Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Подробный словарь библейских имен
Статьи на букву "П"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П"

Падение

Грех вошел в мир, потому что человечество восстало против Бога. За всю историю не было ни одного человека (за исключением Иисуса), не являвшегося грешником.

Первые люди - Адам и Ева - вначале жили в открытом общении с Богом и друг с другом. Их жизнь не была омрачена никаким грехом. Но они послушались змея и решили воспротивиться Богу, совершив то, что Он запретил делать.

В результате падения Адама и Евы пострадало все Божье творение. ""Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили"".

Грехом поражена вся вселенная: и люди, и физический мир, в котором мы живем. Хотя мы сохранили в своей природе многое из данного нам Богом первоначально, можем любить и искать Бога, внутри нас живет склонность ко греху.

См. также Смерть, Суд.

Быт.1-3; Рим. 1:18-32; 5:12-19; 7:14-25

Памфилия

Область на юго-западе Малой Азии (современная Турция). В Памфилии находился город Пергия, где бывал апостол Павел. Иудеи из Памфилии находились в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и слушали проповедь Петра и других апостолов.

Деян.2:10; 13:13

Пасхор

Священник, настоятель Иерусалимского Храма во времена пророка Иеремии. Иеремия предсказал разрушение Храма, и Пасхор приказал посадить пророка в колодки.

Иер.20:1-6

Пасхор Пасхур

Священник, настоятель Иерусалимского Храма во времена пророка Иеремии. Иеремия предсказал разрушение Храма, и Пасхор приказал посадить пророка в колодки.

Иер.20:1-6

Патмос

Остров в Эгейском море неподалеку от западного побережья Малой Азии. Здесь апостол Иоанн имел видения, описанные им в книге Откровения. Откр.1:9

Паф Город на юго-западе острова Кипр. Апостол Павел посетил Паф во время своего первого миссионерского путешествия. Здесь он встретил чародея Елиму. Услышав проповедь апостола, уверовал правитель острова Сергий Павел.

Деян.13:6-13

Пенуэл

Место близ реки Иавок к востоку от Иордана, Здесь Иаков боролся с Ангелом.

Быт.32:22-32

Пергам

Один из крупнейших городов римской провинции Асия (западная часть современной Турции). Первый в истории Рима храм, посвящен ный императору Августу, был построен именно в Пер-гаме в 29 г. до н.э. Кроме того, город был центром языческих культов Зевса, Афины и Диониса. Еще одним языческим культом, процветавшим в Пергаме, был культ бога врачевания Асклепия. Посвященный Асклепиюхран был знаменит совершавшимися в нем исцелениями.

Пергамская церковь была одной из семи церквей, которым адресованы послания, содержащиеся в книге Откровения. фраза ""там, где престол сатаны"", вероятно, относится к процветавшему в Пергаме культу императора.

Откр.1:11; 2:12-17

Пергия

Город в Памфилии, находившийся несколько вглубь материка от современного города Антальи (древней Атталии), расположенного на южном побережье Турции. Апостол Павел прибыл в Пергию с Кипра во время своего первого миссионерского путешествия. На обратном пути он посетил Пергию вторично.

Деян.13:13; 14:25

Персия

Государство, цари которого завоевали Мидию, сокрушили Вавилон и создали империю, просуществовавшую более двухсот лет (позднее она была разгромлена Александром Македонским). См. Персы.

Пророк Даниил находила в Вавилоне, когда город был взят войском мидян и персов. Персидский царь Кир позволил евреям и другим пленникам вернуться на родину. Еврейская девушка Эстер (Есфирь) стала женой царя Ксеркса I (Артаксеркса) и персидской царицей.

Дан.5:29-31; 6; 8:20; 10:1; Езд.1:1-11; Есф.1 и др.

Петр

Призвав на апостольское служение рыбака Симона, Иисус Христос дал ему новое имя - Кифа, по-гречески Пётр (""колен""""). Позднее Иисус спросил учеников, за кого они принимают Его, и Петр ответил:

""Ты - Христос, Сын Бота Живого"". На это Иисус сказал: ""Ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою"". Петр видел преображение Иисуса. Когда Учителя схватили в Гефсиманском саду, Петр испугался и трижды отрекся от Него, но тут же глубоко раскаялся. После Воскресения Христос явился Петру у Гали-лейского моря и поручил ему стать пастырем Своего ""стада"".

В день Пятидесятницы Петр смело проповедовал об Иисусе в Иерусалиме и обратил в христианство около трех тысяч человек. Сначала апостол проповедовал только евреям, однако в Иоппии Бог послал ему сон, в котором призвал делиться Благой Вестью со всеми людьми. Царь Ирод Антипа заключил Петра в темницу, Бог же, вняв молитвам христиан, освободил апостола. Достоверных сведений о дальнейшей судьбе Петра немного. Вероятно, именно в Риме он написал два послания, включенных в канон Нового Завета, и рассказывал евангелисту Марку о жизни Иисуса. Там же Пётр и погиб во время гонений на христиан, учиненных императором Нероном.

Мф.4:18-20; 10:2; 14:25-33; 16:13-23; 17:1-9; 26:30-75; Мк.1:16-18,29-31; 5:37; Ин.1:40-42; 18:10-11; 20:2-10; 21; Деян.1 - 15; Гал.1 - 2; 1 и 2Пет.

Пилат

Римский правитель Иудеи в 26-37 гг. н.э. Народ не любил Пилата за его жестокость. Опасаясь бунта, правитель осудил на смерть Иисуса Христа, хотя был уверен в Его невиновности.

Мф.27; Мк.15; Лк.3:1; 13:1; 23; Ин.18 - 19

Писидия

Гористая область в южной части Малой Азии. Во время своего первого миссионерского путешествия апостол Павел проходил через эту далекую и опасную дли путников страну.

Деян.13:14; 14:24

Пифом

Один из двух городов, построенных по приказу египетского фараона рабами-израильтянами. Пифом находился к востоку от дельты Нила.

Исх.1:11

Пифом Питом

Один из двух городов, построенных по приказу египетского фараона рабами-израильтянами. Пифом находился к востоку от дельты Нила.

Исх.1:11

Плоть

Слово ""плоть"" часто используется в Библии со значением ""люди"" (физические существа) - ""бренная плоть"". В этом смысле оно подчеркивает слабость смертного человека по сравнению с величием вечного Бога. Когда ученики Иисуса Христа заснули в Гефсиманском саду, Он призвал их бодрствовать и молиться: ""дух бодр, плоть же немощна"".

Апостол Павел употребляет слово ""плоть"" (в некоторых современных переводах передаваемое как ""низшая природа"" или ""человеческая природа""), говоря о жизни неверующих под властью греха.

Христианин пребывает одновременно и ""во плоти"", и ""в духе"". В нем постоянно происходит борьба между внутренней врожденной склонностью ко греху и присутствием в его жизни Святого Духа, Который стремится сделать христианина подобным Христу. Верующий должен сказать ""нет"" греховным желаниям, составляющим часть его падшей природы, и позволить плодам Духа возрастать в своей жизни.

Пс.77:39; Ис.40:5; Мк.14:38; Рим.7:13-25; 8; Гал.5:16-24

Покаяние

Покаяние - ""Обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании, - говорит Бог через пророка Иоиля. - Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши"".

Покаяние означает нечто большее, чем просто просьбу о прощении совершенного греха или даже полное осознание своей вины. Истинное покаяние включает в себя твердое решение оставить грех навсегда. Важность именно внутренней перемены Иисус показывает в притче о мытаре и фарисее.

Учение Иисуса связывает покаяние с верой: ""Покайтесь и веруйте в Евангелие"". Покаяние не приходит к людям само собой. Оно есть дар Божий. Когда люди встречают в своей жизни Иисуса, они каются. Иного пути в Царствие Божие не существует. Бог ""повелевает людям всем повсюду покаяться"".

См. также Прощение.

Иоил.2:12-13; Лк.18:9-14; Мк. 1:14-15; Деян. 17:30

Поклонение

Поклонение - ""Я Господь, Бог твой, - гласит первая заповедь. - Да не будет у тебя никаких других богов пред лицем Моим"". Поклоняться - значит воздавать Богу должную честь. В Ветхом Завете народ Божий поклоняется Ему за то, что Он есть, за то, что Он совершил в акте творения, за то, что Он искупил и освободил народ Свой, за все Его дары и благословения, данные отдельным людям.

В Новом Завете христиане, собираясь вместе, выражали радость, ""хваля Бога"". Исполненные Духа, они назидали друг друга ""псалмами и славословиями и песнопениями духовными"", вознося хвалу от чистого сердца. В общем поклонении мог принимать участие каждый. Апостол Павел так описывает собрания первых христиан: ""Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть свой псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование"".

""Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине"", - сказал Иисус. Поклонение должно быть искренним. В Ветхом Завете Бог сурово осуждает чисто внешнее, показное поклонение. Истинное поклонение - это искренний отклик на Божью любовь. Поклоняться Богу - значит жить, стараясь быть угодным Ему. Поклонение следует совершать так, как Он Сам предписал в Своем слове. Апостол Павел говорит: ""Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою целомудренностью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословиями и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу"".

Поклонение совершается не только на земле. В небесах все Божие творение - люди и ангелы - славят Господа и поклоняются Ему.

См. также Хвала, Молитва

Исх.20:1-3; Пс.28; 135:4-26; 114; 115; Деян.2:43-47; Еф.5:18-20; 1Кор.14:26-40; Ин.4:21-24; Мих.6:6-8; Кол.3:16; Откр.4; 5; 7; 15

Понт

Древнее название Черного моря, а также области на его южном берегу. Римская провинция Понт включала в себя большую часть северного побережья Малой Азии (Турции). Понт был одной из областей, куда апостол Петр направил свое Первое послание. Благая Весть могла достичь Понта очень рано, так как евреи из этой провинции слушали проповедь Петра в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы.

Деян.2:9; 18:2; 1Петр.1:1

Потифар

Египетский чиновник, купивший Иосифа, который был продан в рабство своими братьями.

См. Иосиф.

Быт.37:36; 39

Преображение

После того как апостол Петр признал Иисуса Мессией, Иисус продолжал говорить Своим ученикам, что Ему предстоит умереть и воскреснуть. Вместе с Петром, Иаковом и Иоанном Он поднялся на гору. Апостолы увидели, как Иисус, преображенный славой небесной, беседует с Моисеем и Илией, и услышали голос с небес: ""Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте"".

Моисей и Илия символизировали две главные части Ветхого Завета - Закон и Пророков. Присутствие их было свидетельством того, что все сказанное в Ветхом Завете исполнилось в Иисусе Христе. Преображение знаменовало славу, ожидавшую Иисуса в будущем. Но прежде Ему надлежало умереть на кресте. Предстоявший ""исход"" Иисуса и был темой Его беседы с Моисеем и Илией.

Мф.17:1-8; Мк.9:2-8; Лк.9:28-36

Призвание

В Библии Бог Сам призывает людей к Себе на служение и говорит с ними.

История Божьего народа начинается с призвания Авраама. Библия открывает нам: евреи стали народом Божьим не потому, что заслужили право быть Его детьми, а потому, что Сам Бог решил ""призвать"" их.

Так же и в Новом Завете. Иисус призывает людей откликнуться на учение о Его новом Царстве и последовать за Ним. С этой вестью обращалась к людям и ранняя Церковь. Христиане призваны к спасению, к вечной жизни, к терпению и миру, к жизни, преображенной Святым Духом.

И в Ветхом, и в Новом Завете подчеркивается, что Бог лично обращается к Своим людям, призывая их к выполнению особых задач. Таковы истории призвания Авраама, Моисея, Самуила, Давида, Исайи, Иеремии, Иезеки-иля и многих других. В Новом Завете Павел был призван стать апостолом и проповедовать Евангелие в иных странах.

См. также Избрание, Благодать.

Быт.12:1; Ос.11:1; Мф.11:28-30; Мк.1:20; 2:14; Деян.2:39; 2 Фес.2:13-14; 1 Тим.6:12; 1Пет.2:21; 1Кор.7:15; 1 Фес.4:7; Исх.3; 1 Цар.3; 16; Ис.6; Иер.1:4-10; Иез.1 - 3; Рим.1:1; Деян.9; 13:1-2

Примирение

Примирение - ""Примирить"" двух человек - значит помочь им восстановить нормальные взаимоотношения после ссоры. Мировая история начинается в Библии с разрыва между человеком и Богом. Вслед за этим появляется и враждебность людей друг к другу (Каин убивает Авеля). Только восстановление правильных отношений с Богом способно принести исправление человеческих взаимоотношений. Таково действие примирения, предлагаемого Богом всем людям.

Неудивительно, что люди часто изображаются в Библии врагами Бога. Они борются и против Самого Бога, и против всего, чему Он благоволит. Грех стоит между Богом и человечеством непреодолимой преградой. Но, объясняет апостол Павел, ""Бог во Христе примирил с Собою мир"".

Это великое дело совершил Своей жизнью, смертью и воскресением Иисус Хрисос. И ныне люди могут быть не врагами Бога, а друзьями Его и детьми. Грех, причина первоначального отчужце-ния, благодаря подвигу Иисуса больше не властен над людьми. Но это не означает, что мы уже примирены с Богом. Примирение - дар. Бог предлагает нам его, а мы должны его принять. Принять Божий дар может любой, и долг христианина - разъяснять путь примирения другим людям.

Примирение приносит людям мир не только с Богом, но и друг с другом. Бывшие некогда врагами, примирившись с Богом, оказываются членами одной семьи. То, что прежде их разделяло, теперь, когда они объединены во Христе, не представляется им важным.

См. также Жертвенная смерть, Крест, Мир.

Быт.3; Рим.5:10-11; 11:15; 2Кор.5:18-20; Еф.2:11-18; Кол.1:19-22

Примиритель

Посредник, который примиряет враждующие стороны.

Когда Адам впервые к повиновался Богу, его грех разрушил существовавшую между ними дружбу. Поэтому Ветхий Завет отмечает необходимость в посреднике между человеком и Богом. Пророки Ветхого Завета говорили от имени Бога и доносили до своих слушателей реальность Его существования. Священник, приносивший Богу жертвы, представлял пред Господом весь народ. Моисей, ходатайствовавший за израильский народ, совмещал обе эти роли.

Как ни важна была роль Моисея, он никогда не мог стать совершенным посредником между Богом и людьми, ибо сам обладал греховной человеческой природой. Только Иисус Христос, бывший одновременно и безгрешным человеком, и Сыном Божьим, стал совершенным Примирителем, учредителем нового завета. Эта мысль является главной в Послании к Евреям.

См. также Примирение.

Исх.32:30-32; 33:11; Лев.16; Числ.12:6-8; Втор.5:4-5; Гал.3:19-20; 1 Тим.2:5; Евр.7:24-25; 8:6; 9:15; 12:24

Прискилла

Жена Акилы.

См. Акила.

Притча

Способ обучения духовным истинам при помощи короткого аллегорического рассказа. Большая часть поучений Иисуса Христа изложена в притчах.

Пророчество

С самого раннего периода израильской истории пророки играли в ней важную роль. Им было вверено передавать своему народу Божьи послания. Часто это значило провозглашать приговоры, вынесенные Богом различным людям и государствам. Через пророков Бог объяснял людям смысл совершаемых Им действий и происходящих событий.

Пророк выступал от Божьего имени. Свое свидетельство он начинал с утверждения: ""Так говорит Господь..."". Истинного пророка всегда призывал на служение Сам Бог. ""Господь взял меня от овец, - говорит пророк Амос, - и сказал мне Господь: ""иди, пророчествуй к народу Моему Израилю""; ""Я не пророк и не сын пророка"".

Большинство речей пророка касалось современной ему ситуации. Поэтому важно читать книги пророков вместе с историческими документами эпохи. Некоторые из ветхозаветных пророчеств Новый Завет относит к Иисусу Христу.

Пророчества, содержащиеся в книге Откровения, как и изложенные в ветхозаветной книге Даниила, принадлежат к типу литературы, называемой ""апокалиптической"". Они полны образов и символов, которые можно понять только в общем контексте времени, когда были написаны эти книги.

Ам.7:14-15; 3:7; Втор. 13:1-5; 18:20-22; Ин.5:39; Деян.2:17; 1Кор.11:5; 14:24,29; Деян. 11:17-28; 1Кор. 12:10,29.

Прощение

Одна из самых невероятных вещей на свете - то, что Бог любит и прощает грешников. ""Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, - Господи! кто устоит? Но у Тебя прощение, да благоговеют пред Тобою"".

Вся Библия, от начала до конца, свидетельствует: когда мы раскаиваемся и обращаемся от нашего греховного прошлого к Богу, Он прощает нас.

Сделавшись христианами, мы вступаем в новую жизнь, становимся детьми Божиими и получаем прощение. Христиане должны прощать других людей, поскольку они были прощены сами. Верующий, возможно, еще не раз согрешит, но, если он придет к Богу с покаянием, Господь простит его.

См. также Покаяние.

Исх.34:6-7; Пс.50; 129:3-4; Ис.1:18; 55:6-7; Ос.14; Мф.6:12-15; 26:26-28; Лк. 7:36-50; Деян.2:38; Еф.4:32; 1 Ин.1:9

Птолемаида

Греческое название древнего города на побережье северного Израиля (ветхозаветный Акко). Апостол Павел прибыл сюда на корабле из Тира, в последний раз направляясь в Иерусалим, и пробыл день с местными христианами. Теперь город вновь называется Акко (Акра), но из-за роста соседней Хайфы он уже утратил свое прежнее значение.

Суд.1:31; Деян.21:7

Публий

Правитель острова Мальты (Мелита). Публий дружелюбно принял апостола Павла и его спутников, чудом уцелевших после кораблекрушения.

Деян.28:7-10

Путеолы

Порт в Италии поблизости от современного Неаполя. Апостол Павел, которого везли в Рим на суд, сошел с корабля именно здесь. Ныне город называется Поццуоли.

Деян.28:13

Предыдущая страница Следующая страница