Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 30, "АРХ"-"АСП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 30, "АРХ"-"АСП")

АРХИЕРЕЙСКОЕ ПРЕДСОБОРНОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 МАЯ 1971 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ - см. в ст. «Архиерейский Собор».

АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 12 АПРЕЛЯ 1925 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИЕРЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 28 - 31 МАРТА 1988 Г.

Состоялось под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в Новодевичьем мон-ре в Москве, в нем участвовал 71 архиерей. Созвано для подготовки к Поместному юбилейному Собору, начало работы к-рого было назначено на 6 июня 1988 г. А. с. утвердило программу предстоящего Собора. С докладом о канонизации святых выступил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков). Совещание, одобрив основные положения доклада, составило окончательный список имен подвижников благочестия, к-рых должен был прославить Поместный Собор. В него вошли прп. Андрей Рублёв, блгв. кн. Димитрий Иоаннович Донской, свт. Московский Макарий, прп. Максим Грек, прп. Паисий (Величковский), блж. Ксения Петербургская, святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров) и прп. Амвросий (Гренков) Оптинский. Архиеп. Смоленский и Вяземский Кирилл (Гундяев) в своем докладе представил участникам Совещания проект Устава об управлении РПЦ. При обсуждении проекта в него был внесен ряд поправок. На А. с. обсуждались также вопросы церковно-гос. отношений, к-рые в условиях проводимой М. С. Горбачёвым «перестройки» начали претерпевать изменения. Затронут был, в частности, и вопрос о возможных изменениях в гос. законодательстве «о культах».

Лит.: Поместный Собор Русской Православной Церкви. ТСЛ, 6-9 июня 1988 г.: Мат-лы. М., 1990.

Прот. Владислав Цыпин

АРХИЛИЙ

АРХИЛИЙ (Алхимий), сщмч. (пам. 6 апр.) - см. Иеремий и Архилий, мученики Римские.

АРХИМАНДРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИМАНДРИТ ВЕЛИКИЙ

АРХИМАНДРИТ ВЕЛИКИЙ - см. Студеница, серб. мон-рь.

АРХИМАНДРИТИЯ

АРХИМАНДРИТИЯ - старший и важнейший мон-рь в нек-рых экономически и политически развитых древнерус. городах (епархиях) XII-XIV вв., настоятель к-рого носил титул архимандрита, возглавлял монашество этого города и имел определенные права вне своего мон-ря, обладая авторитетом в глазах князя, городских властей и епископии. Наибольшее развитие институт А. получил в Новгороде, где глава Юрьева мон-ря не позднее 1194 (если здесь не позднейшая правка редактора Комиссионного списка НПЛ; в более раннем Синодальном списке упоминания титула «архимандрит» нет) или 1226 г. получил титул «архимандрит новгородский» и выбирался на вече. Возглавить А., т. е. стать игуменами Юрьева мон-ря, могли при этом игумены др. новгородских мон-рей, сохраняя настоятельство в своих мон-рях. Должность новгородского архимандрита не была пожизненной, и через нек-рое время (часто очень короткое) он переизбирался.

Менее отчетливо А. прослеживается в Киево-Печерском мон-ре (с 1171; по данным XVI-XVII вв., архимандрит Киево-Печерского мон-ря избирался братией при участии «панов и земян» Киевской земли) и в Даниловом (основан до 1303), а затем в Спасском на Бору мон-рях (с 1330) в Москве. Применительно к указанным московским мон-рям в летописях употребляется и сам термин А.: князь Иоанн Данилович Калита «приведе отътуду (из Данилова мон-ря в Спасский.- Я. Щ.) архимандритию ту и близь себе учини ю, хотя всегда в дозоре видети ю» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 46). Хотя титул архимандрита носили также настоятели старших мон-рей др. городов (владимирского в честь Рождества Пресв. Богородицы, Авраамиева ростовского в честь Богоявления, ярославского в честь Преображения Господня), нет сведений о к.-л. адм. функциях этих мон-рей, лишь известно, что из числа монахов Рождественского мон-ря ставились игумены др. владимирских мон-рей.

Лит.: Янин В. Л. Очерки комплексного источниковедения: Средневековый Новгород. М., 1977. С. 136-149; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Древней Руси Х-ХIII вв. М., 1989. С. 157-163.

Я. Н. Щапов

АРХИПАСТЫРЬ

АРХИПАСТЫРЬ - см. в ст. «Архиерей».

АРХИПОВСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХИПП ХЕРОТОПСКИЙ

АРХИПП ХЕРОТОПСКИЙ - прп. (пам. 6 сент.) - см. в ст. «Чудо архистратига Михаила в Хонех».

АРХИПРЕСВИТЕР

АРХИПРЕСВИТЕР [лат. archipresbyter - старший священник], титул священнослужителя в зап. Церкви. Впервые термин «А.» встречается в V в. у блж. Иеронима (Ep. ad Rusticum 15 // PL. 22. Col. 1080), употреблялся по отношению к старейшему по времени посвящения в сан священнику, затем к священнику епископской церкви, к-рый являлся викарием епископа при богослужении и помощником епископа в попечении о бедных. С VI в. в связи с увеличением числа приходов и развитием их внутренней структуры А. стали также называть священника - главу пресвитерия, осуществлявшего надзор за входившим в него сельским духовенством, подчиненным собору епископского города (часто назывался деканом), а также главу сельского капитула, объединявшего духовенство приходских церквей, зависевших от главной приходской церкви вне епископского города (также decanus ruralis - сельский декан). Приход, во главе к-рого стоял А., мог называться архипресвитерат, деканат, иногда архидиаконат. С распространением в Зап. Европе соборных капитулов (Х в.) в нек-рых областях А. становится их главой (praepositus canonicorum). Он обладал низшей судебной юрисдикцией, а также осуществлял визитации в приходах, объявлял на собраниях капитула предписания епископа, архидиакона, приговоры церковного суда. Звание А. могло быть также почетным титулом священника, полученным от епископа или по решению сельского капитула. В наст. время титул А. носят кардиналы, надзирающие за клиром 3 главных базилик Рима (Сан-Джованни, Сан-Пьетро, Санта-Мария Маджоре), а также деканы нек-рых древних сельских капитулов или кафедральных церквей. В Кодексе канонического права (1983) слово «А.» является одним из обозначений декана (CIC can. 553. § 1).

Лит.: Sägmüller J. B. Entwicklung des Archipresbyteriats und des Dekanates bis zum Ende des Karolingerreiches. Tüb., 1898; Faure J. L'archiprêtre, des origines au droit décrétalien. Grenoble, 1911; LTK. Bd. 3. Col. 1082; LexMA. Bd. 1. Col. 900-901.

Е. В. Казбекова

АРХИСТРАТИГ

АРХИСТРАТИГ [греч. ἀρχιστρατηγός - верховный военачальник], в слав. Библии А. назван арх. Михаил («архистратиг силы Господни», рус. «вождь воинства Господня» - Нав 5. 14), т. к. он возглавил ангелов в их борьбе против диавола и объединившихся вокруг него темных сил. Наименование А. в церковном Предании усваивается также 7 ангелам (духам), упоминаемым в Книге Товита (12. 15) и в Откровении Иоанна Богослова (1. 4), и вообще всем ангелам, как в силу своего служения наиболее приближенным к Богу и возглавляющим ангельские чины (в тропаре праздника Небесных сил они названы чиноначальниками вышних сил). Отцы Церкви называют А. начальником, князем ангелов - Basil. Magn. Adv. Eunom. III; Greg. Niss. In Cant. Cantic. 3; Theod. Stud. Or. 6. 1. Нек-рые отцы усвояют наименование А. Иисусу Христу - Iust. Martyr. Dial. 34. 2; Method. Olymp. Symp. III 6; Euseb. Praep. evang. VII 15; Idem. Hist. eccl. I 2. 3. Сщмч. Исидор Пелусиот называет «доблестным архистратигом добропобедных мучеников» первомученика Стефана (Ep. 447).

Наименование А. нек-рые отцы и учители Церкви (Orig. Or. 13) используют также для обозначения предводителя злых сил (см. ст. «Сатана»).

М. С. Иванов

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА [от греч. ¢ ρχιτέκτον - главный строитель], зодчество, искусство строительства и организации пространства. Является одновременно объектом материальной культуры и художественным произведением, соединяющим в себе прагматические и эстетические аспекты. С инженерно-строительной т. зр. А.- техника организации вертикальных и горизонтальных членений объемов, структурно-тектонических отношений внутри элементов строения (см. в ст. «Ордер архитектурный»), с художественной - это искусство пространственной организации среды человеческого обитания и богообщения (см. в ст. «Храм»). Специфической чертой А. является наличие внутреннего и внешнего пространства, а также использование др. видов изобразительного искусства для создания художественной выразительности целого (см. в ст. «Храмовая декорация»). Во множественности и изменчивости форм А., подчиненных типологическим и стилистическим закономерностям, символическое отражение находит не только материальная, но и духовная история человечества (см. в статьях «Стиль художественный», «Иконография», «Иконология»).

АРХОНТИКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРХОНТИОН

АРХОНТИОН [греч. ̓Αρχοντίων], мч. (пам. греч. 3 сент.). Время и место мученической кончины неизвестны; уморен голодом. В Дрезденском списке Типикона Великой ц. IX-X вв. А. назван епископом. Память его содержится в ряде стишных греч. синаксарей XIV в. (напр., Paris. 1582; ГИМ. Син. греч. 353 - Владимир (Филантропов). Описание. С. 515) и др.

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. Σεπτέμβριος. Σ. 50).

Ист.: SynCP. Col. 11-12; Дмитриевский А. А. Древнейшие Патриаршие Типиконы Иерусалимский (Святогробский) и К-польский Великой Церкви. К., 1907. С. 346.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 354; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 60.

АРХЫЗ

АРХЫЗ - см. Нижнеархызский архитектурно-археологический комплекс.

АРЦИХОВСКИЙ

А. В. Арциховский

А. В. Арциховский

Артемий Владимирович (26.12.1902, С.-Петербург - 17.02.1978, Москва), один из основоположников изучения археологии Др. Руси в СССР. В 1925 г. окончил археологическое отд-ние фак-та общественных наук МГУ, защитил канд. дис. по теме «Курганы вятичей». Профессор, основатель и зав. кафедрой археологии исторического фак-та МГУ (с 1939), создатель и главный редактор ж. «Советская археология» (с 1957), чл.-кор. АН СССР (1960), лауреат Гос. премии СССР (1970, 1982 - посмертно). Автор работ о древностях вятичей XI-XIV вв., о миниатюрах средневек. житий, а также трудов и учебных курсов по археологии и истории древнерус. культуры. Руководил первыми научными археологическими раскопками в Москве в ходе строительства метрополитена (30-е гг. ХХ в.). Создатель Новгородской археологической экспедиции (с 1932), в ходе работ к-рой были открыты берестяные грамоты и выработана методика изучения культурного слоя древнерус. городов, разработана хронологическая реконструкция жизни городских усадеб и кварталов.

Соч.: Курганы вятичей. М., 1930; Древнерусские миниатюры как ист. источник. М., 1944; Введение в археологию. М., 1947; Основы археологии. М., 1954.

Лит.: Некролог // Сов. Арх. 1978. № 3. С. 5-8; Российская археология. 2002. № 4 (к 100-летию со дня рожд. А. В. Арциховского).

Л. А. Беляев

АРЦЫБАШЕВ Михаил Петрович

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЧИЛ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРЬЯ САМАДЖ

АРЬЯ САМАДЖ [от санскр. АРЬЯ САМАДЖ  - арий, благородный, АРЬЯ САМАДЖ  - общество, соглашение], орг-ция, созданная в 1875 г. в рамках реформаторского движения в индуизме Даянандой Сарасвати (Мулшанкар Тивари, 1824-1883). Он род. в Индии (г. Танкара, шт. Гуджарат) в семье брахмана, в 19 лет стал членом ордена Сарасвати и 15 лет вел жизнь бродячего монаха. Создал учение, с помощью к-рого хотел поднять авторитет Вед, т. к., с его т. зр., поздние тексты искажали идеи ведического единобожия, но это не помешало ему оперировать такими постведическими мифологемами, как карма и сансара.

А. с., опираясь на учение своего идеолога и создателя, настаивает на непогрешимости Вед, важности санскар (индивидуальных обрядов) и необходимости сохранения древних ведических ритуалов. А. с. отвергает наследственную систему каст и предлагает ввести касты, основанные на индивидуальных достоинствах человека. Выступает против идолопоклонства, жертвоприношения животных, культа предков, института неприкасаемых, детских браков, паломничества к святым местам и института профессиональных жрецов. Орг-ция осуществляет программу социальных реформ (развитие жен. образования, поощрение межкастовых браков, строительство сиротских домов и приютов для вдов, помощь голодающим), имеет сеть школ и колледжей как в Индии, так и в др. странах. С момента создания А. с. играла важную роль в инд. националистическом движении и часто подвергалась критике за чрезмерную воинственность и нетерпимость к христианству и исламу. Большинство последователей А. с. проживает в зап. и сев. Индии, хотя ее отд-ния существуют во мн. странах мира. По нек-рым оценкам, в наст. время А. с. объединяет ок. 1,5 млн. чел.

Лит.: Vedalankar N. Arya Samaj and Indians Abroad. New Delhi, 1975; Yadav K. Ch., Arya K. S. Arya Samaj and the Freedom Movement. New Delhi, 1988; Ladjpat Rai L. Swami Dayananda Saraswati: His Biography and Teachings. New Delhi; N. Y., 1991; Llewellyn J. E. The Arya samaj as a Fundamentalist Movement: A Study in Comparative Fundamentalism. New Delhi, 1993.

Б. З. Фаликов

АРЬЯДЕВА

АРЬЯДЕВА [санскр. АРЬЯ САМАДЖ  - благородный, АРЬЯДЕВА - божественный, небесный], буддийский мыслитель III в., ученик и последователь Нагарджуны, представитель философско-религ. школы мадхьямика. Ему приписывают 23 сочинения, наиболее значительными из к-рых являются «Хаставалапракарана» и «Чатухшатака». В подавляющем большинстве своих трактатов, носивших характер полемики с индуистскими школами санкхья, вайшешика, а также с буддистами хинаяны, А. защищал центральную для мадхьямики идею пустоты. С т. зр. А., истинно сущее (парамартха-сат), или абсолютное, состояние сознания не может быть постигнуто рассудком и описано в соотносительных категориях, ибо оно вне рождения и смерти, вне мысли и языка, оно единственно реальное, а таковым может быть только пустота (см. Шуньята), к-рая стоит вне субъектно-объектных отношений познания. Всё производимое причинами и условиями несамостоятельно, пусто, ибо в нём нет самосущего (нихсвабхава). Если бы нечто обладало самосущим, рассуждал А., то оно воспринималось бы как существующее без причин и условий, но ничего подобного нет в мире, поскольку все явления включены в бесконечные и безначальные цепи каузальности. Всё явленное есть отсутствие собственной природы и наличие взаимозависимой изменчивости.

Буддисты тибет. традиции причисляют А. к «шести драгоценностям» буддийской философии наряду с Нагарджуной, Асангой, Васубандху, Дигнагой и Дхармакирти. В кит. буддизме работа А. «Шаташастра» является одним из основных источников школы Сань-лунь-цзун.

Лит.: Tucci G. Pre-Dignaga: Buddhist Texts on Logic from Chinese Sources. Baroda, 1929; Gokhale V. The Hundred Letters: A Madhyamaka Text by Aryadeva. Hdlb., 1930; Lang K. Aryadeva's Catuhsataka. Copenhagen, 1993.

А. П. Андросов

АСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСАНГА

АСАНГА - буддийский философ - см. в ст. «Йогачара».

АСАРДАН

АСАРДАН - см. Асархаддон.

АСАРХАДДОН

АСАРХАДДО́Н [библ. Асардан; ассир. Ашшурахиддина - (бог) Ашшур дал брата;], сын Синаххериба, царь Ассирии в 680-669 гг. до Р. Х. Упоминается в 4-й Книге Царств (19. 37), где описываются обстоятельства его прихода к власти, подробно известные по ассир. и арм. источникам. Синаххериб назначил А. наследником престола в обход своих старших сыновей - Адармелика и Шарруцура (библ. Адрамелех и Шарецер), к-рые в возникшей смуте убили отца. А. сумел подавить выступление братьев, и отцеубийцы вместе со своими сторонниками бежали в сев. царство Шубрия на склонах Сасунского хребта - отрога «Араратских (т. е. Урартских) гор». Впосл. А. захватил Шубрию (673 до Р. Х.), в 675 г. до Р. Х. завоевал и разрушил финикийский г. Сидон. А. восстановил разрушенный Синаххерибом Вавилон, совершал дальние военные походы в Иран, заключил союз со скифами и завоевал Египет (671 до Р. Х.). Однако к концу его правления большая часть иран. владений вышла из-под власти А., образовав независимое царство Мидия (672 до Р. Х.), впосл. уничтожившее Ассирию. А. продолжал политику своего отца, взимая дань с гос-в Сирии и Палестины. В ассир. источниках среди подчиненных А. царей упоминается иудейский царь Манассия, к-рый присылал А. драгоценные строительные материалы для украшения Ниневии. По примеру своих предшественников А. депортировал мн. пленных с вост. окраины империи (гл. обр. из Зап. Ирана), часть из к-рых он поселил в Самарии, где они приобщились под влиянием самарян к почитанию Бога (1 Езд 4. 2). А. умер во время похода в Египет, назначив преемниками сыновей: Ашшурбанипала в Ассирию и Шамашшумукина в Вавилонию, что позднее привело к ожесточенной войне между братьями.

Лит.: Hirschberg H. Studien zur Geschichte Esarhaddons. B., 1932; Тураев Б. А. История Древнего Востока. Л., 1935. Т. 2. С. 51-52; Wiseman D. J. The vassal-treatises of Esarhaddon. L., 1958; Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971.

А. А. Немировский

АСАФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСАФЬЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСБЕРИ

А́сбери [англ. Asbury] Фрэнсис (1745, Хандсуэрт, графство Уорикшир, Великобритания - 1816, США), первый методистский епископ, рукоположенный в Сев. Америке. Выросший в религ. семье, в возрасте 18 лет А. стал методистским проповедником и много путешествовал по Англии. В 1771 г., во время Бристольской конференции, Д. Уэсли направил его в Сев. Америку, где незадолго до этого была создана первая Американская методистская церковь. Ок. 1773 г. А. избрали главой методистов окр. Балтимор, а во время войны за независимость в Сев. Америке он был признан гражданином шт. Делавэр. В 1784 г., после объединения неск. общин в Методистскую епископальную церковь США, А. и Т. Кук были избраны суперинтендантами, год спустя А. стал епископом. На протяжении всей жизни А. активно внедрял в практику методистской церкви институт «разъездных проповедников», введенный еще Уэсли, к-рый он считал идеально подходящим для большой и в то время малонаселенной страны, где люди жили за много километров друг от друга. Каждый проповедник имел свой округ, он объезжал его верхом за 4-5 недель, проводя собрания в любом месте и для любого количества людей. По данным, основанным на его дневниковых записях, за время служения А. проехал более 400 тыс. км и прочитал более 16 тыс. проповедей. Результатом этой деятельности стало значительное увеличение числа прихожан (с 1200 чел. в год приезда А. в США до 214 тыс. чел. в год его смерти).

Соч.: The Journal of the Rev. Francis Asbury, Bishop of Methodist Episcopal Church: From August 7, 1771, to December 7, 1815. N. Y., 1821.

Лит.: Baker F. From Wesley to Asbury: Studies in Early American Methodism. Durham, 1976; Ludwig Ch. Francis Asbury: God's Circuit Rider. Milford, 1984.

И. Р. Леоненкова

АСВАНА

Асва́на [сир. АСВАНА ], эдесский мон. (IV в.), бывший, по преданию, учителем прп. Ефрема Сирина. Ему же приписывается авторство одного погребального гимна, сохранившегося среди творений прп. Ефрема. В письме Филоксена Маббугского к Патрикию упоминается как автор богослужебных гимнов (мадраше). В этом же письме пересказано предание о том, как А. был по наивности прельщен бесом, явившимся ему в виде посланника Божия. Он заставил А. выйти из кельи и взобраться на гору Стадион, упав откуда, А. скончался.

Ист.: La lettre à Patricius de Philoxène de Mabboug / Éd. R. Lavenant // PO. 1963. Т. 30/5. P. 854.

А. В. Муравьёв

АСЕЕВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСЕНЕФА

Жена Иосифа, ветхозаветного патриарха - см. ст. «Иосиф».

АСЕНОВСКАЯ КРЕПОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСИДЕИ

АСИДЕИ - см. Хасидим.

АСИНКРИТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСИНУ ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСИР

Аси́р [евр. АСИР , АСИР - счастливый, блаженный], 8-й сын ветхозаветного патриарха Иакова от Зелфы, рабыни Лии (Быт 30. 12-13). Родоначальник названного его именем колена, к-рое, вероятно, было ближе всего колену Гада (Быт 35. 26; Исх 1. 4), однако при завоевании Палестины осело отдельно от него в небольшой области восточнее Акко, на сев.-зап. границе Израиля. Здесь с включением местного ханаанского элемента окончательно сложилось колено А., подчинившее к сер.

XII в. своей верховной власти значительную часть Финикии (города Дор, Акко, Сидон, Ахлав и др.), кроме Тира (Нав 19. 24-31, Суд 1. 31-32; 5. 17). Исполнение пророчества патриарха Иакова «для Асира - слишком тучен хлеб его, и он будет доставлять царские яства» (Быт 49. 20) подтверждается историческими данными: земля А. была плодородна и плоды ее поставлялись ко двору израильских и финикийских царей. Колено А. также получило благословение Моисея (Втор 33. 24-25). В XI в. до Р. Х. А. утратил контроль над побережьем, сев. часть к-рого (Сидон, Ахлав) отошла к Тиру, юж. (Дор) - к колену Манассии (ср. Нав 17. 11), а центральная - восстановила независимость. Давид присоединил А. к Израильскому царству (нач. X в. до Р. Х.). В 733 г. до Р. Х. область А. была отторгнута ассирийцами и включена в созданную ими из ряда захваченных израильских территорий пров. Мегиддо. В пророчестве Иезекииля А. назван вторым после Дана, получившим удел в земле обетованной по возвращении из плена (Иез 48. 2). Из колена А. происходила пророчица Анна (Лк 2. 36). В Апокалипсисе (Откр 7. 6) в числе «запечатленных» праведников упоминаются и 12000 из колена А., чье имя указывает на состояние блаженства, к-рое ожидает тех, кто вел достойную жизнь (Andr. Caes. Apoc. VII. 19).

Лит.: Steuernagel C. Die Einwanderung der israelitischen Stämme in Kanaan. B., 1901; Gevirtz S. Asher in the Blessing of Jacob // VT. 1987. Vol. 37. P. 154-163; Görg M. Ascher ausserbiblisch? Zum Problem der Nebenüberlieferungen des israelitischen Stammesnamens // Biblische Notizen. 1999. Bd. 100. S. 11-17.

А. А. Немировский

АСКАЛОН

АСКАЛО́Н [Аскла; греч. ̓Ασκάλων, ̓Ασκλᾶς] († ок. 304), мч. Антинойский (пам. 20 мая, копт. 20 янв., зап. 23 янв.). Уроженец егип. г. Антиноя (Фиваида), в гонение имп. Диоклетиана исповедал себя христианином перед игемоном Аррианом и подвергся жестоким пыткам: А. повесили на дереве и строгали железными орудиями. Затем Арриан велел отправить израненного А. на суд в Антиною, но молитва мученика удерживала лодку игемона посреди Нила до тех пор, пока тот публично не исповедал Христа единым истинным Богом и Творцом. Причалив после этого к др. берегу, Арриан обвинил А. в волшебстве, велел привязать ему на шею камень и утопить в Ниле. Тело мученика было найдено христианами спустя 3 дня на берегу, но не вниз, а вверх по течению реки. Вместе с ним пострадал мч. Леонид. Об их мученичестве упоминается в житии Антинойских мучеников Филимона, Аполлония и Арриана (PG. 116. Col. 507-560).

В копт. Синаксарях (20 янв.) А. именуется Асхелаем, Асклой или Асклепием, в зап. мартирологах (23 янв.) - Асклой, в Минологии Василия II (20 мая) - Аскалоном (PG. 117. Col. 467-468); в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 697) и Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. Т. 1. P. 296) - Асклой.

В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог (один из древнейших списков - серб. Минея с проложными житиями БАН. 4.5.10, нач. XIV в. (Пергаменные рукописи БАН. С. 32)). В ВМЧ помещены краткие проложные жития А. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 175, 177 (2-я паг.)).

Ист.: BHO, N 80, 111; BHG, N 1513у, 1514, 1844z, 1845; ActaSS. Ian. T. 3. P. 68; Mart. T. 1. P. 895-899; Hist. mon. Aeg. 19; Руфин. Жизнь отцов. Гл. 19; ЖСв. Май. С. 597-602.

Лит.: Les Martyrs d'Égypte // AnBoll. T. 40. 1922. P. 88; David J. Asclas // DHGE. T. 4. Col. 901; Holweck. P. 110; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 378; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 60.

П. Б. Михайлов

АСКЕТИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСКИДА ФЕОДОР

АСКИДА ФЕОДОР - см. Феодор Аскида.

АСКИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Уфимской епархии, названо по с. Аскино (на севере Башкирии), титулярное, учреждено в связи с необходимостью противодействовать распространению обновленчества в Уфимской епархии. 3 февр. 1923 г. во епископа Аскинского был хиротонисан Серафим (Трофимов), в июне 1926 г. он был назначен епископом Бирским, викарием Уфимской епархии, после чего А. в. прекратило существование.

Лит.: Губонин М. Е. История русской иерархии / ПСТБИ. Ч. 1. Ркп.; Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX в. // База данных ПСТБИ.

П. Н. Г.

АСКИТИРИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСКИТРЕЯ

АСКИТРЕЯ - мц. Селевкийская - см. в ст. «Симеон, сщмч., еп. Персидский».

АСКЛЕПИАД

АСКЛЕПИАД [Асклипиад] (III в.), еп. Антиохийский. Согласно лат. версии «Хроники» Евсевия Кесарийского (пер. блж. Иеронима, PL. 27. Col. 639), после Серапиона А. стал 9-м епископом Антиохийским в правление имп. Антонина Каракаллы (212-217). В «Церковной истории» Евсевия (VI 11. 5) сохранилось письмо сщмч. Александра, еп. Иерусалимского, к Антиохийской Церкви с поздравлениями по случаю вступления А. на Антиохийскую кафедру. У Евсевия говорится также, что А. прославился как исповедник во время гонений (Там же. VI 11. 4). Преемником А. стал Филит (Там же. VI 21. 2).

Лит.: DHGE. Т. 4. Col. 906.

АСКЛЕПИЙ

АСКЛЕ́ПИЙ [греч. ̓Ασκληπιός], в древнегреч. мифологии бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды (по др. версии, Арсинои, дочери Левкиппа), к-рую Аполлон убил за нарушение супружеской верности. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева ребенка и отдал его на воспитание кентавру Хирону, к-рый и научил А. врачеванию (Apollod. III 10, 3; Pind. Pyth. III 8-53). Врачебное искусство А. было столь высоко, что он мог возвращать умерших к жизни. По преданию, А. воскресил Ипполита, Капанея, Главка, сына Миноса и др. Разгневанный Зевс поразил А. молнией (Apollod. III 10, 3-4). А. считают отцом Подалирия и Махаона, к-рых Гомер называет прекрасными врачами (Il.

IV 194; XI 518). Среди дочерей А.- Гигиея и Панакея, рассматриваемые как его жен. коррелаты. В знаменитых врачах о-ва Кос видели потомков А. и называли их Асклепиадами. Иногда А. рассматривался и как ипостась Аполлона; известны их общие храмы и атрибуты (Paus. IV 31, 10; II 10, 3). Непременным атрибутом А. была змея (или две), получавшая в его храме жертвенные приношения (Arist. Plut. 732-742). Особенно популярен культ А. был в Эпидавре, куда стекались за исцелением больные со всех концов Греции. Аристофан в комедии «Богатство», несмотря на забавную и пародийную ситуацию, дает ценную информацию о том, что исцеления в храме А. происходили во время сна (654-741). В образе А. сочетаются хтонические черты змеи-целительницы (змея не только атрибут А., но и сам А.- змей) и классическое представление о передаче божественных функций детям богов, героям, к-рые своей дерзостью нарушали равновесие, установленное в мире олимпийцами. В рим. мифологии А. получил имя Эскулапа. Первый храм, посвященный Эскулапу, был построен в Риме в нач. III в. до н. э., место для него указала специально для этого привезенная из Эпидавра змея.

Ист.: Pausanii Graeciae descriptio / Ed. Fr. Spiso. Lipsiae, 1903. 3 t.; Aristophanis comoediae / Ed. Th. Bergk. Lipsiae, 1923. 2 t.; Apollodori bibliotheca: Pediasimi libellus de duodecim Herculis laboribus / Ed. R. Wagner. Lipsiae, 1926; Pindari Сarmina / Ed. O. Schroeder. Lipsiae, 1930; Homeri carmina / Ed. G. Dindorf, C. Hentze. Lipsiae, 1930-1935. 2 t.

Лит.: Herzog R. Die Wunderheilung von Epidauros. Lpz., 1931; Edelstein E. J., Edelstein L. Asclepius: A coll. and Interpretation of the testimonies. Baltimore, 1945. Vol. 1-2; Kerényi K. Der göttliche Arzt. Darmstadt, 1956.

А. А. Тахо-Годи

АСКЛИАДА

АСКЛИАДА (Асклипиодота), мц.- см. Максим, Феодот и А., мученики Маркианопольские (Мизийские) (пам. 15 сент.).

АСКЛИПИАДА

Асклипиа́да [греч. ̓Ασκληπιάς], прп. (пам. греч. 4 июля), время и обстоятельства жизни неизвестны. Греч. стишные синаксари называют А. чудотворицей и сообщают, что она почила в мире (Paris. Coisl. 223, 1301 г.). В ряде рукописей перепутана с мч. Асклипиодотом, пострадавшим 3 июля. Память А. без жития внесена в слав. Стишные Прологи (ГИМ. Хлуд. 188, 1370 г.) и ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 298 (2-я паг.)). В совр. календаре РПЦ память А. не указана.

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 35).

Ист.: SynCP. Col. 797.

Лит.: Bardy G. Asclépiodote (2) // DHGE. T. 4. Col. 907; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 379; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 60.

АСКЛИПИЙ

Аскли́пий, мч. в г. Колония Агриппина (совр. Кёльн, Германия) (пам. зап. 30 июня). Обстоятельства и время мученичества неизвестны. Упоминания об А. встречаются в мартирологах Рабана Мавра (PL. 110. Col. 1154) и Ноткера Заики (PL. 131. Col. 1114).

Ист.: ActaSS. Iun. T. 7. P. 526.

Лит.: Zilliken G. Der Kölner Festkalender. Bonn, 1910. P. 21; Delehaye. Origines. P. 409; DHGE. T. 4. Col. 903-904.

АСКЛИПИЙ И ИАКОВ

АСКЛИПИЙ И ИАКОВ [греч. ̓Ασκληπιὸς καὶ ̓Ιάκωβος] († 1-я пол. V в.), преподобные сир. (пам. греч. 25 и 27 февр.). Об этих святых, подвизавшихся в окрестностях Антиохии, рассказывается в «Истории боголюбцев» блж. Феодорита, еп. Кирского. По словам Феодорита, А. с ранних лет вел строгую аскетическую жизнь. Позже святой устроил себе келью в 10 стадиях (ок. 1,8 км) от др. известного подвижника, прп. Полихрония, образу жизни к-рого стремился во всем следовать. Вскоре слава о добродетелях А. распространилась за пределы Антиохии и ее окрестностей. У А. появилось множество подражателей, одним из них стал И., затворившийся в небольшой келье недалеко от сел. Нимуза. До самой смерти И. оставался в строгом затворе, отвечая на вопросы посещавших его людей через отверстие, просверленное т. о., чтобы не было видно лица святого; в самой келье И. никогда не пользовался огнем и не зажигал светильник. Лишь блж. Феодориту, к к-рому святой питал особое почтение, он дважды позволил войти в свое жилище. Скончался И. в возрасте более 90 лет.

В визант. календарях память А. и И. отмечена 25 февр.: в Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 241), Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 489-490), Петровом Синаксаре XI в. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55) и др. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 27 февр., по 6-й песни канона утрени, помещено упоминание святых без синаксаря (Μηναῖον. Θεβρουάριος. Σ. 257).

Ист.: BHG, N 176; Феодорит. История боголюбцев. Гл. 15. С. 262.

Лит.: Bonnard F. Asclèpe (1) // DHGE. T. 4. Col. 902-903; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 60.

М. В. Большаков

АСКЛИПИОДОТ

АСКЛИПИОДОТ - мч.- см. Диомид, Евлампий, А., мученики, и Голиндуха, мц. (пам. 3 июля).

АСКЛИПИОДОТА

АСКЛИПИОДОТА - мц.- см. Максим, Феодот, Исихий и А., мученики Адрианопольские (пам. 19 февр.).

АСКОЛЬД И ДИР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСКОЛЬДОВ

С. А.- см. Алексеев С. А.

АСКОЧЕНСКИЙ Виктор Ипатьевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСЛАНИШВИЛИ Шалва Соломонович

Шалва Соломонович (11.03.1896, с. Артануджи Кутаисской губ. (Ардануч, Турция) -13.12.1981, Тбилиси), груз. музыковед, основоположник груз. теоретического музыкознания, д-р искусствоведения. Одним из первых занялся исследованием гармонии груз. народных песен и церковных песнопений. Изучал древнегруз. муз. нотацию. Обосновал существование автономной системы знаков в древнегруз. невмированных песнопениях. Выделил в отдельные группы невмы и знаки ритмической пунктуации, определил их количество и симиографию. Предложил попытку соотнесения знаковых комплексов с интонационными формулами.

Соч.: Гармония в народных хоровых песнях Картли и Кахети. М., 1978; К вопросу о старинных грузинских нотных знаках: Система знаков в древних груз. рукописях (Х-XII вв.) // Древнегруз. профессиональная музыка: Вопросы истории и теории. Тбилиси, 1991 (на груз. яз.).

Лит.: Асланишвили Ш. С. Музыкант. Ученый. Педагог: Статьи, воспоминания, письма. М., 1993.

М. Андриадзе

АСМАТИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСМАТИКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСМОНЕЙ

АСМОНЕЙ - см. в ст. «Демонология».

АСМУС

Валентин Валентинович (род. 5.08.1950, Москва), прот., богослов, церковный историк. Сын проф. философии В. Ф. Асмуса. Закончил филологический фак-т МГУ. 11 февр. 1979 г. рукоположен во диакона ректором МДАиС архиеп. Дмитровским Владимиром (Сабоданом), 14 февр. 1990 г. рукоположен во священника архиеп. Зарайским Алексием (Кутеповым). С 1978 г. преподает в МДА, с 1990 г.- также в ПСТБИ патрологию, византологию и историю Церкви. С апр. 2000 г. настоятель московской ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы в Красном Селе. А.- автор книг и статей по богословию, истории правосл. Церкви, культуры и государственности. Принимает активное участие в научно-богословских конференциях в России и за рубежом, выступает с публицистическими статьями на страницах церковной печати.

Является научным куратором и автором «Православной энциклопедии».

Соч.: Место Московской Духовной Академии в истории русской культуры // БТ: Юбил. сб. к 300-летию МДА. М., 1986. С. 36-49; Богословие митр. Филарета (Дроздова) // Тысячелетие Крещения Руси: Конф. «Богословие и духовность». М., 1989. С. 244-253; Православие: Учеб. пособие по истории религий. Волгоград, 1996; Предание и единство Церкви // Единство Церкви. М., 1996. С. 231-236; Учение св. царя Юстиниана о священстве и царстве // Ежегодная богословская конференция ПСТБИ: Мат-лы, 1992-1996. М., 1996. С. 34-41; О некоторых церковных канонических идеях Патриарха Никона // Там же. С. 41-45; Седьмой Вселенский Собор 787 г. и строй в Церкви // Там же. С. 63-75; О монофизитстве // Там же. С. 207-210; Богословие В. Н. Лосского // Там же. С. 249-252; Церковные полномочия императоров в поздней Византии // Там же. C. 296-298; История Поместных Церквей. М., 1997; История Церкви: Курс лекций / ПСТБИ. М., 1998; Канонизация Царской семьи: за и против // Церковь и время. 1998. № 4 (7). С. 199-203; О церковнославянском языке // Богослужебный язык Русской Церкви: Сб. ст. М., 1999. С. 223-226; «Рассекреченная» книга // Там же. С. 247-265; Отношения Церкви и государства по законам императора Юстиниана I (Великого) // Ист. вестн. 1999. № 2. С. 85-92; Принципы богословского подхода к истории // Там же. 2000. № 5/6 (9/10). С. 167-176; Святоотеческое наследие и современная церковная жизнь // Православное богословие на пороге третьего тысячелетия. М., 2000. С. 68-75.

АСОЛИК

АСОЛИК - арм. историк Х в.- см. Степанос Таронеци.

АСОМТАВРУЛИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АСПИД

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница