Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 13, "АЛЕ"-"АЛК")
АЛЕКСАНДРОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО (Владимирской епархии) учреждено 27 нояб. 1923 г., когда Александровским архиереем был назначен еп. Павел. Точно установить фамилию первого епископа пока невозможно, наиболее вероятно - это сщмч. Павел (Павловский), к-рый до 1920 г. был епископом Пинежским, викарием Архангельской епархии, а в 1926 г.- епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Дальнейшие сведения об иерархах на А. в. длительное время отсутствуют. Было ли вик-ство долгое время вакантным либо его занимали епископы, чьи имена неизвестны, определить невозможно. В сент. 1932 г. на А. в. получил назначение еп. Леонид (Антощенко), освобожденный после 2,5 года заключения в Балахнинском лагере (Нижегородская обл.). 17 янв. 1935 г. еп. Леонид был перемещен на Кунгурскую кафедру. Был ли еп. Леонид последним епископом Александровским или имел преемников, неизвестно. Арх.: Губонин М. Е. История русской иерархии. Ч. 1. Ркп. // ПСТБИ. П. Н. Г. |
Днепропетровской (Екатеринославской) епархии, учреждено 23 июня 1917 г. Первый архиерей - еп. Евлампий (Краснокутский) хиротонисан 30 июля 1917 г., ушел на покой в 1921 г. В 1922 г. новый еп. Серафим (Силичев) уклонился в обновленчество. До 1924 г. вик-ство не замещалось. 28 апр. 1924 г. во епископа Александровского Днепропетровской епархии хиротонисан Стефан (Андриашенко), с 1927 г. епископ Александровский и Павлоградский. После его перемещения в 1933 г. на Рыльское вик-ство А. и П. в. прекратило свое существование. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 3; 6. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - находился в Кирсановском у. Тамбовской губ., в 3 верстах от с. Оржевка. Учрежден в 1890 г. в память о спасении имп. Александра III Александровича и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. в железнодорожной катастрофе. Основатель обители прот. храма с. Костино-Отделец Борисоглебского у. Тамбовской губ. Василий Голубев купил близ Оржевки место, называемое Кушниковой Дубравой, и передал мон-рю 263 дес. пахотной земли и 53 дес. леса. Первым строителем обители стал насельник сухумского Драндского Успенского мон-ря иером. Иларион. Его трудами, а также попечением его преемников - Илариона II и Пахомия мон-рь быстро отстроился. В 1914 г. монастырский комплекс включал пятиглавую каменную Александро-Невскую ц. (1891-1907), деревянную часовню, трехэтажный корпус с домовой ц. во имя вмц. Варвары, гостиничный и жилые корпуса. Вместо колокольни в А.-Н. м. использовалась деревянная звонница с 5 колоколами. К 1905 г. в обители были оборудованы хозяйственные помещения: ледники, амбары, конюшни. В 1891 г. в ней проживало 20 насельников, в 1914 г.- 59. При А.-Н. м. братией были вырыты пещеры по подобию киевских. Недалеко от мон-ря находился родник вмц. Варвары, с XVIII в. почитавшийся чудотворным; близ него жили отшельники, изгнанные во время пугачевского восстания 1773-1775 гг. поселившимися в лесу бунтовщиками. В нач. XIX в. крестьянин Оржевки П. Никитин расчистил родник и обрел в нем чудотворную икону вмц. Варвары. Умывшись водой из источника, он исцелился от болезни глаз. В 1827 г. разбойники засыпали источник, икону сожгли, однако родник вновь пробился из земли. Копия с иконы почиталась чудотворной. Появление А.-Н. м. рядом с источником расценивалось как новое чудо св. Варвары. К источнику совершались крестные ходы, служились молебны. Рядом находился и др. почитаемый источник - свт. Николая Чудотворца. После 1917 г. имущество А.-Н. м. было конфисковано. Последним исполняющим должность настоятеля в документах 1918 г. упоминаетсяиером. Андрей. Насельники покинули обитель, но в Александро-Невской ц. продолжались службы. После закрытия храма неск. насельников (иеромонахи Алипий и Иезекииль, мон. Hиканор и бывш. монастырский просфорник) жили в землянке, духовно окормляя местных жителей; часть насельников продолжала служение (в т. ч. и тайное) в Кирсанове. Все они были репрессированы. В 20-30-х гг. храмы обители были разрушены, пещеры засыпаны. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились. Лит.: Андриевский А. Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911; Юстова Е. И., Максимов М. М. Тамбов: Памятники архитектуры. Воронеж, 1979; Кученкова В. Святыни Тамбовской епархии. М., 1993; Лёвин О. Ю., Просветов Р. Ю., Алленов А. Н. Кирсанов православный. М., 1999. Е. В. Белякова |
АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ ПОКРОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Новосибирской и Бердской епархии), в пос. Колывань Новосибирской обл., открыт решением Свящ. Синода РПЦ от 19 июля 1992 г. Началом обители послужила община монашествующих сестер, сложившаяся в 40-х гг. XX в. при Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. В 50-80-х гг. Новосибирские архиереи поддерживали иноческую жизнь при храме, сестры несли различные послушания на клиросе, в просфорне, в ризнице. В мае 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил в пос. Колывань камень в основание буд. мон-ря. В 1992 г. завершилось восстановление разрушенного колыванского храма св. блгв. кн. Александра Невского - единственного уцелевшего из 5 храмов поселка. Храм был построен на средства купца К. Кривцова в 1882-1887 гг. в память убиенного российского имп. Александра II Николаевича, освящен 4 дек. 1887 г. еп. Томским Исаакием (Положенским). 19 июля 1992 г. еп. Новосибирский Тихон (Емельянов) совершил освящение Александро-Невского храма, 2-й престол освящен в честь Покрова Божией Матери. Особо почитаемые иконы обители - св. блгв. кн. Александра Невского с частицами мощей и образ Божией Матери «Игумения святой горы Афонской». В 1993-2000 гг. в мон-ре были построены трапезная, швейная мастерская, монастырская ограда, хозяйственный двор; устроено приусадебное и животноводческое хозяйство, заведены пахотные земли. Переданное обители здание XIX в. бывш. церковноприходской школы перестроено под келейный корпус. При храме действует воскресная школа, в к-рой обучаются дети прихожан и сироты из колыванского интерната. На 2000 г. в обители проживало 18 сестер, настоятельница мон-ря с 11 авг. 1992 г.- игум. Надежда (Ерёмина). Арх.: ЦНЦ. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Анатолий Алексеевич (род. 13.12.1941, Пятигорск), рус. филолог, библеист. В 1967 г. окончил Ленинградский ун-т, ученик Н. А. Мещерского по кафедре рус. языка. В 1967-1970 гг. аспирант Ин-та языкознания АН СССР (Ленинград), в 1973 г. защитил канд. диссертацию по общественно-политической лексике рус. языка XVIII в., в 1984 г.- докт. дис. «Переводческое наследие святых Кирилла и Мефодия и его судьбы в славянской письменности». В 1970-1989 гг. принимал участие в издании «Словаря русского языка XVIII века» (Ин-т языкознания, Ленинград), с 1989 г. сотрудник Отдела древнерус. лит-ры Ин-та рус. лит-ры РАН, с 1998 г. также проф. СПбДА. Основал и возглавил Славянскую Библейскую комиссию при Международном комитете славистов (1988), член Патриаршей синодальной Библейской комиссии (1990), Об-ва исследователей НЗ (Societas Novi Testamenti Studiorum, 1996), Содружества правосл. библейских богословов (Греция, 1997). А. имеет более 150 публикаций по вопросам истории рус. языка и лит-ры, лексикологии, истории слав. библейских переводов, теории и практике библейского перевода. В его кн. «Текстология славянской Библии» (СПб., 1999) впервые дается очерк истории слав. библейских переводов от эпохи святых Кирилла и Мефодия до Острожской Библии 1581 г., большое внимание уделено методологии исследования библейских рукописей и характеристике оригиналов, с к-рых делались переводы. В коллективном труде «Евангелие от Иоанна в славянской традиции» (СПб., 1998), выполненном под руководством А., дан библиографический обзор более тысячи рукописей слав. Евангелия XI-XVI вв., охарактеризованы главные редакционные разновидности текста и осуществлено критическое издание слав. текста Евангелия от Иоанна. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСЕЙ II ВЕЛИКИЙ КОМНИН - трапезундский имп. (16.09. 1297-3.05.1330). Сын имп. Иоанна II и Евдокии, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Проводил независимую от К-поля политику. Вступил в брак с дочерью правителя груз. княжества Самцхе. Боролся с набегами кочевых туркменов на границы империи, отразил их нападение на Керасунт (1301 или 1302). В 1304 и 1313-1314 гг. воевал с генуэзцами, изгнал их из Трапезунда и напал на Кафу. В 1314 и 1316 гг. заключил договоры с Генуей, а в 1319 г.- с Венецией, заложившие основы для развития понтийских итал. факторий. Значительно расширил городскую крепость Трапезунда. Поддерживал хорошие отношения с К-польским Патриархатом. В 1317 г. разрешил митрополиту Амасии пребывать в крепости Лимнии на трапезундской территории. Опекал митрополию Алании. Способствовал распространению в империи почитания мч. Евгения Трапезундского. При его покровительстве Трапезунд превратился в центр наук и образования. Ист.: Панарет. Хроника, 6; Στέφανος Σγουρόπουλος. Στίχοι ἐγκωμιαστικοὶ πρὸς τὸν βασιλέα κυρὸν ̓Αλέξιον τὸν Κομνηνόν // Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ̓Ανάλεκτα. 1891. Σ. 431-437; Georges Pachymeres. Relations historiques / Ed. A. Failler. P., 1984. T. 2. P. 287-290, 448-450. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 31-34; Успенский Ф. И. Очерки из истории Трапезунтской империи. Л., 1929. С. 72-74; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969, P. 98-99; Карпов С. П. Трапезунд и Константинополь в XIV в. // ВВ. 1974. Т. 36. С. 84-86; он же. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; он же. Культура Трапезундской империи // Культура Византии. М., 1991. Т. 3. С. 94-101; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1. С. П. Карпов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ (ок. 1183-8.02.1204), визант. имп. (1.08.1203-29.01.1204). Сын имп. Исаака II Ангела, в 1192 г. был официально объявлен наследником престола. Свергнувший своего брата Исаака Алексей III держал царевича в К-поле под своим наблюдением, однако в кон. 1201 г. тому удалось с помощью пизанских купцов бежать в Италию. Отсюда А. А. отправился ко двору герм. кор. Филиппа Гогенштауфена, женатого на его сестре Ирине. Появление на Западе претендента на визант. престол немедленно привлекло внимание Римского папы Иннокентия III, а также венецианского дожа Энрико Дандоло и вождей готовившегося тогда 4-го крестового похода. В результате сложной дипломатической игры крестоносцы согласились вмешаться во внутренние дела Византии. В февр. 1203 г. было заключено соглашение, согласно к-рому царевич в обмен за обещанную помощь обязался уплатить крестоносцам 200 тыс. марок (ок. 50 т серебра), снарядить десятитысячное войско для участия в боевых действиях против мусульман на Востоке, до конца жизни содержать на свои средства отряд из 500 рыцарей на Св. земле и подчинить Греческую Церковь папскому верховенству. 25 апр. А. А. прибыл в лагерь крестоносного воинства, достигшего к тому моменту визант. о-ва Корфу, а 23 июня флот крестоносцев подошел к К-полю. После недолгого сопротивления Алексей III бежал, и на престоле был восстановлен Исаак II, соправителем к-рого стал А. А. Вскоре выяснилось, что обязательства, взятые на себя новым императором, невыполнимы: с большим трудом ему удалось собрать не более половины обещанной суммы. В дек. 1203 г. охлаждение отношений между греками и крестоносцами привело к возобновлению военных действий. Лишившись поддержки латинян, А. А. не мог опереться и на жителей К-поля, считавших его виновником своих несчастий. 25 янв. 1204 г. в столице вспыхнуло восстание, а через 3 дня часть горожан провозгласила василевсом некоего Николая Канава. В сложившейся ситуации А. А. пытался вновь обратиться за помощью к крестоносцам, однако был арестован своим советником Алексеем Дукой (буд. имп. Алексеем V) и через неск. дней умерщвлен по его приказу. Ист.: Никита Хониат. История. Т. 2. С. 286-309; Виллардуэн. Завоевание Константинополя. С. 20-57. Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 279-293; Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 232-272; idem. The Fourth Crusade: Some Recent Interpretations // Medievalia et Humanistica. 1984. T. 12. P. 33-45; Queller D. E. The Fourth Crusade: The Conquest of Constantinople, 1201-1204. Phil., 1977. P. 30-136; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. С. 215-243; Βαρζός Κ. ῾Η γενεαλογία τῶν Κομνηνῶν. Θεσσαλονίκη, 1984. Τ. Β´. Σ. 832-833. А. М. Крюков |
АЛЕКСЕЙ IV ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ КОМНИН (1382-26.04. 1429), трапезундский имп. (с 5 марта 1412). Сын имп. Мануила III и Евдокии, дочери груз. царя Давида III; с 1395 г. соправитель. В 1396 г. женился на Феодоре из рода Кантакузинов. До 1404 г. на короткое время поднял неудавшийся мятеж против отца. Став императором, А. В. К. вступил в войну с Генуэзской республикой, отправив посольство в Венецию за помощью, в к-рой ему, однако, было отказано. В итоге после высадки генуэзского десанта в окрестностях Трапезунда А. В. К. капитулировал и по договору 1418 г. обязался в течение 4 лет выплатить огромную контрибуцию вином (2000 бочек) и лесными орехами (ок. 25 т). В дипломатических целях он выдал одну из своих дочерей за эмира гос-ва Ак-Коюнлу, а другую за визант. имп. Иоанна VIII Палеолога. Сведения о том, что еще одна его дочь стала женой правителя Сербии Георгия Бранковича, являются недостоверными. А. В. К. был свергнут с престола и убит в результате заговора своего сына Иоанна IV, осуществленного при участии или по крайней мере с ведома Генуи. Ист.: Панарет. Хроника; Chalcocond. Hist. Vol. 2. P. 219-220. Лит.: Miller W. Trebizond: The Last Greek Empire. L., 1926. Amst., 19682. P. 79-83; Laurent V. L'assassinat d'Alexis IV, empereur de Trébizonde, † 1429 // АП. 1955. Т. 20. Σ. 138-143; Janssens E. Trébizonde en Colchide. Brux., 1969; Kuršanskis M. La descendance d'Alexis IV empereur de Trébizonde // REB. 1979. T. 37. P. 239-247; Карпов С. П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Bryer A. The Faithless Kabazitai and Scholarioi // People and Settlement in Anatolia and the Caucasus, 800-1900. L., 1988. Art. 7. |
АЛЕКСЕЙ V ДУКА († дек. 1204), визант. имп. (05.02.1204-13.04.1204), представитель неизвестной линии рода Дук. По уверению Никиты Хониата, его прозвище Мурцуфл (греч. Μούρτζουφλος - Насупленный) появилось потому, что он обладал густыми сросшимися бровями. По нек-рым сведениям, А. Д. принимал активное участие в заговоре, вознесшем на престол Алексея III (1195), однако вскоре был брошен новым василевсом в тюрьму. Имп. Алексей IV (1203-1204), пришедший к власти при помощи крестоносцев, приказал освободить узника и приблизил его к себе, удостоив должности протовестиария. В нач. 1204 г., воспользовавшись всеобщим возмущением неспособностью правительства дать отпор крестоносному воинству, А. Д. присвоил себе имп. знаки отличия. Он распорядился арестовать и затем тайно удавить Алексея IV, устранив и др. претендента на престол - военачальника Николая Канава. Будучи убежденным противником латинян, А. Д. принялся энергично изыскивать средства на военные нужды и не упускал случая предводительствовать во время нападений на неприятельские отряды. Однако его преследовала неудача: в одной из стычек ромеи потеряли драгоценную икону Богоматери - палладиум К-поля. 12 апр. 1204 г. крестоносцы в ходе решающего штурма овладели укреплениями визант. столицы, после чего василевс предпочел бежать из города. Лишившись царства, А. Д. прибыл в Месинополь к др. изгнаннику - Алексею III, чтобы предложить тому сотрудничество, и даже взял в жены его дочь Ефросинию, бывш. жену серб. жупана Стефана. Но вскоре А. Д. был ослеплен своим тестем, а через нек-рое время попал в руки латинян. Осужденный ими на смерть как предатель своего сюзерена, он был сброшен с колонны Феодосия в К-поле. Ист.: Никита Хониат. История. Т. 2; Виллардуэн. Завоевание Константинополя. С. 56-70, 78. Лит.: Успенский. История. Т. 1. С. 279-293; Brand C. M. Byzantium confronts the West, 1180-1204. Camb. (Mass.), 1968. P. 250-260; Queller D. E. The Fourth Crusade: the Conquest of Constantinople, 1201-1204. Phil., 1977. P. 123-147; Hendrickx B., Matzukis C. Alexios V Doukas Mourtzouflos: His Life, Reign and Death (?-1204) // Hellenica.1979. Vol. 31. P. 108-132; Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М., 1980. С. 238-253. А. М. К. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСЕЙ МАЛЫЙ (XVI в.), иконописец, монах Успенского Псково-Печерского мон-ря. В 1521 г. по заказу псковских торговых людей Василия и Феодора написал икону «Успение Богородицы, с житием» (см. Успение Божией Матери Псково-Печерская икона), к-рая стала храмовым образом Успенской ц. Сама чудотворная икона не сохранилась; в наст. время в мон-ре почитается точный список с нее, являющийся, по-видимому, вкладом царя Феодора Иоанновича 80-х гг. XVI в. Еще один список нач. ХVII в. иконы А. М. происходит из Троицкого собора Ипатиева мон-ря в Костроме (ГТГ). Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до конца ХVII в. М., 1903. С. 121; Малков Ю. Г. Художественные памятники Псково-Печерского монастыря // Древний Псков: История. Искусство. Археология: Новые исслед. М., 1988. С. 218-221. И. Д. Соловьёва |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСИАНЕ (алексианки) [лат. Congregatio Fratrum Cellitarum seu Alexianorum - Конгрегация братьев-целлитов, или алексиан], в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными) и погребения мертвых. Первоначальное офиц. название cellites - целлиты (целлитинки) от лат. cella - каморка, келья. Появились во время «черной смерти» - крупнейшей эпидемии чумы в Европе в сер. XIV в. Существовали на базе общин бегардов (бегинок) во Фландрии. Получили покровительство Рима в 1377 г. от папы Григория XI, в 1394 г. от Бонифация IX и в 1431 г. от Евгения IV. С 1459 г. при вступлении в орден приносят торжественный обет. От папы Сикста IV в 1472 г. получили Устав св. Августина и носят с тех пор черное монашеское облачение с кожаным поясом. В ср. века были распространены в основном во Фландрии, на Н. Рейнe, в Страсбурге, Гамбурге, Брауншвайге. Название А. (также алексианки и христиаринки - по их главному мон-рю в Ахене) в честь св. Алексия, человека Божия, закрепилось в XVII в. по церкви мон-ря Мариенбер в Ахене. В 1941-1943 гг. нацисты изгнали А. из госпиталей. Многие владения братства были разрушены во время второй мировой войны. В 1946-1950 гг. А. перенесли свою главную кафедру из Ахена в Сигнал-Маунтин (Теннесси, США). Несмотря на нанесенный ущерб, сохранили нек-рое влияние и в Германии. В наст. время в составе ордена 124 чел. (данные на 31.12.1997 - Annuario Pontificio. 1999. P. 1489). Лит.: Heimbucher M. Die Orden und Kongregationen der Katholischen Kirche: 3 Bde. Paderborn, 1907-1908. Bd. 2. S. 233-235; Leise W. Geschichte der Caritas. B., 1922. Bd. 2. S. 39f. Е. В. Казбекова |
АЛЕКСИЕ [серб. Алексиjе] (Андреевич; † 1749), митр. Костайницко-Зринопольский Печского Патриархата (1737-1749). Принял постриг в одном из мон-рей Печской Патриархии, рукоположен во протосинкелла и ипопсифия до 1736 г. В 1737 г. рукоположен в митрополита Ужичского и Арильского и в том же году упомянут в записи на кн. «Маргарит» свт. Иоанна Златоуста, хранившейся в Житомисличском мон-ре. В нояб. 1739 г. пожертвовал Гргетскому мон-рю Типикон. Вскоре А. был послан Патриархом Арсением IV в Хорватию. 24 окт. 1741 г. утвержден имп. указом на Ликскую кафедру, одновременно окормлял, в основном рукополагая священников, Горно-Карловацкую, Хорватско-Северинскую и Марчанскую епархии, в к-рых светские власти не дозволяли ставить правосл. епископов. А. перенес Костайницко-Зринопольскую кафедру из Комоговинского мон-ря в г. Костайницу. При А. в 1743 г. была выгравирована на медной доске икона Вознесения Господня, к-рая хранилась в бывш. Комоговинском мон-ре. 3 авг. 1747 г. А. освятил антиминс храма Комоговинского мон-ря. Ист.: Стоjановић. Записи. Т. 2. № 2780; Т. 5. № 7814, 7829, 7883, 7932. Лит.: Д. Р. Хрватско-северинско владичанство. Сремски Карловци, 1904. С. 124, 135; Ђоровић В. Мостар и његова српска православна општина. Београд, 1935. С. 52; Српски jерарси. С. 10-11. Савва, еп. Шумадийский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСИЕВСКИЙ МОСКОВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - см. Московский женский монастырь во имя Алексия, человека Божия. |
АЛЕКСИЕВСКИЙ РИЖСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - см. Рижский мужской монастырь во имя Алексия, человека Божия. |
АЛЕКСИЕВСКИЙ УГЛИЧСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - см. Угличский мужской монастырь во имя святителя Алексия, митрополита Московского. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Александрович Сперанский (1.03.1881, с. Минеево Дмитровского у. Московской губ.- 10.12. 1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ц. в честь Успения Божией Матери в с. Богослове Богородского у. Московской губ. Род. в семье священника. По окончании в 1899 г. Вифанской ДС служил учителем церковноприходских школ. В 1902 г. определен псаломщиком в ц. во имя св. блгв. князей Бориса и Глеба в с. Зюзине Московского у., а в 1909 г.- в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы при Московской ремесленной богадельне. В 1917 г. рукоположен во священника и назначен к Успенскому храму в с. Богослово, где прослужил до конца жизни. В сер. 30-х гг., не оставляя священнослужения, работал кузнецом в колхозе. 25 нояб. 1937 г. арестован по обвинению в антисоветской деятельности и заключен в тюрьму в Ногинске. Расстрелян по приговору от 1 дек. 1937 г. Реабилитирован 30 июня 1989 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. № 19511. Ист.: Бутовский полигон. Кн. 2. С. 255. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе святых, в Малой России просиявших). Предположительно жил во 2-й пол. XIII в., т. к. о нем, как и обо всех Киево-Печерских святых, живших во время и после монголо-татар. нашествия, сохранилось очень мало сведений. Он упоминается как «преподобный отец Алексий затворник» в числе святых «града Киева» в «Описании о российских святых» (известно в списках кон. XVII-XVIII в.). Мощи А. З. были открыты после 1675 г. и почивают открыто в Ближних пещерах, близ мощей прп. Саввы. Местная его канонизация относится к 1675 г., когда А. З. был присоединен к соборному празднованию, установленному свт. Петром (Могилой), митр. Киевским, в 1643 г. Общецерковное почитание А. З. установлено указами Святейшего Синода 1762, 1775 и 1785 гг., согласно к-рым ряд Киевских святых (в т. ч. и А. З.) дозволялось вносить в московские общецерковные месяцесловы. Существуют совместные тропарь и кондак А. З. и прп. Савве. Ист.: Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. II. Лит.: Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 7. Апрель. С. 150-151; Голубинский. Канонизация святых. С. 202-203; Минея. (МП). Апрель. Ч. 2. С. 171; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 120; Филарет (Гумилевский). РСв. Сент. С. 107. Игум. Андроник (Трубачев) |
АЛЕКСИЙ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИЙ Шепелев Владимир Иванович) (Шепелев Владимир Иванович; 14.04.1840, Киев - 11.03.1917, Голосеевская в честь Покрова Пресв. Богородицы пуст.), прп. Род. в день Пасхи в семье дворянина, капитана Киевского арсенала. Был немым от рождения, что было предречено его матери Воронежским архиеп. Антонием (Смирницким) при открытии мощей свт. Митрофана Воронежского в авг. 1832 г. В 3 года А. К.-П. лишился отца. Иеросхим. Китаевой киевской пуст. блж. Феофил (Шаронин) предрек мальчику иночество. В день Пасхи 1853 г. был исцелен от немоты митр. Киевским Филаретом (Амфитеатровым) и поступил к нему келейником в Киево-Печерскую лавру. Вскоре потерял мать. Брал частные уроки у профессоров КДА, Киевского ун-та и у киево-печерского иеросхим. Парфения (Краснопевцева). В 1857 г. служил в типографии Киево-Печерской лавры. В 1872 г. принял постриг с именем А., был рукоположен во иеродиакона, в 1875 г.- во иеромонаха. С 1879 г. ризничий Ближних пещер, с 1887 г. духовник братской больницы. В 1891 г. переведен в Спасо-Преображенскую пуст. В 1895 г. назначен ризничим Голосеевской Покровской пуст. В 1885 г. награжден наперсным крестом, в 1913 - палицей. Похоронен в Голосеевской пуст. А. К.-П. нес подвиг старчества, был духовником многих иерархов РПЦ, в т. ч. Киевских митрополитов. Обладал даром предвидения: предсказал мученическую кончину имп. Александра II, первую мировую войну, свою кончину. Отличался нищелюбием и милосердием. В 1993 г. состоялось обретение мощей А. К.-П., к-рые в наст. время почивают в Голосеевской пуст. В 1999 г. Синод УПЦ прославил А. К.-П. в лике преподобных как местночтимого святого. Лит.: Свет Печерский. 1918; Киевские подвижники благочестия. К., 1994. Ч. 3. Н. Н. Крашенинникова |
АЛЕКСИЙ ПЕТЕРБУРГСКИЙ (Шестаков Алексий Константинович) (Шестаков Алексий Константинович; 1754-25.05.1826), иеросхим. Род. в семье крепостных. В 1814 г., в возрасте 60 лет, получил вольную и поступил в Саввин Сторожевский мон-рь. В 1815 г. определен пономарем и чтецом в домашнюю церковь епископов Дмитровских, московских викариев,- Саввино подворье в Москве. В 1816 г. по собственному прошению перешел в ТСЛ, где в 1818 г. принял постриг с именем Антоний и был рукоположен во иеромонаха. Вернулся в Москву на Троицкое Сухаревское подворье. Тогдашний архиеп. Московский и Коломенский Августин (Виноградский) благоволил к благочестивому старцу, а его преемник митр. Московский и Коломенский Серафим (Глаголевский) избрал А. П. себе в духовники. В 1821 г., когда преосв. Серафим был переведен на С.-Петербургскую кафедру, А. П. последовал за ним и был принят в число братии Александро-Невской лавры. В течение неск. лет совершал богослужения в крестовой церквимитрополитов Петербургских и был духовником ставленников. В 1823 г. принял схиму с именем А. и вскоре по слабости здоровья испросил отставку с поста крестного иеромонаха. Поселившись в уединенной келье, А. П. предавался усердным молитвам и строгому посту, позволял себе лишь неск. часов отдыха в день и спал в заранее приготовленном гробу. А. П. был духовником многих светских лиц, в 1825 г. по пути в Таганрог его посетил имп. Александр I Павлович, к-рому А. П. изложил свои взгляды на причины падения нравов и оскудения веры в России. Похоронен на Новом Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Лит.: ЖПодв. Май. С. 226-229; Г-ий А. Сведения об иеросхимонахе Алексии, подвижнике Александро-Невской лавры // ДЧ. 1868. Ч. 1. Паг. 2-я. С. 35-38. |
АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых), пустынник, упоминается в житии прп. Диодора Юрьегорского (древнейший список в февральском томе Четьих-Миней Иоанна Милютина - ГИМ. Син. № 802, 40-е гг. XVII в.). Когда прп. Диодор обходил Соловецкий и Анзерский о-ва, помогая пустынножителям, он встретил многих подвижников, скрывавшихся в лесных чащах, среди них был А. С., родом из Калуги. Настоятелем Соловецкого мон-ря в то время был игум. прп. Иринарх (1613-1628). Состоялась ли в XVII-XVIII вв. местная канонизация А. С., как и др. пустынножителей Соловецких, неизвестно, но его имя в нач. XIX в. внесено в «Верное и краткое исчисление... преподобных отец Соловецких» (РНБ. Солов. № 1195/1366), в нач. ХХ в. включено в «Архангельский патерик». Местное прославление А. С. совершилось в связи с установлением в 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Собора Соловецких святых. День тезоименитства А. С. может быть положен 17 марта. Лит.: Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри Крайнего Севера // ХЧ. 1888. № 5-6. С. 342-345; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и исторические сведения о церковном их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 19; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 49-50; Житие преподобного отца нашего Диодора, или Дамиана, Юрьегорского чудотворца // ЖСв. Кн. доп., 1: Сент.-дек. С. 426; Волкова Т. Ф. Житие Диодора (Дамиана) Юрьегорского // СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 342-345; Соловецкий православный церковный календарь / Изд. Соловецкой обители. 1999. С. 107-108. Игум. Андроник (Трубачев) |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСИЯ (Сотова Анна Андреевна) (Сотова Анна Андреевна; 1885, С.-Петербург - 14.08. 1940, Красноярский край), игум. Род. в крестьянской семье. В 12-летнем возрасте, после смерти отца, по благословению св. Иоанна Кронштадтского, предрекшего ее буд. игуменское служение, поступила в Скорбященский Мало-Пицкий мон-рь Нижегородской губ. Несла послушание на клиросе. В 1918 г. пострижена в мантию Нижегородским архиеп. Евдокимом (Мещерским) с именем А. и возведена в сан игумении. Сразу же перед А. встала задача сохранения обители в условиях начавшихся гонений на Церковь. Власти требовали закрытия мон-ря, насельницы не желали расходиться и согласились придать мон-рю статус трудовой артели. А. стала председателем артели - самой передовой в области. Поддерживала духовные отношения с еп. Печерским Варнавой (Беляевым), принявшим в 1922 г. подвиг юродства, что открылось А. во сне. В 1928 г. мон-рь был окончательно закрыт, насельницы переехали в Н. Новгород и разошлись по частным квартирам и домам. В 1939 г. А. была арестована, год пробыла в тюрьме и в 1940 г. была отправлена в ссылку в Красноярский край, где скончалась от тяжелой болезни. Лит.: Дамаскин. Кн. 1. С. 88-92. Игум . Дамаскин (Орловский) |
АЛЕКСИЯ, ЧЕЛОВЕКА БОЖИЯ, ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Курской и Рыльской епархии) в пос. Золотухино Курской обл. Открыт определением Свящ. Синода РПЦ от 9 апр. 1998 г. В мон-ре один храм - во имя св. Алексия, человека Божия. К нач. 2000 г. в А. м. проживали 10 сестер, настоятельница - мон. Ангелина (Петренко). Насельницы ведут благотворительную и просветительскую деятельность. В июле 2008 г. архиеп. КурскийГерман (Моралин) освятил новый храм мон-ря, построенный в честь св.Иоанна Предтечи на средства, проживающего на покое бывш. митр. Курского и Рыльского Ювеналия (Тарасова; с 2004 г. схимитр.) По постановлению Свящ. Синода от 7 нояб. 2007 г. настоятельницей мон-ря назначена мон. Елизавета (Семенова). К этому времени в обители было около 20 сестер и послушниц. Арх.: ЦНЦ. Лит.: Елизавета (Семенова), мон. Монастырь, которого раньше не было // Русский инок. 2008. Апр. С. 36-40. |
АЛЕМАННОС [лат. Alemannus, греч. ̓Αλεμάννος] Николай, греч. ученый и издатель (12.01.1583, Анкона, Италия - 24/25.07.1626, Рим). Род. в семье выходцев с о-ва Андрос. В 1592 г. поступил в греч. Афанасия св. коллегию в Риме. Рукоположен во иподиакона по правосл. чину, затем перешел в католичество и стал священником. Преподавал риторику и греч. лит-ру в коллегии св. Афанасия, где его учениками были Лев Алляций и Франческо Аркуди. Позже служил секретарем у кард. Сципиона Боргезе. В 1614 г. назначен хранителем Ватиканской б-ки. Подготовил 1-е изд. «Тайной истории» Прокопия Кесарийского (Procopii Caesariensis ̓Ανέκδοτα, Arcana historia. Lugduni, 1623). Похоронен в рим. храме Четырех святых. Cоч.: De Lateranensibus parietinis. R., 1625 [описание и история Латеранского храма в Риме]; Rogerii comitis Calabriae donatio Ecclesiae Melitensi... // Ughelli F. Italia sacra. R., 1644. T. 1. P. 1022; Carmina in columnam Pauli V e templo pacis in Exquilinum translatam [упом. у Mandosio. P. 186]; Dissertatio de dextrae laevae manus praerogativa ex antiquis pontificum nummis [соч. об изобр. cвятых Петра и Павла на монетах римских пап; упом. у Mazzuchelli. P. 265]; De principis Apostolorum sepulcro [там же]; De Ecclesiasticis antiquitatibus [упом. в «De Lateranensibus parietinis». P. 36, 40]; De ecclesiastica praelatione [упом. там же. P. 45, 50]; Instruzione a Leone Allacci per il transporto della bibliotheca Palatina di Heidelberg // Theiner A. Schenkung der Heidelberger Bibliothek durch Maximilian I. an Papst Gregor XV. und ihre Versendung nach Rom. Münch., 1844. S. 55-56. Лит.: Mandosio P. Bibliotheca Romana. R., 1692. T. 2. P. 186; Mazzuchelli G. Gli Scrittori d'Italia. Brescia, 1753. T. 1. P. 265; Σάθας Κ. Νεοελληνικὴ Θιλολογία. ̓Αθῆναι, 1868. Σ. 295-296; Legrand. Bibl. hell. XVIIe s. T. 3; DHGE. T. 1. Col. 1330-1331; Παπαδόπουλος Στ. Γ. ̓Αλεμάννος Νικόλαος // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 42-43. И. В. Т. |
А. В. и В. А., устюжские иконописцы. Афанасий Васильевич(1712-1782), прот. Успенского собора Вел. Устюга; писал иконы для иконостаса трапезной церкви храма прп. Симеона Столпника; занимался «свидетельствованием» качества икон и деревянной скульптуры. Василий Афанасьевич(1741-1819), сын Афанасия Васильевича, с 1764 г. был псаломщиком Успенского собора; в 1775 г. стал иподиаконом; рукоположен во диакона, затем во священника; с 1782 г. протоиерей. Был назначен «присутствующим» в духовной консистории Устюга; после ее закрытия в 1788 г. оставлен на той же должности в духовном правлении. Получил светское художественное образование; возможно, обучался в Академии художеств в С.-Петербурге. Писал иконы для иконостаса верхней церкви (1775) и главного иконостаса (1781-1784) устюжского Успенского собора; иконы деисусного ряда для иконостаса (в кон. 70-х - 80-х гг. XVIII в.) собора Гледенского муж. мон-ря; иконы на холсте для иконостаса (1786) ц. Всех святых при настоятельских покоях великоустюжского во имя арх. Михаила муж. мон-ря; расписывал алтарь Успенского собора (60-80-е гг. XVIII в.), создал 6 портретных изображений устюжских архиереев. Творчество В. А. представляет новое для устюжской иконописи академическое письмо: мастер свободно владеет живописной техникой маслом, легко использует приемы светотени; его работы характеризуют смягченность переходов от одного объема к другому, отсутствие иконописной четкости в прорисовке деталей и «размывание» контуров, свидетельствующее о стремлении автора окружить изображаемое подобием воздушной среды. Лит.: Сорокатый В. М. Вопросы биографии Г. Островского и искусство портрета в Великом Устюге XVIII в. // ПКНО, 1989. М., 1990. С. 289-292. Диак. Андрей Гнып |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕППИНЫ - см. Антониты. |
АЛЕППО (Бероя, Веррия) - см. Халеб, г. в Сирии. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕТИЙ, ЕЛАДИЙ, ЕМИН, СЕНАТОР, СЕВЕР, ГОНОРИЙ, ЕВКОЛ, ЕЛЕНТ, СТРАТОН, АРТЕМИЙ, ЕВДЕМОН, ИЛИЯ, НОВАЗИЙ, АЛОПИЙ [Алфий] и 19 др. неизвестных по имени мучеников Никейских (пам. зап. 8 июля); упоминаются в мартирологе Иеронима. Время и обстоятельства мученической кончины неизвестны. Лит.: ActaSS. Iul. T. 2. P. 578; MartHieron. P. 88. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕШ [чеш. Aleš] Павел (род. 8.04.1935, с. Ржимице, Чехословакия), прот., д-р богословия, проф. церковной истории, директор канцелярии епархиального управления Оломоуцко-Брненской епархии, член Митрополичьего совета Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Род. в семье священника. Окончил ЛДА (1959) со степенью канд. богословия и Православный богословский фак-т Прешовского ун-та (1960). В 1960 г. рукоположен во священника. В 1984-1990 гг. продекан Православного богословского фак-та Прешовского ун-та. В 1992 г. подготовил материалы к канонизации моравского кн. Ростислава. Автор многих научных и популярных статей (ок. 400) о св. равноап. Мефодии, архиеп. Великой Моравии, о Православном богословском фак-те Прешовского ун-та, об истории автокефалии Православной Церкви в Чехословакии и др. Многие из его работ были напечатаны в «Pravoslavný teologický sbornik» (Православном богословском сборнике), изд. богословским фак-том Прешовского ун-та. А. опубликовал также курсы своих лекций для студентов Православного богословского фак-та по общей церковной истории (3 т. Prešov, 1973), церковной археологии (2 т.), истории Православной Церкви Чешских земель и Словакии, к-рые он читал в Прешовском ун-те. А.- член комиссии «Faith and Order» (Вера и устройство) ВСЦ, член Смешанной международной комиссии по православно-католич. богословскому диалогу. Соч.: Церковная история Захарии Ритора как источник для истории антихалкидонской реакции на Востоке: Канд. дис. Л., 1959; Krali Nebeský // Pravoslavný teologický sbornik. 1967. N 1; Из жизни Православного богословского факультета в Пряшеве // ЖМП. 1974. № 7. С. 36-38; Православное понимание Бога как предпосылка к сотрудничеству с нехристианскими религиями // Там же. 1977. № 5. С. 44-46; Церковная деятельность епископа Моравского и Силезского Горазда // Там же. 1979. № 11. С. 52-54; Teológie a Symbol víry // Pravoslavný teologický sbornik. 1979. N 6; Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий - доктор богословия Православного богословского факультета в Прешове // ЖМП. 1980. № 3. С. 47-50; Arcybiskup sv. Metodĕj // Jubilejní sborník k 1100 výroči smrti sv. Metodĕja. Praha, 1985; Cirkevna Archeologia. Bratislava, 1985. [T.] 1: Pamiatky Prveho Tisicrocia cirkevnych dejin; Pravoslávna cirkev u nás. Brno, 1993. Prešov, 1998. Лит.: Пружинский С. Новый доктор богословия в Православной Церкви в Чехословакии // ЖМП. 1978. № 6. С. 57-59. К. Е. Скурат, диак. Сергий Попов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ВО ИМЯ ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ [болг. Алински манастир] (XVII в.) Самоковской, с 1907 г. Софийской епархии Болгарской Православной Церкви, расположен в Зап. Болгарии, в лесистых предгорьях Планы, в 7 км севернее с. Алино (20 км от г. Самокова). Впервые название дер. Алино упоминается в тур. регистре 1576 г. В 1626 г. на пожертвования жителей села был выстроен и расписан небольшой (7,5´ 3,8´ 4,5 м) однонефный храм, о чем свидетельствует ктиторская надпись на зап. стене наоса. Программа росписи в целом традиционна: в вост., алтарной, части церкви в верхнем регистре изображены «Уверение Фомы», «Брак в Кане Галилейской», «Преполовение», в наосе - двунадесятые праздники, страстной цикл. В первом регистре представлены образы святых, среди к-рых балканские преподобные Иоанн Рыльский, Иоаким Осоговский и Прохор Пшинский. Роспись выполнена 2 мастерами, работавшими одновременно, известно имя одного - Иван Колов. В нише зап. стены фасада - изображение Спасителя, надпись с именами заказчиков сообщает дату исполнения - 1810 г. Деревянный позолоченный иконостас изготовлен в сер. XIX в. В кон. ХIХ в. прежде богатый мон-рь постепенно пришел в упадок. В наст. время А. м. имеет статус памятника национального значения, в монастырской ц. во имя Христа Спасителя проходят богослужения. Лит.: Енчев-Видю Ив. Халинският манастир: Археол. вести // Изв. на Българския археол. ин-т. София, 1927. [Т.] 4: (1926-1927). С. 288-291; Божков А. Стенописите в Добърско и Алинския манастир от ХVII век // Изкуство. 1966. № 5. С. 18-29; Чавръков Г. Български манастири. София, 1978. С. 202-207; Флорева Е. Алинските стенописи. София, 1983; Прашков Л., Бакалова Е., Бояджиев Ст. Манастирите в България. София, 1992. С. 201-203; Машник М. Црквата св. Петка во Селник и неjзините паралели во сликарството на Алинскиот манастир св. Спас // Културно наследство. Скопjе, 1994. [Т.] 17/18 (1990-1991). С. 101-124. Б. Пенкова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛИПИЙ И ЕВВИОТ [Евсевиот], мученики (пам. греч. 26/27 или 28 мая). Время и место мученичества неизвестны; упомянуты в синаксаре Великой ц. вместе со святыми Павлом, Иулианией и др. (пам. 4 марта). У Никодима Святогорца упомянуты мученики А. и Евсевиот, первый из к-рых, согласно дистиху, принял мученическую кончину от раздробления головы камнем, а второй был заживо сожжен. Память святым мученикам переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. она внесена под 26 мая в ВМЧ (Иосиф,архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 185). Ист.: SynCP. Col. 713-714, 1049; ActaSS. Maii. T. 6. P. 673. Лит.: Chappet A. Alypius (1) // DHGE. T. 2. Col. 902; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 29. А. И. Макаров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛИПИЯ МОНАСТЫРЬ [греч. ̓Αλυπίου Μονή], на Афоне. Время и обстоятельства основания древнего мон-ря во имя св. Алипия, находившегося на землях совр. мон-ря Кутлумуш, неизвестны. Упоминание об этом «царском и Патриаршем» мон-ре встречается в актах Кутлумушского мон-ря (Dölger. N 82, 85), из к-рых известно, что уже с нач. XIV в. А. м. пришел в упадок по причине бедности. Хрисовулами имп. Андроника II Палеолога (1282-1328), Андроника III Палеолога (1328-1341) и Иоанна VI Кантакузина (1347-1354) предписывалось, чтобы А. м. «оставался и сохранялся даже в последние времена всецело и неприкосновенно от всех, желающих наложить на него руку». Сигиллий К-польского Патриарха Каллиста I (1350-1353, 1355-1363) подтверждает имп. хрисовулы, запрещая присоединять владения А. м. к др. мон-рям или к афонскому Протату. Несмотря на эти указы, экономическое положение мон-ря продолжало ухудшаться; с нач. XV в. А. м. был заселен монахами Кутлумушского мон-ря, покровительство к-рого способствовало продолжению жизни обители. Поскольку сигиллий Каллиста I запрещал ликвидацию А. м., был созван совет святогорских иноков, определивший направить послание Патриарху Иосифу II (1416-1439) с просьбой присоединить А. м. к мон-рю Кутлумуш, дабы восполнить недостаток братии и вывести обитель из нищеты. В 1428 г. Патриарх направил сигиллий с определением поселить кутлумушских иноков в А. м. «из-за наступившего обеднения и запустения»; соборным храмом обоих мон-рей считать храм А. м., а Кутлумуш считать подворьем; новые насельники должны были заняться реорганизацией и перестройкой мон-ря, чтобы впредь он не попал под власть др. афонских мон-рей или Протата. Однако события развивались иначе: кутлумушские монахи не приняли прежнее название А. м., и фактически он прекратил свое существование. Остатки построек А. м. находятся на совр. подворье святых апостолов Кутлумушского мон-ря. Лит.: Lemerle P. À propos de la fondation des Koutloumous // BCHell. 1934. T. 58. P. 221-234; 1936. T. 60. P. 428-446; Dölger F. Aus den Schatzkammern des heiligen Berges. Münch., 1948. S. 221-223, 227-230; Παπαδόπουλος Στ. Γ. ̓Αλυπίου, Μονή // ΘΗΕ. Τ. ῞. Σ. 220-221. |
АЛКИВИАД [греч. ̓Αλκιβιάδης] (пам. греч. 16 авг.), мч. Претерпел мученическую кончину в огне. Память святого приводится в синаксаре прп. Никодима Святогорца, упоминания об А. в более ранних источниках неизвестны. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 248. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |