Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 20, "АНД"-"АНИ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 20, "АНД"-"АНИ")

АНДРЕЙ РУБЛЁВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ РУССКИЙ

АНДРЕЙ РУССКИЙ († 50-е гг. XIX в., Каир), исп. Род. предположительно в Предкавказье в казачьей семье. Юношей был уведен черкесами в горы и продан тур. рыбопромышленнику, к-рый в К-поле перепродал его егип. эфенди. Раб понравился хозяину, и тот решил обратить его в мусульманство и женить на одной из своих дочерей. Встретив сопротивление со стороны А. Р., эфенди пытался сломить его побоями и голодом, но не смог и продал непокорного раба. Новый хозяин удесятерил старания по обращению А. Р. в мусульманство - его били палками по пяткам, забивали камышовые спицы под ногти, надевали на голову раскаленный медный котел. После неск. лет пыток, сделавших А. Р. калекой, его выкупил банкир-армянин, пораженный стойкостью христианина. А. Р. отказался от возвращения на родину и проживания в богадельне. По благословению К-польского Патриарха он поселился при храме мон-ря вмч. Георгия в Ст. Каире, где прожил 12 лет, работая прислужником и пребывая в непрестанной молитве. Похоронен на кладбище при мон-ре.

Лит.: Соловьев П., свящ. Русский исповедник [Андрей] в Каире // Странник. 1866. № 7. Ч. 1. С. 5-28; ЖПодв. Июль. С. 117-140.

АНДРЕЙ СЕН-ВИКТОРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ СИГИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ СИМБИРСКИЙ (Огородников Андрей Ильич)

АНДРЕЙ СИМБИРСКИЙ (Огородников Андрей Ильич) (Огородников Андрей Ильич; 80-е гг. XVIII в., Симбирск - 27.11.1841, там же), блж. (пам. 21 мая и 27 ноября). Род. в семье мещан, с 7 лет стал юродствовать. Рано осиротел, до 1813 г. жил у брата, а после его смерти - у овдовевшей сестры, покинувшей ради него мон-рь. А. С. спал на досках, ел самую простую пищу, всю милостыню, к-рую получал, раздавал нищим, был очень кроток, обладал даром прозорливости и исцеления, усмирял бесноватых. Жителям Симбирска, приходившим в Саров, прп. Серафим Саровский говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить? У вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич». Помещица Е. А. Мильгунова выстроила для А. С. дом и назначила ему пожизненное содержание в размере 60 р. в год. А. С. был похоронен при огромном стечении народа в Покровском симбирском мон-ре. По свидетельству очевидцев, от тела подвижника исходило благоухание.

3 июня 1990 г. были обретены мощи А. и состоялась его канонизация как местночтимого святого.

В 2004 г. Архиерейским Собором А. был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.

Лит.: Герасим (Добросердов), еп. Блаженный Андрей Ильич // Странник. 1864. Окт. С. 5-16 (отд. отт.: СПб., 1865); ЖПодв. Ноябрь. С. 714-722.

Н. Н. К.

АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ

АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), пустынник. «Повесть о пустынножителе Андрее» известна по 2 спискам нач. XIX в. (РНБ. Солов. № 1195/1366; ГИМ. Воскр. № 128). В «Повести» сказано, что преподобный пришел в Соловецкий мон-рь при игум. Варлааме (Рогове; впосл. митр. Ростовский). Сначала проходил общие послушания с трудниками, затем был послан в Сосновую солеварню. В 1575 г. А. С. скрылся в глубь острова и поселился в выкопанной им пещере. Здесь он испытал тяжкие духовные и телесные искушения, «с помыслы брахся, аки с лютыми зверми», неск. раз хотел вернуться в мон-рь, но всегда неожиданные обстоятельства (гром, молния, дождь или сильный мороз) останавливали его. Когда же А. С. принимал решение не покидать пустынь, «тихий прохладный и теплый ветр, благорастворенный воздух и солнце светло сияющее» успокаивали подвижника.

Через 3 года А. С. явился ангел и благословил в пищу траву, а воду велел брать из озера; так пустынник прожил еще 28 (в «Повести» явная ошибка - 58) лет, трава и вода были его единственной пищей.

Как свидетельствует «Повесть», преподобный сам поведал историю своего отшельничества иноку Василию Кенозерцу, к-рый, заблудившись, обнаружил пещеру А. С. и видел в жилище преподобного «два корытца, во едином бысть трава намочена, в другом же вода». Василий пересказал услышанное своему духовному отцу иером. Исидору Новгородцу и описал ему внешность отшельника: «Наг бысть весь, возрастом средний, скудобрад, тело же его черно, аки земля, и сухо, аки мертвеца». В мон-ре стало известно о пустыннике, но никому больше не было открыто место его подвигов. Была ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но в нач. XIX в. имя его внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. № 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия IIСобора Соловецких святых.

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 40; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких. СПб., 1900. С. 19; Повесть о пустынножителе Андрее // Архангельский патерик / Иером. Никодим (Кононов). СПб., 1901. С. 177-180.

Лит.: Соловецкий православный церковный календарь / Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-110.

Игум. Андроник (Трубачёв)

АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ, ИРАКЛИЙ, ФАВСТ И МИНА

АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ, ИРАКЛИЙ, ФАВСТ И МИНА - мученики (пам. греч. 12 и 13 июля, 31 авг.). Место и время их жизни неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, привязаны к коням и разорваны. А. С. отличен отАндрея Стратилата (пам. 19 авг.). Память мучеников указывается только в источниках к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. P. 338), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 818), Петровом Прологе XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 212).

Эти святые редко указываются в рус. и слав. календарях. Первые упоминания о них встречаются в Апостолах кон. XIII - нач. XIV в.: под 13 июля - в рус. Синайском Апостоле (Sinait. Slav. 39. Л. 39); под 12 июля - в болг. Апостолах (ГИМ. Хлуд. 35. Л. 181 и НБКМ. № 882 - Коцева, Атанасов. С. 224). При переводе на Руси в 1-й пол. XII в. нестишного Пролога в его состав под 13 июля была включена память мучеников. В 1-й пол. XIV в. был осуществлен (по-видимому, сербами на Афоне) перевод Стишного Пролога. В разных списках Стишного Пролога память этих святых упоминается или 13 июля (РГБ. Троиц. № 715, 1429 г.), или 31 авг. (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.). В ВМЧ память святых без жития внесена 31 авг. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 446). В совр. календарях греч. Церквей и РПЦ память мучеников не указывается.

Ист.: Коцева Е., Атанасов А. Цариградският месецослов от Х век и календари в български письмени паметници // Хиляда и осемдесет години от смъртта на св. Наум Охридски. София, 1993. С. 224.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 40.

О. В. Л.

АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ ХРИСОВЕРГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ ЭФЕССКИЙ

АНДРЕЙ ЭФЕССКИЙ - сщмч. (пам. 21 сент.) - см. Ипатий еп. и Андрей пресв.

АНДРЕЙ ЮРОДИВЫЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ БОГОЛЮБСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЭ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЛИТУРГИЯ

АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЛИТУРГИЯ - см. Литургия.

АНДРЕЯ АПОСТОЛА МИЛАПИДИАС

АНДРЕЯ АПОСТОЛА МИЛАПИДИАС [греч. ̓Αποστόλου ̓Ανδρέου Μηλαπιδίας], жен. мон-рь (Кефалинийская митрополия Элладской Церкви). Расположен на о-ве Кефалиния, близ г. Аргостолион. Основан в 1587 г. Неофитом Романосом и Гаспаром Мингардом для своих дочерей-монахинь при митр. Кефалинийском Неофите Колокифасе на месте мон-ря XII в. Собор (кафоликон) представляет собой однонефную базилику. В 1644 г. монахиней А. А. М. стала Ромила, дочь протоспафария Зоту Цигара Иоаннинского. С собой Ромила принесла часть мощей ап. Андрея Первозванного, икону Успения Пресв. Богородицы, 1000 реалов. После нее дочери многих богатых людей острова становились монахинями этой обители. Со временем мон-рь стал владельцем большой земельной собственности, подворий, церквей, часовен. Огромный ущерб мон-рю нанесло землетрясение 1953 г. Реставрационные работы были завершены в 1970 г. Престольные праздники: день памяти ап. Андрея Первозванного - 30 нояб. и иконы Божией Матери «Живоносный Источник» - пятница Пасхальной седмицы. Святыни: стопа ап. Андрея, частицы мощей вмц. Екатерины, мч. Харлампия и др. святых. В мон-ре хранятся 2 автографа равноап. Космы Этолийского, иконы, св. потир Никодима Метаксаса, архиеп. Кефалинийского и Закинфского (1628-1647), основавшего первую греч. типографию в К-поле и после ее закрытия турками перенесшего ее на Кефалинию, золотое шитье мон. Ромилы Цигары, архиерейский саккос - вышивка мон. Феодоры Канали (1715-1721), печатные книги XIX-XX вв. Сейчас в мон-ре 9 монахинь; игумения - Андриани (Андреола).

Лит.: Τὰ Μοναστήρια τοῦ ῾Ελληνισμοῦ. Πειραιάς, 1997. Τ. 2. Σ. 309-314; Κόκορης Δ. Θ. ̓Ορθόδοξα ῾Ελληνικά Μοναστήρια. ̓Αθῆναι, 1997. Σ. 319; Κοκκίνης Σ. Τά μοναστήρια τῆς ῾Ελλάδος. ̓Αθῆναι, 1999. Σ. 169-170.

А. Ю. Никифорова

АНДРЕЯ АПОСТОЛА СКИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЯ АПОСТОЛА ЦЕРКОВЬ НА ТРЕСКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЯ И ВАРФОЛОМЕЯ ДЕЯНИЯ

АНДРЕЯ И ВАРФОЛОМЕЯ ДЕЯНИЯ - см. Варфоломей, ап.

АНДРЕЯ И МАТФИЯ ДЕЯНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРЕЯ И ПАВЛА ДЕЯНИЯ

АНДРЕЯ И ПАВЛА ДЕЯНИЯ - см. Павла и Андрея деяния.

АНДРЕЯ И ПЕТРА ДЕЯНИЯ

АНДРЕЯ И ПЕТРА ДЕЯНИЯ - см. Петра и Андрея деяния.

АНДРЕЯ И ФИЛИМОНА ДЕЯНИЯ

АНДРЕЯ И ФИЛИМОНА ДЕЯНИЯ [лат. Acta Andreae et Philemonis], сказание, сохранившееся в копт. фрагментах, араб. и эфиоп. версиях. Примыкает к апокрифическим Андрея деяниям и является, как и Петра и Андрея деяния, одним из вариантов продолженияАндрея и Матфия деяний. Согласно этому повествованию, ап. Матфий берет с собой Александра и Руфа, учеников ап. Андрея (они же участвуют в Деяниях Андрея и Варфоломея), и отправляется в г. Фетран, в то время как ап. Андрей вместе с Филимоном, сыном Филиппа, приходит в Лидию, часть жителей к-рой уже обращена ап. Петром. Андрей занимает епископскую кафедру, а Филимон проповедует; благодаря его «сладким речам» языческие жрецы обращаются ко Христу. Андрей крестит в морских водах 50 жрецов и 4 тыс. язычников.

Ист.: CANT, N 240; BHO, N 48-49; копт.:

Guidi I. Frammenti copti // Acta dell’Acc. dei

Lincei, Rendiconti. 1887. Ser. 4. Vol. III/2.

P. 368-372; idem. Gli Atti apocrifi dei apostoli //

Giorn. della Soc. Asiatica Ital. 1888. Vol. 2. P. 22-

26 [итал. пер.]; Lemm O. von. Koptische Miszel len, N 48-72 // ИИАН. 1910. Сер. VI. Т. 4.

С. 61-69 (= idem. Koptische Miszellen. Lpz.,

1972. S. [175]-[183]); Wessely C. Studien zur

Palaeographie und Papyruskunde. Lpz., 1917.

Bd. 18. Nr. 275h-g; араб.: Smith Lewis A. Acta mythologica apostolorum. L., 1903. P. 3-11; idem. The Mythological Acts of the Apostles.

L., 1903. P. 11-25 [англ. пер.]; эфиоп. :

Budge E. A. W. The Contendings of Apostles. L.,

19352. Amst., 1976r. Vol. 1. P. 140-156 [текст].

Vol. 2. P. 137-153 [англ. пер.].

Лит.: Haase F. Apostel und Evangelisten in den orientalischen Überlieferungen. Münster, 1922. S. 250-251; Santos Otero A. de. Jüngere Apostelakten // NTApo5. Bd. 2. S. 406.

А. Ю. Виноградов

АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Луганской и Старобельской епархии (УПЦ), в с. Першозвановка Лутугинского р-на Луганской обл. (Украина). Основан в 1997 г. при приходском каменном храме во имя св. ап. Андрея Первозванного, построенном в 1893 г. по инициативе свящ. Иоанна Кияницы на средства землевладельца Е. М. Духовского. К 1917 г. при храме действовала церковноприходская школа, существовала б-ка. К 2001 г. в А. П. м. оборудован братский корпус на 5 келий, освящен целебный источник. Братии 7 чел. Исполняющий обязанности настоятеля - иером. Алексий (Дмитренко).

Лит.: Дятлов В. Монастыри Украинской Православной Церкви: Справ.-путев. К., 1997. С. 90.

АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ОРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРИАН

АНДРИАН (1-я пол. XVII в.), инок, обвиненный в июне 1628 г. в ереси «по отписке и по роспросным речем», присланным в Москву архиеп. Вологодским и Великопермским Варлаамом. Как было установлено следствием, в вологодском Ильинском мон-ре «объявилися в воровском вь еретическом деле прихожие чернцы» А. и его ученик Яков. Им удалось совратить в ересь местных жителей - попа вологодской Никольской ц. Ивана Филимонова и подьячего съезжей избы Аггея Семёнова. А. утверждал, «бутто он… приял Дух Св. и Бога видит на небеси безпрестанно во всей славе». Кроме того, А. «похвалял и называл... святым» Кирилла (Транквиллиона-Ставровецкого), чье «Евангелие учительное» было признано московскими богословами еретическим; в кон. 1627 г. был издан указ царя Михаила Феодоровича об уничтожении книги, и 4 дек. в Москве сожгли 60 экземпляров. А. говорил, «бутто те книги сожжены не по делу». А. с единомышленниками распространяли католич. учение об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. По царскому указу «за то воровство и за ересь» А. и его ученики были подвергнуты наказанию и разосланы в разные мон-ри «под крепкие начала». Дальнейшая судьба А. неизвестна. Ученик А. Яков, находясь в заточении в Спасо-Каменном мон-ре, продолжал распространять взгляды А., из-за чего в февр. 1629 г. началось новое следствие и Яков был сослан в тобольский Знаменский мон-рь.

Лит.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа. М., 1900. Ч. 3. С. 63; Шашков А. Т. Еретики в Сибири в 1-й пол. XVII в. // Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург, 1998. Вып. 2. С. 277-278.

А. Т. Шашков

АНДРИАНОВ

Филипп, иконописец посл. трети XVII - нач. XVIII в., уроженец Костромы. Неоднократно привлекался к работам в Москве в дворцовых храмах: ц. Спаса Нерукотворного (1676, стенопись, письмо икон), прп. Евдокии (1678, письмо икон), Покровском соборе в Измайлове (1679, письмо иконостаса). Работал в составе стенописной артели Гурия Никитина над росписями ц. Ильи Пророка в Ярославле (1680), Троицкого собора Ипатьевского мон-ря в Костроме (1685). Участвовал в росписи Знаменского собора в Новгороде (1702). Писал иконы в Патриарший Казенный приказ для раздачи патриархом в качестве благословения. В конце жизни (нач. 10-х гг. XVIII в.) принял монашество.

Лит.: Серебреников С. Церковь св. пророка Илии в Ярославле // Ярославские ГВ. 1850. № 42. С. 409; Ровинский Д. А. История русских иконописных школ до конца XVII века. М., 1856. С. 130; Островский П. Историко-статистическое описание Костромского Ипатьевского монастыря. Кострома, 1870. С. 37-38; Собко Н. П. Словарь русских художников. СПб., 1893. Т. 1. Вып. 1. С. 167; Успенский А. И. Царские иконописцы и живописцы XVII в. М., 1913. Т. 1. С. 203; М., 1910. Т. 2. С. 10; он же. Словарь патриарших иконописцев. М., 1917. С. 5; Брюсова В. Г. Гурий Никитин. М., 1982. С. 174, 221; она же. Русская живопись 17 века. М., 1984. С. 316-317.

Н. И. Комашко

АНДРИАНТЫ

АНДРИАНТЫ [Андриантис; греч. ̓Ανδριάντης от ἀνδριάς - статуя], сборник проповедей свт. Иоанна Златоуста, произнесенных в Антиохии в связи с ниспровержением имп. статуй в городе во время народного бунта (387). В греч. рукописях визант. периода сохранились списки этого сборника разного состава (ГИМ. Син. Греч. № 222, X в., 21 гомилия; Син. Греч. № 112, XI в., 51 гомилия).

А. (с разным числом гомилий) трижды переводились на слав. язык. Выборка изречений под заглавием «Иоанна Златоустого разуми полезни от Андриянт и от прочих его душеполезных учений» была переведена или составлена в Болгарии в Х в., сохранилась в ряде восточнослав. списков XII-XVII вв., старший из к-рых находится в Троицком сборнике рубежа XII-XIII вв. (РГБ. Ф. 304.1. № 12. Л.

158-175). Перевод текста А. в 22 главах был выполнен ок. сер. XV в. в мон-ре Ватопед на Афоне серб. мон. Антонием, учеником Геннадия Святогорца, для Никиты, архидиак. Студеничского митр. Василия. Старшие списки перевода практически современны друг другу: 1) в рукописи 1473 г. (Болгария, Нац. музей «Рыльский монастырь». № 3/6), переписанной известным южнослав. книжником Владиславом Грамматиком (к-рый в послесловии к кодексу сообщает сведения о переводе А. непосредственно с экземпляра Никиты (возможно, автографа переводчика) в мон-ре Жеглигово близ Скопье); 2) в рукописи 2-й пол. XV в. (Черногория, мон-рь Св. Троицы близ г. Плевля. № 97), в своей основной части и дополнительных статьях совпадающей со списком 1473 г. В России перевод А. в 22 главах получил известность не позднее XVI в. (напр., список: Новосибирск. ГПНТБ СО РАН. Тихомир. Р-6, 3-я четв. XVI в.), но был менее распространен, чем др. сборники сочинений Иоанна Златоуста; соотношение редакций южнослав. перевода и рус. списков не исследовано. Еще один перевод А. был сделан не позднее 1680 г. Евфимием Чудовским: известен в ряде списков кон. XVII - нач. XVIII в.: ГИМ. Син. № 104 (из б-ки Евфимия); ЯИАМЗ. № 73 (177), 1708 г. Слав. переводы А. не изданы.

Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 2. С. 111-119. № 125; Владимир (Филантропов). Описание. С. 179-183; Стоjановић. Записи. Књ. 3. С. 146. № 5572; The Troicki Sbornik (Cod. Moskva. GBL. F. 304. № 12): Text in Transcription. Nijmegen, 1988. P. 158-175. (Полата кънигописьная; № 21/22); СККДР. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 1 (А-З). С. 290; Трифуновић Ћ. Стара српска книжевност. Београд, 1995. С. 238-241; Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Велико Търново, 1996. С. 49-63.

А. А. Турилов

АНДРОМАХ И ДИОДОР

АНДРОМАХ И ДИОДОР [Андромед] [греч. ̓Ανδρόμαχος, Διόδωρος], мученики (пам. греч. 12 окт.). Время и место мученической кончины неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, погибли в огне. В Синаксаре К-польской ц. X в. А. назван Андромедом (SynCР. Col. 134). Память указана в Типиконе Великой ц. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 68-69) и ряде греч. синаксарей (ГИМ. Син. греч. 353. Л. 133, 1-я пол. XIV в.- Владимир (Филантропов). Описание. С. 521). В рус. источниках не упоминаются.

Ист.: SynCР. Col. 134.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 707; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 41.

АНДРОНИК

АНДРОНИК (Суриков Андрей Иванович, 5 окт. 1885, д. Огрызково Волоколамского у. Московской губ. - 22.09.1938, Амурлаг, Амурская обл.), прмч. (пам. 9 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), иером. Род. в крестьянской семье, учился в сельской школе, поступил послушником в Можайский Лужецкий мон-рь, где исполнял послушание певчего. В 1916 г. призван в армию, служил рядовым. В 1917 г. отпущен на полевые работы, осенью того же года снова вызван в армию, в 1918 г. мобилизован в тыловое ополчение. После демобилизации вернулся в Лужецкий мон-рь. В 1920 г. переведён в московский Симонов мон-рь, 20 дек. того же года рукоположен во диакона. В 1928 г. рукоположен во священника. С 1929 г. служил в ц. Успения Пресвятой Богородицы на Крутицах в Москве. 28 дек. 1930 г. арестован по обвинению в «антисоветской агитации», 3 янв. 1931 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорён к 3 годам высылки в Северный край. В 1931 г., после окончания ссылки, поселился в д. Огрызково. 27 нояб. 1935 г. еп. Волоколамский Иоанн (Широков) определил А. на должность псаломщика к Никольской ц. с. Холмец Шаховского р-на Московской обл. 28 нояб. 1937 г. А. был вновь осуждён и приговорён к 10 годам заключения в ИТЛ, наказание отбывал в Бамлаге (с 1938 г. - Амурлаг). Арестован в лагере в 1938 г. по обвинению в «антисоветской агитации и контрреволюционной пропаганде», расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Дальневосточному краю от 31 марта того же года. Погребён в безвестной могиле. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-18677; ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656; ИЦ УВД Амурской обл. Д. Р-3504.

АНДРОНИК I ВЕЛИКИЙ КОМНИН ГИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИК I КОМНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИК II ВЕЛИКИЙ КОМНИН

АНДРОНИК II ВЕЛИКИЙ КОМНИН - трапезундский имп. (март 1263 - 4.03.1267). Старший сын имп. Мануила I Великого Комнина и его первой супруги Анны Ксилалои. Наиболее важным событием короткого и плохо освещенного в источниках царствования А. В. К. стала война Трапезундской империи с туркмен. эмиратами за обладание Синопом. Император сумел захватить этот город, но впосл. он вновь был отторгнут эмиром Муид ад-Дином Парване. А. В. К. умер бездетным, имп. трон перешел к его брату Георгию.

Ист.: Панарет. Хроника. § 4.

Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 27, 116; Bryer A. The Empire of Trebizond and the Pontos. L., 1980. Art. IV. P. 333, 344-345; idem. Peoples and Settlement in Anatolia and the Caucasus. L., 1988. Art. XI. P. 143; Шукуров Р. М. Трапезундская империя и тюркские эмираты Понта в XIV в. // Причерноморье в средние века. М., 1991. Вып. 1. С. 217-218; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 2. Σ. 189.

АНДРОНИК II ПАЛЕОЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИК III ВЕЛИКИЙ КОМНИН

АНДРОНИК III ВЕЛИКИЙ КОМНИН - трапезундский имп. (3.05.1330 - 8.01.1332). Сын имп. Алексея II Великого Комнина и дочери Бека Джакели, правителя груз. княжества Самцхе. Короткое царствование А. В. К. открыло длительный период междоусобных войн в Трапезундской империи, начавшийся с неудавшегося мятежа младших братьев императора. В результате двое из них, Михаил Азахутлу и Георгий Ахпуга, были казнены, а третий, Василий (буд. император), бежал в К-поль. Вскоре А. В. К. скончался, оставив трон 8-летнему сыну Мануилу II.

Ист.: Панарет. Хроника. § 7.

Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 43; Bryer A. Peoples and Settlement in Anatolia and the Caucasus. L., 1988. Art. IV. P. 485; ΕΠΛΒΙΠ. Τ. 2. Σ. 189-190.

АНДРОНИК III ПАЛЕОЛОГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИК IV ПАЛЕОЛОГ

АНДРОНИК IV ПАЛЕОЛОГ (11.04.1348, К-поль - 28.06.1385, Силимврия), визант. имп. (1376 - 1 июля 1379). Старший сын Иоанна V Палеолога и Елены Кантакузины, дочери Иоанна VI Кантакузина. Соправителем отца стал, возможно, до весны 1350 г., но не позднее 17 авг. 1355 г. Первый конфликт между ними возник в 1366 г., когда он не помог отцу, захваченному болгарами при возвращении из Венгрии; через 4 года он отказал ему в денежной помощи, когда по требованию кредиторов император был задержан в Венеции. Дважды А. П. поднимал мятеж против Иоанна V. В 1373 г. заговор был быстро раскрыт, А. П. заключен в тюрьму, лишен права на трон и подвергнут ослеплению (потерял один глаз). С помощью генуэзцев ему удалось убежать в Галату, заручиться поддержкой турок, и 22 авг. 1376 г. он вступил в К-поль в качестве императора. Офиц. коронация состоялась 18 окт. 1377 г. Отца и брата Мануила А. П. посадил в тюрьму. За помощь в захвате власти генуэзцы получили о-в Тенедос, а турки - г. Галлиполи. Патриарх Филофей Коккин (1364-1376) был низложен. Но через 3 года Иоанн V при поддержке турок вновь занял трон. По семейному соглашению 1381 г. А. П. был вновь признан престолонаследником и получил во владение Силимврию. В 1385 г. он вновь попытался выступить против отца, но потерпел неудачу. Вскоре после этого А. П. умер. От его брака с Марией, дочерью болг. царя Ивана Александра, родился буд. имп. Иоанн VII Палеолог, коронованный вместе с отцом в 1377 г.

Ист.: Joan. Cantacus. Historia. T. 3. Passim; Chalcocond. Vol. 1. P. 34 sq.; Ducas. P. 65 sq.

Лит.: Успенский. История. Т. 3. C. 604; Loenertz R. La première insurrection d'Andronic IV Paléologue, 1373 // EO. 1939. Vol. 38. P. 342-345; Dölger F. Zum Aufstand des Andronikos IV. gegen seinen Vater Johannes V. im Mai 1373 // REB. 1961. T. 19. P. 328-332; PLP. 1989. Bd. 9, N 21438. S. 84; Nicol D. The Last Centuries of Byzantium, 1261-1453. Camb., 1993. P. 264 sq.; Радић Р. Време Iована V Палеолога (1332-1391). Београд, 1993. С. 305-314, 350-354, 387-403.

П. И. Жаворонков

АНДРОНИК И АФАНАСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИК КАМАТИР

АНДРОНИК КАМАТИР [греч. ̓Ανδρόνικος Καματηρός] (XII в.), визант. богослов-полемист. По матери происходил из рода Дук и приходился родственником имп. Мануилу I Комнину, в правление к-рого занимал ряд важных придворных и гос. постов (глава ведомства прошений, великий друнгарий царской стражи, эпарх К-поля) и был удостоен чина севаста. Ок. 1170-1171 гг. по поручению Мануила написал соч. «Священное оружехранилище» (῾Ιερὰ ῾Οπλοθήκη), к-рое полностью не опубликовано (ркп. ГИМ. Син. греч. 353; Marc. gr. 158; Monac. gr. 229). Оно начинается диспутом (по всей видимости, вымышленным) между императором и кардиналами о правах Римского папы и об исхождении Св. Духа (проблема Filioque). Это лат. учение опровергается далее в разъяснениях А. К. к собранным им местам из Свящ.

Писания и греч. святых отцов, а также при помощи «силлогистических доказательств»; во 2-й части сочинения опровергается «учение армян» (монофизитство). В работе А. К. использованы полемические произведения митр. Никейского Евстратия, Патриарха К-польского Николая IV Музалона и митр. Фессалоникийского Никиты Маронийского. Высокую оценку сочинению дали Георгий Пахимер и Никифор Влеммид, Георгий Скилица посвятил ему ямбические стихи, К-польский Патриарх Иоанн XI Векк, сторонник Лионской унии, счел нужным написать опровержение «на каждый пункт мудрого мужа». Как даритель икон и литургических тканей А. К. упоминается в кодексе Marc. gr. 524 (эпигр. 81, 88, 91, 93, 94 и 97).

Соч.: Allatius L. Graecia Orthodoxa. R., 1652. T. 2. P. 287-521 [выдержки из Свящ. Писания и святых отцов, изд. с «Опровержением» Иоанна Векка]; PG. 141. Col. 395-614.

Лит.: Hart G. De Tzetzarum nomine vitis scriptis. Lipsiae, 1830. Р. 22, 23; Krumbacher. S. 90 f.; Jugie M. // DTC. T. 3. P. 432-433; Соколов И. И. Каматир Андроник // ПБЭ. Т. 8. Стб. 185-186; Laurent V. Un sceau inédit du protonotaire Basile Kamatèros // Byz. 1931. T. 6. Р. 253-272; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 626-627; LTK. Bd. 1. Sp. 523; Cataldi Palau A. L'Arsenale Sacro di Andronico Camatero // REB. 1993. T. 51. P. 5-62.

Иером. Дионисий (Шлёнов), А. В. Бармин

АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИКОВ В ЧЕСТЬ НЕРУКОТВОРНОГО ОБРАЗА СПАСИТЕЛЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИКОВА (ГРЕЧЕСКАЯ, МОНЕМВАСИЙСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОНИКОВО ЕВАНГЕЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРОПЕЛАГИЯ

АНДРОПЕЛАГИЯ [греч. ̓Ανδροπελαγία], мц. Александрийская (пам. греч. 6 сент.) - см. Кириак, Фавст, Авив и 11 мучеников Александрийских.

АНДРУСОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНДРУЦЦИ

АНДРУЦЦИ [итал. Andruzzi] Алоизий (Луиджи; 1683, Фамагуста, Кипр - после 1757), католич. богослов и полемист. В нач. 1697 г., в возрасте 13 лет, стал учеником Афанасия св. греч. коллегии в Риме, где получил ученую степень д-ра философии. В 1704 г. из-за болезни легких был вынужден оставить коллегию и степень доктора богословия получил экстерном. С 1710 по 1730 г. профессор греч. языка в Болонском ун-те. В конце жизни был настоятелем мон-ря Санта-Мария в Риме. Писал на греч., лат. и итал. языках. В своих трудах А. полемизировал с сочинениями Досифея II, Патриарха Иерусалимского, защищая католич. догматы (в частности, Filioque) и отстаивая примат и непогрешимость папы Римского.

Соч.: Vetus Graecia de Sancta Romana Sede praeclare sentiens, sive responsio ad Dositheum Pаtriarcham.

Venezia, 1713; Consensus tum Graecorum, tum Latinorum Patrum de processione Spiritus Sancti et ex Filio, contra Dositheum Patriarcham. R., 1716; Perpetua Ecclesiae doctrina de infallibilitate Papae. Bologna, 1721; Clementina constitutio Unigenitus Ecclesiae traditionum vindex. Bologna, 1723; Peremptorium iconomachiae per Jacobum Piceninum reviviscentis. Venezia, 1730; Statera veritatis. R., 1730; Vindiciae sermonis sancti Ildefonsi ... de perpetua virginitate. R., 1742; Specimen philosophiae moralis expressum in praestantioribus legibus et virtutibus gentilium Graecorum. R., 1744.

Лит.: Legrand E. Bibl. hell. XVIII s. T. 1. Passim; Palmieri A. Andruzzi // DHGE. T. 2. Col. 1805-1806; Petit L. Androutzis // DTC. T. 1. Col. 1187; Θιλίππου Λ. Τὰ ἑλληνικὰ γράμματα ἐν Κύπρῳ κατὰ τὴν περίοδον τῆς Τουρκοκρατίας. Λευκοσία, 1930. 2 τ.; Knös. L'histoire. P. 329-330; Kyrres K. P. Cypriote Scholars in Venice in the XVI and XVII Centuries // BBA. 1968. Bd. 40; Τσιρπανλής Ζ. Ν. Τὸ ἑλληνικὸ κολλέγιο τῆς Ρώμης καὶ οἱ μαθητές του (1576-1700). Θεσσαλονίκη, 1980. Σ. 698-699; Fyrigos A. Il collegio greco di Roma: Ricerche sugli alunni, la direzzione, l'attività. R., 1984. P. 311-312; Podskalsky. Griechische Theologie. S. 295.

И. В. Т.

АНЕКТ

АНЕКТ [Аникет; греч. ̀ρδβλθυοτεΑνεκτος] (нач. IV в.), мч. Кесарийский (?) (пам. греч. 27 июня). Пострадал в царствование имп. Диоклетиана. А. обращал ко Христу язычников в г. Кесария Каппадокийская. Обвиненный в этом перед правителем города Урбаном, он исповедал Христа и был подвергнут различным жестоким пыткам. Принял мученическую кончину через усечение мечом.

Ист.: ActaSS. Iun. T. 5. P. 256-257.

Лит.: Clugnet L. Anect ou Anicet // DHGE. T. 2. Col. 1826; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 42; НКС. Т. 3. С. 482.

А. Ю. В.

АНЕМПОДИСТ

АНЕМПОДИСТ [греч. ̓Ανεμπόδιστος], мч. Персидский (пам. 2 нояб.) - см. Акиндин, Пигасий, А., Аффоний, Елпидифор.

АНЕНАЙКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНЗЕРИК

АНЗЕРИК [Анзарих; лат. Ansericus, франц. Anséric, Ansaric] († 652), свт. (пам. зап. 25 окт.), еп. Суассона. Согласно грамоте папы св. Григория Великого, А. стал епископом в 593 г. и занимал кафедру в течение 60 лет (PL. 77. Col. 1334). Вероятно, присутствовал на Соборе 621-625 гг. в Реймсе (Flodoardi Hist. Eccles. Remensis. II 5 // PL. 135. Col. 102). А. был учителем св. Драузия, также ставшего впосл. епископом Суассона (ActaSS. Mart. T. 1. P. 406). А. приписывают основание ц. св. Стефана (634) возле городских стен Суассона, где он и был погребен.

Ист.: ActaSS. Sept. T. 2. P. 543-549; Mansi. T. 10. Col. 594; MGH. SS. T. 13. P. 452.

Лит.: Aigrain R. Anséric ou Ansaric // DHGE. T. 3. Col. 499.

АНЗЕРСКИЙ ГОЛГОФО-РАСПЯТСКИЙ МУЖСКОЙ СКИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНЗЕРСКИЙ ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ СКИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНЗОВИН

АНЗОВИН [лат. Ansovinus] († 13.03.861), свт. (пам. зап. 13 марта), еп. Камерино (совр. обл. Марке, Италия), хиротония состоялась ок. 844 г. в Риме. Нек-рое время был духовником имп. Людовика I Благочестивого. Прославился милосердием и чудотворениями. Житие А. было написано ок. 960 г. мон. Эгином. А. вместе со св. Венантом является небесным покровителем Камерино. В кафедральном соборе города сохранилось скульптурное изображение А. XIV в.

Ист.: ActaSS. Mart. T. 2. P. 316-317.

Лит.: Santoni (Milziade). Degli atti e del culto di S. Ansovino. Camerino, 1883; Aigrain R. Ansovin // DHGE. T. 3. Col. 506.

АНЗОН ЛОББСКИЙ

АНЗОН ЛОББСКИЙ (Лаубенский) († 4.11.800), монах-агиограф, в 776-800 гг. настоятель мон-ря в г. Лоб (совр. Бельгия). По просьбе своего предшественника Теодульфа А. Л. составил жития первых настоятелей мон-ря святых Урсмара († 713) и Эрмина († 737). Образцом ему послужило Житие св. Мартина Турского, написанное Сульпицием Севером (ок. 360 - после 404). Из этого текста А. Л. не только заимствовал композицию, но и включил в свои сочинения многочисленные реминисценции. Основное внимание А. Л. уделял описанию чудес, к-рые занимают большую часть написанных им житий. По своим лит. качествам сочинения А. Л. ничем не выделяются среди произведений эпохи каролингского возрождения.

Соч.: Vita S. Ursmari // ActaSS. Apr. T. 2.

P. 560 sq.; Vita S. Ermini // ActaSS. Apr. T. 3. P. 375 sq.

Лит.: Warichez J. L'abbaye de Lobbes depuis les origines jusqu'en 1200. Tournai, 1902; idem. Anson // DHGE. T. 3. Col. 505-506.

Д. В. Зайцев

АНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИАН

АНИАН [греч. ̓Ανιανός] (62 или 63 - 16.11.83 или 84), архиеп. Александрийский, свт. (пам. зап. 25 апр., 2 дек., копт. 16 нояб.). Был вторым на Александрийской кафедре после ап. Марка. Согласно копт. традиции, сапожник А. был обращен в христианство ап. Марком. В его доме в зап. части Александрии был храм, позднее освященный в честь вмч. Георгия. Мощи А. покоятся в Венеции.

Ист.: Евсевий. Церк. ист. II 24, III 14; History of the Patriarchs of the Coptic Church of Alexandria / Ed. B. Evetts // PO. T. 1. P. 142, 149; Synaxaire Arabe-Jacobite // Ibid. T. 3. P. 316-317.

АНИАН КЕЛЕДСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИКЕТ

Св. Аникет, папа Римский. Раскрашенная гравюра. (Н. Schedel. «Liber chroniсarum». 1493)

Св. Аникет, папа Римский. Раскрашенная гравюра. (Н. Schedel. «Liber chroniсarum». 1493)

[Аницет; лат. Anicetus, греч. ̓Ανίκητος], св. (пам. зап. 17 апр.), папа Римский (154/55-165/66), преемник св. папы Пия I. Согласно Liber Pontificalis, по происхождению сириец из Эдессы. Во время его понтификата поддерживались тесные связи Рима с церковными общинами Ближ. Востока: в Риме преподавал мч. Иустин Философ; в 154 г. Рим посетил св. Поликарп Смирнский для обсуждений с А. вопросов церковной жизни (в т. ч. сроков празднования Пасхи). Несмотря на то что не было принято единого решения, раскола между их общинами не произошло, и А. позволил св. Поликарпу отслужить литургию в своей церкви. А. активно боролся против ересей Валентина Александрийского и Маркиона. Хотя на II в. приходится активное распространение гностицизма, отсутствуют сведения о борьбе А. против этой ереси. Вопрос о мученичестве А. остается открытым.

Ист.: Ириней Лионский. Против ересей. III 3, 4; Епифаний. О ересях. 27. 6; Евсевий. Церк. ист. IV 11, 14; V 24; LP. T. 1. Р. LXI, LXXIII, 58-59, 134; Задворный В. История Римских пап. М., 1995. Т. 1. С. 85.

Лит.: Bardy G. L'Église romaine sous le pontificat de saint Anicet // Recherches de science religieuse. 1927. Vol. 17. Р. 481-511.

Е. В. Казбекова

АНИКЕТ, СИМФОРИАН, МАКАРИЙ, ВИКТОРИН, МАВРИКИЙ, МОДЕСТ, ПЛАКИД, РОХ, АЛЕКСАНДР, ГЕНЕЗИЙ, ЕВЛАЛИЯ, ИРИНА

АНИКЕТ, СИМФОРИАН, МАКАРИЙ, ВИКТОРИН, МАВРИКИЙ, МОДЕСТ, ПЛАКИД, РОХ, АЛЕКСАНДР, ГЕНЕЗИЙ, ЕВЛАЛИЯ, ИРИНА [лат. Anicetus], (III в.), мученики (пам. зап. 27 февр.). Подробности их жития неизвестны. Их мощи были обнаружены в 1650 г. в рим. катакомбах, построенных св. папой Каллистом I (217-222) на Аппиевой дороге. В тот же год они были перенесены в ц. св. Карла Борромео в Антверпене, принадлежащую ордену иезуитов. День перенесения мощей стал днем их памяти.

АНИКИЕВСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АНИКИТА

АНИКИТА - мч. Мелитинский (пам. 7 нояб.) - см. Мелитинские мученики.

АНИКИЯ ЮЛИАНА

АНИКИЯ ЮЛИАНА (ок. 462-528), знатная визант. дама, дочь одного из последних имп. Зап. Римской империи, Флавия Аникия Олибрия, и Плацидии. Ее муж, военачальник-германец Ареобинд, и сын Флавий (муж Ирины, дочери имп. Анастасия I) претендовали на имп. престол. А. Ю. покровительствовала искусствам, выступая в роли ктитора, задавала тон художественной жизни К-поля; соперничала в строительстве с имп. Юстинианом I (527-565). Рядом с дворцом, на пути процессий с Форума Феодосия в ц. святых Апостолов, А. Ю. возвела храм св. Полиевкта, 524-527 гг. Это купольная базилика к-польской школы, к-рая оставалась самым большим и роскошным церковным сооружением в К-поле вплоть до постройки в 30-х гг. VI в. соборов Св. Софии и св. Ирины. Храм погиб в XIII в.; был полностью раскопан в 60-х гг.

ХХ в. (Р. М. Харрисон, Н. Фиратли).

Предполагаемый портрет Аникии Юлианы. Мраморный бюст. 1-я четв. VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк)

Предполагаемый портрет Аникии Юлианы. Мраморный бюст. 1-я четв. VI в. (Метрополитен-музей. Нью-Йорк)

По заказу А. Ю. в К-поле ок. 512 г. был выполнен греч. список неск. медицинских трактатов, самым объемным из них был текст автора I в. Диоскорида из Аназарва (Vindob. med. gr. 1, ок. 512 г.). На посвятительной миниатюре этой рукописи помещен портрет А. Ю., восхваляющий ее меценатскую деятельность (fol. 6v).

Мраморный скульптурный бюст придворной дамы (Метрополитен-музей. Нью-Йорк) предположительно считается портретом А. Ю. на основании физиогномического сходства с изображением в рукописи Диоскорида. Поскольку бюст является редким исключением в изобразительном искусстве 1-й четв. VI в., это дало основание ряду исследователей датировать его более ранним временем и соответственно подвергнуть сомнению идентификацию с А. Ю.

Лит.: Unterkircher Fr. Die Restaurierung des Wiener Dioskurides // JÖBG. 1961. Bd. 10. S. 9-20; Alföldi-Rosenbaum E. Portrait Bust of a Young Lady of the Time of Justinian // Metropolitan Museum J. 1968. Vol. 1. P. 19-40; Gerstinger H. Dioscurides, Codex Vindobonensis med. Gr. 1. Graz, 1970; Weitzmann K. Late Antique and Early Christian Book Illumination. L., 1977. P. 61-71; Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century / Ed. K. Weitzmann. N. Y., 1979. P. 292-295. Cat. № 272; Harrison R. M. Excavations at Sarashane in Istanbul. Princeton, 1986. Vol. 1; idem. A Temple for Byzantium: The Discovery and Excavation of Anicia Juliana's Palace-Church in Istanbul. Austin, 1989.

Л. А. Беляев, О. Е. Этингоф

АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ

АНИКОНИЧЕСКАЯ ДЕКОРАЦИЯ [от греч. ἀ(ν) - не, без, εἴκων - образ], термин, принятый для определения программы росписи христ. храма, не имеющей иконных изображений (т. е. сюжетов из Свящ. Писания, истории Церкви) и антропоморфных образов; применяется в основном в области религ. восточнохрист. и ислам. искусства (cм. Храмовая декорация). А. д. обычно ограничена условно-символическими, пейзажными, архитектурными, орнаментальными и др. мотивами. В А. д. наиболее широко использовалось изображение креста - символа жертвы Иисуса Христа. Примеры ранней А. д. можно видеть в мозаиках Рима (мавзолей Санта-Костанца, 1-я пол.- сер. IV в., капелла Руфины и Секонды Латеранского баптистерия, ок. 315, и др.), где стены и своды покрывают изображения птиц, животных, цветов и растений.

В К-поле даже в V-VI вв., когда иконные изображения стали обязательными в церковных росписях, А. д. сохраняла свое значение. Так, купол и апсиду собора Св. Софии (532-537) украшали сложные сочетания крупных («латинских») крестов и орнаментов, такой же была первоначальная декорация VI в. в ц. святых Апостолов.

В Византии А. д. получила особое распространение в период иконоборчества (730-843, с перерывом между 787 и 813), когда поклонение иконам и священным образам было запрещено. Стены церквей на территории Византийской империи украшали практически только А. д., многие произведения предыдущих эпох уничтожались. Примеры А. д. этого периода (мозаики с изображениями крестов, пейзажные и сложные орнаментальные мотивы) сохранились в церквах К-поля (ц. св. Ирины, сер. VIII в.; Малый секретон патриархата в соборе Св. Софии, сер. VIII в.), Фессалоники (апсида и вима собора св. Софии, 783-787; церковь на ул. Игнатия), в росписях VIII-IX вв. в Каппадокии (капеллы св. Василия в Синасосе, св. Стефана в Джемиле, капеллы в Зильве и Гюлю-Дере, пещерный храм в Кызыл-Шукур), в базиликах Херсонеса (VIII в.) и о-ва Наксос (ц. св. Кириак, 2-я четв. IX в., ц. св. Артемия, 2-я четв. IX в.). Известны и отвлеченные символические композиции (напр., «Поместные Соборы» в ц. Рождества Христова в Вифлееме, кон. VII -1-я треть VIII в., в виде текста соборных постановлений, окруженных орнаментами). Роль А. д. в визант. искусстве уменьшилась только с победой православия (843), когда иконные образы вернулись в восточнохрист. искусство.

Лит.: Лазарев В. Н. История византийской живописи. М., 1986. С. 36-37, 53-58; Cormack R. The Byzantine Eye: Studies in Art and Patronage. L., 1989. Vol. 3. P. 1-11; Teteriatnikov N. B. Mosaics of Hagia Sophia, Istanbul: The Fossati Restoration and the Work of the Byzantine Institute. Wash., 1998.

О. Е. Этингоф

Предыдущая страница Следующая страница