Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Буддизм
ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

ШКОЛЫ РАННЕГО БУДДИЗМА

Школы раннего буддизма - в будд. канонич. и пост-канонич. лит-ре 18 школ, к-рые выступают целостным списком, отражающим структуру их генетич. взаимосвязи. Начало возникновения школ связывается будд. традицией с Великим расколом общины - сангхи (сангхабхеда) на две группы: стхавиравада, или школы сторонников учения старейшин, и махасангхика - школы сторонников Великой Общины; последние выступали за сближение сангхи с мирянами. В Виная-питаке говорится, что раскол произошел на II Всебуддийском сангити (собрании монахов), состоявшемся через 100-110 лет после паринирваны Будды в Вайшали. Вскоре возникли более существенные разногласия по вопросам догматики, подвергся ревизии и сам принцип высшего религ. идеала буддистов - архатство (см. Архат), что приводит к новым расколам и последовательному возникновению новых школ. К кон. 2 в. до н. э. процесс образования осн. ядра школ был завершен и они в количестве 18 вошли в канонич. традицию. Из них 8 (экавьявахарика, локоттаравада, праджняптивада, гокулика, бахушрутийя, чайтика, апарашаила и пурвашаила) принадлежали ветви махасангхика и 10 (сарвастивада, ватсипутрия, самматийя, дхармоттария, бхадраяния, шаннагарика, махищасака, дхармагуптака, кашьяпийя и саутрантика) ветви стхавиравада. Школы появляются не одновременно, а постепенно одна за другой в течение 4-х столетий. Характерной чертой всех школ раннего буддизма являлось единство в признании цент. постулатов учения Будды - анатман (отсутствие души), анитья (непостоянство, преходящесть), дуккха (учение о страдании) и пратитья-самутпада (закон зависимого происхождения). Начало 1-го тысячелетия н. э. отмечено появлением в буддизме нового направления - махаяна (дословно «широкий путь», или «великая колесница»). Сторонники этого течения объявили Ш. р. б. носителями идей и устремлений низшего эгоцентристского идеала, что обусловило их «узкий путь» (хинаяна) к спасению, т. е. к спасению исключит. для самих себя. Именно в таком качестве как «школы хинаяны» они вошли в труды будд. генеалогов, экзегетов и теоретиков разл. школ махаяны. - Л. Р. Фурцева

В начало словаря