Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АБУ ХАНИФА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АБУ ХАНИФА

Абу́ Хани́фа [ан-Нуман бен Сабит аль-имам аль-Азам, араб. АБУ ХАНИФА АБУ ХАНИФА АБУ ХАНИФА АБУ ХАНИФА АБУ ХАНИФА АБУ ХАНИФА АБУ ХАНИФА ] (699, Куфа, Ирак - 767), мусульм. богослов, основатель школы (мазхаба) права, получившей его имя. А. Х. происходил из семьи персид. торговца. С детства тяготел к богословским наукам. Был учеником известного факиха (законоучителя) Хаммада бен Аби Сулаймана. Через 18 лет после смерти учителя А. Х. стал во главе учеников Хаммады. Его называли самым авторитетным богословом Куфы и Басры. Спасаясь от преследований наместника Ирака, А. Х. перебрался в Мекку. После утверждения династии Аббасидов в Багдаде он вернулся в Ирак, но отказался занять предложенное ему место судьи при дворе халифа аль-Мансура. Оскорбленный халиф приказал его высечь и бросить в тюрьму, где А. Х. скончался.

Труды А. Х. сохранились во фрагментах в сочинениях учеников и последователей. Известно, что он является автором первого письменного сочинения по мусульм. догматике (фикху) «Аль-Фикх аль-акбар» (АБУ ХАНИФА  АБУ ХАНИФА  - Величайшее понимание), или «Асл ат-таухид» (АБУ ХАНИФА  АБУ ХАНИФА  - Основы единобожия).

Этот труд содержит положения, объясняющие атрибуты Бога - Аллаха, смысл Корана как слова Божия, основные положения исламской морали. А. Х. считается автором рационалистической методики, включившей в себя такие принципы, как суждение по аналогии (кийас, АБУ ХАНИФА ), а также использование предпочтительного решения (аль-истихсан, АБУ ХАНИФА ). В качестве одного из источников права он считал возможным использовать обычное право (урф, АБУ ХАНИФА ).

А. Х. имел много последователей и учеников, к-рые позднее собрали по фрагментам еще одно его произведение, «Муснад» (Опора), ставшее обоснованием богословско-правовой школы, названной по имени учителя. Приписываемые А. Х. сочинения «Китаб аль-алим ва-ль-мутааллим» и «Васийат Аби Ханифа» созданы после его смерти учениками и представляют интерпретацию его взглядов. Благодаря широкому использованию обычного права ханифитский толк получил наибольшее распространение. Его принимали кочевники и оседлые народы халифата. Ханифиты наиболее терпимо относятся к христианам и иудеям. С XI в. ханифизм распространяется в Анатолии, на Балканах, на Сев. Кавказе, в Причерноморье, Поволжье, Ср. Азии, Афганистане, Индии и Индонезии. Он преобладает среди мусульман Магриба, Зап. Африки и отчасти В. Египта. На территории СНГ большинство мусульман (без Азербайджана и части Ср. Азии) придерживаются ханифитской школы права. Из последователей А. Х. наиболее выдающимися богословами были Абу Юсуф Якуб (ум. 795), Мухаммад аш-Шейбани (ум. 805), Бурхан ад-дин Али Маргилани (ум. 1197).

Лит.: Мюллер А. История ислама. СПб., 1895; Массэ А. Ислам: Очерк истории. М., 1961; Абу Захра. Абу Ханифа: Хайатуху ва‘асруху-ара'уху ва фикхуху. Каир, б. г.

О. П. Бибикова

В начало энциклопедии