Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "А" (часть 25, "АПО"-"АРА")
АПОЛЛОНИЯ [Аполлиния] († 248 или 249), мц. Александрийская (пам. зап. 9 февр.), пострадавшая при имп. Деции, за год до опубликования эдикта о преследовании христиан. Свидетельство о ней сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо Дионисия I Великого, Патриарха Александрийского (248-265), обращенное к Патриарху Фабию Антиохийскому. Патриарх Дионисий описывает мученичество А.: язычники выбили ей зубы, вывели за город и угрожали сжечь заживо, если она «не произнесет с ними вместе нечестивые возглашения». А. предпочла броситься в огонь. Поздняя легенда называет А. рим. мученицей, пострадавшей при имп. Юлиане Отступнике (IV в.). Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 41; ActaSS. Febr. T. 2. Р. 278-279. Лит.: Kirsch J. P. Apollonie, Apollinie // DHGE. T. 3. Col. 1008. |
АПОЛЛОС (Федосеев Алексей Васильевич, 11.03.1892, с. Моносеино Волоколамского у. Московской губ. - 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. Получил домашнее образование. В 1914 г. поступил послушником в Валаамский Спасо-Преображенский мон-рь. В 1916-1917 г. служил в армии. 27 сент. 1918 г. поступил послушником в Череменецкий Иоанно-Богословский мон-рь, через три месяца призван в Красную Армию, в 1920 г. вернулся в мон-рь. Пострижен в монашество 1 янв. 1922 г., 14 янв. 1929 г. рукоположен во диакона, и в связи с закрытием мон-ря назначен в ц. с. Успенский Погост Ленинградской обл. 15 марта 1931 г. рукоположен во иерея, служил в церквах сёл: Климентовский Погост Оредежского р-на Ленинградской обл. (1931-1933), Корневское Лотошинского р-на Московской обл. (1933-1934), Фрол-Радушкино Коробовского р-на Московской обл. (1934-1936), Пески того же р-на и обл. (1936-1937). 4 дек. 1937 г. арестован по обвинению в «пораженческой контрреволюционной агитации», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 9 дек. того же года. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19657. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 101; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 1. С. 280-283. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПОНСКОЕ ЦАРСТВО - см. Беловодье. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПОСТОЛ [греч. ̓Απόστολος] (1667, дер. Айос-Лаврентиос в Фессалии (Греция) - 1686), нмч. (пам. греч. 16 авг.). В 1682 г., после смерти родителей, он отправился в К-поль, где стал работать в таверне. А. обратился с жалобой от имени своих соотечественников по поводу грабительских налогов тур. воеводы и был заключен тур. властями в тюрьму. Под предлогом отступничества от мусульманства (в к-рое А. не был обращен) его приговорили к смерти. В возрасте 19 лет А. был обезглавлен на ступенях Ени-джами. Его останки бросили в бухту Золотой Рог, голову отправили во дворец в подтверждение смерти мученика, затем ее положили в храме св. Димитрия в Татаулах. Оттуда земляк святого митр. Селевкийский Досифей перевез ее на родину А. Гимнография. Известно последование А., впервые изданное в К-поле в 1838 г. (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 12). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, последование А. не вошло. Лит.: Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 249; Παπαδόπουλος. Νεομάρτυρες. Σ. 41; Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 90-92; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 72-74; ΝΜ. Τ. 2. Σ. 193-196; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1189; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 49. О. Е. Петрунина |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
1) секта III-IV вв.- см. Апотактики; 2) А. [лат. fratres apostolici - апостольские братья] - общее название христ. сект, выступавших против обмирщения католич. Церкви, за возвращение к апостольскому образу жизни, призывали к бедности, отказу от имущества, к замене брака духовным союзом мужа и жены. В XII в. так называли часть катаров на Н. Рейне. Во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. крестьянско-плебейская секта в Италии; секту основал (ок. 1260) Герардо Сегарелли из Пармской обл., бывш. францисканец, сожжен в 1300 г. После гибели Сегарелли секту возглавил Дольчино, сын священника из Новары, пользовался популярностью вследствие своих апокалиптических пророчеств. В 1304 г. с дружиной в 1 тыс. чел. предпринял набег на Сев. Италию, был окружен войском епископа Верчелльского, сожжен в 1307 г. В 1310 г. секта была осуждена Трирским Собором католич. Церкви; вновь появилась в 1311 г. в Сполето, в 1320 г. в Тулузе. Во Франции и Германии соединялась с фратричеллами и бегардами. Осуждена Соборами католич. Церкви, Лаворским в 1368 г., Нарбонским в 1374 г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПОСТОЛИС [Апостолиос] Аристовул - см. Арсений Монемвасийский. |
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ КАНОНЫ - см. Каноны святых апостолов. |
АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В АФИНАХ - см. Афины. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Монахиня в апостольнике В рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица. Достигая обычно пояса, А. скрывает шею, грудь и руки. На голове удерживается с помощью 2 завязывающихся на затылке лент. Традиционно А. черного цвета, но в случае несения монашествующей определенного послушания (напр., на просфорне) может быть белым; А. белого цвета «монашеского покроя» входил в специально разработанную форму для сестер Марфо-Мариинской московской общины. Поверх А. могут носиться скуфья, камилавка или клобук. Принимается А., как правило, при постриге в рясофор. Известны случаи, когда А. мог по благословению игумении усваиваться послушницам, напр. в Дивеевском Серафимовом мон-ре. Возможно, А. восходит к мафорию - древнему головному покрову женщин, служивших при церкви. Мафорий и орарь были облачениями диаконисы (Parenti, Velkovska. P. 188). О подобном одеянии упоминает Феодорит Кирский: св. Домнина была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен». В миниатюрах Минология Василия II можно видеть близкую к А. форму жен. покрывала - длинный плат, концы к-рого сведены под подбородком (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 62). Являясь в России неотъемлемой частью облачения правосл. монахинь, в др. странах А. может заменяться большим платком (напр., в Греции) или вовсе отсутствовать (напр., в Румынии). Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62. Э. В. Шевченко |
АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии. Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций. При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. рaenitentiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X; в 1917 г., при Бенедикте XV; в 1935 г., при Пие XI. В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений. Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием / Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855. Н. Н. Поташинская |
АПОСТОЛЬСКИЕ КАТОЛИКИ - см. Католическая апостольская Церковь, Новоапостольская Церковь. |
АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ - см. Мужи апостольские. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПОСТОЛЬСКИЙ ПОСТ - см. Петров пост. |
АПОСТОЛЬСКИЙ ПРЕСТОЛ - см. Sedes Apostolica. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР - см. Иерусалимский Собор апостолов. |
АПОСТОЛЬСКИЙ ЧИН - см. Деисусный чин. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПОТАКТИКИ [от греч. ἀποτάσσω - отказываться; апостолики], сторонники ереси, распространившейся в III в. в М. Азии. Сведения о ереси приводятся св. Епифанием Кипрским (Panarion. 61). Суть учения А. заключалась в отказе от частной собственности, от брака, в чем они видели подражание апостолам (отсюда второе название - апостолики). По св. Епифанию, А. являлись ответвлением сторонников Татиана, близких к катарам и энкратитам. К IV в. секта утратила свое значение. Впрочем, св. Василий Великий упоминает ересь в своем 1-м каноническом послании (374) свт. Амфилохию, еп. Иконийскому, говоря о правилах приема в Церковь возвращающихся из расколов и ересей. Свящ. Владимир Шмалий |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Аппиева дорога [лат. Via Appia], вторая по значимости из древнейших рим. «консульских» дорог, названная «царицей дорог» (regina viarum); трасса шириной 5,5 м и протяженностью 579 км, вымощенная крупным камнем. Строительство начато в 312 г. до Р. Х. рим. цензором Аппием Клавдием Слепым (отсюда название). Пересекая Апеннинский п-ов, А. д. связывала Рим с Капуей в Кампании и портом Брундизий (совр. Бриндизи) на Адриатическом м., а через него с Грецией и вост. провинциями. В евангельской истории А. д. известна тем, что в городках Форум Аппия и (или) Три Гостиницы (возможно, Трипонто, близ совр. г. Чистерна-ди-Латина) рим. христиане встретили ап. Павла, следовавшего под стражей в Рим из Путеол (Деян 28. 15). Существует предание, согласно к-рому aп. Петр, бежавший из Рима, на А. д., неподалеку от городских стен, увидел идущего в Рим Спасителя и после беседы с Ним вернулся в город на верную смерть (на предполагаемом месте встречи сохранилась небольшая церковь). В средневековье располагавшиеся вдоль А. д. виллы, храмы и монументальные гробницы одного из главных рим. некрополей были разобраны. Интерес к памятникам христ. и рим. археологии в окрестностях А. д. существовал уже с эпохи Возрождения. Изучение христ. кладбищ и базилик началось в кон. XVI в. (А. Бозио) и было продолжено в XIX в. Дж. Б. де Росси, определившим место погребения Римских пап III в. в катакомбах св. Каллиста. В 50-х гг. XIX в. археолог-архит. Л. Канина полностью расчистил первые 16 км А. д. (до 11-мильного столба) и опубликовал сведения о неск. тысячах сооружений.Лит.: Canina L. La prima parta della Via Appia. R., 1853; Bianchi Bandinelli R. Rome: The Centre of Power: Roman Art to AD 2000. L., 1970; MacKendric P. The Mute Stone Speak: The Story of Archaeology in Italy. L., 1983; Moatti C. The Search for Ancient Rome. L.; N. Y., 1993. Р. 111-115. А. А. Воронов |
АППИОН [греч. ̓Αππίων], мч. (пам. греч. 26 июля). Время и место мученической кончины неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, усечен мечом (Paris. 1617, 1071 г.). Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 96) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 845). Из рус. календарей память А. отмечена 26 июля в нестишных Прологах (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 87об., нач. XIV в.), стих включен в Стишной Синаксарь под 25 июля (Скопье, Митрополия. М-1. Л. 247, 3-я четв. XIV в.). В ВМЧ помещены память и стих А. под 25 и 26 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 329 (2-я паг.)). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, имеется упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 235). Ист.: SynCP. Col. 845; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 225. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПРАКОС - слав. название одного из 2 типов служебных Апостола или Евангелия, к-рый содержит не полные тексты книг НЗ, а отдельные чтения, расположенные согласно порядку церковного года. См. Лекционарий. |
АПРИНГИЙ [лат. Apringius] († сер. VI в.), еп. г. Пакс-Юлия (совр. Бежа, Португалия), церковный писатель. В соч. «О знаменитых мужах» Исидор Севильский (Гиспальский) сообщает, что А. был автором соч. «Толкование на Апокалипсис» и др. произведений, к-рых Исидор не читал. Известность А. получил во время правления вестгот. кор. Теудия (531-548). Сочинения А. считались утерянными, пока в кон. XIX в. в университетской б-ке Копенгагена не обнаружили рукопись книги «Толкование на Апокалипсис», в к-рой А. комментирует главы (1. 1-5. 7; 18. 6-22; 21), преимущественно придерживаясь метода аллегорического толкования Свящ. Писания в том виде, в каком он был изложен Тиконием и затем блж. Августином. Иногда А. прибегает и к традиции букв. понимания библейского текста, в частности вставляя в свое сочинение реминисценции из «Толкования Апокалипсиса» Викторина из Петовии в обработке блж. Иеронима. А. рассматривает Апокалипсис как пророчество не только о последних днях мироздания, но и обо всей истории Церкви. Отвергая учение хилиазма, А. символически понимает тысячелетнее царство Христа (Откр 20. 2-6) как время существования земной Церкви. Особого внимания заслуживает толкование образа вавилонской блудницы, сидящей на звере с 7 головами (Откр 17. 6-9), как аллегории Римской империи. Антиимперская настроенность А., возможно, объясняется его недовольством политикой имп. Юстиниана I, захватившего Бетику (Юж. Испанию). Это место в сочинении А. является единственным, где он вводит исторические реалии, в основном А. видит в тексте Апокалипсиса прикровенный духовный смысл. Так, напр., первое воскресение праведников (Откр 20. 5) он толкует как символ рождения в вере через таинство Крещения. А. не оказал заметного влияния на последующую экзегетическую традицию, хотя прямые цитаты из его «Толкования» встречаются у Беата Лиебанского († ок. 776); пользовался трудом А. и автор соч. «Ключ к Писанию» (Clavis Scripturae), к-рое в ср. века приписывалось свт. Мелитону, еп. Сардскому. Соч.: CPL, N 1093, 1093a; Apringius de Beja. Son commentaire de l'Apocalypse / Éd. M. Férotin. P., 1900; PL. Suppl. 4. Col. 1221-1248; Apringii Pacensis episcopi Tractatus in Apocalypsin / Ed. A. C. Vega. Escorial, 1941. Ист.: Isidorus Hispalensis. De viris Illustribus. 40 // PL. 83. Col. 1098-1099. Лит: González J. L'Iglesia della conversia de Ricardo hasta la invasion Arab // Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1. P. 385; Rahner H. Apringius // LTK. Bd. 1. Sp. 775. Д. В. Зайцев |
АПРИОН [Евприон; греч. ̓Απρίων], прп. (пам. греч. 7 февр.), еп. Кипрский. Время жизни и местонахождение епископской кафедры неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, скончался в мире. Память А. указывается в Типиконе Великой ц.IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 228), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 301), Синаксаре ГИМ. Син. греч. 354. Л. 228, 1295 г. (Владимир (Филантропов). Описание. С. 536). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого включена память А. без жития (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 193). Ист.: PG. 117. Col. 301; SynCP. Col. 450; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 36. Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53. |
АПРОНИАН - мч. Римский (пам. 7 июня) - см. в ст. «Маркелл I, сщмч., папа Римский, и др. мученики». |
АПРУНКУЛ [лат. Aprunculus] († 488), свт. (пам. зап. 14 мая), еп. Лингонский. Род. в г. Августодуне (совр. Отён, Центр. Франция); был первым епископом в г. Лингоны (совр. Лангр) (ок. 451 - ок. 484). Узнав, что бургунды, подозревавшие святителя в сговоре с их врагами-франками, собираются убить его, А. бежал в Арверн (совр. Клермон-Ферран) и принял епископскую кафедру после скончавшегося свт. Сидония Аполлинария, к-рый перед смертью предсказал, что А. будет его преемником. Прославившийся мудростью и добродетельной жизнью, А. стал почитаться как святой сразу же после своей кончины. Сохранилось 4 письма к А. свт. Рюрика, еп. Лиможского (Ep. II 48, 54-56 // PL. 58. Col. 118, 120-121), и одно свт. Сидония Аполлинария (Ep. IX 10 // PL. 58. Col. 626). Ист.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 369, 684; Григ. Тур. Ист. фр. II 23, 36; III 2. Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 185; DHGE. T. 3. Col. 1073. П. Б. Михайлов |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АПФИЯ (Аппия) - см. Филимон, ап. от 70, и Апфия, мц. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРАВИТЫ [Аравияне], христ. секта, возникшая в нач. III в. в Аравии. Как свидетельствует Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. VI 37), ее приверженцы были сторонниками учения о том, что душа умирает вместе с телом и вместе с ним разрушается, но и воскресает вместе с ним. А. опровергал Ориген. По учению Оригена, душа не есть то же, что и тело, а, напротив, существо невидимое с бестелесной субстанцией; именно душа содержит образ Божий (De princip. I 1. 7), к-рый не может быть разрушен. Имеется известие, что в III в. в Бостре Аравийской состоялся Собор, на к-ром присутствовал Ориген, выступавший против монархианства еп. Бострийского Берилла (Болотов. Лекции. Т. 2. С. 263), возможно, и опровержение А. было дано им на этом Соборе. По др. источникам (Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. М., 2001Р. Т. 1. С. 279-280, 293-294), Ориген трижды был в Аравии: о первом посещении почти ничего не известно, во 2-й раз он выступал на Соборе против еп. Берилла, состоявшемся в 244 г., но т. к. и после Собора тот продолжал упорствовать в своих заблуждениях, послали за Оригеном, к-рого почитали живым поборником правосл. веры. Оригену удалось доказать, что убеждения еп. Берилла несостоятельны, и обратить его к Православию. Успех дела способствовал тому, что Ориген был приглашен еще раз - для опровержения возникших заблуждений относительно воскресения: т. н. паннихии утверждали, что душа Христа умерла вместе с телом и пробудилась к жизни с Воскресением. Возможно, одновременно Ориген опроверг и А., учение к-рых является явным отражением учения паннихиев. Но Собор по этому поводу не собирался. Э. П. Б. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ [румын. Institutul teologic-pedagogic din Arad], создан осенью 1876 г. в г. Арад (Австро-Венгрия) на основе Педагогического (открыт в 1812) и Арадского богословского (открыт в 1852) ин-тов. Первым деканом стал свящ. Иоанн Русу, в преподавательский состав вошли Ромул (Роман) Чорогариу, получивший образование в Лейпциге и Бонне, буд. еп. Орадянский; Петр Пипош; Иоанн Виду, композитор и дирижер; Трифон Лугожан и др. Стараниями еп. Иоанна (Мециану) был приобретен земельный участок, на к-ром построили новое здание для ин-та. После 1918 г. А. б-п. и. преобразовали в Богословскую академию с четырехгодичным сроком обучения, находившуюся в ведении правящего епископа. В академии преподавали Теодор Ботиш (история), Николай Поповичу (церковное право), Иларион Феля (догматика), Юстин Сучиу (библейская герменевтика) и Петр Дехеляну (сектоведение). Свящ. д-р Георгий Чуханду занимался историей Арадской епископии. После ряда преобразований в сер. XX в. академия была расформирована, преподаватели и профессора перешли в богословские ин-ты в Сибиу и Клуже. В 1992 г. в Арадском ун-те был восстановлен богословский фак-т с кафедрами пастырского богословия, богословия и социального попечения, богословско-филологической. Лит.: Din istoria Transilvaniei. Bucure#ti, 19612. Vol. 1-2; Păcurariu M. Politia statului ungar faţă de biserica româneasca din Transilvania în perioada dualismului 1867-1918. Sibiu, 1986; Retegan S. Politica #i educaţie la români din Transilvania în epoca liberalismului austriac (1860-1867) // Anuarul Institutului de istorie (1860-1867). Сluj-Napoca, 1990-1991. Vol. 30. Свящ. Виталий Беспалко |
Д. И. Аракишвили. Фотография. 1953 г. (ГЦММК) [Аракчиев] Дмитрий Игнатьевич (23.02.1873, Владикавказ - 13.08.1953, Тбилиси), груз. композитор и музыковед-этнограф, акад. Грузинской АН. Учился в Москве у А. А. Ильинского и А. Т. Гречанинова. Изучал фольклор и духовную музыку, исследовал структурные особенности груз. церковных песнопений. Провел 4 экспедиции (1901-1908) в различные регионы Грузии, где записал более 500 песен, а также песнопения литургии. Автор очерков о груз. церковной музыке. В композиторском творчестве А. выделяются опера «Сказание о Шота Руставели» и произведения камерно-вокального жанра. Соч.: Краткий исторический обзор грузинской музыки. Тбилиси, 1940; О грузинской духовной народной музыке с приложением напевов на литургии св. Иоанна Златоустого у грузин Тифлисской губернии // Тр. Муз. этногр. комиссии. М., 1906. Т. 1; О музыкальной структуре народных духовных песнопений Восточной Грузии // Материалы для груз. этнографии. Тбилиси, 1953. Т. 6. Лит.: Бегиджанов А. Д. И. Аракишвили. М., 1953; Донадзе В. Музыкальное наследие Грузии (классический период) // Грузинская музыкальная культура. М., 1957. М. Андриадзе |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
АРАНЬЯКИ [cанскр. - лесной], группа древнеинд. свящ. текстов, входящих в корпус ведийской лит-ры (см. Веды). По времени создания, очевидно, следуют за брахманами, т. к. содержат материал из брахман, продолжают их или включаются в них. А. традиционно соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался благочестивым размышлениям. Каждая А., как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из 3 вед. Напр., к традиции «Ригведы» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из 5 книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в к-рой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»). По содержанию А., как и брахманы, раскрывают космологический символизм ведийского жертвенного ритуала. Наряду с толкованием его деталей в А. все чаще появляются богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия и познания Божественного начала. Появляется в А. и представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним», т. е. чисто духовной практикой (напр., учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»). Позднее наряду с А. важнейшими свящ. книгами для лесных отшельников становятся упанишады, в к-рых наиболее полно реализуются мистические тенденции, наметившиеся в А. Древние упанишады входят в состав А., сохраняя их названия. Так, «Брихадараньяка-упанишада» представляет собой последние 6 глав «Брихад-араньяки» в конце «Шатапатха-брахманы», а «Айтарея-упанишада» внедрена в «Айтарея-араньяку», образуя 4-7-ю главы ее 2-й книги. Ист.: Брихадараньяка-упанишада // Упанишады / Пер., исслед., коммент. и прил. А. Я. Сыркина. М., 20002. С. 70-238. Лит.: Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. С. 164-165; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. М., 20003. С.102-104. Я. В. Васильков |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |