Приглашаем посетить сайт

Искусство (art.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 12, "АЛЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 12, "АЛЕ")

АЛЕКСАНДР, ДИГН И ХОТТИЯ

АЛЕКСАНДР, ДИГН И ХОТТИЯ - мученики (пам. зап. 15 мая).

АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ

АЛЕКСАНДР ДОБРЫЙ [молдав. Alexandru cel Bun] († 1432), молдав. господарь из династии Мушатов, правивший в 1400-1432 гг. А. Д. способствовал укреплению могущества Молдавского княжества, росту городов и развитию торговли. Уделял большое внимание устроению церковной жизни в княжестве. Выступил посредником в разрешении спорного вопроса об административно-каноническом устройстве Церкви в Молдавии, возникшего в ее взаимоотношениях с К-польским Патриархатом. 26 июля 1401 г. Вселенский Патриарх Матфей I (1397-1410) утвердил еп. Иосифа (Мушата) первым Молдавским митрополитом. Кафедру митрополии учредили в Сучаве - столице княжества. Были основаны 2 епархии: Рэдэуцкая (1402) и Романская (1408). А. Д. покровительствовал правосл. Церкви, был ктитором многих храмов и мон-рей, жаловал им земли и села. В митрополичьей грамоте от 7 янв. 1407 г. впервые упоминается Нямецкий Вознесения Господня мон-рь. В 1429 г. А. Д. даровал мон-рю имение с с. Загорным в Бессарабии. А. Д. основал мон-ри Молдовица (в 1402), Киприаны, Бистрица, в к-ром впосл. был захоронен. Укрепил и обустроил мон-ри Хумор, Пынгэраци, Бисерикани, Боготин, Тазлэу и др. В 1415 г. перенес в Сучаву из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский) мощи мч. Иоанна Нового Сочавского, что стало знаменательным событием в духовной жизни Молдавской митрополии. В отношении инославных А. Д. проводил политику веротерпимости. Так, в 1401 г. в Сучаве была основана арм. епископия. В 1405-1413 гг. (по др. сведениям, в 1415 г.) в Бае основана католич. епископия для поселившихся в Молдавском княжестве поляков, венгров, немцев.

Лит.: Istoria Moldovei în date / Elaborata: V. Sati. Chişinău, 1998; Păcurariu M. Istoria Bisericii Ortodoxe Române. Bucureşti, 1992. Vol. 1; idem. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii şi a neamului românesc. Jaşi, 1993.

В. П. Беспалко

АЛЕКСАНДР, ЕВЕНТИЙ И ФЕОДУЛ

АЛЕКСАНДР, ЕВЕНТИЙ И ФЕОДУЛ († ок. 113), мученики Римские (пам. зап. 3 мая), подлинность актов к-рых не вызывает сомнений. Считается, что мученики похоронены на Номентанской дороге. Римский мартиролог, так же как в случае со святыми Александром и Феодором, мучениками Римскими (пам. 17 марта), отождествляет этого А. с папой Александром I (пам. 3 мая). А. назван священником, пострадавшим со своими спутниками при имп. Адриане. Мартиролог Беды Достопочтенного (VIII в.) сообщает, что эти мученики претерпели заключение в оковах, пытки железом и огнем и, наконец, были обезглавлены. О них сообщают также мартирологи Рабана Мавра и Адона Вьеннского (IX в.).

Ист.: ActaSS. Maii. T. 1. P. 371-380.

А. И. Макаров

АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП

АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП - и др., мученики Испанские (пам. зап. 27 нояб., 29 окт.). Время и обстоятельства их мученичества неизвестны. Мощи почитаются в кафедральном соборе г. Теруэль (Вост. Испания).

А. И. М.

АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ

АЛЕКСАНДР ЕПИСКОП, ИРАКЛИЙ ВОИН, АННА, ЕЛИСАВЕТА, ФЕОДОТИЯ И ГЛИКЕРИЯ (II или III в.), мученики Адрианопольские (пам. 22 окт.). А. Е. обратил ко Христу множество язычников и иудеев. Приведенный в Адрианополь к начальнику области, он отказался принести жертву идолам, за что и был предан пытке - раздиранию ребер железными крюками. Стойкость А. Е., терпеливо переносившего муки, потрясла воина Ираклия, к-рый уверовал во Христа и был обезглавлен после пыток. Затем А. Е. чудесно исцелился от ран и совершил др. чудеса, чем обратил ко Христу 4 жен: Анну, Елисавету, Феодотию и Гликерию; их постигла та же участь, что и Ираклия. Наконец, и сам А. Е. был предан усечению мечом (по Минологию Василия II, еще до мученичества святых жен). Время и место мученичества неизвестны.

В визант. эпоху мощи А. Е. и его сподвижников находились в их мартирии близ к-польского храма вмч.

Георгия в Кипарисии, где и совершалась их память. Есть предположение, что этот святой епископ тождествен еп. Александру, мч. Бакканскому (пам. зап. 21 сент., 26 нояб.).

Краткое житие святых переведено на слав. язык в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие было включено под 22 окт. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 109).

Иконография

В Минологии Василия II представлено мученичество А. Е., Ираклия и с ними пострадавших. В архиерейском облачении, старцем А. Е. изображен в настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг. (поясное изображение).

Ист.: ActaSS. Oct. T. 9. P. 520; MenolBas. P. 130; SynCP. Col. 156; ВМЧ. Окт. С. 1735-1736.

Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 11) // DHGE. T. 2. Col. 172; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 24; Janin. Églises et monastères. P. 18; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. Стб. 437.

Иконогр.: Миjовић. Менолог. С. 265.

А. Ю. Виноградов

АЛЕКСАНДР ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ

АЛЕКСАНДР ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ - мч. Пергийский (пам. 1 авг.) - см. Пергийские мученики, 9.

АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДР

АЛЕКСАНДР И АЛЕКСАНДР - два мученика Палестинских (пам. 15 марта) - см. Агапий и др., мученики Палестинские.

АЛЕКСАНДР и ФАУСТИНА

АЛЕКСАНДР и ФАУСТИНА - мученики Римские (пам. зап. 9 сент., 15 окт.). Время жизни и обстоятельства их мученичества неизвестны. Их мощи были обретены ок. 1654 г. на рим. кладбище св. Кириаки и перенесены во францисканскую церковь.

А. И. М.

АЛЕКСАНДР и ФЕОДОР

Александр Смирнов и Фео́дор Ремизов († 14.11.1918, с. Вышгород Верейского у. Московской губ.), священномученики (пам. 25 сент.,1 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских). А. род. в 1887 г., служил в ц. в честь Воздвижения Честного Креста Господня в имении помещика фон Шлиппе (совр. дер. Новоборисовка Наро-Фоминского р-на Московской обл.), приписанной к с. Вышгород, пользовался любовью прихожан за добрый и отзывчивый характер, за дела милосердия и за строгое соблюдение церковных уставов. В с. Вышгород в ц. во имя бессребреников Космы и Дамиана служил священником Феодор. Осенью 1918 г. во время крестьянских выступлений против продразверстки в селах России бесчинствовали карательные отряды ЧК. 14 нояб. такой отряд из 50 чел. ворвался в Вышгород. А. и Феодора арестовали. Первым был зарублен А., затем каратели дважды выстрелили в Феодора, к-рый скончался от ран на следующее утро. На 3-й день после казни состоялось отпевание священномучеников, к-рых погребли в одной могиле. В годы гонений А. и Феодор чудесным образом являлись своим близким и прихожанам, почитавшим святых мучеников. 8 окт. 1986 г. были обретены мощи священномучеников, с 90-х гг. ХХ в. на могиле А. и Феодора служили панихиды, на месте их кончины водружен крест. Прославлены Архиерейским Собором РПЦ 2000 г.

20 сент. 2003 г. мощи священномучеников помещены в ц. в честь Казанской иконы Божией матери в г. Реутове, где 24 фев. 2001 г. был освящен предел в честь Собора новомучеников и исповедников Российских.

Арх.: ЦИАМ. Ф. 2090. Оп. 1. Д. 1.

Лит.: Золотое кольцо: [Газ.]. Ярославль, 1993. Апр.-июнь.; Дамаскин.Кн. 2. С. 401 - 404; Кн. 7. С. 501; ЖНИР. Моск. Ноябрь, С. 12 - 19.

АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ

АЛЕКСАНДР (ИОНАФАН) ЯННАЙ [греч. ̓Αλὲξανδρος ̓Ιανναῖος] (103-76 до Р. Х.), иудейский правитель и первосвященник из династии Хасмонеев. Сын Гиркана I и преемник своего брата Аристобула I (Иуд. древн. XIII 12. 1). Продолжал завоевательную политику предшественников. А. Я. присоединил к Иудее финик. владения, включавшие Дору, Стратонову Башню (см. Кесария Палестинская) и обл. Газы на побережье Средиземного м. (где независимость смог сохранить один Аскалон), а также обширную полосу по вост. берегу Иордана и Мёртвого м. (включая Галаад и Моав), отторгнутую частично от Аммона, частично от набатеев. Жители завоеванных городов насильно принуждались к обрезанию и соблюдению Закона Моисеева (Иуд. древн. XIII 12. 2; 15. 4). Таких территориальных рубежей древнеевр. гос-во не достигало с X в. до Р. Х. На волне этих успехов А. Я. первым из Хасмонеев принял титул царя и - по-видимому, впервые в Иудее - начал чеканку собственной монеты, а также завязал дружбу с Парфией, направленную против Селевкидов. В области внутренней политики А. Я., опиравшийся на саддукеев, должен был столкнуться с мятежными фарисеями, недовольными ростом могущества А. Я. и совмещением в его руках царской и первосвященнической власти. Кризис был усугублен личным неблагочестием и крайней жестокостью царя, а также раздорами в его семье: шурин А. Я. возглавил оппозицию. В 94 г. до Р. Х., после волнений, подавленных А. Я. с необычайным кровопролитием (Иуд. древн. XIII 13. 5), против него вспыхнуло массовое восстание под руководством фарисеев. На короткое время повстанцы, воспользовавшиеся помощью Селевкидов (царя Дмитрия III Евкера), заняли Иерусалим, но в результате оказались только скомпрометированы таким союзом и были разгромлены в 88 г. до Р. Х. (Иуд. древн. XIII 14. 1-2). По-видимому, эти события нашли отражение в кумран. комментарии на кн. прор. Наума (4QpNah), где под упоминанием о «нечестивом священнике», возможно, подразумевается А. Я. (см. Тантлевский). Победа А. Я. над повстанцами стала переломным моментом в его правлении: отныне он ни в ком не встречал противодействия и перед смертью смог свободно передать власть своей жене Александре Саломее (Иуд. древн. XIII 15. 5). При А. Я. династия Хасмонеев достигла вершины могущества, однако антагонизм между фарисеями и саддукеями грозил существенными осложнениями в будущем.

Лит.: Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899; Тантлевский И. Р. История и идеология кумранской общины. CПб., 1994; Грант М. История древнего Израиля. М., 1998.

А. А. Немировский

АЛЕКСАНДР ИСПОВЕДНИК И ЕГО ЖЕНА ГАЛЛА

АЛЕКСАНДР ИСПОВЕДНИК И ЕГО ЖЕНА ГАЛЛА - святые (пам. зап. 31 мая или 3 июня). Григорий Турский сообщает, что на могилах этих святых, похороненных в ц. св. Венеранда в Клермоне (Центр. Франция), происходили многочисленные чудеса и исцеления.

Ист.: ActaSS. Maii. T. 7. P. 440; Greg. Turon. Glor. conf., XXXV.

Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 7) // DHGE. T. 2. Col. 172.

А. И. М.

АЛЕКСАНДР КИПРСКИЙ

АЛЕКСАНДР КИПРСКИЙ [Саламинский] (VI в.), мон., автор богословских сочинений «Об обретении Креста Господня» и «Энкомий святому Варнаве». Время жизни А. К. точно неизвестно и относится большинством исследователей к периоду между кон. V и нач. VII в. Слово «Об обретении Креста Господня», предваряемое кратким рассказом о главных событиях истории человечества от сотворения мира до времен Константина Великого, содержит написанное в форме энкомия повествование о путешествии равноапостольной царицы Елены в Св. землю за Животворящим Крестом Господним, рассуждения по вопросам триадологии и христологии, а также описание дальнейшей истории Церкви вплоть до кон. V в. «Энкомий святому Варнаве», судя по всему, первоначально был произнесен в ц. св. ап. Варнавы в Констанции. Обстоятельства жизни и мученической кончины этого апостола, по словам А. К., были изложены на основании сочинения Климента Александрийского и «других древних авторов».

Соч.: PG. 87/3. Col. 4016-4076 [De inventione Crucis]; 4077-4106 [лат. пер.: Энкомия]; Discorso storico dell'invenzione della Croce del monaco Alessandro / A cura di P. C. Pennacchini. Grottaferrata, 1913; ActaSS. Jun. T. 2. P. 436-452; BHG, N 226, 410.

Лит.: Bardenhewer. Geschichte. Bd. 5. S. 144-146; Hackett J. A History of Orthodox Church of Cyprus. L., 1901. P. 23-24; Salaville S. Alexandre (36) // DHGE. T. 2. Col. 191-193; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 399.

М. В. Б.

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

АЛЕКСАНДР КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ (Ок. 350, один из островов Эгейского м.- ок. 430), прп. (пам. 23 или 20 февр., 3 июля, 15 янв.), первый игумен обители акимитов. Вырос в К-поле, после воинской службы принял монашество близ Антиохии у игум. Илии, а через 4 года ушел в пустыню. Проведя там 7 лет, А. К. обратил ко Христу множество язычников во главе с правителем Равулой, впосл. еп. Эдесским, склонил к покаянию и принятию монашества шайку разбойников. В пустыне на Евфрате А. К. основал мон-рь, где собралось почти 400 чел. братии; там он ввел чин беспрестанного круглосуточного пения псалмов, за что мон-рь получил прозвание обители Неусыпающих. После проповеди язычникам на персид. границе А. К. занимался благотворительностью в Антиохии, ок. 420 г. переселился в К-поль, где основал мон-рь акимитов. Его рвение и популярность в народе вызвали неприятие и зависть к-польского клира; вынужденный покинуть город, А. К. основал новый мон-рь в Гомоне, на берегу Чёрного м., где и отошел ко Господу. Житие А. К. было составлено неизвестным автором вскоре после его кончины (ок. 450-460).

Пространное житие святого переведено на слав. язык к кон. XI в. Память святому переведена в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. пространное житие (под 19 февр.) и память (под 23 февр.) включены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 487-488, 493).

Ист.: BHG, N 47; Stoop E. de. Vie d'Alexandre l'Acémète // PO. 1911. T. 6. Fasc. 5. Col. 645-657, 658-702 [греч. текст с лат. пер.]; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 252; ЖСв. Июль. С. 48-67.

Лит.: DHGE. T. 1. Col. 274; Janin. Géographie. P. 20 sq.

А. Ю. Виноградов

АЛЕКСАНДР КУШТСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ЛИКОПОЛЬСКИЙ

АЛЕКСАНДР ЛИКОПОЛЬСКИЙ - христ. философ и апологет кон. III - нач. IV в., по философским убеждениям неоплатоник. Свт. Фотий (Против манихеев. I 11) называет его епископом егип. г. Ликополь (егип. Асьют). А. Л. принадлежит полемическое соч. «Против мнений манихеев» (Πρὸς τὰς Μανιχαίων δόξας), ценное своими сведениями о манихейской космологии, но прежде всего антиманихейской и антитеософской аргументацией. В этом небольшом трактате христианство предстает как стройная философская система, независимая от всех прочих философий. Автор этого произведения едва ли в действительности был епископом; скорее всего он принадлежал к числу раскаявшихся и принявших христианство манихеев.

Cоч.: PG. 18. Col. 412-449; Alexandri Licopolitani Contra Manichaeos opiniones disputatio / Ed. A. Brinkmann. Lpz., 1895; Alexandre de Lycopolis. Contre la doctrine de Mani / Par A. Villey [transl. et comment.]. P., 1985.

Лит.: Harnack. Geschichte. S. 773; Julicher K. Alexandros, Bischof von Lycopolis // RAC. T. 1. S. 1462.

В. В. Василик

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ

АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ - см. Александр Великий.

АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ПЕРЕСВЕТ И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ПЕЧЕРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ПИДНСКИЙ

АЛЕКСАНДР ПИДНСКИЙ († Нач. IV в.), сщмч. Солунский (пам. 13 или 14 марта). Происходил из г. Пидна в Македонии, по сообщению нек-рых источников, был священником. Сохранилось житийное повествование о мученичестве А. П. на лат. языке, хотя, возможно, и не принадлежащее к числу подлинных мученических актов. В нем рассказывается, что А. П. не только отказался принести жертву перед имп. Максимианом, но и растоптал языческого идола и опрокинул жертвенник. Бросившийся на него с мечом имп. протектор был чудесным образом обездвижен. А. П. умыл руки, воздал хвалу Богу, преклонил голову и был усечен мечом одним из воинов. Вскоре императору было видение 4 мужей в белых одеждах, принявших душу мученика и вознесших ее на небеса. Устрашенный император приказал жителям Фессалоники похоронить тело А.

П.

В Минологии Василия II, а из него и в греч. прологах память А. П.- 13 или 14 марта, житийных подробностей о нем не сообщается. Сведения об А. П. в Минологии находится под 9 нояб., когда отмечается память мч. Александра Солунского, пострадавшего примерно в то же самое время в городе, где А. П. был похоронен.

Краткое житие святого было переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было трижды переведено на слав. язык (видимо, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие и память святому включены под 13 и 14 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 23-25). Проложное сказание под 14 марта об А. П., пострадавшем при Максимиане, говорит, по всей вероятности, об Александре Римском, мч. Дризипарском (пам. 13 мая, зап. 27 марта), так же как и в ВМЧ под 14 марта.

Иконография

В настенных минологиях ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и в нартексе архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудное изображение А. П. В ц. Успения мон-ря Трескавац (Македония), между 1334-1343 гг., представлено мученичество святого - усекновение мечом. В последнем и в Печской Патриархии А. П. изображен с недлинной курчавой бородой, в гиматии.

Ист.: BHL, N 280; ActaSS. Mart. T. 2. P. 344-345; MartHier. P. 32.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 105-106; Kirsch J.-P. Alexandre (7) // DHGE. T. 2. Col. 174.

Иконогр.: Миjовић. Менолог. С. 277, 311, 371.

А. И. Макаров, Е. А. Луковникова

АЛЕКСАНДР ПОЛИИСТОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР РОСТОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР СЕВЕР

Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557)

Имп. Александр Север. Гравюра (Goltzius Н. Vivae imperatorium. 1557)

[лат. Marcus Aurelius Severus Alexander; наст. имя Бассиан Алексиан] (1.10.208, Арка Кесария, Финикия, совр. Ливан - 18.03.235, под Майнцем, Германия), рим. император (222-235), последний представитель династии Северов, сын сирийца Гессия Марциана и Юлии Маммеи. В 221 г. Бассиана усыновил его двоюродный брат, имп. Гелиогабал, и А. С. сделался его соправителем под именем Марка Аврелия Александра, а затем, после солдатского мятежа,- единоличным государем, правда во всем покорным воле матери.

В отличие от склонного к деспотизму предшественника А. С. стремился к восстановлению престижа и компетенции рим. сената. Характерный для правления Северов религ. синкретизм достигает при А. С. своего апогея, выразившись, в частности, в терпимом отношении к иудеям и христианам (Scr. Hist. Aug. Vita A. S. XXII 4). Евсевий Кесарийский сообщает о многих христианах при дворе и в семье А. С. (Euseb. VI 28). Юлий Африкан посвятил А. С. свои «Вышитые пояса» (Κέστοι), а св. Ипполит - труды о воскресении. В Антиохии аудиенции у А. С. и Юлии Маммеи удостоился Ориген. В домашнем храме А. С., возможно, находилось изображение Христа наряду с изображениями Аполлония Тианского, Авраама, Орфея и др. (Vita A. S. XXIX 2). В Палатинском дворце и в общественных сооружениях он повелел поместить изречение, услышанное им от христиан: «Не делай другому того, чего не хочешь самому себе» (Vita A. S. LI 7-8; cр. Мф 7, 12; Лк 6, 31). В свете подобных свидетельств маловероятны сообщения поздних актов о мученичестве святых Цецилии, пап Урбана I, Каликста I, Калопеда и Астерия, Мартины именно в правление А. С. В войне с Персией (232) А. С. лично руководил войском, остановив продвижение Сасанидов в Месопотамию. Во время похода в Германию (234 - нач. 235) он вместе с матерью пал жертвой мятежа, поднятого буд. имп. Максимином.

Ист.: Scr. hist. Aug. L., 1979. Vol. 2. P. 178-313 (рус. пер.: Элий Лампридий. Александр Север // Властелины Рима: Биографии римских императоров от Адриана до Диоклетиана. М., 1992. С. 151-182).

Лит.: Bihlmeyer K. Die «syrischen» Kaiser zu Rom (211-235) und das Christentum. Rottenburg, 1916. S. 68-166; Jardé A. Études critiques sur la vie et la règne de Sévère Alexander. P., 1925; Зелинский Ф. Ф. Римская империя. СПб., 1999. С. 359-364.

Н. Ф. Усков

АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ

АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), ученик прп. Антония Сийского, житие к-рого является основным источником сведений об А. С. В 1513 г. А. С. вместе с преподобными Антонием и Иоакимом Сийскими удалился из Кенского Преображенского мон-ря для пустыннических подвигов. Иноки добрались до порога Тёмного на р. Емце, где построили себе «хижицу» и часовню, а вскоре - ц. во имя свт. Николая Чудотворца и кельи. Здесь отшельники, к-рых собралось 7 чел., прожили 7 лет, однако вынуждены были покинуть избранное место из-за враждебности окрестных жителей. Ок. 1520 г. они поселились на острове на Михайловском оз., куда впадает р. Сия, и основали Свято-Троицкий мон-рь (см. Антониев Сийский мон-рь).

4 года ученики прп. Антония терпели скорби и лишения, но слава о подвигах их настоятеля распространялась, и многие желали вступить в братство. Видя это, прп. Антоний послал своих учеников - А. С. и Исаию в Москву к вел. кн. Василию III Иоанновичу, чтобы «государь повелел богомоление свое монастырь строити на пустынном месте на диком лесу, и братию собирати и пашню пахати» (РГБ. Троиц. № 694. Л. 29-29об.). Великий князь дал жалованную грамоту мон-рю, а также послал «церковной утвари и риз довольно».

А. С. подвизался в Сийской обители до самой своей кончины. Здесь же он и был погребен. В 90-х гг. XVI в. в обители была установлена традиция совершать соборную панихиду по 6 первым ученикам прп. Антония - А. С., Исаие, Иоакиму, Елисею, Александру (2-му) и Ионе - в 4-ю субботу Великого поста. Память А. С. чтится местно.

Ист.: Описание о российских святых. С. 156; Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. СПб., 1896. Вып. 2: Славяно-русский Пролог. Ч. 1: Сент.-дек. С. 65-67.

Лит.: Макарий [Миролюбов], еп. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре // ЧОИДР. 1878. Кн. 3. С. 1-3; Кононов А. Преподобный Антоний Сийский чудотворец и церковно-историческое значение основанной им обители. СПб., 1895. С. 11-15, 79; Никодим [Кононов], иером. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 102-105, 208; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 271-276.

Иеродиак. Герасим (Дьячков)

АЛЕКСАНДР СИНИГАРДИ

АЛЕКСАНДР СИНИГАРДИ († III в.?), сщмч. (пам. зап. 11 янв.), еп. Фермийский. Уроженец г. Фермо (обл. Марке, Центр. Италия), первый епископ этого города. Был обезглавлен, возможно в гонение имп. Деция (ок. 251). Над местом его мученичества недалеко от Фермо в 1750 г. была возведена капелла. Мощи А. С. хранятся в кафедральном соборе Фермо (обретение мощей отмечается 28 янв.); эпитафия на гробнице гласит: «Здесь лежит сокрытое блаженнейшее тело славного мученика и епископа Александра». Акты мученичества не сохранились.

Ист.: ActaSS. Jan. T. 1. P. 675.

Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 1) // DHGE. T. 2. Col. 171.

А. И. Макаров

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР, ФИРМИАН, ПРИМИАН, ТЕЛЛУРИЙ И УРСУЛА

АЛЕКСАНДР, ФИРМИАН, ПРИМИАН, ТЕЛЛУРИЙ И УРСУЛА - мученики Лезинские (пам. зап. 28 апр.). Подробных сведений об этих святых нет; их мощи были обретены под руинами собора в Лезине (Апулия, Юж. Италия) в 1597 г. и перенесены в ц. Благовещения в Неаполе.

Ист.: ActaSS. Apr. T. 3. P. 575.

Лит.: Quentin H. Alexandre (1, 3) // DHGE. T. 2. Col. 171-172.

А. И. М.

АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ

АЛЕКСАНДР ФРИГИЕЦ († 177), мч. Лугдунский (пам. зап. 25 июля, 2 июня), один из 48 лионских мучеников (см. Лугдунские мученики, 48); врач, по происхождению фригиец. Пострадал в гонение имп. Марка Аврелия. Находясь во время судебного процесса над христианами недалеко от судебной трибуны, А. Ф. подавал осуждаемым знаки с целью укрепить их в исповедании Христа. За это он был арестован, брошен к диким зверям, подвергнут всевозможным пыткам и, наконец, усечен мечом. Это первый известный христ. мученик-врач.

Ист.: BHG, N 1573; Евсевий. Церк. ист. V 1. 49-51.

Лит.: Harnack A. Medicinisches aus der ältesten Kirchengeschichte // TU. 1892. T. 8. Fasc. 4. P. 40; De Labriolle P. Alexandre (14) // DHGE. T. 2. Col. 177-178; Richard P. Lyon Sacré. Lyon, 1919. P. 40-45; LTK. Bd. 1. Sp. 314.

А. И. Макаров

АЛЕКСАНДР ЯГЕЛЛОНЧИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА

АЛЕКСАНДРА (Самойлова Анна (?) Никитична; 22.04.1882, д. Гриднево Гжатского у. Смоленской губ. - 22.03.1938, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмц. (пам. 9 марта, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), мон. Род. в крестьянской семье, окончила сельскую школу. В возрасте 15 лет поступила в Спасо-Бородинский мон-рь. В 1929 г. монастырь был ликвидирован, здания переданы трудовой коммуне. А. вернулась в родное село. В Гридневе А. вместе с овдовевшей матерью занималась крестьянским трудом, исполняла монашеские правила, пела на клиросе в церкви. Арестована 27 янв. 1938 г. по обвинению в «контрреволюционной агитации», виновной себя не признала. Расстреляна по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 15 марта 1937 г. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 7 мая 2003 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 22855.

Лит.: Бутовский полигон. Вып. 1. М., 1997. С. 317; ЖНИР. Март. С. 118-120; ЖНИР. Доп. Т. 2. С. 139-141.

АЛЕКСАНДРА III МУЗЕЙ

АЛЕКСАНДРА III МУЗЕЙ - см. Русский музей.

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ

АЛЕКСАНДРА АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ († ок. 376), прп. (пам. 3 марта (со св. Пиамой); копт. 15 апр.; зап. 2 окт., сир. 1 февр.). Об этой святой отшельнице из Александрии Египетской сообщает Палладий Еленопольский, передавая историю, рассказанную Дидимом Слепцом († 398). Некий человек воспылал страстью к А. А.; не желая быть для него причиной печали и соблазна, святая покинула город, заточила себя в могильном склепе и в течение 10 лет не показывалась никому, проводя дни в труде, молитвах и размышлениях о вере святых отцов и Патриархов. На 10-й год она скончалась, сама приготовив себя к погребению. Память А. А. имеется лишь в копт. источниках.

Ист.: Палладий. Лавсаик. С. 17-18; Palladius. Hist. Laus. Cap. V; Аверинцев. Антология. С. 190.

Лит.: Vailhé S. Alexandra (2) // DHGE. T. 2. Col. 171; Филарет. Жития святых подвижниц. С. 20-22.

М. В. Грацианский

АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА, КЛАВДИЯ, ЕВФРАСИЯ, МАТРОНА, ИУЛИАНИЯ, ЕВФИМИЯ И ФЕОДОСИЯ

АЛЕКСАНДРА, КЛАВДИЯ, ЕВФРАСИЯ, МАТРОНА, ИУЛИАНИЯ, ЕВФИМИЯ И ФЕОДОСИЯ [Александрия], Кла́вдия, Евфра́сия, Матро́на, Иулиа́ния, Евфи́мия и Феодо́сия [Феодора] († 310), мученицы Амисийские (пам. 20 марта). Когда при имп. Максимиане Галерии (305-311) происходило жестокое гонение на христиан, эти 7 жен из понтийского г. Амис (совр. Самсун, Турция) бесстрашно предстали пред градоначальником, объявив себя христианками, а его самого обличив в бесчеловечности. За это они были подвергнуты жесточайшим пыткам, а затем брошены в раскаленную печь, где и приняли мученический венец. Сведения о них имеются в Минологии Василия II, из него - в Прологах и греч. синаксарях. Краткое житие святых мучениц переведено на слав. язык в XII в., в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. оно включено под 20 марта в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 37).

Ист.: SynCP. М. 2.

Лит.: Quentin H. Alexandria // DHGE. T. 2. Col. 289; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 24; НКС. Т. 3. С. 94; ПБЭ. Т. 1. Кол. 503-504; ЖСв. Март. С. 414; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 112.

А. Ю. Виноградов

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО ОРДЕН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В БЕЛГРАДЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В ВАРШАВЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В ПАРИЖЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СОБОР В СОФИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ СОБОР В ТАЛЛИНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА ФЕОДОРОВНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРА ЦАРИЦА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (празд. 1 сент.). Исторических сведений об А. и. не сохранилось; время ее явления неизвестно. Изображения имеются лишь на поздних гравюрах и минейных иконах, в частности на иконе «Минея годовая с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), а также на аналогичной иконе XIX в. из мон-ря Симонопетра на Афоне. Богоматерь А. представлена с младенцем, сидящим на Ее правой руке (дексиократуса), младенец благословляет правой рукой, в левой - держит свиток.

Лит.: Изображение икон Пресвятыя Богородицы, в православной Церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями и с присовокуплением умилительных молений к Божией Матери. М., 1848. С. 22; Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому / Сост. Е. Поселянин. М., 1993п. Т. 2. С. 558; Богоматерь Владимирская: К 600-летию Сретения иконы Богоматери Владимирской в Москве 26 авг. (8 сент.) 1395 г.: Сб. мат-лов. Кат. выст. М., 1995. С. 166-167. Кат. № 50; Treasures of Mount Athos. Thessal., 1997. P. 200-201. Cat. № 2.136.

О. Е. Этингоф

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ (АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ ПАТРИАРХАТ)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ХРОНИКА

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ХРОНИКА - под этим названием известны дошедшие до наст. времени фрагменты хроники, составленной после 412 г., в к-рых описываются события 383-392 гг. Источником сообщений была, по-видимому, Александрийская монашеская хроника. В А. х. содержатся важные сведения по истории правления имп. Феодосия I Великого.

Изд.: Bauer A., Strzygowski J. Eine alexandrinische Weltchronik: Text u. Miniaturen eines griechischen Papyrus d. Sammlung W. Goleniscev. W., 1905; Karayannopulos J., Weiss G. Quellenkunde zur Geschichte von Byzanz (324-1453). Hbbd. 2. Wiesbaden, 1982. S. 243-244, N 10.

И. С. Чичуров

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ШКОЛА - см. Богословские школы древней Церкви.

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЭРА

АЛЕКСАНДРИЙСКАЯ ЭРА - см. Летосчисление.

АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КОДЕКС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРИЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (ОБРЯД)

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ - общежительный, находился в Ядринском у. Казанской губ. близ с. Кошлоуши при р. Вурнарке, в 18 верстах от ст. Ибреси и в 185 верстах от Казани. Преобразован 3 сент. 1901 г. из общины во имя мц. Александры, открытой в янв. 1898 г. с целью просвещения инородцев и в память имп. Александра III Александровича и императрицы Александры Феодоровны. Деревянные храмы - во имя св. мц. царицы Александры (1899) и прп. Серафима Саровского (1910). Местночтимые иконы: Божией Матери «Достойно есть» и вмч. Пантелеимона. При А. К. м. имелась устроенная св.Гурия Казанского братством одноклассная школа для девочек. Мон-рь управлялся игуменией, в 1912 г. в нем проживали 170 монахинь и послушниц. Обитель владела 8 дес. пахотной земли и 150 дес. леса. А. К. м. закрыт в 1928 г., в 1932-м игумения и насельницы мон-ря репрессированы. К 2000 г. храмы обители не сохранились.

Лит.: Архангельский Н. Александринский женский чувашский монастырь Ядринского уезда. Каз., 1912; Бреславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары, 1995. С. 55-57, 300.

А. В. Журавский

АЛЕКСАНДРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРО-АФОНСКИЙ ЗЕЛЕНЧУКСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРОВ КУШТСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря. Начало мон-рю было положено в 1452-1469 гг., строительством руководил отец преподобного, крестьянин Никифор Ошевень. Благословение на строительство А. О. м. было дано свт. Ионой, архиеп. Новгородским, а первые земельные владения пожалованы новгородской боярыней Анастасией. С самого основания А. О. м. прп. Александр ввел в нем строгий общежительный устав (см. Общежительные мон-ри). В XV в. в обители подвизались многие близкие родственники святого, а также местные жители. Перед кончиной прп. Александр поручил настоятельство в мон-ре своему брату иноку Леонтию.

Первый монастырский храм, построенный прп.

Александром, был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. К XVI в. в обители было 2 деревянных храма, колокольня, хозяйственные и жилые постройки и ограда, запечатленные на многочисленных местных иконах прп. Александра. В XVIII-XIX вв. сложился каменный ансамбль мон-ря: в 1707 г. был освящен двухэтажный соборный храм: верхний - в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - в честь Сретения Господня. В особом приделе нижнего храма находились под спудом мощи прп. Александра. В 1752 г. был построен каменный братский келейный корпус. По плану реконструкции обители в 1834 г. построены каменная ограда с надвратной Никольской ц. и настоятельскими кельями. В 1900 г. была возведена деревянная Покровская ц. Согласно описи 1700 г., к мон-рю было приписано 130 крестьянских дворов, в сер. XVIII в. число монастырских крестьян составляло 657 чел. По штатам 1764 г. мон-рь был отнесен к 3-му классу. В нач. XX в. А. О. м. владел 208 дес. земли и получал 669 р. 54 к. ежегодного казенного пособия.

В 1919 г. мон-рь был закрыт. К 2000 г. здания мон-ря были почти полностью разрушены, сохранились остатки стены с 4 башнями и настоятельский корпус.

Арх.: ГА Архангельской обл. Ф. 1514.

Лит.: Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. М., 1852; Кононов А. М. Преподобный Александр Ошевенский и церковно-просветительское значение его обители. СПб., 1895; Никодим [Кононов], иером. Преподобный Александр и основанная им Ошевенская обитель. Петрозаводск, 1897; Зверинский. Т. 2. С. 49-50; Строев. Списки иерархов. Стб. 995-996; Православные русские обители. С. 153; Алферова Г. В. Каргополь и Каргополье. М., 1973. С. 171-179.

С. О. Шаляпин

АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Образована решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. путем выделения из состава Владимирской епархии. Объединяет приходы в административных границах Александровского, Киржачского, Кольчугинского, Петушинского и Юрьев-Польского районов Владимирской области. Входит в составВладимирской митрополии Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Александровский и Юрьев-Польский».

Решением Свящ. Синода от 30 мая 2014 г. на Александровскую кафедру назначен архиеп. Евстафий (Евдокимов).

Лит.: Определения Свящ. Синода.16 июля // ЖМП. 2013. № 8. С. 26.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ СЛОБОДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница