Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АМАРНСКИЕ ПИСЬМА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АМАРНСКИЕ ПИСЬМА

АМАРНСКИЕ ПИСЬМА - клинописные глиняные таблички - исторический источник, освещающий период егип. господства в Вост. Средиземноморье в XIV в. до Р. Х., и в частности историю Ханаана до заселения его древними израильтянами. Обнаружены (преимущественно местными жителями) в 1887 г. в егип. селении Эль-Амарна (приблизительно 320 км южнее Каира на вост. берегу Нила), на месте древнего Ахетатона - резиденции фараона Эхнатона. Таблички много раз переходили из рук в руки и ок. 200 из найденных 380 были полностью разрушены, прежде чем попали к специалистам и были проданы европ. музеям. Позднее на месте обнаружения А. п. работали 4 археологические экспедиции: в 1891-1892 (рук. Ф. Питри), 1911-1914 (Немецкое об-во востоковедения - Deutsche Orientgesellschaft) , 1921-1923 и 1926-1937 (Об-во исследований Египта - Egypt Exploration Society). Большинство А. п. хранится в Египетском музее (Берлин), а также часть коллекции принадлежит Британскому и Египетскому (Каир) музеям. Имеются экспонаты в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств им. Пушкина.

Общепринятая нумерация опубликованных табличек следует изданиям: Knudtzon J. A., Weber O., Ebeling E. Die el-Amarna Tafeln mit Einleitung und Erläuterungen. Lpz., 1915. Bd. 1-2. (Vorderasiatische Bibliothek; 2); Rainey A. F. El-Amarna Tablets 359-379. Suppl. to: Knudtzon J. A. Die El-Amarna Tafeln. Kavelaer; Neukirchen-Vluyn, 19702. (AOAT; 8). Новейшие данные собраны в изд.: Moran W. L. Les lettres d'El-Amarna. P., 1987 (на англ. яз.: Tell el-Amarna Letters. Baltimore, 1992), где тексты снабжены филологическим комментарием и указателями.

Основную часть архива составляет дипломатическая переписка егип. фараонов XVIII династии Аменхотепа III и Эхнатона с царями Ассирии, Вавилона , Митанни, Хатти, Арцавы, Алашии, а также с правителями подчиненных городов-гос-в Вост. Средиземноморья: Зимридой из Сидона, Аммунирой из Берита (см. Бейрут), Абимилки из Тира, Риб-Адди из Библа (см. Гевал), Абди-Хебой из Иерусалима; с правителями Мегиддо, Гезера, Лахиса, Асора и др.

Ввиду отсутствия устоявшейся хронологии егип. династий нельзя точно определить временные рамки архива; приблизительно это 3-я четв. XIV в. до Р. Х.

Язык А. п. в основном аккадский, за исключением 2 писем на хеттском (№ 31, 32) и одного на хурритском (№ 24) языках. В посланиях иерусалимского царя Абди-Хебы встречаются отдельные западносемит. слова, служившие для разъяснения аккад. слов (Нир. С. 23).

Ок. 150 писем адресованы в Ханаан, присланы оттуда или касаются происходящих там событий. Цари ханаанских городов-гос-в обвиняют друг друга в неверности фараону, пытаясь заручиться его поддержкой и военной помощью. Во многом описание Ханаана в А. п. совпадает с библейским: деление страны на множество частей, в каждой из к-рых царствует свой правитель (ср.: № 74, 228, 238 и Нав 15. 45-47; 17. 11, 16; Суд 1. 27); союзы царей, время от времени создаваемые для увеличения военной мощи (ср.: № 366 и Нав 10-11); использование колесниц как боевой силы ханаанской армии. А. п. содержат первое упоминание об иерусалиме и сведения о движении хапиру, важного для истории возникновения евр. народа. Параллелью к библейским рассказам об Иосифе является упоминание в письмах царя Библа Риб-Адди, а также нек-рых др. правителей, влиятельного егип. чиновника с семит. именем Ианхаму (№ 83, 85, 86 и др.). Его должность при егип. дворе официально называлась «носитель царского опахала» (№ 106), но по своим полномочиям Ианхаму был наместником фараона в Сирии и занимался поставками зерна из Египта в зависимые сир. города. Упоминание Ианхаму показывает, что семит мог оказаться на влиятельном посту при егип. фараоне (даже после изгнания гиксосов), аналогичном тому, к-рый занимал Иосиф (Быт 41). В то же время в А. п. не упоминаются нек-рые встречающиеся в Библии ханаанские города (такие как Иерихон, Гай, Хеврон, Арад, Вирсавия, Иармуф). В А. п. население Ханаана предстает однородным, всех жителей называют «хананеями» (De Vaux, 1968), в ВЗ упоминаются различные этнические группы, к-рые населяют страну: аморреи, евеи, иевусеи, ферезеи, хеттеи, гергесеи (Нав 3. 10).

В наст. время в Тель-Авивском ун-те проводятся минералогические и химические исследования А. п. Предварительные данные уже позволили, в частности, уточнить место нахождения страны Алашия (запад Кипра). Появились также основания полагать, что ок. 10% писем из Ханаана были отправлены от имени различных ханаанских правителей из одного егип. центра - Газы.

Лит.:

Письма

Буррабуриаша фараону

Аменхотепу

IV //

Древний мир в памятниках его письменности.

М., 1915.

Ч.

1 :

Восток /

Сост.

Д.

А.

Жаринов и др.

С. 72-74;

Сергеев

В.

С.

Дипломатия древнего

Востока //

История дипломатии.

М., 1959

2 .

Т. 1.

С. 12-14;

Письма сирийских правителей египетскому фараону

Эхнатону //

Хрестоматия по истории

Древнего

Востока /

Ред.

В.

В.

Струве,

Д.

Г.

Редер.

М., 1963.

С. 280-282;

Pfeiffer Ch. F.

Tell el-Amarna and the Bible. Grand Rapids, 1963;

Vaux R. de. Le Pays de Canaan // Essays in Memory of E. A. Speiser / Ed. W. W. Hallo. New Haven, 1968. P. 23-30; Стучевский И. А. Телль эль-Амарнский дипломатический архив // Межгосударственные отношения и дипломатия на Древнем Востоке. М., 1987; Izre‘el S.

Amarna Tablets in the Collection of the Pushkin Museum of Fine Arts, Moscow // J. for Semitics. 1995. Vol. 7. P. 125-161; idem.

The Amarna Scholarly Tablets. Groningen, 1997;

Rainey A. F.

Canaanite in the Amarna Tablets: A Linguistic Analysis of the Mixed Dialect Used by Scribes from Canaan: In 4 vols. Leiden, 1996. (Handbuch d. Orientalistik; 1/25); Amarna in Retrospect: 1000 Years of Tell el-Amarna and Amarna Studies / Ed. B. J. Beitzel .

Winona Lake, 1999;

Na'aman N. Amarna Letters // ABD. Vol. 1 [Библиогр.]; Нир Р. Иерусалим в веках. Тель-Авив, 1999. Ч. 1: От иевусейского города к столице Израиля. С. 21-27.

В. В. Писляков

В начало энциклопедии