Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 12, "АЛЕ")
АЛЕКСАНДР, ДИГН И ХОТТИЯ - мученики (пам. зап. 15 мая). |
АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ [молдав. Alexandru cel Bun] († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432 гг. А. Д. способствовал укреплению могущества Молдавского княжества, росту городов и развитию торговли. Уделял большое внимание устроению церковной жизни в княжестве. Выступил посредником в разрешении спорного вопроса об административно-каноническом устройстве Церкви в Молдавии, возникшего в ее взаимоотношениях с К-польским Патриархатом. 26 июля 1401 г. Вселенский Патриарх Матфей I (1397-1410) утвердил еп. Иосифа (Мушата) первым Молдавским митрополитом. Кафедру митрополии учредили в Сучаве - столице княжества. Были основаны 2 епархии: Рэдэуцкая (1402) и Романская (1408). А. Д. покровительствовал правосл. Церкви, был ктитором многих храмов и мон-рей, жаловал им земли и села. В митрополичьей грамоте от 7 янв. 1407 г. впервые упоминается Нямецкий Вознесения Господня мон-рь. В 1429 г. А. Д. даровал мон-рю имение с с. Загорным в Бессарабии. А. Д. основал мон-ри Молдовица (в 1402), Киприаны, Бистрица, в к-ром впосл. был захоронен. Укрепил и обустроил мон-ри Хумор, Пынгэраци, Бисерикани, Боготин, Тазлэу и др. В 1415 г. перенес в Сучаву из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) мощи мч. Иоанна Нового Сочавского, что стало знаменательным событием в духовной жизни Молдавской митрополии. В отношении инославных А. Д. проводил политику веротерпимости. Так, в 1401 г. в Сучаве была основана арм. епископия. В 1405-1413 гг. (по др. сведениям, в 1415 г.) в Бае основана католич. епископия для поселившихся в Молдавском княжестве поляков, венгров, немцев. Лит.: Istoria Moldovei în date / Elaborata: V. Sati. Chişinău, 1998; Păcurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureşti, 1992. Vol. 1; idem. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Jaşi, 1993. В. П. Беспалко |
АЛЕКСАНДР, ЕВЕНТИЙ И ФЕОДУЛ († ок. 113), мученики Римские (пам. зап. 3 мая), подлинность актов к-рых не вызывает сомнений. Считается, что мученики похоронены на Номентанской дороге. Римский мартиролог, так же как в случае со святыми Александром и Феодором, мучениками Римскими (пам. 17 марта), отождествляет этого А. с папой Александром I (пам. 3 мая). А. назван священником, пострадавшим со своими спутниками при имп. Адриане. Мартиролог Беды Достопочтенного (VIII в.) сообщает, что эти мученики претерпели заключение в оковах, пытки железом и огнем и, наконец, были обезглавлены. О них сообщают также мартирологи Рабана Мавра и Адона Вьеннского (IX в.). Ист.: ActaSS. Maii. T. 1. P. 371-380. А. И. Макаров |
АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП - и др., мученики Испанские (пам. зап. 27 нояб., 29 окт.). Время и обстоятельства их мученичества неизвестны. Мощи почитаются в кафедральном соборе г. Теруэль (Вост. Испания). А. И. М. |
АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.). А. Е. обратил ко Христу множество язычников и иудеев. Приведенный в Адрианополь к начальнику области, он отказался принести жертву идолам, за что и был предан пытке - раздиранию ребер железными крюками. Стойкость А. Е., терпеливо переносившего муки, потрясла воина Ираклия, к-рый уверовал во Христа и был обезглавлен после пыток. Затем А. Е. чудесно исцелился от ран и совершил др. чудеса, чем обратил ко Христу 4 жен: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию; их постигла та же участь, что и Ираклия. Наконец, и сам А. Е. был предан усечению мечом (по Минологию Василия II, еще до мученичества святых жен). Время и место мученичества неизвестны. В визант. эпоху мощи А. Е. и его сподвижников находились в их мартирии близ к-польского храма вмч. Георгия в Кипарисии, где и совершалась их память. Есть предположение, что этот святой епископ тождествен еп. Александру, мч. Бакканскому (пам. зап. 21 сент., 26 нояб.). Краткое житие святых переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие было включено под 22 окт. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109). ИконографияВ Минологии Василия II представлено мученичество А. Е., Ираклия и с ними пострадавших. В архиерейском облачении, старцем А. Е. изображен в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (поясное изображение). Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 520; MenolBas. P. 130; SynCP. Col. 156; ВМЧ. Окт. С. 1735-1736. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 11) // DHGE. T. 2. Col. 172; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 24; Janin. Églises et monastères. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Стб. 437. Иконогр.: Миjовић. Менолог. С. 265. А. Ю. Виноградов |
АЛЕКСАНДР ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ - мч. Пергийский (пам. 1 авг.) - см. Пергийские мученики, 9. |
АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДР - два мученика Палестинских (пам. 15 марта) - см. Агапий и др., мученики Палестинские. |
АЛЕКСАНДР и ФАУСТИНА - мученики Римские (пам. зап. 9 сент., 15 окт.). Время жизни и обстоятельства их мученичества неизвестны. Их мощи были обретены ок. 1654 г. на рим. кладбище св. Кириаки и перенесены во францисканскую церковь. А. И. М. |
Александр Смирнов и Фео́дор Ремизов († 14.11.1918, с. Вышгород Верейского у. Московской губ.), священномученики (пам. 25 сент.,1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). А. род. в 1887 г., служил в ц. в честь Воздвижения Честного Креста Господня в имении помещика фон Шлиппе (совр. дер. Новоборисовка Наро-Фоминского р-на Московской обл.), приписанной к с. Вышгород, пользовался любовью прихожан за добрый и отзывчивый характер, за дела милосердия и за строгое соблюдение церковных уставов. В с. Вышгород в ц. во имя бессребреников Космы и Дамиана служил священником Феодор. Осенью 1918 г. во время крестьянских выступлений против продразверстки в селах России бесчинствовали карательные отряды ЧК. 14 нояб. такой отряд из 50 чел. ворвался в Вышгород. А. и Феодора арестовали. Первым был зарублен А., затем каратели дважды выстрелили в Феодора, к-рый скончался от ран на следующее утро. На 3-й день после казни состоялось отпевание священномучеников, к-рых погребли в одной могиле. В годы гонений А. и Феодор чудесным образом являлись своим близким и прихожанам, почитавшим святых мучеников. 8 окт. 1986 г. были обретены мощи священномучеников, с 90-х гг. ХХ в. на могиле А. и Феодора служили панихиды, на месте их кончины водружен крест. Прославлены Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. 20 сент. 2003 г. мощи священномучеников помещены в ц. в честь Казанской иконы Божией матери в г. Реутове, где 24 фев. 2001 г. был освящен предел в честь Собора новомучеников и исповедников Российских. Арх.: ЦИАМ. Ф. 2090. Оп. 1. Д. 1. Лит.: Золотое кольцо: [Газ.]. Ярославль, 1993. Апр.-июнь.; Дамаскин.Кн. 2. С. 401 - 404; Кн. 7. С. 501; ЖНИР. Моск. Ноябрь, С. 12 - 19. |
АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ [греч. ̓Αλὲξανδρος ̓Ιανναῖος] (103-76 до Р. Х.), иудейский правитель и первосвященник из династии Хасмонеев. Сын Гиркана I и преемник своего брата Аристобула I (Иуд. древн. XIII 12. 1). Продолжал завоевательную политику предшественников. А. Я. присоединил к Иудее финик. владения, включавшие Дору, Стратонову Башню (см. Кесария Палестинская) и обл. Газы на побережье Средиземного м. (где независимость смог сохранить один Аскалон), а также обширную полосу по вост. берегу Иордана и Мёртвого м. (включая Галаад и Моав), отторгнутую частично от Аммона, частично от набатеев. Жители завоеванных городов насильно принуждались к обрезанию и соблюдению Закона Моисеева (Иуд. древн. XIII 12. 2; 15. 4). Таких территориальных рубежей древнеевр. гос-во не достигало с X в. до Р. Х. На волне этих успехов А. Я. первым из Хасмонеев принял титул царя и - по-видимому, впервые в Иудее - начал чеканку собственной монеты, а также завязал дружбу с Парфией, направленную против Селевкидов. В области внутренней политики А. Я., опиравшийся на саддукеев, должен был столкнуться с мятежными фарисеями, недовольными ростом могущества А. Я. и совмещением в его руках царской и первосвященнической власти. Кризис был усугублен личным неблагочестием и крайней жестокостью царя, а также раздорами в его семье: шурин А. Я. возглавил оппозицию. В 94 г. до Р. Х., после волнений, подавленных А. Я. с необычайным кровопролитием (Иуд. древн. XIII 13. 5), против него вспыхнуло массовое восстание под руководством фарисеев. На короткое время повстанцы, воспользовавшиеся помощью Селевкидов (царя Дмитрия III Евкера), заняли Иерусалим, но в результате оказались только скомпрометированы таким союзом и были разгромлены в 88 г. до Р. Х. (Иуд. древн. XIII 14. 1-2). По-видимому, эти события нашли отражение в кумран. комментарии на кн. прор. Наума (4QpNah), где под упоминанием о «нечестивом священнике», возможно, подразумевается А. Я. (см. Тантлевский). Победа А. Я. над повстанцами стала переломным моментом в его правлении: отныне он ни в ком не встречал противодействия и перед смертью смог свободно передать власть своей жене Александре Саломее (Иуд. древн. XIII 15. 5). При А. Я. династия Хасмонеев достигла вершины могущества, однако антагонизм между фарисеями и саддукеями грозил существенными осложнениями в будущем. Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Тантлевский И. Р. История и идеология кумранской общины. CПб., 1994; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998. А. А. Немировский |
АЛЕКСАНДР ИСПОВЕДНИК И ЕГО ЖЕНА ГАЛЛА - святые (пам. зап. 31 мая или 3 июня). Григорий Турский сообщает, что на могилах этих святых, похороненных в ц. св. Венеранда в Клермоне (Центр. Франция), происходили многочисленные чудеса и исцеления. Ист.: ActaSS. Maii. T. 7. P. 440; Greg. Turon. Glor. conf., XXXV. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 7) // DHGE. T. 2. Col. 172. А. И. М. |
АЛЕКСАНДР КИПРСКИЙ [Саламинский] (VI в.), мон., автор богословских сочинений «Об обретении Креста Господня» и «Энкомий святому Варнаве». Время жизни А. К. точно неизвестно и относится большинством исследователей к периоду между кон. V и нач. VII в. Слово «Об обретении Креста Господня», предваряемое кратким рассказом о главных событиях истории человечества от сотворения мира до времен Константина Великого, содержит написанное в форме энкомия повествование о путешествии равноапостольной царицы Елены в Св. землю за Животворящим Крестом Господним, рассуждения по вопросам триадологии и христологии, а также описание дальнейшей истории Церкви вплоть до кон. V в. «Энкомий святому Варнаве», судя по всему, первоначально был произнесен в ц. св. ап. Варнавы в Констанции. Обстоятельства жизни и мученической кончины этого апостола, по словам А. К., были изложены на основании сочинения Климента Александрийского и «других древних авторов». Соч.: PG. 87/3. Col. 4016-4076 [De inventione Crucis]; 4077-4106 [лат. пер.: Энкомия]; Discorso storico dell'invenzione della Croce del monaco Alessandro / A cura di P. C. Pennacchini. Grottaferrata, 1913; ActaSS. Jun. T. 2. P. 436-452; BHG, N 226, 410. Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 144-146; Hackett J. A History of Orthodox Church of Cyprus. L., 1901. P. 23-24; Salaville S. Alexandre (36) // DHGE. T. 2. Col. 191-193; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 399. М. В. Б. |
АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (Ок. 350, один из островов Эгейского м.- ок. 430), прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.), первый игумен обители акимитов. Вырос в К-поле, после воинской службы принял монашество близ Антиохии у игум. Илии, а через 4 года ушел в пустыню. Проведя там 7 лет, А. К. обратил ко Христу множество язычников во главе с правителем Равулой, впосл. еп. Эдесским, склонил к покаянию и принятию монашества шайку разбойников. В пустыне на Евфрате А. К. основал мон-рь, где собралось почти 400 чел. братии; там он ввел чин беспрестанного круглосуточного пения псалмов, за что мон-рь получил прозвание обители Неусыпающих. После проповеди язычникам на персид. границе А. К. занимался благотворительностью в Антиохии, ок. 420 г. переселился в К-поль, где основал мон-рь акимитов. Его рвение и популярность в народе вызвали неприятие и зависть к-польского клира; вынужденный покинуть город, А. К. основал новый мон-рь в Гомоне, на берегу Чёрного м., где и отошел ко Господу. Житие А. К. было составлено неизвестным автором вскоре после его кончины (ок. 450-460). Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Память святому переведена в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное житие (под 19 февр.) и память (под 23 февр.) включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 487-488, 493). Ист.: BHG, N 47; Stoop E. de. Vie d'Alexandre l'Acémète // PO. 1911. T. 6. Fasc. 5. Col. 645-657, 658-702 [греч. текст с лат. пер.]; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 252; ЖСв. Июль. С. 48-67. Лит.: DHGE. T. 1. Col. 274; Janin. Géographie. P. 20 sq. А. Ю. Виноградов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДР ЛИКОПОЛЬСКИЙ - христ. философ и апологет кон. III - нач. IV в., по философским убеждениям неоплатоник. Свт. Фотий (Против манихеев. I 11) называет его епископом егип. г. Ликополь (егип. Асьют). А. Л. принадлежит полемическое соч. «Против мнений манихеев» (Πρὸς τὰς Μανιχαίων δόξας), ценное своими сведениями о манихейской космологии, но прежде всего антиманихейской и антитеософской аргументацией. В этом небольшом трактате христианство предстает как стройная философская система, независимая от всех прочих философий. Автор этого произведения едва ли в действительности был епископом; скорее всего он принадлежал к числу раскаявшихся и принявших христианство манихеев. Cоч.: PG. 18. Col. 412-449; Alexandri Licopolitani Contra Manichaeos opiniones disputatio / Ed. A. Brinkmann. Lpz., 1895; Alexandre de Lycopolis. Contre la doctrine de Mani / Par A. Villey [transl. et comment.]. P., 1985. Лит.: Harnack. Geschichte. S. 773; Julicher K. Alexandros, Bischof von Lycopolis // RAC. T. 1. S. 1462. В. В. Василик |
АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ - см. Александр Великий. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДР ПИДНСКИЙ († Нач. IV в.), сщмч. Солунский (пам. 13 или 14 марта). Происходил из г. Пидна в Македонии, по сообщению нек-рых источников, был священником. Сохранилось житийное повествование о мученичестве А. П. на лат. языке, хотя, возможно, и не принадлежащее к числу подлинных мученических актов. В нем рассказывается, что А. П. не только отказался принести жертву перед имп. Максимианом, но и растоптал языческого идола и опрокинул жертвенник. Бросившийся на него с мечом имп. протектор был чудесным образом обездвижен. А. П. умыл руки, воздал хвалу Богу, преклонил голову и был усечен мечом одним из воинов. Вскоре императору было видение 4 мужей в белых одеждах, принявших душу мученика и вознесших ее на небеса. Устрашенный император приказал жителям Фессалоники похоронить тело А. П. В Минологии Василия II, а из него и в греч. прологах память А. П.- 13 или 14 марта, житийных подробностей о нем не сообщается. Сведения об А. П. в Минологии находится под 9 нояб., когда отмечается память мч. Александра Солунского, пострадавшего примерно в то же самое время в городе, где А. П. был похоронен. Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было трижды переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие и память святому включены под 13 и 14 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 23-25). Проложное сказание под 14 марта об А. П., пострадавшем при Максимиане, говорит, по всей вероятности, об Александре Римском, мч. Дризипарском (пам. 13 мая, зап. 27 марта), так же как и в ВМЧ под 14 марта. ИконографияВ настенных минологиях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудное изображение А. П. В ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334-1343 гг., представлено мученичество святого - усекновение мечом. В последнем и в Печской Патриархии А. П. изображен с недлинной курчавой бородой, в гиматии. Ист.: BHL, N 280; ActaSS. Mart. T. 2. P. 344-345; MartHier. P. 32. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 105-106; Kirsch J.-P. Alexandre (7) // DHGE. T. 2. Col. 174. Иконогр.: Миjовић. Менолог. С. 277, 311, 371. А. И. Макаров, Е. А. Луковникова |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557) [лат. Marcus Aurelius Severus Alexander; наст. имя Бассиан Алексиан] (1.10.208, Арка Кесария, Финикия, совр. Ливан - 18.03.235, под Майнцем, Германия), рим. император (222-235), последний представитель династии Северов, сын сирийца Гессия Марциана и Юлии Маммеи. В 221 г. Бассиана усыновил его двоюродный брат, имп. Гелиогабал, и А. С. сделался его соправителем под именем Марка Аврелия Александра, а затем, после солдатского мятежа,- единоличным государем, правда во всем покорным воле матери.В отличие от склонного к деспотизму предшественника А. С. стремился к восстановлению престижа и компетенции рим. сената. Характерный для правления Северов религ. синкретизм достигает при А. С. своего апогея, выразившись, в частности, в терпимом отношении к иудеям и христианам (Scr. Hist. Aug. Vita A. S. XXII 4). Евсевий Кесарийский сообщает о многих христианах при дворе и в семье А. С. (Euseb. VI 28). Юлий Африкан посвятил А. С. свои «Вышитые пояса» (Κέστοι), а св. Ипполит - труды о воскресении. В Антиохии аудиенции у А. С. и Юлии Маммеи удостоился Ориген. В домашнем храме А. С., возможно, находилось изображение Христа наряду с изображениями Аполлония Тианского, Авраама, Орфея и др. (Vita A. S. XXIX 2). В Палатинском дворце и в общественных сооружениях он повелел поместить изречение, услышанное им от христиан: «Не делай другому того, чего не хочешь самому себе» (Vita A. S. LI 7-8; cр. Мф 7, 12; Лк 6, 31). В свете подобных свидетельств маловероятны сообщения поздних актов о мученичестве святых Цецилии, пап Урбана I, Каликста I, Калопеда и Астерия, Мартины именно в правление А. С. В войне с Персией (232) А. С. лично руководил войском, остановив продвижение Сасанидов в Месопотамию. Во время похода в Германию (234 - нач. 235) он вместе с матерью пал жертвой мятежа, поднятого буд. имп. Максимином. Ист.: Scr. hist. Aug. L., 1979. Vol. 2. P. 178-313 (рус. пер.: Элий Лампридий. Александр Север // Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 151-182). Лит.: Bihlmeyer K. Die «syrischen» Kaiser zu Rom (211-235) und das Christentum. Rottenburg, 1916. S. 68-166; Jardé A. Études critiques sur la vie et la règne de Sévère Alexander. P., 1925; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 359-364. Н. Ф. Усков |
АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Антония Сийского, житие к-рого является основным источником сведений об А. С. В 1513 г. А. С. вместе с преподобными Антонием и Иоакимом Сийскими удалился из Кенского Преображенского мон-ря для пустыннических подвигов. Иноки добрались до порога Тёмного на р. Емце, где построили себе «хижицу» и часовню, а вскоре - ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Здесь отшельники, к-рых собралось 7 чел., прожили 7 лет, однако вынуждены были покинуть избранное место из-за враждебности окрестных жителей. Ок. 1520 г. они поселились на острове на Михайловском оз., куда впадает р. Сия, и основали Свято-Троицкий мон-рь (см. Антониев Сийский мон-рь). 4 года ученики прп. Антония терпели скорби и лишения, но слава о подвигах их настоятеля распространялась, и многие желали вступить в братство. Видя это, прп. Антоний послал своих учеников - А. С. и Исаию в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу, чтобы «государь повелел богомоление свое монастырь строити на пустынном месте на диком лесу, и братию собирати и пашню пахати» (РГБ. Троиц. № 694. Л. 29-29об.). Великий князь дал жалованную грамоту мон-рю, а также послал «церковной утвари и риз довольно». А. С. подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам прп. Антония - А. С., Исаие, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе - в 4-ю субботу Великого поста. Память А. С. чтится местно. Ист.: Описание о российских святых. С. 156; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67. Лит.: Макарий [Миролюбов], еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-3; Кононов А. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. С. 11-15, 79; Никодим [Кононов], иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 102-105, 208; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 271-276. Иеродиак. Герасим (Дьячков) |
АЛЕКСАНДР СИНИГАРДИ († III в.?), сщмч. (пам. зап. 11 янв.), еп. Фермийский. Уроженец г. Фермо (обл. Марке, Центр. Италия), первый епископ этого города. Был обезглавлен, возможно в гонение имп. Деция (ок. 251). Над местом его мученичества недалеко от Фермо в 1750 г. была возведена капелла. Мощи А. С. хранятся в кафедральном соборе Фермо (обретение мощей отмечается 28 янв.); эпитафия на гробнице гласит: «Здесь лежит сокрытое блаженнейшее тело славного мученика и епископа Александра». Акты мученичества не сохранились. Ист.: ActaSS. Jan. T. 1. P. 675. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 1) // DHGE. T. 2. Col. 171. А. И. Макаров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДР, ФИРМИАН, ПРИМИАН, ТЕЛЛУРИЙ И УРСУЛА - мученики Лезинские (пам. зап. 28 апр.). Подробных сведений об этих святых нет; их мощи были обретены под руинами собора в Лезине (Апулия, Юж. Италия) в 1597 г. и перенесены в ц. Благовещения в Неаполе. Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 575. Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 3) // DHGE. T. 2. Col. 171-172. А. И. М. |
АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня), один из 48 лионских мучеников (см. Лугдунские мученики, 48); врач, по происхождению фригиец. Пострадал в гонение имп. Марка Аврелия. Находясь во время судебного процесса над христианами недалеко от судебной трибуны, А. Ф. подавал осуждаемым знаки с целью укрепить их в исповедании Христа. За это он был арестован, брошен к диким зверям, подвергнут всевозможным пыткам и, наконец, усечен мечом. Это первый известный христ. мученик-врач. Ист.: BHG, N 1573; Евсевий. Церк. ист. V 1. 49-51. Лит.: Harnack A. Medicinisches aus der ältesten Kirchengeschichte // TU. 1892. T. 8. Fasc. 4. P. 40; De Labriolle P. Alexandre (14) // DHGE. T. 2. Col. 177-178; Richard P. Lyon Sacré. Lyon, 1919. P. 40-45; LTK. Bd. 1. Sp. 314. А. И. Макаров |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 22.04.1882, д. Гриднево Гжатского у. Смоленской губ. - 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. Род. в крестьянской семье, окончила сельскую школу. В возрасте 15 лет поступила в Спасо-Бородинский мон-рь. В 1929 г. монастырь был ликвидирован, здания переданы трудовой коммуне. А. вернулась в родное село. В Гридневе А. вместе с овдовевшей матерью занималась крестьянским трудом, исполняла монашеские правила, пела на клиросе в церкви. Арестована 27 янв. 1938 г. по обвинению в «контрреволюционной агитации», виновной себя не признала. Расстреляна по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 15 марта 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 22855. Лит.: Бутовский полигон. Вып. 1. М., 1997. С. 317; ЖНИР. Март. С. 118-120; ЖНИР. Доп. Т. 2. С. 139-141. |
АЛЕКСАНДРА III МУЗЕЙ - см. Русский музей. |
АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († ок. 376), прп. (пам. 3 марта (со св. Пиамой); копт. 15 апр.; зап. 2 окт., сир. 1 февр.). Об этой святой отшельнице из Александрии Египетской сообщает Палладий Еленопольский, передавая историю, рассказанную Дидимом Слепцом († 398). Некий человек воспылал страстью к А. А.; не желая быть для него причиной печали и соблазна, святая покинула город, заточила себя в могильном склепе и в течение 10 лет не показывалась никому, проводя дни в труде, молитвах и размышлениях о вере святых отцов и Патриархов. На 10-й год она скончалась, сама приготовив себя к погребению. Память А. А. имеется лишь в копт. источниках. Ист.: Палладий. Лавсаик. С. 17-18; Palladius. Hist. Laus. Cap. V; Аверинцев. Антология. С. 190. Лит.: Vailhé S. Alexandra (2) // DHGE. T. 2. Col. 171; Филарет. Жития святых подвижниц. С. 20-22. М. В. Грацианский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРА, КЛАВДИЯ, ЕВФРАСИЯ, МАТРОНА, ИУЛИАНИЯ, ЕВФИМИЯ И ФЕОДОСИЯ [Александрия], Кла́вдия, Евфра́сия, Матро́на, Иулиа́ния, Евфи́мия и Феодо́сия [Феодора] († 310), мученицы Амисийские (пам. 20 марта). Когда при имп. Максимиане Галерии (305-311) происходило жестокое гонение на христиан, эти 7 жен из понтийского г. Амис (совр. Самсун, Турция) бесстрашно предстали пред градоначальником, объявив себя христианками, а его самого обличив в бесчеловечности. За это они были подвергнуты жесточайшим пыткам, а затем брошены в раскаленную печь, где и приняли мученический венец. Сведения о них имеются в Минологии Василия II, из него - в Прологах и греч. синаксарях. Краткое житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в., в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. оно включено под 20 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37). Ист.: SynCP. М. 2. Лит.: Quentin H. Alexandria // DHGE. T. 2. Col. 289; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 24; НКС. Т. 3. С. 94; ПБЭ. Т. 1. Кол. 503-504; ЖСв. Март. С. 414; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 112. А. Ю. Виноградов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 сент.). Исторических сведений об А. и. не сохранилось; время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), а также на аналогичной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне. Богоматерь А. представлена с младенцем, сидящим на Ее правой руке (дексиократуса), младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свиток. Лит.: Изображение икон Пресвятыя Богородицы, в православной Церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. М., 1848. С. 22; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому / Сост. Е. Поселянин. М., 1993п. Т. 2. С. 558; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Сб. мат-лов. Кат. выст. М., 1995. С. 166-167. Кат. № 50; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 200-201. Cat. № 2.136. О. Е. Этингоф |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ХРОНИКА - под этим названием известны дошедшие до наст. времени фрагменты хроники, составленной после 412 г., в к-рых описываются события 383-392 гг. Источником сообщений была, по-видимому, Александрийская монашеская хроника. В А. х. содержатся важные сведения по истории правления имп. Феодосия I Великого. Изд.: Bauer A., Strzygowski J. Eine alexandrinische Weltchronik: Text u. Miniaturen eines griechischen Papyrus d. Sammlung W. Goleniscev. W., 1905; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Hbbd. 2. Wiesbaden, 1982. S. 243-244, N 10. И. С. Чичуров |
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА - см. Богословские школы древней Церкви. |
АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЭРА - см. Летосчисление. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - общежительный, находился в Ядринском у. Казанской губ. близ с. Кошлоуши при р. Вурнарке, в 18 верстах от ст. Ибреси и в 185 верстах от Казани. Преобразован 3 сент. 1901 г. из общины во имя мц. Александры, открытой в янв. 1898 г. с целью просвещения инородцев и в память имп. Александра III Александровича и императрицы Александры Феодоровны. Деревянные храмы - во имя св. мц. царицы Александры (1899) и прп. Серафима Саровского (1910). Местночтимые иконы: Божией Матери «Достойно есть» и вмч. Пантелеимона. При А. К. м. имелась устроенная св.Гурия Казанского братством одноклассная школа для девочек. Мон-рь управлялся игуменией, в 1912 г. в нем проживали 170 монахинь и послушниц. Обитель владела 8 дес. пахотной земли и 150 дес. леса. А. К. м. закрыт в 1928 г., в 1932-м игумения и насельницы мон-ря репрессированы. К 2000 г. храмы обители не сохранились. Лит.: Архангельский Н. Александринский женский чувашский монастырь Ядринского уезда. Каз., 1912; Бреславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары, 1995. С. 55-57, 300. А. В. Журавский |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря. Начало мон-рю было положено в 1452-1469 гг., строительством руководил отец преподобного, крестьянин Никифор Ошевень. Благословение на строительство А. О. м. было дано свт. Ионой, архиеп. Новгородским, а первые земельные владения пожалованы новгородской боярыней Анастасией. С самого основания А. О. м. прп. Александр ввел в нем строгий общежительный устав (см. Общежительные мон-ри). В XV в. в обители подвизались многие близкие родственники святого, а также местные жители. Перед кончиной прп. Александр поручил настоятельство в мон-ре своему брату иноку Леонтию. Первый монастырский храм, построенный прп. Александром, был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. К XVI в. в обители было 2 деревянных храма, колокольня, хозяйственные и жилые постройки и ограда, запечатленные на многочисленных местных иконах прп. Александра. В XVIII-XIX вв. сложился каменный ансамбль мон-ря: в 1707 г. был освящен двухэтажный соборный храм: верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - в честь Сретения Господня. В особом приделе нижнего храма находились под спудом мощи прп. Александра. В 1752 г. был построен каменный братский келейный корпус. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской ц. и настоятельскими кельями. В 1900 г. была возведена деревянная Покровская ц. Согласно описи 1700 г., к мон-рю было приписано 130 крестьянских дворов, в сер. XVIII в. число монастырских крестьян составляло 657 чел. По штатам 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В нач. XX в. А. О. м. владел 208 дес. земли и получал 669 р. 54 к. ежегодного казенного пособия. В 1919 г. мон-рь был закрыт. К 2000 г. здания мон-ря были почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с 4 башнями и настоятельский корпус. Арх.: ГА Архангельской обл. Ф. 1514. Лит.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852; Кононов А. М. Преподобный Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; Никодим [Кононов], иером. Преподобный Александр и основанная им Ошевенская обитель. Петрозаводск, 1897; Зверинский. Т. 2. С. 49-50; Строев. Списки иерархов. Стб. 995-996; Православные русские обители. С. 153; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 171-179. С. О. Шаляпин |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Образована решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. путем выделения из состава Владимирской епархии. Объединяет приходы в административных границах Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области. Входит в составВладимирской митрополии Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Александровский и Юрьев-Польский». Решением Свящ. Синода от 30 мая 2014 г. на Александровскую кафедру назначен архиеп. Евстафий (Евдокимов). Лит.: Определения Свящ. Синода.16 июля // ЖМП. 2013. № 8. С. 26. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |