Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АНТОНИЙ IV

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АНТОНИЙ IV

Патриарх К-польский (12.01.1389 - июль 1390, март 1391 - май 1397). До избрания был иеромонахом, вероятно, афонского мон-ряДионисиат. В конце царствования Иоанна V Палеолога сменил на К-польском престоле Нила. После того как 14 апр. 1390 г. Иоанн VII Палеолог сверг с помощью турок своего деда Иоанна V и на время занял имп. трон (апр.-сент. 1390), Патриархом вместо А. был вторично поставлен Макарий (1390-1391). Вскоре, по воцарении Мануила II, А. был восстановлен на Патриаршей кафедре. В февр. 1392 г.

Патриарх венчал императора с серб. кнж. Еленой Драгаш.

К кон. XIV в. Византия вслед. наступления османов оказалась в тяжелейшем внешнеполитическом положении. А. участвовал в организации помощи империи для борьбы с турками, пытался поднять престиж К-поля, внимательно следил за положением дел в подвластных ему епархиях (в т. ч. на Руси и в Валахии). Сразу по восшествии А. на кафедру К-польский Поместный Собор (февр. 1389) подтвердил низложение и отлучение митр. Киевского Пимена, утвердив Предстоятелем Русской Церкви свт. Киприана. В том же году А. направил с отправлявшимся в Россию Киприаном Патриаршую и Соборную грамоту к новгородцам с предписанием подлежать, как и ранее, суду митрополита; новгородцы не подчинились, и в 1393 г. Патриарх вновь обращался к Новгороду с посланиями аналогичного характера. Узнав, что в Москве прекратили поминать на литургии визант. императора, А. направил вел. кн. Василию I Дмитриевичу послание (ок. 1393), в к-ром укорял его за отказ оказывать К-полю воздававшуюся издревле честь и писал, что «невозможно для христиан иметь Церковь и не иметь царя»; поминание императора было восстановлено. В 90-х гг. XIV в. А. воспрепятствовал попыткам еп. Луцкого Иоанна занять митрополичий престол в Галиче при поддержке польск. кор. Владислава Ягайло (1386-1434). Король (до 1392 сохранявший титул вел. кн. литовского и усиленно проводивший обращение литовцев в католичество) направил Патриарху предложение созвать Собор для переговоров о соединении с Римской Церковью, нашедшее поддержку у митр. Киприана. В своем ответе (1397) А. указал на несвоевременность подобного мероприятия и просил польск. короля, объединившись с Сигизмундом Венгерским, прогнать турок, подступивших к К-полю.

Вскоре по восшествии А. на престол (1389) Патриарший экзарх мон. Григорий был отправлен в занятые османами зап. епархии для сбора церковных доходов. Для решения спорных вопросов А. неоднократно посылал своих представителей в Валахию (1395, 1397) и на Русь (в 1393 архиеп. Михаил Вифлеемский разбирал вопрос о передаче Н. Новгорода и Городца из Суздальской епархии в прямое подчинение митрополиту). Особым указом А. утвердил устав (типик) Афона (1394). Ок. 1397 г. Патриарх писал на Русь к кн. Василию Дмитриевичу и митр. Киприану, призывая оказать денежную помощь; в ответ в К-поль была послана значительная сумма. А. проявлял интерес к делам др. Вост. Патриархатов.

Ист.: ActaCP. T. 2. P. 112-114, 156-292; История РЦ. Кн. 3. Прил. 3, 11-12 [2 грамоты к новгородцам; к кн. Василию; о пособии]; Прохоров Г. М. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Повесть о Митяе. СПб., 20002. Т. 1. Прил. 4. С. 456-463 [грамота о Пимене и Киприане, 1389].

Лит.: Γεδεών Μ. Πατριαρχικοὶ Πίνακες. Κωνσταντινούπολις, 1885. Αθήνα, 1996r. Σ. 337-340; Карташев. Очерки. Т. 1. С. 334-338; Barker M. Manuel II Palaeologus, 1391-1425: A Study in Late Byzantine Statesmanship. New Brunswick, 1969. P. 105-110, 150-153; Живоjиновић М. О аутентичности светогорског типика патриjарха Антониjа од маjа 1394 // ЗРВИ. 1970. T. 12. С. 79-90; Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. Camb., 1981. P. 75-76, 236-240, 253-257, 307-310; Sorlin I. Un acte du patriarche Antoine IVe en version slave // REB. 1985. T. 43. P. 253-258.

П. И. Жаворонков

В начало энциклопедии