Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ - всякое богослужение, посвященное молитве об усопших. В правосл. традиции существует неск. видов З. б.: в первую очередь это различные чины погребений усопших верных и особые последования для их как частного, так и общего поминовения (в т. ч. на 3, 9, 40-й день по кончине и ежегодно); кроме того, в годовых подвижном и неподвижном богослужебных кругах для особого поминовения усопших выделено неск. суббот (т. н. родительские), которые по общему строю суточных служб и по содержанию исполняемых за ними песнопений также могут быть отнесены к З. б.; в седмичном богослужебном круге тема поминовения усопших особенно подчеркнута в богослужении вообще всякой субботы; наконец, в том или ином объеме поминовение усопших совершается ежедневно.

Формирование правосл. системы З. б. происходило постепенно. До IV в. обычные усопшие поминались вместе с почившими святыми (мучениками) (см.: Скабалланович. Типикон. Вып. 1. С. 140). В совр. условиях это сохранилось, напр., в том, что заупокойные песнопения в субботних службах Октоиха объединены с песнопениями в честь всех святых. От IV-V вв. до нас дошло неск. описаний чина погребения и порядка поминовения усопших (Const. Ap. VIII. 41-44; Areop. EH VII. 2-3). В этот период о поминовении усопших писали такие отцы и учители Церкви, как свт. Иоанн Златоуст (Ioan. Chrysost. In Philip. 3), свт. Кирилл Иерусалимский (Cyr. Hieros. Catech. 5. 9-10), свт. Епифаний Кипрский (Epiph. Adv. haer. [Panarion] 75). 50-е правило Карфагенского Собора (393-419) запрещает совершать Евхаристию не натощак, даже если есть память усопшего (что, вероятно, следует понимать как попытку запретить практику совершения вечерних литургий). Тогда же появляется и древнейшая заупокойная гимнография; среди гимнов, приписываемых прп. Ефрему Сирину († 373), есть несколько циклов, посвященных теме смерти и поминовения усопших.

Погребение (отпевание)

Специальные молитвы, читаемые при погребении христианина, приводятся уже в «Апостольских постановлениях».

Раннее описание чина погребения содержится в трактате Ареопагитик «О церковной иерархии» и включает чтение Свящ. Писания, песнопения, молитвы, целование усопшего и возливание елея. В этом описании отмечается различие между совершением погребения лиц в священном сане и погребения мирян: во время отпевания тело усопшего мирянина располагается перед входом в алтарь, а усопшего священника - внутри алтаря перед св. престолом. В дальнейшем в правосл. традиции получили распространение как отдельные молитвы (см. Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 57, 293, 553, а также 21 по 2-й паг.), так и полные чины погребения христиан того или иного сана и положения.

В совр. изданиях правосл. богослужебных книг приводятся чины погребений «мирских человек» (мирян), монахов, священников и младенцев. Все эти последования, известные по древним рукописям и старопечатным изданиям, имели многочисленные варианты (см.: Пентковский. Типикон. С. 416-419; Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 67-68, 75, 83, 108; Дмитриевский. Описание. Т. 2. С. 57 passim; Velkovska. 2001. P. 22-45), часть из к-рых могла даже запрещаться. Так, в издании Потребника иноческого (М., 1639) был опущен чин священнического погребения (древнерус. последование, значительно отличающееся от принятого ныне в РПЦ) со ссылкой на то, что он был создан болг. еретиком Еремеем. Окончательный вид службы погребений приняли после реформы патриарха Никона в издании и переизданиях Требника 1658 г. В дониконовском московском Потребнике 1623 г. содержалось особое последование погребения архиереев, но в последующие издания Требника, включая послениконовские, оно не вошло, и архиереев отпевали по чину монашеского погребения, а с 1767 г.- священнического. В 1956 г. митр. Мануилом (Лемешевским) был составлен новый чин архиерейского погребения (см.: Нефедов. 1999. С. 241-242), иногда употребляемый в наст. время. Кроме того, на Поместном Соборе 1917-1918 гг. поднимался вопрос о создании особого чина диаконского погребения (см.: БТ. Вып. 38. С. 322); варианты этого чина были предложены Б. А. Тураевым, но не вошли в практику. Наконец, в московском издании Потребника 1633 г. было напечатано особое последование погребения на Светлой седмице; оно перешло в послениконовские издания и употребляется до наст. времени.

В РПЦ известен также чин погребения неправосл. усопшего, составленный при участии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). Этот чин не содержит поименного поминовения такого усопшего. Подобные чины известны и на Востоке: в 1869 г. чин погребения неправославного был установлен патриархом К-польским Григорием VI, в России еще в 1797 г. Святейший Синод разрешил пение «Трисвятого» в подобном случае. Тенденция к церковному отпеванию (в той или иной форме) лиц, не принадлежащих Церкви, характерна лишь для последних столетий, ранее же отпевание неправославных не допускалось.

Суббота

является специальным днем поминовения усопших. Согласно Типикону, в субботу может совершаться служба с «Бог Господь» или с «Аллилуия», в последнем случае увеличивается количество заупокойных песнопений. В обоих случаях устав предписывает вечером в пятницу, после вечерни, совершать панихиду с пением заупокойного канона текущего гласа (при совершении утрени с великим славословием или полиелеем панихида отменяется, а канон поется на повечерии; при совершении под субботу бдения канон опускается; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 57-70). Однако поскольку в месяцеслове совр. Типикона почти не осталось дней памяти святых без тропаря (что и является условием совершения «аллилуйной» службы), служба с «Аллилуия», предполагающая совершение панихиды вечером в пятницу, в рядовые субботы практически нигде не совершается, поэтому рядовое субботнее богослужение содержит немного заупокойных текстов - почти столько же, сколько и рядовое вседневное.

Исключением являются 2, 3 и 4-я субботы Великого поста, к-рые сохранили статус суббот с «аллилуйной» службой благодаря наличию архаичных особенностей у богослужений периода Великого поста. Эти 3 субботы в народе носят наименование родительских и понимаются именно как заупокойные, хотя в действительности объем заупокойных песнопений в эти субботы не столь велик, а их заупокойная тематика полностью отменяется в случае совпадения этих суббот с полиелейной службой или праздником Благовещения Пресв. Богородицы.

Годовые круги

В 2 вселенские субботы, обрамляющие собой цикл Триоди, тема поминовения усопших, напротив, является центральной, и их можно назвать важнейшими днями З. б. в году. К ним примыкает Дмитриевская родительская суббота (суббота перед 26 окт.), не упоминаемая в Типиконе, но в практике РПЦ являющаяся 3-м важнейшим поминальным днем в году.

В совр. практике РПЦ кроме этих 3 суббот днями особого заупокойного поминовения считаются Радоница (вторник 2-й седмицы по Пасхе), возникновение которой обычно связывают с переносом поминаний со Страстной и Светлой седмиц, и 9 мая по новому стилю, посвященное поминовению воинов, павших в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг. (поминовение установлено в 1994). Среди дней, некогда считавшихся в Русской Церкви днями особой молитвы об усопших, но ныне утративших эту специфику,- 29 авг. (это день праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи; в 1769 г. имп. Екатерина II повелела совершать в этот день поминовение правосл. воинов; однако память Усекновения относится к великим праздникам, в к-рые устраняются все заупокойные элементы из службы, поэтому данное поминовение было неуместным и со временем было оставлено); суббота перед праздником Покрова Пресв. Богородицы 1 окт.; а также четверг 7-й седмицы по Пасхе, когда в древнерус. традиции молились за убогих, не получивших церковного погребения, и устраивалось соборное погребение странников (кроме того, в одном из Синодиков в собрании ТСЛ (РГБ. Троиц. № 818. Л. 212) в четверг 7-й седмицы по Пасхе предписано петь панихиду по избиенных в опричнину).

Ежедневное поминовение

Прошение об усопших присутствует в сугубой ектении, возглашаемой за вечерней, утреней (кроме постовых) и литургией, и в ектении-помяннике в конце повечерия и полунощницы; на литургии усопшие всегда поминаются за проскомидией, при чтении помянников и во время анафоры (поминовение во время анафоры является одним из древнейших церковных установлений и имеет важное богословское (см. ст. Евхаристия) и духовное значение; литургически с ним связано употребление диптихов, а также совершаемое диаконом каждение). Кроме того, в будничное богослужение повечерия и литургии добавляется кондак ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (в рус. практике при пении этого кондака на литургии добавляется заупокойная ектения, а в нек-рых храмах поется «Вечная память»; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 119-121, 225); поминовению усопших посвящена заключительная часть вседневной и субботней полунощницы.

Согласно Типикону, ежедневно после вседневных вечерни и утрени вне периодов пред- и попразднств должна совершаться краткая заупокойная лития, состоящая из неск. тропарей и заупокойной ектении (на практике обычно опускается). Сходное чинопоследование можно встретить уже в Студийско-Алексиевском Типиконе (чин ежедневного поминовения патриарха Алексия Студита, основателя мон-ря - Пентковский. Типикон. С. 414-415). Чин литии в дониконовских богослужебных книгах не включал тропари (Служебник. М., 1646. Л. 48 об.- 49). Подобное же краткое заупокойное моление может совершаться над коливом в честь усопших после заамвонной молитвы или же после отпуста литургии.

Воскресный день, а также праздники лишены поминальной специфики, поэтому с т. зр. устава добавление заупокойных песнопений в воскресную службу является нарушением (см. ст. Колливады).

Частное поминовение

По просьбе верующих священнослужители могут совершать в храмах или на кладбищах заупокойные панихиды (на к-рых могут петься различные каноны или в сокращенном варианте только запевы без тропарей; см.: Афанасий (Сахаров), священноисп. С. 170-175) и литии в дни памяти тех или иных усопших или просто для их сугубого поминовения. Неуставной формой поминовения является т. н. заупокойное всенощное бдение, или парастас, имеющее некоторое распространение в РПЦ, но не содержащееся в офиц. изданиях богослужебных книг (Там же. С. 141-143). Существуют также различные традиц. формы совершения молитвы об усопших каждым верующим (Там же. С. 195-225).

Лит.: Афанасий (Сахаров), священноисп. еп. О поминовении усопших по уставу Правосл. Церкви. СПб., 1995; Нефедов Г., прот. Таинства и обряды Правосл. Церкви. М., 19992. C. 221-260; Velkovska E. Funeral Rites according to the Byzantine Liturgical Sources // DOP. 2001 [2002]. Vol. 55. P. 21-51.

Библейские тексты православного З. б.

В текст православного З. б. входит Пс 118, составляющий 17-ю кафизму Псалтири и являющийся одним из самых поэтичных текстов Свящ. Писания. 17-я кафизма, обычно обозначаемая как непорочны (по первым словам Пс 118), входит в состав чинов отпеваний, панихиды, утрени с пением «Аллилуия» в субботу. На всех этих заупокойных службах 17-я кафизма должна исполняться нараспев, с прибавлением особых припевов после каждого стиха и цикла особых тропарей «по непорочных» - в конце. На панихиде и утрене кафизма делится на 2 статии (части), с припевами к стихам: 1-й: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ [ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ], 2-й: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  на отпевании - на 3, с припевами «Аллилуия» к 1-й и 3-й части и ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  ко 2-й (в дониконовской и старообрядческой традициях 17-я кафизма всегда разделена на 2 части, а припевы не во всем тождественны с указываемыми в совр. изданиях богослужебных книг; так, на панихиде и отпевании положены припевы: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  и ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ). Кроме Пс 118, а также 50 и 90, особое место в З. б. занимает и Псалтирь в целом - ее принято читать над гробом усопших, начиная сразу после кончины и заканчивая временем погребения, а после того - и в качестве особой заупокойной молитвы по усердию.

Помимо ветхозаветных псалмов, за заупокойными последованиями читаются специально подобранные новозаветные зачала (отрывки), содержание к-рых связано с рассуждениями о смерти и проповедью о воскресении. Наиболее часто используются апостольское и евангельское чтения 1 Фес 4. 13-17 и Ин 5. 24-30; они входят в состав чинов погребений и читаются за литургией родительских суббот. В указанном апостольском чтении говорится о грядущем воскрешении усопших при гласе трубы архангела, потом и усопшие, и живущие будут «восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (ст. 17); в евангельском чтении упоминается о том, что истинно верующий не будет судим, но сразу получит вечную жизнь: «На суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (ст. 24). Кроме этих новозаветных чтений, в православном З. б. используется ряд др., в частности, в чин священнического погребения входит 5 апостольских и 5 евангельских чтений (а надгробное чтение Псалтири над умершим священником заменяется чтением Евангелия), а в богослужебных Апостоле и Евангелии, в указателе чтений на разные случаи, излагается система из 6 будничных заупокойных чтений, соответствующих каждому из дней седмицы, кроме воскресенья. В слав. книгах эта система установилась только к XVI в., тогда как в более раннюю эпоху в разделе общих чтений выписывались 3 чтения об усопших (Апостол: 1 Кор 15. 20-28, 1 Кор 15. 47-57, Сол 4. 13-17; Евангелие: Ин 5. 17b - 24; Ин 5. 24-30 и Ин 6. 35b - 39) - возможно, по аналогии с др. подборкой из 3 чтений над болящими.

Гимнографические тексты православного З. б.

Правосл. литургическое наследие включает большое количество песнопений, посвященных теме смерти и молитвы об усопших и принадлежащих ко всем основным гимнографическим жанрам. Среди авторов этих песнопений были такие выдающиеся песнотворцы, как, напр., прп. Иоанн Дамаскин и прп. Феофан Начертанный. Прп. Иоанну Дамаскину принадлежит цикл заупокойных стихир, по несколько на каждый из 8 гласов. По преданию, эти стихиры были написаны прп. Иоанном в период его пребывания в мон-ре прп. Саввы Освященного по просьбе одного брата, лишившегося близкого родственника (Филарет (Гумилевский), архиеп. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1882. Т. 3. С. 196). В совр. редакции чина отпевания мирян приводится лишь по одной стихире прп. Иоанна Дамаскина на каждый глас, тогда как в чине погребения священников поются по 2-3 стихиры каждого гласа. В дониконовских и старообрядческих богослужебных книгах чин погребения мирян имеет иной по сравнению с совр. вид: в нем нет канона, но после 17-й кафизмы поются заупокойные стихиры прп. Иоанна Дамаскина, по несколько стихир на каждый глас. В этих стихирах, принадлежащих к числу наиболее знаменитых образцов правосл. гимнографии, объединены все аспекты христ. понимания смерти; особенно много говорится в них о неожиданности смерти и о тлении, постигающем телесную красоту: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (стихира 4-го гласа), ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (стихира 5-го гласа), ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (стихира 2-го гласа); о страшных испытаниях, ожидающих людей после смерти: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (стихира 2-го гласа). Стихиры прп. Феофана входят в чин монашеского погребения, а также в состав субботних последований Октоиха. Известны памятники, включавшие стихиры прп. Феофана (а также нек-рые др.) и в состав чина погребения мирян (см.: Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и 1-й половине XVII в. К., 1912; М., 2000р. С. 237-243).

Среди канонов, входящих в состав правосл. заупокойных служб, чаще прочих употребляются «мертвенные» каноны 6-го и 8-го гласов из Октоиха (см.: Афанасий (Сахаров). 1995. С. 170-175). «Мертвенные» каноны помещены в субботних службах Октоиха 2-ми в чине утрени и имеются в каждом гласе. Согласно уставу, на панихиде в пятницу вечером должен исполняться канон текущего гласа; в совр. приходской практике панихида обычно совершается с каноном 6-го гласа (чаще всего даже без тропарей), в более строгой практике - с каноном 6-го гласа в дни нарочитого поминовения и 8-го гласа в прочие дни; в старообрядческой традиции келейной молитвы канон 8-го гласа употребляется как «канон за умерших». 1-й тропарь этих канонов Октоиха всегда посвящен всем святым (прежде всего мученикам), что подчеркивает связь святых и усопших, но зачастую завершается молением об умерших (напр.: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  - 1-й тропарь 1-й песни канона 3-го гласа); 2-й и 3-й тропари являются собственно заупокойными. Будучи помещены в чине утрени, «мертвенные» каноны Октоиха, согласно совр. уставу, никогда за утреней не исполняются (лишь за панихидой) - на утрене звучит только 1-й канон (но и в нем всегда присутствует один тропарь, посвященный усопшим: перед богородичном, на «Славу»).

Помимо использования канонов Октоиха, заупокойные последования содержат и ряд др., собственных канонов: в последовании по исходе души от тела помещен канон 8-го гласа, начинающийся с моления об умершем: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (1-й тропарь 1-й песни); особый канон включен в состав последования священнического погребения. Важное значение имеет канон 6-го гласа, входящий в состав утрени вселенских родительских суббот (мясопустной и субботы перед Пятидесятницей) и печатаемый в Триоди. Этот канон является наиболее продолжительным из канонов об усопших - каждая его песнь (включая 2-ю) содержит 4-5 тропарей, не считая троичнов и богородичнов. Содержание этого канона подчеркивает вселенский характер этих суббот, когда Церковь молится не только об усопших, к-рых верующие поминают ежедневно, но даже и о тех, о ком некому молиться, кто не получил христ. погребения и молитв: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (2-й тропарь 2-й песни).

Заупокойные песнопения представлены и др. гимнографическим жанром - кондаком. Чаще всего заупокойный кондак 8-го гласа употребляется в сокращенной форме - в виде одного лишь проимия (начальной строфы) ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ , к-рый входит (под наименованием «кондак») в состав вседневных повечерия, полунощницы, рядовой литургии, заупокойной утрени, панихиды (а на практике - и заупокойной литии, хотя устав этого не предписывает). В этой небольшой строфе выражена сама суть христ. посмертных чаяний об упокоении: ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ . В полном виде, со всеми 24 икосами, этот кондак поется только в чине погребения священников, а в чине погребения мирян положено петь проимий («кондак»), 1-й икос и снова повторять проимий (такой порядок является следом пения полного кондака и на практике часто не соблюдается). В чинах заупокойной утрени, панихиды (а также заупокойной литии) кондак поется с одним икосом, без повторения проимия.

К правосл. заупокойным песнопениям относятся отпустительные тропари 8-го гласа ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (поется во вселенские родительские субботы и на панихиде) и 2-го гласа ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ (поется в рядовые субботы), цикл тропарей 4-го гласа ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  (поются на заупокойной литии), цикл тропарей по непорочных 5-го гласа ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ; седальны 5-го гласа ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  и 6-го гласа ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ ЗАУПОКОЙНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ  и проч.

А. А. Лукашевич

В начало энциклопедии