Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 25, "АПО"-"АРА")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 25, "АПО"-"АРА")

АПОЛЛОНИЯ

АПОЛЛОНИЯ [Аполлиния] († 248 или 249), мц. Александрийская (пам. зап. 9 февр.), пострадавшая при имп. Деции, за год до опубликования эдикта о преследовании христиан. Свидетельство о ней сохранилось у Евсевия Кесарийского в «Церковной истории», где он приводит письмо Дионисия I Великого, Патриарха Александрийского (248-265), обращенное к Патриарху Фабию Антиохийскому. Патриарх Дионисий описывает мученичество А.: язычники выбили ей зубы, вывели за город и угрожали сжечь заживо, если она «не произнесет с ними вместе нечестивые возглашения». А. предпочла броситься в огонь. Поздняя легенда называет А. рим. мученицей, пострадавшей при имп. Юлиане Отступнике (IV в.).

Ист.: Euseb. Hist. eccl. VI 41; ActaSS. Febr. T. 2. Р. 278-279.

Лит.: Kirsch J. P. Apollonie, Apollinie // DHGE. T. 3. Col. 1008.

АПОЛЛОС

АПОЛЛОС (Федосеев Алексей Васильевич, 11.03.1892, с. Моносеино Волоколамского у. Московской губ. - 10.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), иером. Из крестьянской семьи. Получил домашнее образование. В 1914 г. поступил послушником в Валаамский Спасо-Преображенский мон-рь. В 1916-1917 г. служил в армии. 27 сент. 1918 г. поступил послушником в Череменецкий Иоанно-Богословский мон-рь, через три месяца призван в Красную Армию, в 1920 г. вернулся в мон-рь. Пострижен в монашество 1 янв. 1922 г., 14 янв. 1929 г. рукоположен во диакона, и в связи с закрытием мон-ря назначен в ц. с. Успенский Погост Ленинградской обл. 15 марта 1931 г. рукоположен во иерея, служил в церквах сёл: Климентовский Погост Оредежского р-на Ленинградской обл. (1931-1933), Корневское Лотошинского р-на Московской обл. (1933-1934), Фрол-Радушкино Коробовского р-на Московской обл. (1934-1936), Пески того же р-на и обл. (1936-1937). 4 дек. 1937 г. арестован по обвинению в «пораженческой контрреволюционной агитации», виновным себя не признал. Расстрелян по приговору Особой тройки при УНКВД по Московской обл. от 9 дек. того же года. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 26 дек. 2001 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. 19657.

Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 101; ЖНИР. Моск. Доп. Т. 1. С. 280-283.

АПОЛОГЕТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОЛОГЕТЫ РАННЕХРИСТИАНСКИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОНСКОЕ ЦАРСТВО

АПОНСКОЕ ЦАРСТВО - см. Беловодье.

АПОСТАСИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛ

АПОСТОЛ [греч. ̓Απόστολος] (1667, дер. Айос-Лаврентиос в Фессалии (Греция) - 1686), нмч. (пам. греч. 16 авг.). В 1682 г., после смерти родителей, он отправился в К-поль, где стал работать в таверне. А. обратился с жалобой от имени своих соотечественников по поводу грабительских налогов тур. воеводы и был заключен тур. властями в тюрьму. Под предлогом отступничества от мусульманства (в к-рое А. не был обращен) его приговорили к смерти. В возрасте 19 лет А. был обезглавлен на ступенях Ени-джами. Его останки бросили в бухту Золотой Рог, голову отправили во дворец в подтверждение смерти мученика, затем ее положили в храме св. Димитрия в Татаулах. Оттуда земляк святого митр. Селевкийский Досифей перевез ее на родину А.

Гимнография. Известно последование А., впервые изданное в К-поле в 1838 г. (Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 12). В печатные Минеи, используемые ныне в греч. Церквах, последование А. не вошло.

Лит.: Δουκάκης. ΜΣ. Τ. 8. Σ. 249; Παπαδόπουλος. Νεομάρτυρες. Σ. 41; Ματθαῖος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 90-92; Περαντώνης. Λεξικόν. Σ. 72-74; ΝΜ. Τ. 2. Σ. 193-196; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1189; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 49.

О. Е. Петрунина

АПОСТОЛ КОНСТАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛИКИ

1) секта III-IV вв.- см. Апотактики; 2) А. [лат. fratres apostolici - апостольские братья] - общее название христ. сект, выступавших против обмирщения католич. Церкви, за возвращение к апостольскому образу жизни, призывали к бедности, отказу от имущества, к замене брака духовным союзом мужа и жены. В XII в. так называли часть катаров на Н. Рейне. Во 2-й пол. XIII - нач. XIV в. крестьянско-плебейская секта в Италии; секту основал (ок. 1260) Герардо Сегарелли из Пармской обл., бывш. францисканец, сожжен в 1300 г. После гибели Сегарелли секту возглавил Дольчино, сын священника из Новары, пользовался популярностью вследствие своих апокалиптических пророчеств. В 1304 г. с дружиной в 1 тыс. чел. предпринял набег на Сев. Италию, был окружен войском епископа Верчелльского, сожжен в 1307 г. В 1310 г. секта была осуждена Трирским Собором католич. Церкви; вновь появилась в 1311 г. в Сполето, в 1320 г. в Тулузе. Во Франции и Германии соединялась с фратричеллами и бегардами. Осуждена Соборами католич. Церкви, Лаворским в 1368 г., Нарбонским в 1374 г.

АПОСТОЛИКИ ДИАКОНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛИС

АПОСТОЛИС [Апостолиос] Аристовул - см. Арсений Монемвасийский.

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ КАНОНЫ

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ КАНОНЫ - см. Каноны святых апостолов.

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В АФИНАХ

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В АФИНАХ - см. Афины.

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛОВ СВЯТЫХ ЦЕРКОВЬ В ФЕССАЛОНИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬНИК

Монахиня в апостольнике

Монахиня в апостольнике

В рус. правосл. традиции часть жен. монашеского облачения, головной убор, обязательный для постоянного ношения. Представляет собою плат колоколообразной формы, имеющий округлый вырез для лица. Достигая обычно пояса, А. скрывает шею, грудь и руки. На голове удерживается с помощью 2 завязывающихся на затылке лент. Традиционно А. черного цвета, но в случае несения монашествующей определенного послушания (напр., на просфорне) может быть белым; А. белого цвета «монашеского покроя» входил в специально разработанную форму для сестер Марфо-Мариинской московской общины.

Поверх А. могут носиться скуфья, камилавка или клобук. Принимается А., как правило, при постриге в рясофор. Известны случаи, когда А. мог по благословению игумении усваиваться послушницам, напр. в Дивеевском Серафимовом мон-ре. Возможно, А. восходит к мафорию - древнему головному покрову женщин, служивших при церкви. Мафорий и орарь были облачениями диаконисы (Parenti, Velkovska. P. 188). О подобном одеянии упоминает Феодорит Кирский: св. Домнина была «вся покрыта покрывалом, достигающим до колен». В миниатюрах Минология Василия II можно видеть близкую к А. форму жен. покрывала - длинный плат, концы к-рого сведены под подбородком (976-1025 гг. Vat. gr. 1613. Р. 62). Являясь в России неотъемлемой частью облачения правосл. монахинь, в др. странах А. может заменяться большим платком (напр., в Греции) или вовсе отсутствовать (напр., в Румынии).

Лит.: Древние иноческие уставы. С. 523 (прим.); Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев или повествование о святых подвижниках. СПб., 1853. С. 229; Parenti, Velkovska. Eucologio; Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь. М., 1900. С. 877; Миллер Л. Святая мученица Российская вел. кн. Елизавета Феодоровна. М., 1994. С. 136; Дивеевские предания. М., 1996. С. 21-22; MenolBas. T. 2. P. 62.

Э. В. Шевченко

АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ

АПОСТОЛЬСКАЯ ПЕНИТЕНЦИАРИЯ [лат. Paenitentiaria Apostolica], один из 3 судебных органов Римской курии. Возникновение А. п. в кон. XII в. связывают с введением должности «кардинала, принимающего исповеди вместо папы» (Cardinalis qui confessiones pro Papa recipit), к-рому было поручено заниматься снятием цензур (порицаний) и предоставлением диспенсаций. При папе Гонории III (1216-1227) это должностное лицо стало называться пенитенциарием (лат. рaenitentiarius), при Клименте V (нач. XIV в.) - верховным пенитенциарием (paenitentiarius generalis). В помощь ему выделялись особые чиновники (paenitentiarii minores), в числе к-рых с сер. XIV в. обязательным был знаток канонического права (doctor expertus in iure canonico). В дальнейшем А. п. неоднократно реорганизовывалась: в 1908 г., при Пие X; в 1917 г., при Бенедикте XV; в 1935 г., при Пие XI.

В 1988 г. папа Иоанн Павел II конституцией «Pastor Bonus» определил, что в компетенцию А. п. входят те вопросы церковной жизни, к-рые относятся к области внутренней судебной ответственности (forum internum), в т. ч. не имеющие отношения к таинствам. А. п. действует в основном как апелляционный суд, одобряя или отклоняя решения, вынесенные нижестоящими инстанциями. Регент и 2 сотрудника ежедневно занимаются рассмотрением поступивших в А. п. дел, напр. о священниках, нарушивших обет безбрачия. Члены А. п.- прелаты (регент, теолог, помощник теолога, канонист и 3 советника), образуя совет, регулярно (обычно раз в месяц) собираются под председательством кардинала (верховного пенитенциария) для углубленного изучения материалов и вынесения соответствующих решений.

Лит.: Berutti С. De Curia Romana. R., 1952; Giovanni Paolo II. «Pastor bonus»: Costituzione Apostolica sulla Curia Romana. Torino, 1988. p. 54; Каноническое право: О народе Божием / Сост. свящ. И. Юркович. М., 1995. с. 90; «Свет Евангелия». 11 окт. 1998. С. 4; An. Pont. 1999. p. 1228, 1855.

Н. Н. Поташинская

АПОСТОЛЬСКИЕ КАТОЛИКИ

АПОСТОЛЬСКИЕ КАТОЛИКИ - см. Католическая апостольская Церковь, Новоапостольская Церковь.

АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ

АПОСТОЛЬСКИЕ МУЖИ - см. Мужи апостольские.

АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСКИЕ ПРАВИЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСКИЕ СПИСКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСКИЙ ПОСТ

АПОСТОЛЬСКИЙ ПОСТ - см. Петров пост.

АПОСТОЛЬСКИЙ ПРЕСТОЛ

АПОСТОЛЬСКИЙ ПРЕСТОЛ - см. Sedes Apostolica.

АПОСТОЛЬСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР

АПОСТОЛЬСКИЙ СОБОР - см. Иерусалимский Собор апостолов.

АПОСТОЛЬСКИЙ ЧИН

АПОСТОЛЬСКИЙ ЧИН - см. Деисусный чин.

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕДАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОСТОЛЬСТВО МИРЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПОТАКТИКИ

АПОТАКТИКИ [от греч. ἀποτάσσω - отказываться; апостолики], сторонники ереси, распространившейся в III в. в М. Азии. Сведения о ереси приводятся св. Епифанием Кипрским (Panarion. 61). Суть учения А. заключалась в отказе от частной собственности, от брака, в чем они видели подражание апостолам (отсюда второе название - апостолики). По св. Епифанию, А. являлись ответвлением сторонников Татиана, близких к катарам и энкратитам. К IV в. секта утратила свое значение. Впрочем, св. Василий Великий упоминает ересь в своем 1-м каноническом послании (374) свт. Амфилохию, еп. Иконийскому, говоря о правилах приема в Церковь возвращающихся из расколов и ересей.

Свящ. Владимир Шмалий

АПОФАТИЧЕСКОЕ (ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ) БОГОСЛОВИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АППИЕВА ДОРОГА

Аппиева дорога

Аппиева дорога

[лат. Via Appia], вторая по значимости из древнейших рим. «консульских» дорог, названная «царицей дорог» (regina viarum); трасса шириной 5,5 м и протяженностью 579 км, вымощенная крупным камнем. Строительство начато в 312 г. до Р. Х. рим. цензором Аппием Клавдием Слепым (отсюда название). Пересекая Апеннинский п-ов, А. д. связывала Рим с Капуей в Кампании и портом Брундизий (совр. Бриндизи) на Адриатическом м., а через него с Грецией и вост. провинциями. В евангельской истории А. д. известна тем, что в городках Форум Аппия и (или) Три Гостиницы (возможно, Трипонто, близ совр. г. Чистерна-ди-Латина) рим. христиане встретили ап. Павла, следовавшего под стражей в Рим из Путеол (Деян 28. 15). Существует предание, согласно к-рому aп. Петр, бежавший из Рима, на А. д., неподалеку от городских стен, увидел идущего в Рим Спасителя и после беседы с Ним вернулся в город на верную смерть (на предполагаемом месте встречи сохранилась небольшая церковь). В средневековье располагавшиеся вдоль А. д. виллы, храмы и монументальные гробницы одного из главных рим. некрополей были разобраны. Интерес к памятникам христ. и рим. археологии в окрестностях А. д. существовал уже с эпохи Возрождения. Изучение христ. кладбищ и базилик началось в кон. XVI в. (А. Бозио) и было продолжено в XIX в. Дж. Б. де Росси, определившим место погребения Римских пап III в. в катакомбах св. Каллиста. В 50-х гг. XIX в. археолог-архит. Л. Канина полностью расчистил первые 16 км А. д. (до 11-мильного столба) и опубликовал сведения о неск. тысячах сооружений.

Лит.: Canina L. La prima parta della Via Appia. R., 1853; Bianchi Bandinelli R. Rome: The Centre of Power: Roman Art to AD 2000. L., 1970; MacKendric P. The Mute Stone Speak: The Story of Archaeology in Italy. L., 1983; Moatti C. The Search for Ancient Rome. L.; N. Y., 1993. Р. 111-115.

А. А. Воронов

АППИОН

АППИОН [греч. ̓Αππίων], мч. (пам. греч. 26 июля). Время и место мученической кончины неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, усечен мечом (Paris. 1617, 1071 г.). Память А. содержится в визант. календарях к-польского происхождения: Типиконе Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 96) и Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 845).

Из рус. календарей память А. отмечена 26 июля в нестишных Прологах (РГАДА. Син. тип. 177. Л. 87об., нач. XIV в.), стих включен в Стишной Синаксарь под 25 июля (Скопье, Митрополия. М-1. Л. 247, 3-я четв. XIV в.). В ВМЧ помещены память и стих А. под 25 и 26 июля (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 329 (2-я паг.)).

Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, имеется упоминание А. без синаксаря (Μηναῖον. ̓Ιούλιος. Σ. 235).

Ист.: SynCP. Col. 845; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 225.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53.

АППОНИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПРАКОС

АПРАКОС - слав. название одного из 2 типов служебных Апостола или Евангелия, к-рый содержит не полные тексты книг НЗ, а отдельные чтения, расположенные согласно порядку церковного года. См. Лекционарий.

АПРИНГИЙ

АПРИНГИЙ [лат. Apringius] († сер. VI в.), еп. г. Пакс-Юлия (совр. Бежа, Португалия), церковный писатель. В соч. «О знаменитых мужах» Исидор Севильский (Гиспальский) сообщает, что А. был автором соч. «Толкование на Апокалипсис» и др. произведений, к-рых Исидор не читал. Известность А. получил во время правления вестгот. кор. Теудия (531-548). Сочинения А. считались утерянными, пока в кон. XIX в. в университетской б-ке Копенгагена не обнаружили рукопись книги «Толкование на Апокалипсис», в к-рой А. комментирует главы (1. 1-5. 7; 18. 6-22; 21), преимущественно придерживаясь метода аллегорического толкования Свящ. Писания в том виде, в каком он был изложен Тиконием и затем блж.

Августином. Иногда А. прибегает и к традиции букв. понимания библейского текста, в частности вставляя в свое сочинение реминисценции из «Толкования Апокалипсиса» Викторина из Петовии в обработке блж. Иеронима. А. рассматривает Апокалипсис как пророчество не только о последних днях мироздания, но и обо всей истории Церкви. Отвергая учение хилиазма, А. символически понимает тысячелетнее царство Христа (Откр 20. 2-6) как время существования земной Церкви. Особого внимания заслуживает толкование образа вавилонской блудницы, сидящей на звере с 7 головами (Откр 17. 6-9), как аллегории Римской империи. Антиимперская настроенность А., возможно, объясняется его недовольством политикой имп. Юстиниана I, захватившего Бетику (Юж. Испанию). Это место в сочинении А. является единственным, где он вводит исторические реалии, в основном А. видит в тексте Апокалипсиса прикровенный духовный смысл. Так, напр., первое воскресение праведников (Откр 20. 5) он толкует как символ рождения в вере через таинство Крещения. А. не оказал заметного влияния на последующую экзегетическую традицию, хотя прямые цитаты из его «Толкования» встречаются у Беата Лиебанского († ок. 776); пользовался трудом А. и автор соч. «Ключ к Писанию» (Clavis Scripturae), к-рое в ср. века приписывалось свт. Мелитону, еп. Сардскому.

Соч.: CPL, N 1093, 1093a; Apringius de Beja. Son commentaire de l'Apocalypse / Éd. M. Férotin. P., 1900; PL. Suppl. 4. Col. 1221-1248; Apringii Pacensis episcopi Tractatus in Apocalypsin / Ed. A. C. Vega. Escorial, 1941.

Ист.: Isidorus Hispalensis. De viris Illustribus. 40 // PL. 83. Col. 1098-1099.

Лит: González J. L'Iglesia della conversia de Ricardo hasta la invasion Arab // Historia de la Iglesia en España. Madrid, 1979. T. 1. P. 385; Rahner H. Apringius // LTK. Bd. 1. Sp. 775.

Д. В. Зайцев

АПРИОН

АПРИОН [Евприон; греч. ̓Απρίων], прп. (пам. греч. 7 февр.), еп. Кипрский. Время жизни и местонахождение епископской кафедры неизвестны. По сведениям греч. синаксарей, скончался в мире. Память А. указывается в Типиконе Великой ц.IX-X вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 228), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 301), Синаксаре ГИМ. Син. греч. 354. Л. 228, 1295 г. (Владимир (Филантропов). Описание. С. 536). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод нестишного Пролога, в состав к-рого включена память А. без жития (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 193).

Ист.: PG. 117. Col. 301; SynCP. Col. 450; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 36.

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 53.

АПРОНИАН

АПРОНИАН - мч. Римский (пам. 7 июня) - см. в ст. «Маркелл I, сщмч., папа Римский, и др. мученики».

АПРУНКУЛ

АПРУНКУЛ [лат. Aprunculus] († 488), свт. (пам. зап. 14 мая), еп. Лингонский. Род. в г. Августодуне (совр. Отён, Центр. Франция); был первым епископом в г. Лингоны (совр. Лангр) (ок. 451 - ок. 484). Узнав, что бургунды, подозревавшие святителя в сговоре с их врагами-франками, собираются убить его, А. бежал в Арверн (совр. Клермон-Ферран) и принял епископскую кафедру после скончавшегося свт. Сидония Аполлинария, к-рый перед смертью предсказал, что А. будет его преемником. Прославившийся мудростью и добродетельной жизнью, А. стал почитаться как святой сразу же после своей кончины. Сохранилось 4 письма к А. свт. Рюрика, еп. Лиможского (Ep. II 48, 54-56 // PL. 58. Col. 118, 120-121), и одно свт. Сидония Аполлинария (Ep. IX 10 // PL. 58. Col. 626).

Ист.: ActaSS. Maii. T. 3. P. 369, 684; Григ. Тур. Ист. фр. II 23, 36; III 2.

Лит.: Duchesne. Fastes. T. 2. P. 185; DHGE. T. 3. Col. 1073.

П. Б. Михайлов

АПСЕВД ФЕОДОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПСИДА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПУХТИН Алексей Николаевич

Статья большая, находится на отдельной странице.

АПФИЯ

АПФИЯ (Аппия) - см. Филимон, ап. от 70, и Апфия, мц.

АР

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАБЫ-ХРИСТИАНЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАВИТЫ

АРАВИТЫ [Аравияне], христ. секта, возникшая в нач. III в. в Аравии. Как свидетельствует Евсевий Кесарийский (Hist. eccl. VI 37), ее приверженцы были сторонниками учения о том, что душа умирает вместе с телом и вместе с ним разрушается, но и воскресает вместе с ним. А. опровергал Ориген. По учению Оригена, душа не есть то же, что и тело, а, напротив, существо невидимое с бестелесной субстанцией; именно душа содержит образ Божий (De princip. I 1. 7), к-рый не может быть разрушен. Имеется известие, что в III в. в Бостре Аравийской состоялся Собор, на к-ром присутствовал Ориген, выступавший против монархианства еп. Бострийского Берилла (Болотов. Лекции. Т. 2. С. 263), возможно, и опровержение А. было дано им на этом Соборе. По др. источникам (Фаррар Ф. В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. М., 2001Р. Т. 1. С. 279-280, 293-294), Ориген трижды был в Аравии: о первом посещении почти ничего не известно, во 2-й раз он выступал на Соборе против еп. Берилла, состоявшемся в 244 г., но т. к. и после Собора тот продолжал упорствовать в своих заблуждениях, послали за Оригеном, к-рого почитали живым поборником правосл. веры. Оригену удалось доказать, что убеждения еп. Берилла несостоятельны, и обратить его к Православию. Успех дела способствовал тому, что Ориген был приглашен еще раз - для опровержения возникших заблуждений относительно воскресения: т. н. паннихии утверждали, что душа Христа умерла вместе с телом и пробудилась к жизни с Воскресением. Возможно, одновременно Ориген опроверг и А., учение к-рых является явным отражением учения паннихиев. Но Собор по этому поводу не собирался.

Э. П. Б.

АРАВИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАВСИОНСКИЕ СОБОРЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАДСКАЯ, ИЕНОПОЛЬСКАЯ И ХЭЛМАДЖИУСКАЯ ЕПИСКОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

АРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ [румын. Institutul teologic-pedagogic din Arad], создан осенью 1876 г. в г. Арад (Австро-Венгрия) на основе Педагогического (открыт в 1812) и Арадского богословского (открыт в 1852) ин-тов. Первым деканом стал свящ. Иоанн Русу, в преподавательский состав вошли Ромул (Роман) Чорогариу, получивший образование в Лейпциге и Бонне, буд. еп. Орадянский; Петр Пипош; Иоанн Виду, композитор и дирижер; Трифон Лугожан и др. Стараниями еп. Иоанна (Мециану) был приобретен земельный участок, на к-ром построили новое здание для ин-та. После 1918 г. А. б-п. и. преобразовали в Богословскую академию с четырехгодичным сроком обучения, находившуюся в ведении правящего епископа. В академии преподавали Теодор Ботиш (история), Николай Поповичу (церковное право), Иларион Феля (догматика), Юстин Сучиу (библейская герменевтика) и Петр Дехеляну (сектоведение). Свящ. д-р Георгий Чуханду занимался историей Арадской епископии. После ряда преобразований в сер. XX в. академия была расформирована, преподаватели и профессора перешли в богословские ин-ты в Сибиу и Клуже. В 1992 г. в Арадском ун-те был восстановлен богословский фак-т с кафедрами пастырского богословия, богословия и социального попечения, богословско-филологической.

Лит.: Din istoria Transilvaniei. Bucure#ti, 19612. Vol. 1-2; Păcurariu M. Politia statului ungar faţă de biserica româneasca din Transilvania în perioada dualismului 1867-1918. Sibiu, 1986; Retegan S. Politica #i educaţie la români din Transilvania în epoca liberalismului austriac (1860-1867) // Anuarul Institutului de istorie (1860-1867). Сluj-Napoca, 1990-1991. Vol. 30.

Свящ. Виталий Беспалко

АРАКИШВИЛИ

Д. И. Аракишвили. Фотография. 1953 г. (ГЦММК)

Д. И. Аракишвили. Фотография. 1953 г. (ГЦММК)

[Аракчиев] Дмитрий Игнатьевич (23.02.1873, Владикавказ - 13.08.1953, Тбилиси), груз. композитор и музыковед-этнограф, акад. Грузинской АН. Учился в Москве у А. А. Ильинского и А. Т. Гречанинова. Изучал фольклор и духовную музыку, исследовал структурные особенности груз. церковных песнопений. Провел 4 экспедиции (1901-1908) в различные регионы Грузии, где записал более 500 песен, а также песнопения литургии. Автор очерков о груз. церковной музыке. В композиторском творчестве А. выделяются опера «Сказание о Шота Руставели» и произведения камерно-вокального жанра.

Соч.: Краткий исторический обзор грузинской музыки. Тбилиси, 1940; О грузинской духовной народной музыке с приложением напевов на литургии св. Иоанна Златоустого у грузин Тифлисской губернии // Тр. Муз. этногр. комиссии. М., 1906. Т. 1; О музыкальной структуре народных духовных песнопений Восточной Грузии // Материалы для груз. этнографии. Тбилиси, 1953. Т. 6.

Лит.: Бегиджанов А. Д. И. Аракишвили. М., 1953; Донадзе В. Музыкальное наследие Грузии (классический период) // Грузинская музыкальная культура. М., 1957.

М. Андриадзе

АРАКОС ПАНАГИИ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАМ

АРАМ [евр. АРАМ АРАМ ], пятый сын Сима (Быт 10. 22; 1 Пар 1. 17). Традиционно считается родоначальником арамеев (см., напр., Иуд. древн. I 6. 4). Его сыновья Уц, Хул, Гефер и Маш (Быт 10. 23) соименны арам. областям I тыс. до Р. Х. Однако Свящ. Писание называет арамеями представителей иной ветви потомков Сима, а именно рода Нахора, сына Фарры (Быт 25. 20; 28. 5; 31. 20, 24;) ср. именование области расселения этого рода при Харране как Арам-Нахараим и Падан-Арам (Быт 24. 10; 25. 20; 28. 2, 6, 7), в синодальном пер. названы Месопотамией). Причиной этого расхождения являлось существование неск. вариативных племенных генеалогий арамеев в западносемит. среде.

Лит.: Pitard W. T. Aram // ABD. Vol. 1. P. 338; Немировский А. А. У истоков древнееврейского этногенеза: Ветхозаветное предание о патриархах и этнополитическая история Ближнего Востока. М., 2001. С. 128-146.

А. А. Немировский

АРАМЕИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАМЕЙСКИЙ ЯЗЫК

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАНЬЯКИ

АРАНЬЯКИ [cанскр. АРАНЬЯКИ  - лесной], группа древнеинд. свящ. текстов, входящих в корпус ведийской лит-ры (см. Веды). По времени создания, очевидно, следуют за брахманами, т. к. содержат материал из брахман, продолжают их или включаются в них. А. традиционно соотносятся с «третьей стадией жизни», когда глава семьи, достигнув преклонного возраста, уходил в лес, становясь отшельником (ванапрастха), и предавался благочестивым размышлениям. Каждая А., как и соответствующая ей брахмана, относится к одной из 3 вед. Напр., к традиции «Ригведы» принадлежит «Айтарея-брахмана», а к ней примыкает «Айтарея-араньяка» из 5 книг; с «Яджурведой» связана «Шатапатха-брахмана», в к-рой содержится «Брихад-араньяка» («Великая Араньяка»).

По содержанию А., как и брахманы, раскрывают космологический символизм ведийского жертвенного ритуала. Наряду с толкованием его деталей в А. все чаще появляются богословские рассуждения об их глубинной сущности, о ритуале как механизме достижения бессмертия и познания Божественного начала. Появляется в А. и представление о возможности замены «внешнего» ритуала «внутренним», т. е. чисто духовной практикой (напр., учение о «внутренней агнихотре» в «Шанкхаяна-араньяке»). Позднее наряду с А. важнейшими свящ. книгами для лесных отшельников становятся упанишады, в к-рых наиболее полно реализуются мистические тенденции, наметившиеся в А. Древние упанишады входят в состав А., сохраняя их названия. Так, «Брихадараньяка-упанишада» представляет собой последние 6 глав «Брихад-араньяки» в конце «Шатапатха-брахманы», а «Айтарея-упанишада» внедрена в «Айтарея-араньяку», образуя 4-7-ю главы ее 2-й книги.

Ист.: Брихадараньяка-упанишада // Упанишады / Пер., исслед., коммент. и прил. А. Я. Сыркина. М., 20002. С. 70-238.

Лит.: Эрман В. Г. Очерк истории ведийской литературы. М., 1980. С. 164-165; Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация: История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. М., 20003. С.102-104.

Я. В. Васильков

АРАПЕТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АРАПОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ НЕДЕЛИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница