Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 13, "АЛЕ"-"АЛК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 13, "АЛЕ"-"АЛК")

АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Владимирской епархии) учреждено 27 нояб. 1923 г., когда Александровским архиереем был назначен еп. Павел. Точно установить фамилию первого епископа пока невозможно, наиболее вероятно - это сщмч. Павел (Павловский), к-рый до 1920 г. был епископом Пинежским, викарием Архангельской епархии, а в 1926 г.- епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Дальнейшие сведения об иерархах на А. в. длительное время отсутствуют. Было ли вик-ство долгое время вакантным либо его занимали епископы, чьи имена неизвестны, определить невозможно. В сент. 1932 г. на А. в. получил назначение еп. Леонид (Антощенко), освобожденный после 2,5 года заключения в Балахнинском лагере (Нижегородская обл.). 17 янв. 1935 г. еп. Леонид был перемещен на Кунгурскую кафедру. Был ли еп. Леонид последним епископом Александровским или имел преемников, неизвестно.

Арх.: Губонин М. Е. История русской иерархии. Ч. 1. Ркп. // ПСТБИ.

П. Н. Г.

АЛЕКСАНДРОВСКОЕ И ПАВЛОГРАДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Днепропетровской (Екатеринославской) епархии, учреждено 23 июня 1917 г. Первый архиерей - еп. Евлампий (Краснокутский) хиротонисан 30 июля 1917 г., ушел на покой в 1921 г. В 1922 г. новый еп. Серафим (Силичев) уклонился в обновленчество. До 1924 г. вик-ство не замещалось. 28 апр. 1924 г. во епископа Александровского Днепропетровской епархии хиротонисан Стефан (Андриашенко), с 1927 г. епископ Александровский и Павлоградский. После его перемещения в 1933 г. на Рыльское вик-ство А. и П. в. прекратило свое существование.

Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 3; 6.

АЛЕКСАНДРО-МАРИИНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКАЯ ЛАВРА В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ (АЛЕКСАНДРОВСКИЙ) ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - находился в Кирсановском у. Тамбовской губ., в 3 верстах от с. Оржевка. Учрежден в 1890 г. в память о спасении имп. Александра III Александровича и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. в железнодорожной катастрофе. Основатель обители прот. храма с. Костино-Отделец Борисоглебского у. Тамбовской губ. Василий Голубев купил близ Оржевки место, называемое Кушниковой Дубравой, и передал мон-рю 263 дес. пахотной земли и 53 дес. леса. Первым строителем обители стал насельник сухумского Драндского Успенского мон-ря иером. Иларион. Его трудами, а также попечением его преемников - Илариона II и Пахомия мон-рь быстро отстроился. В 1914 г. монастырский комплекс включал пятиглавую каменную Александро-Невскую ц. (1891-1907), деревянную часовню, трехэтажный корпус с домовой ц. во имя вмц. Варвары, гостиничный и жилые корпуса. Вместо колокольни в А.-Н. м. использовалась деревянная звонница с 5 колоколами. К 1905 г. в обители были оборудованы хозяйственные помещения: ледники, амбары, конюшни. В 1891 г. в ней проживало 20 насельников, в 1914 г.- 59. При А.-Н. м. братией были вырыты пещеры по подобию киевских. Недалеко от мон-ря находился родник вмц. Варвары, с XVIII в. почитавшийся чудотворным; близ него жили отшельники, изгнанные во время пугачевского восстания 1773-1775 гг. поселившимися в лесу бунтовщиками. В нач. XIX в. крестьянин Оржевки П. Никитин расчистил родник и обрел в нем чудотворную икону вмц. Варвары. Умывшись водой из источника, он исцелился от болезни глаз. В 1827 г. разбойники засыпали источник, икону сожгли, однако родник вновь пробился из земли. Копия с иконы почиталась чудотворной. Появление А.-Н. м. рядом с источником расценивалось как новое чудо св. Варвары. К источнику совершались крестные ходы, служились молебны. Рядом находился и др. почитаемый источник - свт. Николая Чудотворца.

После 1917 г. имущество А.-Н. м. было конфисковано. Последним исполняющим должность настоятеля в документах 1918 г. упоминаетсяиером. Андрей. Насельники покинули обитель, но в Александро-Невской ц. продолжались службы. После закрытия храма неск. насельников (иеромонахи Алипий и Иезекииль, мон. Hиканор и бывш. монастырский просфорник) жили в землянке, духовно окормляя местных жителей; часть насельников продолжала служение (в т. ч. и тайное) в Кирсанове. Все они были репрессированы. В 20-30-х гг. храмы обители были разрушены, пещеры засыпаны. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились.

Лит.: Андриевский А. Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Юстова Е. И., Максимов М. М. Тамбов: Памятники архитектуры. Воронеж, 1979; Кученкова В. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993; Лёвин О. Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н. Кирсанов православный. М., 1999.

Е. В. Белякова

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новосибирской и Бердской епархии), в пос. Колывань Новосибирской обл., открыт решением Свящ. Синода РПЦ от 19 июля 1992 г. Началом обители послужила община монашествующих сестер, сложившаяся в 40-х гг. XX в. при Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. В 50-80-х гг. Новосибирские архиереи поддерживали иноческую жизнь при храме, сестры несли различные послушания на клиросе, в просфорне, в ризнице.

В мае 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил в пос. Колывань камень в основание буд. мон-ря. В 1992 г. завершилось восстановление разрушенного колыванского храма св. блгв. кн. Александра Невского - единственного уцелевшего из 5 храмов поселка. Храм был построен на средства купца К. Кривцова в 1882-1887 гг. в память убиенного российского имп. Александра II Николаевича, освящен 4 дек. 1887 г. еп. Томским Исаакием (Положенским). 19 июля 1992 г. еп. Новосибирский Тихон (Емельянов) совершил освящение Александро-Невского храма, 2-й престол освящен в честь Покрова Божией Матери. Особо почитаемые иконы обители - св. блгв. кн. Александра Невского с частицами мощей и образ Божией Матери «Игумения святой горы Афонской».

В 1993-2000 гг. в мон-ре были построены трапезная, швейная мастерская, монастырская ограда, хозяйственный двор; устроено приусадебное и животноводческое хозяйство, заведены пахотные земли. Переданное обители здание XIX в. бывш. церковноприходской школы перестроено под келейный корпус. При храме действует воскресная школа, в к-рой обучаются дети прихожан и сироты из колыванского интерната. На 2000 г. в обители проживало 18 сестер, настоятельница мон-ря с 11 авг. 1992 г.- игум. Надежда (Ерёмина).

Арх.: ЦНЦ.

АЛЕКСАНДРУПОЛЬСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЕВ

Анатолий Алексеевич (род. 13.12.1941, Пятигорск), рус. филолог, библеист. В 1967 г. окончил Ленинградский ун-т, ученик Н. А. Мещерского по кафедре рус. языка. В 1967-1970 гг. аспирант Ин-та языкознания АН СССР (Ленинград), в 1973 г. защитил канд. диссертацию по общественно-политической лексике рус. языка XVIII в., в 1984 г.- докт. дис. «Переводческое наследие святых Кирилла и Мефодия и его судьбы в славянской письменности». В 1970-1989 гг. принимал участие в издании «Словаря русского языка XVIII века» (Ин-т языкознания, Ленинград), с 1989 г. сотрудник Отдела древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры РАН, с 1998 г. также проф. СПбДА. Основал и возглавил Славянскую Библейскую комиссию при Международном комитете славистов (1988), член Патриаршей синодальной Библейской комиссии (1990), Об-ва исследователей НЗ (Societas Novi Testamenti Studiorum, 1996), Содружества правосл. библейских богословов (Греция, 1997). А. имеет более 150 публикаций по вопросам истории рус. языка и лит-ры, лексикологии, истории слав. библейских переводов, теории и практике библейского перевода. В его кн. «Текстология славянской Библии» (СПб., 1999) впервые дается очерк истории слав. библейских переводов от эпохи святых Кирилла и Мефодия до Острожской Библии 1581 г., большое внимание уделено методологии исследования библейских рукописей и характеристике оригиналов, с к-рых делались переводы. В коллективном труде «Евангелие от Иоанна в славянской традиции» (СПб., 1998), выполненном под руководством А., дан библиографический обзор более тысячи рукописей слав. Евангелия XI-XVI вв., охарактеризованы главные редакционные разновидности текста и осуществлено критическое издание слав. текста Евангелия от Иоанна.

АЛЕКСЕЙ I ВЕЛИКИЙ КОМНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ I КОМНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ II ВЕЛИКИЙ КОМНИН

АЛЕКСЕЙ II ВЕЛИКИЙ КОМНИН - трапезундский имп. (16.09. 1297-3.05.1330). Сын имп. Иоанна II и Евдокии, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Проводил независимую от К-поля политику. Вступил в брак с дочерью правителя груз. княжества Самцхе. Боролся с набегами кочевых туркменов на границы империи, отразил их нападение на Керасунт (1301 или 1302). В 1304 и 1313-1314 гг. воевал с генуэзцами, изгнал их из Трапезунда и напал на Кафу. В 1314 и 1316 гг. заключил договоры с Генуей, а в 1319 г.- с Венецией, заложившие основы для развития понтийских итал. факторий. Значительно расширил городскую крепость Трапезунда. Поддерживал хорошие отношения с К-польским Патриархатом. В 1317 г. разрешил митрополиту Амасии пребывать в крепости Лимнии на трапезундской территории. Опекал митрополию Алании. Способствовал распространению в империи почитания мч. Евгения Трапезундского. При его покровительстве Трапезунд превратился в центр наук и образования.

Ист.: Панарет. Хроника, 6; Στέφανος Σγουρόπουλος. Στίχοι ἐγκωμιαστικοὶ πρὸς τὸν βασιλέα κυρὸν ̓Αλέξιον τὸν Κομνηνόν // Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ̓Ανάλεκτα. 1891. Σ. 431-437; Georges Pachymeres. Relations historiques / Ed. A. Failler. P., 1984. T. 2. P. 287-290, 448-450.

Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 31-34; Успенский Ф. И. Очерки из истории Трапезунтской империи. Л., 1929. С. 72-74; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969, P. 98-99; Карпов С. П. Трапезунд и Константинополь в XIV в. // ВВ. 1974. Т. 36. С. 84-86; он же. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; он же. Культура Трапезундской империи // Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 94-101; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1.

С. П. Карпов

АЛЕКСЕЙ II КОМНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ III ВЕЛИКИЙ КОМНИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ

АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ (ок. 1183-8.02.1204), визант. имп. (1.08.1203-29.01.1204). Сын имп. Исаака II Ангела, в 1192 г. был официально объявлен наследником престола. Свергнувший своего брата Исаака Алексей III держал царевича в К-поле под своим наблюдением, однако в кон. 1201 г. тому удалось с помощью пизанских купцов бежать в Италию. Отсюда А. А. отправился ко двору герм. кор. Филиппа Гогенштауфена, женатого на его сестре Ирине. Появление на Западе претендента на визант. престол немедленно привлекло внимание Римского папы Иннокентия III, а также венецианского дожа Энрико Дандоло и вождей готовившегося тогда 4-го крестового похода. В результате сложной дипломатической игры крестоносцы согласились вмешаться во внутренние дела Византии. В февр. 1203 г. было заключено соглашение, согласно к-рому царевич в обмен за обещанную помощь обязался уплатить крестоносцам 200 тыс. марок (ок. 50 т серебра), снарядить десятитысячное войско для участия в боевых действиях против мусульман на Востоке, до конца жизни содержать на свои средства отряд из 500 рыцарей на Св. земле и подчинить Греческую Церковь папскому верховенству. 25 апр. А. А. прибыл в лагерь крестоносного воинства, достигшего к тому моменту визант. о-ва Корфу, а 23 июня флот крестоносцев подошел к К-полю. После недолгого сопротивления Алексей III бежал, и на престоле был восстановлен Исаак II, соправителем к-рого стал А. А. Вскоре выяснилось, что обязательства, взятые на себя новым императором, невыполнимы: с большим трудом ему удалось собрать не более половины обещанной суммы. В дек. 1203 г. охлаждение отношений между греками и крестоносцами привело к возобновлению военных действий. Лишившись поддержки латинян, А. А. не мог опереться и на жителей К-поля, считавших его виновником своих несчастий. 25 янв. 1204 г. в столице вспыхнуло восстание, а через 3 дня часть горожан провозгласила василевсом некоего Николая Канава. В сложившейся ситуации А. А. пытался вновь обратиться за помощью к крестоносцам, однако был арестован своим советником Алексеем Дукой (буд. имп. Алексеем V) и через неск. дней умерщвлен по его приказу.

Ист.: Никита Хониат. История. Т. 2. С. 286-309; Виллардуэн. Завоевание Константинополя. С. 20-57.

Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 279-293; Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 232-272; idem. The Fourth Crusade: Some Recent Interpretations // Medievalia et Humanistica. 1984. T. 12. P. 33-45; Queller D. E. The Fourth Crusade: The Conquest of Constantinople, 1201-1204. Phil., 1977. P. 30-136; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. С. 215-243; Βαρζός Κ. ῾Η γενεαλογία τῶν Κομνηνῶν. Θεσσαλονίκη, 1984. Τ. Β´. Σ. 832-833.

А. М. Крюков

АЛЕКСЕЙ IV ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН

АЛЕКСЕЙ IV ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН (1382-26.04. 1429), трапезундский имп. (с 5 марта 1412). Сын имп. Мануила III и Евдокии, дочери груз. царя Давида III; с 1395 г. соправитель. В 1396 г. женился на Феодоре из рода Кантакузинов. До 1404 г. на короткое время поднял неудавшийся мятеж против отца. Став императором, А. В. К. вступил в войну с Генуэзской республикой, отправив посольство в Венецию за помощью, в к-рой ему, однако, было отказано. В итоге после высадки генуэзского десанта в окрестностях Трапезунда А. В. К. капитулировал и по договору 1418 г. обязался в течение 4 лет выплатить огромную контрибуцию вином (2000 бочек) и лесными орехами (ок. 25 т). В дипломатических целях он выдал одну из своих дочерей за эмира гос-ва Ак-Коюнлу, а другую за визант. имп. Иоанна VIII Палеолога. Сведения о том, что еще одна его дочь стала женой правителя Сербии Георгия Бранковича, являются недостоверными. А. В. К. был свергнут с престола и убит в результате заговора своего сына Иоанна IV, осуществленного при участии или по крайней мере с ведома Генуи.

Ист.: Панарет. Хроника; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 219-220.

Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 79-83; Laurent V. L'assassinat d'Alexis IV, empereur de Trébizonde, † 1429 // АП. 1955. Т. 20. Σ. 138-143; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Kuršanskis M. La descendance d'Alexis IV empereur de Trébizonde // REB. 1979. T. 37. P. 239-247; Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Bryer A. The Faithless Kabazitai and Scholarioi // People and Settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. L., 1988. Art. 7.

АЛЕКСЕЙ V ДУКА

АЛЕКСЕЙ V ДУКА († дек. 1204), визант. имп. (05.02.1204-13.04.1204), представитель неизвестной линии рода Дук. По уверению Никиты Хониата, его прозвище Мурцуфл (греч. Μούρτζουφλος - Насупленный) появилось потому, что он обладал густыми сросшимися бровями. По нек-рым сведениям, А. Д. принимал активное участие в заговоре, вознесшем на престол Алексея III (1195), однако вскоре был брошен новым василевсом в тюрьму. Имп. Алексей IV (1203-1204), пришедший к власти при помощи крестоносцев, приказал освободить узника и приблизил его к себе, удостоив должности протовестиария. В нач. 1204 г., воспользовавшись всеобщим возмущением неспособностью правительства дать отпор крестоносному воинству, А. Д. присвоил себе имп. знаки отличия. Он распорядился арестовать и затем тайно удавить Алексея IV, устранив и др. претендента на престол - военачальника Николая Канава. Будучи убежденным противником латинян, А. Д. принялся энергично изыскивать средства на военные нужды и не упускал случая предводительствовать во время нападений на неприятельские отряды. Однако его преследовала неудача: в одной из стычек ромеи потеряли драгоценную икону Богоматери - палладиум К-поля. 12 апр. 1204 г. крестоносцы в ходе решающего штурма овладели укреплениями визант. столицы, после чего василевс предпочел бежать из города. Лишившись царства, А. Д. прибыл в Месинополь к др. изгнаннику - Алексею III, чтобы предложить тому сотрудничество, и даже взял в жены его дочь Ефросинию, бывш. жену серб. жупана Стефана. Но вскоре А. Д. был ослеплен своим тестем, а через нек-рое время попал в руки латинян. Осужденный ими на смерть как предатель своего сюзерена, он был сброшен с колонны Феодосия в К-поле.

Ист.: Никита Хониат. История. Т. 2; Виллардуэн. Завоевание Константинополя. С. 56-70, 78.

Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 279-293; Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 250-260; Queller D. E. The Fourth Crusade: the Conquest of Constantinople, 1201-1204. Phil., 1977. P. 123-147; Hendrickx B., Matzukis C. Alexios V Doukas Mourtzouflos: His Life, Reign and Death (?-1204) // Hellenica.1979. Vol. 31. P. 108-132; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. С. 238-253.

А. М. К.

АЛЕКСЕЙ МАКРЕМВОЛИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ

АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря. В 1521 г. по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора написал икону «Успение Богородицы, с житием» (см. Успение Божией Матери Псково-Печерская икона), к-рая стала храмовым образом Успенской ц. Сама чудотворная икона не сохранилась; в наст. время в мон-ре почитается точный список с нее, являющийся, по-видимому, вкладом царя Феодора Иоанновича 80-х гг. XVI в. Еще один список нач. ХVII в. иконы А. М. происходит из Троицкого собора Ипатиева мон-ря в Костроме (ГТГ).

Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца ХVII в. М., 1903. С. 121; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1988. С. 218-221.

И. Д. Соловьёва

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИАНЕ

АЛЕКСИАНЕ (алексианки) [лат. Congregatio Fratrum Cellitarum seu Alexianorum - Конгрегация братьев-целлитов, или алексиан], в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными) и погребения мертвых. Первоначальное офиц. название cellites - целлиты (целлитинки) от лат. cella - каморка, келья. Появились во время «черной смерти» - крупнейшей эпидемии чумы в Европе в сер. XIV в. Существовали на базе общин бегардов (бегинок) во Фландрии. Получили покровительство Рима в 1377 г. от папы Григория XI, в 1394 г. от Бонифация IX и в 1431 г. от Евгения IV. С 1459 г. при вступлении в орден приносят торжественный обет. От папы Сикста IV в 1472 г. получили Устав св. Августина и носят с тех пор черное монашеское облачение с кожаным поясом. В ср. века были распространены в основном во Фландрии, на Н. Рейнe, в Страсбурге, Гамбурге, Брауншвайге. Название А. (также алексианки и христиаринки - по их главному мон-рю в Ахене) в честь св. Алексия, человека Божия, закрепилось в XVII в. по церкви мон-ря Мариенбер в Ахене. В 1941-1943 гг. нацисты изгнали А. из госпиталей. Многие владения братства были разрушены во время второй мировой войны. В 1946-1950 гг. А. перенесли свою главную кафедру из Ахена в Сигнал-Маунтин (Теннесси, США). Несмотря на нанесенный ущерб, сохранили нек-рое влияние и в Германии. В наст. время в составе ордена 124 чел. (данные на 31.12.1997 - Annuario Pontificio. 1999. P. 1489).

Лит.: Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche: 3 Bde. Paderborn, 1907-1908. Bd. 2. S. 233-235; Leise W. Geschichte der Caritas. B., 1922. Bd. 2. S. 39f.

Е. В. Казбекова

АЛЕКСИЕ

АЛЕКСИЕ [серб. Алексиjе] (Андреевич; † 1749), митр. Костайницко-Зринопольский Печского Патриархата (1737-1749). Принял постриг в одном из мон-рей Печской Патриархии, рукоположен во протосинкелла и ипопсифия до 1736 г. В 1737 г. рукоположен в митрополита Ужичского и Арильского и в том же году упомянут в записи на кн. «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста, хранившейся в Житомисличском мон-ре. В нояб. 1739 г. пожертвовал Гргетскому мон-рю Типикон. Вскоре А. был послан Патриархом Арсением IV в Хорватию. 24 окт. 1741 г. утвержден имп. указом на Ликскую кафедру, одновременно окормлял, в основном рукополагая священников, Горно-Карловацкую, Хорватско-Северинскую и Марчанскую епархии, в к-рых светские власти не дозволяли ставить правосл. епископов. А. перенес Костайницко-Зринопольскую кафедру из Комоговинского мон-ря в г. Костайницу. При А. в 1743 г. была выгравирована на медной доске икона Вознесения Господня, к-рая хранилась в бывш. Комоговинском мон-ре. 3 авг. 1747 г. А. освятил антиминс храма Комоговинского мон-ря.

Ист.: Стоjановић. Записи. Т. 2. № 2780; Т. 5. № 7814, 7829, 7883, 7932.

Лит.: Д. Р. Хрватско-северинско владичанство. Сремски Карловци, 1904. С. 124, 135; Ђоровић В. Мостар и његова српска православна општина. Београд, 1935. С. 52; Српски jерарси. С. 10-11.

Савва, еп. Шумадийский

АЛЕКСИЕВСКИЙ КРЕСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИЕВСКИЙ МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСИЕВСКИЙ МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - см. Московский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия.

АЛЕКСИЕВСКИЙ РИЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСИЕВСКИЙ РИЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - см. Рижский мужской монастырь во имя Алексия, человека Божия.

АЛЕКСИЕВСКИЙ УГЛИЧСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСИЕВСКИЙ УГЛИЧСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - см. Угличский мужской монастырь во имя святителя Алексия, митрополита Московского.

АЛЕКСИЙ I (Симанский Сергей Владимирович)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИЙ II (Ридигер Алексей Михайлович)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИЙ Александрович Сперанский

Александрович Сперанский (1.03.1881, с. Минеево Дмитровского у. Московской губ.- 10.12. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ц. в честь Успения Божией Матери в с. Богослове Богородского у. Московской губ. Род. в семье священника. По окончании в 1899 г. Вифанской ДС служил учителем церковноприходских школ. В 1902 г. определен псаломщиком в ц. во имя св. блгв. князей Бориса и Глеба в с. Зюзине Московского у., а в 1909 г.- в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы при Московской ремесленной богадельне. В 1917 г. рукоположен во священника и назначен к Успенскому храму в с. Богослово, где прослужил до конца жизни. В сер. 30-х гг., не оставляя священнослужения, работал кузнецом в колхозе. 25 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в тюрьму в Ногинске. Расстрелян по приговору от 1 дек. 1937 г. Реабилитирован 30 июня 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. № 19511.

Ист.: Бутовский полигон. Кн. 2. С. 255.

АЛЕКСИЙ БОРТСУРМАНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК

Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе святых, в Малой России просиявших). Предположительно жил во 2-й пол. XIII в., т. к. о нем, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время и после монголо-татар. нашествия, сохранилось очень мало сведений. Он упоминается как «преподобный отец Алексий затворник» в числе святых «града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Мощи А. З. были открыты после 1675 г. и почивают открыто в Ближних пещерах, близ мощей прп. Саввы. Местная его канонизация относится к 1675 г., когда А. З. был присоединен к соборному празднованию, установленному свт. Петром (Могилой), митр. Киевским, в 1643 г. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд Киевских святых (в т. ч. и А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. Существуют совместные тропарь и кондак А. З. и прп. Савве.

Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II.

Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Апрель. С. 150-151; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Минея. (МП). Апрель. Ч. 2. С. 171; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 120; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 107.

Игум. Андроник (Трубачев)

АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ Шепелев Владимир Иванович)

АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ Шепелев Владимир Иванович) (Шепелев Владимир Иванович; 14.04.1840, Киев - 11.03.1917, Голосеевская в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст.), прп. Род. в день Пасхи в семье дворянина, капитана Киевского арсенала. Был немым от рождения, что было предречено его матери Воронежским архиеп. Антонием (Смирницким) при открытии мощей свт. Митрофана Воронежского в авг. 1832 г. В 3 года А. К.-П. лишился отца. Иеросхим. Китаевой киевской пуст. блж. Феофил (Шаронин) предрек мальчику иночество. В день Пасхи 1853 г. был исцелен от немоты митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и поступил к нему келейником в Киево-Печерскую лавру. Вскоре потерял мать. Брал частные уроки у профессоров КДА, Киевского ун-та и у киево-печерского иеросхим. Парфения (Краснопевцева). В 1857 г. служил в типографии Киево-Печерской лавры. В 1872 г. принял постриг с именем А., был рукоположен во иеродиакона, в 1875 г.- во иеромонаха. С 1879 г. ризничий Ближних пещер, с 1887 г. духовник братской больницы. В 1891 г. переведен в Спасо-Преображенскую пуст. В 1895 г. назначен ризничим Голосеевской Покровской пуст. В 1885 г. награжден наперсным крестом, в 1913 - палицей. Похоронен в Голосеевской пуст.

А. К.-П. нес подвиг старчества, был духовником многих иерархов РПЦ, в т. ч. Киевских митрополитов. Обладал даром предвидения: предсказал мученическую кончину имп. Александра II, первую мировую войну, свою кончину. Отличался нищелюбием и милосердием. В 1993 г. состоялось обретение мощей А. К.-П., к-рые в наст. время почивают в Голосеевской пуст. В 1999 г. Синод УПЦ прославил А. К.-П. в лике преподобных как местночтимого святого.

Лит.: Свет Печерский. 1918; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Ч. 3.

Н. Н. Крашенинникова

АЛЕКСИЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ (Шестаков Алексий Константинович)

АЛЕКСИЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ (Шестаков Алексий Константинович) (Шестаков Алексий Константинович; 1754-25.05.1826), иеросхим. Род. в семье крепостных. В 1814 г., в возрасте 60 лет, получил вольную и поступил в Саввин Сторожевский мон-рь. В 1815 г. определен пономарем и чтецом в домашнюю церковь епископов Дмитровских, московских викариев,- Саввино подворье в Москве. В 1816 г. по собственному прошению перешел в ТСЛ, где в 1818 г. принял постриг с именем Антоний и был рукоположен во иеромонаха. Вернулся в Москву на Троицкое Сухаревское подворье. Тогдашний архиеп. Московский и Коломенский Августин (Виноградский) благоволил к благочестивому старцу, а его преемник митр. Московский и Коломенский Серафим (Глаголевский) избрал А. П. себе в духовники. В 1821 г., когда преосв. Серафим был переведен на С.-Петербургскую кафедру, А. П. последовал за ним и был принят в число братии Александро-Невской лавры. В течение неск. лет совершал богослужения в крестовой церквимитрополитов Петербургских и был духовником ставленников. В 1823 г. принял схиму с именем А. и вскоре по слабости здоровья испросил отставку с поста крестного иеромонаха. Поселившись в уединенной келье, А. П. предавался усердным молитвам и строгому посту, позволял себе лишь неск. часов отдыха в день и спал в заранее приготовленном гробу. А. П. был духовником многих светских лиц, в 1825 г. по пути в Таганрог его посетил имп. Александр I Павлович, к-рому А. П. изложил свои взгляды на причины падения нравов и оскудения веры в России. Похоронен на Новом Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Лит.: ЖПодв. Май. С. 226-229; Г-ий А. Сведения об иеросхимонахе Алексии, подвижнике Александро-Невской лавры // ДЧ. 1868. Ч. 1. Паг. 2-я. С. 35-38.

АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ

АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник, упоминается в житии прп. Диодора Юрьегорского (древнейший список в февральском томе Четьих-Миней Иоанна Милютина - ГИМ. Син. № 802, 40-е гг. XVII в.). Когда прп. Диодор обходил Соловецкий и Анзерский о-ва, помогая пустынножителям, он встретил многих подвижников, скрывавшихся в лесных чащах, среди них был А. С., родом из Калуги. Настоятелем Соловецкого мон-ря в то время был игум. прп. Иринарх (1613-1628). Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но его имя в нач. XIX в. внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. № 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. День тезоименитства А. С. может быть положен 17 марта.

Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера // ХЧ. 1888. № 5-6. С. 342-345; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 49-50; Житие преподобного отца нашего Диодора, или Дамиана, Юрьегорского чудотворца // ЖСв. Кн. доп., 1: Сент.-дек. С. 426; Волкова Т. Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Соловецкий православный церковный календарь / Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108.

Игум. Андроник (Трубачев)

АЛЕКСИЙ СТУДИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИ-МЕСХИШВИЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСИЯ (Сотова Анна Андреевна)

АЛЕКСИЯ (Сотова Анна Андреевна) (Сотова Анна Андреевна; 1885, С.-Петербург - 14.08. 1940, Красноярский край), игум. Род. в крестьянской семье. В 12-летнем возрасте, после смерти отца, по благословению св. Иоанна Кронштадтского, предрекшего ее буд. игуменское служение, поступила в Скорбященский Мало-Пицкий мон-рь Нижегородской губ. Несла послушание на клиросе. В 1918 г. пострижена в мантию Нижегородским архиеп. Евдокимом (Мещерским) с именем А. и возведена в сан игумении. Сразу же перед А. встала задача сохранения обители в условиях начавшихся гонений на Церковь. Власти требовали закрытия мон-ря, насельницы не желали расходиться и согласились придать мон-рю статус трудовой артели. А. стала председателем артели - самой передовой в области. Поддерживала духовные отношения с еп. Печерским Варнавой (Беляевым), принявшим в 1922 г. подвиг юродства, что открылось А. во сне. В 1928 г. мон-рь был окончательно закрыт, насельницы переехали в Н. Новгород и разошлись по частным квартирам и домам. В 1939 г. А. была арестована, год пробыла в тюрьме и в 1940 г. была отправлена в ссылку в Красноярский край, где скончалась от тяжелой болезни.

Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 88-92.

Игум . Дамаскин (Орловский)

АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курской и Рыльской епархии) в пос. Золотухино Курской обл. Открыт определением Свящ. Синода РПЦ от 9 апр. 1998 г. В мон-ре один храм - во имя св. Алексия, человека Божия. К нач. 2000 г. в А. м. проживали 10 сестер, настоятельница - мон. Ангелина (Петренко). Насельницы ведут благотворительную и просветительскую деятельность.

В июле 2008 г. архиеп. КурскийГерман (Моралин) освятил новый храм мон-ря, построенный в честь св.Иоанна Предтечи на средства, проживающего на покое бывш. митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова; с 2004 г. схимитр.)

По постановлению Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. настоятельницей мон-ря назначена мон. Елизавета (Семенова). К этому времени в обители было около 20 сестер и послушниц.

Арх.: ЦНЦ.

Лит.: Елизавета (Семенова), мон. Монастырь, которого раньше не было // Русский инок. 2008. Апр. С. 36-40.

АЛЕМАННОС

АЛЕМАННОС [лат. Alemannus, греч. ̓Αλεμάννος] Николай, греч. ученый и издатель (12.01.1583, Анкона, Италия - 24/25.07.1626, Рим). Род. в семье выходцев с о-ва Андрос. В 1592 г. поступил в греч. Афанасия св. коллегию в Риме. Рукоположен во иподиакона по правосл. чину, затем перешел в католичество и стал священником. Преподавал риторику и греч. лит-ру в коллегии св. Афанасия, где его учениками были Лев Алляций и Франческо Аркуди. Позже служил секретарем у кард. Сципиона Боргезе. В 1614 г. назначен хранителем Ватиканской б-ки. Подготовил 1-е изд. «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (Procopii Caesariensis ̓Ανέκδοτα, Arcana historia. Lugduni, 1623). Похоронен в рим. храме Четырех святых.

Cоч.: De Lateranensibus parietinis. R., 1625 [описание и история Латеранского храма в Риме]; Rogerii comitis Calabriae donatio Ecclesiae Melitensi... // Ughelli F. Italia sacra. R., 1644. T. 1. P. 1022; Carmina in columnam Pauli V e templo pacis in Exquilinum translatam [упом. у Mandosio. P. 186]; Dissertatio de dextrae laevae manus praerogativa ex antiquis pontificum nummis [соч. об изобр. cвятых Петра и Павла на монетах римских пап; упом. у Mazzuchelli. P. 265]; De principis Apostolorum sepulcro [там же]; De Ecclesiasticis antiquitatibus [упом. в «De Lateranensibus parietinis». P. 36, 40]; De ecclesiastica praelatione [упом. там же. P. 45, 50]; Instruzione a Leone Allacci per il transporto della bibliotheca Palatina di Heidelberg // Theiner A. Schenkung der Heidelberger Bibliothek durch Maximilian I. an Papst Gregor XV. und ihre Versendung nach Rom. Münch., 1844. S. 55-56.

Лит.: Mandosio P. Bibliotheca Romana. R., 1692. T. 2. P. 186; Mazzuchelli G. Gli Scrittori d'Italia. Brescia, 1753. T. 1. P. 265; Σάθας Κ. Νεοελληνικὴ Θιλολογία. ̓Αθῆναι, 1868. Σ. 295-296; Legrand. Bibl. hell. XVIIe s. T. 3; DHGE. T. 1. Col. 1330-1331; Παπαδόπουλος Στ. Γ. ̓Αλεμάννος Νικόλαος // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 42-43.

И. В. Т.

АЛЕНЕВЫ

А. В. и В. А., устюжские иконописцы.

Афанасий Васильевич

(1712-1782), прот. Успенского собора Вел. Устюга; писал иконы для иконостаса трапезной церкви храма прп. Симеона Столпника; занимался «свидетельствованием» качества икон и деревянной скульптуры.

Василий Афанасьевич

(1741-1819), сын Афанасия Васильевича, с 1764 г. был псаломщиком Успенского собора; в 1775 г. стал иподиаконом; рукоположен во диакона, затем во священника; с 1782 г. протоиерей. Был назначен «присутствующим» в духовной консистории Устюга; после ее закрытия в 1788 г. оставлен на той же должности в духовном правлении. Получил светское художественное образование; возможно, обучался в Академии художеств в С.-Петербурге. Писал иконы для иконостаса верхней церкви (1775) и главного иконостаса (1781-1784) устюжского Успенского собора; иконы деисусного ряда для иконостаса (в кон. 70-х - 80-х гг. XVIII в.) собора Гледенского муж. мон-ря; иконы на холсте для иконостаса (1786) ц. Всех святых при настоятельских покоях великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря; расписывал алтарь Успенского собора (60-80-е гг. XVIII в.), создал 6 портретных изображений устюжских архиереев.

Творчество В. А. представляет новое для устюжской иконописи академическое письмо: мастер свободно владеет живописной техникой маслом, легко использует приемы светотени; его работы характеризуют смягченность переходов от одного объема к другому, отсутствие иконописной четкости в прорисовке деталей и «размывание» контуров, свидетельствующее о стремлении автора окружить изображаемое подобием воздушной среды.

Лит.: Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в. // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 289-292.

Диак. Андрей Гнып

АЛЕНИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕППИНЫ

АЛЕППИНЫ - см. Антониты.

АЛЕППО

АЛЕППО (Бероя, Веррия) - см. Халеб, г. в Сирии.

"АЛЕТЕЙЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕТИЙ, ЕЛАДИЙ, ЕМИН, СЕНАТОР, СЕВЕР, ГОНОРИЙ, ЕВКОЛ, ЕЛЕНТ, СТРАТОН, АРТЕМИЙ, ЕВДЕМОН, ИЛИЯ, НОВАЗИЙ, АЛОПИЙ

АЛЕТИЙ, ЕЛАДИЙ, ЕМИН, СЕНАТОР, СЕВЕР, ГОНОРИЙ, ЕВКОЛ, ЕЛЕНТ, СТРАТОН, АРТЕМИЙ, ЕВДЕМОН, ИЛИЯ, НОВАЗИЙ, АЛОПИЙ [Алфий] и 19 др. неизвестных по имени мучеников Никейских (пам. зап. 8 июля); упоминаются в мартирологе Иеронима. Время и обстоятельства мученической кончины неизвестны.

Лит.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 578; MartHieron. P. 88.

АЛЕУТСКАЯ И СЕВЕРОАМЕРИКАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕФ

АЛЕФ [эфиоп.АЛЕФ АЛЕФ ] (кон. V - нач. VI в.), один из «девяти преподобных» - монофизитских монахов, прибывших в Эфиопию на рубеже V-VI вв. Пространного жития А. не существует; известно только, что он отправился из Аксума в землю геэзов и основал свой мон-рь в Бехеза. Этот мон-рь, носящий его имя, существует и в наст. время неподалеку от г. Адуа. Эфиопская Церковь чтит память А. 11 магабита (7 марта).

Лит.: Dillmann A. Zur Geschichte des Axumitischen Reiches im vierten bis sechsten Jahrhundert // Abhandl. der Königl. Akad. d. Wiss. B., 1880; Littmann E. The Legend of the Queen of Sheba. Leyden, 1904; Chaine M. Repertoire de Salam et Malke'e // ROC. 1913. T. 18; DEB. Vol. 1. P. 18.

С. Б. Чернецов

АЛЕШ

АЛЕШ [чеш. Aleš] Павел (род. 8.04.1935, с. Ржимице, Чехословакия), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Род. в семье священника. Окончил ЛДА (1959) со степенью канд. богословия и Православный богословский фак-т Прешовского ун-та (1960). В 1960 г. рукоположен во священника. В 1984-1990 гг. продекан Православного богословского фак-та Прешовского ун-та. В 1992 г. подготовил материалы к канонизации моравского кн. Ростислава. Автор многих научных и популярных статей (ок. 400) о св. равноап. Мефодии, архиеп. Великой Моравии, о Православном богословском фак-те Прешовского ун-та, об истории автокефалии Православной Церкви в Чехословакии и др.

Многие из его работ были напечатаны в «Pravoslavný teologický sbornik» (Православном богословском сборнике), изд. богословским фак-том Прешовского ун-та. А. опубликовал также курсы своих лекций для студентов Православного богословского фак-та по общей церковной истории (3 т. Prešov, 1973), церковной археологии (2 т.), истории Православной Церкви Чешских земель и Словакии, к-рые он читал в Прешовском ун-те. А.- член комиссии «Faith and Order» (Вера и устройство) ВСЦ, член Смешанной международной комиссии по православно-католич. богословскому диалогу.

Соч.: Церковная история Захарии Ритора как источник для истории антихалкидонской реакции на Востоке: Канд. дис. Л., 1959; Krali Nebeský //

Pravoslavný teologický sbornik. 1967. N 1; Из жизни Православного богословского факультета в Пряшеве // ЖМП. 1974. № 7. С. 36-38; Православное понимание Бога как предпосылка к сотрудничеству с нехристианскими религиями // Там же. 1977. № 5. С. 44-46; Церковная деятельность епископа Моравского и Силезского Горазда // Там же. 1979. № 11. С. 52-54; Teológie a Symbol víry // Pravoslavný teologický sbornik. 1979. N 6; Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - доктор богословия Православного богословского факультета в Прешове // ЖМП. 1980. № 3. С. 47-50; Arcybiskup sv. Metodĕj // Jubilejní sborník k 1100 výroči smrti sv. Metodĕja. Praha, 1985; Cirkevna Archeologia. Bratislava, 1985. [T.] 1: Pamiatky Prveho Tisicrocia cirkevnych dejin; Pravoslávna cirkev u nás. Brno, 1993. Prešov, 1998.

Лит.: Пружинский С. Новый доктор богословия в Православной Церкви в Чехословакии // ЖМП. 1978. № 6. С. 57-59.

К. Е. Скурат, диак. Сергий Попов

АЛЖИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИВИЗАТОС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИМПИЙ (Гусев Александр Капитонович)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ

АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ [болг. Алински манастир] (XVII в.) Самоковской, с 1907 г. Софийской епархии Болгарской Православной Церкви, расположен в Зап. Болгарии, в лесистых предгорьях Планы, в 7 км севернее с. Алино (20 км от г. Самокова). Впервые название дер. Алино упоминается в тур. регистре 1576 г. В 1626 г. на пожертвования жителей села был выстроен и расписан небольшой (7,5´

3,8´

4,5 м) однонефный храм, о чем свидетельствует ктиторская надпись на зап. стене наоса. Программа росписи в целом традиционна: в вост., алтарной, части церкви в верхнем регистре изображены «Уверение Фомы», «Брак в Кане Галилейской», «Преполовение», в наосе - двунадесятые праздники, страстной цикл. В первом регистре представлены образы святых, среди к-рых балканские преподобные Иоанн Рыльский, Иоаким Осоговский и Прохор Пшинский.

Роспись выполнена 2 мастерами, работавшими одновременно, известно имя одного - Иван Колов. В нише зап. стены фасада - изображение Спасителя, надпись с именами заказчиков сообщает дату исполнения - 1810 г. Деревянный позолоченный иконостас изготовлен в сер. XIX в. В кон. ХIХ в. прежде богатый мон-рь постепенно пришел в упадок. В наст. время А. м. имеет статус памятника национального значения, в монастырской ц. во имя Христа Спасителя проходят богослужения.

Лит.: Енчев-Видю Ив. Халинският манастир: Археол. вести // Изв. на Българския археол. ин-т. София, 1927. [Т.] 4: (1926-1927). С. 288-291; Божков А. Стенописите в Добърско и Алинския манастир от ХVII век // Изкуство. 1966. № 5. С. 18-29; Чавръков Г. Български манастири. София, 1978. С. 202-207; Флорева Е. Алинските стенописи. София, 1983; Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев Ст. Манастирите в България. София, 1992. С. 201-203; Машник М. Црквата св. Петка во Селник и неjзините паралели во сликарството на Алинскиот манастир св. Спас // Културно наследство. Скопjе, 1994. [Т.] 17/18 (1990-1991). С. 101-124.

Б. Пенкова

АЛИПИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИПИЙ И ЕВВИОТ

АЛИПИЙ И ЕВВИОТ [Евсевиот], мученики (пам. греч. 26/27 или 28 мая). Время и место мученичества неизвестны; упомянуты в синаксаре Великой ц. вместе со святыми Павлом, Иулианией и др. (пам. 4 марта). У Никодима Святогорца упомянуты мученики А. и Евсевиот, первый из к-рых, согласно дистиху, принял мученическую кончину от раздробления головы камнем, а второй был заживо сожжен. Память святым мученикам переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она внесена под 26 мая в ВМЧ (Иосиф,архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 185).

Ист.: SynCP. Col. 713-714, 1049; ActaSS. Maii. T. 6. P. 673.

Лит.: Chappet A. Alypius (1) // DHGE. T. 2. Col. 902; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 29.

А. И. Макаров

АЛИПИЙ СТОЛПНИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛИПИЯ МОНАСТЫРЬ

АЛИПИЯ МОНАСТЫРЬ [греч. ̓Αλυπίου Μονή], на Афоне. Время и обстоятельства основания древнего мон-ря во имя св. Алипия, находившегося на землях совр. мон-ря Кутлумуш, неизвестны. Упоминание об этом «царском и Патриаршем» мон-ре встречается в актах Кутлумушского мон-ря (Dölger. N 82, 85), из к-рых известно, что уже с нач. XIV в. А. м. пришел в упадок по причине бедности. Хрисовулами имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), Андроника III Палеолога (1328-1341) и Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) предписывалось, чтобы А. м. «оставался и сохранялся даже в последние времена всецело и неприкосновенно от всех, желающих наложить на него руку». Сигиллий К-польского Патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) подтверждает имп. хрисовулы, запрещая присоединять владения А. м. к др. мон-рям или к афонскому Протату. Несмотря на эти указы, экономическое положение мон-ря продолжало ухудшаться; с нач. XV в. А. м. был заселен монахами Кутлумушского мон-ря, покровительство к-рого способствовало продолжению жизни обители. Поскольку сигиллий Каллиста I запрещал ликвидацию А. м., был созван совет святогорских иноков, определивший направить послание Патриарху Иосифу II (1416-1439) с просьбой присоединить А. м. к мон-рю Кутлумуш, дабы восполнить недостаток братии и вывести обитель из нищеты. В 1428 г. Патриарх направил сигиллий с определением поселить кутлумушских иноков в А. м. «из-за наступившего обеднения и запустения»; соборным храмом обоих мон-рей считать храм А. м., а Кутлумуш считать подворьем; новые насельники должны были заняться реорганизацией и перестройкой мон-ря, чтобы впредь он не попал под власть др. афонских мон-рей или Протата. Однако события развивались иначе: кутлумушские монахи не приняли прежнее название А. м., и фактически он прекратил свое существование. Остатки построек А. м. находятся на совр. подворье святых апостолов Кутлумушского мон-ря.

Лит.: Lemerle P. À propos de la fondation des Koutloumous // BCHell. 1934. T. 58. P. 221-234; 1936. T. 60. P. 428-446; Dölger F. Aus den Schatzkammern des heiligen Berges. Münch., 1948. S. 221-223, 227-230; Παπαδόπουλος Στ. Γ. ̓Αλυπίου, Μονή // ΘΗΕ. Τ. ῞. Σ. 220-221.

АЛКИВИАД

АЛКИВИАД [греч. ̓Αλκιβιάδης] (пам. греч. 16 авг.), мч. Претерпел мученическую кончину в огне. Память святого приводится в синаксаре прп. Никодима Святогорца, упоминания об А. в более ранних источниках неизвестны.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 248.

АЛКОНОСТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛКОШ

АЛКОШ [сир.АЛЕФ АЛКОШ , совр. Эль-Кош], селение, расположенное в горах, в 50 км к северу от Мосула (Ирак). Знаменито тем, что здесь, по преданию, родился и был погребен библейский прор. Наум (Наум 1. 1). Еще в нач. ХХ в. ежегодно в мае евреи совершали паломничество в А. и в течение недели молились в синагоге, построенной над гробницей пророка. После того как несторианские католикосы-патриархи лишились своих резиденций сперва в Селевкии-Ктесифоне (кон. VIII в.), а затем и в Багдаде (нач. XIV в.), А. стал местом их пребывания. С кон. XVII в., когда часть сир. несториан и яковитов, а также часть курдов-йезидов приняли унию с Римом (в результате чего возник восточнокатолич. патриархат; см. Сиро-Халдейская Церковь), А. стал местом резиденции халдейского патриарха. В непосредственной близости от А. находятся Дейр-Раббан-Хормизд, один из древнейших несторианских мон-рей, основанный еще в VI в. Раббан Хормиздом на г. Карду, и мон-рь Зачатия Пресв. Богоматери, получивший известность благодаря богатой коллекции сир. рукописей. Оба мон-ря ныне принадлежат Сиро-Халдейской Церкви.

Лит.: Badger G. The Nestorians and Their Rituals. L., 1852. Vol. 1. P. 102-105; Sachau E. Reise in Syrien und Mesopotamien. Lpz., 1883. S. 363-368; Vosté J.-M. Catalogue de la Bibliothèque syro-chaldéenne du Couvent de Notre-Dame des Semences près d'Alqosh (Iraq). R.; P., 1929.

Е. Н. Мещерская

АЛКУИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница