Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
Статьи на букву "А" (часть 11, "АЛА"-"АЛЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 11, "АЛА"-"АЛЕ")

АЛАВЕРДСКИЙ СОБОР В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАВЕРДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

АЛАВЕРДСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

[груз. ალავერდის ვიკარი] Грузинского Экзархата (1886-1912), учреждено как 2-е вик-ство по всеподданнейшему докладу Святейшего Правительствующего Синода РПЦ в марте 1886 г. Территория А. в. охватывала всю юго-вост. часть Грузии (совр. р-ны: Ахметский, Телавский, Сагареджойский, Гурджаанский, Кварельский, Лагодехский, Сигнахский, Дедоплис-Цкаройский).

Резиденцией Алавердских епископов был мон-рь Шуамта, кафедральным храмом Алавердский собор в честь Воздвижения Креста Господня.

Алавердские епископы: Виссарион (Дадиани) (1 марта 1886 - 6 июня 1898), Кирион III (Садзаглишвили) (23 авг. 1898 - 12 авг. 1900), Димитрий (Абашидзе, в схиме Антоний) (23 апр. 1902 - 4 нояб. 1903), Евфимий (Елиашвили, Елиев) (30 нояб. 1903 - 19 мая 1905); Петр (Кончуев) (13 нояб. 1905 - 6 апр. 1907) и Давид (Качахидзе) (4 нояб. 1907 - 17 апр. 1912). В 1912 г. А. в. было упразднено (см. также Алавердская епархия, ).

Лит.: Кирион [Садзаглишвили], еп. Краткий очерк истории Грузинской церкви и экзархата за XIX столетие. Тифлис, 1901; Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. М., 1993р. Т. 2.

З. Д. Абашидзе

АЛАВЕРДСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАВИТЫ

АЛАВИТЫ - см. Шиизм.

АЛАДЖА, ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАДУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАКОК

Маргарита - см. Маргарита-Мария Алакок, св.

АЛАЛАХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАМУНДАР

АЛАМУНДАР - см. аль-Мунзир.

АЛАН АНГЛИЙСКИЙ

АЛАН АНГЛИЙСКИЙ [лат. Alanus Anglicus], западноевроп. канонист 2-й пол. XII - нач. XIII в. Преподавал каноническое право в Болонье и как магистр (Magister Alanus Anglicus) упомянут в одном документе из архива доминиканского мон-ря в Болонье (1238), монахом к-рого А. А., возможно, являлся. В своих сочинениях выступал сторонником папской теократии (один из родоначальников учения о «непрямой» власти папы над светскими государями - potestas indirecta), подчеркивал значение позитивного права по сравнению с естественным правом. Собрал и издал декреталии пап XII в. и Иннокентия III в 5 книгах (Compilatio).

Лит.: Schulte J. F. von. Geschichte der Quellen und der Literatur des kanonischen Rechts von Gratian bis auf die Gegenwart. Stuttg., 1875. Bd. 1. S. 84-85, 188-189; Kuttner St. Repertorium der Kanonistik (1140-1234): Prodromium corporis glossarum. Città del Vaticano, 1937; idem. The Collection of Alanus: a Concordance of its two Recensions // Rivista di storia del diritto italiano. Mil.; Verona, 1953. N 26. Р. 39-55; Stickler A. Alanus Anglicus als Verteidiger des monarchischen Papsttums // Salesianum. R.; Torino, 1959. N 21. S. 346-406.

Е. В. Казбекова

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ

АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ [лат. Alanus ab Insulis] (1125 или 1130, Лилль, Сев. Франция - 1203, мон-рь Сито), западноевроп. средневек. поэт и богослов, цистерцианец. Учился в Шартре, преподавал свободные искусства в Монпелье и Париже. В 1179 г. участвовал в заседаниях Латеранского III Собора. Его мировоззрение проникнуто неоплатонизмом шартрской школы, в философии близок Гильберту из Пуатье. А. Л. скептически относился к значению авторитета в философии, считал, что все христ. догматы могут быть подтверждены доводами разума. В своем труде «Правила святого богословия» (Regulae de sacra theologia) пользовался методом доказательства от противного. Творчество А. Л. отмечено интересом к натурфилософии и морально-психологическим проблемам. В соч. «De planctu naturae» (Плач природы), написанном в подражание «Утешению философией» Боэция, он обличает человеческие пороки, прежде всего извращенную любовь. Интересна картина мира А. Л., в к-рой человек предстает как микрокосм, идеальное отражение макрокосма: природа по повелению Божию творит «естество человеческое по образу всемирного механизма, дабы в нем, как в зерцале, явилось запечатленным естество всего мироздания». «Anticlaudianis» (Антиклавдиан), др. важнейшее сочинение А. Л., развивает тему морального совершенствования человека, побеждающего пороки: природа, недовольная своим творением, решила создать совершенного человека, 15 сестер Добродетелей и Семь свободных искусств снаряжают колесницу, к-рая отвозит тело человека к престолу Божию, и Господь вдыхает в него душу. Лит. стиль А. Л. стал образцом для подражания в последующей аллегорической лит-ре.

Соч.: PL. Т. 210; О бренном и непрочном естестве человека / Пер. Ф. А. Петровского // ПСЛЛ, X-XII вв. М., 1972. С. 333; Плач природы / Пер. М. Л. Гаспарова // Там же.

Лит.: Haskins Ch. H. The Renaissance of the Twelfth Century. Camb., 1927; Wetherbee W. Platonisme and Poetry in the Twelfth Century: Literary Influence of the School of Chartres. Camb., 1972.

О. С. Воскобойников

АЛАНД

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАПА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАПАЕВСКИЙ ВО ИМЯ НОВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Часовня во имя прмц. вел. кн. Елисаветы в Алапаевском мон-ре

Часовня во имя прмц. вел. кн. Елисаветы в Алапаевском мон-ре

(Екатеринбургской и Верхотурской епархии), расположен близ г. Алапаевска, на месте убиения 18 июля 1918 г. прмц. вел. кнг. Елисаветы, прмц. инокини Варвары, вел. кн. Сергея Михайловича и его секретаря Ф. М. Ремеза, великих князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей и кн. Владимира Палея. У шахты, на месте гибели новомучеников, поставлен деревянный крест (1991). На территории обители была сооружена каменная часовня во имя прмц. Елисаветы (1992). 25 янв. 1995 г. собранием епархиального совета было постановлено начать подготовку документов для строительства и образования муж. мон-ря. Определением Свящ. Синода РПЦ от 22 февр. 1995 г. началось строительство мон-ря. Строителем мон-ря был назначен иером. Моисей (Пилатс; с 2003 г. игумен). Осенью 1998 г. построен кирпичный братский корпус, к 2000 г. закончено строительство каменных входных ворот со звонницей. 23 сент. 2000 г. мон-рь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Мон-рь имеет подворье в Алапаевске при храме во имя вмц. Екатерины. В храме сохранился склеп, куда в 1918 г. войсками А. В. Колчака были перенесены останки мучеников. В Екатерининской ц. находятся 2 чудотворные иконы: Божией Матери «Скоропослушница» и арх. Михаила. При подворье мон-ря действует воскресная школа, устроенная братией. Она размещена в Напольной школе, где с весны до сер. лета 1918 г. находились под арестом вел. кнг. Елисавета, инокиня Варвара и кн. Владимир Палей. В Напольной школе предполагается устроить жен. мон-рь, куда перейдут послушницы, в наст. время проживающие при храме вмц. Екатерины.

А. М. Мельцер

АЛАРИХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАТЫРСКАЯ ЕПАРХИЯ

Алатырская кафедра учреждена в 1912 г. как викариатство Симбирской (затем Ульяновской) епархии (см. Алатырское викариатство. Одно из немногих викариатств, в которых преемство почти не прерывалось до конца 1934 года, когда епархия пресеклась.

24 дек. 2004 г. Алатырская кафедра была восстановлена как Чебоксарское викариатство. На 2012 г. викарий имел местопребывание в Чебоксарах.

4 окт. 2012 г. А. е. решением Свящ. Синода была обращена в самостоятельную, путем выделения из состава Чебоксарской епархии в пределах Алатырского, Батыревского, Ибресинского, Порецкого и Шемуршинского районов на юге Чувашской республики. Одновременно была включена в состав новоучрежденной Чувашской митрополии.

Решением Свящ. Синода от 4 окт. 2012 г. епископом Алатырским и Порецким был избран клирик Чувашской епархии Феодор (Белков). 14 окт. он был возведен в сан архимандрита, 30 нояб. наречен, 2 дек. хиротонисан за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев).

Лит.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2012. № 11. С. 6.

АЛАТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Чебоксарской и Чувашской епархии), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская.

В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы мон-ря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч.

Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса.

Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II, подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны. В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И.Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

А. К.-Н. м. закрыт в 1919 г. 11 июля 1993 г. передан Чебоксарской и Чувашской епархии РПЦ. К нач. 2000 г. восстановлены Вознесенский, Покровский храмы, отстроена Никольская надвратная ц. В мон-ре 10 насельниц, настоятельница - мон. Тавифа (Козачек).

Лит.: Зверинский. Т. 2. № 870. С. 175; Красовский В. Э. Киево-Николаевский, бывший Покровский Ладинский Подгорский новодевичий монастырь Симбирской епархии: (Ист.-археол. описание). Симбирск, 1899; Строев. Списки иерархов. Стб. 987-988; Бреславский Л. Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары, 1995. С. 60-61, 294-298.

А. В. Журавский

АЛАТЫРСКОЕ ВИКАРИАТСТВО

Симбирской епархии (с 1924 Ульяновской). Учреждено в 1912 г. Первый Алатырский епископ - Назарий (Андреев (1 июля 1912 - 9 февр. 1918). А. в.- одно из немногих вик-ств, в к-рых преемство почти не прерывалось до кон. 1934 г. Дважды во времена междуархиерейства А. в. временно управляли: в 1918-1919 гг. еп. Тихон (Василевский), в 1925-1926 гг. еп. Ибресинский, вик. Ульяновской епархии нмч. Герман (Коккель). Последний иерарх, управлявший А. в.,- еп. Чебоксарский Серафим (Зборовский) (1934). В числе Алатырских архиереев - мученики и исповедники: еп. Гурий (Степанов; † 1937), в 1920-1921 гг. именовался Алатырским, но пребывал в заключении; в 1921-1925 гг. еп. Иоаким (Благовидов), узник СЛОН в 1923-1927 гг., затем архиеп. Ульяновский; в 1927-1930 гг. нмч. еп. Митрофан (Гринев; † 1938). После 1934 г. Алатырские епископы больше не упоминаются и А. в. следует считать упраздненным.

Арх.: Губонин М. История русской иерархии. Ч. 1. Ркп. // Архив ПСТБИ; Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века // База данных ПСТБИ.

П. Н. Г.

АЛАХАН-МАНАСТЫР

АЛАХАН-МАНАСТЫР [Алахан, Алабанда; тур. Alahan manastir], совр. название раннехрист. комплекса в Исаврии (совр. иль Ичель) между Селевкией и Иконией (совр. Силифке и Конья соответственно). Полные раскопки произведены в 50-70-х гг. XX в. Британским ин-том в Анкаре под руководством М. Гофа. В основе ансамбля 3 церкви, последовательно расположенные на длинной террасе, вдоль отвесного края к-рой идет аркатурный портик (130´

4,8 м). IV в. датируют расположенную в центре комплекса небольшую двухнефную церковь-баптистерий (в полу сев. нефа выложен бассейн в форме креста). К V в. относят находящуюся в зап. части комплекса ц. Евангелистов - трехнефную базилику с нартексом и пастофориями (32´

16 м, без нартекса). Сохранившийся среди развалин портал церкви покрыт рельефами с изображением Христа в медальоне, возносимом ангелами, в окружении символов Евангелистов (с фронтальной стороны); архангелов Михаила и Гавриила (на боковых сторонах опор); тетраморфа из видения Иезекииля (на нижней грани перемычки портала).

Наиболее интересна архитектура Восточной ц., построенной не ранее 462 г. (датировка надгробия Тарасия Старшего), возможно в 80-х гг. V в., при имп. Зиноне. Это трехнефная постройка (25´

16 м) с пирамидальным деревянным шатром на каменном кубовидном барабане (6,80´

6,50 м). Интерьер храма декорирован резьбой (капители, триумфальная арка, порталы), нефы оформлены двухъярусными аркатурами. Сохранились два богато орнаментированных престола. По оценкам нек-рых исследователей, эта церковь стоит в самом начале пути развития крестово-купольных построек Византии из купольных базилик.

Лит.: Verzone P. Alahan Monastir: Un monumento dell'arte tardo-Romana in Isauria. Torino, 1956; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965. P. 177-179. Fig. 70; Gough M. The Imperor Zeno and Some Cilician Churches // AnatSt. 1972. Vol. 22. P. 202-210; он же. Серия ст. в AnatSt.: 1955. Vol. 5; 1962. Vol. 12; 1963. Vol. 13; 1964. Vol. 14; 1967. Vol. 17; The Metropolitan Museum of Art. Bulletin. [N. Y.], 1968. Vol. 27. P. 458; Thierry N. Notes sur l'un des bas-reliefs d'Alahan Manastiri, en Isaurie // Cah. Arch. 1962. Vol. 13. P. 46ff.; Hild F., Hellenkemper H., Hellenkemper-Salies G. Kommagene - Kilikien - Isaurien // RBK. 1984. Bd. 4. S. 254-263. Abb. 30-33; Gough M. Alahan: An Early Christian Monastery in Southern Turkey: (Based on the Work of M. Gough). Toronto, 1985; Hild F., Hellenkemper H. Kilikien und Isaurien // TIB. 1990. Bd. 5; Беляев Л. А. Христианские древности: Введ. в сравн. изучение. М., 1998. C. 286, 307.

А. Ю. Казарян

АЛБАЗИНСКАЯ "СЛОВО ПЛОТЬ БЫСТЬ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБАЗИНСКИЙ БРУСЯНСКИЙ СПАССКИЙ [АМУРСКИЙ] МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЛБАЗИНСКИЙ БРУСЯНСКИЙ СПАССКИЙ [АМУРСКИЙ] МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ - основан в 1671 г. трудами строителя Усть-Киренского Троицкого мон-ря иером. Ермогена († 1690). Обитель находилась на левом берегу Амура в урочище Брусяной Камень, недалеко от рус. крепости Албазин (совр. с. Албазино Амурской обл.). По преданию, в 1665 г. иером. Ермоген принес из Киренского острога в крепость чудотворную икону Божией Матери «Слово плоть бысть», к-рая с тех пор стала называться Албазинской, покровительницей Амурского края. Благодаря миссионерским трудам насельников А. Б. м. местное население - дауры и тунгусы - крестилось целыми родами и отдельными семьями. В 1685 г. А. Б. м. был разрушен китайцами и с тех пор не восстанавливался.

Лит.: Албазинская икона Божией Матери // Русский паломник. 1891. № 23. С. 353-354; НКС. Т. 3. С. 49-53; Плушс П. Первая годовщина возрождения Благовещенской епархии // ЖМП. 1995. № 11. С. 46-47.

АЛБАЗИНЦЫ

АЛБАЗИНЦЫ - потомки рус. казаков - поселенцев пограничного с Китаем острога Албазин, основанного Е. П. Хабаровым в 1651 г. в 50 верстах от слияния рек Амурской обл. Шилки и Аргуни (ныне с. Албазино Амурской обл.). 1 июня 1685 г. крепость была осаждена 10 тыс. кит. солдат. После сдачи Албазинского острога 26 июня 1685 г. 50 казаков с семьями были уведены в Пекин, где по указанию императора им был отведен для постоянного проживания участок земли на сев.-вост. окраине Пекина, близ крепостной стены. Из А. была составлена особая имп. рота. Фамилии и имена пленных неизвестны, однако, согласно преданиям, хранимым потомками А. до наст. времени, это были семьи Яковлевых, Дубининых и Романовых. В наст. время их кит. фамилии соответственно звучат как Яо, Ду и Ло.

Для совершения правосл. богослужения император передал А. и сопровождавшему их свящ. Максиму Леонтьеву ламаистский храм, находившийся в районе их поселения. При оставлении Албазина казаки взяли с собой часть церковной утвари и икон, в т. ч. главную святыню Албазина - икону свт. Николая Чудотворца (Николы Можайского).

Несмотря на сильное влияние кит. среды, а также на смешанные браки, потомки А. сохранили правосл. веру. Во многом это стало возможно благодаря трудам российских духовных миссий, регулярно направлявшихся в Пекин с согласия кит. императора с 1713 г. для окормления А. (см. Пекинская духовная миссия). В 1831 г. колония А. в Пекине насчитывала 94 чел. Несмотря на малочисленность, А. оставались православными. Во время антихрист. восстания ихэтуаней в Пекине в 1900 г. были замучены 222 правосл. китайца (бо́льшая часть из них - А.) во главе со сщмч. Митрофаном Цзи. На месте их погребения на территории Пекинской духовной миссии был воздвигнут храм во имя святых мучеников (разрушен в 1956 г. по просьбе посла СССР в КНР), а сами мученики прославлены в лике местночтимых святых Синодом РПЦ (пам. 11 июля).

К 2000 г. в Пекине проживало ок. 250 А. Практически никто из них не знает рус. языка. В тяжелейших условиях, лишенные возможности молиться в храме (в Пекине со времени «культурной революции» нет ни одного правосл. храма), А. все же сохраняют Православие.

Лит.: Поздняев Д., свящ. Православие в Китае (1900-1997 гг.). М., 1998. С. 9-151, 262-263.

Свящ. Дионисий Поздняев

АЛБАНИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБАНИЯ СВЯТОГО И ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ СОДРУЖЕСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ В АМЕРИКЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБА-ЮЛИИ ЕПИСКОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛБА-ЮЛЬСКОЕ НАЦИОНАЛЬНОЕ ЦЕРКОВНОЕ СОБРАНИЕ 1948 Г.

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕВИЗ НОВЫЙ

АЛЕВИЗ НОВЫЙ - итал. мастер, работавший в России в XVI в.; один из четырех «старших мастеров» (наряду с Аристотелем Фиораванти, П. А. Солери и Петроком Малым). Прозвание Новый получил для отличия от своего соотечественника архит. Алевиза Фрязина (Старого). А. Н. приехал в Россию в 1504 г. во главе артели итал. мастеров вместе с посольством Д. Ралева и М. Карачарова. Рекомендательная грамота крымского хана Менгли-Гирея, для к-рого в Бахчисарае А. Н. построил т. н. Железные врата (1503), аттестовала его Иоанну III как «велми доброго мастера». В Москве А. Н. поручили строительство княжеского Архангельского собора в Кремле. Архитектура возведенного А. Н. храма (1505-1508) вобрала в себя характерные особенности раннего периода венецианского Возрождения и традиц. элементы древнерус. зодчества. А. Н. выстроил в Москве также ц. Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот (1508). Личность А. Н. отождествляется с венецианским скульптором и резчиком Альвизе Ламберти да Монтаньяной. В одном из частных собраний Вероны обнаружен архитектурный набросок, принадлежащий да Монтаньяне. На нем изображен храм, конструктивное решение и декорация к-рого обладают сходством с образным строем Архангельского собора.

Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 53; Т. 8. С. 249; Т. 13. С. 10; Т. 23. С. 198.

Лит.: Власюк А. О работе зодчего Алевиза Нового в Бахчисарае и в Московском Кремле // Архитектурное наследие. М., 1958. Т. 10; Земцов С. М. Алевиз Новый // Зодчие Москвы. М., 1981. Кн. 1; Подъяпольский С. С. О деятельности Алевиза Нового в России // ДРИ. М., 1993. [Вып.]: Проблемы и атрибуции; он же. Венецианские истоки архитектуры московского Архангельского собора // ДРИ. М., 1975. [Вып.]: Зарубежные связи; он же. Итальянские строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: Опыт составления словаря // Реставрация и архитектурная археология. М., 1991. Вып. 1.

Т. Е. Самойлова

АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (СТАРЫЙ)

АЛЕВИЗ ФРЯЗИН (СТАРЫЙ) - один из итал. архитекторов и инженеров («мастер стенной»), работавших в Москве в 90-х гг. XV в. А. прибыл в Москву в 1494 г. во главе группы мастеров из Милана, с посольством Мануила Ангелова и Даниила Мамырева. Его отождествляют с пьемонтцем Алоизио да Карезано (Каркано) (Aloisio da Carezano (da Carchano)). В 1499 г. возвел на дворе вел. князя «полаты каменные и кирпичные, а под ними погребы и ледники, на старом дворе у Благовещенья, да и стену каменну от двора... до Боровицкие стрельницы».

Лит.: Cazzola P. Un artista piemontese alla corte di Ivan III? // Boll. della società piemontese di Belle Arti. N. s. 1964. Anno 18. Р. 160-168; idem. I «mastri friazy» a Mosca sullo scorcio del XV secolo (dalle Croniche russe e da documenti di Archivi italiani) // Arte Lombarda. N. s. 1976. N 44-45. Р. 157-172; idem. Mastry Frjazy di origine piemontese al Cremlino di Mosca // Boll. della società piemontese di Belle Arti. N. s. 1976-1977. Anno 30-31. Р. 93-101; Bussi V. Aloisio da Caresana. «L»Eusebiano», 1964; idem. Aloisio da Caresana: Nuove richerche // Le parocchie di S. Guiliano e S. Bernardo. Vercelli, 1970; idem. Storia di Caresana. Vercelli, 1975; Подъяпольский С. С. Итальянские строительные мастера в России в конце XV - начале XVI века по данным письменных источников: (Опыт составления словаря) // Реставрация и архитектурная археология. Новые мат-лы и исслед. М., 1991. [Вып. 1]. С. 225-226.

Л. А. Беляев

АЛЕВТИНА ЕГИПЕТСКАЯ

АЛЕВТИНА ЕГИПЕТСКАЯ [Валентина] мц. Кесарийская (пам. 16 июля) - см. Павел, А. и Хиония.

АЛЕЗИУС

АЛЕЗИУС [лат. Alesius] Александр (23.04.1500, Эдинбург - 1565), шотл. протестант. теолог, сторонник лютеранства. Получил образование в ун-те Сент-Эндрюса, там же стал каноником. Первоначально принадлежал к Римско-католич. Церкви. Университетскими властями ему было поручено вести диспут с шотл. протестантом П. Гамильтоном, но в ходе полемики он воспринял аргументацию последнего. Мученическая смерть Гамильтона (1528) окончательно сделала А. сторонником реформы Церкви. На провинциальном синоде в Сент-Эндрюсе он публично выступил с критикой нравов католич. духовенства, за что был арестован. В 1532 г. бежал в Германию, где сблизился с М. Лютером и Ф. Меланхтоном и принял Аугсбургское вероисповедание (в 1534 отлучен от католич. Церкви в Шотландии). С 1533 г.

А.- активный участник полемики о необходимости распространения среди мирян Свящ. Писания на национальных языках (De Scripturis legendis in lingua materna. Lpz., 1533). В 1535 г. прибыл к Генриху VIII и Т. Кранмеру с сочинениями и личными посланиями Меланхтона. А. пользовался покровительством Кранмера, Х. Латимера и Т. Кромвеля, читал лекции по теологии в Кембриджском ун-те. В 1537 г. участвовал в публичной полемике с eп. Лондонским Дж. Стоксли о количестве таинств, защищая протестант. взгляды. В 1540 г. покинул Англию после принятия статута о «Шести статьях» и казни Кромвеля. Вернувшись в Германию, преподавал теологию во Франкфурте-на-Одере, а с 1543 г.- в Лейпциге, где написал множество экзегетических, догматических и полемических трудов. В правление Эдуарда VI вновь посетил Англию; по поручению Кранмера перевел на лат. текст англикан. литургии, установленный Книгой общих молитв 1549 г., чтобы с ней могли ознакомиться М. Буцер и П. Мартир. Оказал большое влияние на формулировку в англикан. вероучении тезиса о символическом, а не реальном присутствии Господа в Св. Дарах.

Ист.: De Authoritate verbi Dei adversus Joannem Stokisley Londinensem episcopum. Strassburg, 1542; Expositio Libri Psalmorum Davidis juxta Hebraeorum et Dr. Hieronimi Supputationes. Lpz., 1550; Expositio I Epistolae ad Timotheum et Epistolae ad Titum. Lpz., 1551; De Evangelio Johannis. Basel, 1553; Disputationes in Paulum ad Romanos. Lpz., 1553; Responsio ad Lovaniensium Articulos. Lpz., 1559; Responsio adversus Ricardum Tapperum de Missa ac Coena Domini. Lpz., 1565.

Лит.: Bale J. Scriptorum Brytanniae. Basel, 1559; Thomasius J. Orationis. Lpz., 1643 [Oratio XIV]; Sermons and Remains of Bishop Latimer. L., 1812.

О. В. Дмитриева

АЛЕЙСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

АЛЕЙСКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ДИМИТРИЯ СОЛУНСКОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Барнаульская и Алтайская епархия), в г. Алейске (Алтайский край), образован при приходском храме во имя вмч. Димитрия Солунского определением Свящ. Синода РПЦ от 19 июля 1994 г. В 1960 г. в Алейске был закрыт приход и разрушена ц. вмч. Димитрия. В 1978 г. верующие ходатайствовали перед городскими властями о восстановлении и регистрации прихода, но лишь в 1983 г. был построен и открыт небольшой храм вмч. Димитрия, настоятелем к-рого в 1985-1989 гг. был иером. Антоний (Масендич), с 1994 г. еп. Барнаульский и Алтайский. Под его руководством храм был реконструирован и значительно расширен. 17 нояб. 1994 г. А. м. зарегистрирован Управлением юстиции Алтайского края. Настоятелем и священноархимандритом является еп. Барнаульский Антоний, и. о. наместника - архим. Герман (Ледин). К 2000 г. в обители выстроены 2 братских корпуса, строится трапезный храм. Особо чтимые святыни - икона вмч. Димитрия Солунского с частичкой мощей святого, 2 писанные на Афоне иконы Божией Матери - «Всех скорбящих Радость» и Иверская. Насельники несут миссионерское послушание - проводят беседы в учебных заведениях и на местном ТВ. В 2000 г. в А. м. было 6 монахов и 4 послушника.

Арх.: ЦНЦ.

АЛЕКСА ПЕТРОВ

АЛЕКСА ПЕТРОВ - иконописец XIII в. В 1294 г. написал храмовый образ (см. Николая, свт., иконы) для Липенского Новгородского мон-ря в честь свт. Николая. Этот факт удостоверяет надпись на нижнем поле иконы, воспроизведенная под тем же годом в Новгродской III летописи.

Лит.: Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода: Сер. XIII-XV в. М., 1976. С. 13, 19, 46-50, 135, 170-174, 274-275; Гордиенко Э. А. Основные направления в художественной культуре Новгорода XIV в. // Древнерусское искусство XIV-XV вв. М., 1984. С. 156-158.

Э. А. Гордиенко

АЛЕКСАНДЕР

АЛЕКСАНДЕР [англ. Alexander] Пол Джулиус (1910-1977), амер. византинист. Преподавал в ряде ун-тов США, в т. ч. в Гарварде. Занимался проблемами визант. апокалиптики, «второго периода» иконоборчества (IX в.). Его книга о Патриархе Никифоре - наиболее полное и фундаментальное исследование об этом святителе. В течение последних 15 лет жизни А. работал над исследованием визант. апокалиптических текстов. Результаты этой работы были систематизированы и изданы посмертно (1985).

Соч.: The Patriarch Nicephorus of Constantinople. Oxf., 1958; The oracle of Baalbek: The Tiburtine Sibyl in Greek dress. Wash., 1967; Religious and political history and thought in the Byzantine Empire. L., 1978; The Byzantine Apocalyptic Tradition / Ed. with an introd. by D. de F. Abrahamse. Berkeley, 1985.

Д. Е. Афиногенов

АЛЕКСАНДР I

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР I ПАВЛОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР II

Патриарх Антиохийский. По одной из версий считалось, что А. был преемником Патриарха Георгия II, возглавлявшим кафедру в 695-702 гг. Однако, вероятнее всего, правление Георгия II продолжалось до 701/02 г., после чего Патриарший Престол оставался свободным в течение 40 лет; поэтому существование такого Патриарха вызывает сомнение.

Лит.: DHGE. T. 2. col. 193; T. 3. col. 595; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 110-111.

П. И. Жаворонков

АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР III

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР III АЛЕКСАНДРОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР IV

Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626

Александр IV, папа Римский. Гравюра (Sacchi P.Vitis pontificum. 1626

(ок. 1185, Ананьи - 25.05.1261, Витербо, Центр. Италия; мирское имя - Ринальдо да Йенна), папа Римский (20.12.1254-25.05.1261). В 1209 г., будучи совсем молодым, он становится членом кафедрального капитула Ананьи, с 1219 г. появляется в папской документации как иподиакон и капеллан Гонория III, потом капеллан своего дяди кард. Остии Уголино (буд.

Григория IX), к-рый, став папой, сделал Ринальдо кардиналом (1231) и епископом (1235) Остии. В качестве папского легата участвовал в переговорах с герм. имп. Фридрихом II (1237, 1240). После смерти Иннокентия IV был избран папой. Как и его предшественники, А. продолжал противодействовать росту влияния герм. имп. династии Штауфенов в Италии. В 1255 г. отдал о-в Сицилию в лен англ. принцу Эдмунду, поручив ему опеку над внуком Фридриха II. Тем не менее в 1258 г. наследнику герм. имп. Фридриха II Манфреду удалось утвердить свою власть в Сицилийском королевстве, 11 авг. он короновался в Палермо, нарушив тем самым отношения сюзеренитета с папой Римским. Борьба королевских династий за влияние в Италии, а также рост политических противоречий внутри городской общины Рима подорвали могущество Римской курии. А. считал политических противников врагами Церкви, еретиками, преследование к-рых поручалось инквизиции. Поддерживая гл. обр. недавно образованные ордена, францисканцев и особенно кларисс, А. укрепил позиции доминиканских и францисканских кафедр в Парижском ун-те; в 1256 г. объединил ряд монашеских конгрегаций в орден августинцев-еремитов.

Ист.: Potthast. Bibliotheca. N 1286-1473; 2124-2129; Les Registres d'Alexandre IV (1254-1261) / Éd. C. Bourel de la Roncière. P., 1895-1950. 3 vol.; Sambin P. Un certame dettatorio tra due notai pontifici (1260): Lettere inedite di Giordano da Terracina e di Giovanni da Capua. R., 1955.

Лит.: Tenckhoff F. Papst Alexander IV. P., 1907; Jordan E. Les Origines de la domination angevine en Italie. P., 1909. P. 94-290; Douie D. L. The Conflict between the Seculars and the Mendicants at the University of Paris in the XIIIth Century. L., 1954; Andreotta S. La famiglia di Alessandro IV e l'abbazia di Subiaco // Atti e memorie della Società tiburtina di storia ed arte. 1962. T. 35. P. 63-126; 1963. T. 36. P. 5-87; Parravicini Bagliani A. Cardinali di Curia e «familiae» cardinalizie dal 1227 al 1254. Padova, 1972. T. 2. P. 41-60.

О. С. Воскобойников

АЛЕКСАНДР V

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР VI

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР VII

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР VIII

АЛЕКСАНДР VIII (22.04.1610, Венеция - 1.02.1691, Рим; мирское имя - Пьетро Оттобони), папа Римский (16.10.1689-1.02.1691). Изучал право в Падуанском ун-те, затем поступил на папскую службу. С 1652 г. кардинал, с 1654 г. епископ Брешии, с 1664 г. инквизитор Рима и секретарь Конгрегации инквизиции. Став папой, А. завоевал популярность у римлян, снизив налоги. Понтификат А. ознаменовался попыткой достичь примирения с Францией. Хотя Римскому престолу были возвращены оккупированные при папе Александре VII Авиньон и Венессен, окончательного урегулирования отношений не последовало, т. к. А. требовал от франц. клира отмены «4 Галликанских статей» (1682), отказываясь без этого утверждать назначенных королем епископов и аннулируя право короля назначать епископов на всей территории Франции (см. Галликанизм). Одним из важнейших направлений деятельности Римского престола была организация военных кампаний против турок, угрожавших землям Империи и Венецианской республики. Однако А. предпочитал оказывать финансовую и военную помощь не Империи (существенно сократив субсидии, выделявшиеся его предшественником императору для борьбы с турками), но своей родине - Венеции. Основными догматическими решениями А. было осуждение 31 из 96 положений янсенизма (в т. ч. учения янсенистов о Деве Марии, Крещении и покаянии, авторитете Церкви). А. проводил политику, опираясь на своих родственников, многие из к-рых, приехав в Рим, получили высокие посты в церковной иерархии.

Ист.: Bullarium magnum romanum. 1870. T. 20.

Лит.: Gerin G. Alexandre VIII et Louis XIV // Revue des questions historiques. 1877. Vol. 22. P. 135-210; Bischoffshausen S. V. Papst Alexander VIII. und der Wiener Hof (1689-1691). Stuttg., 1900; Seppelt. Geschichte. Bd. 1. S. 747-763; Schiavo A. La definitiva sepoltura di Alessandro VIII // Strenna dei romanisti. 1984. T. 45. P. 508-515.

А. Ю. Серегина

АЛЕКСАНДР, АЛФЕЙ, ЗОСИМА, МАРК ПАСТЫРЬ, НИКОН, НЕОН, ИЛИОДОР

АЛЕКСАНДР, АЛФЕЙ, ЗОСИМА, МАРК ПАСТЫРЬ, НИКОН, НЕОН, ИЛИОДОР - и др. († нач. IV в.), мученики (пам. 28 сент.); сказания, на основании к-рых составлено житие этих мучеников, имеют ряд несовпадений, но сходятся в том, что они пострадали при имп. Диоклетиане. В окрестностях Антиохии Писидийской игемон Магн арестовал христианина пастуха Марка и отправил его в Клавдиополь в сопровождении отряда из 30 воинов, к-рых св. Марк по дороге обратил в христианство. Воины были усечены мечом, а св. Марк осужден на истязание, для чего из селения Калита (Калута, Каталита), находившегося в той же местности, были приведены 3 брата-кузнеца: А., Алфей и Зосима. Когда они начали ковать орудия пыток, железо разлилось, как вода, их руки оцепенели и послышался голос, призывавший их пострадать вместе со св. Марком. Они исповедали Христа и были умерщвлены в Калите (или в Клавдиополе, 28 сент.) вливанием в уста расплавленного олова.

Св. Марк был распят на кресте, а потом усечен мечом в Клавдиополе 21 сент., т. е. раньше казни А. и его братьев; нек-рые источники сообщают, что св. Марк был пригвожден к камню, а перед этим ему отрезали язык. По приказанию Магна голову Марка принесли в храм Артемиды, и все находившиеся там идолы упали и разбились. Свидетели этого чуда Николай, Неон и Илиодор, а также некие девы и отроки уверовали во Христа и были за это обезглавлены в г. Моромилии (Филомилии, 13 июля). В слав. Прологе сказано, что все мученики пострадали в Антиохии Писидийской. По свидетельству Евстафия, митр. Солунского (XII в.), мученики А., Алфей, Зосима и др. особенно почитались в Фессалонике.

Краткое житие святых мучеников переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. Память переведена в 1-й пол. XIV в. в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. В XVI в. краткое житие и память включены в ВМЧ под 28 сент. (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 63-64).

Ист.: BHG, N 63. ActaSS. Sept. T. 8. P. 600; Eustathius Thessalonicensis. Oratio // PG. 136. Col. 264-284; ЖСв. Сент. С. 626-627.

Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 402-403; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 94.

О. Н. З.

АЛЕКСАНДР Андреевич Вершинский

Андреевич Вершинский (6.03.1873, с. Кунганово Старицкого у. Тверской губ. - 8.12.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 25 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), прот. Род. в семье диакона, в 1897 г. окончил Тверскую ДС и поступил псаломщиком в Борисоглебский собор г. Старицы. 30 янв. 1900 г. рукоположен во диакона к тому же собору, а 6 февр. того же года - во иерея к ц. Арх. Михаила в с. Михайловском Тверского у. Состоял законоучителем Яковлевской земской школы Тверского у. 10 дек. 1901 г. переведён в Ильинскую ц. г. Торжка. С 1902 по 1917 г. был законоучителем в училище Министерства народного просвещения в Торжке. В 1922 г. возвёден в сан протоиерея. В 1923 г. А. был избран духовенством и прихожанами первым благочинным 1-го округа Тверского у.; в том же году назначен благочинным Борисоглебского мон-ря в Торжке. После закрытия в 1927 г. Ильинской ц. сщмч. архиеп. Тверской Фаддей (Успенский) благословил общину перейти в Спасо-Преображенский собор г. Торжка и назначил А. его настоятелем. Здесь он прослужил до закрытия собора в 1931 г., а затем был переведён в Николо-Пустынскую ц. В марте 1937 г. храм при поддержке властей захватили обновленцы; А. был приглашён на служение в Смоленский храм в пос. Ивантеевка Пушкинского р-на Московской обл. На основании ложных показаний, 21 нояб. 1937 г. А. был арестован по обвинению в организации «контрреволюционной группы церковников» и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Виновным себя не признал. Осуждён Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. 1 дек. 1937 г. вместе с мч. Павлом Кузовковым и мч. Николаем Копнинским; расстрелян. Имя А. внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 21 февр. 2001 г.

Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Д. П-77316.

Лит.: Дамаскин. Кн. 6. С. 383-398.

АЛЕКСАНДР АРЗАМАССКИЙ (Подгорченков Адриан Иванович)

АЛЕКСАНДР АРЗАМАССКИЙ (Подгорченков Адриан Иванович) (Подгорченков Адриан Иванович; 1758, Украина - 29.04.1845, Арзамас), архим. Род. в семье правосл. польск. шляхтича, рано осиротел. Окончил КДА. В 1779-1787 гг. служил в московском департаменте Камер-коллегии, откуда уволился по состоянию здоровья. В 1790 г. поступил в московский Новоспасский мон-рь, нес послушание соборного пономаря. В 1793 г. вместе с архим. Новоспасским Павлом (Пономаревым) приехал в С.-Петербург, где 12 марта был пострижен в монашество с именем А. митр. Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом (Петровым), 1 мая того же года рукоположен во диакона, а 5 мая - во иеромонаха. Ведя строгую иноческую жизнь, А. А. в 1797 г. отказался от приглашения митр. Гавриила переехать в Новгородскую епархию и быть возведенным в сан архимандрита.

В том же году А. А. был назначен казначеем Новоспасского мон-ря, а в 1798 г.- наместником. В 1799 г., стремясь к уединению, испросил увольнение от должности наместника и поступил в число больничных иеромонахов.

В 1810 г. А. А. был назначен архимандритом арзамасского Спасского мон-ря, к-рый перестроил на пожертвования, а в 1812 г.- первоприсутствующим в духовном правлении. В 1813 г. за усердную службу награжден зелеными бархатными скрижалями. В 1820 г. открыл Арзамасское библейское сотоварищество. С 1820 г. благочинный 5 мон-рей, с 1821 г. смотритель народных уч-щ, с 1822 г. смотритель открытого им в Спасском мон-ре арзамасского приходского уч-ща, с 1837 г. заведовал арзамасским уездным ДУ. В 1842 г. по состоянию здоровья ушел за штат. В 1843 г. награжден золотым наперсным крестом. Нес подвиг старчества, вел обширную духовную переписку. Находился в общении с афонскими и молдав. старцами, в т. ч. с прп. Паисием (Величковским). Наставлял юного Тимофея Путилова (буд. оптинский старец Моисей), по совету А. А. поступившего в Саровскую пуст. Был кроток и снисходителен с подчиненными, очень скромен в быту, раздавал все свое жалованье братии, монастырским служителям и бедным ученикам. Несмотря на слабое здоровье, был строгим постником, усердным молитвенником, носил вериги. Перед кончиной в течение 18 дней не принимал пищи, ежедневно причащаясь. Погребен в Преображенском соборе Спасского мон-ря.

Лит.: Житие и писания Молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. XI-XII. Прил.: 13 писем; Архимандрит Александр, настоятель Арзамасского Спасского монастыря. М., 1867; ЖПодв. Апрель. С. 299-309.

Н. Н. Крашенинникова

АЛЕКСАНДР АФТОНИЙСКИЙ

АЛЕКСАНДР АФТОНИЙСКИЙ - прп. (пам. сир. 29 янв.); авва из мон-ря Афтония в Месопотамии, почитается яковитами.

АЛЕКСАНДР ВАЛАС

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР, ВАРВАР И АКОЛУФ

АЛЕКСАНДР, ВАРВАР И АКОЛУФ [Колуф], мученики К-польские (пам. греч. 14 мая). Были обезглавлены за проповедь христианства. Время и место мученичества неизвестны, возможно, они пострадали в К-поле - именно там отмечалась их память. Иногда в их числе упоминается еще и св. Максим. Память святым мученикам переведена на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В XVI в. внесена под 14 мая в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 163).

Лит.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 26; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 97.

О. Н. З.

АЛЕКСАНДР ВЕЛИКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ВОИН

АЛЕКСАНДР ВОИН - мч. Египетский (пам. 9 июля) - см. Патермуфий, Коприй и А.

АЛЕКСАНДР ВОИН И АНТОНИНА ДЕВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ВОЛОГОДСКИЙ

АЛЕКСАНДР ВОЛОГОДСКИЙ (Баданин; 2.08.1843, г. Никольск Вологодской губ.- 10.03.1913, Вологда), свящ. Отец и дед - дьячки Сретенского собора в Никольске. В 1860 г. А. В. окончил Никольское ДУ, в 1866 г.- Вологодскую ДС. В 1868-1869 гг. преподавал рус. и церковнослав. языки в Солигаличском ДУ Костромской епархии, в 1869-1872 гг.- в Вологодском ДУ, с 1872 г.- в Тотемском ДУ Вологодской епархии. С 1876 г. служил помощником смотрителя в том же уч-ще, а с 1882 г.- учителем в Вологодском ДУ. 9 мая 1889 г. был рукоположен во диакона, 14 мая 1889 г. архиеп. Вологодским Израилем (Никулицким) - во священника и определен для служения в вологодский кафедральный собор. С 23 февр. 1891 г. служил в вологодской Вознесенской ц. (к 2000 разрушена), где стали явными его подвиги и раскрылись исключительные духовные дарования: ревностное служение, необычайное смирение, нищелюбие, исцеление болящих, дар прозорливости. В 1905 г. вышел за штат и стал принимать на дому людей всех сословий, просивших молитвенной помощи и совета (до 200 посетителей в день). Предсказал дату своей кончины. Погребен на Горбачевском кладбище Вологды (могила сохраняется и в наст. время). Посмертное почитание, начавшееся сразу же после кончины, не прекращается и в наст. время.

Подготовленные в 1998 г. по благословению еп. Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) «Материалы к канонизации священника Вознесенской церкви г. Вологды Александра Баданина (1843-1913 гг.)» были одобрены на заседании синодальной Комиссии по канонизации святых 9-10 февр. 1999 г. Память св. прав. А. определено праздновать 9 фев. и 10 мар.

Лит.: [Сообщение о кончине бывшего учителя Вологодского ДУ свящ. Александра Баданина 9 марта 1913 г.] // Вологод. ЕВ. 1913. № 6. С. 168; [Сообщение о кончине заштатного священника Вознесенской ц. г. Вологды Александра Баданина 68 лет, 9 марта] // Там же. № 7. С. 126.

Свящ. Алексий Сорокин

АЛЕКСАНДР ВОЧСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ

АЛЕКСАНДР ГЕФСИМАНСКИЙ (Алексий в схиме, в миру Алипий; 1800 - 8.05.1870, Гефсиманский скит), иеросхим. В молодости принадлежал к старообрядцам-поповцам, бежал из России и поселился в старообрядческом Мануйловском скиту в Молдавии. Под влиянием собственных размышлений и бесед с молдав. правосл. духовенством обратился в Православие и принял монашество в мон-ре Ворона близ Сучавы. В 1843 г. по ходатайству митр. Московского свт. Филарета (Дроздова) был переведен в Россию, в мон-рь Вифания близ ТСЛ. При устройстве в 1844 г. Гефсиманского скита А. Г. и обращенные некогда вместе с ним иноки были направлены туда. В 1845 г. А. Г. был рукоположен во иеродиакона, в 1847 г.- во иеромонаха. По свидетельству современников, жизнь А. Г. была уравновешенной, внешне ничем особенно не отличавшейся от жизни остальной братии. А. Г. не брался за особые подвиги подвижничества, но в том, что было положено для всех, никогда не делал себе послабления, был скромен, весьма сдержан в пище, не переносил празднословия. Обладая особым даром рассудительности, обрел среди братии уважение и имел преданных учеников. Последние годы жизни провел в затворе, был погребен на скитском кладбище близ Воскресенской ц.

Лит.: Первоначальные старцы Гефсиманского скита: Игумен Анатолий (в схиме Алексий), иеромонахи: Иларион, Израиль и иеромонах Александр. М., 18903.

АЛЕКСАНДР ГЭЛЬСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЛЕКСАНДР ДЕРВИШ

АЛЕКСАНДР ДЕРВИШ - нмч. (пам. греч. 26 мая). Родом из Феcсалоники. Юношей покинул родные места, спасаясь от домогательств некоего турка. Находясь в Смирне, по неизвестным причинам принял ислам и во время паломничества в Мекку вступил в одно из суфийских братств. В течение 18 лет А. Д. юродствовал, в обличье дервиша странствуя по завоеванным турками землям и ругая тур. правление. Оказавшись на Хиосе в дни Великого поста, он посещал все христ. богослужения, не снимая своего суфийского одеяния. Вернувшись в Смирну, А. Д. явился в суд, где сбросил чалму дервиша и надел христ. головной убор, объявив себя христианином. 26 мая 1794 г. не поддавшийся на угрозы и уговоры мученик был публично обезглавлен.

Лит.: ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 97; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 28; Μικρόν Ευχολόγιον. Σ. 427, 455; Meinardus. Saints of Greece. P. 11; ΝΜ. Σ. 217-221.

О. Е. Петрунина

АЛЕКСАНДР ДИАКОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница