Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 24, "АНФ"-"АПО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 24, "АНФ"-"АПО")

АНФИМ АНХИАЛЬСКИЙ

АНФИМ АНХИАЛЬСКИЙ († после 1833), мон., секретарь Святогробского братства, библиотекарь Иерусалимской Патриархии. Главный его труд - обработка и завершение масштабной хроники Прокопия Назианзина «Попираемый Иерусалим» (название тоже принадлежит А. А.) - повествование о борьбе православных, католиков и армян в XVI - нач. XIX в. за обладание святыми местами Палестины. Летопись Прокопия обрывается на 1820 г.; А. А. дополнил его сведения рядом сообщений начиная с 1811 г. и продолжил хронику до 1828 г. Оказавшись участником или свидетелем многих политических событий, затрагивавших Иерусалимский Патриархат, имея доступ ко всем архивным документам, А. А. оставил один из самых полных источников по истории ближневост. правосл. общины времен Греческого восстания 1821 г. и междоусобной смуты османских пашей в Палестине в 20-х гг. XIX в. Автор не боялся выражать осуждение османским властям; он называл свою книгу не просто «Историей», но и «Апологией» греков-святогробцев, направленной против католиков и армян. Перу А. А. принадлежит также ряд разрозненных заметок о нек-рых эпизодах османо-христ. отношений в палестинских местах поклонения; последняя из этих записей датирована июнем 1833 г.

Соч.: Рассказы монаха Анфима Анхиальского, секретаря Святогробского братства / Пер. П. В. Безобразова // Материалы для истории Иерусалимской Патриархии XVI-XIX века. СПб., 1901. Т. 1. С. 277-279. (ППС; Вып. 55); Попираемый Иерусалим монаха Прокопия Назианзина Арабоглу, драгомана Иерусалимской патриархии / С предисл. монаха Анфима Анхиальского к читателям // Там же. 1904. Т. 2. С. 131-350.

К. А. Панченко

АНФИМ ЛАВРИОТ

АНФИМ ЛАВРИОТ [Агиорит; греч. Λαυριώτης, ῾Αγιορείτης], визант. мелург XV в. В певч. рукописях известен как «монах», «иеромонах» или «доместик», «игумен», «проигумен» (προηγούμενος), «кафигумен» (καθηγούμενος) лавры св. Афанасия или просто «кир Анфим». Широко распространены 2 его сочинения: херувимская песнь на 4-й глас (Cutl. 445. Fol. 59, 1536 г.; Lesb. Leim. 273. Fol. 78v - 79, 1-я пол. XVI в.; Xeropot. 265. Fol. 78-79, сер. XVI в.; Cutl. 396. Fol. 160, 2-я пол. XVI в.; Doch. 369. Fol. 65, нач. XVII в.; Lesb. Leim. 258. Fol. 54-55v, 1-я пол. XVII в.; Karakal. 237. Fol. 27v, 2-я пол. XVII в.; Iver. 951. Fol. 68, 2-я пол. XVII в.), к-рая в нек-рых рукописях надписана: «называемая ласточкой» (λεγόμενον χελιδών - Cutl. 448. Fol. 85, кон. XVI - нач. XVII в.) или «святогорская» (ἁγιωρήτικον - Lesb. Leim. 259. Fol. 96-97, 1572 г.), и матима 15-сложника (стихиры) из службы прп. Афанасия Афонского «Дивного в подвижниках» (Τὸν θαυμαστὸν ἐν ἀσκηταῖς - Iver. 991. Fol. 243v - 245, 1670 г.; Paul. 98. Fol. 833-834, сер. XVIII в.). Сохранились и др. сочинения А.: херувимские на 1-й плагальный (Lesb. Leim. 238. Fol. 260-260v, ок. 1700 г.), 2-й плагальный (Cutl. 455. Fol. 85v, кон. XV - нач. XVI в.) и 4-й плагальный гласы (Iver. 984. Fol. 208, сер. XV в.; Lesb. Leim. 289. Fol. 30v - 32v, 1-я пол. XVI в.; Cutl. 395. Fol. 184, 2-я пол. XVI в.; Philoth. 137. Fol. 114v, нач. XVII в.), воскресный причастен «АНФИМ ЛАВРИОТ » на 1-й (Iver. 949. Fol. 145) и «тяжкий» гласы (Chalc. K. Ananiadou. Fol. 83-84v, 1680 г.).

Лит.: Στάθης. Χειρόγραφα. Τ. 1. Σ. 9, 15, 22 et passim; Τ. 2. Σ. 30 et passim; Τ. 3. Σ. 19 et passim; Χατζηγιακουμής. Χειρόγραφα Τουρκοκρατίας. Σ. 30 et passim.

Г. Статис

АНФИМ, МАРКИАН, ТИАН, КЕЛЕРИН, МАГН И ЮЛИАН

Мученики (пам. зап. 14 февр.). Время и обстоятельства их мученической кончины неизвестны. Погребены на Фламиниевой дороге, ведущей из Рима в Аримин (совр. Римини, Италия).

Ист.: ActaSS. Iun. T. 2. P. 35.

Лит.: Janin R. Anthime (1) // DHGE. T. 3. Col. 529.

АНФИМ МЕСОЛОНГИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНФИМ МЕТОХИТ

АНФИМ МЕТОХИТ († после 1347), Архиепископ Охридский (ок. 1341 - не позднее 1346). В 1347 г., уже не являясь главой Охридской кафедры, принял участие в К-польском Соборе, низложившем К-польского Патриарха Иоанна XIV Калеку, и подписался на соборном акте - ὁ ταπεινὸς ̓Αχριδῶν ̀ρδβλθυοτεΑνθιμος (греч.- смиренный Анфим Охридский). Показан в источниках как человек весьма ученый. Будучи горячим приверженцем свт. Григория Паламы, написал сочинения в защиту последнего, против Никифора Григоры, а также против латинян об исхождении Св. Духа.

Ист.: Le Quien. ОС. T. 2. Р. 297-298.

Лит.: Голубинский Е. Е. Краткий очерк истории православных Церквей: Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-валашской. М., 1871. С. 127-128; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 19952. Т. 1. С. 161, 213, 284.

И. А. Корж

АНФИМ, ФАЛАЛЕЙ, ХРИСТОФОР, ЕВФИМИЯ И ЧАДА ИХ

АНФИМ, ФАЛАЛЕЙ, ХРИСТОФОР, ЕВФИМИЯ И ЧАДА ИХ - мученики (пам. греч. 19 и 22 нояб.). Время мученической кончины неизвестно. По сведениям греч. синаксарей, пострадали в Никомидии; А. и Ф. усечены мечом. В нек-рых рукописях вместе с ними указывается также св. Панхарий. В визант. календарях память мучеников отмечается 19 или 22 нояб. Под 19 нояб. их память указывается в Типиконе Великой ц. IX -XI вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 108), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 240) и ряде др. синаксарей (напр., ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 526); под 22 нояб.- в греч. стишных синаксарях (Paris. gr. 1582, XIV в.; ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в.). Наиболее ранним свидетельством почитания мучеников у славян является упоминание их памяти под 19 нояб. в месяцеслове болг. Охридского Апостола кон. XII в. (Л. 87об.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого под 19 нояб. была включена память мучеников (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 172). В Стишном Прологе, переведенном в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне), стих мученикам был помещен под 22 нояб. В ВМЧ содержатся память (19 нояб.) и стих (22 нояб.) мученикам (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 192, 197 (1-я паг.)).

Ист.: SynCP. Col. 240, 247.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 763; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 42-43, 171.

О. В. Л.

АНФИМИЙ

АНФИМИЙ - из Тралл [Анфемий; ̓Ανθέμιος, ὁ ἐκ Τράλλεων τῆς Λυδίας] († 534?), визант. математик, инженер и архит.; знаток законов статики и кинематики; специалист в области проекционной геометрии (написал работу о конических сечениях); создатель теории параболических зеркал; исследователь, изучавший «зажигательное стекло» и паровую энергию. Вместе с Исидором Милетским по заказу имп. Юстиниана I проектировал и строил собор Св. Софии в К-поле - А. принадлежит расчет огромного купола храма, что было отражено его современниками Прокопием Кесарийским в трактате «О постройках» (I 1. 24-50) и Павлом Силенциарием в поэме, посвященной строительству Св. Софии. Предположительно умер до завершения постройки.

Лит.: Huxley G. L. Anthemius of Tralles. Camb. (Mass.), 1959; Mango C. Byzantine Architecture. Mil.; N. Y., 1985. P. 14, 61-64; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. New Haven; L., 19865. P. 206-238.

Л. А. Беляев

АНФИОН

АНФИОН [греч. ̓Ανθίων], прп. (пам. греч. 26 июня). Время и место жизни неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, скончался в мире. Явил удивительное долготерпение в перенесении тяжелой кожной болезни, вероятно проказы. Ужасные язвы покрыли тело святого, чтобы стать, по словам Миней, «прекрасными цветами на преображенном теле преподобного». Память А. включена в состав слав. Стишного Пролога (ГИМ. Хлуд. № 188, 1370 г.- Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 192).

Ист.: ActaSS. Iun. T. 7. P. 155.

Лит.: Janin R. Anthion // DHGE. T. 3. Col. 535; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 787; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 43.

П. Б. Михайлов

АНФИР

АНФИР - см. Антер, св., папа Римский.

АНФИСА НОВАЯ

АНФИСА НОВАЯ [Анфуса], мц. (пам. 27 авг.). Время ее подвигов и место мученической кончины неизвестны. За исповедание Христа святая была одета во власяное рубище, ей привязали камень на шею и бросили в колодец. Память А. Н. содержится в разных списках Типикона Великой ц. IX-XI вв. под 27 авг. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 109) или под 28 авг. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 384). В большинстве визант. и рус. календарей ее память отмечается 27 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 259). В составе слав. Стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне), находится стих А. Н. (РГБ. Троиц. № 717, 1429 г.). Он помещен также в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 438 (2-я паг.)).

Ист.: ActaSS. Aug. T. 6. P. 22; ЖСв. Август. С. 487.

Лит.: Janin R. Anthuse (2) // DHGE. T. 3. Col. 537-538; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 790; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 44.

В. В. Виноградов

АНФИСА СТАРШАЯ

АНФИСА СТАРШАЯ († 700-775), прп. (пам. 27 июля), игум. Мантинейская. Дочь благородных родителей Стратигия и Февронии, оставила родительский дом и вела уединенную жизнь в пещере. Затем пришла к подвижнику Сисинию, постриглась в монахини и стала ученицей старца. А. С. основала в Мантинее (Пафлагония) жен. мон-рь, в к-ром под ее рук. подвизались 90 монахинь. Молва о ней достигла имп. Константина V Копронима, и он отправил к А. С. чиновника с требованием отказаться от почитания икон, угрожая в противном случае ссылкой. А. С. не подчинилась приказу императора и отправилась в изгнание, где после недолгой болезни скончалась. Согласно др. сказанию, к-рое использовал Никодим Святогорец при составлении «Великого Синаксариста», император помиловал игумению за то, что она предсказала его супруге рождение двойни, мальчика и девочки.

А. С. удостоилась царских даров и мирно скончалась в своей обители спустя много лет, а девочку назвали в честь преподобной, и впосл. она тоже была причислена к лику святых (см. Анфуса Омонийская, прп.).

Пространное житие А. С. находится в Синаксаре К-польской ц. Х в. (SynCP. Col. 848-852), краткое включено в Минологий Василия II (PG. 117. Col. 561-562). Память указывается в ряде греч. синаксарей, напр. в Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 226).

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в к-рый было включено краткое житие А. С., имеющее ряд разночтений с текстом Минология Василия II (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 88об.- 89, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. С. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба жития А. С. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 330, 332 (2-я паг.)).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. С. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 249).

Ист.: BHG, N 2029h; ActaSS. Iul. T. 6. P. 448-450; SynCP. Col. 848-852; ЖСв. Июль. С. 637.

Лит.: Janin R. Anthuse (4) // DHGE. T. 3. Col. 538; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 789; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 43.

А. Ю. Виноградов, О. В. Лосева

АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна)

АНФИСА (Сысоева Александра Матвеевна) (Сысоева Александра Матвеевна; 17.04.1868 (по другим данным 1870), с. Ивановское Арсеньевского у. Тульской губ. - 8.01.1938, Тульская обл.), прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), мон. Крестовоздвиженского мон-ря в г. Белёве Тульской губ. Постриг приняла в 1878 г. После закрытия мон-ря в 1921 г. трудилась в Стефановской ц. Арестована 1 июня 1931 г. по групповому «делу монахинь Белёвского женского монастыря». А. обвинялась в том, что «принимала участие в организации нелегального монастыря при Стефановской церкви г. Белёва». 18 июня 1931 г. Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Московской обл. приговорена к 3 годам ссылки, которую отбывала в Казахстане; после освобождения в 1934 г. вернулась в Белёв. Снова арестована 16 дек. 1937 г. по групповому делу еп. сщмч. Никиты (Прибыткова); обвинялась в том, что «состояла в подпольном монастыре», а также в «контрреволюционной деятельности». Расстреляна по приговору Особой тройки при УНКВД по Тульской обл. от 30 дек. 1937 г. Похоронена в братской могиле на 162 км Симферопольского шоссе. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

Арх.: Архив УФСБ по Тульской обл. Д. 9953; Архив УФСБ РФ по Тульской обл. Д. 16416.

Лит.: Житие сщмч. архим. Исаакия. Введенская Оптина Пустынь, 1996. С. 112.

АНФИЯ

АНФИЯ [греч. ̓Ανθία], мц. (пам. греч. 7, 12 окт.). Время и место кончины неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, приняла мученическую смерть внутри раскаленного медного вола. В визант. календарях память А. указывается либо 7 окт. (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 354, 1295 г.), либо 12 окт. (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 353, 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 520-521).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 12 окт., по 6-й песни канона утрени, имеется упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Οκτώβριος. Σ. 127).

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 762; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 42.

АНФОЛОГИОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНФОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНФОН ФРАКИЙСКИЙ

АНФОН ФРАКИЙСКИЙ - мч. (пам. 20 авг.) - см. в ст. «Севир, Мемнон и 37 мучеников Фракийских».

АНФУСА

АНФУСА [греч. ̓Ανθοῦσα] († ок. 280), прп. Селевкийская (пам. 22 авг.). Род. в г. Селевкии Исаврийской (совр. Силифке, Турция) в знатной языческой семье, но тайно придерживалась христ. учения. В правление имп. Валериана А. пришлось уйти от родителей, убеждавших ее отречься от веры. Они разыскивали ее, но не нашли. А. направилась в г. Тарс (совр. Тарсус, Турция) и приняла крещение от еп. Тарсийского, сщмч. Афанасия. Вместе с ней крестились двое ее слуг - Харисим и Неофит. Еп. Афанасий, Харисим, Неофит отказались принести жертвы идолам и были усечены мечом († ок. 259). А. удалилась в Киликийские горы, где, проведя более 20 лет в отшельничестве, скончалась в мире. Через неск. лет тело А. было обретено пустынножительницей Полихронией в пещере, чудесным образом указанной пантерой, и погребено мон.

Авраамием. Близ пещеры был основан мон-рь.

Сведения об А. содержатся в пространном житии (BHG, N 136), кратком житии (BHG, N 137), а также в житиях в составе Императорского Минология 1034-1041 гг. (BHG, N 137а), Синаксаря К-польской ц. X в. (BHG, N 137е) и Минология Василия II (PG. 117. Col. 595-596).

На основе мученических актов написаны пространные жития еп. Афанасия (BHG, N 181-182), Харисима и Неофита (BHG, N 299).

Согласно Синаксарю К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 915-916) и Типикону Великой ц. IX- XI вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 380), служба этих святых совершалась 22 авг. в к-польском храме в Иппоихниях (ἐν ῾Ιπποΐχνοις). В большинстве визант. календарей, а также в печатной Минее (Венеция, 1591) их память указывается 22 авг., но в ряде греч. рукописных Миней-Четьих она встречается под 23 или 24 авг. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 255, 257).

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития, включенный в нестишной Пролог (древнейший список - РГАДА. Син. тип. 177. Л. 126, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ помещены оба жития (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 432 (2-я паг.)).

Ист.: BHG, N 136, 137, 137а, 137е,181-182, 299; ActaSS. Aug. T. 4. P. 499-504; Laty ev. Menol. T. 2. P. 312-315; ЖСв. Авг. С. 378.

Лит.: AnBoll. 1893. T. 12. P. 5-42; Janin R. Anthuse (3) // DHGE. T. 3. Col. 538; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 43-44.

П. Б. Михайлов, О. В. Л.

АНФУСА ОМОНИЙСКАЯ

АНФУСА ОМОНИЙСКАЯ (757-809), прп. (пам. 12 апр., пам. греч. 17, 18 апр.). Дочь имп. Константина V Копронима. Ее рождение было предсказано имп. чете прп. Анфисой Старшей. Отец долго побуждал А. О. выйти замуж, но она не согласилась вступить в брак. Во время пребывания во дворце она носила под царскими одеждами власяницу, употребляла скудную пищу и пила только воду. После смерти отца раздала все имущество нищим, храмам и мон-рям, помогала сиротам и обездоленным. Императрица Ирина многократно просила А. О. участвовать в управлении гос-вом, но она решительно от этого отказалась и была пострижена Патриархом Тарасием в монашество в к-польском мон-ре св. Евфимии, а затем стала игуменией мон-ря Омонии.

Она ни разу не покинула обитель и не позволяла этого др. монахиням. А. О. являла пример удивительного смирения: убирала церковь, носила воду, прислуживала во время трапезы. А. О. скончалась 52 лет от роду, мощи ее находились в мон-ре Омонии.

Память А. О. указывается в визант. календарях 12, 17 и 18 апр. Краткие жития содержатся под 18 апр. в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 613-614) и под 17 апр. в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 409-410). В них обитель, в к-рой подвизалась А. О., называется мон-рем Евмении (τῆς Εὐμενίας). Под 12 апр. память А. О. отмечена в ряде греч. синаксарей (напр., Paris. Coislin. 223, 1301 г.) и печатной Минее (Венеция, 1603).

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А. О., включенный в нестишной Пролог под 17 апр. (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 58об.- 59, нач. XIV в.). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) и помещено под 12 апр. в составе Стишного Пролога. В ВМЧ содержатся оба проложных жития А. О. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 77, 81 (2-я паг.)).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, 12 апр., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. ̓Απρίλιος. Σ. 89).

Ист.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 488-489; Филарет (Гумилевский). Жития подвижниц. С. 234-237; SynCP. Col. 613-614; ЖСв. Апр. С. 184-185.

Лит.: Janin. Églises et monastères. P. 383; Janin R. Anthuse (5) // DHGE. T. 3. Col. 538; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 790; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 43.

О. В. Лосева

АНХ

Изображения анхов и крестов. Рельеф. III в. (Коптский музей. Каир)

Изображения анхов и крестов. Рельеф. III в. (Коптский музей. Каир)

Древнеегип. знак жизни в иероглифике. В раннехрист. период в Египте стал использоваться наряду с крестом как символ вечной жизни. Иногда внутри его верхней кольцевидной части изображался равноконечный греч. крест. А. или кресты в виде А. получили распространение в копт. Египте. Они встречаются в монументальных росписях, на иконах, в рельефах, на погребальных стелах, на тканях различного назначения (храмовых завесах, алтарных покровах, одежде), на церковной утвари, на бронзовых и глиняных светильниках и проч. Согласно Сократу Схоластику (Церк. ист. V 16-17), когда Патриарх Феофил приказал разрушить языческий храм Сераписа в Александрии, на его стенах среди иероглифов были найдены многочисленные изображения креста (возможно, А.), и храм Сераписа был сохранен и превращен в христ. церковь.

Лит.: Budge E. A. W. The Gods of the Egyptians. L., 1904. N. Y., 1969r. 2 vol.; Cramer M. Das altägyptische Lebenszeichen im christl.-koptischen Ägypten. Wiesbaden, 1955; CoptE. Vol. 1. P. 134.

О. Е. Этингоф

АНХРА-МАЙНЬЮ

АНХРА-МАЙНЬЮ [авест.- злой дух; Ангро-Майнью, Ангра-Манью; Ахриман (среднеперсид.), Ариман (греч.)], в зороастризме глава злых сил, враг всего благого. В Гатах дух зла (еще не собственно А.-М. более поздней традиции) - близнец духа добра и, вероятно, наряду с последним потомок Мазды. «Воистину есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, слове и деле - они оба, добрый и злой… Когда эти два духа схватились впервые, то создали бытие и небытие… из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой - дух святейший, облаченный в небесную твердь, выбрал праведность…» (Ясна. 30. 3-5; ср.: 45. 2 и 47. 3) Этот пассаж вызывает среди исследователей большие споры. В наст. время получило распространение мнение (О. Везендонк и Х.

С. Нюберг), что реальная оппозиция здесь - оппозиция духа зла и духа добра, в то время как творец находится над ней (ср.: Ясна. 30. 11; 45. 1). В Младшей Авесте монотеизм уступает более четко выраженным дуалистическим тенденциям.

В противовес благим творениям божиим А.-М. породил всевозможные отрицательные явления: болезни, смерть, ядовитых и вредных животных, стужу, чародейство и др. (Видевдат. 1). Темные деяния определяются в Авесте как «не-жизнь»: А.-М. практически предлагает искушаемым им людям не иной принцип жизни, а уход в небытие, смерть. Иногда толкователи понимают термин «не-жизнь» как указание на то, что в нек-ром смысле А.-М. нереален, не существует (подлинным существованием обладает лишь добро, происходящее от бога). С людей, однако, не слагается ответственность за грехи. В известном смысле в своих несчастьях люди виноваты сами: тексты повествуют о грехопадении первой человеческой пары - Мартья и Мартьянаг, к-рые пали, объявив злого духа творцом мира (Бундахишн. 15). По преданию, А.-М. искушал (обещанием великой власти) и пророка Зороастра, но тот преодолел искус (Видевдат. 19).

Основным принципом действия А.-М. является Друдж (Ложь). Ложь, склоняющая к вероотступничеству, персонифицируется в образе развратной блудницы (Видевдат. 18; ср.: Иез 16; Ос 4. 11-18; Откр 17). Каждый человек обязан отвергнуть Ложь и самого А.-М. со всеми его служителями и во всех его проявлениях. Формула такого отвержения содержится в фраваране (символе веры). В конце времен всякое зло будет уничтожено и А.-М. будет побежден. Трудно, однако, понять, какова дальнейшая судьба А.-М. и будет ли он уничтожен. В обычном смысле сло́ва уничтожить его (т. е. отправить в «не-жизнь») нельзя, ибо он и так «не-жизнь». Но в Авесте определенно указывается, что наступит время, когда зла не будет.

Лит.: Wesendonk O. G. von. Das Wesen der Lehre Zarathustras. Lpz., 1927; Nyberg H. S. Questions de cosmogonie et de cosmologie mazdéennes // J. Asiatique. 1931. N 219. P. 193-244; Duchesne-Guillemin J. Ormazd et Ahriman. P., 1953.

Г. Г. Ястребов

АНХУС

АНХУС [евр. АНХУС , АНХУС , греч. Αγχους], филистимский царь г. Гефа, сын Маоха (1 Цар 27. 2), у к-рого дважды, спасаясь бегством от Саула, укрывался Давид. В первый раз слуги А. узнали в Давиде победителя Голиафа, жившего также в Гефе (1 Цар 17. 4), и тогда, чтобы обезопасить свое пребывание у А., Давид притворился безумным (1 Цар 21. 13). Во второй раз Давиду и его людям А. дал во владение маленький г. Секелаг в благодарность за успешные набеги на враждебные филистимлянам юж. племена (1 Цар 27. 1-12).

А. полностью доверял Давиду и назначил его своим телохранителем (1 Цар 28. 1-2). Однако из-за недовольства своих военачальников («князей филистимских») А. отстранил его от участия в решающей битве с Израилем при горе Гелвуй. В Пс 33. 1 А. назван Авимелехом - общим именем филистимских царей. Упомянут также в повествовании о правлении царя Соломона (3 Цар 2. 39).

Б. И. Давыдов

АНХЬЕТА ХОСЕ

АНХЬЕТА ХОСЕ - св.- см. Хосе Анхьета.

АНЦЕВ Михаил Васильевич

Михаил Васильевич (30.09.1865, Смоленск - 21.07.1945, Москва), композитор, педагог, муз. критик. В 1894 г. окончил С.-Петербургскую консерваторию по классам Ю. И. Иогансена (гармония, контрапункт) и Н. А. Римского-Корсакова (композиция). В 1894-1896 гг. преподавал пение в Елизаветинском ин-те в С.-Петербурге. С 1896 г. жил в Витебске, где преподавал хоровое пение в различных учебных заведениях, был редактором газет «Витебские губернские ведомости» и «Народный листок» (1905-1912), членом Витебской архивной комиссии. В 1918 г. организовал Народную консерваторию (где читал лекции по истории и теории музыки), а также Гос. хор и кружок белорус. песни. В 1936-1938 гг. член Аттестационно-экспертной комиссии при Управлении по делам искусств в Москве.

В стиле духовных сочинений А. преобладает гармоническое изложение, но в экспозиционных разделах иногда используются имитационные формы, в т. ч. каноны. Литургию А. трактует как единый муз. цикл, объединяя песнопения в группы по тематическому или тональному признаку (ектении, песнопения евхаристического канона).

Муз. соч.: «Литургия св. Иоанна Златоуста». Соч. 15. М., 1903 (Херувимские песни № 8 и № 9 опубл. также в сб.: Песнопения рус. литургии: Партитура / Сост. Б. Тевлин. [М.], 1990. Вып. 2); «Милость мира». СПб., 1909 (прил. к журн. «Баян»); Херувимская песнь. М., 1911; «Достойно есть». М., 1911; ГЦММК. Ф. 290. № 14 «Символ веры» (2 февр. 1917. Ркп.).

Соч.: Приготовительный курс элементарной теории музыки в связи с преподаванием хорового пения: Руководство для учеб. заведений, приспособленных к обучению детей и взрослых лиц, желающих петь в хоре. М.; СПб., 1897; Краткие сведения для певцов-хористов: Пособие для сельских нар. и церковноприходских школ, а также городских и духовных училищ. М., [б. г.]; Методическая хрестоматия классного хорового пения для всех учебных заведений. Курс 1 (младший). Курс 2 (старший). Витебск, 1903; Нотная терминология: Справ. словарь для регентов, учителей и всех музыкантов. Витебск, 1904.

Лит.: А. Б. Анцев М. Херувимская песнь. Достойно есть: [Рец.] // Хоровое и регентское дело. 1912. № 5/6. С. 121; Н. Ф. Б[укреев]. «Литургия св. Иоанна Златоустого» ... муз. М. Анцева: [Рец.] // Изв. С.-Петербургского об-ва муз. собраний. 1903. Окт.-нояб. С. 1.

Н. Ю. Плотникова

АНЧИЙСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНЧИЙСКИЙ СПАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНЧИСХАТИ

Храм Анчисхати в Тбилиси. Нач. VI в.

Храм Анчисхати в Тбилиси. Нач. VI в.

[Анчисхатская ц.; груз. ანჩისხატი], древнейший храм Тбилиси, освященный в честь Рождества Пресв. Богородицы. Построен в нач. VI в. царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и юж. приделом, включавшим крещальню. В 60-х гг. XVII в., при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы.

В 1675 г. в неск. метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением.

В 1664 г. в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя (см. Анчийский спас) из мон-ря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) - отсюда наименование храма А. (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же А. стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 г. по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 г. при храме открыли ДС. В 1814 г. А. поновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, неск. позже был заново расписан. В сер. XIX в. внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 г. пристроили колокольню. Первоначальные формы А. были возвращены после реставрации 1958 г. (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт; богослужение возобновлено в кон. 80-х гг. XX в. по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II.

Лит.: Карбелов П. Древний Анчисхатский собор в Тифлисе. Тифлис, 1899; გვერდწითელი რ. წმინდა მარიამის ტამარი თბილისში (ანჩის ხატი) (в печати).

Д. Туманишвили

АНЧИСХАТСКИЙ ГУЛАНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АОД

АОД [евр. АОД , АОД  - сильный, крепкий], второй «великий» судья Израиля, сын Геры из колена Вениаминова (Суд 3. 12-4. 1), избавивший израильтян от угнетавшего их в течение 18 лет моавитского царя Еглона. Будучи послан с дарами к Еглону, убил его во время тайной аудиенции. В синодальном переводе Библии, к-рый следует масоретскому тексту, сказано, что А. был левшой. Это обстоятельство позволило ему незаметно пронести меч и застать царя врасплох. Но в LXX (и в Вульгате) это место понимается иначе. Прилагательное ἀμφοτεροδέξιος (греч.- букв. двудесничный, т. е. владеющий левой рукой столь же хорошо, как и правой) истолковывается в христ. традиции как указание на особую праведность А., к-рый, по словам прп. Иоанна Кассиана, «шуюю сторону своей души подчинил и обратил в десную» (Сollat. VI 10). Ориген пишет об А.: «Право все то, что творит этот Аод… и в руках он правый, и в ногах его правда» (In librum Judicum. Hom. III; IV // PL. 12. Col. 966a, 967b-c). Скрывшись от преследования, A. собрал израильтян для решающей битвы. В сражении при р. Иордан моавитяне были полностью разбиты. После этой победы израильтяне в течение 80 лет жили в мире.

АПOРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПА

АПА [копт. apa - отец], уважительное обращение, происходящее скорее всего от греч. ἄββας (см. авва). Употреблялось коптами по отношению к монахам, особо отличившимся в аскетических подвигах, к святым, к духовным лицам (в бохайрском диалекте к архиепископам и епископам применялось слово abba ). Встречается также как обращение к ветхозаветным пророкам, апостолам, ангелам. Иногда эпитет «А.» прилагался к мирянам высокого общественного положения, должностным лицам. Известны плеонастические сочетания (напр., apa pathr ).

А. без упоминания имени назывались наиболее почитаемые подвижники (напр., прп. Пахомий). В копт. папирусах и остраконах «А.» вместе с именем подвижника могло означать название мон-ря (напр., apa anoup, apa apollw и др.). В греч. папирусах (напр., P. Herm. Rees. 7, 8) встречается греч. транскрипция копт. термина (̀ρδβλθυοτεΑπα).

Лит.: Hyvernat H. Les Actes des martyres de l'Égypte. P., 1886. Hildesheim, 1977r. P. 31, 225, 233; New Texts from the Monastery of St. Macarius / Ed. H. G. Evelyn White. L., 1926. P. 237, 242, 245; Crum E. Coptic-English Dictionary. Oxf., 1939. P. 13; Ернштедт П. В. Коптские тексты ГМИИ им. А. С. Пушкина. М.; Л., 1959. C. 196; он же. Коптские тексты Гос. Эрмитажа. М.; Л., 1959. C. 175; Chaîne M. Le Manuscrit de la version copte en dialecte sahidique des «Apophthegmata Patrum». Caire, 1960. P. 13 sq.

В. В. Василик, А. А. Войтенко

АПАМ

АПАМ - мч.- см. в ст. «Лукия Каппадокийская и др.».

АПАМЕЯ

Вифинская [греч. ̓Απάμεια ἐν τῇ Βιθυνίᾳ], древний город в Вифинии на вост. берегу Мраморного м., руины к-рого с хорошо сохранившимся театром в наст. время располагаются в 1 км к юго-востоку от совр. г. Муданья (Турция); автокефальная архиепископия, позже митрополия в составе К-польского Патриархата. Город, первоначально называвшийся Мирлея (Μυρλεία, по имени его легендарного основателя Мирла), назвал в честь своей жены Апамы вифинский царь Прусий II (182-149 до Р. Х.). В эпоху Цезаря (ок. 45 до Р. Х.) А. стала рим. колонией Iulia Concordia Augusta Apameia. Епископская кафедра существовала здесь, вероятно, с апостольских времен, т. к. о многочисленной христ. общине в Вифинии говорит Плиний Младший (нач. II в.). Епископ А., первоначально подчинявшийся митрополиту Никомидии, центра пров.

Вифиния, автокефалию получил ок. 640 г. Среди автокефальных архиепископий А. вначале занимала 8-е место, к кон. X в. поднялась на 3-е. На рубеже XI-XII вв. А. уже упоминается в списках митрополий К-польского Патриархата, где занимает 69-е место. После завоевания Вифинии турками со 2-й пол. XIV в. архиепископия А. становится титулярной.

Епископы А.: Феофил (381), Евлисий (нач. V в.), Каллиник (до 431 - после 451), Марк (536; по ошибке назван митрополитом, см. Mansi. T. 8. Col. 878), Феопемпт (691), Евстратий (787), Евлампий (до 847/48-869), Павел (870), Софроний (879), Василий (кон. X в.), Феодор (XI в.), Михаил (ок. XI-XIII в.), Константин (1032), Георгий (Григорий; до 1145 - после 1156), Исаак (1158 - после 1172), неизвестный (1274), неизвестный (1310). В 1945-1951 гг. титул епископа А. носили Спиридон (позже митр. Родосский) и Василий (позже митр. Сидирокастрский), а также Иаков, вик. Фиатирской епархии.

Лит.: RE. Bd. 12. Sp. 2664; Janin R. // DHGE. T. 3. Col. 916-917; idem. Églises et monastères. P. 129, 131, 136-139, 207; Magie D. Roman Rule in Asia Minor to the End of 3rd Cent. A. D. Princeton, 1950. T. 2. P. 1189 f.; Κονιδάρης Γ. // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1040; Darrouzès. Notitiae. Passim; Fedalto. Hierarchia. T. 1. P. 110-111.

М. В. Грацианский

АПАНОСИФИ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор вмч. Георгия мон-ря Апаносифи

Собор вмч. Георгия мон-ря Апаносифи

[Епаносифи; греч. ̓Απανωσήφη], (Критская архиепископия К-польского Патриархата), расположен южнее г. Ираклион, недалеко от деревень Каркадиотиса и Метаксохори в епархии Монофатсиу. Один из крупнейших мон-рей на Крите. Основан в XVII в. мон. Паисием. Соборный храм (кафоликон) освящен в честь вмч. Георгия, небесным предстательством к-рого в 1655 г. была остановлена эпидемия чумы на острове, за что ему были составлены хвалебные песнопения, известные по рукописям монастырской б-ки. После 1750 г. А. стал центром просвещения, имел свой скрипторий. В 1821 г. монахи помогали освободительному движению в Греции, 18 из них погибли, а мон-рь был разрушен турками, святыни и ценности были заранее переправлены на о-в Идра. Мон-рь временно опустел. В 30-40-х гг. XIX в. началась реставрация храма. После критского освободительного восстания 1866 г. мон-рь оказался заброшен. в наст. время подвизается 35 монахов, игум.- Анфим (Сарандинос).

Лит.: Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 288; Ψιλάκης Ν. Βυζαντινές εκκλησίες και μοναστήρια της Κρήτης. Ηράκλειο Κρήτης, 1998. Σ. 50-54; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 183; Δίπτυχα. Σ. 836.

АПАТЕР

АПАТЕР [Абадир шахид] (нач. IV в.), копт. мч. (пам. копт. 28 тоут (25 сент.)). Вместе с сестрой мц. Ириной, к-рую иногда отождествляют с егип. мц. Ираидой (Раисой), пострадал во время гонений имп.Диоклетиана. По одной из синаксарных версий, А., сын Василида и Ирины, был помощником правителя Александрии. Во время гонений А. искал мученического венца, но, не желая огорчать мать, отправился в В. Египет, где выдал себя за уроженца Гермополя (копт. Шмун, совр. Эль-Ашмунейн). На вопрос, заданный ему правителем В. Египта Аррианом по-коптски, А. ответил по-гречески, чем выдал себя (население В. Египта было в слабой степени эллинизировано). А. был схвачен и после жестоких мучений обезглавлен. Сохранились сведения, что А. и его сестре была посвящена церковь в егип. г. Ликополь (копт. Сиут, совр. Асьют). Копт. ц. в честь А. в старом квартале совр. Асьюта является наиболее значительной среди городских храмов.

Лит.: Meinardus O. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo, 1999. P. 225-226, 287.

АПЕЗАНОН СВЯТОГО АНТОНИЯ АГИОФАРАНГИТА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Интерьер собора прп. Антония Великого мон-ря Апезанон

Интерьер собора прп. Антония Великого мон-ря Апезанон

[греч. ̓Απεζανῶν], (митрополия Гортины и Аркадии К-польского Патриархата), посвященный прп. Антонию Великому. Находится в 63 км от Ираклиона, неподалеку от дер. Платанос, расположенной в епархии Кенуриу на о-ве Крит. По легенде, именно на этом месте встала повозка с иконой прп. Антония. Вероятно, мон-рь был основан в XVI в. В письменных источниках встречаются упоминания о нем под 1566 и 1581 гг. В XVI-XVII вв. обитель была центром просвещения и культуры на Крите. Здесь принял монашеский постриг Мелетий Пигас, буд. Патриарх Александрийский. Впосл. он состоял в переписке с Арсением (Маридзисом), игум. А. После захвата Крита турками в 1669 г. начался период упадка мон-ря. Соборный храм (кафоликон), заново отстроенный в XIX в., представляет собой трехнефную базилику, главный престол к-рой освящен в честь прп. Антония, 2 др.- в честь Преображения Господня и Трех святителей. Престольный праздник - 17 янв., день памяти прп. Антония. В наст. время в мон-ре 18 монахов, игум.- архим. Филофей (Спанакис).

Лит.: Τωμαδάκης Ν. Β. ̓Απεζανῶν, Μονή // ΘΗΕ. Т. 2. Σ. 1048-1049; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 294; Ψιλάκης Ν. Βυζαντινές ἐκκλησίες και μοναστήρια της Κρήτης. Ηράκλειο Κρήτης, 1998. Σ. 70-71; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 184; Δίπτυχα. Σ. 896.

А. Ю. Никифорова

АПЕЛЛЕС

АПЕЛЛЕС [греч. ̓Απελλῆς] (IV в.), егип. подвижник. Сведения о нем содержатся в «Истории монахов». До принятия монашеского пострига А. был кузнецом или медником. Автор «Истории монахов» называет его пресвитером. А. подвизался скорее всего в Н. Фиваиде (согласно греч. версии «Истории монахов» - возле г. Ахорис), по соседству с монашеской братией. Однажды, как сообщается в источнике, когда А. ковал изделия для братии, к нему пришел за заказом бес в образе женщины. А. схватил рукой раскаленный металл и обжег «женщине» лицо и тело. С тех пор А. без всякого для себя вреда брал руками раскаленный металл.

Ист.: Hist. mon. Aeg. 13; Rufinus. Hist. mon. 15.

А. А. Войтенко

АПЕЛЛИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПЕЛЛЯЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПЕЛЬ

АПЕЛЬ [Аппельбаум; нем. Apel, Appelbaum] Вилли (10.10.1893, Кониц, Зап. Пруссия (совр. Хойнице, Польша) - 14.03.1988, Блумингтон, шт. Индиана, США), амер. музыковед нем. происхождения. Первое образование - математическое (ун-ты Бонна, Мюнхена и Берлина, 1912-1922). Музыковедением начал заниматься в Свободной образовательной общине в Виккерсдорфе (1922-1928). В 1936 г. в Берлине защитил докт. дис. о тональности в музыке XV и XVI вв. В том же году эмигрировал в США. Преподавал в Гарвардском ун-те (1938-1942), в ун-те шт. Индиана (Блумингтон, 1950-1970). В 1963 г. А. присвоено звание заслуженного профессора, в 1972 г.- почетного доктора этого ун-та. Большинство работ А. посвящено музыке западноевроп. Средневековья и Возрождения, григорианскому пению, истории ранней нотации, клавирной и органной музыке.

А. известен также публикациями франц. музыки XIV в. Широкое распространение получил его «Гарвардский музыкальный словарь».

Соч.: Die Fuge. B., 1932; Accidentien und Tonalität in den Musikdenkmälern des 15. und 16. Jh.: Diss. B., 1936. Baden-Baden, 19722; Notation of Polyphonic Music: 900-1600. Camb. (Mass.), 1942, 19615. Lpz., 1981; Harvard dictionary of music. Camb. (Mass.), 1944, 19692; Davison A. T., Apel W. Historical Anthology of Music. Camb. (Mass.), 1946-1950. 2 vol.; Die menschliche Stimme als Instrument // Stimmen. 1949. N 15; From St. Martial to Notre Dame // J. of American Musicological Society. 1949. Vol. 2; The Central Problem of Gregorian Chant // Ibid. 1956. Vol. 9; Gregorian Chant. Bloomington, 1958, 19904; Geschichte der Orgel- und Klaviermusik bis 1700. Kassel, 1967; Historical Anthology of Music, in performance: [Sound recording] / Comp. by A. T. Davison and W. Apel; Pleiades Records 247-257. [S. l., 1969-1976]; The History of Keyboard Music to 1700. Bloomington; L., 19722; Medieval Music: Collected Articles and Reviews. Stuttg., 1986; The New Harvard dictionary of music / Ed. by D. M. Randel. Camb. (Mass.); L., 1986.

Лит.: Essays in Musicology: A Birthday Offering for W. Apel / Ed. H. Tishler. [Bloomington, 1968]. P. 185-191 [библиогр.]; White J. R., Caldwell J. // NGDDM. L., 1980. Vol. 1. P. 499-500; Répertoire internationale des médiévists = Intern. Directory of Medievalists. P., 19876. Vol. 1. N 99. P. 26; Baker's Biographical Dictionary of Musicians / Ed. N. Slonimsky. N. Y., 19928. P. 47.

С. Н. Лебедев

АПЕР

АПЕР [лат. Aper, франц. Evre] († ок. 507), свт. (пам. зап. 15 сент.), еп. Туля (Франция). Сведения об этом святом содержатся в житии, написанном Адсоном (X в.). Род. в г. Труа, принял епископскую кафедру Туля после Урса и пробыл на ней 7 лет, прославившись даром молитвы и милосердия. А. заложил фундамент ц. св. Маврикия в предместье города, но не дожил до завершения строительства. Мощи А. хранились в этой церкви, а сама она уже в VII в. стала носить его имя. В VIII в. вокруг нее возникло бенедиктинское аббатство св. Апера. Прославление мощей А. состоялось в 978 г.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 5. P. 55-79.

Лит.: Tillemont. Mémoires. T. 14. P. 728; Duchesne. Fastes. T. 3. P. 62; Martin E. Histoire des diocèses de Toul, de Nancy et de Saint-Dié. Nancy, 1900. T. 1. P. 62-64; Nicolas J. // DHGE. T. 3. Col. 931.

П. Б. М.

АПЛОМА

АПЛОМА [греч. ἅπλωμα] - см. Индития.

АПОДИКТИЧЕСКОЕ ПРАВО

АПОДИКТИЧЕСКОЕ ПРАВО - см. Ветхозаветное право.

АПОКАВК ИОАНН

АПОКАВК ИОАНН - см. Иоанн Апокавк.

АПОКАЛИПСИС

АПОКАЛИПСИС - см. Иоанна Богослова св. aп. Откровение.

АПОКАЛИПТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОКАТАСТАСИС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОКРИСИАРИЙ

АПОКРИСИАРИЙ [греч. ἀποκρισιάριος - приносящий ответ; лат. responsalis], дипломатическая должность (посланник) в поздней Римской и Византийской империи. В церковно-адм. значении - полномочный представитель архиерея или настоятеля мон-ря при высших гражданских или церковных учреждениях, в т. ч. при имп. дворе. Церковные А. известны в Византии с V в.; в 1-й пол. VI в. имп. Юстиниан I предоставил им право финансового и дисциплинарного надзора над главами местных церковных администраций (Cod. Just. I 3; Nov. 6. 2-3; 123. 25). Однако главной задачей А. были представительские функции. Патриархаты (в т. ч. Римская Церковь), митрополии и архиепископии имели в К-поле своих постоянных А. Через них осуществляли обращения к императору и получали его распоряжения; в обязанности А. входило вводить Патриархов и подчиненных им епископов во дворец во время их визитов в столицу. Эту должность (до своего избрания на кафедру) занимали, в частности, свт. Анатолий I(в 40-х гг. V в., Патриарх К-польский с 449), свт. Григорий I Великий (с 579 по 586, папа с 590), св. Анастасий Апокрисиарий (до 648), Димитрий II Хоматиан (кон. XII в., архиеп. Охридский с 1216). Патриарх Филофей посылал своего А. на Русь в XIV в.- протодиак. Георгия Пердику.

Лит.: Emereau A. Apokrisiaires et apokrisiariat: Notes de l'apocrisiariat, ses variétés à travers l'histoire: Les apocrisiaires en Orient // EO. 1914. T. 17. P. 289-297, 542-548; Pargoire J. // DACL. T. I/2. Col. 2537-2555; Treitinger O. Apokrisiarios // RLAC. Bd. 1. S. 501-504; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 103; Apokrisiarios // ODB. Vol. 1. P. 136; Apokrisiar // LTK. Bd. 1. Sp. 824.

К. А. Максимович

АПОКРИФЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛИ

АПОЛИ († нач. IV в.), мч. Египетский (пам. копт. 1 месоре (25 июля)), пострадал во время гонений имп. Диоклетиана. Рассказ о нем сохранился в Ватиканском кодексе актов мучеников (Cod. Vat. Cap. LXI. Fol. 223-224). Согласно этим сведениям, А.- сын военачальника Юста и внук имп. Нумериана (283-284). Автором рассказа об А., вероятно, был его слуга Сергий.

Лит.: Acta martyrum // CSCO. Copt. T. 1. P. 242-248; David J. Apoli // DHGE. T. 3. Col. 957.

АПОЛЛИНАРИАНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛЛИНАРИЙ

АПОЛЛИНАРИЙ (Мосалитинов Афанасий Семёнович, 1873, Крюковская вол., Грайвороновский у. Курской губ. - 18.07.1918, ст. Карелино, Пермская губ.), прмч. (пам. 18 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Род. в крестьянской семье. В августе 1901 г. поступил послушником в Верхотурский во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь в г. Верхотурье Пермской губ. В 1904 г., с началом русско-японской войны, мобилизован в армию; после увольнения с военной службы в 1906 г. снова принят в число братии мон-ря. Пострижен в монашество 27 марта 1908 г., рукоположен во диакона в 1910 г., во священника - в 1913. 16 июля 1918 г. по требованию советских властей и благословению настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта (Медведева) А. был назначен в Спасскую ц. с. Красногорского Верхотурского у. на место арестованного священника. В июле того же года А. отправился помолиться на могиле св. Симеона Верхотурского в Симеоновскую ц. с. Меркушина, где и был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и отправлен в Верхотурье. Заколот штыками в тюрьме на ст. Карелино недалеко от Верхотурья, похоронен там же. После отступления большевиков тело А. в числе других жертв красного террора было перезахоронено на братском кладбище Николаевского мон-ря. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г.

Лит.: Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия. События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 176; Нечаева М.Ю. Верхотурские монастыри в XX веке. Машинопись. С. 1-2.

АПОЛЛИНАРИЙ СИДОНИЙ

АПОЛЛИНАРИЙ СИДОНИЙ - см. Сидоний Аполлинарий.

АПОЛЛИНАРИЯ КАШИНСКАЯ

АПОЛЛИНАРИЯ КАШИНСКАЯ (в схиме Амвросия; Банина Анна Сергеевна; 20.08.1825, с. Дубово Кашинского у. Тверской губ.- 7.03.1906, Кашин), игум. Род. в дворянской семье, окончила пансион в Москве, в 1844 г. семья переехала в с. Спасское Малоярославецкого у. Калужской губ. Анна с детства стремилась к уединенной жизни; излечившись от смертельной болезни после причащения, она окончательно утвердилась в мысли встать на путь монашества. В 1853 г. поступила в Зосимову во имя Св. Троицы пуст. в Верейском у. Московской губ., несла послушание на клиросе, писала иконы. В 1856 г. пострижена в рясофор с именем Аполлинария, назначена монастырской письмоводительницей и уставщицей. В 1863 г. приняла постриг в мантию. В 1865 г. ввиду ухудшившегося из-за сырого климата здоровья переехала в белёвский Крестовоздвиженский мон-рь Тульской губ.

В том же году после кончины духовника прп. Антония (Путилова) перешла под духовное руководство к прп. Амвросию (Гренкову). В 1875 г. вернулась в Зосимову пуст. в качестве благочинной. В 1882 г. митр. Московским Макарием (Булгаковым) назначена настоятельницейминского в честь Преображения Господня жен. мон-ря и возведена в сан игумении, через 2 года переведена настоятельницей в Каменский Успенский мон-рь Черниговской епархии.

В 1886 г. по ходатайству митр. Киевского Платона (Городецкого) назначена настоятельницей в Лебединский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь Чигиринского у. Киевской губ. «для водворения порядка». На новом месте неоднократно подвергалась клеветническим наветам и в 1891 г. перешла в осташковский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-рь, приняв постриг в схиму с именем Амвросия. За 3 года завершила отделку новой церкви, выстроила каменную просфорную, больницу, прачечную, гостиницу, неск. корпусов для сестер, новые святые ворота, открыла уч-ще для бедных девочек. Заболев раком желудка, по благословению св. прав. Иоанна Кронштадтского вышла на покой в Петровскую пуст., приписанную к кашинскому Сретенскому мон-рю, где и скончалась.

Соч.: Аполлинария Банина (1825-1906): Автобиография игуменьи Осташковского Знаменского мон-ря Аполлинарии и письма к ней иеросхим. Амвросия. Тверь, 1908. СПб., 1998р.

Лит.: ЖПодв. Доп. т. Ч. 1: Январь-июнь. С. 444-473.

Н. Н. Крашенинникова

АПОЛЛИНАРИЯ Петровна Тупицына

Петровна Тупицына (24.12.1878, д. Шелюбинская Вельского у. Вологодской губ. - 13.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), мц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших). Род. в крестьянской семье. Окончила прогимназию в г. Вельске. До революции работала сестрой милосердия, затем странствовала; по её молитвам совершались исцеления. Посещала Знаменскую ц. при Крестовской заставе в Москве. Арестована 17 сент. 1937 г. по групповому делу схим. прмц. Александры (Червяковой). А. обвинялась в «участии в контрреволюционной церковной группе, антисоветской агитации и антисоветской деятельности». Расстреляна по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 8 окт. 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-76327; ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. П-78607.

Лит.: Бутовский полигон. Вып. 2. С. 266; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 3. С. 117-121.

АПОЛЛИНАРИЯ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА БАЗИЛИКИ В РАВЕННЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛЛОВ Александр Иванович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛЛОН

АПОЛЛОН - мч. Египетский (пам. 5 июня) - см. Маркиан и др. мученики Египетские.

АПОЛЛОН КЕЛЛИЙСКИЙ

АПОЛЛОН КЕЛЛИЙСКИЙ (IV - нач. V в.?), егип. подвижник в Келлиях. Сведения о нем содержатся в сб. Apophthegmata Patrum, возможно, А. К. тождествен авве Аполлону, также упомянутому в Apophthegmata Patrum, или Аполлонию Скитскому.

Ист.: PG. 65. col. 133-136 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 42).

АПОЛЛОНИЙ

АПОЛЛОНИЙ [лат. Apollonius] († 332), свт. (пам. зап. 8 июля), 3-й епископ после сщмч. Ианнуария на кафедре г. Беневент (Италия). Видимо, с избранием А. во епископы были согласны не все, и святой, не желая разжечь зависть у своих врагов, жил за чертой города в простой хижине.

Ист.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 579.

Лит.: Aigrain R. Apollonius (12) // DHGE. T. 3. Col. 1014-1015.

АПОЛЛОНИЙ НИТРИЙСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ НИТРИЙСКИЙ (IV в.), егип. подвижник. Сведения о нем содержатся в «Лавсаике». А. Н. происходил из купцов и стал монахом в преклонном возрасте. Поскольку он не мог уже выучиться ни ремеслу, ни искусству письма, он подвизался в Нитрии следующим образом: на свои средства покупал в Александрии вещи и лекарства, необходимые монахам, и, обходя мон-ри, раздавал их больным инокам. Перед кончиной А. Н. убедил др. монаха продолжать это служение.

Ист.: Палладий. Лавсаик. С. 30-31; Palladius. Lausiac. XIII.

А. А. В.

АПОЛЛОНИЙ ТАВЕННИСИЙСКИЙ

АПОЛЛОНИЙ ТАВЕННИСИЙСКИЙ [Аполлон, Иеранкаполлон, Амриарагабул] (IV в.), ученик прп. Пахомия Великого. В житии прп. Пахомия говорится, что один из иноков мон-ря преклонных лет по имени А. Т. часто посещал Пахомия, утешая его после бесовских нападений. Во время одного из визитов А. T. скончался и был погребен с большими почестями. Возможно, А. T. тождествен Аполлонию, настоятелю пахомианской киновии в Тбэуе, но его следует отличать от Аполлония, настоятеля мон-ря Тмушонс (греч. Μόνχωσιν, араб. Манхузим).

Ист.: S. Pachomii vita bohairice scripta / Ed. L.-Th. Lefort. Louvain, 1925. (CSCO; 89); S. Pachomii vitae graecae / Ed. F. Halkin. Brux., 1932. (SH; 19); S. Pachomii vitae sahidice scriptae / Ed. L.-Th. Lefort. Louvain, 1933-1934. (CSCO; 99-100); La Vie latine de S. Pachôme / Trad. du grec par Denys le Petit; éd. crit. van Cranenburgh. Brux., 1965. (SH; 46).

Лит.: David J. Apollo (6) // DHGE. t. 3. col. 1004.

А. А. Войтенко

АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛЛОНИЙ ФИВАИДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛЛОНИЙ ЭФЕССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница