных особ - Давида VI Нарина и Давида VII Улу. В XIX в. мон-рь пришел в запустение и более не возобновлялся. На др. конце А. находится древняя ц. Квелацминда (Св. Девы) сер. VI в., относимая к типу т. н. трехцерковных базилик. Д. Туманишвили |
АРТОКЛАСИЯ - см. в ст. «Благословение хлебов». |
АРТОЛАТРИЯ - см. Хлебопоклонническая ересь. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРТОСНЫЙ ПАНАГИАР - см. в ст. «Панагиар». |
АРТОФОРИЙ - см. Хлебоносец. |
Виада Артуровна (род. 30.09.1937, Москва), российский византинист и арменовед. В 1960 г. окончила классическое отд-ние филологического фак-та МГУ. Защитила канд. дис. на тему «Типик Григория Пакуриана» (1968, исторический фак-т Ереванского гос. ун-та), докт. дис. посвящена исследованию армяно-визант. контактной зоны (1991, ИРИ РАН). До 1978 г. работала в Ереване в Ин-те истории АН Арм. ССР, затем в Москве в академических Ин-тах всеобщей истории и российской истории. А.-Ф.- автор 4 монографий и неск. десятков научных статей, посвященных экономической и политической истории, просопографии, исторической картографии, социально-адм. строю Византийской империи. Основное место в исследованиях занимает изучение правосл. арм. общин (армян-халкидонитов) в странах визант. культурного круга. Этой теме посвящены монографии А. Ф., многочисленные статьи. В отдельных работах особое внимание уделено проблемам русско-арм. отношений («Византийские и армянские историки о Руси и русах», «Культ Григория Армянского в Новгороде», «Православные армяне в Северо-Восточной Руси»). К оригинальным разработкам исследовательницы помимо концепции арм. правосл. общины VI-XI вв. можно отнести гипотезу о существовании новой общественной модели в лимитрофных областях Византии, обозначенной термином «контактная зона», а также введение в научный оборот термина «вторичный эпос» - явление, существующее на пересечении устной и письменной традиции. Работы А.-Ф. публиковались в Болгарии, Франции, Греции, Австрии и Армении. Соч.: Типик Григория Пакуриана: Текст, введ., пер., и коммент. Ереван, 1978; Армяно-халкидониты на восточных границах Византийской империи (XI в.). Ереван, 1980; Образ Византии в армянской историографии Х в. // ВВ. 1991. Т. 52. С. 112-135; Армяно-византийская контактная зона (X-XI вв.): Результаты взаимодействия культур. М., 1994; Образ Византии в армянской средневековой историографии XI в. (Аристакес Ластивертци) // ВВ. 1994. Т. 55. С. 146-151; Православные армяне в контексте борьбы за унию церквей на Христианском Востоке // Традиции и наследие Христианского Востока: Мат-лы междунар. конф. М., 1996. С. 23-62; Методы создания позитивного образа Византийской империи в армянской историографии (период экспансии) // Чужое: опыты преодоления: Очерки из истории культуры Средиземноморья. М., 1999. С. 277-309; Реликвии в системе армяно-византийских отношений: религиозно-политические аспекты // Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира / Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 50-52; «Повествование о делах армянских» (в печати). Е. Д. Джагацпанян |
Кафедральный собор в Аруче. 662-666 гг. АРУ́Ч [арм. Արռւծ], древнее поселение в Армении, к северо-западу от Аштарака. Упоминается с V в., c 661 г. ок. четверти века был адм. центром Армении. Кафедральный собор А. возведен, согласно строительной надписи и сообщениям хроник, правителем страны Григором Мамиконяном, датируется 662-666 гг. Это наиболее крупный образец купольного зала (внутренние размеры 16,92´ 34,56 м) и, вероятно, первое сооружение подобного архитектурного типа. Утонченность декора подчеркивает дворцовый характер храма. В апсиде сохранились остатки росписи VII в. К югу от храма раскопан дворец того же времени с капителями ионического типа и четырехстолпным залом V-VI вв. В А. находится крепость, к северу от А.- караван-сарай и др. памятники. В XI в. А., вероятно, был центром халкидонитской епархии в составе диоцеза Феодосиополя. Ист.: Гевонд. История. Ереван, 1982. С. 26 (на арм. яз.) (рус. пер.: СПб., 1887. С. 15); Иованнес, католикос Драсханакертци. История Армении. Ереван, 1996. С. 94, 198 (на арм. яз.) (рус. пер.: Ереван, 1986. С. 92). Лит.: Дурново Л. А. Стенная живопись в Аруче // Изв. АН Арм. ССР. 1952. № 1. С. 64 сл.; Орбели И. А. Избранные труды. Ереван, 1963. С. 402, 221-223; Аракелян Б. Н., Арутюнян В. М., Мнацаканян С. Х. О некоторых вопросах истории армянской архитектуры. Ереван, 1967. С. 31-34, 98-113; Котанджян Н. Художественный язык Аручской росписи // 2-й Междунар. симп. по армянскому искусству. Ереван, 1978. Отд. отт.; он же. Цвет в раннесредневековой живописи Армении. Ереван, 1978. С. 42; Gandolfo F., Zarian A. Ptghni. Arudch // Documenti di Architettura Armena. Mil., 1986. Vol. 16; Матевосян К. Аруч. Ереван, 1987 (на арм. яз.); Kazarian A. La «Sala con cúpula» de la iglesia Armenia de Arutch (s. VII) y sus fuentes en la tradición arquitectónica de Constantinopla // Erythtia. Madrid, 2001; Казарян А. Ю. Собор в Аруче и купольные залы Армении VII в.: К вопросу о визант. влиянии // ДРИ: Посвящ. 100-летию со дня рожд. проф. В. Н. Лазарева. СПб., 2002. А. Ю. Казарян |
АРФАКСА́Д [евр. , греч. ̓Αρφαξάδ]. 1. Один из сыновей Сима, родившийся через 2 года после потопа (Быт 10. 1, 22-24; 11. 10-13). Через своего внука Евера является предком евр. народа. Точное значение имени А. неизвестно; наиболее вероятно, что оно связано с древнеевр. - халдеи. Исходя из этого и из контекста, в к-ром А. упомянут в списке потомков Ноя, считается, что его уделом была Центр. Вавилония (ср.: Иуд. древн. I 6. 4). Это устойчивое восприятие предков евреев как соседей и отдаленных родственников древних вавилонян связано с их обитанием на юге Вавилонии, где в I тыс. до Р. Х. селились халдеи. Подобным образом и Авраам, прямой потомок А., живя в Уре Халдейском, но не будучи халдеем, тоже оказывается соседом халдеев. А. также упомянут в родословии Господа Иисуса Христа (Лк 3. 35). 2. Мидийский правитель, отстроивший стены г. Екбатаны (Иф 1. 1 сл.). Потерпел поражение в войне с вавилонским царем Навуходоносором II и был убит им в горах Рагава. Вероятно, предание об А. отражает победоносную войну, предпринятую Навуходоносором против Мидийской державы и ее вассала - эламского царя в кон. 90-х или нач. 80-х гг. VI в. до Р. Х., приведшую, в частности, к разгрому Элама (ср.: Иер 40. 35-39, Иезек 32. 24 сл.). Великим царем Мидии в то время был Киаксар (625-585 до Р. Х.), так что А., видимо, один из младших мидийских царей, погибший на этой войне. Лит.: Солярский П. Арфаксад // Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1879. С. 164; Hess R. S., White S. A. Arpachshad // ABD. Vol. 1. P. 400-402; Gorg M. Arpachschad // NBL. Lfg. 1. S. 175. А. А. Немировский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРХАНГЕЛОВ МОНАСТЫРЬ В ЛЕОСНОВЕ - см. в ст. «Леосново». |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРХАНГЕЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ - образована решением Свящ. Синода от 27 дек. 2011 г. Включает Архангельскую, Котласскую и Нарьян-Марскую епархии. Главой Архангельской митрополии назначен еп. Даниил (Доровских; с 8 янв. 2012 в сане митрополита). Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 2. С. 6. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРХАТ [санскр. - достойный войти в нирвану, уважаемый], термин в буддизме, впервые употребленный по отношению к самому себе Шакья Муни Буддой и обозначающий того, кто достиг видения подлинной природы вещей (йатха-бхута). По преданию, А. стали мн. ученики Будды и их последователи. В школах хинаяны, в т. ч. в тхераваде, А. называют того, кто находится на высшем уровне духовного совершенства, у него уже не будет новых рождений, и А., покинув эту жизнь, сразу попадет в нирвану. А. полностью свободен от представлений о «Я» и «моё» - это «будда после Будды», т. е. «достигший Просветления после Первопросветлённого». Но в отличие от Будды А. не обладает 5 сверхзнаниями: необычной психической силой воздействия, божественным слухом, чтением чужих мыслей, умением вызывать в памяти свои прошлые рождения и способностью знать о прошлых рождениях др. людей. Он владеет лишь 3 знаниями - о своих и чужих предыдущих рождениях и о том, как прекратить умственное помрачение. Достижение состояния А.- цель буддийских монахов тхеравады стран Юж. и Юго-Вост. Азии. А. часто являются персонажем махаянских сутр (напр., Субхути), но для буддистов махаяны уровень А. не является высшим уровнем духовного совершенства, как в школе хинаяны. Их идеал - бодхисаттва: А., к-рый из сострадания и ради спасения др. существ отказывается от ухода в нирвану и остается в круге рождений (см. Сансара), дав обет бодхисаттвы (просветленного существа). В лит-ре махаяны содержится множество описаний пребывания А. на высших небесах мифической вселенной, в «землях будд» (буддха-кшетра), но не в нирване. А. часто изображаются в махаянской иконографии, напр. на картине «Будда в окружении 16 великих архатов». Лит.: Encyclopaedia of Buddhism / Ed. by G. P. Malasekera. Ceylon, 1966. Vol. 2. Fasc. 1. В. П. Андросов |
АРХЕЛАЙ [лат. Archelaus] († ок. 280), свт. (пам. зап. 26 дек.), еп. Кархарский (Касхарский, Каррский). Во времена имп. Проба (276-282) прославился как активный борец с манихейством. Указываемая в источниках кафедра А.- Кархар или Касхар - отождествляется с г. Карры (Харран) в Сев. Месопотамии. Полемический трактат, составленный в форме диспута А. с манихеями - «Деяния Архелая» (Acta Archelai) - был, по всей вероятности, написан по-сирийски и впосл. переведен на др. языки. Сохранились сир. и копт. фрагменты, греч. отрывки у свт. Епифания Кипрского (Adv. haer. 66. 6-7, 25-31); полный текст дошел в лат. переводе кон. IV в. По сообщению блж. Иеронима, «Архелай, епископ Месопотамский, составил по-сирийски книгу диспутов с манихеями из Персии» (De vir. ill. 72). Однако греч. полемист с манихейством еп. Ираклиан Халкидонский (VI в.) называет автором записей о диспуте А. некоего Игемония (см. Phot. Bibl. 85), что подтверждается указанием в рукописи лат. версии. «Деяния Архелая» послужили главным источником информации о манихеях для большинства средневек. христ. историков и богословов, писавших против манихеев на греч., лат., сир., копт. и араб. языках. Сочинение включает: а) вводные главы, характеризующие участников диспута; б) обличение бывш. манихея Турбо в адрес оставленной им религии; в) описание 2 публичных диспутов епископа А. с Мани и рассказ о казни ересиарха; г) обличительную речь А. об истоках манихейской ереси. Назначение труда А. состояло в том, чтобы представить убедительные доводы существования ереси в манихействе, доказать, что учение Мани было лишь звеном в цепи заблуждений, берущей начало от Симона Волхва. Рассказ о происхождении Мани наряду с изложением легенды содержит и элементы исторической информации, особенно в отношении географической и социальной привязки событий. Изд.: CPG, N 3570; Zaccagni L. A. Acta disputationis Archelai … cum Manete haeresiarcha // Collectanea Monumentorum Veterum Ecclesiae Graecae ac Latinae. R., 1698. P. 1-105; PG. 10. Col. 1405-1528; The Remains of Archelaus / Transl. by Rev. S. D. F. Salmond. Edinb., 1871; Zwittitz Н. von. Acta disputationis Archelai et Manetis untersucht // Zschr. f. die hist. Theologie. 1873. Bd. 43. S. 467-528; Hegemonius. Acta Archelai / Hrsg. Ch. H. Beeson. B., 1906. Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 3. S. 265-269; Harnack. Geschichte. Bd. 1. S. 540f; Bd. 2. S. 163f; Labriolle P. de. Archelaus (9) de Carchara // DHGE. Т. 3. Col. 1542; Tardieu M. Archelaus // Encyclopaedia Iranica / Ed. by E. Yarshater. L.; N. Y., 1987. Vol. 2. P. 279-281; Prinzivalli E. Archelaus of Carcara // EEC. Vol. 1. P. 71. А. И. Колесников |
АРХЕЛАЙ РИМСКИЙ - сщмч. (пам. 30 янв.) - см. в ст. «Ипполит Римский, сщмч., и др.». |
АРХЕЛАЯ, ФЁКЛА И СОСАННА [греч. ̓Αρχελαΐς, Θέκλα, Σωσάννα] ((293), преподобномученицы Салернские (пам. 6 июня, зап. 18 янв.). Согласно житию, написанному Павлином Милостивым (нач. V в.), во время гонений имп. Диоклетиана 3 святые девы оставили свой дом в Риме и отправились в г. Нола (Кампания), где поселились в уединенном месте, переодевшись в муж. одежду. Господь наделил подвижниц даром чудесного исцеления болезней, и вскоре слава о них распространилась по всей округе. Проконсул области Леонтий призвал их к себе в Салерно и после беседы приказал бросить А. как старшую и имевшую влияние на Ф. и С. ко львам, но звери не тронули святую. В темнице подвижницам являлся ангел и ободрял их. На следующий день А. подвергли тяжким истязаниям, но мученица осталась невредимой; камень, к-рым должна была быть раздавлена святая, раздавил ее мучителей. Воины отказались исполнить приказ казнить подвижниц и совершили казнь только после того, как сами святые девы уговорили их сделать это. А. явилась во сне некой Агнете, послушнице салернского мон-ря св. Георгия, и вскоре мощи мучениц были обретены нетленными и перенесены в Нолу. Житие Салернских преподобномучениц внесено в Минеи-Четьи свт. Димитрия (Туптало), митр. Ростовского, из собрания житий «Acta Sanctorum». Ист.: BHL, N 661, 662; ActaSS. Ian. T. 2. P. 190-191; ЖСв. Июль. С. 113-121. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 170; DHGE. T. 3. Col. 1540. П. Б. Михайлов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРХИЕПИСКОПИЯ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ ЦЕРКВЕЙ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ - см. Западноевропейский экзархат русских православных приходов. |
АРХИЕРАТИКОН - см. Чиновник архиерейский. |
АРХИЕРЕЙ [греч. ἀρχιερεύς - старший иерей], высшая степень священства, то же, что архипастырь или епископ, если слово «епископ» употребляется не как обозначение сана, а как именование всех священнослужителей, стоящих на высшей, 3-й, степени священства, в отличие от пресвитеров и диаконов. При этом А. могут быть по сану епископами, архиепископами, митрополитами, католикосами, патриархами, папами. В НЗ слово «ἀρχιερεύς» (Мф 26. 3; Лк 22. 54; Деян 19. 14; 22. 30; 23. 4 и мн. др.) обозначает ветхозаветного первосвященника. Это же наименование употребляется по отношению к Господу Иисусу Христу: Евр 4. 14; 5. 10; 9. 11. В рус. переводе Библии в соответствующих местах используется слово «первосвященник». С IV в. «А.» начинает регулярно употребляться как синоним слова «епископ» (первоначально наравне со словом «ἱερεύς», к-рым со временем стали называть не епископов, а пресвитеров - Lampe. Lexicon. P. 238-239). Слово «А.» и производные от него употребляются в наст. время преимущественно в богослужебном, а также церковно-адм. контексте: Архиерейский Собор, архиерейское совещание, в то время как в богословских текстах в аналогичном значении чаще употребляется слово «епископ». Прот. Владислав Цыпин |
АРХИЕРЕЙ ВЕЛИКИЙ ХРИСТОС - см. Великий Архиерей Христос. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Заседал в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя в связи с предстоящим Поместным Собором, созываемым для избрания нового патриарха после кончины 5 дек. 2008 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера). Председательствовал на А. С. митр. Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), избранный Местоблюстителем Патриаршего Престола на заседании Свящ. Синода 6 дек. 2008 г. Регламент, программа и повестка дня Собора были утверждены на заседании Свящ. Синода 24 дек. 2008 г. Согласно Уставу Русской Православной Церкви Архиерейский Собор состоит их епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные Академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Викарные епископы могут участвовать в заседаниях Собора без права решающего голоса. В нынешнем Соборе приняли участие 198 архипастырей. В докладе, сделанном на открытии Собора, митр. Кирилл осветил некоторые важнейшие события второй половины 2008 г., с которыми были связаны последние деяния святейшего патриарха Алексия, и обозначил задачи А. С. На заседании А. С. тайным голосованием были избраны кандидаты на Патриарший престол Ими стали: Местоблюститель Патриаршего престола митр. Смоленский и Калининградский Кирилл, управляющий делами Московской Патриархии митр. Калужский и Боровский Климент (Капалин) и Патриарший Экзарх Белоруссии митр. Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев). Архипастыри также приняли определения «О подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви» и «О кандидатах на Патриарший престол», одобрили Грамоту о созыве Поместного Собора Русской Православной Церкви, утвердили Положение о составе Поместного Собора, рассмотрели и предварительно одобрили для последующего утверждения Поместным Собором ряд документов, касающихся организации работы Собора. Ист.: Архиерейский Собор Русской Православной Церкви // ЖМП. 2009. № 2. С. 26-29. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Заседал в Патриаршей резиденции в Даниловом московском мон-ре в связи с предстоящим Поместным Собором, созываемым для избрания Патриарха после кончины 3 мая 1990 г. Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова). Председательствовал на А. С. Киевский митр. Филарет (впосл. лишенный сана и анафематствованный, см. М. Денисенко), избранный Местоблюстителем Патриаршего Престола на заседании Свящ. Синода 3 мая 1990 г. Сроки проведения Собора были утверждены на заседании Свящ. Синода 8 мая 1990 г. А. С. утвердил программу предстоящего Поместного Собора, избрал 3 кандидатов в Патриархи и постановил, что Поместный Собор может дополнить число кандидатов. Из 92 архиереев РПЦ Патриархом могли быть выбраны 75, поскольку Устав об управлении РПЦ не допускал избрания Патриархом епископа в возрасте моложе 40 лет, а также лица, не являющегося гражданином СССР. В соответствии с принятой процедурой голосования каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием в 1-м туре были избраны митр. Ленинградский Алексий (Ридигер, впосл. Патриарх Московский и всея Руси) (37 голосов) и митр. Ростовский Владимир (Сабодан) (34 голоса). 2-й тур состоялся потому, что митр. Киевский Филарет (Денисенко) и митр. Крутицкий Ювеналий (Поярков) получили в 1-м туре равное число голосов - по 25. По результатам 2-го тура перевес в 1 голос (34 против 33) получил митр. Филарет. Т. о., А. С. избрал кандидатами на Патриарший Престол митрополитов Алексия, Владимира и Филарета. Лит.: Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С. 423; Цыпин. История РЦ. С. 480. Прот. Владислав Цыпин |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |