Приглашаем посетить сайт

Паустовский (paustovskiy-lit.ru)

Православная энциклопедия (А-К)
АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К

АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ

Аксумский собор Сионской Божией Матери

Аксумский собор Сионской Божией Матери

(Марьям-Сийон) [эфиоп. АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ , АКСУМСКИЙ СОБОР БОГОМАТЕРИ СИОНСКОЙ ]. Согласно легенде о происхождении эфиоп. царской династии от царя Соломона Иерусалимского и царицы Савской, официально признаваемой Эфиопской Церковью и подтвержденной Конституцией Эфиопской империи 1955 г., их сын Менелик I, родившийся в Эфиопии, в юношеском возрасте навестил своего отца в Иерусалиме.

Соломон признал его своим первородным сыном и, провожая на родину, отправил с ним всех детей первородных народа израильского, в т. ч. и сына-первосвященника. Тот, однако, не смог расстаться с Ковчегом Завета и поэтому выкрал Ковчег и увез с собой в Эфиопию. Похитители следовали Закону Моисея и чтили Ковчег, для к-рого Менелик I по примеру отца выстроил храм в г. Аксум. После Крещения Эфиопии св. Фрументием в IV в. он был освящен в честь Богоматери Сионской, где Ковчег Завета выполнял (и выполняет по наст. время) роль табота, соответствующего антиминсу в правосл. традиции. В эпилоге эфиоп. трактата «Кебре негест» (Слава царей), где это предание было изложено впервые, провозглашается богоизбранность и грядущий триумф Эфиопии, этого Нового Израиля, потому что она обладает как величайшей святыней - Ковчегом Завета, так и «верой православной, которая пребудет до Второго Пришествия».

Первое здание А. с. было возведено в сер. IV в., после обращения страны в христианство. Согласно археологическим данным, прежде на этом месте находилось языческое капище. А. с. неоднократно разрушался во времена войн и смут и отстраивался заново, так что его первоначальный облик был почти полностью утрачен. От аксумской эпохи дошло массивное основание собора, сложенное из обтесанных гранитных блоков. Предпоследнее здание А. с., представлявшее собой, по описанию португ. путешественника Ф. Альвариша, просторную базилику с 5 приделами, сгорело в 1533 г. при осаде Аксума мусульманами под предводительством Ахмада Ибрахима аль-Гази. Совр. постройка, довольно скромная по размерам, прямоугольная в плане, с 3 нефами, была воздвигнута по повелению царя Василида (1633-1667) зодчими в традициях инд. или индо-португ. архитектуры. Ее освятили в 1655 г. К 1965 г. рядом со старым было возведено новое, более обширное здание А. с. Начиная, очевидно, еще со времен Аксумского царства А. с. получал земельные пожалования от царей и феодалов, став одним из крупных землевладельцев средневек. Эфиопии.

Ист.: Kebra Nagast: Die Herrlichkeit der Könige / Hrsg. und Übersetz. v. C. Bezold. Münch., 1905; Liber Axumae / Ed. K. Conti Rossini. P., 1909; 1910. (CSCO. 54/Scr. Aethiop. 24 (Textus); 58/Scr. Aethiop. 27 (Versio). Ser. 2. T. 8); Alvarez Fr. The Prester John of the Indies / Ed. and transl. by C. F. Beckingham, G. W. B. Huntingford. Camb., 1961. P. 151.

Лит.: Budge E. A. W. The Queen of Sheba and her Only Son Menyelek. L., 1932; Munro-Hay S. Aksum: An African Civilisation of Late Antiquity. Edinburgh, 1991. P. 20-21, 109, 118, 209-211, 252; The Ethiopian Orthodox Tewahedo Church: Faith, order of worship and ecumenical relations. Addis Ababa, 1996. P. 65-67.

С. Б. Чернецов, С. А. Французов

В начало энциклопедии