Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Буддизм
Статьи на букву "З"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З"

ЗАКОН ЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Закон зависимого происхождения (санскр. пратитья-самутпада, пали - патичча-самуппада) - цепь причинности. Описывает деятельность отд. элементов-дхарм в мировом процессе, последовательность их появления в пространстве и во времени, в частн., последовательность причин страдания и событий, ведущих к рождению, старости и смерти. Буддисты различают 3 вида причинных связей: для элементов мертвой материи; для органич. мира, где происходит постоянный рост живых существ; для психич. мира, где действие нравств. причинности (карма) накладывается поверх естеств. причинности, действующей в мире живого. В мире неживой материи причины и следствия однородны, напр. 4 главных и 4 вторичных элемента материи связывает отношение одновременности (сахабху). В органич. мире выражением цепи причинности является двенадцатичленная формула «колеса жизни». Эта формула вызвала много схоластич. дискуссий в разных школах буддизма, связанных с расхождениями в определении числа составляющих ее элементов (в нек рых школах называли не 12, а 10, 9, 5 и даже 3 ступени, по к-рым распределяются образующие живое существо элементы). В живописи двенадцатичленная формула изображалась как внешний обод «колеса жизни». Действующая в мире сознания карма является гл. силой, котролирующей постепенный прогресс мирового процесса к окончат. освобождению. - Н. А. Канаева

ЗАСЛУГА

Заслуга (санскр. - пунья, пали - пуння) - благое действие (положит. поступок), влияющее на формирование хорошей кармы. Антонимами этого термина являются апунья (дурные поступки) и папа (зло), формирующие плохую карму. В концепцию заслуги включены такие понятия, как благие потоки, дурные потоки, поле благой заслуги, источники заслуги, передача заслуги, заслуги, формирующие хорошую карму чувственного мира, заслуги, присущие сферам чувственного, иллюзорного и чистого сознания, и др. понятия. В буддизме тхеравады сангха именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», что обосновывается двумя гл. канонич., т. е. не подлежащими сомнению, положениями. Во-первых, сангха была основана самим Буддой, ее члены слушали поучения из его уст, и традиции «слушавших самого учителя» с тех пор сохраняются в будд. общине. Во-вторых, члены сангхи накапливают заслуги с помощью медитации. В канонич. текстах описываются 6 стадий накопления заслуг через медитацию: воспоминание о постоянном, незримом присутствии в сангхе Будды; воспоминание об учении Будды; воспоминание о праведном образе жизни членов сангхи, о восьмерых великих учениках Будды, к-рые выполняли свои функции попарно; воспоминание о несокрушимости морального облика члена сангхи; воспоминание о радости, к-рую приносит просветление; концентрация на богах, божествах, небесных существах и перенесение их достоинств в личность медитатора. Попав в сангху, верующий начинает непрерывно улучшать свою карму. Путь в сангху обусловлен четырьмя «потоками»: дарением одежды, подношением пищи, обеспечением жильем и лечением членов сангхи. В сутрах и комментариях к ним расписаны осн. благие поступки - «десять благих деяний», к-рые должен совершить монах и мирянин. В цепи причинно-следственных отношений возрождение - карма - заслуга именно последняя является активным агентом, определяющим состояние всех сфер существования. Важнейшие трактаты тхеравады - «Вимуттимагга» и «Висуддхимагга», считающиеся будд. энциклопедиями, описывают путь к просветлению через механизм реализации заслуг, подразумевая под ним прохождение по восьмеричному пути. Благодаря возможности накопления заслуг уровень существования человека становится центральным в системе будд. мироздания, а сам человек возвышается над сверхъестеств. миром. В отличие от тхеравады в махаяне и особенно в ваджраяне концепции накопления заслуг не придается столь большого значения; более важным в них считается магич. практика, проникновение в сокровен. сущность тантр (см. Тантра), ведущие гораздо более быстрым путем к достижению состояния просветления.- В. И. Корнев

ЗВУК И МУЗЫКА В БУДДИЗМЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЗУБ БУДДЫ

Зуб будды - гл. реликвия буддизма, известная во всех странах будд. мира, но объектом самостоят. культа является только в гос-ве Шри-Ланка, где в городе Канди находится храм 3. Б. и ежегодно в месяце эсала (июль - август) устраивается двухнедельный праздник с храмовыми службами, торжеств. процессиями, шествиями слонов (один из них везет на себе ларец с реликвией), с участием танцоров, музыкантов и представителей местной и гос. власти. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Будды один из его учеников выхватил из погребального костра его зуб. В течение восьми веков 3. Б.хранился в Индии, но в 361 ввиду опасности, грозившей ему во время начавшейся в царстве Калинга войны, был спрятан и доставлен в Шри-Ланку принцем Датта и принцессой Хемалатха. Правитель о-ва построил в честь 3. Б. храм и учредил большой ежегодный праздник. Сведения о судьбе 3. Б. на протяжении прошедших с тех пор 16 веков противоречивы. По данным сингал. хроник, 3. Б. ни разу не покидал пределы острова и лишь однажды во время сингало-португ. войны 1560 был спрятан в укромном месте, чтобы не попасть в руки врага. Бирм. же хроники утверждают, что в 9 в., в период расцвета Паганского царства, 3. Б. был вывезен в Бирму и долгое время находился там. Инд. хроники считают, что в 13 в. в ходе инд.-шриланк. войны 3. Б. был вывезен в Индию и только за большой выкуп возвращен обратно. По данным португ. источников, португ. войска в 1560 захватили 3. Б. и по настоянию катол. церкви истолкли его в порошок и сожгли. 3. Б. или то, что им считается, хранится сейчас в храме Далада Малигава в городе Канди. Ежегодные праздники в его честь собирают огромное кол-во паломников. - Н. Л. Жуковская

Предыдущая страница Следующая страница