Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АББРЕВИАТУРЫ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АББРЕВИАТУРЫ

АББРЕВИАТУРЫ - в европ. рукописной традиции [позднелат. abbreviatura - сокращение], сокращенное написание слова или словосочетания. Употребление А., а также тесно связанная с аббревиацией запись целого текста посредством специальных знаков для слов, слогов или букв (тахиграфия, стенография) распространены во всех развитых письменностях, не только буквенных, но и иероглифических. Основные мотивы сокращений следующие: экономия писчего материала, стремление к одновременной и точной фиксации устной речи, выделение наиболее значимых слов и словосочетаний (в поздней рукописной традиции, особенно слав.,- священных имен); устранение избыточности письменного текста, т. е. изменение подробной буквенной фиксации звуковой стороны слов, что существенно ускоряет и облегчает восприятие текста опытным читателем. Развитие А. в рукописной книжности свидетельствует о высоком уровне письменной культуры об-ва; сокращение количества А., напротив, указывает на упадок образованности.

А. в собственном смысле, как и тахиграфия, известны с глубокой древности. По сообщению Диогена Лаэртского (кон. II - нач. III в.), тахиграфия применялась философом Ксенофонтом (IV в. до Р. Х.) для записи диалогов Сократа; древние эпиграфические памятники содержат систему знаков тахиграфии, к-рая была успешно реконструирована в кон. XIX в. нем. филологом Хильдбауэром. Лат. тахиграфия была введена, по преданию, Цицероном (I в. до Р. Х.), а разработана его учеником и секретарем Тироном, поэтому специальные знаки сокращений и тайнописи иногда называют тироновыми. Впосл. Сенека (I в. по Р. Х.) систематизировал тироновы знаки и довел их число до 5 тыс. Письмо языческой античности широко использовало и обычные сокращения, представленные в эпиграфическом материале, напр. S. P. Q. R.- Senatus populusque romanus (сенат и народ рим.). В основном это были сокращения инициальные: личных имен, имп. титулов, названий гос. учреждений, наиболее употребляемых слов.

Особое развитие аббревиация получила в христ. письменности, аббревиация и тахиграфия развивались также в деловой письменности первых веков после Р.

Х.: латинско-греч. слово «нотарий» (notarius - νοτάριος) обозначает одновременно стенографиста и офиц. лицо - писца-составителя документа. Обучение тахиграфии стало предметом школьного образования. О широком распространении тахиграфии и аббревиации в первые века христианства свидетельствуют тексты Галена (131 - ок. 200), Флавия Филострата (кон. II в.), оратора Проересия (276-378), свт. Василия Великого (329-379) и др. авторов, но в основном - сами древние памятники эпиграфического, делового и книжного письма, в к-рых имеются многочисленные А., ряд текстов полностью или частично написан развитым тахиграфическим письмом. Распространению аббревиации в литургических текстах курсивного и унциального письма способствовала частая повторяемость отдельных слов, формул, оборотов речи, однако писцы уставных греч. рукописей на пергамене старались избегать сокращений и пользовались ими лишь в строго определенных ситуациях, сокращая, напр., особо распространенные окончания слов или конец строки.

Греч. А. подразделяются на неск. разрядов. В составе священных имен (nomina sacra) сокращались слова: ἄνθρωπος (ανος - человек), δαυίδ (δαδ - Давид), θεός (θς - Бог), θεοτόκος (θκος - Богородица), ̓Ιερουσαλήμ (ιλημ - Иерусалим), ̓Ισραήλ (ιηλ и ισλ - Израиль), ̓Ιησοῦς (ις - Иисус), ̓Ιωάννης (ιω - Иоанн), κύριος (κς - Господь), μήτηρ (μρ - Мать), οὐρανός (ουνος - Небо), πατήρ (πρ - Отец), πνεῦμα (πνα - Дух), σωτήρ (σηρ - Спаситель), σταυρός (στρος и σρος - крест), υἱός (υς - Сын), χριστός (χς - Христос). Если эти слова не являлись священными именами, они могли писаться полностью или сокращаться по общим правилам. Сокращение священных именований состояло в сохранении начальной, конечной и опорных букв, к-рые отличали слово от других; пропуск обозначался титлом - горизонтальной надстрочной чертой, иногда в многосложных словах ставились два титла: ανος. С IX в. написание титла изменилось: АББРЕВИАТУРЫ или АББРЕВИАТУРЫ. В косвенных падежах окончание в А. сохраняется: ἄνθρωποι - ανοι (люди); также сохраняются и приметы производных от священных имен слов: ανινη - ἀνθρωπίνη (человеческая), σριος- σωτήριος (спасительный). Обычные слова сокращались по следующим моделям: 1) сокращение конечного ν посредством тахиграфического знака: πάντων - πάντω (всех); 2) сокращения путем неполного написания слова и обозначения аббревиации надписными, подписными и вписными буквами и диакритическими значками: а) сокращение до первой буквы с надписью: P - περί (о), αντι - ἀντίφωνον (антифон), б) сокращение до первой согласной, к-рая становится надписной: βου - βουλή (совет), в) сокращение до первой буквы слова с диакритическим знаком: - φύσις (природа), г) сокращение до согласной или гласной с диакритическим значком и последующей надписной: - φύσιν (природу), д) первая или первые две буквы частотного слова остаются в строке, а одна или две последующие полностью надписываются над ними: ΙΝ - ἰνδικτιῶνος (индикта), е) первая и одна из обязательных для опознания слова букв остаются в строке, а одна или две последующие делаются надписными, причем последняя строчная буква перечеркивается наклонной диакритикой: κρ - κορινθίους (коринфянам), ж) неск. начальных букв остаются в строке, а сокращение обозначается диакритическим знаком - штрихом: φαρ - φαρισαῖοι (фарисеи), з) частотное слово сокращается до первой буквы, на сокращение указывает вертикальный штрих под буквой АББРЕВИАТУРЫ- διά (через), АББРЕВИАТУРЫ - μείζων (больший), и) вторая буква вписывается в первую или помещается под ней: κ - ὀκτοβρίῳ (в октябре), АББРЕВИАТУРЫ - λόγος (слово), к) начальная буква вписывается в следующую: ̀ρδβλθυοτε α - ἀόριστος (аорист), л) на строке остается стилизованная начальная буква: АББРЕВИАТУРЫ - ψαλτήριον (Псалтирь), м) буквы χ, μ, π, ω, начинающие слово, остаются в строке, а одна из последующих букв перечеркивает их и образует лигатуру: АББРЕВИАТУРЫ - πρός (к), АББРЕВИАТУРЫ - ὥρα (час).

Тахиграфическое письмо, к-рым написаны многие крупные памятники, представляет собой слоговое письмо с элементами логографии, т. к. одинаковые слоги не всегда заменяются одинаковыми знаками, а при записи слова слоговые и звуковые знаки образуют специфические сочетания, что делает графическое слово особым трудноразложимым знаком. Тахиграфическое письмо особенно развивалось в X в. в школе св. Нила Калабрийского в мон-ре Гроттаферрата. Примеры тахиграфических знаков для слогов: αλ - АББРЕВИАТУРЫ , αρ - АББРЕВИАТУРЫ , σι - АББРЕВИАТУРЫ , ων - АББРЕВИАТУРЫ , ται - АББРЕВИАТУРЫ, οτι - АББРЕВИАТУРЫ.

Лат. аббревиация и тахиграфия развивались параллельно и под сильным влиянием греч. письма. В лат. палеографии выделяются понятия: «сигли» (sigles) - буквенные А. и «знаки» (пометки - notae) - специальные знаки сокращаемых слов или частей слов, применявшиеся в тахиграфии или восходящие к ней. Сигли как особый тип сокращений представляют собой: 1) сокращенные обозначения молитв или песнопений: VD (Vere dignum et justum est - Достойно и праведно есть); имело различные формы - АББРЕВИАТУРЫ, АББРЕВИАТУРЫ, АББРЕВИАТУРЫ, АББРЕВИАТУРЫ, АББРЕВИАТУРЫ и др.; 2) знаки, регулирующие литургическое исполнение текста: АББРЕВИАТУРЫ - повтор, АББРЕВИАТУРЫ - антифонное исполнение, а также знаки, указывающие на время и порядок исполнения песнопения: - АББРЕВИАТУРЫ facienda eucharistia (порядок Евхаристии); 3) посвятительные знаки, сохранившиеся с языческих времен и впосл. переосмысленные: D. M. S. (dis manibus sacrum - жертва божественным теням), D. M. (deo magno - великому богу). Знаки этого типа встречаются в катакомбной христ. эпиграфике: D АББРЕВИАТУРЫ M;

4) священные имена, к-рые, как и на Востоке, могли принимать вид монограммы, напр. , D М. В отличие от греч. лат. духовная письменность знает только 6 священных имен: DS - deus (Бог), SPS - spiritus (Дух), IHC - греч. обозначение имени Иисус, ХPC - греч. обозначение имени Христа (лат. форма - CHRS); DNS, DMS - dominus (Господь), SCS - sanctus (святой). Священные имена всегда покрывались титлом, подобно греч.

Лат. А. обычных слов подразделяются на 3 категории: суспенсии - недописанные слова; контракции - сокращения, в к-рых сохраняются начало и конец слова (к контракциям относятся также священные имена), и лигатуры, представляющие собой слитные написания отдельных слов или специальные знаки, восходящие к тахиграфии. Суспенсии могут быть простыми: - annus (год), Β - beatus (блаженный), an - ante (до), fec - fecit (совершил) или сложными: АББРЕВИАТУРЫ  - anno Domini (год от Р. Х.), fn - frater noster (брат наш), AS - apostolica scriptio (апостолическое писание). В нек-рых случаях они снабжаются диакритическими значками: АББРЕВИАТУРЫ - pro (перед), АББРЕВИАТУРЫ - quod (почему). Удвоение буквы в суспенсиях означает множественное число: dd - domini (господа), ff - filii (сыновья), хотя в нек-рых ранних памятниках число букв означает соответствующее число обозначаемых предметов, но не более 4: AVGG - augusti duo (два Августа). Контракции - самый распространенный тип средневек. лат. А., поскольку в них сохраняются значимые для понимания текста окончания слов. В лат. письме сокращались в основном буквы, не имеющие выносных: все гласные (a, o, u, i, е) и согласные (m, n, r, t (r)). При этом: а) если сокращалась носовая (m, n), то сохранялась назализованная гласная: aia - anima (душа), ois - omnis (всякий); б) слова общего корня сокращались одинаковым образом: misericordia - mia (милосердие), misericors - miors(милосердный). Стандартные префиксы и окончания часто сокращались при помощи специальных знаков, напр. АББРЕВИАТУРЫ, АББРЕВИАТУРЫ - con - в начале слова, us - в конце слова: consideratione - АББРЕВИАТУРЫ (размышлением), comprehensibile - АББРЕВИАТУРЫ (постигаемое). К контракциям относятся распространенные написания: eps - episcopus (епископ), pbr - presbiter (священник), pr - pater (отец), mr - mater (мать) и др. Число и разнообразие средневек. лат. контракций весьма значительны, существуют специальные словари сокращений, необходимые для чтения средневек. рукописных памятников, в особенности готического письма. Лигатуры и специальные знаки обозначают союзы, вспомогательные глаголы и нек-рые частотные слова и обороты: &, АББРЕВИАТУРЫ - et, АББРЕВИАТУРЫ, АББРЕВИАТУРЫ - est (есть); АББРЕВИАТУРЫ, ee - esse (быть), - id est (то есть), АББРЕВИАТУРЫ - autem (но, же), АББРЕВИАТУРЫ - nota (замечание), - non и др.

А. в церковнослав. письме (кириллическом) строятся на тех же принципах, что и в греч. В древнейших рукописях под титлом писались немногие слова: АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ . Принцип написания над титлами священных имен изложен в грамматических сочинениях XIV-XVII вв.: «АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ », «понеже титла суть имена истинна». В грамматических сочинениях XIV-XVII вв. устанавливались в основном нормы написания под титлом священных имен. В «Сказании изъявленном о писменех» Константина Костенечского кон. XIV в., широко распространенном на Руси, четко проводится принцип графического выделения священных имен как следствие особого почтения к обозначаемым ими предметам и как необходимость отличия священных имен от слов-омонимов, обозначающих иную духовную реальность: АББРЕВИАТУРЫ  (христ.) - АББРЕВИАТУРЫ  (языческий), АББРЕВИАТУРЫ  (ангел) - АББРЕВИАТУРЫ  (злой дух) и др.,- принцип антистиха. Для правосл. грамматической традиции с ее пониманием языка как средства выражения мысли нехарактерны нумерические или комбинаторные спекуляции с буквами или буквенными сокращениями, основанием аббревиации являются соображения распознаваемости слова и экономии места и времени. Так, Константин Костенечский, несмотря на орфографический ригоризм, предоставляет писцу свободу в выборе сокращения: АББРЕВИАТУРЫ  или АББРЕВИАТУРЫ ;АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ  или АББРЕВИАТУРЫ ; АББРЕВИАТУРЫ  или АББРЕВИАТУРЫ  и т. д. Архиеп. Мелетий (Смотрицкий) в Грамматике (1619) перечисляет, следуя в основном визант. традиции, 16 священных имен: АББРЕВИАТУРЫ                                  АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ   АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ . При этом виды титл в сокращениях не различаются, а собственные имена пишутся, кроме титла, и с заглавной буквы.

Помимо титл в священных именах уже в древнейших памятниках слав. письма встречаются, особенно часто на конце строки, буквенные титла, к-рые покрываются изогнутой чертой ( АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ - «слово-титло», АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ  - «он-титло», АББРЕВИАТУРЫ  - «добро-титло», АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ  - «глагол-титло» и др.): АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ С развитием письменности (в XIV, особенно в XV в.) количество буквенных титл сильно увеличилось, причем нек-рые выносные буквы оставались без покрытия, а в словах надписывались целые слоги: АББРЕВИАТУРЫ  (разгордился). В XVII в. в связи с развитием книгопечатания и становлением системы грамматических, лексических и орфографических норм церковнослав. языка развитие А. прекратилось.

В совр. церковнослав. текстах по традиции приняты сокращения священных имен, часть к-рых имеет буквенные титла, а также наиболее употребимых слов: АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ АББРЕВИАТУРЫ  и др. При этом, как видно, приемы сокращений священных имен в собственном смысле те же, что и приемы сокращений др., менее значимых слов.

Лит.: Ягич И. В. Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке: Исслед. по рус. яз. СПб., 1885-1895; Церетели Г. Ф. Сокращения в греческих рукописях преимущественно по датированным рукописям Санкт-Петербурга и Москвы. СПб., 1896; Соболевский А. И. Славяно-русская палеография. СПб., 1901, 1908; Thompson E. M. Handbook of Greek and Latin palaeography. L., 19063; Traube L. Vorlesungen und Abhandlungen. Münch., 1909-1920. 3 Bde.; Gardthausen V. Griechische Palaeographie. Lpz., 1911-19132; Лавров П. А. Палеографическое обозрение кирилловского письма. Пг., 1914; Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1918, 1967п, 1999п; Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. Л., 1928. М., 1979; Чаев Н. С., Черепнин Л. В. Русская палеография. М., 1956; Люблинская А. Д. Латинская палеография. М., 1969.

А. А. Волков

В начало энциклопедии